Принципы рыночных отношений. Функции рынка и принципы, регулирующие рыночные отношения. Роль основных принципов рынка в общественном производстве и их действие в рамках рыночного механизма

Мы уже давно привыкли к тому, что живем в условиях рыночной экономики, и даже не задумываемся, чем она отличается от других форм экономических систем. Она стала естественным результатом эволюции форм хозяйствования человека и имеет свою специфику. Именно принципы рыночной экономики являются ее коренным отличием, например, от планового типа. Расскажем о главных принципах, без которых невозможно существования рынка.

Понятие рыночной экономики

Человечество уже на заре своей истории начало вступать в экономические отношения. Как только появились избытки производимого продукта, начинает формироваться система распределения и перераспределения. естественным путем переросло в экономику, которая затем преобразовалась в рыночную экономику. Становление рынка шло не одно столетие. Это закономерный процесс, обусловленный различными факторами. Поэтому основные принципы рыночной экономики - это не кем-то выдуманные и введенные правила, они выросли из специфики взаимодействия людей в рамках обмена.

Отличительные признаки рыночной экономики

Рыночная экономика всегда сравнивается с плановой, это две полярные формы хозяйствования. Поэтому отличительные характеристики рынка можно обнаружить только в ходе сравнения этих двух форм. Рыночная экономика - это свободное формирование спроса и предложения, и свободное формирование цены, а плановая - директивное регламентирование выпуска товара и установление цен «сверху». Также инициатором создания новых производственных компаний в рыночной экономике выступает предприниматель, а в плановой - государство. "имеет" перед населением социальные обязательства (обеспечивает всех работой, минимальной оплатой труда), а у рыночной таких обязательств нет, поэтому может возникать, например, безработица. Сегодня принципы организации рыночной экономики стали классикой, они уже почти ни у кого не вызывают сомнений. Однако реальность вносит свои коррективы, и можно увидеть, что все развитые экономики мира идут по пути смешения двух главных Так, в Норвегии, например, существует государственное регулирование некоторых сфер экономики (нефтедобывающей, энергетической) и перераспределение благ с целью обеспечить

Базовые принципы

Рыночная экономика сегодня тесно связывается с демократическими принципами, хотя в действительности такой жесткой корреляции нет. Но рынок предполагает обязательное наличие экономических свобод, частной собственности и равных возможностей для всех. Современные предполагают вариативность моделей, исследователи обнаруживают разные интерпретации рыночных механизмов, их приспособление к реалиям страны, к ее традициям. Но основными принципами рыночной экономики являются принципы свобод, конкуренции, ответственности и вытекающие отсюда постулаты.

Свобода предпринимательства

Рынок предполагает самоопределения человека. Он может заниматься бизнесом или работать по найму на предпринимателя или государства. Если он решит открывать свое дело, то у него всегда есть свобода выбирать сферу деятельности, компаньонов, форму хозяйствования. На него налагаются только ограничения законом. То есть все, что не запрещено законом, человек может делать, в соответствии со своими интересами и возможностями. Его никто не может принуждать к предпринимательской деятельности. Рынок дает возможности, а человек имеет права воспользоваться ими или отказаться от них. В основе выбора человека в рамках рынка лежит его личный интерес, выгода.

Свобода ценообразования

Базовые принципы функционирования рыночной экономики предполагают свободное установление цены. На стоимость товара влияют рыночные механизмы: конкуренция, насыщенность рынка, а также особенности самого товара и отношения потребителя к нему. Главными механизмами ценообразования является баланс между спросом и предложением. Высокое предложение давит на цену, опуская ее, а высокий спрос, напротив, стимулирует рост стоимости товара или услуги. Но цена не должна регулироваться государством. В современных условиях государство все же берет на себя управление ценами на некоторые товары, например, на социально значимые: хлеб, молоко, тарифы за коммунальные услуги.

Саморегуляция

Все принципы рыночной экономики исходят из того, что единственным регулятором хозяйственной деятельности является рынок. А он характеризуется такими признаками, как нерегулируемые спрос, цена и предложение. Все эти факторы вступают во взаимодействие, и происходит рыночная настройка экономической деятельности предпринимателей. Рынок способствует перераспределению ресурсов, перетеканию их из низкомаржинальных сфер производства в более выгодные доходные области. При наполнении рынка большим количеством предложений, предприниматель начинает поиск новых ниш и возможностей. Все это позволяет получить потребителю больше товаров и услуг по приемлемым ценам, а также развивает производство и технологии.

Конкуренция

Рассматривая принципы рыночной системы экономики, следует вспомнить и конкуренцию. Она является основной движущей силой производства. Конкуренция предполагает экономическое соперничество предпринимателей на одном рынке. Бизнесмены стремятся улучшить свой товар, под давлением соперников могут снижать цены, в соревновании используют маркетинговые инструменты. Только конкуренция позволяет рынкам развиваться и расти. Существует три основных вида конкуренции: совершенная, олигополия и монополия. Только первый вид предполагает равенство игроков, в остальных формах конкуренции у отдельных игроков есть преимущества, которыми они и пользуются для воздействия на потребителя и извлечения прибыли.

