На середину 2016 семь государств (среди крупнейших стран) имеют долг выше 100% к ВВП- Япония (211%), Италия (136%), Испания (100%), Бельгия (109%), Сингапур (108%), Греция (176%) и Португалия (129%) и две страны под 100% - США и Франция. Среди развитых стран лишь Германия и Швейцария имеют тенденцию на снижение долговой нагрузки. Что касается развивающихся стран, то у большинства госдолг балансирует возле 50%, исключением являются Бразилия и Венгрия с долгом около 75%.
В таблице по горизонтали цветная кодировка тенденции изменения госдолга в % к ВВП за 15 лет, где переход от зеленого к красному означает увеличение. В последнем столбце цветная кодировка по вертикали, показывающая переходы от наименьшего госдолга к наибольшему.
Нет универсального мерила предела госдолга, потому что для одних стран 100% и выше может быть нормальным уровнем, при котором государство может без проблем обслуживать текущие обязательства и производить новые заимствования, а для других 50% является красной чертой, критическим уровнем.
С точки зрения государства и способности привлечения влияние оказывают следующие факторы:
- Степень контроля государства над крупнейшими финансовыми институтами в национальной валютной зоне.
- Емкость национальной финансовой системы и развитые долговые инструменты с механизмами модуляции глобальных денежных потоков в нужном направлении. Грубо говоря, способность государства перенаправлять финансовые потоки институциональных единиц из одних инструментов в другие в определенное время с заданными критериями.
- Долгосрочное доверие институциональных инвесторов к рынку госдолга и отсутствие негативного опыта обращения долговых ценных бумаг.
- Международный авторитет государства и способность принуждать, влиять на международных инвесторов, в том числе на иностранные государства.
- Развитые денежно-кредитные механизмы по контролю избытка ликвидности в системе в рамках монетизации госдолга. Другими словами, способность ЦБ выкупать госдолг без негативных последствий на финансовых рынках, для национальной валюты и экономики.
- Наличие устойчивого профицита операционного денежного потока среди частных структур.
В США наоборот. Имея дефицит национальных чистых денежных потоков, способных абсорбироваться в госдолге, США обладают методами силового принуждения в трежерис международных инвесторов (если потребуется, то с помощью авианесущей группы, госпереворотом и паникой на внутренних рынках). Если же и этого не хватает, то скупают долг без каких-либо последствий через ФРС, подкрепляя все это пропагандой в абсолютную устойчивость трежерис.
Япония не может принуждать международных инвесторов, как США, но обладает исключительным, близким к абсолютному контролю на национальные финансовые институты, емкий внутренний рынок и умение монетизировать без последствий.
Испания не обладает по сути ничем и существует в модели стрежневого распределения евро потоков ликвидности при котором в первой очереди стоят Германия, Великобритания и Франция, а то, что останется в рамках лояльности и солидарности достается второй, третьей группе и так по звеньям пищевой цепи. Поэтому если конъюнктура позволяет и существует избыток ликвидности, то Испании, Греции и Португалии что нибудь достается. Если нет, то как в 2010-2012.
Динамика госдолга к ВВП в %
В этом отношении, говоря об избыточности госдолга необходимо представлять себе потенциал государства и структуру национальной финансовой системы и способность, как привлечения, так и обслуживания госдолга.
По последнему:
- Величина чистых процентных расходов относительно доходов и расходов бюджета.
- Степень покрытия госдолга ликвидными средствами государства, величина чистого гос.долга.
- Нормированная сумма погашений гособлигаций к величине всего гос.долга и доходам бюджета.
- Текущая и потенциальная потребность в чистых заимствованиях относительно всего гос.долга и доходов бюджета.
Величина госдолга в млрд долл
Совокупный долг развитых стран около 44 трлн долл, рост за 15 лет почти на 29 трлн, с кризиса 2008 рост на 15 трлн, однако в долларах рост госдолга развитых стран прекратился в 2013, что связано в первую очередь с падением национальных валют относительно доллара. 44-45 трлн - это около 82% для всех выбранных стран. В группе развивающихся стран Китай занимает ровно половину, а без учета роста госдолга Китая, остальные развивающиеся страны практически не нарастили долларовый долг с 2011-2012.
В целом общая долговая ситуация нормализуется, как через снижение потребности в новых заимствования, так и снижением средневзвешенных ставок, что позволяет вывести сумму обслуживания долга на докризисный уровень. США сейчас по долгу платят меньше, чем в 2007, хотя сам долг вырос с 8 до 18 трлн!
