Развитие конкуренции. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства Условия необходимые для развития конкуренции


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в индикатор предпринимательской деятельности.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок со свободой конкуренцией, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебание цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки. В этот период четко определились две основные формы конкуренции — внутриотраслевая и межотраслевая.

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует на предприятиях развитие научно-технического прогресса.

Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Устремляясь в более прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее необходимых товаров. Цены падают — снижается и прибыль.

К обратному результату приводила утечка капитала из низко-прибыльных отраслей: объем производства сокращался, спрос на товары начинал превышать их предложение, в результате цена поднималась, а с ней росла и норма прибыли. Цены здесь служили сигналами перераспределения ресурсов в ответ на изменение вкусов и платежеспособности потребителя, технологии и других факторов. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создавала некое динамичное равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, куда он вложен. Она также стимулирует научно-технический прогресс.

Классификация видов конкуренции зависит от количества и «удельного веса» на рынке производителей. Соответственно различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

Основные признаки свободной конкуренции

Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него: каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Сделать это можно по-разному: открыть свое дело, приняв непосредственное участие в труде; нанять работников, превратившись, по терминологии Маркса, в капиталиста; купить акции; приобрести государственные облигации, положить деньги в банк; инвестировать их в недвижимость и т.д. Отметим, что свободному рынку соответствуют любые виды деятельности, кроме государственной, и человек волен выбирать любую. Система свободной конкуренции исключает все формы дискриминации потребителей. Всякий обладатель денежного дохода, собирающийся воплотить свою потребность в спрос, имеет право купить товары и услуги, нужные ему.

Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов — участник конкуренции вкладывает свои деньги (допустим, в акции) не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если там, куда переместился его капитал, произошло расширение производства и продаж. Такое случается, если привлекаются дополнительные ресурсы, применяются их более эффективные комбинации, используются ранее законсервированные мощности, осваиваются передовые технологии.

Полная информированность каждого участника конкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.) позволяет сделать правильный, наилучший выбор, например, между покупкой дома и приобретением акций (в последнем случае участнику надо знать, какие именно акции принесут ему максимальный доход).

Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается, в частности, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Наличие той же торговой марки ставит продавца в привилегированное монопольное положение, а это уже не свободный рынок.

Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя продавца в общий объем производства и предложения незначителен, а поэтому цена, за которую он собирается продавать свой товар, почти не отражается на рыночной цене. Таким образом, реальные уровни цен мало зависят от желаний отдельных субъектов экономики и устанавливаются некой «невидимой рукой» (механизм рынка).

В условиях свободной конкуренции колебания спроса и предложения периодически приводили к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству — в другой. Рост доходов одних фирм сопровождался разорением других: мелкие предприятия поглощались более крупными, происходили концентрация и централизация производства и капитала, ведущие к образованию и захвату ими рыночной власти.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию, .

Чистая (абсолютная) монополия. Существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей.

Этой модели присущи четыре характерные черты:

Продавец выступает как единственный; отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна;

Реализуемый продукт уникален, т. е. не существует его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт);

Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок;

На пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения.

Количество акционеров;

Наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, почтовый адрес, номер контактного телефона, номер лицензии ФКЦБ России и др., а также наименование подразделения акционерного общества, осуществляющего ведение реестра, его местонахождение, почтовый адрес и другие данные.

Приказом Министерства финансов РФ № 101 утвержден «Порядок публикации годовой открытыми акционерными обществами». В соответствии с этим документом и на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская отчетность открытых акционерных обществ подлежит обязательной публикации не позднее 1 июня следующего за отчетным года. При этом публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность.

Публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (счет прибылей и убытков). Публикация бухгалтерского баланса может производиться по сокращенной форме. Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться информация о результатах аудита, проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой), бухгалтерской отчетности, составленной по типовым формам, утвержденным Министерством финансов РФ.

Это учредительные документы, регистрационные удостоверения, патенты, лицензии; сведения по установленным формам отчетности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и платежей в бюджет; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работников, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства или требований безопасности условий труда, реализации продукции, наносящей вред здоровью населения, и других нарушениях законодательства.

Назад | |

Вы узнаете, что такое конкуренция, какие бывают виды экономического соперничества, уровни и условия конкуренции, как эффективно конкурировать в бизнесе

Приветствуем постоянных читателей интернет-журнала «ХитёрБобёр»! С вами постоянные авторы ресурса Александр и Виталий. В данном выпуске мы поговорим об одном из ключевых понятий в бизнесе – о конкуренции.