Равноправие

Рыночная экономика строится на исходном принципе равноправия всех хозяйствующих субъектов, вне зависимости от формы собственности. Это означает, что все имеют равные права, возможности и обязанности. Каждый должен платить налоги, соблюдать законы, а за неисполнение их получать адекватное и равное наказание. Если кому-то в обществе даются преференции и льготы, то это нарушает принцип равенства. Этот принцип предполагает честную конкуренцию, когда у всех участников рынка есть равные возможности в доступе к финансам, средствам производства и т. д. Однако в современных формах рынка государство берет на себя право облегчать некоторым категориям предпринимателей ведение бизнеса. Например, людям с ограниченными возможностями, начинающим бизнесменам, социальным предпринимателям.

Самофинансирование

Современная рыночная экономика основана на принципах ответственности, в том числе финансовой. Предприниматель, организуя бизнес, вкладывает в него свои личные средства: время, деньги, Рынок предполагает, что бизнесмен рискует своим имуществом при ведении хозяйственной деятельности. Это приучает бизнесмена рассчитывать свои возможности, жить по средствам. Необходимость вкладывать свои средства заставляет коммерсанта проявлять предприимчивость, расчетливость, учит вести жесткий контроль и учет расходования средств. Риск потерять свои средства и отвечать за банкротство перед законом накладывает ограничивающее действие на предпринимательскую фантазию.

Договорные отношения

Основные экономические принципы рыночной экономики строятся издавна на взаимодействии людей, которых связывают особые отношения - договорные. Раньше было достаточно устной договоренности между людьми. И сегодня есть устойчивые ассоциации во многих культурах, связанные с купеческим словом, с рукопожатием, как гарантом совершения определенных действий. Сегодня договор - это особый вид документов, в которых фиксируются условия заключения сделки, оговариваются последствия на случай неисполнения контракта, права и обязанности сторон. Договорная форма взаимодействия между экономическими субъектами повышает их ответственность и самостоятельность.

Экономическая ответственность

Все принципы рыночной экономики в конечном итоге приводят к идее несения ответственности предпринимателем за свои экономические действия. Бизнесмен должен понимать, что нанесенный им ущерб другим людям придется возмещать. Гарантия исполнения обязательств и ответственность за неисполнение договоренностей заставляют коммерсанта серьезнее относиться к своему делу. Хотя рыночный механизм в первую очередь все-таки исходит не из юридической, а именно экономической ответственности. Она состоит в том, что предприниматель, не исполнивший договора, теряет свои средства, и этот риск заставляет его быть честным и осторожным.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым коллективами и частников.

Речь идет о другом: чтобы не создавать "особых" условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное - другую. В сущности это предпосылка честной конкуренции разных форм собственности. Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике.

Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа. Уже было сказано о самостоятельности в выборе форм и видов деятельности, однако к этому следует добавить: рыночной экономике свойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию.

Эффективное функционирование рынка базируется на ряде основополагающих принципов, главными из которых являются следующие:

  • 1) Многообразие форм собственности при преобладании частной собственности рыночных субъектов на факторы производства и созданный продукт (полученный доход).
  • 2) Свобода рыночных субъектов в выборе видов и форм своей деятельности. Эффективно функционирующий рынок предполагает обеспечение свободы всех рыночных субъектов в ведении хозяйственной деятельности, недопустимость прямого государственного вмешательства в работу предприятий любых форм собственности.
  • 3) Саморегулирование и самофинансирование деятельности субъектов рынка. Содержание данного принципа выражается в том, что в рыночной экономике её субъекты (товаропроизводители, бизнесмены вообще) осуществляют все виды своей деятельности за счёт собственных источников, т.е. прибыли.
  • 4) Экономическая (материальная) ответственность рыночных субъектов за результаты своей деятельности.
  • 5) Договорные горизонтальные отношения между субъектами рынка в отличие от вертикальных отношений, устанавливаемых по линиям административной иерархии. Рыночная экономика - это экономика договора, сделок между равноправными партнёрами, это экономика развитой системы горизонтальных экономических связей, опирающихся на рыночную инфраструктуру.
  • 6) Свободное ценообразование. Несмотря на то, что большинство стран прибегает к регулированию цен, свобода ценообразования в рыночной экономике - прописная истина. Государственное регулирование цен в рыночной экономике, как правило, сведено к минимуму, диктуемому социальными требованиями.
  • 7) Конкуренция рыночных субъектов. В монополизированной, огосударствленной экономике складывается конкуренция между потребителями; это экономика дефицита и очереди. На смену ей должна прийти конкуренция товаропроизводителей, их соперничество и борьба за деньги покупателя. Функционирование рынка тем более эффективно, чем активней конкуренция и лучше условия для неё. В частности, на рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов. По оценкам западных специалистов, число производителей должно быть 8-15 и никак не менее 4-5. Рынок считается монополизированным, если четыре крупнейшие фирмы контролируют более 80% продаж.
  • 8) Всеобщность рыночных отношений. Высокоэффективный рынок возможен лишь в том случае, если рыночные отношения охватывают все сферы человеческой деятельности - производство, сбыт, услуги и т.п. Необходима также развитая рыночная инфраструктура, включающая в себя различные формы оптовой и розничной торговли, товарные биржи и торговые дома, разветвлённую сеть коммерческих банков и т.п., выполняющих функции согласования спроса и предложения.
  • 9) Свобода внешнеэкономической деятельности. Эффективно функционирующая рыночная экономика предполагает свободу выхода товаропроизводителей на внешний рынок. Международная торговля способствует развитию специализации, усиливает конкуренцию, заставляет рыночных субъектов следовать в ногу со временем.
  • 10) Государственное регулирование рынка, а также государственная поддержка товаропроизводителей. Рыночный механизм становится эффективным только тогда, когда он действует при минимальных ограничениях, в соответствии с объективными экономическими законами рынка. Чем больше стремление ввести рынок в какие-то рамки, не считаясь с этими законам или ущемляя их, тем менее эффективен рынок.
  • 11) Система социальной поддержки и защиты населения. В числе элементов этой системы - индексация доходов, эффективная организация трудоустройства и переподготовки кадров, пособия по безработице и др. Основная идея социальной рыночной экономики заключается в том, чтобы «…принцип рыночной свободы был взаимоувязан с поддержанием социальной гармонии».

