Направления экономической теории. Современные направления и школы экономической теории

Экономическая теория выполняет следующие функции: познавательную, практическую, методологическую и идеологическую.

1. Познавательная функция экономической теории состоит в систематизации, обнаружении субординации, толковании и обобщении собранных данных, отражающих развитие экономических процессов. Задачей или результатом познавательной функции экономической теории является формулировка экономических законов, принципов, экономических понятий и моделей.

Экономические законы - это постоянные, устойчивые причинно-на-следом экономические связи и взаимозависимости экономических процессов и явлений. Они выражают сущность экономических отношений. Экономические законы объективны. их объективность заключается в том, что они независимы от воли людей. Однако они проявляются через человеческую деятельность. Значимость экономического закона определяется степенью важности тех экономических связей, которые он выражает.

Экономические законы, как и законы других наук, формулируются в категориях. Экономические категории - это абстрактные понятия, выражающие отдельные стороны экономических явлений, их суть. Чтобы не возникло путаницы в науке, каждая категория должна иметь определенный конкретный срок. Экономические законы проявляются как средние тенденции.

Экономическая теория преимущественно ретроспективная наука. Она изучает то, что было и есть в хозяйственной жизни. Но может также включать прогнозы будущего, в частности обоснование определенных программ, планов развития экономики и тому подобное.

2. Практическая функция. Знание экономической теории имеют практическое значение для всех субъектов хозяйствования. Это заключается в том, что все экономические субъекты должны осуществлять свою практическую деятельность, исходя из экономических законов. И это они делают часто даже тогда, когда не понимают сути самого закона. Так, например, каждый продавец, реализуя свой товар на конкурентном рынке, устанавливает цену на него аналогичную той, которая сформировалась на аналогичные товары, не зная законов рынка. Крупные фирмы для того, чтобы определить правильность направлений своей деятельности, имеют в своих штатах квалифицированных экономистов из разных специальностей. А обоснованная государственная экономическая политика разрабатывается с участием значительного количества экономистов-практиков и теоретиков, опираясь на экономическую теорию.

3. Методологическая функция. Экономическая наука в целом включает ряд конкретных отраслевых наук, являются своеобразными ответвлениями, выходящие непосредственно на хозяйственную практику. А экономическая теория (политическая экономия) является их теоретической основой. Конкретные отраслевые экономические науки исследуют хозяйственную деятельность в отдельных отраслях хозяйства - промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, образовании и других. Эти исследования основываются на экономической теории.

4. Идеологическая функция. В экономической науке есть разные школы, которые в определенной степени отстаивают интересы отдельных социальных групп населения и наций. Каждая социальная группа, класс и нация имеют свои интересы, которые обосновываются и защищаются экономическими школами. Различные классы и социальные группы отличаются своей идеологией, основанной на экономических интересах. Итак, идеологию класса, нации обосновывают на основе того экономического положения, которое они занимают в обществе. На основе различий психологии и идеологии различных социальных групп и классов формируется плюрализм различных течений и партий, без которых не может быть демократии. Все это означает, что экономическая теория (политэкономия), как и другие экономические дисциплины, выполняет идеологическую функцию. И в этом нет ничего негативного.

Задачей экономической теории (политэкономии) как науки является исследование действия экономических законов и передача полученных результатов членам общества, в первую очередь органам управления экономикой для использования в экономической политике, для принятия оптимальных экономических решений.

Задача экономической теории как учебной дисциплины состоит в ознакомлении студентов с достижениями экономической науки, с возможностями ее практического использования в хозяйственной практике и экономической политике. Знание экономической теории нужны для правильной ориентации деятельности предприятий, которая должна основываться на взвешенной стратегии хозяйствования, для умения объективно оценивать ценовую и налоговую политику правительства, его действия по стабилизации валюты и обеспечение условий для нормальной деятельности предприятий.

На экономической теории должна основываться экономическая политика. Это означает, что меры экономической политики должны вытекать из объективных экономических законов и всей совокупности интересов общества. Экономическая политика - это деятельность государства, направленная на достижение определенных целей. Задача экономической политики должны быть теоретически обоснованы. Для выработки правильной экономической политики важное значение имеет реалистичная оценка экономической ситуации, достижений, проблем, недостатков, возникших; выяснения причин, вызвавших трудности; оценка имеющихся возможностей, ресурсов, необходимых для решения определенных проблем экономического развития. На этой основе осуществляется разработка целевых программ.

Научная разработка программ требует также учета присущих обществу противоречий и трудностей.

Макконнелл и Брю выделяют положительную и нормативную экономическую теорию. Исследование фактического состояния экономики, отбор, классификация и анализ фактов, объяснение их является функцией положительной экономической теории. Положительная экономическая теория изучает то, что есть. Она отвечает на вопросы? и почему? А нормативная экономическая теория обосновывает экономическое поведение людей в той или иной ситуации. Например, объясняет, что нужно сделать для снижения уровня безработицы, уровня инфляции, как через систему налогов перераспределить доходы в пользу бедных, незащищенных слоев населения.

Положительная экономическая теория отвечает на вопросы? и почему? происходит в реальной экономике. Нормативная - объясняет, что нужно сделать, чтобы достичь определенных целей в экономическом и социальном развитии, то есть она обосновывает экономическую политику. Те или иные меры экономической политики всегда имеют в основе определенные экономические положения экономической теории.

