Какие страховые случаи по осаго бывают? делимся полезной информацией. Некоторые особенности рассмотрения споров, связанных с договорами осаго

Каждый владелец наземного транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Договор ОСАГО гарантирует выплату компенсации потерпевшим в случае ДТП.

Соглашение такого рода заключается сроком на 1 год, после чего страховку необходимо продлить. Просрочка ОСАГО на 1 день делает из примерного автовладельца нарушителя административных норм. За просрочку полиса предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

Особенности

ОСАГО – договор владельцев наземных транспортных средств. Полис возмещает только вред, нанесенный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.

Договор ОСАГО предусматривает защиту от рисков причинения вреда имуществу третьих лиц. Соглашение заключается на один год, после чего подлежит продлению.

ОСАГО должны оформлять все владельцы автотранспортных средств. Физические лица страхуют свое авто. Юридические лица могут получить ОСАГО на весь автопарк, но полис будет выдаваться на каждое ТС в отдельности. В рамках такого договора страхования действует период пользования.

Этот период обычно составляет 3 месяца для обычных граждан и 6 месяцев для транспорта юридических лиц. Просрочка периода пользования также расценивается как административное правонарушение.

Даже если страховка будет действительной, а период действия просрочен, работники ГИБДД имеют полное право оштрафовать водителя, который использует ТС не в указанный договором сезон.

ОСАГО как соглашение сторон имеет черты договора обязательного и добровольного страхования. Без данного полиса езда в машине запрещена.

С иной стороны – ОСАГО договор, а вовсе не обязательный платеж. Он имеет обязательный характер, но, все же, заставить его заключить могут только работники ГИБДД, после изъятия номерных знаков.

Сейчас автомобилисты редко экономят на отсутствии ОСАГО. Траты при ДТП несоизмеримо больше, чем тот ничтожный минимум, который придется платить.

Далеко не всегда и не всю сумму потерпевшим удается получить у страховщика. Если речь идет о суммах больше 400.000 рублей , остаток подлежит взысканию через суд.

Только заключение ДСАГО дает возможность избежать судебного разбирательства. Договор добровольного страхования позволяет включить значительно большее количество страховых рисков и случаев.

Полис обходится всего в 1000 рублей . А вот страховой суммой может быть и 1 миллион .

Например, по нынешним тарифам при установлении факта инвалидности страховая компенсация будет составлять около 500.000 рублей (речь идет об 1 группе и детях-инвалидах). Страховщики могут покрыть только 400.000 рублей .

Если владелец ТС кроме того был застрахован по добровольной программе, то ему не придется выплачивать дополнительную компенсацию в размере 100.000 рублей из собственного кармана или становиться участником длительных, дорогостоящих судебных процессов.

Многие автомобилисты, понимая, что ОСАГО – это минимум, который никак не защищает самого владельца и его транспортное средство, заключают дополнительное соглашение КАСКО.

Оно предполагает защиту транспортного средства от повреждения или угона. Тарифы по КАСКО зависят от марки автомобиля, водительского стажа, числа лиц, которые будут допущены к управлению.

В отличие от ОСАГО, фиксированной суммы страхового возмещения нет. КАСКО предусматривает в первую очередь защиту транспортного имущества.

ОСАГО решает вопросы, связанные с возмещение ущерба другим участникам дорожного движения. Действие договора КАСКО не распространяется на груз, пассажиров или третьих лиц, которым был нанесен ущерб при ДТП.

Обязательность страхования ответственности владельцев транспортных средств проявляется в том, что ОСАГО должны оформлять на одинаковых условиях резиденты и нерезиденты РФ.

Страхование гражданской ответственности владельцев ТС выступает гарантией основных конституционных и гражданских прав человека: именно за отсутствие страховки, при ее просрочке и прочих проблемах с полисом водителей привлекают к административной ответственности.

Субъекты и объекты

Договор ОСАГО имеет следующие юридические признаки:

  • двусторонний;
  • консенсуальный;
  • оплатный и обоюдный.

Заключается исключительно в письменном виде. Несоблюдение установленной для него формы влечет ничтожность соглашения.

Договор ОСАГО всегда заключается между страховщиком и страхователем в пользу третьих лиц. Страховщиком может быть только юридическое лицо.

Страхователем могут быть как физические лица, так и юридические. От имени компании заключать договор должно уполномоченное лицо с доверенностью или иным правопредоставляющим документом выданным руководством ЮЛ.

Выгодоприобретателями по ОСАГО могут быть ЮЛ и ФЛ, которым был нанесен вред при наступлении страхового случая имущественного или неимущественного характера.

Консенсуальность договора об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств означает то, что документ составляется с указанием на события, которые могут произойти в будущем.

Договор ОСАГО всегда оплатный и обоюдный. Потерпевшие получают компенсацию и все участники соглашения должны знать свои права, а также соблюдать обязанности. Страховщиком по договору может быть любая страховая компания, которая имеет действующую лицензию на осуществление подобного вида деятельности.

Страхователем выступает владелец транспортного средства. Именно он несет ответственность перед третьими лицами относительно своего источника повышенной опасности.

Договор ОСАГО всегда заключается в пользу выгодоприобретателей. Ими являются все участники дорожного движения до момента возникновения ДТП.

После того как дорожное происшествие случилось, они приобретают статус потерпевших и право на возмещение имущественного и морального ущерба.

Страховщики возмещают исключительно имущественный вред. Вопрос о возмещении морального ущерба обычно решается в судебном порядке.

Объектом договора ОСАГО является гражданская ответственность за вред, причиненный третьим лицам при управлении транспортным средством.

