Кто же кого "кормил" в ссср? подробный разбор. Бюджет ссср Доходная и расходная часть бюджета ссср

С входящими в их состав бюджетами автономных республик и местными бюджетами . Верховные Советы союзных и автономных республик утверждают своды бюджетов этих республик, а местные Советы депутатов трудящихся - своды бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц краев, областей и т. д. С. б. показывает общие суммы доходов и расходов включенных в него отдельных видов бюджетов, их удельный вес, структуру доходной и расходной части. С. б. и отчетные данные, построенные применительно к его структуре, используются при анализе общих результатов исполнения отдельных видов бюджетов и подготовке предложений о дальнейшем их развитии.  

Успешный ход выполнения третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР нашел яркое отражение в изменении объема я структуры доходов и расходов государственного бюджета СССР . Приведенные ниже данные характеризуют динамику объема государственного бюджета СССР за 1938-1940 гг. и по плану на 1941 г. в сравнении с 1937 г. (в млрд. руб.).  

С 1980 по 1985 г. доля налога с оборота в доходах бюджета снизилась на 6,1 пункта, платежей государственных предприятий и организаций из прибыли возросла на 0,9 пункта. В 1980 г. объем налога с оборота достиг 94,1 млрд. руб., т. е. возрос более чем на /з против 1975 г., а средний темп ежегодного прироста за 1970- 1980 гг. составил более 4%. В 1985 г. в доход государственного бюджета СССР поступило 97,7 млрд. руб. налога с оборота, или 25% всех доходов, в то время как платежей из прибыли- 119,5 млрд. руб., или 30,6%. При этом поступления последних увеличились против предыдущего года на 3,9 млрд. руб., или на.3,4%, а платежи налога с оборота уменьшились на 5 млрд. руб., или на 4,9%. Эта тенденция сохранилась и в 1986 г. В 1987 г. сложилась несколько иная ситуация. Доля налога с оборота в доходах бюджета продолжала снижаться при некотором увеличении поступления платежа против 1986 г. Под влиянием изменения пропорций распределения снизилась абсолютная сумма и удельный вес платежей из прибыли в бюджет. Несмотря на повышение в 1987 г. других доходных источников бюджетов формировании его структуры, тенденция снижения суммы налога с оборота и роста платежей из прибыли в бюджет против 1985 г. сохранилась.  

Данные о структуре доходов гос. бюджета СССР приведены в табл. 1.  

Развитие Г. б. с. р. на разных этапах социа-листич. строительства имело свои особенности, связанные с хозяйственным и культурным развитием Советского Союза и его национально-государственным строительством. Конституция, принятая в начале 1924 г., определила основные принципы бюджетного устройства и объем бюджетных прав Союза ССР, союзных республик, автономных республик и местных Советов депутатов трудящихся. Бюджетные права и структура бюджетов союзных республик в последующем установлены Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик от 29 ноября 1924 г. За каждой союзной республикой были закреплены определенные доходы от государственных иму-ществ, находившихся на ее территории, и от республиканского х-ва, а также отчисления от общесоюзных налогов, пошлин и надбавки к ним. В расходную часть включались затраты на народное х-во и социально-культурное строительство, отнесенные на бюджет союзных республик, а также на содержание республиканских и местных органов государственной власти и управления. В период восстановления разрушенного империалистич. и гражданской войнами и иностранной интервенцией народного х-ва СССР решающая доля затрат на его развитие, и в первую очередь на развитие пром-сти, приходилась на общесоюзный бюджет, а социально-культурные расходы в большей мере финансировались из бюджетов союзных республик. Республиканские бюджеты союзных республик в 1927/28 г. увеличились по сравнению с 1924/25 г. в 2,5 раза, а общесоюзный бюджет - в 2,4 раза. Г. б. с. р. явились важным фактором экономич. и культурного развития союзных республик. Положением о бюджетных правах от 25 мая 1927 г., действовавшим с нек-рыми изменениями до 1960 г., были несколько расширены доходные источники союзных республик путем закрепления за ними 99% всех поступлений сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов на их территории (кроме подоходного налога с населения). После реорганизации в 1929 г. управления пром-стью, а затем после налоговой реформы 1930 г. ряд доходных, источников бюджетов союзных республик отпал. Поэтому постановлением ЦИК и СНК  

Госкомстат СССР систематически выборочно обследует бюджеты 62 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников. По их результатам составляются усредненные бюджеты семей различной социальной принадлежности, отражающие структуру их совокупных доходов и расходов.  

В СССР казначейство было упразднено, что соответствовало экономической политике , проводимой в рамках единой государственной формы собственности кассовое исполнение государственного бюджета осуществлялось центральным банком страны. С восстановлением плюрализма форм собственности казначейство было вновь учреждено в России Указом Президента от 8 декабря 1992 г. № 1556 в структуре Министерства финансов . К его целям относятся эффективное проведение государственной бюджетной политики эффективное управление доходами и расходами федерального бюджета повышение оперативности в финансировании государственных программ усиление контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.  

Как видно из приведенной на рис. 1.11 диаграммы, доходы консолидированного бюджета Азербайджана снизились с 35 до 15% ВВП, что является значительным падением даже по сравнению с другими странами СНГ. Структура налоговых доходов Азербайджана с введением с 1992 г. НДС и акцизов и упразднением существовавшего в СССР налога с оборота сформировалась таким образом, что главными бюджетной системы стали налог на прибыль предприятий , подоходный налог , НДС и акцизы.  

