Основные черты современного капитализма. Что такое капитализм и каковы его особенности? Концепция протестантской этики

Капитализм - лишь одна из существовавших в мире общественно-экономических формаций. История его формирования связана с такими явлениями, как колониальная экспансия и эксплуатация рабочих, для которых 80-часовая рабочая неделя становилась нормой. T&P публикует отрывок из книги кембриджского экономиста Ха-Джун Чанг «Как устроена экономика?» , которая недавно вышла в издательстве «МИФ» .

Экономика Западной Европы действительно
росла медленно…

Капитализм берет начало в Западной Европе, в частности, в Великобритании и странах Бенилюкса (к которым сегодня относятся Бельгия, Нидерланды и Люксембург), в XVI–XVIIвеках. Почему он зародился там, а не, скажем, в Китае или Индии, которые тогда были сравнимы с Западной Европой по уровню экономического развития, - предмет интенсивных и длительных обсуждений. В качестве объяснения предлагалось все - от презрения, испытываемого китайской элитой к практическим занятиям (таким как торговля и промышленность), до карты угольных месторождений Великобритании и факта открытия Америки. Не будем долго рассуждать об этой дискуссии. Примем как данность, что капитализм начал развиваться в Западной Европе.

До его появления западноевропейские общества, как и все другие в докапиталистическую эпоху, менялись очень медленно. Люди в основном были организованы вокруг сельского хозяйства, в котором на протяжении многих столетий использовались практически одни и те же технологии с ограниченной степенью коммерции и ремесленного производства.

Между X и XV веками, то есть в эпоху Средневековья, доход на душу населения увеличивался на 0,12 процента в год. Следовательно, доходы в 1500 году составляли всего на 82 процента выше, чем в 1000-м. Для сравнения, это величина, которой Китай с его 11 процентами роста в год достиг за шесть лет в период между 2002-м и 2008 годом. Отсюда следует, что с точки зрения материального прогресса один год в Китае сегодня эквивалентен 83 годам в средневековой Западной Европе (за это время могли родиться и умереть три человека - в Средневековье же средняя продолжительность жизни составляла всего 24 года).

…но все-таки быстрее, чем экономика
любой другой страны мира

Несмотря на вышесказанное, рост экономики в Западной Европе все же намного опережал аналогичный показатель в станах Азии и Восточной Европы (включая Россию), которые, по оценкам, росли в три раза медленнее (0,04 процента). Это значит, что за 500 лет доходы местного населения стали выше всего на 22 процента. Если Западная Европа двигалась как черепаха, то другие страны больше напоминали улиток.

Капитализм появился «в замедленном темпе»

Капитализм появился в XVI веке. Но его распространение было настолько медленным, что невозможно точно установить точную дату его рождения. В период между 1500-м и 1820 годом темп роста доходов на душу населения в Западной Европе все еще составлял 0,14 процента - в сущности, он был таким же, как в Средневековье (0,12 процента). В Великобритании и Нидерландах ускорение роста этого показателя наблюдалось в конце XVIII века, особенно в секторах производства хлопчатобумажных тканей и черных металлов. В результате с 1500-го по 1820 год Великобритания и Нидерланды достигли темпов экономического роста на душу населения в 0,27 и 0,28 процента соответственно. И хотя по современным меркам такие показатели очень невелики, они вдвое превышали средний западноевропейский показатель. Это привело к ряду изменений.

Начало колониальной экспансии

С начала XV века страны Западной Европы стали стремительно расширяться. Называемая для приличия эпохой Великих географических открытий, эта экспансия включала экспроприацию земель и ресурсов и порабощение коренного населения посредством установления колониального режима.

Начиная с Португалии в Азии, а также Испании в Северной и Южной Америке, с конца XV века западноевропейские народы принялись безжалостно захватывать новые земли. К середине XVIII века Северная Америка была разделена между Англией, Францией и Испанией. Большинство стран Южной Америки находились под властью Испании и Португалии до 1810– 1820-х годов. Части Индии пребывали под властью англичан (в основном Бенгалия и Бихар), французов (юго-восточное побережье) и португальцев (различные прибрежные районы, в частности Гоа). Примерно в это время начинается заселение Австралии (первая исправительная колония появилась там в 1788 году). Африка в то время была «освоена» не так хорошо, там располагались только небольшие поселения португальцев (ранее необитаемые острова Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи) и голландцев (Кейптаун, основанный в XVII веке).

Френсис Хейман. Роберт Клайв встречается с Мир Джафаром после битвы при Плесси. 1757

Колониализм базировался на капиталистических принципах. Символично, что до 1858 году британское правление в Индии осуществлялось корпорацией (Ост-Индской компанией), а не правительством. Эти колонии принесли новые ресурсы в Европу. Поначалу экспансия мотивировалась поиском драгоценных металлов для использования в качестве денег (золота и серебра), а также пряностей (особенно черного перца). Со временем в новых колониях были созданы плантации - особенно в США, Бразилии и странах Карибского бассейна, - где применялся труд рабов, в основном вывезенных из Африки. Плантации основывались, чтобы выращивать и поставлять в Европу новые сельскохозяйственные культуры, такие как тростниковый сахар, каучук, хлопок и табак. Невозможно представить себе времена, когда в Британии не было традиционных чипсов, в Италии - помидоров и поленты (сделанной из кукурузы), а в Индии, Таиланде и Корее не знали, что такое чили.

Колониализм оставляет глубокие шрамы

Уже много лет ведутся споры о том, развился бы в XVI–XVIII веках капитализм без колониальных ресурсов: драгоценных металлов, использовавшихся в качестве денег, новых продуктов питания, например картофеля и сахара, и сырья для промышленного производства, такого как хлопок. Хотя нет сомнений, что колонизаторы получали большую пользу от их продажи, скорее всего, в европейских странах капитализм развился бы и без них. При этом колониализм, без сомнения, разорил колонизированные общества.

Коренное население было истреблено или поставлено на грань вымирания, а его земля со всеми ресурсами - отобрана. Маргинализация местных народов оказалась настолько глубокой, что Эво Моралес, нынешний президент Боливии, избранный в 2006 году, всего лишь второй по счету глава государства на американском континенте - выходец из коренного населения, пришедший к власти с того момента, как европейцы прибыли туда в 1492 году (первым был Бенито Хуарес, президент Мексики в 1858–1872 годах).

