Государственные казначейские обязательства. Ценные бумаги: понятие и виды

Нормативной базой учета операций с КО является “Положение о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств”, утвержденное письмом МФ РФ от 21 октября 1994г. № 140.

Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами.

КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с издаваемыми им приказами осуществляет выпуск Казначейских обязательств сериями, каждая из которых представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом на всю сумму выпуска.

Ставка процентного дохода по Казначейским обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения.

В целях формирования единого вторичного рынка Казначейских обязательств данные ставки являются общими для всех выпусков Казначейских обязательств с одинаковым сроком погашения независимо от отрасли, которая является получателем бюджетных средств.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном депозитарии. В качестве депозитариев по согласованию с первыми держателями КО (федеральными министерствами и ведомствами) выбираются банки - агенты Министерства финансов, отобранные в соответствии со сформулированными Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критерями и имеющими депозитарий в качетсве подразделения банка.

Документом, подтверждающим права собственности по КО, является выписка со счета “депо” в уполномоченном Минфином РФ депозитарии.

Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной форме. При ограниченной форме обращения Минфин России определяет порядок обращения Казначейских обязательств и накладываемые ограничения для владельцев обязательств.

Порядок обращени Казначейских обязательств и ограничения по обращению фиксируются в договоре Минфина России с уполномоченным депозитарием. Уполномоченный депозитарий несет ответственность за контроль по целевому использованию казначейских обязательств.

К числу ограничений могут относиться:

Обязательность расчета Казначейскими обязательствами только с целью погашения кредиторской задолженности;

Ограничения на право передачи Казначейских обязательств только юридическим лицам;

Минимальное число операций с учетом вышеуказанных ограничений;

Ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

По желанию владельцев КО последние могли быть обменены на налоговые освобождения. Налоговое освобождение позволяло держателю КО погасить сумму задолженности федерального бюджета, оформленную в виде КО, в счет причитающихся к уплате в федеральный бюджет налогов и платежей, включая недоимку, штрафные санкции, пени. Сроки начала обмена КО на налоговые освобождения - казначейские налоговые освобождения (КНО) фиксировался в глобальном сертификате.

Процедура выдачи КНО в 1996г. в дополнение к вышеупомянутому Положению была отражена в “Порядке проведения зачета задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996г.”, утвержденным МФ РФ и ГНС РФ 11.04.96г.

Выпуск КНО согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 01.04.96г. № 481 “Об упорядочении расчетов по осуществлению налоговых и других платежей предприятий и организаций - налогоплательщиков в федеральный бюджет, включая погашение задолженности по ним” должен был быть прекращен с 1 января 1997г.

Однако, во исполнение постановления Правительства РФ от 18.07.96г. № 809 “О казначейских налоговых освобождениях” телеграммой МФ РФ от 23.07.96г. № 3-Б1-01 сообщалось о завершении до 25 июля 1996г. территориальными органами Федерального казначейства оформления и передачи в налоговые органы КНО. Предельный срок погашения КНО налоговыми органами опрелелялся - 5 августа 1996г.

Держатель счета депо в уполномоченном депозитарии, имеющий на этом счете Казначейские обязательства, может осуществлять с ними в безналичной форме следующие операции:

Погашение кредиторской задолженности путем перевода Казначейских обязательств на счета кредиторов. Обязательные (оговоренные в глобальном сертификате) расчеты Казначейскими обязательствами осуществляются по номинальной цене Казначейских обязательств;

Продажа Казначейских обязательств юридическим или физическим лицам, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами;

Залог Казначейских обязательств для получения кредитов, в том числе и в банке - депозитарии, с регистрацией факта залога в уполномоченном депозитарии;

Обмен казначейских обязательств на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ПО НИМ

Облигации государственного сберегательного займа

В сентябре 1995 г. на российском финансовом рынке появился новый финансовый инструмент - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Если ГКО, ОФЗ и другие государственные бумаги адресованы достаточно крупным финансовым структурам, то ОГСЗ доступны юридическим и физическим лицам. Главная цель данного займа -^ привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета. Облигации имели низкий номинал - 100 и 500 тыс. руб., так как были рассчитаны на массового потребителя.

Срок обращения облигаций - 1 год. Выпускаются ОГСЗ в бумажной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя.

Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации. Процентный доход определяется Министерством финансов на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов.

При погашении облигаций владельцам выплачиваются номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. Эмитент не выкупает облигации займа до наступления срока погашения.

В декабре 1997 г. были выпущены ОГСЗ двадцать четвертой серии сроком на 2 года - с 18 февраля 1998 г. по 17 февраля 2000 г. Объем выпуска составил 1 млрд руб. при номинале облигаций 500 руб. Общее количество облигаций - 2 млн шт.