Лит. Маркс К., Капитал, т. 1 - 3, Маркс К. и Э п-г о л ь с- Ф., Соч., 2 изд., т. 23-25 Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977 Кронрод Я. А., Общественный продукт и его структура при социализме, М., 1958 Зверев А. Г., Национальный доходи финансы СССР , М., 1961 Ноткин А. И., Темпы и пропорции социалистического воспроизводства, М., 19Н1 . 11 а н г с О., Теория воспроизводства и накопления, пер. с польск., М., 1963 С и т а р я н С. А., Чистый доход и бюджет, М., 1964 Хачатуров Г. С., Экономическая эффективность капитальных вложений , М., 1964 Структура па-родного хозяйства СССР, под ред. А. И. Ноткина, М., 1967 Научные основы экономического прогноза , М., 11)71 А н ч и ш-ки н Л. VI., Прогнозирование роста социалистической экономики, М., 1973. Б. П. Плышевский. Москва.  

Поскольку Н. д. в преобладающей части создается, распределяется и используется в гос. и колхозном секторах нар. х-ва, гос-во непосредственно планирует весь процесс его воспроизводства. При разработке нар.-хоз. планов составляется баланс народного хозяйства СССР , одним из составных элементов к-рого является баланс Н. д. В соответствии со стадиями его движения в нар. х-ве Н. д. исчисляется различными методами как сумма чистой продукции отраслей материального произ-ва (произведенный Н. д.), сумма первичных и конечных доходов (распределенный Н. д.) и сумма фондов потребления и накопления (используемый Н. д.). Произведенный Н. д. равен распределенному Н. д. и отличается от использованного на величину потерь. Расчеты Н. д. основываются на заданиях нар.-хоз. планов и отчетных данных об их выполнении. Чистая продукция нар. х-ва определяется вычитанием из валовой продукции пром-сти, с. х-ва, строительства, транспорта и других отраслей материального произ-ва стоимости потребленных средств произ-ва, устанавливаемой по данным о себестоимости продукции и издержках обращения . Первичные доходы исчисляются исходя из объема произведенной продукции, фонда зарплаты, доходов колхозов и колхозников и из данных фин. планов, характеризующих размеры прибыли, налога с оборота и других элементов чистого дохода . Перераспределение Н. д. и величина конечных доходов рассчитываются на основе гос. бюджета, кредитных планов Госбанка СССР и Стройбанка СССР, Госстраха и сберегательных касс . Объем и структура используемого Н. д. определяется по данным о товарообороте, капитальном строительстве и вводе в действие основных фондов , изменении оборотных фондов и резервов, поступлении продуктов из колхозов и личного подсобного х-ва населения и других форм распределения произведенной продукции. Н. д. исчисляется в текущих ценах соответствующих лет. Основные элементы Н. д. (объем чистой продукции , фонды накопления и потребления) рассчитываются также в сопоставимых ценах,  

Многочисленные последующие проверки выдвинутых Энгелем положений показали их ограниченность. Аналогичный вывод о тенденциях изменения расходов на жилище (в зависимости от доходов) получил наименование Швабе (по имени нем. статистика А. Швабе). Сов. учёный, акад. С. Г. Струмллин показал на материалах пензенских бюджетов, что процент расхода на питание находится в более тесной связи не с уровнем благосостояния, а с размером семьи и возрастом её членов (см. К методологии рабочего бюджета , Избр. произв., т. 3, М., 1964). Ограниченное проявление 3. Э. было подтверждено на основе анализа многочисленных обследований семейных бюджетов , осуществлённых в СССР. Это частично объясняется особенностями структуры потреблений семей сов. рабочих, бюджет к-рых испытывает существенное влияние общественных фондов потребления , удовлетворяющих ряд очень важных потребностей семьи (воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, мед. помощь и т. д.). Несмотря на всё это, нек-рые бурж. экономисты не только фетишизировали положение Энгеля, но и дали им расширительное толкование. Показатель доли расходов на питание стал использоваться ими для характеристики роста благосостояния населения в динамике. На основании уменьшения доли расходов на питание делался вывод о росте уровня жизни семей трудящихся п капиталистич. странах. Такой подход неправомерен. Прежде всего, весьма условны сами положения Энгеля, поскольку они относятся к доходам, различным но величине. К тому же перенос статич. зависимостей на динамику требует многочисленных оговорок, т. к. с течением времени под воздействием многих факторов существенно изменяется структура потребления . Размер абсолютных и относительных расходов на питание связан не только с уровнем материальной обеспеченности, но и с характером потребностей членов семей. Сдвиги в потреблении рабочих капиталистич. стран в значительной мере обусловлены возникновением новых потребностей , а следовательно, новых расходов, а также ростом цен, первоочерёдной необходимостью оплачивать лечение, повышением налогов. Это заставляет сокращать расходы па питание, заменяя более ценные и дорогие продукты менее ценными в питательном отношении, но зато более дешёвыми продуктами. Сокращение уд. веса расходов на питание при их абсолютном росте больше свидетельствует о том, что эта потребность еще не удовлетворяется в достаточной степени, но под давлением новых, более интенсивных потребностей расходы на продукты питания насильственно сжимаются.  

