Государственная инвестиционная политика рф на современном этапе. Инвестиционная политика россии

  • Тема 4. Рыночный механизм. Теория спроса и предложения.
  • 4.1. Рынок: понятие, структура, функции.
  • 4.2 Спрос и предложение: рыночное равновесие.
  • 4.2.1 Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.
  • 4.2.2. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения.
  • 4.2.3. Равновесие спроса и предложения.
  • 4.2.4. Государственное регулирование цен и его последствия.
  • 4.3. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности.
  • Тема 5. Потребительское поведение и рыночный спрос.
  • 5.1. Совокупная и предельная полезность. Функция полезности. Законы Госсена.
  • 1. Товары - совершенные заменители
  • 3. Товары, нежелательные для потребителя.
  • 4. Нейтральные товары.
  • Тема 6. Производство и издержки в рыночной экономике.
  • 6.1. Природа издержек производства: основные понятия.
  • 6.2. Издержки в краткосрочном периоде.
  • 6.3. Издержки в долгосрочном периоде. Максимизация прибыли.
  • 6.4. Производственная функция.
  • Тема 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия.
  • 7.1. Общая характеристика рыночных структур. Совершенная конкуренция.
  • 7.2. Монополия.
  • Особенности антимонопольной политики в России
  • 7.3. Олигополия.
  • 7.4. Монополистическая конкуренция.
  • Тема 8. Рынок труда.
  • 8.1. Общая характеристика рынка труда.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (8.1. Общая характеристика рынка труда.)
  • Тест контрольный (8.1. Общая характеристика рынка труда)
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (8.2.Спрос и предложение на рынке труда)
  • Тест контрольный (8.2.Спрос и предложение на рынке труда)
  • 8.3. Несовершенная конкуренция на рынке труда
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (8.3.Несовершенная конкуренция на рынке труда)
  • Тест контрольный (8.3.Несовершенная конкуренция на рынке труда)
  • Тема 9. Рынок капитала и земли.
  • 9.1. Понятие капитал и его виды.
  • 9.2. Рынок капитала. Процент. Дисконтированная стоимость.
  • 9.3. Спрос и предложение земли.
  • 9.4. Земельная рента: абсолютная и дифференцированная. Цена земли.
  • Тема 10. Государство в смешанной экономике.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест контрольный (10.2.Теория общественного выбора)
  • 10.3. Фиаско государства
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (10.3. Фиаско государства)
  • Тест контрольный (10.3. Фиаско государства)
  • 10.4. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тема 11. Национальная экономика: основные результаты и показатели.
  • 11.1. Макроэкономика: предмет, структура, модели.
  • 11.2. Система национальных счетов как инструмент макроанализа.
  • 11.3. Методы расчета агрегатных показателей.
  • Тема 12. Совокупный спрос и совокупное предложение: проблема равновесия.
  • 12.1. Макроэкономическое равновесие: позиции различных школ.
  • 12.2. Модель макроэкономического равновесия «аd-аs».
  • Тема 13. Потребление и сбережения.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (13.1. Потребление и сбережение)
  • Тест контрольный (13.1. Потребление и сбережение)
  • Тема 14. Инвестиции.
  • 14.1. Понятие и факторы инвестиций. Модель «сбережения - инвестиции» (I - s).
  • 14.2. Инвестиционная политика государства.
  • Тема 15. Деньги и национальное производство
  • 1.Функцию меры стоимости.
  • 2. Функцию средства обращения.
  • 1. Товарных денег.
  • 15.2. Денежный рынок и его равновесие
  • 15.2.1. Спрос на деньги, его компоненты и факторы изменения.
  • Тема 16. Банковская система.
  • 16.1. Современная кредитная система. Центральный банк и его функции.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (16.1.Современная кредитная система. Центральный банк и его функции).
  • Тест контрольный (16.1.Современная кредитная система. Центральный банк и его функции)
  • Вопросы для самопроверки:
  • 16.3. Предложение денег. Роль банков в формировании денежной массы.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (16.3. Предложение денег. Роль банков в формировании денежной массы)
  • Тест контрольный (16.3.Предложение денег. Роль банков в формировании денежной массы)
  • Тема 17. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица.
  • 17.1.Экономические циклы: причины, фазы, механизм развития.
  • 17.2. Безработица: понятие, виды, последствия.
  • 17.3. Инфляция: причины, виды, последствия.
  • Тема 18. Макроэкономическая политика.
  • 18.1. Фискальная политика: цели, направления, инструменты. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.
  • 18.2. Кредитно – денежная политика: цели, направления, инструменты.
  • Тема 19. Экономический рост: содержание и типы.
  • 19.2. Типы экономического роста. Модели роста.
  • Модели экономического роста.
  • Тема 20. Мировая экономика и международные отношения.
  • 20.1. Теория международной торговли.
  • S в противоположность меркантелистам а.Смит выступал за:
  • S Принцип абсолютных преимуществ сформулировал:
  • S в противоположность меркантелистам а.Смит выступал за:
  • S Принцип абсолютных преимуществ сформулировал:
  • 20.2. Внешняя торговля в странах с большой и малой открытой экономикой. Равновесие на мировом рынке.
  • 20.3. Государственная политика в области внешней торговли
  • 20.4. Платежный баланс и валютный курс.
  • Платежный баланс
  • Тема 21. Основные направления развития экономической мысли.
  • 21.1. Первые научные концепции и теоретические экономические школы.
  • 21.2. Формирование и эволюция современной экономической мысли.
  • 21.3. Развитие экономической науки в России.
  • 14.2. Инвестиционная политика государства.

