Методы социально экономического развития. Прогноз социально-экономического развития региона. При генетическом подходе конечной целью является определение возможных состояний объекта прогнозирования в перспективе, с учетом сохранения существующих тенденций

1

Рассмотрена методология прогнозирования социально-экономического развития региона для обоснования перспективного стратегического планирования. Выделены два подхода к прогнозированию: исследовательский и целевой. Выявлена связь этих подходов при построении моделей регионального развития. Обозначены проблемы в системе регионального прогнозирования, влияющие на качество прогнозирования. Обоснован выбор инструментов прогнозирования с учётом методологического подхода по двум направлениям. Дана сравнительная характеристика методологических подходов в зависимости от особенностей их применения к концепции прогнозирования, теоретическим основам, горизонту прогнозирования и возможностей совмещения с другими прогнозами. Рассчитан интегральный критерий прогнозной оценки социально-экономического развития региона как результата прогнозирования с позиции выбора методологического подхода.

интегральный критерий социально-экономического развития

целевой подход

исследовательский подход

методология

прогнозирование

1. Белкина Т. Д. Управление реализацией стратегического плана городского развития // Проблемы прогнозирования. – 2008. – № 1.

2. Захарова А. В. Отечественный опыт прогнозирования социально-экономического развития // Балтийский экономический журнал. Вып. 1 (3). – Калининград: Изд-во НОУ ВПО «Балтийский институт экономики и финансов» (БИЭФ), 2010. – С. 29 – 39.

3. Ивантер В. В. и др. Прикладное прогнозирование национальной экономики: Учебное пособие. / Под ред. В. В. Ивантера и др. – М.: Экономист, 2007.

4. Региональные факторы экономического роста: коллективная монография / Под ред. С. Н. Максимова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 14 п.л./1,6 п.л.

5. Шеховцева Л. С. Интегральная оценка стратегической конкурентоспособности российских регионов // Вестник ИНЖЭКОНА: сер. Экономика. – 2007. – №4 (17). – С. 106–115. (0,8 п.л.).

Одним из главных направлений в современной российской экономике является повышение эффективности социально-экономического развития регионов за счёт имеющихся экономических ресурсов. Многие регионы исчерпали все возможные пути экстенсивного развития и поэтому стоят перед проблемой поиска вариантов интенсивного развития за счёт применения новых подходов и методов развития. Вопросы как эффективного использования имеющихся ресурсов, так и поиска новых подходов к региональному развитию во многом решаются с помощью прогнозирования .

Построение прогнозов всегда сталкивается в первую очередь с необходимостью выбора методологии прогнозирования, которая позволит учесть закономерности, сложившиеся на определённых этапах региональной экономики.

Прогнозирование уровня социально-экономического развития региональных систем опирается на объективные закономерности, логику, качественную статистическую информацию и математические методы.

Прогнозирование и планирование являются важной формой проведения региональной политики и направлены на обоснование перспектив социально-экономического развития региона. Прогнозирование как предвидение социально-экономической ситуации в регионе позволяет раскрыть возможную динамику показателей в зависимости от сложившихся факторов развития. Планирование способствует реализации соответствующих управленческих решений, принимаемых с учётом прогнозных ситуаций, выработанных для достижения желаемого состояния. Таким образом, прогнозирование и планирование регионального развития направлены на моделирование будущего социально-экономического состояния с учётом независящих от субъектов управления внешних и внутренних факторов .

Первоначальной процедурой формирования любого плана является прогнозирование. Сущность его заключается в том, что на основе определённой методологии выявляются тенденции и закономерности объекта наблюдения и затем выполняется построение моделей будущего состояния объекта исследования. Методология прогнозирования социально-экономического развития региональных систем базируется на двух подходах к прогнозированию: исследовательском и целевом .

Каждый регион обязан планировать перспективы своего развития с учётом факторов развития и требуемых критериев. В этом случае основой для прогноза является предполагаемая цель и её будущие параметры, на основании которых исследуются долгосрочные прогнозы регионального развития. Такой подход к региональному прогнозированию называется целевым.

С другой стороны любой хозяйствующий субъект в рыночной экономике занимается изучением своего текущего состояния в зависимости от наличных ресурсов (факторов). И такой подход называется исследовательским прогнозированием, когда основой прогнозирования служит база ретроспективных аналитических данных. Связь двух подходов к прогнозированию очевидна (рис. 1).

Рис. 1. Связь двух подходов к прогнозированию

Следовательно, процесс прогнозирования является ключевым моментом и начальным этапом развития любой социально-экономической системы, в том числе региона. От успешности прогнозирования напрямую зависит эффективность принимаемых решений не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Несмотря на существующие методологические принципы прогнозирования, возникает много проблем в системе регионального прогнозирования (рис. 2).

Рис. 2. Выявленные проблемы в системе регионального прогнозирования

Наличие проблем в системе прогнозирования подтверждает необходимость методологической и методической проработки процедуры прогнозирования.

Таким образом, можно выделить ряд условий, обеспечивающих качественное прогнозирование регионального развития.

Во-первых, регион следует рассматривать как организационную систему, в которой доминирующими показателями являются факторы социально-экономического развития. В этом случае цели развития соотносятся с существующими ресурсами и возможным потенциалом региона.

Во-вторых, при прогнозировании обязательно должны учитываться закономерности взаимодействия факторов регионального развития и их воздействие на ключевые показатели, характеризующие уровень этого развития.

В-третьих, на основании выявленных закономерностей должны быть получены прогнозные модели поведения социально-экономических систем. И эти модели должны быть имитационными, чтобы прогнозировать реакцию региональных систем на изменение факторов развития. Что, в целом, обеспечит эффективность прогнозирования.

В-четвёртых, прогнозирование должно учитывать многовариантность не просто экономического роста региональной системы, а качественное её изменение, то есть социально-экономическое развитие.

Выбор инструментов прогнозирования в практике регионального развития в целом определяется методологическими принципами двух подходов (рис. 3).

Рис. 3. Выбор инструментов прогнозирования с учётом методологического подхода

С учётом двух направлений методологического построения прогнозных вариантов социально-экономического развития систем, главным является вопрос выбора наиболее подходящего варианта прогнозирования. Для этой цели автором выполнено сравнение двух методологических подходов к прогнозированию по преимуществам и недостаткам (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика методологических подходов к прогнозированию

Сфера применения

Подходы к прогнозированию

Исследовательский подход

Целевой подход

1. Концепция прогнозирования регионального развития

Индикативное

прогнозирование

Оптимальность и многовариантность прогнозов

2. Теоретическая основа (техника прогнозирования)

Исследование многофакторных моделей с применением математических теорий

Учёт динамики экономических показателей при более широком применении формализованных методов

3. Горизонты прогнозирования

Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы с приоритетом социальной сферы

Учёт рисков в динамике социально-экономического развития на перспективу

4. Возможность совмещения с другим прогнозом

Многовариантность и многоплановость с учётом соподчинённости планов

Индивидуальность вариантов прогноза сочетается с глобальными прогнозами

Разнообразие существующих методов прогнозирования порождает проблему выбора. Необходимо учитывать, в первую очередь, временные интервалы прогнозирования, так называемый «горизонт прогнозирования». По горизонту прогнозирования социально-экономического развития регионов выделяются краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогноз. Затем для выбора метода прогнозирования необходимо определиться с наличием и качеством ретроспективной и текущей информации. В этом случае требуется достаточно разработанный для прогнозирования инструментарно-методический аппарат исследования региональных показателей социально-экономического развития .

Предсказать стратегический вектор социально-экономического развития в определённом интервале можно путём использования различных подходов и методов прогнозирования. Возникает объективная необходимость использовать определённые приёмы комбинирования различных методов при разработке прогнозов регионального развития, характеризующихся наличием сложных взаимозависимостей факторов развития.