Множество африканцев - по общей оценке, около 12 миллионов - были захвачены в рабство и вывезены в Европу и арабские страны. Это не только стало трагедией тех, кто потерял свободу (даже если им и удавалось пережить тяжелое путешествие), но также истощило многие африканские общества и уничтожило их социальную структуру. Территории приобрели произвольные границы - этот факт влияет на внутреннюю и международную политику ряда стран и по сей день. То, что в Африке так много межгосударственных границ имеют вид прямой линии, служит наглядным тому подтверждением, поскольку естественные границы никогда не бывают прямыми, они обычно проходят вдоль рек, горных хребтов и других географических объектов.

Колониализм часто подразумевал умышленное прекращение существующей производственной деятельности в экономически развитых регионах. Например, в 1700 году Великобритания запретила ввоз индийского ситца (мы упоминали об этом в главе 2), чтобы содействовать развитию собственного производства, тем самым она нанесла тяжелый удар по индийской хлопчатобумажной промышленности. Эта отрасль была полностью уничтожена в середине XIX века потоком привозных тканей, в то время уже производившихся в Британии механизированным способом. Будучи колонией, Индия не могла применять тарифы и принимать другие политические меры, чтобы защитить своих производителей от британского импорта. В 1835 году лорд Бентинк, генерал-губернатор Ост-Индской компании, произнес известную фразу: «Равнины Индии белеют костями ткачей».

Старт промышленной революции

Капитализм действительно пошел на взлет около 1820 года по всей Западной Европе, а затем и в европейских колониях в Северной Америке и Океании. Ускорение экономического роста было настолько резким, что следующие полвека после 1820 года стали называть промышленной революцией. За эти пятьдесят лет доход на душу населения в Западной Европе вырос на 1 процент, что совсем мало по современным меркам (в Японии наблюдалось такое увеличение дохода во время так называемого потерянного десятилетия 1990-х годов), а по сравнению с темпом роста в 0,14 процента, наблюдавшимся между 1500-м и 1820 годом, это было настоящее турбореактивное ускорение.

80-часовая рабочая неделя: страдания некоторых
людей только усилились

Впрочем, такое ускорение роста дохода на душу населения поначалу для многих сопровождалось снижением уровня жизни. Много людей, чьи умения устарели - например, ремесленников, производивших текстиль, - потеряли свои рабочие места, потому что их заменили машины, управлявшиеся более дешевыми неквалифицированными работниками, среди которых было много детей. Некоторые машины даже разрабатывались под рост ребенка. Люди, нанимавшиеся на фабрики или в маленькие цеха, поставляющие для них сырье, трудились очень много: 70–80 часов в неделю считались нормой, кто- то работал более 100 часов в неделю, а для отдыха обычно выделялось всего полдня в воскресенье.

Условия труда были крайне опасными. Многие английские работники хлопковой промышленности умирали от легочных заболеваний из-за пыли, образующейся в процессе производства. Городской рабочий класс жил очень стесненно, иногда в комнате ютилось по 15–20 человек. Считалось вполне нормальным, что сотни людей пользуются одним туалетом. Люди умирали как мухи. В бедных районах Манчестера продолжительность жизни составляла 17 лет, что на 30 процентов ниже аналогичного показателя на территории всей Великобритании до норманнского завоевания, случившегося в 1066 году (тогда продолжительность жизни составляла 24 года).

Миф о свободном рынке и свободной торговле:
как на самом деле развивался капитализм

Развитие капитализма в странах Западной Европы и их колониях в XIX веке часто связывают с распространением свободной торговли и свободногорынка. Принято считать, что правительства этих государств не облагали налогами и никак не ограничивали международную торговлю (называемую свободной торговлей) и вообще не вмешивались в функционирование рынка (свободного рынка). Подобное положение вещей привело к тому, что этим странам удалось развить капитализм. Принято также считать, что Великобритания и США лидировали среди других государств, потому что первыми приняли свободный рынок и свободную торговлю.


Свободная торговля распространяется в основном за счет далеких от свободы средств

Хотя свободная торговля не была причиной возникновения капитализма, она действительно распространялась в течение всего XIX века. Частично она проявилась в самом сердце капиталистического мира 1860-х годов, когда Великобритания приняла данный принцип и подписала двусторонние соглашения о свободной торговле (ССТ), в которых обе стороны отменяли ограничения на импорт и таможенные пошлины на экспорт друг для друга, с рядом государств Западной Европы. Однако сильнее всего она распространилась на периферии капитализма - в странах Латинской Америки и Азии, причем в результате того, что обычно никто не связывает со словом «свободный», - применения силы или во всяком случае угрозы ее использования.

Колонизация была наиболее очевидным путем для распространения «несвободной свободной торговли», но даже тем многим странам, которым посчастливилось не стать колониями, тоже пришлось принять ее. Методами «дипломатии канонерок» их вынудили подписать неравноправные договоры, которые лишили их, помимо всего прочего, тарифной автономии (права устанавливать собственные тарифы). Им было разрешено использовать только низкую единую тарифную ставку (3–5 процентов) - достаточную для повышения некоторых государственных доходов, но слишком малую для защиты неокрепших отраслей промышленности. Самым позорным из подобных фактов считается Нанкинский договор, который Китаю пришлось подписать в 1842 году после поражения в Первой опиумной войне. Но неравноправные договоры также начали подписываться со странами Латинской Америки, пока те не обрели независимость в 1810–1820-х годах. Между 1820-м и 1850 годом ряд других государств тоже были вынуждены подписать подобные договоры: Османская империя (предшественница Турции), Персия (сегодняшний Иран), Сиам (сегодняшний Таиланд) и даже Япония. Срок латиноамериканских неравноправных договоров истек в 1870–1880-х годах, в то время как договоры с азиатскими странами действовали и в XX веке.

Это утверждение слишком далеко от истины. Правительство играло ведущую роль на начальном этапе развития капитализма как в Великобритании, так и в США и других странах Западной Европы.

Невозможность защищать и отстаивать молодые отрасли своей промышленности, будь то в результате прямого колониального господства или неравноправных договоров, значительно способствовала экономическому регрессу стран Азии и Латинской Америки в тот период: там наблюдался отрицательный рост дохода на душу населения (со скоростью –0,1 и –0,04 процента в год соответственно).

Капитализм переключается на более высокую передачу: начало массового производства

Развитие капитализма стало ускоряться около 1870 года. Между 1860-м и 1910 годом появились кластеры новых технологических инноваций, в результате чего начался подъем так называемой тяжелой и химической промышленности: производства электротехнического оборудования, двигателей внутреннего сгорания, синтетических красителей, искусственных удобрений и других продуктов. В отличие от технологий промышленной революции, придуманных практичными мужчинами с хорошей интуицией, новые технологии разрабатывались в рамках систематического применения научных и инженерных принципов. Таким образом, любое изобретение очень быстро могло быть воспроизведено и улучшено.

