Взаимоотношения экономики и государства. Классическая модель взаимоотношений экономики и государства. Основные методы государственного регулирования

Государство и экономика - это сложные, многогранные явления, не только охватывающие сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие сферы. Государство в любой общественной формации является одновременно субъектом самых разнообразных - экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, и в этом смысле оно не только надстроечное или же политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явление. Экономика также, оказывая влияние на другие сферы жизни общества, выступает как многогранное явление. Это означает, что соотношение государства и экономики следует прослеживать не только в сферах политики и экономики, но и в других сферах жизни общества.

При рассмотрении соотношения государства и экономики следует обратить внимание, прежде всего, на факторы, обуславливающие характер этого соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния государства на экономику и экономики на государство. В условиях существования различных социальных систем они далеко неодинаковы. В практическом плане это означает, что более эффективным и оправданным для использования накопленного опыта в современной России было бы изучение характера соотношения государства и экономики не вообще, а применительно к конкретной исторической эпохе и стране, к строго определенной социальной системе. Особое значение при этом имеет опыт США, Великобритании, Франции, Японии и других высокоразвитых промышленном отношении стран.

Соотношение государства и экономики в любой стране и социально-политической системе - это процесс не пассивный, а весьма активный. Это двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая сторона в зависимости от сложившихся обстоятельств может играть определяющую или определяемую роль. При анализе проблемы необходимо учитывать классификацию разных социальных систем в зависимости от степени развития в стране рыночной структуры. В соответствии с данным критерием социальные системы условно можно разделить на три группы:

а) системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы;

б) системы с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути становления рыночных институтов;

в) системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

Характерными особенностями взаимоотношений, возникающих между государством и экономикой, в пределах первой группы социальных систем являются следующие: во-первых, несомненное доминирование государственной собственности перед всеми иными формами собственности. Приведем примеры. В Конституции СССР рассматривалось понятие государственная собственность как «общее достояние всего советского народа», определяла, что эта форма является основной формой социалистической собственности.

В той же статье закреплялось положение, в соответствии с которым в исключительной собственности государства находятся земля, ее недра, воды, леса, основные средства производства, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства». Во-вторых, важными чертами отношений государства и экономики в пределах рассматриваемой группы социальных систем, являются их жесткая привязанность друг к другу, отсутствие гибкости и, как следствие, долговременной стратегической устойчивости и эффективности. Предопределяет в перспективе неизбежность «перелива» кризисных явлений из государственной сферы в экономическую и наоборот. К числу особенностей относится чрезмерная централизация экономических рычагов в руках государства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительственных структурах. Вследствие чего следует неизбежное разбухание аппарата управления экономикой, рост бюрократизма, падение профессионализма, необоснованный рост затрат. Данные негативные явления особенно четко проявляются и развиваются в больших по территории, населению и народнохозяйственным комплексам странах. План приобретает нормативно-правовой характер, а последствием его соблюдения или нарушения придается юридическое значение. Взаимодействие между государством и другими субъектами экономических связей строятся не на партнерской основе, а на основе прямого указания - подчинения. Над так называемыми либеральными методами управления экономикой преобладают авторитарные. Взаимоотношения между государственными органами и экономическими структурами регулируются в первую очередь не с помощью норм гражданского или коммерческого, а административного и иных подобных ему отраслей права. Помимо названных особенностей, свойственных взаимоотношениям государства и экономики в условиях «нерыночных» социальных систем, есть и другие. Они свидетельствуют о полном административно-командном подчинении экономических структур государственным, об отсутствии у первых значимой для их нормального существования и развития относительной самостоятельности и автономности.

По иному строятся взаимоотношениях государства и экономики, существующих в пределах, переходных от нерыночных к рыночным социальным системам. Типичные примеры - современная Россия, некоторые государства СНГ, Прибалтийские республики и страны Восточной Европы. Наиболее существенными особенностями этих систем являются:

а) постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских;

б) утрата монополии государства и государственной собственности над экономикой и иными формами собственности;

в) изменение методов государственного воздействия на экономические отношения;

г) постепенное вытеснение административных методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами;

д) резкий отход правительственных структур от плановости в развитии экономики и неизбежное возникновение при этом неупорядоченности и даже хаотичности;

е) последовательная переориентация экономических и государственных структур и общенациональных приоритетов на свои собственные финансовые и иные интересы, на прибыль как основной движущий фактор их становящихся партнерских отношениях;

ж) усиление роли налогов налоговой полиции как государственного средства финансового воздействия госструктур на общество и на экономические структуры; з) быстрое возрастание финансового, гражданского, коммерческого, налогового, банковского и иных непосредственно связанных с развитием экономики отраслей права.