В прогнозных моделях социально-экономического развития очень важны не только количественные параметры существующего положения региона, но и качественные характеристики протекающих в регионе процессов и условий их изменения для получения необходимых результатов. В то же время на выбор модели оказывают сильное влияние условия их информационного обеспечения, как правило, ухудшающегося по мере увеличения горизонта прогнозных расчётов .

Таким образом, в связи с многофакторностью сущности прогнозирования регионального развития, описываемого большим количеством факторных показателей (40-50), использование какого-либо одного из методов прогнозирования не представляется возможным. В этом случае предлагается применять концепцию комплексного подхода к прогнозированию стратегических показателей, а для этого первоначально необходимо выявить общую математическую зависимость, которая в достаточно точной мере будет описывать ход развития уровня региональной экономики как обобщающего (интегрального) критерия из ретроспективы в перспективу.

Так, на примере Республики Хакасия, с помощью экономико-математического моделирования при обработке большого массива статистических данных (более 2500 показателей) были получены взаимосвязи и зависимости по обобщающим критериям развития: экономическому, социальному, инновационному и экологическому. Затем получен интегральный критерий уровня социально-экономического развития региона:

где - экономический критерий, - социальный критерий, - инновационный, - экологический.

С помощью интегрального критерия можно планировать требуемый уровень развития региона по соответствующим направлениям.

Таким образом, процесс прогнозирования при выборе любого методологического подхода может включать в себя поиск универсальных показателей и критериев социально-экономического развития.

Выбор методологии прогнозирования даёт широкий диапазон практического применения прогнозных моделей в связи с их многовариантностью.

Поэтому при постановке конкретных задач прогнозирования для выбора соответствующих подходов следует прежде всего чётко формулировать региональные ограничения и допуски, при которых будет выполняться прогнозирование.

Рецензенты:

Антамошкин А. Н., д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой математического моделирования и информатики института менеджмента и информатики КрасГАУ, г. Красноярск.

Краснова Т.Г., д.э.н., профессор, министр экономики Республики Хакасия, г. Абакан.

Библиографическая ссылка

Краснов Г.И. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9113 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Под прогнозированием понимается обоснованное описание возможных состояний объектов в будущем, а также вариантов и сроков их достижения. Прогнозирование позволяет сформулировать ответы на вопросы типа: “Какие ситуации наиболее вероятны в будущем?” и “Какие усилия предпринять для изменения характера и условий деятельности предприятия в целях достижения желаемого результата?”

Процессы прогнозирования и получения адекватных оценок возможных результатов требуют соответствующих эффективных методов. Наиболее эффективными зарекомендовали себя экономико-математические методы, так как они реализуются с использованием современной вычислительной техники и позволяют исследователям получать качественную картину состояния сфер деятельности и количественные оценки изменения показателей хозяйственной деятельности.

В практике прогнозирования наряду с экономико-математическими методами используются аппарат нечеткой логики, теории случайных процессов (цепи Маркова) и методы имитационного моделирования, позволяющие изучать поведение сложных систем, подобных исследуемой ситуации, но имеющих физическую или геометрическую интерпретацию, что существенно облегчает процесс их исследования.

К преимуществам экономико-математических методов следует отнести базирование на многокритериальных оценках. Для экономико-математических методов характерны: возможность получения оценок на основе объективной информации, например статистических данных или результатов количественных исследований рынка; возможность выявления основных тенденций и случайных составляющих в изменении исследуемых процессов. Экономико-математические методы позволяют определять силу и взаимное влияние экономических факторов и на этом строить последующее управление исследуемым объектом.

Многообразие используемых в современном анализе инструментов прогнозирования объясняется наличием у каждого из них своих сильных и слабых сторон: требования к наличию объективных статистических данных; необходимость многократного повторения процедуры прогнозирования; зависимость от субъективных мнений экспертов или исследователей, осуществляющих прогнозирование, и др. Выбор оптимального метода возможен исходя из целей прогнозирования, характера требуемого прогноза, длительности прогнозирования, навыков исследователя и наличия требуемой первичной надежной информационной базы.

Экономические прогнозы могут охватывать все уровни: развитие отдельных предприятий (микроуровень), региональные и отраслевые прогнозы (мезоуровень), прогнозы в масштабе страны (макроуровень).

Существуют различные признаки классификации прогнозов. Прогнозы различаются с учетом горизонта, типа прогнозирования, степени вероятности оценок, способа представления результатов, распределения вероятностей.

В зависимости от горизонта прогнозирования прогноз может разрабатываться на текущий период - до месяца (например, недельные и месячные прогнозы объемов продаж, движения наличности), на год, на 2-3 года (среднесрочный прогноз), на 5 и более лет (долгосрочный прогноз). Долгосрочные прогнозы называют также перспективными.

По типу прогнозирования прогнозы относят к поисковым (вероятностная оценка ожидаемых процессов), нормативным (оценка изменений условий деятельности исходя из общих целей и стратегических ориентиров предприятия) и имитационным, основанным на творческом видении (субъективное, интуитивное видение перспектив прогнозистом).

По степени вероятности различают вероятностные прогнозы с различной степенью надежности ожидаемых процессов и инвариантные, остающиеся неизменными при соответствующих преобразованиях.

По способам представления результатов выделяют точечные и интервальные прогнозы. Точечный прогноз объема продаж - это прогноз конкретной цифры. Он является наиболее простым из всех прогнозов, поскольку предусматривается наименьший объем информации. Как правило, заранее предполагается, что точечный прогноз может быть ошибочным. Однако такой методикой не предусмотрен расчет ошибки или вероятности точного прогноза, поэтому на практике чаще применяют интервальный метод прогнозирования.

Интервальный прогноз объема продаж предусматривает установление границ, внутри которых будет находиться прогнозируемое значение показателя с заданным уровнем значимости.

Интервалы, учитывающие низкий, средний и высокий уровень продаж, получили названия пессимистичных, наиболее вероятных и оптимистичных.

Распределение вероятностей может быть представлено количеством групп, большим трех.

Прогноз распределения вероятностей связан с определением попадания фактического значения показателя в одну из нескольких групп с установленными интервалами. Хотя при составлении прогноза существует определенная вероятность, что фактический объем продаж не попадет в указанный интервал, предполагается, что она настолько мала, что может игнорироваться при прогнозировании.

Применительно к поставленной задаче наиболее часто используемые методы прогнозирования можно подразделить на следующие группы: экспертные методы, анализ и прогнозирование временных трендов и казуальные методы. Выбор метода зависит от конкретной ситуации. Каждый из методов обладает определенными достоинствами и не свободен от недостатков. Одни методы более эффективны в краткосрочном прогнозировании, так как упрощают реальные процессы, не выходя за рамки текущей оперативной деятельности. Использование других методов рациональнее для оценки перспектив развития исследуемых социально-экономических процессов.

Экспертные (эвристические) методы связаны с субъективной оценкой складывающейся ситуации и результативности деятельности предприятия на рынке товаров. Они основаны на интуитивно-логическом мышлении человека в соответствии с его опытом, интуицией, креативным восприятием имеющихся научных и практических данных, исследуемых событий и процессов.

Методы анализа и прогнозирования временных трендов связаны с исследованием временных рядов изолированных друг от друга количественных показателей, каждый из которых состоит из двух элементов: прогнозов детерминированной и случайной компоненты. Если определена основная тенденция развития и возможна ее дальнейшая экстраполяция, то разработка первого прогноза не представляет больших трудностей. Прогноз случайной компоненты сложнее, так как ее появление можно оценить лишь с некоторой вероятностью.

С помощью казуальных методов делается попытка найти несколько причинно-следственных факторов, определяющих поведение прогнозируемого показателя, например, влияние доходов потребителей и объема продаж на долю рынка. Поиск факторов приводит к построению модели поведения экономического объекта, учитывающей развитие взаимосвязанных явлений и процессов. Применение многофакторного прогнозирования ставит проблему выбора факторов, которая не может быть разрешена чисто статистическим путем и связана с необходимостью глубокого изучения экономического содержания рассматриваемого явления или процесса.

