Теоретическое и практическое значение премия бьюкенен. Экономическая версия джеймса бьюкенена. Для достижения согласия в рамках «политического обмена» требуется детальная разработка правил и процедур, регламентирующих принятие законов, форм контроля за фи

Джеймс Макгилл Бьюкенен (1919-2013)

Профессор Виргинского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике (1986 г.)

Основные произведения - "Расчет согласования. Логические основания конституционной демократии" (1962), "Общественные финансы в демократическом процессе" (1966), "Пределы свободы" (1975)

Методология.

Бьюкенен считается основателем теории общественного выбора. В изданной вместе с Г. Таллоком книге "Расчет согласования. Логические основания конституционной демократии" был заложен фундамент будущих научных исследований Бьюкенена и его последователей в области теории "общественного выбора". В этой работе Бьюкенен и Таллок провели аналогию между государством и рынком, а отношения граждан с государством рассматривали по принципу "услуга за услугу".

В работах "Фискальная теория и политическая экономия" и "Общественные финансы в демократическом процессе" Бьюкенен рассмотрел проблемы формирования экстерналии и создание общественных благ. В работе "Основы правил", написанной совместно с Дж. Бреннаном, было углублено понимание контрактных основ общества, сравнительно правила рыночного и политического порядков, политическую "игру по правилам" с "игрой без каких-либо правил" и проанализированы их последствия.

Бьюкенен отверг тезис об эффективности государственного регулирования экономики методами денежно-кредитной и финансовой политики, а отдал предпочтение исследованию самого процесса принятия политических решений и политического механизма принятия макроэкономических решений. Последовательно используя принципы классического либерализма и неоклассики он сформулировал методологические основы исследования общественного выбора:

1) методологический индивидуализм, который заключается в признании того факта, что нет непреодолимой грани между политикой и бизнесом;

2) концепция "экономического человека" (homo oeconomicus), которая придает универсальное значение признанию рациональности человека;

3) анализ политики как процесса обмена, что позволило рассматривать политический рынок по аналогии с товарным.

Теория общественного выбора в условиях представительной демократии. Основными сферами анализа на политическом рынке Бьюкенен выбрал избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии и политику государственного регулирования. Избиратели и политики являются субъектами политического рынка, на котором они обмениваются голосами и предвыборными обещаниями. Участники рынка имеют особые права собственности, реализация которых заключается в возможности избирателей выбирать представителей в высшие органы представительной власти государства, избранных депутатов - принимать законы, чиновники - следить за их выполнением. Государство он рассматривал как конкурентный рынок, на котором происходит борьба за доступ к распределению ресурсов и принятие необходимых решений.

Бьюкенен доказал, что представительная демократия имеет определенные недостатки. Они обусловлены тем, что результаты голосования в значительной степени зависят от выбранного регламента принятия решений, а демократическая процедура голосования в парламенте не препятствует принятию экономически неэффективных решений. Отсутствие рационального подхода в работе избирательного органа (общества в целом), вследствие несовершенной процедуры голосования, доказали Же. Кондорсе и К. Эрроу. Ситуацию, в которой голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ, они назвали "парадоксом голосования".

Вместе с тем теория общественного выбора доказала, что представительная демократия имеет несколько неоспоримых преимуществ, поскольку предполагает наличие стабильных конституционных правил и законов. Она использует преимущества общественного разделения труда, вследствие чего избранные депутаты специализируются на принятии решений по определенным вопросам, парламенты организуют и направляют деятельность исполнительной власти и контролируют выполнение принятых ими решений.

Представительная демократия не исключает возможности принятия решений в интересах узкой группы лиц, а не большинства людей. Существуют различные способы лоббізму - влияния на представителей власти с целью принятия выгодного политического решения для ограниченной группы избирателей. В практике парламентаризма существует также система "логроллінгу", которая заключается во взаимной поддержке депутатов путем "продажи голосов". Бьюкенен и Таллок не считают, что "торговля голосами" всегда является негативным явлением. С помощью логроллінгу часто можно добиться желаемого или более эффективного распределения ресурсов в соответствии с принципом Парето-оптимальности. Хотя не исключается и обратный эффект, когда ради региональных или групповых выгод парламентарии уступают общенациональными интересами.

