Субъекты рыночных отношений. Система экономических отношений. Субъекты и объекты системы экономических отношений

Экономические отношения и их субъекты

В ходе использования экономических ресурсов люди вступают в определенные связи и отношения. Совокупность последних образует систему экономических отношений.

Экономические отношения имеют две формы: социально-экономическую и организационно-экономическую.

Социально-экономические отношениявозникают между людьми как представителями определенных социальных групп. Эти отношения определяют место людей в социальной структуре общества, характер всей экономики, особенности ее функционирования.

Организационно-экономические отношениявозникают между людьми как функциональными субъектами процессов производства, распределения, обмена и потребления. Они определяют конкретные способы осуществления хозяйственной деятельности людей, их место и поведение в функциональной структуре экономики.

С учетом особенностей экономические отношения можно подразделить на отношения производства, или производственные отношения, на отношения распределения, обмена и потребления.

Производственные отношениявозникают в процессе производства по поводу использования факторов производства и создания необходимых обществу благ. Они носят как социально-экономический, так и организационно-экономический характер.

Отношения распределениявозникают как в процессе распределения экономических ресурсов, превращаемых в факторы производства, так и в процессе распределения произведенных с помощью данных факторов благ. Социально-экономические распределительные отношения определяют социальный характер распределения. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы распределения.

Отношения обмена возникают между людьми, как по поводу результатов производства, так и в процессе самого производства. Социально-экономические отношения определяют характер обмена. Он может быть, например, плановым или стихийным. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы обмена, например, обмена продукции в форме бартера, с отсрочкой платежа и т.д.

Отношения потребления возникают в процессе потребления произведенных благ. Правда, если это блага производственного назначения, то их потребление означает процесс производства, а отношения предстают как производственные. Поэтому в полном смысле отношения потребления возникают по поводу благ потребительского назначения. Социально-экономические отношения определяют характер, структуру, объем потребления представителей различных социальных групп, а организационно-экономические отношения - его конкретные формы и способы.

Отношения производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны друг с другом, взаимно обусловливают друг друга, образуя системное единство, которое представлено на рис.8.

Производственные Отношения

отношения распределения


Отношения Отношения

потребления обмена

Рис.8. Система экономических отношений

В качестве субъектов экономических отношений выступают не просто люди, но экономические агенты. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы (предприятия) и государство

(правительство).

Домохозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек.

Фирма - деловое предприятие, функционирующее с целью получения прибыли.

Государство, как экономический агент, представлено различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об экономике как науке, формируя понятие субъекты и объекты экономики, этапы экономического исследования; определить, что является предметом изучения экономики; выяснить, какие существуют методы экономического исследования; проанализировать связь экономики с другими науками; развивать экономическое мышление; воспитывать любознательность и самостоятельность.

Основные понятия: субъект, объект экономики; производители, потребители, методы исследования; абстракция, индукция, дедукция, микроэкономика, модель, макроэкономика.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Экономическая разминка (проводится в форме беседы)

Что ты знаешь об экономике?

III . Мотивация учебной и познавательной деятельности

Рассказ учителя

С развитием цивилизации человечество пришло к выводу, что важнейшей задачей любого общества является полное удовлетворение потребностей человека.

Экономическая наука изучает, как именно люди, используя имеющиеся ресурсы, пытаются достичь полного удовлетворения своих потребностей.

Она исследует, как необходимо организовать производство, обмен и распределение созданных товаров и услуг. Попробуем определить по схеме, кто является субъектами и объектами исследования экономики.

IV. Изучение нового материала

Объяснение схемы «Субъекты и объекты экономики», которая заранее нарисована на доске.

Рассказ учителя

Экономика - сложная система, которая постоянно развивается и меняется. Меняются и действующие лица экономических отношений. Если в период Средневековья это были феодал и крестьянин, цеховой мастер, купец, то действующими лицами современной экономики являются предприниматели и рабочие, банкиры, фермеры, государственные служащие, ваши родители и вы сами. Чем сложнее становится экономическую жизнь общества, тем больше будет действующих лиц (субъектов) и объектов экономики.

Во все времена субъектами экономических отношений были производители и потребители вещей и услуг.

С развитием рыночных отношений производители становятся продавцами, а потребители - покупателями. Изобразим схематически взаимодействие субъектов экономических отношений.

Итак, сложность экономической жизни общества обусловливает разнообразие его действующих лиц.

Проблемный вопрос

Ваш рабочий день состоит из шести уроков в школе, свободного времени и подготовки к урокам. В перерыве между уроками вы в буфете купили пирожок; по дороге домой, по просьбе родителей, купили буханку; в свое свободное время помогали родителям копать картошку. В каких случаях в течение дня вы стали субъектом экономических отношений?

