Экономические учения раннего средневековья библия. Общая характеристика средневековой экономической мысли. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока

Введение

История экономических учений представляет из себя одну из составных час экономического знания в целом. Без изучения экономических воззрений человечества в различные исторические эпохи, с учетом их специфики невозможно подлинное постижение сути экономических явлений. Настоящая статья посвящена истории экономической мысли в эпоху Средних веков.

Необходимо отметить, без изучения экономической мысли в Средние века не представляется возможным построение стройной цепочки генезиса экономического знания, поскольку Средневековье – это неотъемлемый период истории человеческого общества, хронологически продолжавшийся около тысячи лет. В настоящей статье мы сосредоточим свое внимание на истории развития экономических учений в период Средневековья в Западной Европе, поскольку именно в Европе произошло позднейшее бурное развитие экономической мысли в эпоху Нового Времени, и поэтому представляется весьма интересным проследить, как происходило зарождение такой мысли в более ранние времена – то есть в Средние века.

Общая характеристика Средних Веков как исторического периода Средневековье это период истории, который в традиционной историографии берет свой отсчет согласно традиционным представлениям начинается с момента падения Западной Римской империи в 476 г. – события, которое олицетворяет крушение античной цивилизации. Что касается верхней временной границы Средних веков, то в этом отношении историки не могут прийти к окончательному согласию, связывая его с такими событиями, как падение Константинополя в 1453 г., открытие европейцами Америки и морского пути в Индию в 1490-е годы, начало религиозной реформации в Европе в 1520-е годы, голландская буржуазная революция 1566-1609 гг., английская буржуазная революция 1640-1660 гг.

Так или иначе, но рассматриваемая нами эпоха длилась довольно продолжительное время и, разумеется, за столь долгий период как наука в целом, так и экономические учения в частности не оставалась неизменной. Экономическая мысль в Средневековье развивалась в соответствии с изменениями в реальной жизни, по мере развития общественно-экономических отношений. Поэтому экономические воззрения раннего Средневековья существенно отличались от представлений Средневековья развитого. В то же время, не следует забывать, что общественные и экономические отношения в Средние века развивались все-таки в очень медленном темпе, соответственно, сравнительно медленно изменялась и экономическая наука.

Особенности эпохи Средневековья

Для того чтобы лучше понять специфику экономической мысли Средневековья нам следует обратиться к характерным особенностям данной эпохи в целом. Одну из таких особенностей – относительно медленное развитие мы уже отметили ранее.

В Средние века сложился особый тип мировоззрения средневекового человека, который был вызван спецификой тогдашней жизни в различных ее проявлениях – социальной, политической, экономической, идеологической, культурной. Специфика средневекового мировоззрения оказывала влияние на формирование различных сторон науки и культуры, в том числе и на экономические представления.

Самая главная особенность европейского Средневековья, да, пожалуй, и все этой эпохи в мировом масштабе – это господство религиозного мировоззрения, которое наблюдалось в самых различных сферах человеческой жизни. При характеристике средневекового общества нередко используются такие выражения, как «народ верующих»1. Данная специфика Средневековья проявлялась как в политическом устройстве общества – значительном влиянии римско-католической церкви, так и в господстве религиозной идеологии в научно-культурной сфере. Любая наука рассматривалась как «служанка богословия», в том числе это касается и экономической мысли.2 Необходимо четко понимать, что экономическая наука в средневековой Европе существовала не самостоятельно, а как часть теологии. Именно поэтому по сути дела единственными мыслителями, которые рассматривали экономические представления являлись представители церкви. Экономическая мысль развивалась в рамках схоластики - специфической религиозной философии, которая соединяла религиозную догматику с зачатками рационалистического научного подхода3.

Европейское Средневековье в значительной степени формировалось «на руинах» Античности, в силу этого мы можем обнаружить существенное античное влияние в данную эпоху. Конечно, с одной стороны Античность, Древние Греция и Рим рассматривались христианами как идеологически враждебные «языческие», но с другой стороны языком науки являлась латынь – язык погибшего Древнего Рима, а выдающиеся античные ученые, прежде всего Аристотель, оставались непререкаемым авторитетом для средневековых схоластов, по крайней мере в той части, которая прямо не противоречила религиозным догматам.

1 Блок М. Феодальное общество / Пер. с фр. М. Ю. Кожевниковой, Е. М. Лысенко. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. – C. 145.

2 Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: М, 2009. – С. 13.

3 История экономических учений: учебное пособие / Г. Д. Гловели. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 57.

Основу экономической жизни в Средневековье составляла феодальная система хозяйствования. Для феодализма была характерна частная собственность на землю и господство крупного землевладения. Основное средство производства – земля – находилось в частой собственности монархов, крупных феодалов, католической церкви. Мелкие феодалы выступали как условные держатели земельных наделов от более крупных. Подавляющая часть населения была лишена земельной собственности и составляла сословие крепостных крестьян, зависимых от феодалов и вынужденных работать на их земле. Жесткое сословное деление общества – это еще одна важная черта Средневековья. При этом несколько особняком в феодальной иерархии стояли города и городское население. Поскольку в Средневековье преобладало натуральное хозяйство, то большая часть продукта производилась для личного потребления, а не для продажи. В силу этого торговля в Средневековье была развита относительно слабо.

Экономические учения раннего Средневековья

С учетом перечисленных особенностей мы теперь можем проследить развитие экономической мысли в эпоху Средневековья в Западной Европе.