Введение

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

Актуальность данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методологии и методик разработки социально экономических прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность методов социально-экономического прогнозирования и области их применения в ходе изучения теоретико-методологических основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов социально-экономического прогнозирования в экономически развитых странах и выявить особенности их применения в современной Украине.

В процессе написания данной курсовой работы были использованы учебники под редакцией В.О. Мосина, К.Л. Трисеева, В. Цыгичко, В.В. Денискина, а также научные статьи по исследуемой проблеме в периодических изданиях «США: экономика политика идеология», «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал», «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал», «Экономика Украины», «Вестник МГУ».

Социально-экономическое предвидение основных направлений общественного развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости. Систематизированное научно обоснованное прогнозирование развития социально-экономических процессов на основе специализированных осуществляется с первой половины 50-х годов, хотя некоторые методики прогнозирования были известны и ранее. К ним относятся: логический анализ и аналогия, экстраполяция тенденций, опрос мнения специалистов и ученых.

В развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов большую роль сыграли научные разработки отечественных и зарубежных ученых А.Г. Аганбегяна, И.В. Бестужева-Лады, Л. Клейна, В. Гольдберга. В работах этих ученых рассматривается значение, сущность и функции прогнозирования, его роль и место в системе планирования, исследуются вопросы методологии и организации экономического прогнозирования, показываются особенности научного прогнозирования. Развитие работ, освещающих вопросы прогнозирования, осуществляются по таким основным направлениям: углубление теоретических и прикладных разработок нескольких групп методик, отвечающих требованиям разных объектов и разных видов работ по прогнозированию; разработка и реализация на практике специальных способов и процедур использования различных методических приемов в ходе конкретного прогнозного исследования; поиск путей и способов алгоритмизации методик прогнозирования и реализация их с использованием ЭВМ.

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 20 методов прогнозирования, однако число базовых значительно меньше (15-20). Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения.

В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим – способ получения прогнозной информации. На рис. 1.1 представлена классификационная схема методов прогнозирования.

Как свидетельствует схема, представленная на рис. 1.1, по степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос – ответ»; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.

Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

В группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй – структурное, сетевое и матричное моделирование.

Рассмотренные классы интуитивных и формализованных методов схожи по своему составу с экспертными и фактографическими методами. Фактографические методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.


Рис. 1.1

В класс экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика – наука, изучающая продуктивно творческое мышление). Это аналитический метод, суть которого заключается в построении и последующем усечении «дерева поиска» экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, получаемых путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частично не поддается формализации.

В изученной литературе представлено значительное количество классификационных схем по методам прогнозирования. Основная погрешность таких схем – нарушение принципов классификации, к числу которых относятся: достаточная полнота охвата методов прогнозирования, единство классификационного признака на каждом уровне членения (при многоуровневой классификации), непересекаемость разделов классификации, открытость классификационной схемы (т. е. Возможность дополнения новыми методами).

В большинстве классификационных схем методы прогнозирования разделяются на три основных класса: методы экстраполяции, экспертных оценок и моделирования. При таком разделении методам экстраполяции противопоставляются как самостоятельный класс методы моделирования.

С одной стороны, построение моделей преследует цель вскрыть закономерность развития изучаемого объекта или процесса на некотором ретроспективном участке. И если модель построена правильно и адекватно отражает связи и свойства реального объекта, она может служить основой для экстраполяции, т. е. Для перенесения некоторых выводов о поведении модели на объект. Это и есть прогнозирование поведения объекта путем экстраполяции тенденций, выявляемых на модели.

С другой стороны, методы экстраполяции – не что иное, как использование теоретических и эмпирических моделей для нахождения переменных вне ретроспективного участка наблюдений по данным зависимостей между ними на ретроспективном участке. Таким образом, применение экстраполяции в прогнозировании всегда предполагает использование каких-либо моделей. Поэтому любое моделирование является основой для экстраполяции.

Конструктивная классификация позволяет наглядно изобразить совокупность методов прогнозирования в виде иерархического дерева и охарактеризовать каждый уровень своим классификационным признаком. (рис. 1.2)

На первом уровне все методы по признаку «информационное основание метода» делятся на три класса: фактографические, комбинированные и экспертные.

ГЛАВА 1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Электронный курс лекций по дисциплине

Деньги и их функции.

Деньги - вид финансовых активов, который может быть использован для сделок. Наиболее характерная черта денег - их высокая ликвидность, т.е. способность быстро и с мини­мальными издержками обмениваться на любые другие виды активов. Обычно выделяют три основные функции денег:

1) средство обмена,

2) мера стоимости - (измерительный инст­румент для сделок),

3) средство сбережения или накопления богатства.

Количество денег в стране контролируется государством (монетарная, или денежная политика), на практике эту функ­цию осуществляет Центральный Банк.

«Социальное прогнозирование и региональная экономика

Известное высказывание гласит:« Чтобы проектировать лучшее будущее, необходимо научиться его предвидеть, то есть прогнозировать».Это высказывание в настоящее время как никогда актуально для любой социальной системы: индивида, группы, организации и страны в целом. В узком понимании значение прогнозирования состоит в том, что любая работа требует первоначального определения целей, задач по их достижению, а также возможных результатов. В более широком смысле для социально-экономических систем прогнозирование позволяет оценить состояние деловой среды организации, расстановку сил на рынке между конкурентами в будущем и на основе этого определить направление рационального использования ресурсов. Таким образом, важность прогнозирования существенно возросла в связи с внедрением концепции стратегического планирования как моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и направление деятельности организации.

Социально-экономическое прогнозирование как функция государства имеет еще более важное значение, так как является основой и источником информации для формирования экономической, социальной и региональной политики государства. Таким образом, изучение студентами дисциплины «Социальное прогнозирование и региональная экономика» помогает выявить принципы и механизм функционирования и развития регионов и социально-экономической системы страны в целом в условиях рынка, определить роль государства в регулировании экономики.

В данном учебном пособии кратко рассмотрена методология прогнозирования, нормативные основы государственного социального прогнозирования и порядок разработки прогнозов в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также механизм использования результатов прогнозирования в практике управления регионами и страной в целом. По мнению автора, такой подход позволяет сформировать у студентов четкое представление о прогнозировании как неотъемлемой составляющей части управленческой деятельности, помогает им осмыслить сущность и последствия принимаемых решений по управлению страной и регионами, мотивирует будущих менеджеров интересоваться происходящими в стране и мире процессами и пытаться оценивать их последующие результаты. Все это направлено на построение современной системы знаний будущих менеджеров по управлению социально-экономическими системами различного уровня.


Для человека характерно постоянное стремление заглянуть в будущее. Это обусловлено тем, что жизнь и деятельность всегда связаны с выбором действия из нескольких возможных вариантов. А правильный выбор можно сделать, если предвидеть все желательные и нежелательные последствия. Постоянное видение перспективы позволяет своевременно обнаруживать риски и принимать меры во избежание отрицательных результатов. В управленческой практике значение прогнозирования еще выше, так как всякое управленческое решение основано на прогнозе, который в свою очередь вскрывает неопределенность в системе и обосновывает факторы, при которых достигаются поставленные цели.

Роль прогнозирования постоянно возрастает, потому что:

– ускоряется научно-технический прогресс;

– усиливается неопределенность внешней среды;

– усложняются задачи управления.

Прогнозирование соотносится с более широким понятием «предвидение». Научное предвидение это опережающее отражение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления.

Различают три формы предвидения в зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов: гипотезу, прогноз и план.

Гипотеза это научное предвидение на уровне общей теории. Гипотеза дает качественную характеристику объекта, выражающую общие закономерности его поведения.

