Проблема «скрытой» безработицы в России. Что такое скрытая безработица

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Современная безработица в России - специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений. Вместе с тем феномен безработицы, независимо от того, о какой стране и о каком историческом периоде идет речь, имеет общие черты и закономерности, актуальные и для России.

К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.

Критериями разграничения типов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и ее продолжительность (устойчивость) . Обычно называют три основных типа безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Упоминается также скрытая, сезонная и т.д.

Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.

Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т.д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.

Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу) .

Скрытая - характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, а также те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на биржах труда.

Безработица измеряется двумя основными показателями:

  • уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным;
  • продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений, вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и др., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.

В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.

Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства “реформаторов” . Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума) , перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.) . При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

Однако безработица оказалась тем “орешком” , о который сломали “рыночные” зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате “народной” приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется “исход” ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либерализация наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить “дух законов” о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников) . Затем желательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.

Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической “защищенности” от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.

Однако, в последнее время предпринимаются попытки “спрятать” официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других “нарушителей” новых правил, вводимых, кстати, “заднем” числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к “рассасыванию” безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.

3. Социально-экономические и организационно-правовые проблемы массового высвобождения и организационного трудоустройства работников в условиях НТП, структурных сдвигов в экономике, совершенствования размещения производительных сил, рынка труда

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-правового и экономического регулирования рынка труда - внутрифирменного и открытого (внешнего) , а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силы, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах этот процесс может протекать по-разному.

Так, в московском регионе - крупном промышленном центре России - при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ - Москвы и Московской области- в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, рассмотрим решение столичного правительства сохранить предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов. Большинство этих предприятий используют рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? Тогда как, в Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Реальнее и эффективнее им оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.

Сокращение общей численности занятых в экономике России в 1996 году сопровождалось перераспределением работников между ее отраслями. По данным Госкомстата, при значительном (2,2 млн. человек) превышении числа бывших работников над числом принятых на крупные и средние предприятия промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле и общественном питании, науке и научном обслуживании появились отрасли, на предприятиях которых ситуация была обратной. В их числе в 1996 году выделялись жилищно-коммунальное хозяйство и народное образование.

Движение рабочей силы в народном хозяйстве России в 1996 году.

Предприятия, учреждения, организации

Изменение среднесписочного числа работников

Доля в среднесписочной численности работников в 1996 году

тыс. человек

Промышленности

Сельского хозяйства

Строительства

Торговли и общественного питания

Науки и научного обслуживания

Транспорта

Материально - технического снабжения и быта

Заготовок

Информационно - вычислительного обслуживания

Народного образования и др.

В среднем по всем отраслям экономики соотношение между выбывшими и принятыми работниками составило 1,25: 1, что также свидетельствует об известном уровне стабильности в сфере занятости. 68% работников, выбывших с предприятий, уволились по собственному желанию, в то время как проведение мероприятий по сокращению численности персонала было уволено лишь 6% всех выбывших работников.

Пропорции перераспределения занятости изменились в пользу тех отраслей, деловая активность в которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования финансов и страхования. Россия по отраслевой структуре занятости все больше становится похожей на страны с экономикой, переходной к развитому рыночному хозяйству (Венгрия, Польша, республика Корея) .

Усиливающийся кризис обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения, существенно подорвал гегемонию индустриальной занятости. Вместе с сокращением работников на производстве при явном недостатке инвестиций старела и изнашивалась материально-техническая база, снижалась сложность технологических операций и уровень квалификации работников, главным образом в связи с общей деградацией индустриальных систем и комплексов. В результате происходит консервация низко производительного труда. Упадок производительности и хроническая недогрузка мощностей предприятий привела к росту скрытой безработицы на предприятиях. Более того, растущие из года в год масштабы потерь рабочего времени из-за простоев и остановок производства, обусловленные тяжелым финансовым положением предприятия и хроническими задолженностями по заработной плате, свидетельствуют об экономической бесполезности формально полной “трудовой” занятости на производстве в ущерб эффективности труда.

