Что из перечисленного относится к людским ресурсам. Ресурсы и потребности образуют основу любой экономики. Проблемы человеческих ресурсов предприятия

Население, занятое в общественном производстве, на военной службе, а также людские контингенты, которые могут быть дополнительно привлечены для пополнения вооруженных сил, отраслей экономики и формирований гражданской обороны. Людские ресурсы, которыми комплектуются вооруженные силы в мирное время, и подготовленные мобилизационные контингенты являются важным элементом военного потенциала, оказывающим непосредственное влияние на военное строительство, обусловливают количественный и качественный состав кадровых войск, а также возможности пополнения вооруженных сил и формирования новых частей и соединений. Численность личного состава армий, участвовавших в войнах, особенно в 20 веке, непрерывно возрастает. В 1-й и 2-й мировых войнах её максимальная величина соответственно составляла (в млн. чел.); в Германии - 8,2 и 9,6; в США - 3,7 и 12,2; в России (1917) - 9,9 и в СССР (1945) - 11,4. Естественно, что для развёртывания вооруженных сил и восполнения потерь потребовались огромные мобилизационные резервы. В странах, участвовавших во 2-й мировой войне (без колоний), из 210 миллионов мужчин призывных возрастов было мобилизовано в армию 110 миллионов человек. Воевавшие государства были вынуждены поставить под ружьё до 12-20% общей численности населения. Необходимость в массовых армиях и заблаговременной подготовке крупных мобилизационных резервов как общая закономерность военного строительства сохраняется и в наше время.
Людские ресурсы как источник рабочей силы для различных отраслей экономики, в том числе оборонных, составляют необходимый элемент военно-экономического потенциала. От численности и социальной структуры населения, его культурно-технического уровня и политико-морального состояния зависят возможности покрытия потребностей военного производства в кадрах, обеспечения высокой производительности труда и эффективности экономики. Для обеспечения сражающихся армий оружием, военной техникой и другими материальными средствами требуются огромные трудовые ресурсы. Так, в Германии в 1917 в военном секторе было занято 58,3% всех промышленных рабочих, в 1943 - 61%, в США - соответственно 31,6% и 67%.
Современная научно-техническая революция оказывает противоречивое влияние на потребности военной экономики в рабочей силе. Рост производительности труда существенно снижает трудозатраты на производство единицы оружия данного рода, а повышение эффективности этого оружия позволяет уменьшить общие затраты труда на его производство. Вместе с тем неуклонное расширение материальных потребностей вооруженных сил, быстрый процесс усложнения военной техники и ускорения её морального износа, большие потери в ходе боевых действий вызывают повышенный спрос экономики на трудовые ресурсы. В случае развязывания империалистами войны с применением средств массового поражения для организации спасательных, неотложных аварийно-восстановительных и других работ по ликвидации последствий ударов противника потребуется большое количество специальных формирований и фактическое участие всего взрослого населения в гражданской обороне.
Вооруженные силы, военная экономика и гражданская оборона нуждаются в большом количестве подготовленных квалифицированных кадров. Быстрое развитие производительных сил и революция в военном деле обусловили коренную реорганизацию и перевооружение армий, породили новые тенденции в комплектовании войск и накоплении военнообученных резервов. Происходит глубокая специализация и разделение труда в вооруженных силах, возникают всё новые и новые военные профессии, возрастают сроки и расходы, необходимые для подготовки специалистов, особенно офицерского состава. Повышенный спрос на квалифицированные кадры предъявляет и военное производство. Под влиянием научно-технического прогресса происходят структурные изменения в составе рабочей силы, неуклонно растёт удельный вес инженерно-технического труда.
