Виды налогов и их классификация. Классификация налогов по разным признакам. Классификация прямых налогов

Классификация налогов - группировка законодательно установленных налогов, сборов и других платежей, обусловленная целями и задачами их систематизации и сопоставления. В основу систематизации могут быть положены методы исчисления и взимания, распределения налогов по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально, еще в XVII в., был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог - это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами - на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя». Лыкова Л.Н. Налоговая система России. Общее и особенное. - М.: Наука, 2009. - С. 59.

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные виды классификации налогов:

– по способу взимания налогов;

– по органу, который устанавливает налоги;

– по целевой направленности введения налога;

– по субъекту-налогоплательщику;

– по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

– по порядку ведения бухучета;

– по срокам уплаты.

1. Классификация по способу взимания налогов:

– прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;

– косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, работы, услуги;

– пошлины и сборы.

Классификация по способу взимания налогов в экономической литературе определяется как традиционная. Несмотря на довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам, она получила широкое распространение. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три разряда:

– прямые налоги;

– косвенные налоги;

– пошлины и сборы. Лыкова Л.Н. Налоговая система России. Общее и особенное. - М.: Наука, 2009. - С. 60.

Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными -- налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные налоги. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налоги на имущество юридических и физических лиц, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы, а также государственная пошлина. Понятие «акциз» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), налоги с продаж, импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налоги с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. Налог на добавленную стоимость нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы. Лыкова Л.Н. Налоговая система России. Общее и особенное. - М.: Наука, 2009. - С. 61.

2. Классификация в зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):

– федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

– региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов федерации и являются обязательными на территории данного субъекта;

– местные налоги вводятся в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).

3. Классификация по целевой направленности введения налогов:

– общие налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);

– целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. Классификация по субъекту-налогоплательщику.

– налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);

– налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

– смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог). Петров М. Налоговая система и налогообложение в России: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С. 29.

5. Классификация по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

– закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет;

– регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством.

Данная форма классификации налогов, иначе именуемая как статусная классификация налогов, получила широкое распространение. Она основана на критерии многоуровневости бюджетных систем многих стран. Статусная классификация налогов и сборов применяется и в Российской Федерации. Согласно статье 12 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ подразделяется на три группы:

– федеральные;

– региональные;

– местные.

6. Классификация по характеру отражения в бухгалтерском учете:

– включаемые в себестоимость или цену продукции;

– уменьшающие финансовый результат;

– уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

– удерживаемые из доходов работника.

7. Классификация по срокам уплаты:

– срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

– периодично-календарные налоги, которые подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые. Петров М. Налоговая система и налогообложение в России: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С. 30.

Системы налогообложения в отдельных странах до сегодняшнего дня отличаются друг от друга. Данное обстоятельство может привести к существенным расхождениям и противоречиям при решении вопросов налогообложения между странами даже в тех случаях, когда при сопоставлении применяется единая методология группировки налогов. Поэтому искажения, возникающие в результате использования при международных сравнениях несопоставимых налоговых классификаций, приводят не только к неверным теоретическим выводам, но и могут быть причиной крупных практических просчетов, что часто имеет место в международных налоговых отношениях.

В практике международных сопоставлений применяется ряд систем налоговой классификации, к которым относятся следующие:

– ОЭСР - организации, объединяющей 24 промышленно развитые страны;

– Международного валютного фонда (МВФ);

– Системы национальных счетов (СНС);

– Европейской системы экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС).

Классификация ОЭСР является наиболее подробной и в то же время самой простой. В зависимости от объекта налогообложения каждый налог имеет свой кодовый номер и отнесен к определенной группе и подгруппе. Внутри групп налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и с юридических лиц, а также по другим существенным признакам.

Дробность в подразделении видов налогов и однородность объединения объектов классификации в разряды и группы позволяют не только анализировать и сопоставлять данные по отдельным налоговым группам, но и при соблюдении определенных правил производить корректную перегруппировку данных для конкретных целей исследования. Петров М. Налоговая система и налогообложение в России: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С. 31.

Классификация Международного валютного фонда (МВФ) схожа с классификацией ОЭСР. Для обеих классификаций общими являются принципы формирования и названия основных групп (разделов) налогов. Однако классификация МВФ, по сравнению с классификацией ОЭСР, менее подробная и имеет ряд других несущественных различий.

