Теория всего. Авиастроительный районный суд г. Казани Об отказе в удовлетворении иска гжф

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 25 июня 2012 г. по делу N 33-5979/2012


Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гафарова Р.Ф.,

судей Багаутдинова И.И., Сальниковой М.М.,

при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи

Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционным жалобам Миннулина А.А., исполнительного директора некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" Абдуллина Т.М. на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2012 года, которым постановлено:

иск прокурора удовлетворить частично.

Обязать в солидарном порядке некоммерческую организацию "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" и Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан предоставить жильцам квартир.... жилого дома по адресу: "адрес" другие пригодные для проживания жилые помещения до окончания выполнения ремонтных работ, указанных в решении Арского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" государственную пошлину в доход государства в размере "данные изъяты" рублей.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" ФИО7 в поддержку своей апелляционной жалобы, представителя Исполнительного комитета Арского муниципального района и отдела образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в Арском районе ФИО10, согласившейся с доводами апелляционной жалобы некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", ФИО20, заявившего о несогласии с временным переселением, возражения представителя прокурора - ФИО8, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛА:

прокурор Арского района Республики Татарстан (далее - прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее - Государственный жилищный фонд) о запрете эксплуатации жилых помещений и возложении обязанности предоставить жильцам пригодные для проживания жилые помещения до выполнении ремонтных работ.

В обоснование заявления прокурор ссылается на результаты проведенной проверки по вопросу неудовлетворительного технического состояния 69-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".

Проверкой установлено, что данный жилой дом принадлежит на праве собственности Государственному жилищному фонду. В ходе эксплуатации дома его фундамент дал просадку, на стенах появились многочисленные трещины с шириной раскрытия до 5 см. Решением Арского районного суда от 26 декабря 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Арского района Республики Татарстан к Государственному жилищному фонду установлено, что дом не соответствует требованиям конструктивной безопасности, и на Государственный жилищный фонд возложена обязанность выполнить работы по устранению нарушений.

В ходе рассмотрения указанного гражданского дела судом назначена судебно-техническая экспертиза, которая была проведена в ноябре 2011 года. По результатам данной экспертизы сделан вывод о том, что проектно-сметная документация строительства дома не соответствует нормативным требованиям. При обследовании конструкций здания между осями И - С в блоках 1 - 4 установлено, что в результате осадки и деформирования фундамента несущая способность конструкций здания в этой части уменьшилась, создалась предаварийная ситуация, связанная с возможностью обрушения здания; процесс осадки фундамента продолжается, означающий постепенное разрушение здания.

Согласно поэтажному плану здания, приложенной к экспертному заключению, блоки 1 и 4 в осях И-С здания дома соответствуют квартирам.... на первом этаже, квартирам.... на втором этаже, квартирам.... на третьем этаже.

В нарушение статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собственник дома - Государственный жилищный фонд не принимает каких-либо мер устранению нарушений и обеспечения безопасности граждан.

В связи с угрозой обрушения дома, при которой может быть причинен вред жизни и здоровью проживающих в доме граждан и неопределенного круга лиц, которые могут находиться в доме, прокурор просит обязать Государственный жилищный фонд запретить эксплуатацию части жилого многоквартирного "адрес" в блоках 1 и 4 оси И - С, соответствующие вышеуказанным квартирам как не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, а также обязать Государственный жилищный фонд предоставить жильцам квартир другие пригодные для проживания жилые помещения до выполнения работ по приведению указанного дома в нормативное состояние согласно решению Арского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года.

Определением Арского районного суда Республики Татарстан от 11 марта 2012 года судом в качестве соответчика привлечен Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан.

В судебном заседании прокурор ФИО40 поддержал заявленные требования.

Представитель Государственного жилищного фонда ФИО9 требования не признал, пояснив, что в настоящее время

готовится проектная документация на капитальный ремонт указанного дома,

в отсутствие проекта с положительным заключением экспертизы, невозможно установить конкретный перечень квартир, которые необходимо будет освободить на время проведения ремонтных работ. Кроме того, Государственный жилищный фонд не имеет маневренного жилищного фонда для переселения жильцов. Строящееся в Арском районе Республики Татарстан жилье для предоставления по программе социальной ипотеки уже распределено между участниками программы. Десять процентов строящегося жилья должно передаваться району для предоставления по договору социального найма.

Представитель Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан ФИО10 также не признала требований прокурора, пояснила, что бремя содержания и сохранения жилого дома полностью должен нести собственник дома. В муниципальном районе отсутствует как маневренный жилищный фонд, так и жилье для предоставления по договору социального найма.

Представители третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Арского муниципального района Республики Татарстан" ФИО11, Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан ФИО12 требования прокурора поддержали.

Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" ФИО13 пояснил, что без обследования сварных швов жилого дома невозможно установить реальное состояние здания и степень угрозы обрушения дома.

Представитель третьего лица - Потребительского кооператива "Строим

будущее" ФИО14 пояснил, что кооператив от имени Государственного жилищного фонда заключает договоры социальной ипотеки с гражданами. Все строящееся жилье уже распределено между участниками программы.

Представитель отдела образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в Арском районе ФИО15 просила учесть интересы несовершеннолетних детей при разрешении дела.

Представители Государственного унитарного предприятия "Татинвестгражданпроект", Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан, органа опеки и попечительства Арского муниципального района Республики Татарстан, а также ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Третьи лица - ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 заявили о несогласии с временным переселением, просили предоставить им другие квартиры в других домах взамен выделенных.

Третье лицо - ФИО37 иск прокурора поддержала.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Миннулин А.А. просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что суд должен был применить по аналогии закона нормы статьи 88 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающие предоставить гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма. Данное помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Кроме того, к участию в деле не привлечены члены его семьи, чьи права и интересы также затрагиваются решением суда.

Исполнительным директором Государственного жилищного фонда Абдуллиным Т.М. также подана апелляционная жалоба, в которой он указывает, что законодательством не предусмотрено возложение на наймодателя обязанности по предоставлению взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения, полученного по договору социальной ипотеки на условиях найма, другого жилого помещения, даже на время ремонта. Кроме того, собственником "адрес" указанного дома, которая также признана непригодной для проживания в числе других, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, является семья Сафиных в составе 4-х человек, поэтому она солидарно с Государственным жилищным фондом ответственность за содержание своей квартиры.

Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.

Как следует из части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается, в том числе, на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасности жилища.

В силу статьи 2 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Статьей 15 Кодекса установлено, что жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Как видно из материалов дела, жилой "адрес" не соответствует требованиям конструктивной безопасности, создалась предаварийная ситуация, связанная с возможностью обрушения здания, что подтверждается заключением эксперта.... от "дата" Государственного учреждения "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации".

Квартиры.... признаны непригодными для проживания в соответствии с заключением Межведомственной комиссии Арского муниципального района Республики Татарстан о признании жилых помещений непригодными для проживания от 27 марта 2012 года.

При этом имеется возможность устранения недостатков, повлекших повреждение наружных и внутренних конструкций указанного жилого дома.

Решением Арского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года на Государственный жилищный фонд возложена обязанность в срок до 26 июня 2012 года устранить недостатки, повлекшие повреждение наружных и внутренних конструкций в указанном здании, выполнив определенные виды работ.

Удовлетворяя требования прокурора в части возложения обязанности предоставить жильцам квартир, находящихся под угрозой обрушения, другие пригодные для проживания жилые помещения, суд правомерно исходил из необходимости принятия срочных мер для предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также из принципов безопасности жилища, которая должна обеспечиваться органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Судом установлено, что гражданским и жилищным законодательством не урегулированы отношения по предоставлению жилых помещений гражданам, чье единственное жилое помещение было приобретено с рассрочкой платежей по программе социальной ипотеки, в случаях, когда жилое помещение стало непригодным для проживания, но подлежит ремонту. При этом суд в порядке статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации применил нормы жилищного законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона суд правомерно исходил из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об обязанности Государственного жилищного фонда и Исполнительного комитета Арского муниципального района предоставить нанимателем и членам их семей другие пригодные жилые помещения на время поведения ремонтных работ по аналогии с положениями части 1 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия также полагает, что такие нормы могут быть применены и к тем жильцам, которые являются не нанимателями, а собственниками жилых помещений, поскольку право граждан на безопасность жилища не может быть поставлено в зависимость от того, на каких условиях используется жилое помещение.

Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы ответчиков об отсутствии маневренного жилищного фонда. Данное обстоятельство не освобождает ответчиков от обязанности изыскать жилые помещения, в том числе в домах, строящихся Государственным жилищным фондом, а Исполнительный комитет - от обязанности принятия решений о сроках отселения физических лиц в случае признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 47).

Довод апелляционной жалобы Минуллина А.А. о необходимости применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих предоставление жилых помещений в связи с выселением граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку требования о выселении к гражданам не предъявлялись. Дело рассмотрено в рамках требований прокурора о предоставлении жилых помещений на время проведения ремонтных работ, заявленных в связи с угрозой безопасности жителей дома, что не лишает граждан права обратиться с самостоятельными требованиями к Государственному жилищному фонду о защите своих прав.

Довод о том, что к участию в деле не привлечены члены семьи Минуллина А.А. также не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку в данном гражданском деле не заявлялись требования о переселении нанимателей и членов их семей, а разрешен вопрос лишь о предоставлении им жилых помещений.

Доводы апелляционной жалобы Государственного жилищного фонда отклоняются на основании статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которого следует, что отсутствие прямого правового регулирования жилищных правоотношений может быть восполнено применением аналогии закона и аналогии права, что в данном случае и сделано судом первой инстанции.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 , статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Арского районного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Миннулина А.А., исполнительного директора некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" Абдуллина Т.М. - без удовлетворения.


Председательствующий -

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Ответы на «Часто задаваемые вопросы»

Заключение договора социальной ипотеки

В какой срок необходимо заключить договор социальной ипотеки?

С момента возникновения у граждан права на государственную поддержку улучшения жилищных условий по программе социальной ипотеки, граждане в 90-дневный срок со дня получения уведомления о включении в Реестр специализированной организации обязаны заключить договор социальной ипотеки с Некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и осуществлять ежемесячные платежи предварительных накоплений в размере не менее 11 процентов от размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на IV квартал года, предшествующего году, в котором реализуется программа "Обеспечение жильем граждан в Республике Татарстан" на очередной год.

Есть ли возможность у гражданина, не являющегося работником бюджетной сферы, получить квартиру на условиях социальной ипотеки?

Участие в программе социальной ипотеки помимо работников бюджетной сферы существует только у работников организаций, участвующих в финансировании программы социальной ипотеки, а также у граждан, признанных органами местного самоуправления, нуждающимися в неотложной поддержке и утвержденных решением Попечительского Совета Некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан».

В случаях, если Заявитель уже участвовал в программе социальной ипотеки и осуществил выбор жилого помещения, может ли он повторно встать на учет по данной программе?

Заявитель может реализовать свое право на улучшение жилищных условий в системе социальной ипотеки в соответствии с Законом Республики Татарстан от 27.12.2004 г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и только один раз, за исключением следующих случаев:

Заявитель и (или) члены его семьи на 1 октября 2013 года повторно органами местного самоуправления признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;

Заявитель является работником организации, участвующей в финансировании программы социальной ипотеки.

Платежи по программе социальной ипотеки

Каков размер обязательного ежемесячного платежа предварительных накоплений по программе социальной ипотеки?

В соответствии с п.1.9 Постановления КМ РТ от 02.08.2007 № 366 обязательный ежемесячный платеж предварительных накоплений составляет не менее 11% от размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на IV квартал года, предшествующего году, в котором реализуется программа «Обеспечение жильем граждан в Республике Татарстан» на очередной год.

С 01.01.2020 изменяется расчетная база для определения размера обязательного платежа в 2020 году.

Согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18.09.2019г. №553/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на IV квартал 2019г.», средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья на IV квартал 2019г. по Республике Татарстан – 53024 рубля.

Таким образом с 01.01.2020г. обязательный ежемесячный платеж устанавливается в размере 5832,64 рубля.