В годы Великой Отечественной войны источниками пополнения трудовых ресурсов в СССР являлись трудоспособные женщины-домохозяйки, молодёжь и подростки, лица пенсионного возраста. За счёт использования этих групп населения высвобождались мужчины призывных возрастов для пополнения Вооруженных Сил. С 1940 по 1944 удельный вес женщин среди рабочих и служащих повысился с 33 до 57%, а среди трудоспособных колхозников - с 66 до 88%. Если в 1939 подростки до 17 лет составляли 5,6% всех рабочих и служащих в промышленности, то в 1942 - 15,8%. В период войны лица старших возрастов вместе с подростками составляли 1/4 всех занятых в промышленности и 3/4 - в колхозах. Дополнительная потребность в людях может быть удовлетворена и путём увеличения рабочего времени занятого населения.
Война требует широкого манёвра людскими ресурсами, значит, их перераспределения между отраслями, районами, сферами общественной деятельности, максимальной концентрации в военном производстве и отраслях, его обслуживающих. В период Великой Отечественной войны в СССР на военные нужды работало примерно 2/3 всех промышленных рабочих и 1/4 - занятых в сельском хозяйстве. В условиях войны меняются формы и методы привлечения населения к общественно организованному труду, распределения и использования рабочей силы. Наряду с материальными и моральными стимулами большое значение приобретают административно-правовые меры, позволяющие гибко и оперативно маневрировать трудовыми ресурсами.
Эффективность использования людских ресурсов зависит от социально-экономической организации общества, от характера и целей войны. Во 2-й мировой войне Советский Союз наиболее рационально использовал как мобилизационные, так и трудовые ресурсы. Социалистическая система хозяйства, руководящая и организующая роль Коммунистической партии, глубокое понимание советскими людьми задачи обеспечения фронта всеми необходимыми средствами борьбы позволили резко повысить эффективность производства. Так, за период 1942-44 среднегодовая численность занятых в промышленности СССР составляла 7,7 миллионов человек, а в фашистской Германии - 10,6 миллионов человек. Тем не менее трудящиеся нашей страны дали фронту примерно в 2 раза больше оружия и военной техники. Своевременная подготовка и эффективное использование людских и материальных ресурсов позволили Советскому Союзу создать превосходящую военную мощь, обеспечившую всемирно-историческую победу советского народа в Великой Отечественной войне.
Литература: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд.2-е. Т.20; Ленин В.И. Падение Порт-Артура. - Полное собрание сочинений. Изд.5-е. Т.9; Ленин В.И. Резолюция о войне и мире. (Седьмой экстренный съезд РКП(б). 6-8 марта 1918 г.). - Там же. Т.36; Фpунзе М.В. Единая военная доктрина и Красная Армия. - Избранные произведения. М., 1977; Ворошилов К.Е. Оборона страны и состояние Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Доклад на IV Всееоюзном съезде Советов 25 апреля 1927 г. - В книге: Ворошилов К.Е. Оборона СССР. Избранные статьи, речи и письма. М., 1937; Гречко А.А. Вооруженные Силы Советского государства. Изд. 2-е. М., 1975, с.226-252; Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Изд.2-е. М., 1975, с.441-447; Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945. Краткая история. Изд. 2-е. М., 1970, с.578-580; Военная стратегия. Изд. 3-е. М., 1968, с.396-402; Лаговский А.Н. Стратегия и экономика. Изд. 2-е. М., 1961, с.147-155; Соколов П.В. Война и людские ресурсы. М., 1961; Митрофанова А.В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1971.
П.В.Соколов