От классификаций ОЭСР и МВФ существенно отличается классификация по Системе национальных счетов (СНС) и классификация по Европейской системе экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС). Отличие заключается в том, что СНС использует подход, схожий с традиционной налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел. Пошлины, сборы и налоги на использование отдельных видов товаров и услуг или на разрешение использовать товары или осуществлять определенные виды деятельности, объединяемые в один раздел классификациями ОЭСР и МВФ, здесь включаются в разные разделы. ЕСЭИС выделяет следующие налоговые группы: налоги на доходы и импорт (т.е. объединяет в одну группу внутренние косвенные налоги и таможенные пошлины и сборы, что не характерно ни для одной из вышеупомянутых налоговых классификаций), налоги на капитал, регистрационные сборы и пошлины.

Различия между классификациями ОЭСР и МВФ и классификациями СНС и ЕСЭИС определяются тем, что две первые системы подчинены задачам систематизации и международного сопоставления налоговых поступлений, а две последние направлены на решение проблем бухгалтерского учета при использовании методики национальных счетов. Отличия классификации МВФ от классификации ОЭСР вытекают из специфического подхода МВФ к регистрации и сопоставлению данных о внешней торговле и движении капитала. МВФ проводит большую детализацию в отношении налогов, пошлин и сборов в сфере международных расчетов. Петров М. Налоговая система и налогообложение в России: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С. 32. Преимущество системы ОЭСР по сравнению с системами ЕСЭИС и СНС в области сравнительного анализа налоговых систем заключается в том, что первая классификация (это характерно и для системы МВФ) делает группы «прочих налогов» и «других налогов и сборов» самыми малочисленными, при том, что сгруппированные в разделы и подразделы, налоговые поступления разных стран становятся вполне сопоставимыми.

Таким образом, налоги в общепринятом понимании представляют собой не что иное, как обязательные платежи, устанавливаемые государством и регулярно взимаемые им с граждан и юридических лиц. В более конкретном смысле понятие налога включает в себя еще и различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи, вносимые в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых соответствующими законодательными актами. Все налоги, взимаемые с граждан и юридических лиц разделяют на прямые и косвенные.

налог финансовый материальный политика

Согласно НК РФ существует одна классификация налогов,

которая носит нормативный характер и критерием которой служат субъекты, их устанавливающие и принимающие платежи по ним.

  • Федеральные налоги, которые устанавливает НК РФ и оплачиваются на всей территории РФ. (НДС, подоходный прибыль организаций, и сборы, государственная пошлина, экологический налог)
  • Региональные налоги, которые вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории (налог на имущество организаций, налог на транспорт, налог с продаж). Налоговые льготы, ставки, порядок и сроки их уплаты, формы отчетности устанавливаются по каждому региону.
  • Местные налоги и сборы вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории муниципалитетов на имущество физических лиц, на рекламу).

Классификация налогов и сборов по категории налогоплательщика разграничивают их на те, которые уплачивают физические лица (подоходный, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, полученное по наследству или в дар.) Выделяют налоги, которые оплачиваются организациями (налог на прибыль, налог на имущество организации). Самая большая группа налогов эта смешанные налоги, которые оплачиваются и организациями и акцизы, таможенные и земельный, налог с владельца транспортного средства)

Традиционная российская классификация налогов по способу взимания все налоги подразделяются на прямые, косвенные, пошлины и сборы:

  • Прямые налоги уплачиваются с дохода или имущества плательщика, их размер можно точно рассчитать (налог на прибыль организации, подоходный).
  • Косвенные налоги рассчитать сложно, в конечном итоге их оплачивает потребитель товаров и услуг (акцизы, налог с продажи, налог с оборота, НДС), то есть через цену товара.
  • Пошлины и сборы

Налоги, которые платятся в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, это те, которые целиком поступают в конкретный бюджет на федеральном, региональном или местном уровне. Регулирующие же одновременно и пропорционально поступают в различные бюджеты, согласно законодательства (подоходный налог физических лиц, налог на прибыль организации).

В зависимости от целей использования имеют значение следующие виды налогов и их классификация:

  • общие (абстрактные)
  • целевые (специальные).

Общие перечисляются в бюджет в целом, а специальные для финансирования конкретных затрат из государственного бюджета. Например, специальный налог на благоустройство территории или для нужд образования в стране.