Основная цель экономической деятельности государства в данный период с неизбежностью должны сводиться к следующему: выработке общей, в масштабе всей страны, внутренней и внешней экономической политики; правовому обеспечению возникающих рыночных отношений; определению круга и правового статуса субъектов экономических отношений; выработке социальной политики и действенных средств защиты экономических и иных интересов населения; запрещению и пресечению нарушающих закон средств ведения хозяйства и коммерции; созданию наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства, защите его от недобросовестной конкуренции и протекции его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом; регламентации порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установления юридической ответственности за нарушение законодательства.

Характерные особенности взаимоотношений государства и экономики в условиях существования сложившейся третьей группы рыночных социальных систем заключается в следующем: а) установлении преимущественно партнерских отношений между государством и рыночными структурами; б) минимальном вмешательстве государства в экономику, уровень которого для каждой страны является, как правило, различным; в) в органичном сочетании административно-правовых с финансовыми и иными либеральными средствами воздействия государства на экономические отношения; г) сосредоточении в руках государства лишь минимальных, объективно необходимых для нормального существования и функционирования государства материальных средств; д) полном сосредоточении в руках государства финансовой и налоговой систем; е) доминировании частной собственности над государственной и всеми другими формами собственности.

Государство в экономике любого государства присутствует всегда, и никто не утверждает, что оно должно уйти совсем. Вопрос в том, какие функции и в каком объеме должны быть у государства на том или ином этапе развития. Известный ученый-экономист Е. Ясин выделяет такие его функции: 1) формирование законодательства, обеспечение законности и правопорядка, разрешение споров на основе законов (суд), принуждение к исполнению законов и судебных решений (работа «ночного сторожа»); 2) обеспечение макроэкономической стабильности - недопущение инфляции, устойчивость национальной валюты; 3) содействие развитию экономики, эффективным изменениям в ее структуре; 4) предупреждение или устранение так называемых «провалов» рынка; 5) защита социально уязвимых слоев населения, предоставление им социальных гарантий и др. Таким образом, опыт России и других стран со всей очевидностью свидетельствует о том, что в мире нет общей модели, некоего шаблона или образца во взаимоотношениях государства и экономики, пригодных для всех без исключения социальных систем. Есть общие закономерности, исторические тенденции и общие принципы развития характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики.

экономика государство предпринимательский

Если право воздействует на экономику изнутри, являясь оптимальной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия её функционирования.

Во-первых , государство выполняет фунцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых , оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества - также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих , государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивает целостность экономической системы страны(например, государственный бюджет).

В-четвёртых , с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникаяющим в рыночной экономике.

Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем:

Во-первых , государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя. В условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю.

Во-вторых , огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик (ни одно предприятие не может обанкротиться, только государство). Государство - организация, которая лишь тратит, ничего не производя.

В-третьих , чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишнем административном заурегулировании экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.

Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоение целинных земель... Но теневой стороной подобных «достижений» становится снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека...

Признаки государства.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.

Проф. Корельский выделяет 4 основных признака:

1. Территориальная оранизация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип (в догосударственном обществе) организации населения потерял свое значение. На смену - территориальная организация. Государство имеет строго локализированную территорию, на которую распраняется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданых или граждан государства. От негосударсвтенных организаций (профсоюзов, политических партий) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распраняет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная(государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном составе управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения(государственный аппарат). Олицетворенный в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.

3. Государственный суверенитет. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в её верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее власной силы, которая распраняется на всё население, все партии и общественные организации; б) её прерогативы (государственная власть может отменить всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция, тюрьмы).

Самостельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне её выражается в её исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняя их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности праву и формируется демократическое правовое государство.

Сущность государства.

