Польша: большие амбиции и жизнь взаймы. Промышленность Польши: краткая характеристика ключевых отраслей. Экономика Польши: Темпы роста ВВП

Польша, население которой на конец 2016 года составило более 38,63 млн человек, является крупнейшим членом Евросоюза среди всех стран Центральной и Восточной Европы. Площадь Польши оставляет 312 679 км 2 . По количеству жителей эта страна занимает тридцать пятое место в мире и шестое место в Европе. Предлагаем макроэкономический анализ ее экономики, в ходе которого рассмотрим динамику изменения ВВП Польши, а также состояние этого показателя в настоящее время.

Основная информация об экономических показателях Польши

Эта страна имеет выход к морю и граничит с 9-ю европейскими государствами. Эти факторы достаточно сильно влияют на развитие ее экономики. Польша является девятой в ​​ЕС и двадцать пятой в ​​мире по производству на душу населения.

В структуре ВВП Польши 63,5% - услуги и транспорт, 33% - промышленное производство, 3,5% - сельское хозяйство.

В отношении ИРЧП эта страна классифицируется Организацией объединенных наций как высокоразвитая (высший разряд по шкале ООН). Такая оценка выставляется на основе следующих факторов:

  • Ожидаемая продолжительность жизни.
  • Годы среднего образования для 25-летних жителей.
  • Ожидаемое число лет обучения детей школьного возраста.
  • Валовой национальный доход на душу населения с учетом паритета покупательной способности.

Динамика роста ВВП

В 2014 году Польша заняла пятое место в ЕС после Люксембурга, Ирландии, Венгрии и Мальты (по данным Евростата). Международные институты, в том числе ОЭСР и ожидали, что польская экономика в 2016 году вырастет на 3,4-3,5%.

За последние годы наблюдатели привыкли к относительно хорошей динамике ВВП Польши на фоне Центральной и Восточной Европы, а также всего Европейского Союза. Это было особенно заметно в 2009 году, когда этот показатель (по данным Евростата) вырос на 1,6%. Такие темпы сделали Польшу единственной страной ЕС с положительным экономическим ростом. Напомним, что в 2009 году в Европейском Союзе зафиксирована рецессия с показателем 4,1%.

Также в 2010 и 2011 годах польская экономика выделялась среди европейских стран: рост ВВП Польши на 3,9% в 2010 году был третьим по величине в ЕС, а достигнув рубеж в 4,5%, Польша в 2011 году заняла четвертое место среди 27 государств-членов Евросоюза.

Динамика роста ВВП на душу населения

В 1990 году Польша попрощалась с централизованно планируемой экономикой. В 2016 году ВВП Польши на душу населения увеличился в 8,5 раз - с 1 731 долларов США (в текущих ценах) до 15 048 долларов США. Это наглядно демонстрирует приведенный ниже график.

По темпам роста Польша опередила все государства ОЭСР и всю Европу. Рост ВВП Польши по годам позволил ей занять 13-е место в глобальном списке, основанном на данных Всемирного банка. Если ограничиться только членами ОЭСР и европейскими странами, то очень близко к Польше находится Словакия, которая имеет несколько более низкие темпы роста. А где доход на душу населения увеличился в четыре с половина раза, занимает только 36-е место.

Рост ВВП

По итогам 2016 года ВВП Польши достиг 469,51 млрд долларов, а по итогам 2017 года ожидается показатель 509,96 млрд долларов.

Страны, которые на протяжении полувека разделяли судьбу Польши в качестве государств - сателлитов Советского Союза, а затем долго цеплялись за мираж альтернативных путей в направлении развития, боясь свободной рыночной экономики со всеми ее плюсами и минусами, заплатили очень высокую цену за нежелание проведения реформ. Они теряли время, ресурсы и людей, добиваясь гораздо меньших результатов, чем Польша. Так, в Болгарии ВВП на душу населения увеличился лишь в три раза, а в Венгрии рост был в 3,7 раза.

Прибалтийские государства тоже могли бы достичь таких же результатов, которые наблюдаются в Польше, но их экономически независимая жизнь началась несколько позже. Всемирный банк имеет данные, относящиеся к этим странам, только с 1995 года.

ВВП Польши и России

Проведем краткий сравнительный анализ экономического положения этих стран. ВВП России в 2016 году составил 1 триллион 283,2 млрд долларов.

Сравнивая ВВП на душу населения Польши и России, можно сказать, что в нашей стране этот показатель также не стоит на месте, но развивается более умеренными темпами. На результаты оказывает влияние то, в каком тяжелом экономическом положении находилась Россия в период перестройки и какое-то время после ее окончания. Также на показатели 2016 года повлияло падение цен на нефть - один из основных источников дохода России, отсутствующий в Польше. Из приведенной диаграммы видно, что наиболее плачевное состояние наблюдается на Украине, где в настоящее время ВВП едва дотягивает до 77% того уровня, который был в 1988 году.

