Политическое учение кейнса. Кейнсианская экономическая школа

Как же остановить спад? Эта проблема достигла апогея, когда в конце 20-х - начале 30-х и США, Западная Европа, практически весь капиталистический мир, переживали «великую депрессию». Кризисное падение производства сопровождалось массовой безработицей. Это был самый глубокий и продолжительный кризис, особенно тяжело поразивший США. Падение производства составило десятки процентов. Официальные показатели безработицы в Великобритании не опускались ниже 20%. В Германии они были еще выше. В США без работы оставались 25% и более семь человек из десяти трудоспособных работали, а трое искали работу, стояли в очереди на бирже труда, жили на пособие.

Экономисты не были едины в поисках причин спада. Предлагались различные рецепты выхода из экономического кризиса. Одни искали объяснение в перенасыщенности спроса, другие, напротив, считали, что спрос упал до чрезмерно низкого уровня. Кто-то видел причину в падении капиталовложении, а кто-то в просчетах системы банковского регулирования.

Правящие круги, бизнесмены, специалисты ломали голову над тем, как вывести экономику из длительной депрессии, преодолеть нарастание массовой безработицы. В тот период это была наиболее острая, самая неотложная проблема практики и теории.

Большинство экономистов считали, что безработица вызвана недостаточным потреблением и низким уровнем спроса. В качестве спасительного средства они предлагали использовать общественные работы. Государство должно «запустить экономический двигатель», предоставив людям работу на строительстве дорог и прочее. Затраченные деньги, кроме прямого воздействия на уровень занятости, послужат к созданию других рабочих мест, связанных с производством товаров и услуг для тех, кто уже получил работу. Таким способом экономика сама вытянет себя из застоя.

Однако, эти предложения не получили поддержки у правительств. Именно в тех условиях появилась книга английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883 - 1946) «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Он окончил Итонский и Кембриджский университеты, получил отличное экономическое и математическое образование. В 1929 году Кейнс стал членом Британской академии наук.

Кейнс был не только ученым, но и функционером: главным представителем Британского казначейства на Парижской мирной конференции во время первой мировой войны, заместителем канцлера казначейства, членом совета директоров Английского банка, членом правительственного комитета по финансам и промышленности, экономического консультативного совета, разрабатывал основы послевоенных международных финансовых отношений, которые с некоторыми изменениями были приняты Бреттон-Вудской конференцией, состоявшейся в 1944 году, и привели к созданию Международного Валютного Фонда и Международного Банка реконструкции и развития.

Кейнс был также членом попечительского совета Национальной галереи, председателем Совета по поддержке музыки и искусств, казначеем Королевского колледжа, возглавлял журналы «Nation» и «New-Statesmen», а также национальное общество по страхованию жизни. Кроме того, он был управляющим инвестиционных компаний, организовал балетную труппу «Комарго», построил художественный театр в Кембридже. Играя на бирже, нажил 2 миллиона долларов. Б. Рассел сказал о нем так: «Интеллект Кейнса отличался такой ясностью и остротой, каких я более не встречал... Мне иногда казалось, что столь большая острота ума не может совмещаться с глубиной. Но я думаю, что эти мои ощущения были неверны».

Свою основную работу Кейнс и задумал, как систематическое обоснование тезиса о необходимости системы общественных работ, правительственных субсидий и займов на жилищное строительство в условиях массовой безработицы. Но Кейнс сделал гораздо больше. В «Общей теории» он показал, что в рыночной экономике нет механизма, автоматически приводящего к полной занятости. Экономика может долго оставаться в состоянии депрессии и бедности. Государство должно увеличить расходы, чтобы увеличить производство и занятость, проводить активную инвестиционную политику. По сути «Общая теория» подводила теоретическую базу под рекомендации тех, кто предлагал для снижения безработицы широко использовать общественные работы, усилить воздействие государства на уровень занятости, стимулирование спроса.

До Кейнса в экономической литературе были распространены взгляды, согласно которым инвестициям отводилась относительно пассивная роль: нужны прежде всею сбережения, которые, дескать, сами неизбежно приведут к инвестициям. Образно говоря, «сбережения - собака, виляющая хвостом инвестиций». Кейнс перевернул прежнюю формулу, отстаивая точку зрения, по которой, скорее всего, «инвестиции - собака, виляющая хвостом сбережений». Иначе, решающую роль призваны играть инвестиции, а сбережениям в большинстве случаев отводится пассивная роль.

Прежде чем подробнее остановиться на аргументации Кейнса, хотелось бы объяснить, в чем причины неизменной популярности Кейнса и его теории. Ведь со времени выхода в свет его основной работы, с 1936 года, прошло более полувека. Существенно изменилась экономическая обстановка, проблемы, стоящие перед экономической наукой. Не остались неизменными методы, инструменты регулирования. Эволюционировали или пересмотрены концепции, на которые они опираются. По-новому сформированы взгляды теоретиков на факторы экономического роста, пути преодоления нестабильности экономики.