Министерство образования РФ Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Московский колледж управления и новых технологий

Тест по экономике

Что из перечисленного относится к природным ресурсам

ü квалифицированная рабочая сила

ü сырье, не включенное в производство

ü обязательное среднее образование

ü топливо, стоящее на подъездных путях

2. Новым видом денежных расчетов в современной России является:

ü бартерная сделка

ü платеж наличными

ü платеж при помощи кредитной карты

ü оплата с помощью векселя

3. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономику через:

ü систему налогообложения

ü централизованное установление цен

ü директивное планирование производства товаров

ü снабжение населения товарами

4. Рынок характеризуется:

ü стабильными ценами

ü интересом к фундаментальным научным исследованиям

ü вложением капитала в прибыльные проекты

ü бережным отношением к природе

5. Дефицит государственного бюджета – это:

ü уменьшение налоговых поступлений

ü превышение расходов над доходами

ü увеличение государственного долга

ü сокращение финансирования социальных программ

6. Увеличение налогов на производителя:

ü снижает расходы потребителя

ü увеличивает прибыль производителя

ü снижает роль производства

ü увеличивает производительность труда

7. Общепринятое средство платежа, которое можно обменять на любые товары и услуги:

ü дисконтная карта

ü товарный чек

ü облигация

8. В рыночной экономике в отличие от командно-административной экономики производителя характеризует:

ü экономное ведение дела

ü экономическая самостоятельность

ü соблюдение трудовой этики

ü стремление повышать квалификацию

9. Необходимым условием рынка является:

ü политический плюрализм

ü частная собственность

ü обилие природных ресурсов

ü государственная регламентация производства

10. На каких предприятиях выдаются дивиденды:

ü на государственных

ü на частных индивидуальных

ü на акционерных

ü на муниципальных

11. Налоговая политика направлена на:

ü определение денежной массы в обращении

ü увеличение числа товарных бирж

ü снижение социальных потребностей

ü перераспределение доходов

12. Государство в условиях рыночной экономики призвано:

ü формировать обязательные для всех предприятий задания

ü поддерживать социально незащищенные слои населения

ü нести материальную ответственность за деятельность частных фирм

ü выплачивать зарплату работникам предприятий всех форм собственности

Которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.

Трудовые ресурсы - та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в одной из своих статей академик Станислав Струмилин в 1922 году. В зарубежной литературе этому понятию соответствует термин «человеческие ресурсы» .

В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население , занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную).

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ - верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматриваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок времени.

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Количественная оценка тенденций состояния и использования трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повышения их эффективности.

Трудовые ресурсы имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются абсолютными и относительными показателями, а именно: - среднесписочная и среднегодовая численность работников; - коэффициент текучести кадров; - доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, в общей их численности; - средний стаж работы по отдельным категориям работников; - доля работников отдельных категорий в общей их численности.

Среднесписочная численность работников за год определяется путём суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы и деления полученной суммы на 12. Среднесписочная численность работников за месяц рассчитывается путём суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число дней.

Среднегодовая численность работников определяется путём деления отработанного времени (чел/ч, чел/дни) работниками хозяйства за год на годовой фонд рабочего времени. Одним из главных качественных показателей трудовых ресурсов является их половозрастная структура. В литературе используется несколько отличающиеся подходы к выделению возрастных групп. Так, наиболее часто используется такая квалификация: трудовые ресурсы в трудоспособном возрасте, а также младше и старше трудоспособного. В статистических сборниках часто используется двухгрупповая классификация: трудоспособного возраста и старше трудоспособного. Иногда используется более детализированная, например, десятиуровневая шкала: 16-19 лет, 20-24 года, 25-29 лет, 30-34 года. 35-39 лет. 40-44 года, 45-49 лет, 50-54 года, 55-59 лет, 60-70 лет.

Воспроизводство трудовых ресурсов [ | ]

Объективная необходимость изучения воспроизводства трудовых ресурсов вызвана целым рядом причин. Трудовые ресурсы представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает не только повышение уровня производства и его экономической эффективности, но и качественное развитие всей социальной системы.

Воспроизводство трудовых ресурсов - это процесс постоянного и беспрерывного возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения.

Эффективное регулирование процессов воспроизводства трудовых ресурсов обеспечит достижение стабильного экономического роста.

Актуальность исследования данного процесса обусловлена высокой степенью теоретической и практической значимости проблемы воспроизводства и оптимального использования трудовых ресурсов для динамичного развития страны в условиях модернизации экономики.

Ссылки [ | ]

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.

Часть А.

1.Что из перечисленного относится к природным ресурсам?


