В настоящее время свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
Свободные экономические зоны — специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами , в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.
Цели создания свободных экономических зон могут быть:
- придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций;
- рост экспортного потенциала территории страны;
- организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортзаменяющих товаров;
- освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.
При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение в мирохозяйственные связи , стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и .
С функциональной точки зрения свободные экономические зоны можно подразделить на:- внешнеторговые , где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;
- технологические парки и технополисы , ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;
- комплексные производственные зоны , ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники),
- , где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т.д.
На территориях свободных экономических зон может применяться режим свободной (беспошлинной) таможенной зоны.
Причины создания свободных экономических зон
В промышленно развитых странах СЭЗ часто создавались для оживления мелкого и среднего бизнеса в районах, затронутых экономической депрессией, и были направлены на выравнивание межрегиональных различий . Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получали максимальные налоговые льготы. Таким образом в развитых странах СЭЗ используется в основном как инструмент , в тех регионах, где необходимо повышение уровня экономического и социального развития.
В качестве критериев при выборе территории для создания особой экономической зоны используется уровень безработицы и уровень денежных .
В отличие от промышленно развитых стран развивающиеся страны делали акцент на привлечение иностранного капитала , технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы, достижение более высокого уровня индустриализации.
Классификация свободных экономических зон
Торговые — являются одной из простейших форм СЭЗ. Они существуют с 17-18 вв. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах. | Промышленно-производственные — относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал. | Технико-внедренческие — относятся к зонам третьего поколения (1970-80-е годы). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские фирмы, пользующиеся единой системой налоговых льгот. | Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. | Комплексные — образуются путем установления особого, льготного режима хозяйствования на территории отдельных административных образований. |
|
|
|
|
|
Мировой опыт создания СЭЗ
По данным на июль 2006 года., в мире насчитывается, по различным экспертным источникам, 1200 — 2000 свободных экономических зон различных типов: от беспошлинных зон и свободных портов до зон свободного предпринимательства, офшорных зон и технополисов.
Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамические темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.
Свободные экономические зоны в экономике России
Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.
Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.
Причины создания СЭЗ в России:- привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
- стимулирование развития регионов;
- развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
- создание высококвалифицированных рабочих мест.
Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает создание создание особых экономических зон двух типов : промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.
В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.
Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по , которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет :
- освобождение от на срок 5 лет со дня регистрации;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
- снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
- освобождение от услуг по транспортировке товаров.
В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.
Основные характеристики российских ОЭЗ
Место расположения ОЭЗ | Специализация ОЭЗ | Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны | |
г. Санкт-Петербург | Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры. Разработка и производство аналитических приборов. | Около 1,5 млрд. руб., в том числе 50% из федерального бюджета | |
г. Дубна, Московская область | Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии. | 2,5 млрд. руб.., из них 65% из федерального бюджета | |
г. Зеленоград | Разработка и освоение микросхем, интеллектуальных систем навигации. | 5 млрд. руб., в том числе 50%% из ФБ | |
г. Томск | Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов | Около 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ) | |
г. Липецк | Производство бытовой техники и комплектующих к ней | 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ) | |
г. Елабуга, Татарстан | Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологическое химическое производство. | 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ) |
Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в ОЭЗ создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.
8.4. Свободные экономические зоны: понятие, виды, их формирование в России
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну из многообразных форм международныхэкономическихотношений, прообразы которой использовались отдельными государствами в XIV-XV вв. в виде «свободных» городов и портов на пересечении торговых путей для привлечения торговых потоков*.
* Первая СЭЗ была создана в 1547 г. в итальянском городе Ливорно, который был объявлен городом свободной торговли.
С развитием мировой экономики и торговли в XIX в. и углублением интернационализации национальных экономик в XX в. СЭЗ как форма международных экономических отношений получила широкое распространение и существенно изменила свое экономическое содержание. Эволюция СЭЗ осуществлялась от простых организационно-функциональных форм, связанных в основном с торговлей товарами, к более сложным, ориентированным на производство массовой потребительской продукции, разработку и производство новых товаров, предоставление различного рода услуг и т.д.
Эволюция СЭЗ связана прежде всего с интенсификацией использования научно-технических достижений, крупными сдвигами в структуре экономики промышленно развитых стран, а также с распадом колониальной системы. В результате этого открылись новые сферы приложения для инвестиций как в самих промышленно развитых странах, так и в странах, проводящих политику индустриализации. Вместе с тем концентрация капитала промышленных монополий и централизация банковских ресурсов тоже содействовали поиску и созданию дополнительных стимулов для расширения инвестирования за рубежом по сравнению с теми, которые существовали ранее. В этих условиях свободные зоны с чисто торговой ориентацией, зоны свободного предпринимательства, не требовавшие больших первоначальных капиталов, длительного подготовительного периода, сложных планов действий или обширных связей с предприятиями за рубежом, не соответствовали требованиям мирового инвестиционного рынка.
Требовались совершенно новые области инвестирования: создание высокотехнологических отраслей промышленности, улучшение использования ввозимых и местных ресурсов, ускорение развития современной инфраструктуры и т.п. В связи с этим в различных странах стали появляться новые организационные формы зон, отличающиеся от зон свободного предпринимательства и свободных экспортных зон более широким диапазоном функций, более сложным экономическим механизмом функционирования, расширенными возможностями международного сотрудничества.
В 80-е гг. после принятия ряда мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковском и страховом деле, в ряде регионов промышленно развитых стран появилисьспециальные экономические зоны: технопарки, научно-техническая, свободная банковская, свободная страховая. Отличительной особенностью этих зон было то, что их создание предусматривало не столько привлечение иностранного капитала, сколько предоставление преференциальных режимов на сроки от 10 до 20 лет. Примерами подобных зон являются зоны, созданные в Великобритании, Италии, США, Франции.
Таким образом, СЭЗ как форма международного сотрудничества в своем динамическом развитии претерпела существенные трансформации. Этим обусловлено и множество определений того, что в общем смысле понимается под термином СЭЗ. На сегодняшний день можно встретить до 30 определений СЭЗ, по существу, синонимов. По определению экспертов ООН, «СЭЗ - ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию, главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот».
Среди наиболее распространенных в мире специальных экономических зон можно выделить:
Таможенные зоны;
Беспошлинные торговые зоны;
Таможенные свободные зоны;
Внешнеторговые зоны;
Беспошлинные экспортно-производственные зоны;
Свободные экспортные зоны;
Экспортно-производственные зоны;
Свободные экономические зоны;
Свободные производственные зоны;
Зоны экономического благоприятствования;
Промышленные экспортоориентированные зоны;
Свободные промышленные зоны;
Предпринимательские зоны;
Зоны совместного предпринимательства;
Зоны технико-экономического развития;
Зоны развития новой высокой технологии;
Технико-внедренческие зоны;
Научно-промышленные парки;
Оффшорные центры;
Международные оффшорные центры;
Свободные банковские зоны;
Эколого-экономические регионы;
Открытые районы;
Туристические центры.
Общими принципами для всех типов и разновидностей СЭЗ являются:
Локальность территории;
Отсутствие таможенных пошлин (или их фиксация на минимальном уровне) на ввоз (вывоз) оборудования, полуфабрикатов и готовой продукции при максимальном упрощении всех процедур, связанных с экспортно-импортными операциями;
Льготный режим налогообложения;
Свободное обращение конвертируемой валюты в условиях общей свободы межстрановых финансовых транзакций;
Гарантии от конфискации иностранной собственности и предоставление функционирующим в СЭЗ компаниям дополнительного круга льгот и привилегий.
На начало 1990 г. в мире насчитывалось не менее 600 зон, в том числе в развитых странах - более 200, еще 100 находились в процессе строительства и 50 - на стадии проектирования. В СЭЗ развивающихся стран было занято 1,5 млн человек. По некоторым оценкам, к середине 90-х гг. численность занятых в них возрастет до 2,5-3 млн человек, а стоимость экспорта увеличится с 12-13 млрд долл. США до 25 млрд долл. США. В США СЭЗ созданы в 47 штатах, их численность - 247 (в 1986 г.), а общий оборот достиг 40 млрд долл. США.
