Возмещение ущерба по осаго при дтп — определение ущерба и лимит выплат. Возмещение ущерба по осаго

Дорожно-транспортное происшествие – это событие, которое возникает в процессе движения по дороге ТС и с его участием. В нем могут погибнуть или пострадать люди, или могут быть разбиты ТС. Экономический ущерб от аварии составляет 1-3% ВНП. В России в них гибнет около 27 тыс. человек в год. Хоть государство борется с нарушением ПДД, ужесточает правила сдачи экзаменов на водительское удостоверение, но это не дает желаемых результатов: аварии были, есть и будут. Любое ДТП – стресс для виновника и потерпевшего.

Имея на руках полис ОСАГО, ущерб возмещает страховая компания. Чья страховая компания при аварии выплачивает компенсацию? Очевидно, что СК потерпевшего.

Но иногда требуют возмещения расходов на ремонт с виновника или водителя, который был за рулем транспортного средства. Есть страховые случаи, когда идут за помощью в РСА (подробнее о том, что такое страховой случай, можно узнать ).

Теперь вы в общих чертах знаете, кто выплачивает компенсацию.

Страховщик

Чтобы он заплатил за повреждения при ДТП, собирают пакет документов. От потерпевшего требуют протокол из ГИБДД, детальную справку о случившемся и т.д. На руках должно быть заключение от независимого эксперта, который осмотрит поврежденный автомобиль и вынесет вердикт по поводу компенсации. Иногда возникают сложности с получением страховой по ОСАГО. Страховщик затягивает сроки или выплачивает не столько, сколько надо.

Если в ДТП попали два автомобиля, страховая компания виновника сделает выплату потерпевшей стороне, но при условии предоставления всех необходимых документов. Сложно определить, кто виноват в аварии с участием 3-х и более автомобилей. Не рассчитывают на полную выплату от страхователя. При обращении в суд с исковым заявлением истребуют недостающую сумму денег с виновника (подробнее про алгоритм подачи искового заявления о возмещении ущерба можно узнать ).

Когда отвечает виновник?

Когда материальный ущерб оплачивает виновник?

  1. Если сумма ущерба превышает лимит страхователя. Максимальная сумма выплаты по ст.7 ФЗ №40 , когда пострадало ТС – 500 тыс. рублей, а если причинен вред здоровью и жизни пассажиров, пешеходов – 400 тыс. Если ущерб превышает озвученные выше суммы, разницу взыскивают с виновной стороны (подробнее о том, каков размер максимальной выплаты по ОСАГО, можно узнать ).
  2. Отсутствие страхового полиса у виновного лица (данные о нем отсутствуют в базе, а то, что есть на руках у него – подделка).
  3. Причинение ущерба ТС не во время движения. Частая ситуация: оцарапывание кузова, припаркованного на парковке из-за неосторожного открытия дверей хозяином рядом стоящего автомобиля.
  4. Моральный вред вправе требовать с виновника, но для этого придется обращаться в суд.

Коллегия по гражданским делам Верховного суда постановила: в ДТП материальные претензии предъявляют не к собственнику автомобиля, а к тому, кто был за рулем при условии, что его вина доказана.

Теперь вы знаете, кто выплачивает компенсацию по ущербу — собственник или водитель.

РСА

Ранее РСА брал на себя обязательства по уплате возмещения потерпевшему при ДТП, так как страховая компания виновника обанкротилась или у нее отозвана лицензия.

Вместе с банкротством компании аннулируются все полисы страхования. Это незаконно. Потерпевший должен настоять на том, что при вынесении такого решения РСА не соблюдает , главу 3 закона «Об ОСАГО» . Если увещевания не помогут, можно доказать правду в суде.

Распространенные ситуации

Со 2 августа 2014 г. действуют новые правила, касающиеся порядка возмещения согласно ст. 12 ФЗ-40 .

А также правительство настояло на введении прямого возмещения убытков по ст. 14.1 ФЗ-40 (более детально о том, что такое прямое возмещение убытков по ОСАГО, можно узнать ). С этого дня страховая компания потерпевшего берет на себя все обязательства по выплате компенсации. Есть некоторые нюансы, когда регулируют конфликт так.

  • Столкновение двух ТС.
  • У обоих водителей действительные полисы ОСАГО.
  • Требуется лишь ремонт автомобилей. Вред здоровью или другому имуществу не причинен.

Справка. Если у одного из участников нет полиса ОСАГО, он обращается в страховую компанию второго участника. Он получит выплату от нее, заплатив штраф в размере 800 рублей за его отсутствие.

Если у пострадавшего нет полиса?

Ранее за ее отсутствие виновник выплачивал не только штраф, но и забирал автомобиль со штрафстоянки. Сейчас не эвакуируют его туда: эта мера упразднена.

Что будет, если у потерпевшего в ДТП нет полиса ОСАГО? Незастрахованный водитель должен обратиться в свою страховую компанию, а у него нет ее. В таком случае невозможно прямое возмещение убытков. Страховая стребовала бы всю сумму с компании виновника впоследствии, руководствуясь ч. 4, ст. 14.1 ФЗ «Об ОСАГО» . Прямое возмещение возможно только при соблюдении 2-х условий:

  1. Наличие полисов ОСАГО у виновника и потерпевшего.
  2. Количество участников – 2, а пострадало только имущество.

Потерпевший не останется без компенсации при столкновении, но ему придется обратиться в страховую компанию виновника со всеми документами.

Смотреть видео по теме ДТП без ОСАГО:


В каких случаях и что можно взыскать?

Полис ОСАГО – это документ, который отодвигает на второй план проблему возмещения ущерба при дорожно-транспортном происшествии. Иногда сумма ущерба больше чем та, которую выплачивает страхователь. Когда обращаются с заявлением в суд на виновника?

  • Размер страховой выплаты меньше будущих затрат на ремонт.
  • Частичное возмещение ущерба при аварии.
  • Страховщик отказывает в выплате.
  • Отсутствие договора страхования у страхователя.

В любой из перечисленных выше ситуаций потерпевший вправе подать досудебную претензию или обратиться в суд. Судья будет на его стороне, но лучше привлечь грамотного юриста и иметь на руках документ об оценке ущерба от независимого эксперта.

Что взыскивают с виновника? Непосредственный ущерб, причиненный автомобилю, а вместе с ним он оплатит восстановительный ремонт, утрату товарной стоимости и другие расходы (оплата стоянки, услуг оценщика и эвакуатора).

