Как живет закрытый вахтовый поселок сабетта на крайнем севере. Морской порт «Саббета». Экологический мониторинг Порт сабетта официальный

Билетов на рейс Москва - Сабетта не купить: везут туда только по спискам и паспорту. Других вариантов просто нет, соответственно, случайных людей - тоже. Туда вез Red Wings, обратно - «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку только взрослых людей - трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда и, главное, зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.

Единственный прикол был, когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта - это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.

Главная площадь Сабетты

Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Окей, ждем. И ждем, и ждем… Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на каждом перекрестке он стоял и всех пропускал!

Накормили в полете вкусно - даже не ожидал такого от фактически вахтового транспорта. А бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах. Думал, вздремну, но за иллюминатором было так красиво, что я от него и не отлипал. Да и есть тоже было удобно.

Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой - сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато нужно нефигово долго ожидать багажа и его досматривают на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что-то вызывает вопросы - надо открывать баул и показывать, и неважно, как плотно упакованы вещи. Отказался - готовь 50 тысяч штрафа.

Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, в поселках и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке (ЮТЛУ), включая завод СПГ, - под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда - попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же.

Храм посреди Сабетты.

Вообще, запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь - на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь - то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец - то неизвестно, что у него на уме, плюс вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.

Курить можно только в отведенных для этого местах - на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком - ОВД.

За нарушение правил - либо чувствительный (пяти-шестизначный) штраф, либо депортация. Хотя есть и нарушения с шестизнаками, но без депортации. Например, пьянка. Так как топят тут зверски, то поставить брагу - как два пальца. Ущучат тебя бухим - и сам будешь должен денег, и твоя контора, причем в два раза больше, но домой тебя не отправят. Жри, мол, дальше, неси нам бабло. А вот депортация означает, что депортированный больше никогда - ни в следующий раз, ни от другой конторы - не сможет сюда приехать. Единственный способ заехать сюда снова - поменять паспорт. Есть люди, по тем или иным причинам непьющие, которые в Сабетте как рыбы в воде. Есть люди, которые специально приезжают сюда на вахту как на реабилитацию с трудотерапией - потому что неспособны перестать бухать самостоятельно.

Одна из улиц Сабетты. На самом деле улиц как таковых там нет - есть только номера общежитий, между которыми проходы. Все коммуникации проложены на поверхности: мерзлота ведь.

Еще про штрафы. Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило, - попасть на 30 тысяч. Оказаться на заводе без спецодежды - минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Отсутствие средств индивидуальной защиты (каски и очков) - по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них поймали. Отсутствие страховки при работе на высоте - опять же депортация.

Про погоду. Приезжаешь из Москвы в Заполярье - думаешь, пипец! На следующий день температура падает до –3, думаешь: вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничего не мешает), думаешь: вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь: ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь: во жара!

Восход на Сабетте.

Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), насквозь продувает застегнутые молнии на одежде, а если что-то из одежды не застегнуто - есть возможность потерять. Привычка застегиваться появляется мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или желтый жилет с тела. Поначалу удивляет, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, - но когда поднимается ветер, понимаешь, что это вещь необходимая.

В Сабетте есть, как я уже сказал, отделение полиции и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа вполне естественно подстраховаться. За две недели я видел полицию только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут - лечить порезы и ссадины и держать наготове вакцину от бешенства. Если кто серьезно приболел - давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется: в медпункте при обращении напрямую спрашивают: «Домой хочешь?» - и, если хочешь, - скатертью дорога.

Вообще, там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается - медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже «поехавшего».

Обычный пейзаж. Провода и буровые - больше глазу зацепиться не за что.

На ЮТЛУ все сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами: что и как есть, как спать, где стираться и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы закрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже - комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже - отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере - через день. Смена постельного белья и полотенец - раз в неделю.

Каждому человеку положен пропуск - пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже я с моим аппетитом, ни в чем себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.

Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо нужно записываться за два дня. Я не качался - просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры: волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району - только через спутник. И она нищеватая для пользователя: голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе - с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо: у всех рации), инет - только Edge. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть - только в офисах, для почты, выход в интернет очень ограничен. Вайфай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами, смотрят фильмы и сериалы и друг с другом меняются на флешках свежачком.

