Объединение фнс и фтс. Слияние таможни и налоговой: «Бизнес будет только аплодировать. «Контрабас» не только музыкальный инструмент

Объединение ФТС и ФНС вопрос, который часто поднимают. На данный момент определяются с алгоритмом и сроками процесса. По последним данным такие существенные изменения произойдут к маю 2019 года. Чего ждать от этого бизнесу еще не всем ясно, следует в этом вопросе разобраться.

Создание единой структуры из двух фискальных органов вопрос, который поднимался не однократно. Последнее обсуждение объединения налоговой и таможенной службы проводилось в 2015 году. Тогда предполагалось консолидация и передача под юрисдикцию Минфина.

Основная причина подобных действий это желание сократить бюрократический аппарат, так как, по сути, финансовые потоки к двум органам идут по одинаковым направлениям. При прошлом обсуждении прийти к консенсусу не удалось, причина на то не достаточно убедительные аргументы.

Что касается теперешней ситуации с внедрением цифровых технологий, ФНС вырвалась в лидеры по доходам, что поступают в бюджет. Так в 2016 году эти показатели отличались на 2,5 трлн. рублей. В бюджете на 2019 год заложены цифры:

  • ФТС – 4,8 трлн. руб.
  • ФНС – 9 трлн. руб.

Объединение налоговой и таможни на базе первой структуры выглядит очень заманчиво. В особенности привлекательно это электронной системой платежей и обслуживания, которая отлично себя зарекомендовала.

Суть слияния

Основная задача – слияние информационных систем. Это поможет достичь максимального экономического эффекта и повышения уровня собираемости обязательных платежей. Собственно объединение таможни и ФНС подразумевает подгонку правил, связанных со сбором платежей в бюджет под общие стандарты. Это не слияние в единое ведомство как таковое, каждая структура будет отвечать за свое правовое поле.

Когда таможня перейдет под управление Минфина будет возможным к реализации усовершенствование норм закона, регулирование правил внесения платежей.

Подобные действия проводятся также с целью налаживание порядка контроля. Это поможет уменьшить число проверок, а значит, сэкономит время декларантам. Административная нагрузка на предпринимателей снизиться.

Чаще всего участники и лица, которые не спешат товары, делают это не со злым умыслом, а по причине длительной бюрократической процедуры. Это происходит по причине несогласованности действий и процедур в двух органах ФТС и ФНС. Слияние систем налоговой и таможни нивелирует эти различия. Ожидается, что это обеспечит большие суммы поступлений в бюджет.

Необходимые действия

Как понятно в одночасье слияние не произойдет. К тому же многие эксперты говорят о сомнительности данного шага. Но все же этот вопрос в текущем рассмотрении более ясен и скорее всего консолидации быть. Для этого следует совершить ряд действий. Так для таможни Министерство финансов поставило такие задачи:

  1. Сквозной контроль над перемещением товаров со снятием напряжение с декларантов. Основная цель – исключить неуплату необходимых .
  2. Исключение непосредственного контакта с коммерцией, то есть отсутствие досмотра товара.
  3. Снижение числа судебных разбирательств.
  4. Обнаружение и перекрытие каналов противозаконного вывода капитала за пределы страны.

Практически все шаги на пути к объединению ФТС и ФМС в 2017 году налоговая уже выполнила. Так за последние годы она тотально оцифровалась. Созданы все условия для налогоплательщиков, они понятны потребителю. То есть каждый, кто стремиться отдать часть своего заработка государство согласно закону понимает, сколько и за что ему требуется платить. К тому же информационные системы, что разработаны для ФМС очень сильные. О чем говорят многие эксперты.

Зачем это государству

Объединение налоговой и таможни в 2019 году вполне стоит ожидать. Зачем это государству?

Первое на что опираются это положительная мировая практика. Объединение финансовых потоков и информационных систем под руководством Минфина показывает хорошие результаты.

Второй момент – государство получает абсолютный контроль над перемещением грузов через границу. Появляется возможность отслеживания всей цепочки его перемещения, аж до реализации потребителям. В теории это должно облегчить участие предпринимателей – не нужно будет подтверждать вывоз товара за границу, а значит иметь двойные хлопоты с НДС ( , доначисление и т.д.).

Еще один плюс — ускорение и открытость процедур внесения платежей, в частности НДС, его возврата. Правда, на слишком существенное сокращение сроков рассчитывать не приходиться.