В раннее Средневековье экономические учения были очень стеснены в рамках строгой религиозной догматики. Этот период развития научной мысли в Европе поучил название патристики. Патристикой (от лат. pater – отец) принято называть учения так называемых «Отцов церкви» - идеологических лидеров христианского вероучения на раннем этапе его развития, в т.н. «послеапостольские времена», т.е. начиная со II века н.э.

Среди представителей патристики можно выделить таких теологов, как: Тертуллиан (160 - 220), Ориген (ок. 185 - 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 - 258), Афанасий Великий (295 - 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 - 390), Василий Великий (ок. 330 - 379), Амвросий Медиоланский (333/334 - 397), Августин Блаженный (354 - 430) и др.

Главной специфической чертой патристики как учения, является то, что наивысшим авторитетом было признано «Святое писание», т.е. Библия, к которой и обращались мыслители для подтверждения правоты своих утверждений. Библия рассматривалась как источник истинного знания, якобы переданного человеку Богом. В силу этого для получения ответов на любые вопросы, в том числе и экономического плана, необходимо обращаться к Библии, и при этом наиболее четко и полно уяснять себе смысл текста Библии.

В трудах «отцов церкви» подвергались осуждению как «греховные» торговая прибыль и ростовщический процент, которые рассматривались как неправедные результаты присвоения чужого труда. Ранние идеологи христианства выступали также против свойственного античным мыслителям презрительного отношения к физическому труду, осуждали материальное богатство и благополучие немногих в ущерб большинству населения. В силу этого крупная торговля с целью получения прибыли, ссудно-банковские операции, как «грешные» явления, официально запрещались католической церковью.

Экономическая мысль развитого Средневековья. Фома Аквинский

По мере развития общественно-экономических отношений, по мере роста производительности труда, по мере развития торговых связей, как внутри отдельных стран, так и на международном уровне, становилось ясно, что строгие догматические представления раннего христианства не могут соответствовать реальной жизни, сковывают развитие торгово-экономических отношений. В этих условиях схоласты развитого Средневековья были вынуждены искать компромисс между библейскими догматами и насущными жизненными требованиями. Наиболее ярким представителем такого «компромиссного» направления в средневековой экономической науке является схоласт Фома Аквинский (1225-1274).

Главным трудом Фомы Аквинского является объемная и многотомная «Сумма теологии». В этой работе, среди прочего, прослеживаются и его экономические представления, которые с учетом авторитета и влияния Аквинского в средневековой Европе мы можем в определенной степени рассматривать как квинтэссенцию экономической мысли развитого европейского Средневековья.

В своих экономических представлениях Аквинский, как и во многом другом, опирался на античное наследие, прежде всего на работы Аристотеля, и при этом пытался совместить мысли Аристотеля с религиозными догматами христианства. Экономические воззрения Аквинского содержатся, в основном, в восьмом томе «Суммы теологии».

Аквинский, в противовес представителям раннего христианства, обосновывает мысль, что частная собственность, вполне может сочетаться с христианской моралью. Он утверждает, что частная собственность, если она направлена на удовлетворение естественных потребностей человека (питание, одежда, жилище и т.д.), а не на бесконтрольное обогащение ради обогащения, вовсе не является греховной.

Рассматривая процессы экономического обмена, Аквинский, вводит понятие «справедливой цены» - категории которая в определенном роде подменяла современное понятие «рыночная цена». По мнению Аквинского, «справедливая цена» может быть источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что не рассматривается им как грех. Аквинский признает, что продавец имеет право продать вещь дороже, чем она стоит сама по себе: «если продавец продал свои товары дороже их стоимости или покупатель купил их дешевле их стоимости без какого-либо мошенничества со своей стороны, то закон трактует сделку как законную и не предусматривает за это никакого наказания».4

Рассуждая о возможности получения прибыли при заключении сделок, Аквинский говорит следующее: «о купле-продаже можно говорить двояко. Во-первых, о как таковой, и с этой точки зрения купля-продажа, похоже, существует ради выгоды обеих сторон, одна из которых, как говорит Философ, нуждается в том, чем обладает другая, и наоборот. Но то, что существует ради общей выгоды, не должно быть для одной стороны более обременительным, чем для другой, и потому все заключенные между ними договора должны соблюдать равенство между [обмениваемыми] вещами. Кроме того, мерой ценности используемой людьми вещи является её стоимость, ради чего, как сказано в пятой книге «Этики»5, и были придуманы деньги»6

Деньги, таким образом, по мысли Аквинского, являются «вернейшей мерой» в «торговле и обороте. В соответствии с номиналистической концепцией денег, Аквинский считает, что, хотя деньги обладают своей «внутренней ценностью», возможно допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности»: «если человек видит, что покупка принесет ему большую выгоду, он может по собственной воле доплатить продавцу сверх цены и тем самым продемонстрировать свою честность».7