Классификацию существующих СЭЗ можно проводить по многим критериям (см. рис. 8.7). Так,по степени интегрированности в мировую и национальную экономику можно выделить два типа СЭЗ: экстравертивные - имеющие анклавный характер и ориентированные на внешний рынок, и интровертивные - интегрированные в национальную экономику.
Классификация СЭЗпо отраслевому признаку вызывает определенные трудности, так как в экспортно-производственных зонах (ЭПЗ) располагаются предприятия, относящиеся к различным отраслям промышленности. Тем не менее определенная отраслевая специализация присутствует.
По характеру собственности СЭЗ можно разделить на государственные, частные и смешанные. Наиболее распространенной в мировой практике формой собственности СЭЗ является смешанный тип, где наряду с государственной собственностью присутствует частная.
Наиболее важным критерием классификации СЭЗ является их разделение по характеру деятельности, илифункциональному назначению. По этому критерию выделяют пять основных типов зон: зоны свободной торговли; экспортно-производственные зоны; научно-промышленные парки; оффшорные центры и комплексные СЭЗ (см. рис. 8.8 и 8.9). Рассмотрим некоторые из них.
Зоны свободной торговли (ЗСТ) относятся к СЭЗ первого поколения. Это наиболее давняя и простая форма организации зональных структур на территории одного государства. Основным преимуществом ЗСТ являются относительно незначительные страновые капитальные вложения и их быстрая окупаемость.
К ЗСТ относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки. В ряде случаев допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. Несмотря на определенные выгоды, получаемые от таможенных пошлин, а также за счет экономии на накладных расходах, возможности подобных зон в развитии экспорта производства, вовлечении в него национальных материальных и трудовых ресурсов весьма ограничены. Поэтому этот тип СЭЗ в чистом виде не получил широкого распространения в современной международной практике.
Основной целью создания ЗСТ является стимулирование импорта товаров, развитие внутренней и транзитной торговли. Первые ЗСТ образовывались в крупных портовых городах и имели статус «порто-франко».Порто-франко - это портовый город с прилегающей обширной территорией, выделенной из общей таможенной границы государства. В пределах порто-франко товары не только выгружались, хранились, но и подвергались незначительной переработке, сортировке и упаковке без уплаты таможенных пошлин до тех пор, пока они не попадали внутрь страны.
В современных условиях ЗСТ создаются вокруг международных транзитных узлов (аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные станции и др.) в целях активизации внешнеэкономической деятельности. В настоящее время в США насчитывается около 180 ЗСТ (из них 80% грузопотоков приходится на 15 основных ЗСТ во главе с Сан-Франциско), в Европе - 150 ЗСТ, в Японии - 23.
Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) можно отнести к СЭЗ второго поколения. В отличие от зон свободной торговли, которые прежде всего стимулируют развитие импорта товаров и внутренней торговли, ЭПЗ предназначены для расширения экспортного потенциала, развития внешней торговли и, соответственно, для увеличения валютных поступлений.
ЭПЗ создавались, с одной стороны, путем перепрофилирования, эволюции и трансформации зон свободной торговли, когда на отведенную под них территорию стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не одной торговлей, но и производством. Это относится в основном к промышленно развитым странам. С другой стороны, ЭПЗ создавались путем целенаправленного образования СЭЗ, ориентированных на производство товаров для экспорта. Это характерно для новых индустриальных и развивающихся стран.
Создание ЭПЗ в развивающихся странах отражало общую тенденцию к смене импортозамещающей модели на экспорте-ориентированную путем развития отраслей, специализирующихся на производстве товаров для внешнего рынка. Новая стратегия органично вписалась в структурную перестройку промышленно развитых стран, когда происходило формирование крупнейших ТНК и активный перенос отдельных-отраслей обрабатывающей промышленности в развивающиеся страны, что идеально в условиях ЭПЗ. Именно ТНК сыграли важнейшую роль в создании ЭПЗ и формировании экспортного потенциала развивающихся стран.
Первые ЭПЗ в развивающихся странах появились в начале 70-х гг., а в 80-х гг. их насчитывалось около 70 в 40 развивающихся странах. К началу 90-х гг. общее число ЭПЗ, зарегистрированных в 120 странах, выросло до 300.
В промышленно развитых и новых индустриальных странах приоритетным направлением экономического развития становятся наукоемкие отрасли. Данная тенденция нашла отражение в процессе трансформации функционального предназначения СЭЗ и появления зон, специализирующихся на разработке и выпуске наукоемкой продукции. Эти зоны получили название научно-промышленные парки (НПП), технопарки, технополисы, которые относятся к зональным структурам третьего поколения.
Принципы организации НПП схожи с порядком образования ЭПЗ: те же территория и экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация. Основным, но важным отличием НПП от ЭПЗ является то, что ЭПЗ создаются для организации крупносерийного, трудоемкого производства, а НПП - для осуществления разработки принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, здесь осуществляется экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции.
При получении положительных результатов маркетинговых исследований о перспективах сбыта новых товаров может быть налажено промышленное производство конкурентоспособной продукции, предназначенной для экспорта. Кроме того, если ЭПЗ создаются вблизи крупных морских портов, аэропортов, то НПП организуются рядом с университетами, колледжами или научными центрами.
С середины XX в. по настоящее время в мире создано более 400 технопарков. В 1995 г. в США насчитывалось 100 технопарков, в Германии - 60, в Китае - 52, Великобритании - 40, Франции - 30, России - 27, Японии - 20, Южной Корее и Сингапуре - по 10. Среди них наиболее известны: в США - «Кремниевая Долина», технопарки Северной Каролины и университета Юты; в Великобритании - технопарк Кембриджского университета; в Японии - городок науки Цукуба; в Китае - технопарк «Наньху»; в России - Международный центр развития науки и технологии (МЦРНТ) «Дубна», технополис «Зеленоград».
Одной из разновидностей СЭЗ являются оффшорные центры, специализацией которых стало оказание иностранным инвесторам определенных видов услуг, связанных с предоставлением им национальной юрисдикции, отличающейся льготным режимом осуществления финансовых, банковских и иных сервисных операций, а также льготным налогообложением, - так называемые, «налоговые гавани».
Появление этих СЭЗ обусловлено бурным развитием мирового рынка финансовых услуг, стремлением иностранного капитала снизить политические и экономические риски, найти в «бурном» мире «укромные» уголки, обеспечивающие наиболее полную конфиденциальность и безопасность владельцам капитала. Поэтому исторически сложилось так, что государства, привлекающие иностранных инвесторов режимом оффшорных юрисдикции, не обладают значительными трудовыми и сырьевыми ресурсами, а также территориями. Вместе с тем эти государства располагают выгодным местоположением - на перекрестке морских путей с благоприятным природным климатом, имеют относительно развитую инфраструктуру и, что немаловажно, отличаются стабильной политической властью и законодательством.
В качестве оффшорной юрисдикции наиболее часто выступают небольшие независимые государства (в прошлом многие из них были колониями) или обособленные территории, обладающие особым государственным статусом. Это могут быть самоуправляющееся владение метрополии, арендованная территория или государственное образование, до сих пор имеющее статус колонии. Власти этих юрисдикции стимулируют развитие сектора оффшорных услуг с целью привлечения иностранного капитала, увеличения занятости населения и повышения деловой активности.
Режим, близкий к оффшорному, могут использовать специальные экономические зоны, районы портов и аэропортов. В то же время регистрацию предприятий оффшорного типа производят не только «карликовые» юрисдикции, но и некоторые вполне респектабельные государства (например, Ирландия, Швейцария и многие другие страны) или отдельные территории в их составе.
