Что такое полис в античности. Города-государства в древней греции. Тирания в Афинах

Древняя Греция всегда поражала даже воображение соотечественников, не говоря уже об ученых-историках нашего времени. Их цивилизация, которая берет свое начало от простых рыбаков и скотоводов, вскоре стала одной из самых могущественных в Древнем Мире. Греков почитали как выдающихся (и чрезвычайно хитрых) политиков, прекрасных мореходов и воинов.

Немалых высот они достигли и в механике: некоторые их приборы по сложности не уступают механическим часам 19 века. Греки ведали об энергии пара, создали первые прообразы паровых машин в виде игрушек.

Однако все эти и многие другие достижения были бы невозможны без тщательно выверенного социального устройства государства, которое могло дать своим гражданам образование, защитить их от врагов. Так как основным «винтиком» древнегреческой цивилизации был полис, об этом явлении следует поговорить отдельно.

Что такое древнегреческий полис?

Вообще-то, полисом назывался отдельный город. Но здесь следует сделать важное уточнение: в те годы города зачастую были фактически отдельными государствами. Та же Финикийская империя была, в современном понимании этого слова, конфедерацией, образованной отдельными странами, которые могли выйти из ее состава в любое время. Кроме того, основная часть населения полиса была политически активной: любой свободный человек считал своим долгом участвовать в голосовании, в принятии важных государственных решений.

Все это зачастую выливалось в ожесточенные споры и даже драки прямо на улицах, отчего современники считали греков «взбалмошными и крикливыми людьми». Таким образом, полис следует считать отдельной, особой формой политического и социального устройства. Территория такого образования ограничивалась не только городскими стенами, но и теми землями, которую основная часть населения полиса (то есть люди, состоявшие на государственной службе) могла защищать и возделывать.

Как вообще возникли города-государства?

Полис уникален тем, что возник в переломный момент древней истории, при переходе от родового и общинного строя к первым «протогосударствам». В те далекие годы началось расслоение общества: предпочитали становиться ремесленниками и продавать результаты своего труда, а не отдавать даром создаваемые ими блага. Появились купцы, умеющие продавать ремесленные изделия другим племенам, жестко обособилась «каста» воинов, которые защищали тех самых купцов и общее благополучие всех членов этой «предтечи государства».

Вообще, практически все города-полисы Древней Греции имели неплохую армию, а потому в случае необходимости могли за себя постоять.

Разумеется, все эти люди предпочитали жить не в голом поле. Начали быстро возникать и развиваться крупные города. За счет того что в их стенах жили ремесленники и землевладельцы, купцы и воины, ученые и политики, они были полностью самодостаточными. Так и возникли полисы.

Но каким же было социальное устройство столь удивительных (по современным меркам) «городов»? Как ни странно, но основная часть населения полиса греческого образца была представлена свободными людьми, гражданами. Они участвовали как в производстве всего необходимого (скотоводы, аграрии, ремесленники), так и в защите своей земли. Воинское сословие защищало населенные пункты от не слишком опасных угроз, в то время как во времена вражеских набегов на защиту стен полиса выходили всего его жители.

- (греч. polis - лат. сivitas), город-государство, формасоциально-экономической и политической организации общества и государствав Д... Энциклопедический словарь

Полис

- Англ. policy документ, подтверждающий заключение договора страхования. П. выдается страховщиком страхователю после совершения сдел... Бизнес словарь

Полис

- М. франц. страховое свидетельство.. Словарь Даля

Полис

- - возникшая в Греции ок. 6 в. до Р. X. гражданско-демократическая форма государственного устройства, где была устранена власть ц... Философский словарь

Полис

- (от греч. polis - город-государство (1) и от фр. police - расписка, квитанция (2) - англ. polis(l)/policy(2); нем. Polis.... Социологический словарь

Полис

- - небольшой город- государство и прилегающие к нему селения в Античной Греции.. и еще 1 определение Политический словарь

ПОЛИС

- I а, м. Город-государство в античном мире (Др. Греции, Др. Риме), состоящее из самого города (см. МЕТРОПОЛИЯ) и прилегающей к не... Словарь иностранных слов

полис

- Род. п. -са "страховое свидетельство". Из франц.1 роliсе – то же; см. Преобр. II, 102.. Этимологический словарь Фасмера
πόλις , πολιτεία, лат. civitas) - форма государства, представлявшая собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, а также социально-экономическая организация при которой эти землевладельцы и ремесленники будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Примерно соответствует современному понятию «свободное народное государство» и является антагонистом «деспотии».