Работа с учебником

Для того чтобы экономика стала прикладной наукой, необходимо разработать принципы построения сферы человеческой жизни. Именно поэтому необходимо проводить экономические исследования. По учебнику проанализируйте схему «Этапы экономического исследования».

I этап. Сбор фактов.

II этап. Разработка теорий.

III этап. Обоснование экономической теории.

Аналогично схемы этапов экономического исследования попробуйте исследовать и изложить собственные размышления по поводу принципов, по которым построено ваше обучение.

В экономике используют несколько основных методов исследования:

Рассказ учителя

Экономическая наука не может пользоваться теми методами познания, что и естественные науки. Анализируя экономические явления, нельзя использовать ни микроскоп, ни телескоп. Арсенал средств экономической науки является весьма разнообразным: классификация явлений, исключение второстепенного, обобщение и т.д.

Классифицировать - значит различать процессы и явления по определенным критериям. Например, товары мы можем поделить на более дорогие, для людей со средним достатком, дешевые. Собственность может быть частной, коллективной, государственной.

Предложите критерии классификации потребителей обуви.

В экономической науке исследователи широко применяют методы

научной абстракции, индукции и дедукции. Суть метода абстракции заключается в том, что, исследуя определенный экономический факт или процесс, отделяют его случайные, мимолетные или второстепенные признаки от устоявшихся и типичных. Индукция заключается в формулировке закона на основе незначительного количества наблюдений за повторяющимися событиями. Дедукция - способ исследования, при котором отдельные положения логически выводятся из общих (аксиом, законов, постулатов).

Если в результате исследования выявлено, что отдельные явления экономической жизни повторяются при определенных условиях, то можно сделать обобщение или выводы относительно них.

На основе реальных фактов выяснилось, что в городе большое количество потребителей стала покупать дешевые товары из-за повышения цены, заменяя таким образом одни товары другими, подобными. Сделайте обобщение. (Цены меняют структуру потребления).

Важным средством изучения экономики являются модели, которые строятся в процессе экономического анализа.

В процессе экономического анализа происходит систематизация, истолкование и обобщение фактов. В результате анализа формулируют законы и теории, вносят порядок в набор фактов, раскрывающих их содержание.

Модель - это упрощенное отражение экономической действительности, абстрактное обобщение соответствующих фактических данных. Экономическая модель используется для предсказания того, как изменения экономических условий приведут к изменению экономических результатов.

В исследовании экономики особое значение имеют графические модели, которые дают точное изображение количественных зависимостей.

Слова становятся действенными, если их дополнить изображением. Еще короче эту мысль выражает китайская пословица: рисунок стоит тысячи слов.

Объясните, что иллюстрирует приведенный график.

Экономическая наука использует два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический. Макроэкономика - это наука, которая исследует национальную экономику в целом, не принимая во внимание конкретные экономические единицы. Микроэкономика изучает отдельные экономические единицы: домохозяйство, фирма, отрасль и т.д.

Изучая различные предметы, вы заметили, что наука связана со многими другими. Экономическая наука зачастую связана с общественными науками: социологией, политологией, правоведением. Она имеет связи с науками о человеке и природе: географией, психологией, биологией. В современной экономической науке широко применяют математические методы.

Попытаемся в общих чертах определить, как экономика связана с другими науками.

Перед вами схема «Связь экономики с другими науками» и карточка с названиями наук, которые больше всего связаны с экономической наукой, и определением объектов их исследований. Подумайте, как именно экономика может быть связана с этими науками. Кратко запишите свои мысли по этому вопросу. Потом мы вместе проанализируем несколько предположений.

Выпишите в тетрадь определения данных наук.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Вопросы для дискуссии

С какими «ловушками» сталкивается исследователь-экономист?

Почему в общественных науках трудно выявить причинно - следственные связи?

Объясните и приведите примеры ошибочности утверждения: после этого - значит вследствие этого.

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий материал в учебнике.

Подобрать с экономической литературе высказывания известных экономистов о необходимости изучения экономики, письменно объяснить их.


Понятие экономических отношений

Развитие человечества всегда сопровождалось усложнением и специализацией экономических отношений. Вся их совокупность представляет собой экономическую систему государства. Хозяйственная деятельность страны включает в себя создание, распределение, сбыт и доведение до покупателя экономического блага, представленного продукцией или услугами. Экономические отношения возникают в моменты совершения каких-либо этапов из данного цикла.

При этом субъекты сделок называются экономическими агентами. Как правило, они одновременно вступают во множество взаимосвязей с другими агентами. Если они вступают в экономические отношения постоянно, то эти отношения можно назвать устойчивыми.