Типичная оффшорная юрисдикция предоставляет для инвесторов определенный стандартный комплекс возможностей. В него входят регистрация нерезидентных и освобожденных кампаний, а также создание оффшорных структур других типов - предпринимательских партнерств, оффшорных трастов, специализированных оффшорных компаний (банков, страховых фирм и инвестиционных учреждений). В оффшорных юрисдикциях, как правило, широко доступны услуги номинальных владельцев, секретарей (агентов) компаний, номинальных директоров.
Простейшая схема оффшорных операций основывается на наиболее универсальном принципе налогового законодательства, в соответствии с которым обязательному налогообложению подлежат те доходы, источник которых находится на территории данного государства. В тех случаях, когда источник дохода находится за рубежом или локализован недостаточно определенно, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в данной юрисдикции. Такая ситуация возникает, например, при оказании посреднических услуг, услуг во внешней торговле, в консультационном бизнесе и других отраслях этого сектора. Полученные подобным путем доходы могут поступать на счета оффшорных фирм.
Смысл оффшорного бизнеса заключается в том, что за рубежом появляется новый, «самостоятельный» субъект хозяйственных отношений, который полностью находится под контролем иностранного инвестора. Оффшорная компания внешне может выглядеть как независимый зарубежный партнер иностранного инвестора. На этом построены наиболее распространенные способы минимизации национального налогового бремени иностранного инвестора с использованием оффшорных фирм. Оффшорная компания является не только инструментом налогового планирования, но и средством управления риском и повышения надежности вложения капиталов.
Оффшорная компания представляет собой предприятие, имеющее особый организационно-юридический статус, который обеспечивает ему максимальное снижение налоговых потерь, как правило, до нуля. Такой статус обычно связан с требованием проведения деловых операций за пределами юрисдикции, где данная оффшорная компания официально зарегистрирована. Только в этом случае она освобождается от всех или от большинства налогов на территории материнской юрисдикции.
Законодательство обычно предписывает, чтобы управление оффшорной компанией, включая учреждение функционирующего офиса, также осуществлялось вне территории регистрации. То есть оффшорная компания в большинстве случаев не может быть резидентом своей официальной юрисдикции. Отсюда происходит и термин «offshore», который впервые появился в Великобритании и означает буквально «за берегами», за рубежом страны.
Таким образом, главные особенности оффшорной компании связаны с ее нерезидентным статусом. Это значит, что центр управления и контроля оффшорной фирмы находится за рубежом. Для ее функционирования достаточно наличия формальных атрибутов компании - владельцев, директоров (обычно требуется не менее двух директоров), устава, банковского счета, комплекта регистрационных документов. Законодательство оффшорной юрисдикции обычно предписывает, чтобы на ее территории находился зарегистрированный офис и секретарь (и/или агент) компании. Этот офис не может быть функционирующим, а является просто адресом, по которому власти или иные лица могут вступить в контакт с представителем такой компании. Даже сам факт подписания контрактов на территории оффшорной юрисдикции может послужить основанием для лишения компании оффшорного статуса.
Важный принцип и преимущество оффшорного бизнеса заключается в том, чтоконфиденциальность владения оффшорной фирмой обеспечивается институтом номинальных владельцев и номинальных директоров. В регистрационных документах указываются фамилии не реальных владельцев, а номинальных лиц. Услуги номинальных владельцев обеспечиваются секретарскими компаниями, которые специализируются на комплексе услуг по регистрации оффшорных фирм.
Базовый принцип налогового планирования при организации оффшорных компаний очевиден: центр прибыли (оффшорная компания) располагается в «налоговой гавани». Доходы от деятельности в различных географических районах поступают в благоприятную с налоговой точки зрения юрисдикцию.
Главный механизм минимизации налогов с помощью оффшорных схем можно охарактеризовать как операции на базе регулируемых внутрифирменных цен (т.е. когда сделки заключаются между фирмами, контролируемыми одним и тем же лицом). В первую очередь оперирование, внутрифирменными (трансфертными) ценами осуществляется в торговле товарами и услугами. Разница между внутрифирменной (трансфертной и фактической ценой становится источником дохода фирм в оффшорных юрисдикциях.
К другой группе внутрифирменных (трансфертных) операций следует отнести операции по международному переводу доходов, капиталов и особых видов активов (например, нематериальных). Обеспечение прямых (т.е. приводящих к приобретению контроля над другими предприятиями) или портфельных (финансовых) инвестиций также относится к «компетенции» оффшорных фирм. Обычна ситуация, когда доходы от инвестиций «переправляются» через специальные компании в благоприятных для трансфертных операций юрисдикциях в типичные «налоговые гавани». Доходы могут переводиться в форме дивидендов, процентов, платежей роялти, арендной платы, страховых премий и т.д.
Оффшорные юрисдикции в отношении налогообложения подразделяются на два типа. Первый - это собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к «налоговым гаваням», для которых характерно отсутствие налога на прибыль льготных компаний, но зато они в основном исключены из сферы действия международных налоговых соглашений (о. Мэн, Гибралтар, Багамы, Панама, Теркс и Кайкос). Ко второму типу относятся юрисдикции с «умеренными» условиями налогообложения, т.е. здесь взимается определенный налог на прибыль. Преимущества этих юрисдикции связаны с благоприятной системой международных налоговых соглашений, которыми они располагают. Кроме того, в «умеренных» юрисдикциях имеются льготы для компаний определенных типов, прежде всего холдинговых, финансовых, лицензионных.
К зонам с «умеренными» условиями налогообложения обычно причисляют государства Западной Европы - Швейцарию, Нидерланды, Люксембург, Бельгию, Австрию. Имеется ряд «комбинированных» юрисдикции, сочетающих в себе признаки различных типов. К такого рода «оптимальным» юрисдикциям можно причислить прежде всего Кипр, а также Ирландию.
Функции оффшорных фирм не сводятся только к налоговому планированию. Они создаются и для управления риском. Управление риском с помощью оффшорных фирм достигается путем создания гибкой и подвижной системы перераспределения активов с целью минимизации рисков и повышения устойчивости международного предприятия. В случае появления признаков нестабильности или иных рисков оффшорные структуры позволяют быстро перевести капитал в более надежный район и создать для него убежище, например, траст.
Высокий уровень надежности обеспечивается путем учреждения международного траста, управляемого собственной оффшорной компанией. Возможен вариант, когда компания или группа ассоциированных предприятий открывают текущие счета в собственном, оффшорном банке, специально созданном для этой цели. В качестве управления риском можно рассматривать и операции по валютному страхованию, а также другие схемы страхования конъюнктурных рисков.
Оффшорные компании, их представительства и фирмы в некоторых юрисдикциях выполняют функции штаб-квартиры оперативного управления международной компании. В качестве такой структуры может выступать холдинговая компания в льготной, «холдинговой» юрисдикции. Необходимо отметить, что некоторые льготные юрисдикции предоставляют привилегии для определенных видов бизнеса: судовладения, распоряжения недвижимостью, инновационной деятельности, банковских и финансовых компаний, холдингов и т.д.
Таким образом, в современных оффшорных центрах прослеживается своеобразная «специализация» льготных территорий. Существуют юрисдикции, которые считаются традиционно холдинговыми (где размещаются холдинговые компании, в частности Гибралтар), другие рекомендуются для внешнеторговых фирм (о. Мэн, Швейцария, Гонконг). Имеются юрисдикции банковские, трастовые, страховые, инвестиционные (Каймановы о-ва, Ирландия, Багамские о-ва, Кипр, Панама, Барбадос). Среди страховых юрисдикции в свою очередь имеются такие, которые больше подходят для внутрифирменного (кэптивного) страхования (Гернси), для перестраховочных фирм (Теркс и Кайкос) и т.д. Нередко возникает ситуация, когда Несколько юрисдикции конкурируют за привлечение корпораций определенного профиля. Например, регистрация оффшорных судовладельческих компаний осуществляется в Либерии, Панаме, на Кипре, на островах Мэн, Гернси и в других местах.