Границы элементов С. в. подвижны. На сто общую величину оказывает воздействие целый ряд социально-экономим, и демографии, факторов (пол, возраст, состав семьи, образование, уровень доходов, характер и содержание труда , место жительства городили село, и др.). В соответствии с классификацией, принятой в СССР (а затем п в рамках проведённого в 1963-71 междунар. обследования, охватившего 8 социалистич. и 5 капиталист ч. стран), структура С. в. включает в себя затраты времени на учёбу и самообразование обществ, деятельность развлечение] отдых (индивидуального и публично-зрелищного характера, с выделением таких элементов, как чтение книг, газет, журналов, слушание радио и просмотр телевизионных передач, занятия по интересам, или увлечениям, игры и беседы с детьми и т. п.) физкультуру и спорт товарищеское общение с людьми пассивный отдых. Культура С. в. определяется целевой направленностью деятельности человека в С. в., социальной активностью, целесообразным и эффективным его использованием. Чем выше квалификация и уровень образования работника , тем, как правило, полноценнее и рациональнее использование им С. в. Социалистич. гос-во заинтересовано в увеличении времени, к-рое человек затрачивает на образование, развитие интеллектуальных и фнзич. способностей, выполнение социальных функций . За годы Сов. власти величина С. в. у трудящихся, как показали выборочные обследования , возросла почти вдвое, достигнув в среднем ок. 3-4 ч в расчёте на день. Из этого времени (если брать баланс С. п. за месяц) ок. 70% идёт на развитие интеллекта человека (учёбу, посещение театров и кинотеатров, чтение и т. д.). Согласно выборочным обследованиям в СССР it 60-70-х гг. в месячном бюджете времени С. в. составляло у мужчин 15 - 20%, у женщин 8-12%. Однако С. в. больше характеризуют не усреднённые, а дифференцированные (по группам населения) данные, их структура и динамика. Социалистич. общество оказывает планомерное воздействие не только на величину, по и на структуру С. в. Обществ, регулирование С. в. осуществляется при помощи соцнально-экономич., правовых и пдейно-воспитат. средств в сочетании с саморегулированием. Оно предполагает также прогнозирование и планирование С. в., создание оптимальных его моделей для различных социальных групп

СССР и США - две мировые сверхдержавы, которые соперничали за первенство во всем начиная с послевоенного периода до начала 90-х годов прошлого века. Очень важным аспектом этой борьбы была экономика. Особенно большое значение уделялось ВВП СССР и США. Сравнение этих показателей было довольно сильным инструментом в пропаганде обеих стран. Но в то же время с помощью этих экономических данных мы тоже сможем теперь, сквозь пелену прошедших лет, восстановить действительно состояние дел в изучаемых странах. Итак, каков же был ВВП СССР и США в период их соперничества?

Понятие валового продукта

Но прежде чем производить анализ ВВП СССР и США, давайте узнаем, что вообще представляет собой это понятие и какие виды его существуют.

Валовый внутренний продукт (ВВП) - это стоимость все произведенных в отдельном государстве или регионе товаров и услуг. Если разделить общий ВВП на среднестатистическую численность жителей территории, к которой он относится, то мы получим валовой продукт на душу населения.

Показатели можно разделить на две большие группы: номинальный и по паритету покупательских способностей. Номинальный выражен в национальной валюте, или в пересчете на валюту любой другой страны по установленному курсу. При подсчете ВВП по паритету учитывается соотношение валют друг к другу по покупательной способности относительно конкретного вида товаров или услуг.

Сравнение экономических показателей до II мировой войны

Хотя основной пик соперничества СССР и США приходится на период после II мировой войны, для полноты картины нелишним будет взглянуть на то, как изменялось в динамике их ВВП в первой половине XX века.

Предвоенный период был довольно сложен как для экономики СССР, так и для В в это время происходило восстановление страны после Гражданской войны, что вылилось в том числе два сильнейших голодных периода 1922 и 1932-1933 годов, а Соединенные Штаты в 1929-1932 годах переживали период своей истории, известный как Великая депрессия.

Больше всего экономика страны Советов просела по отношению к ВВП США сразу после Гражданской войны в 1922 году. Тогда отечественный ВВП составляло всего около 13% от аналогичного показателя в Соединенных Штатах. Но, в следующие годы СССР начало стремительно сокращать отставания. К предвоенному 1940 году ВВП СССР был равен в пересчете на американскую валюту $417 млрд., что составляло уже 44% от показателя США. То есть у американцев в тот период валовой внутренний продукт составлял сумму около $950 млрд.

Но начавшаяся война гораздо больнее ударила по экономике СССР, чем по американской. Это было связанно с тем, что боевые действия происходили непосредственно на территории Советского Союза, а США воевали только за рубежом. К концу Второй мировой войны ВВП СССР составлял только около 17% от валового продукта США. Но, опять же, после того как началось восстановление производства, разрыв между экономиками двух государств стал стремительно сокращаться.

Сравнение ВВП 1950-1970 годов

На 1950 год доля СССР в мировом ВВП составляла 9,6%. Это составляло 35% от ВВП США, то есть ещё ниже, чем предвоенный уровень, но, тем не менее, гораздо выше, чем показатель первого послевоенного года.

В последующие годы разница в величине валовых продуктов двух супердержав, коими к тому времени стали СССР и США, все больше сокращалась, хотя уже и не такими быстрыми темпами, как ранее. К 1970 году ВВП Советского составлял около 40% от ВВП Соединенных Штатов, что уже являлось довольно впечатляющим показателем.

ВВП СССР после 1970 года

Более всего нас интересует состояние экономики СССР и США после 1970 года до конца когда соперничество между ними достигло своего максимума. Поэтому за этот период рассмотрим ВВП СССР по годам. Затем то же самое проделаем с внутренним валовым продуктом Соединенных Штатов. Ну и в завершающей стадии сравним эти результаты.

ВВП СССР за 1970 - 1990 гг. в млн долл:

  • 1970 г. - 433 400;
  • 1971 г. - 455 600;
  • 1972 г. - 515 800;
  • 1973 г. - 617 800;
  • 1974 г. - 616 600;
  • 1975 г. - 686 000;
  • 1976 г. - 688 500;
  • 1977 г. - 738 400;
  • 1978 г. - 840 100;
  • 1979 г. - 901 600;
  • 1980 г. - 940 000;
  • 1981 г. - 906 900;
  • 1982 г. - 959 900;
  • 1983 г. - 993 000;
  • 1984 г. - 938 300;
  • 1985 г. - 914 100;
  • 1986 г. - 946 900;
  • 1987 г. - 888 300;
  • 1988 г. - 866 900;
  • 1989 г. - 862 000;
  • 1990 г. - 778 400.