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору - прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане - члены общины , - каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права . Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан : метэки , периеки , вольноотпущенники , рабы .

Государственный строй в полисах был различен: олигархия , демократия , монархия (монархия была типична для полисов в период архаики) и др. В демократических полисах власть принадлежала народному собранию, в аристократических - совету знати, в олигархических - цензовому собранию. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (экклесия, синод, консилии, комиции), совета (народные советы - синедрион, буле, трибунат, дефензорат, аристократические советы - герусия, сенат) и магистратов (стратеги, полемархи, консулы, преторы, аристократические магистраты - басилевсы, архонты, рексы, принцепсы, народные уполномоченные - эдилы, агораномы), правосудие осуществляли выборные суды (дикастерии, квестионы), вооружёнными силами являлись армии набираемые из всех граждан. Решения народа, совета и судов, приказы магистратов и армейских командиров носили обязательный характер, при этом сами граждане обладали личной, экономической и политической свободой. В некоторых полисах за отправление должностей членов советов, судей, магистратов и армейских командиров полагалось жалование, жалование также полагалось и за службу в армии.

Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства ». Последнее обозначение в данном случае, впрочем, представляется крайне некорректным, так как было показано Г. А. Кошеленко что типичный полис не был городом, и как было показано М. Берентом, он не был и государством. В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис - не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.

Библиография

  • Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). - Л.: Издательство Ленинградского ун-та. 1976.
  • Берент М. Безгосударственный полис: раннее государство и древнегреческое общество // Режим доступа: http://abuss.narod.ru/Biblio/AlterCiv/alterciv.htm . - [Без даты] 2000.
  • Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. - М.: Наука, 1979.
  • Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Полис (античность)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Полис. Полис (др. греч. πόλις) городская гражданская община, которая конституирует себя в качестве политической организации; особая форма организации общества, характерная для античного мира … Википедия

    АНТИЧНОСТЬ - педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города государства), в Риме к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч.… … Российская педагогическая энциклопедия

    - (фр. antiquité, англ. antiquity, нем. Antike) термин, перешедший в рус. яз. из романских и герм. языков и восходящий к лат. antiquitas древность, старина. В общем смысле вполне равнозначен русскому древность. Чаще имеет, однако, особое… … Советская историческая энциклопедия

    Термин, восходящий к лат. antiquitas древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм)… … Большая советская энциклопедия

    Античность - педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города государства), в Риме к концу 1 в. до н.э.,… … Педагогический терминологический словарь

    Античный полис - это город, включающий прилегающие к нему земельные территории. Соответственно он является местом поселения земледельцев, самостоятельно ведущих свое хозяйство. Сама обработка земли в Греции (каменистая почва, сравнительно сухой климат, отсутствие … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

РОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА

Архаическая эпоха была уникальным периодом древнегреческой истории. Всего за три века в Элладе появились совершенно новые, никогда ранее не существовавшие типы цивилизации, социума и государственности. Отправной точкой их возникновения является появление полиса. Если в начале периода архаики Греция была страной первобытных, слабо развитых в экономическом, политическом и культурном отношениях крохотных сельских общин, то к концу этого периода она создала государственность и стала страной полисов. Цивилизация Древней Греции – это прежде всего полисная цивилизация.