Включаются все риски, которые связаны с порчей и гибелью имущества, а также с причинением вреда здоровью или смертью участников дорожного движения.

Существенные условия

Соглашение ОСАГО не будет иметь юридической силы без указания в нем:

  • сведений о сторонах, выгодоприобретателях;
  • рисков и страховых случаев;
  • имущественного интереса, который выступает объектом страхования;
  • характера страхового события;
  • страховой суммы, защитного лимита;
  • срока действия полиса.

Договор ОСАГО обычно раскрывает информацию о страховых тарифах и суммах максимально возможной компенсации при наступлении страхового случая.

Страховой суммой по договору является денежный эквивалент, в рамках которого страховщик будет предоставлять потерпевшим компенсационные выплаты.

Важным фактором при оформлении ОСАГО является привязка уровня страховых сумм к степени причиненного вреда.

Компенсация будет всегда разной. Выплаты далеко не всегда 100%. Например, при нанесении легких телесных повреждений страховщик может выплатить потерпевшему только 20% от суммы страхования.

Особенным субъектом по договору ОСАГО могут считаться государственные органы, которые осуществляют регистрацию транспортного средства и следят за соблюдением Правил ОСАГО автомобилистами.

Порядок заключения и срок действия

Договор ОСАГО заключается исключительно в письменной форме ( ГК РФ). Соглашение составляется и подписывается страхователем и страховщиком на основании поданного заранее заявления.

Законно допускает заключение договора ОСАГО с помощью полиса. В некоторых случаях страховщик допускает устную форму обращения страхователя относительно заключения подобного соглашения.

Например, согласно с Правилами страхования компании Росгосстрах заявление, которое является неотъемлемой частью процесса оформления ОСАГО, может быть подано страхователем только в письменном виде.

Заявление, которое по своей правовой природе является вызовом на оферту страхователя, становится частью страхового договора. Если оно составляется в письменном виде, то создаются два экземпляра.

Один из них остается у страховщика, а второй возвращается страхователю. Заключительным этапом оформления полиса ОСАГО является фактическое принятие оферты страхователем.

Это значит, что владелец транспортного средства должен выразить свое согласие на условия и страховые тарифы, предоставляемые конкретной компанией.

После заключения договора ОСАГО владельцу транспортного средства выдается полис. Это документ, который подписывается страховщиком и гарантирует право на получение денежной компенсации.

Одновременно с полисом застрахованному вручают перечень представительств страховщика и несколько бланков извещений о наступлении ДТП.

Какие необходимы документы

Для оформления полиса ОСАГО необходимо обратиться к страховщику со следующими документами:

  • паспортом, иным удостоверяющим личность документом;
  • паспортом транспортного средства;
  • свидетельством о регистрации ТС;
  • водительские права;
  • доверенность, если полис оформляет представитель владельца.

Владелец может предвидеть договором возможность управления транспортным средством иными лицами. При оформлении ОСАГО он должен будет предоставить их водительские права.

Для формирования страховых тарифов по ОСАГО очень важны сведенья о техническом состоянии транспортного средства. Страховщик может потребовать ряд документов, которые подтверждают эксплуатационное состояние страхового предмета.

Что делать, если страховая отказывается заключать договор

Если после подачи заявления, страховщик отказывается заключать договор ОСАГО, то в первую очередь необходимо получить мотивированный отказ компании в письменном виде.

Хорошо, если при непосредственном обращении к работникам страховой компании отказ в устном порядке сможет зафиксировать свидетель.

Если страховщик отказывается заключать договор ОСАГО, страхователь имеет право обратиться:

  • в суд с требованием о понуждении подписать обязательный, согласно с нормами законодательства РФ, договор;
  • в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам.

Страховая компания также не имеет права навязывать приобретение дополнительных к обязательному полису продуктов ( ФЗ «О защите прав потребителей»).

Например, если страховщик требует приобрести вместе с полисом ОСАГО и КАСКО, страхователь имеет полное право обратиться с жалобой в прокуратуру или Союз Автостраховщиков РФ.

Договор ОСАГО – это необходимый гарантийный минимум для владельца автотранспортного средства. Намного выгоднее дополнительно перестраховать свою гражданскую ответственность по ДСАГО. Но этот вопрос должен решаться на усмотрение владельца источника повышенной опасности, а не страховщика.

Видео: Выплаты по ОСАГО увеличились, но перезаключить страховой договор не получится

В последнее время страховые компании разработали новую концепцию занижения страховых возмещений по ОСАГО. Схема выглядит примерно так: после ДТП к вам приезжает эксперт (оценщик) от страховой компании, либо вы сами приезжаете на осмотр и после первичного осмотра (как правило, довольно беглого) вам предлагают подписать некое соглашение, по которому вы соглашаетесь на выплату в определенном размере и отказываетесь от проведения экспертизы и дальнейших претензий.

Еще один вариант это когда с подобным предложением обращаются к уже проблемному клиенту (например после того как несколько СТО отказали в ремонте) и вы приходите для того чтобы взять уже свою компенсацию деньгами и приступить к ремонту. Вам подсовывают то самое соглашение, в котором говорится, что вы берете оговоренную сумму и на большее не претендуете.

Что это такое

Такая процедура и правда предусмотрена на сегодняшний день и наиболее полно она описывается все в том же ППВС РФ от 26.12.17 №57 если быть точным то:

В случае, если по результатам проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший достигли согласия о размере страховой выплаты и не настаивают на организации независимой технической экспертизы транспортного средства или независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, такая экспертиза, в силу пункта 12 статьи 12 Закона об ОСАГО, может не проводиться. При заключении соглашения об урегулировании страхового случая без проведения независимой технической экспертизы транспортного средства или независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества потерпевший и страховщик договариваются о размере, порядке и сроках подлежащего выплате потерпевшему страхового возмещения. После осуществления страховщиком оговоренной страховой выплаты его обязанность считается исполненной в полном объеме и надлежащим образом, что прекращает соответствующее обязательство страховщика (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).