Актуальная информация размера ежемесячных платежей также ежегодно размещается в разделе «Новости».

Внесенные участниками программы социальной ипотеки денежные средства, превышающие установленный минимальный размер платежа, распределяются на количество месяцев, покрываемых этой суммой. Важно не допускать перерыва во внесении ежемесячных платежей.

Напоминаем также, что согласно п.6 Постановления КМ от 31.08.2012 г. № 748 «Об утверждении правил осуществления выплат при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребенка семье, реализующей право на жилище в соответствии с законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий» получение выплаты при рождении, а также при усыновлении (удочерении) ребенка в семье не освобождает граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, от обязанности осуществлять ежемесячные платежи с момента заключения договора социальной ипотеки до подписания документов, удостоверяющих право на заселение и пользование выбранной квартирой.

Обязательно ли продолжать производить оплату ежемесячных платежей предварительных накоплений после получения предварительного протокола участия и выбора будущей собственной квартиры до сдачи дома в эксплуатацию?

Согласно пункту 18 Постановлению КМ РТ № 190 от 15.04.2005 г. «Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан» право состоять в Реестре Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан сохраняется за Заявителем до выбора семьей отдельной квартиры при обязательном выполнении условий договора по осуществлению ежемесячных платежей.

Как рассчитывается срок рассрочки платежей за квартиру?

Срок рассрочки платежей за квартиру по программе социальной ипотеки рассчитывается согласно Приложения N 1 к Порядку определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ №366 от 02.08.07 г. «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки».

Можно ли производить оплату в размере большем, чем предусмотрено графиком платежей к договору социальной ипотеки?

Участники программы социальной ипотеки вправе производить платежи в размерах больших, чем устанавливает график платежей. Внесенными денежными средствами выкупаются квадратные метры будущей собственной квартиры по цене того месяца, в котором производится оплата. Пересчет происходит автоматически.

Почему не получается создать информер на сайте электронного правительства, пишет обязательства по договору выполнены.

Электронное правительство принимает платежи только по договорам социальной ипотеки, в случае если у вас заключён договор займа, информер в данном случае не предусмотрен.

В связи с финансовыми затруднениями, возможно ли семье перейти с условий выкупа квартиры на условия найма?

Согласно пункту 6 Постановления Кабинета Министров РТ № 366 от 02.08.2007 г. «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан», ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в случае потери кормильца и невозможности по этой причине выкупать жилое помещение в рассрочку в силу того, что совокупный среднемесячный доход семьи за вычетом прожиточного минимума на всех членов семьи меньше текущего ежемесячного платежа по договору социальной ипотеки, жилое помещение может быть по соглашению сторон передано членам семьи на условиях найма с сохранением за ними права дальнейшего выкупа в собственность.

Заявления граждан, поступившие в Фонд, рассматриваются при наличии документов, подтверждающих финансовые затруднения и потерю кормильца.

Хотим полностью рассчитаться по договору социальной ипотеки. Какие наши действия?

Всем участникам программы социальной ипотеки старше 14 лет необходимо обратиться в межрегиональное представительство Фонда в городах и районах РТ с оригиналами договора социальной ипотеки и паспортом для подписания акта сверки, оплатить оставшуюся сумму и при отсутствии задолженности получить необходимые документы, предусмотренные законодательством для государственной регистрации квартиры в собственность.

Хотим использовать средства материнского (семейного) капитала для погашения долга по договору социальной ипотеки. Как это можно сделать?

Для перехода на договор целевого денежного займа и внесения средств материнского капитала необходимо при себе иметь оригиналы и копии следующих документов: договор социальной ипотеки, окончательный протокол, график платежей, паспорт, свидетельство о рождении детей младше 14 лет, договор банковского счета категории «Займы ГЖФ», сертификат на материнский (семейный) капитал, выписка (справка) о наличии остатка средств материнского (семейного) капитала заверенная синей печатью и подписью уполномоченного сотрудника пенсионного фонда/МФЦ. При этом срок действия выписки (справки) составляет 14 календарных дней.

Остатком средств материнского (семейного) капитала, принимаемым Фондом в качестве частичного исполнения обязательств по договору займа считается разница суммы, указанной в государственном сертификате на МСК (размер может быть увеличен на сумму индексации) за вычетом сумм единовременных выплат.

Согласно п.3.1.5 договора целевого денежного займа в течение 120 календарных дней с даты зачисления суммы займа, гражданин обязан направить средства МСК в счет частичного исполнения обязательств по договору займа.

После заключения договора целевого денежного займа необходимо получить справку о выплате пая и оформить в Управлении Росреестра по РТ право собственности на квартиру с обременением в пользу Фонда, предоставив в Фонд выписку из Единого государственного реестра недвижимости о наличии обременения. Также необходимо получить в межрегиональном представительстве справку о задолженности по договору займа. На основании этих документов Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан производит перечисление материнского (семейного) капитала в погашение задолженности по договору целевого денежного займа.

Обращаем внимание, что договор займа не заключается при наличии просроченной задолженности по договору социальной ипотеки.

Как оплатить задолженность после подачи Фондом искового заявления о взыскании задолженности?

В случае, если граждане оплачивают имеющуюся задолженность после подачи Фондом искового заявления в суд, то участникам договора необходимо написать в Фонд заявление с просьбой зачесть поступившие денежные средства в счет возмещения задолженности, процентов и государственной пошлины с указанием соответствующих сумм.

На личной странице есть сообщение, что на счет «Займы ГЖФ», открытый в ПАО «Ак Барс Банк», наложен арест. Что делать?

Существует 3 статуса счета «Займы ГЖФ»: открыт, закрыт и арест. Открыть и закрыть счет может только гражданин, получивший уведомление в МРП Фонда.

Арест счета означает, что на счет «Займы ГЖФ» наложен арест судебными приставами. В этом случае гражданам необходимо обратиться к судебным приставам по месту регистрации. После снятия ареста судебными приставами, подтверждающий документ необходимо предоставить в ПАО «Ак Барс Банк» для изменения статуса счета.

Чем вызвано изменение стоимости реализации 1 кв.м. к моменту получения окончательного протокола участия выбора и передачи будущей собственной квартиры?