    Лекция

    В реальной экономике под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имуще­ство, в том числе имущественные права, иные права, имеющие де­нежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) дости­жения иного полезного эффекта.

    Инвестиции принято делить на реальные и финансовые.

    Портфельные (финансовые) инвестиции - вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий. При осуществлении портфельных инвестиций инвестор увеличи­вает свой финансовый капитал, получая дивиденды и доходы на ценные бумаги.

    Реальные инвестиции - вложения в создание новых, реконст­рукцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие-инвестор, вкладывая средства, увеличива­ет свой производственный капитал: основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные сред­ства.

    Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятель­ность субъектов хозяйствования и экономику страны является ин­вестиционная политика - одна из составных частей экономичес­кой политики государства.

    Под инвестиционной политикой государства понимается ком­плекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствова­ния с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема эко­номики, повышения эффективности производства и решения соци­альных проблем.

    Цель инвестиционной политики - реализация стратегичес­кого плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности обществен­ного производства.

    Задачи инвестиционной политики зависят от поставлен­ной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стра­не. Кним могут относиться: выбор и поддержка развития отдель­ных отраслей хозяйства; реализация программы по конверсии во­енно-промышленного комплекса; обеспечение конкурентоспособ­ности отечественной продукции; поддержка развития малого и среднего бизнеса; поддержка развития экспортных производств; обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей эко­номики России; реструктуризация угольной промышленности; ре­ализация программы жилищного строительства в стране, в част­ности для военных и др

    Государство для выполнения своих функций регулирования эко­номики использует как экономические (косвенные), так и админис­тративные (прямые) методы воздействия на инвестиционную дея­тельность и экономику страны путем издания и корректировки со­ответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и ин­вестиционной, политики.

    Экономические методы воздействия государства на предприни­мательскую и инвестиционную деятельность в большей степени под­ходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рыча­ги, которые использует государство для регулирования экономики, в том числе и инвестиционных процессов, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, участие государства в инвес­тиционной деятельности, создание свободных экономических зон, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, кредитно-финансовые механизмы и другие.

    Административные, т. е. методы прямого воздействия, должны использоваться государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении топ или иной задачи.

    Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

    Создание благоприятных условий для развития инвестицион­ной деятельности путем: совершенствования системы налогов; при­менения механизма начисления амортизации и использования амор­тизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индиви­дуального характера и др.;

    Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, которое осуществляется в форме капитальных вложений путем: раз­работки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Россией совместно с иностранными государства­ми; формирования перечня строек и объектов, подлежащих техни­ческому перевооружению для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета; предоставления на конкурсной основе государственных гарантий но ин­вестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и др.

    Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаи­мосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организа­ционно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельной стране, регионе, городе. Инвестиционный климат выступает объек­том воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной по­литики, а с другой - является ее результатом.

    Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, в зависимости от их уровня, мож­но классифицировать в две группы:

    1) Первая группа - факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на макроуровне; все внешние факторы по отношению к предприятию. К ним можно отнести: степень совершенства налоговой системы; нормативно-правовое обеспечение инвестицион­ной деятельности; степень участия государства в инвестиционной де­ятельности; уровень инфляции; дефицит бюджета; состояние и дина­мику развития экономики страны; степень совершенства финансово-кредитной политики; экономическую, в том числе и инвестиционную, политику государства; социальное и политическое положение в обще­стве; степень совершенства рыночных отношений; наличие свобод­ных экономических зон; созданные условия для привлечения иност­ранного капитала; степень риска вложения инвестиций; поддержку государством развития малого и среднего бизнеса и др.

    2) Вторая группа - факторы, влияющие на инвестиционную деятель­ность на микроуровне (внутренние факторы).К ним можно отнести: размеры (масштабы) предприятия; финансовое состоя­ние; применяемые способы исчисления амортизационных отчисле­ний; научно-техническую политику предприятия; инвестиционную политику; организационно-правовую форму хозяйствования и другие.

    В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост эко­номики, что дает возможность создавать накопления и больше потреб­лять в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает со­отношение накопления и потребления в ВВП страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.

    Норма накопления в российской экономике 1999-2001 гг. оста­валась низкой. В 2001 г. она составила 17%, в дальнейшем происходит рост валовых накоплений до 21% ВВП. Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе должен со­провождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал.

    Мировой опыт за­рубежных стран, преодолевавших негативные последствия струк­турных и циклических кризисов, показывает, что в фазах ожив­ления и подъема экономики норма валового накопления в основной капитал достигала уровня 30-40% ВВП и выше (например, Германия и Япония в послевоенные десятилетия, США в 50-60-е годы).

    В СССР в течение многих десятилетий норма накопления была высокой (около 30% ВВП), но эффективность капитальных вложений постоянно снижалась. Таким образом, проблема накоплений в россий­ской экономике связана с необходимостью аккумуляции достаточных объемов инвестиций и их эффективной отдачей.

    Возможности накопления основного капитала в стране зависят от размеров валовых национальных сбережений государства, предприя­тии и населения. Однако для России в настоящее время характерен разрыв в цепочке «сбережения - инвестиции», что является серьезной проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2000 г. ва­ловые национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, в то время как накопление основного капитала составило только 15% ВВП.

    Низ­кий уровень капитализации национальных сбережений свидетельствует о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику, обусловленном эконо­мическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестиру­емого капитала.Одной из наиболее характерных черт системного кризиса, охва­тившего экономику России в 90-е годы XX в., явилось резкое со­кращение инвестиций в реальный сектор экономики. За десяти­летие инвестиции в основной капитал снизились в четыре раза.

    Преодоление воспроизводственного кризиса в России предполага­ет восстановление условий для внутреннего накопления, устранение диспропорции в отраслевом распределении - перераспреде­ление внутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в об­рабатывающую промышленность для модернизации и формирования со­временной структуры экономики.

    Для этого целесообразно снижение чрезвычайно завышенной эффективности вложений в финансовый сектор экономики, восстановление нормальных экономи­чески обоснованных соотношений между текущим потреблением и накоп­лением. Требуются меры по поддержке платежеспособного спроса на оте­чественные товары инвестиционного и потребительского назначения.

    Ре­шение этих задач может обеспечиваться проведением целого комплекса мероприятий, касающихся различных аспектов ценовой, валютной, нало­говой политики, а также политики доходов. Отсюда объективно следует необходимость усиления роли государства как основного субъекта, орга­низующего экономическую деятельность в переходной экономике.

    Вопросы для самопроверки:

      Какие меры необходимо принять для инвестиционного подъема в российской экономике?

      Определите внутренние и внешние источники инвестиций для российских предприятий.

      Чем объяснить низкую инвестиционную активность российских банков?

      Как привлечь для инвестирования в производство средства населения?

      Сбережения и норма накопления в современной российской экономике.

      Бюджет развития как инструмент инвестиционной политики.

      Налоговые механизмы стимулирования инвестиций.

      Какие причины тормозят привлечение в Россию иностранных инвестиций?

      Что необходимо сделать для улучшения инвестиционного климата в России?

      В какие сферы российской экономики необходимо стимулировать приток иностранного капитала?