Заключение со страховщиком соглашения об урегулировании страхового случая без проведения независимой технической экспертизы транспортного средства или независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества является реализацией права потерпевшего на получение страхового возмещения, вследствие чего после исполнения страховщиком обязательства по страховой выплате в размере, согласованном сторонами, основания для взыскания каких-либо дополнительных убытков отсутствуют. Вместе с тем при наличии оснований для признания указанного соглашения недействительным потерпевший вправе обратиться в суд с иском об оспаривании такого соглашения и о взыскании суммы страхового возмещения в ином размере.

Как видно из этого текста эта мера придумана изначально для защиты прав потерпевшего и базируется на ГК РФ. Однако, страховщики заставляют подписывать это соглашение в ультимативной форме «нет соглашения – нет денег». Все подается под таким соусом, что обывателю кажется, что лучше уж синица в руках. А это на самом деле синица, ведь предлагаемый размер компенсации будет неплохо так занижен в 90% случаев, акулы страхового рынка своей выгоды упускать не любят.

В подавляющем большинстве случаев люди согласятся на заниженную выплату.

Подписывать или нет

Подписывать подобные соглашения стоит только в том случае, если вы на 100% уверены, что сумму вам предлагают достойную, которая вас устроит, покроет ремонт, и вы потом не будете «кусать локти». Такое бывает редко.

Если вы решили не подписывать, то требуйте, чтобы страховщик сделал свою экспертизу, это совсем не долго, на нее у него есть максимум 5 рабочих дней с момента вашего первого обращения. Огромна вероятность что и результаты этой экспертизы снова будут занижать стоимость затрат на восстановительный ремонт. Если ваш автомобиль идет на обязательный ремонт страховой, то вам это безразлично, т.к. независимо от того, что насчитала экспертиза вы вправе требовать качественного ремонта без всяких доплат. А уже по факту некачественного ремонта (если он некачественный) делайте экспертизу.

Если же речь идет о денежном возмещении, то неплохо бы сделать собственную экспертизу, если вы сомневаетесь, стоит или нет, то мы можем проконсультировать Вас и помочь принятию решения, если это возможно сделать по телефону. Если стоимость была занижена то затраты на экспертизу страховщик вам возместит, как и доплатит недосчитанное ранее.

Если уже подписал

Ситуация не совсем простая и возможный исход зависит от множества факторов. Как вы могли видеть в тексте ППВС возможность признать соглашение незаконным есть (через суд), но в суде нужно будет приводить аргументы и чем-то обосновывать свою позицию. Если вы не юрист, то вам это будет непросто, поэтому лучше сразу проконсультироваться с автоюристом и подумать, можно ли что-то сделать.


Форумы в Сети, посвящённые обсуждению проблем с ОСАГО , пестрят сообщениями от пользователей, которым компенсации по ОСАГО не хватило даже на минимально необходимый ремонт автомобиля.

Именно из-за этого в некоторых российских регионах столь популярной стала деятельность «автоюристов» - лиц, прибывающих на место аварии и приобретающих за небольшую сумму у пострадавших в ДТП право требования возмещения денежных средств по ОСАГО.


Само собой, потом «автоюристы» получают от страховых намного больше – все неустойки, штрафы и накладные расходы идут им в карман.

Тем не менее, проигравшей стороной, как обычно, является клиент: страховщики, терпящие убытки от деятельности «автостраховщиков», ограничивают количество доступных к продаже полисов, искусственно делают веб-сайты недоступными, а также всячески пытаясь снизить сумму выплачиваемой компенсации.

Рынок по ОСАГО, несмотря на огромное количество регулирующих его документов и структур, по большей части остаётся рынком стихийным, поэтому автолюбитель, попавший в аварию и желающий получить достаточное для качественного ремонта возмещение ущерба, должен знать, что делать и на какие уловки ни в коем случае нельзя попадаться.

Крупным российским информационным изданием с целью составления списка самых популярных уловок автостраховщиков были опрошены эксперты рынка автострахования. Все описанные ниже механизмы занижения выплат или их отсрочки будут применяться страховщиками как минимум до того момента, пока не будет введена натуральная компенсация причинённого ущерба.

  • Использование европротокола
    Агенты страховых компаний оперативно узнают, что их клиент попал в ДТП, и сразу же прибывают на место (стараясь опередить «аварийных комиссаров», которые по факту оказываются «автоюристами»). Прибыв на место аварии, работники страховой всеми силами стараются убеждать клиента, что автомобилю причинён незначительный ущерб, а значит, для экономии времени и сил можно оформить ДТП с использованием европротокола . Правда, при последующем исследовании автомобиля выясняется, что для восстановления машины 50 тысяч рублей, которые максимально могут быть выплачены по европротоколу, не хватит.

    В такой ситуации прежде всего нужно не поддаваться на провокации страховщиков. Ни в коем случае нельзя использовать европротокол в случае, если в ДТП была повреждена передняя часть автомобиля – повреждения в таком случае обычно видны только после диагностики в автосервисе.