Важным направлением теории общественного выбора стала теория экономики бюрократии. Эта теория рассматривает бюрократию как систему организаций, которые отвечают двум критериям:

1) не производит экономических благ, имеющих ценностную оценку;

2) получают часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает различные уровни законодательной и исполнительной власти. Укрепление бюрократии приводит к увеличению ассигнований и штатов сотрудников в сфере государственного управления, уменьшает эффективность работы организации или государственного аппарата, увеличивает число людей, занятых поиском политической ренты. Поиск политической ренты - это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Бюрократы принимают участие в политическом процессе и часто пытаются провести решения, которые бы гарантировали им получение экономической ренты за счет общества. Политики также могут быть заинтересованы в принятии таких решений, если они обеспечивают им явные и немедленные выгоды, при скрытых затратах, которые трудно определить. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, однако, как правило, они являются экономически неэффективными.

Важным элементом теории общественного выбора является концепция "провалов" государства. Речь идет о случаях, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и эффективное использование общественных ресурсов. Обычно к "провалов" государства относят:

1) ограниченность необходимой для принятия эффективных решений информации. Подобно наличии асимметричной информации на товарных рынках, возможно искажение информации на политических рынках вследствие деятельности мощных групп влияния, лоббистов, бюрократического аппарата;

2) несовершенство политического процесса, которая позволяет манипулировать голосами депутатов вследствие особенностей принятого регламента голосования, использование лоббізму, логроллінгу, бюрократизма и поиска политической ренты;

3) расширение государственного бюрократического аппарата, что затрудняет возможности общественного контроля за бюрократией;

4) неспособность государства предусмотреть и эффективно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых решений.

Меры правительства часто приводят к отличных от определенных целей последствиям, потому что экономические субъекты могут менять содержание и направленность правительственных решений или законов, принятых парламентом и реагировать на них не так, как предполагал правительство. Поэтому конечные результаты действий государства, часто зависят не только от нее.

Соответственно деятельность государства, направленная на исправление провалов рынка, сама далека от совершенства. Условием борьбы с бюрократией Бьюкенен считал приватизацию, а целью - создание конституционной экономики. В работе "Основы правил" Бьюкенен поставил вопрос о возможности конституционной революции в демократическом обществе, которая должна привести к формированию конституционной экономики, способной остановить постоянный рост бюрократического аппарата, установить над ним контроль со стороны гражданского общества.

Теория конституционного выбора

Построена на основе признания двух стадий в процессе функционирования контрактной общественной системы. На первой стадии происходит принятие решений относительно определения и защиты прав собственности, а также правил, согласно которым происходит принятие коллективных решений относительно производства общественных благ. На второй стадии экономические субъекты непосредственно вступают в отношения обмена, согласно существующей структуры прав собственности и правил относительно решений о производстве общественных благ. Теория конституционного выбора исследует первую стадию контрактарного процесса, закономерности выбора ограничений экономической и политической деятельности.

По мнению Бьюкенена, на первой конституционной стадии государство превращается в "государство, защищает", выступает внешней силой по отношению к сторонам контрактов, которая обеспечивает выполнение установленных правил. На второй постконституційній стадии государство обеспечивает индивидов общественными благами32. Особенности выбора на конституционной стадии определяются тем, что индивиды не могут определить, на какие конкретные правила принятия решений им следует ориентироваться. Поэтому они вынуждены придерживаться принципа, согласно которому не существует другого способа принятия выгодных всему обществу конституционных правил, кроме как через свободное волеизъявление. Теория конституционного выбора имеет несколько важных приложений, которые касаются теории политического делового цикла, экономической политики, теории политической ренты, экономической теории политических институтов и др.

Обобщенный вариант неоінституціональної экономической теории разработал Д. Норт. Он предложил теорию институциональных изменений, при помощи которой пытался определить наиболее общие закономерности развития общества.

Конечной целью политики является... всеобщее равенство перед законом, максимально возмож­ная свобода, экономическое благосостояние и мирное сотрудничество всех людей. Кнут Виксель.