Достопримечательностей в Сабетте две: факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники, - сколоченные из досок домики. В них теперь уже никого нет, а они стоят, и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.

Одно из старых общежитий.

Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефону с родными и близкими. Тоже мощный контраст: всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки создают доброе ощущение.

Новое здание общежития. Таких в Сабетте много - там все и живут.

Вообще, случайных людей там нет. Люди разные: со всей России плюс французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют - с немецкой тщательностью. И все реально равны.

Еще про факел. Факел - вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво: на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернющий дым летит.

Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как рядом. Первые 220 метров от него - стерильная зона, куда вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки, как от костра. Вылезаешь из машины и думаешь, что весна пришла, тепло: вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был: как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени - самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом: каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии - так вот, постоянно есть ощущение, что над домом проносится авиалайнер, только источник шума никуда не улетает.

Про местные правила дорожного движения. Взял я с собой права и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный ТРЭКОЛ и дать на нем по тундре, ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему: штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости - 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом, не скрыться. Даже если думаешь, что твоего нарушения никто не заметит, - трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб, включая ГАИ, и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах», все наоборот. Там правило одно: преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.

Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается как экстремальный, но чертовски интересный отдых.

Материал был опубликован на Telegram-канале о путешествиях East Travel с согласия автора. Там публикуются рассказы о путешествиях обычных людей по красивейшим местам России и мира: по Японии, Иерусалиму, Чукотке, Камчатке, Байкалу, Приморью и другим.

Я уже писал, что 28 марта мы заходили в порт Сабетта, в связи с приходом сюда нового .
В том посте было много изображений танкера. Но понятно, что сам порт не мог пройти мимо моего объектива.

2.

Начало - http://yarepka.livejournal.com/10529.html
Порт Сабетта - http://zavodfoto.livejournal.com/4838728.html
Ямал СПГ - http://zavodfoto.livejournal.com/4827701.html

Название Сабетта дали геологи Тамбейской НГРЭ, созданной в 1980 году, после перебазировки её в посёлок из города Лабытнанги.

Название посёлка является производным от названия реки Сабетта-яха.

Также существует ещё несколько версий происхождения названия:

От имени рода Сабе — местного рода самоедов (ненцев), живших в этом районе;

От слова «сабетта» — название женского головного убора на ненецком языке.

В упразднённой в 2006 году одноимённой деревне (посёлке) Сабетта по переписи 2002 года проживало 19 жителей, в том числе русские —  12, коми —  5, другие —  2. С 2011 года ведётся строительство инфраструктуры вахтового посёлка Сабетта, рассчитанного на 3500 жителей.

В Сабетте сейчас работают более 22 000 человек. Которые возводят на берегу Обской губы порт и завод по сжижению газа в рамках проекта "Ямал -СПГ".

Сегодня порт фактически уже работает в штатном режиме. За прошлый год было принято и обслужено около 1200 судов различного класса и около 3 миллионов тонн грузов. (М.Соколов)

Проект «Ямал СПГ» предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Доказанные и вероятные запасы газа месторождения составляют 907 млрд кубометров. Первая линия по производству СПГ в рамках проекта должна быть запущена в 2017 году.

Реализация проекта предполагает создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта, а также перевалочную базу в бельгийском Зебрюгге для доставки газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в периоды отсутствия транзитной навигации по Северному морскому пути.

Данный регион является богатейшим местом по своим запасам, здесь возможно производить более 70 миллионов тонн. Здесь возможно создать хаб с долей на мировом рынке более 15 процентов по СПГ. Созданная инфраструктура поможет обеспечить это в кратчайшие сроки. (Л.Михельсон)

3.

4.

В порт заходят с моря суда от таких:
i

до таких

и даже таких (тот, что за ледоколом)

iii

С осени до позденй весны, акватория порта покрыта льдом, посему буксиры помогать судам швартоваться не могут.
Суда становятся к причалу самостоятельно.

5.