    По мнению Олеси Емельяновой, юриста компании «Генезис», использование европротокола при оформлении ДТП чревато и другими неприятными для водителя последствиями. Если толковать п. 8 ст. 11.1 "Закона об ОСАГО" буквально (как обычно и делают автостраховщики), то может возникнуть следующая ситуация: при фактической сумме ущерба в 45 тысяч рублей страховщик может выдать клиенту всего 10 тысяч рублей и заявить, что требование компенсировать оставшиеся 35 тысяч является дополнительным требованием, которое не может быть предъявлено клиентом.

  • «Моментальная» выплата
    Попавший в ДТП водитель, собравший документы и пришедший для получения компенсации в офис урегулирования убытков, сразу получает от работника страховой предложение получить сразу же какую-то сумму компенсации, взамен подписав документ о полном отсутствии претензий.
    В такой ситуации, как считает Евгений Коротаев, возглавляющий отдел по развитию «Сравни.ру», ни в коем случае не стоит соглашаться на предложения работников страховой, а до конца настаивать на возмещении компенсации в полном объёме в установленные законом сроки. В противном случае может возникнуть ситуация, при которой суммы, полученной от страховой, не хватит на полный восстановительный ремонт автомобиля.
  • Задержка экспертизы
    При использовании данного способа снятия с себя обязательств страховая организация очень рано начинает тянуть время. Клиент, пришедший в офис урегулирования убытков, слышит от работника страховой организации, что дата, время и место оценки ущерба будут сообщены ему позже. Как правило, ни через несколько дней, ни через неделю, ни даже через несколько недель работники страховой не выходят на связь с клиентом. Расчёт в данной ситуации довольно прост: страховая ждёт, пока клиент не начнёт восстанавливать свою машину самостоятельно, чтобы потом с полным правом отказать ему в выплате.

    В такой ситуации главное – терпение: нужно либо пользоваться машиной в том состоянии, в котором она оказалась после ДТП, либо вовсе отказаться от езды на ней. Рано или поздно страховщик всё равно пойдёт на контакт: если вопрос с компенсацией ущерба не будет решён ею через 20 календарных дней после ДТП (праздники не учитываются), то страховая может «попасть» на очень крупный штраф.

    Эта уловка может быть применена страховщиком и после прохождения автомобилем экспертизы. Как считает Александр Коваль, возглавляющий АНО "За справедливые выплаты", страховая может намеренно не выдать клиенту акт о прохождении машиной осмотра, после чего заявить, что клиент не предоставил свой автомобиль для этой процедуры в оговоренные сроки. Чтобы не допустить этого, автовладелец должен запросить у страховщика документ со всеми определёнными дефектами автомобиля сразу после завершения процедуры.

  • Нарушения при проведении экспертизы
    Эксперт, который проводит дефектовку автомобиля, намеренно не вносит в документ о её прохождении сведения о неисправностях или дефектах, появившихся в автомобиле в результате аварии. При использовании такой уловки эксперты, как правило, либо утверждают, что какие-то царапины на кузове были ещё до аварии, либо умалчивают о скрытых дефектах.

    В этой ситуации нужно изначально не надеяться на то, что эксперт будет заинтересован максимально «раскрутить» страховую организацию на выплату большой суммы. Часто многие автолюбители, рассчитывающие на экспертов как на людей, которые помогут им получить хорошее по размеру возмещение ущерба, с досадой узнают, что та деталь, которая должна быть заменена, вполне может быть отремонтирована, а деталь, подлежащая ремонту, должна быть просто покрашена.

    По мнению генерального директора компании «Оливия» Андрея Лихачёва, клиент при осуществлении экспертизы должен также осматривать автомобиль и при обнаружении дефектов, которые не были отражены экспертом в документе о прохождении процедуры, настаивать на их внесении в дефектовку. Кроме того, автолюбитель также может выразить своё несогласие с результатами процедуры путём написания замечания.

    Кроме того, как считает Лихачёв, клиент должен осмотреть свой автомобиль и по возможности указать на обнаруженные дефекты ещё тогда, когда ДТП оформляется сотрудниками ГИБДД. Большинство автовладельцев, попадающих в аварии, забывают, что у их машин могут быть ещё и внутренние повреждения, из-за чего им потом приходится восстанавливать авто за собственный счёт.

  • Заключение соглашения о размере повреждений
    По результатам экспертизы сотрудник компании-страховщика предлагает клиенту подписать некое соглашение о размере повреждений. Клиент, подписывающий документ, по сути, добровольно даёт согласие на обман себя страховой организацией.

    В такой ситуации прежде всего нужно внимательно изучить текст документа и при наличии в нём пунктов, с которыми клиент не может согласиться, подпись ставить не нужно. Дело в том, что после подписания такого соглашения клиент лишается права требовать денег для устранения повреждений, не указанных в тексте соглашения. По мнению Олеси Емельяновой, эксперта компании «Генезис», суды в таких случаях встают на сторону автостраховщиков: соглашения, предлагаемые страховщиками, составлены чаще всего понятно и доступно, а значит, по мнению судов, препятствий для их объективного и всестороннего изучения сторонами нет.

  • Занижение суммы ущерба ОСАГО
    В этом случае экспертиза, как правило, не вызывает у клиента никаких вопросов, однако затем он получает компенсацию, в несколько раз меньше той, на которую рассчитывал.

    В этом случае клиент страховой должен попытаться найти в предоставленных ему документах намеренно допущенные «ошибки». По мнению Андрея Барсукова, заместителя генерального директора «Русского АвтоМотоКлуба», в калькуляциях по необходимым для восстановления машины процедурам часто занижаются объёмы работ, а также не указываются некоторые дорогостоящие детали. Использование в комплексе таких мер, как заявляет Барсуков, позволяет снизить сумму выплаты почти вдвое.