Мировые лидеры в росте ВВП

Как правило, такие данные содержат определенные искажения. Глобальным лидером в плане увеличения доходов является которая является крошечной страной с очень жесткой диктатурой. 20 лет назад здесь началась добыча нефти. В абсолютном выражении "черного золота" в Гвинее добывают сравнительно немного (1,1 млрд баррелей в год), но в пересчете на душу населения это дает 900 баррелей, что на 100 баррелей больше, чем в Саудовской Аравии. Поэтому неудивительно, что ВВП на душу населения в этой стране увеличился почти в 50 раз, хотя прибыль идет только диктатору и его клике.

Два азиатских лидера по росту ВВП

Явлением номер один в мире является Китай. За ним следует Вьетнам. Некоторые аналитики называют Китай феноменом мировой экономической динамики. За период с 1990 по 2015 года здесь ВВП на душу населения увеличили в 25 раз.

Вьетнам и его граждане также достойны восхищения решимостью, с которой они преодолевают последствия войн. Эта страна, вероятно, будет развиваться еще быстрее, если сможет сбросить оковы все еще правящей коммунистической партии.

Темпы роста ВВП Польши

Для рассмотрения этого показателя делают сравнительную характеристику по годам. Польша до сих пор очень хорошо себя показывает по абсолютному ВВП, результаты которого помещают ее на первые строки списка.

Если Польша захочет догнать Германию, потребуется не менее полувека, чтобы компенсировать разницу в ВВП на душу населения, который наблюдается в этих двух странах.

На основе текущих цен ВВП на душу населения в Германии в настоящее время в 3,3 раза выше, чем в Польше, и составляет 41 331 долл. США против 12 555 долл. США.

Если предположить, что население и цены в обеих странах останутся прежними, то в 2067 году средний ВВП на каждого поляка будет составлять более 89 000 долларов, тогда как средний ВВП на одного немецкого жителя составит 87 000 долларов.

Почему Польша должна продолжать догонять

ВВП Соединенных Штатов равняется 18 триллионам долларов США. Американцы тратят 17,1% на здравоохранение, что составляет немногим более 3 триллионов долларов в год. В Польше на здравоохранение приходится 6,4% ВВП, включая государственные и частные расходы, что составляет менее 30 млрд долл. США в год.

Поэтому в Соединенных Штатах Америки в 100 раз больше тратят на здравоохранение в абсолютном выражении, чем в Польше. Это сравнение не имеет общей базы (например, на душу населения), поэтому оно служит только для иллюстрации разницы в потенциале, основанной на утверждении, что огромная больница с опытным персоналом справится лучше с тяжелобольным пациентом, чем хорошая, но маленькая клиника, где работает всего пара врачей.

В пересчете на душу населения в 2014 году расходы на здравоохранение в Польше составляли 910 долларов на человека, в США - 9 403, а в Германии - 5 411. Эксперты считают, что нет смысла сравнивать Польшу с Соединенными Штатами, поскольку уровень расходов на здравоохранение в этой далекой стране сильно раздувается из-за проблем правовой защиты, а также благодаря быстрому внедрению всех успешных новых методов лечения, оборудования и технологий. Следовательно, более правильной точкой отсчета для Польши будет Германия.

В абсолютном выражении расходы на здравоохранение в Польше увеличились в период 1995-2014 годов в четыре с половиной раза, то есть со 197 до 910 долларов на душу населения. Это так называемое номинальное увеличение. Оно получается из-за роста цен. Фактическое увеличение было намного меньше.

Калькулятор инфляции

Оперировать цифрами, показывающими экономическое состояние в разных странах, нужно корректно. Для этого мы можем использовать «калькулятор инфляции», который находится на веб-сайте Министерства финансов Польши. Тут есть небольшая проблема, так как программа ориентирована на польский злотый, а Всемирный банк конвертировал PLN в доллары США. Поэтому приходится корректировать данные с учетом курса валют.

Согласно показаниям калькулятора инфляции, в 2014 году 910 долларов США соответствовали эквиваленту 321 доллара в 1995 году. Это означает, что реальный рост расходов за 20 лет составил 63%. Мнения многих поляков подтверждают эту оценку. Люди говорят, что за эти годы слишком мало изменилось в системе здравоохранения.