Введение………………………………………………………………………3с

    Неоклассическое направление эконом. теории………..............................4с

    Неокейнсианское направление эконом. Теории.………............................5с

    Неолиберальное направление эконом. теории.…………………………..8с

    Институциональное направление эконом. теории.……...........................11с

    Школа меркантилизма……………………………………..........................13с

    Школа физиократов………………………………………………………..14с

    Школы классической политической экономии…………………………..14с

Заключение………………………………………………………………………15с

Список литературы……………………………………………………………...15с

Вступление

Даная модульная работа имеет название: «Основные направления и школы экономической теории». Перед тем как рассмотреть этот вопрос необходимо дать краткую характеристику экономики. Экономика – это совокупность производственных отношений, хозяйственный базис общества. Термином «экономика» обобщенно называют экономические науки - совокупность научных дисциплин, изучающих секторы и отрасли производственного комплекса государств, межгосударственные экономические отношения, основные условия и способы производства обмена и потребления продукции, товаров и услуг, формы хозяйственной деятельности и механизмы экономического регулирования. Если говорить про экономическую науку то она возникла в древности, и долгое время не имела своей отдельной (самостоятельной) дисциплины. Где-то с 15 столетия с началом формирования в Европе капиталистического хозяйства (рыночного отношения) она стала отдельной наукой. Сложность экономических явлений потребовала развития экономической науки до уровня, на котором она могла бы легко давать и объяснять эти явления, давать ответы на поставленные самой жизнью вопросы. Это тема актуальна тем, что она позволяет пополнить мои знания в области макроэкономики. Целью работы было раскрыть основные направления и школы экономической теории. Для этого были рассмотрены различные существующие направления и школы экономической теории.

1.1 Неоклассическое направление

Родоначальником этого направления был английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924)ввел в обиход термин «экономикс» как науки о наиболее эффективном использовании имеющихся экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных потребностей общества в экономических благах.

Основоположником австрийской школы Карл Менгер (1840-1921) выдвинул теорию, согласно которой ценность благ обуславливается их полезность для потребителя, а не издержками производства или затратами труда. Фридрих Визер (1851-1924) разработал теорию вменения - ценность средств, производства определяется вмененной им ценностью потребительских благ. Евгений Беем – Баверк (1851-1914)разработал позитивную теорию капитализма и теорию процента, основанную на учете фактора времени.

Теория предельных величин способствовала созданию теории потребительского поведения; явилась одним из отправных параметров современной теории цен, анализа взаимной связи спроса и предложения, оценки эффективности, оптимизации производственных факторов.

Ключевая идея, выдвинутая Маршаллом, состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения, как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Маршалл предложил использовать понятие равновесной цены. Когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо равновесие. Когда спрос и предложение пребывает в равновесии, количества товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается,- равновесной ценой».

Подход Маршала опирается на теории производственных издержек, так и на положения австрийской школы предельной полезности. В своей работе писал: «Принцип издержек производства и принцип «конечной полезности », без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц» . Наряду с Маршаллом, свой вклад в формирование новой концепции внесли американский экономист Дж. Кларк (1847-1939), англичанин А. Пигу (1877- 1959), основатели лозаннской школы Л. Вальрас (!834-1910), В. Парето (1848-1923), шведский экономист и философ К. Викселль(1851-1926).

1.2 Неокейнсианское направление

Заслуга Дж. Мейнарда Кейнса (1883-1946) состоит в том, что он предложил новый подход, разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Он обратил внимание на то, что по мере роста общественного богатства проблема поддержания эффективного спроса становится все более сложной и актуальной.

Он выступил с критикой так называемого «закона Сэя», который разделял многими. Французский экономист Жан-Батист Сэй (1762-1832) считал, что производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос на товары, что будто бы исключает общее перепроизводство товаров и услуг. Так же говорил, что государству не следует вмешиваться в работу рыночного механизма. Однако товары не просто обмениваются, а продаются и покупаются. Если спрос меньше производственного в обществе продукта, то возникает несоответствие, часть продукции не находит сбыта. Цены не всегда успевают выравнивать спрос и предложение, а в современных условиях вообще имеют тенденцию к росту, а не снижению.

Кейнс приходит к выводу: размеры производства и занятости, их динамика определяется не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса, его составляющих, факторов, влияющих на спрос. Совокупный спрос - это реальный объем национального производства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при данном уровне цен.

С увеличением доходов не все доходы будут направлены на покупку товаров. Часть доходов пойдет на сбережения. Причем с повышением доходов склонность к потреблению понижается, а склонность к сбережению возрастает.

Второй тормоз -снижение эффективности инвестиций. С увеличением размеров накапливаемого капитала норма прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает, а между тем именно инвестиции играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса.

Поэтому Кейнс, во-первых, предлагал снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие реального производства.

Во-вторых, чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс предлагал увеличить государственные расходы, увеличить государственные инвестиции и государственные закупки товаров. В-третьих, предлагалось перераспределение доходов, чтобы повысить денежный спрос массовых покупателей.

В качестве главного инструмента макро-регулирования, Кейнс рассматривал бюджетную политику. Во время экономического спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки, а бюджетной политике, в том числе расширению расходов и инвестиционной деятельности самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.

Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора 1 . Мультипликатор показывает зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций. Мультипликатор увеличивается в том случае, когда потребители склонны использовать прирост их доходов для наращивания потребления. Напротив, он уменьшается, если усиливается склонность потребителей к накапливанию сбережений.

Говоря об эффекте мультипликации, Кейнс имел в виду прежде всего расходы из государственного бюджета. Он иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, к примеру наполнять бутылки банкнотами и зарывать в землю, чтобы их разыскивали безработные.

Развитие кейнсианской теории. Кейнсианская теория оказала влияние на направления и сферы дальнейших исследований.. С идеями Кейнса неразрывно связаны разработка исходных положений антициклической политики, концепция дефицитного финансирования, система государственного среднесрочного программирования. Кейнсианская теория занимала господствующее положение со второй половины 30-х до начала 70-х гг. Изменившаяся хозяйственная ситуация, обострение инфляционных процессов в сочетании со стагнацией производства (стагфляцией) потребовали поиска новых инструментов и методов экономического регулирования

В отличие от Кейнса и вместе с тем опираясь на принципиальные выводы Кейнса, его последователи обосновали следующие положения:

Государственное вмешательство в экономику должно быть не эпизодическим, а носить постоянный характер;

В соответствии с этим возникает потребность в стимулировании и поддержке структурных сдвигов;

Стремясь согласовать взгляды прежде всего неоклассиков и неокейнсианцев, американский экономист Пол Самуэльсон (р. 1915) выдвинул идею синтеза, объединяющего современные методы анализа с принципами классиков - А. Смита, Д. Рикардо и др. Как следует из самого названия, неоклассический синтез представляет собой дальнейшее развитие и вместе с тем в некотором роде «примирение» подходов к анализу экономических процессов. Если, к примеру, Кейнс довольно критически оценивал способность цен гибко реагировать на перемены рыночной конъюнктуры, то представители неоклассического синтеза стремились «реабилитировать» цены, доказывая, что они способствуют оптимальному распределению и наиболее полному использованию ресурсов.

Неоклассический синтез отличает расширение тематики исследовании: создана целая серия работ по проблемам экономического роста, разрабатываются методы экономико-математического анализа; получила дальнейшее развитие теория общего экономического равновесия; предложены методика анализа безработицы и методы ее регулирования; обстоятельно изучена теория и практика налогообложения. Джеймс Тобин (1918-2002) разработал теорию выбора портфельных инвестиций и пришел к выводу, что инвесторы стремятся сочетать инвестиции с повышенной степенью риска и чете рискованные, чтобы добиться сбалансированности своих вложении.

В неоклассическом синтезе получил развитие прикладной аспект экомической теории. Американский ученый российского происхождения Саймон Кузнец (1901-1985), наряду с решением других вопросов, разработал статистическую основу исчисления национального дохода, предложил методы подсчета валового внутреннего и чистого продукта страны. Лоуренс Клейн (р. 1920) сконструировал модели экономик США, Японии и других стран, организовал проект «Линк», чтобы представить картину международных экономических и торговых связей.

Неокейнсианство охватывает различные версии и методы - построении макроэкономических моделей, проведение эконометрических исследований, анализ взаимосвязи инфляции и безработицы, воздействия технического прогресса и роста населения на процессы накопления капитала.

1.3 Неолиберальное направление

Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации.

Современные представители экономического либерализма следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная форма хозяйствования создает наилучшие условия для экономического роста. Во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.

К неолиберализму обычно относят три школы чикагскую (Мил-тон Фридмен), лондонскую (Фридрих фон Хайек); фрайбургскую (Вальтер Ойкен, 1891-1950; Людвиг Эрхард, 1897-1977), Современных либералов объединяет общность методологии, а не концептуальные положения. Неолибералы, например Н. Бэррн, А. Лернер, выступают не только против кейнсианства, но и против монетаризма, обвиняя эти школы в увлечении макроэкономическими проблемами в ущерб микроэкономике.

Представители современного неолиберализма оказывают немалое влияние на экономическую политику. Теоретические постулаты неолибералов были использованы при формировании экономических курсов, названных «рейганомикой» и «тэтчеризмом». В них делался упор на ограничение государственного участия в экономической жизни, создание максимально благоприятных условий для развития конкуренции - важнейшего регулирующего механизма.

Сторонники экономического либерализма ведут речь не об отказе от государственного регулирования, а о его совершенствовании, эффективности. Дискуссии, теоретические разработки, рекомендации остаются в рамках традиционной проблемы - оптимального сочетания государственного регулирования и стихийного функционирования рыночного механизма - применительно к конкретным условиям и возможностям национальных экономик. К сожалению, отечественные либералы, в том числе обладающие властными полномочиями, проявили себя как плохие подражатели и неудачливые реформаторы.

Среди западных сторонников неолиберального направления особый интерес представляет фигура Л, Эрхарда, при непосредственном участии которого Западная Германия и конце 40-х тт. была выведена из кризисного состояния и в ней были проведены денежная и экономическая реформы. Тщательно подготовленная экономическая реформа проводилась одновременно с денежной реформой, реформой цен, перестройкой централизованного управления. Прежняя система

была разрушена сразу, а не постепенно. Рост цен остановился примерно через полгода. Успех реформы обусловливался и своевременной; корректировкой (например, пересмотром обменного курса национальной валюты), наличием сильной и авторитетной власти.