  1. Сырье, не включенное в производство

  2. Действующие на производстве машины

  3. Квалифицированная рабочая сила

  4. Топливо, находящееся в вагонах на подъездных путях

  1. Ликвидировать излишнее оборудование

  2. В максимальной степени использовать наличные деньги

  3. Обеспечить прибыль производителей

  4. Повысить эффективность экономики

3.Производство – это


  1. Разработка новых технологий

  2. Отношения между людьми в процессе обмена

  3. Процесс взаимодействия людей с природой и техникой

  4. Использование людьми машин и оборудования
4. Экономическая теория – это

  1. Наука о ведении домашнего хозяйства

  2. Наука о поведении людей в процессе производства, обмена, распределения материальных благ

  3. Умение сохранять и увеличивать капитал

  4. Знания о последствиях научно-технического прогресса
5. Понятие «экономика» первоначально означало

  1. Управление сельским поместьем

  2. Искусство ведения домашнего хозяйства

  3. Сбор налогов

  4. Денежное обращение

6. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. экономика – это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношения между ними а процессе производства и обмена товаров.
Б. экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни , удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.


  1. Верно только А

  2. Верно только Б

  3. Верны оба суждения

  4. Оба суждения неверны

7. Новым видом денежных расчетов является (ются)


  1. Бартерная сделка

  2. Платеж наличными

  3. Платежи через Интернет

  4. Оплата с помощью векселя

8. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть


  1. Национализации

  2. Инфляции

  3. Приватизации

  4. Разгосударствления

9. Переход предприятий из рук государства в частную собственность составляет суть


  1. Национализации

  2. Инфляции

  3. Приватизации

  4. Деноминации
10. Какая из перечисленных ценных бумаг олицетворяет корпоративную форму собственности

  1. Облигация

  2. страховой полис

  3. акция

  4. ассигнация

11. Необходимым признаком рыночной экономики является


  1. свободное ценообразование

  2. использование ресурсосберегающих технологий

  3. высокое качество продукции

  4. внешнеэкономическая деятельность государства

12. На рисунке отражено изменение предложения риса на соответсвующем рынке (линия S переместилась в новое положенеие S1) (Р –цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с


    1. увеличением доходов потребителей

    2. увеличением таможенных пошлин на импорт риса

    3. предоставление льготных кредитов продавцам риса

    4. уменьшение цен на энергоносители.
13. Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней

  1. вопрос о том, что и как выпускать, производители решают самостоятельно

  2. работникам на предприятии выплачивается повышенная заработная плата

  3. принимаются государственные планы, обязательные для производителей

  4. существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства
14. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. конкуренция в условиях рыночной экономики несовместима с монополией.

Б. задача государства в условиях рыночной экономике – правовым путем ликвидировать рыночную борьбу


  1. Верно только А

  2. Верно только Б

  3. Верны оба суждения

  4. Оба суждения неверны

15. К объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести


  1. Экономическую самостоятельность предпринимателей

  2. Общественную собственность на факторы производства

  3. Преобладание универсального труда

  4. Прямые связи между производством и потребителем
16. Основу традиционной экономической системы составляет

  1. Свободное распределение ресурсов

  2. Директивное ценообразование

  3. Распределение ресурсов государством

  4. Использование ресурсов в соответствии с обычаями

17. Рынок обязательно предполагает

    Конкуренцию независимых производителей


  1. Государственную регламентацию производственной деятельности

  2. Наличие значительного сектора государственной собственности

  3. Полное отсутствие государственного вмешательства в экономику
18. Изменение котировок акций нефтяных компаний в связи со снижением цен на энергоносители характеризует ситуацию на рынке

  1. Фондовом

  2. Капиталов

  3. Труда

  4. Товаров и услуг

19. Рост спроса на компьютеры, сотовые телефоны, аудио – и видеоаппаратуру отражает ситуацию на рынке


  1. Фондовом

  2. Капиталов

  3. Труда

  4. Товаров и услуг

20. К прямым налогам относятся


  1. Налоги на имущество

  2. Пошлины

  3. Акцизы

  4. Партийные взносы

21. К целям налоговой политики государства относится


  1. Финансирование общественных организаций

  2. Судебная защита имущественных интересов коммерческих фирм

  3. Повышение заработной платы работников частных предприятий

  4. Социальная поддержка населения
22. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример, прежде всего , иллюстрирует право собственника

  1. Распоряжаться имуществом

  2. Пользоваться имуществом

  3. Владеть имуществом

  4. Наследовать имущество
23. . Дефицит государственного бюджета- это

    Снижение внешнего долга государства


  1. Превышение государственных расходов над доходами

  2. Сокращение объемов денежной массы

  3. Уменьшение налоговых поступлений
24. Как называется ежегодный доход владельцев акций?