Во всех случаях речь идет о долге для федерального и муниципального правительства.
Госдолг стран мира является доминирующим фактором дестабилизации не только финансовой обстановки в мире, но и экономической. Единственный вариант выхода из ситуации - это поиск путей сокращения мировой задолженности, со снижением темпов ее роста включительно. По мнению мировых аналитиков, в то время как первый мировой кризис возник в результате активного роста долгов финансового сектора, корпоративного хозяйства и домашнего хозяйства, кризис 21-го века будет вызван именно ростом государственных долгов большинства стран мира. Эксперты финансового рынка с опасением говорят о том, что долговые обязательства стран уже к 2015 году имеют все шансы превратиться в простую бумагу.
О чем говорит статистика 2014 года?
Госдолг стран мира по состоянию на конец 2014 года имеет устрашающие объемы.
- Япония - государственный долг соответствует 234% ВВП.
- Греция - 183%.
- Португалия - 148%.
- Италия - 139%.
- Бельгия - 135%.
Аналитическая мировая компания McKinsey внесла в первую десятку стран по размеру государственного долга еще Испанию (132%) и Ирландию (115%), Сингапур (105%), Францию (104%) и Великобританию (92%). Интересен тот факт, что Америке в данном рейтинге досталось 11-е место с 89% от ВВП. Тут же стоит отметить, что в соответствии с официальной государственной статистикой, еще в 2011 году государственный преодолел отметку в 100% от ВВП. Что касается статистики 2013 года, объем задолженности увеличился до 106,6%. По предварительным расчетам в 2014 году долг Америки должен быть на уровне 109,9%. На данный момент страны ведут активную политику для сокращения государственных задолженностей. Эффективность мероприятий и итоговые показатели 2015 года можно будет оценить только в декабре.
Самые низкие показатели государственного долга
- Норвегия - государственный долг составляет 34% ВВП.
- Колумбия - 32%.
- Китай - 31%.
- Австралия - 31%.
- Индонезия - 22%.
Государства, которые практически не имеют задолженности, и у которых долг составляет менее 20% от ВВП - это Перу (19%) и Аргентина (19%), Чили (15%), Россия (9%) и Саудовская Аравия (3%).
Взаимосвязь национальной задолженности и уровня развития стран мира
Уровень госдолга стран мира позволяет установить некую связь между объемом задолженности и уровнем развития государства. Стоит сказать, что меньше всего привлекают средств для перекрытия государства, которые находятся на стадии активного развития. У стран, которые считаются экономически развитыми, возникает намного чаще, и в долги они влезают систематически. Если рассматривать задолженность не как процентное соотношение к ВВП, а в денежном эквиваленте, в данной категории лидерское место досталось Америке. Ее национальная задолженность уже давно перешагнула предел в 18 триллионов долларов. Мировые экономические аналитики говорят об увеличении задолженности уже к концу 2015 года до 19 триллионов долларов. Второе место в категории занимает Япония, со своими долгами в размере 10,5 триллиона долларов. Далее следует Китай - 5,5 трлн. На эти три страны приходится порядка 58-60% от общего мирового долга. При этом Россия, которая еще в середине 2014 года имела задолженность, соответствующую 0,1% мировой, сегодня внесена в «мусорный рейтинг» стран, для которых получить ссуду на международном рынке практически невозможно.
Динамика ситуации
Госдолг стран мира имеет положительную динамику, он систематически увеличивается. Только за период с 2007 по 2014 год нарастить свои задолженности в несколько раз сумели не только страны PIGS, несущие опасность для ЕС (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания), но и лидеры международного рынка, в частности Япония, Италия и Франция. Америка же превзошла все государства группы PIGS. По предварительным прогнозам, ситуация в мире будет только накаляться. Абсолютное и относительное наращивание задолженности, скорее всего, будет свойственно странам с высоким уровнем экономического развития.
Почему страны с развитой экономикой имеют неподъемные государственные задолженности?
Причина явления в том, что темпы наращивания экономики не позволяют не только погашать, но и обслуживать взятые ссуды. Для большинства экономически свойственны не только нулевые, но и минусовые темпы развития экономики. Эксперты агентства McKinsey после тщательного анализа ситуации пришли к выводу, что тяжелее всего отказаться от получения кредита для рефинансирования своих задолженностей будет таким странам, как Испания и Япония, Италия, Португалия, Великобритания и Франция. Эксперты видят решение проблемы в комплексной реструктуризации экономики, путем полной ее отвязки от государственной задолженности.