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являет власть , ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Теория элит - народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, государственная власть должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

Технократическая теория - властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определить действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Демократическая доктрина - первоисточником и первоносителем власти является народ, государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория - политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляет свою диктатуру, т.е. власть, не ограничивается законом и опирается на силу, на принуждение. Используется этот подход для характеристики различных государств теоретически неверно. Классовый характер - сущностная сторона государства, его основное начало. Но деятельность государства, обусловлена классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия, а достижения общественного компромисса. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал (классового и общесоциального). Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

Сущность государства заключается в том, что оно есть такая форма организации публичной власти в социально-дифференцированном (неоднородном) обществе, которая обеспечивает социальное управление на основе согласования, координации интересов различных групп и слоёв населения. Но его сущность как средства согласия и социального компромисса проявлялась не всегда столь отчётливо и рельефно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

Государство и экономика - особенности взаимодействия

Введение

Вопрос о соотношении государства и экономики относится к числу наиболее дискуссионных и сложных.

История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности, неразворотливости и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись. В итоге этих многовековых дискуссий стала преобладающей точка зрения, состоящая в том, что государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества вообще.

Если сгруппировать экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, то их можно свести к следующим:

перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций;

перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;

организация производства общественных товаров и услуг.

Справляться с этими задачами правительству помогает большой набор различных экономических механизмов.

Экономические функции современного государства сложились в процессе длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись.

Государственное регулирование - неотъемлемый элемент механизма функционирования экономики, который обеспечивает управление экономическими процессами в обществе с целью достижения сбалансированности и обеспечения в целом нормального функционирования экономики.

Государство и экономика - величины взаимосвязанные и взаимозависимые.

1. Государство и экономика - их взаимоотношение

О том, что определенное вмешательство в экономику - это норма жизни каждого государства, говорилось множество раз, причем представителями разных экономических течений. Исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929-1933 гг. В условиях, когда объем производства упал почти вдвое, замерла международная торговля, миллионы людей оказались безработными, государства были вынуждены взять на себя широкие экономические полномочия в борьбе с кризисом. Иначе говоря, пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнять мерами государственного регулирования. Западные экономисты обосновывают возникновение и развитие экономических функций государства и, соответственно, самого государства как экономического субъекта двумя причинами:

1) у членов общества всегда существовали общественные потребности социального и экономического плана, которые рынок не способен был удовлетворить;

2) само общество никогда не было однородным, и именно государственные структуры, облеченные властью, призваны были сгладить, примирить, ограничить, подчинить во имя общественного равновесия и блага противоречивые интересы различных классов, групп людей.

Так, например, Дж.С. Милль подчеркивал, что государство, отказываясь от предпринимательства и занимаясь только его регулированием, способствует выполнению только одной из важнейшей задачи - деловому воспитанию народа. У народа, не привыкшего к самостоятельной деятельности во имя общего интереса, писал он, у народа, который обычно ожидает от своего правительства соответствующих указаний и распоряжений по всем вопросам, представляющим общий интерес, способности развиты лишь наполовину, а его образование неполно в одной из главных своих сторон.

Определенный вклад в развитие теории, определяющей пределы государственной «вовлеченности», связывают с именами шведских экономистов К. Викселя и его последователя А. Линдаля. Отталкиваясь от неоклассической теории полезности, они сформулировали условие равновесия между частным и государственным секторами экономики: если общество предпочитает получать больше услуг от государства, тогда оно должно «уплатить» и соответствующую цену в виде налогов.

Активизация экономических функций государства способствовала изменению ранее сложившихся представлений о причинах его возникновения. На смену идее о том, что в основе государства лежит общественный договор (Ж.-Ж. Руссо), пришло представление о нем как о «большом акционерном обществе». Такой подход с особой очевидностью проявился по отношению к японской модели хозяйства, что нашло отражение в формуле «Япония - единое АО». С этих позиций открытие новых возможностей и возрастание роли государства непосредственно зависит от удельного веса государственной собственности в совокупном капитале, обусловливается множественностью стоящих перед ним задач по защите внутреннего рынка, связывается с выполнением социальных функций. Активно осуществляя экономические и социально-политические функции, государство в данном случае ведет себя подобно хозяйствующему субъекту, владеющему «контрольным пакетом акций». Оно не только обеспечивает общие условия хозяйствования и направляет развитие хозяйственной системы, но, располагая «контрольным пакетом акций», присваивает через налоговую систему значительную часть вновь созданной стоимости. В свою очередь индивиды и социальные группы, физические и юридические лица, выплачивая налоги и неся другие повинности, приобретают свою долю в «общественном дивиденде» в виде социальных услуг, льгот, трансфертных платежей от государства.