Предварительным протоколом участия и выбора будущей собственной квартиры устанавливается ориентировочная стоимость 1 кв.м. реализации жилья. Окончательная стоимость реализации определяется после сдачи жилого дома в эксплуатацию и получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта с учетом инвестиционной стоимости строительства жилого дома к моменту завершения всех строительных работ и даты официального заселения данного жилого дома.

В соответствии с пунктом 2 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2007 № 366 «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках государственной поддержки» начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения – стоимость, определенная с учетом затрат, осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости.

Выбор помещений по программе социальной ипотеки, подтверждение права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки (перерегистрация)

Возможно ли участие в выборе жилых помещений по программе социальной ипотеки по г. Казани, если заявитель был поставлен на учёт в ином районе республики?

Работники бюджетной сферы имеют право выбора жилых помещений только в районе их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки.

Работники предприятий, осуществляющих платежи на развитие жилищного строительства, при наличии неиспользованной квоты и по предоставлению их руководителей при формировании инвестиционной программы Фонда на текущий год могут осуществлять выбор жилых помещений в любом городе или районе РТ, где имеется квота предприятия.

В каких случаях меняется норматив предоставления жилья при изменении состава семьи?

Норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой, устанавливается Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2007 г. №366 «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан». При этом изменение норматива предоставления жилья при изменении численного состава семьи происходит до подведения итогов выбора будущей собственной квартиры.

Почему участники социальной ипотеки, имея первоначальный взнос, не могут участвовать в текущем конкурсе по баллам, а должны выждать трехгодичный срок?

В соответствии с пунктом 5 Постановления №366 от 02.08.2007 г. «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки» при недостаточности в муниципальных образованиях Республики Татарстан земельных участков, обеспеченных инженерными сетями для строительства жилых домов, соотношение общего количества квартир по бюджетной квоте для выбора квартир по конкурсу и в порядке очередности перераспределяется в пользу граждан, у которых в текущем году наступил или истек трехгодичный календарный срок ожидания.

Когда подводятся итоги конкурсов?

Итоги конкурсов подводятся Фондом исключительно по жилым объектам с высокой степенью готовности (готовых для ввода в эксплуатацию) на основании накопленных баллов, которые отражаются на сайте Фонда в разделе «Рейтинги».

Почему мы утратили приоритетное право выбора в порядке очередности и нас перевели в квоту 5.8 «Целевые бюджетные, утратившие приоритетное право выбора квартиры в порядке очередности»?

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2007 г. №366 «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» граждане, у которых наступил или истек трехгодичный срок ожидания, не участвовавшие в выборе квартир и (или) не осуществившие выбор жилых помещений при наличии свободных квартир, утрачивают право приоритетного выбора в порядке очередности. В дальнейшем выбор квартир осуществляется в порядке участия в конкурсе в рамках бюджетной квоты на общих основаниях.

В какие сроки работники бюджетной сферы, заключившие договор социальной ипотеки, должны пройти перерегистрацию?

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2007 г. № 366 «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» граждане, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки в органах местного самоуправления, обязаны в календарном году, в котором осуществляется выбор жилого помещения, и до подписания протокола выбора квартиры пройти по месту постановки на учет перерегистрацию в целях подтверждения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки.

Перерегистрация осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки.

Личный кабинет

Как войти в личный кабинет на сайте?

Для того, чтобы войти в личный кабинет, Вам потребуется номер Вашего учетного дела и пароль, указанный в Вашем договоре. При входе в личный кабинет в поле «номер учетного дела» вводится номер Вашего учетного дела (с дефисами), пароль вводится заглавными латинскими буквами.

Для некоторых программ предусмотрено предварительное получение логина и пароля. Для этого на сайте сайт необходимо перейти в раздел «получение логина и пароля».

Как оформить электронную заявку на конкурс по розыгрышу квартир?

Для добавления квартиры в электронную заявку необходимо выполнить несколько шагов:

  1. Зайти на личную страницу заявителя , используя данные указанные в вашем договоре социальной ипотеки.
  2. Пройти по ссылке «добавить квартиры» в левом контекстном меню
  3. Выбрать в поле «поручение» нужное Вам поручение, нажать «обновить».
  4. Выбрать в поле «объект» интересующий Вас дом, после чего нажать «обновить». Появится перечень квартир.
  5. В развернувшемся окне добавить в заявку интересующие Вас квартиры, кликая на ссылку «в заявку»
  6. После того как Вы добавили в заявку все необходимые квартиры, нужно перейти в меню «заявки» и расставить приоритеты на все квартиры, присутствующие в заявках.
    В одной заявке не может быть двух одинаковых приоритетов, кроме того, приоритет не может быть равен нулю.
    Квартиры с некорректными приоритетами помечаются в заявке красным. Квартиру с некорректным приоритетом выиграть невозможно.
  7. После того как расставлены все приоритеты, необходимо нажать на кнопку «сохранить изменения». Во избежание ошибок, связанных с качеством работы каналов связи, рекомендуется сохранять расставленные приоритеты партиями по 10-20 штук.
  8. После всех выполненных операций, заявка будет принята на конкурс.

Получение справок, в том числе справки о выплате пая,оформление квартиры в собственность

Можно ли оформить справку о выплате пая на одного из участников договора социальной ипотеки?

Справка о полной выплате пая оформляется на всех членов семьи, включенных в договор социальной ипотеки.

Каков порядок оформления квартиры, полученной по программе социальной ипотеки в собственность после погашения ее стоимости?

1) Необходимо оформить в органах БТИ технический паспорт и план на жилое помещение, а также получить кадастровый паспорт в кадастровой палате.

2) Обратиться в межрегиональное представительство Фонда на местах для получения окончательного акта сверки и справки о полной выплате пая.

3) После получения справки о полной выплате пая обратиться в территориальный отдел Управления Росреестра по РТ для регистрации права собственности на жилое помещение.

Что делать в случае, если при подаче документов на регистрацию права собственности выясняется, что квартира не поставлена на кадастровый учет?