Классификация налогов в практической работе бухгалтера подразделяет их на срочные и календарные в зависимости от срока уплаты. Кроме того, на практике учитывают налоги, которые удерживают с доходов и перечисляют в бюджет, которые уплачивают с прибыли и которые, включенные в цену товаров и услуг.

По объекту налогообложения разграничивают налог:

  • на прибыль (для предприятий) и доход (для физических лиц),
  • на имущество,
  • на определенный вид деятельности.

Для организаций учитывается все движимое и недвижимое имущество, которое находится на основных средствах на балансе предприятия. Для физических лиц под имуществом понимают землю, транспортное средство, имущество, полученное в дар или по наследству, недвижимость.

Под прибылью предприятия понимают разницу между доходами и расходами, то есть чистый доход без затрат. Физические лица уплачивают налоги, как с общего совокупного дохода, так и с отдельных видов дохода, таких как дивиденды, выигрыши, призы. Некоторые виды товаров облагаются акцизами, независимо от дохода, например алкогольная и табачная продукция. При реализации товаров налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара и перекладывает уплату на плечи покупателя, компенсируя свои затраты.

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам. Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • - федеральные,
  • - региональные,
  • - местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на всей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления:

  • 1) Федеральные:
    • - НДС,
    • - акцизы,
    • - НДФЛ,
    • - налог на прибыль организации,
    • - налог на добычу полезных ископаемых,
    • - водный налог,
    • - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,
    • - государственная пошлина.
  • 2) Региональные:
    • - налог на имущество организаций,
    • - транспортный налог,
    • - налог на игорный бизнес,
  • 3) Местные:
    • - земельный налог,
    • - налог на имущество физических лиц.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • - прямые,
  • - косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К ним относятся:

  • - НДФЛ,
  • - налог на прибыль организаций,
  • - налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • - НДС,
  • - акцизы,
  • - таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще потому что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • - общие,
  • - специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается в том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • - транспортный налог;
  • - налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • - упрощенная система налогообложения;
  • - система налогообложения для сх товаропроизводителей;
  • - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Классификация налогов – это группировка их по ряду наиболее существенных признаков. Классификация налогов позволяет выявить различия и сходства разнообразных налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, соответствующих административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов.

Классификация налогов может быть проведена по различным признакам:

1) по уровню управления:

Федеральные;

Региональные;

Местные;

2) по способу взимания:

Косвенные;

3) по целевой направленности:

Специальные;

4) по характеру установления налоговых ставок:

Твердый налог;

Прогрессивный налог;

Регрессивный налог;

Пропорциональный налог;

5) по субъекту налогообложения:

Налоги с юридических лиц;

Налоги с физических лиц;

6) по объекту налогообложения:

Налоги на имущество;

Ресурсные налоги;

Налоги на доход;

Налоги на действия;

7) по характеру отражения в бухгалтерском учете:

Включаемые в себестоимость или цену продукции;

Уменьшающие финансовый результат;

Уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

Удерживаемые из дохода работника;

8) по уровню бюджета:

Закрепленные;

Регулирующие.

По уровню управления в Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: федеральные (общегосударственные), региональные (налоги и сборы субъектов Российской Федерации) и местные налоги.

Федеральные (общегосударственные) налоги – это налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган государственной власти. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Отличительной чертой региональных налогов является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов.

Местные налоги вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Такое деление наука, в том числе и современная, взяла из практики XVI в. В XVII-XIX вв. в основу деления налогов на прямые и косвенные был положен критерий возможности переложения налогов на потребителей. Считалось, что прямые налоги ложатся непосредственно на налогоплательщиков и их трудно переложить на другое лицо, в то время как косвенные налоги – это налоги, которые перекладываются налогоплательщиком на другое лицо, например через включение в цену товара.

Однако позднее взгляды на правомерность использования только указанного критерия изменились. Прямые налоги, как показала практика, также удается переложить на другое лицо, а косвенные – не всегда. Прямые налоги – исторически более ранняя форма налогообложения. Система прямых налогов полностью начала формироваться с XVII в., широкое распространение получила в XX в., когда глубже проявились их преимущества.

Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Непосредственно, напрямую, может быть обложен доход с земли, труда, капитала. Таким образом, земельный налог, налог на доходы организаций и физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, ресурсные платежи - прямые налоги. Чем больше доход, тем больше величина прямого налога.

