Восточно-сибирский экономический район россии. Восточная Сибирь: население, промышленность и хозяйство

Экономический район Восточно-Сибирский - один из самых крупных и важных из 12 аналогичных территориальных единиц Российской Федерации. Обладая огромными ресурсами и экономическим потенциалом, он имеет существенное значение для развития инфраструктуры всей страны. Что же представляет собой экономический район Восточно-Сибирский, где он расположен, какими ресурсами обладает и каковы его особенности? Давайте подробно разберемся в данных вопросах.

Географическое расположение

Особенности географического положения - первое, чему следует уделить внимание. Это существенный фактор, который влияет как на климат региона, так и на его экономику.

Экономический район Восточно-Сибирский расположен в азиатской части Российской Федерации. Он занимает большую территорию географического Следует заметить, что данный экономический район территориально почти полностью совпадает с Сибирским федеральным округом. В состав района не входит только ряд западных регионов федерального округа.

Восточно-Сибирский район на западе граничит с Западно-Сибирским экономическим районом, на востоке - с Дальневосточным, на юге проходит граница России с Китаем и Монголией. Север района омывают воды Ледовитого океана.

Экономический район Восточно-Сибирский имеет площадь, равную 4,123 млн км 2 . Этот показатель превышает только размер Дальневосточного экономического района.

Таковы особенности географического положения данной территориальной единицы России.

Административное деление

Теперь установим субъекты Восточно-Сибирского экономического района. Он делится на шесть административных регионов:

  • Республика Хакасия.
  • Республика Тыва.
  • Республика Бурятия.
  • Иркутская область.
  • Красноярский край.
  • Забайкальский край.

Каждый регион, в свою очередь, делится на административные районы.

Крупнейший регион - Красноярский край. Его площадь составляет 2366,797 тыс. кв. км, что является вторым показателем после Якутии среди всех субъектов федерации. Затем по размерам территории следует Забайкальский край, Иркутская область и Бурятия. На карте можно визуально увидеть соотношения площади различных субъектов федерации данного экономического района. Наименьший размер территории имеет Хакасия (61 600 км 2 .).

Административные центры субъектов федерации района:

  • Абакан (Хакасия).
  • Красноярск (Красноярский край).
  • Кызыл (Тыва).
  • Улан-Удэ (Бурятия).
  • Чита (Забайкальский край).

Каждый из данных населенных пунктов имеет для региона особое значение. Это те города, которыми может гордиться Сибирь. Красноярск - крупнейший город данного экономического района. Численность жителей в нем превышает миллион человек. К тому же он считается центром экономического района.

Климат

Значительная протяженность с севера на юг послужила причиной наличия большого количества климатических поясов на территории данной территориальной единицы.

На островах Ледовитого океана расположены арктические пустыни с одним из самых низких температурных режимов на Земле. Снежный покров тут лежит круглый год. Вблизи побережья океана расположена зона тундры. Средняя температура в январе тут составляет -36 °C. На протяжении года имеется менее сорока дней, в течение которых температура превышает 10 °C. Этот отрезок времени считается летом. Немного южнее расположена лесотундра с невысокой растительностью, прохладным летом и холодной зимой.

Далее на юг следует тайга. Данная зона занимает большую часть экономического района. Её отличительной чертой является густая растительность, представленная главным образом высокими деревьями. Лето тут жаркое, а зима суровая.

Южнее расположены поочередно зоны лесостепи и степи. Они выделяются жарким летом и сравнительно прохладной зимой. В степи летом выпадает очень маленькое количество осадков, и растительность представлена низкорастущими растениями. Но, следует сказать, что зона лесостепей и степей занимает довольно маленькую территорию.

Также в горных местностях есть области высотной поясности, которые имеют специфические климатические характеристики.

Нужно отметить, что данный экономический район отмечен резко континентальным типом климата. Это объясняется значительной отдаленностью от теплых океанов. Поэтому суточное и годовое колебание температур на территории района довольно существенное.

Природные ресурсы

Природные ресурсы Восточно-Сибирского экономического района отмечаются довольно большим разнообразием и объемом запасов.

В регионе имеются крупные месторождения бурого и каменного угля, золота, нефти, железных, полиметаллических и медно-никелевых руд. Имеются также запасы асбеста, графита, поваренной соли, талька и слюды.

Но основные ресурсы экономического района - огромные объемы леса. По этому показателю он удерживает лидерство среди аналогичных территориальных структур в России.

Водоемы

К природным ресурсам можно отнести многочисленные реки и озера. В народном хозяйстве они используются не только для вылова и разведения рыбы, но и как транспортные артерии, а также источник электроэнергии.

Среди основных водоемов следует выделить озеро Байкал. Оно является наиболее глубоким озером в мире. Максимальная глубина составляет 1642 м. Кроме того, следует сказать о том, что запасы пресной воды в этом водоеме составляют 19% от мировых объемов.