Прогноз это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет большую определенность и достоверность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных параметрах.

Прогнозирование – это процесс разработки прогнозов.

План это надлежащим образом оформленное управленческое решение, включающее точно определенную цель, а также пути и средства ее достижения. В плане предвидение получает наибольшую конкретность и определенность.

Планирование это процесс постановки цели и создания схемы действий по ее достижению.

Формы предвидения тесно связаны между собой и с исследуемым объектом в системе управления и планирования. Исходным началом этого процесса является разработка гипотезы, которая представляет собой важный источник информации для составления прогноза. В свою очередь прогноз является источником информации для составления плана по переводу объекта в новое заданное для него состояние. Таким образом, гипотеза является основой для научного управления и планирования. Например, при разработке бизнес-плана по выпуску новой продукции результаты окупаемости строятся на основании выдвинутой гипотезы о наличии рынка сбыта и спроса именно на этот товар.

Наука о принципах, методах и средствах научного прогнозирования называется прогностикой (футурологией). Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирование выполняет две основные функции: предсказательную (описательную, дескриптивную) и предуказательную (прескриптивную, предписательную). Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание подразумевает использование информации о будущем в целенаправленной управленческой деятельности.

Сущность прогнозирования в структурном виде представлена на рис. 1.

Рис. 1. Сущность прогнозирования

Таким образом, в проблеме прогнозирования различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий, связанный с возможностью принятия на основе полученного знания соответствующих решений.

Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является социально-экономическое прогнозирование.

Социально-экономическое прогнозирование способ предвидения общественной системы страны с учетом закономерностей ее развития и перспектив эффективного вложения капитала.

Социально-экономическое прогнозирование является функцией государства и осуществляется на основе Федерального Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995. Результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики. Государственное прогнозирование в процессе реформирования экономики заменило общегосударственное планирование.

Таким образом, прогнозирование является важнейшим этапом управления национальной экономикой, так как на основе его результатов строится государственное регулирование национальной экономики. На этапе прогнозирования формируются возможные цели развития как на общенациональном, так и отраслевом и региональном уровнях управления. Прогнозированием занимаются государственные структуры различного уровня, Центральный банк страны, специализированные коммерческие фирмы, частные промышленные, банковские, страховые и торговые корпорации. Прогнозы на федеральном, отраслевом и региональном уровнях учитывают и результаты прогнозных исследований, проводимых указанными частными организациями и корпорациями. Любое управленческое решение является, по сути, реализацией результата прогноза.

Социально-экономические прогнозы включают показатели развития:

– макроэкономической ситуации;

– научно-технического процесса;

– динамики производства и потребления;

– уровня и качества жизни;

– внешнеэкономической деятельности;

– экологической обстановки;

– систем здравоохранения, образования и социального обеспечения населения.

Макроэкономическая прогностика изучает систему социально-экономического прогнозирования социально-экономической системы страны.

Базой для социально-экономических прогнозов является познание конкретных факторов, определяющих развитие социально-экономических процессов, а также количественных зависимостей между факторами и показателями развития экономики.

Значение социально-экономического прогнозирования:

1) прогнозирование позволяет провести анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций;

2) прогнозирование позволяет исследовать объективные взаимосвязи социально-экономических явлений развития народного хозяйства в конкретных условиях в определенном периоде времени;

3) появляется возможность оценить объект прогнозирования;

4) прогнозирование позволяет выявить объективные альтернативы экономического и социального развития;

5) прогнозирование сопровождается накоплением научного материала для обоснованного выбора определенных решений;

6) прогнозирование позволяет оценить последствия принимаемых решений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Прогнозирование занимает центральное место в процедурах принятия решений. Прогнозирование -- это опережающее представление о действительности. Оно является разновидностью интеллектуальной деятельности человека, одной из функций человеческого сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущего которых он не знает, но это будущее имеет важное значение для решений, принимаемых им в настоящее время. Поэтому человек стремится мысленно проникнуть в это будущее. Будущая ситуация в той или иной мере является неопределенной. И естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности.

Прогнозирование должно предшествовать определению целей не только в методологическом отношении, но и в организации процесса управления. Научно обоснованное прогнозирование сейчас крайне важно не только в масштабах всей экономики, но и каждого предприятия.

Социально-экономическое предвидение основных направлений общественного развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости. Систематизированное научно обоснованное прогнозирование развития социально-экономических процессов на основе специализированных осуществляется с 1-й пол. 1950-х гг., хотя некоторые методики прогнозирования были известны и ранее.

В развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов большую роль сыграли научные разработки отечественных и зарубежных ученых А.Г. Аганбегяна, И.В. Бестужева-Лады, Л. Клейна, В. Гольдберга. В работах этих ученых рассматривается значение, сущность и функции прогнозирования, его роль и место в системе планирования, исследуются вопросы методологии и организации экономического прогнозирования, показываются особенности научного прогнозирования. Развитие работ, освещающих вопросы прогнозирования, осуществляются по таким основным направлениям: углубление теоретических и прикладных разработок нескольких групп методик, отвечающих требованиям разных объектов и разных видов работ по прогнозированию; разработка и реализация на практике специальных способов и процедур использования различных методических приемов в ходе конкретного прогнозного исследования; поиск путей и способов алгоритмизации методик прогнозирования и реализация их с использованием компьютерной техники.

Целью настоящей работы является исследование методов социально-экономического прогнозирования.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:

1) раскрыть понятие и сущность методов социально-экономического прогнозирования;

2) выявить виды методов социально-экономического прогнозирования;

3) проанализировать применение методов социально-экономического прогнозирования на практике (на примере применения одного из методов в конкретном исследовании).

Объект исследования - совокупность методов социально-экономического прогнозирования.

Предмет исследования - процесс применения методов социально-экономического прогнозирования.

Методологию исследования составили положения теории управления. В работе использовались научные труды в области теории организации, менеджмента предприятия, информационного и коммуникационного менеджмента, других отраслей знания.

Структурно работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность исследования, намечены ее цель и задачи; двух глав основной части, разбитых на параграфы, в которых последовательно решаются вышеуказанные задачи работы; заключения, в котором подводятся итоги исследования и намечаются некоторые возможные направления дальнейшей разработки темы. Оканчивается работа библиографическим списком и приложением.

Глава 1. Сущность методов социально-экономического прогнозирования

1.1 Понятие, сущность, принципы и функции прогнозирования

Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их достижения. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование - это специальные научные исследования процессов, явлений, в итоге которых из уже известных сведений о прошлом и настоящем исследуемого объекта получают представление о возможном будущем его состоянии. Каждый прогноз разрабатывается с целью добиться ускоренного развития организации в желательном направлении и избежать нежелательных результатов. «Прогноз как новое знание включает, с одной стороны, знания о свойствах объектов, существующих в действительности, наблюдаемых или ненаблюдаемых в период прогнозирования, а с другой - знания о свойствах объектов, которых в период прогнозирования в действительности еще нет» 1 Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка Уч. пос. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 9. . Прогноз создает идеальный образ, модель, описание вероятных процессов, событий. В научной литературы существует несколько подходов к объяснению сущности прогнозирования. Наибольшее распространение получила точка зрения И.В. Бестужева-Лады, который исходит из того, что прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача иная: содействовать научному обоснованию планов и решений. Прогнозирование предположительно характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: Перспективные пробле-мы общества (Опыт систематизации). - М.: Дело, 1994. - С. 126. .

Некоторые авторы не особенно затрудняют себя с определением сущности прогнозирования в том плане, что не отделяют его от предвидения и планирования. Рациональный момент в этих рассуждениях есть, так как планирование до определенной степени является и прогнозированием, но не наоборот.