Кроме того, организация производственного процесса во многих отраслях промышленности пережила революцию благодаря изобретению системы массового производства. Благодаря внедрению движущейся сборочной линии (ленточного конвейера) и взаимозаменяемых деталей резко снизились затраты. В наше время это основная (почти повсеместно применяемая) система, несмотря на частые заявления о ее кончине, звучащие начиная с 1908 года.

Новые экономические институты возникли для управления растущими масштабами производства

В период своего пика капитализм приобрел основную институциональную структуру, которая существует и сегодня; в нее входят общества с ограниченной ответственностью, законодательство о банкротстве, центральный банк, система социального обеспечения, трудовое законодательство и многое другое. Эти институциональные сдвиги произошли в основном из-за изменений в базовых технологиях и политике.

В связи с растущей потребностью в масштабных инвестициях, принцип ограниченной ответственности, который прежде применялся только в привилегированных компаниях, получил широкое распространение. Следовательно, теперь его могла использовать любая компания, выполняющая определенные минимальные условия. Получив доступ к беспрецедентным масштабам инвестиций, компании с ограниченной ответственностью стали самым мощным средством развития капитализма. Карл Маркс, который распознал их огромный потенциал раньше любого ярого сторонника капитализма, назвал их «капиталистическим производством в своем высшем развитии».

Перед британской реформой 1849 года сутью закона о банкротстве было наказание неплатежеспособного бизнесмена в худшем случае долговой тюрьмой. Новые законы, введенные во второй половине XIX века, давали потерпевшим неудачу предпринимателям второй шанс, позволяя не платить проценты кредиторам во время реорганизации своего бизнеса (согласно главе 11 Федерального закона о банкротстве США, введенного в 1898 году) и заставляя последних списать часть долгов. Теперь вести бизнес стало не так рискованно.

The Rhodes Colossus Striding from Cape Town to Cairo, 1892

С увеличением размера компаний стали укрупняться и банки. В то время существовала опасность, что банкротство одного банка может дестабилизировать всю финансовую систему, поэтому для борьбы с этой проблемой были созданы центральные банки, выступающие в качестве кредитора последней инстанции, - и первым в 1844 году стал Банк Англии.

Из-за широкого распространения социалистической агитации и усиления давления на правительство со стороны реформистов относительно положения рабочего класса начиная с 1870-х годов был внедрен ряд законов о социальном обеспечении и труде: появилось страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, пенсии по старости и страхование на случай безработицы. Во многих странах запретили труд маленьких детей (как правило, в возрасте до 10–12 лет) и ограничили количество рабочих часов для детей постарше (изначально всего до 12 часов). Новые законы также регулировали условия и время работы для женщин. К сожалению, это было сделано не из рыцарских побуждений, а из-за высокомерного отношения к слабому полу. Считалось, что, в отличие от мужчин, женщинам недостает умственных способностей, поэтому они могут подписать невыгодный для них трудовой договор, - иными словами, женщин требовалось защитить от них самих. Эти законы о социальном обеспечении и труде сгладили грубейшие грани капитализма и сделали жизнь множества бедняков лучше - пусть поначалу совсем немного.

Институциональные изменения способствовали экономическому росту. Общества с ограниченной ответственностью и лояльные к должникам законы о банкротстве снизили риск, связанный с предпринимательской деятельностью, поощрив тем самым создание материальных благ. Деятельность центрального банка, с одной стороны, и законы о социальном обеспечении и труде - с другой, тоже способствовали росту за счет повышения, соответственно, экономической и политической стабильности, что позволило увеличить инвестиции, а следовательно, и ускорить дальнейший подъем экономики. Темп роста доходов на душу населения в Западной Европе вырос с 1 процента в год в период пика 1820–1870 годов до 1,3 процента в течение 1870–1913 годов.

Кого называют капиталистом? В первую очередь это человек, который эксплуатирует рабочий класс для повышения собственного достатка и блага. Как правило, это тот, кто забирает прибавочный продукт и всегда стремится разбогатеть.

Кто такой капиталист?

Капиталист - это представитель господствующего класса в буржуазном обществе, собственник капитала, который эксплуатирует и применяет наемный труд. Однако для того чтобы в полной мере уяснить, кто такой капиталист, необходимо знать, что же такое «капитализм» в целом.

Что такое капитализм?

В современном мире слово «капитализм» встречается довольно часто. Таким образом описывается целая социальная система, в которой мы сейчас живем. Кроме того, многие думают, что эта система существовала и сотни лет назад, успешно функционируя на протяжении большого количества времени и формируя мировую историю человечества.

На самом же деле капитализм - это относительно новое понятие, которое описывает социальную систему. Для краткого исторического ознакомления и анализа можно обратиться к книге Маркса и Энгельса «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал».

Что именно означает понятие «капитализм»?

Капитализм - это социальная система, которая ныне существует во всех странах мира. В рамках этой системы средства для производства и распределения товаров (а также земли, фабрики, технологии, транспортные системы и прочее) принадлежат маленькому проценту населения, то есть определенным людям. Данную группу называют «класс капиталистов».

Большинство людей продает свой физический или умственный труд в обмен на заработную плату либо вознаграждение. Представители этой группы носят название «рабочий класс». Данный пролетариат должен производить товары либо услуги, которые впоследствии продаются с целью получения прибыли. А последней распоряжается класс капиталистов.

В этом смысле они эксплуатируют рабочий класс. Капиталисты - это те, кто живут за счет прибыли, которая достигается от эксплуатации рабочего класса. В последствие они ее реинвестируют, тем самым наращивая следующую потенциальную прибыль.

Почему капитализм - это то, что есть в каждой стране мира?

В современном мире существует четкое разделение классов. Данное утверждение объясняется реалиями того мира, в котором мы живем. Есть эксплуататор, есть наемный - значит, есть и капитализм, ведь это его существенный признак. Многие могут сказать, что нынешний мир разбит на множество классов (допустим, «средний класс»), тем самым убивая все принципы капитализма.

Однако это далеко не так! Ключ понимания капитализма - это когда есть главенствующий и подчиняющийся класс. Неважно, сколько классов будет создано, все равно каждый будет подчиняться главенствующему, и так цепочкой.

Капитализм - это свободный рынок?

Широко распространено мнение, что капитализм означает свободную рыночную экономику. Однако это не совсем так. Капитализм возможен и без свободного рынка. Системы, которые существовали в СССР и существуют в Китае и на Кубе, в полной мере доказывают и демонстрируют это. Они считают, что строят «социалистический» державу, однако живут по мотивам «государственного капитализма» (в данном случае капиталист - это само государство, а именно люди, занимающие высокие чины).