Собственно вопрос о консолидации еще витает в воздухе, хотя более настойчиво, чем раньше. Многие эксперты не видят в этом процессе огромной необходимости, так как можно сделать проще: наладить процесс обмена информации между структурами, что так само облегчит процедуру возврата НДС. Также таможня и налоговая, которые так и не объединились в 2017 году могут стать причиной серьезных проблем для плательщиков. Без последствий это произойти просто не может. Минимальный период, который может происходить становление новой системы, даже при тщательной подготовке к процессу – 6 месяцев.

Прогноз на май 2019 года связан с тем, что новое правительство всегда принимает решения, касательно системы органов исполнительной власти.

Вывод

Слияние двух крупных структур в единого «монстра» как называют эксперты новое образование процедура сложная и многоэтапная. Даже при теперешней ситуации увеличение объема сборов не будет превышать 15-20%.

ФНС совместно с ФТС уходит к единой системе стандартов: Видео

Мнение эксперта

Владимир Иванович Булавин, Руководитель Федеральной таможенной службы

Стенограмма выступления В. И. Булавина на совместном заседании коллегии ФТС России и ФНС России 19 сентября 2018 г.

В мае текущего года руководством страны определены национальные цели и задачи в развитии Российской Федерации до 2024 года. Одна из основных стратегических задач состоит в ускоренном экономическом развитии страны. Важную роль в ее исполнении должна сыграть совместная деятельность ФТС России и ФНС России, направленная на обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет, создание комфортных условий проведения бизнеса, снижение доли теневого сектора в экономике.

С 2016 года таможенные и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. За это время накоплен значительный опыт совместной работы как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов. Под руководством Правительства Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, основой которых является сопряжение ведомственных информационных систем и систем управления рисками.

В настоящее время в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов используются более 80 программных средств, автоматизирующих все процессы таможенного дела. С их помощью формируются 67 информационных ресурсов, позволяющих принимать управленческие решения, сокращая возможные риски, нарушения законодательства. Обеспечена возможность осуществления круглосуточного мониторинга процессов совершения таможенных операций в режиме онлайн информационной системой «Малахит». Анализ осуществляется более, чем по 400 различным показателям в разрезе ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

На сегодняшний день нашими ведомствами по утвержденным регламентам организован обмен информацией из баз данных. Его объем ежегодно увеличивается. Только в 2018 году таможенная служба направила в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В свою очередь мы получили от налоговых служб более 7 млн записей о банковских счетах участников ВЭД, которые имеют задолженность по уплате таможенных платежей. Также мы получили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства.

Поступающие сведения от ФНС России и других государственных органов используются в аналитических системах, в системе управления рисками, на этапе постконтроля и в рамках правоохранительной деятельности. Информация о рисках в отношении налогоплательщиков включена в алгоритм автоматического категорирования участников ВЭД. Машина самостоятельно осуществляет анализ сведений по каждой компании и принимает решение без участия должностных лиц, к какой категории отнести ту или иную организацию. Благодаря этому удалось существенно расширить сектор низкого уровня риска, в отношении участников которого значительно снижена частота применения мер таможенного контроля, что упрощает административные процедуры и способствует сокращению сроков оформления товаров. Сейчас свыше 8 тысяч декларантов входит в зеленый сектор. Из них 6700 налоговой службой также отнесено к категории низкого уровня риска. На долю добросовестных участников ВЭД приходится чуть более 60% от общего количества деклараций на товары и 80% от общей суммы подлежащих к уплате таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров.

Своевременный обмен информацией способствует работе по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. ФТС России предоставляет информацию о лицах, имеющих задолженность по оплате штрафов, о нарушении прибыли валютного законодательства, а также данные о выявленных признаках недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц. За последние три года нами передано информации о более, чем 3,5 тысяч таких организаций.

Важнейшим направлением работы, выстраиваемой на основе обмена информацией и осуществляемой под руководством Министерства финансов, является формирование национальной системы прослеживаемости товаров, которая в дальнейшем будет составной частью единого механизма прослеживаемости Евразийского экономического союза. В перспективе это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки на всем пространстве Евразийского экономического союза. В конечном итоге это позволит объединить в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла.

Отдельным элементом системы прослеживаемости стала автоматизация контроля за ввозом и оборотом маркированного товара. В ходе организации пилотного проекта по маркировке меховых изделий и изделий из меха, автоматизированной проверочной операции, сопоставления сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями, полученными из государственных информационных систем маркировки, позволяет выявлять случаи нелегального оборота товаров. При этом процесс проверки занимает всего одну минуту. Введение системы маркировки позволило в 2017 году увеличить в 1,5 раза количество задекларированных меховых изделий и увеличить в 2 раза объем таможенных платежей.

Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации проведения таможенного и налогового контроля. Практика показывает рост результативности подобных мероприятий. За последние три года было проведено более 2 тысяч совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было начислено 8,5 млрд рублей.

Подводя итоги нашего взаимодействия, отмечу следующие принципиальные моменты:

  1. внедрено в практическую деятельность ведомств планирование совместной работы как на уровне центрального аппарата, так и на региональном уровне;
  2. на постоянной основе налажен взаимный обмен информацией из баз данных;
  3. реализуется совместное использование сил и средств при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Самое главное, что от этой деятельности есть конкретный результат и значительный профилактический эффект. Достигнутый уровень совместной работы позволяет планировать нашу дальнейшую совместную деятельность. Совершенствование взаимодействия таможенных и налоговых органов должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса. Этому будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС России масштабное реформирование таможенных органов. С 2017 года мы приступили к созданию сети территориально распределенных электронных таможен и центров электронного декларирования. До 2020 года планируется создать 8 региональных электронных таможен с центрами электронного декларирования во всех федеральных округах, электронную авиационную таможню московского авиаузла, специализированные центры электронного декларирования (морские, акцизные, энергетические). Имеющиеся информационные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспечивать комплексную автоматизацию деятельности таможенных органов. Это позволит перейти на новый уровень нашего взаимодействия, предполагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к реальному.

Мы должны и дальше совершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо обеспечить интеграцию баз данных других федеральных органов исполнительной власти, получить доступ к сведениям информационно-аналитических агентств, системного учета торговых сетей, а также наладить информационный обмен с нашими зарубежными коллегами. Получаемая информация должна автоматически встраиваться в алгоритмы работы информационных систем наших ведомств. Это позволит создать эффективный инструмент контроля, обеспечивающий с одной стороны надежные барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны делающий максимально незаметным действия наших ведомств для законопослушного бизнеса.

Уверен, что формат сегодняшнего мероприятия позволит предметно и всесторонне обсудить наиболее важные вопросы взаимодействия таможни и налоговых служб, а также выработать комплексные меры, направленные на повышение эффективности и качества нашей работы. Задачи, поставленные Министром финансов перед ФТС России, будут выполнены.

В России есть 2 Федеральные службы – ФТС и ФНС, которые довольно часто решают общие задачи. Такие как сбор обязательных платежей, учет и контроль за плательщиками, перемещение товаров/работ/услуг и др. Поэтому не на пустом месте давно ходят активные слухи об объединении ФНС и ФТС России в единую госструктуру. По нашей информации, это должно было состояться уже в мае 2018 года. Однако, как обстоит дело сейчас?

Что объединяет налоговиков и таможенников

Тесное взаимодействие ФТС и ФНС России основано хотя бы на том, что только два ведомства дают более 90% всех налогов, которые поступают в федеральный бюджет. Поэтому от того, как они будут вместе работать, во многом зависит устойчивость всей бюджетной системы в целом.

Ещё в 2015 году Президент России поставил задачи по интеграции основных администраторов бюджета – Налоговой службы и Таможенной службы – и созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. В итоге, обе Службы были переданы в ведение Минфина.

Они начали проводить совместную работу в этом направлении. В первую очередь, усилия были сосредоточены на создании цифровых платформ, внедрении новых технологий, которые позволяли бы более эффективно администрировать и контролировать выполнение своих обязательств перед налогоплательщиками и государством.

На 2018 год задачи по интеграции крупнейших администраторов и повышению эффективности работы выполнены. Об этом говорят:

  • растущие показатели эффективности налогового и таможенного администрирования;
  • рост поступлений платежей во все уровни бюджетной системы.

ПРИМЕР

До интеграции ФНС и ФТС 2015 года поступления самого крупного налога – НДС – росли на 10%. В 2017-2018 годах они увеличились в 1,5 раза, а темпы роста – до 15% в год. Это значительно выше, чем темпы роста экономики.

Это говорит о том, что совместная работа привела к обелению той части экономики, которая раньше не в полном объеме выполняла свои обязательства перед государством.

Также произошло:

  • снижение общей административной нагрузки на хозяйствующие субъекты;
  • сокращение количества контролирующих органов;
  • оптимизирован объём отчетности.

Это во многом результат того, что под контроль Налоговой службы было передано администрирование страховых взносов. В итоге, все налогоплательщики почувствовали сокращение административных отчетностей и барьеров.

Общие задачи ФНС и ФТС

В рамках совместной работы обе Службы в приоритетном порядке решают следующие задачи.