Трудно взыскать с виновника моральный вред, если никто не пострадал. Помогает обращение к юристу, да и то не всегда.

Если виновник при аварии погибает

В случае если виновник погибает в аварии, но у него был полис ОСАГО, выплата компенсации производится на общих основаниях.

Если сумма превосходит максимально допустимую или виновник не был застрахован, страховщик вправе обратиться к правопреемникам, к которым переходят все долговые обязательства по договору страхования ОСАГО.

Теперь вы знаете, когда платит виновник, а когда — страховая компания.

Когда на помощь приходит Российский союз автостраховщиков?


РСА возмещает ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу пострадавших в аварии (подробнее про оценку вреда здоровью можно прочитать , а более детально о том, как получить возмещение вреда здоровью, можно прочитать в ). Специалисты делают компенсационную , беря деньги для нее из специальных резервных фондов. Ее выплачивают не только в РСА, но и в уполномоченном союзе СК. Ее получают только в денежном эквиваленте. Возможно перечисление на банковский счет потерпевшего в ДТП человека. Специалисты РСА не берутся за организацию и оплату ремонта ТС на СТО.

Не всегда потерпевший в ДТП человек может обратиться в РСА.

  1. Во-первых, у него есть на это право (ст. 18 ФЗ №40), если причинен ущерб ТС, а компания-страховщик банкрот или у нее отозвана лицензия.
  2. Во-вторых, если причинен вред здоровью и жизни пассажиров или пешеходов, но страховая компания – банкрот, у нее нет лицензии, если не установили виновника аварии или у него нет полиса.

Лимиты выплаты такие же, как и при ее получении по ОСАГО.

Возможно ли получить деньги по КАСКО?

Многие автовладельцы думают, что по КАСКО делают выплату всегда. На практике с получением денег возникают трудности, коих нет у тех, у кого есть ОСАГО.

Какая страховая компания оплатит ущерб при столкновении? Потерпевший должен обратится в собственную страховую компанию, но с полным пакетом документов.

Далеко не всегда она выплатит всю сумму, мотивируя отказ следующими причинами:

  • Имело место быть серьезное нарушение правил дорожного движения. Отказывая, страховщик ссылается на возможность намеренного совершения такого действия.
  • Если автомобиль был неисправен и водитель знал об этом.
  • Если инспектор составил неправильно протокол ГИБДД. Отказ будет обусловлен неправильной оценкой ситуации, произошедшей на дороге.

Часто имея на руках полис КАСКО, водитель оплачивает ремонт автомобиля из своего кошелька. Он ремонтирует его за свой счет, столкнувшись с отказом в суде. Никогда в документе не указывают истинные причины отказа, предпочитая доносить их расплывчато. Проще получить компенсацию, имея на руках полис ОСАГО, чем КАСКО.

Ни одна из сторон не возьмет на себя ответственность и не перечислит виновнику причитающуюся сумму. Борьба в одиночку не приносит желаемого результата, да и с юристом не всегда выигрывают дело.

Заключение

При ДТП не стоит переживать и нервничать. Потерпевший не останется без компенсации, если его автомобиль пострадал: у него разбит передний бампер, погнуто переднее крыло и вывернута колесная арка. Ее выплатит страховщик виновника или потерпевшего, если участников в ДТП два. В случае если сумма ремонта превышает максимально допустимую по страховке, можно обратиться в суд и взыскать разницу с виновника.

Теперь вы знаете, что платит по ОСАГО при аварии.

Власти одобрили поправки в закон об ОСАГО о приоритете натурального возмещения перед денежной выплатой. Теперь в виде выплаты автовладельцам по умолчанию будет осуществляться ремонт машины, деньги же получить можно будет только в исключительных случаях. Подробнее о нововведениях читайте в этой статье.

Изменения

17 марта 2017 года в окончательном чтении Госдума приняла закон о натуральных выплатах по ОСАГО, суть которого заключается в том, чтобы в случае аварии денежное возмещение для ремонта автомобиля заменить непосредственно на сам ремонт. 28 марта соответствующие поправки были утверждены президентом РФ. Данный документ размещен на портале правовой информации.

Важно! Поправки в закон об ОСАГО будут распространяться на полисы, проданные с 28 апреля 2017 года. Владельцы старых договоров смогут претендовать на денежное возмещение без всяких условий, однако выплата будет производиться с учетом износа.

Таким образом, с момента вступления законопроекта в силу пострадавшие в ДТП водители (не имеет значения, сколько автомобилей пострадало в аварии) должны будут обращаться в страховую компанию не за деньгами, а за так называемой натуральной выплатой - направлением на ремонт. При этом по вступившим в силу правилам, пострадавшему в аварии не придется доплачивать за износ запчастей.

Процедура

Потерпевший в ДТП автовладелец приходит в офис страховщика и выбирает из предложенных ему вариантов станцию техобслуживания, которая не должна находиться далее чем в 50 км от места аварии или места жительства потерпевшего. Исключение составляют случаи, когда страховщик сам организовывает и оплачивает перевозку автомобиля. Автовладелец может выбрать и свой автосервис, которого в списке нет, однако в этом случае страховая компания должна дать письменное согласие на такой выбор.

Важно! Автомобили, возраст которых не превышает двух лет, должны восстанавливаться на дилерских автосервисах.

После этого авттомобиль потерпевшего направляется на ремонт. Причем сами ремонтные работы будут производиться без учета износа транспортного средства и только новыми деталями. Детали, бывшие в употреблении, будут использоваться только по согласованию с собственником машины, страхователем (в целях ускорения ремонта) и в тех случаях, если новые детали к конкретному автомобилю найти невозможно.

Ремонт будет производиться в течение 30 суток. Если этот срок будет превышен, страховщик должен будет выплатить штраф в размере 0,5% от суммы ущерба за каждые сутки просрочки.

Если ремонт будет выполнен некачественно, то страховщикам также грозят санкции, вплоть до приостановки Банком России возможности направлять автомобили на ремонт (в этом случае таким компаниям придется расплачиваться со своими клиентами деньгами).

Что касается станций техобслуживания, то они обязаны гарантировать срок службы отремонтированных частей машины. Предполагается, что выявленные неполадки будут бесплатно устраняться в течение полугода, гарантия на покраску будет действительна год.