В якобы «социалистической» России, к примеру, до сих пор существует товарное производство, покупка-продажа, обмен и прочее. «Социалистическая» Россия продолжает торговать в соответствии с требованиями международного капитала. Это означает, что государство, как и любой другой капиталист, готово пойти на войну ради защиты своих экономических интересов.

Роль Советского государства - выступать в качестве функционера капитала и эксплуатации наемного труда методами установления целевых показателей для производства и контроля над ними. Поэтому такие страны действительно не имеют ничего общего с социализмом.

Возник и функционирует на основе частной собственности на средства производства, рынка свободной конкуренции, определенного уровня техники, денежного обращения, рациональной организации процесса производства, предпринимательства и деятельности предпринимателя как собственника и организатора производства с целью получения прибыли. Генезис капитализма является преодолением традиционализма и утверждением принципа рациональности (сопоставления полезности и затрат) во всех сферах общественной жизни (религии, науке, праве, государственном управлении, организации предприятий). Тенденция к рационализации социально-экономической жизни является основой развития капитализма. Он всегда имеет конкретно-историческую характеристику (торговый, буржуазно-промышленный, который сформировался в Северо-Западной Европе в XVI-XVП вв. и тому подобное). В становлении капитализма важное значение имели взаимосвязи между религиозными идеями и экономической организацией общества. Протестантизм (лютеранство, особенно кальвинизм), который провозгласил добродетелью трудовой аскетический образ жизни, бережливость и накопление капитала, стремление к получению законной прибыли как следствие высокого профессионализма, порядочность, верность слову и деловитость, стимулировал трансформацию религиозной этики в деловой предпринимательский тип хозяйственного поведения и появление нового капиталистического строя.

Капитализм как форма цивилизации

Является целостным историко-культур-ным феноменом или типу, возникшего на основе территориальной, этнической, языковой, политической, психологической общности. Хозяйственная система является частью общества, его движущей силой является "дух народа", или ментальность.

На рубеже XIX-XX вв. в условиях роста экономического значения крупных корпораций происходят разграничение собственности и управления, формирования управленческих структур в сфере бизнеса. Растет государственная бюрократия, регулирующего экономику. М. Вебер отмечал, что власть - это возможность подчинения своей воле других субъектов. Желание власти является важным поведенческим фактором. Надежду на предупреждение развития бюрократизма ученый связывал с возникновением новых общественных институтов, способных совместить творческую деятельность и управленческие способности в специфической для определенного человека форме.

Вернер Зомбарт

(1863-1941) - профессор Бреславльського и Берлинского университетов, автор трудов: "Современный капитализм" (1902), "Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека" (1913), "Три политические экономии" (1929), "Немецкий социализм" (1934) и др.

Взгляды. Зомбарта эволюционировали от приверженности к марксизму до консервативного национализма. Труд "К критике экономической системы Карла Маркса" была оценена Ф. Энгельсом как удачное изложение марксистских идей. Позже в трудах "Социализм и социальное движение в XIX в." (1896), "Пролетариат. Очерки и этюды" (1906), "Почему в Соединенных Штатах нет социализма?" (1906) ученый выступал как сторонник либерального реформизма, позиций "катедер-социализма". Признание ученому принесло фундаментальное исследование "Современный капитализм. Историко-систематическое исследование общеевропейской экономической жизни от его зарождения до современности" (1902), в котором предпринята попытка осмыслить генезис, периодизация и формы развития капитализма.

Основные положения учения. Зомбарта:

o Использовал понятие "хозяйственная система" и "хозяйственная эпоха". Хозяйственная система - абстрактно-теоретическая конструкция, лишенная исторической специфики и предназначена для систематизации эмпирических фактов, организация хозяйственной жизни, в пределах которой господствует определенное хозяйственное мышление и применяется определенная техника. Хозяйственная эпоха - реально существующая хозяйственная система.

Ученый выделил:

Структуру хозяйственной системы, охватил три группы элементов: 1) технологический способ производства (субстанции); 2) форму или общественные отношения (совокупность социальных, правовых, политических); 3) хозяйственный дух (побудительный мотив развития);

Факторы эволюции хозяйственной системы: технико-экономические, социально-организационные (институциональные) и социально-психологические (общественное сознание, типы мышления и идеология);

Элементы системы капиталистической экономики: а) стремление к получению максимальной прибыли; б) институциональная организация (господство частной собственности, свободная продажа рабочей силы, центральная роль предпринимателя в производстве и распределении доходов, незначительная роль государства); в) прогрессивная техническая основа (средства производства).

o Эволюция хозяйственной системы является многофакторной и интегральной. Считал движущей силой развития "хозяйственный дух*9, который состоит из "духа предпринимательства" и "бюргерского духа". Первый - это синтез готовности к риску, жажда денег и приключений, авантюризм. Основой бюргерского (мещанского) духа является бережливость, хозяйственность, осторожность, умение считать.

Зомбарт предпринимательство характеризовал как стремление к "бесконечного", к самоопределению и власти. Выделил шесть основных типов капиталистических предпринимателей: разбойников (участников военных походов и заморских экспедиций за золотом и экзотическими товарами), феодалов (занятых коммерцией, горным делом и т. п), государственных деятелей (которые способствуют развитию торговых и промышленных компаний), спекулянтов (ростовщиков, банкиров, игроков на бирже, учредителей акционерных обществ), купцов (вкладывающие торговый капитал в процесс производства благ), ремесленников (совмещают в одном лице мастера и коммерсанта). Функциями предпринимателей ученый считал: организаторскую, основанную на умении подбирать и объединять факторы производства в работоспособное целое; сбытовую, которая предусматривает умение вести переговоры, завоевывать доверие и побудить к покупке предложенных товаров; учетную, связанную с точным количественным подсчетом и сопоставлением затрат и результатов.

o Используя понятие "хозяйственный дух" как критерий периодизации развития капитализма, В. Зомбарт анализировал три стадии: раннего капитализма (и молодости), когда хозяйственная деятельность направлена на накопление богатства в денежной форме и преобладали первые три типа предпринимателей; зрелого (развитого) капитализма как хозяйственной системы, подчиненной производству исключительно ради прибыли; позднего капитализма (старости). На последних двух стадиях типичными являются спекулянты, купцы и ремесленники. Благодаря В. Зомбарту термин "капитализм" стал общеупотребительным.

Вместе с тем ученый не отрицал таких факторов генезиса капитализма, как переселение народов, колонизация, открытие месторождений золота и серебра, развитие техники и технологии.