Хотя при этом в целом торговлю Аквинский рассматривает как изначально негативное явление, поскольку он исходит из постулата о том, что в мире якобы существует неизменное количество «совокупного богатства». Поэтому чрезмерное накопление материальных ценностей в руках одного человека с неизбежностью приводит к обеднению других, так как дополнительному богатству просто неоткуда взяться. Тем не менее, торговля все же может быть оправдана тем, что в целом она может приносить пользу обществу8. Торговцы способствуя обмену между странами и народами приносят тем самым пользу людям, позволяя им использовать блага, изначально удаленные от них: Поэтому Аквинский допускает получение купцами прибыли и накопление в их руках материальных ценностей, так как их торговые путешествия требуют немалых усилий, да еще при этом неизменно связываются с риском получения ущерба от стихийных бедствий, нападений разбойников и пиратов и т.д.: «человек … может вести торговлю ради достижения некоторого общественного блага, например, чтобы его страна не испытывала недостатка в жизненно необходимых вещах, а прибыль интересует его не как цель, а как плата за его труды».9

Допуская возможность товарообмена, получения прибыли, торговли, Аквинский, в то же время, сохраняет свойственное для раннего Средневековья крайне негативное отношение к ростовщичеству10. По его мнению, любые формы ростовщичества, как в денежном, так и в натуральном выражении являются неприемлемыми: «как брать деньги по молчаливому или выраженному согласию за предоставление денег или какой-либо иной потребляемой вещи является противным правосудности грехом, точно таким же грехом является и получать по молчаливому или выраженному согласию за это что-либо из того, что может быть измерено деньгами».

Исходя из концепции Аристотеля, согласно которой деньги – это только мерило ценности, Аквинский приходит к выводу о греховности любых займов под проценты: « брать деньги по молчаливому или выраженному согласию за предоставление денег или какой-либо иной потребляемой вещи является противным правосудности грехом»11. По его мнению, передача предмета одним лицом другому сообщает последнему и саму собственность на вещь, пусть и временно в случае договора займа конкретной вещи. Получение дополнительного вознаграждения за временное пользование денежной суммой рассматривается как двойная продажа одной и той же вещи.

4 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 77. -

5 Имеется в виду работа Аристотеля.

6 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 77. - http://librebook.me/summa_theologica/vol33/32 7 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 77. - http://librebook.me/summa_theologica/vol33/32 8 Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: М, 2009. – С. 14-15.

9 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 77. - http://librebook.me/summa_theologica/vol33/32

10 История экономических учений: учебное пособие / Г. Д. Гловели. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 60.

Заключение

Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод, что развитие экономической мысли в Средние века в Западной Европе происходило по пути постепенного отхода от строгих идеологических догматов раннего христианства.

По мере развития экономических отношений, средневековые схоласты, в целом находясь в рамках теологической доктрины, были вынуждены искать компромиссные решения. Мы видим, что в учении Фомы Аквинского содержится признание допустимыми таких явлений экономической жизни, как частная собственность, торговля, получение прибыли, личное обогащение, пусть и в ограниченных пределах. Напомним, что в трудах ранних «отцов церкви» эти явления осуждались почти безоговорочно.

В других же моментах (таких, как отношение к ростовщичеству) экономическая мысль развитого Средневековья продолжает оставаться столь же непримиримой.

В целом можно сделать вывод, что в недрах средневекового европейского общества происходило постепенное вызревание новой эпохи – эпоха Ренессанса. Пускай медленное, но неуклонное повышение производительности труда, развитие торгово-экономических связей, постепенный рост благосостояния общества подрывали господство религиозной идеологии и требовали освобождения научной мысли (в том числе и экономической мысли) из узких рамок схоластической теологии.

Следует заметить, что сегодня нам весьма сложно однозначно оценивать экономические воззрения мыслителей той далекой эпохи. С одной стороны, они нам могут показаться примитивными, загнанными в узкие рамки теологических концепций, но, с другой стороны, современному человеку довольно трудно в реальности представить те окружающие условия, в которых находился человек средневековой Европы и под воздействием которых формировались его экономические взгляды. Поэтому только с учетом специфики средневековой жизни мы можем дать объективную оценку экономическим учениям того времени.

Не стоит забывать, что так же как и само Средневековье является неотъемлемым этапом человеческой истории, так и без экономических учений этой эпохи невозможно полноценно изучать генезис современной экономической науки. Необходимо отметить, что средневековые ученые раскрыли или уточнили содержание многих экономических понятий, развили логику научного понимания экономических процессов, пусть и в рамках схоластической методологии. Однако в целом экономическое мышление в Средние Века оставалось под контролем религиозных норм.

Попытки экономической мысли приспособиться к новым условиям, но оставаться при этом в тесных религиозных рамках, могли добиться только временного успеха. Дальнейшее развитие экономики, освоение новых торговых путей, начавшееся в эпоху Великих географических открытий и другие явления изменяющейся жизни требовали существенного пересмотра представлений экономической науки, что и произошло в следующую историческую эпоху – Новое Время.

11 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 78. - http://librebook.me/summa_theologica/vol33/32

Список литературы

1. Аквинский Ф. Сумма теологии. – М.: Элькор-МК, 2002.- 560 с.

2. Блок М. Феодальное общество / Пер. с фр. М. Ю. Кожевниковой, Е. М. Лысенко. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 502 с.

3. История экономических учений: учебное пособие / Г. Д. Гловели. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 740 с.

4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. 1-е изд. - М.: ИГ «Прогресс», Прогресс- Академия, 1992. - 376 с.

5. Шумпетер Й.А.. История экономического анализа /пер. с англ. под ред. В.С. Автономова, в 3-х т. - СПб.: Экономическая школа, 2001. -Т. 1. – 552 с., Т. 2. – 504 с., Т. 3. – 688 с.

6. Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: М, 2009. - 480 с.

О средних веках и развитии экономических учений в то время известно намного больше, чем об экономической мысли в древние века. В качестве примера можно взять «Салическую правду».

Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна

Ибн-Халдун (1332 – 1406) – величайший мыслитель стран, где проповедуют ислам (арабских стран на севере Африки). По его мнению, человек ведет общественную жизнь лишь для удовлетворения своих естественных потребностей . Именно желание удовлетворить все свои потребности заставляет человека трудиться больше, чтобы суметь исполнить все свои мечты. Именно это развивает общество в целом посредством большего спроса на товары . Благодаря такому развитию рынок товаров и услуг постоянно увеличивается. Уже тогда Ибн-Халдун понимал, что рынок – это двигатель прогресса и перспективного развития общества. Частная собственность толковалась Ибн-Халдуном как дар свыше.

Ибн-Халдун подразделял товары на два вида: «предметы потребления » и «достояние». Достояние – это те предметы, которыми человек обладает благодаря своим способностям и труду , но которые не являются совершенно необходимыми для жизни. Предметы потребления – это те товары, которые служат для удовлетворения естественных нужд человека. Занимаясь этой проблемой, Ибн-Халдун делает следующие выводы.

  1. Когда начинает расти город, тогда начинают расти потребности человека как в предметах потребления, так и в предметах роскоши.
  2. Если начать понижать цены на то, что необходимо, и поднимать цены на роскошь, город в целом начнет процветать.
  3. Чем меньше город, тем дороже необходимые товары.
  4. Город будет процветать, даже если снизить налоги и пошлины . Это касается и общества в целом.

Учения Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225 – 1274) – философ, итальянский монах, экономический мыслитель. Он оказал огромное влияние на становление экономических взглядов своего времени, хотя и строил свои учения в большей степени на религиозной почве. Фома Аквинский полагал, что при рождении не все люди равны, поэтому не все люди равны в обладании собственностью. По словам Аквинского, все мы обладаем вещами лишь в этой жизни, поэтому бедным не стоит сильно печалиться, а богатым радоваться. Также Фома Аквинский порицал воровство и предлагал правителям очень жестоко за это наказывать. Идеальным он назвал государство, в котором все государи Европы строго подчинены Папе Римскому, а народ, в свою очередь, ни в чем не перечит государю, пока он стоит на стороне церкви. Поэтому Фома Аквинский допускал мысль о том, что народ способен поднять восстание, если государи перестанут всецело подчиняться римской церкви.

Также как и философы до него, Фома Аквинский анализировал торговлю. Он сделал предположение, что торговля может быть двух видов: дозволенной и недозволенной. Дозволенная торговля – это когда торговец стремится получить небольшую прибыль, которая позволит существовать его семье, а также стремится помочь людям приобрести те товары, которые им необходимы и которые производятся в другом городе или стране. Недозволенная торговля – это когда для торговцев извлечение прибыли становится самоцелью, и они начинают придерживать товар, чтобы выиграть после повышения цены на него. Такую торговлю Аквинский очень осуждал. Деньги, по словам Фомы Аквинского, были изобретены для измерения ценности товаров. Деньги – тот самый товар, который может быть эквивалентен любому товару, что очень упрощает обмен. Фома Аквинский выдвинул мысль о том, что прибыль с товара должна быть тем выше, чем выше человек по рангу. У каждого свои расходы , а прибыль существует для того, чтобы их покрывать.

Фома Аквинский считал, что невозможно давать деньги под проценты или сдавать дом в аренду. Но под давлением своего времени он соглашался, что в договоре о займе можно сделать правильную оговорку, тогда получение процента будет звучать не как получение прибыли, а как компенсация возможного ущерба для человека, одалживающего деньги.

Социальная утопия Томаса Мора

Томас Мор (1478 – 1535) – английский мыслитель, политический и экономический деятель. Известен как автор эпиграмм, политических стихотворений, автобиографического произведения «Апология», «Диалога об угнетении против невзгод», произведения «Утопия» (1515 – 1516). Его сочинение «Утопия» положило начало огромному количеству утопической литературы, авторы которой пытались нарисовать идеальное общество. Возможно, название «Утопия» образовано от двух греческих слов «нет» и «место», поэтому говорит само за себя. Томас Мор отрицал частную собственность вообще. Он считал, что все должно быть общественным и что все должны трудиться всего лишь по шесть часов в день. В идеальном государстве не должно быть денег . По этому поводу Т. Мор пишет: «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо. Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны». В свободное от работы время те, кто жил на острове Утопия, развивали свои таланты, занимаясь искусством и наукой. На одном виде производстве заняты родственники. Утописты стараются не воевать, а лишь защищаться, но они способны помочь другому народу справиться с царем-тираном.

Религия у этих островитян может быть любой. Лечатся все в одних и тех же больницах и кушают вместе в общественных столовых. На острове нет армии и милиции, а существуют лишь надсмотрщики, которые смотрят за соблюдением законов острова.

Томаса Мора можно назвать как практиком, так и теоретиком. Его стремительная политическая карьера и такой же провал говорят о его идеалистическом настрое. Пока правительство более или менее соответствовало его взглядам на жизнь, он был на высоте и в почете. Как только он не захотел подчиниться королю-тирану, был тут же «сброшен» вниз (вплоть до ареста и пребывания в Тауэре) посредством ложных обвинений и заговоров. Там он оказался за то, что осознал, как тяжело живется крестьянам и рабочим на фоне праздной жизни при дворе его величества. Он попытался изменить что-то в этом мире, и вот – расплата за его доброту и понимание остроты насущных проблем своего времени. Возможно, не все труды его изучены так досконально, как «Утопия», которая, можно сказать, является сердцем его произведений. Ничто так не помогает понять будущее, как скрупулезное изучение прошлого. Возможно, более полный анализ других его произведений позволит выдвинуть какие-то совершенно новые взгляды на понимание экономической теории или совершенно идеального государства.