Но перед подходом грузового судна к причалу, ледоколы подготавливают акваторию вдоль причала. Такую оперцию, но на другой акватории, можно посмотреть в журнале капитана а/л "Вайгач" alex_lw_65

- Постановка второго балкера NORDIC BARENTS

Здесь же в порту работает л/к "Москва" и л/к "Тор"
6.

7.

8.

9.

Встали передахнуть почти бок о бок три ледокола.

10.

11.

12.

И на последок - карта порта, на которой видно, какой объем грунта был убран с территории порта.

13. Вот так было. Специально включил старую карту, чтобы было видно, где теперь стоят суда. Черный контур - это наш ледокол с осадкой 11м.

14.Вот так стало. Хорошо виден зеленый контур т/х "Polar King". Он на старой и новой карте стоит в одном географическом месте.

Развитие экономических связей со странами мира, а также политическая ситуация обусловили возникновение проекта по строительству такого важного объекта, как порт Сабетта. Назван он по одноименному поселку на Обусловлено строительство порта Сабетта, прежде всего, тем, что в данном регионе сосредоточено порядка 20% всех месторождений нефти и газа России.

Проект строительства и цели

Как уже говорилось выше, сооружение нового порта в арктическом регионе страны - это уже необходимость. Это не отдельно построенное сооружение, а целый комплекс под названием "Ямал-СПГ". В будущем порт Сабетта призван обеспечить навигацию в течение всего года по Рядом будет построен завод по для транспортировки его в специальных танкерах для экспорта в Западную Европу, Южную и Северную Америку и государства Тихоокеанского региона.

Для того чтобы арктический порт Сабетта мог полноценно функционировать, возле него выстроен рабочий поселок. Также планируется строительство ветки железной дороги и аэродрома.

Работы, которые должны быть выполнены в процессе реализации проекта

В целом морской порт Сабетта будет являться уникальным с точки зрения строительства подобных сооружений. Все работы выполняются с нуля. На момент закладки порта на местности не было никакой инфраструктуры, грузы с материалами необходимо было доставлять морским путем. Это относится в первую очередь к тяжелым и крупногабаритным элементам конструкции порта. Сроки навигации на тот момент составляли всего 3-4 месяца.

Строительство порта Сабетта включает в себя следующие работы:

  • сооружение подходного канала;
  • сооружение морского канала;
  • акватория порта;
  • причальная стенка;
  • 4 причала;
  • контрольно-корректирующая станция;
  • гидрометеорологический пост;
  • склады;
  • здания технического и административного назначения.

Работы по оборудованию подходного канала выполнены. На данный момент ведутся работы по обустройству акватории порта, продолжается строительство инфраструктуры.

Инвесторы и подрядчики

Проект по возведению порта был разработан по заказу правительства РФ проектным бюро ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ». По результатам проведенного тендера генеральным подрядчиком портовых объектов стал УСК «Мост», генеральным подрядчиком по возведению порта выступил ОАО «МРТС».

Строительство порта Сабетта требует больших затрат. Инвесторами выступили ОАО «Новатэк» (Россия) и нефтегазовая компания TOTAL (Франция). В качестве заказчика выступает «Ямал-СПГ». Проектно-изыскательские работы выполнены ЗАО ГТ «Морстрой».

После определения всех действующих лиц пришлось провести переоптимизацию проекта. В результате появилась возможность уменьшить количество материалов путем более оптимального их использования.

Выполненные этапы

Закладка порта произошла в 2012 году (полностью он должен быть завершен в 2017). В 2013 году завершена причальная стена. Более чем на 10% выполнена технологическая дамба, ведущая к причалам. Частично готовы причалы, и в октябре 2013 года порт Сабетта дал возможность пришвартоваться первому судну. Построен рабочий поселок. Однако не известно, смогут ли уложиться в срок подрядчики.

Финансовые трудности на пути строительства и не только

Основное финансирование строительства и обслуживания поступает из федерального бюджета страны. Как оказалось через два года после закладки, оптимизация проекта не пошла на пользу. Судя по всему, подрядчикам придется вернуться к первоначальному проекту. В нем предусмотрены ледозащитные сооружения. Это поднимает стоимость более чем на 40%.