Когда ущерб возместят деньгами

С вступлением в силу указанных поправок ремонт станет главным видом возмещения ущерба по ОСАГО, однако в некоторых случаях пострадавший сможет получить денежную выплату. Сделать это он сможет, если

  • получил средние или тяжелые травмы при ДТП;
  • потерпевший в ДТП погиб, а страховку получают наследники;
  • потерпевший является инвалидом первой или второй группы;
  • страховая компания сама согласилась выплатить компенсацию деньгами;
  • автомобиль не подлежит восстановлению;
  • ремонт машины обойдется дороже максимальной выплаты в 400 тысяч рублей;
  • страховой компании не удалось найти подходящую станцию техобслуживания.

Последние годы система автострахования подвергается существенным изменениям и логично, что эта тема актуальна многим автомобилистам, которых волнует, какая будет сумма обязательных взносов и на какие выплаты страховых компаний по ОСАГО в 2018 году им придется рассчитывать. К сожалению, в ДТП может попасть любой, и необходимо знать, что нужно делать при таких обстоятельствах, какое возмещение ущерба полагается, как его получить,

Изменения правил ОСАГО в 2018 году

Важные новшества ОСАГО действуют с даты 25.09.2017. Они касаются возмещения убытков, проведения ремонта, процедуры оформления страховых бланков, сроков осмотра поврежденного автомобиля и финансовой стороны по компенсационным выплатам ОСАГО и стоимости самого полиса. Новый вариант натуральных компенсаций – ремонт – уже применяется при страховках после 28 апреля 2018 г. Вне зависимости от срока заключения договора, новыми правилами предусмотрены выплаты ущерба при столкновении нескольких (двух и более) транспортных средств (ТС).

В 2018 году бланки ОСАГО будут снабжены защитным QR-кодом, что открывает данные о страхователе в онлайн-доступе: можно через Интернет проверить подлинность страховки с любого места. Владельцев авто по новому законодательству ждут не только повышенные тарифы на услуги страхования, но и многократное увеличение суммового покрытия. Поправки предполагают возможное изменение ценовой категории пользователя ТС и расчета коэффициента, определяемого количеством аварий за предшествующие периоды вождения, их степенью тяжести, что в итоге ведет к повышению тарифных ставок.

Введение изменений влияет на ценовую категорию полиса ОСАГО и расчета коэффициента бонус-малус (КБМ), определяющего стоимостное формирование. Водитель, за год не попавший в происшествие, получает скидку либо в противном случае его ждет подорожание взносов на следующий год. Новый расчет по ОСАГО зависит от количества и степени тяжести аварий за предыдущее время вождения и формируется от:

  • региона регистрации транспорта;
  • возраста и стажа страхователя;
  • мощности машины;
  • количества лиц с застрахованной ответственностью по ОСАГО;
  • срока действия страховки;
  • статуса владельца (физическое, юридическое лицо).

Основным регулирующим законодательным документом этой сферы является последняя редакция Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Нововведения, внесенные Законом от 28.03.2017 № 49-ФЗ, начали действовать с 25 сентября 2017 г. и затронули существенные аспекты процесса «автогражданки»:

  • изменены сроки для осмотра страховщиками поврежденного автомобиля – убыток должен быть оценен за 5 дней после подачи заявления о ДТП;
  • запрещена независимая экспертиза;
  • срок для претензий от автовладельцев ТС к страховым компаниям составляет 10 дней;
  • с сентября 2017 г. действие полиса должно составлять не менее 1 года;
  • после 28.04.17 г. денежное возмещение убытков по ОСАГО заменено на натуральное – прямые выплаты поступают в ремонтные мастерские;
  • увеличен лимит выплат до 400 тыс. рублей на имущество, до 500 тыс. рублей – на физических лиц.

На стоимость повлияют тарифы, принятые каждым регионом, а для автопарков и юридических лиц начнет использоваться средний коэффициент, что тоже увеличит стоимость оплаты: количество машин предприятия предполагает рост числа автомобильных нарушений. Для виновных будут установлены повышенные коэффициенты при фактах нарушений:

Количество нарушений

Повышающий коэффициент

Что такое возмещение по ОСАГО

Законодательство обязует всех владельцев ТС иметь страховой полис, по которому страхуются риски всех потерпевших: для людей – риск получения вреда жизни/здоровью; для автотранспортных средств – риск нанесения вреда имуществу. Для приобретения полиса ОСАГО потребуются представить:

  • паспорт собственника машины и страхователя;
  • диагностическую карту техосмотра (если авто более 3 лет);
  • удостоверение на вождение всех предполагаемых водителей;
  • свидетельство о регистрации ТС.

После оформления страховщик выдает страхователю оригинал страховки (полис), страховые правила, памятку на случай ДТП, документ, подтверждающий внесение средств. Полис необходимо всегда возить с собой в машине. Документ, оформленный страхователем самостоятельно электронным путем через сайт страховой организации, нужно обязательно распечатать.

Страховая компания виновника ДТП компенсирует убытки тем, кто пострадал, денежными суммами либо ремонтом. Выплаты осуществляются в пределах лимитов, определенных Законом. Так, законодательно защита гарантирована всем участникам ДТП: пострадавший получает страховочную компенсацию, у виновника отсутствует обязанность платить за ремонт чужого авто полностью. Страхователь должен четко понимать:

  • у него нет права и возможности истребовать компенсацию, если он – виновник аварии;
  • вред возмещается только пострадавшей стороне, которая признается сотрудниками ГИБДД.

Если у виновника есть полис КАСКО, то в отличие от обязательной страховки, ему будут положены выплаты по этому виду страховых услуг как на себя, так и на свое авто в зависимости от договора. Помимо того, в КАСКО максимальная сумма, как и минимальная, возможна любая и не ограничивается официальным лимитом ОСАГО при попадании в дорожно-транспортное происшествие.

Практика применения нормативных актов доказывает, что есть сложные ситуации, нерешаемые по закону быстро и просто. В некоторых случаях гражданин может одновременно признаваться пострадавшим и виновным, тогда уже у него есть право на выплаты как жертве аварийного происшествия. Разногласия, возникающие в ходе установления виновных лиц, размеров компенсаций решаются судебным порядком с применением срока исковой давности, обычного для гражданских дел – 2 или 3 года.