Как видим, на 1970 год валовой внутренний продукт в СССР составлял 433 400 млн долларов. До 1973 года он вырос до 617 800 млн долл. В следующем году было незначительное падение, а затем рост опять возобновился. В 1980 году ВВП достиг уровня 940 000 млн долл., но уже в следующем году последовало значительное падение - 906 900 млн долл. Данная ситуация была связана с резким падением мировых цен на нефть. Но, нужно отдать должное, что уже в 1982 году ВВП возобновил рост. В 1983 году он достиг своего максимума - 993 000 млн долл. Это наибольшая величина валового внутреннего продукта за все время существования Советского Союза.

Зато в последующие годы началось практически непрерывное падение, что ярко характеризовало состояние экономики СССР того периода. Единственный эпизод кратковременного роста наблюдался в 1986 году. ВВП СССР 1990 года составило 778 400 млн долларов. Это был седьмой по величине результат в мире, а общая доля Советского Союза в мировом валовом продукте составляла 3,4%. Таким образом, если сравнивать с 1970 годом, то валовый продукт увеличился на 345 000 млн долларов, но в то же время, начиная с 1982 года, упал на 559 600 млн долларов.

Но тут нужно учитывать ещё одну деталь, доллар, как и любая валюта подвержен инфляции. Поэтому 778 400 млн долл. 1990 года в пересчете на цены 1970 года будет равно 1 092 млн долл. Как видим, в этом случае с 1970 по 1990 год мы будем наблюдать увеличение ВВП на сумму 658 600 млн долл.

Это мы рассмотрели величину если же говорить о ВВП по паритету покупательских способностей, то в 1990 году он составлял 1971,5 млрд долл.

Величина валового продукта по отдельным республикам

Теперь давайте взглянем на то, сколько в 1990 году составлял ВВП СССР по республикам, а вернее, сколько в процентном отношении клал в общую копилку валового дохода каждый субъект Союза.

Больше половины в общий котел, естественно, приносила самая богатая и населенная республика - РСФСР. Её доля составляла 60,33%. Затем следовала вторая по населенности и третья по размеру территории республика - Украина. Валовой внутренний продукт этого субъекта СССР составлял 17,8% от общесоюзного. На третьем месте вторая по размеру республика - Казахстан (6,8%).

Другие республики имели следующие показатели:

  • Белоруссия - 2,7%.
  • Узбекистан - 2%.
  • Азербайджан - 1,9%.
  • Литва - 1,7%.
  • Грузия - 1,2%.
  • Туркмения - 1%.
  • Латвия - 1%.
  • Эстония - 0,7%.
  • Молдавия - 0,7%.
  • Таджикистан - 0,6%.
  • Киргизия - 0,5%.
  • Армения - 0,4%.

Как видим, доля России в составе общесоюзного ВВП была больше, чем всех остальных республик, вместе взятых. В то же время довольно высокая доля ВВП была также у Украины и Казахстана. У остальных субъектов СССР - гораздо меньше.

Для более полной картины, взглянем на ВВП на сегодняшний день. Определим, изменился ли порядок расположения бывших союзных республик по величине валового внутреннего продукта.

Размер ВВП по данным МВФ за 2015 год:

  1. Россия - $1325 млрд.
  2. Казахстан - $173 млрд.
  3. Украина - $90,5 млрд.
  4. Узбекистан - $65,7 млрд.
  5. Беларусь - $54,6 млрд.
  6. Азербайджан - $54,0 млрд.
  7. Литва - $41,3 млрд.
  8. Туркменистан - $35,7 млрд.
  9. Латвия - $27,0 млрд.
  10. Эстония - $22,7 млрд.
  11. Грузия - $14,0 млрд.
  12. Армения - $10,6 млрд.
  13. Таджикистан - $7,82 млрд.
  14. Кыргызстан - $6,65 млрд.
  15. Молдова - $6,41 млрд.

Как видим, несомненным лидером по ВВП стран СССР осталась Россия. На данный момент её валовый продукт составляет 1325 млрд долларов, что в номинальной величине даже больше, чем это было в 1990 году в целом по Советскому Союзу. На второе место вышел Казахстан, опередив Украину. Узбекистан и Беларусь также поменялись местами. Азербайджан и Литва остались на тех же местах, на которых находились в советское время. А вот Грузия заметно скатилась, пропустив вперед Туркменистан, Латвию и Эстонию. На последнее место среди постсоветских стран скатилась Молдова. А пропустила она вперед, бывшую в советское время последней по ВВП Армению, а также Таджикистан и Кыргызстан.

ВВП США с 1970 по 1990 годы

Теперь давайте взглянем на динамику изменений валового внутреннего продукта США за последний период существования СССР с 1970 по 1990 годы.

Динамика ВВП США, млн долл.:

  • 1970 г. - 1 075 900.
  • 1971 г. - 1 167 800.
  • 1972 г. - 1 282 400.
  • 1973 г. - 1 428 500.
  • 1974 г. - 1 548 800.
  • 1975 г. - 1 688 900.
  • 1976 г. - 1 877 600.
  • 1977 г. - 2 086 000.
  • 1978 г. - 2 356 600.
  • 1979 г. - 2 632 100.
  • 1980 г. - 2 862 500.
  • 1981 г. - 3 211 000.
  • 1982 г. - 3 345 000.
  • 1983 г. - 3 638 100.
  • 1984 г. - 4 040 700.
  • 1985 г. - 4 346 700.
  • 1986 г. - 4 590 200.
  • 1987 г. - 4 870 200.
  • 1988 г. - 5 252 600.
  • 1989 г. - 5 657 700.
  • 1990 г. - 5 979 600.