Без здоровой и разумной конкуренции невозможно развитие экономики, а конкурентоспособность – показатель успеха компании, товара или коммерческой услуги.

Итак, начнём!

1. Что такое конкуренция - определение, история возникновения, уровни и условия конкуренции

Под конкуренцией понимается соперничество между лицами, заинтересованными в достижении определенной цели. Если говорить о рыночной экономике, то определение этого понятия будет звучать следующим образом:

Конкуренция - это соперничество в условиях рынка с другими игроками (компаниями), направленное на получение коммерческой выгоды за счет получения большего количества продаж по более высоким ценам.

Современная конкуренция является очень важным элементом рынка. Благодаря ей производители и поставщики услуг стараются выделиться на фоне других фирм, чтобы расширить имеющуюся клиентскую базу.

Основные условия конкуренции выглядят следующим образом:

  • экономическая обособленность производителя;
  • зависимость производителей товаров от конъюнктуры рынка;
  • противостояние другим участникам рынка;
  • наличие большого количества равноправных субъектов.

Продавцы при реализации имеющейся продукции стремятся продать её на максимально выгодных условиях - как можно дороже. Однако для стимуляции покупательского спроса они вынуждены снижать цены, чтобы полностью не лишиться клиентов.

Данный момент относиться к плюсам для покупателей, ведь в этом случае они не будут необоснованно переплачивать.

Вся суть конкуренции определяется несколькими функциями :

  1. Регулирующая . В условиях соперничества определяются товары с наибольшим спросом. Это необходимо для увеличения масштабов производства востребованной продукции.
  2. Мотивирующая. Именно конкуренция мотивирует производителя активно действовать в максимально жестких условиях - варьировать уровни ценовых показателей, увеличивать масштабы производства, искать нового сотрудничества. Только так повышается конкурентоспособность компании.
  3. Распределительная. Распределение дохода предприятий осуществляется при учете вклада в экономическую деятельность.
  4. Контрольная. Конкуренция контролирует рыночную власть и предоставляет потенциальному покупателю возможность покупать товар или же отказываться от его приобретения в пользу сотрудничества с другим производителем. Если на рынке создан достаточно высокий уровень конкуренции, то цены будут максимально объективными.

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

1. Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с дру­гом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

2. Условия возникновения рын ка:

· общественное разделение труда;

· экономическая обособленность производителей;

· самостоятельность производителя.

3. Основные признаки рынка :

· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить;

· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать;

· нерегулируемая цена – цены определя­ются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Главные функции рынка

· посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

· ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

· информационная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

· регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

· санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования

Положительные черты Отрицательные черты
· Способствует эффектив­ному распределению ре­сурсов, формируя таким образом струк­туру производства · Стимулирует научно-тех­нический прогресс · Способствует ре­сурсосбережению в обще­стве · Создает ма­териальную заинтересо­ванность производить то, в чем есть потребность · Стихийно координирует действия людей в процес­се экономической дея­тельности, опираясь на принципы саморегуля­ции и сопоставляя эконо­мические интересы · Не гарантирует решение социально-экономиче­ских проблем (безработи­ца, инфляция, защита окру­жающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки) · Распределяет продукты по ре­зультатам конкуренции, что приводит к социальному нера­венству · Порождает тенденцию к моно­полизации производства · Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в це­нах рынка), которые ложатся на плечи общества · Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределе­ния природных, инвестицион­ных и человеческих ресурсов · Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами

6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков .

ü С точки зрения действующего за­конодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);

ü По товарам и услугам:

· потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;

· средств производства;

· рабочей силы;

· инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;

· иностранных валют;

· ценных бумаг (фондовые биржи);

· научно-технических разработок и инноваций;

· информации.

ü По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный

ü По типу конку­ренции:

· чистой (свободной) конкурен­ции

· несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополисти­ческой конкуренции; олигополии

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

· функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).

8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.

Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
- Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли

Формы монополий и их основные признаки

9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.

Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:

Простых товаропроизводителей

Единичных капиталов

Монополий

Национальных капиталов

Интернациональных капиталов

Модели рынка

Чистая (свободная конкуренция) Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

Спрос – отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время.

Закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

ХХI век в развитии экономики определяется как век конкуренции.

За короткий промежуток конкуренция на рынке приобрела глобальную международную значимость, а слова С.Л. Брю и К.Р. Макконнелла о том, что это чуть ли не единственная регулирующая сила, находят в наши дни все большее подтверждение.