Однако законсервировать проект возможности не представляется. Прежде всего, задержка сроков повлечет за собой штрафы в очень крупных размерах. Ну и самая важная причина - это может подорвать престиж и репутацию Российской Федерации как надежного и стабильного поставщика. Уже подписаны контракты на большой объем газа для транспортировки, и срыв сроков строительства повлечет за собой еще и финансовые санкции по невыполненным международным обязательствам.

Для изыскания средств планируется сократить инвестиции в другие проекты, такие как строительство парома для линии Усть-Луга - Балтийск, реконструкция порта Санкт-Петербург и строительство глубоководного порта в Балтийске. Пока решение не принято, продолжаются поиски средств.

Перспективы и значение

Порт Сабетта по проекту будет использоваться не только для экспорта Через него на мировой рынок будет уходить зерно, металл, уголь. Это позволит изменить экономику региона и дать толчок ее дальнейшему развитию. Если говорить о политическом значении, то порт Сабетта позволит не зависеть от многих стран, через которые осуществлялся провоз грузов ранее. Если же удастся реализовать строительство железной дороги, то жизнь региона существенно изменится.

12 января 2018 года атомный ледокол «50 лет Победы» взял под проводку из порта Сабетта арктический танкер-газовоз «Борис Вилькицкий» . В сопровождении ледокола Росатомфлота судно проследует во французский порт Дюнкерк (Dunkerque).

На акватории морского порта Сабетта из-за нарастания толщины ледового покрова более 0,7 м устанавливают ограничения по режиму ледового плавания. По распоряжению исполняющего обязанности капитана морского порта Сабетта Александра Морозова с 15 января не допускают к плаванию баржебуксирные составы и суда с ледовыми классами Ice1, Ice2, Ice3. Судам с ледовым классом Arc4 разрешено плавать во льдах только под проводкой ледокола. Допускают к плаванию во льдах под проводкой ледокола или самостоятельно по разрешению и рекомендациям ледокола суда с ледовым классом Arc5 и выше.

После завершения проводки «Бориса Вилькицкого» атомный ледокол Росатомфлота проведет в порт Сабетта танкер-газовоз «Эдуард Толль», четвертое судно типа «YAMALMAX» * , имеющий ледовый класс ARC7, 24 декабря 2017 года вошел в Полярные воды в Беринговом море, прошел траверз мыса Дежнева и вышел на трассу Северного морского пути. После 17 дней транзитного перехода танкера-газовоза через четыре моря судно благополучно прибыло в акваторию Обской губы в районе острова Белый, где его взял под проводку атомоход «50 лет Победы» для дальнейшего следования по морскому каналу до внешнего рейда морского порта Сабетта.

Впервые в истории транспортное судно осуществило самостоятельный переход по Северному морскому пути в период зимней навигации с востока на запад без ледокольного сопровождения. Наиболее тяжелые участки встречались на подходах к проливу Санникова и непосредственно после его прохождения. Факторами, которые также затрудняли движение судна, являлись ледовые сжатия и огромные поля торосов, достигавшие местами 2 метров в высоту.

Всего с момента запуска «Ямал СПГ» в декабре 2017 г было отгружено 5 партий СПГ. Пока «Ямал СПГ» продавал партии по 73 000 тонн. С учетом цен на биржах NBP и TTF каждый танкер может приносить порядка 20 млн евро.

Ворота Арктики >>

Первую партию купил швейцарский трейдер "НОВАТЭКа" Novatek Gas&Power (NGP) и отгрузил трейдинговой дочке малайзийской Petronas (Petronas LNG UK Limited).

Партия была доставлена в Великобританию танкером «Кристоф де Мажери», однако позже появилась информация о том, что в итоге СПГ был перегружен на танкер Gaselys, который направляется в США.

Вторую партию танкер «Борис Вилькицкий» доставил в порт Роттердам , там она также была перегружена и направлена в порт Ферроль в Испании. Конечным получателем стала китайская CNPC.

Третья партия была доставлена танкером «Федор Литке» во французский порт Монтуар (Montoir) и перегружена на танкер «Jurojin» компании Vitol, который направился в порт Пхентхэк в Южной Корее и прибудет туда 6 февраля 2018 г.

