Основные сферы общественных отношений. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

В рамках которых люди вступают в различные отношения. Элементы общества - это составляющие сфер общества . Другое название социального элемента - социальный субъект , то есть это отдельные индивид, группа или организация , основополагающая в каждой, конкретной сфере. Итак, рассмотрим основные сферы и элементы.

Экономическая сфера.

Экономическая сфера включает в себя процессы производства чего-либо, потребления, обмена. Если общество - организм, то экономическая сфера - это его физиологические процессы, благополучное течение которых гарантирует его нормальное существование. Главная сфера в процессе предпринимательской деятельности , а также в отношениях государства и экономики. Основные ее элементы - рынки, банки , деньги , налоги , производство товара и т.д.

Политическая сфера.

Политическая сфера - сфера управления обществом, национальными отношениями, связи человека и государства . От политической сферы во многом зависит жизнедеятельность остальных сфер. В воыременном обществе нетрудно заметить влияние политики на культуру и искусство, на образование и на экономику. Например, санкции сильно влияют на торговлю и предпринимательство , а неправильная оценка некоторыми государствами событий времен II Мировой войны вызвала отклик в творчестве исполнителей, писателей, журналистов, то есть повлияла на духовную сферу жизни общества. Ключевые элементы - политика, государство, политические партии , право , суды, парламент, армия и т.д.

Социальная сфера.

Социальная сфера включает в себя отношения между разными социальными и возрастными группами, а также принципы этих отношений. Эта сфера является первым показателем уровня благосостояния и комфортабельности проживания в государстве. Короче - это показатель благополучия и стабильности общественной жизни. Элементы -

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

Ухтинский государственный технический университет

Кафедра философии, социологии и политологии


Контрольная работа

по дисциплине: философия

Тема: Сферы общественной жизни


Студентки группы ФКсокр – 10 ФБО (к)

Игнатовой Ксении Михайловны

Шифр: 101452

Домашний адрес: ул.Космонавтов, 23 – 11, г.Ухта




Введение

1. Материально-производственная сфера общества

3. Духовная сфера общества

Заключение

Библиографический список


Введение

Что такое «общество»? Каждому приходилось слышать выражения такого типа: «Какое приятное общество собралось», «сливки общества», «общество защиты прав потребителей», «общество любителей животных». Вместе с тем, философию вряд ли может интересовать общество любителей животных или общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом. В обыденной жизни понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования:

1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах,

2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Проблему системности общественной жизни разрабатывали О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П.А. Сорокин, многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии общества выделяют обычно два основных аспекта - это структура общества и изменение общества.

Выделяют следующие сферы общества:

Материально-экономическую,

Социальную,

Политическую,

Духовную.

Четырем названным элементам простейшего социального действия соответствуют указанные выше четыре типа (или сферы) общественной деятельности. При этом каждая сфера имеет собственную специфику, вследствие чего играет свою, только ей присущую роль в жизни общества.

общество духовность религия познание

1. Материально-производственная сфера

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества , открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.

Многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

1. Без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

2. Способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;

3. Способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;

4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;

5. Материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство.

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования. Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни. В некоторых случаях они возникают стихийно, в качестве “пробного продукта”, например материального производства. Однако большей частью их нужно создавать целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальных усилий. Это регулярный тип деятельности. Высшей формой этой деятельности является политическая деятельность.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т. п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главная производительная сила - люди; но и они сами по себе тоже не составляют производительные силы. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда - накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство есть единство живого и накопленного труда.

Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средства производства) и личный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками).

В составе вещественной составляющей производительных сил важная роль принадлежит технике и технологии, поскольку в них воплощаются качества человека по целенаправленному изменению окружающего мира. Техника - это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности. Технология – способы преобразования материалов и виды их обработки, используемые в производстве. В то же время техника и технология - это и овеществленная сила знания, воплощение мощи человеческого разума. Поэтому в них заключено единство материального и идеального. Техника и технология являются, в конечном счете, обобщенным показателем уровня цивилизационного развития. Они характеризуют: степень овладения силами природы, различия экономических эпох, развитие человека как производительной силы и, наконец, производственные отношения.