«Русская Правда»

О развитии экономического учения у наших предков мы знаем не так много. Одним из наиболее известных примеров является «Русская Правда ».

«Русская Правда» – это сборник русских законов во времена феодального строя. Этот сборник основан на таких документах, как «Правда» Ярослава Мудрого, «Правда» Ярославичей, Устав Владимира Мономаха, некоторые нормы из «Закона Русского» и т. д. Этот документ отражает развитие экономической жизни в России того времени, раскрывает нам нормы взаимоотношений крестьян относительно получения наследства или использования собственности. Здесь также говорится о возращении долгов и компенсации за их использование. В «Русской Правде» описывается, как и за что могут быть наказаны крестьяне. Особенно страшными могут быть наказания за воровство, вплоть до убийства человека, который решился на кражу.

«Русская Правда» – это источник законов того времени, повествующий об экономическом развитии и юридическом праве в Древней Руси. В ней также описывается, как вели торговые дела с другими государствами наши дальние предки. В этом документе говорится, что деньги – это не только золото и серебро, а также меха. Мы можем многое узнать о ценах или о том, какие товары пользовались большим спросом, по тому, как часто их привозили заморские купцы. «Русская Правда» повествует нам о том, что должника могли продать вместе со всем его имуществом, погасив тем самым долг. «Русская Правда» дает нам понятие о том, как относились к взиманию процентов в те далекие времена.

Если бы «Русская Правда» не сохранилась, мы никогда бы не узнали столько о жизни наших соотечественников, нормах поведения, их обычаях и традициях, передававшихся ранее из уст в уста, об их экономическом развитии и юридическом наследии.

Экономические воззрения средневековья (феодального обще­ства), судя по дошедшим до нас литературным источникам, но­сят ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйствен­ной политики, переполняют схоластика, софистические рассуж­дения, религиозно-этические нормы, посредством которых ими оправдывается сословный характер и иерархическая структура об­щества, рост концентрации политической власти и экономичес­кого могущества у светских и церковных феодалов. Их доктринам присущи также двусмысленное толкование необходимости расши­рения масштабов товарности экономики, осуждение либо неяв­ное одобрение ростовщичества и другие признаки неприятия в хозяйстве основополагающих принципов рыночных отношений.

Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Исламский арабский Восток

Автором одной из значительных концепций общественного прогресса на базе экономических факторов является видный мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332-1406) 4 , который жил и творил в североафриканских странах Магриба. К этому времени здесь к унаследованным традициям древности, позволявшим государству сохранять за собой и распоряжаться большим фондом земельных угодий и пополнять казну налогами, прибавились еще и «всесильные» постулаты Корана, лежащего в основе зародившей­ся в началеVIIв. новой религиозной идеологии - ислама. Причем примечательно, что «услышал», а затем распространял в своих проповедях «откровения бога», став тем самым основателем исла­ма, некий пророк Мухаммед - несомненно, искушенный в эко­номических проблемах купец из Мекки.

В концепции Ибн-Хальдуна («социальная физика») не отверга­ются богоугодность торговли и провозглашаемое исламом в Кора­не возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жад­ности и расточительства, а также то, что «Аллах дал преимуще­ство одних людей перед другими». Ее основным достижением яв­ляется дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Последняя, на его взгляд, к традиционным хозяйственным занятиям людей в земледелии и ско­товодстве прибавила такие прогрессивные сферы экономической деятельности, как ремесло и торговля. Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каж­дого человека. Однако переход к цивилизации с ее возможностя­ми для избыточного производства материальных благ, предупреж­дает ученый, не означает, что наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и отпадет необходимость в «предводи­тельстве» над подданными и в разделении общества на сословия («слои») по имущественному признаку.

Ибн-Хальдун показал понимание того, что обеспечение граж­дан предметами первой необходимости и предметами роскоши или, по его терминологии, «необходимым» и «лишенным необходимо­сти», зависит прежде всего от степени населенности города, сим­волизирующей как его процветание, так и упадок. Поэтому, если город растет, в нем будут в достатке и «необходимое» и «лишен­ное необходимости»; при этом цены на первое (благодаря учас­тию в земледелии, в том числе и горожан) будут снижаться, а на второе (из-за резкого роста спроса на предметы роскоши) - бу­дут увеличиваться. И наоборот, упадок города как результат мало­численности проживающего в нем населения обусловливает недо­статок и дороговизну всех без исключения материальных благ. Одновременно с этим мыслитель отмечает, что чем ниже устанав­ливается размер налогов (включая пошлины и поборы правителей на городских рынках), тем более реален расцвет любого города, общества в целом.

Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяй­ственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли пол­ноценные монеты из созданных богом двух металлов - золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содер­жание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при ха­рактеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества труда челове­ка», во-вторых, «его мест среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем» (в труде. - Я.Я.).

Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Законы Хаммурапи давали представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось естественным и вечным. Законы отразили заботу об укреплении и охране частной собственности.