Позитивные результаты экономической реформы во многом были: обусловлены сочетанием благоприятных факторов - наличием сохранившейся материальной базы, сравнительно дешевой рабочей силы, активно воздействующего на производство неудовлетворенного спроса населения. Стабилизация финансовой и денежно-кредитной систем явилась необходимой предпосылкой, условием успеха, а не универсальной палочкой-выручалочкой». Поставить на рельсы рухнувшую экономику с помощью лишь одной денежной реформы и финансовых упражнений было бы немыслимо.

Эрхард не был «чистым» неолибералом. Он широко использовал, государственные рычага для перехода на принципы либерализма. Вслед за проведением денежной реформы был контроль над ними.

Концепция социального рыночного хозяйства, разработанная " В. Ойкеном и его коллегами, своей популярностью обязана эффективной экономической политике Эрхарда, обеспечившей чрезвычайно высокие темпы роста. Это была политика так называемого среднего пути. Она направлена на сглаживание социальных противоречий», всемерную поддержку предпринимательства, создание условий для роста жизненного уровня средних слоев населения.

Ф. Хайек был против административного деспотизма. Одним из основоположников и главных теоретиков неолиберализм, считается Фридрих фон Хайек. В своих работах он отстаивалл принцип максимальной свободы человека. Со стороны государства не должно быть никакого принуждения, внешнего вмешательства. Государство не должно заниматься ни социальным страхованием ни организацией просвещения, ни ставками квартирной платы. Максимум, что можно допустить, - это сохранение пенсий по старости и пособий по безработице.

Основное требование сторонников подобных взглядов заключается, в ограничении «деятельности правительства во всех областях. Социальный - порядок в обществе - продукт не сознательных, а чисто спонтанных действий. По утверждению Хайека, цель экономики «суть и собсвенного развитая». Если попытаться координировать хозяйственную деятельность, то нарушится механизм передачи информации. Ф. Хайека волнует наличие монополии или чистой спекуляции - во всем должна быть свобода. Государству следует отказаться и от контроля над денежной политикой, над выпуском валюты. Эмиссией денег должны заниматься конкурирующие между собой частные банки.

Одна из школ неолиберализма - монетаризм 2 , которая отводит деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. Главную причину нестабильности экономики представители этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров. В центре внимания монетаристов находятся денежные категории, кредитно-денежные инструменты, банковская система, денежно-кредитная политика. Они рассматривают эти процессы и категории для выявления связи между объемом денежной массы и уровнем совокупного дохода.

Причину экономической нестабильности монетаристская теория усматривает в нарушениях денежного сектора, чрезмерном росте денежной массы. Положения и выводы монетаристской школы опираются на количественную теорию денег; признание способности рыночной экономики к саморегулированию. При этом подчеркивается исключительная роль денег - особого товара, позволяющего максимизировать доходы от других видов активов.

Милтон Фридмен (р. 1912) и его последователи исходят из того, что между ростом денежной массы и динамикой национального дохода существует тесная корреляционная связь. Она наиболее рельефно проявляется в рамках долгосрочного периода. В пределах одного хозяйственного цикла изменения в темпах роста денежной массы и номинального дохода происходят с разрывом по времени в несколько месяцев. Наличие временных лагов говорит о неэффективности краткосрочных методов регулирования.

В отличие от кейнсианских взглядов монетарная теория исходит из признания устойчивого спроса на деньги. Устойчивый спрос на деньги - главное условие устойчивости платежеспособного спроса и рыночной системы в целом. Предпочтение отдается кредитно-денежной политике, Рецепт монетаристов заключается в том, что денежная масса должна постоянно расти с неизменной скоростью, соответствующей темпу роста производства (денежное правило Фридмена).

1.4 Институциональное направление

Как течение экономической мысли (связанное с именами Веблена, Коммонса,Митчелла), институционализм сравнительно молод: его возникновение и оформление как научной школы относится к к. ХIX века. Но уже к 30-м годам нашего столетия идеи институционализма получают широкое распространение в среде историков, экономистов и социологов. Первый период развития институционализма получил наименование так называемой старой негативной школы. Второй этап продолжался с 40-х по 60-е годы ХХ века; с начала 70-х годов открывается новый – и пока последний – этап в развитии институционализма.

В институционализме выделяют три основные направления, обозначившиеся в конце XIX века: институционализм социально-психологический, социально-правовой и эмпирический (конъюнктурно-статистический). Все они, несмотря на общность фундаментальных положений, значительно отличаются друг от друга в подходах, методике анализа и трактовке причин и следствий экономических явлений, роли и значения отдельных институтов в жизни общества.

Пытаясь определить суть “институционализма” мы обнаруживаем черты, относящиеся к области методологии:

1) неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассике, и в особенности статистическим характером ортодоксальной теории цены;

2) стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками, или “вера в преимущество междисциплинарного подхода”;

3) недовольство недостаточной эмпиричностью классической и неоклассической теорий, призыв к детальным количественным исследованиям.

К этому следует добавить требование усилить “контроль общества над бизнесом”,то есть благожелательное отношение к государственному вмешательству в экономику.