  1. Заработная плата

  2. Дивиденд

  3. Предпринимательский доход

  4. Банковский процент
Часть Б.

1. Какое слово пропущено в таблице.


Экономические ……

традиционная

командная

рыночная

смешанная

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением одного, связаны с понятием «рынок».

Производитель, равновесная цена, спрос, дефицит, государственное распределение

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Установите соответствие между видами статей госу­дарственного бюджета и их конкретным выражением: к каж­дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.

4 Найдите в приведенном ниже списке характеристики , присущие любому налогу, и обведите цифры , под которыми они указаны.


  1. обязательность уплаты

  2. безвозмездность

  3. пропорциональность доходу

  4. возвратный характер

  5. законодательное установление
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

5
1) Мировые цены на продовольственные товары за последний год увеличились на 35%. (2) Экономисты полагают, что лавина подорожания вызвана комплексом причин: ростом спроса на продовольствие в сравнительно богатых азиатских странах, рекордно высокими ценами на нефть, использованием пахотных земель и урожаев для получения биотоплива, масштабным неурожаем. (3) Этот процесс повсеместного подорожания продуктов , по мнению главы Международного фонда сельскохозяйственного развития при ООН, уже невозможно обратить вспять. (4) Таким образом , набирает силу продовольственная инфляция, которая также приобретает вид мирового кризиса и уже привела к волнениям в ряде стран.


. Задание. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.


  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова , которые необходимо вставить вместо пропусков.
«В современной экономике действуют три главных _______(1): производители экономического продукта, его потребители и ________(2). Между ними происходит весьма интенсивный ________(3) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов , их правовое ____________(4), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. то же время государство выступает как весьма крупный ________ (5) товаров и услуг, информации. В то же время государство является ________(6), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений»

Каждое слово может быть использовано только раз. Обратите внимание, что в списке слов больше чем вам потребуется. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


  1. производитель

  2. обмен

  3. объект

  4. государство

  5. предложение

  6. субъект

  7. регулирование

  8. спрос

  9. потребитель

Ч
асть С.

С1. Почему, по мнению автора , нестабильность денег вредна для экономики? Какая причина нестабильности денег названа в тексте?

С4. В тексте высказано мнение, что «самое разрушительное последствие инфляции – это подрыв веры граждан в свое правительство». Используя содержание текста и собственные знания, приведите три аргумента в обоснование данного мнения.

С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса , составьте два предложения, содержащую информацию о производителе.

С6. В стране А. основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны А? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.
С7. Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости про­дукции в Японии в 2-3 раза ниже, чем в других странах (в США этот показатель составляет 32%, в Англии - 27%, а в Японии - 11%). Так, в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости соот­ветствующих японских - 6,6%. Какие три фактора влияют на уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции?

С8. Вам поручено подготовить развернутый план по теме «Фирма в экономике» Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Человеческие ресурсы представляют собой потенциальные возможности человека в плане трудовой, умственной или физической деятельности.

Определение понятия

Человеческие ресурсы - это определенная совокупность качеств и характеристик человека, которая характеризует его способность к деятельности определенного рода. Кроме того, стоит отметить, что данное понятие может рассматриваться в контексте отдельно взятой организации, региона или же государства в целом.

Человеческие ресурсы могут быть рассмотрены с нескольких точек зрения. Так, довольно большой интерес представляет индивидуальный потенциал отдельно взятого человека. Если рассматривать данное понятие в контексте коллектива, то речь пойдет о социально-психологическом аспекте. Если же нужно определить совокупный потенциал общества в целом, то говорят о социологическом исследовании.