В истории мысли древнего Китая большое место занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (551479 гг. до н.э.). Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало, которое определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» и «простолюдинов» Конфуций считал естественным. Его учение нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, использование в этих целях традиционных форм и обрядов.

Другим значительным памятником истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы» , принадлежащий перу неизвестных авторов (IV-III вв. до н.э.). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян предлагалось изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа авторы трактата возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий.

Выдающимся памятником истории экономической мысли древней Индии является трактат «Артхашастра» , автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман Каутилья (конец IV — начало III вв. до н.э.). Трактат создавался как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышел за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватывающий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости экономической мысли Индии того времени.

«Артхашастра» повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Для ариев не должно быть рабства. Если арии и становились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное, предусматривались меры по их освобождению. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счет своего имущества.

«Артхашастра» уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. Трактат возлагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядельно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие). Подробно описывались экономическая политика царской администрации, налоговая система, ведение царского хозяйства, основные источники доходов.

Экономические учения Древней Греции

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) изложил свои экономические взгляды в работе «Домострой» , подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он охарактеризовал его как науку об обогащении хозяйства. Основной отраслью считал земледелие, основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. Ремесло считал занятием, пригодным для рабов, так же как торговлю и любой физический труд.

Ксенофонт уделял внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление. Он считал полезным развитие торговли, денежного обращения. У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости и меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Наиболее известна работа Платона (427-347 гг. до н.э.) «Политика или государство» . В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высший слой общества, о которой Платон проявлял особую заботу.

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес Аристотель (384-322 гг. до н.э.) . Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало экономическому анализу.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, он рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы: обмен должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Все, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду

явлений противоестественных. Естественные явления способствуют поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли, ростовщичества. Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал в хрематистику , которая рассматривалась как искусство «делать деньги».

Экономическая мысль Древнего Рима

Обоснование древнеримской формы рабовладения изложены в сочинении «О землевладении» , автором которого был Катон Марк Порций (234-149 гг. до н.э.) крупный землевладелец. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд. Он считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении. Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э. продолжил Варрон в трактате «О сельском хозяйстве» . Автор ищет пути укрепления экономики в развитии не только земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Его работы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства.

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О сельском хозяйстве» Колумелла . Он писал о низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред; плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев. В поисках выхода из кризиса ученый отдает предпочтение более производительному труду свободных людей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.

Экономическая мысль в период средневековья

Экономические воззрения средневековья (феодального общества) носят ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйственной политики, переполняют схоластика, религиозно-этические нормы, с помощью которых ими оправдывается сословный характер и иерархическая структура общества, рост концентрации политической и экономической власти у светских и церковных феодалов.

Средневековая экономическая мысль в восточных странах

Автором одной из значительных концепций общественного прогресса на базе экономических факторов является мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332-1406 гг.) . В концепции Ибн-Хальдуна («социальная физика») не отвергаются бого- угодность торговли и провозглашаемое исламом в Коране возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства. Ее основным достижением является характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит преумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека.

Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов — золота и серебра.

Экономические воззрения канонистов

Завершителем взглядов канонистов был итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275 гг.) . Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия.

Много внимания Аквинский уделял частной собственности. В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства.

Идею «справедливой цены» каноническая теория унаследовала от античности. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой. С одной стороны, Аквинский считал «справедливой ценой» правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой, доказывал правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование.

С теорией «справедливой цены» связаны рассуждения Аквинского о прибыли и проценте. Прибыль, получаемая купцами, не противоречит, по его мнению, христианской добродетели, и ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества. Процент Аквинский трактует как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.

Экономические идеи в средние века в России

Установление прав и норм хозяйственных отношений в Русской Правде

Большое значение для изучения экономической мысли Киевской Руси имеет Русская Правда — первый свод русских законов. Сохранилось несколько вариантов Русской Правды: «краткой» и «пространной» — первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Законы складывались при Ярославе (978-1054 гг.) и его приемниках, при Владимире Мономахе (1053-1123 гг.).

Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианства. Большинство статей Пространной Правды посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений: праву собственности, принципам наследования, наказания за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов.

Русская Правда упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп.

Из Русской Правды мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег; о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В ней есть такса на постройку и починку мостов; изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежных ссуд, представленных в заем.

Русская Правда позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления: «княжные люди» (дружина князя); «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); «колоны», за которых отвечает их господин.

«Правительница» Ермолая-Еразма

Конец XV — начало XVI вв. — этап завершения процесса ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. Наряду с наследственной собственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское землевладение как вознаграждение за службу.

Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразм. Значительным является его произведение под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», или, короче, «Правительница» . В поместном землевладении служилых людей Еразм видел экономическую основу Русского централизованного государства.

Предложенная им реформа в области землевладения — выдача земли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества, служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства.

Возникновение утопического социализма

В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные процессом развития мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала.

В этот период возникают социальные утопии. Одним из основоположников утопического социализма был Томас Мор (1478-1532 гг.) . В 1516 г. им было опубликовано знаменитое сочинение «Утопия» , положившее начало утопическому социализму и давшее ему название. Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал ее противником.

К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) , вышедший из среды бедного крестьянства. В работе «Город Солнца» (1623 г.) он подверг критике социальный строй Италии того времени. Общество будущего рисовалось им как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета.

Однако ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу.