Выяснение сущности прогнозирования неразрывно связано, как отмечается в литературе, с необходимостью «выработки специфически прогностической системы понятий», в том числе «правильного определения понятия «прогноз» и отграничения его от таких понятий, как предвидение, предсказание, план, программа, проект, ожидание, предположение, гипотеза» Жуковский О.И. Информационные технологии. - Томск: ТГУ, 2003. - С. 29. .

Прогнозирование не обладает директивным характером. Другими словами, качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана заключается в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.

Общая логическая последовательность важнейших операций разработки прогноза сводится к следующим основным этапам: предпрогнозная ориентация (программа исследования и уточнение задания на прогноз); построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа; сбор данных прогнозного фона (например, развитие экономики, социальная напряженность в обществе, благосостояние людей и т.д.); построение серии предварительных поисковых моделей методами поискового анализа; построение серии нормативных моделей; оценка достоверности и точности прогноза; выработка рекомендаций для принятия решения; разбор подготовленного прогноза.

Цель прогнозирования состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управляющих решений Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса: Методические рекомендации и комментарий по их применению. - М.: Информэлектро, 1989. - С. 56. .

Социально-экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности, целенаправленности.

Принцип системности прогнозирования предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. «При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем» Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ин-т новой экономики, 1997. - С. 816. .

Рассмотрим на примере, как реализуется принцип системности в прогнозировании.

Например, требуется разработать стратегию развития крупного торгового предприятия. Для этого осуществляется прогноз деятельности как этого предприятия, так и его конкурентов. На первом этапе прогнозирования развития торговой сети учитываются имеющиеся мощности, существующая обеспеченность потребителей торговой площадью. Учитываются как существующие в настоящий момент данные, так и прогноз численности потребителей на тот период, на который требуется составить стратегию. Принимаются во внимание планируемый объем товарооборота, тенденции изменения структуры населения города и контингентов потребителей, внедрение прогрессивных форм обслуживания. Естественно, учет столь большого числа факторов чаще всего приводит к выбору экстраполяционных объемов товарооборота на прогнозируемый период.

Процесс согласования потребительских интересов населения и интересов производителей и продавцов организуется как процесс формирования эталонных векторов развития отраслей. Поясним это. С помощью системного анализа и одного из его практических приложений -- нормативной системы показателей эффективности и качества хозяйственной деятельности -- разрабатываются экспертные оценки соотношения движения показателей деятельности предприятия по темпам прироста (на год, на пять лет), что позволяет упорядочить (проранжировать) их и интерпретировать полученную ранжировку как одну из хозяйственных стратегий развития предприятия, в частности, ту, которая могла бы переориентировать отрасль в наиболее благоприятном для потребителей направлении.

Построение нормативной системы показателей качества и эффективности -- иначе говоря, эталонного вектора развития предприятия -- опирается на действующую статистику. Нормативная система показателей представляет собой качественно новую процедуру обработки известных данных, так как эталонный вектор развития предприятия отражает по критерию разнообразия продуктов и услуг предприятия в социальном смысле наилучшую реализацию функций предприятия.

Оценка достигаемости предлагаемого эталонного вектора развития предприятия проводится по показателям ранговой корреляции отклонений и инверсий фактического порядка движения показателей от эталонного показателя. Разумеется, чтобы ликвидировать отставание режима работы предприятия от эталонного, т.е. чтобы построить эталонный вектор развития предприятия (он должен удовлетворять также критериям разнообразия, доступности, значимости и приемлемости) и таким образом описать хозяйственную стратегию развития предприятия, необходимо с момента начала прогноза до расчетного срока неоднократно строить промежуточный вектор Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. - М.: Эксмо, 2005. - С. 390. .

Проблема реализации промежуточных векторов связана в первую очередь с практикой прогнозирования и планирования структуры товарооборота. Например, планируются объемы продовольственных и непродовольственных товаров и важнейшие виды этих товаров. Если в процедуру планирования в обязательном порядке будут введены и объемы товарооборота, связанные с формами обслуживания (к примеру, объемы товарооборота на заказы), то это вызовет другую политику ввода торговых площадей, изменения количества магазинов и численности работающих на предприятии. В таком случае с помощью промежуточных векторов можно будет просчитать различные комбинации изменений темпов прироста показателей и их соотношения с другими показателями. Промежуточные векторы станут элементами предплановых разработок Коптелов А.И. Методы совершенствования процесса продаж // Финансовая газета. - 2008. - №51. - С. 11-12. .

Построение промежуточных векторов в различных временных точках долгосрочного прогноза указывает стратегию реорганизации деятельности подсистемы, в том числе и стратегию распределения капитальных вложений Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2005. - С. 324-325. .

Принцип научной обоснованности означает, что в социально-экономических прогнозах всех уровней всесторонний учет требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научного инструментария, глубоком изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии экономики и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов. Это означает необходимость оценки как сложившихся отклонений, так и таких, которые могут иметь место, а также господствующих тенденций; определение возможной области их расхождения, т.е. оценку вероятности реализации выявленной тенденции.

Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития предприятия и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития возникает необходимость построения альтернатив, т.е. определения одного из двух или нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих путей развития хозяйства.

Принцип целенаправленности предопределяет активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

Основными функциями прогнозирования являются: научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций; исследование объективных связей социально-экономических явлений развития хозяйства в конкретных условиях в определенном периоде; оценка объекта прогнозирования; выявление объективных альтернатив экономического и социального развития; накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений Светуньков С.Г. Количественные методы прогнозирования эволюционных составляющих экономической динамики. -- Ульяновск: Изд-во УлГУ, 1999. - С. 21. . Рассмотрим некоторые из функций более подробно.

Научный анализ осуществляется по трем стадиям, или этапам: ретроспекция, диагноз, проспекция. Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На стадии ретроспекции происходят сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и предоставления ретроспективной информации, уточнение и окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования Васильева О. Роль информационных управленческих систем в деятельности кампании // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2008. - №35. - С. 5-7. . Диагноз -- этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На стадии диагноза производится анализ объекта прогнозирования, который лежит в основе прогнозной модели. Этот анализ заканчивается не только разработкой модели прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования. Проспекция -- этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 89. .

Исследование объективных связей социально-экономических явлений осуществляется в процессе разработки механизма использования экономических законов, являющихся отражением существенных причинно-следственных связей явлений, выражающих их повторяемость в определенных условиях. Вместе с тем при прогнозировании необходимо учитывать и неопределенность, обусловленную вероятностным действием экономических законов, неполнотой их знания, наличием субъективного фактора при принятии плановых решений, несовершенством и недостаточной надежностью информации.

Оценка объекта прогнозирования базируется на сочетании аспектов детерминированности и неопределенности. Детерминизм - философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества. Детерминировать - значит определять, обуславливать. При абсолютном детерминизме исчезает возможность альтернативного выбора решений. При абсолютной неопределенности конкретное представление будущего невозможно. Поэтому при отсутствии одного из аспектов прогнозирование теряет смысл Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебник. -- М.: Экзамен, 2006. - С. 102-103. .

Выявление объективных альтернатив исследуемого процесса и тенденций его развития на перспективу предполагает необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями. Необходимо ставить под контроль экономические и социальные процессы, определять в соответствии с поставленными перспективными целями оптимальные пропорции на длительный период.

Реализация функций прогнозирования позволяет определить общие и специфические подходы, составляющие его научную основу. В прогнозировании используются следующие общенаучные подходы: исторический и комплексный. Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В процессе прогнозирования следует исходить из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее -- закономерный результат его развития в прошлом и настоящем. Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. В его рамках выделяют в качестве специфических генетический (исследовательский, поисковый) и нормативный (целевой) подходы.

При генетическом подходе конечной целью является определение возможных состояний объекта прогнозирования в перспективе, с учетом сохранения существующих тенденций развития этого объекта. При этом не учитываются условия, которые могут изменить эти тенденции.