Понятие “институционализм” включает два аспекта. Во-первых, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе,- “институции”. Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, то есть “институтов”. Институты – формы и границы деятельности людей. Они представляют политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательства, организация социального обеспечения, связанное с хозяйственной практикой.

Институциональный подход означает анализ не только экономических категорий и процессов в чистом виде, но и институтов, внешнеэкономических факторов.

Сторонников институционализма, как и их предшественников (историческую школу), отличает критичное отношение к привычным канонам неоклассиков.

Институционалисты считают, что концепции неоклассиков не только схематичны,но и оторваны от реальности. Ведь цены фактически не определяются свободной конкуренцией (ее давно нет),а фиксируются теми, в чьих руках находится экономическая власть, то есть государством, олигополиями.

Политическая экономия, считают институционалисты, наука не о функционировании, а о развитии общества. Она должна отойти от традиционных подходов. Важно не просто регулировать экономические процессы, а менять картину экономического развития. В состав экономической учения должна входить теория общественного управления. Наука не должна ограничиваться изучением функциональных зависимостей, а государственное регулирование сводится лишь к поддержанию условий конкуренции. Это слишком узкий подход.

На первом плане должны находиться проблемы эволюции экономических систем, раскрывающие механизм происходящих изменений.

1.5 Меркантилизм Первой научной школой экономической теории стал меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» - торговец, купец). Зародившись в конце XV века, эта школа достигла расцвета в XVII столетии. Главная ее особенность заключается в ограничении объекта исследования сферой обмена. По существу, экономическая деятельность сводилась к торговле, к торговой деятельности. Подобная ограниченность меркантилизма не случайна, поскольку эта школа развивалась в период интенсивной торговли, особенно международной. В это время шло формирование капитализма, и доминирующей общественной идеей была идея обогащениия, так что экономическая теория должна была дать ответы на вопросы: что такое богатство? откуда оно берется? каковы его источники? Меркантилисты дали на эти вопросы относительно простые ответы: богатство воплощено в деньгах, роль которых в то время выполняло золото, его источником является торговля. Конечно, такой подход к богатству и его источникам был весьма поверхностным. Современная экономическая теория гласит, что богатство воплощается в различных благах и через их куплю-продажу богатство не создается, а распределяется. В этом заключается особая роль торговли - она доставляет богатство людям в той форме, в какой они хотят: покупателю - в форме необходимого для удовлетворения потребностей блага, а продавцу - в форме денег (золота). Источником же богатства является производство.

1.6 Физиократы Школа физиократов (от греческих слов «физио» - природа и «кратос» - сила, власть), существовавшая в XVIII столетии и положившая начало классической политэкономии. Совершенно справедливо указав на производство как на источник богатства, физиократы вместе с тем ограничили производство сферой сельского хозяйства, отнеся все остальные сферы экономики к непроизводительным, то есть не создающим богатство. Ограниченность физиократов была обусловлена тем, что богатство они отождествляли с веществом природы: если оно увеличивается, значит, по их мнению, растет и богатство.

1.7 Школы классической политической экономии Развитие школы классической политической экономии, связанное с именами английских экономистов А.Смитом (1723-1790 гг.) и Д.Рикардо (1772-1823), позволило вывести производство как источник богатства за рамки сельского хозяйства. В этом им помогла трудовая теория стоимости. Согласно этой теории, богатство имеет вещественное воплощение и измеряется величиной стоимости, создаваемой трудом. Богатство создается там, где труд преобразует вещество природы в необходимые людям блага. При этом они не умоляли роль природы, вполне обоснованно утверждая, что «природа - мать, а труд - отец богатства». С середины XIX века развитие политической экономии пошло по двум направлениям: первое направление получило название политэкономии капитала (или буржуазной политэкономии), а второе - политэкономии труда (или пролетарской политэкономии). Первое направление политэкономии отошло от представления о труде как единственном источнике стоимости и богатства. Наряду с ним выделялась роль капитала и земли. Буржуазным это направление было названо потому, что оно отражало интересы буржуазии как собственника капитала и земли. Второе направление политэкономии осталось на позициях трудовой теории стоимости. Поскольку ее развитие связано с работами К.Маркса (1818-1883 гг.), в первую очередь с его главным трудом «Капитал», то данное направление стало называться марксистской политэкономией. Она отражала интересы рабочего класса, единственным источником существования которого является труд. Политэкономию отличает от экономике и то, что рыночная экономика рассматривается как одна из форм хозяйства носящая преходящий характер, и на определенном этапе своего развития уступающая место плановой экономике.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные направления экономической теории: неоклассическое, неокейнсианское, неолиберальное, институциональное, и школы экономической теории: : школа меркантилизма, школа физиократов, школа классической политической экономии. Важной особенностью экономики является то, что она сконцентрировалась на изучении явлений и процессов, происходящих в рыночной экономике, которая рассматривается как «естественная», отвечающая законам природы форма хозяйства. Все остальные формы предстают как отклонение от «естественного» состояния вещей.

Лекция 1. Предмет и метод экономической теории

1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.

Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.

Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.

В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике.

Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ мышления", пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать.

Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.

Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.

"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".

Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.

В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.

Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.

Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капитали-стического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.

Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец)- заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.

По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах", "Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах". Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,... а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли". ("Экономические и статистические работы". М., 1940, с. 156, 165). Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть").

Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов".

После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".

Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из "Капитала" Маркса.

В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем. В последующих лекциях марксистская теория будет рассматриваться более подробно как звено в современной магистральной экономической теории.

3. Предмет экономической теории

Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:
- эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;
- эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
- эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;
- эта наука о богатстве;
- эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);
- А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;
- эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.

Скорее ясно, чем не занимается эта наука:
- она не является экономикой домоводства;
- она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы;
- она не является технической наукой.

Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.

Современная буржуазная экономическая теория (будем пока называть ее так, не вкладывая в это название отрицательного смысла) больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона, через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции.

В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.

"Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон в своем учебнике "Экономика", - есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества" (1992 г., с.7).

4. Метод экономической теории

Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

5. Современные направления и школы экономической теории

С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса. Оно господствовало до 30-х годов нынешнего столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства.

Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. По Маршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей снижается.

Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).

Принципы предельной полезности послужили основанием для разработки обширной концепции предельных величин. Великая депрессия 29-33 годов показала невозможность путем свободной конкуренции разрешать социально-экономические проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство государства в ход экономической жизни.

На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономиче-ского равновесия необходимо вмешательство извне.

В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Для 70-х годов стала характерной не безработица, как это имело место во времена великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг "назад к Смиту", что означало отказ от методов активного государственного регулирования.

Положительный вклад монетаризма в экономическую теорию заключается в детальном исследовании механизма воздействия денежного мира на товарный мир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этого направления является американский экономист Милтон Фридман (р.1912 г.).

Неолиберализм - еще одно направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью. Его представители отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка. Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фон Хайек ("Пагубная самонадеянность" и "Дорога к рабству" М., 1992). В своих работах он отстаивает принцип максимальной свободы человека.

Институционально-социологическое направление (Гэлбрей Д. и др.) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических. В этом направлении исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса. Последний ведет к преодолению социальных противоречий и бесконфликтной эволюции общества от индустриального к пост и супериндустриальному (теория конвергенции).

Таковы в общем плане основные направления в современной экономической мысли. Правящие структуры и политические партии суверенных государств, возникших на развале СССР, пытаются вывести экономику государств из кризиса, придерживаясь того или иного направления.

Вопросы для повторения:

1. Дайте краткую характеристику экономической теории меркантилизма.
2. Покажите отличие экономической теории физиократов от теории меркантилистов.
3. Охарактеризуйте вклад английских ученых У. Петти, А. Смита и Д. Рикадро в создание экономической науки.
4. В чем суть и особенности марксистского направления в экономической теории?
5. В чем отличие экономической теории от других?
6. Что изучает экономическая наука?
7. Покажите отличие предмета исследования марксистской экономической теории от современной буржуазной?
8. Как вы понимаете термин "ограниченные ресурсы"?
9. Раскройте содержание понятия - "Выбор наиболее рациональных путей использования ограниченных природных ресурсов".
10. Что собой представляет научная абстракция как средство познания в экономической теории?
11. Охарактеризуйте современные направления и школы экономической теории: неоклассическое направление, кейнсианское, монетаризм, неолиберализм и др.

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX в. Стоит заметить, что они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  • неоклассическое;
  • кейнсианское;
  • институционально-социологическое.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическую теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление. Стоит заметить, что оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало ϲʙᴏбодную конкуренцию. Кризис и Великая депрессия показали невозможность путем ϲʙᴏбодной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем побудет новое экономическое учение — кейнсианство. требующее серьезного вмешательства государства в экономику. В 1970-80-х годах. когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое учение снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономической литературе ϶ᴛᴏ направление получило название «новый классический экономике».

Современная политическая экономия, известная под названием «Экономикс », имеет в ϲʙᴏей основе маржинальную экономическую теорию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

Курс «Экономикс» впервые начал читать в Кембриджском университете А. Маршалл в 1902 г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж.Ст. Милля. В 1890 г. вышла книга А. Маршалла (1842-1924) «Принципы экономике», кᴏᴛᴏᴩая у нас переведена как «Принципы политической экономии».

Появление термина «экономикс» не случайно. В первую очередь, ϶ᴛᴏ объясняется рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям. Во-вторых, имелись и более глубокие причины. Экономический кризис в конце XIX в. и почти 20-летняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику, и А. Маршалл, воспевавший идею ϲʙᴏбодной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, где исчезла первая часть прежнего названия науки.

Сегодня под данным названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории. Важно заметить, что одним из наиболее популярных считается учебник П. Самуэльсона «Экономикс», кᴏᴛᴏᴩый впервые был опубликован в 1948 г. и выдержан 13 изданий. Его автор подчеркивает, что «экономическая теория, или политическая экономия, как ее обычно называют, тесно соприкасается с социальными науками, экономикой домоводства, управлением предприятием, но имеет специфический предмет».

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что экономике и политическая экономия в англоамериканской литературе рассматриваются как синонимы. Некᴏᴛᴏᴩые ученые Запада под политической экономией понимают не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль науки.

В нашей экономической литературе до недавнего времени термин «экономике» рассматривался как название буржуазной экономической науки. Отрицания ϶ᴛᴏй науки требовала не только чрезмерная идеологизация, основанная на классовых подходах ко всем экономическим проблемам, но и практика хозяйствования административно- командной системы.

