Под собой обеспечение государственных расходов. Государственные расходы: виды. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение

Государственные расходы – это род деятельности, который урегулирован правовыми нормами и направлен на расходование бюджетных средств для обеспечения жизнедеятельности населения страны, развития производства, оборону державы, удовлетворение социальных, экономических и культурных потребностей.

Основные моменты

Государственные расходы зависят от правительственных задач в текущем финансовом году. Они осуществляются из разных фондов. Из централизованных, в которые входят бюджеты всех уровней, а также из государственного внебюджетного фонда и децентрализованного, что включают фонды госпредприятий и организаций. Обязательным условием является и использование таких способов, как кредиты и ссуды.

Виды расходов бюджета:

  • экономические;
  • военные;
  • социальные;
  • покрывающие внешнеполитическую деятельность;
  • идущие на содержание аппарата управления.

Иногда к основным затратам прибавляются и незапланированные.

Государственные и муниципальные расходы – это безвозмездное и безвозвратное выделение средств на функционирование и развитие предприятий или учреждений для выполнения их функций. Это означает, что эти затраты не возвращаются в казну, и она наполняется за счет других средств.

Виды расходов бюджета: бюджетный кредит

Любое законодательство подразумевает несколько других вариантов государственных расходов. Бюджетный кредит – это возможность выделения денежных средств из казны с последующим возвратом и возмездием.

Этот вид расходов не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, только на юридические лица и иностранные державы. Обязательное условие – возврат с оговоренными заранее процентами.

Источники государственных расходов

На сегодняшний день основой финансирования муниципальных растрат являются в первую очередь инвестиции, долгосрочные вложения, а также средства госбюджетов. Источниками государственных расходов выступают фонды министерств, ведомств, внебюджетные активы, финансовые ресурсы предприятий и организаций. Все эти средства могут быть наделены платной или же безвозмездной основой.

Принципы финансирования государственных расходов

  1. Плановость. В соответствии с этим принципом государственные расходы должны соответствовать муниципальным планам и программам.
  2. Безвозвратность и безвозмездность выделенных средств. Исключаются только те случаи, которые устанавливаются действующим законодательством.
  3. Контроль. Политика государственных расходов должна быть прозрачной. За использованием средств ведется наблюдение и правонарушения влекут за собой ответственность.

Правовые режимы финансирования

К первому можно отнести финансирование государственных коммерческих предприятий. В этом случае имущество закреплено на правах хозяйственного владения. Ко второму режиму финансирования относится обеспечение денежными средствами муниципальных предприятий, которые относятся к некоммерческим. Здесь действуют права оперативного управления имуществом.

Государственные единые предприятия, которые основаны на праве хозведения, должны покрывать любые производственные и непроизводственные расходы за счет доходов организации. Если это невозможно, то руководство пользуется банковскими кредитами.

Нормы государственных расходов

Для того чтобы страна развивалась, функционировала во всех отраслях, на законодательном уровне устанавливаются определенные правила. Норма расходов – это единый измеритель растрат по однородным предприятиям. Их подразделяют на обязательные и необязательные. К первым относятся: ставка заработной платы, командировочные, отпускные. К необязательным – траты на содержание рабочих сооружений, в том числе отопление и освещение.

Нормы расходов также могут быть материальными и денежными. К первым относятся натуральные средства на единицу измерения растрат, например, объем продуктов на одного заключенного, находящегося в местах лишения свободы.

Виды государственных расходов включают также индивидуальные и комбинированные. Например, питание в больнице и обслуживание одного пациента – это одна цель, соответственно, норма расходов – индивидуальная. Комбинированная проявляется в том случае, если таких расходов образуется несколько. Например, полное медицинское обслуживание больного в сутки.

Расход бюджетных средств

Разумеется, что за государственными денежными средствами ведется пристальное наблюдение. Предприятия и организации не могут растрачивать на личные нужды, такие как новая мебель в кабинет или отпуск на море за счет организации.

Государственный бюджет покрывает такие расходы учреждений:

  • оплата труда в соответствии с трудовыми договорами (сюда относятся работники госорганов или, как их принято называть, бюджетники);
  • командировочные, отпускные и больничные, которые также прописаны в трудовом договоре;
  • оплата поставок товаров;
  • уплата налогов и других сборов в бюджетную систему страны;
  • возмещение вреда, в случае его получения на рабочем месте или при выполнении своих должностных обязанностей.

Экономика государственных расходов построена на функционировании организаций и обеспечении жизнедеятельности общества.