В Германии номинальное увеличение расходов на здравоохранение было подобным реальному приросту в Польше и составляло скромные 73% за тот же период (1995-2014). Однако это не должно служить утешением для Польши, поскольку в 1995 году расходы на здравоохранение ее западного соседа в расчете на душу населения были почти в 16 раз выше. Другими словами, 20 лет назад немцы уже получали хорошее медицинское обслуживание, поэтому их прогресс в этой области должен быть медленнее. Германия тратит на 1% меньше, чем Польша, на здравоохранение, так как ее доля в таких расходах в ВВП составляет 5,4%. Нынешним польским новорожденным придется ждать до конца XXI века, прежде чем расходы на здравоохранение на душу населения в этих двух странах достигнут одинакового уровня. Такое станет возможным при следующих условиях:

  • Все цифры будут приведены к общему знаменателю.
  • Количество жителей останется без изменений.
  • Будут заморожены курсы валют и цены.
  • Доля расходов на здравоохранение останется на постоянном уровне в обеих этих странах.
  • Разница в темпах экономического роста останется на нынешнем уровне.

Доля частного потребления в ВВП Польши составляет около 60%. В течение одного года поляки должны потратить более 6 млрд долларов. В масштабах густонаселенной страны это не очень большая сумма, так как она составляет всего лишь 70,2 долларов на человека в год.

Создание условий для развития страны и ее экономики является одним из самых важных видов деятельности. Польша должна продолжать свои усилия и бороться за каждый процентный пункт экономического роста. Другие страны (Германия, Франция, Япония, США, Швеция) пока могут почивать на лаврах.

Ещё в первобытные времена поляки начали заниматься гончарством, ткачеством, пряжей и земледелием. Во времена Средневековья мастера самостоятельно изготовляли вручную промышленные изделия. Лишь после отделения ремесла от сельского хозяйства промышленность стала считаться отдельной отраслью. В девятнадцатом веке на смену мануфактуре в стране пришла машинная индустрия. Начиная с этого времени важнейшую роль для местной экономики начали играть такие крупные центры промышленности Польши, как Вроцлав, Гданськ, Варшава, Познань, Лодзь и другие.

Общая характеристика

В годы социализма активнее всего в стране развивалось машиностроение, металлургия, энергетика и лёгкая промышленность. После перехода Польши на рыночную экономику в 1991 году произошло существенное ухудшение жизни работников, занятых в этих отраслях. Кризис в государстве длился до тех пор, пока его руководству не удалось переориентировать производство на ближневосточный и западноевропейский рынок. Как результат, в наши дни страна стала одним из европейских лидеров по экономическим возможностям.

Сейчас главные отрасли промышленности Польши - это металлообработка, металлургия, машиностроение, судостроение. Кроме них, неплохо развит также текстильный, химический, пищевой и фармакологический сектор. Преимущественное большинство из субъектов экономики находится в частной собственности.

Расположение предприятий

Размещение Польши по её территории является довольно равномерным. Концентрация предприятий какого-либо одного направления присуща лишь некоторым регионам. Крупнейшим промышленным районом можно назвать здесь Катовицкое воеводство, на территории которого работает каждый пятый поляк, занятый в отрасли. Тут находятся крупные фабрики машиностроительной, химической и металлургической сферы. Центром судостроения являются Щецин и Гданьск - города, расположенные на балтийском побережье. Текстильная сконцентрирована в районе Ченстохова, Лодзи и Бельско-Бялы. В столице страны и её окрестностях в основном расположены предприятия, которые специализируются на производстве электротехнической продукции. В Варшаве, Люблине, Познани и Плоньске налажен выпуск автомобилей, а во Вроцлаве, Познани и Зеленой Гуре - пассажирских и грузовых вагонов. Далее более подробно речь пойдёт о ключевых отраслях.

Машиностроение

Крупнейшей отраслью польской промышленности считается машиностроение. В стране в больших объёмах выпускается транспортное, сельскохозяйственное, промышленное и строительное оборудование. В производстве рыболовных судов, строительных и дорожных машин, железнодорожных вагонов, вертолётов и телевизоров государство является одним из европейских лидеров. Среднегодовая стоимость выпускаемой машиностроительной продукции составляет более 70 миллиардов долларов. На подъеме сейчас находится и автомобилестроительная . С конвейеров заводов известных производителей, разместивших свои предприятия на территории страны, ежегодно сходит более 700 тысяч легковых и грузовых машин.

Лёгкая промышленность

В сфере лёгкой промышленности лидирующие позиции уже на протяжении долгого времени традиционно удерживает текстильная отрасль. В районе города Лодзь находятся её крупнейшие компании. Здесь производятся разнообразные виды тканей и пряжи. Значительная часть этой продукции реализуется в дальнейшем польским компаниям, специализирующимся на изготовлении трикотажного полотна и пошиве готовой одежды.