Главным элементомпроизводительных сил являются люди, осуществляющие процесс производства, так как руками человека создаются, приводятся в движение и совершенствуются орудия труда, и только знания человека, его инициатива, талант являются основой технических усовершенствований.

При этом человек в качестве производительной силы представляет собой единство физических возможностей и интеллектуальных способностей, включающих профессиональное мастерство, умение мыслить творчески, личную заинтересованность, всестороннее развитие индивидуальных особенностей, уровень культуры, в чем обнаруживается цивилизационный аспект рассмотрения личностного элемента производительных сил.

Все эти качества приобретают свое особое значение в условиях развития современных технологий, что дает основание говорить о возрастании роли личностного, человеческого фактора. Изменяется характер требований, предъявляемых к человеку, его качествам. Передовая технология не может ни разрабатываться, ни применяться в производстве без соответствующих личностных сознательно-психологических предпосылок, без способности работников производства к самодеятельному, творческому мышлению, без их потребности и способности к самореализации.


2. Политическая сфера общества

Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ века её статус не был определен. Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая - от Н.Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим является аутентичным - соответствующим природе человека, служит его благу, другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

Одним из важнейших элементов политической жизни общества является политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политику отличает универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на все сферы общества. Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Систему государственных и внегосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции, называют политической системой . Основным институтом политической системы является государство .

Государство организует, направляет, и контролирует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциациями. Государство, кроме того, представляет собой центральный институт власти в обществе, и концентрированное осуществление этой властью политики. Государство отличается от других социальных институтов и организаций следующими признаками:

Обязательным наличием социальной основы правящих сил;

Наличием специального аппарата власти;

Наличием государственной территории;

Суверенным правом издания законов, обязательных для граждан;

Исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т.д.

Философов, пожалуй, более чем кого-либо, занимал вопрос о происхождении государства. Материалистическая философия видит в государстве "надстройку" над материально-экономической сферой. Поэтому возникновение государства связывается с экономическими процессами, возникновением частной собственности, классовой дифференциацией общества (разделением общества на классы). Философы идеалистического направления дают более разнообразные варианты ответов на вопрос о том, каковы причины возникновения государства - от божественного промысла до общественного договора.

В обществе с развитой социальной системой неизбежно усилению социальной, этнической и религиозной дифференциации. Существование социальных общностей и групп с противоположными интересами, вытекающими из коренных различий их объективного положения, является причиной возникновения политических отношений между ними. А необходимость их согласования определяет и функции политической системы общества.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Философия характеризует общество как целостную и динамическую саморазвивающуюся систему , то есть как систему, которая способна изменяться и в то же время сохранять свою сущность и качественную определенность. При этом данная система определяется как комплекс взаимодействующих частей или общественных сфер, которые по-другому могут быть названы подсистемами: экономическая, социальная, правовая, политическая и духовная. Взятые по отдельности, они также образуют особые системы. В контексте сказанного сферой общества называется некоторый устойчивый компонент общественной системы, принимающий непосредственное участие в ее создании, функционировании и развитии.

Такое понимание общества строится на системном методе. Это значит, что комплексно изучается общая система общества, внутри которой определяются значащие внутренние структуры, каждая из которых выполняет свои специфические функции по поддержанию системы в целом.

Системообразующими компонентами, например, экономической сферы являются Человек, Естественная природа и Искусственная природа, или артефакты.