    Клиент, получивший несоответствующую ущербу компенсацию, должен провести самостоятельный аудит, начать который следует с запроса у страховой компании копии документа, на основании сведений из которого был составлен страховой акт. Как считает Александр Коваль, возглавляющий АНО "За справедливые выплаты», большинство страховщиков в такой ситуации откажут в предоставлении документа, однако такие действия страховых организаций незаконны и могут повлечь за собой наказание.

    Дмитрий Белов, возглавляющий финансовый департамент ГК «АвтоСпецЦентр», рекомендует в таких случаях автовладельцам самостоятельно проводить независимую экспертизу , получать результаты, а затем на их основании направить страховой организации претензию. Страховщики обязаны в пятидневный срок принять претензию к рассмотрению и направить клиенту ответ.

    Впрочем, независимый эксперт имеет ограниченное влияние на ситуацию. По мнению участников рынка автострахования, ценовые справочники, составленные РСА, чаще всего содержат в себе заниженные по сравнению со среднерыночными цены на проведение самых популярных восстановительных работ и на приобретение самых популярных запчастей и деталей.

  • Задержка получения клиентом компенсации
    Клиент, собравший все документы по ДТП, предоставивший их на рассмотрение страховой и передавший автомобиль на экспертизу, определяющую ущерб, тем не менее, не получает от страховщика возмещение ущерба.

    В такой ситуации прежде всего нужно изучить правила страхования. Они могут быть размещены на сайте организации-страховщика, кроме того, при заключении соглашения о страховании клиент должен получать брошюру с этими правилами. Детально изучив правила и поняв, что страховщик ими пренебрегает, клиент может переходить к активным действиям.

    По мнению Александра Коваля, в такой ситуации нужно сначала составить жалобу в РСА и Центробанк. Если эти структуры не дают чётких ответов, клиент может направить своему страховщику досудебную претензию, в которой нужно потребовать предоставления сведений о задержке выплаты и потребовать немедленной компенсации ущерба. Чтобы претензия была обязательно рассмотрена страховой организацией, она должна быть направлена либо заказным письмом с уведомлением о вручении, либо передана через секретаря организации с отметкой о принятии.

    Если же страховщик не реагирует и на это, клиент имеет полное право обратиться в суд и потребовать не только компенсации ущерба, но также и выплаты процентов за просрочку, а также получения неустойки.

  • Претензии к полису клиента
    Страховщик начинает предъявлять клиенту претензии о том, что его полис о каким-то причинам недействителен.

    По мнению Алины Тухватуллиной, юриста нашего общества, при предъявлении страховой претензий к подлинности полиса клиента клиент должен найти и предоставить на рассмотрение квитанцию, которая была выдана ему при приобретении полиса, другие документы, которые были оформлены при заключении страхового соглашения, а также поднять переписку клиента и представителей страховщика.

    Эксперты рынка советуют вести общение со страховщиком в письменном виде (посредством направления ему бумажных писем с обязательным сохранением не только самих писем, но и конвертов из-под них), а также помнить о действующем в российском праве принципе презумпции невиновности.

    Примером может послужить недавний прецедент в Кемеровской области, когда судья при рассмотрении подобного дела встал на сторону клиента страховой организации. Как отмечалось в решении суда, клиент, покупающий полис ОСАГО, не обязан проверять законность оснований, на которых им владеет конкретная страховая компания. Кроме того, как отметил судья в своём решении, если полис, купленный страхователем, не имеет явных признаков подделки, то даже в том случае, если он является поддельным, страхователь всё равно имеет право на получение компенсации.

    Алина Тухватуллина замечает, что подобная судебная практика отвечает позиции Верховного Суда, Постановление которого от 29.01.2015 говорит: «Выдача полиса ОСАГО при отсутствии доказательств иного является подтверждением факта заключения соглашения об ОСАГО».
    По мнению Андрея Барсукова, представляющего «Русский АвтоМотоКлуб», страховые организации часто сами очень недобросовестны в этом вопросе, объявляя даже проданные в своих офисах полисы ОСАГО утраченными. Как считает Барсуков, соглашаться на предложения о приобретении полиса ОСАГО по низкой цене не стоит: проблем с получением компенсации ущерба при выборе такого варианта может быть очень много.

  • Апелляция к проблемам с полисом виновника ДТП
    Страховая организация может отказать в выплате, ссылаясь на отсутствие подтверждений наличия у водителя, виновного в ДТП, действующего полиса ОСАГО.

    Решение проблемы в такой ситуации одно – суд. Однако перед подачей искового заявления нужно понять, с кем именно следует судиться. Как отмечает Евгений Коротаев, представляющий сервис «Сравни.ру», в этом вопросе возможны варианты: со страховой нужно судиться, если страховщик отказывает в выплате на основании неполучения денег по факту заключения соглашения ОСАГО от своего агента; подавать в суд на виновника аварии нужно в том случае, если его полис имеет явные признаки подделки.

  • Апелляция к другим проблемам
    Страховая организация отказывает своему клиенту в выплате на основании веской причины, к которой сам страхователь, тем не менее, не имеет никакого отношения.

    В таком случае нужно проштудировать текст закона «Об ОСАГО» и определить, какой вес имеют указанные страховщиком обоснования для отказа в выплате. Если причины надуманны, страхователь может смело обращаться для рассмотрения дела в суд. По мнению Андрея Ермакова, руководителя общества автомобилистов, часто страховщики отказывают в выплате на основании того, что вина другого водителя в ДТП не доказана либо на основании того, что лицо, являющееся виновным в ДТП, не было внесено в страховку. Это, как и многие другие причины (даже отзыв лицензии у страховой организации на ведение страховой деятельности либо наличия в крови виновника аварии алкоголя) не может стать оправданием невыплаты денежной компенсации страховщиком страхователю.