В настоящее время в связи реструктуризацией экономики и другими выше перечисленными причинами традиционная текучесть кадров на предприятиях, в организациях и учреждениях все чаще превращается в добровольную незанятость и субъективную безработицу и другими выше перечисленными причинами традиционная текучесть кадров на предприятиях, в организациях и учреждениях все чаще превращается в добровольную незанятость и субъективную безработицу, связанную с проблемой выбора новой альтернативы. Она приобретает вынужденную форму из-за несоответствия спроса и предложения на рынках труда, существующих ограничений трудовой мобильности и миграции работников. Именно поэтому временная незанятость и безработица реабилитированы по закону, а поиск оплачиваемой работы теперь рассматривается как элемент экономической активности населения.

В числе наиболее уязвимых с точки зрения перспектив трудоустройства по специальности оказались лица, ранее занятые преимущественно умственным трудом, служащие среднего звена управления, инженерно-технические и научные сотрудники НИИ и КБ при ВПК, представители редких профессий и специальностей бюджетной сферы. Они составили резерв невостребованной на трудовых рынках высококвалифицированной рабочей силы.

Узкоспециализированные работники научно-производственных комплексов “развитого социализма” занялись малым бизнесом, торговлей и торговым посредничеством, бытовым обслуживанием. За счет них в немалой степени заполнилась сфера приложения новаторского труда, получила развитие зона инновационной, как, правило, рисковой предпринимательской деятельности. Но, даже обретая познания в бизнесе и производственный опыт рыночной экономики, многие из них утратили возможность использовать свой профессионально - образовательный потенциал. Очень часто содержание труда на новом месте сопровождается понижением занимаемой должности, а переориентация занятий сопровождается потерями в заработке.

Межотраслевые перемещения рабочей силы зависели не столько от величины официальной заработной платы, хотя это то же является не мало важным фактором, сколько от возможности получения необлагаемых налогами доходов, условий труда и бытового обслуживания, готовности работников к профессиональной подготовке и др. Существенное увеличение численности занятых в отраслях с традиционно “низкооплачиваемыми” рабочими местами (здравоохранение, культура и искусство) может быть связано с развитием в них коммерческого сектора. В то же время интеллектуальная гибкость ученых обусловила резкий отток занятых из стагнирующей в ее прежней структуре российской науки.

Частная инициатива и появление экономической альтернативы легли в основу перехода от наемно - принудительного к вольнонаемному труду. Главным способом соединения наемных работников с приватизированными средствами производства стал рынок труда. В отличие от априорных нормативов госкомандования трудом теперь игрой рыночных стихий формируется его цена. Рабочая сила начинает взаимодействовать с капиталом как товар особого рода, а не как дефицитный или избыточный ресурс заранее заданной стоимости. Ее полезность определяется не директивными предписаниями объемов производства и производительности труда, а способностью к развитию капитала наряду с другими факторами эффективности.

Постепенно наемный труд становится органическим элементом растущей хозяйственной системы рыночного типа, основанной на интересах ее равноправных участников. Противоречивые небесконфликтные отношения труда с капиталом по их основным параметрам регулируются в малой степени усовершенствованным социально - трудовым законодательством, а также системой генеральных, региональных и отраслевых трехсторонних соглашений. Партнерство работодателей и наемных работников получает развитие в виде коллективных договоров и индивидуальных контрактов, отражающих конкретные условия обмена труда на капитал. И чем больше таких контрактов и договоров, тем теснее экономическая интеграция социальных партнеров и, следовательно больше гармонии в социально - трудовой сфере.

Скрытая безработица - вид безработицы , который характеризуется фактическим отсутствием занятости при формальном сохранении трудовых отношений с работодателем. Данный вид безработицы обычно получает распространение в кризисные периоды государственной экономики, когда рабочая сила практически не используется, но и формально не увольняется . Также скрытыми безработными называют людей, не занятых в трудовых отношениях и желающих найти работу, но официально не числящихся безработными .

