Взыскание задолженности по ЖКХ: варианты и возможные исходы. Взыскание задолженности за услуги жкх

Одна из наиболее острых проблем в России на сегодняшний день.

Происходит ухудшение экономической ситуации и, как следствие этого, рост цен на продукты питания, лекарства, услуги связи, тарифы на свет, газ, воду и т. д. Однако размер заработной платы, пенсий и пособий остался на том же, докризисном уровне, что привело к дефициту семейных бюджетов у населения. Естественно, чем-то приходится жертвовать в этой ситуации - отсюда возрастает долг за коммунальные услуги. Именно о них, а также о способах взыскания и ответственности за неуплату подробно поговорим далее в статье.

Последствие первое - начисление пени

За неуплату вовремя необходимой суммы предусмотрена пеня+долги по коммунальным услугам.

Рано или поздно заплатить по ним придется, только управляющая компания имеет право добавить 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за 1 день просрочки. Каждый год этот процент разный, на сегодняшний день он составляет 10,5 % годовых.

Пример начисления пени

Допустим, некий гражданин по фамилии Петров Б. Б. имеет долг: жилищно-коммунальные услуги - 10 тыс. рублей, электричество - 15 тыс. рублей. Компания А, которая является поставщиком электроэнергии, начислит пеню:

15 тыс. - сумма долга, умноженная на 0.105 процента. Получается 1575 рублей, этот результат необходимо разделить на 300, итого: 5.25 рубля за каждый день просрочки.

Конечно, на первый взгляд, сумма небольшая, но задумаемся, а стоит ли вообще доводить до подобных мер, если все равно придется оплатить всю сумму.

Долг за коммунальные услуги может быть потребован через суд, если в добровольном порядке должник отказывается его выполнять. Решение принимается в форме судебного приказа. Немного о том, что это такое.

Судебный приказ или в чем разница?

Юридически неграмотные люди ставят знак равенства между и решением.

Однако это совершенно разные постановления:

  • Приказ принимается судьей в единоличном порядке, на основе письменных доказательств, не вызывающих сомнения с точки зрения закона. Стороны на заседания не приглашаются, и позиция ответчика не выслушивается. Это значит, что должник не придет на суд и не заявит, что на самом деле он платил, все чеки сохранились и т. д. Такой процесс изначально предполагает результат заседания: придется полностью заплатить долг (коммунальные услуги), суд к тому же прибавит к нему пени, государственную пошлину, а также сбор по исполнительному листу судебных приставов, несмотря на то, что гражданин, может быть, совсем ничего не должен поставщикам услуг.
  • Решение выносится на основе судебного спора с ходатайствами, мнениями сторон на основе равенства всех перед законом. В ходе процесса должник может присутствовать, высказывать свои мнения, предъявлять доказательства и т. д. Если гражданину приписали долг по ошибке, например, при сбое информационной системы, то он может предъявить все сохраненные чеки в качестве оправдания.

Судебный приказ, в случае несогласия с ним, можно отменить в течение десяти дней с момента его принятия. Для этого не требуется приводить никаких доводов и аргументов - достаточно просто написать в возражении: «С решением не согласен, прошу его отменить». Этого будет достаточно для соответствующих процессуальных действий.

Однако судебный приказ отменяют те граждане, которые не оспаривают своих обязательств, а делают это с целью отсрочить взыскание долгов за жилищно-коммунальные услуги, так как их поставщикам в этом случае придется подавать в другой суд, а это займет определенное время.

Последствие второе - ограничение снабжения

Правительство Российской Федерации еще в 2011 году разрешило управляющим компаниям приостанавливать должникам снабжение после 30 дней после предупреждения.

Возможные ограничения налагаются в случае неполной оплаты в размере трех минимальных размеров оплаты труда, которые исчисляются в соответствии с нормативами ее потребления, независимо от приборов учета, находящихся в квартире. Это значит, что неважно, что гражданин уехал в командировку, не оплатив за воду, например, а потом несколько месяцев не пользовался водой. Воду у него все равно отключат, так как компания будет думать, что никакого прибора учета у него нет, и, достигнув необходимой нормативной отметки, перекроет вентиль.