При нормативном подходе принимается в качестве цели определение путей и сроков достижения возможного состояния объекта прогнозирования в будущем. Исследуются и прогнозируются возможные пути изменения тенденции за счет интенсификации производства, изменения его структуры, динамика экономических показателей, производительности труда и т.д. Оба названных подхода связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и, как правило, используются в совокупности, обеспечивая комплексное изучение прогнозируемого явления или процесса Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - С. 123. .

Роль прогнозирования в управлении страной, отраслью, регионом, предприятием очевидна. Нужны учет СТЭП-факторов (социальных, технологических, экономических, политических), факторов конкурентного окружения и научно-технического прогресса; прогнозирование расходов и доходов предприятий и общества в целом (в соответствии с жизненным циклом продукции - во времени и по 11-и стадиям международного стандарта ИСО 9004 Королев Д.В. Роль стандарта ISO 9001:2000 в повышении эффективности деятельности современной организации // Юрист. - 2005. - №12. - С. 23-24.). Проблемы внедрения и практического использования математических методов эконометрического прогнозирования связаны прежде всего с отсутствием в нашей стране достаточно обширного опыта подобных исследований, поскольку в течение десятилетий планированию отдавался приоритет перед прогнозированием Гаврилец Ю.Н. Социально-экономическое планирование: Системы и модели. - М.: Экономика, 1974. - С. 21-22. .

Итак, прогнозирование есть составление прогноза развития, становления, распространения чего-либо (например, науки, отрасли производства, процесса, отношений и т.д.) на основании изучения тщательно отобранных данных. В проблеме прогнозирования различают два аспекта: теоретико-познавательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего, и управленческий, предполагающий использование информации о будущем при принятии решений.

1.2 Методы социально-экономического прогнозирования: понятие и система

Как общепринято со времен основоположника научного менеджмента Анри Файоля, прогнозирование и планирование - основа работы менеджера Майталь Ш. Экономика для менеджеров: десять важных инструментов для руководителей. Пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - С. 55. . Сущность эконометрического прогнозирования состоит в описании и анализе будущего развития, в отличие от планирования, при котором директивным образом задается будущее движение. Например, вывод прогнозиста может состоять в том, что за час мы сможем отойти пешком от точки А не более чем на 5 км, а указание плановика - в том, что через час необходимо быть в точке Б. Ясно, что если расстояние между А и Б не более 5 км, то план реален (осуществим), а если более 10 км - не может быть осуществлен в заданных условиях. Необходимо либо отказаться от нереального плана, либо перейти на иные условия его реализации, например, двигаться не пешком, а на автомашине. Рассмотренный пример демонстрирует возможности и ограниченность методов прогнозирования. А именно - эти методы могут быть успешно применены при условии некоторой стабильности развития ситуации и отказывают при резких изменениях.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания. Метод - это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины. Как отметил английский историк и социолог Г. Бокль, "во всех высших отраслях знания самую большую трудность представляет не открытие фактов, а открытие верного метода, согласно которому законы и факты могут быть установлены" Цит. по: Кривич М., Ольгин О. Мастерские науки. - М.: Институт государства и права АН СССР, 1988. - С. 45. .

Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией. Термин "методология" складывается из двух греческих слов: "метод" (путь к чему-либо) и "логос" (наука, учение). Таким образом, дословно "методология" - учение о методах познания. Термин "методология" обозначает систему всех тех методов, которые применяются данной наукой.

Если понятие предмета связано с вопросом о том, какие явления изучаются наукой, то понятие метода -- как именно они изучаются. Между предметом и методом существует весьма жесткая связь. Метод предопределяется особенностями предмета.

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 200 методов прогнозирования Арженовский С.В. Методы социально-экономического прогнозирования. Учебное пособие. - М.: Дашков и К, Наука-Спектр, 2008. - С. 23-24. , однако число базовых значительно меньше (15-20) Материалы сайта www.e-staff.ru. . Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения.

В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования Орлов А.И. Эконометрика. Учебник. - М.: Издательство "Экзамен", 2002. - С. 88-89; Писарева О.М. Методы прогнозирования развития социально-экономических систем. - М.: Высшая школа, 2007. - С. 122-123; Прикладное прогнозирование национальной экономики: учебное пособие / под ред. В.В. Ивантера, И.А. Буданова, А.Г. Коровкина, В.С. Сутягина. - М.: Издательство "ЭкономистЪ", 2007. - С. 289-290; Савинов Г.В., Светуньков С.Г. Комплексные переменные в экономическом анализе и моделировании // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. - 2006. - №4. - С. 22-23. . Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной информации. На рис. 1 в приложении к настоящей работе представлена классификационная схема методов прогнозирования.

Как свидетельствует схема, представленная на рис. 1, по степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки Сидельников Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования. - М.: ИМЭМО АН СССР, 1990. - С. 12. .

В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос - ответ»; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.

Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

В группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй - структурное, сетевое и матричное моделирование Теория функции комплексного переменного в экономико-математическом моделировании. Материалы Всероссийского научного семинара. 19 декабря 2005 г. / Под ред. проф. С.Г. Светунькова. -- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. - С. 199. .

Рассмотренные классы интуитивных и формализованных методов схожи по своему составу с экспертными и фактографическими методами. Фактографические методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.

В класс экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика - наука, изучающая продуктивно творческое мышление). Это аналитический метод, суть которого заключается в построении и последующем усечении «дерева поиска» экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, получаемых путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частично не поддается формализации.

Конструктивная классификация (второй классификационный признак) позволяет наглядно изобразить совокупность методов прогнозирования в виде иерархического дерева и охарактеризовать каждый уровень своим классификационным признаком (рис. 2 в приложении к настоящей работе).

На первом уровне все методы по признаку «информационное основание метода» делятся на три класса: фактографические, комбинированные и экспертные.

Фактографические базируются на фактической информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии. В экспертных методах используется информация, которую доставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения их мнений. В свою очередь, классы экспертных и фактографических методов подразделяются на подклассы по методам обработки информации. Комбинированные сочетают названные виды информации.

Экспертные методы разделяются на два подкласса. Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения коллектива экспертов (или одного из них) при отсутствии воздействия на мнение каждого эксперта мнения другого эксперта и всего коллектива. Экспертные оценки с обратной связью в том или ином виде реализуют принцип обратной связи на основе воздействия на оценку экспертной группы (одного эксперта) мнениями, полученными ранее от этой группы (или от одного из экспертов).

Класс фактографических методов объединяет следующие три подкласса: методы аналогий, опережающие и статистические методы.

Методы аналогий направлены на выявление сходства в закономерностях развития различных процессов. К ним относятся методы математических и исторических аналогий. Методы математических аналогий в качестве аналога для объекта используют объекты другой физической природы, других областей науки и техники, имеющие математическое описание процесса развития, совпадающие с объектом прогнозирования.

Опережающие методы прогнозирования основаны на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, учитывающих ее свойство опережать прогресс науки и техники. К ним относятся методы исследования динамики научно-технической информации, использующие построение динамических рядов на базе различных видов такой информации, анализа и прогнозирования на этой основе развития соответствующего объекта (например, метод огибающих). К опережающим методам можно отнести также методы исследования и оценки уровня техники, основанные на использовании специальных методов анализа количественной и качественной научно-технической информации для определения характеристик уровня качества существующей и проектируемой техники.

Статистические методы представляют собой совокупность методов обработки количественной информации об объекте прогнозирования, объединенной по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей изменения характеристик данного объекта с целью получения прогнозных моделей Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования в экономике. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. - С. 9-10. .

Сложность выбора наиболее эффективного метода социально-экономического прогнозирования заключается в определении относительно классификации методов прогнозирования характеристик каждого метода, перечня требований к ретроспективной информации и прогнозному фону. В связи с этим возникает необходимость подробнее остановиться на основных классах методов социально-экономического прогнозирования.