Так почему же они считают себя кейнсианцами? И почему теория Кейнса столь популярна? Попытаюсь высказать несколько соображений.

Во-первых, наряду с несомненными различиями между взглядами сегодняшних сторонников кейнсианской теории и позицией, выдвинутой ее автором в 30-х годах, сохраняются общие подходы, составляющие ядро кейнсианской теории. Эти подходы выражают суть концепции Кейнса. Теория Кейнса - это, прежде всего, теория эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг. Кейнсианская теория, как было упомянуто выше, это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Рыночная экономика сама себя (без участия государства) «вылечить» не может.

Во-вторых, теория Кейнса остается значимой и популярной потому, что имеет прямой выход на практику. Она представляет не просто дальнейшее развитие теории, пересмотр теоретических положений классиков, а обосновывает практические рекомендации, направленные на регулирование воспроизводственного процесса, снижение уровня безработицы. По Кейнсу, равновесие может быть достигнуто не только при полной, но и при неполной занятости.

Кейнс не только занимался теоретическими разработками, но и, как уже я упоминала ранее, принимал активное участие в работе правительственных органов, выполнял роль консультанта по вопросам финансов и денежного обращения; редактировал журнал «Economic journal». Авторитет Кейнса, как крупного специалиста и влиятельного экономиста, подкреплял значимость выдвигаемых им рекомендаций.

В-третьих, принципиальное значение имеет кейнсианская методология, которая выходит за рамки какой-либо одной проблемы. Многие считают, что предложенная Кейнсом система анализа означала «революцию» в экономической теории. Великие классики прошлого не различали микро- и макроэкономические аспекты экономики.

Однако, поскольку условия процветания отдельной фирмы не тождественны эффективности экономики в целом, то макроэкономический подход не может не отличаться от микроэкономического. Поэтому дальнейшее развитие экономической науки потребовало построения двух разных уровней экономического анализа. Микроэкономический анализ был создан неоклассической экономикой, а вот создание основ краткосрочного макроэкономического анализа выпало на долю Кейнса.

Прежде всего, по его мнению, необходимо решить задачу агрегирования, т. е. представить экономическое поведение в виде функции от небольшого числа основных переменных, количественная характеристика которых требует простых единиц измерения. При макроэкономическом подходе многих ненужных осложнений удастся избежать, если при анализе функционирования экономической системы в целом строго ограничиваться двумя единицами измерения - денежной единицей и единицей труда. Единица труда - это есть один час труда неквалифицированного рабочего.

Кейнс ввел в теоретический обиход экономической науки макроэкономические модели, основанные на взаимосвязи небольшого числа наблюдаемых переменных, а общее равновесие экономики - к равновесию товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и рынка труда. Причиной возможной нестабильности экономики он считал колебания в уровне дохода, вызванные неожиданными изменениями объема инвестиций. Последние, если они достигают опасной границы, не могут быть скорректированы только силами рыночной саморегуляции и требуют дополнительного (но не заменяющего рынка) вмешательства государства. Тем самым, Кейнс предложил новую технологию экономического анализа, усовершенствовав не только методы, но и язык экономической теории. Возможно, что самой большой заслугой Кейнса стало создание нового языка

экономической теории. Этот язык имеет дело с небольшим числом мало изменяющихся в короткий период времени агрегированных величин, что позволило свести всю экономику к функционированию четырех взаимосвязанных рынков: рынка товаров и услуг, рынка труда, денежного рынка и рынка ценных бумаг.

С учетом достижений маржиналистов, возник двухэтажный мир микро- и макроэкономической теории, в котором математическое моделирование стало возможным не только на микроуровне, но также и на макроуровне. Первая такая модель появилась уже в 1937 г. - это знаменитая IS/LM-модель Хикса. Ключевым в экономическом поведении Кейнс считал роль предположений. «Когда ждут повышения цен и хозяйственная жизнь сообразуется с этим, то этого вполне достаточно, чтобы вызвать на некоторое время повышение цен, а когда ожидание оправдывается, повышение еще более усиливается. То же наблюдается когда ожидают падения цен. Относительно слабый предварительный толчок в состоянии вызвать значительное понижение».

Кейнс вводит связанное с ожиданиями понятие предельной эффективности капитала mec . Например, пусть цена предложения капитального имущества -это наименьшая цена, достаточная для того, чтобы побудить производителя к выпуску новой добавочной единицы этого имущества. Тогда предельная эффективность капитала есть отношение ожидаемого дохода от капитального имущества к цене предложения этого имущества. Mec уменьшается, когда увеличивается предложение капитала, и возрастает, когда открываются новые возможности его применения, когда ожидается хорошая экономическая конъюнктура. Mec может принимать отрицательные значения, если ожидаются убытки, а не прибыль. Разновидностью предельной эффективности капитала является предельная эффективность инвестиций (mei ).