Как видим, номинальный ВВП США, в отличие от валового внутреннего продукта СССР, за период с 1970 по 1990 годы непрерывно рос. За 20 лет он увеличился на 4 903 700 млн долл.

Современный уровень экономики США

Коль уж мы взглянули на нынешнее состояние уровня валового продукта в постсоветских странах, то следует узнать, как с этим делом обстоят дела у Соединенных Штатов. По данным МВФ, величина ВВП США в 2015 году составила 17 947 млрд долл. Это более чем в три раза больше показателя 1990 года.

Также эта величина в несколько раз больше, чем ВВП всех постсоветских стран вместе взятых, включая Россию.

Сравнение валового продукта СССР и США за период с 1970 по 1990 годы

Если мы проведем сравнение уровня ВВП СССР и США за период с 1970 по 1990 годы, то увидим, что если в случае с СССР, начиная с 1982 года, валовый продукт стал снижаться, то у Соединенных Штатов он непрерывно рос.

В 1970 году валовой продукт СССР составлял 40,3% от аналогичного показателя Штатов, а в 1990 году - всего 13,0%. В натуральной величине разрыв между ВВП обеих стран достиг 5 201 200 млн долл.

Для справки: нынешний ВВП России составляет всего 7,4% от ВВП США. То есть в этом плане ситуация, по сравнению с 1990 годом, ещё более усугубилась.

Общие выводы по ВВП СССР и США

На протяжении всего существования СССР его валовой внутренний продукт по размеру значительно уступал аналогическому показателю США. Даже в лучшие для Советского Союза годы он составлял примерно половину величины американского валового продукта. В худшие же периоды, а именно после Гражданской войны, и перед распадом Союза, уровень опускался до 13%.

Попытка догнать США по экономическому развитию завершилась неудачей, и в начале 90-х годов прошлого века СССР перестал существовать, как государство. При этом на 1990 год ситуация с отношением ВВП СССР к ВВП Соединенных Штатов была примерно на уровне ситуации после завершения Гражданской войны.

Уровень ВВП современной России ещё больше отстаёт от американских показателей, чем это было в 1990 году у СССР. Но на то есть и объективные причины, так как в состав России в настоящее время не входят те республики, которые составляли Советский Союз и тоже вносили свою лепту в копилку общего ВВП.

К этому времени заканчивается реализация урожая, которая имеет в СССР исключительно важное значение для всей экономической жизни. С этого срока начинается новый хозяйственный год. В единый государственный бюджет Союза ССР включаются как доходы и расходы, приуроченные к общесоюзной части бюджета, так и доходы и расходы союзных республик. В отличие от обычного порядка, принятого в федеративных государствах, обе эти части - и общесоюзная часть и бюджеты союзных республик - в СССР объединяются в едином бюджет, который утверждается ЦИК СССР . В то же время бюджеты союзных республик входят в этот единый бюджет уже после утверждения их высшими органами республик. Если республиканских доходов не хватает, то дефицит по бюджету союзной республики покрывается из общесоюзных средств.

Согласно бюджетному закону от 25/V , к доходам Союза относятся: общегосударственные прямые налоги и пошлины , не переданные союзным республикам, доходы от транспорта, связи, от промышленных, торговых, кредитных и пр. предприятий общесоюзного значения, от внешней торговли (кроме дохода по Госторгу союзных республик), 50 % дохода от концессий общесоюзного значения, доходы от операций государственного казначейства (кредитных. валютных и т. д.), доходы общесоюзных ведомств и учреждений и пр.

В доходы союзных республик поступают: 99 % всех поступлений по единому с.-х. налогу, промысловому налогу и подоходному налогу на территории союзной республики, отчисления от общей суммы поступлений гербового сбора по Союзу в размерах, устанавливаемых на каждый бюджетный год для каждой республики особым постановлением ЦИК, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, судебные сборы, охотничий сбор, сбор за выдачу иностранных паспортов, за торговую регистрацию и др. налоги и сборы, которые особым постановлением ЦИК будет разрешено взимать союзным республикам.

К неналоговым республиканским доходам относятся: доходы от эксплоатации государственных имуществ и предприятий республиканского значения, лесной доход, доходы от недр, в том числе и общесоюзного значения, 50 % прибыли предприятий общесоюзного значения, переданных в управление союзным республикам, 50 % дохода от концессий общесоюзного значения, доходы от возврата семенных и продовольственных ссуд, от особых штрафов , налагаемых учреждениями, от выморочного и бесхозяйного имущества и пр., предоставленные республикам особым постановлением ЦИК.

Распределение расходов между Союзом и республиками, согласно тому же закону, производится в зависимости от того, является ли данное учреждение общесоюзным или республиканским. Поэтому общесоюзные наркоматы (например Наркомвоенмор) проходят но общесоюзному бюджету, необъединенные (наркомпросы) - по республиканским, а объединенные (ВСНХ) - по тому и другому. Кроме того к расходам - и общесоюзным и республиканским - относится финансирование народного хозяйства в зависимости от общесоюзного или республиканского характера данной отрасли (напр. промышленности) или данных мероприятий (напр. по сельскому хозяйству). По общесоюзному бюджету исключительно проходят: расходы по операциям гос. казначейства, а по республиканским - отчисления в местный бюджет из общегосударственных доходов и субвенция (пособие), предоставляемая этому местному бюджету. Таким образом все расходы - и общесоюзные и республиканские - покрываются общей суммой дохода Союза и союзных республик. Бюджет СССР построен на начале единства кассы . На покрытие расходов Наркомпути и Наркомпочтеля поступают доходы по транспорту и связи. Так. обр. доходный и расходный бюджет этих наркоматов, занимающих весьма большое место в общем бюджете, входят как бы переходящей статьей, к-рая не влияет на общее сбалансирование, поскольку нет превышения доходов над расходами или обратно. С 1925/26 в составе единого государственного бюджета СССР имеется особый государственный резерв, который представляет разницу между утвержденной суммой доходов и расходов и должен служить фондом накопления, не подлежащим, как правило, расходованию в текущем бюджетном году. Общие размеры бюджета СССР за последние годы выражаются в следующих цифрах:

Так. обр. по сравнению с 1922/23 бюджет 1926/27 увеличился в 3½ раза, что объясняется прежде всего быстрым процессом народнохозяйственного восстановления, начавшимся после перехода к новой экономической политике . Отсюда его несомненная напряженность, которая однако присуща и послевоенным бюджетам др. стран.