После того как долг за коммунальные услуги будет погашен, компания-поставщик услуги должна возобновить снабжение не позднее двух дней.

Последствия третье - выселение из жилья

Долги по квартире за коммунальные услуги могут привести к выселению из жилья. Конечно, здесь имеются в виду граждане, которые нанимают его по договору социального найма. Долг собственника (коммунальные услуги) не может привести к выселению, так как в этом случае будет нарушено право собственности, закрепленное в Конституции.

Но для тех граждан, которые заключили договор социального найма с муниципальными властями, такая мера возможна, но только по решению суда. Ни местные власти, ни управляющая компания не вправе самостоятельно принимать подобные решения. Суд в ходе заседания будет разбираться с причинами неуплаты. Возможно, они являются уважительными: болезнь должника, сокращение на работе, задержки при выплате заработной платы, гражданин является инвалидом и т. д.

Правильные действия должника во избежание проблем

Чтобы попробовать избежать вышеперечисленных проблем, разберем правила поведения.

Первое, что необходимо сделать, получив уведомления о долге, - сверить все расчеты. Часто бывает, что компании «ошиблись», а у жильцов нет соответствующих чеков и квитанций, чтобы доказать свою правоту.

Второе - если долг все-таки есть, необходимо попробовать договориться с поставщиками услуг о возможной отсрочке, предоставлении рассрочки с целью предотвратить ограничение поставки. В компании тоже люди, и они могут понять материальное положение. По крайней мере, подобные действия будут на руку в суде при разбирательствах - это может смягчить решение суда, хотя от обязательств по уплате не спасет.

Нужно знать, что иногда рассрочка предоставляется в обязательном порядке: если стоимость услуги стала на 25% выше, например, чем в аналогичном месяце прошлого года.

Отключение (ограничение) снабжения может осуществляться только тогда, когда остальным гражданам это никак не навредит. Например, технически нет возможности отключить воду в сельской местности для одного дома. Необходимо провести определенные технические работы для этого. Но все затраты придется заплатить должнику рано или поздно, если это произойдет.

«Не ваше дело!», или Участие коллекторских агентств

Некоторые управляющие компании заключают договоры по «выбиванию» долгов с коллекторскими агентствами. В судебной практике встречались случаи обращения последних в суд. При доказанности факта наличия долга он иногда выносил решение в пользу истца.

Однако стоит заметить, что Федеральная антимонопольная служба Восточно-Сибирского округа указала, что внесудебное взыскание с граждан задолженности по услугам ЖКХ недопустимо, оно нарушает ст. 35 Конституции РФ. В этом указе речь идет именно о коллекторских агентствах, так как долги граждан за коммунальные услуги не связаны с их деятельностью. Другими словами, ФАС юридическим языком сказал подобным предприятиям «не ваше дело».

Суд прошел - долг остался, или Бесполезное за коммунальные услуги

Очень часто происходят случаи в судебной практике, когда суд вынес решение в пользу ЖКХ, а с должника, как говорится, и взять нечего. Это происходит в следующих ситуациях:

  • Единственное жилье.
  • На конфискованной земле ведется предпринимательская деятельность: ферма, теплица и т. д.
  • Денежные поступления на счета составляют прожиточный минимум на всех членов семьи.
  • Должник является инвалидом, у которого нельзя конфисковать имеющийся автомобиль.

Другими словами, долги есть, а взыскать их не представляется возможным. Многие сотрудники жилищно-коммунальных хозяйств пытаются в досудебном порядке решить проблемы с должниками, предоставляя различные рассрочки, некоторых, например, трудоспособных неработающих должников нанимают на разовые работы, не требующие специальных профессиональных знаний в счет уплаты определенной суммы долга и т. д.