Итак, на основе перечисленных фундаментальных принципов функционирует вся рыночная экономическая система.

«Рынок и его принципы»

Важнейшим элементом товарного производства является рынок. В экономической литературе понятие "рынок" употребляется в различных аспектах и по этому вопросу существует множество точек зрения. Приведем некоторые из них:

  • § рынок - это место, где совершаются торговые сделки;
  • § обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;
  • § форма взаимоотношений хозяйствующих субъектов, самостоятельно принимающих экономические решения.

Понятие "рынок" правомерно, на наш взгляд, определять в узком и широком смысле:

  • § в узком смысле рынок - это отношения купли-продажи. В данном случае эти отношения охватывают лишь сферу обращения (обмена);
  • § в широком смысле рынок - это отношения между людьми, охватывающие все фазы товарного производства: производство, распределение, обмен и потребление.

Субъектами рыночных отношений являются: домашнее хозяйство, предприятие (фирма) и государство. Отношения между ними и формируют рыночную среду.

Современный рынок представляет собой совокупность и взаимопереплетение множества рынков, каждый товар и каждая услуга имеет свой рынок.

С точки зрения экономического назначения объектов рыночных отношений, структура рынка включает следующие рынки :

  • § средств производства;
  • § труда;
  • § капиталов;
  • § ценных бумаг;
  • § товаров и услуг;
  • § информационный и т. д.

Все рынки в органическом единстве и взаимодействии образуют единое целое. "Сбои" в функционировании любого из них отрицательно сказываются на рыночной системе.

С точки зрения масштабов и территориальных границ, выделяют рынки :

  • § местный (в пределах села, города, района, области, региона);
  • § национальный (или внутренний);
  • § мировой (или внешний).

Рынок выполняет следующие основные функции:

  • § обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Эту функцию рынок выполняет через соответствие предложения товаров и услуг платежеспособному спросу субъектов рыночных отношений;
  • § гарантирует (осуществляет) общественную оценку труда обособленных товаропроизводителей. Механизм такой оценки прост: состоялся акт купли-продажи или нет;
  • § освобождает экономику от не умеющих работать. Побеждает тот, кто угадал изменение потребительского спроса, быстрее применил новые технологии, снизил издержки производства. Кто опаздывает, тот разоряется;
  • § осуществляет информационное обеспечение. Без обобщения, анализа и использования информации о состоянии дел на конкретном рынке (цены, конъюнктура, конкуренты и т. п.), нет продвижения вперед, нет успеха.

Рыночный механизм -- это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с темой экономических законов: закона стоимости, законов спроса и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т. д. Действие этих законов проявляется через основные - элементы механизма рынка, к которым относятся:

  • 1)цена;
  • 2) спрос и предложение;
  • 3)конкуренция;
  • 4) государственное регулирование экономики.

Идеальную картину рынка и его механизма представляют собой кривые спроса и предложения. График зависимости: спроса (D) от цены (Р) имеет вид нисходящей кривой, а график зависимости предложения (5) от цены (Р) -- восходящей (рис. 2). В точке пересечения этих кривых достигается рыночное равновесие. Цена, при которой оно имеет место (Р0), называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения (Qq) -- равновесным объемом. Равновесие никогда не бывает статичным, оно постоянно меняется под влиянием то спроса, то предложения. На месте оно стоит только на графике. Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия.