      Каков баланс выгод и отрицательных последствий участия иностранного капитала в российской экономике?

    #Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 14.2.

    Тест учебный ()

    SИнвестиционная деятельность - это:

    N- Деятельность государства по стимулированию инвестиций

    N+ Вложение инвестиций и совокупность практических действий по реализации инвестиций

    N- Совокупность мероприятий по защите инвестиций

    SФинансовые инвестиции подразумевают вложение средств:

    N- В средства производства

    N+ В ценные бумаги

    N- В интеллектуальные ценности

    SПод расширенным воспроизводством основных фон­дов понимают:

    N- Строительство и приобретение ОФ в размерах, соответствующих сумме начисленного износа по действующим производственным основным фондам

    N+ Строительство и приобретение ОФ в размерах, превышающих сумму уменьшения ОФ в результате износа

    N- Строительство и приобретение ОФ в размерах, меньше суммы уменьшения ОФ в результате износа

    SВ состав заемных и привлеченных источников финан­сирования инвестиций не включаются:

    N- Эмиссия акций

    N+ Прибыль, лизинг

    N- Банковские кредиты, лизинг

    N- Мобилизация внутренних ресурсов

    SФакторы, не влияющие на инвестиционную деятельность на макроуровне:

    N+ Размеры предприятия

    N- Уровень инфляции

    N- Степень риска вложений

    SВенчурный капитал образуется путем:

    N- Формирования портфеля ценных бумаг предприятия

    N- Привлечения иностранных инвесторов для создания совмест­ных предприятий по продвижению инвестиционного товара на рынке сбыта

    N+ Участия инвесторов в ограниченном определенными времен­ными рамками акционерном обществе вновь создаваемых ма­лых инновационных фирм

    N- Благотворительности

    SИнновационный потенциал фирмы - это:

    N- Проведение научно-исследовательских работ, лицензионная деятельность фирмы

    N- Деятельность по созданию и использованию интеллектуаль­ного продукта и доведение новых идей до их реализации в виде готового товара на рынке, представляющего интеллектуальную собственность

    N+ Способность к собственной разработке новшеств, возможнос­ти к эффективному внедрению имеющихся открытий и изобрете­ний

    SРеальные инвестиции не направляются на;

    N+ Приобретение ценных бумаг

    N- Развитие непроизводственной сферы

    N- Развитие производства

    SВоспроизводственная структура капитальных вло­жений характеризует:

    N- Распределение инвестиционных затрат на активные и пассив­ные элементы основного капитала

    N+ Распределение инвестиционных затрат на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение

    N- Распределение инвестиционных затрат по отраслям народно­го хозяйства

    SКосвенное воздействие государства на инвестицион­ную деятельность включает:

    N- Финансирование инвестиционных проектов

    N+ Совершенствование механизма начисления амортизационных отчислений

    N- Прямой запрет инвестиционной деятельности

    N- Предоставление бюджетных ссуд

    #Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 14.2.

    Тест контрольный (14.2. Инвестиционная политика государства )

    SПортфельные (финансовые) инвестиции – это вложения в:

    N+ Акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий

    N- Экономику других стран

    N- Человеческий капитал

    S Реальные инвестиции – это вложения в:

    N+ Создание новых, реконст­рукцию и техническое перевооружение действующих предприятий

    N- Конвертируемую валюту

    N- В оборотные сред­ства для поддержания сохранения недвижимости

    S Под инвестиционной политикой государства понимается ком­ плекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством:

    N- По улучшению качества товаров и услуг

    N+ По созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствова­ния с целью оживления инвестиционной деятельности и подъема эко­номики

    N- По увеличению производственных мощностей заводов и фабрик

    S К з адачами инвестиционной политики могут относиться:

    N- Выбор и поддержка развития отдель­ных отраслей хозяйства;

    N- Поддержка развития малого и среднего бизнеса;

    N- Обеспечение конкурентоспособ­ности отечественной продукции;

    N- Поддержка развития экспортных производств;

    N- Ре­ализация программы жилищного строительства в стране;

    N+ Все сказанное.