Пищевая промышленность

Практически в каждом крупном городе страны функционируют предприятия, что изготовляют продукты питания, табачные изделия либо напитки. Следует отметить, что пищевая промышленность Польши имеет солидную долю в структуре государственной экономики, достигающую 20%. Нынче самыми перспективными считаются её мясоперабатывающий, молочный, плодовоовощной и кондитерский сектора. Спрос на продукцию местных предприятий в этой отрасли ежегодно только увеличивается. На высокоразвитые страны приходится примерно 80% из всех экспортируемых местных пищевых товаров, что свидетельствует об их высоком качестве.

Химическая промышленность

На очень высоком уровне находится также и химическая промышленность Польши. Страна входит в десятку европейских лидеров по количеству выпускаемой продукции в данной отрасли. Преимущественное большинство предприятий находится на территории Катовицкого воеводства. Они производят серную кислоту, минеральные удобрения, краски, лаки, синтетические волокна и многие другие товары. В немного меньших объёмах, если сравнивать с ними, выпускаются автомобильные покрышки, синтетический каучук и пластмассы.

Крупнейшие польские промышленные компании

В настоящее время в стране функционирует большое количество предприятий, занятых в различных сферах. Многие из них известны во всём мире. К примеру, фармакологическая промышленность Польши имеет высокую репутацию за рубежом благодаря компании Polpharma SA, входящей в двадцатку лучших мировых изготовителей лекарств. Фирма Brilux за двадцать лет существования стала одним из известнейших на планете разработчиков и производителей осветительного оборудования. Довольно большой популярностью, в том числе и в нашей стране, пользуется компания Zelmer, что выпускает бытовую технику.

Итоги

Эксперты утверждают, что положительные экономические изменения, которые произошли в стране на протяжении последних пятнадцати лет, связаны с переориентацией местных предприятий на экспорт промышленных товаров. В связи с этим не удивительно, что все польские отрасли промышленности сегодня активно развиваются. Как результат, страна считается одной из самых перспективных в Европе по экономическому потенциалу.

Польша это одно из первых государств, которое покинуло блок социалистических стран и встала на ноги капитализма и истинной демократии по-американски. Так чего же наши соседи славяне добились за эти 30 лет? На этот и многие другие вопросы мы постараемся ответить в этом материале.

Давайте познакомимся с основными показателями Польши для того, что бы понимать, что же все-таки это за страна и какие у нее экономические показатели. Все показатели я постараюсь давать на 2017 год, кроме тех случаев, когда их нет, тогда будут даваться примечание, на какой год указаны эти данные.

Статистические данные Польши на 2017 год

На 2017 год население Польши составляет — 38,634 млн. чел , территория – 312 679 км2 , плотность населения – 123 чел/км2 .

Номинальное ВВП – 509,955 млрд $ , на человека — $13 429 . ВВП по ППС — 1110 млрд $ , на человека — $29 250 . Рост ВВП – 3,1% (2016) и 3,3% (2017), прогноз роста ВВП — 3,2% (2018), 3,2% (2019). Распределение ВВП по секторам экономике выглядит так: agriculture – 2,6% ; industry — 38.5% ; services — 58.9% (2016). Инфляция – 1,8% (CPI, 2017).

Коэффициент Джини — 29.8 (2014) – это статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем ближе его значение к нулю, тем более равномерно распределён показатель.

Рабочей силы – 17,64 млн. человек (2016), распределение рабочей силы по секторам: agriculture – 11,5% ; industry – 30,4% ; services – 58,1% (2015). Безработица составляет – 4,6% (Eurostat, September 2017). Средняя зарплата — €975,96/$1 320 в месяц (2014). Главные отросли промышленности — machine building, iron and steel, mining coal, chemicals, ship building, food processing и glass.

Экспорт и Импорт (2016)

Экспорт — $195.70 млрд. (2016). Экспортные товары — machinery and transport equipment — 37.8%, intermediate manufactured goods — 23.7%, miscellaneous manufactured articles — 17.1%, food and live animals — 7.6% (2012 est.).

Лучшие экспортные страны: Germany — 27.3% , United Kingdom — 6.6% , Czech Republic — 6.6% , France — 5.4% , Italy — 4.8% , Netherlands — 4.5%

Импорт — $193,60 млрд. (2016). Импортные товары — machinery and transport equipment 38%, intermediate manufactured goods 21.0%, chemicals 15.0%, minerals, fuels, lubricants and related materials 9.0% (2011 est.)

Лучшие импортные страны: Germany — 28.3% , China — 7.9% , Netherlands — 6% , Russia — 5.8% , Italy — 5.3% , France — 4.2% , Czech Republic — 4.1% ,

Всего зарубежных инвестиций — $224,5 млрд . (31 December 2016 est.), государственный внешний долг — $347,8 млрд. или 48,4% от ВВП (31 December 2016).

Государственный бюджет (2016):
— доходы в бюджет — $79,75 млрд.
— расходы — $91,45 млрд.