Среди рек нужно выделить самую длинную реку России Лену (4400 км), Енисей и Амур. Кроме того, крупными водными источниками являются такие реки, как Нижняя Тунгуска, Хатанга, Селенга, Подкаменная Тунгуска. Очень важной рекой в экономике страны является Ангара, которая связывает Байкал и Енисей. На этой реке расположен ряд гидроэлектростанций, в том числе и вырабатывающих огромное количество электроэнергии.

Население района

Численность населения в изучаемом экономическом районе составляет 8,4 млн. чел. Плотность населения тут одна из самых низких в России, и составляет около 2 чел. на 1 кв. км. Ниже показатель только в Дальневосточном экономическом районе. При этом следует заметить, что южная часть имеет гораздо больший уровень заселенности, чем весь Восточно-Сибирский район в целом. Тут плотность населения достигает уровня в 30 чел. на кв. км.

По этническому признаку среди жителей экономического района численно преобладают русские. Их удельный вес превышает 80% от всего населения данного региона. Все остальные этнические группы значительно уступают им по количеству представителей. За русскими по численности идут буряты и тувинцы - коренные народы, населяющие Восточно-Сибирский экономический район. Население этого региона также представлено украинцами и татарами, занимающими, соответственно, четвертое и пятое место по численности.

Среди коренных народов следует выделить также шорцев, эвенков и долган. Но количество представителей данных этнических групп сравнительно небольшое. Так, представителей народа долган насчитывается всего чуть более 5,5 тыс. человек.

Нужно отметить, что численность населения района, начиная с 2012 года, неизменно растет, хотя с 1992 года происходило демографическое падение с сокращением количества жителей.

Промышленность

Экономическая характеристика района отмечается развитием как промышленности, так и сельского хозяйства.

Основной отраслью экономики является горнодобывающая промышленность. Существует ярко выраженная специализация Восточно-Сибирского экономического района на добыче полезных ископаемых. В частности, важное место занимает добыча угля, нефти, а также руд различных металлов, о которых уже говорилось выше.

Высоким промышленным потенциалом обладает Восточная Сибирь. Красноярск славится развитым тяжелым машиностроением и металлургической промышленностью. Кроме того, в городе имеется завод по производству медикаментов, а также предприятие, выпускающее телевизоры.

Животноводство достаточно хорошо развито на всей территории экономического района. Но специализация животноводческой отрасли зависит от конкретного региона. Так, в северных районах Красноярского края в условиях тундры хорошо развито оленеводство. На юге, в лесостепных и степных районах, сельскохозяйственные предприятия занимаются овцеводством. В частности, специализируются на тонко- и полутонкорунном направлении, а также мясошерстном и шерстном. В тайге развито разведение и промысел пушных зверей, а также другие направления звероводства. Кроме того, в центральных и южных регионах экономического района распространено пчеловодство. Рыболовство имеется практически повсеместно.

В целом, нужно отметить большую развитость в экономическом районе животноводства в сравнении с растениеводством. Продукции растениеводства, производимой тут, населению не хватает, поэтому её приходится довозить из других экономических районов России и из-за рубежа. Особенно это ярко выражено в отношении овощей и фруктов.

Транспортные пути

Транспортное сообщение является очень важным фактором для обеспечения экономической целостности района, территория которого раскинулась на многие тысячи километров.

Южные регионы экономического района с административным центром России и Дальним Востоком связывают железнодорожные пути. В частности, важную роль играет Транссибирская магистраль, строительство которой было начато ещё в 1891 году, и Байкало-Амурская магистраль, строившаяся с 1938 по 1984 годы. На больших расстояниях для перевозки пассажиров и грузов именно железнодорожный транспорт зарекомендовал себя как максимально эффективный.

Кроме того, в южной части экономического района проложен ряд важных автомобильных магистралей федерального значения. Наиболее значимые из них трассы Р255 Новосибирск - Иркутск (магистраль «Сибирь»), Р257 Красноярск - Монголия («Енисей»), Р258 Иркутск - Чита («Байкал»), Р297 Чита - Хабаровск («Амур»), А340 Улан-Удэ - Монголия, А350 Чита - Китай.

Намного хуже дело обстоит с транспортным сообщением в центральной и северной частях экономического района, расположенных в Красноярском крае. Железнодорожное сообщение тут вообще отсутствует. Имеются автомобильные дороги местного значения. Крупных магистралей в данной местности нет. Правда, имеются две трассы федерального значения, но они довольно короткие, так как связывают населенные пункты с аэропортами. Их важность как раз и состоит в обеспечении подъезда к коммуникациям стратегического значения. Это трасса А382, соединяющая Дудинку с аэропортом Алыкель, и дорога А383, которая обеспечивает подъезд из города Тура к аэропорту Горный.

Как мы видим, наземное сообщение в центральных и северных частях района развито довольно слабо. Особое значение приобрел речной транспорт. Реки Лена, Енисей, Хатанга, Подкаменная Тунгуска являются естественными магистралями, которые обеспечивают движение транспорта с юга на север и в обратном направлении. Учитывая значительные расстояния, довольно важное место занимает также авиационное сообщение.