В России

Скрытая безработица была характерной чертой рынка труда постперестроечной России. О её существовании свидетельствовало то, что несмотря на 35%-ый спад производства с 1991 по 1995 годы, занятость снизилась всего на 10 %. Большое значение этой разницы указывало на наличие фактически неработающего, но формально числящегося на предприятиях населения.

На территории России скрытая безработица больше всего распространена в регионах Дальнего Востока, что обуславливается большой стоимостью выезда из региона для работника малоэффективной организации, равно как и со сложностью привлечения новой рабочей силы в случае восстановления объёмов производства .

Минимальная скрытая безработица свойственна промышленно развитым высокоурбанизированным районам Сибири и Урала, а также в мегаполисах Москвы и Санкт-Петербурга. Во-первых, здесь сказывается более низкий (или отсутствующий) уровень занятости населения в сельском хозяйстве, которому скрытая безработица присуща в наибольшей степени ввиду его сезонного характера. Во-вторых, здесь более выражены миграционная мобильность населения (отток избытка рабочей силы за рубеж в начале 90-х, а затем его приток из стран СНГ с началом экономического бума 2000-х). Но в нечернозёмной части Европейской территории страны имеются две крупных зоны скрытой безработицы - это аграрные степные регионы низовий Волги и Дона, а также северо-западный экономический район, включая Калининградскую область. Скрытая безработица в целом является негативным феноменом для экономики, так как из-за отсутствия оплаты она вынуждает население искать альтернативные методы заработка в теневых секторах экономики, иногда связанных с криминалом .

Также в России к скрытым безработным относят лиц, не имеющих трудовой занятости и желающих найти работу, но официально не зарегистрированных в качестве безработных. В России зачастую это сельские жители или жители небольших провинциальных городов, в которых в принципе отсутствует возможность трудоустройства или же нет возможности посещать ближайший государственный Центр труда и занятости населения 1 раз в 2 недели, для обязательной перерегистрации, как требует "Закон о занятости в РФ" .

Эксперты объясняют разницу между официальными цифрами и рассчитанными по методике МОТ тем, что в службах занятости регистрируется не более 30% из всех уволенных россиян, остальные же ищут работу самостоятельно. Причем только чуть больше половины из них оперативно находят себе альтернативу в виде официального или неформального трудоустройства .

Так как согласно "Закону о занятости в РФ", общий срок выплаты пособий не может превышать 18 месяцев , то по истечении установленных законом 18 месяцев и в случае невозможности найти работу, у безработного отпадает дальнейшая целесообразность регистрации в качестве безработного.

Напишите отзыв о статье "Скрытая безработица"

Примечания

Отрывок, характеризующий Скрытая безработица

Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.

В современной России безработица - это в определенной мере явление уникальное, возникшее вследствие становления рыночных отношений, которые являются неотъемлемой частью переходной экономики. Однако в любой стране и в любое время этот феномен имеет определенные закономерности и общие черты.

Что такое скрытая безработица?

Скрытая безработица — это экономическое явление, при котором место работы остается за человеком, формально сохраняются и отношения с работодателем, но при этом фактическая занятость отсутствует. Следует отметить, что необязательным есть и выплата заработной платы.

Иногда скрытными безработными считают и тех, кто желает устроиться на работу, но не может это сделать по различным причинам. Зачастую эти причины зависят не от самого человека, желающего быть трудоустроенным, а обусловлены экономическим положением страны.

На сегодняшний день в Российской Федерации сокращенный режим используют более полутора тысяч организаций.

Типы явной безработицы

Этот экономический термин характеризуется отсутствием формального рабочего места у трудоспособного человека.

Фрикционная безработица обусловлена тем, что человек добровольно ищет работу, которая ему подходит лучше по уровню квалификации, условиям труда и заработной плате. При этом возможно также и то, что он сам уволился с предыдущего места.

Структурная - безработица, которая обусловлена изменениями в структуре спроса на труд. Также это происходит в результате несовпадения требуемого уровня квалификации рабочих и уровня безработных, желающих устроиться на это место. Например, при масштабной перестройке в экономике страны, ликвидации устаревших профессий или целых отраслей, смене технологий на новые.