Если детальнее рассмотреть динамику развития экономики в рамках мирового сообщества, то не составит труда понять, что она несет основополагающий характер.

Тогда как динамика развития экономики нашей страны в очередной раз доказывает, к чему приводит слабое развитие конкуренции и недооцененное значение ее в экономических отношениях.

Что такое конкуренция, в чем её суть?

Конкуренция – соперничество в рыночных условиях одной компании с другой, за счет которого достигается коммерческая выгода, благодаря увеличению продаж или спроса на предоставляемые услуги.

Это важнейший элемент рынка, мотивирующий поставщиков услуг и продавцов выделяться на фоне остальных для привлечения новых клиентов .

Суть конкуренции заключается в первую очередь в постоянном, не прекращающемся поиске и создании наилучших условий для продавца и покупателя.

Поддерживать конкурентоспособность – значит, всегда быть на шаг впереди, опережать иные компании в формировании наилучшего предложения.

Разновидности совершенной и несовершенной конкуренции :

  1. чистая относится к совершенному виду. Ее характеризует большое количество покупателей и продавцов, не способных повлиять на стоимость услуг и товаров, а также большое количество взаимозаменяемых товаров, цены которых основывается на соотношении спроса и предложения;
  2. олигополистическая относится к несовершенному виду. Характеризуется небольшим числом конкурентов, взаимосвязанных между собой. Каждая компания имеет рыночную силу, при этом реакции на действия конкурентов эластичны;
  3. монополистическая конкуренция относится также к несовершенному виду. К ключевым характеристикам следует отнести многочисленность компаний, но при этом полное равновесие их сил, и дифференцированность продукции, то есть наличие в товарах отличительных качеств, признающихся всем рынком.

Смотрите подробней о рентабельности и правилах её расчет .

Какие существуют условия развития конкуренции?

Если рассмотреть условия конкуренции и развитие, то в первую очередь необходимо отметить, что они вытекают из условий развития рынка, хоть и имеют свои индивидуальные факторы.

В любом случае рыночная среда – это то, что стоит во главе и из чего вытекает конкурентная среда .

Рассматривая детально факторы, влияющие на формирование конкурентной среды, можно выделить ряд предпосылок к развитию.

Основной фактор - это наличие частной собственности и полная свобода деятельности предпринимателей, свобода выбора у потребителей, ограничение влияния и роли государства.

Нельзя не отметить необходимость рассредоточения экономической власти .

Уровни

Рассматривая уровни соперничества , стоит выделить 4 основных:

  • общий . На этом уровне любая отдельная фирма воспринимает каждого производителя как конкурента, участвующего в соперничестве за привлечение покупателей;
  • формальный . Компания считает конкурентами только тех, деятельность которых направлена на удовлетворение аналогичных с ней потребностей;
  • отраслевой . Ее иначе еще называют видовой, а основывается она на том, что фирмами-соперниками являются только те, что производят одинаковую продукцию;
  • предметный . Ее еще называют маркетинговой, а основывается она на том, что фирма-конкурент соперничает с теми, кто выпускает не идентичную, но схожую продукцию при аналогичной цене. В качестве примера подойдут два успешно конкурирующих продукта – Кока-Кола и Пепси.

Затрагивая тематику ограничений, нельзя не упомянуть о защите конкуренции в целом.

Одним из популярных современных способов ограничить считается публикация не всей необходимой документации, позволяющей поставщику полноценно ознакомиться с закупочными требованиями .

Рассматривая еще один способ ограничения, нельзя не затронуть закон конкуренции, точнее, прямое отношение к нему. Речь идет об установлении максимально сжатых сроков, отведенных на поставку продукции.

При этом нарушения караются штрафом в размере 10% от общей суммы товара, который не успели поставить.

Примеры вышеперечисленных ограничений

В качестве примера первого способа ограничений можно привести ситуацию, произошедшую в 2013 году.

При анализе закупок выяснилось, что полный пакет документации не был предоставлен заказчиками практически в 30%.

Однако, большая часть скорректировали свои действия после предъявления претензий, остальные либо прекратили закупку, либо разместили пакет документов заново с недостающей информацией.

Во втором случае в качестве примера лучше всего подойдут закупки Минздрава и ситуацию в 2012 году.

Руководство проводило закупку дорогих медикаментозных средств, при этом на нее было отведено меньше 30 дней, и это при условии, что 95 точек расформировано по всей стране.