Основной нормативный акт выделяет 2 типа пострадавших – люди и транспорт. Вид группы объекта и определяет форму возмещения субъекту, понесшему ущерб. В ДТП может пострадать много человек и законодательство конкретно описывает лиц, наделенных правом на страховые выплаты. Это могут быть физические лица – сами пострадавшие при аварии либо, при их гибели, их прямые наследники и лица по завещанию:

  • водитель, не виновный в происшествии;
  • пассажиры;
  • пешеходы;
  • велосипедисты.

Страховая компания оплачивает расходы, когда наступает ответственность владельца страховки ОСАГО при аварии с участием его машины и наносится имущественный вред такого рода: повреждение чужих автомобилей, светофора, зданий, сооружений, конструкций, то есть объект обязательной автостраховки – это имущественный интерес пострадавших от действий обладателя полиса.

Выплаты по ОСАГО в 2018 году осуществляются с учетом следующего: если стоимость ремонта выше стоимости машины до аварии – перечисляется максимально возможная сумма; компенсация на восстановление учитывает расходы по транспортировке эвакуатором и амортизацию транспорта. Если установленного Законом лимита хватает для ремонта, то виновнику происшествия доплачивать не придется.

В случае превышения затрат, у пострадавшего есть право требовать доплаты от виновного в судебном порядке, как и компенсацию морального вреда, требуемую с виновника только в судебном порядке. Если же подсчитанная страховая выплата не устраивает лицо, которое пострадало, и есть намерения получить выплаты по максимуму, необходимо будет подавать к страховщику письменную претензию. Если доплата в течение пяти дней после этого не получена, придется уже подавать исковое заявление. Важно учесть, что страховая компания может отказать в удовлетворении заявления по основаниям:

  • в автомобиле находились опасные для окружающих людей вещества;
  • у гражданина отсутствовали водительские права;
  • в полисе не указан виновник аварии.

Максимальные выплаты по ОСАГО при ДТП в 2018 году

Последними законодательными новшествами лимит к выплате ОСАГО был поднят и в 2018 году составляет:

  • при вреде жизни и здоровью потерпевшего – 500000 рублей на каждого;
  • при ущербе имуществу потерпевшего – 400000 рублей на каждого.

Если виновник аварийной ситуации заключил договор страхования до октября 2018 г., убытки рассчитываются по тарифам на время оформления полиса. Указанные выше цифры – максимальные и получить по обязательной страховке сумму свыше не возможно. Конкретные суммы считаются страховщиками с учетом износа ТС, степени тяжести увечий, расходов для восстановления и многих других факторов: специалисты тщательным образом изучают повреждения, чтобы не переплатить лишнего8

Максимальные компенсации­определены статьей 7 «Страховая сумма» Закона № 40-ФЗ и по имуществу составляют 400 тыс. руб. на каждое лицо, потерпевшее в происшествии, то есть эта величина не разделяется на всех участников, право претендовать на полноту компенсаций дано каждому. Затраты возмещать должен страховщик за свой счет проведением ремонтно-восстановительных работ. Если виновны оба водителя, они могут рассчитывать на половину ущерба.

В случае составления Европротокола

Законом предусмотрено оформление документации о ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции и самостоятельное направление выгодоприобретателем извещения страховой компании. Экземпляр заполняется виновным вместе с потерпевшим на месте аварии и в течение 5 рабочих суток направляется в страховую компанию. Необходимо сфотографировать место ДТП, повреждения, оценить примерные убытки и сохранить машину в поврежденном виде до осмотра представителем страховой компании.

Максимум для страхового возмещения в этом случае – 50000 рублей. Условия для компенсации убытков через так называемый «Европротокол»: в столкновение участвуют только два ТС; пострадавших (погибших) нет, иному имуществу вред не причинен; разногласий о деталях аварии, повреждений между участниками нет. Европротокол оформляется по правилам:

  • используется шариковая ручка;
  • каждый участник заполняет соответствующую часть протокола о своих сведениях;
  • подписи обоих сторон проставляются на лицевой стороне;
  • дополнения, корректировки подписываются тем человеком, который не имеет против них возражений.

За вред здоровью

Страховка по ОСАГО выплачивается гражданам, получившим при ДТП увечья – это водитель (не виновный в происшествии), пассажиры, пешеходы, велосипедисты и другие пострадавшие при аварии лица и, в случае гибели, их наследники (причисляемые к таковым членам семьи и граждане по завещанию). Для потерпевших физических лиц установлен широкий спектр расходов, которые страховая компания должна учитывать в выплатах, но, если травмы возможно вылечить по системе обязательного медицинского страхования, шансы получить дополнительные денежные средства снижаются.

Выплаты производят пропорционально полученному ущербу. Возмещаемые расходы следующие:

  • оказание первой медицинской помощи;
  • диагностическое исследование;
  • лечение и пребывание в медучреждении, включая питание, лекарства, медикаментозные препараты и специальные материалы;
  • протезирование;
  • потеря заработка при утрате трудоспособности.

При установлении инвалидности пострадавшего

При получении от аварии урона жизни и здоровью пострадавшему проводится полное обследование. Величина выплаты по ОСАГО определяется причиненным вредом на основании медицинского заключения:

В случае смерти потерпевшего

В случае гибели участника аварии возмещение вреда получают лица, наделенные гражданскими законодательными нормами правом на возмещение при смерти кормильца (при их отсутствии – это супруг, родители, дети и лица, на чьем иждивении находился погибший). Семья получает средства на погребение не более 25000 рублей и также компенсацию ущерба 475000 рублей.

На итоговый результат расчета покрытия влияет много факторов. Для определения принимаются во внимание:

  • износ ТС с учетом времени эксплуатации, пробега (для денежной компенсации) и деталей, подлежащих замене;
  • мощность транспорта;
  • особенности повреждений;
  • место и обстоятельства происшествия;
  • стаж вождения;
  • срок действия полиса;
  • регион регистрации полиса;
  • состояние, вид, стоимость ТС до происшествия.

Натуральная форма возмещения причиненного ущерба в 2018 году

В соответствие с последними законодательными поправками ОСАГО по страховым полисам, оформленным после 28 апреля 2017 г., убытки при страховом случае возмещаются проведением ремонта за счет страховщика. Необходимость такого нововведения была одобрена Госдумой, чтобы перекрыть путь мошенничеству на получения средств мнимыми пострадавшими: так, по информации Агентства финансовых исследований в 2016 году доля выплат по автогражданке людям, не пострадавшим реально в ДТП, достигла половины всех выплаченных сумм.