Тенденции и наблюдения
- Чем больше государственный долг в стране, тем больше в ее политике процветают такие понятия, как демократия и либерализм.
- Развитые страны расходуют средства из бюджета, не ориентируясь на фактическое состояние экономики. Сказать простым языком «живут не по средствам». Чем развитей принято считать страну, тем больше у нее внешняя задолженность.
- Экономическое развитие страны полностью соответствует росту задолженности. Процессы протекают параллельно и практически идентичны.
Странная статистика, или Что показывает внешний госдолг стран мира
Приведенные выше наблюдения от специалистов издания «Шпигель» подтверждаются фактической ситуацией в мире. Рассмотрим крупные международные альянсы. Так, «Большая семерка», в теории, соединила в себе экономики самых сильных стран мира. Если сопоставить ВВП и госдолг стран мира из этого альянса, можно увидеть следующие показатели:
- Великобритания - объем задолженности соответствует 92% ВВП.
- Германия - 72%.
- Канада - 86%.
- Италия - 139%.
- США - 109,9%
- Франция - 98%.
- Япония - 234%.
Сопоставив эти показатели с показателями государств, входящих в состав «БРИКС», специалисты делают определенные выводы. Так, Россия (9% ВВП), Бразилия (65% ВВП), Китай (31% ВВП) и ЮАР (50% ВВП) выглядят на фоне мировых лидеров более «экономически здоровыми». Тут стоит сказать, что на территории государств «Большой семерки» проживает не менее 0,5 миллиарда человек, которые потребляют в разы больше товаров и услуг, нежели порядка 3 миллиардов человек на территории стран «БРИКС».
О чем говорит анализ ситуации 2015 года?
Госдолг стран мира в реальном времени оценить проблематично, так как официальные данные будут представлены только к концу 2015 года. По предварительным оценкам, с учетом того, что рост задолженностей в связи с экономической ситуацией в мире продолжается активными темпами, на их обслуживание в этом году уйдет на порядка 6,3% больше средств. Представители агентства Bloomberg сообщают, что сильнейшие государства мира занимаются активным рефинансированием своих долгов за счет оформления новых кредитов от МВФ. Из официальных источников стало известно, что к концу 2015 года страны «БРИКС» и государства «Большой семерки» должны погасить долговые обязательства в размере 6,96 триллиона долларов. От экспертов можно услышать мнения относительно того, что 2015 год будет благоприятным, и размер задолженностей станет меньше, что на данном этапе кажется нереальным прогнозом.
– это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.
Общие положения
Государственный долг представляет собой накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, без учета излишков бюджета. Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.
При формировании государственного долга не учитываются задолженности других стран перед данным государством. И поэтому обязательства по погашению взятых на себя финансовых займов страны-должника никак не зависят от возврата собственных заемных средств.
Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.
Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, которые, как правило, берутся под самые высокие проценты. Поэтому, такие долги стараются пролонгировать или консолидировать. Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов.
Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.
В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.
Как почти всегда в экономике, в данных государственного долга важны не абсолютные, а относительные значения. К примеру, в случае абсолютного показателя ВВП, Китай находится на втором месте. Однако, стоит разделить его на количество человек (1,371 млрд.), производящих этот ВВП, чтобы оценить эффективность, и КНР уже на 71-ом месте - рядом с Россией.
Относительно пресловутого «госдолга США» работает тот же принцип.
Да, долг действительно большой, cейчас он приближается к $20 трлн. Однако при этом и экономика США не маленькая. Размер годового ВВП немногим меньше - $19,3 трлн. Если переводить на человеческий язык - это долг, размером с годовую зарплату, что вполне приемлемо.
По аналогии с зарплатой, долг в 100 тысяч для человека с доходом в 15 тыс. - огромная сумма, а 500 тысяч для человека с доходом в 100 лишь неудобство. Поэтому, для того чтобы оценить долговую нагрузку, экономисты рассматривают отношение государственного долга к ВВП - доходу той или иной страны. Которое, впрочем, тоже ничего не значит.
Небольшой долг может означать, например, как в случае с Венесуэлой, не то, что вы не хотите брать взаймы, а то, что вам не хотят давать.