Экономическая помощь Европейского Союза:
Выделено $137 млрд. на структурные реформы на протяжении 2007–2013 годов. Планируется выделить еще $142 млрд. на структурные реформы в 2014–2000 годах.
Золотовалютные резервы страны – $114.4 млрд . (31 December 2016 est.)

Как видите очень хорошие показатели у экономики Польши, так на протяжении 2007-2017 годов в ее экономику было влито экономической помощью и инвестициями более $410 млрд. Не плохой показатель, как для страны загнивающего Запада. Например, весь ВВП Украины в 2017 году планируется на уровне $104 млрд , а ВВП России на 2017 год – $1 469 млрд, Белоруссии — $53 млрд , Казахстана — $156,2 млрд.

Теперь давайте посмотрим на динамку развития ВВП Польши с 1986 года по 2017 год. Будут рассмотрены разные показатели и сведены в таблицу. Также построено несколько графиков, для более наглядного понимания некоторых процессов.

Таблица: Динамика ВВП Польши 1986-2017 годы (по данным ЦРУ)

Таблица:

год Население, млн ВВП, номинал, $ ВВП, ППС, $ рост ВВП, % Инфляция, % Безработица, % пром произ, % экспорт, млрд. $ импорт, млрд. $ гос долг, % к ВВП
1986 37,6 73,7 191,1 3,5 17,8
1987 37,8 63,7 201,2 2,3 25,2
1988 37,8 68,6 214,9 3,3 60,2
1989 37,8 66,9 231,5 3,8 251,1
1990 38,2 62,1 223,2 -7,2 585,8 6,3
1991 38,3 80,5 215 -7 70,3 11,8
1992 38,4 88,7 224,5 2 43 13,6
1993 38,5 90,4 239,3 4,3 35,3 16,4
1994 38,6 103,7 257,2 5,2 32,2 11,4
1995 38,6 139,1 280,2 6,7 27,9 13,4 49
1996 38,6 156,7 303,3 6,2 19,9 12,4 43,4
1997 38,7 157,1 330,6 7,1 14,9 11,3 42,9
1998 38,7 172 351 5 11,8 10,6 38,9
1999 38,7 167,8 372,2 4,5 7,3 13,8 4,3 27,8 40,8 39,6
2000 38,6 171,3 396,5 4,3 10,1 16,1 0 28,4 42,7 36,8
2001 38,6 190,4 410,3 1,2 5,5 18,3 0,3 35,4 49,4 37,6
2002 38,6 198,2 423 1,4 1,9 19,9 0 32,4 43,4 42,2
2003 38,6 216,8 448,6 3,9 0,8 19,6 8,6 32,4 43,4 47,1
2004 38,6 253 484,9 5,3 3,5 19 10 57,6 63,7 45,7
2005 38,6 304 518 3,6 2,1 17,7 3,7 76 81,6 47,1
2006 38,5 341,7 568 6,2 1 13,8 10,2 92,7 95,7 47,7
2007 38,5 425,3 624,1 6,8 2,5 9,6 8,9 110,7 113,2 45
2008 38,5 529,4 670,7 5,1 4,2 7,1 4,8 175,3 199 47,1
2009 38,5 430,5 688,6 1,6 3,5 8,2 1,2 142,1 146,4 50,9
2010 38,5 469,4 723 3,9 3 12,1 6,5 162,3 173,7 54,9
2011 38,4 531,8 765,6 4,5 4,2 12,4 7 193,9 208,1 53,4
2012 38,4 470,4 799,2 2 3,7 12,8 0,8 191 197,7 48,3
2013 38,4 513,9 814 1,7 1,1 13,5 5,2 197,8 196,9 49,7
2014 38,3 552,2 941,4 3,3 0,1 12,3 5,5 210,7 215 43,7
2015 38,6 481,2 1003 3,7 -1 10,6 4,3 190,8 188,4 45
2016 38,5 467,4 1052 3,1 -0,8 9,6 4,2 188,3 189,5 44,7
2017 38,6 510 1111 3,3 1,8

На фоне растущей активности Польши в Восточной Европе и её претензиях на роль регионального лидера "Междуморья" уместно посмотреть, каковы экономические основы данной активности и насколько прочна её база. Что позволяет говорить о перспективах такой политики, направленной против России.

Польша в регионе Восточной Европы является наиболее крупным государством по экономике, территории и населению. Однако есть основания полагать, что экономика Польши не даёт ей возможности претендовать на самостоятельные лидерские позиции в регионе Восточной Европы.

ВВП - 470 млрд долл. США. Численность населения - 37,95 млн чел., площадь - 312,7 тыс. кв. м.