Взгляды Кейнса пользовались огромной популярностью до конца 50-х годов, но позже, особенно когда изменились условия функционирования послевоенной экономики, стали подвергаться все большей критике. Однако даже самые ярые его противники открыто признают, что современную экономическую науку нельзя даже представить себе без того, что было привнесено в нее творчеством Джона Мейнарда Кейнса.

Автор «Общей теории» показал, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что равновесие может быть достигнуто и при неполной занятости и что полезно исследовать типичные явления, складывающиеся из массовых устремлений и действий участников экономических процессов.

Кейнсианство: теория, усовершенствованная и расширенная на основе теории экономики Кейнса. Школы мысли, связанные с данной теорией, рассматривают капиталистическую экономику как по своей природе нестабильную, поскольку в капиталистической экономике возможно достичь равновесия со значительной безработицей или высокой инфляцией .

Что такое кейнсианская экономика?

Основной принцип этой школы мысли состоит в том, что вмешательство правительства может стабилизировать экономику.

Насколько важны деньги? Мало кто отрицает, что они играют ключевую роль в экономике. Во время Великой депрессии 1930-х годов экономическая теория не смогла объяснить причины серьезного мирового экономического краха или обеспечить адекватное государственное политическое решение для запуска производства и повышения занятости.

Британский экономист Джон Мейнард Кейнс возглавил революцию в экономическом мышлении, которая опрокинула преобладающую на тот момент идею о том, что свободные рынки автоматически обеспечивают полную занятость . Основной аспект теории Кейнса – это утверждение о том, что совокупный спрос, измеряемый как сумма расходов домашних хозяйств, предприятий и правительства, является самой важной движущей силой в экономике. Кейнс далее утверждал, что свободные рынки не имеют механизмов самобалансировки, которые приводили бы к полной занятости. Кейнсианские экономисты оправдывают вмешательство государства посредством государственной политики, направленной на достижение полной занятости и стабильности цен.

Предыстория

Кейнсианская модель экономики получает свое название, теорию и принципы от британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который считается основателем современной макроэкономики. Его самая известная работа Общая теория занятости, процента и денег была опубликована в 1936 году. Но ее предшественник 1930 года Трактат о деньгах часто считается более важным для экономической мысли. До тех пор экономика анализировала только статические условия – по существу делая подробное исследование моментального снимка быстро движущегося процесса. Кейнс в Трактате создал динамический подход, который превратил экономику в исследование потока доходов и расходов. Он открыл новые перспективы для экономического анализа.

В Экономических последствиях мира в 1919 году Кейнс предсказал, что условия Версальского мирного договора, поставленного Германией на прекращение Первой мировой войны, приведут к еще одной европейской войне.

Он помнил уроки Версаля и Великой депрессии, когда возглавлял британскую делегацию на Бреттон-Вудской конференции 1944 года, в которой были установлены правила, обеспечивающие стабильность международной финансовой системы и способствовавшие восстановлению народов, опустошенных Второй мировой войной. Наряду с главой министерства финансов США Гарри Декстером Уайтом Кейнс считается интеллектуальным основателем Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые были созданы в Бреттон-Вудсе.

Революционная идея

Кейнс утверждал, что неадекватный общий спрос может привести к длительным периодам высокой безработицы. Выпуск товаров и услуг экономики представляет собой сумму 4-х компонентов:

1. потребление

2. инвестиции

3. государственные закупки

4. чистый экспорт (разница между продажей и покупкой страны за рубежом).

Любое увеличение спроса должно исходить от одного из этих четырех компонентов. Но во время рецессии спрос часто сокращается, поскольку расходы снижаются. Например, во время экономического спада неопределенность часто подрывает доверие потребителей, заставляя их сокращать свои расходы, особенно на товары второстепенной важности, такие как автомобиль и второй телевизов. Это сокращение расходов потребителей может привести к меньшему инвестиционному расходу бизнеса, поскольку фирмы реагируют на ослабленный спрос на свою продукцию. Задача по увеличению объема производства лежит на плечах правительства. Согласно теории Кейнса, вмешательство государства необходимо для смягчения бумов и спадов в экономической деятельности, иначе называемых бизнес-циклами.

В кейнсианском описании того, как работает экономика, должны действовать 3 основных принципа:

1. На совокупный спрос влияют многие экономические решения - государственные и частные. Частные решения секторов иногда могут приводить к неблагоприятным макроэкономическим последствиям, таким как сокращение потребительских расходов во время рецессии. Рыночные провалы иногда требуют активной политики со стороны правительства, такой как пакет налоговых стимулов. Поэтому кейнсианская экономика поддерживает смешанную экономику, ориентированную главным образом на частный сектор, но частично управляемую правительством.

2. Цены и особенно заработная плата медленно реагируют на изменения спроса и предложения, что приводит к периодическим дефицитам и излишкам, особенно рабочей силы.