Обмен данными по рискам

Удалось построить систему обмена данными в части выявления рисков между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности. Теперь совместная база данных позволяет и налоговикам, и таможенникам с учетом интеграции системы управления рисками выявлять тех налогоплательщиков:

  • к которым нужно выходить на проверки;
  • у кого нужно запросить дополнительную информацию.

Такой риск-ориентированный подход позволяет, с одной стороны, реже проводить проверки и экономить ресурсы, а с другой – более точечно выявлять нарушителей и повышать эффективность общей работы.

Существенно выросла эффективность контрольных мероприятий по сравнению с 2015 годом – более чем в 2 раза только в результате объединения систем управления рисками и, соответственно, скоординированных проверок налоговых и таможенных органов.

Отслеживание товаров

Ключевым звеном взаимодействия налоговых и таможенных органов должна стать система прослеживаемости товаров. Уже введены ее элементы:

1. Система ЕГАИС (заработала в рамках реализации алкогольной продукции).

2. Система маркировки (меховые изделия и др.).

Известно, что сейчас в рамках ЕАЭС идёт к финалу работа над соглашением, которое должно стать основой евразийского сегмента прослеживаемости товаров, ввезенных из третьих стран. Это тоже один из элементов обеления наиболее проблемных секторов экономики, связанных и с ВЭД, да и с внутренней экономикой. Эта система дает возможность устанавливать равные конкурентные условия для всех участников рынка.

Такс фри

Россия присоединились к так называемой системе Tax Free. Пока она функционирует в 12 регионах.

Только введение системы Tax Free увеличило товарооборот в тех магазинах, где она была установлена, на 25%. Особенно хорошо она зарекомендовала себя в период проведения Чемпионата мира по футболу.

Грамотное администрирование

Налоговые и таможенные органы совместно работают над улучшением качества администрирования и ликвидацией административных барьеров для добросовестного бизнеса.

Например, перед Федеральной таможенной службой до конца 2018 года стоит задача увеличить количество пользователей технологии единого лицевого счета не менее чем в 2 раза. При этом доля уплачиваемых платежей пользователями должна составлять не менее 50% от общей суммы.

Эксперимент с торговлей в Интернете

С 1 ноября 2018 года ФТС должна запустить эксперимент по новой технологии взимания наложенных платежей в рамках интернет-торговли: покупатели должны уплачивать их в момент совершения покупки.

Такие технологии позволяют:

  • безболезненно для покупателя пройти предусмотренное снижение порога беспошлинного ввоза;
  • выравнить конкурентные условия интернет-торговли (с каждым годом увеличивается партия товаров, которая завозится без уплаты таможенных платежей, сборов, налогов).

Электронная таможня

В настоящее время реализуется масштабный проект по созданию электронных таможен, разделению мест таможенного оформления и фактического контроля.

Он очень важен с точки зрения снижения прямого контакта таможенников с участником внешнеэкономической деятельности.

Согласно последним новостям, объединение ФТС и ФНС России пока не произошло. Налоговики пока вытягивают таможенников на новый уровень взаимодействия с плательщиками.

Двадцатого ноября президент Владимир Путин встречался с руководителем ФНС Михаилом Мишустиным, но, по словам последнего, создание единого фискального органа не обсуждалось. От дополнительных комментариев Мишустин отказался. Представитель ФТС не ответил на запрос «Ведомостей».

Против объединения выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Слить можно все, что угодно, но функции служб какими были, такими и останутся, как и принципиальное различие в организации их работы, говорил в октябре в интервью «Ведомостям» руководитель ФТС Владимир Булавин, некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.

У таможни не только фискальная функция, она контролирует права на интеллектуальную собственность, осуществляет правоохранительную деятельность, борется с контрабандой, говорит один из чиновников. Таможенное администрирование в чистом виде – открытие и закрытие таможенных процедур, идентификация товаров, это не фискальные процедуры, и непонятно, как всем этим может заниматься единая служба. Единая система оказалась хорошим компромиссом, сказал другой чиновник, она позволила установить тотальный контроль за уплатой НДС: налоговой службе видны все подозрительные транзакции, доступ к данным позволил лучше контролировать товарные потоки. «Но именно единой базы сейчас нет – у каждой службы отдельная, просто есть доступ друг к другу», – возражает еще один чиновник. Это и не нравится Шувалову. Идея – разбить реформу на два этапа: до марта сделать единую базу, после – обсудить объединение служб и к маю, к формированию нового кабинета, принять решение, поясняет он.