Польша исторически стремится к утверждению своих лидерских позиций в Восточной Европе и реализации национальных амбиций при поддержке «сильных мира сего» (США). Последние возлагают на Варшаву задачи по курированию и координации действий союзников по отношению к их восточным соседям, в первую очередь Украине и Республике Беларусь.

При этом Польша зачастую используется в качестве демонстрационной площадки результатов преобразования постсоветской страны в действительно «европейское» государство.
Как известно, лидерские устремления невозможно реализовать без стабильного экономического базиса. Для понимания реальных позиций Республики Польша обратимся к краткому освещению динамики её основных финансово-экономических и социальных трендов.

Согласно данным Всемирного банка, в период с 2000 по 2008 год наблюдался постоянный экспонентный рост ВВП Польши, валовой внутренний продукт вырос с 171,886 до 533,816 млрд долл. США (310% роста, 25-я страна по величине ВВП в мире). После мирового кризиса 2008 года экономика ВВП показывала разнонаправленную динамику и на момент начала 2017 года снизилась до 469,509 млрд долл. США (или на 12%).

Однако высокие темпы роста польской экономики во многом связаны с поддержкой со стороны Евросоюза, США и международных финансовых структур (Всемирного банка, МВФ, ЕБРР) и не связаны с «дикорастущим экономическим чудом».

В структуре ВВП основная доля принадлежит сфере услуг, промышленности, сельскому хозяйству (в 2016 году 64%, 33%, 2-3% соответственно). В период с 2000 года наблюдался постоянный рост доли сферы услуг и снижение промышленной составляющей.

Сфера услуг в первую очередь представлена транспортными, банковскими, страховыми услугами, торговлей и иными видами деятельности.

Вместе с тем следует понимать, что промышленность играет важную роль в обеспечении занятости населения, в развитии национальной науки и техники и в формировании совокупной добавленной стоимости.

В настоящее время промышленность Польши представлена такими направлениями, как машиностроение (автомобилестроение, с/х механизация, ж/д транспорт и подвижной состав), авиастроение, двигателестроение, судостроение, военно-промышленные компании, а также хорошей нефте-химической отраслью (переработка нефти и производство азотных соединений).

Следует понимать, что польская промышленность - это активы, созданные в период после Второй мировой войны во время вхождения Республики Польши в Организацию Варшавского договора, т. е. за счёт и благодаря усилиям СССР и Союзных республик .
В настоящее время большинство промпредприятий выкуплено американскими и европейскими корпорациями (Sikorsky Aircraft Corporation, AgustaWestland, Airbus Defence and Space, FIAT, General Motors) или обанкрочено .

В части внешнеторговых операций видно, что с 1990-х годов наблюдался постоянный рост. Экспорт товаров возрос за счёт открытия границ и ликвидации таможенных пошлин с ЕС и США. Одновременно происходило увеличение импорта товаров и услуг (График № 4).

Вместе с тем в течение длительного периода времени (с 2000 года) сальдо внешней торговли было отрицательным (до минус 38, 2 млрд долл. США), положительное сальдо стало только с 2015 года - 2,6 млрд долл. США, 4,375 млрд долл. США в 2016 году (График № 5).

При этом в Польше имеет место высокий уровень дефицита госбюджета. По состоянию на сентябрь 2017 года он составлял минус 54,4% (доходная статья бюджета - 4 884,40 млн евро к 8 4649,90 млн евро).

Для компенсации дефицитов торгового баланса и госбюджета необходимы постоянные заимствования либо на внешнем, либо на внутреннем (у населения или юридических лиц) финансовых рынках.

Как результат - внешний долг Польши по состоянию на октябрь 2017 года составляет 363 658,00 млн евро, или по текущему курсу – 428 752,8 млн долл. США (т. е. около 100% от ВВП ). В расчёте на одного трудоспособного жителя Польши внешний долг достигает 12,8 тыс. долл. США. Для покрытия такого долга каждый поляк должен работать три года за зарплату в 1 тысячу злотых (280-300 долларов) или же 8 месяцев бесплатно.

Проценты по внешним займам уплачиваются с налогов поляков , что во многом обуславливает высокий уровень дефицита бюджета (т. е. налогов и сборов не хватает).

При этом уровень налогообложения в Польше достаточно высокий (см. таблицу ниже).

Ставка корпоративного налога 19,00 %

Ставка подоходного налога 32,00 %

Налог с продаж 23,00 %

Ставка социального страхования 36,12 %

Ставка соцстрахования для компаний 22,41 %

Ставка соцстрахования для работников 13,71 %

Кроме того, следует учитывать значительный уровень т. н. инфляционного налога или высокий уровень инфляции за последние 10 лет, которая составила около 90%. Это означает, что цены за этот период выросли почти в 1,9 раза. В это же время рост средней зарплаты составил около 75%, и это при постоянном увеличении производительности труда (выработки). Другими словами, труд простого поляка сильно недооценён, и это в его собственной стране.