На побережье Ледовитого океана находятся морские Диксон, Игарка, Нордвик. Они являются важными узлами не только для российского судоходства, но и для обеспечения международных сообщений.

Значение экономического района

Как видим, трудно переоценить значение Восточно-Сибирский района для страны. Он является источником значительного количества полезных ископаемых, таких как уголь, нефть, металлические руды, золото и др. Промышленный потенциал района тоже очень велик. Главные направления: металлургия, машиностроение, горнодобывающая отрасль.

Отдельно следует отметить уникальную природу региона с различными климатическими поясами: тут имеются арктические пустыни и тундры, тайга и степи. Тайга обладает огромными запасами древесины, тут развито звероводство, обеспечивающее страну ценными мехами. В Восточной Сибири имеются огромные водные запасы, а глубочайшее в мире озеро Байкал - настоящая жемчужина региона.

В тоже время следует сказать, что Восточно-Сибирский экономический район нуждается в улучшении инфраструктуры транспортного сообщения, а также в повышении благоустройства населения, проживающего здесь. Эти проблемы невозможно решить в краткосрочной перспективе. Их решение требует наличия стратегического плана развития на перспективу. Но важно не только иметь этот план, но и максимально точно придерживаться его реализации. А все необходимые ресурсы для воплощения его в жизнь в Восточной Сибири имеются.

Для Восточной Сибири характерно существенное преобладание промышленности над сельским хозяйством. В совокупной валовой продукции трех основных отраслей материальной сферы удельный вес промышленности в Восточной Сибири составляет 67,8%.

Важнейшей особенностью промышленности Восточной Сибири является довольно широкая ее отраслевая структура, но лишь немногие отрасли могут считаться отраслями специализации региона. Специфические экономические и природные условия предопределили рыночную специализацию Восточной Сибири преимущественно на отраслях добывающей промышленности и "нижних" этажах обрабатывающей промышленности, базирующейся в основном на использовании местных ресурсов сырья и топлива. К таковым относятся топливно-энергетический, горно-металлургический и лесопромышленный комплексы.

Отрасли топливно-энергетического комплекса формируются на основе добычи угля, использования уникальных гидравлических ресурсов, а в перспективе и освоения открытых в регионе крупных запасов нефти и природного газа. Добыча угля составляет в настоящее время около 90 млн т. Большая его часть (40,3 млн т) приходится на Канско-Ачинский буроугольный бассейн, где действуют Березовский, Назаровский, Ирша-Бородинский и другие угольные разрезы. Добыча угля исключительно открытым способом делает его самым дешевым твердым топливом в стране. Надо отметить, однако, что из-за невысокой теплотворной способности (2,8-4,6 тыс. ккал.), высокой влажности, сыпучести, возможности окисления и самовозгорания он не может транспортироваться на большие расстояния. Поэтому наряду с использованием его в качестве топлива местными тепловыми электростанциями (на нем работают крупнейшая ГРЭС России - Березовская мощностью 6,4 млн кВт, а также Назаровская, Ирша-Бородинская ГРЭС) ведутся работы по получению из угля жидкого топлива, а также транспортабельных брикетов. На базе углей бассейна идет формирование Канско-Ачинского ТПК.

Ведется добыча угля в Иркутском (Черемхово), Минусинском (Черногорск) бассейнах, Харанорском, Гусиноозерском и других месторождениях. На базе этих углей также работают крупные ГРЭС (Гусиноозерская, Харанорская и др.).

В ближайшее время должна начаться реализация программы освоения Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции, что позволит создать новый нефтегазодобывающий регион с годовой добычей 60 -100 млн т нефти., 20- 50 млрд м3 газа. В результате изменятся условия топливоснабжения, откроются возможности для экспорта 10-20 млн т нефти и 15-25 млрд м3 газа в Китай, Корею и Японию.

Электроэнергетика является отраслью рыночной специализации Восточной Сибири. Кроме тепловых здесь построены крупнейшие в России гидравлические электростанции - Саяно-Шушенская (6,4 млн кВт) и Красноярская (6 млн кВт) на Енисее; Братская (4,5 млн кВт) и Усть-Илимская (4,3 млн кВт) на Ангаре. На Ангаре ведется строительство еще одной крупной ГЭС - Богучанской (4 млн кВт). Вырабатываемая электроэнергия передается в другие районы страны.

Горно-металлургические отрасли Восточной Сибири имеют для хозяйства России исключительное значение. Здесь издавна ведется добыча золота. Особенно выделяются в этом отношении Читинская (Балей) и Иркутская (Бодайбо) области, а также Красноярский край. Добыча руды и производство концентрата вольфрама и молибдена ведутся на Жирекенском комбинате (Читинская область), в Сорске (Красноярский край) и Джидинском комбинате (Бурятия). Добыча олова и получение оловянного концентрата сконцентрированы исключительно в Читинской области (Шерловая Гора). Медь, никель и кобальт добываются и выплавляются в Норильске. Начинается освоение Удоканского месторождения меди в Читинской области. Здесь при участии иностранного капитала в ближайшее время предполагается построить крупный горно-обогатительный комбинат. По предварительным оценкам, прибыль от освоения этого третьего в мире по запасам меди месторождения составит около 7,5 млрд долл. Добыча полиметаллических руд ведется в Нерченском месторождении (Читинская область) и Красноярском крае (Горевское месторождение в низовьях Ангары).