При этом на сегодня при натуральной форме возмещения есть много проблем, уязвимых мест, вызывающих недовольства водителей этой новой системой:

  • использование неоригинальных запчастей, деталей;
  • недостаточность выделенных часов на работы;
  • практика проведения ремонта деталей вместо их замены новыми;
  • неполное устранение повреждений;
  • общее неудовлетворительное качество ремонтно-восстановительных услуг.

В итоге, если пострадавший сомневается в правильно определенной стоимости запчастей или недоволен качеством исполнения ремонта по ОСАГО, он может обратиться за независимой экспертизой и предъявить претензию страховщикам, а при отказе последних уже идти за разрешением вопроса судебным путем. Для пострадавшей стороны такие трудности усложняют весь процесс, без того хлопотный и малоприятный.

По закону страховая компания должна заключать договора со станциями технического обслуживания и реализовывать конкретные условия организации качественных услуг ремонта:

  • станции техобслуживания (СТО), предоставляемые пострадавшему, должны располагаться в пределах 50 км от ДТП либо места проживания владельца ТС;
  • ремонт такими мастерскими не может длиться свыше 30 дней;
  • если предложенный выбор станции техобслуживания водителя не устраивает, он может согласовать с компанией выбор другой СТО.

Процедура ремонта начинается с выполнения страховой организацией калькуляции стоимости ремонта по восстановлению транспортного средства:

  1. Страховщиком производится оценка работ, вычисляются затраты восстановительного ремонта согласно единой методики регулятора страхового рынка (Положение Центробанка от 19.09.2014г. N 432-П), где сумма определяется без учета износа ТС, как при денежной форме выплат.
  2. Владельцу поврежденного автотранспорта предлагается выбрать СТО из предложенного перечня. Для гарантийных авто работы выполняются дилерскими центрами с сохранением гарантии.
  3. В течение месяца работы СТО должны быть завершены.

Получить по ОСАГО компенсацию деньгами взамен ремонта поврежденного ТС можно, когда:

  • автомобиль полностью уничтожен;
  • стоимость ремонтных работ превышает лимит 400 тыс. рублей, и владелец не намерен доплачивать СТО;
  • страховая компания в отведенные сроки не способна организовать качественный ремонт;
  • у владельца тяжелые материальные условия и комиссия Российского Союза автостраховщиков одобрила его просьбу;
  • есть письменная договоренность страховщика и получателя на сумму, определенную страховой организацией (как правило меньшую).

Порядок оформления страховых выплат по ОСАГО в 2018 году

Получение страховки по ОСАГО на первый взгляд не представляется сложным, но важно четко следовать следующим действиям:

  • если есть пострадавшие, звонить в «Скорую помощь»;
  • вызвать представителя ГИБДД;
  • уведомить страховую компанию о страховом событии;
  • собрать нужные документы;
  • оформить письменное заявление и направить страховой организации по месту ее нахождения или ее представителя;
  • дополнительно, помимо письменной формы, документы можно отправить в электронном виде.

От гражданина-претендента на страховку по происшествию в рамках ОСАГО требуется представить пакет документации:

  • паспорт (ксерокопия) виновника;
  • документы на ТС (копии);
  • справка из ГИБДД;
  • извещение о ДТП;
  • протокол (копия) об административном правонарушении/определения об отказе в возбуждении административного нарушения;
  • реквизиты для перечисления.

Сроки выплат в 2018 году

Для разрешения вопроса выплат пострадавшему и страховым организациям дается ограниченное время. В течение 5 календарных дней заявление о страховом случае необходимо отправить страховой организации, которой дано 20 рабочих дней для перечисления средств на восстановительный ремонт либо представления обоснованного отказа от возмещения. При несоблюдении двадцатидневного срока, компании грозят штрафы за задержку – она будет должна заплатить потерпевшему пеню по ставке 1% от страховки за каждый день просрочки, но в пределах всей страховой премии по договору.

Видео

До весны 2017 года по усмотрению страхователя происходило возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП в 2 вариантах — ремонт или деньги. С 28.04.2017 действуют новые правила выплат, а именно: денежная выплата страховки при ДТП возможна только в определенных и весьма ограниченных ситуациях. Теперь основным вариантом страхового возмещения является проведение ремонтных работ поврежденного авто.

С конца весны Закон об ОСАГО заработал несколько иначе. Однако новые правила ОСАГО имеют отношение только к страховкам, полученным после 28 апреля. То есть в полную силу отредактированный законопроект работает только с 2018 года.

Для держателей страховок, оформленных до весны 17 года, сохранен прежний порядок выплат.

Новые правила выплаты по ОСАГО предусматривают тот же порядок действий страхователя после происшествия. Изменения коснулись только характера возмещения.

Европротокол

Есть вариант, когда вызов на место происшествия представителя страховщика и ГИБДД не требуется. Основные условия:

  • в ДТП участвовало только 2 стороны;
  • причинен несущественный ущерб – на сумму до 100 тысяч рублей;
  • оба водителя застрахованы и полисы при них.

При выполнении этих условий может быть составлен Европротокол.
Его бланк выдается в страховой компании в момент оформления полиса. Виновное лицо может возместить ущерб на месте. Известить страховщика автовладелец должен в 5-дневный срок.

Инструкция автовладельца, попавшего в ДТП

Во всех остальных ситуациях, чтобы гарантированно получить возмещение причиненного ущерба по ОСАГО при ДТП, действовать надо так:

  1. Сразу после столкновения, убедившись в отсутствии раненых во всех автомобилях, надо известить о произошедшем сотрудника страховой компании, которая будет производить покрытие полиса ОСАГО. Также надо вызвать на место происшествия и сотрудника ГИБДД.
  2. До приезда представителей уполномоченных органов надо сделать фотографии транспортных средств на месте аварии, попросить очевидцев остаться на месте ДТП до приезда ГИБДД или хотя бы взять их контактные данные, обменяться контактами со вторым участником аварии.
  3. Предоставить инспектору ГИБДД права, страховку, документы на авто. Менять местоположение авто можно только после получения согласия от инспекторов. Обычно это происходит после составления схемы аварии. Остается подписать составленные документы и забрать справку о происшествии.
  4. Забрать в отделении ГИБДД протокол об административном правонарушении или отказ в нем.
  5. В 5-дневный срок предоставить в страховую пакет документов и заявление на получение страховой выплаты по ОСАГО за повреждение автомобиля. Пропуск указанного срока не служит законной причиной для отказа выплаты страховки.
  6. В оговоренное время доставить свое авто на техническую экспертизу. По ее результатам будет определена страховая выплата по полису ОСАГО.
  7. На основании акта осмотра будет принято решение о размере возмещения ущерба по ОСАГО.