В теории организованного капитализма было положено начало концепции эволюционного перерастания капитализма в социализм и социального плюрализма, согласно которым развитие общества происходит не путем изменения хозяйственных систем, а путем их сосуществования, присоединение основных элементов нового уклада в предыдущих. Будущее капитализма - это "смешанная" хозяйственная система, в которой будут гармонично сочетаться частные, кооперативные, общественные, коллективные, крупные и мелкие, крестьянские и ремесленные хозяйства. Развитие различных укладов и усиление влияния государства будут способствовать трансформации капитализма в стабильное и высокоэффективное общество будущего.

o Развивая теорию кризисов, ввел в экономическую теорию понятие экономической конъюнктуры, с которой связал цикличность капиталистической экономики в зависимости от динамики развития предпринимательства и ожидания доходов, что вызывает развертывания спекуляции и укрупнение производства. Расширение производства предопределяет диспропорции между добывающими и перерабатывающими отраслями, объемами основного и денежного капиталов, что неизбежно приводит к спаду экономики. Чередование периодов подъема и периодов спада является необходимой предпосылкой развития "капиталистического духа", поскольку период подъема способствует развитию новаторства и риска, а в период спада возрастает значение расчетов и улучшения организации, направленных на внутреннее совершенствование капиталистической системы. Фактором уменьшения циклических колебаний капиталистической экономики являются процессы концентрации производства и централизации капитала, монополизации экономики.

Артур Шпітхоф

(1873-1957) был ведущим исследователем экономической конъюнктуры в Германии. Он утверждал, что не только национальную экономику, но и каждый этап ее развития необходимо изучать с точки зрения отдельной экономической теории.

Труды ученых исторической школы является важным вкладом в развитие экономической теории. Они способствовали исследованию морально-этической природы общественно-исторических процессов, менталитета нации как определяющего фактора экономического поведения, институциональных рамок хозяйственной деятельности и факторов их изменения, экономической истории.

Выдающийся ученый И.А. Шумпетер, анализируя достижения исторической школы, приводит такие их идеи:

1. Релятивистский подход. Детализированные исторические исследования учат тому, насколько несостоятельной является идея существования общепринятых практических правил в области экономической политики. Более того, возможность существования общих законов опровергается положением об исторической причинности социальных событий.

2. Положение о единстве социальной жизни и неразрывную связь между его элементами. Тенденция к выходу за пределы простых социальных доктрин.

3. Антираціоналістичний подход. Множественность мотивов и небольшое значение чисто логических побудительных причин человеческих действий. Это положение выдвигалось в форме этических аргументов и в психологическом анализе поведения индивидов и масс

4. Эволюционный подход. Эволюционные теории призваны использовать исторический материал.

5. Положение о роли интересов во взаимодействии индивидов. Важно то, как развиваются конкретные события и формируются конкретные условия, а также что конкретно их приводит, а не общие причины всех социальных событий.

6. Органический подход. Аналогия между социальными и физическими организмами. Первоначальная органическая концепция, согласно которой национальная экономика существует вне различными индивидуумами и над ними, позже заменяется концепцией, согласно которой индивидуальные экономики, которые составляют национальную, находятся в тесной зависимости друг от друга.

Социальное направление в политической экономии.

на Протяжении 80-90-х годов XIX века. - 30-х годов XX века, в Германии и Австрии возникло и развивалось экономическое учение, получившее название "социальная школа" (социальное направление в политической экономии, социально-правовая школа). Социальная школа считается наследницей новой исторической школы, но, в отличие от нее, не отрицала значение экономической теории, а пыталась создать экономическую теорию с этико-правовым подходом к экономическим явлениям. ее представители цель экономической деятельности определяли правом, политикой и идеологией, исследовали экономическую жизнь общества как совместную деятельность людей, связанных нормами права.

Начало социального направления экономических исследований было обусловлено формированием новой системы организации рыночной экономики (процессами монополизации, акционирования и корпоратизации, возрастанием роли государства и рабочих объединений), обострением проблем социального неравенства и социальной защиты, необходимостью идеологического противостояния марксизму.

Социальная школа не была целостным экономическим учением, она охватывала такие течения:

o социально-правовое, или социально-этическую, которую характеризуют труда Рудольфа Штольцмана (1852-1930) "Социальные категории" (1896) и "Цель в народном хозяйстве", Рудольфа Штаммлера (1856-1938) "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896), Альфреда Амонна (1883-1962) "Предмет и основные понятия политической экономии" (1911), Карла Дол я (1864 - 1943) "Теоретическая политэкономия" (1916), Франца Петри "Социальное содержание теории стоимости Маркса" (1916);

o теорию либерального социализма, изложенную в труде Франца Оппенгеймера (1864-1943) "Учение Маркса о основной закон общественного развития" (1903);

o теорию универсализма Отмара Шпанна (1878-1950), который возглавлял социальное направление в Австрии.

Объединяют представителей социального направления в политической экономии такие методологические принципы:

o отрицание объективных экономических законов, утверждение, что социальные законы - это законы человеческого поведения;

o трактовка производства как сугубо технического вечного процесса взаимодействия факторов производства, который не связан с определенным социальным устройством;

o социальный подход к анализу хозяйственных явлений, их исследование с позиций социологии - науки об обществе как целостной системе. Отрицался определяющее влияние экономических факторов на социальные, политические, правовые, духовные процессы общественного развития. Экономика рассматривалась как составляющая социальной системы, хозяйственные процессы анализировались как результат взаимодействия экономических, политических, правовых, идеологических и социальных факторов. Признавался примат правовых и этических аспектов эволюции экономических явлений и процессов. Это свидетельствовало о институциональный характер идей ученых;

o защита частной собственности, отрицание эксплуатации наемного труда, обоснование необходимости социальных реформ и государственно-правового регулирования производства;

o применение принципа историзма и системного подхода к анализу хозяйственной жизни, обоснование эволюционного развития капитализма.

Социальная школа внесла значительный вклад в экономическую теорию.

Экономическое развитие рассматривался как совместная деятельность людей, связанных нормами права. Собственное правовое регулирование определяет форму общественного устройства. Правовые факторы определяют этические нормы. Предлагался новый метод познания экономических процессов - телеологічний1, согласно которому задачей экономики является исследование отношений между целевыми установками и средствами их достижения. Основными целями считались стремление к удовлетворению потребностей, обеспечения "достойного существования" граждан. А. Шпанн в труде "Фундамент народного хозяйства" (1918) изложил концепцию универсализма, в которой обосновал необходимость усиления государственно-правового регулирования экономического развития.

Большинство представителей социальной школы отвергали теорию ценности.