В случае отказа (приостановки) Управления Росреестра по Республике Татарстан в принятии документов для регистрации права собственности на квартиру, расположенную в доме, введенном в эксплуатацию до 01.01.2017 года, по причине отсутствия квартиры на кадастровом учете, сообщаем что, в соответствии со ст. 14 Федерального Закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» постановка на кадастровый учет осуществляется одновременно с регистрацией права собственности на объект недвижимости. Для регистрации права собственности с одновременной постановкой квартиры на кадастровый учет, Вам необходимо заказать изготовление технического плана квартиры и представить его в составе пакета документов в регистрирующий орган.

Как получить заверенные копии утерянных документов?

Выдача заверенных копий документов осуществляется на основании письменного обращения Заявителя или уполномоченного Заявителем лица на основании доверенности, оформленной в письменной форме надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством. Заявление может быть подано лично или направлено по почте на имя исполнительного директора Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», а также через межрегиональные представительства Фонда.

К заявлению должна быть приложена копия квитанции об оплате услуг в размере 100 рублей за каждый вид документа по реквизитам, с указанием в графе назначение платежа «за повторную выдачу документов».

Реквизиты:
ИНН 1655065113 КПП 165501001
Получатель: Министерство Финансов РТ (НО "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ") ЛВ007540001-ГЖФ
Р/с 40603810700023000014
В ПАО «Ак Барс» Банк г.Казань
БИК 049205805
К/с 30101810000000000805

Регистрация в квартире, полученной по программе социальной ипотеки

Основание для регистрации по месту жительства гражданина в квартире, полученной по программе социальной ипотеки.

Основанием для регистрации по месту жительства гражданина в квартире, полученной по программе социальной ипотеки, является протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки, который предоставляет гражданину право заселения, регистрации (прописка) и использования выбранной квартиры на условиях заключенного договора социальной ипотеки и действующего законодательства.

Можно ли прописать в квартире, полученной по программе социальной ипотеки, родственника, не являющегося участником договора?

Зарегистрироваться в квартире, полученной по социальной ипотеке, имеют право только участники договора и члены семьи.

Право на регистрацию иных граждан распространяется только на родителей, детей и на официально зарегистрированных супругов с письменного согласия Фонда. Регистрация выдается с ограниченным сроком при отсутствии долгов по платежам, согласно графику.

Договор целевого денежного займа

Возможно ли досрочное погашение по договору целевого денежного займа?

Условиями договора целевого денежного займа допустимо досрочное полное или частичное исполнение обязательств заемщиком. Информация по остатку текущей задолженности по договору займа размещена на личной странице заявителя.

С целью определения остатка задолженности на конкретную дату заявителю необходимо лично обратиться в межрегиональное представительство Фонда. Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» вышеуказанная информация по телефону не предоставляется.

При внесении денежных средств в большем размере, чем указано в графике погашения к договору целевого денежного займа, будет ли пересмотрен график погашения?

Перерасчет графика происходит на день поступления денежных средств автоматически. Для получения нового графика платежей по договору целевого денежного займа участнику договора необходимо обратиться в межрегиональное представительство Фонда либо пересчитать свой график на личной странице.

Как начисляются проценты по договору займа?

Проценты начисляются на погашаемую сумму с учетом сроков пользования займом.

Нами на договор целевого денежного займа перечислены средства материнского (семейного) капитала, почему с этих средств удержаны проценты?

Проценты начисляются и удерживаются на сумму фактического платежа с учетом фактических дней пользования денежным займом (согласно условиям договора займа).

Согласно подп.6 п.1 ст.10 Федерального Закона от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией.

Таким образом, все поступающие платежи (в т.ч. средства материнского (семейного) капитала) идут на погашение основной суммы долга по договору займа и процентов по нему.

Как получить акт сверки по договору целевого денежного займа?

Выдача акта сверки производится межрегиональным представительством Фонда на местах на основании письменного заявления заявителя или уполномоченного заявителем лица на основании доверенности, оформленной надлежащим образом.

Компенсация при рождении ребенка

Кому положена компенсация за рождение ребенка в размере 200 тысяч рублей и какой порядок его получения?

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2007 г. № 366 «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 г. № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, у нее возникает право на государственную поддержку, направляемую на оплату стоимости жилого помещения, на сумму 200 тыс. рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения или остатка неоплаченной суммы основного долга и процентов по договору целевого денежного займа, заключенному со специализированной организацией (Некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан»), на момент рождения ребенка.

Указанное право признается отложенным и реализуется после внесения семьи в Реестр специализированной организации. При реализации семьей указанного права у ребенка возникает право общей долевой собственности на приобретаемое жилое помещение после полной оплаты его стоимости или полного возврата суммы основного долга и процентов по договору целевого денежного займа, заключенному со специализированной организацией.

В целях получения компенсации при рождении, усыновлении/удочерении ребенка гражданин – Заявитель обращается в органы местного самоуправления по месту постановки на учет или общественно-жилищную комиссию по месту работы (если имеется) с заявлением на включение в учетное дело вновь родившегося ребенка.

Общественная жилищная комиссия с сопроводительным письмом на имя исполнительного директора НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» предоставляет документы для внесения изменений в учетное дело по включению ребенка.

После отражения на личной странице уведомления о необходимости заключения дополнительного соглашения к договору социальной ипотеки/целевого денежного займа Заявитель и члены его семьи обращаются в межрегиональное представительство Фонда.

Предоставление жилья ветеранам Великой Отечественной войны

Каков порядок наследования частично выкупленной квартиры ветераном Великой Отечественной войны, улучшившим жилищные условия по программе социальной ипотеки?

1) необходимо обратиться к нотариусу для оформления свидетельства о праве на наследство;

2) со свидетельством о праве на наследство обратиться в орган местного самоуправления для включения наследников в учетное дело и реестр Фонда;

3) после активирования в реестре наследникам необходимо с документом, удостоверяющим личность, и ИНН обратиться в межрегиональное представительство Фонда для получения протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина на имя наследников.

Изменения по гражданам, состоящим в учетном деле. Исключение из договора социальной ипотеки

Как быть, если произошли какие-либо изменения по гражданам, состоящим в учетном деле (персональные данные, состав семьи, адрес регистрации и т.д.) и куда обращаться в данном случае?