Как улучшается таможня

В этом году Россия поднялась на 40 ступеней до 100-го места в рейтинге Doing Business в сфере международной торговли (оценивается простота и скорость растаможивания). Например, был упрощен порядок уплаты таможенных платежей благодаря их централизованному учету на едином лицевом счете, ускорены процедуры экспорта и импорта в порту Санкт-Петербурга, объясняла ФТС. За год таможенный контроль для российских экспортеров подешевел с $765 до $665, для импортеров – с $1125 до $587,5.

Обе службы в ведении Минфина – этого пока достаточно для координации их работы, считает председатель РСПП Александр Шохин. ФНС сильно продвинулась в автоматизации, но нельзя говорить, что ФТС настолько отстала от налоговой, что бизнесу невозможно взаимодействовать с таможней, считает Шохин. Например, ФТС собирается сократить число мест таможенного оформления с 672 до 16 центров электронного декларирования.

В объединении есть плюсы: у некоторых компаний налоги, как правило, администрируются из офиса в Москве финансовым департаментом, а за связи с таможней отвечает отдел снабжения, который может сидеть в другом городе, говорит сотрудник «дочки» иностранной компании: «При объединении служб легче будет администрировать экспортный НДС». Но у ФТС есть еще и правоохранительные функции – странное получится сращение, переживает он. Рискованное решение, считает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, особенно в ситуации дефицита федерального бюджета: есть специфика в работе ФТС, а при объединении неизбежна потеря части специалистов. Достаточно общей информационной платформы, настаивает он.

У двух служб сейчас разные задачи и функции, методы и способы контроля, согласна руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина, для начала надо сблизить два вида контроля, иначе возникнет организационная путаница. «Я, как бывший чиновник (ранее возглавляла департамент внешнеторговой деятельности Минэкономразвития. – «Ведомости»), переживший несколько административных реформ, могу сказать, что, если реформа не проработана, ничего хорошего из этого кроме потери компетенции не получится», – предупреждает она.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил до мая 2018 года определиться с созданием единого фискального органа, сославшись на опыт ряда стран, где таможенная служба объединена с налоговой. Об этом чиновник заявил, выступая на коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС). По словам главы ФНС Михаила Мишустина, такая инициатива не обсуждалась в ходе недавней встречи с президентом.


По словам Игоря Шувалова, до вступления страны в новый политический цикл - до мая 2018 года - следует определиться с решением о создании единого фискального органа. «Во многих странах он существует, я к этому постоянно и налоговые органы, и наших таможенников подвожу»,- заявил первый вице-премьер в ходе выступления на коллегии ФНС.

Объединение ФНС с Федеральной таможенной службой (ФТС) обсуждается уже несколько лет. Службы долгое время обеспечивали примерно равные по объему поступления в бюджет. Однако с началом цифровизации процессов в ФНС налоговые поступления в бюджет существенно опережают таможенные сборы. В 2016 году ФТС обеспечила 4,4 трлн руб. поступлений в бюджет, ФНС - 6,9 трлн руб. Согласно проекту бюджета на 2018–2020 годы эта разница увеличится еще больше. В 2018 году сборы ФТС планируются на уровне 4,8 трлн руб., а сборы ФНС - 9 трлн руб, к 2020 году - 5 трлн руб. и 9,8 трлн руб. соответственно.

По словам Игоря Шувалова, «если это будет лучше и понятнее для государства, которое получит совершенно стабильный доход через администрирование этой службы, и лучше для граждан и юридических лиц, такое решение следовало бы принять в мае».

Как заявил журналистам глава ФНС Михаил Мишустин, на встрече c президентом Владимиром Путиным в понедельник тема создания единого фискального органа не обсуждалась. «ФТС не известно, было ли обсуждение этого вопроса в правительстве или администрации президента. Если было - то представители службы на него не приглашались»,- сказали “Ъ” в службе. По словам же заместителя главы Минфина Ильи Трунина, правительство пока не готовит конкретных документов по реализации этой инициативы. Сейчас, считает замминистра, следует обсуждать выстраивание сквозных механизмов взаимодействия ФНС и ФТС, когда информация с момента таможенного декларирования транслируется в налоговый орган, что, в свою очередь, помогает выявить «потерю» таможенной, а затем и налоговой стоимости.

Татьяна Гришина, Татьяна Едовина


Как идет реформа ФТС

Федеральная таможенная служба в августе отчиталась перед представителями бизнеса о первых шагах проводимой службой реформы администрирования. Речь шла о сервисах, упрощающих предоставление таможне разрешительных документов, таких как «личный кабинет» участника ВЭД. Впрочем, пока автоматизация обмена данными между ведомствами не спасает предпринимателей от дополнительных проверок. Среди особо проблемных была названа ситуация с валютным контролем при экспортно-импортных сделках.