Да-А. Амонн анализировал теорию ценности представителей математической школы, ценность отождествлял с ценой, которая рассматривалась как равнодействующая субъективных оценок определенного товара покупателями и продавцами. Г. Штольцман обработал "соціологічний19 вариант теории предельной полезности, объединив теорию предельной полезности с "социальной теорией распределения". По мнению Ф. Оппенгеймера, причиной ценности "полезность блага", стоимость трактовалась им как нечто идеальное. Однако К. Диль отрицал любое значение теории стоимости, считал, что формирование цены - это чисто эмпирический случайный процесс, лишенный закономерностей.

Много внимания представители социальной школы уделяли отношениям распределения. Они трактовали их с социально-правовых и социально-этических подходов, анализировали независимо от теории стоимости или противопоставляли последний (Кол. Диль), рассматривали теорию распределения как первоначальную теории стоимости (Г. Штольцман). Исследовались классовые противоречия между рабочими и предпринимателями путем анализа их доли в общественном продукте. Противоречия воспринимались как нормальные явления, связанные со стремлением каждого из классов получить больше доходов. Сторонники социального направления подчеркивали важность функций предпринимателей как организаторов производства, их праве получать вознаграждение для обеспечения социально обусловленного прожиточного минимума ("единицы прогодовування"). Так же и работник должен быть обеспечен прожиточным минимумом согласно его социального положения. А. Шпанн в теории обратной прибавочной стоимости отмечал, что капиталист эксплуатирует рабочих, а наоборот, поэтому марксистская концепция прибавочной стоимости является ошибочной. Ф. Оппенгеймер идеализировал капитализм свободной конкуренции, который отождествлял с простым товарным производством и частной собственностью, считал естественным и трактовал как либеральный социализм - свободный от эксплуатации общественный строй, основанный на частной собственности и рыночном обмене.

Основой нового социально справедливого общественного устройства, по мнению ученых, должна быть рыночная экономика с акционерной формой собственности и корпоративной организацией производства, которые способны обеспечить единство интересов рабочих и предпринимателей.

Методология и традиции новейшей исторической и социальной школ повлияли на дальнейшее развитие экономической теории, в первую очередь на развитие институционального напряму1.

Большое значение для понимания того или иного явления общественной жизни имеют его признаки. Капитализм - это система экономических отношений, основанная на господстве частной собственной, свободе предпринимательства и ориентированная на получение прибыли. Сразу следует оговориться, что данное понятие является наименованием лишь идеальной модели, так как ни в одном государстве мира не существует такого уклада в чистом виде.

Возникновение понятия

Проанализировать особенности экономического развития стран в исторической перспективе помогают его признаки. Капитализм - это термин, который стал активно использоваться со второй половины 19 века. Впервые его стали применять во Франции, потом немецкие и английские авторы ввели его в научный оборот.

Интересен тот факт, что поначалу он имел негативное значение. Ученые, писатели вкладывали в это слово отрицательное отношение к засилью финансов, которое наблюдалось в развитых европейских странах середины указанного столетия. Особенно активно использовали это понятие представители социализма (Маркс, Ленин и другие).

Теория рынка и конфликт классов

Охарактеризовать особенности развития хозяйства и торговли помогают их признаки. Капитализм - это система, основанная на свободном функционировании рынка, который служит ареной противостояния рабочего класса и собственников. Первые стремятся подороже продать свою силу, вторую - подешевле ее купить. Кроме того, именно рынок является главным условием торговли, без которой невозможно представить себе существование капиталистического уклада. Второй важный признак системы - это концентрация средств производства в руках высших классов и сохранение рабочей силы за пролетариатом.

Между этими группировками идет постоянная борьба за труд и плату. Это приводит к классовой борьбе, что в целом ряде государств привело к революциям. Однако практика показывает, что капиталистический уклад наиболее приемлем для нормального функционирования государств, и поэтому он с начала своего возникновения довольно быстро распространился по миру, захватив почти все сферы жизни общества, включая политику и культуру. Вышеперечисленные черты системы выделял известный ученый Маркс, который посвятил данному вопросу одну из своих самых фундаментальных монографий.

Концепция протестантской этики

Разобраться в причинах возникновения этого нового для западноевропейской истории уклада помогают его признаки. Капитализм - это не только особая но и специфический способ организации общества. Именно так рассматривал данный этап экономической истории известный немецкий ученый и социолог Вебер.

В отличие от Маркса, он полагал, что эта система присуща только западноевропейским странам. По его мнению, она возникла в тех государствах, где утвердился протестантизм, который развил в обществе культ трудовой дисциплины, высокую степень социальной организованности, а также стремление к получению прибыли и дохода. Он выделял следующие признаки развития капитализма: конкуренция производителей, наличие динамичного рынка, активное использование капитала в предпринимательской деятельности, стремление к получению максимальной прибыли. И если Маркс полагал, что данный уклад не только влияет, но и определяет политику стран, то Вебер противопоставлял эти две общественные сферы, хотя и признавал, что они тесно соприкасаются между собой.

Об инновациях

Основные признаки капитализма стали объектом исследования известного политолога и социолога Шумпетера. Он выделил следующие черты этого строя: динамичный рынок, предпринимательство и господство частной собственности. Однако, в отличие от указанных авторов, экономист выделил такую важную составляющую капиталистического производства, как внедрение инноваций. По его мнению, именно введение новшеств стимулирует бурное развитие экономики стран.

При этом Шумпетер большое значение отводил кредитованию, которое предоставляет предпринимателям возможность внедрять современные технологии и тем самым повышать эффективность производства. Ученый считал, что этот уклад обеспечил материальное благосостояние общества и личную свободу граждан, однако будущее системы видел в пессимистическом свете, полагая, что со временем она исчерпает себя.

Возникновение мануфактур

Одной из главных предпосылок перехода от феодального способа производства к капиталистическому стал отход от старой цеховой системы и переход к разделению труда. Именно в указанной важной перемене следует искать ответ на вопрос о том, почему возникновение мануфактур считается признаком рождения капитализма.

Ведь главным условием существования и нормального функционирования рынка является широкое применение наемной рабочей силы. В 14 веке во многих городах Европы производители отказались от традиционного набора подмастерьев и стали привлекать в свои мастерские людей, специализировавшихся на том или ином ремесле. Так возник что, по определению Маркса, является главным признаком капиталистического уклада.