2. Государственное регулирование экономики

2.1 Теоретические аспекты государственного регулирования экономики

экономика государственный правовой

Каждое государство решает проблему государственного регулирования по-разному и только для себя, на основе накопленного опыта с учетом своих обычаев и традиций. Объективная необходимость включения государства в экономический процесс определяется такими факторами как необходимость обеспечения общественного воспроизводства в расширенном масштабе, обеспечением долговременности интересов населения, поддержанием баланса социально-экономических интересов различных групп населения в стране, обеспечением единства и целостности территориального пространства страны. Современная научная литература определяет цели государственного регулирования как обеспечение: экономического роста, эффективного производства, экономической стабильности, экономической и социальной справедливости. Каждое государство придерживается определенной экономической доктрины, но вне зависимости от этого, никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного устанавливать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния. Идеи книги Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» на долгие годы определили характер механизма государственного вмешательства в экономику. Опираясь на доводы, которые выглядели особенно доказательно потому, что основывались на фактах Великой депрессии (экономический кризис 1929-1933 гг.), Кейнс пришел к выводу о том, что самокорректирующаяся экономика и саморегулируемый рынок - иллюзии и что только государство может помочь избежать стагнации, хаоса, катастрофических спадов производства, а стало быть, и социальных катаклизмов. Главной задачей Дж.М. Кейнса было показать, каким образом инструменты государственного хозяйствования - налоги и расходы, а также денежная система - могут использоваться для стабилизации экономики. Но Кейнсианская концепция получила распространение только в 30-е годы ХХ века, а до этого существовали другие воззрения на экономическую роль государства.

2.2 Обзор позиций различных школ

В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм и неокейнсианство. Меркантилисты считали, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатства страны т контроля. Это воззрение имело место в XVIII веке среди французских экономистов, как то Т. Мен, А. Монкретьен. Они провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Для меркантилистов богатством считалось золото, поэтому в целях его накопления и преувеличения они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Классическая теория вмешательства в экономику основывалась на работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать спорыи делать все то, что индивидуум не в состоянии сделать сам эффективно. А. Смит выдвинул постулат, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, которое в конечном итоге увеличивает благосостояние как его самого, так и всего государства в целом. А главное в этой концепции то, что для всех субъектов хозяйствования должны быть гарантированы основные экономические свободы - свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции, свобода торговли. Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на экономическую роль государства. Он говорил, что «…государственная власть не только регулирует внешние эффекты, но уже давно является «встроенным стабилизатором» экономики». Его теорию можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. Согласно этой теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. По мнению Кейнса, государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Кейнсенская модель регулирования экономики государством может быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста, однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились, а кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая монетаристская модель, которая заключается в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использование вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. Теоретической основой этой концепции послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Они уверены в том, что государство может лишь косвенно влиять на экономику, а главная роль состоит в реализации экономического развития страны по средствам рыночных сил. В основу монетаристского подхода положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен, при этом сторонники монетаристского подхода полагают. Что скорость обращения денег стабильна. Неокейнсианцы - сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Основателем такой теории были Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар, которые выступали за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования. Если рассматривать современную ситуацию, то можно отметить, что сложилось три основных подхода к вопросу о роли государства в экономике переходного периода: концепция невмешательства, концепция «ограниченной интервенции государства в экономику», концепция активной роли государства. Первый своими корнями уходит в теорию классиков политической экономии; второй предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях; третий связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К. Маркса, В.И. Ленина. В целом замечено, что роль государства в экономике неуклонно возрастает, о чем свидетельствует роль госсектора в экономике большинства стран мира.

