Федеральными являются налоги которые установлены. Федеральные налоги и сборы рф

Налоги классифицируются в систему по разным признакам. Их классификация представляет собой группирование по определенным признакам и основаниям. Налоговые платежи классифицируются по субъектам платежей. То есть по плательщикам налогов – юридические и физические лица. Вместе с тем, существуют общие налоги как для юридических, так и для физических лиц.

К таким налогам относятся земельный налог, дорожный налог. Они различаются по методу взимания. Так различают налоги на прямые и косвенные. Налоги на доход и на имущество относятся к прямым налогам.

Косвенные налоги, это налоги включенные в виде надбавки в цену товаров, услуг или тарифов. С юридической точки зрения обязанность по внесению косвенных налогов ложиться на предприятие, которое производит товары или предоставляет услуги, или же предприятие торговли. Но само предприятие фактически не является налогоплательщиком, так как оно лишь включает косвенный налог в стоимость товаров или услуг. А фактическими плательщиками этих налогов являемся мы с вами, то есть потребители тех самых товаров или услуг. В подразделение косвенных налогов входят: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и другие. Платежи во внебюджетные фонды также относятся к косвенным налогам, но включаются они не в цену, а в себестоимость продукции.

Сочетание прямых и косвенных налогов дает возможность государству максимально использовать фискальную и стимулирующую функцию налога. В данном случае под налоговым воздействием оказываются материальные ресурсы и рабочая сила, доход, - в зависимости от того на каком территориальном уровне они взимаются. Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального уровня: федеральные (общероссийские), субъектов Федерации и местные налоги.

Рассмотрим конкретно федеральный налог. К федеральным налогам относятся: налог на доходы банков, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, акцизы на отдельные группы товаров, налог на доходы от страховой деятельности, зачисляемые в дорожные фонды, налог на операции с ценными бумагами, налог на прибыль, налоги, налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Кроме федеральных налогов существуют еще и федеральные платежи. К таковым относятся: государственная пошлина, таможенная пошлина, гербовый сбор, плата за пользование ресурсами и др.

Отличительной чертой федеральных налогов являются: их обязательное установление государственным законодательным актом, а также их взимание на всей территории Российской Федерации. Они могут быть зачислены частично в федеральный бюджет, частично - в бюджеты других уровней (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль).

Федеральными налогами и сборами являются установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
– налог на прибыль (доход) предприятий;
– налог на доходы от капитала;
– подоходный налог с физических лиц;
– взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
– государственная пошлина;
– таможенная пошлина и таможенные сборы;
– налог на пользование недрами;
– налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
– налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
– сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
– лесной налог;
водный налог;
– экологический налог;
– федеральные лицензионные сборы.

Согласно Налоговому кодексу РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (далее - региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с Кодексом.

В рамках реализации основных направлений налогового реформирования достигнуто некоторое упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. С 1 января 2006 г. в налоговой системе РФ действует 14 налогов и сборов (в том числе 9 – федеральных, 3 – региональных, 2 – местных) и 4 специальных налоговых режима.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 9 налоговых платежей:

    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 Кодекса);

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся три налоговых платежа:

Положительным результатом реформирования в налоговой сфере также является введение специальных налоговых режимов, направленных на снижение налогового бремени для определенных категорий налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования. Во вторую часть Кодекса введены следующие специальные налоговые режимы:

    система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Кодекса);

    система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Кодекса);

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся:

    налог на имущество физических лиц;

Сведения о действующих местных налогах должны публиковаться в прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях - ежеквартально.

Федеральные региональные и местные налоги - это основные виды налогов, существующие в РФ. Нормы, правила и виды налогообложения установлены на законодательном уровне. От уровня законодательной власти, установившей ключевые правила применения фискальных обязательств, зависит их классификация.

Основная характеристика и различия

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ . То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налогов в России

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

Вид обязательства

Наименование

Федеральные

  • акцизы ;
  • НДФЛ ;
  • НДС ;
  • на прибыль ;
  • водный ;
  • госпошлина ;
  • специальные режимы (УСН , ЕНВД , ЕСХН , СРП , патенты );
  • страховые взносы ;
  • на добычу полезных ископаемых ;
  • сборы за пользование объектами животного мира .

Региональные

  • на имущество организаций ;
  • транспортный ;
  • на игорный бизнес .
  • на имущество граждан ;
  • земельный ;
  • торговый сбор .

Подведем итоги

Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.

Федеральные налоги и сборы одинаковы на всей территории России. Это одна из составляющих трехуровневой налоговой системы РФ, в которую помимо федеральных входят региональные и местные налоги и сборы.

Виды федеральных налогов и сборов

Для начала хотелось бы уточнить, чем налоги отличаются от сборов. Тут все просто: налоги уплачиваются безвозмездно, а при уплате сбора лицо получает взамен определенную услугу, предоставить которую вправе только государственный орган (например, регистрация юридического лица).

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

На текущий момент в НК РФ закреплены следующие федеральные налоги и сборы :

Налог на добавленную стоимость (НДС)

От производителя до конечного потребителя товар может пройти несколько стадий, и на каждой из них при реализации возникает добавленная стоимость, часть которой и взимается в бюджет. НДС - это налог на потребление, а поступления от него не исчезнут, пока существует торговля.