Циклическая - безработица, возникающая в результате спада производства. Это явление наблюдается в стране с определенной закономерностью, отсюда и название. Также этот вид представляет разницу между естественным уровнем безработицы и ее уровнем в настоящий момент.

Способы борьбы с безработицей

Чтобы искоренить это экономическое явление, во всем мире работают лучшие специалисты. Они предлагают несколько способов решения. Во-первых, переобучение на более востребованные профессии. Во-вторых, государство должно предоставить налоговые льготы тем предпринимателям, которые создают новые рабочие места. И, наконец, в-третьих, экономисты убеждены, что государство, регулирующее развитие некоторых отраслей, помогает держать под контролем и уровень безработицы. Таким образом, делая ежегодные госзаказы на продукцию, можно сохранить рабочие места и специалистов.

Открытая и скрытая безработица - это явление, которое контролируется государством и полностью соответствует уровню развития экономики в стране. На борьбу с этим феноменом требуется немало усилий и средств.

Также теоретики уверены, что нормальное функционирование рыночного механизма поможет снизить уровень скрытой безработицы.

Одним из важнейших моментов является разграничение безработицы на открытую и скрытую. О скрытой безработице всегда говорят лишь применительно к работникам, которые формально являются занятыми. Открытая безработица, напротив, всегда охватывает часть незанятого населения.

Скрытая безработица . Под скрытой безработицей понимают использование кадров в не полную силу, ниже их возможностей, способностей и знаний. Это происходит из-за недостаточных темпов научно-технического прогресса и имеет результатом низкую производительность труда.

В состоянии скрытой безработицы на протяжении всего или части рабочего дня (смены) может находиться один работник, весь коллектив или его часть. Поэтому под величиной скрытой безработицы мы понимаем условную численность наемных работников, соответствующую потерям рабочего времени в результате отсутствия фронта работ и/или снижения их интенсивности на протяжении относительно длительного календарного периода. Термин «условная численность» предполагает некую научную абстрактность, призванную подчеркнуть умозрительный характер этого показателя, а не его физическую реальность. Тем не менее показатель не теряет своего уникального прикладного значения Понятие «скрытая безработица» включает две неоднородные части. Одна охватывает учтенные внутрисменные и целодневные простои, допущенные не по вине работника, и отпуска работников по инициативе администрации предприятий, что можно подсчитать с известной точностью. Другая часть сопряжена с трудом с пониженным уровнем интенсивности или выполнением работ, предполагающих более низкую квалификацию, нежели та, которая имеется у работника, объект и способы оценки (подсчета) этой части скрытой безработицы не вполне детерминированы.

Неполная занятость является важной причиной, вынуждающей людей искать новую работу. На протяжении 1999 года доля работающих в режиме неполной занятости (включая находящихся в административных отпусках) заметно снизилась (декабрь 1998 т. – 37,1% обратившихся, имеющих занятость, июнь 1999 г. – 25,2%, сентябрь – 13,9%).

Как отмечал Д.С. Чернейко, в ходе реформ нередко оказывалось, что именно парадоксальные способы адаптации наиболее приемлемы для всех субъектов дополнительной деятельности. Например, скрытая безработица (разумеется, до тех пор, пока она находится в определенных границах) устраивает и директорат, и работников. В конечном счете часто вопреки первоначально декларированным целям, такая ситуация устраивает и правительство, поскольку оно прекрасно понимает, что инфраструктура рынка труда слишком слаба для того, чтобы «переварить» массовые увольнения, чреватые социальным взрывом.


В целом это явление способствует формированию гибкого рынка труда, дает возможность материальной поддержки части населения, а в ряде случаев позволяет сохранить ядро трудовых коллективов и предотвратить массовую безработицу.

Открытая безработица. Развертывание рыночной конкуренции диктует курс на снижение издержек производства, ослабляет тенденцию к созданию внутренних резервов рабочей силы на предприятиях и, следовательно, ведет к сокращению избыточного персонала. В результате меняется форма проявления безработицы, из скрытой формы она переходит в открытую.