в социальной сфере это социальная стратификация, воспитание и социализация личности, социальная структура, этнические общности, социальные конфликты. Представляется, что социализация процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта ― в современных социально-экономических условиях без формирования, в том числе «рыночного» мышления не может быть признана системной, то есть целостной. Кроме того, не следует забывать, что отношения между собственником рабочей силы (наемным работником) и собственником средств производства (работодателем) априори носят не только экономический, но и социально-политический характер;

в политической сфере это политическая система, власть, режим, государство, право, партии, движения. Именно законодательная и исполнительная ветви власти в любом государстве принуждены вырабатывать «правила игры», то есть нормативно-законодательную базу отношений между субъектами экономики. От типа хозяйственной системы и формы правления , господствующей в том или ином государстве, зависят как ответы на «Три вопроса экономики»: «Что, Как и Для кого производить?», так и господствующие формы собственности;



в правовой сфере общества это право, система права, отрасли права, правоотношения, правоспособность, дееспособность, источники права, закон. Именно от этой сферы зависит степень свободы граждан, выражаемая в системе в системе норм, которые исходят от государства, обеспечены им и регулируются общественными отношениями во имя достижения прогресса в социально-экономическом развитии общества;

― в духовной сфере это культура, искусство, образование и воспитание, религия, мораль, наука. В странах с развитой рыночной экономикой уже нормой является этический маркетинг, отражающий принципы «рынка покупателя». Не следует забывать, что первые системные взгляды на экономику были элементами философских трудов великих граждан Древней Греции. А значение роли протестантской этики в становлении и утверждении рыночных (капиталистических) отношений исторически и логически трудно переоценить. Примером «обратной связи» может служить тот факт, что эволюцию институтов денежно-кредитных отношений (ценных бумаг) в России и зарождение финансового и промышленного капитала в США лучше всего изучать по (соответственно) пьесам А. Островского (от «Свои люди ― сочтемся» до «Бесприданницы») и «Трилогии желаний» Т. Драйзера («Финансист», «Титан», «Стоик»).

Суммируя сказанное, можно констатировать, что, учитывая взаимосвязь содержательных линий экономической сферы общества с проблематикой социальной, политической, правовой и духовной сферами общества, любое общество вынуждено решать четыре важные проблемы с помощью функций, выполняемых различными общественными подсистемами:

1) обеспечение процесса получения ресурсов из окружающей среды и их распределение внутри общества. Нетрудно заметить, что это является функцией экономической и политической сфер общества;

2) определение целей развития общества и установление приоритета между ними с последующей мобилизацией ресурсов для их достижения. В этом заключается основная функция политической сферы общества. Именно поэтому командно-административная хозяйственная система, построенная в Советском Союзе, в том числе имеет в политологии название «мобилизационная экономика».



3) координацию и регуляцию внутри общества комплексно выполняют определенные элементы основных сфер общества, в частности, «правила игры» задает правовая сфера, а поведение экономических субъектов есть производное от эффективности деятельности экономических институтов (экономическая сфера ), государственных институтов (политическая сфера ), идеологии, воспитания, религии, господствующей морали (духовная сфера);

4) обеспечение поддержки членами общества его стратегических целей и ценностей также невозможно без согласованной деятельности основных сфер общества. Так, если предлагаемые индивидам ценности (духовная сфера) и цели (политическая сфера) расходятся с результатами деятельности экономической сферы (рост цен, снижение жизненного уровня и т. п.), они могут отказать обществу в поддержке. В этом случае возможен раскол общества и дезинтеграция общественной системы (примером тому в истории России, например, могут служить «соляные» и «медные» бунты).

Сказанное позволяет актуализировать следующие выводы:

1) элементы (подсистемы) общества это сферы общественной жизни, которые взаимодействуют друг с другом;

2) общество есть диалектическое единство социальной, экономической, правовой, политической и духовной сфер общества.

Речь идет о:

экономической сфере общества , «ядром» которой являются производственная деятельность и отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ;

социальной сфере общества : предметом изучения здесь является внутреннее устройство общества и взаимодействие социальных групп, то есть общественные отношения ― разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. На уровне социальных общностей различают классовые, национальные, групповые и семейные общественные отношения. На уровне взаимодействия между людьми в группе актуализируют межличностные отношения;

политической сфере общества , при познании которой акцент делается на деятельность государства, политических и общественных организаций;

правовой сфере общества , предметной областью которой является совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, исходящих от государства и выражающих его волю, определяющих виды и меру возможного и должного поведения участников регулируемых отношений и обеспечиваемых возможностью государственного принуждения;

духовная сфера общества , аккумулирующая в себе проблемы/вопросы развития и взаимодействия общественного сознания, науки, искусства, религии, образования, средств массовой информации (СМИ).