В этом месте и проявляются особенности, которые произошли в законодательстве. Владельцы старых страховок делают выбор — компенсация денежная по ОСАГО или ремонт? Предпочитаемый вид выплаты по ОСАГО при ДТП указывается автовладельцем в заявлении. У собственников новых полисов больше такого выбора нет. Их ТС отгоняется на одну из станций, указанных в страховом договоре, и ремонтируется. О том, как осуществляется выплата по страховке ОСАГО при ДТП денежными средствами и в натуре, пойдет речь далее.

Денежные компенсации

Именно этот способ покрытия вреда после дорожного инцидента считался приоритетным в те времена, когда у автовладельцев был выбор. Когда компенсация выплачена, ею можно распоряжаться как угодно – поехать на излюбленную автостанцию или выполнить починку собственными усилиями.

Расчет должен быть произведен по желанию заявителя – наличными через кассу страховой или путем безналичного перевода денег на указанный автовладельцем счет.

Кто сейчас может получить деньги?

Выбрать денежное возмещение по страховке может любой автовладелец с полисом до 28.04.2017, а также при следующих обстоятельствах:

  1. Стоимость ремонта существенно превышает лимит страховой выплаты по ОСАГО. Сейчас автострахованием ОСАГО предусмотрена максимальная выплата в размере 400 000 рублей. Если исходя из расчета, составленного техническим экспертом, размер выплат превышает эту цифру, и автовладелец отказывается разницу выплачивать из своего кармана, страховая сумма будет ему выплачена деньгами.
  2. В результате дорожного происшествия пострадало не только транспортное средство, но и человек.
  3. На предусмотренных страховым соглашением автомобильных станциях не могут провести ремонт надлежащим образом.
  4. В инциденте пострадал инвалид I или II группы.
  5. По каким-то причинам своевременно отремонтировать авто не представляется возможным. Например, если автомобиль редкий и своевременно получить запчасти к нему невозможно.
  6. После рассмотрения заявления автовладельца Российский союз автостраховщиков пошел ему навстречу и потребовал денежного возмещения по ОСАГО от страховой компании. Такие случаи рассматриваются индивидуально. РСА, к примеру, может стать на сторону автовладельца, не желающего ремонтировать авто в СТО и находящегося в сложном материальном положении (низкий уровень доходов, наличие иждивенцев и др.).
  7. Наличие договоренности между сторонами страхового соглашения. Страховщик выплачивает заниженную по отношению к рассчитанной техническим экспертом компенсацию, а страхователь своими усилия выполняет ремонт машины.

Максимальная компенсация

На сегодняшний день максимальная сумма выплат по полису ОСАГО составляет:

  • 400 000 – покрывает ущерб, нанесенный автотранспорту;
  • 500 000 – если в результате дорожного инцидента водитель получил травмы или умер.

Максимальная выплата по ОСАГО назначается крайне редко. На практике ее размер уменьшается за счет многих факторов. Чтобы рассчитать, какую сумму получит страхователь, необходимо знать:

  • рыночную стоимость ТС;
  • степень износа;
  • размер страховой суммы;
  • характер полученных повреждений и др.

Естественно, что после учета всех перечисленных нюансов можно забыть о выплате в максимальном объеме. По статистике, средний размер компенсаций для попавших в аварию страхователей – 30-40 тысяч рублей, что существенно меньше, чем лимит полиса ОСАГО.

Следующий вопрос — сколько стоит полис? На сайте любой страховой компании есть онлайн калькулятор. После ввода заданных параметров программа выдает стоимость полиса. Выходить из этих пределов страховщик не в праве. При желании застраховать автогражданскую ответственность можно и в режиме онлайн. С 2017 года оформление электронных страховокобязательное условие работы страховщиков.

Куда обращаться?

В ФЗ предусмотрено, что страховые компенсации пострадавшей в аварии стороне выплачивает страховщик виновника происшествия. Одновременно действует и правило прямого возмещения ущерба (ПВУ). Оно позволяет потерпевшему в аварии обращаться в свою страховую. Но возможно это только при следующих обстоятельствах:

  • в ДТП участвовало только две машины;
  • гражданская ответственность владельцев ТС застрахована, на руках у обоих есть обязательный полис;
  • страховая фирма виновного лица имеют действующую лицензию на деятельность;
  • в результате происшествия пострадали только машины, а не люди.

Чтобы возместить убыток по ПВУ достаточно всего лишь подать документы своему страховщику и пройти техническую экспертизу. Если с документами все в порядке, компания переведет деньги на указанный в заявлении счет или выдаст их на руки.

Сроки

С недавнего времени период рассмотрения обращений клиентов страховых компаний уменьшен. На данный момент от момента подачи заявления до возмещения стоимости ущерба должно пройти не более 20 календарных дней, из которых вычитаются нерабочие и праздничные.

Ремонт

Натуральное возмещение ущерба с 28.04.2017 считается приоритетным способом возмещения убытков страхователям. При заключении страхового соглашения указывается перечень СТО, на которых автовладелец может восстановить застрахованное ТС. Автомастерские могут принадлежать самому страховщику и быть независимыми от него.

Во время рассмотрения законопроекта рассматривались различные нововведения. Какие же положения были приняты в окончательной версии «нового старого» закона? Их несколько:

  1. Машины, возраст которых менее двух лет, будут ремонтироваться у официального дилера.
  2. Вводится ограничение по удаленности СТО – она должна располагаться не далее 50 км от места проживания владельца авто или места, где произошло происшествие.
  3. Восстановительные работы должны быть завершены в срок не позднее 30 рабочих дней. К примеру, если авто передано на станцию техобслуживания 7 августа, забрать оттуда его владелец должен не позднее 15 сентября. За каждый день просрочки насчитывается пеня в размере 0,5% за каждый день.
  4. При определении стоимости восстановительных работ износ деталей и агрегатов не учитывается. Если же страхователь потребует денежной компенсации (на основании утвержденных норм), лимит ответственности будет существенно меньше (за счет включения в расчет износа).
  5. Для восстановления авто допускается использование только новых деталей.
  6. 1 год гарантии дается на лакокрасочные работы и ремонт кузова, полгода – на все остальное.
  7. При обнаружении дефектов в ремонте автовладелец сможет провести независимую экспертизу и взыскать со страховой ущерб и компенсацию за моральный вред, а также штраф.