Особо следует сказать об алюминиевой промышленности, которая получила здесь мощное развитие благодаря дешевой электроэнергии ГЭС Ангаро-Енисейского каскада. Крупнейшие алюминиевые заводы построены в Красноярске, Саяногорске, Братске, Шелехове. Для обеспечения сырьем этих предприятий в Ачинске построен глиноземный завод.

В составе горно-металлургического комплекса Восточной Сибири черная металлургия по сравнению с цветной развита значительно слабее. В регионе действуют лишь передельные металлургические заводы в Красноярске ("Сибэлектросталь") и Петровске-Забайкальском. Добываемая железная руда идет на металлургические комбинаты соседней Западной Сибири.

Отрасли лесопромышленного комплекса, включающего лесозаготовительную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, сосредоточивают около 1/4 всего промышленно-производственного персонала и дают примерно 1/6 часть всей промышленной продукции Восточной Сибири. Вывоз деловой древесины составляет более 22% от республиканского уровня (Восточная Сибирь лишь немного уступает Северному району). Причем надо отметить, что в этом крупнейшем лесо-сырьевом регионе расчетная лесосека используется пока только на 38%, хотя себестоимость древесины на 20% ниже, чем в европейской части. Правда, в настоящее время непомерно возросшие тарифы на перевозки сводят на нет более низкую себестоимость заготовок.

Освоение громадных лесных ресурсов Восточной Сибири находится пока на низком уровне, что объясняется недостаточным развитием деревообрабатывающих отраслей и транспортной сети. В районах, расположенных вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, ведутся интенсивные лесоразработки, а в районах, не связанных с ней транспортными артериями, особенно находящихся севернее ее, подавляющая часть лесов абсолютно не используется.

Значительный удельный вес лиственницы в лесах Восточной Сибири затрудняет лесозаготовки, так как применение ее в народном хозяйстве ограничено, а при сплаве происходят большие потери. Поэтому важной проблемой лесной промышленности района следует считать организацию переработки лиственницы на местных ЦБК и сплаве ее без потерь.

В местах пересечения сплавных рек и лесовозных дорог с железными дорогами выросли крупные центры лесопиления - Лесосибирск, Тулун, Зима и др. Вообще же в деревообрабатывающей промышленности Восточной Сибири в наибольшей степени развито менее трудоемкое производство пиломатериалов (1-е место в России), чем более трудоемкие производства клееной фанеры, древесных плит, мебели.

Аналогичная ситуация характерна для целлюлозно-бумажной промышленности, где наибольшее развитие получили менее трудоемкие производства целлюлозы и картона по сравнению с очень малыми объемами (всего 2,1% российского) трудоемкого производства бумаги. Крупные целлюлозно-бумажные (картонные) комбинаты созданы в Братске, Усть-Илимске, Красноярске, Байкальске, в Бурятии (Селенгинский комбинат).

Промышленность района, прежде всего цветная металлургия, лесная, топливно-энергетическая, требует развития металлоемкого, нетрудоемкого машиностроения (производство горного, энергетического, подъемно-транспортного, металлургического), оборудования, а сельское хозяйство - производства сельскохозяйственной техники, приспособленной для работы в специфических природных условиях Сибири. Однако в районе производится большое количество продукции трудоемких отраслей машиностроения - приборы, электротехнические изделия, самолеты. Объем производства различных видов этих изделий превышает потребности региона, поэтому более половины их вывозится за пределы района, в том числе и в европейскую часть страны (например, холодильники, компрессоры, низковольтная аппаратура). В то же время значительная часть продукции малотрудоемких и материалоемких отраслей (грузовые автомобили, тракторы и др.) в Восточную Сибирь завозится, причем не из соседней Западной Сибири, а из европейских районов страны. Это указывает на недостаточно рациональную структуру машиностроительного комплекса Восточной Сибири.

Машиностроение и металлообработка занимают все более заметное место в промышленности Восточной Сибири. На долю отрасли приходятся около 20% численности занятых в промышленности, 14% промышленной продукции и 12% промышленно-производственных основных фондов района. Правда, это значительно ниже, чем в среднем по России. Машиностроение Восточной Сибири отличается преобладанием ремонтных работ и широкой номенклатурой производимых изделий. Здесь представлены почти все подотрасли машиностроения, учитываемые в форме статистической отчетности, но уровень их концентрации невелик.