3. Изменения в совокупном спросе, ожидаемом или непредвиденном, оказывают наибольшее краткосрочное влияние на реальный объем производства и занятость, а не на цены. Кейнсианцы считают, что, поскольку цены трудно изменить, колебания в любом компоненте расходов или потребления, инвестиций или государственных расходов – приводят к изменению производства. Если государственные расходы увеличиваются, например, и все остальные компоненты расходов остаются постоянными, то объем производства будет увеличиваться. Кейнсианские модели экономической деятельности также включают эффект мультипликатора; то есть производство напрямую зависит от расходов, вызвавших это изменение. Если фискальный мультипликатор больше единицы, то увеличение государственных расходов на один доллар приведет к увеличению выпуска более одного доллара.

Стабилизация экономики

Из этих трех принципов не следует никаких политических предписаний. То, что отличает кейнсианцев от других экономистов, - это их вера в активную монетарную политику, чтобы уменьшить амплитуду бизнес-цикла .

Вместо того, чтобы рассматривать несбалансированные государственные бюджеты как неправильные, Кейнс выступал за так называемую антициклическую фискальную политику, которая действует против направления делового цикла. Например, кейнсианские экономисты будут защищать дефицитные расходы на трудоемкие инфраструктурные проекты, чтобы стимулировать занятость и стабилизировать заработную плату во время экономических спадов. Они повысили бы налоги, чтобы охладить экономику и предотвратить инфляцию, когда наблюдается значительный рост спроса. Денежная политика может также использоваться для стимулирования экономики, например, путем снижения процентных ставок для поощрения инвестиций , кроме случаев нехватки ликвидности, когда увеличение денежной массы не снижает процентные ставки и, следовательно, не увеличивает выпуск и занятость.

Кейнс утверждал, что правительства должны решать проблемы в краткосрочной перспективе, а не ждать, пока рыночные силы исправят ситуацию в долгосрочной перспективе, потому что, как он писал: В конечном итоге мы все мертвы . Это не значит, что кейнсианцы выступают за коррекцию политики каждые несколько месяцев, чтобы сохранить экономику в полной занятости.

Кейнсианство развивается

Несмотря на то, что идеи Кейнса были широко приняты еще при жизни самого экономиста, их также тщательно изучили и оспаривали некоторые современные мыслители. Особого внимания заслуживают его доводы в Австрийской школе экономики, чьи сторонники считают, что спады и бумы являются частью естественного порядка , и что вмешательство правительства только ухудшает процесс восстановления.

Кейнсианство доминировало над экономической теорией и политикой после Второй мировой войны до 1970-х годов, когда многие страны с развитой экономикой страдали как от инфляции, так и медленного роста – стагфляция. Популярность кейнсианской теории уменьшилась тогда, потому что она не предлагала надлежащего ответа на стагфляцию. Экономисты сомневались в способности правительств регулировать бизнес-цикл с помощью фискальной политики и утверждали, что разумное использование денежно-кредитной политики (в основном контролирующей предложение денег для влияния на процентные ставки) могло бы смягчить кризис . Представители монетаристской школы также утверждали, что деньги могут оказать влияние на ВВП в краткосрочной перспективе, но полагают, что в конечном счете стимулирующая денежно-кредитная политика приведет только к инфляции. Кейнсианские экономисты в значительной степени приняли эти критические замечания, добавив к исходной теории идею о том, что изменение запаса денег влияет только на номинальные переменные в экономики, такие как цены и заработная плата, и не влияет на реальные переменные, такие как занятость и ВВП.

Кейнсианцы и монетаристы ушли на второй план с появлением новой классической школы в середине 1970-х годов. Новая классическая школа утверждала, что монетарная политика неэффективна, потому что отдельные участники рынка могут предвидеть изменения и действовать заранее. Новое поколение кейнсианцев, возникшее в 1970-х и 1980-х годах, утверждало, что, несмотря на то, что индивидуумы могут правильно предвидеть направление денежной политика, совокупный рынок не может мгновенно отреагировать , поэтому фискальная политика все еще может быть эффективной в краткосрочной перспективе.

1. Государство активно вмешивается в регулирование экономики

2. Государство становится ведущим субъектом экономики, обладающим собственностью

3. В рыночной экономике должно действовать регулирование

4. Государственный план определяет направления экономического и социального развития страны

5. Государство поддерживает «эффективность» спроса

Причины спадов производства и увеличения безработицы Кейнс видел в недостаточности покупательского спроса. Потребители с увеличением дохода увеличивают потребление, но не в той мере, поскольку все большая часть дохода уходит в сбережения. Отсюда возникает недостаточность спроса.

Государство должно стимулировать:

1. Спрос потребителей на предметы потребления

2. Спрос предпринимателей на инвестиционные товары

3. Государственные расходы на экономические и социальные цели

4. Кейнсианская концепция нашла применение в государственной политике многих стран, что принесло им ощутимые результаты. В 50 – начале 70-х годов повысились темпы экономического роста, занятость и уровень жизни разных стран.

НЕОКОНСЕРВАТОРЫ

1. Середина 70-х годов ознаменовалась глубоким мировым экономическим спадом, вызванным совпадением кризиса перепроизводства и спадом большого цикла.