Методы и технологии оффшорного бизнеса становятся все более разнообразными. В оффшорных схемах в настоящее время задействованы не только предприятия корпоративного типа, но и другие организационно-правовые формы бизнеса. Так, во многих оффшорных юрисдикциях (а также в США) для создания структур оффшорного типа была адаптирована форма предпринимательского партнерства. Все чаще встречаются и компании с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company - LLC), компании, ограниченные по гарантии, а также некоторые комбинированные формы.
Специализированные оффшорные территории стремятся предоставить оффшорным инвесторам новые возможности и льготы. В этой сфере ощущается довольно острая конкуренция за привлечение капитала.
В ряде стран существует и «антиоффшорное» законодательство. Однако с уверенностью можно сказать, что в сложной системе современного международного бизнеса для оффшорных фирм остается обширное поле деятельности. Оффшорный бизнес развивается крайне динамично. В нем все время появляются новые деловые возможности для приложения капитала.
Новым явлением в практике создания СЭЗ стало появление эколого-экономических регионов (ЭЭР). Большинство из них расположено в промышленно развитых странах на уникальных, экологически значимых территориях. Как правило, это горные территории, территории с благоприятным климатом и потенциальными рекреационными возможностями. Появление нового вида СЭЗ - ЭЭР обусловлено сокращением природных ресурсов, нерациональным размещением производства и потребления, загрязнением окружающей среды, превышающим допустимые пределы, а также тем, что все накопившиеся проблемы невозможно было разрешить в рамках старой модели развития.
Важным отличием ЭЭР от других видов СЭЗ является характер осуществляемой здесь предпринимательской деятельности. ЭЭР специализируются на таких сферах бизнеса, которые не разрушают и не загрязняют природную среду, например, туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации, дизайн и др.), сфера образования, медицина и т.д.
В нашей стране вопрос о создании СЭЗ остро встал в конце 80-х гг. Но до сих пор пакет необходимых юридических документов не сформирован. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост» предусматривает разработку проекта федеральной программы формирования СЭЗ на территории России, создание локальных свободных зон в наиболее перспективных для привлечения иностранных инвестиций регионах и развитие на этой основе экспортного потенциала страны. На сегодняшний день на территории России функционирует около 30 СЭЗ. Наиболее известные из них - «Янтарь», «Находка», «Сахалин», «Ингушетия», «Калмыкия», «Адыгея». СЭЗ в России можно рассматривать как оазисы экономического роста.
Рассмотрим некоторые действующие в России специальные экономические зоны в разрезе их функционального назначения, т.е. по характеру деятельности.
Зоны свободной торговли в России существуют в форме таможенных складов и свободных таможенных зон.
Первый таможенный склад появился в бывшем СССР в 1980 г. в Бутово, а в 1991 г. были образованы еще 4 таможенных склада. К 1995 г. только в Москве насчитывалось 150 складов различной специализации, как оснащенных по последнему слову техники, так и немеханизированных. Толчком к их бурному росту послужил принятый в 1993 г. Таможенный кодекс, который установил ранее не существовавшие таможенные зоны беспошлинной торговли и переработки товара.
Режим таможенных складов определен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а также экспортных товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. Предельный срок хранения товаров на складах - 3 года. За это время они могут пройти сортировку, дробление партий, упаковку, маркировку и т.п. Фактически владельцы таможенных складов предоставляют своим клиентам налоговые кредиты, в том числе и долгосрочные.
Еще более льготный режим имеют свободные склады. Кроме налогового кредита они предоставляют возможность для любой производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничения на срок хранения товаров на свободных складах нет.
Аналогичные условия установлены Таможенным кодексом и для свободных торговых зон, где можно осуществлять производственную деятельность. Первые такие зоны в России - «Шереметьево», «Московский Франко-Порт» и «Франко-Порт Гермина» были образованы в 1993 г. А в 1994 г. многие российские регионы, не дожидаясь правительственных решений, перешли к их созданию. Началось обустройство свободных торговых зон «Шерридан», «Гавань» (г. Санкт-Петербург), «Ростов» (г. Ростов-на-Дону), принято решение создать подобную зону в Ульяновске.
Из всех СЭЗ, созданных на территории России, на сегодняшний день к понятию экспортно-производственной зоны наиболее близка СЭЗ «Находка». Здесь созданы и успешно функционируют более 470 предприятий, из которых 50% - акционерные общества, полностью принадлежащие иностранному капиталу, 42% - совместные предприятия, 8% - филиалы инофирм.
СЭЗ «Находка» на сегодня имеет следующие налоговые льготы :
Ставка федерального налога на прибыль, переводимую за границу, составляет 7%, а ставка аналогичного местного - не более 3%;
Прибыль и часть прибыли, переводимые за границу, полностью освобождаются от налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли);
Часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождается от налога.
Общий объем иностранных инвестиций в СЭЗ «Находка» на середину 1995 г. составил 380 млн долл. США, в том числе прямые иностранные инвестиции - 80 млн долл. США и 300 млн долл. США в форме займов и кредитов. Среди основных инвесторов - американцы, южнокорейцы, японцы и китайцы. В 1994 г. 80 млрд руб. (16 млн долл. США) здесь вложили русские предприниматели. Общий объем товарооборота СЭЗ «Находка» составил в 1994 г. 672 млн долл. США, в том числе экспорт - 423 млн долл. США, импорт - 149 млн долл. США.
В результате в Находке создано более 50 важнейших предприятий, закладывающих основы финансовой и производственной инфраструктуры.
Формирование СЭЗ «Находка» не завершено. Размеры привлеченного иностранного капитала сегодня не идут в сравнение с планами развития зоны. Так, проекты по созданию российско-американского промышленного парка на сумму 200 млн долл. США и российско-корейского промышленного парка на сумму 700 млн долл. США пока не реализуются.
В настоящее время Россией, КНР и КНДР осуществляется идея создания первой в мире международной СЭЗ путем объединения ряда национальных экспортно-производственных зон. Это региональный проект, «Туманган», который осуществляется под эгидой UNIDO (Комиссия ООН по промышленному развитию) с 1992 г. В соответствий с проектом в бассейне реки Туманная, протекающей по территории России, КНР и КНДР, будет создана трехсторонняя интегрированная СЭЗ с льготным таможенным, валютным и налоговым режимом. Управление СЭЗ «Туманган» должно быть совместным с передачей юрисдикции международному консорциуму, созданному участниками проекта. Отметим, что в его реализации заинтересованы и такие страны, как Япония, Южная Корея, Монголия, США и Канада.
Общий объем инвестиций в реализацию проекта международной СЭЗ оценивается в 10-15 млрд долл. США. В стратегии регионального развития проекта «Туманган» предполагается сделать акценты на создание промышленной и телекоммуникационной инфраструктуры.
В связи с этим необходимо отметить, что от создания первой международной СЭЗ «Туманган» страны - непосредственные участницы проекта - КНР, КНДР и Россия получат различные по своим масштабам результаты. В наибольшем выигрыше окажется Китай, так как основные инвестиции будут сделаны и привлечены именно этой страной. КНДР и Россия выиграют значительно меньше вследствие недостаточности собственных первоначальных инвестиций. При этом нужно учесть, что для России участие в создании СЭЗ «Туманган» может иметь и прямо отрицательные последствия. Это связано, во-первых, с тем, что ее национальные порты Владивосток и Находка перестанут играть ключевую роль, а во-вторых, со снижением привлекательности для иностранных инвестиций в уже существующую СЭЗ «Находка».
Таким образом, создание СЭЗ на территории страны и, в первую очередь международной, должно быть четко продуманным решением и отвечать национальным государственным интересам в соответствии с определенными критериями эффективности их функционирования.