Прямые налоги можно назвать оценочными налогами, ибо в основе их исчисления лежит расчетный доход, соответствующий индивидуальным характеристикам конкретного налогоплательщика. Так, по сравнению с косвенными налогами прямые налоги, как правило, учитывают доходность налогоплательщика, его семейное положение. Налогоплательщик точно знает сумму налога с объекта обложения. В результате прямые налоги в большей мере соответствуют принципу справедливости. Наконец, для прямого налогообложения характерны более низкие затраты при взимании.

Высокая доля прямых налогов свидетельствует о стабильном, устойчивом развитии экономики. В налоговых системах высокоразвитых стран доминирующее положение занимают прямые налоги, их доля составляет более 50% в общей сумме налоговых поступлений. В целом ряде стран важнейшей формой доходов бюджетов выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. В России в 2001 г. прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий в общем объеме налоговых поступлений составляло 32,7%.

В зависимости от положенных в основу исчисления принципов построения прямые налоги подразделяются на реальные и личные .

Исторически реальные налоги были первыми. К ним относились: поземельный, подомовой (на недвижимое имущество), промысловый, на денежный капитал, на ценные бумаги, на скот. В настоящее время к реальным налогам относятся: земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, плата за пользование водными объектами, налог на операции с ценными бумагами.

Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения, их уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения.

Надо заметить, что при более глубоком рассмотрении реальные налоги обнаруживают (могут проявить) свою регрессивную сущность. Формально налогоплательщиком выступает собственник имущества, но он, например, может сдать его в аренду и через арендную плату переложить часть налога на арендатора.

Личные – это налоги на доходы отдельных физических или юридических лиц: налог на доходы предприятий и физических лиц, налог на имущество организаций и граждан и др. Личные прямые налоги уплачиваются с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

В XVII-XVIII вв. широкое развитие получило косвенное налогообложение. Облагались налогом товары, ввозимые из-за границы, товары отечественные: предметы роскоши и товары первой необходимости.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, они не зависят от величины доходов и размера имущества и включаются в цену продукции, которая оплачивается в конечном итоге потребителем. Косвенные налоги «сидят» в цене товара и являются налогами на потребление: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.

Государство заявляет о своих правах на часть стоимости товаров, услуг в момент реализации этих товаров, услуг. При реализации такого товара полученные налоговые суммы перечисляются в бюджет организациями, реализующими товары и услуги. Таким образом, связь между государством и плательщиком не прямая, а косвенная, опосредованная третьим участником. Плательщики не совпадают с носителями налогов.

Акцизы – основной вид косвенного налогообложения. Устанавливаются преимущественно на товары потребления или массовые услуги. Налог включается как составная часть в цену или тариф. Сборщиками акцизов выступают субъекты хозяйствования, производящие подакцизные товары или оказывающие облагаемые услуги, а плательщиками – покупатели при оплате товаров и услуг.

Первые акцизы были в Древнем Риме - на соль. Позднее стали применяться акцизы с площади земли, на которой произрастало сырье для производства подакцизных товаров, затем с сырья для производства подакцизных товаров, затем с полуфабрикатов и, наконец, с товаров. В целом считается, что объектом обложения выступают товары, уровень потребления которых мало меняется по отношению к изменениям цен, либо на высокорентабельные товары (алкоголь, автомашины).

В дореволюционной России акцизы были основным доходом государства. В 1901 г. они обеспечивали 61% всех государственных доходов. Объектами обложения выступали: соль, сахар, спички, чай, одежда, водка, табак.

Взимание косвенных налогов менее болезненно и «незаметно» для плательщиков, кроме того, система косвенного налогообложения обеспечивает устойчивость доходов бюджета, особенно в условиях инфляции.

Некоторые современные экономисты говорят об аморфности понятия косвенного и прямого налогообложения, утверждая, что при определенных условиях косвенный налог может превратиться в прямой, и наоборот (так, налог на прибыль на монопольном рынке через механизм цен принимает черты косвенного обложения). Ключевым, определяющим разницу между прямыми и косвенными налогами, критерием является то, что первые могут быть скорректированы с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика, в то время как последними облагаются различные хозяйственные акты, сделки, финансовые операции вне зависимости от характеристик продавца и покупателя. Отличительная черта косвенного налога состоит в том, что никакая личностная характеристика, за исключением покупаемого товара на определенном рынке, не влияет на сумму платежа. Само понятие «косвенный» заключается в том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения товара. Таким образом, деление налогов на прямые и косвенные имеет огромное значение для экономики и, несмотря на определенную условность принципа «переложения», он активно используется в классификации налогов.