Если спрос на товар превышает предложение, т. е. какой-то товар производится в меньшем количестве, чем это нужно обществу, то рыночная цена на него растет, и производители получают большие доходы. Это побуждает производителей из других отраслей, где доходы меньше, вкладывать свои средства в данную отрасль. Производство товара расширяется, и если достигнет такого момента, что предложение превышает спрос, то цена, а вместе с ней и доходы, падают. Тогда средства из этой отрасли переливаются в другие, где доходы выше.

Рыночный механизм хозяйствования не идеален. Напротив. он имеет существенные недостатки, а именно :

ь не гарантирует права на труд и доход, то есть он порождает и воспроизводит социальное неравенство (дифференциацию доходов населения);

ь порождает безработицу, кризисы, инфляцию;

ь не создает стимулов для :

  • § развития фундаментальной науки;
  • § производства товаров и услуг общего пользования (дороги, общественный транспорт, образование, здравоохранение и др.);

ь не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству;

ь не восприимчив к общенациональным, долгосрочным программам по развитию инфраструктуры, коммуникаций, обустройству территорий, оборонных отраслей и т. д.;

ь не создает экономических механизмов, способствующих охране окружающей среды;

ь в его недрах формируются и развиваются монополии, которые во многом подрывают, деформируют рыночные устои развития.

Во всех этих случаях на помощь приходит государство. Государственное регулирование экономики - это централизованное целенаправленное воздействие государства на хозяйственные процессы и субъекты хозяйствования для обеспечения стабильного, устойчивого и эффективного функционирования рыночного хозяйства.

Задачи государственного регулирования:

ь свести к минимуму отрицательные последствия рыночного механизма хозяйствования;

ь обеспечить социальную защиту отдельных групп населения, в том числе и работающих;

ь создать предпосылки для эффективного развития рыночной экономики.

Государственное регулирование осуществляется с помощью целого арсенала методов и форм. Основных методов госрегулирования два:

ь прямое, предполагающее:

определение государством пропорций развития экономики;

формирование госзаказа на продукцию и услуги;

государственное предпринимательство - непосредственное участие государства в экономике через предприятия государственной собственности;

составление комплексно-целевых программ развития;

разработку политики доходов населения;

ь косвенное регулирование предусматривает влияние на деятельность хозяйствующих субъектов с помощью финансово-кредитных рычагов, налогов, регулирования цен и др.

Основными формами государственного регулирования экономики являются:

ь правовое;

ь финансово-экономическое;

ь социально-экономическое.

Правовое регулирование рынка осуществляется с помощью законодательных и нормативных актов, которые устанавливают правила функционирования рынка и его структур. Оно имеет своими целями:

  • § упорядочение рыночных отношений; придание им цивилизованных форм;
  • § предупреждение различных злоупотреблений;
  • § защиту интересов потребителей и производителей.

В России активно идет процесс формирования рыночных отношений и их законодательного оформления. Уже принято более тысячи законодательных документов. Но, к сожалению. законотворческий процесс у нас пока отстает от хозяйственной практики.

Центральное (главное) место в правовом регулировании тынка принадлежит антимонопольному законодательству.

Антимонопольное регулирование - это совокупность законодательных, административных и экономических мер, которые осуществляются государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки и защиты потребителей от произвола предпринимателей.

Федеральным органом исполнительной власти в указанной сфере является Федеральная антимонопольная служба, находящаяся в ведении Правительства РФ. Ее главные функции состоят:

  • § в анализе структуры рынков;
  • § выявлении фактов монополизма;
  • § проведении в жизнь антимонопольного законодательства;
  • § антимонопольной экспертизе принимаемых законов и правительственных решений;
  • § применении санкций к предприятиям-монополистам;
  • § подготовке предложений по преобразованию и разделу монополий.

Следующая форма госрегулирования экономики - финансово-экономическое регулирование. Оно осуществляется с помощью таких инструментов как:

  • § налоги;
  • § учетная ставка банковского процента;
  • § твердые государственные цены;
  • § дотации;
  • § инвестиции и т. д.

Налоги - один из самых сильных инструментов государственного воздействия на хозяйственные процессы. От величины взимаемых налогов во многом зависит ход реформирования экономики.

Государство в области налоговой политике решает двуединую задачу.

  • § возложить на физических и юридических лиц налоговое бремя, достаточное для поддержания деятельности государственного аппарата и проведения социальной политики;
  • § при этом, не разорить субъекты, облагаемые налогом.

В целом параметры налогового бремени должны быть такими, чтобы оставшийся доход мог обеспечить воспроизводство (простое и расширенное). Минимальная налоговая нагрузка должна обеспечивать расширенное воспроизводство, а максимальная - простое.

Практически во всех развитых странах предусмотрены налоговые льготы при осуществлении:

  • § приоритетных научно-технических программ;
  • § мероприятий по охране окружающей среды;
  • § благотворительности.

Важным элементом финансово-экономического регулирования является государственное регулирование ценообразования. В условиях рынка цены формируются свободно под воздействием спроса и предложения. Но такая свобода не абсолютна.