В случаях чрезвычайной сложности системы, его новизны, неопределенности формирования некоторых существенных признаков, недостаточной полноты информации, наконец, невозможности полной математической формализации процесса решения поставленной задачи приходится обращаться к рекомендациям компетентных специалистов. Их решение задачи, аргументация, подход, формирование количественных оценок результатов, обработка последних формальными методами получили название метода экспертных оценок. Этот метод включает три составляющие: интуитивно-логический анализ задачи или ее фрагмента; решение и выдачу количественной или качественной характеристики (оценка, результат решения); обработку результатов решения - полученных от экспертов - оценок.

Одной из разновидностей метода экспертных оценок является метод коллективной генерации идей («мозговая атака»), позволяющей определять возможные варианты развития объекта прогнозирования за короткий период времени. Методы «мозговых атак» можно классифицировать по признаку наличия или отсутствия обратной связи между руководителем и участниками «мозговой атаки» в процессе решения некоторой проблемной ситуации. Создавшаяся ситуация потребовала разработать метод «мозговой атаки» - деструктивной отнесенной оценки (ДОО), способный качественно и достаточно быстро проводить оценку вариантов, не ограничивая при этом их числа. Сущность этого метода состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструирование (разрушение, критику) этих идей с формированием контридей. Метод коллективной генерации идей апробирован на практике и позволяет находить групповое решение при определении возможных вариантов развития объекта прогнозирования, исключая путь компромиссов, когда единое мнение нельзя считать результатом беспристрастного анализа проблемы.

В 1970-1980 гг. созданы отдельные методики, позволяющие в определенной мере организовать статистическую обработку мнений экспертов-специалистов и достигнуть более или менее согласованного мнения. Метод «Дельфи» - один из наиболее распространенны методов экспертной оценки будущего, т. е. экспертного прогнозирования. Этот метод разработан американской исследовательской корпорацией РЭНД и служит для определения и оценки вероятности наступления тех или иных событий. Метод «Дельфи» построен на следующем принципе: в неточных науках - мнения экспертов и субъективные суждения в силу необходимости должны заменить точные законы причинности, отражаемые естественными науками. Метод «Дельфи» позволяет обобщать мнения отдельных экспертов в согласованное групповое мнение. Ему присущи все недостатки прогнозов, построенных на основе экспертных оценок. Однако проводимые корпорацией РЭНД работы по совершенствованию этой системы значительно повысили гибкость, быстроту и точность прогнозирования. Метод «Дельфи» характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов: а) анонимность экспертов; б) использование результатов предыдущего тура опроса; В) статистическая характеристика группового ответа.

Анонимность заключается в том, что в ходе проведения процедуры экспертной оценки прогнозируемого явления, объекта участники экспертной группы неизвестны друг другу. При этом взаимодействие членов группы при заполнении анкет полностью устраняется. В результате такой постановки автор ответа может изменить свое мнение без публичного объявления об этом.

Статистическая характеристика группового ответа предполагает обработку полученных результатов с помощью следующих методов измерения: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение и непосредственная оценка.

В развитии метода «Дельфи» применяется перекрестная коррекция. Будущее событие представляется как огромное множество связанных и переходящих друг в друга путей развития. При введении перекрестной корреляции значение каждого события за счет введенных определенных связей будут изменятся либо в положительную, либо в отрицательную сторону, корректируя тем самым вероятности рассматриваемых событий. С целью будущего соответствия модели реальным условиям в модель могут быть введены элементы случайности. Недостатком данного метода является то, что проблема коррелирующих научно-технических сдвигов является очень сложной, так как в реальной жизни величину корреляции очень трудно измерить, корреляционные связи нечетки и варьируют в широких пределах в зависимости от рассматриваемых достижений.

И, наконец, третий классификационный признак - способ получения информации. Как видно из рис. 1 (см. приложение), по этому признаку методы прогнозирования подразделяются на: интервью, аналитические, построения сценариев, генерации идей и др.

Метод “интервью” позволяет осуществить непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме “вопрос-ответ”, в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

Аналитический метод позволяет осуществить логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации и представить его в виде аналитической записки. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта.

О методе генерации идей уже было достаточно подробно сказано выше.

Специфическим методом прогнозирования является сценарный прогноз - это своего рода метод описания логически последовательного процесса, события исходя из сложившийся ситуации. Описание сценариев ведется с учетом временных оценок. Основное назначение сценария - определение генеральной цели развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев для оценки верхних уровней «дерева целей». Сценарии обычно разрабатываются на основе данных предварительного прогноза и исходных материалов по развитию прогнозного объекта. К исходным материалам следует отнести технико-экономические характеристики и показатели основных процессов производственной и научной базы для решения поставленной цели. Сценарий - это картина, отображающая последовательное детальное решение задачи, выявление возможных препятствий, обнаружение серьезных недостатков, с тем чтобы предрешить вопрос о возможном прекращении начатых или завершении проводимых работ по прогнозируемому объекту. Сценарий, по которому должен составляться прогноз развития объекта или процессов, должен содержать в себе вопросы развития не только науки и техники, но и экономики, внешней и внутренней политики. Поэтому сценарии должны разрабатываться высококвалифицированными специалистами соответствующего профиля прогнозируемого объекта. Сценарий по своей описательности является аккумулятором исходной информации, на основе которой должна строиться вся работа по развитию прогнозируемого объекта. Поэтому сценарий в готовом виде должен быть подвергнут тщательному анализу.

В изученной литературе Экономическая стратегия фирмы / Учеб. пособие под ред. А.П. Градова. - СПб.: Изд-во АО "СПб оркестр", 2008. - С. 456-457. представлено значительное количество классификационных схем по методам прогнозирования. Выше были рассмотрены лишь некоторые из них. Основная погрешность таких схем - нарушение принципов классификации, к числу которых относятся: достаточная полнота охвата методов прогнозирования, единство классификационного признака на каждом уровне членения (при многоуровневой классификации), непересекаемость разделов классификации, открытость классификационной схемы (т.е. возможность дополнения новыми методами).

В целом, можно сделать вывод о том, что в процессе систематизированного научно обоснованного прогнозирования развития социально-экономических процессов происходило развитие методологии прогнозирования, как совокупности методов, приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных и эндогенных связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его будущего развития.

Глава 2. Использование методов социально-экономического прогнозирования на примере метода экстраполяции

2.1 Особенности метода экстраполяции

Простейшие методы восстановления используемых для прогнозирования зависимостей исходят из заданного временного ряда, т.е. функции, определенной в конечном числе точек на оси времени. Временной ряд при этом часто рассматривается в рамках вероятностной модели, вводятся иные факторы (независимые переменные), помимо времени, например, объем денежной массы (агрегат М2) Сорокина Е.М. Анализ потоков организации // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - №17. - С. 6. . Временной ряд может быть многомерным, т.е. число откликов (зависимых переменных) может быть больше одного. Основные решаемые задачи - интерполяция и экстраполяция.

Сущность методов прогнозной экстраполяции заключается в изучении динамики изменения социально-экономического явления в предпрогнозном периоде и перенесения найденной закономерности на некоторый период будущего. Последовательность действий при экстраполировании:

Четкое определение задачи, выдвижение гипотез о возможном развитии прогнозируемого объекта, рассмотрение факторов, стимулирующих или препятствующих развитию данного объекта, определение необходимой экстраполяции и ее допустимой дальности;

Выбор системы параметров, унификация различных единиц измерения, относящихся к каждому параметру в отдельности;

Сбор и систематизация данных, проверка их однородности и сопоставимости;

Выявление тенденций или симптомов изменения изучаемых величин в ходе статистического анализа и непосредственной экстраполяции данных.