Если налоги государственного и местного бюджета в процентном отношении к национальному доходу составляли в 1926/27- 10,3 %, то в бюджете иностранных государств 1926 они составляли в %:

Доходный бюджет СССР по необходимости до сих пор остается в значительной мере налоговым: в 1925/26 налоги составляли 44,9 % общего бюджетного дохода, в 1926/27- 46,2 %. Неналоговые доходы еще не занимают в этом бюджете того места, которое они должны получить по мере развертывания народного хозяйства и подъема производительных сил. Тем не менее есть неналоговые доходные источники, которые показывают весьма быстрый рост, наприм. лесной доход, полученный в 1922/23 в размере 18,8 млн р., а в 1925/26-214,7 млн р.

Расходная часть бюджета СССР распределяется в % по следующим рубрикам:

Расходы 1924/25 1926/27
1. Верховн. управление. 2,4 0,6
2 Управление 3,0 2,8
3 Наркомвоенмор 14,0 12,7
4 Соц.-культ. нужды 6,1 6,1
5. Адм.-хоз. расходы 6,8 5,3
6. Транспорт и связь 36,3 37,8
7. Финанс. народн. х-ва 13,8 18,4
8. Покупка золота и платины 3,4 0,9
9. Госуд. займы. 2,4 2,0
10. Помощь местам. 8,9 9,8
11. Резервный фонд. 0,2 2,2
12. Увеличение капитала Госбанка и НКВТ. 1,2 -
13. Проч. расходы 1,5 1,4
Итого 100 100

Если сопоставить распределение расходов в бюджете СССР за 1926/27 с распределением этих расходов в бюджетах С.-А. С. Ш. , Англии и Франции , то можно видеть, что расходы на армию и флот составляли в бюджете Союза ССР - 12,7 %, в Б. Соед. Шт. - 19,3 %, в английском - 16,6 %, во французском бюджетах - 13,1 %. При этом следует иметь в виду, что в бюджетах капиталистических стран доля расходов, вызываемых всей империалистической политикой соврем. государств в их настоящем и прошлом, несравненно больше, чем суммы, которые непосредственно проводятся по бюджетам военного и морского ведомств. Если сюда присоединить уплату процентов гос. долга, также связанного с военными расходами, иностранной политикой и колониями, расходы по ликвидации последствий войны и т. д., то можно сказать, что расходы, вызываемые империализмом , составляют в англ. бюджете до 82 %, во франц. - около 74 %, в бюджете Соед. Штат. - около 70 %, в германском - около 60 %. Одна уплата гос. долга поглощает в Англии 45,4 %, в Соед. Шт. - 38,8, во Франции - 38,8, в Италии - 31,9 и в СССР - 3,7 % всей расходной части бюджета. Поэтому действительное значение расходов на оборону в нашем бюджете гораздо меньше. Картина окажется еще более яркой, если взять расходы на армию и флот, падающие на душу населения в абсолютных цифрах. В Англии они равняются 16 р. 47 коп. (на душу), во Франции - 10 р. 83 к., в Италии - 5 р. 86 к. и в Союзе ССР - всего лишь 2 р. 71 к. (в довоенных рублях).

Бюджет России выражался в сумме 3.452.550 т. р. дохода при 3.382.913 т. р. расхода. Огромное значение в доходном бюджете имели, помимо косвенных налогов (708 млн.), доходы от винной монополии , составлявшие почти 900 млн. В области расходной по морскому ведомству приходилось 51.181 т. р., по военному - 244.846 т. р., по платежам по займам - 424.078 т. р. Кроме того к военным расходам должен быть отнесен в значительной мере расход на стратегические ж. д., составлявший значительную часть общего расхода на ж.-д. строительство, - 124.264 т. р. Далее следовали огромные расходы на содержание бюрократического аппарата: по министерству внутренних дел они достигали 180.383 т. р. и по юстиции - 99.692 т. р., тогда как расходы по министерству земледелия составляли 135.842 т. р., а по народному просвещению - 143.074 т. р. (и они в значительной мере были административными). Расходный бюджет в своей массе носил чисто военно-бюрократический характер с совершенным пренебрежением к социально-культурным потребностям и к задачам развития народного хозяйства. Сколько-нибудь серьезное внимание уделялось лишь железно-дорожному строительству, но и оно, как сказано выше, должно было служить внешнеполитическим целям.

Изменение бюджета СССР за последние годы характеризуется постепенным уменьшением удельного веса управленческих расходов и усилением веса расходов социально-культурных и в особенности народнохозяйственных. Это понятно, ибо бюджет СССР ярко отражает классовый характер советского государства. Он является одним из важнейших факторов в реконструкции народного хозяйства путем перераспределения национального дохода и направления его на финансирование основных отраслей этого хозяйства и в особенности на капитальные вложения в него. Отсюда - особое значение, которое за последние годы приобретают в этом бюджете расходы промышленности и электрификации, связанные с осуществлением задач индустриализации и социалистического хозяйственного строительства вообще. Этим объясняется несомненная напряженность бюджета последних лет. В дальнейшем она должна уменьшаться по мере того, как капитальные вложения в народное хозяйство начнут окупаться и рядом с бюджетом окрепнет кредитная система, за счет которой производится все в большей и большей степени финансирование народи. хозяйства.