    S К факторам, влияющим на инвестиционную деятельность предприятия на макроуровне не относится:

    N- Степень совершенства налоговой системы

    N- Нормативно-правовое обеспечение инвестицион­ной деятельности

    N- Степень участия государства в инвестиционной де­ятельности

    N+ Организационно-правовую форму хозяйствования предприятия

    N- Уровень инфляции

    SК факторам, влияющие на инвестиционную деятель­ность на микроуровне (внутренние факторы ). можно отнести:

    N- Размеры (масштабы) предприятия

    N- Финансовое состоя­ние

    N- Применяемые способы исчисления амортизационных отчисле­ний

    N- Научно-техническую политику предприятия

    N+ Все сказанное

    S Норма накопления в российской экономике в последние 15 - 20 лет:

    N- Оста­ется низкой

    N- Составляет от 17% до 21% ВВП

    N+ Все сказанное верно

    S Мировой опыт за­ рубежных стран показывает, что для подъема экономики норма валового накопления в основной капитал должна быть на уровне:

    N- Более 70 % ВВП

    N+ 30 – 40 % ВВП и выше

    N- 10 -15 % ВВП

    S Для России в настоящее время серьезной проблемой инвестировании в основной капитал является:

    N- Резкое со­кращение инвестиций в реальный сектор экономики

    N- Разрыв в цепочке «сбережения (32% ВВП) - инвестиции (15% ВВП)»

    N- Недоверие потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику

    N+ Все сказанное верно

    S Преодоление воспроизводственного кризиса в России предполага­ет:

    N- Восстановление условий для внутреннего накопления

    N- Устранение диспропорции в отраслевом распределении (перераспреде­ление внутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в об­рабатывающую промышленность)

    N- Поддержку платежеспособного спроса на оте­чественные товары

    N+ Все сказанное верно

    Список литературы:

      Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол.авт,; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. Финан­совая академия при Правительстве РФ. - 7-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2007.-624с.

      Курс экономической теории: учебник - 5-е дополненное и пе­реработанное издание - Киров: «АСА», 2002 г. - 832 с.

      Экономика. Учебник. Издание второе, перераб. и доп. / Под ред. А.И. Арипова, А.Н. Нестеренко, А. Б. Большакова. - М.:ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001, -784с.

      Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / ; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н.Домной. - 4-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2007.-688с.

    Государственная инвестиционная политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности. Она определяет цели, направления, формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.

    Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

    Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.

    Основные направления инвестиционной политики:
    1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов.
    Центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию организаций (предприятий).
    2. Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике.
    Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям экономики.
    3. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.
    4. Сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство намечает в инвестиционной программе до 2010 года финансирование по схеме 1 рубль государственных на 4 рубля частных вложений.

    Использование государственного заказа на капитальное строительство как одной из форм реализации инвестиционных государственных программ.
    5. Повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю окупаемость.

    Задача: получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат. Потеря управляемости инвестиционным комплексом негативно сказывается на структурной перестройке экономики, развитии промышленности сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.

    Инвестиционная политика на перспективу предусматривает также совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности, имея в виду повышение эффективности организационных методов и методов прямого воздействия государства на инвестиционную деятельность, предусмотренных Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (см. с. 29-30).

    Все государства в мире должны проводить рациональную экономическую политику. Естественно, Российская Федерация не является исключением из правил. При этом инвестиционная политика России является одним из важнейших факторов и даже локомотивом эффективного развития экономики в стране.

    В настоящее время Российская Федерация все еще проходит процесс становления рыночной экономики. Сейчас мы не можем признать эффективность ее работы ни на микро-, ни на макроуровне. В связи с этим значение грамотной инвестиционной политики РФ еще больше возрастает.

    Как и в других странах мира, в России под инвестиционной политикой принято понимать создание механизма, с помощью которого государство может активно влиять на существующую экономическую систему, в частности, на рынок инвестиций и субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Она включает себя большое количество способов влияния на данную сферу.

    Цели инвестиционной политики в Российской Федерации можно сформулировать просто. Она должна:

    • сформировать благоприятный деловой климат;
    • стимулировать развитие предпринимательства;
    • усовершенствовать социальную сферу;
    • способствовать приоритетной реализации программ и проектов, которые имеют первостепенное значение для государства;
    • минимизировать риски частных инвесторов и компаний;
    • создать простые и понятные условия, которые бы позволили привлекать в страну большое количество иностранных инвесторов.

    Существуют три уровня, в рамках которых имеет смысл рассматривать государственную инвестиционную политику:

    • федеральный;
    • региональный;
    • муниципальный.