Обязательным условием применения экстраполяционного подхода в прогнозировании следует считать познание и объективное понимание природы исследуемого процесса, а также наличие устойчивых тенденций в механизме развития.

Однако степень реальности такого рода прогнозов и соответственно мера доверия к ним в значительной мере обуславливаются аргументированностью выбора пределов экстраполяции и стабильностью соответствия «измерителей» по отношению к сущности рассматриваемого явления. Следует обратить внимание на то, что сложные объекты, как правило, не могут быть охарактеризованы одним параметром.

Операцию экстраполяции в общем виде можно представить как определение значений функции. Простейшим способом прогнозирования считается подход, формирующий прогнозную оценку от фактически достигнутого уровня при помощи среднего прироста или темпа роста. В соответствии с ним прогноз к шагов вперед на момент времени.

где d - средний абсолютный прирост

Этот способ обладает определенными достоинствами, среди которых незначительная трудоемкость вычислительного алгоритма, универсальные расчетные схемы.

Кроме указанных достоинств, он имеет несколько существенных недостатков.

Во-первых, все фактические наблюдения являются результатом закономерности и случайности, следовательно, основываться на последнем наблюдении неправомерно.

Во-вторых, нет возможности оценить правомерность использования среднего прироста в каждом конкретном случае.

В-третьих, данный подход не позволяет сформировать интервал, в который попадает прогнозируемая величина. В связи с этим метод экстраполяции не дает точных результатов на длительных срок прогноза, потому что данный метод исходит из прошлого и настоящего, и тем самым погрешность накапливается. Этот метод дает положительные результаты на ближайшую перспективу прогнозирования тех или иных объектов - на 5-7 лет.

Для повышения точности экстраполяции используются различные приемы. Один из них состоит, например, в том, чтобы экстраполируемую часть общей кривой развития (тренда) корректировать с учетом реального опыта развития отрасли-аналога исследований или объекта, опережающий в своем развитии прогнозируемый объект.

При экстраполировании используются методы: наименьших квадратов и его модификации; экспоненциального сглаживания, скользящей средней и др. Наиболее часто используется метод наименьших квадратов при нескольких факторах (2-5) Светуньков С.Г. Основы теории эконометрии комплексных переменных. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - С. 56-57. . Метод наименьших модулей и другие методы экстраполяции применяются реже, хотя их статистические свойства зачастую лучше.

Итак, метод экстраполяции заключается в приложении определенной для базисного периода тенденции развития экономического процесса к прогнозируемому периоду, он основывается на сохранении в будущем сложившихся условий развития процесса. При использовании этого метода необходимо иметь информацию об устойчивости тенденций развития объекта за срок, в 2-3 раза превышающий срок прогнозирования.

2.2 Применение метода экстраполяции на примере прогнозирования уровня преступности

Предположим, имеется динамический ряд показателей преступности k по отдельному региону с 2002 по 2008 гг., показанных на рисунке. Задача состоит в том, чтобы определить закономерность изменения этого ряда Новичков В. Особенности комплексного прогнозирования в сфере борьбы с преступностью // Уголовное право. - 2003. - №2. - С. 67. .

Для удобства оформления расчета предлагается все получаемые значения заносить в табл. 1.

Таблица 1. Алгоритм расчета

Здесь n - число членов ряда;

Т - календарный год;

t - значение реальной шкалы времени, которая вычисляется по формуле t = Т n - Т 0 , для нашего примера Т 0 = 2002;

Х - значение условной шкалы времени, которая вычисляется по формуле X = t - (n + 1) / 2; k ф - фактическое выражение состояния показателя;

k р - расчетное состояние показателя (тренд);

е i - разница между фактическим состоянием и расчетным, которая вычисляется по формуле е i = k ф - k р; е - значение отклонения.

Предположим, что рассматриваемые значения показателя «колеблются» около некоторой прямой линии, аналитическое выражение которой имеет вид:

k р = а + b · t (1),

где k р - расчетное состояние показателя k; а, b - неизвестные показатели тренда (постоянные величины для конкретного тренда); t - значение показателя времени.

Задача сводится к тому, чтобы по имеющимся значениям показателя k ф за семь лет определить неизвестные величины а и b в выражении (1). Для упрощения нахождения величин а и b перенесен отчет времени в середину расчетного периода, то есть шкалу реального времени t заменим шкалой условного времени Х. Тогда

Подставив взятые из табл. 1 значения величин

в формулы (2) и (3), получим значения параметров а и b, т.е. параметров прямой линии, выражающей тенденцию ряда: а = 6 и b = 0,5. Найденные выражения а и b включим в выражение (1) и получим уравнение тренда: k р = 6 + 0,5Х. Разумеется, привычней и удобней пользоваться реальной шкалой времени, поэтому заменим аргумент Х аргументом t. Для нашего случая Х= t - 4. Имеем k р = 6 + 0,5(t - 4) = 6 + 0,5t - 2 = 4 + 0,5t. Поскольку для нашего примера t = Т n - 2002, окончательно получим k р = 4 + 0,5(Т n - 2002).

Полученная модель изменения k р имеет, однако, один недостаток: используя ее в качестве инструмента прогнозирования, мы получает средние величины, около которых будут колебаться фактические значения (реального) показателя k. Поэтому необходимо знать доверительный интервал, в котором с той или иной степенью вероятностью будут находиться величины прогнозируемых показателей k.

Первым шагом при вычислении доверительных интервалов является определение величины среднеквадратичного отклонения на отрезке времени.

Среднеквадратичное отклонение определяется по формуле

где е i - разница между фактическим и расчетным значением k,

е i = k ф - k р.

Для нашего примера

Следующим шагом для определения доверительного интервала является определение значения отклонения е, которое определяется по формуле

...

Подобные документы

    Теоретико-методологические основы методов и принципов социально-экономического планирования и прогнозирования. Анализ и прогнозирование социально-экономических процессов МО Улан-Удэ. Прогноз основных показателей социально-экономических процессов.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2013

    Теория прогнозирования и планирования экономики. Классификация прогнозов и планов. Курса действий над управляемой системой как цель экономического планирования. Простые и комплексные методы прогнозирования. Методы экстраполяции и экспертных оценок.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2009

    Понятие социально-экономической системы и методы ее прогнозирования. Прогнозирование динамики ВРП и численности населения Беларуси методами разработки сценария и экстраполяции. Анализ социально-экономического развития России и Беларуси в 2004-2007 годах.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2009

    Рассмотрение прогноза показателей социально-экономического развития России. Обобщение методов планирования и прогнозирования в экономике. Изучение применения методов планирования и прогнозирования на макроуровне. Прогноз развития сектора экономики.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2017

    Структура и значение финансового прогнозирования и планирования. Методы расчета финансовых показателей, учет тенденций, условий, факторов, влияющих на социально-экономическое развитие. Баланс денежных доходов и расходов населения; налоговое регулирование.

    презентация , добавлен 22.10.2014

    Теоретические аспекты прогнозирования и планирования на предприятии. Классификация прогнозов и планов на предприятии, основных методов осуществления прогнозирования и планирования. Практическая реализация выбранного метода планирования и прогнозирования.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2014

    Планирование и прогнозирование социально-экономического развития региона в системе государственного регулирования экономики (на примере Гомельской области). Система оценочных показателей действующей системы прогнозирования и планирования в регионе.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2013

    Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Объекты и виды прогнозов. Методика экономического прогнозирования. Разработка концепции социально-экономического развития страны. Стратегическое и индикативное планирование.

    лекция , добавлен 03.12.2007

    История становления прогнозирования и планирования. Методы разработки макроэкономических прогнозов. Программа трансформации структуры экономики Японии. Планы социально-экономического развития Южной Кореи. Поощрение развития конкуренции во Франции.

    презентация , добавлен 10.11.2016

    Прогнозирование инвестиций в проект по внедрению возобновляемых источников энергии. Использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил, их взаимосвязи.