Бюджетная система социалистических стран. В СССР Бюджетная система включает союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик, которые в своей совокупности составляют государственный бюджет СССР. Это обеспечивает финансирование мероприятий, предусматриваемых планом развития народного хозяйства СССР, участие союзных республик в осуществлении планов, имеющих общесоюзное значение, всестороннее развитие экономики и культуры союзных республик и их взаимную помощь. В государственный бюджет СССР включается также бюджет государственного социального страхования, составляемый ВЦСПС и исполняемый профсоюзами. Государственные бюджеты союзных республик объединяют республиканские бюджеты, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты. Каждый край, область, автономная область, национальный округ, район, город, поселковый Совет и сельский Совет имеют свой местный бюджет, утверждаемый соответствующим Советом депутатов трудящихся. Общее количество бюджетов, объединяемых Бюджетная система СССР, составляет почти 50 тыс.

Построение Бюджетная система СССР, бюджетные права и обязанности органов государственной власти и управления определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, а также Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, законами о бюджетных правах союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся.

Рост бюджетов союзных республик (составляющих в 1970 44,2% государственного бюджета СССР против 24,2% в 1940) свидетельствует о повышении роли союзных республик в хозяйственном и культурном строительстве.

Доходы союзного бюджета образуются с основном за счёт платежей из прибыли предприятий, находящихся в ведении союзных органов, доходов от внешней торговли, взносов государственных предприятий по социальному страхованию, налога с оборота и др. общегосударственных доходов. Доходы республиканских и местных бюджетов состоят из платежей от прибыли предприятий и от др. имущества, находящегося в ведении республиканских и местных органов, а также из отчислений от общегосударственных доходов и налогов, передаваемых в эти бюджеты в порядке их регулирования (см. Бюджетное регулирование ).

Направления и величина расходов различных бюджетов определяются задачами и функциями союзных, республиканских и местных органов власти, закрепленных Конституцией СССР и союзных республик, и др. законодательными актами. Из союзного бюджета СССР финансируются отрасли хозяйства и культуры, находящиеся в подчинении союзных органов и имеющие общесоюзное значение, а также расходы на оборону страны, общесоюзные органы государственной власти и управления. Из государственных бюджетов союзных республик финансируются отрасли, подчинённые республиканским органам, из местных бюджетов - в основном отрасли местного хозяйства и расходы социально-культурных учреждений, обслуживающих население отдельных местностей.

В др. социалистических странах Бюджетная система строится на тех же принципах, что и Бюджетная система в СССР. В 1949/50 в большинстве социалистических стран были проведены бюджетные реформы, в ходе которых осуществлена перестройка Бюджетная система на принципах демократического централизма и ленинской национальной политики. Многочисленные внебюджетные сметы и фонды, существовавшие до революций в этих странах, были объединены с государственным бюджетом, что имело важное значение для укрепления всей системы народно-хозяйственного и финансового планирования. В большинстве социалистических стран Бюджетная системаскладывается из 2 основных звеньев - Центрального бюджета и местных бюджетов [в Болгарии - это окружные (городские) бюджеты и бюджеты общин, в КНДР - бюджеты провинций и уездов (городов), в МНР - аймачные бюджеты и бюджеты сомонов, и т. п.]. В 1968/69 произошёл переход Чехословакии к федеративному государству и бюджетному устройству. Теперь Бюджетная система в этой стране складывается из Центрального бюджета ЧССР, государственного бюджета Чехии, государственного бюджета Словакии, которые состоят, в свою очередь, из Центральных и местных бюджетов. В Югославии Бюджетная система состоит из бюджета федерации, бюджетов отдельных республик (членов федерации) и бюджетов местных органов. В интересах укрепления организации единства Бюджетная система в большинстве социалистических стран местные бюджеты последовательно объединяются между собой и с Центральным бюджетом, образуя единый государственный бюджет. Ведущая роль в государственном бюджете принадлежит Центральным бюджетам, на долю которых приходится в среднем около всех расходов государственного бюджета.

Как правило, задачей Центральных бюджетов является финансирование общегосударственных, хозяйственных и социально-культурных мероприятий и обороны страны. Местные бюджеты обеспечивают развитие местного хозяйства и социально-культурное и бытовое обслуживание населения. В последние годы расширяются права местных органов в области хозяйственного и культурного строительства, что ведёт к быстрому росту их бюджетов и повышению их доли в едином государственном бюджете.
Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (автономных республик и областей), т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской и Белорусской Соц. Респ. существовали отдельно.

В 1923 г. бюджетная система воссоздается вновь. Отныне она стала включать в себя два уровня: союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик

С образованием в 1922 г. СССР был образован Госбюджет СССР, в который вошли бюджеты союзных республик. В основе формирования бюджетов лежал принцип подведомственности: предприятия распределялись по уровням власти и вносили отчисления в соответствующий бюджет. Т.е. предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет и т.д. Финансирование осуществлялось по тому же принципу. Понятие «консолидированный бюджет» отсутствовало – бюджеты были автономны друг от друга.

С 1927 г. началось формирование местных бюджетов регионов (до этого развитие местного хозяйства финансировалось из бюджетов союзных республик). В 1930 г. бюджетная система СССР приобрела форму бюджетной системы федеративного государства: состояла из трех уровней и включала в себя автономные союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты. В соответствии с Конституцией 1936 г. проведена очередная бюджетная реформа: бюджетная система стала строиться на основе единства всех звеньев и видов бюджетов. В 1937 г. впервые был сформирован единый консолидированный государственный бюджет СССР.


