Строительство останкинской телебашни год. Строительство останкинской телебашни

Сейчас кажется, что это некогда самое высокое здание в мире, пережившее пожар в 2000 году, было всегда. А ведь когда-то оно только начинало строиться! Итак, репортаж о строительстве телебашни - с некоторыми техническими подробностями, и историческими снимками.

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение — каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.


Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3—3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения—это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки — 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни — 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций — башни и стакана — позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок — на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам—это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру — от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

Рис. 7.9. Схема возведения телевизионной башни в Останкино с помощью механизированного опалубочного агрегата: 1 — опорная часть башни; 8 — ствол башни; 3 — опалубочный агрегат; 4 — легкий кран; 5 — приемная площадка; 6 — перегрузочная площадка; 7 — башенный кран


На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части — царги — подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация — ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

Останкинская телевизионная башня– выдающееся творение строительной техники XX века. Останкинская телебашня, высота которой в момент окончания ее строительства составила 533,3 м, построена в Москве по проекту инженера-конструктора Николая Васильевича Никитина. Вес ее фундамента – 55000 т. Допустимое отклонение вершины под действием ветра 11, 65м. Сегодня высота башни – 540 м (1999 г.), что почти на 300 м выше здания Московского университета на Ленинских горах и на 215 м выше знаменитой Эйфелевой башни в Париже.

Несмотря на такую высоту, опрокинуться бетонная башня не может. Ее центр тяжести не выходит и никогда не выйдет за площадь опоры. Эта площадь ограничена кольцом-фундаментом диаметром в 60 метров. А центр тяжести находится на высоте 110 метров по оси башни.

Внутри по окружности ствола Останкинской телевизионной башни сверху донизу, как струны, натянуты стальные канаты. Каждый из 150 канатов растянут с силой в 70 тонн. В целом тело Останкинской башни сжато с силой в десять с половиной тысяч тонн. Поэтому внешние нагрузки не могут разрушительно воздействовать на сжатый металлическими канатами ствол телебашни. В этом была новизна инженерной мысли того времени.

Внутри ствола находится множество линий и каналов для теле- и радиоантенн телепрограмм и радиостанций. Лаборатории и залы занимают три четверти всех внутренних помещений. В стволе Останкинской телебашни проходят также водопровод, канализация и телефонные линии. Семь огромных лифтов, в том числе 4 скоростных, доставляют своих пассажиров наверх. На высоте 337 метров находится опоясанный стеклом круговой смотровой зал, из которого открывается панорама Москвы. Чуть ниже смотровой площадки находится ресторан «Седьмое небо» с тремя залами, расположенными друг под другом. Столики в залах стоят на круговой платформе со стеклянными ограждениями. Платформа, медленно вращаясь, делает полный оборот за один час. И все это время его посетители любуются красотами российской столицы.

Останкинская телевизионная башня создана по заказу Министерства связи СССР. Первоначально предполагалось построить стальную башню по типу мачты линии электропередач с далеко вынесенными горизонтальными консолями.

Конструктор Никитин предложил неожиданную конструкцию. Его башня - монолит, из предварительно напряженного бетона. Строителям впервые предстояло поднять железобетонную конструкцию в заоблачную высоту. Силуэт башни представлялся Никитину в виде цветка лилии с прочным стеблем-стволом и четырьмя надежными лепестками-опорами, повернутыми вниз. Вес башни распределялся между бетонным стволом и основанием, как 1 к 3. Ствол башни необходимо было сделать стойким, упругим и гибким. Но в то же время он не должен был раскачиваться от ветра более чем на метр. Естественно, основание должно быть очень крепким и надежным.

Эта инженерная задача решалась за счет натянутых внутри ствола башни стальных канатов, стягивающих конус основания и стрелу ствола. Внешний вид башни разработал архитектор Л.И. Баталов (мастерская № 7 Моспроекта) - четыре высокие арки прорезали конус основания башни, придавая ему известную легкость. На высоте двух третей башенного ствола предполагалось строительство первой площадки. Через 70 м ствол заканчивался куполообразным сводом, под которым размещались застекленные ярусы площадок обзора, службы связи и ресторан. Башню завершала ажурная стальная антенна, похожая на колос.