Воздействие на цены со стороны государства должно исходить из необходимости:

  • § поощрять конкуренцию;
  • § сдерживать непомерные аппетиты монополистов;
  • § проводить твердую политику в сфере финансов.

Составной частью регулирования процесса ценообразования является антиинфляционная политика государства, в рамках которой осуществляются:

  • § регулирование денежного обращения;
  • § сжатие денежной массы;
  • § прекращение неумеренного роста цен.

Антиинфляционная политика проводится, главным образом, путем замораживания или ограничения роста доходов и цен.

Важный инструмент (элемент) финансово-экономического регулирования экономики - планирование и программирование. Формы планирования различны. В США, например, широкое развитие получило программирование (принятие и реализация государственных программ), во Франции - разработка государственных 4-летних планов. Потребность в планировании обусловлена необходимостью влияния на циклический характер развития экономики.

Современная рыночная экономика требует адекватных средств планового регулирования - не командно-директивного планирования, а так называемого "индикативного", стратегического планирования, реализация которого осуществляется затем экономическими рычагами государства.

Одной из важнейших форм воздействия государства на рынок является социально-экономическое регулирование рынка - обеспечение социальной защиты определенных групп населения.

Необходимость этого регулирования обусловлена тем, что рынок порождает такие негативные явления, как безработица и инфляция. Поэтому необходима социальная зашита населения. Эту задачу призвано выполнять государство.

Центральное звено социально-экономической политики государства - политика (система) формирования доходов населения. Суть данной политики - формирование таких доходов населения, которые бы обеспечили наемным работникам комфортное существование. Она разрабатывается и осуществляется в рыночных государствах с начала 70-х годов XX века.

Благодаря ей в большинстве стран Запада практически сошла на "нет" забастовочная борьба. Так, например, в Японии уже 20 лет не было забастовок, в Финляндии - еще дольше. Такая же тенденция складывается и в других рыночных государствах.

В целом в рамках политики доходов населения определяются средства воздействия на объем и структуру спроса. Именно она прежде всего воздействует на общую сумму выплаченных зарплаты, пенсий, стипендий и других денежных доходов. То есть, определяя среднедушевой размер дохода по различным группам населения, государство регулирует и структуру спроса. Через него государство воздействует и на производство, его структуру, пропорции.

Одна из задач политики доходов населения - обеспечить достижение согласия основных групп трудящихся и работодателей, включая госсектор, создание климата общественного доверия, обстановки социальной справедливости и уважения законов.

Социальная политика российского государства после распада СССР имеет серьезные изъяны. За годы реформ резко снизился уровень жизни населения.

Для определения минимальной величины стоимости жизни используются такие категории как:

  • § потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; он устанавливается в соответствии с физиологическими потребностями различных групп населения и фактически сложившейся структурой потребления;
  • § прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Экономический кризис, охвативший Россию 90-е годы прошлого века, не позволил надлежащим образом осуществлять финансирование таких ключевых социальных сфер, как здравоохранение, жилищное строительство, образование и др.

В настоящее время Правительство РФ пытается наверстать упущенное и реализует выдвинутые "национальные проекты" в области здравоохранения, образования, доступного жилья и сельского хозяйства.

функции и структура

4.1. Сущность, принципы и функции рыночной экономики

Каждому человеку знакомо понятие «рынок». Под ним обычно понимается место, где торгуются между собой продавцы и покупатели товаров. В экономической теории рынок - это сфера экономического обмена между людьми в форме купли-продажи, основанная на добровольном и эквивалентном обмене товаров. Это самое общее научное определение, которое можно дать рынку: под него подпадает вся история человечества за последние 5 тыс. лет, т.е. столько, сколько существует рынок.

Чтобы охарактеризовать конкретное состояние рынка, необходимо рассмотреть его в единстве с процессами производства, распределения, обмена и потребления. Такой подход предполагает характеристику собственности и экономического обособления, общественного разделения труда, найма рабочей силы, риска хозяйственной деятельности, спроса и предложения, цен, а также инфраструктуры. Рынок, представленный в таком виде есть целостная рыночная система или рыночная экономика. По формам взаимодействия отдельных элементов этой системы и различаю ее разновидности.

В экономической теории неоднократно делались попытки обоснования нерыночных хозяйственных систем - от Т. Мора до К. Маркса и построения социализма в СССР. Дело в том, что рыночная экономика оказывает неоднозначное воздействие на хозяйство в целом и деятельность отдельных людей: наравне с достоинствами этой системе присущи и недостатки. Их основные параметры отражены в таблице 4.1.

Современная рыночная экономика строится на принципах, которые позволяют несколько смягчить негативные стороны рыночного хозяйства.

Принцип свободы хозяйственной деятельности означает право людей выбирать вид экономической деятельности. В рыночной экономике сняты запреты не только на производство и продажу товаров, но и их перепродажу. Регулируется законом доступ к традиционным государственным видам деятельности: образованию, медицинскому обслуживанию, транспортным услугам, связи и др.