Государство при создании СЭЗ прежде всего должно преследовать стратегические цели по решению таких важных макроэкономических задач, как ускорение темпов роста, модернизация экономики и промышленности, насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и т.д. Содействовать решению этих стратегических задач СЭЗ призваны через мировой рынок: путем увеличения валютных поступлений за счет роста экспорта товаров и услуг. Среди конкретных задач, выполнение которых обеспечивает эффективное функционирование создаваемой зоны, необходимо выделить следующие:
Привлечение иностранного капитала и предпринимателей;
Максимальное использование местных ресурсов и рабочей силы;
Увеличение валютных поступлений;
Стимулирование развития отсталых районов, включая изменение их специализации;
Модернизация производственных структур и технологий, привлечение новейшей технологии и ноу-хау;
Повышение квалификации рабочей силы и специалистов, внедрение новых методов организации труда и производства;
Испытание новых методов хозяйствования, отработка и отбор наиболее эффективных форм деятельности в условиях свободного рынка.
При создании СЭЗ могут быть использованы два подхода.
Первый - территориальный, в соответствии с которым СЭЗ создается на специально выделенной территории страны и в ее рамках устанавливается особый экономико-правовой режим функционирования.
Второй -режимный, суть которого заключается в том, что иностранным компаниям предоставляются особые условия независимо от места их расположения на территории страны.
Использование того или иного подхода обусловлено целями и задачами создания СЭЗ, а также имеющимися возможностями страны. При этом нужно учесть, что территориальный подход обеспечивает такие преимущества, как:
Концентрация высококачественной инфраструктуры, которая отсутствует в других регионах страны;
Создание административных и прочих льгот для высококвалифицированного персонала, занятого в зоне, что невозможно обеспечить при режимном подходе.
В то же время режимный подход дает возможность:
Стимулировать определенные виды деятельности независимо от размещения предприятий;
Обеспечивать более прочные связи между местной экономикой и предприятиями, пользующимися льготами;
Инофирмам оптимально размещать свои предприятия и виды деятельности.
На практике иногда наблюдается сочетание обоих подходов. Это практикуется в первую очередь в небольших странах, которые могут предоставлять статус зоны предприятиям, расположенным в любом районе страны.
Специализация СЭЗ определяется при ее создании и отражается в технико-экономическом обосновании. В дальнейшем зона функционирует на основе собственной программы развития с расчетом на расширение специализации и, если это оправдано, - территории. В этом случае также допускается распространение зоны на внезональные предприятия, являющиеся поставщиками или клиентами предприятий или объектов СЭЗ.
Что касается такой формы СЭЗ, как научно-промышленные парки, то в настоящее время в России созданы и действуют 27 технопарков и 63 инкубатора инновационного бизнеса, которые объединены в ассоциацию «Технопарк». По оценкам западных специалистов, наиболее успешно функционируют НПП «Зеленоград» и «Дубна». Эффективное функционирование НПП в России сдерживается отсутствием существенной поддержки со стороны государства, тогда как наиболее успешно действующие зарубежные технопарки находятся именно в тех странах, где правительство поддерживает темпы НТР в стране и во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям НТП.
Необходимо отметить и еще одну важнейшую функцию НПП - сдерживание «утечки мозгов», что весьма актуально для России, которая превращается в мирового лидера в этой сфере. Данная ситуация - следствие постепенного разрушения научно-технического потенциала России, отсутствия спроса на высококвалифицированных и талантливых ученых и специалистов.
Активное включение России вмеждународный оффшорный бизнес началось в начале 90-х гг. Либерализация внешнеэкономических связей, высокий уровень налогообложения, отсутствие действенного валютного контроля способствовали созданию широкой сети российских оффшорных компаний за рубежом, а также учреждению собственных оффшорных зон. В настоящее время, по оценкам специалистов, Россия лидирует среди других стран мира по количеству регистрируемых оффшорных компаний. На сегодняшний день в мире насчитывается около 3 млн оффшорных компаний, из них около 60 тыс. - российские (за пределами России). Существуют в Российской Федерации и свои оффшорные зоны. К ним, с определенными оговорками, можно отнести Республику Калмыкия и зону благоприятствования «Ингушетия».
Благоприятный налоговый режим в Калмыкии для внешних инвесторов был введен в 1994 г., когда в республике была снижена региональная ставка налога на прибыль до 5%. Принятый в 1995 г. Народным хуралом Калмыкии Закон «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков» составлен в классических традициях оффшорных зон. Согласно новому Закону, компании, не использующие сырьевые и природные ресурсы Калмыкии, освобождаются от уплаты:
Налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Калмыкии и местные бюджеты;
Сбора на нужды образовательных учреждений;
Налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;
Налога на владельцев транспортных средств;
Налога на приобретение транспортных средств.
Компании, желающие получить право на льготы, должны платить ежегодный регистрационный сбор в размере 500 минимальных размеров оплаты труда равномерными частями ежеквартально.
В Калмыкии сняты запреты на использование оффшорными компаниями финансовых ресурсов республики. Обязательным условием для такой оффшорной компании является необходимость иметь в составе директоров хотя бы одного постоянного жителя Калмыкии или одну калмыцкую компанию.
Зона экономического благоприятствования (ЗЭБ) «Ингушетия» образована в 1994 г. постановлением Правительства РФ № 740 от 19 июля 1994 г., в котором предусмотрены следующие основные принципы функционирования зоны:
Денежный резерв для снижения региональных налогов создается за счет бюджетной ссуды в этом размере;
Местным властям предоставлено право самостоятельно определять порядок регистрации предприятий и определять уполномоченные банки на их расчетно-кассовое обслуживание.
Отметим, что льготами по региональным налогам могут пользоваться не только нерезиденты, но и местные предприятия.
Важной особенностью ЗЭБ «Ингушетия» является то, что федеральная бюджетная ссуда предоставляется Финансовой Корпорацией «БИН», которая является официальным агентом Правительства Республики Ингушетия, а также его главным откупщиком (агент государства по сбору налогов и других обязательных платежей). В результате значительная часть бюджета Ингушетии фактически находится у Финансовой Корпорации «БИН» в доверительном управлении, что порождает определенные политические риски и ведет к угрозе дальнейшего стабильного существования ЗЭБ. Поэтому расчет на долголетнее существование ЗЭБ «Ингушетия» представляется рискованным и делает ее малопривлекательной для долгосрочных инвестиций.
Процесс формирования СЭЗ на территории России следует последним мировым тенденциям в этой сфере. Так, в Российской Федерации планируется создать эколого-экономический район «Алтай», где будет введена система ограничений режимов природопользования и хозяйствования, установлены экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям. Правовой и экономический механизмы, режим природопользования обеспечат восстановление и сохранение экосистем, природного, исторического и культурного наследия. Предполагается сохранение генетического фонда животного и растительного мира, ландшафтного разнообразия Горного Алтая.
Таким образом, анализ деятельности СЭЗ в России показывает, что они не выполняют своей основной задачи: не являются очагами экономического роста, дающими импульс для развития других территорий. Россия допустила ошибку, объявив свободными экономическими зонами 11 регионов общей площадью 1 млн кв. км, что соответствует 7% территории страны и площади 300 СЭЗ, функционирующих во всем мире.
Иностранный капитал не стал катализатором роста даже в тех СЭЗ, где его концентрация велика. Существует ряд факторов, препятствующих притоку капитала и в совокупности формирующих инвестиционный климат:
Отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественных и иностранных компаний;
Рост социальной напряженности;
Неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспортное и гостиничное хозяйство;
Сепаратистские настроения, которые присущи некоторым руководителям регионов;
Коррупция.
В ближайшее время вряд ли можно ожидать кардинальных изменений инвестиционного климата в целом по России. Но для ограниченных территорий внутри страны эта задача вполне выполнима, и прежде всего за счет использования механизма СЭЗ. Именно они могут стать при благоприятных условиях своеобразными оазисами роста, в которых будут саккумулированы иностранные и российские инвестиции, что позволит дать импульс развитию страны в целом. Это тем более актуально, поскольку в 1997 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Закон «О свободных экономических зонах», который даст возможность еще более эффективно использовать данную форму международных отношений для активного привлечения в страну прямых иностранных инвестиций.