По целевой направленности налоги подразделяются на абстрактные (общие) и целевые (специальные).

Абстрактные (общие) налоги предназначены для формирования доходной части бюджета в целом и используются на финансирование общегосударственных мероприятий, текущих и капитальных расходов государственного бюджета.

Целевые (специальные) налоги и сборы вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Они имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные специальные целевые фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги. К общим налогам относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы, налоги на имущество предприятий и граждан, налог на доходы физических лиц и др. Специальные налоги служат источником финансирования проводимых государством мероприятий.

К специальным налогам относится единый социальный налог (ЕСН). Этот налог предназначен для мобилизации средств с целью реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступают в Фонд социального страхования РФ. За счет них выплачиваются пособия работникам, пострадавшим от несчастного случая на производстве или получившим профессиональное заболевание.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, лесной доход также относятся к специальным налогам. Доходы от этих налогов идут на восстановление природных ресурсов.

К специальным налогам относится транспортный налог, суммы которого направляются в бюджеты субъектов РФ и предназначены для финансовой поддержки и развития городского пассажирского транспорта общего пользования, строительства дорог.

Такое целевое предназначение конкретных налогов для финансирования определенного государственного органа является важной финансово-правовой гарантией его автономного положения в государственном механизме. Здесь учитывается и психологический фактор. Наблюдения показывают, что граждане легче переносят усиление налогового бремени, когда знают о целевом расходовании средств от поступлений налогов, в этом случае легче бороться с уклонением от уплаты налогов.

По характеру установления в зависимости от ставки выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог , ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода.

Прогрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода. Регрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы. Пропорциональный налог – такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода.

Прогрессивное (перераспределяющее доходы) налогообложение связано в основном с прямыми налогами, например, применяется в налоге на имущество физических лиц.

К наиболее типичным прогрессивным налогам относится личный подоходный налог, взимаемый с граждан. Максимальная ставка этого налога в развитых странах колеблется от 30 до 70%, минимальная составляет 12-15%.

В России с 2001 года введена единая ставка налога на доходы физических лиц - 13%. До этого периода, например, в 1999 г. в РФ действовали следующие ставки подоходного налога с физических лиц: при размере облагаемого совокупного дохода до 50 000 руб. в год - 12%, с суммы дохода от 50 001 до 150 000 руб. – 6 000 руб. плюс 20% с суммы, превышающей 50 000 руб., с суммы дохода от 150 001 руб. и выше – 26 000 руб. плюс 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.

В последние десятилетия в экономически развитых странах заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для справедливой налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т.е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. Их оппоненты указывают на тормозящее воздействие высоких ставок подоходного налога на процесс накопления капитала, инвестиций, научно-технический прогресс, создание новых рабочих мест.

Единый социальный налог устанавливается по регрессивной шкале ставок: с ростом налоговой базы происходит сокращение ставки налога. Государственная пошлина также взимается в убывающем размере в зависимости от степени повышения суммы денежных средств искового заявления имущественного характера.

К пропорциональным налогам в России относятся, например, НДС (10% или 18% в зависимости от вида производимой продукции), налог на прибыль организаций (24% прибыли, полученной налогоплательщиком), налог на имущество организаций (2,2% балансовой стоимости имущества предприятия) и др.

К налогам, установленным в твердой форме, относятся, в частности, налог на игорный бизнес, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики – физические и юридические лица. Классификация налогов по налогоплательщикам весьма проста, она включает, как правило, три группы:

Налоги с юридических лиц;

Налоги с физических лиц;

Налоги с юридических и физических лиц.

При этом следует учитывать, что к физическим лицам относятся и предприниматели, работающие без образования юридического лица.

Существуют определенные особенности в налогообложении иностранных юридических и физических лиц.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают: закрепленные налоги , которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд, и регулирующие налоги (разноуровневые). Суммы налоговых платежей регулирующих налогов поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По объекту налогообложения можно выделить следующие группы налогов:

Налоги на имущество (на имущество предприятий и физических лиц, на наследство);

Ресурсные налоги (земельный, лесной, на добычу полезных ископаемых, платежи за воду, сборы за использование объектов животного мира);

Налоги на доход (физических лиц и налог на прибыль организаций);

Налоги на действия - хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации товаров (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

Прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы (различные лицензионные сборы).