P. S. Андрей Ермаков, партнер общества автоюристов и адвокатов по ДТП:

Часто страховщики, действуя не так, как желают того страхователи, руководствуются исключительно стремлением к «лёгким деньгам». Участники рынка ОСАГО должны защищаться от мошенников и выполнять все требования законодательства.

Сегодня судебные учреждения и надзорные структуры действуют по отношению к страховщикам достаточно однобоко, взыскивая с них компенсации в тех ситуациях, когда обстоятельства, приведшие к ущербу для страхователя, не являются очевидными. Именно это, кстати, послужило мощным толчком для появления большого количества адвокатов по ДТП , из-за чего страховщики вынуждены взаимодействовать со своими клиентами ещё жёстче, чем раньше. Основная пострадавшая сторона, как и раньше – добросовестные страхователи.

Другой бич рынка ОСАГО – огромное количество мошенников. По оценкам лидеров рынка, страховщики ежегодно теряют порядка 20% выплат, которые поступают в карман мошенническим структурам. Из-за этого большинство страховщиков вынуждены ужесточать правила получения клиентами компенсации, что большей частью страхователей воспринимается как попытка страховщика уклониться от своей обязанности компенсировать ущерб.

За последние несколько лет вступило в действие множество правок к закону «Об ОСАГО» и подзаконных актов, ограничивающих и без того достаточно узкие рамки деятельности страховых организаций. Правки и подзаконные акты чётко устанавливают, какой максимальный срок должен пройти с момента ДТП до момента получения компенсации страхователем, утверждают единую методику, по которой должен рассчитываться ущерб страхователя, а также устанавливают серьёзные штрафные санкции для страховщиков, не выполняющих требования законодательства.

Всё это не позволяет страховым организациям, работающим на рынке ОСАГО, каким-либо образом уходить от своих обязательств по выплате компенсаций своим клиентам.

Отправить

Класснуть

ОБЗОРПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМСТРАХОВАНИЕМ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение вопросов, поступивших из судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также обобщение отдельных материалов судебной практики, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Порядок действий при наступлении ситуации

На основании изложенного просил в иске отказать. Судом установлено, что в 21-45 часов на 86 км.

автодороги Киров – Пермь произошло ДТП с участием автомобиля истца (Данные деперсонифицированы), под управлением водителя А. С

автомобиля (Данные деперсонифицированы), под управлением водителя М. Л

Сданные бумаги должны соответствовать тем, что были указаны в договоре. Кроме того они должны давать исчерпывающую информацию насчет страховой ситуации, состояния пострадавшего и т.д.; страховщик не может требовать список документов, не указанных в договоре; страховщик обязан в самое близкое время рассмотреть заявление, после чего должен вынести решение; в случае, когда оснований для отказа в выплате страхового возмещения не имеется, страховщик должен выплатить сумму за возмещение вреда. Представитель ответчика ОСАО «Ресо - Гарантия» по доверенности М.С. пояснил, что требования иска не признает, не согласен с требованиями о взыскании штрафа.

Истцу направлялось письмо об урегулировании спора по его претензии.

Процессуальные вопросы

1. Спор между индивидуальным предпринимателем, использующим транспортное средство в целях осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору ОСАГО подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Пример. С. обратился в суд с иском к страховщику о взыскании суммы недоплаченного страхового возмещения, ссылаясь на то, что 3 июня 2015 г. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого было повреждено принадлежащее ему транспортное средство «RENAULT Logan».

Разрешая вопрос о принятии искового заявления к производству, суд общей юрисдикции, на основании части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), а также части 2 статьи 27 и статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), пришел к выводу о том, что дело подведомственно арбитражному суду исходя из следующего.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, производится в порядке, предусмотренном названным приказом для регистрации транспортных средств за физическими лицами.

Выплата страхового возмещения по имущественному страхованию

6. При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Незаключение новым владельцем договора ОСАГО лишает его права обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность предыдущего владельца.

транспортное средство. Гражданская ответственность Б.

была застрахована на срок с 12 марта 2014 г. по 11 марта 2015 г. в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению данным транспортным средством. Новым владельцем транспортного средства П.

договор ОСАГО не заключался. 29 января 2015 г. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого было повреждено принадлежащее ему транспортное средство.

Страховщиком, застраховавшем гражданскую ответственность Б. заявление П.

о страховой выплате в порядке прямого возмещения убытков оставлено без ответа. П.

обратился в суд с иском к страховщику о взыскании страхового возмещения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Памятки-алгоритмы первой помощи при ОКС и ОНМК -

Сделать это нужно незамедлительно или в определенный договором срок. Способ информирования также выбирается в соответствии с данным документом.

Страховщика можно посетить лично, позвонить ему по телефону, отправить сообщение по почте.

При наступлении страхового события СК покрывает сумму причиненного ущерба полностью или частично. При наступлении страхового случая причитающуюся компенсацию получает выгодоприобретатель - лицо, которое имеет имущественный интерес по отношению к застрахованной собственности.

Это может быть не только владелец объекта, но и другой человек (организация), чьи интересы были затронуты.

Часто в таких случаях страховые компании предлагают оформление полисов на предъявителя.

Решение по делу о признании соглашения об урегулировании страхового случая по договору ОСАГО недействительным, взыскании суммы страхового возмещения, судебных расходов

На момент повреждения автомобиль принадлежал Ф.И.О.4 и был застрахован в ООО «Росгосстрах». В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль истца получил механические повреждения.

