Управление общественными финансами. Система управления государственными финансами Текущее управление государственными финансами

Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений .

В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и др.

Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты - приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам.

Указы Президента РФ, как правило, содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов (например, Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

На основании постановлений Правительства РФ осуществляется правовое регулирование процесса управления государственными финансами со стороны высшего органа исполнительной власти в Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики. К примерам наиболее значимых из них в настоящее время относятся Постановление Правительства РФ от 20.05.98 № 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, поскольку позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями и получателями бюджетных средств. При этом правовому регулированию подлежат все составляющие процесса управления финансами - прогнозирование и планирование источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на макроуровне, управление исполнением бюджетов и порядок проведения финансового контроля за деятельностью государственных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления. К указанным нормативным актам относятся прежде всего приказы, письма и инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, органов Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ, органов управления государственными социальными внебюджетными фондами.

В сфере финансов субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, определяющими правила организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм; федеральными законами об акционерных обществах , государственных (муниципальных) унитарных предприятиях, обществах с ограниченной ответственностью ; финансовым законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по мобилизации субъектами хозяйствования дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке.

Совокупность всех финансовых правовых актов, которая составляет правовую основу управления финансами в РФ, изображена на рис. 3.2.


Рис. 3.2. Правовая основа управления финансами в Российской Федерации

Эффективность управления финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому во всех странах правовым вопросам регулирования экономики государства уделяется повышенное внимание. В конституциях некоторых государств (например, в Бельгии, Германии, Швеции) в отдельный раздел выделяются финансовые вопросы - финансовая конституция. В Российской Федерации современное финансовое право проходит новый виток в своем развитии, не все финансовые отношения получили четкую, правовую регламентацию, что на практике приводит к применению в ряде случаев директивного управления финансами, а не управления посредством закона. Вместе с тем многие действующие юридические нормы, в том числе относящиеся к финансовому праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым относятся:

  • противоречия между федеральным и региональным (муниципальным) законодательством, что, с одной стороны, приводит к сепаратистским тенденциям в построении финансовых отношений между субъектами власти разных уровней бюджетной системы РФ, а с другой - к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований в федеральном законодательстве (например, до сих пор отсутствует четкое разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ);
  • противоречия между отдельными законами и ведомственными нормативно-правовыми актами, порождающие их неоднозначное толкование;
  • формальный характер научной экспертизы принимаемых проектов законов и нормативно-правовых актов в финансовой сфере;
  • наличие законов и нормативно-правовых актов, которые не исполняются в течение ряда лет из-за отсутствия финансовых ресурсов для их реализации;
  • нечеткие формулировки в нормативных документах , порождающие необходимость их уточнения и дополнения;
  • сложный, псевдонаучный язык нормативных документов;
  • несвоевременное принятие и опубликование в печати законов и подзаконных нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.

Решение указанных проблем в области финансового права позволит обеспечить стабильность развития экономики нашего государства, повысить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, усилить действенность финансового контроля за деятельностью органов власти и отдельных организаций и укрепить финансовое положение государства.

Органы управления финансами в Российской Федерации

В управлении финансами при определении целей и задач финансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления

Управление финансами на федеральном уровне

Иные функции осуществляет современное Федеральное казначейство Российской Федерации. Необходимость его создания в 1993 г. была вызвана: банковской реформой, в результате которой средства федерального бюджета оказались рассредоточены в разных кредитных организациях ; отсутствием автоматизации безналичных расчетов и соответственно отсутствием оперативной информации у Минфина России о движении бюджетных средств; конституционной реформой, в результате которой исполнение федерального бюджета перестало относиться к вопросам деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Таким образом, проблемы исполнения федерального бюджета вызвали необходимость создания специального органа - Федерального казначейства, к которому от банков перешли учетно-контрольные функции. В соответствии со ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы, примером этого являются органы Федерального казначейства, представляющего собой строго централизованную систему, во всех субъектах Российской Федерации.

Органам федерального казначейства открыты счета в подразделениях Центрального банка Российской Федерации и уполномоченных банках по учету средств федерального бюджета, следовательно, у них есть возможность контролировать деятельность коммерческих банков по своевременному исполнению платежных поручений налогоплательщиков и плательщиков других обязательных платежей в бюджет. Казначейские органы осуществляют краткосрочное прогнозирование исполнения доходов и расходов федерального бюджета. Они открывают и ведут лицевые счета бюджетных учреждений как учетные регистры на банковском счете по учету средств федерального бюджета. Кроме того, Казначейство России также осуществляет распределение регулирующих налогов между бюджетами разного уровня, а также государственными внебюджетными фондами (например, различные виды акцизов, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог , единый налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог на вмененный доход и т.д.).