Чем больше проблем решает государство, тем больше разрас­тается бюджет и растет власть бюрократии. Если же государс­тво, стремясь расширить сферу своей деятельности, выходит за рамки, оговоренные в социальном договоре, то существует опасность превращения его в мифологического монстра - Ле­виафана.

На самом деле любая правительственная организация склон­на без удержу тратить деньги граждан. Чем большее значение чиновники придают своим обязанностям, тем больше средств они требуют на их выполнение. Если же общество пытается огра­ничить прямое бюрократическое вмешательство, то чиновники находят множество предлогов, чтобы вмешаться в управление предприятиями 1 . 1.Корнай Я. Путь к свободной экономике. - М.: Экономика, 1990. - С. 36.

В итоге аппарат, призванный, по своей сути, осуществлять контроль над расходованием государственных средств, превра­щается в механизм, поглощающий в колоссальных размерах эти средства.

Дж. Бьюкенен приходит к выводу: для того, чтобы вернуть государство к его первоначальным целям, и прежде, чем кри­тиковать результаты деятельности политиков, необходимо разработать «конституцию экономической политики» и выявить те правила и ограничения» в рамках которых принимаются поли­тические решения 2 . 2 Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания кон­ституционной демократии / Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. - М.: Таурус Альфа, 1997. - С. 104-105.

В частности, по его мнению, политические принципы и система обеспечения соблюдения закона должны быть выработаны до возникновения явных нарушений, а правила должны носить всеобщий характер, то есть распространяться на всех членов общества. Способом разрешения противоречия между рациональностью и эффективностью становится консти­туционный выбор - выбор самых общих правил политической жизни.

Поскольку все участники политической жизни заинтересова­ны в эффективности политического процесса, они могут сообща выработать дееспособный регламент, свод правил политической жизни (конституцию). Так как на стадии конституционного выбора еще не известны конкретные вопросы, по которым в парламенте в дальнейшем будут идти дискуссии, то эгоистичес­кие интересы не мешают выбору эффективных правил, законов политической «игры» (например, запрета принимать дефицит­ный госбюджет). При этом чем меньше известен круг вопросов, которые будут обсуждаться после принятия конституции, тем выше вероятность выработки действительно эффективной кон­ституции. Один из главных выводов теории общественного выбора заключается, по словам Дж. Бьюкенена, именно в том, что для того, «чтобы улучшить политику правительства, мы больше должны заботиться не о выборе хороших людей, а об изменении структуры законов, которым они должны следовать». Иначе говор я, в политике выбор «правил игры» многократно важнее, чем выбор конкретных «игроков».


Соглашаясь с утверждением Дж. Бьюкенена о важности конституционного выбора, Ф. Хайек обращает особое внимание на принципы, положенные в основу конституции. Ф. Хайек оценивает группы лоббистского давления более критически. Он указывает, что организация влиятельных групп особых интересов невозможна без помощи правительства: поскольку в принципе невозможно организовать все интересы, организация опреде­ленных групп ведет при помощи правительства к постоянной эксплуатации неорганизованных и не поддающихся организа­ции групп. Жертвами при этом оказываются такие группы, как потребители в целом, налогоплательщики, женщины, старики и многие другие.

Такая негативная оценка групп особых интересов позволила Ф.Хайеку критично взглянуть и на само демократическое прави­тельство. «Ограничена должна быть любая власть, но особенно демократическая. - писал он. - Всемогущее демократическое правительство именно вследствие неограниченности своей власти становится игрушкой в руках организованных интере­сов, ибо должно угождать им, чтобы обеспечить себе поддержку большинства*. 1

Исходя из этого, Ф. Хайек делает вывод, что главное назначе­ние конституционных правил - строжайшее ограничение прав центральной власти, какой бы демократический курс она ни проводила. Ф. Хайек предложил четко разграничить законы как универсальные правила. Только стабильная и общепризнанная система законов может ограничить возможность «легализован­ной коррупции» - инициирования под давлением разных лобби парламентских (или президентских) директив, раздающих «во имя политического единства» особые привилегии.