Также существенное повышение цен на мировом рынке на сырье, спровоцировало существенное увеличение темпов роста инфляции издержек.

Кейнсианская теория преодоления цикличности развития экономики с помощью государственного регулирования не оправдала себя. Более того, появилась стагфляция, совмещающая в себе инфляцию и спад производства.

Активировались неоклассики, разбившиеся на два течения:

· Последователи кейнсианства , опирающиеся на основную роль государства в экономике

· Неоконсерваторы , выступившие за невмешательство государства в экономическую деятельность

2. Основные направления неоконсервативной критики кейнсианской теории:

· Кейнс пренебрегал дефицитностью бюджета, если спрос надо было увеличить. погашение дефицита за счет займов и дополнительных эмиссий порождало инфляцию. Кейнс считал, что умеренная инфляция способствует росту спроса.

· Для обеспечения государственных расходов Кейнс вводил большие ставки налогов. Но увеличение налогов снижает стимулы к труду, падает доход и, следовательно, налоговые поступления.

3. Неоконсерваторы разбились на 3 школы , предлагавшие свои методы преодоления стагфляции:

· Монетаризм , поддерживающий количественную теорию денег.

Стагфляция объяснялась большой денежной массой. Объем денежной массы влияет на уровень производства в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – на инфляцию.

Представитель монетаризма Милтон Фридмен признавал систему цен регулятором рыночной экономики, основывавшимся на 3-х функциях цен: инфляционной, стимулирующей и распределительной.

Предлагаемые меры по преодолению инфляции (государство регулирует только денежную массу):

o Ограничение денежной массы

o Недоступность дополнительных эмиссий

o Ограничение социальных выплат

· Теория рациональных ожиданий отвергала государственное регулирование и планирование.

Рынки равновесны, отклонения объясняются недостатком информации. Хозяйственные субъекты оценивают экономическое положение и принимают решения. На правильность решений влияет непредсказуемость действий государства. Причиной цикличного развития экономики являются шоки, основными из которых являются изменения производительности и объема государственных расходов.

· Теория предложения выступает за свободу частного предпринимательства и саморегулируемость рынка. Мерой против стагфляции признавалось снижение налогов на зарплату и прибыль. увеличатся стимулы к труду, повысится доход и, следовательно, налоговые поступления.

Разработанное неоконсерваторами рыночное регулирование экономики опиралось на принцип «эффективного предложения» - поощрение частного предпринимательства.

4. Наиболее последовательно неоконсервативная теория применялась в экономической политике США и Англии в период правления Р. Рейгана и М. Тэтчер, получив соответствующие названия «рейгономики» и «тэтчеризма». Снижение налогов на прибыль и доходы, частичная приватизация государственных предприятий снизили темпы инфляции и дефицит бюджета и увеличили темпы экономического роста. Но и неоконсервативная политика не преодолела цикличность развития экономики (кризис 1979 – 1981 гг.).

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ

1. После краха кейнсианской концепции, отстаивающей главную роль государства в регулировании экономики, потерпела неудачу и теория неоконсерваторов, опиравшаяся на саморегулируемость рынка.

Применение чистого государственного или чистого рыночного регулирования экономики показало свою неэффективность и нецелесообразность.

2. Необходимость смешанного регулирования экономически породила неоклассический синтез.

Основой неоклассического синтеза является отрицание существования макроэкономического регулятора, избавляющего экономику от цикличности развития, инфляции и безработицы. Неоклассический синтез подразумевает смешанное управление.

Признается необходимость государственного регулирования для производства общественных благ и для социальной сферы. Рыночное регулирование применяется для производства потребительских товаров.

3. Основными целями смешанного управления является поддержание:

· Эффективности экономики

· Постоянства экономического роста

· Социальной справедливости

Посредством смешанного управления, достигается равновесие совокупного спроса и предложения, являющееся результатом действия и рыночного, и государственного регулирования.

И наконец, необходимость государственного вмешательства в экономику, построенную на принципах рынка, ее государственного регулирования подтверждается последними исследованиями.

В 2001 г. Нобелевская премия в области экономики присуждена трем американским экономистам – Стиглицу, Акерлофу и Спенсу за исследование по теории рынков с ассиметричной информацией.

Исследование, которое проводилось ими в течение 13 лет, показало, что в условиях абсолютно свободного, стихийного рынка продавец и покупатель поставлены в заведомо неравные условия. Возникает масса проблем, что ведет (при отсутствии государственного вмешательства) к дестабилизации рынка, к кризису.


ВОПРОСЫ:

1. Какова эволюция взаимного влияния государства и рынка? Чем она обусловлена?

2. Какую связь вы видите между развитием рынка и НТП?

3. Когда сформировалось понятие «государственная экономическая политика»? Чем это было вызвано? Отличается ли практическая сторона экономической политики от научной?