Виды предприятий

В западноевропейских странах существовали различные типы мануфактур, что говорит о быстром развитии и внедрении нового способа производства. Анализ рассматриваемой проблемы (почему возникновение мануфактур считается признаком рождения капитализма) позволяет понять пути развития экономики. Владельцы рассеянных предприятий раздавали сырье работникам на дом, затем, уже обработанное, оно поступало профессиональному ремесленнику, который, сделав пряжу, отдавал материал следующему мануфактуристу. Так работа выполнялась целым рядом работников, которые по цепочке передавали производимый товар. В централизованной мануфактуре люди трудились в одном помещении, используя при этом технологии. Эти разные виды предприятий доказывают высокие темпы развития капиталистического производства на материке.

Научные революции

Признаки зарождения капитализма связаны с особенностями европейской экономики, где очень рано начался переход к торговле благодаря развитию городов и формированию рынков. Новым толчком к развитию капиталистического способа производства стало внедрение новых технологий. Это вывело экономику на принципиально новый уровень. Применение машин на фабриках позволило предпринимателям увеличить объем сбыта продукции. Достижения в сфере науки привели к тому, что создание валового продукта стало более дешевым, так как вместо рабочих теперь на предприятиях использовались машины.

Большое значение имело изобретение парового двигателя, электричества, а также строительство железных дорог. Открытие и освоение новых месторождений полезных ископаемых привело к бурному развитию тяжелой индустрии и металлургии. Указанные изменения совершенно изменили городской облик западноевропейских стран, а также России, где после отмены крепостного права началось бурное развитие промышленности. Итак, признаки капитализма в 19 веке определялись введением достижений науки в производство.

Возникновение монополий

В период первого этапа развития капитализма производственные организации были единичными и средними по размеру. Масштаб их производства не был широким, и поэтому предприниматели могли единолично вести собственное дело. В 19 веке система вступила в новую фазу развития. Объем продукции резко увеличился, фабрики расширились, что привело к необходимости объединения усилий предпринимателей. На основании вышесказанного можно выделить признаки монополистического капитализма: концентрация производства, сокращение числа заводов, возникновение крупных, капиталоемких предприятий.

На рубеже столетий главную роль играла тяжелая промышленность: машиностроение, металлообработка, нефтедобыча и другие. Как правило, укрупнение происходило в рамках какой-либо одной отрасли, в которой возникали такие объединения, как картели и синдикаты. Под первым понятием следует понимать договор нескольких самостоятельных предприятий, которые согласовывают между собой цену товаров, рынки сбыта и квоту. Второй термин означает более высокую степень монополизации, при которой фирмы, сохраняя юридическую и экономическую самостоятельность, организуют единую контору по сбыту своей продукции.

Крупные формы предприятий

Признаки монополистического капитализма позволяют понять, в чем заключались особенности новой стадии развития данной системы. Высшей формой объединения заводов, фабрик и фирм считаются тресты и концерны. Первые организации совместно осуществляют не только сбыт, но и производство, а также подчиняются единому управлению, однако при этом сохраняют финансовую самостоятельность. Тресты создаются в какой-либо одной отрасли и сразу занимают лидирующее положение. Наиболее развитой формой объединения считаются концерны. Они формируются в смежных отраслях производства и имеют единые финансы.

Слияние капиталов обеспечивает более быструю и эффективную интеграцию, в отличие от вышеуказанных форм. Признаки капитализма в 20 веке свидетельствуют о развитости данной системы за счет вступления ее в новую, более высокую фазу своего развития, что дало ученым возможность говорить о наступлении фазы империализма, для которого характерно слияние банков и производства.

С высоты богатого исторического опыта многих стран можно выделить четыре основных типа капитализма (рис. 1.11). Из них, как уже отмечалось, наиболее непригляден начальный капитализм – период стихийного становления рыночной системы и так называемого "первоначального накопления капитала" (Смит), при котором нужные для старта бизнеса средства концентрируются в руках относительно небольшой группы самых энергичных людей, способных к предпринимательству. Здесь-то и неизбежны: перераспределение собственности, обогащение одних людей за счёт других, резкое расслоение общества, масса злоупотреблений и беззаконий (захват чужого или общего имущества, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу "хапнуть и убежать", сверхэксплуатация наёмного труда, хищническое отношение к природе преступления и пр.). Недаром патриарх американского индустриального бизнеса Генри Форд (1863–1947) однажды признался, что он может отчитаться за каждый заработанный доллар, кроме первого миллиона.

В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США и др.) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI–XIX веках), пока, наконец, основная часть собственности не обе рела хозяев и не наладилось производство, пока сами люди не устали от "беспредела", не успокоились и не выработали законодательные правила цивилизованной жизни.

В России этот период усилиями коммунистов разбился на две суровые "серии". Первая началась в середине XIX века (особенно бурно после оте мены крепостного права в 1861 году). Здесь тоже в экономику ворвались, как пишет Достоевский, "ошалевшие от собственного могущества пагубные пришельцы", кричавшие диким голосом на всю Россию: "Прочь с дороги, я иду!"

При этом писатель с тревогой отмечал, что хуже стало и во всём обществе. "Что-то носится в воздухе полное материализма и скептицизма ... как бы какой-то дурман... зуд разврата... преклонение народа перед деньгами, пред властью золотого мешка... Началось обожание даровой наживы, наслаждения без труда; всякий обман, всякое злодейство совершаются хладнокровно; убивают, чтобы вынуть хоть рубль из кармана" (15-13:34,35).

Таким образом, негативный эффект нарастающего "разврата" в обществе при переходе к капиталистической свободе – явление повсеместное. Эгоцентричные и "нахально самодовольные" дельцы (Достоевский) обычно не склонны к философским раздумьям и не сразу осознают, что более рационально, безопасно и продуктивно действовать не обманом и насилием, а на принципах цивилизованного партнёрства , взаимной выгоды и, значит, в рамках закона.

"Подчиняющийся закону – умён, – гласит Библия. – Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми", а они ничтожны и непременно будут наказаны (6-Пр 28:7,4; 6:14,15). Вторая "серия" перехода России к рынку на рубеже XX–XXI веков наглядно подтверждает это. Капиталисты-хищники вместо честной конкуренции уничтожают друг друга. Так Бог, но словам Лютера, "бьёт одного злодея другим" (10-366).

Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе – бюрократия , олигархия или демократия (вернёмся к рис. 1.11).

Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами общественной жизни распоряжается государство, т.е. прежде всего его бюрократический аппарат, многочисленное племя чиновников. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жесткий контроль, всевозможные проверки и регистрации, необходимость на всё получать разрешения и т.п.), чиновничий произвол, коррупция , сговор бюрократов с преступниками, крупным и/или нелегальным бизнесом,

Рис. 1.11.

расцвет "теневой экономики" и высокая криминализация общества, низкий уровень жизни большинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.