Каким образом отразятся на автовладельцах внесенные поправки неизвестно. Вероятнее всего, на начальных этапах число исков из-за проведения некачественного ремонта значительно возрастет. Среди положительных моментов можно предположить повышение требований к СТО. Однако неизвестно, как это скажется на стоимости их работ. Рассуждать можно долго, но лучше поживем, увидим.

Как не странно, но многие страховые компании требуют от своих клиентов возмещения ущерба в результате произошедшей аварии. С чем это связано и почему после ДТП страховая компания требует возместить ущерб? Давайте разбираться.

Никакой автовладелец не может быть застрахован от судебного разбирательства со страховой компанией по причине возмещения, ей принесенного ущерба в результате законной суброгации. В судейской практике таких дел сотни и тысячи. В чем же здесь дело?

Представим такую картину: некий автовладелец несколько лет назад попадает в дорожную аварию. В данной аварии были определены виноватые лица, которые и понесли наказание. На тот момент вы были застрахованы в своей страховой компании по полису ОСАГО, а люди с потерпевшей стороны пошли к страховщику за полагающейся им страховкой. Спустя некоторое время на ваш адрес по почте приносят претензию от страховщика либо заполненный бланк повестки для разбирательства в зале судебного заседания. В повестке указано, что некая страховая организация требует с вашей стороны, как виновника произошедшей давно аварии, возмещение ущерба, выплаченного пострадавшим в ДТП людям.

Почему страховщик подал на вас в суд, ведь у вас на тот момент находится работающий полис ОСАГО?
На самом деле в данной ситуации есть некоторые нюансы, в которых следует разобраться. Стоит учесть такой факт, что по полису ОСАГО можно покрыть не больше ста двадцати тысяч рублей нанесенного ущерба потерпевшей стороне. В случае наличия в такой аварии нескольких потерпевших, величина выплат составляет не более ста шестидесяти тысяч рублей на общее количество пострадавших. При причинении потерпевшей стороне ущерба куда в более значительную сумму, погашение ее ляжет уже не на плечи страховой компании, а на вас. Поэтому данное судебное разбирательство по поводу предъявленного иска будет основано на взыскании причиненного вами ущерба с вас, именно от вашего страховщика.

В данном случае с вашей стороны может поступить обратное возмущение, на факт наличия у потерпевшей стороны полиса КАСКО, по которому он получил положенные выплаты от страховой компании. Ваша правота в данном случае вполне обоснована. Действительно, сотрудники страховой компании возместили понесенные убытки потерпевшей стороне по полису КАСКО. Наша ситуация подразумевает требование возмещения убытков самим страховщиком, предоставившим выплаты пострадавшим, на основании суброгации. Данное право страховая фирма получает на основании 965 статьи Гражданского Кодекса.

Суброгация представляет собой право на возмещение понесенных потерпевшей стороной убытков при наличии в ДТП виноватого лица. Здесь пострадавшая сторона получила выплаты от страховой фирмы, так как это положено по полису КАСКО. Теперь уже право требовать возмещения ущерба дается и страховой фирме, которая заплатила за своего клиента потерпевшей стороне. Другими словами, если страховая компания требует возместить ущерб при ДТП, значит, она имеет на это законное основание, предоставляемое суброгацией.

Совет №1! При подаче иска от страховой организации на возмещение от вас понесенных убытков пострадавшей стороной, вы можете разбирать данное дело в зале суда, либо урегулировать все вопросы в досудебном порядке.

Возможными вариантами решения сложившейся ситуации могут быть:

  • добровольно заплатить положенную сумму;
  • оплатить сумму, вынесенную в результате судебного разбирательства;
  • заплатить гораздо меньшую сумму;
  • не платить в принципе.

Данная ситуация может быть трактована и в другом порядке. Вы вправе использовать рецензию для оценивания ущерба, понесенного страховой компанией. При этом вам следует добиться у страховой организации ксерокопии произведенных расчетов, где можно увидеть сколько на самом деле было уплачено потерпевшим в ДТП людям. С помощью независимого оценщика можно произвести проверку проведенных расчетов и выяснить: прав страховщик либо нет. При получении общей суммы понесенного страховщиком ущерба, менее той, что он требует в исковом заявлении, следует попробовать урегулировать этот вопрос с ним наедине, возможно он пойдет вам на встречу. При получении в ходе расчетов суммы ущерба равной ста двадцати тысячам рублей, вам вообще не нужно производить ни каких выплат.

Если дело находится уже в суде, следует потребовать от него проведения независимой экспертизы принесенного ущерба. Такая ситуация также предполагает уменьшение суммы возмещения либо полной невыплаты страховой фирме, при определении экспертами размера ущерба менее предоставленных выплат.

В данном случае самым удобным вариантом для вас служит – уменьшение суммы выплат либо полный отказ от них. При этом часто приходится долго судиться со страховой компанией, нанимать независимых экспертов, вести переговоры со страховой организацией.

Для выхода из такой ситуации можно либо самому взять весь удар на себя, бегая при этом по различным организациям, отстаивая свои права либо доверить данное мероприятие опытному юристу. Конечно, во втором случае сумма расходов с вашей стороны будет больше, так как придется тратиться еще и на юриста, но вы будете спокойно ожидать окончания данного дела у себя дома и не тратить свои нервы понапрасну.

Совет №2! Обращение в юридическую контору дает больше шансов на выигрыш в данном деле, так как юрист знаком с такими ситуациями и знает все тонкости работы страховой организации с точки зрения закона. Поэтому лучше всего привлечь к данной ситуации опытного специалиста, без которого вам будет очень непросто отстоять свои права.

Досудебное разбирательство

В 2011 году большинство страховых фирм начали пользоваться положенным им правом суброгации. На основании этого можно с уверенностью заявить, что теперь не только любого водителя, виноватого в произошедшей аварии, можно привлечь к обязательным выплатам понесенного ущерба страховой фирмы. В связи с этим, теперь следует иметь данное правило в виду, чтобы не только с легкостью принять его, но и вести себя уверенно с представителями страховой организации. При этом возможно не только защитить свои взгляды, но и сделать выплаты минимальными.