Управление человеческими ресурсами

Поскольку функционирование любого предприятия основано на человеческом факторе, то появляется объективная необходимость в регулировании данного процесса. Управление человеческими ресурсами ставит своей целью наиболее эффективное использование труда персонала с целью получения максимальной экономической выгоды. Этот процесс основан не только на умении организовать коллектив с количественной и качественной точки зрения, но также и на умении использовать психологические приемы.

Каждый менеджер должен быть готовым к тому, что руководство персоналом - это более сложный процесс, чем управление технологической частью производства. Это связано с высокой вероятностью возникновения конфликтных ситуаций как по рабочим, так и по личным вопросам.

Человеческие ресурсы и персонал

Довольно часто при осуществлении практической деятельности по управлению кадрами граница между понятиями персонала и человеческих ресурсов несколько размывается. Тем не менее это не совсем одно и то же, а потому стоит четко знать разницу между ними.

Так, говоря о кадрах, стоит отметить, что к ним относятся только те люди, которые работают на предприятии на основании официально оформленных трудовых отношений. А если говорить о персонале, то здесь имеется в виду часть работников, относящихся к оперативному управлению, а также внештатные сотрудники.

Такое понятие, как человеческие ресурсы, является намного более емким и широким. Оно подразумевает способности и потенциальные возможности человека относительно его физической, умственной и эмоциональной деятельности, которые помогают ему эффективно участвовать в производственной деятельности.

Если рассматривать человеческие ресурсы и персонал с точки зрения управления, то стоит отметить, что в первом случае решаются глобальные долгосрочные задачи, а во втором речь идет об оперативных программах.

Планирование человеческих ресурсов

Планирование подразумевает четкое определение потребности и стоимости человеческих ресурсов на определенный момент времени. Оценивается не только численность, но также и квалификационные показатели.

Эффективное планирование следующим образом влияет на результаты работы предприятия:

  • оптимизация производственного процесса, которая заключается в определении точного необходимого количества работников;
  • совершенствование механизмов подбора персонала, которые позволяют принять на работу сотрудников, которые четко соответствуют требованиям, предъявляемым организацией;
  • разработка современной системы обучения новых сотрудников, а также повышения квалификации имеющихся;
  • изучение ретроспективных показателей и определение тенденций, которые дают возможность спрогнозировать будущую кадровую ситуацию;
  • продуманная политика в сфере управления кадрами позволяет значительно сократить затраты и повысить экономическую эффективность работы предприятия.

Ресурсы как система

Поскольку управление людьми представляет собой достаточно сложную процедуру, то справедливо будет сказать о существовании такого явления, как система человеческих ресурсов. Если рассматривать ее с точки зрения организации, то можно выделить следующие основные задачи:

  • оценка имеющихся ресурсов, а также планирование будущей потребности в них;
  • изучение ситуации на рынке труда;
  • отбор кадров по психологическим и профессиональным характеристикам;
  • принятие мер по повышению эффективности деятельности персонала;
  • изучение уровня жизни работников и действия, направленные на его улучшение;
  • разработка нового или же совершенствование существующего механизма мотивации и стимулирования сотрудников к эффективному труду;
  • поощрение инициативы, а также стимулирование к новаторскому труду.

Управление ресурсами

Система управления человеческими ресурсами ставит перед собой две основные цели:

  • непрерывный анализ ситуации с кадрами с целью своевременного обеспечения ими организации;
  • создание для сотрудников максимально комфортных условий, в которых они смогут эффективно реализовать свой трудовой и интеллектуальный потенциал.

Для того чтобы управление человеческими ресурсами в организации было эффективным, необходимо соблюдение ряда обязательных условий:

  • цели должны быть сформулированы четко, а также иметь реально достижимые границы;
  • анализ работы предприятия быть глубоким и комплексным;
  • персонал должен быть полностью обеспечен всеми необходимыми для работы ресурсами;
  • каждый работник должен выполнять те обязанности, которые соответствуют уровню его квалификации;
  • трудовой процесс необходимо осуществлять с использованием самых современных технологий.