Все затраты учреждений обязательно лимитированы. Не допускаются растраты денежных средств государства на другие нужды. В случае невыполнения этих условий, нарушители караются по всей строгости закона.

Общественные государственные расходы

Этим термином обозначают использование денежных ресурсов в целях обеспечения некоторых слоев населения необходимыми благами.

Существует три основные группы общественных государственных расходов. К первой относится финансирование или производство товаров широкого спектра (например, оборонный заказ). Вторую группу направляют на удовлетворение нужд тех членов общества, которые не могут самостоятельно себя обеспечить (сироты, инвалиды, пенсионеры). Третья группа – это расходы на социальное страхование (в случае болезни, чрезвычайного происшествия, сюда же относятся и выплаты по безработице).

Способы финансирования

Расходы государственного бюджета включают в себя несколько способов финансирования.

  1. Закупка товаров и услуг у частных предприятий.
  2. Субсидирование организаций, которые включены в программу государственной поддержки.
  3. Финансирование растрат муниципальных предприятий.
  4. Выплаты лицам, попадающим под специальные программы.
  5. Обязательное социальное страхование.

Данные формы финансирования часто выступают в качестве дополняющих или взаимозаменяемых друг друга. Например, в программу помощи инвалидам входят расходы на содержание домов, где проживают люди с ограниченными возможностями, на обеспечение медикаментами, закупку специального оборудования. Сюда же включена и заработная плата персонала.

Или другой пример, когда в связи с естественной монополией на рынке фирма изготавливает социально значимый продукт. Государство вынуждает ставить низкую цену, а потому убытки, которые несет предприятие, покрываются из бюджета страны. Но в этом случае тоже есть два способа действий: компенсация потери или же национализация целой отрасли. Следует отметить, что в большинстве стран предприятия-монополисты принадлежат государству. И все их затраты покрываются за счет налогоплательщиков.

Социальная поддержка

Другим важнейшим направлением общественных расходов является социальная поддержка. Она дает возможность перераспределить расходы государственного бюджета на различные группы населения. Важно понимать разницу между ситуацией, когда человек нуждается в помощи и получает ее за счет других физических лиц (налогообложение) и тем случаем, когда он пользуется выплатой из специального фонда, накопленного ним самим же (социальное страхование).

Для того чтобы увеличить эффективность функционирования механизмов социальной защиты общества, нужно определиться с масштабами распределения. Это делается следующим образом:

  1. Те индивиды, которые не в состоянии делать вклады в формирование страховых фондов, должны быть обеспечены социальной помощью в пределах установленных государством гарантий.
  2. Остальное население должно быть охвачено обязательным страхованием, но тоже в пределах устанавливаемых гарантий, которые диктуются справедливостью и эффективностью.
  3. Государство должно следовать политике, которая позволяет дополнять обязательное общественное страхование добровольно-частным.

Именно благодаря наличию государственного бюджета экономически развитая страна имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы на участках социального развития. Правительственный аппарат ежегодно принимает решения, связанные с казной, вносятся поправки и изменения в действующее законодательство для обеспечения достойного проживания жителей на данной территории. При помощи бюджета происходит и распределение национального дохода между сферами общественной деятельности.

Доходы госбюджета

Государственные доходы и расходы формируются за счет экономической деятельности организаций, физических или юридических лиц. В большей степени казну пополняют налоги, которые платят как центральные, так и местные органы власти. Меньше средств поступает благодаря внешнеэкономическим факторам, а также от доходов госучреждений. Маленький процент составляют средства, вырученные из целевых фондов сметы.

Государственный бюджет Российской Федерации пополняется в большей степени за счет налогов – всего 84%, в то время как доход от целевых фондов составляет около 10%.

В общем виде государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов страны на текущий год, который составлен в форме баланса и имеет законодательную подоплеку. Каждой стране присуща своя система.

В современных экономических условиях по причине проведения активной государственной политики совершается значимое увеличение расходов. Этот рост предсказал известный немецкий экономист Адольф Вагнер. Он первым сформулировал так называемый закон о возрастании государственной активности. Его суть состояла в том, что расходы в странах с развивающейся промышленностью растут быстрее объемов национального дохода.

Государственные расходы обеспечивают финансирование государственной деятельности, функций государства. Они призваны удовлетворить наиболее важные потребности в развитии экономики и социальной сферы, определяющий материальный и культурный уровень жизни народа.

Функционирование государственных расходов – это непрерывный процесс перераспределения денежных фондов и создание новых фондов с целевым назначением.

Государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, расходы государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сферы.

В состав расходов государственного бюджета входят:

· государственные услуги общего характера;

· оборона, общественный порядок и безопасность;

· здравоохранение;

· социальное страхование;

· обеспечение жилищно-коммунального хозяйства;

· топливно-энергетический комплекс;

· сельское, водное и лесное хозяйства;

· рыболовство, охота и охрана природы;

· транспорт и связь.

В состав расходов предприятий государственного сектора входят:

· расходы, связанные с производственной, хозяйственно-эксплуатационной деятельностью;

· расходы на расширенное воспроизводство;

· платежи в бюджет и специальные (внебюджетные) фонды;

· платежи в поощрительные стимулирующие фонды.

Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению, этим обуславливаются различия в источниках, формах и методах финансирования государственных потребностей.

Важным критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создание национального дохода. В соответствии с этим расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы :

· расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

· расходы в непроизводственной сфере деятельности;

· расходы на создание государственных резервов.

По предметному (целевому) признаку государственные расходы делятся:

· расходы на экономику;

· расходы на социально-культурные мероприятия;

· расходы на науку, оборону, управление.

По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производственных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.


По отраслевому признаку государственные расходы в сфере материального производства подразделяются: на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки. В непроизводственной сфере - государственные расходы подразделяются на затраты: на образование, науку, здравоохранение, организацию досуга и отдыха, социальное страхование и социальное обеспечение, оборону и управление.

Государственные расходы должны обеспечить наиболее полное удовлетворение государственных потребностей при максимально эффективном использовании средств.

Государственные расходы, связанны с выполнением государственной программы, и чем выше доля государственного сектора экономики, тем больше потребность в финансовых ресурсах. Общим для стран с рыночной экономикой остается показатель, когда доля государственного сектора в экономике составляет 30-40 %. Это означает, что государственные финансы играют большую роль в росте производства.

Источниками государственных расходов выступают:

1. чистый доход общества, централизуемый в бюджете;

2. чистый доход государственных предприятий;

3. амортизационные отчисления;

4. средства населения через налоги в бюджет;

5. поступления от займов (внутренних и внешних);

6. долгосрочные кредиты банков.

Государственные расходы осуществляются следующими методами финансирования:

· финансирование государственных хозрасчетных предприятий, организаций;

· сметно-бюджетное финансирование (учреждений);

· эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в отличие от первых двух является нежелательным и государство не может просто использовать данный метод.

Государственные расходы, организуются на основе принципов: плановости, целевого характера финансирования, безвозвратности, финансирования в меру потребности и выполнения планов, соблюдения режима экономии, оптимальности при сочетании бюджетных и других видов источников.

Основным принципом организации государственных расходов является плановость.

Планирование государственных расходов – составная часть народнохозяйственного планирования. Государство участвует в распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, экономическими регионами в целях сбалансированного социального уровня жизни общества.

Важный принцип организации государственных расходов - целевой характер финансирования государственных средств. Государственные расходы необходимо использовать строго на мероприятия и цели, предусмотренные в государственном плане экономического и социального развития, в финансовых планах и сметах министерств, ведомств, предприятий и организаций. Этим обеспечивается достижение пропорций в развитии отдельных отраслей народного хозяйства и регионов, выделение средств в первую очередь на развитие наиболее перспективных и прогрессивных отраслей, определяющих научно – технический прогресс.

К принципам организации государственных расходов также относится безвозвратность расходования выделенных средств. Расходы на развитие народного хозяйства, социально – культурные мероприятия, управление не требует обязательного возмещения выделенных средств. Выделение денежных средств способствует развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода.

Принцип финансирования в меру выполнения планов и прогнозов развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателей и осуществление мероприятий экономического и социального развития.

Принцип соблюдения режима экономии в использовании ресурсов направлен на мобилизацию внутренних резервов и усиление контроля за расходованием государственных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное их использование.

При организации расходовании государственных средств необходимо оптимальное сочетание бюджетных, кредитных и собственных источников их покрытия.

Государственные расходы используются в различных направлениях.

1. Основными направления использования государственных расходов является финансирование экономики. Расходы на развитие экономики представляют собой денежные средства, направляемые на создание условий для постоянного роста объемов производства и повышение его эффективности. К ним относятся затраты на капитальные вложения, ремонт основных фондов, прирост оборотных средств, создание материальных резерв, операционные расходы, образование социальных фондов и фондов целевого финансирования.