С четвертой партией СПГ, весом 72 973 тонны, танкер-газовоз «Кристоф де Мажери» 9 января вновь направился в Европу . 11 января танкер миновал Карские Ворота и продолжает путь в Великобританию. Пункт назначения - регазификационный терминал Dragon LNG, расположенный в устье реки Cleddau, в порту Milford Haven. Маршрут судна проходит через Северное море и далее через пролив Ла-Манш. Прибытие для разгрузки ожидается 16 января 2018 г.

Пятую партию танкер «Борис Вилькицкий» доставит в порт Дюнкерк . Прибудет во Францию ориентировочно 25 января 2018 г. Конечный получатель Total.

Завтра, 17 января «Эдуард Толль» (принадлежащит канадской Teekay) после загрузки шестой партии СПГ выйдет из порта Сабетты и направится во Францию на СПГ-терминал Montoir de Bretagne , куда прибудет 28 января, следует из данных системы позиционирования. Кто является конечным покупателем очередной партии СПГ, представитель «Новатэка» комментировать не стал. Оператором терминала Montoir de Bretagne является компания Elengy, СПГ-подразделение французской Engie.

В декабре 2017 года представитель НОВАТЭКа заявил, что завод «Ямал СПГ» намеревается отгрузить по спотовым контрактам до апреля 2018 г порядка 14 партий СПГ. Всего за 2018 г планируется отгрузить порядка 75 партий СПГ . С середины весны 2018 года начнутся поставки СПГ по долгосрочным поставкам.

Проводку в порт Сабетта и в обратном направлении обеспечивает атомоход «50 лет Победы». Постановкой судов к морскому причалу занимаются буксиры портового флота ФГУП «Атомфлот» - ледокольный буксир «Юрибей » и буксир ледового класса «Тамбей».

В настоящее время в акватории Северного морского пути работают три атомных ледокола Росатомфлота. Атомоход «Вайгач» задействован в проводке танкеров к мысу Каменный. Атомный ледокол «Таймыр» продолжает работы по проводке, постановке и отводу балкеров, занимающихся вывозом угля с портопункта «Чайка», а также обновлением канала в реке Енисей для судов «Норильского никеля». Атомный ледокол «Ямал» проходит плановый доковый ремонт на базе ФГУП «Атомфлот».

Заход первого танкера-газовоза в порт Сабетта состоялся в марте 2017 года: атомоходы «Вайгач» и «50 лет Победы» обеспечили проводку судна «Кристоф де Маржери».

Ямальский порт Сабетта, самый молодой морской порт России – океанский экспортный терминал проекта «Ямал-СПГ» , в 2017 году стал абсолютным лидером по росту грузооборота среди морских портов России. По итогам года порт Сабетта, начавший в декабре экспортные поставки сжиженного природного газа, нарастил перевалку на 280,7% по отношению к 2016 году (с 2,845 млн.тонн до 7,987 млн.тонн). В Топ-5 по росту грузооборота в минувшем году вошли арктический порт Кандалакша – 202,9% (с 801,5 тыс. тонн до 1,625 тыс. тонн), небольшой дальневосточный порт Зарубино – 172% (со 110 тыс. тонн до 189 тыс. тонн), сахалинские порты Невельск – 163,8% (с 1,062 млн.тонн до 1,740 млн.тонн) и Шахтерск – 155,6% (с 3,987 млн.тонн до 6,202 млн.тонн).

ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот), предприятие госкорпорации «Росатом», намерен заказать у финской компании Aker Arctic Technology, одного из ведущих мировых разработчиков ледоколов и ледовых судов, несколько танкеров для перевозки сжиженного газа . Эти суда предназначаются для работы на проекте «Ямал СПГ», а в будущем - и на «Арктик СПГ-2».

На первом этапе Aker выполнит предварительную проектную проработку и проведет ледовые модельные испытания прототипа нового газовоза. Предполагается, что судно будет иметь ледовый класс Arc5 и типоразмер Yamalmax с емкостью танков 175 000 м³ СПГ. Данный типоразмер внедрен для обслуживания экспортного терминала в порту Сабетта, где находится завод «Ямал СПГ».