Развитие ресурсов

Человеческий потенциал имеет тенденцию к постоянному нарастанию. Это связано с тем, что со временем предприятие или организация начинают требовать все большей отдачи от своих сотрудников. Именно поэтому развитие человеческих ресурсов является одним из ключевых вопросов руководства фирмы.

Одним из самых сложных периодов для любого работника является его адаптация на предприятии. Мало того что новички обязаны ознакомиться со всеми организационными моментами, они также должны занять определенное место в коллективе и пройти через серьезное психологическое давление. Огромное значение также имеет введение человека в новую должность, а именно - знакомство с должностными обязанностями.

Огромное значение в протекании этих процессов играет политика руководства предприятия по данным вопросам. Важна также и доброжелательная атмосфера, требуется и методическое обеспечение. Так, например, крупные фирмы имеют такую практику, как проведение лекций и семинаров для новых кадров, а также внедрение обучающих программ.

Проблемы человеческих ресурсов предприятия

Одной из важнейших проблем, с которой сталкивается человеческий ресурс предприятия, является уделение недостаточного внимания данному вопрос. Тем не менее управление людьми требует специальных знаний, а также навыков и механизмов. Так, первое, на что стоит обратить внимание - это развитие лидерства в коллективе. Причем это должно касаться именно рабочих моментов, а не личных взаимоотношений сотрудников. К сожалению, отечественные предприятия нередко этим пренебрегают.

Еще одной важной проблемой организацией является уделение недостаточного внимания или же полное игнорирование необходимости управления человеческими ресурсами. Тем не менее стоит понимать, что кадры не имеют способности к саморегулированию. Должна быть выработана четкая политика по данному вопросу.

Одной из самых серьезных недоработок современного руководства является рассмотрение организации в отдельности от персонала. Так, иногда работники оказываются не готовы к переменам в работе предприятия.

Концепция управления персоналом

  • экономическая составляющая;
  • строгое подчинение единому руководителю;
  • определение четкой иерархии управления;
  • разработка норм дисциплины, а также системы поощрений и взысканий;
  • четкое определение зоны ответственности каждого из сотрудников;
  • разработка организационной культуры, благодаря которой персонал ощущает единство трудового коллектива.

Специфика человеческих ресурсов

Человеческие ресурсы организации имеют ряд особенностей, которые отличают их от прочих ресурсов организации:

  • людям свойственно эмоционально и, порой, непредсказуемо реагировать на те или иные изменения в работе предприятия;
  • поскольку человек обладает интеллектом, то он постоянно совершенствует свои знания и навыки, что должно непрерывно подкрепляться усилиями со стороны руководства;
  • работники осознанно подходят к выбору рода своей деятельности.

В управлении персоналом стоит руководствоваться принципом уважения. Также стоит перенимать опыт ведущих зарубежных фирм по данному вопросу.

Для того чтобы использование человеческих ресурсов на предприятии было эффективным, менеджеры должны руководствоваться рядом рекомендаций в своей деятельности:

  • лучшей мотивацией для сотрудников станет наглядная демонстрация карьерного роста высшего руководства (персонал должен ставить перед собой конкретные цели и осознавать реальность их достижения);
  • одним из важнейших аспектов является оплата труда (даже в самые трудные и кризисные периоды работники должны получать оговоренную сумму, осознавать свою ценность для организации);
  • сотрудники должны досконально знать исчерпывающую информацию о своем предприятии, а также механизм получения прибыли (знания работников не должны ограничиваться узким кругом их обязанностей);
  • в общении с каждым из сотрудников стоит руководствоваться уважением, ведь каждый из них имеет возможность уйти в другую организацию.

Роль человеческих ресурсов должна четко осознаваться на всех уровнях. Это один из самых важных элементов функционирования не только отдельно взятого предприятия, но также и государства в целом. Человек - это наивысшая ценность, а наибольший интерес в экономическом плане представляют его способности и интеллект.