В условиях казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации приходно-расходные операции (кассовое исполнение бюджета) осуществляют кредитные организации, но учет этих операций осуществляют органы федерального казначейства. Они также составляют оперативную, квартальную и годовую отчетность об исполнении федерального бюджета.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 134) в случае получения финансовой помощи из федерального бюджета субъектом Российской Федерации региональный и местные бюджеты данного субъекта должны также исполняться через органы федерального казначейства. В настоящее время органами федерального казначейства заключены соглашения со многими субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями о таком исполнении.

Эти органы осуществляют информационный обмен: с налоговыми органами; органами, администрирующими неналоговые доходы бюджета; с кредитными организациями, в которых открыты счета по учету бюджетных средств; территориальными финансовыми органами; распорядителями и получателями средств федерального бюджета; Счетной палатой Российской Федерации. В настоящее время ведется работа по полному переводу такого информационного обмена в электронный вид с использованием новейших технологий в режиме реального времени.

Если проводить аналогию с другими странами, то следует иметь в виду, что зарубежные казначейства выполняют разнообразные функции, не всегда сходные с функциями Федерального казначейства Российской Федерации (например, в США Федеральное казначейство выполняет даже функции по охране президента, а в Италии - по управлению всем государственным имуществом, а не только бюджетными средствами). Наиболее близко по функциям к российскому казначейству Государственное казначейство Франции.

Управление финансами на региональном уровне

Высшие органы законодательной власти субъектов Российской Федерации утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции (о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении, о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчете о его исполнении, о мерах государственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др.). Кроме того, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы и по федеральным законам, в том числе в области финансов.

Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ответственны за выработку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством. В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов Российской Федерации, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации. К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации может быть создан специальный орган (например, Комитет муниципальных займов Правительства г. Москвы). Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах - как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы).

Финансовые органы субъектов Российской Федерации в отличие от финорганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Вместе с тем в ст. 78 Конституции РФ предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Российской Федерации и наоборот. Именно на этом основана возможность привлечения органов федерального казначейства (ст. 168 БК РФ) к исполнению региональных бюджетов, средства которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации и не подпадают в перечень федеральных полномочий. Таким образом, в соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, имеют право на создание собственного казначейства, но могут заключать договоры с органами федерального казначейства, в то время как дотационные регионы должны исполнять бюджеты через органы федерального казначейства.

Управление финансами на местном уровне

Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Типовое положение о финансово-казначейском органе муниципального образования разработано и одобрено Правлением Союза российских городов в 1998 г. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции Российской Федерации.

При этом к исполнению дотационных местных бюджетов (а также бюджетов недотационных муниципальных образований, расположенных на территории региона, получающего финансовую помощь из федерального бюджета) привлекаются органы федерального казначейства и региональных казначейств. Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов Российской Федерации.

Органы управления финансами в коммерческих организациях.

Управление финансами в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления (например, для акционерных обществ это собрание акционеров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы, они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями. В небольших организациях, где нет специальных финансовых служб, их функции выполняют бухгалтерии. Для коммерческих организаций, входящих в состав финансово-промышленных групп , большое значение в управлении финансами имеют решения, принимаемые головной компанией этой группы, то же касается крупных холдингов, не зарегистрированных как финансово-промышленные группы.

Органы управления финансами в некоммерческих организациях. Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Кроме руководителей таких организаций, решения по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и др. Наибольшей спецификой управления финансами по сравнению с другими некоммерческими организациями обладают бюджетные учреждения. Финансовые планы в виде смет доходов и расходов бюджетных учреждений утверждают главные распорядители и распорядители бюджетных средств, от решений которых во многом зависит финансовое состояние учреждения. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств фактически определяют структуру расходования бюджетных средств учреждениями, принимают решения о возможности получения дополнительного финансирования за счет сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, а также утверждают сметы доходов и расходов от предпринимательской и приносящей доходы деятельности. Большую роль в управлении финансами бюджетных учреждений и других некоммерческих организаций играют бухгалтерии, которые разрабатывают проекты смет, ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность об исполнении смет доходов и расходов. Бюджетные учреждения могут обслуживаться централизованными бухгалтериями, создаваемыми при органе государственной власти или органе местного самоуправления.

Совершенствование организации управления финансами, развитие правовой базы и использование современных информационных технологий являются основными направлениями обеспечения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы.