В рыночной экономике, характерной на данном этапе для большинства стран мира, агенты взаимодействуют на договорной основе, при этом каждый из участников сделки стремится к получению выгоды.

Классическая экономическая теория рассматривает экономического агента, как носителя идеи получения выгоды или экономического эгоизма. Он имеет сходство с психологическим пониманием этого термина, однако, имеет материальную основу. То есть, продавец и покупатель при заключении сделки каждый действует в собственных интересах. Продавец хочет реализовать благо по максимально возможной цене, а покупатель стремится к получению блага, определяя его ценность с точки зрения предельной полезности для себя.

Замечание 1

Получается, что рыночная экономика представляет собой совокупность интересов всех участников экономических отношений. Чтобы управлять такой хозяйственной системой, необходимо найти эффективные пути воздействия на мотивы поведения экономических агентов. В рыночной экономике проявление экономического эгоизма выражается в свободе выбора, предпринимательства, частной собственности. При этом он имеет обратную сторону, влияя на неравномерность распределения получаемого дохода, ростом социального расслоения, как следствие, увеличением напряженности в обществе.

Вся совокупность экономических отношений обычно классифицируется относительно их роли в социуме на следующие категории:

  • производственные или социально – экономические;
  • технико-экономические;
  • организационно – экономические.

Основные участники хозяйственных отношений

В экономической теории принято рассматривать действие хозяйственной системы с микроэкономической и макроэкономической позиции. Микроэкономическая подсистема представлена участниками, которые сами осуществляют экономическую деятельность, а так же принимают решения, покупают и затрачивают ресурсы. Кроме того, от своей деятельности они получают экономический результат, представленный в виде дохода, созданного блага, либо полезности.

Такой участник несет ответственность за свою деятельность, действует в рамках этики и социальных норм, его благополучие зависит от рациональности и эффективности принятых им решений. При этом каждый из них совершает выбор в условиях ограниченности ресурсов. То есть, ресурсы могут быть использованы для производства других благ, либо потребитель может купить другой товар или услугу.

Участниками микроэкономической подсистемы являются:

  1. Домашние хозяйства, к которым относят семьи. Они могут быть представлены одним человеком, ведущим свое хозяйство, планирующим доходы и расходы. Такие участники самостоятельно принимают решения, стремятся к максимальному удовлетворению собственных потребностей. При этом они являются владельцами рабочей силы, которую могут предоставлять работодателю. Домашние хозяйства обеспечивают воспроизводство человеческого капитала.
  2. Любые хозяйственные образования, оказывающие услуги, либо создающие экономические блага. Они действуют самостоятельно, проводят операции по инвестированию и накоплению капитала. Конечной целью этих участников является получение прибыли. Обычно они специализируются на производстве какого-либо одного товара или группы товаров, которые впоследствии реализуют на рынке, получая доход и вкладывая его в воспроизводство.
  3. Государство является экономическим агентом, основной задачей которого является регулирование экономических процессов в обществе. Основными функциями государства является закупка ресурсов, а так же предприятий и посредников сбыта, сбор налогов, реализация мероприятий по соблюдению законодательства всеми участниками экономических отношений.

Структура взаимоотношений между участниками

Агенты экономических отношений осуществляют свои взаимосвязи согласно движению экономического блага по цепочке его создания, распределения, обмена и потребления. Такое движение представляет собой экономический кругооборот, который сопровождается встречным получением денежных средств и доходов.

То есть, домашние хозяйства требуют удовлетворения своих потребностей, при этом предоставляют другим участникам факторы производства. Реальный сектор экономики нуждается в факторах и создает на них спрос, при этом предлагает создаваемые товары и услуги.

Замечание 2

Домохозяйство является основным поставщиком экономических ресурсов. Оно же является потребителем, обеспечивая выручку участникам производственного сектора. При этом предоставляя свои ресурсы предприятиям, домохозяйства получают взамен денежный доход.

Если рассматривать взаимодействие предприятий и домохозяйств с государством, то они выплачивают в пользу последнего налоги. При этом государство обеспечивает защиту интересов своих граждан и производителей, ведет трансфертные выплаты и выдает субсидии на поддержку бизнеса. При этом само государство выступает крупным потребителем ресурсов и экономических благ в целях обеспечения бюджетных форм экономической деятельности, социальных нужд общества и армии.

Экономическая теория рассматривает идеальную модель взаимодействия всех участников. Однако, в реальности происходят определенные перекосы в силу действия мотива удовлетворения собственных интересов и потребностей. Любой участник экономических отношений стремится к получению прибыли, выгоды или предельной полезности. Так они оказывают влияние на деятельность друг друга, что в конечном итоге приводит к саморегуляции экономической системы общества.