Формирование феодализма имело в каждой стране свои особенности. Общей чертой был захват общинной земли и создание поместий, принадлежавших знатным феодалам. Шло закрепление в частную собственность земли и работников - крепостных крестьян, которые должны были, помимо своих наделов, обрабатывать землю феодала. Средневековья развивались, в отличие от Древней Греции и Римской империи, с большим трудом. Этому есть объяснение - преемником идей греческой и римской философии, экономики стала католическая церковь.

Формирование экономических учений в средневековье

Представления об экономической мысли Средневековья дошли до нашего времени благодаря письменным источникам. Они базируются на работах мыслителей Древнего мира. Чтобы лучше понять процесс зарождения и развития экономической мысли в нужно учитывать политическое и экономическое состояние государства.

Само понятие «экономическая мысль» охватывает огромный спектр воззрений и суждений. Сюда входят представления простых граждан, религиозный взгляд с его влиянием на хозяйственные отношения, работы выдающихся учёных того времени и политические, экономические законы правящей элиты. Чтобы понять, как формировалась экономическая мысль в средние века, необходимо начать с Древнего мира, так как эти эпохи неразрывно связаны между собой. Историки рассматривают экономическую мысль Средневековья как часть богословия, так как наряду со знатью духовенство управляло государством и отношениями внутри общества.

Древний мир

Техническое оснащение первобытного общества было примитивным и настолько низким, что человек не всегда мог прокормить себя и членов своей семьи. Люди вынуждены были жить общиной, так как одна семья не в состоянии была существовать. Вести разговор про экономические мысли в этот период развития общества не имеет смысла, так как существовала только одна мысль - выжить. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья стала зарождаться на стыке этих исторических эпох, в период зарождения классов и становления государств.

Появление классов

После начала применения железа и появления орудий из него производительность труда увеличилась в несколько раз, появились излишки, что принято называть прибавочным продуктом, который человек мог использовать по своему усмотрению. Именно железные орудия труда привели к появлению ремесленников, которые не обрабатывали землю и не сеяли хлеб, но всегда имели его.

Ремесленники изготавливали товар, применение которого позволяло земледельцам собирать больший урожай и улучшать качество жизни. Стали появляться товарные отношения. Кроме ремесленников появились люди, которые занимались наукой, искусством. Если говорить кратко, экономическая мысль Древнего мира и Средневековья зарождалась именно в то время, когда при тотальном натуральном хозяйстве стали появляться товарно-денежные отношения.

Произошло разделение общества на классы, появились бедные и богатые, которые хотели получить ещё больше товаров, продуктов. Им необходимо было присвоить себе чужие излишки. Для этого необходим был определённый механизм насилия. Стало зарождаться государство.

Появление первых государств

Расслоение общества на классы, появление знати, разложение общины привело к образованию государств. Произошло появление различных форм собственности: общинной, государственной и частной. Именно это заставляло человека думать, сравнивать, анализировать, что приводило к появлению суждений, ставших основой экономических мыслей Средневековья. Характерной особенностью древних государств являлось рабство. Зарождение ранних цивилизаций и появление первых государств произошло на территориях с жарким климатом, в основном, в районах с плодородной почвой и водой. Это были долины рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга.

Памятники древней экономической мысли

До нашего времени дошли древнеегипетские документы: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару» (XXII в. до н. э), «Речение Ипусера» (XVIII в. до н. э), Кодекс законов Вавилонии (XVIII в. до н. э). Здесь рассматривались вопросы устройства и управления государством, ростовщичество, защита прав собственности, взяточничество, коррупция, причины сокращения налоговых поступлений в казну, правила аренды и найма и т. д.

Экономическая мысль древнего Китая

Конфуций - китайский мыслитель, живший в 551-479 годах до н. э. говорил, что только спокойный и усердный труд приносит богатство жителям государства, а также процветание правителю и стране. Труд должен поддерживаться семьёй и общиной. Мыслитель придавал последним большое значение. Он считал основой стабильного общественно-политического строя патриархальную семью. Основная задача правящей верхушки - процветание населения, распределение сельскохозяйственных работ, разумный предел налогов. Большую роль отводил знати и считал, что государство должно о ней заботиться.

Авторы коллективного трактата «Гуань-зы» (IV - III век до н. э.) к богатству причислили все материальные блага. Золоту, как мерилу богатства, отводилась роль денег. Главное для процветания страны - труд и спокойствие, чтобы производить продукты. Для этого государству необходимо регулировать цены на хлеб. Для его развития нужно иметь достаточные запасы хлеба, давать земледельцам льготные займы под низкий процент.

Античность

Если говорить кратко, экономическая мысль Средневековья использовала основные принципы древних мыслителей, в частности античных. Во времена рабовладельческого строя, как и в последующих формах государств, были две основные эконоические цели - собрать как можно больше налогов и борьба с расхитителями казны (казнокрадами). Появились такие понятия, как деньги, товар, использование моральных и материальных стимулов для повышения производительности труда рабов. Большой интерес мыслителей вызывало устройство государства, его управление.

Наряду с существующей общинной собственностью возникли частная и государственная. Изменились общественные отношения. Экономическая мысль Античности и Средневековья тесно связаны, так как многие экономические законы и понятия Древней Греции были использованы впоследствии католической церковью и её мыслителями.

Ксенофонт (430-354 год до н. э.)