Государственный долг стран мира 2017, % к ВВП
Место | Страна | % ВВП |
---|---|---|
1 | Япония | 250.91 |
2 | Ливан | 147.62 |
3 | Италия | 131.71 |
4 | Эритрея | 127.5 |
5 | Португалия | 127.33 |
6 | Кабо-Верде | 122.25 |
7 | Бутан | 122.12 |
8 | Ямайка | 116.07 |
9 | США | 107.48 |
10 | Барбадос | 106.58 |
11 | Бельгия | 106.52 |
12 | Гамбия | 99.24 |
13 | Ливия | 98.94 |
14 | Франция | 98.84 |
15 | Испания | 98.47 |
16 | Сингапур | 97.93 |
17 | Мальдивы | 95.84 |
18 | Кипр | 95.32 |
19 | Ирак | 95.22 |
20 | Мавритания | 94.58 |
21 | Сан-Томе и Принсипи | 93.77 |
22 | Украина | 92.31 |
23 | Белиз | 92.04 |
24 | Бахрейн | 92.01 |
25 | Канада | 90.56 |
26 | Хорватия | 88.99 |
27 | Египет | 88.82 |
28 | Антигуа и Барбуда | 88.08 |
29 | Великобритания | 87.92 |
30 | Сент-Люсия | 87.87 |
31 | Иордания | 87.45 |
32 | Ирландия | 84.6 |
33 | Австрия | 83.85 |
34 | Мозамбик | 82.02 |
35 | Словения | 81.78 |
36 | Сент-Винсент и Гренадины | 81.73 |
37 | Доминика | 81.28 |
38 | Бразилия | 80.49 |
39 | Гренада | 78.26 |
40 | Сербия | 77.94 |
41 | Черногория | 76.99 |
42 | Шри-Ланка | 74.83 |
43 | Венгрия | 74.46 |
44 | Киргизия | 73.52 |
45 | Гана | 72.21 |
46 | Тринидад и Тобаго | 69.4 |
47 | Республика Конго | 68.99 |
48 | Беларусь | 68.89 |
49 | Ангола | 68.65 |
50 | Албания | 67.77 |
51 | Израиль | 67.69 |
52 | Багамские Острова | 67.56 |
53 | Малави | 67.45 |
54 | Финляндия | 66.25 |
55 | Лаос | 66.11 |
56 | Германия | 65.88 |
57 | Индия | 65.56 |
58 | Нидерланды | 64.89 |
59 | Вьетнам | 64.82 |
60 | Уругвай | 64.01 |
61 | Марокко | 63.97 |
62 | Пакистан | 63.66 |
63 | Того | 63.13 |
64 | Сальвадор | 61.79 |
65 | Джибути | 61.33 |
66 | Аргентина | 60.87 |
67 | Мальта | 60.78 |
68 | Тунис | 59.27 |
69 | Эфиопия | 59.03 |
70 | Замбия | 58.61 |
71 | Лесото | 58.5 |
72 | Сейшельские Острова | 58.49 |
73 | Йемен | 58.15 |
74 | Пуэрто-Рико | 57.7 |
75 | Маврикий | 57.56 |
76 | Самоа | 57.01 |
77 | Катар | 56.38 |
78 | Сенегал | 56.22 |
79 | Сент-Китс и Невис | 55.98 |
80 | Малайзия | 54.96 |
81 | Кения | 54.96 |
82 | Мексика | 54.89 |
83 | Зимбабве | 54.89 |
84 | Таджикистан | 54.43 |
85 | Гайана | 54.1 |
86 | Польша | 52.85 |
87 | Исландия | 52.63 |
88 | Судан | 52.43 |
89 | Сьерра-Леоне | 52.14 |
90 | Центральноафриканская республика | 52.11 |
91 | Южно-Африканская Республика | 52.11 |
92 | Словакия | 51.89 |
93 | Гондурас | 49.76 |
94 | Габон | 49.52 |
95 | Китай | 49.32 |
96 | Армения | 48.93 |
97 | Боливия | 48.28 |
98 | Колумбия | 47.99 |
99 | Нигер | 47.85 |
100 | Дания | 47.73 |
101 | Либерия | 47.65 |
102 | Коста-Рика | 47.34 |
103 | Гвинея-Бисау | 45.83 |
104 | Молдова | 45.02 |
105 | Гвинея | 44.71 |
106 | Босния и Герцеговина | 44.5 |
107 | Таиланд | 44.49 |
108 | Фиджи | 44.18 |
109 | Швейцария | 44.12 |
110 | Азербайджан | 43.8 |
111 | Руанда | 43.27 |
112 | Суринам | 43.07 |
113 | Папуа – Новая Гвинея | 42.71 |
114 | Танзания | 42.58 |
115 | Швеция | 41.9 |
116 | Оман | 41.7 |
117 | Литва | 41.42 |
118 | Камерун | 41.33 |