4. Что вы можете сказать по поводу мнения немецкого экономиста Олкена: «Больше или меньше государственности – такая постановка проходит мимо проблемы. Речь идет не о количественной, а о качественной проблеме. Сколь нетерпимо в эпоху промышленности, современной техники крупных городов и скоплений людских масс пускать на самотек формирование экономического порядка, столь и само государство не способно руководить экономическим процессом».

(Подсказка: процесс производства может и должен регулироваться самонастраивающимся экономическим механизмом, государство же должно присматривать за созданием этого механизма, а далее – за его исправностью).

5. Расскажите о:

· Либеральном направлении отношения к государственному регулированию рыночного хозяйства

· Консервативном направлении

· Неоконсервативном направлении

6. Раскройте содержание опыта США по выходу из кризиса 1929 – 1933 гг. на основе государственного регулирования хозяйственной жизни.

Поиск

Теория Дж.М.Кейнса. Кейнсианская теория

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому именно в 1929-1933гг. закончился период «скрытого» развития экономики; то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы.

Если «сила» конца XIX - начала XX в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж. М. Кейнс.

Итак, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых научных исследований, которые не утрачивают своей актуальности ив наши дни, ибо основное их содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берут свое начало нацеленные на решение этих проблем два теоретических направления. Одно из них опирается на учение Дж. М. Кейнса и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство), а другое, обосновывающее альтернативные кейнсианству концептуальные решения, называется неолиберальным (неолиберализм).

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) учился у основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником и едва не затмил славу своего учителя.

Своеобразное осмысление последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг. отразилось в положениях изданной Дж.М. Кейнсом в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это произведение принесло ему широкую известность и признание, поскольку уже в 30-е годы послужило теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. А сам автор книги был советником в составе правительства Великобритании и разработал многие практические рекомендации в области экономической политики. За всю парламентскую историю Великобритании Дж.М. Кейнс стал первым среди ученых-экономистов, кто был удостоен английской королевой титула лорда, дающего ему право участия в качестве пэра в заседаниях верхней палаты парламента в Лондоне.

В числе его публикаций: «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Экономические последствия мистера Черчилля» (1925), «Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930) и некоторые другие.

«Общая теория» Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Новаторство экономического учения Кейнса в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции о так называемом эффективном спросе, т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе.

Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования, Кейнс в отличие от своих предшественников говорил о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной толпы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение дохода. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода.

В методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономические факторы, как-то: государства (стимулирующего потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психологии людей (предопределяющей степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов).

Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны:

  • в стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);
  • в одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства);
  • в признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;
  • в понимании национального (государственного) характера экономической политики.

В его учении отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором - могут быть направлены на увеличение спроса и занятости. Он также резко и аргументирование критикует тех экономистов, которые привержены догматическим постулатам «закона рынков» Ж.Б. Сэя и другим сугубо «экономическим» законам, называя их представителями «классической школы».

Кейнс делает контрвывод: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». Для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций».

Дж.М. Кейнс назвал его «мультипликатором инвестиций», который характеризует положение о том, что «когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в n раз превосходит прирост инвестиций». Причина такого положения заключается в «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой».

Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятости окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции».

Итак, суть эффекта мультипликатора действительно проста. Решающим моментом при этом является побуждение инвестировать. Спустя несколько десятилетий, разделяя идеи Кейнса о «склонности людей к сбережению», Дж.К. Гэлбрейт писал, что «эти доходы должны быть инвестированы и, таким образом, истрачены (или компенсированы затратами кого-либо еще). В противном случае покупательная способность будет снижаться. Товары будут оставаться на полках, объем заказов уменьшится, объем производств упадет, безработица увеличится. В результате произойдет спад».

Итогом своего исследования Кейнс считал создание теории, которая «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами», ибо «именно в определении объема занятости, а не в распределении» труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной». Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности».

Эффективность регулирования государством экономических процессов, согласно Кейнсу, зависит от изыскания средств (государственные инвестиции, достижения) по полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».

Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долгосрочной перспективе остается слишком высокой.

«Новый курс» Рузвельта. Кризис 1920-х гг. был такой катастрофой, что экономисты стали говорить о конце капитализма, о том, что в прежнем виде капиталистическая экономика не сможет продолжать существование. Учение Кейнса и послужило теоретической основой государственно-монополистического капитализма.

Сущность государственно-монополистического капитализма в том, что государство начинает регулировать хозяйственное развитие, управлять им, организует программирование экономики, т.е. приобретет функции, которых прежде капиталистическое государство не имело. Поэтому правильней говорить о государственном регулировании экономики.

Как это происходило в США? Новый президент США Франклин Д. Рузвельт провозгласил систему мер оздоровления экономики - так называемый «новый курс». При правительстве была создана «Национальная администрация по восстановлению промышленности». Во главе ее встал «мозговой трест» - совет из крупнейших экономистов и промышленников, который и стал осуществлять государственное регулирование хозяйства.