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под управлением финансами?
  2. Каковы объективные предпосылки управления финансами?
  3. Каковы объекты и субъекты управления финансами?
  4. Охарактеризуйте функциональные элементы управления финансами.
  5. Дайте определение финансового права и охарактеризуйте финансово-правовые акты, используемые в ходе управления финансами в РФ.
  6. Какие органы управления финансами в РФ создаются на федеральном, региональном и местном уровнях?
  7. В каком случае федеральные органы власти могут привлекаться для управления финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований?
  8. Каковы основные задачи и функции Министерства финансов РФ?
  9. Укажите причины создания органов федерального казначейства.
  10. Как осуществляется управление финансами коммерческих и некоммерческих организаций?

Задания для самостоятельной работы

  1. Используя отечественные и зарубежные энциклопедические издания, учебники и учебные пособия, а также другие виды публикаций (монографии, брошюры), выпущенные за последние годы, проанализируйте и сопоставьте точки зрения отечественных и зарубежных ученых-экономистов на состав функциональных элементов управления финансами. Сделайте выводы об обоснованности их теоретических позиций.
  2. Подберите финансово-правовые акты, используемые в ходе управления финансами в соответствующей сфере (звене) финансовой системы РФ. Выделите недостатки действующих в данной сфере (звене) финансово-правовых актов. Обоснуйте свои выводы.
  3. На основе правовых актов субъектов РФ охарактеризуйте основные задачи и функции финансовых органов субъектов РФ, сравните их с задачами и функциями Министерства финансов РФ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Финансовая система РФ

Денежные отношения, отражающие движение денежных средств и связанные с образованием фондов называются финансовыми отношениями. Совокупность финансовых отношений может быть выделена в четыре крупные сферы, образующие финансовую систему .

Структура финансовой системы РФ:

Государственные финансы:

Государственный бюджет;

Государственный кредит.

Региональные (местные) финансы:

Региональный (местный) бюджет;

Внебюджетные региональные фонды;

Муниципальные займы.

Финансы юридических лиц:

Финансы предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих коммерческую деятельность;

Финансы предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность;

Финансы общественных объединений.

Финансы физических лиц (граждан).

Публичные финансы представлены бюджетной системой страны и государственным кредитом.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов формируются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства и сферы услуг. Формами использования финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые обеспечивают потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах платности и возвратности для финансирования государственных расходов

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности - относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов, которая в последующем, в результате перераспределения по установленным государством правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов.

Финансовая политика государства

Государство в процессе своего функционировавния осуществляет деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Федеральное казначейство РФ;

Министерство РФ по налогам и сборам;

Счетная палата РФ;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Президент РФ, Государственная Дума ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Правительство РФ осуществляют общее руководство государственными финансами.

Перечислим основные функции данных органов:

Определение основных направлений финансовой политики Российской Федерации;

Подготовка, рассмотрение и принятие федерального бюджета;

Исполнение федерального бюджета;

Контроль за исполнением федерального бюджета.

Остальные из указанных органов осуществляют определенные функции управления государственными финансами (например, Счетная палата осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств; налоговые органы - сбор налогов и т.д.).

Функции непосредственного управления государственными финансами выполняют Министерство финансов РФ и подведомственные ему органы.

Органы, осуществляющие управление государственными финансами субъекта РФ, их функцииопределяются федеральным законодательством, конституциями (уставами) субъектов РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Обычно к данным органам относятся:

Высшее должностное лицо субъекта РФ;

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

Высший орган исполнительной власти субъекта РФ;

Территориальные органы Министерства финансов РФ в субъекте РФ;

Иные органы.

Органы, осуществляющие управление муниципальными финансами, определяются уставом и иными правовыми актами муниципального образования, принятыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта РФ.

Как правило, к данным органам муниципального образования относятся:

Глава муниципального образования;

Представительный орган;

Исполнительный орган;

Иные органы.

Рассмотрим функции государственных органов управления финансами в РФ:

1. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

Выработку единой государственной финансовой, кредитной,денежной политики;

Нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере (на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ);

Выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие основные функции:

Разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

Организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;

Федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении;

Разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

Финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами и др.;

Разрабатывает и утверждает:порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ и др.;

- осуществляет: составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении:

Федеральной налоговой службы;

Федеральной службы страхового надзора;

Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

Федеральной службы по финансовому мониторингу;

Федерального казначейства.

2. Министерство РФ по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

За соблюдением законодательства о налогах и сборах;

Правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетналогов и сборов;

Иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

Производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

Соблюдением валютного законодательства РФ (в пределах компетенции налоговых органов).

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

Государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

Представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Единую централизованную систему налоговых органов в РФ составляют:

Ее территориальные органы:управления Службы по субъектам РФ; межрегиональные инспекции Службы; инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления; инспекции Службы межрайонного уровня.

3. Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

Принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

Выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

Ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

Осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

Осуществление контроля за предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

Получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

Выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

Обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

Обобщение практики страхового надзора; разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

По контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

Органа валютного контроля.

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

Проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ;

Проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

Осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

Организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

Организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

5. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию:

Легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

Финансированию терроризма.

6. Федеральное казначейство РФ является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции: по обеспечению исполнения федерального бюджета; кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Финансовое планирование и прогнозирование

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование, позволяющее всесторонне оценивать состояние финансов, выявить возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их лучшего использования. Планирование - это деятельность по принятию решений, ориентированная на будущее. Финансовое планирование- обязательный элемент управления финансово- хозяйственной деятельностью каждого хозяйствующего субъекта, это процесс научного обоснования и прогнозирования движения финансовых ресурсов финансовых отношений.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально- экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Финансовое планирование храктеризует ряд признаков:

· регламентированность (упорядоченный процесс);

· связь с обработкой информации;

· направленность на достижение определенных целей;

· временной характер.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.

Прогнозирование - это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование - это, обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде.

Виды финансового планирования:

1. Целевое планирование- разработка целей и задач финансового плана и принятие мер по их достижению.

2. Стратегическое планирование- разработка наиболее общих целей и задач на длительный период, разработка целевых программ. Обычно стратегическое планирование осуществляют органы власти и управления: Федеральное Собрание, Министерство финансов, финансовые службы предприятий. Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т.п.

3. Оптимальное планирование- совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества вариантов самый оптимальный, обеспечивающий эффективное использование финансовых ресурсов и получение максимальной прибыли.

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов хозяйствующего субъекта.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

финансовое планирование;

прогнозирование;

программирование;

финансовое регулирование;

оперативное управление;

финансовый контроль;

17. Управление финансами: задачи и принципы

Управление финансами – это совокупность приемов и методов, направленных на обеспечение развития финансовой системы государства, или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Принципы управления финансами:

· комплексный характер финансовой политики в целом и её элементов;

· сбалансированность доходов и расходов в рамках финансовой системы;

· приоритетная ориентация не на максимизацию и минимизацию финансовых показателей, а на их оптимизацию;

· взаимосвязь применяемых методов управления;

· учет специфики современного периода.

Задачи:

· планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятия;

· принятие обоснованных решений по инвестированию средств;

· координация финансовой деятельности всех подразделений;

· проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации финансовых ресурсов.

18. Органы управления финансами, их функции

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом , осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции: – разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

– прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

– финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

– совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

– управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

– осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

– координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.

Управление государственными финансами

Основные задачи современной налоговой политики России:

· значительное снижение и структурное выравнивание налогового бремени ;

· минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства ;

· снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда ;

· оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;

· создание условий для легализации прибылей предприятий;

· сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков;

· усиление налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых .

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и ЦБ. Ее задачи:

Основные задачи денежно-кредитной политики России:

· сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются
условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;

· создание новых систем, основанных на расчетах в режиме реального времени; развитие безналичных расчетов , в том числе за счет
применения современных банковских технологий, сети Интернет,
расширения использования платежных карт ;

· снятие большинства ограничений в области валютного контроля .

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового аппарата, под которым понимается определенная структура органов управления государственными финансами.


2 вопрос: мы обозначили как субъекты и объекты управления ГиМФ, структура органов управления ГиМФ.

Управление - совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Управление государственными финансами представляет собой единство управляемой и управляющей систем (подсистем).

Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики.

[Управляющая система (субъект управления):

совокупность финансовых институтов]

(Инструменты и методы воздействия)

[Управляемая система (объект управления):

· денежные отношения;

· финансовые потоки]

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:

· зависимость от конечной цели;

· макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

· соответствие интересам всех членов общества;

· использование экономических законов;

· учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Конечная цель управления финансами - обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся:

· в макроэкономической сбалансированности,

· бездефицитности бюджета,

· в росте благосостояния населения.

Управляющая система воздействует на управляемую при помощи инструментов и методов воздействия. Методами воздействия являются следующие методы.

Методы и формы управления финансами:

· финансовое планирование,

· финансовое прогнозирование,

· финансовое программирование,

· финансовое регулирование,

· финансовый контроль,

· принятие адекватного финансового законодательства,

· финансовый мониторинг и анализ.

Управление финансами – процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйства, целей и задач их деятельности.

Объект управления (управляемая подсистема) государственными и муниципальными финансами – это денежные отношения и финансовые потоки в сфере государственных и муниципальных финансов.

…, и подотчены Федеральном управлению

Субъекты управления государственными финансами федерального уровня:

Президент РФ (Администрация Президента РФ)

Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух
палат: Совета Федерации и Государственной Думы)

Правительство РФ

Министерство финансов РФ (Минфин России). В его составе - Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство.