Каждая облигация имела четыре купона. Купонный период составлял шесть месяцев и определялся с даты начала выпуска. На 1 января 2000 г. было выпущено 29 серий ОГСЗ.

В 1994 г. появился еще один вид ценных бумаг- казначейские обязательства (КО). Цель их выпуска - безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращение неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т.п.

Эмитентом КО являлся Минфин, который выпускал их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имели единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения.

Казначейские обязательства выпускались в бездокументарной форме в виде записей на счетах «депо» в уполномоченных депозитариях. Ими выступали, по согласованию с первыми держателями КО, банки-агенты Минфина, имеющие депозитарии в качестве своих подразделений. Уполномоченные банки осуществляли денежные расчеты с конечными держателями КО на момент их погашения на основе выписок со счетов «депо», подтверждающих права собственности на КО.

Казначейские обязательства могли без ограничений выполнять роль платежных средств за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога. КО можно было обменивать на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов.

Особенность КО состоит в том, что это - гибридная ценная бумага, обладающая одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета. К 1997 г. выпуск данной ценной бумаги был прекращен.

Казначейские обязательства (КО)

Эти государственные ценные бумаги являются по своей сути финансовым инструментом переходного периода. Их выпуск обусловлен жестким правительственным курсом, направленным на снижение инфляции и планомерное сокращение доходности по основным финансовым инструментам.

Начало выпуска казначейских обязательств (КО) - август 1994 года, эмитентом является Министерство финансов. Эти ценные бумаги выпускаются сериями в бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Министерства финансов). Каждая серия имеет единые даты выпуска обязательств, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку, то есть представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается Министерством финансов одновременно с погашением казначейских обязательств .

Владельцами этих ценных бумаг могут быть юридические и физические лица Российской Федерации. Размещение осуществляется путем перевода того или иного количества казначейских обязательств на счета-депо первых владельцев в центральном уполномоченном депозитарии или на счета в других уполномоченных депозитариях.

Казначейские обязательства могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога. Кроме того, они могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет .

Рынок казначейских обязательств стал наиболее доходным сектором фондового рынка. При этом оборот обязательств на межбанковском рынке за первые три месяца увеличился более чем в два раза.

Постоянный спрос на рынке казначейских обязательств и снижение темпов их эмиссии позволили банкам-депозитариям повышать цены на КО. Среди участников рынка выделились две группы дилеров, привлекающих казначейские обязательства для спекулятивных операций и получения налоговых освобождений (предприятия, осуществляющие платежи в бюджет). В итоге стоимость КО, привлекаемых под налоговые освобождения, возросла со 100 до 115% номинала, а средневзвешенная доходность рынка КО составляла 200--250% годовых .

Однако в это же время было официально объявлено об ограниченных сроках обращения казначейских обязательств.

Основным поводом для подобного решения стало несоответствие КО стандартам МВФ, имеющим такие требования к ценным бумагам, как рыночная доходность и рыночные условия размещения и обращения. Вместе с тем казначейские обязательства заняли важное место на рынке государственных ценных бумаг, а их доходность превысила уровень доходности ГКО. Положение изменилось, и сейчас доходность по операциям с казначейскими обязательствами снизилась почти в три раза и составила 65 - 80% годовых.

Причинами снижения доходности государственных казначейских обязательств также являются: падение доходности на рынке ГКО, падение биржевого курса доллара и доходности валютных инструментов, рост стоимости казначейских обязательств, привлекаемых прежде всего под портфель .

Дело в том, что казначейские обязательства не попадают в реальный сектор: из отраслевой структуры, ведающей их распределением, они направляются в банк или финансовую компанию. В итоге посредник получает проценты, финансовые компании проводят высокодоходные операции, государству достаются 35% дохода в виде налога на прибыль, а предприятия, вынужденные продавать с дисконтом имеющиеся у них КО для финансирования производственной деятельности, терпят убытки.

Эмиссия казначейских обязательств была прекращена.