При этом поляки для компенсации высокого уровня внешнего долга и экономически необоснованных оборонных программ должны работать дольше. Возраст выхода мужчин на пенсию - 65,5 лет, женщин - 60,5 лет.

Если рассматривать Польшу как единое домохозяйство, то оно не зарабатывает достаточно собственных денежных средств (которые покрывали бы её текущие расходы), а «живёт» в долг . И при этом фискальные поступления (от населения и юр. лиц) не компенсируют покрытие текущих расходов на государственные программы, амбициозные планы, выплату текущего долга, что заставляет правительство «чрезмерно напрягать» своё население и втягивать страну в ещё большую кредитную кабалу от стран Запада.
Здесь к месту будет наша статья по оборонным бюджетам и реальным устремлениям корпораций. Как видим, значительные военные ассигнования Польши сильным бременем переносятся на простых граждан и национальные субъекты хозяйствования. При этом западные корпорации рассматривают Польшу и её население исключительно в качестве донора своего высокого уровня жизни .

Уровень безработицы снижался за последние несколько лет и по состоянию на сентябрь колеблется на уровне 7%. Вместе с тем по уровню безработицы среди молодёжи данный показатель превышает 13,7-14,4% (что вынуждает молодое поколение Польши искать «лучшую долю» за пределами своей страны).

Согласно данным главного управления статистики Польши, на начало 2017 года за пределами РП находилось 2515 тыс. поляков, что на 118 тыс. больше (4,7%) по сравнению с концом 2015 года.

Большая часть пребывает в Европе - 2214 тыс. человек, из них 2096 тыс. - в странах ЕС. Основная доля эмигрантов приходится на Великобританию (788 тыс. человек), ФРГ (687 тыс.), Нидерланды (116 тыс.), Ирландию (112 тыс.).

Одновременно наблюдается низкий уровень рождаемости - 212-е место в мире (1,33 рождения на каждую женщину) и постоянное старение польского населения. По прогнозам главного управления статистики Польши, до 2050 года население Польши при текущих демографических процессах снизится с 37,95 до 33,9 млн человек .

Как видим, экономика Польши не настолько самостоятельна и имеет существенные социально-экономические проблемы. Её текущее развитие обеспечено за счёт финансовой поддержки ЕС и США.
В настоящее время Польша пытается демонстрировать активную позицию помощника Украины, т. н. «старшего брата», который оказывает поддержку в сложной ситуации, претендуя, в свою очередь, на роль лидера.

Но в большинстве случаев это связано со стремлением польских правящих элит «сесть» на «распил» финансовой помощи, которая выделяется США и другими странами Запада на поддержку режима на Украине .

Из вышеприведённой оценки видно, что Польша ввиду отсутствия экономико-финансовых свобод вряд ли способна выступать самостоятельным политическим игроком и лидером в Восточной Европе . Польша выступает в роли лишь одной из фигур в большой игре Запада. Печально лишь то, что данные политические заигрывания руководства страны и полное отсутствие их суверенности в действиях тяжёлым социально-экономическим бременем ложится на простого поляка и его следующие поколения.

Какую экономическую политику проводит правительство «Права и справедливости»? В чем залог экономического роста Польши ? Какую роль играют в ее развитии европейские фонды? Об этом рассказал польский экономист и публицист Виктором Войцеховским.

Основные аспекты экономической политики нового правительства Польши. Правительство, сформированное партией "Права и справедливости" (ПиС), официально подвергает сомнению много экономических реформ, которые были воплощены в жизнь в течение последних 25 лет. Основным и одновременно самым дорогим проектом новой команды является внедрение универсальных социальных выплат семьям объемом 500 злотых в месяц на ребенка. А ее заметный недостаток - огромные расходы бюджета (около 1% ВВП в год), потому что право на такие трансферты не привязано к доходам семьи. Кроме того, эти выплаты могут существенно уменьшать желание работать в многодетных семьях и таким образом формировать устойчивую зависимость от социальной помощи у людей с низкой профессиональной квалификацией.

Более того, согласно популистского предвыборного обещания правительство ПиС хочет вернуть прежний низкий пенсионный возраст (то есть 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин). Только в первые годы такая смена обойдется государству в среднем примерно в 0,5% ВВП в год. Учитывая высокие темпы старения населения в дальнейшем эти суммы могут постепенно расти даже до 1% ВВП. По моему мнению, начало поэтапного повышения пенсионного возраста до 67 лет для обоих полов, что вылилось в продолжение профессиональной активности поляков, было одной из важнейших экономических реформ, введенных предыдущим правительством.