При более внимательном изучении курса «экономике» можно отметить, что «экономике» — многозначное понятие, характеризующее:

  • специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро-, мезо- и макроуровне:
  • науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер:
  • цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

Современное изменение названия учебной дисциплины «политическая экономия» на «экономическую теорию» не означает отказа от политической экономии как науки. Некᴏᴛᴏᴩые объясняют изменения тем, что «политическая экономия сегодня давно перестала быть наукой, а превратилась в шаманологию». Проявление другой крайности — желание во ɥᴛᴏбы то ни стало сохранить термин «политическая экономия». Хотя в пользу ϶ᴛᴏй позиции есть достаточно серьезная аргументация, не следует воспринимать изменение названия учебной дисциплины как отказ от науки. Эволюция терминов «экономика», «политическая экономия», «экономике» и «экономическая теория» обусловлена историческими причинами, но все они по существу будут названиями одной и той же постоянно развивающейся науки, исследующей экономические явления, процессы хозяйствования на различных уровнях, взаимосвязи и взаимозависимости. Меняются акценты, подходы, но наука остается той же — наукой об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом. Развитие любой отрасли знаний, в т.ч. и знаний по экономике, представляет собой последовательную смену научных направлений, входе кᴏᴛᴏᴩых происходит пересмотр базовых теоретических понятий.

Неоклассическое направление экономической теории в основном сформулировано в работах английского экономиста Альфреда Маршалла.

А. Маршалл (1842-1924) широко известен как основоположник ценовой теории. Его ученик Дж.М. Кейнс назвал Маршалла величайшим экономистом XIX в. Стараясь объединить теорию предельной полезности и теорию издержек производства, он пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен, ϶ᴛᴏ равноправные элементы механизма рыночного ценообразования. А. Маршалл использовал понятия рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса, кᴏᴛᴏᴩые до сих пор актуальны для объяснения рыночных явлений.

Отметим, что теория А. Маршалла отличалась статичностью построения, преодолеть кᴏᴛᴏᴩую впервые попытайся Й. Шумпетер (1883-1950) Стоит заметить, что он создал динамичную модель развития капитализма в работе «Отметим, что теория экономического развития» (1911) Продолжением ϶ᴛᴏй работы стала монография «Экономические циклы» (1939), посвященная теоретическому, историческому и статистическому анализу процесса циклического развития рыночной системы хозяйства.

Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм — теория стабилизации экономики, в кᴏᴛᴏᴩой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы ϲʙᴏдят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

Американский ученый-экономист М. Фридмен (1912-2006) — один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические рекомендации использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р. Рейгана в США. На обложке книги М. Фридмена «Свобода выбора» Рейган наповествовал: «Ее нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Америки». По мнению М. Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, по϶ᴛᴏму государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

В России с монетаристской теорией связывают имя Е. Гайдара.

Неолиберализм — ϶ᴛᴏ теория, согласно кᴏᴛᴏᴩой крайне важно сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А. Смита), так как только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной ϲʙᴏбоды предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Главными теоретиками концепции либерализма XX в. будут америанский экономист австрийского происхождения J1. фон Мизес (1881 — 1973) и его блестящий ученик Ф. фон Хайек (1899-1992)

По мнению Л. Мизеса, социализм, т.е. централизованно управляемая экономика с регулируемым правительством рынком, долго просуществовать не может, так как цены не отражают спрос и предложение, не служат указателем, в каком направлении должно развиваться производство. «Регулируемая экономика социализма», по словам Мизеса, превращается в царство произвола составителей плана, становится планируемым хаосом. Единственная разумная экономическая политика-либерализм; абсолютными основаниями цивилизации будут разделение труда, частная собственность и ϲʙᴏбодный обмен. Главными работами J1. Мизеса будут: «Либерализм», «Человеческая деятельность: трактат об экономике», «Основания экономической науки: очерки методологии» и др.

Ф. Хайек — по происхождению немецкий, а по месту деятельности английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. В ϲʙᴏей книге «Дорога к рабству» доказывает, что всякий отказ от экономической ϲʙᴏбоды от рыночного ценообразования ведет к диктатуре, экономическому рабству, утверждает превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной и «командной» экономикой, объявляет капитал вечной категорией, отрицает существование эксплуатации при капитализме, подчеркивает, что социалистические идеи государственной экономики обречены на полный провал и губительны по ϲʙᴏей природе.

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897- 1977) создал собственную теорию социально ориентированного рыночного хозяйства, воплотил ее на практике.
Стоит отметить, что основные положения ϶ᴛᴏй теории: необходимость ϲʙᴏбодных цен, ϲʙᴏбодной конкуренции, равновесие спроса и предложения, равновесие экономики. Государство призвано гарантировать данные условия в рыночном хозяйстве и обеспечить социальную направленность его развития. Кстати, эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956 г.

К новой классической экономике ᴏᴛʜᴏϲᴙтся также «теория рационального ожидания» (Дж. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент. Н. Уоллес и др.), «экономика предложения» (А. Лаффер, Дж. Гилдер. М. Эванс, М. Фелдстайн и др.), а также «теории общественного выбора» (Дж. Бьюкснен, Г. Таллок. М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон и др.)