(полное название - государственные краткосрочные бескупонные облигации) - бездокументарные государственные ценные бумаги, выпускаемые на основании постановления Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций». Эмитентом ГКО был Минфин. Решение о выпуске ГКО принималось Минфином по согласованию с ЦБ. Реализация ГКО их первым владельцам происходила со скидкой с номинальной стоимости (дисконтом). Номинальная стоимость ГКО - 1 млн. руб. Погашение ГКО производилось в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО на момент погашения. Доходом по ГКО считалась разница между ценой реализации ГКО ее владельцем третьему лицу (равно как и ценой погашения) и ценой покупки ГКО первым владельцем. ЦБ - генеральный агент по обслуживанию выпуска ГКО. Он регламентировал по согласованию с Минфином вопросы размещения и обращения ГКО. Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев ГКО, осуществлялись через учреждения ЦБ или уполномоченные организации (далее - дилеры), определяемые ЦБ. Каждый выпуск ГКО оформлялся глобальным сертификатом, хранящимся в ЦБ. Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица. На основании указания ЦБ от 17 августа 1998г. №31 б/1-у операции с ГКО были приостановлены. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 августа 1998 г. № 988 «О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. № 1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года» Минфин и ЦБ разработали программу рефинансирования ГКО и облигаций федеральных займов.


Смотреть значение Государственные Казначейские Обязательства (гко) в других словарях

Акции Казначейские — TREASURY STOCKАкции корпорации, полностью оплаченные акционерами, выкупленные у них самой корпорацией и находящиеся у нее на балансе для дальнейшей перепродажи. Выкуп акций........
Экономический словарь

Архивы Государственные государственное учреждение, занимающееся хранением государственных документов, имеющих политическое, экономическое, научное, культурное и историческое значение.
Экономический словарь

Банковские Кредитные Обязательства — Расписки, выпускаемые государствами или муниципальными организациями с
целью получения промежуточного финансирования проектов, которые, в конечном
итоге,........
Экономический словарь

Безусловные Денежные Обязательства — денежные
обязательства, подлежащие неукоснительному исполнению.
Экономический словарь

Бонды Казначейские — государственные
обязательства ценные(
бумаги в форме купонных облигаций) на
срок от 5 до 25 лет на предъявителя. Такие бумаги выпускаются Казначейским
........
Экономический словарь

Боны, Казначейские — - вид средне- и долгосрочных государственных обязательств. Выпускаются на
срок от 5 до 25 лет обычно на предъявителя, являются рыночными государственными ценными бумагами.
Экономический словарь

Британские Казначейские Векселя — BRITISH TREASURY BILLSБ.к.в. подразделяются на два типа в зависимости от их реализации: 1) казначейские векселя, по к-рым на рынке проводятся торги со скидкой каждую пятницу для........
Экономический словарь

Бумаги Ценные Государственные — ценные
бумаги, эмитированные от имени и под гарантию правительства или других органов власти для покрытия бюджетного
дефицита. Существуют следующие виды Г.ц.б.:........
Экономический словарь

Внешние Государственные Займы — форма получения
кредита
государством от внешних кредиторов.
Экономический словарь

Внешние Обязательства Предприятия — - это обязательства перед фискальной системой: обязательства по налогам, пеням, штрафам перед бюджетами и др.; обязательства перед финансово-кредитной системой: обязательства........
Экономический словарь

Внутренние Государственные Займы — форма получения кредитов
государством, размещаемыми среди
банков, предприятий, граждан.
Экономический словарь

Гко — именные ценные
бумаги, эмитируемые периодически
Министерством финансов с гарантией погашения в
срок Центральным
банком.
Погашение облигаций производится........
Экономический словарь

Государственные Антимонопольные Органы — в РФ для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной........
Экономический словарь

Государственные Внебюджетные Фонды — -
денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в
бюджет
Экономический словарь

Государственные Градостроительные Нормативы И Правила — Нормативно - технические
документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства........
Экономический словарь

Государственные Документы — См. Документы государственные
Экономический словарь

Государственные Долговые Обязательства — - любые государственные ценные
бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают
государство,
органы государственной власти или управления.
Экономический словарь

Государственные Должности Категории Б — Должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности........
Экономический словарь

Государственные Должности Категории В — Должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Федеральный
закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"
Экономический словарь

Государственные Доходы — - денежные отношения по мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур. Применяются три основных метода мобилизации государственных доходов:........
Экономический словарь

Государственные Займы — - экономические отношения между
государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, при которых заемщиком выступает государство.
Экономический словарь

Государственные Закупки — часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие........
Экономический словарь

Государственные Знаки Почтовой Оплаты — - почтовые марки и иные
знаки, наносимые на
почтовые отправления и подтверждающие оплату почтовых услуг.
Экономический словарь

Государственные Инвестиции — инвестиции, образуемые из средств государственного
бюджета, из государственных финансовых источников.
Экономический словарь

Государственные Казначейские Обязательства — - размещаемые на добровольной основе государственные ценные
бумаги на предъявителя, удостоверяющие внесение их держателями денежных средств в
бюджет и дающие........
Экономический словарь