2.3 Понятия и пределы государственного регулирования экономики

При рассмотрении проблем соотношения государства и экономики важное место занимает проблема механизма государственного воздействия или государственного регулирования экономики. Данная проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Сравнивая между собой механизмы государственного воздействия на экономику различных социальных систем и разных стран, нельзя не видеть их существенного различия. Если, например, в социально-политических системах с высокоразвитыми рыночными отношениями преобладает косвенное вмешательство государства в экономику путем правового регулирования деятельности негосударственных органов и организаций, юридических лиц, то в социально-политических системах со слаборазвитыми или вообще неразвитыми рыночными отношениями, в силу объективных и субъективных причин, доминирует прямое государственное вмешательство в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности государства в сфере экономики. Средисубъективных факторов следует выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство не может не считаться с этим многообразием интересов, в той или иной мере не учитывать их. Помимо всего прочего, это неизбежно привело бы к угрожающему самому существованию государственной власти отрыву государства от общества, утрате им социальной основы и опоры, к неизбежному в конечном счете кризису государственной организации. Разумеется, учитывая интересы различных социальных слоев и групп, интересы правящих кругов и всего общества, государство не может не считаться с тем, что в любом обществе, каким бы развитым или, наоборот, отсталым оно ни было, всегда существовали и существуют как минимум две противоположные друг другу социально-политические тенденции, отражающие определенные общественные настроения и интересы, - это тенденция к непрерывному развитию и совершенствованию, тенденция к сохранению в прежнем состоянии государственного и общественного строя, тенденция к застою. Первую из них обычно называют прогрессивной, иногда - революционной, а вторую - консервативной, реакционной. Органическое сочетание их, максимальный учет отражающихся в данных тенденциях общественных настроений и интересов, создает необходимую устойчивость государственному механизму, порождает определенный социальный баланс. В тех же случаях, когда государство в силу каких-то причин не способно учитывать в равной мере данные тенденции, создавать проводимой им внутренней и внешней политикой необходимый для его нормальной жизнедеятельности социальный баланс, оно неизбежно будет находиться в постоянном кризисном состоянии, постепенно будет терять устойчивость и способность адекватно отвечать на вызовы со стороны окружающей его экономической и социально-политической среды. В числеобъективных факторов, оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в первую очередь необходимо указать на экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики. Характер доминирующих в обществе экономических отношений - это жестко-централизованные, плановые, рыночные, смешанные и др., уровень развития общества, государства, права и экономики, объективно существующие технико-юридические возможности и пределы, существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения и пр.

Заключение

Основным институтом политической структуры общества является государство. Во все времена государство оказывало значительное влияние на развитие общества. Первоначально, в условиях господства свободного рынка, государство практически не вмешивалось в экономику, ограничиваясь правовым регулированием некоторых сторон хозяйственной деятельности, прежде всего внешнеэкономической, и выполняло роль «ночного сторожа». К концу XIX века, однако, по мере развития процессов акционирования, монополизации производства и становления несовершенно конкурентного рынка разрастаются инфляционные процессы, безработица, углубляются кризисы перепроизводства. Рынок оказывается не в состоянии преодолеть действие этих факторов и их разрушительные последствия. После кризиса мировой капиталистической системы 1929-1933 гг. государство начинает активно вмешиваться в экономическую жизнь. К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:

1) создание правовой основы функционирования рыночного механизма;

2) организация денежного обращения;

3) поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;

4) управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);

5) стабилизация экономики, то есть преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;

6) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии членам общества.

Воздействие государства на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное - экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, неразрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им. Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Политика стабилизации направлена на сглаживание циклических колебаний. В фазе кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема - на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия в условиях экономического подъема.

Инструменты кредитно-денежной политики: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банков. В период экономического кризиса проводится политика «дешевых денег», когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы банков. В период экономического роста, наоборот, проводится политика «дорогих денег»: повышается уровень процентных ставок, сокращается кредитные ресурсы.

Список используемой литературы

1. Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. М., «Дело и сервис», 2002

2. Червонюк В.И. Теория государства и права. М., ИНФРА-М, 2009

3. История экономики. Учебник 2-е изд./ Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. М., ИНФРА-М, 2005

4. Борисов Е.Ф. Основы экономики. М., «Юрист», 1998

5. Ф. Шамхалов Государство и экономика. Основы взаимодействия. С.-Петербург, Экономика, 2005

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные понятия, особенности и направления развития государства и рыночного механизма в переходный период. Анализ теорий, методов и целей государственного регулирования экономики. Характеристика основных моделей взаимоотношения экономики и государства.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2013

    Направления государственного регулирования экономики, его роль, проблемы, цели и инструменты.Модели взаимоотношения экономики и государства. Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования. Общегосударственное планирование.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2008

    Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Антициклическое и антикризисное регулирование экономики. Направления и функции государственного регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Основные виды вмешательства государства в рыночную экономику. Виды государственного регулирования экономики. Сочетание рыночных и государственных механизмов регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Рыночный механизм макроэкономического регулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика государства. Особенности госрегулирования.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2003

    Теоретические аспекты взаимоотношений государства и экономики Разработка концептуального подхода к формированию механизма государственного регулирования экономики в Республике Казахстан. Прогноз социально-экономического развития Костанайской области.