На нынешнем этапе для России наиболее оптимальной формой СЭЗ являются промышленные зоны, в которых целесообразно развивать импортозамещающее производство. По мере насыщения внутреннего рынка эти зоны можно будет перепрофилировать на выпуск продукции, ориентированной на мировой рынок, и фактически они трансформируются в ЭПЗ. Кроме того, для России одной из приоритетных форм развития СЭЗ должны стать НПП, что позволило бы использовать научный потенциал и предотвратить «утечку мозгов».
«Специальная экономическая зона, как правило, представляет собой географически локализованный земельный участок с четкими фиксированными границами и особым административным режимом, управляемый одной организацией, предлагающей структурированный пакет стимулов со стороны государства (например, освобождение от таможенных пошлин, облегченный таможенный режим) для компаний, которые размещают свой бизнес в СЭЗ».
(The World Bank)
Специальные экономические зоны в Казахстане
«Специальная экономическая зона» (СЭЗ) - часть территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим специальной экономической зоны для осуществления приоритетных видов деятельности.
(Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах» от 21 июля 2011 года)
НПА, регулирующие деятельность СЭЗ
В Казахстане деятельность СЭЗ регулируется следующими нормативными правовыми актами:
. Налоговый кодекс - в части налогообложения участников СЭЗ
. Закон «О специальных экономических зонах» - основной закон, регулирующий деятельность СЭЗ
. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны - в части таможенного регулировани в СЭЗ (применяется временно до 1 января 2017 года)
Функционирование СЭЗ
Предложение о создании СЭЗПредложение о создании СЭЗ вносится в Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан (МИНТ) местными или центральными исполнительными органами, ассоциациями предпринимателей и юридическими лицами.
Управление СЭЗ
За исключением СЭЗ «Астана - новый город» все остальные СЭЗ управляются управляющей компанией. Управляющая компания может быть создана Правительством Казахстана, акиматами (местными исполнительными органами) и частными юридическими лицами, включая иностранные. В случае создания СЭЗ по инициативе государственных органов не менее 50% голосующих акций такой компании должны принадлежать государству. В том случае, если СЭЗ создается по инициативе частных юридических лиц, государству должно принадлежать не менее 26% голосующих акций. Таким образом, частные инвесторы (включая иностранные), желающие принять участие в деятельности СЭЗ, могут выступить в качестве учредителей управляющей компании. Тем самым им предоставляется возможность участвовать в принятии решений, оказывающих непосредственное влияние на их деятельность. Управляющая компания оказывает услуги участникам СЭЗ по принципу «одного окна», что означает минимизацию участия заявителей в процессах сбора и подготовки различных документов, и ограничение их непосредственного контакта с чиновниками.
Функции Управляющей компании
1) взаимодействие с государственными органами по вопросам функционирования специальных экономических зон;
2) предоставление в аренду (субаренду) земельных участков и предоставление в аренду (субаренду) объектов инфраструктуры лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности;
3) заключение и расторжение договоров об осуществлении деятельности;
4) представление уполномоченному органу отчетности о результатах деятельности СЭЗ на основании ежегодных отчетов участников специальных экономических зон;
5) привлечение участников специальной экономической зоны;
6) привлечение инвестиций для строительства объектов инфраструктуры СЭЗ;
7) осуществление строительства объектов инфраструктуры согласно утвержденному технико-экономическому обоснованию на земельных участках, не переданных участникам СЭЗ;
8) организация места приема для функционирования центра обслуживания населения (ЦОН) по принципу «одного окна»;
9) подтверждение фактического потребления ввезенных товаров при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ;
10) мониторинг выполнения условий договоров об осуществлении деятельности.
Органы, регулирующие деятельность СЭЗ
Министерство индустрии и новых технологий- является главным уполномоченным органом в области развития и регулирования СЭЗ согласно Закону «О специальных экономических зонах».
Управляющая компания
- Для управления СЭЗ создается Управляющая компания.
Акции управляющих компаний СЭЗ (10 СЭЗ) находятся напрямую либо косвенно в следующей собственности:
- в коммунальной собственности - Акиматы Мангистауской, Карагандинской (49% - частная), Павлодарской и Южно-Казахстанской областей - 4 управляющие компании СЭЗ
- в республиканской собственности - Министерство нефти и газа РК и МИНТ - 3 управляющие компании
- в собственности АО ФНБ «Самрук-Казына» - АО «НК «Казахстан Темiр Жолы» и ТОО «Объединенная химическая компания» - 2 управляющие компании
- ГУ СЭЗ «Астана-новый город» - Акимат города Астаны.
- в части налогового регулирования в СЭЗ выступает соответствующее подразделение Налогового комитета Министерства финансов.
Таможенный орган на территории СЭЗ
- в части таможенного регулирования в СЭЗ выступает соответствующее подразделение Комитета таможенного контроля Министерства финансов.
Льготы в СЭЗ
Льготы в специальных экономических зонах предусмотрены в Налоговом Кодексе и Законе «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан»Налоговые льготы
Для участников всех СЭЗ предусмотрены следующие льготы:
. Освобождение от КПН;
. Освобождение от земельного налога;
. Освобождение от налога на имущество;
. При реализации на территории специальной экономической зоны товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания специальных экономических зон, по перечню товаров, определенных Правительством Республики Каазхстан, облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.;
Существуют также дополнительные налоговые льготы для участников СЭЗ «Парк инновационных технологий» и СЭЗ «Астана новый город».
для СЭЗ «Астана новый город»:
. реализация на территории специальной экономической зоны «Астана - новый город» товаров, полностью потребляемых в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией, по перечню товаров, определенных Правительством Республики Казахстан, облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.
для СЭЗ «Парк информационных технологий»:
. Освобождение от социального налога на 5 лет при условии, что расходы на оплату труда составляют не менее 50% от годового дохода и 90% от расходов на оплату труда расходуется на резидентов РК Организация, зарегистрированная в Казахстане и находящаяся вне СЭЗ «ПИТ», до 1 января 2015 года считается участником СЭЗ «ПИТ» если она:
1) не имеет структурных подразделений;
2) не менее 70 процентов совокупного годового дохода составляют доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг от следующих видов деятельности: проектирование, разработка, внедрение, опытное производство и производство программного обеспечения, баз данных и аппаратных средств информационных технологий, а также услуги дата-центров, онлайн-услуги; проведение научно- исследовательских и опытно- конструкторских работ по созданию и внедрению проектов в области информационных технологий.
Другие льготы
Упрощенный порядок найма иностранной рабочей силы
Выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы местными исполнительными органами производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан, но в упрощенном порядке без поиска кандидатур на внутреннем рынке труда.
Бесплатный земельный участок на срок до 10 лет
Участникам СЭЗ на срок до 10 лет бесплатно предоставляется земельный участок для реализации проекта.
Условия получения налоговых льгот:
1) Регистрация в качестве налогоплательщика на территории СЭЗ
2) Не иметь структурных подразделений за пределами СЭЗ
3) Не менее 90 процентов совокупного годового дохода (для СЭЗ «ПИТ» - 70%) должны составлять доходы от реализации товаров собственного производства по приоритетеным видам деятельности СЭЗ.