В исторической литературе полис чаще всего определяют как «город-государство». Это толкование можно признать верным с одной существенной оговоркой: в связи с полисом и понятие «город», и понятие «государство» следует трактовать исключительно в «античном» смысле. Слово «полис» по-древнегречески действительно означает «город», но не как «комплекс зданий, улиц, оборонительных сооружений и т. п.», а как «совокупность его свободных полноправных жителей – граждан». Античные авторы под словом «полис» прежде всего подразумевали городскую гражданскую общину. В то же время слово «полис» (и родственный ему термин «политая») означает также и государство, но опять же не в смысле некой территории, находящейся под управлением определенной суверенной власти, а в том же смысле гражданского коллектива, осуществляющего своими силами управление принадлежащей ему территорией. Для древних греков полис, покинутый своими гражданами, уже не мог считаться таковым: это поселение не было больше ни городом, ни государством. Но в то же время, скажем, войско в походе могло в некоторых ситуациях конституировать себя в качестве полиса, поскольку оно являлось коллективом граждан, хотя и не располагало в данный момент какой-либо территорией, не говоря уже о городских постройках.

Таким образом, понятие «полис» нельзя безоговорочно приравнивать ни к понятию «город», ни к понятию «государство». Так, существовали полисы, в которых имелись два или более городских центра (хотя один из них обязательно выделялся, играя роль столицы). Встречались (но достаточно редко) и полисы, вообще не имевшие городского центра; именно таким был, в частности, полис Спарта или фокидийский полис Понопий, который никто не называл городом. И все же, несмотря на отдельные недостатки, определение полиса как городской гражданской общины, конституирующей себя в качестве государства, представляется наиболее предпочтительным перед термином «город-государство», поскольку роль гражданского коллектива была основополагающей для полисного типа государственности.

Впрочем, кроме граждан, на территории полиса жили и лица, не пользовавшиеся гражданскими правами (рабы, переселившиеся в полис чужеземцы, женщины и т. п.). Они были членами общества, но в состав гражданской общины, в состав полиса как такового не входили.

Категория «гражданин» (в противовес категории «подданный», издавна существовавшей на Древнем Востоке) имела ключевое значение для всего бытия полиса. Гражданин был наделен совокупностью неотъемлемых прав и обязанностей, причем фактически каждое из его прав являлось одновременно и обязанностью. Для того чтобы быть гражданином, человек должен был обладать определенной совокупностью необходимых характеристик. Прежде всего он должен был быть лично свободным. После того как полисный тип социально-политического устройства сформировался в своем окончательном виде, понятия «гражданин» и «раб» стали несовместимы. Далее, гражданином греческого полиса мог стать только мужчина: полисная цивилизация была построена на главенстве мужской части населения. Женщины не имели не только политических, но и вообще никаких (в том числе имущественных) гражданских прав.

Статус человека в докапиталистических обществах прежде всего определялся отношением к земельной собственности. Не являлась исключением и античная Греция. Человек считался полноправным гражданином постольку, поскольку он обладал земельной собственностью. Эти два статуса были, как правило, неотъемлемы друг от друга: только гражданин является землевладельцем и только землевладелец может быть гражданином. Земельная собственность в полисе существовала одновременно в двух формах – государственной и частной, причем государственная собственность выступала первичной по отношению к частной.

Гражданина, т. е. коллективного собственника государственной земли, гражданская община наделяла индивидуальным земельным участком на правах частной собственности, которым мужчина имел право распоряжаться по своему усмотрению. Он оставался землевладельцем, даже если по какой-либо причине терял свой надел, так как статус гражданина обеспечивал ему право на общественную, государственную землю, на которой располагались сдававшиеся в аренду леса, пастбища, рудники и т. д. и от эксплуатации которой каждый гражданин получал свою долю дохода. В античном полисе политический коллектив граждан являлся в то же время коллективом земельных собственников. Лично свободный, но не являвшийся гражданином житель полиса никогда не мог получить в собственность земельный надел, а вместе с этим и права гражданина.

Таким образом, именно община, т. е. коллектив граждан полиса, была владельцем всей земли в государстве. Такая форма собственности, при которой право собственности на основное средство производства (а именно таковым была земля в античную эпоху) в его государственной (общественной) и частной формах обусловливалось статусом гражданина и контролировалось гражданской общиной, называется античной формой собственности. Следует сказать, что этой двуединой форме собственности присуща некоторая противоречивость. Ведь гражданин полиса являлся хозяином своей земли, и его частное право на землю было неотъемлемым лишь до тех пор, пока он оставался гражданином. Коль скоро частный собственник утрачивал гражданские права (например, по приговору суда за определенные преступления), полис на вполне законном основании лишал члена общины принадлежавшего ему надела.