2. Важным направлением государственных расходов является финансирование затрат на социально - культурные мероприятия - образование, организацию отдыха и деятельность в сфере культуры, здравоохранения и др. Например, расходы на образование покрываются бюджетными ресурсами в части гарантируемого государством уровня. Законодательно предусмотрено, финансирование учреждений образования осуществляющиеся в соответствии с государственными нормативами, определенного на каждого учащегося по каждому виду и типу учреждения образования.

3. Финансирование культуры и искусства включает содержание библиотек, клубов, домов культуры, музеев и выставок, театров, филармоний, а также средств предприятий, общественных организаций.

4. Расходы на социальную защиту населения занимают наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях рыночных отношений данная группа расходов становится приоритетным, в результате инфляции и обесценения денег.

Социальная защита представляет собой систему и совокупность механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности. Социальные расходы осуществляются через Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, республиканский бюджет, социальные фонды предприятий. Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное страхование и обеспечение.

Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают: социальное страхование, выплаты социальных пособий и «социальная помощь» малоимущим слоям населения.

Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности.

Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся за «чертой бедности». Источниками формирования средств для финансирования социальной помощи являются страховые, бюджетные и благотворительные взносы.

5. Финансирование научно - технического прогресса является важным и значительным для государства так, как наука относится к сфере деятельности, которая в целом не может ориентироваться на рыночные отношения, и выбор источников финансирования НТП зависит от видов научно - технических разработок. Важным направлением стимулирования ускорения НТП может явиться предоставление целевых субсидий и льготных кредитов для предприятий, осуществляющих приоритетные направления НТП, а также серьезным источником финансирования выступают ресурсы инвестиционных фондов для оказания финансовой поддержки.

6. Следующим из направлений государственных расходов является оборона. Все расходы на оборону финансируются из республиканского бюджета. Исходными данными для планирования расходов выступают планы боевой подготовки, штаты, материальные и хозяйственные планы, численность личного состава, нормы материального и денежного довольствия и др.

7. Одним из направлений являются расходы на управление. Система органов государственного управления представляет собой совокупность законодательных, исполнительных и представительных органов всех уровней, а также аппарата хозяйственного управления. Расходы на содержание органов государственного управления ежегодно утверждаются в составе расходов бюджета всех уровней - от республиканского до местного уровня. Бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденной сметой, которая является основным документом, определяющим объем расходов учреждения, целевое направление средств.

Государственные расходы обеспечивают финансирование государственной деятельности, функций государства. Они призваны удовлетворить наиболее важные потребности в развитии экономики и социальной сферы, определяющий материальный и культурный уровень жизни народа.

Функционирование государственных расходов - это непрерывный процесс перераспределения денежных фондов и создание новых фондов с целевым назначением. Государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, расходы государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сферы.

Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению, этим обуславливаются различия в источниках, формах и методах финансирования государственных потребностей. Важным критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создание национального дохода. В соответствии с этим расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:

· расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

· расходы в непроизводственной сфере деятельности;

· расходы на создание государственных резервов.

По предметному (целевому) признаку государственные расходы делятся:

· расходы на экономику;

· расходы на социально-культурные мероприятия;

· расходы на науку, оборону, управление.

По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производственных сил и Совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

По отраслевому признаку государственные расходы в сфере материального производства подразделяются: на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки. В непроизводственной сфере - государственные расходы подразделяются на затраты: на образование, науку, здравоохранение, организацию досуга и отдыха, социальное страхование и социальное обеспечение, оборону и управление.

Источниками государственных расходов выступают:

1. чистый доход общества, централизуемый в бюджете;

2. чистый доход государственных предприятий;

3. амортизационные отчисления;

4. средства населения через налоги в бюджет;



5. поступления от займов (внутренних и внешних);

6. долгосрочные кредиты банков.

Государственные расходы осуществляются следующими методами финансирования:

· финансирование, государственных хозрасчетных предприятий, организаций;

· сметно-бюджетное финансирование (учреждений);

· эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в отличие от первых двух является нежелательным и государство не может просто использовать данный метод.

Государственные расходы, организуются на основе принципов: плановости, целевого характера финансирования, безвозвратности, финансирования в меру потребности и выполнения планов, соблюдения режима экономии, оптимальности при сочетании бюджетных и других видов источников.

Государственные расходы используются в различных направлениях .

1. финансирование экономики: затраты на капитальные вложения, ремонт основных фондов, прирост оборотных средств, создание материальных, резерв, операционные расходы, образование социальных фондов и фондов целевого финансирования.