Государственные Коммерческие Предприятия (government Business Enterprises) — предприятия, функционирующие в государственном
секторе, обычно для осуществления политической или общественной
цели. Как правило от них требуется
ведение........
Экономический словарь

Государственные Краткосрочные Бескупонные Облигации, Гко — дисконтные
облигации(ГКО), эмитируемые Российским
государством в лице Министерства финансов под гарантию Центробанка.
Рынок ГКО в России действует с мая........
Экономический словарь

Государственные Краткосрочные Об — государственные именные краткосрочные бескупонные
облигации РФ.
Выпуск ГКО был начат в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г.........
Экономический словарь

Государственные Мелиоративные Системы — - мелиоративные системы, находящиеся в государственной собственности и обеспечивающие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую........
Экономический словарь

Государственные Минимальные Социальные Стандарты — - установленные
законодательством Российской Федерации минимальные необходимые уровни гарантий социальной защиты, обеспечивающие
удовлетворение важнейших потребностей человека.
Экономический словарь

5.5.1. Общие условия выпуска и обращения

Казначейские обязательства (КО) являлись особым видом государственных ценных бумаг, которые были выпущены в обращение не для покрытия дефицита федерального бюджета, а для ликвидации уже имеющейся задолженности государства перед предприятиями. Сложившаяся к началу 1994 г. государственная задолженность стимулировала увеличение долгов предприятий друг перед другом. По оценкам экспертов, каждый рубль государственного долга порождал 2~3 руб. долгов предприятий. Для ликвидации государственной задолженности и решения системы неплатежей было принято решение о частичном переоформлении долга перед предприятиями по государственным закупкам, федеральным программам, государственному заказу и т. п. в государственные ценные бумаги. Выпуск таких ценных бумаг преследует цель безэмиссионно сократить дефицит федерального бюджета. Среди этого вида ценных бумаг наибольшее распространение в России получили казначейские обязательства.

При недостатке средств в бюджете государство в определенной части долга расплачивалось с предприятиями КО. Казначейские обязательства могли приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога.

Выпуск казначейских обязательств осуществлялся в безналичной (бездокументарной) форме в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях. В качестве депозитариев были выбраны уполномоченные банки-агенты Минфина РФ в соответствии со сформулированными Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критериями и имеющие депозитарий в качестве подразделения банка.

Казначейские обязательства были выпущены сериями. Параметрами выпуска, определяемыми Минфином РФ, являются:

Дата выпуска;

Номинальная стоимость КО;

Процентная ставка;

Общий объем выпуска;

Срок начала погашения;

Срок обращения;

Ограничение на владельцев КО;

Число операций, в которых КО используются как средство погашения кредиторской задолженности;

Срок обмена КО на налоговые освобождения, а также другие дополнительные данные о выпуске.

Каждой серии КО присваивался регистрационный номер, состоящий из семи разрядов.

Например, регистрационный номер Ж-241026 означал, что данная серия выпущена 24 октября, этот выпуск является двадцать шестым, а буква «Ж» указывает, что с помощью этих КО могли производиться расчеты между предприятиями топливно-энергетического и газового комплексов и атомных электростанций.

Получив от Минфина РФ глобальный сертификат, уполномоченные депозитарии открывали счет-депо первому держателю КО на весь объем выпуска казначейских обязательств соответствующей серии. Первыми держателями КО являлись федеральные министерства и ведомства. Движение казначейских обязательств осуществлялось переводом КО со счета-депо первого владельца на вновь открываемые счета последующих держателей КО. Перевод КО со счета на счет совершался на основании распорядительных документов владельцев КО. В случае погашения кредиторской задолженности с помощью КО или их продажи владелец КО давал поручение уполномоченному депозитарию на перевод КО новому владельцу.

В связи с тем что КО выпускались в бездокументарной форме, ценных бумаг на руках у владельцев КО не было. Для того чтобы подтвердить, что юридическое лицо владеет соответствующими казначейскими обязательствами, банк-депозитарий по требованию владельцев КО выдавал им выписки со счетов-депо, подтверждающие право владения определенным числом КО.