Характерной особенностью полиса было то, что все его граждане имели право принимать участие в управлении государством. Именно гражданский коллектив в форме народного собрания осуществлял – реально или номинально – высшую власть в полисе. Полисная государственность не предусматривала существования особых органов власти. Полисы были государствами без бюрократии, а все магистраты (т. е. должностные лица) выбирались гражданами путем голосования (или с помощью жребия, выбор которого считался проявлением воли богов). Гражданин полиса мог с полным основанием сказать о себе то, что в XVIII в. заявил французский король Людовик XIV: «Государство – это я!» Но при этом гражданин полиса являлся представителем государства не сам по себе, а лишь в составе гражданского коллектива. Таким образом, в греческом полисе впервые в мировой истории сформировалась республиканская государственность, при которой общество и государство не отделены друг от друга, а представляют собой единое целое.

Гражданин был обязан участвовать в военных мероприятиях полиса, т. е. быть членом ее военной организации. Собственно, армия полиса представляла собой ополчение граждан – земельных собственников. При этом воинская повинность, связанная с необходимостью защищать свободу и целостность полиса, его государственность и законы, а также собственность членов гражданской общины, одновременно являлась не только обязанностью гражданина, но и его правом, поскольку она также была одним из критериев гражданского статуса. Лица, не входившие в гражданский коллектив, привлекались в войско лишь в случае самой крайней необходимости.

Таким образом, в античной Греции понятия «гражданин», «член народного собрания», «носитель высшей власти», «член полисного ополчения» и «земельный собственник» были неразрывно связаны. Все граждане были равны перед законом, каждому полис гарантировал личную свободу. Это вело к проявлению в целом ряде полисов эгалитарных (т. е. уравнительных) тенденций, что закономерно в условиях коллективного управления государством. Так, для поддержания равенства в коллективе наиболее богатые знатные граждане зачастую были вынуждены в интересах общества нести наибольшие затраты. Справедливости ради, следует сказать, что в эпоху расцвета полиса эти требования полисной жизни встречались представителями элиты с пониманием.

Естественно, что в силу своего устройства греческий полис мог быть лишь очень небольшим по территории и населению. Так, Спарта (крупнейший в территориальном отношении полис греческого мира), включая завоеванную спартанцами Мессению, имела площадь 8400 квадратных километров и население 200-300 тысяч человек, афинский полис – соответственно 2500 квадратных километров и 250-350 тысяч человек. Но такие крупные полисы были скорее исключениями. Территория большей части полисов не превышала 200 квадратных километров, а население – 10 тысяч человек. Были и совсем маленькие полисы с территорией 30-40 квадратных километров, на которой жили несколько сот человек. Таким образом, типичный полис был крошечным государством, состоявшим из города (или городка) и сельской округи. Большинство жителей такого полиса, который можно было обойти за несколько часов, знали друг друга в лицо.

Город был центром, столицей полиса, зачастую (хотя далеко не всегда) в нем проживало более половины населения государства. Однако город еще не был противопоставлен деревне. Греческое полисное общество принципиально отлично от обществ многих других эпох, когда город являлся средоточием деятельности только торговцев и ремесленников, ведущих специфический городской образ жизни, а крестьянство населяло исключительно сельскую местность. Практически в любом городе Эллады весьма значительную, а порой и преобладающую часть жителей составляли те же крестьяне, ежедневно отправлявшиеся из города на свои земельные участки на хоре. Таким образом, каждый член гражданского коллектива, чем бы он ни занимался (он мог быть, например, владельцем ремесленной мастерской, крупным оптовым торговцем, профессиональным политиком), одновременно являлся землевладельцем (по крайней мере, владел долей общественной земли). А для большинства граждан участок земли был, несомненно, главным средством существования.