Акцизы

Данный вид налога представляет собой определенную сумму, которая включается в стоимость товара. После оплаты товара потребителем акциз взимается в бюджет. В России подакцизными товарами считаются алкоголь, табачные изделия, топливо и автомобили.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Физическое лицо, которое получает определенный доход, должно отдать его часть государству. В большинстве случаев деньги, подлежащие уплате в бюджет, даже не доходят до физического лица - его работодатель сам делает отчисления. Только когда налогового агента (работодателя) у получившего доход гражданина нет, он самостоятельно составляет декларацию и уплачивает налог.

Налог на прибыль организаций

Коммерческие организации создаются с целью получения прибыли. Когда в результате их деятельности доходная часть превышает расходную, цель считается достигнутой. Но частью прибыли приходится делиться с государством. Так же как и доходы физлиц, прибыль организации подлежит налогообложению.

Налог на добычу полезных ископаемых

Предприятия, которые ведут разработку недр, облагаются дополнительным налогом. Размер такого налога зависит от стоимости добытых полезных ископаемых. А саму стоимость определяет добытчик в соответствии с действующими на рынке ценами.

Водный налог

Лица, которые в своей деятельности пользуются водными объектами, должны вносить за это плату в виде уплаты водного налога. Размер налога зависит от вида водного объекта и от той глубины, из которой забирается вода.

Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Речь идет об охоте и рыбалке. За всех добытых или выловленных животных, рыбу и других водных обитателей устанавливается свой размер сбора. Причем сухопутные животные считаются поштучно, а в отношении водных обитателей ставка налога установлена на тонну.

Государственная пошлина

При обращении в государственный или муниципальный орган гражданин за выдачу ему документов или совершение юридически значимых действий должен заплатить определенную сумму. Цена на каждую услугу устанавливается в НК РФ, и только им может изменяться. Также в кодексе перечислены случаи освобождения от уплаты госпошлины.

Какие налоги и сборы относятся к региональным и местным

На территории каждого субъекта РФ могут устанавливаться свои налоги и сборы, в таком случае они носят название региональных. При этом регулируются они как НК РФ, так и законами этих субъектов. Кодексом определяются основные принципы налогообложения по каждому из видов налога. Например, в кодексе устанавливаются пределы налоговой ставки, а субъект федерации уже по своему усмотрению, но в установленных рамках озвучивает действующий размер ставки налога на своей территории.

К региональным налогам НК РФ относит:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес.

Муниципальные образования также наделены полномочиями устанавливать местные налоги и сборы. Тут работает тот же механизм, что и с региональными налогами: основу налогообложения диктует НК РФ, а конкретизируется налог уже местными актами.

К местным налогам НК РФ относит:

  • земельный налог;
  • торговый сбор;
  • налог на имущество физических лиц.

Региональные, местные, федеральные налоги и сборы составляют трехуровневую систему налогообложения России. Но кроме этого налоговым законодательством предусмотрена возможность установления дополнительных видов налогов и сборов в рамках специальных режимов налогообложения.

Механизм исчисления федеральных налогов и сборов

Для каждого вида федеральных налогов и сборов устанавливается свой круг налогоплательщиков. Это могут быть физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. В законе также могут указываться категории лиц, которые не могут рассматриваться как налогоплательщики конкретного налога и сбора. Чтобы правильно определить объект налогообложения, используются нормы НК РФ. В нем же указываются операции, освобождаемые от налогообложения.

Если у лица существует обязанность по уплате определенного налога или сбора и присутствует объект налогообложения, ему необходимо самостоятельно рассчитать сумму, подлежащую уплате в бюджет. Для этого определяется налоговая база, налоговая ставка берется из кодекса и производится расчет. Если у налогоплательщика есть право на налоговую льготу, то он указывает и это.

На примере акциза это выглядит следующим образом. Если организация хочет ввезти в РФ мотоцикл с мощностью двигателя 150 лошадиных сил, тогда для расчета акциза используются следующие величины:

  • налоговая база (в данном случае мощность двигателя) - 150 л. с.;
  • налоговая ставка: за одну лошадиную силу уплачивают 31 рубль;

Расчет налога происходит по формуле:

налоговая база * налоговая ставка (т. е. 150 * 31) = 4 650 рублей.

Каждый вид федерального налога или сбора считается по своим правилам. Все эти правила детально прописаны в Налоговом кодексе РФ. Кроме этого, существуют различные разъяснения ФНС. На официальном сайте ведомства представлена подборка брошюр по вопросам налогообложения.

Порядок уплаты налогов и сборов

Если исчисление налога происходит за определенный налоговый период, то и для его уплаты отведены специальные сроки. Универсальных сроков для уплаты федеральных налогов и сборов не существует. Каждый раз необходимо сверяться с нормами НК РФ. При этом могут использоваться привязки к календарным датам или целому периоду времени, а также указания на конкретное событие или действие.