۩Прогресс и регресс

Прогресс и регресс (от лат. progressus ― движение вперед и regressys ― возвращение) ― наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс ― тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным).

Первоначально понятия прогресс и регресс применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентаций и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т.д.).

Начиная с середины XIX в. понятия прогресс и регресс постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой природы (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняется число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, то есть действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами , обеспечивая тем самым бо льшую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом .

Насчет прогресса и регресса можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении какой-либо подсистемы автоматически не влечет за собой прогресса системы в целом (некачественность федеральных правых актов, например, может напрямую тормозить и развитие предпринимательского сектора экономики, и развитие основ гражданского общества…).

Прогресс и регресс ― диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развития общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции . Причем взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга.

Диалектитческое соотношение прогресса и регресса проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие ― лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов.

Понятия прогресс и регресс интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям (!!!). Это особенно важно применительно к анализу особенностей прогресса социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, правовой, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры.

Понятие прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного прогресса, его цель ― человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

Прогресс (лат.progressus ― движение вперед) ― 1) развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; 2) такой характер развития определенных, прежде всего социальных процессов, когда их параметры подлежат оценке или измерению по принципу перехода от простого к сложному, от однообразной тождественности к дифференцированному единству, от меньшего к большему и т.д.

Эволюция и революция ― понятия, показывающие формы перехода общества от одного качественного состояния к другому. Эволюцияпредполагает постепенные количественные изменения, которые в конце концов приводят к коренным качественным изменениям, к новым общественным отношениям и, следовательно, к новому социальному строю. Революция социальная― это быстрые качественные изменения во всех сферах общественной жизни, это скачок от одного способа производства к другому в результате насильственного свержения старой власти. Экономической причиной такого революционного скачка является нарушение закона соответствия между производительными силами и производственными отношениями. Суть закона КК. Маркс выразил так: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или ― что является только юридическим выражением последних ― с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». Обостряются все противоречия общества, ухудшается жизненный уровень большинства населения. Кризис общества в конце концов завершается революцией. Прежде всего, свергается старая власть, затем заменяются прежние экономические, социальные, духовные и иные структуры новыми. В конечном итоге совершается переход общества от одного качественного состояния к другому. Основной вопрос революции есть вопрос о власти. Для совершения быстрых качественных изменений прежде всего необходимо отобрать власть у старых социальных классов. Затем постепенно принимаются экономические, политические, правовые и иные акты для изменения всех прежних порядков. Характер революции определяется целями и задачами, которые она ставит перед собой. В этой связи все социальные революции можно разделить на буржуазные, социалистические и национально-освободительные. Целью буржуазной революцииявляется ликвидация феодального способа производства и утверждение новых общественных отношений. Исключительное значение буржуазная революция придает принципу равенства . Все граждане объявляются равными перед законом независимо от их имущественного и служебного положения. На первое место выходят права человека . Принцип частного предпринимательства и личной инициативы объявляется всеобщим принципом буржуазного государства . В сфере политики доминируют демократические формы правления. Происходит разделение власти на три ветви : законодательную, исполнительную и судебную. Как на макро-, так и на микроуровне органы власти избираются путем голосования . Цель социалистической революциизаключается в ликвидации буржуазного способа производства. В экономической сфере частная собственность заменяется государственной или общественной собственностью. Уничтожается эксплуатация человека человеком, то есть присвоение чужого труда. Устанавливается не просто равенство, а социальное равенство : создание всем одинаковых стартовых возможностей для проявления своих физических и духовных потенций, право на труд, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, бесплатные квартиры и другие социальные блага. Формы демократического правления становятся действительно демократическими: не формально, а реально любой гражданин может быть избран в те или иные государственные органы. Исключается : подкуп депутатов, поскольку они защищают интересы всех слоев общества, а не отдельных лиц, имеющих огромные богатства. Таким образом, целью социалистической революции является построение такого общества, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Национально-освободительная революциясовершается в колониальных странах. Ее задачей является освобождение страны от колониальной зависимости, создание национального государства, национальной экономики, национальных политических структур, национальной культуры и др. Хотя основной вопрос революции ― это вопрос о власти, тем не менее всякое взятие власти имеет революционный характер. Поэтому следует различать такие понятия, как «государственный переворот», «дворцовый переворот» «военный переворот». Государственный переворот осуществляется внутри данного способа производства . В него вовлекаются различные влиятельные силы общества. Поэтому состав организаторов государственного переворота гетерогенен, то есть разнороден . Цель такого переворота заключается в преодолении сложившихся в обществе негативных процессов и явлений, в дальнейшем совершенствовании существующих социально-экономических и политических порядков. Дворцовый переворот совершается внутри правящей верхушки . Обычно такие перевороты происходят при династическом режиме. Цель ― замена данной личности другой, более отвечающей интересам организаторов дворцового переворота. Военные перевороты , как правило, совершаются военными в отсталых странах. Цели переворотов могут быть самыми разными: свержение коррумпированной власти, защита национального суверенитета, защита интересов армии и др.