Основные характеристики полиса в определенной степени присущи полису «идеальному». Безусловно, при наличии общих тенденций историческое развитие конкретных, реально существовавших полисов имело свои особенности.

Источники

Поскольку архаическая эпоха менее, чем последующие, освещена в трудах древних авторов, большое внимание закономерно привлекают к себе дошедшие от этих времен вещественные памятники, полученные в ходе археологических раскопок. Важные сведения для науки дали систематические исследования историками архаических построек Афин (остатки древнейших храмов Акрополя, ранние сооружения общественного назначения на Агоре), культовых комплексов крупнейших святилищ в Элладе (Дельфы, Олимпия). Очень важные результаты принесло изучение территорий тех полисов, которые были разрушены еще в эпоху архаики и с тех пор не восстанавливались: старой Смирны в Малой Азии, Эмпориона на острове Хиос и др. Так как там древнейшие слои сохранились в неприкосновенности, без позднейших вкраплений, это значительно облегчает их анализ.

Данные эпиграфики для архаической эпохи не имеют большого значения, поскольку письменность появилась лишь недавно и количество надписей было еще невелико. Однако самые ранние греческие надписи чрезвычайно интересны уже в силу их редкости и уникальности. Среди архаических эпиграфических памятников – тексты законов (так, в законе VI в. до н. э. с острова Хиос содержатся упоминания о государственных органах демократического характера), договоры между полисами, списки должностных лиц, а также надписи частного характера. Например, в 591 г. до н. э. греческие воины-наемники на египетской службе во время одного из походов, развлекаясь, начертали на ноге колоссальной статуи Рамсеса II в Южном Египте свои имена. Но и эти немногочисленные свидетельства в совокупности с источниками других типов позволяют ярче увидеть конкретные реалии той эпохи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

КРИЗИС ПОЛИСА Кризис полиса - тема, в сущности, историографии новейшего времени. Главный признак кризиса писавшие о нем ученые видели в процессе обезземеливания крестьянства и концентрации земельной собственности, которые имели своим последствием замену свободного

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава XVI. Греция в первой половине IV в. до н. э. Кризис греческого

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 17 Кризис классического греческого полиса КОРИНФСКАЯ ВОЙНА И АНТАЛКИДОВ МИР С окончанием Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) как бы перевернулась страница в истории Древней Греции. IV век до н. э. стал эпохой, во многом отличной от предшествующего столетия. Высшая

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА Начавшийся после Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) кризис классического полиса представляет собой чрезвычайно сложное и многозначное явление. Он определял собой все развитие греческого общества в это столетие. Не случайно в

Из книги Эллинистическая цивилизация автора Шаму Франсуа

Из книги История Спарты (период архаики и классики) автора Печатнова Лариса Гаврииловна

Глава I Формирование спартанского полиса

автора

Становление Афинского полиса Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более соседские отношения с подчиненными народами. Осевшие в прибрежной

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Становление римского полиса Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с сер. I тыс. до н. э., будет связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных народов. Активное заселение Италии началось во

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

От полиса к империи Конец IV - начало III в. до н. э. в истории Рима был важнейшим рубежом.Во-первых, к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась на развитую систему институтов власти и

автора

Рождение греческого полиса, его характерные особенности Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Спарта как тип полиса Древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Начало формирования спартанского полиса и его государственности относится ко времени завершения дорийского завоевания. Племена дорийцев осели на

Из книги История экономики: конспект лекций автора Щербина Лидия Владимировна

2. Хозяйство афинского полиса Это хозяйство, отличавшееся небольшими сельскохозяйственными площадями, но довольно высокой плотностью населения, представляет собой тип промышленной рабовладельческой экономики.Афинам не хватало своего хлеба, и в обмен на хлебный импорт

Из книги История Древнего мира. Том 2. Расцвет древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 4: Греция в архаический период и создание классического греческого полиса Так называемый архаический период, охватывающий VIII- VI вв. до н. э., является началом нового важного этапа в истории древней Греции. За эти три столетия, т. с. за сравнительно короткий