В проекте не было обычного для высотного сооружения фундамента глубокого заложения, всегда выступавшего в качестве противовеса наземной части любого сооружения. По меркам того времени он имел небольшую толщину - всего 3,5 м, поскольку в данном проекте функция фундамента переходила к конусообразной нижней части башни, расположенной на земле.

Эта необычная идея, благодаря которой натянутые стальные канаты заставляют четыре опоры башни намертво сцепляться с землей и таким образом удерживать мощный бетонный ствол, не сразу нашла понимание у строителей. Такой принцип не применялся даже в невысоких вертикальных строительных конструкциях. Хотя сбалансированное натяжение канатов так организует работу опор и связывает в единую систему всю конструкцию сооружения, что даже сильнейший ветер не способен значительно отклонить башню от равновесной вертикали.

Это интересное с точки зрения архитектуры решение в полной мере так и не удалось осуществить. В основании Останкинской башни число проемов увеличилось до десяти. Но хотя башня и стала более тяжеловесной, тем не менее, не превратилась в бетонную воронку, как требовали эксперты. 27 сентября 1960 года в фундамент башни был заложен первый кубометр бетона. В1966 году были натянуты канаты. А 12 февраля 1967 г. начался подъем 23-тонного основания уникальной 148-метровой металлической антенны, которой заканчивается башня. 4 ноября 1967 г. Государственная комиссия подписала акт о приемке 1-й очереди Останкинского общесоюзного телецентра им. 50-летия Октября.

В 1970 году конструктор Останкинской телебашни доктор технических наук Н.В. Никитин и возглавляемый им авторский коллектив были удостоены Ленинской премии. В проекте участвовали: Б.А. Злобин – главный инженер проекта, заместитель главного архитектора Москвы Д.И. Бурдин, главный инженер Государственного всесоюзного проектного института М.А. Шкуд, директор проектного института «Промстальконструкция» Л.Н. Щипакин.

Останкинская телебашня – один из символов Москвы и российского телевидения. Башня не только обеспечивает телетрансляцию на всю страну, но и вмещает множество телестудий. По мощности сигнала, техническому оснащению и другим показателям равных объектов в мире не имеется. Высота башни составляет 540 метров

Постоянное вещание телевизионных передач в Советском Союзе началось ещё в 1939 году. Передача сигнала обеспечивалась через Шуховскую башню на Шаболовке . После Великой Отечественной войны было решено повышать качество телевещания, что потребовало сооружения дополнительной телевышки. Сначала её построили рядом с телецентром и Шуховской башней. Но необходимость постройки более совершенной системы была очевидна.

В 1960 году телецентр на Шаболовке першел к госкомитету по радиовещанию и телевидению. Эта организация и стала заказчиком строительства новой станции в Останкино. Разработкой самого проекта занималась организация «Моспроект». Строительство велось с 1963 по 1967. В то время это было самое высокое здание в мире. Идея использовать преднапряжённый железобетон, сжатый стальными тросами, позволила сделать конструкцию башни простой и прочной. Другой прогрессивной идеей было использование относительно мелкого фундамента: по замыслу Никитина башня должна была практически стоять на земле и ее устойчивость обеспечивается за счет многократного превышения массы шлема-основания над массой мачтовой конструкции. Проект Останкинской башни был придуман Никитиным за одну ночь, образом башни стала перевёрнутая лилия - цветок с крепкими лепестками и толстым стержнем. По первоначальному проекту у башни было 4 опоры, позже их число увеличили до 10. На фото строительство Останкинской башни

Спустя некоторое время после начала строительства работы были приостановлены из-за сомнений в надёжности фундамента сооружения. Далее проектированием Останкинской телебашни занимался Центральный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений. Ранее на эту организацию возлагались задачи по разработке проекта Дворца Советов, который так и не был осуществлён. Окончательный проект башни был разработан в 1963 году. Его авторами были главный конструктор Никитин и архитекторы Баталов и Бурдин. Ими был существенно доработан предыдущий проект, увеличена высота телевышки и количество размещаемого на ней оборудования. Непосредственное участие в разработке проектов, строительстве и изготовлении оборудования для башни в Останкино принимало участие более 40 различных организаций. Строительство её велось 4 года. В 1967 году с Останкинской телебашни началась трансляция телевизионных программ, и она была официально принята в эксплуатацию. Однако, доработка телецентра продолжалась ещё год. В результате в 1968 году состоялась первая трансляция цветного изображения, а также были закончены работы по отделке 3-этажного ресторана «Седьмое небо», которому нашлось место в телецентре. Новая телевизионная башня была названа Общесоюзной радиотелевизионной передающей станцией Министерства связи СССР имени 50-летия Октября. Многим инженерам, принимавшим участие в создании нового телецентра, была присуждена Ленинская премия.