Обращение КО допускалось в ограниченной и неограниченной формах. Однако, как показывает практика, все произведенные выпуски имели некоторые ограничения, которые определялись при выпуске очередной серии КО и фиксировались в договоре Минфина РФ с уполномоченным депозитарием. К числу ограничений относились: необходимость расчета казначейскими обязательствами только с целью погашения кредиторской задолженности; ограничения на право передачи КО только юридическим лицам определенных отраслей; минимальное число операций по погашению задолженностей до выхода КО в свободную продажу; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Для удобства учета движения КО со счета на счет уполномоченным депозитариям было дано право разбивать глобальный сертификат на единичные обязательства с номиналом I млн. руб. Для того чтобы КО выполняли свои расчетные функции по каждой серии, было установлено число расчетных операций, которое можно совершить с помощью данных ценных бумаг. Для погашения кредиторской задолженности перед поставщиками владелец КО переводил их на счета кредиторов. Передача КО от одного

владельца другому за поставленную продукцию, работы или услуги осуществлялась с помощью индоссаментов. По каждой серии было определено минимальное число индоссаментов, которое должны были пройти КО, обращаясь между предприятиями определенных отраслей. Например, КО серии Б-071260 должны были пройти три индоссамента среди ограниченного круга предприятий. Начиная с четвертого держателя КО данной серии могли свободно передаваться любым юридическим лицам.

Особенность казначейских обязательств состояла в том, что они носили двойственный характер. С одной стороны, они являлись средством расчетов между предприятиями, с другой стороны, пройдя необходимое число индоссаментов, КО могли свободно покупаться и продаваться на фондовом рынке.

5.5.2. Операции с казначейскими обязательствами

Владелец КО может осуществлять с ними следующие операции:

1. Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета кредиторов. В глобальном сертификате, как правило, было оговорено, что до выхода в свободную продажу КО должны пройти определенное число индоссаментов среди ограниченного круга предприятий, имеющих соответствующую отраслевую принадлежность. В течение этого периода расчеты между предприятиями с помощью КО осуществлялись по номинальной стоимости. Данный метод расчетов широко применялся предприятиями одной отраслевой принадлежности, свя-, занных между собой технологической цепочкой. Вследствие: этого КО быстро набирали необходимое число индоссамен-; тов и затем могли быть свободно реализованы на вторичном рынке. .

2. Продажа КО юридическим или физическим лицам, ко-, торые по законодательству Российской Федерации являются резидентами. Данная операция позволяла безналичные КО преобразовать в наличные денежные средства, которые предприятие могло использовать по своему усмотрению. Свободная продажа КО возможна только в том случае, если КО прошли необходимое число индоссаментов. За короткий промежуток времени в России сложился устойчивый рынок КО, который привлек дилеров тем, что доходность по операциям с этими бумагами была на 10-15% выше, чем доходность по операциям на рынке ГКО и рынке межбанковских кредитов. Крупнейшими операторами рынка КО являлись уполномоченные банки-депозитарии, которые устанавливали ежедневные котировки казначейских обязательств в процентах от номинала. Цена покупки казначейских обязательств возрастала по мере приближения срока погашения.

3. Передача КО в залог для получения кредита. Владелец КО мог получить кредит под залог принадлежащих ему обязательств в любом банке, в том числе банке-депозитарии. Залог оформлялся соответствующим договором между владельцем КО и залогодержателем. При этом договор залога обязательно должен быть зарегистрирован в уполномоченном банке-депозитарии. В этом случае казначейские обязательства блокировались и их владелец не мог совершать с ними никакие операции до погашения кредита.

4. Обмен КО на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет, т. е. владелец КО мог в установленном порядке вместо уплаты налогов в федеральный бюджет рассчитаться казначейскими обязательствами. За счет этого происходил взаимный зачет задолженности государства перед предприятиями в части финансирования работ по государственному заказу и задолженности предприятия перед государством в части платежей в федеральный бюджет.

Возможность получить в обмен на КО налоговые освобождения привлекала крупные финансовые компании и банки, которые для снижения налогового бремени покупали прошедшие необходимое число индоссаментов казначейские обязательства, как правило, по цене ниже номинала. В зачет налогов КО принимались по текущему курсу, который был выше номинала и рассчитывался исходя из 40% годовых. За счет этого налогоплательщики экономили до 20% от суммы уплачиваемых налогов.

Под давлением Международного валютного фонда, который не признал КО как рыночную ценную бумагу в связи с тем, что по ней был установлен фиксированный доход в размере 40% годовых, в 1995 г. выпуск и обращение казначейских обязательств были прекращены. Однако механизм, отработанный в период обращения этой ценной бумаги, широко используется в российской практике и в настоящее время. После прекращения обращения КО были выпущены казначейские налоговые освобождения, применялась система взаимозачета средств: тех, которые предприятия должны заплатить в федеральный бюджет в виде налогов, и тех, которые предприятия должны получить от государства на выполнение определенных работ. Применение КО и производных от них финансовых инструментов позволяет государству без дополнительной денежной эмиссии частично решить проблему взаимных неплатежей.