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики, Татарстан от 15.04.2005 г. № 190 «Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республики Татарстан» в случае изменений, указанных при постановке на учет сведений, граждане обязаны в месячный срок информировать о них общественную жилищную комиссию в письменной форме по месту постановки на учет.

Можно ли исключить одного из участников договора социальной ипотеки после осуществления выбора квартиры?

Исключение из договора социальной ипотеки осуществляется только в случае смерти участника договора при наличии документа свидетельства о праве на наследство и включением всех наследников в учетное дело.

Можно ли при расторжении брака внести изменения в учетное дело и договор социальной ипотеки и исключить бывшего супруга (-гу) из договора?

1. Исключение бывшего супруга (-ги) после выбора квартиры из учетного дела и договора социальной ипотеки и/или договора целевого денежного займа невозможно.

Расторжение брака, невнесение платежей и не проживание в предоставленном жилом помещении бывшего супруга (-ги) не является основанием для изменения договора социальной ипотеки и/или договора целевого денежного займа путем исключения его из состава участников, поскольку они являются солидарными должниками перед Фондом по денежным обязательствам.

2. Вопрос исключения бывшего супруга (-ги) до выбора квартиры из учетного дела и договора социальной ипотеки рассматривается жилищной комиссией по месту постановки на учет.

Арендное жилье

Как я могу получить арендное жилье?

После постановки на учет в Исполнительном комитете или на сайте http://arenda.gilfondrt.ru/ необходимо пройти следующие процедуры:

Зарегистрироваться на сайте kooperativrt.ru (вкладка получения логина и пароля), осуществить вход на личную страницу, принять условия договора оферты, согласно которого внести сумму задатка и платы за найм, осуществить выбор жилого помещения. После подведения итогов и получения сообщения о согласии, заключить договор аренды с представителем в Межрегиональном представительстве Фонда, с получением ключей от жилого помещения и заключения договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг с уполномоченными организациями.

Утвержденные формы документов по Программе «Арендное жилье» размещены на сайте Фонда по ссылке сайт/private/arendadocs.php.

Как расторгнуть заключенный договор найма в случае отсутствия необходимости жилья?

Граждане, принявшие решение отказаться от участия в программе и расторгнуть договор найма жилого помещения, подают заявление по установленной форме в межрегиональное представительство по району.

В случае, если выбранное жилое помещение было передано и заключен договор найма, к заявлению прилагаются документы:
- соглашение о расторжении договора найма жилого помещения;
- акт сдачи-приема жилого помещения;
- акт сдачи-приема движимого имущества, расположенного в жилом помещении;
- акт сверки по поступившим денежным средствам между участником договора и Фондом;
- справка об отсутствии задолженности по жилищно-коммунальным платежам от сетевых и эксплуатационных организаций на дату обращения (является обязательным в случае возврата денежных средств гражданину);
- выписка из домовой книги для подтверждения отсутствия прописанных лиц.

Управление домом, построенном по программе социальной ипотеки

Возможна ли в домах, построенных по программе социальной ипотеки, смена управляющей компании либо создание ТСЖ?

Согласно п.4. ст.44 ЖК РФ, решение вопроса по выбору способа управления многоквартирным домом входит в компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Для принятия решения по данному вопросу, собственникам помещений вышеуказанного жилого дома необходимо инициировать собрание собственников жилья, включив в повестку дня вопрос по выбору способа управления многоквартирным домом.

Граждане, получившие справку о полной выплате пая по договору социальной ипотеки, могут принимать участия на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома и голосовать по вопросам повестки дня.

По невыкупленным квартирам на общем собрании собственников жилья принимает участие Фонд.

Согласно ч. 4 ст. 4 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения.

Протокол и решение внеочередного общего собрания собственников помещений дома необходимо выслать в Фонд не позднее 5 (пяти) дней со дня проведения данного собрания.

Дополнительно сообщаем, для соблюдения законности проведения общих собраний собственников помещений, рекомендуем руководствоваться ст. 36-48 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Перепланировка жилых помещений, полученных по программе социальной ипотеки

Вправе ли граждане, получившие жилье по программе социальной ипотеки, проводить перепланировку жилого помещения?

Осуществление переустройства и перепланировки жилого помещения, полученного по программе социальной ипотеки, возможно только после оплаты стоимости квартиры и оформления ее в собственность, в случае оплаты квартиры за счет средств целевого денежного займа – после снятия обременения.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья А.Х. Сабиров

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего - судьи Р.Р. Гилманова ,

судей Р.Р. Юсупова, С.Н. Захаровой,

при секретаре В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Юсупова гражданское дело по кассационной жалобе представителя Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республике Татарстан" А. на решение Бугульминского городского суда РТ от 23 декабря 2010 года, которым договор социальной ипотеки N N , заключенный 31 мая 2006 года между Потребительским кооперативом "Строим Будущее" и Ш.А., Ш.Г.Г. , Ш.Р., признан недействительным.

Квартира N в после завершения строительства признана подлежащей передаче Государственным жилищным фондом при Президенте РТ в муниципальную собственность муниципального образования "город Бугульма".

За Ш.А., Ш.Г.Г., Ш.Р. в порядке приватизации признано право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 57,6 кв. м, расположенную по адресу:.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республике Татарстан" - З., поддержавшего кассационную жалобу, Ш.Р., возражавшую удовлетворению жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ш.А., Ш.Г.Г. и Ш.Р. обратились в суд с иском к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района (далее - исполком), некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ" (далее - ГЖФ) и потребительскому кооперативу (ПК) "Строим будущее" о признании недействительным договора социальной ипотеки, переводе квартиры в муниципальную собственность и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая, что ДД.ММ.Г ГГГ ими вынужденно был заключен с ответчиками договор социальной ипотеки на приобретение квартиры по адресу:, которая была им предоставлена взамен ранее занимаемого жилья по, признанного в установленном порядке ветхим, в связи с чем, семья истцов была включена в список лиц, подлежащих переселению по программе ликвидации ветхого жилья. Занимаемая ранее истцами квартира являлась муниципальной собственностью, приватизирована ими не была.