    дипломная работа , добавлен 03.05.2015

    Сущность государственного сектора в регулировании экономики. Проблемы регулирования экономики через государственную собственность. Экономика Республики Беларусь, как объект регулирования. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2010

    Роль государства в командной экономике и в рыночном хозяйстве, возможность и необходимость регулирования, его нормативно-правовое обоснование и отражение в законодательстве России. Изменения в формах и методах государственного регулирования экономики.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Роль и место государства в рыночной экономике. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования. Эволюция макроэкономического регулирования рыночной экономики. Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2015

    История эволюции представлений о роли государства в экономике (теория меркантилистов, кейсианская, монетаристская и классическая теория). Особенности государственного регулирования Российской экономики: переход к рыночной системе, обозначение пределов.

Вопрос о соотношении государства и экономики практически существовал с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до того времени, пока будет государство. Это один из вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.

Естественно, он по-разному встает и перед каждым типом государства. Совершенно по-иному он решается применительно, скажем, к рабовладельческому и феодальному государству. При этом дело заключается не только и даже не столько в разном уровне развития экономики, сколько в ее разных типе и характере. Экономика, существовавшая наряду с рабовладельческим государством и соотносившаяся с ним, с неизбежностью предполагала наличие полностью бесправной и полностью зависимой от государства огромной массы людей – рабов. Экономика феодального общества и государства ориентировалась на полубесправный крепостной труд.

Решение проблем соотношения государства и экономики может осуществляться на двух разных уровнях и рассматриваться в двух планах: общетеоретическом и прикладном, практическом.

В отечественной и зарубежной научной литературе вопрос о соотношении государства и экономики на общетеоретическом уровне решается далеко не однозначно. В одних случаях первенство отдается экономике перед государством и политикой, в других, наоборот, - государству и политике перед экономикой. В третьих же случаях в отношениях между государством и экономикой усматривается некий паритет. Считается, что государство способно оказывать на экономику такое же воздействие, как и экономика на государство.

Проблема соотношения государства и экономики может и должна рассматриваться не тольков общетеоретическом, но и в сугубо прикладном, практическом плане, применительно к выяснению и решению какого-либо конкретного вопроса, достижению конкретной цели, определению характера взаимоотношений того или иного конкретного государства с соответствующей ему конкретной экономикой.

Анализ данной проблематики в прикладном, практическом, так же как и в общетеоретическом, плане - задача весьма сложная и многоаспектная. Ее решению посвящен огромный пласт научной и популярной литературы. Однако тема по-прежнему остается актуальной. Причин тому много. Главные из них применительно, например, к современному российскому государству, праву и экономике - обобщение и использование зарубежного и отечественного опыта с целью нахождения наиболее оптимальных путей и форм их взаимодействия.

Исходными посылками при этом, так же как и при рассмотрении проблем соотношения государства и экономики в исторически различных социальных системах, являются следующие:

Первое. Государство и экономика - это сложные, многогранные явления, не только охватывающие сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие сферы. Бытующее в отечественной и зарубежной специальной литературе мнение о том, что государство - это «чисто» надстроечное, а экономика - «чисто» базисное явления в данном случае не «срабатывает». Исторический опыт показывает, что государство в любой общественной формации является одновременно субъектом самых разнообразных - экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, и в этом смысле оно не только надстроечное или же политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явление. Экономика также, оказывая влияние на другие сферы жизни общества, выступает как многогранное явление, причем во всех без исключения странах. В практическом плане это означает, что соотношение государства и экономики следует прослеживать не только в сферах политики и экономики, но и в других сферах жизни общества.

Второе. При рассмотрении соотношения государства и экономики следует обратить внимание прежде всего на факторы, обусловливающие характер этого соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния государства на экономику и экономики на государство. В условиях существования различных социальных систем они далеко не одинаковы.

В практическом плане это означает, что более эффективным и оправданным для использования накопленного опыта в современной России было бы изучение характера соотношения государства и экономики не вообще, а применительно к конкретной исторической эпохе и стране, к строго определенной социальной системе. Особое значение при этом имеет опыт США, Германии, Франции, Японии и других высокоразвитых в промышленном отношении стран.

Третье. Соотношение государства и экономики в любой стране и социально-политической системе - это не пассивный, а весьма активный процесс. Это двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая из сторон в зависимости от сложившихся обстоятельств может играть определяющую или определяемую роль. Однако ведущее значение в конечном счете принадлежит экономике.