Промышленность была разделена на 17 отраслевых групп. Во главе каждой группы был поставлен свой орган и для каждой группы были введены свои правила - «кодексы честной конкуренции». «Кодексы» устанавливали объем производства, цены и т.д., ставили производство в определенные рамки в соответствии с емкостью рынка сбыта, т.е. с расчетом не производить продукции больше, чем может поглотить рынок.

Другим направлением курса Рузвельта была организация больших государственных работ, на которые было ассигновано свыше 3 млрд. долл., - строительство дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений в основном в сфере инфраструктуры. Для организации этих работ было построено 2,5 тысячи палаточных лагерей, куда и собирали безработных.

Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары, да и для самих работ приобретались с рынка стройматериалы, строительные механизмы и многое другое. Таким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и это рассасывало кризис.

Соответствующие меры были приняты и в сельском хозяйстве. Государство стало скупать земли у фермеров, оставляя эту купленную землю как пустошь, без использования, стало выплачивать премии за сокращение поголовья скота, за сокращение продукции, т.е. старалось сократить объем сельскохозяйственного производства, привести его в соответствии с возможностями сбыта.

Такое государственное регулирование было необычным для старого капитализма и воспринималось как нечто некапиталистическое. Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал политику Рузвельта противоречащей конституции, и в 1934 г. большинство мероприятий «Нового курса» было запрещено.

После окончания кризиса подъем был довольно слабым. В 1937 г. качался новый кризис. Промышленное производство упало на 36%, число безработных выросло до 10,5 млн. Выход из этого кризиса был связан уже с началом второй мировой войны.

В годы второй мировой войны для США повторилась ситуация первой. Военные действия проходили в Европе, ее хозяйство разрушалось. В войну США вступили позже других стран, но и после этого не испытали ее разрушительного действия: на территории США военные действия не велись. Людские потери на территории США составили б человек, погибших от взрыва бомбы, запущенной из Японии на воздушном шаре. Согласно проведенным обследованиям американское население в годы войны одевалось и питалось лучше, чем в довоенные годы.

Вклад США в победу над Германией был преимущественно материальным. 46 млрд. долл. составили поставки по ленд-лизу, т.е. передача участникам войны против Германии различных военных материалов. Это не было подарком. Президент Трумэн справедливо отмечал: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасли множество американских жизней».

Но ленд-лиз был выгоден не только этим. Чтобы отправить снаряжение союзникам, оно закупалось у американских корпораций; ленд-лиз вызвал патриотическое оживление, увеличение занятости, новые доходы, новое строительство. В годы войны увеличился вес государства. Военные промышленные предприятия строило тогда государство. Было построено 2,5 тыс. новых заводов, оснащенных передовой техникой. После войны эти предприятия были проданы монополиям, причем продавались они в 3-5 раз дешевле, чем обошлись государству. Естественно, что в этих условиях война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США. Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 гг. более чем в два раза.

Выросла и доля США в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукций, то к концу войны - 62%.

Источник - Т.А.Фролова История экономических учений: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2004

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому именно в 1929-1933гг. закончился период «скрытого» развития экономики; то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы.

Если «сила» неоклассической экономической теории конца XIX - начала XX в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж. М. Кейнс.

Итак, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых научных исследований, которые не утрачивают своей актуальности ив наши дни, ибо основное их содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берут свое начало нацеленные на решение этих проблем два теоретических направления. Одно из них опирается на учение Дж. М. Кейнса и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство ), а другое, обосновывающее альтернативные кейнсианству концептуальные решения, называется неолиберальным (неолиберализм ).

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) учился у основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником и едва не затмил славу своего учителя.

Своеобразное осмысление последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг. отразилось в положениях изданной Дж.М. Кейнсом в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это произведение принесло ему широкую известность и признание, поскольку уже в 30-е годы послужило теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. А сам автор книги был советником в составе правительства Великобритании и разработал многие практические рекомендации в области экономической политики. За всю парламентскую историю Великобритании Дж.М. Кейнс стал первым среди ученых-экономистов, кто был удостоен английской королевой титула лорда, дающего ему право участия в качестве пэра в заседаниях верхней палаты парламента в Лондоне.

В числе его публикаций: «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Экономические последствия мистера Черчилля» (1925), «Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930) и некоторые другие.

«Общая теория» Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику .

Новаторство экономического учения Кейнса в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции о так называемом эффективном спросе , т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе.

Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования, Кейнс в отличие от своих предшественников говорил о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной толпы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение дохода. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода.

В методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономические факторы, как-то: государства (стимулирующего потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психологии людей (предопределяющей степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов).

Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны:

В стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);

В одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства);

В признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;

В понимании национального (государственного) характера экономической политики.

В его учении отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором - могут быть направлены на увеличение спроса и занятости. Он также резко и аргументирование критикует тех экономистов, которые привержены догматическим постулатам «закона рынков» Ж.Б. Сэя и другим сугубо «экономическим» законам, называя их представителями «классической школы».

Кейнс делает контрвывод: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». Для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора , означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций».