1 Hayek F. The Constitution of Liberty. Chicago, 1960.

Американский экономист Джеймс Бьюкенен родился в 1919 г. в г. Мерфрисборо в штате Тенесси в семье фермера. Он обучался экономике в Университете штата Теннеси и в Чикагском университете. Занимался преподавательской работой в ряде высших учебных заведений.

Дж. Бьюкенен получил международное признание за свои исследования в областях, которые традиционно относились к политологии, но благодаря его стараниям стали теперь тесно увязаны с экономическими науками. Так, в разработанной им теории общественного выбора поведение индивидуумов в политической сфере, т.е. их политические роли (избиратели, лоббисты, члены политических партий, правительственные чиновники и пр.), связаны с результатами, которые проявляются в их экономических ролях (покупателей и продавцов, предпринимателей и рабочих и т.д.). Целью его анализа являлось исследование способности этих частных лиц принимать рациональные решения, ведущие к их общей экономической выгоде и одновременно влияющие на политический облик всего общества.

К теории общественного выбора Дж. Бьюкенен шел через изучение широкого спектра проблем, в той или иной степени касающихся правительственных регулирующих функций в области экономики. Еще в ранних работах "Цены, доход и государственная политика" (1954, совм. с Кларком Алленом), "Общественные принципы государственного долга" (1958), "Налоговой теории и политической экономики" (1960) и "Налоговый выбор во времени" (1964) Дж. Бьюкенен показал, что на протяжении последних 50 лет американской истории баланс государственных доходов и расходов сводился с отрицательным сальдо в основном в периоды войн и экономических кризисов. В первом случае это вызывалось ростом военных ассигнований, а во втором - краткосрочным снижением налоговых поступлений в государственную казну. В условиях мирного времени и благоприятной экономической конъюнктуры сальдо бюджета оказывалось, как правило,

положительным, и излишек финансовых ресурсов направлялся на погашение государственного долга.

Дж. Бьюкенен анализировал и вопрос о том, как можно существовать с огромным государственным долгом, направляя излишки финансовых ресурсов от налоговых поступлений не на погашение долга, а на развитие различных социальных программ. При этом происходит наращивание государственных расходов по социальным статьям бюджета, отвечающих политическим интересам разного рода деятелей ради новых выборов.

В его теории общественного выбора исследуется, как конкуренция политиков за голоса избирателей приводит к усилению государственного вмешательства в экономику. Показывается, как через государственные программы происходит перераспределение доходов от беднейших и богатейших слоев населения к средним классам. Не исключаются случаи, когда малые, но тесно сплоченные политические группы могут одержать верх над широким, но аморфным большинством.

Одной из главных теоретических работ Дж. Бьюкенена является написанная им совместно с Гордоном Туллоком книга "Исчисление согласия: логические основания конституционной демократии" (1962). В ней развивается взгляд К. Викселля на политику как на процесс сложно организованного равновесного обмена и освещаются вопросы роли и места всех его участников, рассчитывающих на получение позитивного результата в условиях конституционального выбора. В частности, анализируются политические правила и процедуры, которыми руководствуются в этом выборе участники коллективной (групповой) политики, а также отдельные индивиды, избирающие те или иные альтернативные правила принятия решений и процедур (правило квалифицированного большинства, правило простого большинства, правило единодушия, правило взаимных обязательств) с учетом базы репрезентативности, Существования двух- и однопалатных законодательных органов и пр.

В современном плюралистическом обществе, считает Дж. Бьюкенен, голоса отдельных индивидов часто делегируются группам, которые и формируют групповые интересы. Для демократического государства борьба групповых интересов есть основа политического развития и стабильности. Но в экономической области в этом кроется опасность навязывания обществу групповых притязаний на долю в национальном доходе, которые, превращаясь фактически в "групповой эгоизм", ведут к постоянному повышению расходов государственного бюджета.

По Дж. Бьюкенену, общественный выбор можно сравнить с тем, какой люди делают в ходе любой игры. Сначала они выбирают правила игры (на языке автора - начальный конституционный выбор или выбор до принятия конституции), затем определяют стратегию игры в рамках (ограничениях) этих правил (выбор постконституционный; в общем же виде конституция может быть представлена как выбор правил для ведения политической игры). Каждодневные политические действия представляют собой результат игры, стремящийся к "оптимальному уровню" в рамках конституционных правил. И подобно тому, как правила игры определяют ее вероятный исход, конституционные правила постулируют результаты политики, политических действий или затрудняют их достижение.