Большая часть машиностроения сосредоточена в Красноярском крае, Иркутской области, Хакасии и Бурятии. В Читинской области и Туве эта отрасль развита слабо. Важнейшие центры - Красноярск (завод сельскохозяйственного машиностроения, выпускающий комбайны "Сибиряк", завод тяжелых экскаваторов, завод "Сибтяжмаш" - оборудование для алюминиевой и цементной промышленности и др.), Иркутск (завод тяжелого машиностроения - драги, металлургическое оборудование, предприятия станкостроения и электротехники, авиационный завод). Крупнейший завод по производству грузовых вагонов построен в Абакане, комплекс электротехнических предприятий - в Минусинске. Есть крупные предприятия в Улан-Удэ (ремонт локомотивов и вагонов), Чите (производство холодильных установок, автосборочный завод), Качуге (судостроительный завод).

Все большее значение в структуре хозяйственного комплекса получает химическая промышленность, которая дает сейчас более 4% промышленной продукции района и около 3,5% продукции данной отрасли в России. На основе химической переработки древесины развито производство синтетического каучука (дивинил из вискозной целлюлозы), а на его основе - резины и шин. Для этих же целей используются и отходящие газы нефтепереработки. На базе полукоксования Черемховских углей создано производство азотных удобрений и метанола. С каждым годом усиливаются связи химии с цветной металлургией, дающей отрасли серную кислоту. Поваренная соль используется для получения хлора и его производных (каустическая сода и др.).

Химическая промышленность в целом еще не стала отраслью специализации Восточной Сибири, хотя отдельные ее производства приобрели в последние годы важное межрайонное значение. В частности, доля региона в российском производстве каустической соды составила 22,5%, химических волокон и нитей - 13,5%, пластмасс и синтетических смол - 12%. Значительно также производство синтетического каучука, автомобильных и тракторных шин.

Наибольшее развитие химическая промышленность получила в Иркутской области и Красноярском крае. В Иркутской области сложились два крупных химических комплекса - Ангарский и Усолье-Сибирский. Первый представлен переработкой нефти, производством аммиака, азотной кислоты, химических волокон, пластмасс, азотных удобрений. В Усолье-Сибирском на основе местной поваренной соли производят хлор, каустическую соду, а также карбид кальция, химико-фармацевтическую продукцию. В Красноярске ведется химическая переработка древесины, производятся синтетический каучук, шины, искусственные волокна, вискозный корд и ткани, фотобумага. В Ачинске действует крупный нефтеперерабатывающий завод.

Строительство крупнейших электростанций, промышленных объектов привело к значительному развитию в Восточной Сибири промышленности строительных материалов. Мощные цементные заводы действуют в Красноярске, Ангарске, Ачинске (работает на отходах крупнейшего в России Ачинского глиноземного завода). Производство стеновых материалов, панелей и блоков ведется на предприятиях Братска, Иркутска, Красноярска, Читы, оконного стекла - в Улан-Удэ, Тулуне. Много кирпичных заводов.

Легкая промышленность. Производство товаров народного потребления в регионе как в абсолютных, так и в относительных показателях значительно отстает от средних по России. Из предприятий текстильной промышленности следует выделить Канский хлопчатобумажный комбинат, Читинский и Черногорский камвольно-суконные комбинаты, Красноярский шелковый комбинат. Трикотажные изделия выпускаются в Абакане, Чите, Улан-Удэ. Развиты кожевенно-обувная промышленность (Абакан, Канск, Усолье-Сибирское, Красноярск, Иркутск и др.), а также пошив меховых изделий. Но для Восточной Сибири этого недостаточно. В условиях становления рыночных отношений, усиления социальной направленности экономики именно отрасли, производящие товары народного потребления, должны получить приоритетное развитие. Причем данную проблему вполне можно решить за счет малого бизнеса, развития малых предприятий, не привлекая средств из государственногобюджета.

Отрасли агропромышленного комплекса. В валовом республиканском производстве сельскохозяйственной продукции на долю Восточной Сибири приходится около 5%. В структуре производимой продукции более 3/5 ее стоимости приходится на животноводство. Об уровне развития сельского хозяйства Восточной Сибири свидетельствуют такие цифры. Все сельскохозяйственные угодья, находящиеся в пользовании предприятий и хозяйств региона, составляют почти 23 млн га (более 10% российских), в том числе пашня - 9,5 млн га (около 7% российских пахотных земель). Тем не менее производство зерна, овощей, мяса, молока и других продуктов питания в расчете на душу населения здесь ниже республиканского уровня.

Земледелие Восточной Сибири отличается узкой отраслевой структурой при почти полном отсутствии технических культур. Из-за резко континентального климата в зерновом клине района преобладает яровая пшеница (более 40%), а также менее требовательные к теплу культуры - рожь, ячмень, овес. Довольно высок удельный вес посевов зернобобовых культур, идущих на фураж. Это объясняется сравнительно малым количеством сенокосов и необходимостью обеспечения кормами животноводства главным образом за счет земледелия.

Основная отрасль рыночной специализации животноводства - овцеводство. Это связано с возможностью круглогодичного содержания овец на подножном корму. По поголовью овец и коз Восточная Сибирь уступает лишь Поволжью и Северному Кавказу. По производству шерсти на душу населения она вдвое превосходит среднереспубликанский уровень.