119 | Чехия | 40.97 |
120 | Бенин | 40.63 |
121 | Румыния | 40.21 |
122 | Уганда | 40.16 |
123 | Австралия | 39.96 |
124 | Македония | 39.67 |
125 | Грузия | 38.77 |
126 | Чад | 38.46 |
127 | Мадагаскар | 38.11 |
128 | Эквадор | 37.89 |
129 | Вануату | 37.79 |
130 | Южная Корея | 37.45 |
131 | Панама | 37.41 |
132 | Тайвань | 37.3 |
133 | Бурунди | 36.96 |
134 | Республика Гаити | 36.21 |
135 | Мали | 36.07 |
136 | Доминиканская Республика | 35.85 |
137 | Латвия | 34.67 |
138 | Бангладеш | 34.18 |
139 | Филиппины | 33.79 |
140 | Тувалу | 33.32 |
141 | Буркина-Фасо | 33.01 |
142 | Камбоджа | 33.01 |
143 | Маршалловы Острова | 32.5 |
144 | Мьянма | 32.24 |
145 | Никарагуа | 32.16 |
146 | Намибия | 31.82 |
147 | Кот-д’Ивуар | 31.47 |
148 | Болгария | 30.62 |
149 | Южный Судан | 30.47 |
150 | Коморские Острова | 29.59 |
151 | Непал | 29.45 |
152 | Турция | 29.2 |
153 | Новая Зеландия | 29.02 |
154 | Индонезия | 28.4 |
155 | Норвегия | 27.94 |
156 | Парагвай | 27.28 |
157 | Экваториальная Гвинея | 27.25 |
158 | Венесуэла | 27.13 |
159 | Саудовская Аравия | 25.77 |
160 | Перу | 25.48 |
161 | Микронезия | 25.25 |
162 | Туркменистан | 24.54 |
163 | Алжир | 24.45 |
164 | Kosovo | 24.36 |
165 | Гватемала | 24.28 |
166 | Свазиленд | 22.77 |
167 | Чили | 22.51 |
168 | Демократическая Республика Конго | 22.18 |
169 | Люксембург | 22.13 |
170 | Кувейт | 22.08 |
171 | Сан-Марино | 21.57 |
172 | Кирибати | 20.77 |
173 | Казахстан | 20.46 |
174 | Объединённые Арабские Эмираты | 19.71 |
175 | Россия | 19.43 |
176 | Иран | 17.71 |
177 | Узбекистан | 15.19 |
178 | Нигерия | 13.98 |
179 | Ботсвана | 11.83 |
180 | Соломоновы Острова | 10.07 |
181 | Эстония | 9.16 |
182 | Афганистан | 8.01 |
183 | Бруней | 3.52 |
184 | Гонконг | 0.06 |
185 | Макао |
По данным МВФ. Обновлено 10.09.2017
Россия имеет относительно небольшой госдолг. По данным ЦБ чуть более $254 млрд. Однако вместе с долгами предприятий (они в качестве гос.долга не учитывается, хотя предприятия в основном государственные) сумма уже существенна - $513 млрд. Это уже 40% от номинального ВВП.
Внешний долг в Беларуси в 2017
Пока нельзя с уверенность говорить о перспективах внешнего кредитования Республики в текущем году.Известно, что ведется определенная предварительная работа для получения кредита от МВФ. Беларусь обсуждает с МВФ возможность реализации программы сотрудничества, рассчитанной на 3 года, с выделением кредита на3 миллиарда долларов под 2,28% годовых сроком на 10 лет. Международный валютный фонд призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии экономических реформ в отношении госпредприятий с целью повышения эффективности и производительности, а также уменьшения бюджетных рисков. МВФ рекомендовано также определить и предпринять последовательные меры по достижению полного возмещения издержек в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вероятно, этим можно объяснить резкое подорожание коммунальных услуг и общее ужесточение бюджетной политики в конце 2015 – начале 2017 года.