Ответчики иск не признали.

Суд иск удовлетворил частично.

В кассационной жалобе исполнительный директор ГЖФ ФИО7 просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности. В жалобе указывает, что жилой был введен в эксплуатацию ДД.ММ.Г ГГГ, истцы добровольно приняли участие в программе социальной ипотеки.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживавшие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

В силу ст. 218 Гражданского РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Судом установлено, что Ш.А., Ш.Г.Г. и Ш.Р. до декабря 2006 г. проживали в трехкомнатной квартире общей площадью 60,9 кв. м на условиях социального найма, что подтверждается договором социального найма жилого помещения в домах государственного (муниципального) жилищного фонда от 01 апреля 2003 г. В связи с признанием этого дома ветхим семья истцов была включена в список нуждающихся в получении жилья по программе ликвидации ветхого жилья, взамен ранее занимаемого жилого помещения, право пользования которым у истцов было прекращено, им была представлена трехкомнатная квартира общей площадью 57,5 кв. м на условиях договора социальной ипотеки от ДД.ММ.Г ГГГ, заключенным от имени ГЖФ его поверенным - ПК "Строим будущее".

Указом Президента РТ от 30 декабря 2004 года N УП-810 "О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте РТ" Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте РТ был преобразован в Некоммерческую организацию "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ". В соответствии с Указом Президента РТ от 01 июня 2005 года N УП-219 Программа ликвидации ветхого жилья завершена.

В соответствии с договором от ДД.ММ.Г ГГГ ГЖФ выступил государственным заказчиком строительства, в котором находится спорная квартира. Технический паспорт на объект завершенного строительства был утвержден в декабре 2004 года.

Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, принят в эксплуатацию ДД.ММ.Г ГГГ

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что указанный дом был возведен до ДД.ММ.Г ГГГ, а потому был построен по программе ликвидации ветхого жилья за счет средств Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ, является обоснованным.

Судебная коллегия соглашается также с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о признании заключенного с истцами договора социальной ипотеки недействительным и признании спорной квартиры подлежавшей передаче в муниципальную собственность, на основании следующего.

Согласно Постановлениям Кабинета Министров РТ от 16 мая 1996 года N 392 и от 15.10.2001 г. N 764 жилые дома, построенные за счет средств Государственного внебюджетного жилищного фонда РТ, подлежали передаче в коммунальную (муниципальную) собственность по подписываемому сторонами передаточному акту.

Согласно Уставу Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан, утвержденному Указом Президента Республики Татарстан от 9 июня 1997 г. N УП-284, действовавшему до 30.12.2004 г. основной задачей фонда, в том числе, является финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья. Для реализации основных задач Фонд осуществляет функции: инвестора по финансированию работ, направленных на ликвидацию ветхого жилищного фонда и реконструкцию кварталов ветхого жилья; кредитования жилищного строительства для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде; к правам Фонда.

Согласно п. 2.1 ст. 2 Устава НО "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ" Фонд является правопреемником Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ. К Фонду переходят все имущественные и неимущественные права и обязанности Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ, в соответствии с передаточным актом.

Согласно ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от ДД.ММ.Г ГГГ N, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативной управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведении органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Судом установлено, что по окончании строительства жилой в муниципальную собственность передан не был. Из уведомления Управления Росреестра от ДД.ММ.Г ГГГ видно, что право на спорную квартиру ни за кем не зарегистрировано.

Судебная коллегия соглашается также с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований истцов о признании права собственности спорной квартиры в порядке приватизации.

Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-1 граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами РФ и субъектами РФ.

На основании ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Ш.А., Ш.Г.Г. и Ш.Р. ранее в приватизации жилого помещения не участвовали.

Довод жалобы о том, что жилой был введен в эксплуатацию ДД.ММ.Г ГГГ подлежит отклонению, поскольку противоречит материалам дела. Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, принят в эксплуатацию ДД.ММ.Г ГГГ

Вывод суда о том, что спорное жилое помещение фактически является муниципальным, поэтому Ш.А., Ш.Г.Г. и Ш.Р. должны проживать на условиях социального найма, является правильным и соответствует закону. Тот факт, что истцы добровольно приняли участие в программе социальной ипотеки, не является основанием для дачи иной оценки решению суда и не лишает истцов права приобретения собственности на спорную квартиру в порядке приватизации. Истцы были отселены из прежней жилой площади, признанной непригодной для проживания, согласно утвержденной Программе, а не как лица, имеющие право на предоставление жилья на основании договора социального найма. К такой категории граждан они в установленном законом порядке не отнесены.

Таким образом, следует признать, что решение суда требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств.

Нормы материального права к сложившимся отношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены вынесенного решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Бугульминского городского суда РТ от 23 декабря 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республике Татарстан" - без удовлетворения.

В результате реализации программы по переселению из ветхого и аварийного фонда в Татарстане получили квартиры тысячи татарстанцев. Правда, выкупная цена за их старое жилье была так мала, что всем переселяемым пришлось взять ипотечный кредит под 7%.

В кабалу попали малоимущие, многодетные, даже старики, которым, чтобы рассчитаться с банком, придётся дожить до 90, а то и до 100 (!) лет. Согласие на ипотеку многие подписывали под угрозой сноса: иначе их выселили бы на улицу. «АиФ-Казань» узнал, как татарстанцы тянут ипотечное ярмо.

«Экономлю, чтобы выжить»

33 несчастья в одночасье свалились на Ирину Кульдюрову из Чистополя. Отработав 17 лет на «скорой помощи», она неожиданно попала под сокращение. Пока искала новую работу, забеременела. А как только родила, взяла ипотеку. «На переселение из аварийного дома мне дали 10 дней, - вспоминает женщина. - Теперь я должна платить по 7,5 тыс. руб. в месяц, а у меня, как у безработной минимальное родовое пособие. Просила отсрочку, так мне сказали, что в таком случае все проценты пересчитают, и квартира ещё дороже выйдет. Я без мужа двоих детей воспитываю, алименты всего 970 рублей. Даже не знаю, как я буду платить за кредит!»