    На федеральном уровне основными инструментами органов исполнительной власти являются налоговая (фискальная), денежная (монетарная) и кредитная политика.

    Налоговая система решает две важнейшие задачи. Во-первых, она позволяет сформировать государственный бюджет, который впоследствии будет перераспределен и направлен на реализацию важнейших инвестиционных проектов. Во-вторых, она помогает создавать благоприятные условия, позволяющие привлекать в страну внешних инвесторов.

    Монетарная и кредитная политика имеют собственные эффективные инструменты. Среди них управляемая учетная ставка, регулируемая масса денежных средств в стране, кредитование. Влияя надлежащим способом на перечисленные инструменты, Правительство и Центральный Банк РФ могут стимулировать спрос на инвестиции внутри страны.

    Существующая специфика

    Инвестиционную политику, проводимую исполнительными органами государственной власти, многие отечественные и зарубежные эксперты считают достаточно специфической. Ее прекрасно характеризуют такие особенности:

    • существенное влияние государства на экономику;
    • смешанный характер, допускающий существование как рыночных, так и административных рычагов воздействия;
    • зависимость от мирового экономического кризиса.

    Правительство Российской Федерации проводит собственную инвестиционную политику, опираясь на отраслевое законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты. С помощью данных нормативны документов происходит регулирование всех инвестиционных процессов, протекающих в государстве.

    Основными субъектами государственной инвестиционной политики является Правительство Российской Федерации, Министерство Финансов, Министерство экономического развития, Государственная дума и Центральный Банк.

    Вполне естественно, что в такой огромной стране, как Россия, все инвестиционные процессы не могут регулироваться непосредственно из федерального центра. Большую роль в решении стоящих перед страной задач решают региональные власти. На уровне регионов для это создаются местные инвестиционные государственные структуры, которые, как правило, носят название департаментов и агентств.

    Региональный аспект

    Размер государства оказывает очень большое значение на методологию проводимой в нем инвестиционной политики. Россия является самой крупной страной в мире, поэтому для нее такая специфика приобретает особый размах. При разработке и проведении федеральной инвестиционной политики должна обязательно учитываться специфика отдельных субъектов федерации. Необходимо принимать во внимание:

    • особенности географического положения;
    • имеющиеся природные ресурсы;
    • уровень развития транспортной инфраструктуры;
    • непосредственное соседство с иностранными государствами;
    • инвестиционную привлекательность;
    • состояние экологии.

    В идеале Правительство РФ должно максимально грамотно и эффективно объединить инвестиционные потенциалы всех субъектов федерации. На основе такой кооперации в масштабах страны должен создаваться благоприятный деловой климат.

    Эффективность проводимой политики

    В настоящее время инвестиционная политика, проводимая органами исполнительной власти России, не может быть в полной мере признана эффективной. По-прежнему остаются нерешенными целый ряд важных задач:

    • не существует тесной взаимосвязи между приоритетными и реализуемыми инвестиционными проектами;
    • уровень рационализации финансовых трат из федерального бюджета недостаточно высок;
    • инвесторы не обладают всей полнотой прав и гарантий;
    • государственное инвестирование доминирует над частным;
    • не существует акцента на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов.

    Ключевым моментом видится именно недостаточный уровень частных инвестиций. Государственный инвестиционный потенциал в первую очередь должен быть направлен на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), фундаментальную и прикладную науку. Вместо этого ввиду отсутствия должного уровня частных вложений, Правительству приходится взваливать на государственный бюджет значительную часть инвестиций в экономику и социальную сферу.

    Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика , представляющая собой комплекс хозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

    Государственная инвестиционная политика – составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, она содержит:

    − направления;

    − формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.

    Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

    Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.

    Основные направления инвестиционной политики:

    1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов. Центр тяжести перенести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

    2. Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства.

    3. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.

    4. Сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство намечает в инвестиционной программе финансирование по схеме 1 рубль государственных на 4 рубля частных вложений. Использование государственного заказа на капитальное строительство как одной из форм реализации инвестиционных государственных программ.

    5. Повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю окупаемость.

    Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

    Инструментами инвестиционной политики государства являются:

    − Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП);

    − Федеральные целевые программы (ФЦП);

    − Ведомственные целевые программы (ВЦП).