Мы не будем останавливаться на анализе взаимоотношений государства и экономики в условиях рабовладельческого, феодального, или социалистически-планового хозяйствования. Для того чтобы завершить рассмотрение этой темы, мы лишь вкратце охарактеризуем особенности взаимоотношения государства и экономики в условиях рыночных буржуазных отношений. Итак, в рыночной, социально-ориентированной среде:

а) между государственными и рыночными структурами устанавливаются преимущественно партнерские отношения;

б) вмешательство государства в экономику минимально;

в) государство органично сочетает административно-правовые и «либеральные» средства воздействия на экономические отношения;

г) государство располагает лишь минимальными, объективно необходимыми для поддержания своего функционирования материальными средствами;

д) в руках государства полностью сосредоточены финансовая и налоговая системы;

е) частная собственность доминирует над государственной и всеми другими формами собственности.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общества. Вместе с увеличивающимися масштабами экономической сферы, усложнением и углублением экономических отношений в обществе возрастает и воздействие политики на экономическую жизнь общества. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания.

Политика - деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или завоевания ее специфическими методами.

Предназначение политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или иных социально-классовых интересов, но и выполнять функцию регулирования и установления порядка социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства, совместного труда.

Экономика - исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. Определяющим элементом экономики являются отношения собственности на средства производства и зависящие от них положение и отношения людей в процессе производства, их взаимный обмен деятельностью, отношения распределения. Под экономикой подразумевается также совокупность отраслей народного хозяйства.

Отсюда, экономика страны - это единый народно-хозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена. Иначе можно сказать, что экономика, экономическая деятельность есть сфера материального самообеспечения человеком и обществом своего существования, жизни.

Главным институтом политической системы является государство, отличительной чертой которого является суверенность. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

Экономическое развитие конкретной страны измеряется с помощью таких показателей, как валовой доход на душу населения, распределение доходов между различными группами населения, то, что выступает в качестве критериев политической зрелости общества.

Люди живут не изолированно, а в сообществе, где они зависят друг от друга, когда занимаются экономической деятельностью. Существует три главных фактора производства: труд, капитал и природные ресурсы. Положение людей в обществе и их взаимоотношения в значительной степени определяются их отношением к этим различным факторам производства. У тех, кто имеет капитал, иное общественное положение, чем у тех, кто продает свою рабочую силу. Во все времена большая часть политических и экономических дискуссий и анализов была посвящена как раз этому вопросу: как владение и использование средств производства разделяют людей на различные общественные классы.

Взаимосвязь политики и экономики определяется и формируется классовыми и вообще социальными интересами взаимоотношениями людей. Сами политические проблемы, связанные с влиянием на государственную власть разных социальных слоев и групп, политических и общественных организаций и движений, партий, с конкуренцией между ними - все это, в конечном счете, сводится к взаимоотношению экономических интересов.

Понимание экономических взаимосвязей дает возможность изменить условия нашей жизни, добиваться ее улучшения. Наша повседневная жизнь, хотим мы того или нет, наше собственное положение, наша жизненная ситуация, зависят от заработной платы и цен, квартирной платы и налогов, прибылей и инвестиций, безработицы и инфляции. Именно эти явления называются макроэкономикой. Если мы не влияем на эти явления и не понимаем их, то принимать решения всегда будет та или иная небольшая группа так называемых “экспертов”- экономистов.

Эти экономисты представляют интересы различных групп, социальных слоев, классов и обычно спорят друг с другом.

Процессы и явления, происходящие в макроэкономике, решения и действия, влияющие на них, имеют прямые политические последствия. Политические деятели и политические движения заинтересованы в том, чтобы дать экономическое объяснение своей политики и оснастить ее “научной” аргументацией.

Экономическая постановка вопроса - как производятся и распределяются материальные блага - затрагивает основы жизненных отношений. И здесь вопросы, и ответы на них по-разному оцениваются людьми, классами, социальными группами, поскольку затрагиваются их жизненные интересы. Проблема взаимосвязи политики и экономики наиболее полное свое содержание раскрывает в понятии экономическая политика. Экономическая политика - это система экономических мероприятий государства; совокупность целей, средств, задач, мероприятий по направленному воздействию на развитие экономики. Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны. Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики. Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Чисто рыночное распределение не гарантирует право на стандартное благосостояние, без чего нет демократического общества. Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма.

В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой, прежде всего, совокупность государственных предприятий, продукция которых идет опять же на коллективное государственное потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что "разбухание" государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой - с поддержкой их государством.