Это может быть не только владелец объекта, но и другой человек (организация), чьи интересы были затронуты. Часто в таких случаях страховые компании предлагают оформление полисов на предъявителя.

Страховым случаем в имущественном страховании считается любой случай нарушения имущественных интересов клиента. В России имущественные интересы страхуют от порчи или полной гибели в результате несчастных случаев, неблагоприятных инцидентов, природных катастроф.

Шение по УБЫТКУ ОСАГО

И в этом мире людям надо как-то выживать. А лучше просто жить. Жить по закону. И не плохо бы его, Закон, знать.

А по поводу Вашего мнения, что страховая компания

«ИМЕННО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ТОЛЬКО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ»

Ну что ж, «блажен, кто верует» Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Противоречит действующему законодательству и нарушает его права, П. обратился в суд с иском к страховой компании «С», ссылаясь на положения части 1 статьи 15 ГК РФ. статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей.

части 3 статьи 16.1 Закона об ОСАГО.

о признании соглашения от 17 апреля 2015 г. недействительным; взыскании страхового возмещения в размере 39 675 рублей, а также по иным требованиям. При разрешении спора судом установлено, что 17 апреля 2015 г.

Договор страхования - это гражданско-правовая сделка между страховщиком и страхователем, в силу которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату при условии оплаты страхователем премии в обусловленные договором сроки. Договоры страхования могут быть классифицированы, в основном, по объектам страхования и по видам страхования.

Добрый день! Насчёт всех регинов незнаю, но в ЯНАО такая практика практически повсеместная.

Полагаю, это самый действенный способ борьбы с автоюристами, придуманный несчастными страховщиками.

8.4. Общая сумма выплат по одному или нескольким страховым случаям, происшедшим в период действия договора страхования, не может превышать страховой суммы по каждому объекту (средству транспорта, дополнительному оборудованию, багажу, водителю и пассажирам застрахованного транспортного средства) При этом под полным уничтожением транспортного средства понимается такое его повреждение, в результате которого средство транспорта не может быть приведено в его первоначальное состояние путем ремонта.

Транспортному средству П.

причинены механические повреждения.

Транспортное средство было осмотрено 11 апреля 2015 г. и страховщиком, застраховавшим гражданскую ответственность П.

(страховая компания «С»), выплачено 8702 рубля. 17 апреля 2015 г. при получении акта о страховом случае.

акта осмотра транспортного средства от 11 апреля 2015 г. П. подписал соглашение, в соответствии с условиями которого размер страхового возмещения составил 8702 рубле.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Банк навязал страховку по кредиту: как вернуть?

Как быть с данным произволом, есть все данные о многократном занижении и расхождении между выплатой по доп.соглашению и НЭ. Или в других регионах перерасчеты не делают, а ведут потерпевшего под руку, дабы не соскользнул с острия ножа?

Добрый день! Насчёт всех регинов незнаю, но в ЯНАО такая практика практически повсеместная. Полагаю, это самый действенный способ борьбы с автоюристами, придуманный несчастными страховщиками.

Павел, я не против Ильфа и Петрова, но они не писали ни Гражданских Кодексов, ни Федеральных законов, и, к сожалению, Сергей не сможет в суде или в досудебных переговорах со страховой компанией сослаться на данных авторов.

Если б не было на земле горя, то и страховых компаний, наверно бы, не было. Но мы живем в реальном мире, где есть и горе, и слезы, и потери.

И в этом мире людям надо как-то выживать.

При частичном повреждении транспортного средства – в процентном соотношении поврежденных частей и деталей транспорта к его общему объему и заявленной по договору страховой сумме на основании таблиц-приложений к настоящим Правилам.

При наступлении страхового случая, когда сумма возмещения при частичном повреждении транспортного средства не превышает 5% страховой суммы, Страхователю предоставляется возможность получения страховой выплаты без предоставления документа, подтверждающего факт и причину страхового события от компетентной организации.

Классификация договоров страхования по объектам страхования есть деление их на договоры личного страхования и договоры имущественного страхования.

Памятка о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии

Добрый день!

Насчёт всех регинов незнаю, но в ЯНАО такая практика практически повсеместная.

А лучше просто жить. Жить по закону. И не плохо бы его, Закон, знать. А по поводу Вашего мнения, что страховая компания

Суброгация

8. Страховщик, выплативший страховое возмещение по договору добровольного страхования (КАСКО), вправе требовать полного возмещения причиненных убытков от страховщика, застраховавшего ответственность причинителя вреда, независимо от того, имелись ли условия, предусмотренные для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков.

Пример Страховая компания (истец) обратилась в суд с иском к страховой организации (ответчик) о возмещении суммы ущерба, причиненного гражданином М., ответственность которого застрахована ответчиком по договору ОСАГО.

В обоснование заявленных требований истец указал, что между ним и потерпевшим — гражданином К. — заключен договор КАСКО в отношении транспортного средства, которому в результате неправомерных действий гражданина М. были причинены повреждения. Во исполнение данного договора истцом возмещена стоимость повреждений владельцу транспортного средства.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.

Судом установлено, что между истцом и гражданином К. заключен не только договор КАСКО, но и договор ОСАГО. Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате столкновения двух транспортных средств, ответственность водителей — владельцев столкнувшихся транспортных средств — застрахована, что является основанием для прямого возмещения убытков.

При наличии условий, предусмотренных для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков, заявление о страховой выплате может быть подано только к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего.