«С. 18. 10 революций, которые потрясли мир

«Огонёк» вспомнил, какие политические изменения в той или иной стране оказались важны для мира

Общество - особая система объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди.

Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений.

Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:

Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

Социальная сфера - система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.

Политическая сфера (политико-правовая) - система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.

Духовная сфера (духовно-нравственная) - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

45. Социальная структура общества.

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система. В структуру общества входят такие элементы, как социальные группы и общности и социальные институты и организации.

Важнейшие элементы социальной структуры общества – социальные группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой единение людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Люди осознают пользу и преимущества таких объединений, поэтому более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенного большего результата, чем при индивидуальных действиях. В каждом обществе таких объединений множество.

В широком смысле социальная структура общества ‑ это система основных социальных сфер вообще (экономической, политической, духовной и т.д.), в узком – структура некоего конкретного общества, то есть конкретные социальные группы и их взаимоотношения.

Основные компоненты социальной структуры : индивид , общность (группа, класс, страта и т.п. с общими признаками ‑ пол, возврат, собственность, образование, профессия и др.), социальный институт (система органов, механизмов и норм, регулирующих общественные отношения).

Традиционные типы социальных структур (различаются компонентным составом):

- этническая (род, племя, народность и нация): по мере развития обществ кровнородственное единство сменяется социально-территориальным, поддерживаемым общностью территории, экономической жизни, культуры, психологического склада, языка, национального самосознания;

- демографическая (народонаселение области, страны, региона, континента, планеты): важнейшие демографические показатели – численность, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность населения;

- поселенческая (типы поселений: сельские и городские): различаются эти типы образом жизни, условиями быта, характером труда, досугом, возможностями удовлетворения духовных потребностей. Ныне городская часть растет за счет сельской;

- социально-классовая (классы отличаются МОРСом: М естом в системе производства, О тношением к средствам производства, Р олью в организации труда,С пособом и размером получения доходов);

- стратификационная (многомерная система дифференциации населения по классам слоям и группам): здесь два типа мобильности: горизонтальная (в пределах той же страты) и вертикальная (с изменением страты, статуса);

- профессионально-образовательная: группы делятся по уровню образования и профессиям.

Общество – это исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Понятие «общество» достаточно многозначно. В самом широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. В историческом аспекте под обществом понимают фиксированные этапы его развития (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое). В более узком смысле общество рассматривается как отдельный комплекс (украинское общество, английское общество и т.д.).