Для хозяйствующих субъектов важным признаком классификации является характер отражения налоговых платежей в бухгалтерском учете. Согласно нормативным предписаниям расходы по уплате налогов:

Включаются в себестоимость (земельный и водный налоги, транспортный налог, ЕСН);

Включаются в цену продукции (акцизы, таможенные пошлины, НДС);

Уменьшают финансовый результат (налог на имущество организаций);

Уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль организаций);

Уплачиваются за счет чистой прибыли (налог на операции с ценными бумагами);

Удерживаются из дохода работника (налог на доходы физических лиц).

Определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.

Налоговые обязательства - это основная доходная статья бюджета любого уровня. В действующем фискальном законодательстве, а именно в НК РФ, предусмотрены виды налогов и основания их классификации. В статье расскажем о действующей классификации налогов и сборов в РФ.

На территории нашего государства действуют несколько десятков налоговых обязательств (НО). Запомнить все бюджетные платежи довольно сложно. Однако все виды налогов и способы их классификации позволяют сгруппировать обязательства по определенным признакам и структурировать их. Определимся на конкретных примерах, как классифицируются налоговые платежи и сборы.

Кто утверждает налоговые правила

Основная классификация налогов в РФ заключается в группировке НО по органам власти, которым переданы полномочия по установлению норм и правил применения налогообложения. Иными словами, платежи группируются по уровню бюджета, в который они зачисляются. Так, выделяют три уровня:

  1. Федеральный. Данные платежи зачисляются напрямую в казну федерации, формируя основную доходную статью федерального бюджета. После чиновники распределяют поступления между регионами и муниципалитетами. То есть платежи в федеральный бюджет перераспределяются между бюджетами низших уровней. Налоговые поступления перечисляются в виде субсидий, субвенций и иных трансфертов. Например, к данной группе НО можно отнести НДС и НДФЛ. По этим платежам ставки, льготы и прочие нормы устанавливает Правительство РФ.
  2. Региональный. Понятие и виды налогов и сборов в РФ данной категории регламентируются на региональном уровне. То есть особенности налогообложения устанавливают власти субъекта РФ (области, края, автономные округа, города федерального значения). Такие бюджетные платежи перечисляют напрямую в казну субъекта. Примерами данной категории можно назвать НО по имуществу организаций.
  3. Местный. Если нормы и правила применения НО устанавливают муниципальные органы власти, а платежи зачисляются сразу в муниципальную казну, то такие НО относятся к местным бюджетным платежам. Примерами можно считать НО на землю, на имущество физических лиц, а также торговый сбор, действующий на территории Москвы.

Отметим, что все налоговые платежи регламентированы в НК РФ. Следовательно, региональные и местные власти не могут утверждать новые обязательства самостоятельно. Полномочия муниципалитетов и субъектов ограничены. Они вправе расширить перечень льгот, сократить, в допустимых пределах, налоговые ставки, ввести авансы и отчетные периоды.

Способ обложения

В зависимости от того, кто или что облагается НО, выделяют два вида налогов и сборов в Российской Федерации: прямые и косвенные.

К прямым НО относят те платежи, размер которых определяется напрямую пропорционально объекту обложения. То есть к установленной налоговой базе применяют процентную или фиксированную ставку. Наглядным примером данной категории являются НДФЛ или ННП организаций.

Как это работает? К совокупным доходам налогоплательщика применяется определенная налоговая ставка. Например, для физических лиц — 13 %, для организаций — 20 %.

Косвенные платежи не определяются напрямую к налоговой базе. Размер таких платежей обычно скрыт в стоимости товаров, работ, услуг, реализуемых или приобретаемых налогоплательщиками. Например, акциз на бензин уже включен в стоимость топлива. Аналогично определяется НДС, размер фискального платежа уже включен в стоимость приобретаемого или реализуемого товара (работы, услуги). Например, при покупке товара в магазине НДС можно увидеть в товарном чеке.