2. финансирование затрат на социально - культурные мероприятия - образование, организацию отдыха и деятельность в сфере культуры, здравоохранения и др.

3. финансирование культуры и искусства включает содержание библиотек, клубов, домов культуры, музеев и выставок, театров, филармоний, а также средств предприятий, общественных организаций.

4. расходы на социальную защиту населения занимают наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях рыночных отношений данная группа расходов становится приоритетным, в результате инфляции и обесценения денег.

5. финансирование научно - технического прогресса.

6. финансирование обороны. Исходными данными для планирования расходов выступают планы боевой подготовки, штаты, материальные и хозяйственные планы, численность личного состава, нормы материального и денежного довольствия и др.

7. расходы на управление.

Бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденной сметой, которая является основным документом, определяющим объем расходов учреждения, целевое направление средств.

Вопрос № 4. Классификация государственных расходов

Отдельные виды государственных расходов неоднородны по экономическому содержанию и значению. Этим обусловливается различия в источниках, формах и методах финансирования затрат.

Важнейшим критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создания национального дохода. В соответствии с этим государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:

1. расходы непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

2. расходы в непроизводственной сфере деятельности;

3. расходы на создание государственных резервов.

Первая группа расходов обусловлена хозяйственной деятельностью государства и связана с созданием национального дохода.

Вторая группа государственных расходов связана с потреблением национального дохода для удовлетворения общественных потребностей общества.

Государственные расходы третьей группы направлены на создание и пополнение государственных резервов, предназначаются для удовлетворения потребностей как производственной, так и непроизводственной сфер при чрезвычайных обстоятельствах.

По предметному признаку (целевому) государственные расходы делятся на расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление.

По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки; в непроизводственной сфере подразделяются на затраты на образование, науку, здравоохранение и физическую культуру, социальное страхование и социальное обеспечение, на оборону и управление.

В связи с этим (существуют два метода финансирования государственных расходов , определяемые особенностями хозяйствования:

1. Финансирование хозрасчетных предприятий и организаций производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части - за счет бюджетных ассигнований.

2. Бюджетное финансирование. В сметном порядке финансируются затраты на социально - культурные мероприятия, содержание органов государственной власти и управления, оборону, определяемые на основе особых документов - смет. Учреждения и организации, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными.

Как способ, в исключительных случаях, применяется эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в обращение и кредитной эмиссии (безналичной).

Применяются следующие формы бюджетного финансирования: дотации, субвенции, субсидии .

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Проблема перераспределения экономических ресурсов переходит из политической плоскости в аспекты мероприятий финансовой политики государства, решаемую посредством налогово-бюджетного механизма и составляет предмет эффективности и целесообразности государственной финансовой политики данного этапа развития общества;

2. Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.

Список литературы:

1. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие.- Астана: Данекер, 2006.

2. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. - М.: КНОРУС, 2005.Динамика статей платежного баланса. Уч. пособие.

3. Грязнова А.Г., Финансы, М., Финансы и статистика, 2007

4. Ильясов К.К., Исахова П.Б. Расходы государственного бюджета: Учебное пособие. – Алматы, Экономика, 2003 – 290с.

5. Мельников В.Д. Государственное финансовое регулирование экономики Казахстана. – Алматы, Каржы-Каражат, 1995

6. Мельников В.Д. Основы финансов. Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», .2009

Методические указания к теме №5:

Рекомендуется тщательно изучить основные экономические категории, рассматриваемые в данной теме. При изучении данной темы студент должен сформировать обоснованное мнение о характерной тенденции роста объемов государственных расходов по сравнению с ростом ВВП. Для успешного анализа современного состояния доходов и расходов государства студент должен использовать статистические данные сайта Министерства Финансов РК www.minfin.kz. Полезным будет выявление динамики государственных доходов и расходов во временном отрезке (как минимум 10 лет), а также самостоятельная интерпретация результатов анализа.

ТЕМА 6. « НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ»

Цель лекции – раскрыть сущность государственного бюджета, структуру доходов и расходов, основы бюджетной системы.

План лекции:

Вопрос № 1. Сущность налогов как инструмента государственного регулирования и их понятие в условиях рыночных отношений

Вопрос № 2. Налоговая система, основные требования к ее построению.

Вопрос № 3. Классификация налогов и характеристика основных видов.

Вопрос № 4. Специальные платежи и налоги недропользователей

Вопрос № 5. Налоги на собственность их назначение и роль в доходах местных бюджетов

Вопрос № 6. Сборы пошлины и платы. Специальные налоговые режимы.