По данным Министерства финансов Республики Беларусь, внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 января 2017 года составил 13,6 млрд долларов и увеличился за год на 1 198,8 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 9,6%.
Внешний госдолг Беларуси по данным Минфина увеличился с начала 2017 года на 1,9 миллиардов долларов, или на 14,2% (с учетом курсовых разниц) и составил на 1 июля 15,6 миллиардов долларов США.
по состоянию | млрд. долларов США |
---|---|
на 1 июля 2016 г. | 13,1 |
на 1 августа 2016 г. | 13,3 |
на 1 сентября 2016 г. | 13,3 |
на 1 октября 2016 г. | 13,4 |
на 1 ноября 2016 г. | 13,5 |
на 1 декабря 2016 г. | 13,5 |
на 1 января 2017 г. | 13,6 |
на 1 февраля 2017 г. | 13,5 |
на 1 марта 2017 г. | 13,6 |
на 1 апреля 2017 г. | 13,6 |
на 1 мая 2017 г. | 13,9 |
на 1 июня 2017 г. | 13,9 |
на 1 июля 2017 г. | 15,6 |
Напомним, что в 2016 году была подписана программа о привлечении кредита ЕФСР на сумму 2 млрд долларов, из них 800 миллионов было выдано двумя траншами в 2016 году. ЕФСР выделил очередной транш в размере 300 миллионов долларов в 2017 году. ЕФСР в полном объеме планирует перечислить кредитные средства в течение 2016-2018 годов при условии реализовать комплекса мер по реформированию экономики Беларуси.
Госдолг стран мира в 2014 году продолжает неуклонно расти и все тяжелее бороться с этим явлением. Недавние события Кипра и Греции не дают забыть о тяжелых последствиях дефицита бюджета, когда для стабилизации ситуации людям не выплачивались заработные платы, что приводило к массовым забастовкам.
Государственным долгом страны называют финансовые займы правительства для погашения дефицита бюджета. Госдолг рассчитывается в национальной валюте страны или в долларах США, но для большей наглядности отображается как процент заимствования от ВВП.
Вопрос размера госдолга стран мира нам с вами интересен, потому что мы можем увидеть рейтинг благополучных стран, в которых правительства работают на благо своего народа.
Информацию о размерах государственных долгов регулярно публикует на своем сайте Международный валютный фонд (IMF).
Если рассматривать ситуацию с госдолгами всех стран в общем, то можно увидеть, что на начало 2014 года мировой госдолг составил 56 триллионов долларов США. Самый большой госдолг в США – около 17,6 трлн. долларов США. На втором месте по размеру госдолга находится Япония с 9,8 трлн. долларов США. На третьем месте по размеру госдолга находится Китай со своими обязательствами на 3,9 трлн. долл. США. Правда, Китай проводит активную политику сокращения госдолга. В остальных крупных странах должниках госдолг находится на уровне 1 – 3 трлн. долларов.
Госдолг стран мира в начале 2014 года
- США – 17,61 трлн. долларов
- Япония – 9,87 трлн. долларов
- Китай – 3,89 трлн. долларов
- Германия – 2,60 трлн. долларов
- Италия – 2,33 трлн. долларов
- Франция – 2,11 трлн. долларов
- Великобритания – 2,06 трлн. долларов
- Бразилия – 1,32 трлн. долларов
- Испания – 1,23 трлн. долларов
- Канада – 1,2 трлн. долларов
У Японии самое высокое соотношение размера госдолга к ВВП – 242%. То есть, государственные обязательства Японии в 2 раза больше собственного ВВП. Как вы помните, Японию очень сильно подкосил цунами в 2011 году, который спровоцировал аварию на станции Фукусима. Япония вынуждена была увеличить свой госдолг за счет внутренних заимствований в национальной валюте, для борьбы с последствиями катастрофы.
После Японии, не утешительная ситуация с размером госдолга по отношению к ВВП в Греции, которая для борьбы с финансовым кризисом столько долгов, что даже ходили разговоры о возможном дефолте Греции, так как этот показатель достиг – 174%. На третьем месте в рейтинге госдолгов по отношению к ВВП находится Италия с показателем 133%. Однако, финансовые аналитики отмечают, что Италия имеет все шансы устоять, поскольку имеет долгосрочные государственные ценные бумаги с длинным сроком обращения. К тому же, государственные долги Италии в виде государственных облигаций, в большинстве своем, принадлежать внутренним инвесторам.