Вид налогоплательщика

В зависимости от того, кто уплачивает НО в бюджет, определяет действующая налоговая система виды налогов и их классификацию по видам и категориям налогоплательщиков. Основная группировка плательщиков выделяет две категории, а вот фискальных обязательств выделяют три:

  1. Для физических лиц. Сразу отметим, что к данной категории относятся не только простые граждане, но и частные, и индивидуальные предприниматели. То есть это те транши, которые уплачивают в казну физлица. Например, НДФЛ, плата за земельные участки или недвижимость, находящуюся в собственности.
  2. Для юрлиц. Данная группа перечислений в бюджет определяется как налоговое бремя для экономических субъектов (организаций, предприятий, учреждений, фирм и компаний). Отметим, что такие транши обязательны не только для российских компаний, но и для иностранных фирм, которые ведут деятельность на территории нашей страны. Утвержденные налоги предприятия, виды налогов в РФ, таблица представлена в конце статьи.
  3. Смешанные НО. То есть это категория фискальных платежей, которую уплачивают как простые граждане, так и организации и предприниматели. Например, НДС. Так, при реализации или приобретении товаров все категории налогоплательщиков обязаны рассчитаться с бюджетом по НДС.

Индивидуальные предприниматели — это особая категория налогоплательщиков. Так, являясь простым гражданином, они уплачивают все НО, которые предусмотрены для физлиц. В то же время осуществляя предпринимательскую деятельность. Состав фискальных траншей расширяется в зависимости от выбранной системы налогообложения.

Назначение платежа

Классифицируют основные виды налогов в РФ по назначению транша, то есть куда государство направит собранные средства. Выделяют две группы: целевые и общие.

Общие — это средства, которые зачисляются в казну соответствующего уровня. Они формируют основную доходную часть бюджета. Законодатели распределяют данные деньги между основными статьями расходов. Отметим, что решение о распределении «общих» денег лежит на органах власти соответствующего уровня (федерального, регионального либо муниципального). Примерами НО являются НДФЛ, ННО.

Целевые — это транши, которые могут быть направлены в специальные фонды, которые, в свою очередь, будут расходоваться на определенные цели. Например, НО на транспорт. Часть средств зачисляется в специальный фонд, затем деньги направляют на ремонт и строительство дорог. Аналогичная процедура установлена и для земналога.

Классификация налогов по объекту обложения

Дробление основных видов налогов в России также определяется по объекту обложения. Простыми словами, транши группируются по тому, что облагается налоговым бременем. Принято выделять несколько ключевых категорий:

  1. Имущественные — это те транши, которые уплачивают собственники определенного имущества. Например, если в собственности компании или гражданина имеется земельный участок, квартира, жилой дом, транспортное средство и прочие налогооблагаемые активы, то им придется перечислить деньги в бюджет. Размер перечислений определяется в зависимости от стоимости объекта.
  2. Доходные — объектом этих НО являются доходы налогоплательщиков. Например, для простых граждан — это НДФЛ. Он устанавливается в процентном отношении от полученного дохода физлица за отчетный период. Аналогичные правила действуют для компаний.
  3. Рентные — транши, которые уплачивают за пользование природными объектами, добычу полезных ископаемых. То есть платеж является рентой за эксплуатацию, добычу определенного рода природных ресурсов.
  4. Потребления. Данная категория НО определяется как обременение при потреблении. Простыми словами, обязательства возникают при приобретении товаров, работ, услуг для собственных нужд, то есть для собственного потребления. По данному критерию классификации налогов с примерами относятся все косвенные обязательства.
  5. Особые — те обязательства, которые уплачивают налогоплательщики, реализующие особые (исключительные) виды деятельности. Например, осуществление игровой деятельности влечет за собой наложение такого фискального обременения, как НО на игорный бизнес.

Метод исчисления

Группировка по методам исчисления размера транша предусматривает несколько категорий. Рассмотрим, какие устанавливает налоговая система РФ виды налогов, таблица:

Критерий

Наименование

Пример классификации налогов кратко

По методу исчисления

Пропорциональные — устанавливаются пропорционально объекту обложения.

НДФЛ — основная ставка — 13 % от налогооблагаемого дохода.

НДС — 18 % с суммы, полученной от реализации товаров или услуг.

Твердые — устанавливаются вне зависимости от стоимости объекта обложения.

НО на транспортные средства (законодатели устанавливают ставку в зависимости от мощности автомобиля).

Ступенчатые — изменение ставки при изменении объема фискальной базы.

Страховые взносы по ВНиМ и ОПС, ставка снижается, когда доходы превышают установленный лимит.

Фиксированные — устанавливаются в фиксированном размере и не изменяются при уменьшении или увеличении объекта обложения.

Итоговая система налогов: классификация налогов

Итак, законодатели предусмотрели довольно широкую классификацию налогов по различным признакам. Определим все действующие группировки в одной таблице.