Если уж молодым кредит не под силу, то что уж говорить о стариках. Пенсионеры Ивановы из Чистополя взяли ипотеку, когда им было уже 87 (!) лет. Правда, им повезло - дети скинулись и выкупили квартиру ещё до того, как старики успели опомниться. Так же поступили и дети их пожилых соседей Крыловых.

Но не у всех пенсионеров есть дети. Когда на Санию Тумакаеву из Казани оформили ипотеку, ей было 74 года. В Госжилфонде республики рассчитали, что к 90-летнему юбилею она как раз успеет расплатиться. «Каждый день плачу, что взяла ипотеку, хотя положение у меня было безвыходное, - рассказывает женщина. - Мою аварийную квартиру затопили соседи. Я жила в полуподвале, где мыши бегали, а после потопа от сырости расплодились улитки - они ползали по кухонному столу, забирались в пакеты с мукой, крупами. Страшно вспомнить!»

У чиновников сочувствия Сания Шакировна не нашла, наоборот, её напугали, мол, поселят в коммуналку. Конечно, она ухватилась за ипотеку как за спасительную соломинку. Она стала первой жительницей новостройки на ул. М. Гафури и месяц жила там одна.

«А через несколько месяцев весь наш аварийный дом расселили бесплатно! Соседям дали большие квартиры без доплаты, а я на старости лет осталась с кредитом на шее. Пенсия у меня 11 тысяч рублей, а за вычетом платежей по «коммуналке» и ипотеке остаётся меньше 3000. Как на эти деньги прожить? - плачет пенсионерка. - Ни мужа, ни детей у меня нет, разве что сёстры и брат выручают. Сама я зарабатывать не могу, поэтому экономлю на ЖКУ. В холода стараюсь не включать на полную мощность электроотопление, лучше кофту надену потеплее. Воду использую по два раза - посуду в тазике мою, чтобы зря воду не лить; сполосну бельё, а потом этой же водой пол мою. До конца жизни теперь так мучиться… »

Выход через кабалу?

Исключение в виде бесплатного переселения сделали только для казанских собственников аварийного жилья. В других же районах Татарстана несговорчивых стали буквально выживать из их квартир.

Александр Кишев из Альметьевска, не согласный с выкупом его квартиры за 350 тысяч рублей, судился до последнего, но суды чиновникам проиграл. В аварийном доме он остался один - все остальные смирились с ипотекой.

«Вскоре у меня отключили отопление, воду и газ, хотя на дворе был конец октября, - написал мужчина в редакцию. - А через неделю, пока меня не было дома, в квартире взломали двери, всё перевернули. Полиция задержала троих подозреваемых, но пока мы были в участке, двери моей квартиры вновь вскрыли. Мне ничего не оставалось, как оставить квартиру. От моей собственности у меня остался лишь штамп в паспорте, пара документов о правах да исполнительный лист о выселении. Я считаю, что всё это случилось по вине республиканских и муниципальных властей, которые подобным образом реализуют федеральную программу по расселению аварийного жилья. Для жителей аварийных домов она превратилась буквально в рейдерский захват земли. Невооруженным глазом видно, кому выгодно, чтобы «аварийщики» покупали квартиры, построенные ГЖФ, и брали ипотеку в банке. Многие собственники при явном давлении со стороны местных чиновников, подписали договоры соципотеки как смертный приговор из-за боязни остаться на улице с малолетними детьми и престарелыми родителями!»

Вот-вот принудительно выселят из дома семью Ядовых из Бугульмы. К ним в квартиру приставы приходили уже дважды. Просьба об отсрочке исполнения судебного решения не помогла. Так что семья с пятилетним ребёнком, скорее всего, останется на улице.

«Сначала мы согласились на соципотеку, но когда увидели размер ежемесячного платежа, поняли, что не потянем, - рассказывает Алия Ядова. - Официальной работы у нас с мужем нет, перебиваемся временным заработком. Так что мы расторгли ипотечный договор, но деньги - выкуп за аварийное жильё - исполком уже направил в Госжилфонд, где они теперь и зависли. Мы остаёмся и без жилья, и без денег. Будем бомжами. Местная администрация даже до лета подождать не согласились, выставляет нас на улицу в самый мороз. Предлагают ребёнка на время в приют сдать. При живых-то родителях! Мы просили поселить нас в маневренном жилфонде, но нам прямо сказали - если согласитесь на ипотеку - пожалуйста, а нет - так нет».

Редакция «АиФ-Казань» заблаговременно отправила запрос в администрацию Бугульминского района с просьбой прокомментировать ситуацию, ответ пока не получен.

К подобному исходу событий готовится и многодетная мать из Зеленодольска Миляуша Терскова. Около двух лет она отстаивала свой дом в суде, настаивая, что он не является аварийным, но суды независимым экспертизам не поверили, так что семью ждёт выселение без предоставления жилья.

«Мне сказали: «Возьмите ипотеку, а то останетесь на улице. Легко сказать, а я вот ума не приложу, где мне одной с тремя детьми взять эти миллионы! - возмущается Миляуша Терскова. - Ведь все наши доходы - это пособие по потере кормильца, да 2 тысячи рублей, которые я приношу, подрабатывая уборщицей. Я даже устроиться на работу не могу - сын у меня перенёс несколько операций, до 6 лет не разговаривал, его одного не оставишь. Мы ведь не зря стоим в очереди как нуждающиеся в жилье. Оно полагается нам бесплатно и очередь скоро дойдёт - мы 16-е в списке. Увы, даже на это скидку никто не делает: хотите своё жильё - соглашайтесь на ипотечную кабалу… »

Спору нет - программа социальной ипотеки в Татарстане решает большую социальную задачу - обеспечивает жильём бюджетников, работников предприятий, жителей ветхого жилья - граждан, которые со своими небольшими зарплатами никогда бы не получили ипотеку в банке, не смогли бы улучшить жилищные условия. Но есть и те, кого она загнала в угол. Сообщения «аварийщиков», которые поступают корреспонденту «АиФ-Казань» по всем каналам связи, не иссякают ни в выходные, ни в праздники. Мы слышим этих людей. А вы, уважаемые чиновники, прокуроры, ГЖФ?..