Дж.М. Кейнс назвал его «мультипликатором инвестиций», который характеризует положение о том, что «когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в n раз превосходит прирост инвестиций». Причина такого положения заключается в «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой».

Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятости окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции».

Итак, суть эффекта мультипликатора действительно проста. Решающим моментом при этом является побуждение инвестировать. Спустя несколько десятилетий, разделяя идеи Кейнса о «склонности людей к сбережению», Дж.К. Гэлбрейт писал, что «эти доходы должны быть инвестированы и, таким образом, истрачены (или компенсированы затратами кого-либо еще). В противном случае покупательная способность будет снижаться. Товары будут оставаться на полках, объем заказов уменьшится, объем производств упадет, безработица увеличится. В результате произойдет спад».

Итогом своего исследования Кейнс считал создание теории, которая «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами», ибо «именно в определении объема занятости, а не в распределении» труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной». Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности».

Эффективность регулирования государством экономических процессов, согласно Кейнсу, зависит от изыскания средств (государственные инвестиции, достижения) по полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».

Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долгосрочной перспективе остается слишком высокой

«Новый курс» Рузвельта. Кризис 20-х гг. был такой катастрофой, что экономисты стали говорить о конце капитализма, о том, что в прежнем виде капиталистическая экономика не сможет продолжать существование. Учение Кейнса и послужило теоретической основой государственно-монополистического капитализма.

Сущность государственно-монополистического капитализма в том, что государство начинает регулировать хозяйственное развитие, управлять им, организует программирование экономики, т.е. приобретет функции, которых прежде капиталистическое государство не имело. Поэтому правильней говорить о государственном регулировании экономики.

Как это происходило в США? Новый президент США Франклин Д. Рузвельт провозгласил систему мер оздоровления экономики - так называемый «новый курс». При правительстве была создана «Национальная администрация по восстановлению промышленности». Во главе ее встал «мозговой трест» - совет из крупнейших экономистов и промышленников, который и стал осуществлять государственное регулирование хозяйства.

Промышленность была разделена на 17 отраслевых групп. Во главе каждой группы был поставлен свой орган и для каждой группы были введены свои правила - «кодексы честной конкуренции». «Кодексы» устанавливали объем производства, цены и т.д., ставили производство в определенные рамки в соответствии с емкостью рынка сбыта, т.е. с расчетом не производить продукции больше, чем может поглотить рынок.

Другим направлением курса Рузвельта была организация больших государственных работ, на которые было ассигновано свыше 3 млрд. долл., - строительство дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений в основном в сфере инфраструктуры. Для организации этих работ было построено 2,5 тысячи палаточных лагерей, куда и собирали безработных.

Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары, да и для самих работ приобретались с рынка стройматериалы, строительные механизмы и многое другое. Таким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и это рассасывало кризис.

Соответствующие меры были приняты и в сельском хозяйстве. Государство стало скупать земли у фермеров, оставляя эту купленную землю как пустошь, без использования, стало выплачивать премии за сокращение поголовья скота, за сокращение продукции, т.е. старалось сократить объем сельскохозяйственного производства, привести его в соответствии с возможностями сбыта.

Такое государственное регулирование было необычным для старого капитализма и воспринималось как нечто некапиталистическое. Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал политику Рузвельта противоречащей конституции, и в 1934 г. большинство мероприятий «Нового курса» было запрещено.

После окончания кризиса подъем был довольно слабым. В 1937 г. качался новый кризис. Промышленное производство упало на 36%, число безработных выросло до 10,5 млн. Выход из этого кризиса был связан уже с началом второй мировой войны.

В годы второй мировой войны для США повторилась ситуация первой. Военные действия проходили в Европе, ее хозяйство разрушалось. В войну США вступили позже других стран, но и после этого не испытали ее разрушительного действия: на территории США военные действия не велись. Людские потери на территории США составили б человек, погибших от взрыва бомбы, запущенной из Японии на воздушном шаре. Согласно проведенным обследованиям американское население в годы войны одевалось и питалось лучше, чем в довоенные годы.

Вклад США в победу над Германией был преимущественно материальным. 46 млрд. долл. составили поставки по ленд-лизу, т.е. передача участникам войны против Германии различных военных материалов. Это не было подарком. Президент Трумэн справедливо отмечал: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасли множество американских жизней».

Но ленд-лиз был выгоден не только этим. Чтобы отправить снаряжение союзникам, оно закупалось у американских корпораций; ленд-лиз вызвал патриотическое оживление, увеличение занятости, новые доходы, новое строительство.

В годы войны увеличился вес государства. Военные промышленные предприятия строило тогда государство. Было построено 2,5 тыс. новых заводов, оснащенных передовой техникой. После войны эти предприятия были проданы монополиям, причем продавались они в 3-5 раз дешевле, чем обошлись государству. Естественно, что в этих условиях война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США. Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 гг. более чем в два раза.

Выросла и доля США в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукций, то к концу войны - 62%