Основные понятия: налоги, элементы налогообложения, налоговая система, классификация налогов, налоговая политика.


Государственные расходы - это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.
Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фондов государственных предприятий и организаций).
В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально новый подход применен в отечественной статистике при разработке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования государственных средств министерствами и ведомствами, но и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства.
Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных).
В отношении экономических результатов расходы делятся на производительные и непроизводительные.
По характеру потребностей: чрезвычайные и обыкновенные.
По целевому назначению расходы делятся на текущие и капитальные расходы.
По общественному назначению расходы делятся на расходы на социальные цели, внешнеэкономические расходы, экономические расходы, расходы на оборону, расходы на управление.
По уровням управления расходы классифицируются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы.
В действующей бюджетной классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам: функциональному назначению; экономическому назначению; ведомственному назначению.
Функциональная группировка состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства.
В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран. Международный валютный фонд (МВФ) предлагает наиболее общую функциональную классификацию расходов (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Функциональная классификация государственных расходов по методике МВФ и Российской Федерации

Экономическая группировка - это группировка расходов бюджета по экономическому признаку, то есть сведение расходов в единые экономические категории по однородным признакам.
Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды

хозяйственных расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.
Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис.3.6.


Рис. 3.6. Экономическая классификация: расходы и кредитование

Текущие расходы - это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала.
Капитальные расходы включают: возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов; безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.
Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Показатель «чистого кредитования» включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
Ведомственная группировка формирует расходы бюджета по ведомственному признаку, то есть денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам.
Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

(government expenditure, public expenditure) Расходы органов государственной власти любого уровня. Государственные расходы необходимо "очищать" от платежей органов власти одного уровня органам власти другого уровня, например от субсидий центрального правительства местным органам власти. Государственные расходы состоят из расходов на реальные товары и услуги, закупаемые у внешних поставщиков; расходов на заработную плату государственным служащим, занятым, например, в аппарате государственного управления, вооруженных силах и государственной системе образования; трансфертных платежей пенсионерам, безработным и инвалидам; субсидий и дотаций отдельным предприятиям и отраслям м выплаты процентов по государственному долгу.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ" в других словарях:

    Государственные расходы расходы, предусмотренные бюджетом государства. Государственные расходы связаны с исполнением государством своих основных функций. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены различные… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, денежные затраты государства (см. ГОСУДАРСТВО), связанные с его функционированием и использованием огосударствленной части национального дохода. Из государственного бюджета (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ) финансируются… … Энциклопедический словарь

    Денежные отношения, связанные с использованием централизованных и децентрализованных государственных средств на различные потребности государства. Финансируются государственные расходы в трех формах: самофинансирования, бюджетного финансирования … Финансовый словарь

    государственные расходы - — EN public expenditure Spending by national or local government, government owned firms or quasi autonomous non government organizations. (Source: ODE)… … Справочник технического переводчика

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - (state expenditures) несколько различных видов расходов государства. Если предположить, что государство в капиталистическом обществе имеет две противоречащие функции накопление и легитимацию, то ОКоннор (1973) и Гау (1979) выявляют три главные… … Большой толковый социологический словарь

    Расходы государства по осуществлению его функций, обусловленных характером общественно экономического строя. Г. р. не тождественны расходам государственного бюджета, т. к. они включают и расходы государственных предприятий (за счёт их… … Большая советская энциклопедия

    Энциклопедический словарь экономики и права

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - – затраты государства на приобретение товаров и услуг, финансирование социальных, военных, административных и ряда других программ … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    государственные расходы - денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов … Словарь экономических терминов

    - (government spending on real goods and services) Государственные расходы на закупку товаров, например военного снаряжения, или оплату труда государственных служащих, например, полицейских. Расходы на реальные товары и услуги следует отличать от… … Экономический словарь

Книги

  • Сборник Императорского Русского Исторического Общества Исследования об инородцах Казанской губернии. 1856. Вып. 005. Бумаги князя Н. В. Репнина (годы с 1763 по 1765). - Государственные доходы и расходы , . Книга представляет собой репринтное издание 1870 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…
  • Сборник Императорского Русского Исторического Общества Исследования об инородцах Казанской губернии. 1856. Вып. 006. Бумаги графа Н. И. Панина о Пугачевском бунте. - Бумаги князя И. В. Репнина (год 1775). - Государственные доходы и расходы в царст… , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1870 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…