Табл. 4.1. Достоинства и недостатки рынка.

Достоинства рынка

Недостатки рынка

1. Свобода выбора деятельности и экономическая ответственность за результаты

2. Эффективность распределения ресурсов на основе рационального ведения хозяйства

3. Гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям хозяйствования

4. Высокая чувствительность к новым технологиям и товарам, позволяющая реализовывать достижения НТП

5. Саморегулирование экономики

6. Действенная система побудительных мотивов и материальных стимулов к хозяйственной деятельности

1. Нестабильная система, подверженная спадам и подъемам, которая не в состоянии преодолеть монополизм и инфляцию

2. Не гарантирует людям право на труд и доход, порождает экономическое и социальное неравенство

3. Не обеспечивает экономического механизма защиты окружающей среды

4. Не охватывает фундаментальных исследований в науке

5. Ориентирован только на денежный доход, не способствует решению социальных задач

Принцип всеобщности рынка заключается в том, что в его сферу входит все многообразие ценностей, созданных не только человеком, но и природой. Рыночному обороту подвержены не только товары и услуги, но и факторы производства, а также интеллектуальная, духовная, информационная продукция, предметы и объекты культуры.

Принцип многообразия и равноправия форм собственности соблюдается тогда, когда исключаются особые благоприятные условия для одних форм собственности в ущерб другим. Налоги, льготы, санкции, ограничения должны быть для всех одинаковы, в противном случае не будет на рынке честной конкурентной борьбы.

Принцип саморегулирования хозяйственной деятельности достигается тем, что в управлении определяющую роль играют экономические, главным образом финансовые, а не административно-распорядительные методы. Вместе с тем реальная рыночная экономика такова, что делает это беспощадно, посредством жесткой конкуренции, бескомпромиссного удаления с рынка неудачников, посредством банкротства фирм и безработицы.

Принцип свободного ценообразования предполагает, что рыночные цены никем не назначаются, а формируются в результате торга между покупателями и продавцами. В экономической теории это называется взаимодействием спроса и предложения. Такой механизм ценообразования не является единственным в рыночной экономике, но он должен преобладать, господствовать над регулируемыми государством или фирмами ценами.

Рыночное ценообразование отличает способность устанавливать и автоматически поддерживать цену в соответствии со стоимостью, полезностью товаров и обеспечивать их эквивалентный обмен.

Принцип конкуренции присущ рыночной экономике в силу ее природы: борьбы за эффективное использование редких ресурсов в экономике. Стремление обойти конкурентов, не уступить или не отстать от них создает стимул экономического развития. Опасность стать аутсайдером в конкурентной борьбе за экономическое выживание также способствует повышению экономической эффективности. Социалистическое соревнование, применявшееся в СССР, носило формальный характер и никак не могло заменить настоящей состязательности агентов рынка - конкуренции.

Принцип самофинансирования и экономической ответственности выражается в том, что за свободу деятельности и независимость в рыночной экономике агентам рынка необходимо нести ответственность, т.е. покрывать все финансовые расходы на свою деятельность и развитие бизнеса из собственных средств и отвечать по своим обязательствам, принадлежащим им имуществом и денежными средствами.

Принцип государственного регулирования означает, что никакой рынок не может обойтись без вмешательства государства. Рынку нужны законы, которые бы определяли правила поведения на рынке, и защита от их нарушения. В цивилизованной рыночной экономике государство направляет рынок на достижение общенациональных интересов; обеспечивает централизованное формирование и распределение значительной части финансовых ресурсов через государственный бюджет; обеспечивает механизм соединений защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий.

В XX в. Россия сделала несколько попыток построить цивилизованную рыночную экономику, свидетельством чему являются столыпинская реформа начала века, нэп и преобразования последнего десятилетия XX в. Опыт свидетельствует, что попытки страны создать свою особую российскую модель рынка не увенчались успехом, а в настоящее время и невозможны из-за отсутствия главного фактора рыночных преобразований - времени. По существу в России последнего десятилетия в ходе рыночных преобразований закладывались основы американской рыночной модели. Правда, эта модель в России отягощена конгломератом негативных тенденций:

Рецидивами «социалистических» рыночных отношений, когда предприятиям из бюджета не оплачиваются выполненные государственные заказы;

- «азиатскими» стандартами рыночных отношений, при которых работники трудятся задаром, не получая длительное время заработной платы;

- «теневым» рынком, при котором предприятия скрывают доход и разрабатывают различные схемы уклонения от налогообложения;

Своеобразным «империалистическим» рынком, которому присущи игнорирование чьих-либо интересов, захват собственности на основе незаконной приватизации, возникновение олигархических групп.

Помимо достижения в России общих принципов построения рыночной системы важно: определиться с целями экономического развития страны, выработать национальную идею повышения благосостояния людей - рынок ради рынка уже никому не нужен; соблюдать технологию рыночных преобразований, не допуская избирательного несистемного проведения экономических мер в угоду политическим интересам отдельных лиц; нести ответственность за принятые решения.