Возможные меры по снижению оплат за коммунальные услуги

Коммунальные долги в большинстве случаев не платятся от дефицита семейного бюджета. Чтобы их уменьшить, необходимы механизмы уменьшения оплаты услуг. В качестве инструментов снижения бремени граждан по оплате коммуналки многие специалисты предлагают следующие решения:

  1. Ограничить взыскания с общедомовых приборов учета. Часто бывает, что сумма поступлений в ЖКХ меньше, чем показывают общие счетчики, тогда она автоматически раскидывается на остальных жильцов. Многие политики хотят ввести законодательное ограничение на подобные действия. В этом случае управляющие компании будут заинтересованы выяснять, по какой причине не поступают средства, что приведет к справедливому наложению индивидуальных тарифов.
  2. Предоставить потребителям влияние на утверждение тарифов на услуги ЖКХ путем включения их в различные комиссии по ценообразованию.
  3. Запретить взимать различные проценты за оплату услуг таким компаниям, как Сбербанк и «Почта России».

Хочется сказать, что долги, конечно, оплачивать нужно. Но и управляющие компании делают тарифы, что называется, с потолка, в несколько раз выше реальных затрат. У государства, к сожалению, не получается зафиксировать цены за ЖКУ на сегодняшний день, что очень печально.


Решения судов, основанные на применении норм статей 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ст. 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Ст. 154 ЖК РФ. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Ст. 155 ЖК РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Ст. 156 ЖК РФ. Размер платы за жилое помещение

Ст. 156.1 ЖК РФ. Плата за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования

Ст. 157 ЖК РФ. Размер платы за коммунальные услуги

Ст. 157.1 ЖК РФ. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

Ст. 158 ЖК РФ. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме

Судебная практика

    Постановление № 4А-255/2018 от 30 августа 2018 г. по делу № 4А-255/2018

    Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия) - Административные правонарушения

    Постановление № 4А-513/2018 от 30 августа 2018 г. по делу № 4А-513/2018

    Саратовский областной суд (Саратовская область) - Административные правонарушения

    УК «Жилой квартал» государственным жилищным инспектором Саратовской области И. Е.А. проведена проверка исполнения предписания № от 24.10.2017 о прекращении нарушений ст. 155 , ч.3, 4 ст.170, ч.1 ст.171, ч.1 ст.172, ч.3, 4, 5 ст.173 ЖК РФ, Постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» №№ ...

    Постановление № 44Г-356/2018 4Г-4711/2018 от 29 августа 2018 г. по делу № 2-1612/2017

    Верховный Суд Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) - Гражданские и административные

    Платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 , часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание...

    Постановление № 4А-386/2018 от 27 августа 2018 г. по делу № 4А-386/2018

    Курганский областной суд (Курганская область) - Административные правонарушения

    Содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, ч. 2 ст. 162, ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившихся в начислении размера платы по электрической энергии в целях содержания общего имущества с нарушением действующего законодательства. 6 марта 2018 г. должностным лицом...

    Постановление № 44Г-6/2018 44-Г-6/2018 4Г-690/2018 от 24 августа 2018 г. по делу № 2-1603/2017

    Верховный Суд Чувашской Республики (Чувашская Республика) - Гражданские и административные

    В коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Согласно ст. ст. 153 - 155 Жилищного кодекса РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до...

    Решение № 07-357/2018 07П-357/2018 от 22 августа 2018 г. по делу № 07-357/2018

    Волгоградский областной суд (Волгоградская область) - Административные правонарушения

    Федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. По правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации коммунальные услуги предоставляются в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства...

    Постановление № 44Г-155/2018 4Г-2239/2018 от 22 августа 2018 г. по делу № 2-1370/2017

    Волгоградский областной суд (Волгоградская область) - Гражданские и административные

    Доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации). Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ, действующей с 1 ...

    Решение № 33-23809/2018 от 22 августа 2018 г. по делу № 33-23809/2018

    Московский областной суд (Московская область) - Гражданское

    И обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 36 Жилищного...