Субъектное толкование рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное толкование полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное толкование рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Любое теоретическое определение общества, как правило, имеет ценность только в рамках определенным образом заданного исследовательского контекста, в то время как в других контекстах может обнаружиться несостоятельность определения, сопряженная с целым рядом проблем. Например:

характер

определения

основные положения

проблемы

Общество как отдельный конкретный

социально-исторический организм, представляющий собой относительно самостоятельную единицу

исторического развития.

Каждый социально-исторический организм составляют люди, подчинен­ные одной публичной власти. Каждый социально-исторический организм локали­зован во времени и простран­стве. Он занимает определенную территорию. Он обязательно когда-то возник, а многие родившиеся в свое время социально-историче­ские организмы давно уже исчезли, ушли с исторической сцены. Границы социально-исторического организма есть границы публичной власти. В применении к классовому обществу эти границы, как правило, совпадают с государствен­ными границами. Другими словами, синонимом понятия «общество» выступает «государство».

Термин «государство» имеет два основных значения: первое - определенный аппарат вла­сти, аппа­рат принуждения, второе - достаточно четко отграниченная на­селенная людьми терри­тория, находящаяся под властью одной определенной государственной машины. Именно в этом втором смысле термин «государство» широко используется обозначения социально-исторических орга­низмов классового общества. Однако государство во втором значении этого слова не всегда сов­падает с социально-историческим организмом.

Общество

система социально-исторических организмов

Между социально-историческими организмами и их системами не существует абсолютной, непроходимой грани. Система социально-исторических орга­низмов может превратиться в единый организм, а по­следний может распасться на множество са­мостоятельных социоров. Несколько региональных систем социально-исторических организмов могли в свою очередь образовывать социорную систему более высокого порядка. Предельной системой при этом была бы, конечно, такая, которая бы включала в себя все социально-исторические организмы без исключения. Такая система существовала не всегда, но совокупность всех не только существующих, но и существовавших социально-исторических организмов тоже всегда именовалась обществом.

Границы социально-исторических организмов яв­ляются более или менее определенными, ибо совпадают с государствен­ными. Иначе обстоит дело с границами региональных систем социально-исторических орга­низмов. Разные исследователи проводят их по-раз­ному. Одни включают тот или иной социор в данную региональ­ную систему, другие, наоборот, исклю­чают. И обычно это никак не обос­новывается.

Общество

как человечество в целом

Общество – это все человечество, взятое в его прошлом, настоящем и будущем.

Под «человечеством» нередко понимают просто биоло­гический вид.

Общество как общество (вообще) определенного типа

Когда под обществом понимается общество вообще определенного типа, то к слову «общество» добавляют прилагательное, обозна­чающее его тип. Приме­рами могут послужить словосочетания: «первобытное об­щество», «традиционное общество», «постиндустриальное общество» и т.п. Каждое из таких словосочетаний обозначает тип общества, выделенный по тому или иному признаку или по совокупности тех или иных признаков.

Конкретный социально-исторический организм, общество вообще определенного типа и общество вообще соотно­сятся как отдельное, особенное и всеобщее.

Общество вообще определенного типа как таковое, т.е. как особое само­стоятельное явление, не существует. На этом основании некоторые исследова­тели утверждают, что феодальное общество вообще, капитали­стическое обще­ство вообще и т. п. представляют собой чистые мысли­тельные конструкции, что они существуют только в сознании ученых.

Общество как социальная материя

(общество вообще)

Общество как социальная материя не является произволь­ной мыслительной конструкцией. Оно имеет объективное содержание, ибо фик­сирует объективное общее, присущее всем социально-историческим орга­низмам без исключения. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Общество в та­ком смысле слова не может являться объектом исторических исследований, но является объектом исключительно философской рефлексии.

Это «общество вообще».

Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Каждая сфера включает в себя: определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.), экономическую (производительные силы, производственные отношения), политическую (государство, партии, общественно-политические движения), духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование). Сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

характеристика сущности

взаимосвязь с другими сферами

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Основу образует материальное производство. В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью эффективного воздействия на природу как кладовую изначальных средств существования и полигон разнообразных предметов труда. Материальное производство включает в себя две стороны: производительные силы (предметы труда, средства производства, рабочая сила), выражающие отношение общества к природе, степень овладения ею, и производственные отношения, выражающие общественные взаимосвязи и взаимодействие людей в процессе производства. Основное производственное отношение - отношение к собственности на средства производства.

Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил – это основной закон развития общества.

Эта сфера не только исторически первая, она же и "прародительница" всех остальных сфер жизнедеятельности общества - социальной, политической, духовной. Она в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Политическая сфера есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу осуществления государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Политика есть концентрированное выражение экономики. Ее главной задачей является согласование интересов самых различных слоев общества.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Социальная сфера это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Она охватывает интересы различных социальных слоев и групп, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга.

Общество как социальная система, в рамках которой формируются и функционируют различные общности или группы - классы, нации, семьи, производственные коллективы и т.д., имеет достаточно сложную социальную структуру.

Благодаря взаимосвязи и функционированию элементов социальной структуры обеспечивается целостность всего общества. Структурирование общества может производиться по самым различным основаниям, классовым, демографическим (пол, возраст), этнонациональным, классовым и т.д.

Статусно-ролевой набор индивида определяется его принадлежностью той или иной социальной общности.

Каждая из сфер жизни общества способствует формированию той или иной социальной структуры, определяет статусно-ролевой набор отдельных индивидов.

ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Основу составляет духовное производство.

Процесс духовного производства предполагает получение новых идей, прикладных и фундаментальных. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства - производство общественного мнения.

В процессах, специально направленных на формирование общественного мнения, нередко получает доминирующее значение идеологический момент.

Важнейшим компонентом духовной сферы жизни общества является общественное сознание .

Среди функций духовного производства определяющей является духовная деятельность, направленная на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

30. ОБЩЕСТВО КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. Общество существует и развивается как организованная системная целостность, создающая внутри себя условия и механизмы собственного развития. С этой системной точки зрения общество – это сложноорганизованная и саморазвивающаяся система, все элементы которой находятся в отношении взаимосвязи и взаимозависимости. Общество как саморазвивающаяся система характеризуется:

1) разнообразием элементов и связей между ними;

2)интегративностью, которая обеспечивается нормами и схемами поведения надындивидуального характера (мораль, традиции, право);

3)саможостаточностью, то есть способностью воспроизводить условия своего существования;

4)динамичностью и альтернативностью путей развития;

5)нелинейным характером социальных процессов.

Сложность общества, разнообразие его элементов и, одновременно, его целостность ставят перед исследователями проблему выявления и истолкования системообразующих факторов социальной динамики. В работах Конта, Маркса, Вебера, Сорокина основой жизнедеятельности общества выступает совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Именно деятельность является основанием классификации сфер общественной жизни и условием единства общества. Под деятельностью понимают специфически человеческую форму активных отношений к природному и социальному миру с целью его изменения и преобразования и удовлетворения на этой основе возникающих потребностей. Социальные же отношения – это разнообразные формы и способы связей и взаимодействий больших социальных групп, возникающих в процессе совместной деятельности в различных сферах общественной жизни. Разные авторы по-разному оценивают роль тех или иных факторов в жизни общества. Маркс, например, основой формирования общества и условием его существования считал способ материального производства и характерные для него объективные экономические отношения. Именно они детерминируют виды деятельности и характер социальных связей. Вебер же в качестве основного фактора выделял нормативно-ценностные основы социальных действий, характерные для различных исторических эпох: традиционные и аффективные действия традиционного общества, ценностно-рациональные действия эпохи перехода от традиционного к индустриальному обществу и целерациональные действия индустриального общества.

Отсюда следует, что все причины, обуславливающие социальную динамику, можно разделить на объективные и субъективные. Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего, социально-экономического порядка), которые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, ускорится его реализация или, напротив, замедлится, зависит от субъективного фактора, проявляющего себя на базе этих объективных условий. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. По своей направленности субъективный фактор может быть соответственно как прогрессивным, так и консервативным или реакционным. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия.