Основоположником античной экономической мысли был Ксенофонт, который в своём трактате «Домострой» впервые применил термин «экономия». Он означал науку о домашнем хозяйстве. Мыслитель изучал разделение труда, описал два свойства товара, с точки зрения потребительской и меновой стоимости. Определил две функции денег - средства накопления и обращения.

Платон (428-347 год до н. э.)

В своей работе «Государство» Платон описал проект идеального устройства страны, в котором важную роль отвёл аристократам и военным. Они, не имея собственности, находятся на обеспечении государства, которому она принадлежит. Философ критически относится к частной собственности, на которую, по его мнению, должен быть установлен допустимый максимум. Всё, что наживается свыше этого, конфискуется в пользу государства. Важнейшая отрасль экономики - земледелие.

Аристотель (384-322 год до н.э.)

В двух своих основных работах «Политика» и «Никомахова этика» описывает устройство идеального государства. Его цель - всеобщее благо жителей. Он положительно относился к рабству, определив рабов как орудие труда. Общество, по его мнению, должно делиться на рабов и свободных граждан. Труд - на умственный и физический. Каждое сословие применяет определённые способы хозяйствования, используя собственные накопления.

Экономическими видами деятельности считал сельское хозяйство, ремесло и мелкую торговлю. Они рассматриваются как объект заботы государства. Богатство приобретается двумя способами: естественной деятельностью (экономической) и неестественной (хрематистика). Ростовщичество и крупную торговлю относил к хрематистике.

Средневековье

Средневековье характеризовалось большим влиянием церкви на государство. Идеи Аристотеля, касающиеся экономики, были поставлены в жёсткие рамки догмы. Законы в церкви носили название канонов, с помощью которых выражалась средневековая экономическая мысль. Философские размышления об экономике были заменены на теологические и канонические утверждения, которые не требовали доказательств и осмыслений. Это касалось как европейских, так и азиатских стран, где господствовал Ислам.

Европейское средневековье

Существенная особенность Средневековья - засилье церкви в управлении Европы и в их экономической жизни. Несмотря на церковный консерватизм, отрицательное отношение ко всему новому, именно богословы выдвигали учения, в которых нашли отражения основные эпизоды экономической жизни: отношения между субъектами, их движущие силы, основные моменты создания и распределения благ.

Фома Аквинский

Значимый автор экономической мысли Средневековья - Фома Аквинский (XIII век). Он был итальянским монахом. Его трактат «Сумма теологий» - это единственный в своём роде труд, в котором всем экономическим категориям средневековья даны оценки - моральная и этическая. Он входил в школу канонистов, основанную Августином Блаженным в V веке.

Ранние канонисты были противниками прибыли и ростовщических процентов, считая это грехом, как результат присвоения чужого труда. Они были за установление фиксированных справедливых цен. Выступали против торговли в больших объёмах. Отрицательно относились к ссуде.

Методическими руководствами для них были тексты Священного писания. Они относились к экономическим характеристикам с точки зрения морально-этических норм. К этим принципам поздние канонисты, к которым относился Ф. Аквинский, присовокупили принцип двойственности оценок. Кратко экономическую мысль средневековья можно сформулировать:

  • Разделение труда, в их понимании, божественное провидение, с помощью которого произошло классовое деление и склонность человека к той или иной профессии.
  • Справедливые цены, как их понимал представитель экономической мысли европейского средневековья Ф. Аквинский, - это цены, установленные феодальной знатью на подчинённой им территории. Эта догма подменяла собой понятие рыночной цены.
  • Богатство, с точки зрения ранних канонистов, является грехом, но уже Ф. Аквинский утверждает, что при действии «справедливых цен» возможно накопление умеренного богатства, что уже не является грехом.
  • Торговая прибыль и ростовщический процент, отвергаемые ранними канонистами, Ф. Аквинский осуждая, принимает, но при условии, что полученные доходы не были самоцелью, а выступали в виде заслуженной платы за издержки, куда включался риск.
  • Не признает деньги с точки зрения получения ростовщического процента, но признаёт как средство обращения и меры стоимости.

Мусульманское Средневековье

Феодальные государства первоначально возникли на Востоке (III-VIII вв.), появление их в Западной Европе произошло двумя веками позже (V-IX вв.). Власть в государствах Средневековья была сосредоточена в руках крупных феодалов и духовенства. Они осуждали ростовщичество и экономическую товарность. Значительным представителем экономической мысли мусульманского Средневековья считают Ибн-Хальдуна (XIV в), жившего в Магрибе, находящемся в северной Африке. С VII века здесь получил распространение ислам. Так же как и в европейских государствах, духовенство вместе со знатью принимало активное участие в жизни мусульманских стран и влияло на их экономическое развитие.

По ряду специфических признаков экономическая мысль европейского Средневековья отличалась от азиатской. Это объяснялось тем, что к торговле в странах Азии всегда относились с уважением и считали, что этот вид деятельности угоден Богу. Даже пророк Мухаммад изначально занимался этим видом деятельности. Государство оставляло за собой значительные земельные угодья, сбор обременительных налогов.

Ибн-Хальдун предполагал, что расцвет всех видов экономической деятельности приведёт к расцвету государства. Его отношение к налогам состояло в том, что он считал, что чем меньше налоги, тем процветающим будет государство. К деньгам он относился с уважением и считал, что это очень важный элемент жизни. Они должны быть исключительно из золота и серебра. Но самое главное в учении - его утверждение, что эволюция общества должна идти от примитивности к цивилизации.