Проблемы становления рыночных отношений в России делают актуальным теоретический вопрос о границах распространения рыночных отношений. Действительно, почему рыночные преобразования идут разными темпами, например, в Москве и на Дальнем Востоке? Это объективные различия или все дело состоит в людях, которые руководят этими регионами? Ответ на этот вопрос дают с разных точек зрения две теоремы - А. Смита и Р. Коуза.

Суть теоремы обмена А. Смита заключается в том, что обмен приносит выгоды и продавцам, и покупателям; и до тех пор, пока это происходит, растет разделение труда и специализация производства. Данное состояние приводит к снижению затрат на производство товаров, росту производительности труда.

Но чем масштабнее производство, тем больше продуктов поступает в сферу обращения, а функционирование рынка также требует затрат, которые увеличиваются по мере его роста. В первую очередь это расходы, связанные с получением информации о рыночной конъюнктуре, оформлением сделок и их правовой защитой, реализацией товаров. Следовательно, рыночные отношения развиваются до тех пор, пока затраты на обращение не превысят экономии от увеличения масштабов производства.

Теорема Р. Коуза , спустя 200 лет после А. Смита, дополняет границы развития рынка степенью урегулированности в экономике отношений собственности: если они законодательно закреплены, а правовое поле деятельности агентов рынка совпадает с экономическим полем, то рыночные связи осуществляются без вмешательства государства. Границы рынка в этом случае расширяются на основе действующих правовых норм. Но если правовая база хозяйственных отношений слаба, государству в лице его различных органов, приходится вмешиваться во взаимоотношения агентов рынка и становиться арбитром. Все это повышает риск сделок, увеличивает затраты на судебные иски, оплату адвокатов, проведение экспертиз и т.д. Следовательно, рынок, с одной стороны, перестает расширяться, а с другой, значительная часть его агентов уходит в теневую экономику, где организованная преступность на негласной, не правовой основе защищает бизнес.

Теоремы А. Смита и Р. Коуза помогают понять, почему так трудно в России развивать рыночную экономику в условиях продолжительного кризиса и недостаточного развития хозяйственного законодательства. В развитых странах рынок обслуживает законодательство в 2-3 тысячи законов, в России их количество существенно меньше.

Рынок оказывает огромное влияние на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций . Среди них можно выделить информационную, регулирующую, ценообразующую, посредническую, санирующую, контрольную функции.

Нестеров А.К. Основные принципы рынка // Энциклопедия Нестеровых

Рынок - это особый механизм связи производства и потребления через куплю-продажу товаров. заключаются в том, что каждый частный товаропроизводитель самостоятельно принимает ключевые решения о том, как производить, что и для кого. Однако результаты производства должны получить общественное признание в процессе купли-продажи товаров. Возникает фундаментальный вопрос экономической теории и практики, который можно сформулировать следующим образом: каков тот общественный механизм, который заставляет работника выполнять нужную для удовлетворения общественных потребностей работу, причем с высоким качеством и эффективностью?

Основные принципы функционирования рынка

Рыночный механизм основан на системе экономических стимулов и санкций, которые исходят от самого потребителя. Выбор потребителя признает или отрицает общественную значимость заключенного в товаре труда.

Поэтому основные принципы рынка с силой общественной необходимости заставляют обособленных производителей учитывать интересы потребителей их товаров, а также действия друг друга. Свобода принятия хозяйственных решений - исходное условие рынка, а подчинение определенным его законам - необходимое требование.

Общественный характер производства в условиях рыночной экономики определяется рядом факторов.

Во-первых, частные производители занимают определенное место в системе общественного разделения труда и взаимосвязаны между собой как части целого. Во-вторых, они используют ресурсы общества и находятся в определенной социальной среде.

В-третьих, общество в лице массы потребителей-покупателей определяет, в конечном счете, необходимость и эффективность каждого вида производства.

Можно выделить основные принципы рынка , свойственные различным экономическим системам, достигшим зрелой рыночной формы. К ним относится, прежде всего, свобода предпринимательства. Она подразумевает возможность распоряжаться ресурсами производства, включая собственный талант и организаторские способности. Целью предпринимательства как особого вида деятельности служит прибыль, рост своего благополучия. Но ради этого требуется выполнить ряд условий рынка и удовлетворить общественные потребности. Таким образом, "эгоизм" отдельных предпринимателей ведет к росту благосостояния многих.

Указанный принцип предполагает, в свою очередь, мобильность всех видов ресурсов, включая и технологию, и свободные денежные ресурсы, и рабочую силу, и информацию. Соответственно движение ресурсов должно быть обеспечено такими институтами рынка, как банки, биржи, развитая торговая сеть, сеть коммуникаций и т.д. Все они служат для перераспределения ресурсов, их взаимосвязи в экономическом кругообороте и наиболее эффективного применения.