Для разведения крупного рогатого скота недостаточна кормовая база и, кроме того, это гораздо более трудоемкая отрасль животноводства. Особенно это относится к молочному направлению скотоводства.

В Северных районах развито оленеводство, но оно, так же как и скотоводство, свиноводство, птицеводство, направлено на удовлетворение внутрирайонных потребностей. Межрайонное значение имеют кроме овцеводства, лишь пушное звероводство и пушной промысел, которые также являются отраслями специализации.

Среди подотраслей пищевой промышленности наибольший удельный вес в регионе имеет мясная, причем четверть ее продукции приходится на мясные консервы. Второе место принадлежит молочной промышленности. Развиты также соляная, мукомольно-крупяная и др. В целом, однако, внутренние потребности региона его аграрно-промышленный комплекс пока не удовлетворяет. Хотя необходимые условия для этого имеются. Решение проблемы видится в скорейшем принятии закона о земле, проведении решительных преобразований в агропромышленном секторе экономики.

Транспорт и экономические связи. Большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали и ответвлений от нее, таких, например, как дорога Тайшет - Братск - Усть-Кут, связавшая недавно построенный БАМ с Транссибом, и Тайшет - Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской. Однако железнодорожная сеть развита еще слабо.

Железные дороги сконцентрированы на юге района и имеют преимущественно широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба) проложены дороги Хребтовая - Усть-Илимск, Решеты - Богучаны, Ачинск - Абалаково, обеспечившие необходимые условия для строительства гидроэлектростанций и вывоза древесины.

Важное значение имеет речной транспорт. Он удачно взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые происходит соединение речного судоходства с морским, - Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.

Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных дорог, но развита она слабо. Наиболее известны Усинский тракт (Абакан - Кызыл),- автомагистраль от Абазы (Хакасия) к Ак-Довураку (Тува). Нефтепроводом Восточная Сибирь связана с Западной Сибирью и Поволжьем. Важное значение имеет авиационный транспорт, без которого на необъятных просторах региона трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

Важной особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является двухкратное преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления. Наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной Сибирью.

1. Каковы основные отрасли специализации Восточной Сибири? Какие условия определили их развитие?

Восточная Сибирь специализируется на производстве дешевой электроэнергии, цветной металлургии, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Развитие данных отраслей базируется на наличии огромных запасов природных ресурсов. Наличие топливных и рудных минеральных ресурсов. Большое количество рек с высоким гидроэнергопотенциалом. Высокая лесистость региона.

2. На севере Восточной Сибири вокруг г. Норильска сформировался промышленный район. Какие причины способствовали его развитию? Какие отрасли здесь представлены? По материалам периодической печати охарактеризуйте современное состояние промышленности района.

Запасы руд Норильского промышленного района - одно из самых ценных богатств Сибири, они не имеют себе равных в мире. Сейчас здесь выплавляется более 2/3 российской меди, более 80% никеля, почти вся платина и весь кобальт, а также редкий и очень ценный металл палладий. Норильский район дает значительную долю мирового производства никеля и платины, поэтому он оказывает влияние на мировые цены на эту продукцию. Металлургия Норильска двадцать первого века – это и революционное преобразование никелерафинировочного производства. Замена технологии 50-х годов на современную – выщелачивание файнштейна – позволит резко, до 30%, снизить эксплуатационные затраты, практически исключить потери продукции на конечных этапах переработки, внедрить современные технологии, серьезно улучшить экологическую обстановку в регионе. Благодаря эффективному собственнику и его принципиальной позиции компания способна ежегодно вкладывать до $400-500 млн. в программу модернизации. В сотрудничестве с такой мощной компанией, как «Норильский никель», заинтересованы многие фирмы аналогичного класса. В их числе – финский концерн «Оутокумпу». Среди производителей металлов фирма «Оутокумпу» отличается тем, что самостоятельно разрабатывает необходимые производственные технологии и с успехом реализует результаты этой работы, продавая свои технологии другим металлургическим компаниям. Сотрудничество между концерном «Оутокумпу» и «Норильский никель» началось в начале 70-х годов. Его результат – строительство на «Надежде» двух плавильных цехов по проекту финской фирмы. Технология процесса взвешенной плавки, разработанная специалистами «Оутокумпу», более 20 лет применяется на Надеждинском металлургическом заводе, который призван стать базовым предприятием Заполярного филиала компании в новой норильской металлургии двадцать первого века.

3. Как вы считаете, для Восточной Сибири экономически выгоднее сотрудничество с Европой (европейской частью) или с Азиатско-Тихоокеанским регионом?

Исходя из географического положения Восточной Сибири для Восточной Сибири одинаково выгодным может быть сотрудничество и с Европой и с Сибирью. Путь к Азиатско-Тихоокеанскому региону из Восточной Сибири короче.

По удельному весу промышленного производства ли­дировали: Тюменская обл. - 39%, Томская и Кемеровская обл. - 38%, а по удельному весу сельского хозяйства Республика Ал­тай - 24,5% и Алтайский край - 16,5%. В производстве услуг выделялись Новосибирская обл. - 57% и Республика Алтай - 52%, предоставляющие комплекс научных и коммерческих ус­луг - первая и рекреационных - вторая.