Для того времени это было уникальное сооружение. Помимо того, что Останкинская башня стала самым высоким сооружением мира, её технические возможности были поразительны. Башня обеспечивала не только трансляцию программ радио и телевидения на всю Москву и Московскую область, но и их раздачу в другие города страны, посредством комплекса радиорелейного оборудования. Оборудование башни позволяло одновременно вести трансляцию и запись с десятков различных объектов. Особо сильная нагрузка на телецентр выпала в 1980 – во время проведения 22 Летних Олимпийских Игр. На башне даже специально разместили оборудование новостного канала CNN.

Но и это далеко не все возможности Останкинской телебашни. Благодаря ей, главный метеоцентр Советского Союза приобрёл уникальную метеорологическую обсерваторию, при помощи которой смог следить за различными атмосферными явлениями. Башня обеспечивала и радиотелефонную связь основных ведомств страны и главы государства.

Вскоре Останкинская телебашня стала одним из туристических центров Москвы. В 1982 году рядом с ней даже было построено здание, обеспечивающее экскурсионную деятельность. Там же размещался современный конференц-зал, рассчитанный на 800 мест. Расширялся и совершенствовался и ресторан «Седьмое небо», из окон которого открывался потрясающе красивый вид на столицу. На одном из широких колец также была обустроена специальная смотровая площадка для туристов.


Не менее уникальна и конструкция телевизионной башни в Останкино. Она представляет собой огромный вытянутый конус, стены которого выполнены из монолитного армированного металлом бетона. Кроме того, башня поддерживается 149-ю канатами, которые прикреплены к стене башни. В центре ствола размещаются шахты для различных кабелей и трубопроводов, лифт и лестница. Общий вес конструкций, не считая фундамента, около 32 тысяч тонн. Все технические помещения изолированы от посетителей. Они имеют не только отдельный вход, но и доступ по подземному ходу. Главный зал, в котором размещаются телевизионные передатчики, расположен на пятом этаже башни. Над ним располагается технический этаж. Персонал центра защищается от мощного электромагнитного излучения передатчиков экранами из специальных материалов.


Для туристов открыты лишь некоторые объекты Останкинской телевизионной башни. Это три смотровые площадки, самая высокая из которых располагается на высоте 337 метров, 3-этажный ресторан «Седьмое небо» и балкон. Ресторан медленно вращается вокруг оси башни, делая от 1 до 3 оборотов в час, что позволяет увидеть общую панораму города. Нижние смотровые площадки расположены на высоте 147 и 269 метров, он представляют интерес в облачную погоду, когда с верхней площадки разглядеть ничего невозможно. На данный момент на телебашне действуют 5 из 7 лифтов. 4 скоростных лифта концерна ThyssenKrupp и один служебный Щербинского лифтостроительного завода. Так же ЩЛЗ был спроектирован один из двух лифтов, которые должны располагаться в антенной части телебашни.

Двигатели скоростных лифтов установлены на отметках 360 и 364 метра. Скорость движения лифтов может автоматически уменьшаться, по сигналам от датчиков, контролирующих амплитуду раскачивания башни. Также лифты оснащены уникальной системой, в которой осуществлена бесконтактая передача электроэнергии в кабину лифта за счёт индуктивной передачи энергии, по принципу трансформатора. Для этого в шахте размещены элементы индуктивной передачи энергии, а на кабине размещены токосъёмники. На данный момент работает только один служебный лифт под номером 5, расположенный в стилобате башни. Лифты № 6 и 7, расположенные выше смотровой и идущие до отметки ориентировочно 450 метров, на данный момент выключены, и возможно их восстановление и не планируется, из за того, что лифтовые шахты забиты кабелями и фидерами

27 августа 2000 года в Останкинской башне произошел сильный пожар. Возгорание произошло на высоте 460 м. Полностью выгорели 3 этажа. В процессе ликвидации пожара погибли командир пожарного расчёта Владимир Арсюков, который решил лично подняться на высоту очага пожара и отдал приказ лифтёру Светлане Лосевой нажать на кнопку лифта и ехать вместе с ним. Девушка также погибла. Третьим погибшим был слесарь-ремонтник Александр Шипилин.


