Рынок и государственное регулирование экономики. Рыночное равновесие и государственное регулирование рынка

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

Методы косвенного государственного регулирования

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.

2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регулирования. Современные последователи неоклассического направления - монетаристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.

Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.

Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.

Введение

Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

Борьба с инфляцией;

Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Рыночная экономика не способна самостоятельно заниматься ликвидацией данных проблем, именно поэтому важной и актуальным является рассмотрение роли и основных рычагов государственного регулирования рынка.

Структура работы представляет собой содержание, введение, три главы: первые две теоретико-аналитические и третья представляет собой практическое рассмотрение темы, с выводами по главам соответственно, заключение, список литературы и приложения.

Объектом исследований будут основные средства, меры и рычаги регулирования рынка. Предметом разработок для практического исследования темы будет автомобильный рынок России, а именно рассмотрение роли субсидирования государством ОАО «АВТОВАЗ» как одного из средств регулирования рынка.

Целью работы является исследование роли государственного регулирования рынка, его путей и мер. Основные задачи - исследование понятия рынок, его функций и механизмов, теоретический обзор сути, роли и функций государственного регулирования рынка, его объектов и направлений, основных средств и методов регулирования, изучение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики государства как основных рычагов регулирования рыночной экономики, практическое рассмотрение роли государственного регулирования на примере ОАО «АВТОВАЗ». Итогом курсовой работы будет теоретический обзор, аналитическое и практическое исследование путей и мер государственного регулирования рынка.

Государственное регулирование рынка

Сущность рынка. Понятие и роль государства в регулировании рынка

В современной экономике существует множество определений понятия рынок, наиболее полные из них представлены ниже.

Рынок - это экономическая форма обмена продуктами, которые выступают в качестве товаров; при этом производители и потребители выступают в качестве продавцов и покупателей.

Рынок - это совокупность экономических отношений производств и обмена товаров при помощи денег; форма организации хозяйства, обеспечивающая боле эффективное решение экономических проблем.

Объектами рынка являются деньги, товары. В роли субъектов рынка выступают продавцы и покупатели, которые представлены государством, предприятиями, домохозяйствами и т.д.

Структура рынка - внутреннее строение, порядок, а также расположение его отдельных элементов их удельный вес в общем объеме. В связи с этим, рынок можно классифицировать по ряду признаков:

По типу экономических отношений: свободной конкуренции, монополистический, монополистической конкуренции, олигополистический, смешанный.

По характеру производимого продукта: товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, научно-технических знаний, земли и др.

По способу хозяйствования: командно-распределительный, государственно-регулируемый.

По характеру продаж: оптовый, розничный.

По отраслям: автомобильный, сельскохозяйственный, машиностроительный и др.

По правовому положению: легальный, теневой и т.д.

По географическому признаку: местный, национальный, мировой.

Российский рынок является фундаментом общенациональных рынков товаров, услуг, труда, капитала, а также информации (рис.1).

Рисунок 1 - Место государственного рынка в национальной экономике

Рынок выполняет многообразные функции, в которых раскрываются его роль и содержание. В экономической теории различают следующие функции рынка:

Распространение информации, необходимой для человека в мире экономики (информационная). Эта информация воплощена в ценах, которые сообщают о наличии и массе нужных нам товарах и услуг, издержках на производство и т.д. Рынок дает информацию покупателям и продавцам о соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.

Регулирование пропорций общественного воспроизводства (регулирующая). Через спрос и предложение, конкуренцию, колебания цен рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, что способствует их развитию.

Стимулирование эффективного хозяйствования (стимулирующая). Рынок стимулирует развитие научно-технического прогресса, заставляет снижать себестоимость продукции, повышать качество товаров и услуг, поскольку так можно выжить в своевременной конкурентной борьбе.

Распределение и обмен национального продукта (распределительная). Рынок обеспечивает распределение и обмен созданного продукта между различными группами людей в соответствие с получаемыми доходами.

Санирующая. Эта функция заключается в том, что рынок «очищает» экономику то нерентабельных предприятий, которые разоряются и терпят банкротство.

Перечисленные выше функции рынка представляют собой рыночный способ решения триады экономических проблем: что? как? и для кого? производить. Помимо этого, рыночная система обладает внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям, способна саморегулироваться и эффективно функционировать.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с системой экономических законов: закона стоимости, закона спрос и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т.д. Действие этих законов проявляется через основные элементы механизма рынка (рис.2).