Промышленные комплексы. Отрасли рыночной специализа­ции Западно-Сибирского экономического района входят в состав ТЭК (топливная), металлургического (черная металлургия) и ма­шиностроительного комплексов. Топливная промышленность Западной Сибири имеет обще­российское и мировое значение благодаря добыче, транспорти­ровке и переработке уникальных нефтегазовых и угольных ресурсов. Добываемые здесь нефть и газ осваивают значительную часть инвестиций в промышленность России и обеспечивают регулярные валютные поступления в федеральный и региональ­ный бюджеты.

Западная Сибирь является главной базой нефтедобычи в Рос­сии

Суммарная протяженность системы транспортировки запад­но-сибирской нефти около 35 тыс. км,. Из Ханты-Мансийского АО со­оружены 10 магистральных нефтепроводов, транспортирующих нефть в сторону российских городов: Челябинска, Красноярска, Иркутска, Омска, Киришей (Ленинградская обл.) и Альметьевска, а также за рубеж - в Вентспилс (Латвия), Чимкент (Казахстан), в Одессу (Украина). В настоящее время нефть стала поступать на побережье Финского залива, где введены в эксплуатацию тер­миналы для экспорта нефти.

В г. Омске размещается один из лучших в стране нефтепере­рабатывающих заводов, выделяющийся рекордной для России глубиной переработки нефти - порядка 80%. Нефть перерабатыва­ется также в Тюменской обл. - в г. Тобольске. Имеются благо­приятные предпосылки для переработки нефти и попутного газа в местах нефтедо­бычи - в Тюменской и Томской обл., для чего намечается строи­тельство экономичных мини-НПЗ, призванных обеспечивать ме­стные потребности в топливе.

Добыча природного газа сосредоточена в Надым-Пуртазовском районе Ямало-Ненецкого АО, Газотранспортные системы, берущие начало в этом районе, следуют тремя коридорами на юго-запад - в центр России и далее в сторону Украины,Центральной и Западной Европы. Крупнейшие Уренгойское и Ям-бургское месторождения, по мнению большинства экспертов, ос­танутся базовыми в районе на обозримую перспективу,

Добычу газа в северных районах Западной Сибири намечает­ся значительно увеличить за счет освоения Ямальского газопро­мыслового района. Первый этап освоения Ямальских месторож­дений происходит на базе использования действующей системы газопроводов, проложенных из Надым-Пуртазовского района, с подключением к ней новых газопроводов системы Ямал-Ев­ропа, первая магистраль которой отчасти уже сооружена. Добыча газа на полуострове Ямал должна полностью обеспечить внут­ренние потребности России и увеличение экспорта.

Угольная промышленность Западной Сибири сконцентриро­вана в Кемеровской обл., где активно разрабатываются место­рождения Кузбасса и бурые угли Итатского месторождения Канско-Ачинского бассейна.

Коксующиеся угли Кузбасса поступают на крупные предпри­ятия черной металлургии Западной Сибири (Кемеровская обл.) и Урала. Энергетические угли Кузбасса и Канско-Ачинского бассейна обеспечивают не только Западно-Сибирский, но и боль­шинство рынков европейской части России.

Электроэнергетика ЗСЭР в основном тепловая, работающая на попутном газе: Сургутские ГРЭС 1 и 2 я) и Нижневартовская ГРЭС в Ханты-Мансийском АО, а также на угле: ЮжкузбассГРЭС, Беловская и Томь-Усинская КЭС, не­сколько крупных ТЭЦ в Кемеровской обл., Омске, Новосибирске и Томске. Завершается строительство крупной газовой ГРЭС в г. Уренгое Ямало-Ненецкого АО. Есть единственная крупная Но­восибирская ГЭС на р. Обь (400 Мвт).

Черпая металлургия ЗСЭР сосредоточена в Кемеровской обл.: Новокузнецкий металлургический комбинат и Западно-Сибир­ский завод полного цикла, Гурьевский передельный завод. Про­изводство готового сортового проката и стальных труб имеется в г. Новосибирске.

Машиностроительный комплекс , крупнейшие центры кото­рого размещены в Новосибирской, Омской, Кемеровской обл. и Алтайском крае, включает: станкостроение (производство ткацких станков), энергетическое, сельскохозяйственное и ра­диотехническое (г. Новосибирск), угольное (в городах Анжеро-Судженск, Киселевск, Прокопьевск Кемеровской обл.); пред­приятия по производству металлорежущих станков, паровых котлов, дизелей, грузовых вагонов и тракторов (в Алтайском крае). В Омской обл. развивается авиакосмическое объединение «Полет».

В Алтайском крае приоритет отдается расширению производства дизельных двигателей на алтайских моторных за­водах, а также тракторов и энергетического оборудования.