Во время пожара от высокой температуры лопнуло несколько десятков тросов, обеспечивающих преднапряжение бетонной конструкции башни, но вопреки обоснованным опасениям, башня устояла. Впоследствии тросы были восстановлены. Интенсивное горение фидеров, имевших внешние горючие полиэтиленовые оболочки, отмечали все участники тушения. При этом падающие вниз капли полиэтилена создавали на различных высотах вторичные очаги горения. При температуре около 1000°С вниз полетели и горящие фрагменты разрушающихся фидеров. Попытки пожарных поставить преграды на пути этого огненного дождя с помощью асбестовых полотен успеха не имели. Выступающие конструкции оставляли зазоры в полотнах, сквозь которые фрагменты кабелей и расплава продолжали лететь вниз. 23 мая 2008 начались строительно-ремонтные работы по благоустройству территории и помещений экскурсионного маршрута Останкинской телебашни.

April 30th, 2016

Очень интересно наблюдать за процессом строительствв объектов, а особенно если это касается огромных объектов, которые мы уже давно видим готовыми. Порой даже не представляешь себе, как же их строили. Вот например , а вот или например .

Видите эту яму на первой фотографии? А ведь это начало строительства грандиозного сооружения - Останкинской башни. "Сто лет " уже мечтаю побывать в ресторане "Седьмое небо" и походить по стеклянному полу. Да и вообще побывать бы внутри, очень заманчиво. А вы были? Интересно?

Но давайте посмотрим и почитаем как шло строительство...


Фото 2.

В 1960 году в Москве началось семилетнее строительство Останкинской телебашни, на сегодняшний день — высочайшего сооружения в Европе (ее высота — 540,1 м). Останкинская телебашня занимает 8-е место в мире после небоскреба Бурдж-Халифа (Дубай), Небесного дерева Токио, Шанхайской башни (Шанхай), Абрадж аль-Бейт (Мекка), телебашни Гуанчжоу, телебашни Си-Эн Тауэр (Торонто) и Башни Свободы (Нью-Йорк).

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение — каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фото 3.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3—3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Фото 4.

Железобетонная опора всего сооружения—это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки — 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни — 500 миллиметров.

Фото 5.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций — башни и стакана — позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Фото 6.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Фото 7.

Есть у башни еще один “враг”. Это… солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок — на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам—это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру — от коррозии.

Фото 8.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

Фото 9.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

Фото 10.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части — царги — подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Фото 11.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация — ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

Фото 12.

Фото 14.

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.


Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.

Фото 13.

Строительство велось с 1960 по 1967 год, а в ноябре 1967 года началась трансляция в эфир четырех телевизионных и трех радиовещательных программ на расстояние 120 км.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 21.

Фото 22.


Ресторан «Седьмое небо» на высоте 337 метров готов к приему гостей, 1967 год.

Фото 23.

Фото 24.


Аппаратный зал центральной радиорелейной связи на Останкинской телебашне, 1982 год.

Фото 25.


Механик-монтажник проверяет состояние метеорологических приборов, установленных на Останкинской телебашне, 1970 год.

Фото 26.

Фото 27.

27 августа 2000 года в башне на высоте 460 м произошел пожар — тогда полностью выгорели 3 этажа. Помещения были восстановлены к 2008 году.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

источники

30 апреля 1967 года в эксплуатацию была сдана московская Останкинская телебашня. Сейчас кажется, что это некогда самое высокое здание в мире, пережившее пожар в 2000 году, было всегда. А ведь когда-то оно только начинало строиться!
Представляем вам очень интересный, на наш взгляд, репортаж о строительстве телебашни – с техническими подробностями, основанный на исторических снимках

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения-это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это... солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.