    Постановление № 44Г-47/2018 4Г-763/2018 от 20 августа 2018 г. по делу № 2-1590/2017

    Калининградский областной суд (Калининградская область) - Гражданские и административные

    Такое решение общего собрания не признавалось недействительным полностью либо в части. Такие выводы были сделаны с существенным нарушением норм материального права. В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из...

    Решение № 3А-129/2018 3А-129/2018~М-125/2018 М-125/2018 от 20 августа 2018 г. по делу № 3А-129/2018

    Ярославский областной суд (Ярославская область) - Гражданские и административные

    Включения в состав платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме расходов за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов противоречит федеральному законодательству: статьям 30, 39, 156 , 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491. Размер платы за...

Когда уговоры и поиск компромисса не помогают и житель дома продолжает не платить, управляющие организации и ТСЖ идут в суд. Это крайняя мера работы с должниками. Чтобы гарантировать себе успех, нужно заранее разобраться в вопросе взыскания платы за ЖКУ в судебном порядке.

Готовьте документы по правилам и в полном объёме

18 апреля Сусана Киракосян, наш постоянный автор, кандидат юридических наук и советник компании ALTHAUS Group по вопросам гражданского и жилищного законодательства, провела для нас онлайн-семинар, на котором рассказала, как правильно рассчитывать задолженность за ЖКУ.

На онлайн-семинаре мы обсудили в том числе и то, как управляющим организациям грамотно подготовиться к судебному разбирательству и не оставить должнику шансов уйти от оплаты.

В каждом доме найдётся конфликтный житель, который имеет к управляющей организации личную неприязнь и не платит из принципа. Вот с такими должниками и работает УО в судебном порядке.

Дело это сложное, поэтому со стороны управляющей организации все необходимые документы должны быть оформлены правильно и предоставлены суду в полном объёме. Начать нужно с заявления о взыскании.

Правильно заполните заявление о взыскании

Чтобы правильно заполнить заявление о взыскании, необходимо знать, откуда у собственника появляется обязанность платить за жилищно-коммунальные услуги. А появляется она вот по каким основаниям:

  • ст. 210, 249, 290 ГК РФ - собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества;
  • ст. 153 - 158 ЖК РФ - собственник жилого помещения обязан ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • пп. «и» п. 34 Правил № 354 - потребитель обязан своевременно и в полном объёме вносить плату за коммунальные услуги.

Ссылки на эти нормативные акты Сусана Киракосян рекомендует указывать в заявлении при взыскании задолженности. Так вы обоснуете, почему у собственника есть обязанность вносить плату за ЖКУ, а у вас есть право эту плату требовать.

Чтобы не оставить шанса конфликтному собственнику найти изъян в заявлении, нужно изучать судебную практику. Анализ судебной практики поможет узнать, какую позицию занимают суды. Например, мнение Верховного Суда РФ будет определяющим для судов нижестоящих.

Использование позиции Конституционного и Верховного Судов РФ не только украсит заявление о взыскании задолженности, но и придаст ему серьёзный вес и продемонстрирует ваши знания. Поэтому управляющим организациям и ТСЖ важно ознакомиться со следующими документами:

  • постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 ;
  • обзором судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2015) , утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 26.06.2015;

Заявление о взыскании задолженности предъявляется по месту жительства ответчика (ст. 28 ГПК РФ , п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22). Поэтому рекомендуем в договоре управления МКД прямо предусмотреть, что все споры рассматриваются по месту заключения такого договора.

Срок исковой давности по просроченным повременным платежам исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу и равен 3 годам (п. 1 ст. 200 ГК РФ , п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43). Срок начинает исчисляться с того момента, как лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Если должник юридическое лицо, то дела рассматриваются в порядке упрощённого производства арбитражными судами. Упрощённое производство возможно при сумме иска до 500 000 рублей.