Химическая и нефтехимическая промышленность. Совре­менные нефтегазохимические комплексы развиваются в городах Тобольске (Тюменская обл.), Омске и Томске, где налажено произ­водство различных полимеров, синтетических смол и пластмасс.В Омске производят также синтетический каучук и шины. Ис­кусственные волокна выпускают в Новосибирске и Барнауле Ке­меровской обл. Крупное производство азотных минеральных удобрений с параллельным выпуском серной кислоты и других химических продуктов на базе коксохимии на ОАО «Азот» в Ке­меровской обл. В той же области в г. Прокопьевске развивается производство резиновых изделий. В г. Северске Томской обл. Си­бирский атомный химический комбинат в настоящее время на­лаживает производство редкоземельных элементов.

Агропромышленный комплекс выделяется своими размера­ми - это 1/6 всех сельскохозяйственных угодий страны, ком­пактно размещенных, в основном, в зоне южно-сибирских сте­пей и лесостепей Омской, Новосибирской и юга Тюменской обл. Местное сельское хозяйство имеет зерново-животноводческое направление.

К началу 2000-х гг. сельское хозяйство ЗСЭР производило око­ло 11%.

В районе ведутся работы по орошению Кулундинской степи и осушению Барабинской лесостепи. Особую направленность име­ет сельское хозяйство в северных районах, где распространены оленеводство, рыболовство, пушной промысел и звероводство, а также в районах Горного Алтая, где преобладают пантовое оле­неводство, заготовки лекарственных растений и пчеловодство.

Транспортный комплекс Западной Сибири наибольшее раз­витие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магист­рали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи

Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложе­на магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района).

Важнейшие автомобильные дороги: Тюмень - Омск, Тю­мень - Сургут, Кемерово - Барнаул, автомагистраль в сторону Красноярска, а также Чуйский тракт в сторону Монголии. Же­лезные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимает­ся большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Значительная часть северного за­воза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Восточная Сибирь - территориальная единица России, которая расположена к западу от Енисея. Восточной границей региона выступают водораздельные хребты, идущие вдоль тихоокеанского побережья.

Богатые земли Восточной Сибири имеют огромный потенциал для индустриального развития, но сегодня используются менее чем на 10 %.

Население

Среди всех регионов Сибири, только Восток характеризуется депопуляцией населения. Ежегодно фиксируется снижение численности жителей на 2,5 % от каждой 1000 людей. Даже такой небольшой показатель приводит к тому, что некоторые области Восточной Сибири близки к тому, что в ближайшие годы они не будут заселены.

Что касается средней плотности населения в регионе, то она в 4 раз ниже, аналогично показателя по стране. При этом в Эвенкийском округе эта цифра составляет 3 чел. На 100 км 2 , в то время как в южной части региона количество населения даже превышает средние государственные показатели. По этнической принадлежности коренные жители региона являются носителями многих национальностей и культур. Смешение этнических групп происходило несколько веков, поэтому определить принадлежность современного населения к любой из них достаточно сложно. По территориальной привязке восточной Сибири проживают народы тюркской, монгольской и других групп.

Промышленность Восточной Сибири

Несмотря на малочисленность населения, Восточная Сибирь является хорошо развитым промышленным регионом со специализированной структурой. Особенностью является то, что производственное направление каждой области обусловлено доступностью ресурсной базы.

Все промышленные восточносибирские центры - это населенные пункты, в которых развиты несколько направлений одной отрасли. Исключением являются лишь несколько самых крупных городов, в которых промышленность имеет более сложную структуру. Развить несколько отраслевых направлений смогли лишь такие города, как Чита, Красноярск, и Иркутск, благодаря наличию железнодорожного сообщения.

Наиболее развитым направлением промышленности в Восточной Сибири выступает цветная металлургия, удельный вес которой составил около 30 % от общих показателей страны. Переработка сырья осуществляется на нескольких предприятиях среднего звена.

Второй отраслью промышленности, которая имеет для страны важное значение, является лесобумажное производство. Продукция данной отрасли Восточной Сибири занимает 17 % от общегосударственного объема.

В целом регион богат природными ископаемыми и имеет все предпосылки для активного индустриального развития. Но пока, есть более экономично выгодные и транспортно доступные месторождения, Восточная Сибирь остается не особо развитым и мало заселенным регионом страны.

Сельское хозяйство Восточной Сибири

Агропромышленный комплекс восточной части Сибири представлен несколькими направлениями, среди которых растениеводство, рыболовство, животноводство и другие виды сельскохозяйственных промыслов. В сельском хозяйстве задействована четверть населения региона.

Большая часть выделенных под сельскохозяйственные угодья земель в регионе приходится на пастбища и сенокосы, что способствует развитию мясного и молочного животноводства.

В некоторых областях специализируются на развитии овец, и заготовке шерсти. Что касается земледелия, то больше всего в регионе оно направленно на выращивание основных зерновых культуры, в частности на пшеницу, ячмень, овес и другие.

Богатство флоры и фауны региона, позволило сельским жителям кроме основных направлений сельского хозяйства, получать выгоду от других видов промысла. В том числе, от сбора грибов и ягод, охоты, рыбной ловли и других.