Специальные экономические зоны в Казахстане
В целях активизации внешнеэкономических связей, ускоренного развития региона, поддержки отраслей экономики и решения социальных проблем, привлечения инвестиций, технологий и современного менеджмента, создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств, в Республике Казахстан Указом Президента Республики Казахстан созданы 9 специальных экономических зон:- СЭЗ «Астана - новый город» в городе Астана (легкая промышленность, автомобилестроение, авиационная, химическая);
- СЭЗ «Морпорт Актау» в Мангистауской области (легкая промышленность, химическая, металлургическая промышленность);
- СЭЗ «Парк информационных технологий» в городе Алматы (приборостроение);
- СЭЗ «Онтүстік» в Южно-Казахстанской области (легкая и текстильная промышленность);
- СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области (нефтехимическая промышленность);
- СЭЗ «Бурабай» в Акмолинской области (туризм);
- СЭЗ «Павлодар» в г.Павлодар (химическая и нефтехимическая промышленность);
- СЭЗ «Сарыарқа» в Карагандинской области (металлургия и машиностроение);
- СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» в Алматинской области (логистика);
- СЭЗ «Химический парк Тараз» в г. Тараз (химическая промышленность).
Данные СЭЗы условно можно разделить на три группы:
1) промышленно-производственные зоны - «Морпорт Актау», «Онтүстік», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Павлодар», «Сарыарқа», «Астана - новый город», «Химический парк Тараз»;
2) сервисные - «Бурабай», «Астана - новый город», «Хоргос - Восточные ворота»;
3) технико-внедренческая зона - «Парк информационных технологий».
Общей характерной чертой СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные и налоговые льготы.
Особая экономическая зона
Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ ) - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Цели создания ОЭЗ
Цели создания с точки зрения государства
- Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг.
- Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
- Развитие экспортной базы.
- Апробация новых методов менеджмента и организации труда.
Цели создания с точки зрения инвесторов
- Приближение производства к потребителю.
- Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин
- Доступ к инфраструктуре .
- Использование более дешёвой рабочей силы .
- Снижение административных барьеров.
- Развитие территории.
Классификация ОЭЗ
ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.
По функциям
- Зона свободной торговли (ЗСТ таможенной территории . Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).
- Промышленно-производственная зона (ППЗ ) - часть национальной таможенной территории , внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
- Технико-внедренческая зона (ТВЗ ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории , внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки , технополисы .
- Туристско-рекреационная зона (ТРЗ ) - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха , развитие и оказание услуг в сфере туризма.
- Сервисная зона - территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)
- Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это - зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.
По степени интеграции в экономику
- Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.
- Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.
По системам льгот
Особые экономические зоны по странам
Россия
Особые экономические зоны - это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.
В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005
Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - "Особые экономические зоны" , единственным акционером которого является государство.
На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
- Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
- Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
- Предоставляется ряд налоговых преференций
- Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами
В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:
- Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
- Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
- Портовые зоны
- Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ
Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. .
Промышленные ОЭЗ
Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям - это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.
Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В декабре 2010 года - была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Титановая долина" (Верхняя Салда, Свердловская область)
В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:
- Автомобилей и автокомпонентов
- Строительных материалов
- Химической и нефтехимической продукции
- Бытовой техники и торгового оборудования
Инновационные ОЭЗ
Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска , Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда) и Дубны (Московская область).
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
- Нано- и биотехнологии
- Медицинские технологии
- Электроника и средства связи
- Информационные технологии
- Точное и аналитическое приборостроение
- Ядерная физика
Туристические ОЭЗ
Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.
Портовые ОЭЗ
Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.
Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае - формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.
2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.
Условия создания
- На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
- Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
- Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
- Туристско-рекреационные;
- Портовые
- Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
- На территории ОЭЗ не допускается
:
- Добыча и переработка полезных ископаемых ;
- Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов ;
- ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
- Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ .
Беларусь
Работа по созданию и развитию СЭЗ в Беларуси была начата еще в 90-х гг. В качестве территорий под создание СЭЗ были выбраны отдельные районы областных центров. В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 6 свободных экономических зон, в числе которых «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». Все СЭЗ Беларуси являются комплексными по характеру экономической деятельности, что проявляется в выполнении ими производственной, экспортной и таможенной функций. В настоящее время стадии разработки находится проект по организации специализированной СЭЗ туристско-рекреационного типа «Несвиж-Минск». Первая СЭЗ «Брест» в Беларуси была создана в 1996 г. Процесс становления СЭЗ включал два этапа. На первом этапе (1997-2000 г.) акцент делался на формирование необходимых основ производственной и социальной инфраструктуры многоотраслевого комплекса взаимосвязанных производств, в том числе экспортной ориентации, для решения задач последующих этапов развития зоны. Второй этап (2000-2005 гг.) предусматривал становление и наращивание производственного потенциала зоны в соответствии с ее специализацией, создание высокоэффективного производственно-инновационного комплекса предприятий экспортного и импортозамещающего характера, развитие туристско-рекреационной и других видов деятельности. На практике СЭЗ «Брест» создавалась практически на чистом месте, при отсутствии привлекательных условий для инвесторов. Проблема отсутствия необходимых элементов инфраструктуры для функционирования промышленных производств являлась главной и для СЭЗ «Витебск». Также на территории СЭЗ отсутствовали склады временного хранения, где должны производиться оперативное таможенное управление и контроль всех поступающих и вывозимых грузов. Проблемность развития выражается через необходимость инвестиций, либо одним резидентом СЭЗ, или участие в совместном строительстве. Более благоприятные стартовые условия для создания СЭЗ были в районах городов Минск, Гомель, Гродно и Могилев. Во-первых, эти центры имели необходимую инфраструктуру, инженерные коммуникации, свободные земельные площади для производственной деятельности. Во-вторых, здесь присутствует развитая сеть автомобильных, железнодорожных и авиационных коммуникаций. В-третьих, наличие на границах СЭЗ свободных производственных мощностей действующих предприятий, объектов и строительства, а также земельных участков в районах перспективной промышленности. Создание свободных экономических зон ставит целью привлечение иностранного капитала, при условии местного производства, с дальнейшим сбытом товаров (услуг) на экспорт. Суммарный экспорт СЭЗ Беларуси в 2009 году составил 1176,86 млн. долл., а импорт – 1146,94 млн. долл. Сальдо равняется +29,91 млн. долл. Ситуация изменяется в 2010 году. Экспорт товаров и услуг составил – 1571,24 млн. долл., а импорт – 1588,89 млн. долл. Соответственно сальдо внешней торговли -17,65 м млн. долл. Наибольшее количество резидентов занято машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности. На эти сферы приходится порядка 48% всех резидентов СЭЗ. Эти отрасли являются высокотехнологическими и требуют постоянных потоков финансовых ресурсов. Эффективность функционирования СЭЗ отражается через объем накопленных инвестиций. Свободными экономическими зонами Беларуси за период с 1998 по 2011 года накоплено иностранного капитала на сумму в 559,87 млн. долларов. В абсолютном выражении наибольший объем ППИ поступил из СЭЗ «Могилев», «Брест», «Минск». Чистые поступления прямых иностранных инвестиций от резидентов СЭЗ составили только 166,52 млн. долл., соответственно 8% от общего объема прямых инвестиций в страну в 2011 г. Такие показатели ставят под сомнение эффективность функционирования СЭЗ Беларуси. При наличии таможенных и налоговых льгот, которые в большинстве своем представлены отменой всяких выплат, резиденты СЭЗ не в состоянии качественно привлекать иностранный капитал.
Мировая экономика давно уже привыкла к такому особому инструменту развития, как свободная экономическая зона. Это эффективный способ привлечь инвестиции в регион и обеспечить рост производства или других видов хозяйственной деятельности.
Определение понятия «свободная экономическая зона»
Официально выделенные экономические территории были закреплены международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур в 1973 году в Киото. В самом общем виде свободная экономическая зона – это часть территории страны, на которой устанавливаются особые условия, выражающиеся в отсутствии или ослаблении таможенного контроля и значительных налоговых льготах.
Сегодня нет окончательной терминологической ясности, и названия "свободная" или "особая экономическая зона" применяются как синонимы. Сутью этого явления являются особые условия, которые существуют на ограниченной территории. Организация таких зон всегда связана с решением определенной экономической задачи: развитие территории, привлечение инвесторов, создание нового вида хозяйственной деятельности.