Необходимо отметить тот факт, что процесс развития общества, то есть исторический процесс, хоть и осуществляется через сознательную деятельность людей, но носит объективный характер и не зависит от воли и желаний человеческого сообщества. Но это не означает, что история общества фатально предопределена, а человек в истории всего только марионетка. В совместной организованной деятельности люди способны решать самые грандиозные задачи, достигать самые высокие цели, но при этом вынуждены считаться с теми объективными факторами, которые являются результатом предшествующей истории, от их воли не зависят и служат препятствием на пути произвольного субъективизма. Игнорирование субъективного фактора ведет к фатализму, который исключает свободу, а человека превращает в раба событий. Недооценка же объективного фактора является основой волюнтаризма, который волю рассматривает как высший и определяющий фактор исторического процесса. В реальной же истории объективный ход событий дополняется сознательной целенаправленной деятельностью людей.

Именно люди, индивиды и их сообщества, выступают субъектами социального развития. Это народные массы, социальные группы, общественные объединения, исторические личности, которые своей деятельностью способствуют социальному прогрессу. Народ – это социальная общность, которая на конкретных этапах истории включает в себя социальные слои и группы, способные по своему реальному положению решать задачи прогрессивного развития общества. Благодаря своей организованности и осознанию единства народ и выступает решающей силой исторического процесса. Сословия, классы, нации, объединяющие большие массы людей, в процессе своей деятельности решают наиболее значимые проблемы общественной жизни. Что же касается исторических личностей, то их роль в социальном процессе тем выше, чем более полно, последовательно и адекватно они выражают, защищают и проводят в жизнь интересы людей.

Проблема социальной динамики тесно связана с вопросом о направленности социальных процессов. Вопрос этот в обществоведении решался неоднозначно. Одни исследователи общественной жизни отстаивали идею поступательного восхождения от простых и низших форм организации к более сложным и высшим и обосновывали концепцию социального прогресса. На позициях социального оптимизма стояли Сен-Симон, Конт, Гегель. Идея прогрессивного восхождения человечества из состояния дикости к коммунизму как “царству свободы” нашла свое обоснование в социальной философии Маркса. В ХХ ст. эта идея нашла воплощение в идеологии технократизма, основывающейся на вере в неограниченные возможности науки и техники и эффективность управления технических специалистов.

По-разному решалась и проблема критериев прогрессивного развития. Просветители, например, условием прогрессивного развития считали свободный разум. Марксизм критерием социального прогресса считал уровень экономического развития. В современном обществоведении утвердилось мнение, что критерием социального прогресса является комплексный показатель, который включает в себя положение человека в обществе, уровень его свободы, степень социальной и экологической безопасности, мера духовности.

С другой же стороны, неоднозначность социальных процессов и противоречивость путей их развития порождает идею социального регресса и исторического пессимизма. Сторонники этой идеи либо вовсе отвергают способность людей к поступательному развитию (концепция “конца истории” Фукуямы), либо ограничивают прогрессивные тенденции сферой локальных цивилизаций.

Основными формами социальной динамики являются эволюция и революция. Эволюционные изменения осуществляются путем постепенного реформирования различных сторон социальной жизни и совершенствования законодательства в границах существующего строя. Революция же – это форма социального развития путем радикальных преобразований всей системы общественных отношений с коркнным изменением социально-классовой структуры и политических институтов. Революционные изменения осуществляются широкими массами людей и сопровождаются свержением существующего общественного строя. Чаще всего результаты эволюционного и революционного процессов бывают одинаковыми, но при этом революция сопровождается многочисленными потерями и жертвами, что ставит под сомнение оправданность этого пути развития.

Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер, т.е. они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Однако если законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек, то в реализации законов общественного развития обнаруживается своего рода парадокс. С одной стороны, законы общественного развития, как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно, никакие социологические законы реализоваться не могут. Признание закономерного характера развития общественной жизни является ядром социального детерминизма.