В частности, теневая экономика – это хозяйственный сектор, охватывающий такие виды незаконной деятельности, как (1) подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований (к примеру, "чёрная занятость" – наём работника без оформления в штат, а значит, без пенсионных отчислений, без возможных претензий и пр.); (2) скрытое предпринимательство (или "работа на себя", без госрегистрации), нацеленное на уклонение от налогов и "мешающих" правил; (3) деятельность, связанную с запрещённым производством, наркобизнесом, коррупцией и т.п. По разным оценкам, доля подобной "злокачественной" экономики в России в конце 1990-х достигала 40-50% от ВВП.

В чём-то схожую картину даёт и олигархический капитализм. Экономика и власть здесь находятся в руках узкой группы так называемых "олигархов " – крупнейших банкиров, биржевых спекулянтов, промышленных, торговых, газетно-телевизионных магнатов и т.п. При этом высшие руководители госаппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены олигархами и работают на них. От криминализированных верхов преступность кругами расходится в обществе, ибо верно говорит библейская мудрость: "Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде" (6-Пр 29:16). Что же касается уровня жизни, то у большинства населения он невысок, в то время как олигархи и те, кто им прислуживает, "жируют" и живут припеваючи.

В отличие от этого демократический капитализм (его также называют цивилизованным, или народным, капитализмом) возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гарантированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (свободный конкурентный рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведётся широкое предпринимательство, работает огромная масса средних и малых бизнесов.

При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регулируется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защищает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.

Наибольший (60–80%) удельный вес в подобном демократическом обществе занимает процветающий средний класс – его главная интеллектуально-созидательная сила (отсюда термин "общество двух третей"). Он охватывает представителей самых разнообразных профессий: учёных, писателей, художников, священников, преподавателей, врачей, юристов, средних и мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и т.д.

Обычно это люди с хорошим образованием, надёжной работой, сравнительно высокими доходами и современным образом жизни. Они профессиональны, много работают, располагают собственностью (земля, дома, машины, ценные бумаги), а значит, экономически и политически независимы. Их жизненное кредо : благосостояние человека определяют его личные усилия – трудолюбие, образование, энергия, предприимчивость. Недаром представителя среднего класса на Западе по-английски часто называют self-made man [сэлф мэйд мэн] – человек, "сделавший себя сам", преуспевший самостоятельно.

Разумеется, реальная жизнь "хитроумнее" и "шершавее" любых гладких схем. В ней всё может быть в сложном переплетении. Так, в России на рубеже XX–XXI веков затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического, олигархического "капитализмов". До народного же капитализма, похоже, ещё далеко. Отсюда и социальная напряжённость. Когда в обществе много бедности и бесправия, отмечал ещё Аристотель, оно "неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми" (29-2,410).

Однако чем определяется тот или иной конкретный облик общества? Ряд исследователей [в частности, американские экономисты и социологи То́рстейи Ве́блен (1857–1929) и Джон Ке́ннет Гэ́лбрейт (родился в 1908)1 полагают, что в первую очередь – его важнейшими институтами, или учреждениями. Отсюда и название основанного Всбленом теоретического направления – институционализм.

Социальные институты вообще (от лат. institutum – установление, учреждение) – это те или иные исторически сложившиеся в обществе установления (традиции, нормы, правила, организационные формы), которые регулируют совместную жизнь людей. Например, любовь, брак, семья, материнство (семейные институты); бизнес, рынок, деньги, банк, биржа (экономические институты) , государство, армия, суд, партии (политические институты); наука, образование, религия, моральные нормы (духовные институты).

Именно социальные институты "создают и воспитывают народы" (Чаадаев), поэтому от их форм и содержания, от их укоренения, законодательного и организационного оформления в данной стране (институционализация), от своевременной смены быстро устаревающих учреждений новыми во многом зависит прогресс общества. Чем отлаженнее и совершеннее социальные институты, чем выше их гуманный, нравственный, демократический и правовой уровень, тем менее конфликтно и более успешно в своём развитии общество.

Для экономики первостепенное значение имеют такие институты, как семья, трудолюбие, собственность, домашнее хозяйство, закон, налоги, товар, деньги, рынок, корпорации , профсоюзы и др., а главное, как увидим ниже, государство.

  • Индустриа́льный (от лат. industria – усердие, деятельность) – промышленный (индустри́я – то же, что промышленность).
  • Материали́зм (от лат. materialis – вещественный) – (1) в философии – мировоззрение, принимающее за основу всего существующего материю, объективную реальность (а не её субъективное отражение в сознании человека); (2) *узкопрактическое отношение к действительности, чрезмерный прагматизм.
  • Скептици́зм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – (1) а философии – позиция сомнения в возможности познания действительности; (2) критическое, недоверчивое отношение к чему- либо.
  • Цивилизо́ванный (от лат. civilis – гражданский) – (1) находящийся на уровне данной цивилизации; (2) правовой, культурный, просвещённый, гуманный.
  • Партнёрство (от англ, partner, франц. partenaire – партнёр, сотоварищ) – сотрудничество между людьми в какой-либо деятельности на основе взаимопонимания и доверия, уважения интересов друг друга и взаимных уступок, ответственности и обязательности соблюдения догово́рных условий.
  • Бюрокро́тия (от франц. bureau – бюро, канцелярия + греч. kratos – власть, господство; буквально: господство канцелярии) – (1) форма власти с господством чиновников в обществе; (2) сами госчиновники, особенно руководящий состав. Бюрократи́зм – канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела и подмена его формальностями (справками, отчётами, совещаниями). Бюрокра́т – (1) представитель чиновничества; (2) тот, кто склонен к бюрократизму, к "игре с бюрократическую переписку бумажек", "чинодрал" (Ленин).
  • Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп) – подкуп; продажность должностных лиц; взяточничество, казнокрадство и другие злоупотребления служебным положением для получения неоправданных преимуществ для себя. Криминализа́ция (от лат. criminalis – преступный) – (1) усиление преступности в обществе; (2) проникновение криминальных (преступных) элементов куда-либо, подчинение кого-, чего-либо влиянию преступного мира.
  • Магнат (от лат. magnatus – богатый, знатный человек) – представитель крупного бизнеса, влиятельное лицо (в экономике, политике, СМИ и т.д.).
  • Кредо (от лаг. credo – верю) взгляды, убеждения, основы мирон воззрения.
  • Корпора́ция (от лат. corporatio – объединение) – (1) акционерное общество; (2) объединение лиц, организация или фирм на основе общности их профессиональных или сословных интересов (например, корпорация банкиров).