Принципы существования свободных экономических зон
Вне зависимости от вида и страны размещения особые свободные экономические зоны создаются на основе следующих принципов:
- обязательное отсутствие любых таможенных пошлин на ввоз комплектующих для будущей продукции, оборудования и на вывоз произведенных товаров;
- налоговые льготы;
- государственные гарантии от любого вида конфискации и экспроприации имущества, принадлежащего иностранным инвесторам;
- набор льгот и привилегий разного характера для компаний, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны;
- свободное использование твердой конвертируемой валюты для всех видов транзакций.
Цели создания свободных экономических зон
Возникновение особых зон связано с решением насущных экономических задач. Свободная экономическая зона – это эффективный инструмент помощи региональным экономикам. Зоны способны помочь во многих случаях. Они создаются при желании оживить средний и мелкий бизнес в депрессивном или дотационном районе страны, помогают выровнять уровень жизни в разных регионах, позволяют более эффективно использовать имеющиеся в регионе ресурсы и многое другое. Именно поэтому существует довольно большой перечень целей, в которых показано создание свободной экономической зоны. Цели могут различаться при рассмотрении их значимости для государства и для инвестора. Государственные интересы создания свободных экономических зон заключаются в следующем:
- привлечение иностранных инвестиций, мобилизация капиталов, получение инновационных технологий для производства товаров и услуг;
- создание большого количества новых рабочих мест, особенно для высококвалифицированных кадров;
- импортозамещение, производство внутри страны товаров, технологий и услуг для развития внутреннего рынка вместо импортирования товаров;
- формирование возможной экспортной базы;
- апробация новых приемов и методов менеджмента, законодательных и налоговых моделей, отработка навыков управления новыми системами, подготовка кадров.
Для инвестора актуальными являются следующие цели:
- повышение прибыльности вложений за счет налоговых послаблений;
- сближение производства и потребителя;
- получение дешевой рабочей силы;
- снятие различных административных барьеров при ведении бизнеса;
- развитие территории и получение в связи с этим дополнительных возможностей для расширения бизнеса.
Функции свободных экономических зон
Любая свободная экономическая зона – это сложная полифункциональная система. К числу функций, выполняемых такими территориями, можно отнести:
- повышение индустриализации региона и страны в целом;
- интеграция национального рынка в мировую экономическую и производственную систему;
- увеличение валютных вливаний в бюджет страны и региона;
- развитие региона, в том числе за счет формирования высококвалифицированного персонала, насыщения рынка качественными товарами и услугами, создания дополнительных рабочих мест;
- повышение эффективности использования имеющихся мощностей и ресурсов;
- повышение роли страны в мировом экспорте;
- мобилизация капиталов и предпринимательской среды.
Организационные формы свободных экономических зон
Каждое государство само выбирает форму особой зоны в соответствии с решаемыми задачами и особенностями экономики региона. Поэтому свободная экономическая зона страны может иметь различную функциональную и организационную форму. Всего выделяют 5 основных организационных типа таких территорий:
- внешнеторговые, в которых главный вид деятельности – это импорт и экспорт, в них беспошлинная торговля сопровождается развитием транспортных систем, складских комплексов и т. п.;
- технологические, эти зоны ориентированы на разработку, освоение и апробацию высоких технологий, они привлекают инновации в регион. Примером являются технополисы и технопарки;
- комплексные производственные зоны, они могут быть основаны на создании товаров или предоставлении услуг, чаще всего создаются зоны по производству товаров массового потребления;
- оффшорные зоны, которые привлекают капитал за счет снижения или отсутствия налоговых и таможенных сборов, клиентам предоставляются льготные условия на совершение операций с валютами;
- сервисные зоны, создаваемые для развития одной услуги или их комплекса, например банковские или рекреационно-туристические зоны.
Виды свободных экономических зон
Существует несколько классификаций особых зон по разным основаниям. Традиционно территория свободной экономической зоны может относиться к какому-либо виду в соответствии с ведущим принципом организации, в этом случае выделяются:
- территориальные свободные зоны, которые созданы именно исходя из особенностей места, к ним относят открытые зоны, которые активно взаимодействуют с другими регионами, и анклавные, то есть такие, в которых есть ограничения по сотрудничеству с другими регионами;
- функциональные зоны. Они создаются исходя из определенной функции, например производство определенных товаров или услуг.
По предоставляемым льготам особые зоны можно разделить:
- на таможенные, в которых предоставляются существенные льготы на экспорт и импорт товаров, сырья, комплектующих;
- налоговые, в таких зонах частично или полностью отменены различные виды сборов;
- финансово-инвестиционные, в которых снижены ставки на различные виды сборов, предоставляются льготные условия кредитования и страхования;
- административные, в которых действует упрощенный порядок регистрации и постановки на учет компаний, а также облегчен въезд и выезд иностранных граждан-инвесторов.
Немного истории
Режим свободных экономических зон в мире опробуется еще в 12 веке, когда в Европе возникает знаменитый Ганзейский союз, контролирующий торговлю на Балтийском и Северном морях. Члены союза пользовались различными льготами и привилегиями, что обеспечивало его успех и долговечность. В 15-17 веках эксперименты с такими территориями проводились в Италии, России и Германии. К концу 19 века сложились благоприятные условия для возникновения подлинной особой зоны. Первая свободная экономическая зона страны появилась в немецких городах Гамбурге и Бремене. Гамбург доныне сохранил свои привилегии благодаря исключительно выгодному расположению и развитой инфраструктуре.
В 20 веке появление свободных экономических зон становится распространенным явлением, в 70-х годах формируется международный правовой механизм, который позволил очень многим государствам открыть такие территории.
Мировой опыт
Современные зоны свободной экономической торговли – очень популярные инструменты региональной политики и экономики. Всего в мире существует более 1000 таких территорий, рекордсмен по их количеству – США, самый бурный рост зон сегодня происходит в Азии. Наиболее удачными проектами в мировой практике стали:
- ирландский район Шеннон, в котором при угрозе резкого снижения пользования аэропортом международных авиакомпаний был создан технопарк для привлечения инвестиций, также здесь открывается первый в мире магазин беспошлинной торговли, в 80-х годах здесь сформировался мощный инновационный центр;
- бразильский промышленный округ свободной зоны Манауса, в котором сосредоточились энергетические компании, обеспечившие не только внутренние потребности страны, но и вышедшие на внешние рынки;
- китайские экспортные города: в конце 70-х годов в 14 прибрежных городах были открыты зоны с особыми налоговыми и таможенными условиями, что позволило сделать региону рывок в развитии, а также привлечь в страну десятки миллиардов долларов.
Российская практика
Свободные экономические зоны в России появились в последние годы существования СССР. Они были направлены на развитие экономики и установление отношений с другими странами. Первыми стали проекты в Выборге и Находке. Особенностью всех зон этого периода был акцент на экспорт сырья. В 90-х годах появляется сразу несколько зон с облегченным налоговым режимом, они выпускают товары и привлекают внешние инвестиции. Но позже оказалось, что почти всем планам не суждено было реализоваться.
В конце 20 века появляются новые проекты: внешнеторговая зона возле аэропорта Шереметьево, технологическая в Зеленограде, туристско-курортная на Кавказе. В стране постепенно формируется свой подход к функционированию таких территорий, однако их деятельность сталкивается со значительными трудностями.
Особенности свободных экономических зон в России
В 2000-х годах Россия начинает серьезно подходить к развитию особых территорий, чтобы привлечь иностранный капитал и поддержать высокотехнологичные отрасли экономики.
В России сформировались следующие зоны свободного экономического развития:
- промышленные (Елабуга, Липецк, Тольятти и др.);
- инновационные (Зеленоград, Дубна, Фрязино и др.);
- туристические (Иркутск, Бурятия, Алтай и др.);
- портовые (Хабаровск, Ульяновск, Мурманск).