В должников-юридических лиц действует императивное требование - взыскатель должен приложить расчёт взыскиваемой суммы в качестве отдельного документа (п. 7 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).

Арбитражные суды, учитывая статус участников судебного спора, требуют делать полные и корректные расчёты, указывать в них реквизиты выставленных счетов и данные о частичном/полном погашении ответчиком задолженности (номер и дату платёжных поручений), подтверждать произведённые начисления соответствующими доказательствами, представлять актуальные на дату судебного заседания акты сверки расчётов.

Больше подробной информации по судебному взысканию платы за ЖКУ вы найдёте в записи онлайн-семинара Сусаны Киракосян. Все необходимые вам документы мы собрали в раздаточных материалах и приложили к статье. Вот, что вы узнаете, посмотрев видеозапись:

  • Какие документы потребуются УО для взыскания задолженности за ЖКУ.
  • Кто и как вправе заверять приложения к иску о взыскании задолженности за ЖКУ.
  • Как рассчитать задолженность за ЖКУ, если собственников помещения несколько.
  • Что нужно учесть УО, если должник - юридическое лицо.
  • С кого взыскивается задолженность при сдаче помещения в наём или аренду.
  • Как рассчитать размер неустойки (пени) по задолженности за ЖКУ.
  • Можно ли взыскать задолженность за ЖКУ в случае недействительности ДУ и решения ОСС.
  • Какие обстоятельства освобождают собственников помещений от оплаты за ЖКУ.
  • Может ли собственник оспорить действия УО по начислению платы за ЖКУ и требовать перерасчёта.

В следующих статьях мы расскажем, как заверить приложения к заявлению, рассчитать пени, проведём анализ типичных ошибок УО при расчёте неустойки.

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.

По данным коллекторского агентства "Национальная служба взыскания", по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб. При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.

Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 " "), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.

В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.

Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?

В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.

1. Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г. по делу № 2-43/12).

2. Начисление неустойки. В соответствии с (далее - ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается ( Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).

3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.

Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.

В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства ( предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома - к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г. по делу № 33-7239/2012).

Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение - так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность ( организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808).

Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах ( прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО "Газпром Межрегионгаз Владимир" как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей ( ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.

Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.

4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. № 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).

Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ . Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).

5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности . Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 " "). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г. по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.

Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена .

Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности . Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г. № 33-825).

Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы ().

Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?

Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.

Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее - ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности . Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.

Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ , средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб. в месяц (в год - 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.

Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие». Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.

Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно - это не позволяет сделать процессуальное законодательство (). Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ " ").

Впрочем, законопроект депутатов фракции "Справедливая Россия" в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина) . Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается "ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно". В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней , но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры ("обратный выкуп").

При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов . За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова "не может преодолеть самостоятельно" и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку? Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.

Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно. Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение. В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 " ").

Цитата

Александр Козлов , эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

"Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности. Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип "добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа" должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений "с долгами" и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника"

Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему "Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?" показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы , отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир. 42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.

Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.

Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?

Образованию задолженности в сфере ЖКХ способствуют не только недобросовестность задолжавших за ЖКУ граждан, но и иные обстоятельства. К ним относится, к примеру, рост тарифов на коммунальные услуги , часто необоснованный и противоречащий установленной ЖК РФ процедуре (). Максимальная величина повышения тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги устанавливается ФСТ России для каждого региона (приказ ФСТ России от 9 октября 2012 г. № 231-э/4 " ", приказ ФСТ России от 25 октября 2012 г. № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год ").

Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов - к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225% .

С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года .

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.

К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие :

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья , зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.

На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ .

Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций.

Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям , а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям (напомним, сейчас закрепляет прямо противоположное правило).

Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?

С 1 августа 2013 года начала свою работу "горячая линия" Общественной палаты РФ по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный). Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на "горячую линию" в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.

Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить онлайн-форму обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.

В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов . Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.

В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности . Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно ( , ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем - основной долг.

Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России .

Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.

Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).

Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты - к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива .

Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.