автора

Характерные особенности греческого полиса Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Спарта как тип греческого полиса Наряду с Афинами, древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Так же как и в Афинах, в Спарте наблюдается античная форма собственности в качестве коллективной собственности сограждан –

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Кризис греческого классического полиса С конца V века до н. э. мир греческих полисов вступает в полосу затяжного кризиса. Это не был кризис рабовладельческой системы Греции, так как рабство продолжает развиваться на фоне прогрессивного развития экономики и межполисной

Архаический период $(VIII-VI$ вв. до н. э.) ознаменовался этапом формирования социально-расчлененного общества и полисного государства. Это был принципиально иной путь развития, совершенно отличный от формы государственных образований древнего Востока, Крита и Ахейской Греции, который стал неотъемлемой чертой античной жизни. Период образования полиса растянулся примерно на пол тысячелетия. Не менее длительное время занял и процесс его распада. Феномен полисной системы стал результатом длительного развития античной цивилизации, а его истоки следует искать в глубокой древности, в особенности развития сельской общины, заключающейся в эффективном взаимодействии общинного и частновладельческого хозяйства.

Предпосылки формирования полисного строя:

  1. Соблюдение принципа преемственности. В отличие от цивилизаций Древнего Востока, греками был учтен богатый исторический опыт предыдущих периодов, в особенности крито-микенской цивилизации.
  2. Освоение обработки железа, позволило вывести общество на качественно новый этап производственных отношений. Более прочные железные орудия расширяли материальные возможности греков, что создавало условия для расширения товарного производства, которое задавало быстрый темп хозяйственному и общественному развитию.
  3. Природные условия Балканского полуострова позволяли получать высокие урожаи без применения сложных гидротехнических сооружений. Тем самым, создавая благоприятные условия развития частных хозяйств, построенных на продуманной эксплуатации рабского труда с более высокой степенью доходности.
  4. Спокойная геополитическая обстановка. Греция архаического периода развивалась без вмешательства извне. Межгосударственные военные конфликты на Древнем Востоке в $I$ тыс. до н.э. препятствовали оказанию политического и культурного давления на формирующуюся античную цивилизацию.
  5. Великая греческая колонизация , ставшая одним из важнейших факторов развития полисного феномена и его распространению по всему миру. Она была эффективным инструментом для снижения социальной напряженности, обеспечивая баланс между количеством населения и обрабатываемой ими территории.

Процесс исторического развития Эллады протекал в рамках внутренне сплоченных республик, опиравшихся на гражданское общество средне зажиточных земледельцев. В подобных государственных объединениях создаются благоприятные условия для сохранения высоких темпов развития экономики, стратификации социальной структуры, появления более сложных и разнообразных учреждений, зарождения высокой культуры. Общим итогом этого процесса стало появление нескольких сотен мелких государственных образований со сходной социально-экономической структурой, принципами политической организации власти и системой духовных ценностей. Именно в раках полисного строя греки создали уникальную цивилизацию, которая обогатила сокровищницу мировой культуры и обеспечила себе достойное место в истории.

Замечание 1

Следует учитывать, что термин «полис» у греков означал и город и государство, поэтому часто к нему применяют определение - «город-государство». Это не совсем корректно, так как городское поселение существовало не везде. Например, Спарта, существовала как союз нескольких деревень, не имея городского образования.

Основные черты полиса

Каждый город-государство имел свои особенности. Но, вместе с тем, все обладали следующими сходными чертами:

  • План застройки. У полиса был единый Центр – место, откуда в любой конец государства можно было незамедлительно выслать помощь. Здесь находился рынок, храмы, место проведения народных собраний и ремесленные мастерские. Все городские поселения располагались на берегу моря либо недалеко от берега и обязательно имели гавань или порт. Городской центр мог иметь оборонительные укрепления. Здесь же проживала основная часть населения
  • Развитые торговые отношения и товарный обмен – основа экономического процветания полисного государства. Сельские жители привозили вино, масло, шерсть, взамен покупали орудия труда, ткани, одежду. Товарная экономика давала возможность быстрого обогащения и появления крупного поместного землевладения в деревне и ремесленного производства в городе.
  • Социальная структура полисов состояла из трех классов: земельная, торговая и ремесленная знать, свободные мелкие производители (ремесленники, торговцы, земледельцы), рабы и зависимые работники.
  • Противоречивый характер собственности , заключавшийся в сосуществовании таких ее форм как общественная (полисная) и частная (индивидуальная). Полис тщательно наблюдал за распределением земельного фонда, накладывая земельный максимум. Осуществлял надзор за наследованием, ограничивал право собственности и распоряжения наделом, выступал гарантом земельного владения вплоть до наделения участком безземельных граждан из резервного фонда.
  • Резкое противопоставление граждан полиса не гражданам – метекам и рабам. Формально они не включались в жизнь полисного организма, но реально обеспечивали его существование.