В современной России показатель, основанный на данных регистрации в органах Государственной службы занятости, достаточно точно отражает реально сложившийся уровень безработицы лишь в относительно небольшом числе тех регионов, где экономическая ситуация является относительно благополучной, а службы занятости имеют возможность исполнять свои обязанности в объемах, установленных действующим законодательством. Напротив, в тех регионах, где предприятия не выполняют обязательств по уплате страховых взносов в Государственный фонд занятости и допускаются массовые нарушения установленного законодательством порядка регистрации безработных, а пособия по безработице выплачиваются со значительным опозданием либо не выплачиваются вовсе, показатели официально зарегистрированной безработицы оказываются существенно ниже ее действительного уровня. Таким образом, показатель безработицы по определению МОТ несколько завышает, а показатель официально регистрируемой безработицы значительно занижает действительный уровень открытой безработицы в современной России.

Международные статистические сопоставления свидетельствуют, что Россия может быть отнесена к странам со средним уровнем открытой безработицы. Доля безработных в экономически активном населении России (9,5% в июне 1997 г.) лишь немного превышает аналогичный показатель по странам Европейского Союза в целом (7,5% в среднем за 1983-1993 гг.; 8,1% в 1994 г. и 7,0 в 1995 г.) и заметно уступает таким странам, как Испания (24,1% в 1995 г.), Финляндия (17,2% в 1995 г.), Бельгия (12,4% в 1995 г.), Франция (12,1% в 1996 г.). В то же время для России характерен значительный уровень скрытой безработицы(См.: Четвернина Т. Характеристика российских безработных//Человеческие ресурсы. 1998.№1).

Формы безработицы

Существует достаточно много форм безработицы, но наиболее важными из них являются три: фрикционная, структурная и циклическая - именно данные формы важны для определения естественного уровня безработицы. Каждая из форм безработицы имеет свои причины. Поэтому определение форм связывают с причинами, их порождающими, длительностью и типом безработицы.

Фрикционная безработица возникает в связи с тем, что установление равновесия между количеством и качеством наемных работников, с одной стороны, и количеством и качеством рабочих мест - с другой, требует определенного времени. Данная форма, таким образом, связана с поиском и ожиданием работы, соответствующей определенной квалификации, предпочтениям, уровню вознаграждения.

Фрикционно безработные уже имеют квалификацию, навыки, опыт, которые можно продать на рынке труда. Если человек хочет изменить место работы (территориально), изменить квалификацию или перейти на аналогичную работу с более высокой ставкой заработной платы, он решает эту проблему добровольно.

Поэтому фрикционная безработица, как правило, добровольная и краткосрочная.

Структурная безработица обусловлена изменениями в составе спроса на наемных рабочих в связи с изменениями структуры экономики. Эта форма безработицы возникает в связи с тем, что определенные профессии "устаревают" и потребность в них значительно уменьшается или даже исчезает полностью. Вместе с тем возникают новые отрасли и виды производств, требующие новых навыков, квалификаций, профессий, знаний. Отнюдь не всегда бывший шахтер может стать квалифицированным парикмахером, продавцом или программистом. Это означает, что структурная безработица является преимущественно вынужденной и значительно более продолжительной, нежели фрикционная.

Фрикционная и структурная безработица составляют естественную безработицу.

Естественной считают безработицу, при которой:

Полная занятость - это занятость при естественном уровне безработицы, величина которой - 5-7 %.

Отнесение фрикционной безработицы к естественной не вызывает сомнения в связи с тем, что она добровольная, а экономическая свобода - основа рыночного поведения субъектов. Что касается структурной безработицы, являющейся вынужденной, то некоторые из ученых не признают ее в качестве естественной. И все же весомый аргумент в пользу признания структурной безработицы естественной - то, что модификация состава производства является производным от изменения структуры общественных потребностей, что, безусловно, отвечает природе экономического человека.