ОСАГО – полис страхования автогражданской ответственности в обязательном порядке. Он нужен всем, кто управляет автотранспортным средством, но не помогает тому, кто купил его. При ДТП виновник не получит деньги на восстановление пострадавшего авто, но не оплатит ремонт пострадавшей машины – это сделает страховая компания. Подробнее о нюансах страховки ОСАГО для виновника ДТП можно узнать .

Важно! Чтобы получить выплату, при дорожно-транспортном происшествии должен быть причинен вред здоровью, жизни водителя или пассажирам/пешеходам и имуществу.

Перечень

По Законам РФ страховку по ОСАГО получает лишь тот, кто признан в ДТП пострадавшей стороной из-за того, что имел место быть ущерб его жизни, имуществу, здоровью. Из любого правила есть исключения, а поэтому в первую очередь стоит перечислить, что входит в и когда обязательно выплатят компенсацию:

При повреждении чужого имущества максимальный размер выплат – до 400 тыс. рублей, а при нанесении вреда жизни и здоровью – до 500 тыс.

Будет ли выплата по страховке при попадании камня в лобовое стекло?

В силу сложной дорожно-транспортной ситуации в России не редко автовладельцы страдают по вине дорожных служб. Щебенка вместо асфальтированного покрытия на дорогах летит из-под колес чужого автомобиля в случайно проезжающий.

Что делать в таком случае? Первым делом соблюдают спокойствие, спокойно останавливаются у обочины, включают аварийную световую сигнализацию и вызывают на место ДТП сотрудников ГИБДД и страхового комиссара. Попадание камня в лобовое стекло – дорожно-транспортное происшествие в соответствие с ПДД. Труднее получить по этому случаю страховую выплату.

Если у автовладельца есть на руках КАСКО, выплатят ее незамедлительно. А если только ОСАГО, и нет полиса КАСКО, готовьтесь к нервотрепке. При решении выплачивать или нет страховку, специалисты оценят все обстоятельства произошедшего. Иногда такие случаи рассматривают в суде. Решение будет зависеть от судьи. Он может неожиданно для всех – и для страховщика, и для автовладельца признать произошедшее на дороге – не дорожно-транспортным происшествием.

Вот и получается, что попадание камня в лобовое стекло – ДТП, но вот для страховщиков оно – сомнительный прецедент. И ГИБДД нельзя не вызывать, иначе очевидцы донесут и лицу, которое понесло материальный ущерб, присудят оставление места ДТП в соответствие с п. 2.5 ПДД и составят на него протокол по ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ .

Не страховые случаи

Расскажем о нестраховых случаях:

Как узнать, подлежит ли твой ущерб возмещению?

Чтобы не упустить момент, в страховую компанию обращаются с заявлением о ДТП в 15-дневный срок , подробнее о сроках обращения можно узнать . Некоторые россияне пропускают этот срок, так как ждут документы от сотрудников ГИБДД. Необходимость в этом отсутствует, так как страховщик может сам затребовать все документы у них после отправления официального запроса.

Там пишут заявление установленного образца с обязательным приложением всех перечисленных выше документов. Только после того, как проведут экспертизу, вынесут решение по делу – попадает ли ДТП под категорию страховых случаев по ОСАГО или нет. Больше нюансов о порядке обращения после ДТП в страховую компанию можно узнать в .

Сколько ждать решения от страховщика?

Ждать стоит 20 дней с момента подачи заявления. Возможные варианты решения проблемы: выплата денег на ремонт, отказ в их уплате по обоснованной причине.

Порядок действий при наступлении ситуации

Справка! Иногда из-за несоблюдения порядка действий при наступлении страхового случая по ОСАГО ДТП не регистрируют или сотрудники ГИБДД наказывают пострадавшее лицо штрафами.

Что делать, если произошел страховой случай по ОСАГО, дабы не столкнуться с такими последствиями? Необходимо обязательно предпринять следующее:

Больше нюансов о порядке действий при ДТП можно узнать в .

Соглашение об урегулировании

Не все случаи с выплатой страховки рассматривают в суде. Чаще всего, если произошел такой случай, потерпевший подписывает соглашение об урегулировании и получает наличными деньги на ремонт. Чем чревато его подписание? Соглашение об урегулировании страхового случая по ОСАГО разрешают заключать в соответствие с п.3 ст. 12 Закона об ОСАГО . Его подписывают только тогда, когда ДТП попадает под категорию страховых случаев.

После экспертизы страховщик огласит пострадавшей стороне сумму выплаты, а потом предложит решить дело до суда. Подписав согласие, выплачивают деньги и «расходятся» (каков ?). А чуть позже пострадавший вдруг понимает, что сумма выплаты не покроет весь ремонт.

Что делать в таком случае? Имеет ли юридическую силу соглашение? Соглашение – это тот же самый договор, подтверждающий заключение сделки. Оно имеет юридическую силу, и при его подписании нельзя будет отыграть ситуацию в другую сторону. Поэтому прежде чем подписывать его, надо оценить ущерб с привлечением своего эксперта (когда нужна ?). И если расхождения в суммах выплат будут существенными, никакие соглашения не подписывать, а идти в суд с заявлением.

Заключение

Признанная потерпевшей сторона в ДТП получает страховую выплату по ОСАГО в оговоренные законом сроки. Чтобы не потерять статус потерпевшего и не нарваться на уплату штрафов, важно соблюсти порядок действий при аварии и не вступать в конфликт с другой стороной. Обо всех спорных случаях можно узнать, созвонившись со страховым комиссаром, номер телефона которого указывают на полисе ОСАГО в обязательном порядке.

Многолетний опыт работы во всех областях юриспруденции и экономики