Если в основе выбора лучших правил игры лежит поиск того, в каком вероятном направлении пойдет игра при различных правилах, то в улучшении результатов законодательной политики или процессов принятия экономических решений требуется уже предсказуемый анализ альтернативных изменений конституции, политики и указанных процессов.

Таким образом, особенности политической системы и политических процессов (хотя и изображаемых в виде "игры", но являющихся подлинными рыночными отношениями, в ходе которых достигаются определенные групповые или индивидуальные преимущества для участников сделки) включают "правила игры" в виде конституционных ограничений, определяющих лотовую и расходную структуры, а также общие масштабы государственного бюджета.

Дж. Бьюкенен, как и другие экономисты, не случайно уделил столь большое внимание проблеме беспрецедентного роста бюджетных дефицитов и гигантского увеличения государственного долга США. Он попытался выяснить причины хронических дефицитов бюджета, критически пересмотрев теоретические постулаты кейнсианской макроэкономической модели, объяснявшие неуклонное наращивание государственных расходов.

В качестве следствия дефицитов бюджета Дж. Бьюкенен отметил такие явления, как обострение конкуренции на рынке кредита, рост процентных ставок, ослабление многих стимулов эффективности, производительному накоплению капитала, к трудовой деятельности. Он показал, что утверждение государственного бюджета зависит не только от экономического курса правительства, но и от институциональной структуры, подчиняющейся правилу "издержки-выгоды". В рамках данной структуры становится объяснимо стремление Конгресса и правительства

США извлечь "политический капитал" (поддержка со стороны избирателей, расширение социальной базы выборщиков и т.д.) от наращивания государственных расходов. Он также считал, что кейнсианская модель нарушила равновесие политических и экономических интересов законодателей в Конгрессе и привела к тому, что политические факторы в ущерб экономическим стали доминировать в бюджетной политике государства.

Будучи сторонником внесения конституционных поправок для осуществления сбалансированного федерального бюджета Дж. Бьюкенен на основе модели постконституционного поведения обосновывает возможность для политиков получить политическую поддержку путем увеличения расходов на специальные и социальные цели, одновременно сдерживая рост налогов, который мог бы покрыть эти расходы. В целом же в работах Дж. Бьюкенена последовательно выдвигается тезис о том, что масштабы экономического вмешательства государства, основанного на демократических принципах, нуждаются в конституционных ограничениях или конституционно закрепленных правилах, запрещающих образование дефицитов бюджета или ограничивающих их размеры.

Наблюдая за современным экономическим развитием США, Дж. Бьюкенен отмечает большие достижения рыночной экономики страны. Эти мысли нашли отражение в двух монографиях: "Свобода, рынок и государство: политическая экономия в 80-х годах" (1986) и "Политическая экономия государства всеобщего благосостояния" (1988). В отличие от социалистической экономики - как писал Дж. Бьюкенен в последней из упомянутых работ, - где государство является "прямым производителем в соответствии с марксистской нормой контроля над средствами производства", "идеальное" государство всеобщего благосостояния, а пока еще "трансфертное", т.е. переходное, приближающееся к нему, "собирает налоговые платежи с одних групп и использует их в интересах других групп населения, испытывающих относительную зависимость от политической власти конкурирующих коалиций".

Премию памяти А. Нобеля по экономике вручили Роберту Солоу за фундаментальный вклад в теорию экономического роста и анализ роли научно-технического прогресса в развитии экономики.