Циклическая безработица - это отклонение фактической безработицы от естественного уровня в ту или иную сторону. В период рецессии происходит падение объемов национального (внутреннего) производства ниже потенциального уровня, фактическая безработица превышает естественную. В период бума, когда имеет место инфляционный рост экономики, фактический объем"ВВП превышает потенциальный уровень, а фактическая безработица опускается ниже естественной.

Существуют и другие формы безработицы, которые не оказывают определяющего влияния на экономику, но знать их важно, поскольку они затрагивают интересы определенных групп населения.

Сезонная безработица - вынужденная форма безработицы в определенных отраслях (сельское хозяйство (растениеводство), сахароварение, лесничество, рыболовецкие отрасли и т. п.). Часто в период межсезонья люди обращаются к самозанятости или выезжают на работу в другие регионы в связи с недостаточным обеспечением работой. Эта форма безработицы тяготеет к фрикционной, но имеет собственную специфику: вынужденный характер, четко определенные временные рамки, возможны особые законодательные нормы регламентирования учета стажа работы и т. п.

Технологическая безработица - вынужденная форма безработицы, связанная с высвобождением наемных работников в связи с использованием новой высокопроизводительной техники и технологии. Данная форма безработицы тяготеет к структурной.

Молодежная безработица касается молодежи, которая впервые выходит на рынок труда и не может найти работу. Рынок оказывается безразличным к предложению труда со стороны молодых людей, поскольку они не имеют опыта, а иногда и надлежащей квалификации, но требуют, в соответствии с законодательством, льготных условий (безвредное производство, неполный рабочий день, более длительный отпуск и т. п.).

Кроме рассмотренных форм, важно также выделение двух типов безработицы: открытая и скрытая.

Открытая безработица - ситуация на рынке труда, при которой индивид осознает, что он лишен работы, и официально регистрируется в службе занятости (на бирже труда).

Скрытая безработица связана с наличием людей, которые прекратили поиск работы в связи с потерей какой-либо надежды найти ее.

Таким образом, мы рассмотрели содержание, виды, формы и типы безработицы. Теперь рассмотрим проблему количественного измерения безработицы.

Уровень безработицы определяется по формуле

Кроме того, уровень безработицы можно определить как отношение удельного веса тех, кто ежемесячно теряет работу, к сумме удельных весов тех, кто ежемесячно теряет работу, и тех, кто ежемесячно ее находит, то есть:

Последствия влияния безработицы на экономику

Влияние безработицы на экономику не следует оценивать как исключительно негативное. Безработица выполняет как деструктивные, так и конструктивные функции (табл. 16.2).

Влияние безработицы на объем годового национального (внутреннего) производства исследовал американский ученый Артур Оукен (Окунь). Он математически определил связь между превышением фактического уровня безработицы над естественным уровнем и потерями ВНП (ВВП):

Таблица. 16.2. Влияние безработицы на экономику

Конструктивное влияние безработицы на экономику

Деструктивное влияние безработицы на экономику

Стимулирование эффективной занятости и конкуренции на рынке труда.

Приспособление наемных работников к требованиям рынка труда.

Обеспечение мобильности ресурсов во времени и в пространстве. Резервирование части трудовых ресурсов в разные периоды экономической конъюнктуры в одних сегментах для возможности их использования в других. Свободное волеизъявление наемного работника относительно перерывов в экономической деятельности с целью изменения работы и т. п.

Стихийное регулирование спроса и предложения труда в территориальном, профессиональном и квалификационном аспектах

Каждый процент превышения фактического уровня безработицы над естественным уменьшает объем ВВП на 2,5%.

Уменьшение уровня доходов и благосостояния в обществе.

Усиление давления на государственный бюджет. Усиление негативных психологических тенденций в обществе.

Нарушение общественного покоя и т. п.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что экономика, находящаяся в условиях естественного уровня безработицы, испытывает на себе конструктивное влияние, а уровень безработицы, превышающий естественный, оказывает преимущественно деструктивное влияние на экономику.

Мы рассмотрели цикличность и безработицу в качестве форм проявления макроэкономической нестабильности. Инфляция также является могучим дестабилизирующим фактором. Ее содержание и последствия раскрыты в гл. 6.