Не удивительно, что сроки были серьезно нарушены, а Минздрав понес колоссальный ущерб, составляющий 10% от общей суммы всей продукции, которая не была поставлена в срок.

Частые вопросы

Какая конкуренция считается недобросовестной?

К недобросовестной конкуренции относят целенаправленные действия, дискредитирующие конкурента и его продукцию , захват монопольного положения на рынке методами, не отличающимися этичностью и нравственностью.

Антимонопольное законодательство почти всех стран мира признает недобросовестной конкуренцией:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему объекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
  • некорректное рекламное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления продукции другого хозяйствующего субъекта;
  • получение, использование научно-технической, производственной или товарной информации, в том числе коммерческой тайны без согласия ее владельца.

Такая деятельность подлежит запрету , что соответствует международным взглядам на проблему недобросовестной конкуренции.

К недобросовестной конкуренции также относятся :

  1. подкуп покупателей конкурентов, привлечение их в качестве своих клиентов;
  2. выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
  3. неправомерное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
  4. побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву контрактов с нанимателем;
  5. угроза конкурентам сфабрикованными исками о нарушении ими патентов или товарных знаков в целях противодействия конкуренции в сфере торговли;
  6. бойкотирование торговли конкурента;
  7. демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже себестоимости;
  8. создание обманного впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях;
  9. намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
  10. поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
  11. реклама, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
  12. нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

Одним из основополагающих условий эффективного социально-экономического развития российской экономики является обеспечение свободы конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью. Поддержка и развитие здоровой конкуренции является одной из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы как субъекты экономической деятельности, так и в конечном итоге все общество.

Государственное регулирование конкуренции вырастает из защиты государством свободы торговли и свободы предпринимательства, представляя собой комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.

Структурно конкурентная политика включает в себя классическую борьбу с монополизированной структурой: принудительное разукрупнение и санкционное преследование злоупотреблений на товарных рынках доминирующим положением. Вместе с тем, государственная миссия состоит еще и в том, чтобы содействовать созданию новых хозяйствующих субъектов, в частности в сфере малого и среднего бизнеса, путем различных дифференцированных регулирующих воздействий: налоговых, ценовых, инвестиционных. При этом необходимо констатировать тот факт, что в последние десятилетия российская конкурентная политика отождествляется с антимонопольной в системе регулирования российской экономики государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей. Однако регулирующие функции антимонопольной политики государства не должны исчерпываться правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.

Как отмечается в Программе развития конкуренции в России на период 2011-2015 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ, основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.

Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.

Таким образом, основные элементы стратегии в поддержку предпринимательства и конкуренции направлены на обеспечение равных возможностей для всех предприятий, на такое повышение конкуренции, давление которой с течением времени может стать устойчивым, и на улучшение качества условий хозяйственной деятельности. Также в число ключевых приоритетных задач развития конкуренции входит:

– сокращение мягкой поддержки предприятий при одновременном стимулировании их реорганизации на рыночных принципах;

– создание равных условий для всех предприятий путем реформирования налоговой системы и устранения других обусловленных экономической политикой барьеров на пути новых предприятий, проведения реформ государственного управления и судебной системы на национальном и региональном уровнях;

– снижение препятствий для прямых иностранных инвестиций, в том числе количества и сферы действия существующих ограничений на прямые иностранные инвестиции, охватывающих не только промышленность, но также и инфраструктурные монополии и сектор услуг;

– ускорение либерализации торговли, в том числе скорейшее вступление в ВТО;

– уменьшение международной и региональной сегментации рынков путем коммерциализации и повышения конкуренции в ключевых секторах инфраструктуры, в частности в отрасли связи и в транспортной отрасли; создание режима внедрения здоровой конкуренции, чтобы устранить имеющиеся у промышленных предприятий структурные недостатки по горизонтали и по вертикали;

– увеличение доступа малых предприятий к инфраструктуре, финансам и услугам материально-технического снабжения.

Значительная роль в реализации федеральной программы развития конкуренции в России отводится региональному аспекту ее реализации. Одной из приоритетных задач, поставленных Программой развития конкуренции, является рейтингование регионов. Такой подход обусловлен тем фактором, что «проблемные» рынки с точки зрения конкуренции, как правило, имеют региональный аспект. Это такие рынки, как рынки транспортного обслуживания, жилищно-коммунальных услуг, строительства и строительных материалов, социальных услуг, образования, производства и реализации продуктов питания.

Приоритетными задачами региональных программ развития конкуренции являются упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности; сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров; организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей; повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности; сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.