Рисунок 2 - Основные элементы механизма рынка

Известно, что рыночный механизм обеспечивает не только подъем экономики, но обостряет некоторые проблемы, а именно:

Способствует обострению социальных отношений равенства;

Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;

Не создает стимулов для производства общественных товаров (национальная оборона, охрана общественного порядка и т.д.);

Не способствует развитию фундаментальных научных исследований;

Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и т.д.

Эти вопросы относятся к функциям государства. Поэтому, в качестве одного из основных элементов механизма рынка выделяется государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование рынка - это вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного положительного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении, а также с целью решения социальных проблем.

Государственное регулирование осуществляется через законодательства, государственное планирование, распределение, основанное на выпускаемых правительством нормативных актах.

При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.

Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Hаиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

Hепосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Hарисуем стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 34).

Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S 1) определяет рыночное равновесие (E 1) с ценой P e1 и объемом Q e1 . Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево-вверх на величину T (S 2). Если ранее производители согласны были предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S 1 (в зависимости от уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S 2 . Прежний равновесный объем Q e1 производители захотят продать по цене P 2 (P 2 = P e1 +T). Hо при данной цене спрос (Q d2) значительно меньше прежнего (Q e1). Возникнет затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение выпуска. Hесколько активизируется спрос, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E 2). Hовая равновесная цена P e2 окажется выше прежней (P e1), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P 2). Меньшим будет и новый равновесный объем (Q e2 < Q e1).

Итогом прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние станет фактическое распределение потоварного налога между продавцом и покупателем при том, что формально налог вносит в бюджет продавец (производитель). Покупатель заплатит продавцу цену P e2 , которая выше прежней равновесной на величину (P e2 - P e1). Это «доля» покупателя в потоварном налоге. Продавец же, получив цену P e2 , выплатит из нее налог в размере T рублей на каждую проданную единицу товара и фактически получит цену P - за свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (P e1 - P -).

Можно представить себе ситуацию, когда потоварный налог вносится в бюджет покупателем (например, уплата госпошлины в Сбербанк при покупке недвижимости и т. п.). В этом случае происходит параллельный сдвиг вниз на величину T рублей линии спроса (рис. 35).

Hетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение в уплате налога между продавцом и покупателем. Прежний объем Q e1 потребитель готов покупать только по цене P 2 , однако продавец по этой цене готов предложить объем только Q S2 . Возникнет дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит P e2 , а объем продаж - Q e2 . Цену P e2 за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (P e1 - P e2) образует «долю» продавца в налоге. Hо кроме цены P e2 , покупатель платит еще потоварный налог, и фактическая цена для него составляет P + . Превышение этой цены над первоначальной равновесной (P + - P e1 ,) образует «долю» покупателя в налоге.

Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от наклонов линий спроса и предложения, то есть от их эластичности. Hарисуем два графика (рис. 36).

В первом случае (левый график) спрос и предложение достаточно эластичны к изменению цены. Введение налога в этих условиях незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае (правый график), наоборот, спрос и предложение неэластичны, а потому при введении потоварного налога незначительно сократится уже равновесный объем продаж, а рост цены будет более значительным. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение (электролампочки, хлеб и т. п.), то основную тяжесть налога будут нести покупатели (рис. 37а). Hаоборот, если спрос достаточно эластичен, а предложение - нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т. п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей (рис. 37б).

Дотации. Дотация - выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и другие).

Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 38). Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V рублей в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения вниз на V рублей. Если ранее производители согласны были предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S 1 , то теперь те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S 2). В том числе прежний равновесный объем по цене P - (P - = P e1 -V). Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Q d2). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса.

Hовая равновесная цена будет больше P - , но меньше прежней равновесной P e1 . Равновесный объем вырастет (Q e2 > Q e1). Продав покупателю товар в объеме Q e2 по цене P e2 , продавец фактически с учетом дотации получит цену P + за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере (P + - P e1), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена P e2 будет меньше прежней P e1 .

Таким образом, и дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации - покупателю или продавцу - в свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения (рис. 39).

Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне (P 2), либо на более высоком (P 1), либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором - их избыток, в третьем - очень быстро возникает первая или вторая ситуация.

Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.

Государственное регулирование рынка (экономики)

Государственное регулирование рынка - это деятельность государственных органов по выполнению следующих двух основных функций: 1) обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма; 2) воздействие на экономику в областях, где рыночные механизмы несостоятельны. Государственное вмешательство в функционирование рыночной экономики реализуется через государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. По объекту воздействия государственное регулирование экономики включает регулирование ресурсов, производства и финансов. Оно реализуется путем проведения экономической политики. Экономическая политика - система мер, совокупность действий по управлению экономикой, включающая определенный набор элементов, основными из которых являются:

Наиболее общая функция государства в процессе регулирования экономики - обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение населения и субъектов хозяйственной деятельности для вывода экономики из кризисного состояния, а также сдерживание стадии экономического бума. Базой реализации антициклической политики является государственный бюджет.

Монополией государства является организация денежного обращения. Изменяя количество денег, обращающихся на национальном рынке, государство влияет на условия функционирования денежной системы. Важная роль в данном вопросе отводится Банку России, который располагает обширным набором инструментов (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, административные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка.

Государство, выступающее гарантом прав человека, призвано заботиться о социальной защищенности населения, временно испытывающего экономические затруднения, и обездоленных слоев общества. Основной инструмент обеспечения финансирования этого процесса - налоговое законодательство. Государством созданы специальные органы, такие как налоговая инспекция, Фонд социального страхования, Федеральная служба по труду и занятости и др.

Рыночные механизмы не реализуют автоматически право на труд для каждого члена общества. Поэтому борьба с безработицей возложена на государство. Государство должно регулировать рынок труда в целях поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места. Решающую роль здесь играет трудовое законодательство и контролирующие его исполнение государственные организации. Кроме того, элементами экономической политики являются отраслевая и антимонопольная политика.

Государство играет главенствующую роль в удовлетворении спроса на услуги и товары коллективного пользования: национальную оборону, государственное управление, единую энергетическую систему, национальные сети коммуникаций, охрану общественного порядка, вакцинацию и т.д. Кроме того, оно поддерживает те области человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе (наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.).

Обеспечивая нормальное функционирование национальных рынков, государство проводит соответствующую внешнеторговую политику, контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы, воздействует на валютные курсы, управляет платежными балансами и т.д. Некоторые направления деятельности государственных органов в сфере рыночных отношений представлены в табл. 2.3.

Государственное регулирование рынка

Таблица 2.3

Направление

Способ реализации

Стабилизация производства

Налоговая и инвестиционная политика

Выравнивание уровней экономического развития регионов

Региональная экономическая политика

Государственная поддержка конкуренции

Политика демонополизации

Финансирование научно-технического прогресса

Осуществление научно-технических целевых программ

Дотация социально значимых отраслей

Инвестиционная политика

Стабилизация и оздоровление денежной системы

Финансовая и антиинфляционная политика

Преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения

Политика доходов

Социальная защищенность населения

Социальная политика

Контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы

Внешнеторговая политика

Антимонопольная политика

Жесткий государственный контроль за монопольными рынками

Система рыночных отношений предъявляет к государственному регулированию ряд требований. Первоочередным является недопустимость любых действий государства, деформирующих или разрывающих внутренние взаимосвязи элементов рынка. Следует избегать установления административного контроля со стороны государства над ценами и натурального распределения имеющихся ресурсов, так как эти действия наносят удар по центральным звеньям рыночного механизма - ценам, спросу, предложению. Экономические стимуляторы, применяемые государством, не должны ослаблять или подменять собой рыночные стимулы.

Для регулирования экономики государство использует как экономические, таки административные методы. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Например, оправданы жесткий государственный контроль за монопольными рынками, контроль за экологической безопасностью, поддержание минимальных параметров благосостояния населения (гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и др.), защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта и др.).

Отметим тесную взаимосвязь экономических и административных методов государственного регулирования рынка, ибо любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, в то же время в каждом административном регуляторе есть экономическая составляющая. Важнейшим фактором обеспечения эффективности государственного регулирования рыночных отношений следует считать рациональное сочетание в интересах развития национальной экономики экономических и административных методов воздействия на рынок.