Определение 1

Метек – Неполноправный житель, переселенец из другого полиса.

Ядро социальной структуры составлял так называемый коллектив, полноправных граждан – коренных жителей.

Определение 2

Коренной житель полиса – гражданин, предки которого прожили на территории региона несколько поколений. Он владел земельным наделом, участвовал в народных собраниях, имел место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов.

  1. Демократическая, республиканская форма правления, заключавшаяся в абсолютно равном соучастии граждан в политической жизни. Все они обладали земельными наделами и были равными между собой. Непосредственная связь между гражданином и государством привела к отсутствию бюрократического аппарата, либо к минимальному его присутствию в полисе. Верховная власть принадлежала народному собранию полноправных граждан, во главе которого стоял, избираемый на определенный срок Совет. Повторное избрание на должность не допускалось.
  2. Совпадение политической и военной организации. Полноправный гражданин являлся еще и воином, обеспечивающим защиту полису. Армия была всенародной, где служба была обязанностью и привилегией.
  3. Ориентация на «средний класс». Гражданский коллектив полиса был неоднороден. Бурный рост товарно-денежных отношений приводил к стремительному имущественному расслоению а, следовательно, ослаблению связей между разными социальными слоями. Полис старался поддерживать единство граждан, применяя для этого ряд мер: наделение участками безземельных граждан, введение землевладельческого максимума, который препятствовал сосредоточению земельного фонда в узком кругу знати. На богатых членов общества накладывались литургии.

    Определение 3

    Литургия – специальный налог, накладываемый на богатых граждан полиса. Существовал в виде хорегии и триерархии.

    Определение 4

    Хорегия – специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны, в период подготовки к театральным представлениям оплачивать постановку той или иной драмы, трагедии, комедии и работу актеров.

    Определение 5

    Триерархия - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны, в период войны на свои средства строить для полиса боевые корабли и оплачивать службу экипажа.

    Наличие общей идеологии , где высшей ценностью определялся сам полис. Формировалось понятие гражданина как свободной личности, обладающей всей полнотой политических прав и обязанностью защиты государства от вражеских сил.

Типы полисов

В истории существует несколько типов полисов, которые античные авторы разделяли на три категории по форме правления: демократия, олигархия, тирания.

Современная наука учитывает уровень хозяйственных отношений, выделяя три группы:

  1. Аграрный характер экономики – здесь господствовала олигархия, использующая труд зависимых работников, товарно-денежные отношения были развиты слабо. Образцом такого полиса может служить Спарта.
  2. Многоотраслевой характер экономики. Эти полисы имели богатые и плодородные земли. Но нарушение баланса между величиной земли и ее плодородностью вызвали необходимость в выведении колоний и развитии торговли и ремесленного производства. Что стало следствием интенсивного развития товарно-денежных отношений, повсеместного использования рабского труда. Здесь граждане вели активную общественную и политическую жизнь. Наиболее яркий пример такого типа полиса стали Афины, Мегары, Халкида.
  3. Торгово-ремесленный характер экономики. В эту группу входили полисы с недостаточным количеством плодородных земель с самого начала архаического периода, что определило их исключительно торгово-ремесленный характер и слабость аристократии. Эти полисы активнее всех включились в процесс колонизации, здесь интенсивно развивались товарно-денежные отношения. Наиболее яркими примерами подобных образований стали Коринф, Эгина.