Бюджетная система СССР 20-х годов

Бюджетная система СССР просуществовала более шестидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик.
Образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюджетов местных Советов, которая была наделена собственными источниками доходов, получала надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции при долевом участии собственных средств. Организация различных видов бюджетов и порядок их составления регулировались законодательными актами государства.
Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Конституции СССР 1924 г., было коренным образом изменено только в 1991 г. Особое значение в тот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточными для сбалансирования их бюджетов источниками доходов, поэтому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников, достаточных для того, чтобы обеспечить необходимыми средствами все расходы бюджетов союзных республик.
Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, утвержденным ЦИК и СНК СССР 25 мая 1927 г. для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99% доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступивших на территории данной республики. За союзными республиками были также закреплены: доходы от недр; 50% доходов от прибылей предприятий общесоюзного значения, находящихся в ведении республиканских органов: 50% доходов от концессий общесоюзного значения, доходы от реализации всех государственных фондов, как общесоюзных, так и республиканских (кроме госфондов местного значения, доходы от которых принадлежали местным бюджетам); доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприятиям и организациям республиканского значения из общесоюзных источников.
Такое распределение доходных источников повысило заинтересованность республик в поступлении общесоюзных доходов и способствовало росту их собственных доходов. Союзные республики имели право устанавливать минимальный перечень доходов и расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения.
Основными доходными источниками государственного бюджета того периода были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9% всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения - 17,9% и прочие доходы - 7,2%.
Понятие «единый финансовый план», в отличие от государственного бюджета, охватывало все денежные накопления общественного хозяйства (прибыль, налог с оборота, начисления на заработную плату, амортизация); привлеченные средства населения (налоги, займы, паи, вклады в сберкассы и т.д.) и все расходы: на капитальные вложения, на прирост оборотных средств в производстве и обращении, на культуру и управление.
Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд руб. или 69% всех ресурсов единого финансового плана. Остальная часть ресурсов частично перераспределена через кредитную систему, но в основной массе непосредственно распределялась между отдельными отраслями народного хозяйства.

Учитывая глубокий бюджетный кризис, продолжавшийся с 1985 до 1999 г., начавшийся, по распространенному мнению, из-за экономических реформ, может сложиться впечатление, что до 1985 г. с бюджетом было все в порядке и что бюджетный кризис – следствие реформ.

На самом деле это не так, и чтобы убедиться в этом, надо хорошо представлять себе разницу между советским бюджетом и нынешним.

Во-первых, госсектор в СССР охватывал практически всю экономику, и финансовый баланс государства, разрабатывавшийся Госпланом в составе баланса народного хозяйства, был по сути балансом госсектора, включая все доходы и расходы госпредприятий.

Во-вторых, налоговой системы практически не было. Львиная доля доходов государственного бюджета складывалась из двух источников – налога с оборота и отчислений от прибыли предприятий. Основа налога с оборота – разница между заниженными государственными оптовыми ценами (отпускными ценами госпредприятий) и государственными же розничными ценами (или так называемыми ценами промышленности, равными отпускной цене плюс налог с оборота, в случаях, когда налог с оборота взимался не в розничном звене). Отчисления от прибыли производились индивидуально, в соответствии с планами предприятий.

В-третьих, бюджет отличался высокой степенью централизации. Хотя существовало разделение бюджета на союзный, республиканские, областные и т.д., реально все доходы зачислялись в единый государственный бюджет и оттуда распределялись. Даже тени бюджетного федерализма не было. Конечно, на практике существовала известная степень децентрализации, за местными бюджетами были закреплены определенные виды доходов, например подоходный налог с населения, но это только от незначительности поступлений. Кстати, потом советская традиция низкого налогообложения населения и оставления подоходного налога местным бюджетам серьезно осложнит жизнь государственным финансам новой России. Но в СССР бюджетный централизм давал государству еще одну степень свободы.

Все это означало, что в бюджет можно было собрать практически любую наперед заданную сумму. Стоило, например, увеличить плановые отчисления от прибыли и взимать их в плановых суммах, даже если на предприятиях убытки. В этом случае предприятие утрачивало оборотные средства, но они замещались крайне дешевым (2–3%) также плановым банковским кредитом. Кредитные ресурсы пополнялись эмиссией, но она не вызывала открытой инфляции, так как все цены были государственными. Правда, при этом рос товарный дефицит. Но к нему привыкли как к бесплатному приложению к "преимуществам социализма", степень которого не поддается измерению, а потому как бы всегда неизменному.


Конечно, в сказанном есть некоторая доля преувеличения, но лишь в том смысле, что у произвола плановых и финансовых органов все же были ограничения. Так, нельзя было отказаться от доходов, поступающих от государственной торговли алкоголем. А когда это произошло в 1985 г., то в бюджете буквально немедленно образовался дефицит.

Тем не менее основное отличие советского бюджета от бюджета страны с рыночной экономикой состояло в том, что первый играл подчиненную роль и выводился так, как требовалось. Главными были натуральные пропорции и балансы, плановые задания в натуре. По ключевым позициям решения принимало Политбюро ЦК КПСС и отдавало директиву Минфину: изыскать финансовые ресурсы. И они всегда находились, выдающиеся советские минфины Зверев и Гарбузов знали, как это делать.

Структура государственного бюджета СССР приводится в табл. 12.2 в сопоставлении со структурой консолидированного бюджета Российской Федерации.

Таблица 12.2. Структура доходов и расходов государственного бюджета СССР за 1990 г. в сопоставлении со структурой консолидированного бюджета Российской Федерации за 1999 г. (основные статьи), % к бюджету