Критерием эффективного применения ограниченных ресурсов в рыночной экономике служит максимизация прибыли, которая одновременно является и стимулом для всех предпринимателей, и регулятором затрат.

Одним из ключевых моментов рыночной экономики являются свободные цены, которые формируются только рыночным механизмом спроса и предложения. Тем самым они связывают две стороны рынка (продавцов и покупателей) в одну систему, оказывая воздействие на каждую из них. Характер ценообразования отражает условия рынка и в случае государственного установления цен может возникнуть нарушение его механизма и внеэкономическая диктатура производства и потребления. Рыночные цены выполняют ряд важных функций, о которых будет сказано далее. Поскольку цена есть денежное выражение стоимости товаров, постольку в идеале предполагается устойчивость финансовой системы и денежного обращения.

Экономическую свободу сложно представить без определенной политической свободы и демократической модели государства. Сама эта модель предполагает, что выбор рыночных принципов для экономики есть выбор самих ее участников, то есть большинства населения. Они исходят из того, что рыночная экономика избавляет от товарного дефицита и стимулирует научно-технический прогресс, повышение качества товаров, особенно в гражданских отраслях. При других известных исторических типах социально-экономического устройства таких достижений достичь не удалось, а кроме того, более значительно ограничивалась свобода личности.

Таким образом, экономическая свобода и свобода личности - взаимосвязанные понятия, недостижимые друг без друга. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Рыночный обмен - условие реализации экономического интереса участников обмена. Только процесс обмена позволяет выявить и сопоставить затраты труда на производство того или иного продукта, оценить его количество, качество, признать эти затраты полезными и взаимовыгодными. Специализация человечества в производстве материальных благ и услуг позволяет быстрее и с меньшими затратами удовлетворить необходимые потребности. Как считал А.Смит, смысл подобного обмена можно расценить так: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе".

Исторические условия развития рыночных принципов

В неолиберальном теоретическом направлении конечным и самым общим определением рынка выступает трактовка его как сферы, в которой индивидуумы свободны действовать или обмениваться, будучи ограничены лишь правовыми нормами, в равной степени относящимися ко всем участникам рынка.

Рынок является достижением человеческой цивилизации, но следует помнить, что возникновение и становление рынка - это не столько результат волевых решений, сколько следствие очень длительного исторического развития.

Существует три исторических условия, которые сделали основные принципы рынка объективно необходимыми. Первое условие - общественное разделение труда и специализация отдельных видов производства. Этот процесс не имеет пределов и объективно связан с ростом производительности труда. Но в то же время разделение труда с неизбежностью требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие формирования рыночных отношений - это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара определенный эквивалент.

Третье условие сформировалось в период, когда в рыночную среду стали попадать ресурсы производства, вплоть до появления рынка рабочей силы, рынка технологий и, наконец, уже в наше время, рынка информации. Образовалась система рынков, взаимосвязанных между собой, когда положение на одном рынке влияет на состояние других. Таким образом, современная рыночная экономика представляет собой систему рынков с развитой инфраструктурой и мобильными коммуникациями, вовлекающую в свою орбиту новые виды ресурсов и достижения научно-технического прогресса.

Взаимосвязь принципов рынка с его функциями

Основные рыночные принципы находят свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.

Функции рынка:

Интегрирующая - состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности;

Регулирующая - предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики;

Стимулирующая - состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе - интенсификации производства, а эффективности функционирования всей экономики;

Ценообразующая - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его полезности;

Контролирующая - выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг;

Посредническая - обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя;

Информационная - дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок собирает и обрабатывает огромные объемы информации и выдает обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг;

Функция реализации интересов рыночных субъектов - обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя - в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Функция экономичности - предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Роль основных принципов рынка в общественном производстве и их действие в рамках рыночного механизма

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в общественном производстве, которая сводится к следующему:

1) выдавать сигнал производству с помощью обратных "первичных" связей: что, в каком объеме следует производить;

2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4) "санитарная" роль рынка (сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств).

Принимая во внимание, что рынок есть определенный способ функционирования хозяйственной жизни, определенное ее динамическое состояние, необходимо признать, что в этом случае экономике должен быть свойствен ряд признаков (принципов), позволяющих характеризовать ее как рыночную.

Такими принципами являются:

1) наличие в экономике разнообразных форм собственности и многообразных форм хозяйствования;

2) обеспечение свободы хозяйственной деятельности, свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договоры, размещать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения, т.е. свободная купля-продажа;

3) формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены;

4) свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения;

5) полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;

6) наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб и предприятий, обслуживающих рынок;

7) сохранение значительного нерыночного сектора экономики наряду с распространением рыночных отношений;

8) последовательная интеграция национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей;

9) обеспечение со стороны государство социальных гарантий, предоставление свеем равных возможностей в "зарабатывании средств" и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены и конкуренции.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос, предложение и конкуренцию. Например, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается, и наоборот.