    введение
    методологический индивидуализм
    homo economicus
    конституция экономической политики
    конституционализм и контракционизм
Джеймс Бьюкенен, Гордон Таллок
Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии

Предисловие

Часть I. Предпосылки анализа

Глава 1. Вводный раздел

Глава 2. Постулат индивидуализма

Глава 3. Взаимосвязь политики и экономики

    экономическая теория и экономический человек
    экономический и политический обмен
    объяснение парадокса
    экономическая мотивация и политическая власть
    демократия по Медисону и экономический подход
    экономическая мотивация и экономический детерминизм
    позитивная защита
Глава 4. Индивидуальная рациональность в общественном выборе
    индивидуальная и коллективная рациональность
    рациональность индивидов в процессе выбора на рынке
    рациональность индивида и коллективный выбор
    факторы, ограничивающие индивидуальную рациональность
Часть II. Сфера общественного выбора

Глава 5. Организация человеческой деятельности

    коллективные действия в ракурсе «издержек»
    минимальный уровень коллективной деятельности: определение прав человека и прав собственности
    сфера добровольной организации
    концептуальная классификация
    выводы
Глава 6. Общая экономическая теория конституций
    функция внешних издержек
    функция издержек принятия решений
    выбор оптимального правила принятия решений
    виды коллективной деятельности
    институциональные переменные и правила принятия решений
    некоторые условия
    выводы
Глава 7. Правило единогласия
    подход со стороны выгод
    минимизация издержек и правило единогласия
    роль компенсаций
    сравнение с новой экономической теорией благосостояния
    консенсус как норма
Глава 8. Издержки принятия решений
    Индивидуальные и коллективные решения
    границы сделок
    простая модель заключения сделки двумя индивидами
    процесс заключения сделки и конкурентные рынки
    процесс заключения сделки и «эффективные» решения
    процесс заключения многосторонней сделки
    процесс заключения многосторонней сделки в группе фиксированного размера
    издержки процесса заключения сделки, правила принятия решений и выявление предпочтений
    размер группы и издержки принятия решений
    оптимальный размер государственной деятельности
    децентрализация и альтернативы для выбора
    издержки принятия решений, внешние издержки и согласие о ценностях
Часть III. Анализ правил принятия решений

Глава 9. Структура моделей

    прямая демократия и представительное правительство
    временная последовательность коллективных решений
    совершенные и несовершенные рынки
    интенсивность индивидуальных предпочтений
    равная интенсивность и правило большинства
    равная интенсивность и случайные отклонения в предпочтениях
Глава 11. Голосование простым большинством и теория игр
    игра с тремя индивидами и постоянной суммой
    игра с пятью индивидами и постоянной суммой
    ограничение на компенсации
    использование компенсаций
    простой логроллинг и теория игр
    сложный логроллинг
    условие «рациональности индивидов»
    границы «общественного» убытка
    модель «всеобщие выгоды — особое налогообложение»
    модель «всеобщее налогообложение — всеобщие выгоды»
    выводы
Глава 14. Сфера и масштаб коллективных действий
    голосование по правилу большинства и внешние издержки
    критерий точки отсчета
    масштаб и размер коллективных действий
    коллективные действия и правила принятия решений
    институциональные переменные как аналог правил принятия решений
    компенсационные платежи и размер общественного сектора
    выбор правил
Часть IV. Экономика и этика демократии

Глава 20. Политика идеального общества

    логическая модель
    практическая модель
    несовершенный идеал
    политика идеального общества
Джеймс Бьюкенен
Границы свободы. Между анархией и Левиафаном