Теперь стоит обратить особое внимание на следующие детали:

  1. О сроке исковой давности.
    Для случаев, касающихся требования суброгации, также положен особый срок исковой давности со дня случившейся аварии. Его продолжительность составляет 3 года. В данной ситуации не следует быть уверенным, что страховая организация не подаст на вас в суд при истечении данного срока с момента аварии. Есть много случаев, когда после истечения срока исковой давности страховщик подавал исковое заявление в суд для возмещения ему положенных денег. Только в этом случае на автомате ему приходил отказ из-за давности лет.
    Присланный вариант претензии от страховщика игнорировать нежелательно. В некоторых случаях, когда ответчик молчал либо не являлся в зал судебного заседания, судебное решение выносилось в пользу страховщика, даже учитывая нарушение им положенных сроков. Чтобы страховая фирма в данном случае смогла получить точный отказ, следует прийти в зал на судебное заседание до того, как будет вынесено постановление по делу и сообщить участникам процесса о том, что положенный срок для суброгации истек, а значит, претензий у страховщика к вам быть не может.
  2. При досудебном разбирательстве.
    В случае суброгации по КАСКО, существует одно условие, согласно которого в таких случаях применим досудебный период разбирательства. Другими словами, страховая компания не требует явки страхователя на суд, но предоставляет ему досудебную претензию. В данной жалобе страховщик на добровольной основе говорит страхователю о требовании возмещения, им понесенного фирмой ущерба. В большинстве случаев такие выплаты и претензии приходят по прошествии двух лет с момента аварии. При этом виноватый в ДТП гражданин уже забывает о возможности использования страховщиком суброгации и спокойно занимается своими привычными делами. Как только на имя страхователя приходит претензия с требованием выплатить определенную сумму, страховщику приходится все взвесить и решить: заплатить либо отстаивать свои интересы на суде. Иногда имеет место предоставление выплаты путем рассрочки.
    Часто страховые организации с радостью идут на такие условия. Для решения таких проблем можно обратиться за помощью к компетентному юристу, который не только с легкостью уладит все проблемы, но и договорится с фирмой о предоставлении рассрочкой меньшей суммы. К тому же многие страховые фирмы не желают портить себе репутацию различными судебными разбирательствами, поэтому и быстро соглашаются на условия опытных юристов.
  3. О правильном написании претензии.
    Очень часто претензии страховых компаний представляют собой скромные листочки, напоминающие о когда-то произошедшем ДТП с быстрым перечислением подходящих статей закона. В нижней части претензии всегда стоит конкретная сумма, которая представляет собой задолженность страховой фирмой. Такой вид требования можно считать необоснованным, так, как и страховая компания, обязана подать вместе с жалобой следующее:
    Бумаги, на основании которых можно судить о размере понесенных убытков: акт, подтверждающий осмотр авто независимыми экспертами с приложением фото, а также оплаченная квитанция.
    Бумаги на виновника ДТП: справка о произошедшей аварии, соответствующие постановления.
    Бумаги, подтверждающие законность суброгации: ксерокопия ПТС машины с копией полиса и оплаченной квитанцией, ксерокопия заявления от страховой фирмы на наличие страховой ситуации.

Дополнительно:

  1. Право на получение суброгации появляется у страховой организации после выплачивания ей страховке потерпевшей стороне.
  2. Величина возмещения приравнивается к оплаченной потерпевшему сумме ущерба.
  3. Виновный в аварии водитель, если он в тот момент исполнял свои служебные обязанности не облагается выплатой суброгации, так как данная плата ложится на плечи работодателя.

Страховая компания требует возместить ущерб
при ДТП: ловушки страховщиков

Согласно статистическим данным, при требовании суброгации, страховые фирмы в большинстве случаев завышают клиентам требуемые суммы. Чтобы оправдать свои действия многие из них предоставляют:

  • сомнительную калькуляцию;
  • ложные данные;
  • подделанные сведения;
  • запугивают клиента выплатой судебных издержек.

Привлечение к своей защите опытного в юридическом деле специалиста позволит запросто выявить обман и вывести страховщика «на чистую воду». При возникновении сомнений относительно предъявленных сведений следует:

  • проверить представленные данные;
  • сравнить проведенные расчеты с расчетами независимого специалиста;
  • проанализировать предоставленные чеки и оплаченные квитанции;
  • проконсультироваться с опытным юристом.

В некоторых случаях недобросовестные страховщики прилагают даже ложные документы. В таких ситуациях они уверены в неграмотности клиента относительно подсчетов и правоте своего мероприятия. Не стоит идти на поводу у таких страховщиков, а искать защиты у юристов.

Если в ходе произошедшей аварии, где вы были виноватой стороной, по КАСКО потерпевшая сторона получила положенные компенсации, не стоит обольщаться. Пока не истек срок давности страховщик вправе подать на вас соответствующий иск о взыскании с вас положенной компенсации за причиненный ущерб.
Лучше всего при таком раскладе постараться:

  • по мере сил созваниваться с пострадавшими людьми;
  • ходить на все осмотры поврежденной машины, желательно пригласив своего специалиста-оценщика;
  • следить за процессом проводимых расчетов компенсации по страховке.

Многие страховщики ведут себя как настоящие мошенники, стараясь обогатиться за счет свои клиентов. Они не только не выплачивают положенные компенсации пострадавшим, но и требуют по суброгациям с виновников ДТП баснословные возмещения.

Желая на добровольной основе вернуть причиненные убытки потерпевшим гражданам, возьмите с них при передаче выплат расписки, где будет прописана указанная сумма и стоят необходимые подписи. Если расписки не будет при передаче денежных средств потерпевшему, он может воспользоваться еще и выплатами по КАСКО, а вам придет на оплату через год суброгация. Другими словами, в такой ситуации вам придется компенсировать ущерб в двойной форме.

Конечно, добровольное решение конфликта между пострадавшим и виновником аварии также довольно положительный для вас исход дела. Только в данной ситуации стоит также быть бдительным. Не идите на поводу у жертвы аварии, требующей с вас заоблачную сумму за свое поврежденное авто. Возможно, оно к тому времени из-за износа этого уже не стоило. Предложите потерпевшей стороне независимую экспертизу поврежденного автомобиля, результаты который и конечную сумму вы пообещаете выплатить. Такой расклад будет более приемлем и для вас, и для пострадавших. Тем более, что за его изношенное авто страховщик баснословной компенсации также не предложит.