Госдолг стран мира по отношению к ВВП
- Япония – 242,3%
- Греция – 174%
- Италия – 133,1%
- Португалия – 125,3%
- Ирландия – 121,0%
- США – 107,3%
- Сингапур – 106,2%
- Бельгия – 101,2%
- Испания – 99,1%
- Великобритания – 95,6%
Госдолг стран мира на душу населения
- Япония – 99,7 тыс. долларов
- Ирландия – 60,4 тыс. долларов
- США – 58,6 тыс. долларов
- Сингапур – 57 тыс. долларов
- Бельгия – 47,8 тыс. долларов
- Италия – 46,8 тыс. долларов
- Канада – 45,5 тыс. долларов
- Франция – 42,4 тыс. долларов
- Великобритания – 38,9 тыс. долларов
- Швейцария – 38,6 тыс. долларов
У ведущих экономистов и политиков развитых стран все чаще возникают опасения очередных банкротств. Опасение экономистов оправдывается по причине наличия в экономиках развитых стран процессов замедления экономического роста, сокращение доходов, и как последствие – рост государственных долгов.
Почему возникает дефицит бюджета и рост госдолга?
К распространенным причинам роста госдолга в странах мира, экономисты относят увеличение расходов на поддержание социальных и военных программ, постоянное стимулирование экономик для борьбы с последствиями финансового кризиса, снижение деловой активности и пр.
Несмотря на попытки всех стран мира сократить свои госдолги, размер дефицита бюджета неуклонно растет. Наибольшую опасность роста государственного долга экономисты прогнозируют Японии, Греции, Португалии, США, Нидерландам и Ирландии. Среди других развитых стран, продолжат увеличение госдолга Великобритания и Франция.
Какие меры предпринимают правительства государств, чтобы сократить темпы роста госдолга?
- Пытаются сохранить размер госдолга на предыдущем уровне, как бы замедлить его рост, за счет развития экономики страны.
- Пересматривают структуру государственных займов так, чтобы дефицит бюджета не угрожал безопасности страны.
- Многие страны пробуют уменьшить стоимость госдолга за счет увеличения срока заимствования.
- Намериваются вовремя погашать текущий размер госдолга перед заемщиком, чтобы не было штрафных санкций, и оставалась положительная кредитная история.
- Направляют заемные средства на развитие экономики своей страны.
- Улучшают систему контроля за расходом заемных средств, что позволяет оптимизировать расходы в целом и найти дополнительные способы экономии.
- Координируют долговую политику государства с финансовой и экономической политикой.
- Организовывают совместные саммиты с другими государствами в целях поиска оптимальных мер для сокращения госдолга.
- Разрабатывают и применяют разные методы управление госдолгом.
Те страны, которые сумели эффективно управлять своим госдолгом, смогли стабилизировать рыночное настроение и убрать панику бизнес кругов. Однако, большинство участников финансовых рынков и государственных деятелей боятся новой волны финансового кризиса, который углубит проблему выплаты госдолга.
Единственным способом выбраться всем странам мира из долговой ямы – это поднять развитие экономики собственных стран.
Правда, есть и другой путь временного решения роста госдолга – экономия на бюджетных издержках. Но это в свою очередь вызывает сокращение экономики и рост соотношении госдолга к ВВП.
Разговоры о бюджетных консолидациях экономисты многих стран ведут постоянно. Ведь государственные расходы развитых стран выросли после финансового кризиса и являются еще до сих пор не до конца оптимизированными. Поэтому, оптимизация бюджетных расходов государства крайне необходима в наши нелегкие времена.
Правда, единственной страной, которая успешно пошла по пути оптимизации бюджетных расходов является Ирландия. Большинство других стран мира только думают и планируют провести меры по сокращению бюджетных расходов.
Конечно, бюджетная консолидация не решит проблему сокращения госдолга сразу и кардинально. Ведь наполнить бюджет можно только разумной налоговой политикой и способствованием развитию реального сектора экономики.
Таким образом, мы с вами разобрали суть и значение госдолга стран мира для развития национальной экономики. Также, мы рассмотрели рейтинг госдолга стран мира в 2014 году, где проанализировали наибольших должников и их проблемы. Естественно, госдолг быстро не сократится в странах мира, для этого нужно создать благоприятные условия эффективного экономического развития. А с долгами государство рассчитается тогда, когда бизнес в стране будет процветать и платить налоги.