Федеральная таможенная служба (в составе Минэкономиразвития РФ)

Система Банка России (Центральный банк РФ)

Счетная палата РФ

Правления государственных федеральных внебюджетных фондов. Субъект федерации.)

· отраслевое и территориальное перераспределение финансовых
ресурсов.

Виды финансовых планов:

· Бюджетный план

· Финансовые планы внебюджетных фондов

· Сводный финансовый баланс государства (субъекта РФ и муниципальных

· образований)

· Баланс денежных доходов и расходов населения.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается Минэкономразвития и Министерством финансов России. В этом плане (еще второе название: баланс финансовых ресурсов) отображается формирование и использование ресурсов, планируемого в составе бюджетного и внебюджетных фондов, страхового и кредитного фондов, денежных фондов предприятий и организаций, а также денежных средств населения.

Зачем нужен такой план? Он позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе всей страны, обосновано перераспределить их в случае необходимости.

Баланс денежных доходов и расходов населения. В этом плане отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме (все денежные средства населения: оплата товаров и услуг, все-все). Для чего нужно такой план? Он имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота в стране, для планирования розничного товарооборота, для планирования налоговых поступлений и необходимых кредитных ресурсов.

Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Предшествуют финансовым планам.

При прогнозировании обозначаются основные тенденции развития, это более агрегированные показатели. Более того, показатели прогноза необязательны при исполнении, это некое направление движения. Но на основе прогнозов составляются планы. План - уточнение прогноза на более короткий промежуток времени. Но поскольку это уточнение, показатели плана обязательно выполнимы в отличие от показателей прогноза.

Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, их источников формирования и использования в прогнозируемом периоде.

Финансовое прогнозирование предполагает:

· выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов;

· обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

· эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций,
бюджетных учреждений ;

· максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).

Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (и бухгалтерского, и бюджетного, и налогового). При этом отчетная документация - главный объект финансового контроля.

Классификация финансового контроля:

· В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: общегосударственный, ведомственный , внутрихозяйственный, независимый контроль, финансовый мониторинг.

· По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

· По методам проведения финансовый контроль подразделяется на проверки, обследования, надзор, экономический анализ , ревизии.

Посмотреть в учебнике, что относится: что такое «предварительный», «текущий», «последующий», методы проведения.

Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти всех уровней.

На федеральном уровне по линии законодательной власти его осуществляет Федеральное Собрание РФ и подотчетная ему Счетная палата РФ.

Органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Минфин России. Особая роль в осуществлении финансового контроля отводится находящейся в его ведении Федеральной службе финансово-бюджетного надзора и Федеральному казначейству.

Основные функции ФСФБН:

· проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

· проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

· осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в сфере финансово-бюджетного контроля и надзора;

· осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ;

· организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Возникает вопрос: эти функции схожи с функциями федерального казначейства. Не происходит ли дублирование функций? А если происходит, то зачем их два? Дублирования функций не происходит. Схожие функции федерального казначейства существуют в части кассового исполнения федерального бюджета и бюджета государственных фондов, причем во избежание дублирования этих функций Минфином РФ принято решение о том, что за органами федерального казначейства закреплены действия по проведению предварительного финансового контроля (куда идут), а за федеральной службой финансового бюджетного надзора последующего контроля (смотрит потом, куда были направлены, куда ушли).

Следующий метод - финансовое законодательство.

Классификация финансово-правовые актов:

· по юридической силе - законы и подзаконные акты;

· по уровню власти - акты государственной власти и акты местного самоуправления;

· по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы - акты для управления в любом звене (Конституция РФ , Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и правовые акты для регулирования отдельного звена финансов.

Система наблюдения за финансовыми индикаторами и их анализ составляет финансовый мониторинг.

Для финансового мониторинга важны следующие показатели:

· налогооблагаемая прибыль;

· чистая прибыль;

· рентабельность продукции в виде отношения прибыли к издержкам;

· рентабельность активов хозяйствующих субъектов;

· бюджетирования по целям и результатам. т

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенных товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

– разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации; – прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; – финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; – совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета; – управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;– осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской федерации; – координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Неотъемлемой составной частью процесса управления финансами является финансовый контроль. В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счетной палатой, Главным управлением Федерального казначейства и его органами в субъектах РФ, Департаментом государственного финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионным управлением Минфина России, а также Министерством РФ по налогам и сборам, Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Финансовое планирование – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам РФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование – составная часть планирования экономики.

Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих экономические процессы; корреляционно-регрессивный анализ; метод непосредственной экспертной оценки.