Росатомфлот рассчитывает, что такие танкеры смогут круглогодично доставлять грузы сжиженного газа в Европу, правда, в сопровождении ледокола. Примечательно, что ледовый класс новых СПГ-перевозчиков ниже, чем тех, которые уже работают на проекте «Ямал СПГ».

Четыре танкера ледового класса Arc 7 – «Кристоф де Маржери», «Борис Вилькицкий», «Федор Литке» и «Эдуард Толль» – в настоящее время доставляют грузы в европейские перевалочные порты, не пользуясь ледокольной проводкой.

* С верфи корейской корпорации DSME, где строят танкеры для проекта «Ямал СПГ», спущены в первых числах января на воду суда «Владимир Визе», строящийся по заказу компании MOL, и «Рудольф Самойлович», строящийся по контракту с канадской Teekay. Пока находятся в сдаточном доке танкер «Георгий Брусилов» и «Николай Зубов»(отдельные секции). О том что эти два газовоза имеют уже имена, ранее не сообщалось.

В июле 2012 года началось строительство нового арктического порта Сабетта на Ямале. Морской порт Сабетта - это ключевой объект инфраструктуры проекта «Ямал СПГ» («Новатэк», Total), который включает в себя создание мощностей по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа на основе ресурсной базы Южно-Тамбейского месторождения. По словам губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, необходимо построить дорогу до морского порта Сабетта, чтобы он превратился из монопорта в многофункциональный узел Северного морского пути, который можно будет использовать для экспорта сжиженного газа Ямала, зерна Сибири, металла Урала, угля Кузбасса, нефтепродуктов Татарстана и Башкортостана.

Строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта

Начало работ - 2012 г., окончание работ - 2017 г.

Арктический порт Сабетта строится в районе одноименного поселка на западном берегу Обской губы в Ямальском районе Ямало-Ненецкого АО Тюменской области. Работы ведутся в рамках проекта «Ямал СПГ», который предусматривает запуск завода по сжижению природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. Новый порт на Ямале обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов и их проход по Северному морскому пути.

Объем работ

В рамках строительства объектов морского порта в районе поселка Сабетта возводятся:

подходной канал длиной 6 км, шириной 495 м, отметкой дна минус 15,1 м;
морской канал длиной 49 км, шириной 295 м, отметкой дна минус 15,1 м;
акватория порта с отметкой дна минус 15,2 м.
В порту будет установлено навигационное оборудование и построены объекты береговой инфраструктуры:

контрольно-корректирующая станция,
пост гидрометеорологического наблюдения,
административные, технические и складские здания.
Общий объем дноуглубительных работ составляет порядка 70 млн. куб. м.
Последовательность работ

Подготовительный этап (2012-2013 гг.) успешно завершен.
Создан технологический канал длиной 3,9 км, шириной 240 м, отметкой дна минус 12,4 м и акватории вспомогательных причалов. Это позволило начать доставку оборудования и материалов к месту строительства порта.

Основной этап (2014-2017 гг.).
Дноуглубительные работы по строительству основных гидротехнических объектов морского порта Сабетта - подходного и морского каналов, а также акватории порта. Дноуглубление планируется проводить в две очереди в период четырех летних навигаций.

Работы по строительству объектов береговой инфраструктуры ведутся круглогодично.

Условия строительства

Строительство порта ведется в сложных геологических, климатических и гидрологических условиях за Полярным кругом. Уникальность проекта заключается в том, что строительство ведется с нуля, на побережье полностью отсутствует транспортная инфраструктура, а период навигации, позволяющий проводить дноуглубительные работы и доставлять тяжеловесные грузы по воде, очень короткий и составляет 70 суток (август - октябрь).

Генеральный подрядчик по строительству объектов морского порта в районе поселка Сабетта - ОАО «УСК МОСТ», определен Распоряжением Правительства РФ. Заказчик строительства - ФГУП «Росморпорт». Проектная организация - ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ». Субподрядные организации в 2012-2013 годах - бельгийская компания «Jan De Nul n.v.», специализирующаяся на строительстве и поддержании морской инфраструктуры, ООО «Фертоинг», обеспечивающее инженерное сопровождение проекта, международный экологический фонд «Чистые Моря», проводивший экологический мониторинг дноуглубительных работ.