Предисловие

Глава 1. Вводный раздел

    утопия анархизма
    расчет согласия
    истоки собственности
    равное отношение к неравным
    quis custodiet ipsos custodes?
    бог, человек и идеальное общество
Глава 2. Основы свободы в обществе
    общедоступность благ и неэкономические взаимодействия
    права и договор
    «естественное распределение»
    возникновение собственности
    нарушения договора
    двухступенчатый договор
    от малого числа участников к большому
Глава 3. Постконституционный договор: теория общественных благ
    провал рынка и проблема «безбилетника»
    обмен и единогласие
    единогласие, добровольность и принцип исключения
    индивидуальные права в случае правил без единогласия
    размещение и распределение
Глава 4. Конституционный договор: теория права
    личное неравенство
    взаимодействие в условиях анархии
    разоружение и возникновение прав собственности
    завоевание, рабство и договор
    равновесие обмена и «примитивное производство»
    нарушение договоров и обеспечение их соблюдения
    «государство защищающее» и «государство производящее»
    правила как косвенные права
    конституционный «набор»
Глава 5. Действующий договор и status quo
    этика и экономика договорных обязательств
    договорные изменения status quo
    насаждаемые изменения конституционных прав
    status quo и предшествующие ему нарушения
    спецификация прав status quo
Глава 6. Парадокс «подчиненного»
    человек как творец правил
    «государство защищающее» в роли третейского судьи
    «государство производящее» как оно воплощено в постконституционном договоре
    эксперты и демократия
    индивидуальные функции убытков и процедурные нормы
    обеспечение соблюдения неявного договора
    вторжение агента, обеспечивающего соблюдение договоров, в сферу неявного договора
Глава 7. Закон как общественный капитал
    закон и общественные блага
    выгоды и издержки закона
    соглашение о конституционном изменении
    формализованный и неформализованный закон: роль этики
    производство «общественных антиблаг»
    правовая система как общественный капитал
    реформа закона и status quo
Глава 8. Дилемма наказания
    издержки наказания
    временной аспект наказания
    стратегический, или конституционный, аспект наказания
    всеобщность правил наказания
    общественный выбор наказания
    общественный выбор общих правил
Глава 9. Угроза Левиафана
    единогласие Викселля
    голосование большинством с учетом критерия издержек-выгод
    голосование большинством без учета критерия издержек-выгод
    политический доход, бюрократичеекая рента и право голоса
    демократия без «оков»
    за конституционными границами
Глава 10. За пределами прагматизма: перспективы конституционной революции
    институционально-конституционные перемены и реакция прагматической политики
    замешательство и вызов
    интеллектуальное банкротство
    возрождение контракционизма
    политическая и общественная философия
    индивидуальные права при демократии
    создание прав
    заключение
Библиография

Р.М.Нуреев
Джеймс Бьюкенен и теория общественного выбора

    немного истории
    предпосылки анализа
    общественный выбор в условиях прямой демократии
    общественный выбор в условиях представительной демократии
    угроза Левиафана
    фиаско государства и конституционная экономика
Примечания
Конституция экономической политики
Расчет согласия
Границы свободы

Библиография Дж.Бьюкенена

    книги
    монографии
    основные статьи в периодических изданиях
    статьи в сборниках
    другие работы
    список трудов Дж. Бьюкенена, издававшихся на русском языке
Указатели
Именной указатель
Предметный указатель

Джеймс Макгилл Бьюкенен-младший (англ. James McGill Buchanan Jr ., (3 октября 1919, Марфрисборо, шт. Теннесси - 9 января 1913 г.г.) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1986 г.) «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». Является одним из основателей школы новой политической экономии.

Джеймс Бьюкенен учился в университете Теннесси. Докторскую степень получил в университете Чикаго. Преподавал в университетах Теннесси, Флориды и Вирджинском университете. В 1962 г. совместно с Г. Таллоком опубликовал работу «Расчёт согласия» (The Calculus of Consent), в которой анализируется процесс принятия экономических решений смешанными методами экономических и политических наук.
Президент Общества «общественного выбора» (1964). Лауреат премии Ф. Сейдмана (1984) и премий А. Смита по двум версиям (1988 и 1991). В честь учёного назван Центр политической экономии университета Джорджа Мэйсона.

Научные достижения

Подход Бьюкенена и других представителей вирджинской школы заключается в том, чтобы рассматривать политические решения по аналогии с решениями в сфере экономической деятельности. Полити­ческие решения – это выбор альтернатив. Политики действуют так же, как и предприниматели. Они руководствуются своими частными интересами, например стремлением получить максимум голосов, обеспечить максимум власти и влияния.

В теории общественного выбора Бьюкенен выдвигает два основных тезиса, или две предпосылки, согласования интересов избирателей и государственной власти.
1. Для достижения согласия в рамках «политического обмена» требуется детальная разработка правил и процедур, регламентирующих принятие законов, форм контроля за финансами, принципов налогообложения. Это – «конституция экономической политики».
2. Практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

В итоге правила экономической игры распространяются на политический процесс. В политике люди платят налоги в обмен на общественные блага. Суть в том, чтобы более четко и строго регламентировать этот обмен.