Не всегда налогоплательщик сам определяет дату платежа. Когда расчет суммы налога лежит на налоговой службе, то обязанность перечислить деньги в бюджет возникает только после получения уведомления.

Но один принцип уплаты налогов неизменен: за просрочку назначаются штрафные санкции. И налогоплательщик будет обязан перечислить в бюджет не только сумму налога, но и дополнительные платежи, такие как штрафы и пени. При невыполнении требования налоговой инспекции средства для погашения задолженности будут взыскиваться принудительно. Для этого деньги разыскиваются на счетах должника, а если их недостаточно, то реализуется его имущество.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются на общегосударственном законодательном уровне и фиксируются в НК РФ. В этом нормативном акте перечислены все их виды, а также указан порядок исчисления и уплаты касательно каждого налога и сбора. Федеральные налоги и сборы вместе с установленными на региональном и местном уровнях выполняют функцию пополнения бюджета. Законодатель отслеживает изменения, происходящие в сфере экономики, и корректирует систему налогообложения - изменяет отдельные элементы налогов или удаляет какой-то налог либо добавляет новый.

Отечественная система налогообложения характеризуется как многоуровневая, и представлена в виде федеральных, региональных и местных налогов. Самые значимые и трудоемкие бюджетные платежи, которыми являются федеральные налоги и сборы, устанавливаются в соответствии со ст. 12 НК РФ на территории всей нашей страны.

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет устанавливается на основании раздела VIII ч. 2 НК РФ. Положения этого нормативного документа определяют налоги в федеральный бюджет (список представлен ниже).

Организация расчетов с бюджетом по федеральным налогам

Первым и наиболее значимым уровнем бюджетной системы России является федеральный бюджет. Одним из источников его пополнения выступают федеральные налоги и сборы. Вследствие этого, значимость платежей этого уровня нельзя недооценивать. Какие налоги идут в федеральный бюджет?

Федеральные налоги (перечень) в большинстве своем обязательны к уплате. Тем не менее, в ряде случаев физические и юридические лица могут быть освобождены от перечисления налогов федерального бюджета. К примеру, освобождены от уплаты группы федеральных налогов компании и предприниматели, ведущие свою деятельность на одном из утвержденных разделом VIII 1 Налогового кодекса специальных режимов.

Большая часть федеральных налогов и сборов зачисляется именно в федеральный бюджет. Однако есть и нюансы. Так, к федеральным налогам и сборам относят налог на прибыль, который в России установлен в размере 20% от полученной прибыли. Однако распределение этого платежа осуществляется следующим образом: федеральный бюджет получит лишь 2% от перечисленной суммы, тогда как в бюджет региона будет зачислено 18% налогового платежа.

Федеральные налоги: перечень 2017

В соответствии с налоговым законодательством к федеральным налогам и сборам относятся перечисления, финансирующие федеральный бюджет страны. Рассмотрим, общие характеристики федеральных налогов и сборов в виде таблицы:

Виды федеральных налогов

Продажа товаров, работ и услуг; передача товаров для своих нужд; выполнение СМР; ввоз товаров в РФ (ст.146);

Плательщик

Компании и физические лица (в т.ч. ИП), а также лица, перемещающие товар через границу РФ (ст.143);

0%, 10%, 18% (ст.164);

Акцизы

Реализация подакцизных товаров и иные операции с подакцизными товарами (ст.182);

Плательщик

Компании и физлица, а также лица, перемещающие товар через границу ЕЭС (ст.179);

Различаются в зависимости от вида реализуемых товаров (ст.193);

НДФЛ

Доходы, полученные в России (ст.209);

Плательщик

Физлица, которые получили доход в России (ст.207);

13%, 30%, 35% (ст.224);

Налог на прибыль

Прибыль, которая получена организацией (ст.247);

Плательщик

Отечественные и зарубежные компании, ведущие свою деятельность на территории России (ст.246);

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Животный и водный мир и его объекты (ст.333 2);

Плательщик

Компании и физлица (в т.ч. ИП), получившие согласие госорганов на добычу объектов животного и водного мира (ст.333 1);

Ставка зависит от принятого объекта (ст.333 3);

Водный налог

Забор воды, использование акватории (ст.333 9);

Плательщик

Организации и физлица (в т.ч. ИП), осуществляющие пользование водными ресурсами страны (ст.333 8);

Ставка определяется в зависимости от принятого объекта (ст.333 12);

Государственная пошлина

Обращение плательщика в госорганы всех уровней с целью совершения ими юридически значимых действий (ст.333 16);

Плательщик

Компании и физлица (ст.333 17);

Размер госпошлины зависит от вида совершаемых операций (ст. 333 19 , 333 21 , 333 23 , 333 24 , 333 26 , 333 28 , 333 30 , 333 31 , 333 32.1 , 333 32.2 , 333 33);

Налог на добычу полезных ископаемых

Полезные ископаемые, добытые из недр (ст.336);

Плательщик

Юридические лица и ИП – пользователи недр (ст.334);

Ставка зависит от объекта обложения (ст.342).

Таким образом, к федеральным налогам и сборам относятся бюджетные платежи, прямо поименованные в разделе VIII ч. 2 Налогового кодекса.