В 2016-м программу помощь на детей будет полностью финансироваться из единовременных поступлений (прибыли Национального банка Польши и средств, вырученных от тендера на частоту LTЕ), но уже в следующем году их не будет. Несмотря на введение новых секторальных налогов (в частности, для банков и магазинов с большой площадью), а также сохранение повышенной ставки НДС, новое правительство не уйдет в 2017-м в рост дефицита бюджета. Сразу после выборов 2015-го правящий кабинет ПиС ослабил так называемое регулирование расходов, которое должно держать в рамках бюджетные расходы, особенно в период хорошей конъюнктуры. Следовательно, несмотря на относительно высокий темп роста ВВП (3,0–3,5%), который пока держится и прогнозируется на ближайшие годы, в 2017-м дефицит государственных финансов вырастет примерно до 3% ВВП. Стоит вспомнить, что только в прошлом году Польше удалось достичь показателей, необходимых для завершения процедуры преодоления чрезмерного дефицита, обязательной для члена ЕС. Достаточно незначительного замедления темпа роста - и к ней снова придется вернуться. В нынешней ситуации, когда основным двигателем роста экономики является внутренний спрос, для достижения желаемого мы должны минимум сформировать сбалансированный бюджет, а может, даже с незначительным профицитом. Тот факт, что новая власть радикально игнорирует необходимость восстановления государственных финансов, может нам дорого стоить.

Правительство очень оптимистично считает, что новые социальные расходы будут профинансированы благодаря повышению эффективности фискальной системы и дополнительно за счет новых сборов в различных секторах экономики. Конечно, в Польше есть большая проблема с эффективностью взыскания НДС и налога на прибыль предприятий. Но ожидаемых дополнительных поступлений пока нет, и не факт, что их можно будет получить так быстро, как надеются министры.

Кроме слишком экспансивной фискальной политики, которая, по мнению представителей правительства, должна ускорить темп роста ВВП, новая команда тяготеет к усилению роли государства в экономике. На практике это выражается в полной остановке приватизации, обжаловании ранее подписанных приватизационных сделок, а также в переборке из частных рук конкретных компаний, в частности в банковском секторе. Сейчас страховой гигант PZU, контролируемый государственным казначейством, ведет переговоры с итальянской группой UniCredit о выкупе контрольного пакета ее дочери - банка Pekao SA, который по объему активов является вторым в Польше.

Экономические вызовы для Польши на кратко - и среднесрочную перспективу. Текущая ситуация в реальной экономике неплохая. Однако я считаю, что Польша должна серьезно подготовиться к стойкому замедлению темпа экономического роста в среднесрочной перспективе. Базовые резервы, которые стимулировали рост производительности и давали возможность динамично развивать экономику после 1989-го, сегодня стремительно иссякают. Не стоит рассчитывать на то, что мы будем развиваться на уровне 4,5% в год. Если бы динамику роста удалось удержать на 3%, это уже было бы большим успехом. Но для этого нам требуется существенное увеличение производительных инвестиций в частном секторе, которые являются основным носителем технологического прогресса.

К сожалению, тенденция к усилению роли государства в экономике, которая наблюдается сейчас, постепенная политизация финансового сектора, наложение новых налогов на банки и крупные магазины, которые в основном принадлежат зарубежным инвесторам, - все это не способствует инвестициям. Как и все постсоциалистические страны, мы имеем ограниченные ресурсы государственных сбережений, поэтому должны создавать хорошие условия для инвесторов из-за рубежа. Кроме действий только экономического характера инвестиционный климат в Польше портит конфликт вокруг Конституционного суда . Паралич этого учреждения усиливает инвестиционную неуверенность, а потому тормозит рост как внутренних, так и иностранных вложений и заставляет инвесторов ожидать высшей премии за риск. Кроме того, Польша не сможет удерживать должный темп подъема экономики, если ограничивать предложение труда. Количество людей трудоспособного возраста в стране уже несколько лет уменьшается по демографическим причинам. Вместо того чтобы снижать пенсионный возраст, как это предлагает ПиС, мы должны быстро его повышать. Я считаю, что темп этого процесса мог бы быть даже выше, чем предусматривает реформа, введенная предыдущим правительством (то есть 67 лет для женщин только в 2040-м).

В короткой перспективе существенный риск для темпа экономического роста в Польше составляет конъюнктура за рубежом. Несмотря на низкие процентные ставки в Западной Европе, экономический рост там разочаровывает. Мы не знаем, насколько масштабным будет замедление в китайской экономике, куда много инвестировали многочисленные компании, после чего они испытывают проблемы с обслуживанием долгов. При таких условиях рассчитывать, что темпы роста польской экономики в течение ближайших лет составят около 3,5%, как предполагает правительство, рискованно.