Кейнсианское направление экономической теории, основателем кᴏᴛᴏᴩого будет лорд Дж.М. Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помошью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Дж.М. Кейнс — выходец из научной среды, его отец был английским ученым-экономистом. В течение нескольких десятилетий он внес ряд новых идей в развитие экономики и политики первой половины XX в. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А. Смита и К. Маркса. В его главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложены его теория и программа государственного регулирования экономики.

Дж.М. Кейнс исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления производства, ɥᴛᴏбы с помощью государственного регулирования обеспечить бесперебойное функционирование экономики. Стоит заметить, что он сформулировал макроэкономический анализ (в отличие от микроэкономического подхода) взаимообусловленных совокупных показателей национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и др. Джона Кейнса объявили «спасителем капитализма», а его теорию — «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, а также из экономической теории марксизма (в частности, из марксистской теории воспроизводства), что дало повод для утверждения о возможности «перебросить мост» между кейнсианством и марксизмом. Главной, ключевой проблемой, по Ксйнсу, будет емкость рынка, принцип эффективного спроса, составной частью кᴏᴛᴏᴩого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и нормы процента.

Неокейнсианцы (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен и др.), разрабатывая проблемы экономического роста, стремятся найти оптимальное соотношение между инфляцией и занятостью. На ϶ᴛᴏ же направлена и концепция «неоклассического синтеза», методов рыночного и государственного регулирования П. Самуэльсона.

Посткейнсианцы (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор и др.) дополнили кейнсианство идеями Д. Рикардо. Стоит заметить, что они выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, эффективную борьбу с инфляцией.

Третьим направлением современной экономической теории будет институционально-социологическое направление , представителями кᴏᴛᴏᴩого будут Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum — установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди кᴏᴛᴏᴩых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы. В ϶ᴛᴏм направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: за- силие монополий, пороки ϲʙᴏбодной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные негативные черты «общества потребления» (такие, как бездуховность и т.д.)

Это направление экономической теории выступает в различных модификациях: социально-психологический институционализм (Т. Веблен), социально-правовой (Джон Р. Коммонс), провозгласивший основой экономического развития юридические отношения, конъюнктуроведение (Уэсли К. Митчелл), сформулировавшее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.

Американский экономист Т. Веблен (1857-1929) прославился книгой «Отметим, что теория праздного класса» (1899) в кᴏᴛᴏᴩой он отверг попытки политэкономов упрощать действительность и утверждать, что поведение человека можно описать математически, с помощью уравнений. Стоит заметить, что он считан, что в обществе возможна исключительно временная стабильность. В результате эволюции богатые беспрепятственно улучшают ϲʙᴏе положение, а низшие слои населения и далее будут терпеть лишения. В связи с тем что потребление в современном обществе становится средством повышения социального статуса, количество товаров при высоких ценах будет возрастать скорее, чем при низких. Жажда предпринимателей к наживе толкает их на беспринципные поступки: попытки устранить конкуренцию, ограничить выпуск товаров. Его нападки на капитализм вызвали по отношению к нему почти личную враждебность. При жизни ему были закрыты дороги к академическим постам и почестям в ученом мире. Веблен был обречен на духовное одиночество и смерть в нищете, но его теории и сегодня остаются актуальными. По образному выражению одного из известных экономистов, «Вебленов костюм носится хорошо и мало устарел».

В ϶ᴛᴏм направлении исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что научно-технический прогресс (НТП) ведет к преодолению социатьных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или «неоиндустриал ьном у» (т.е. информационному) обществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин — США, Р. Арон — Франция, Я. Тинберген — Нидерланды)

Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникли экономическая теория прав собственности (Р. Коуз, США), теория общественного выбора (Дж. Быокенен, США) и др. На основе данных взглядов меняется и экономическая политика развитых стран, результаты кᴏᴛᴏᴩой позволяют говорить о «социализации капитализма». Главная идея современного институционализма — в утверждении не только возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в обосновании вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности, а XXI в. здесь провозглашается столетием человека.

Экономисты-глобалисты, исследующие процесс экономической эволюции, основываются на том, что эволюция — совместное взаимообусловленное превращение различных экономик не в одну (согласно теории конвергенции), а в разные системы, кᴏᴛᴏᴩые обеспечат новую индустриализацию как форму экономического соцеизма, где человек, наконец, займет подобающее ему главное, определяющее место. До недавнего времени в нашей стране имело место высокомерное отношение к западной экономической мысли второй половины XIX в. и всего XX в. как к чему-то ошибочному, вульгарному, пригодному исключительно для критики и разоблачений. Это привело нашу политическую экономию к острому кризису, к неспособности правильно оценить экономические процессы, происходящие в окружающем мире. Оказалось, что западные экономические теории во многом более точно отражают общие экономические законы, кᴏᴛᴏᴩые мы из страха перед конвергенцией так боялись допускать в нашу политэкономию.

Для нашего переходного времени вполне естественны разночтение и неодинаковое представление об экономических процессах, происходящих в стране и в мире, так как все устаревшее в экономической теории быстро отмирает, но еше не умерло окончательно. Все ϶ᴛᴏ приводит к существенным изменениям в понимании задач, предмета их исследования, содержания экономической теории, к отказу от многих догм, в рамках кᴏᴛᴏᴩых еще совсем недавно только и было возможно развитие экономической мысли в России.