Учет валютных операций. Порядок учета валютных операций

На основании банковских выписок с подтверждающими приложениями. Рассмотрим, в каком порядке осуществляется оборот средств в инвалюте и какими нормативными документами регулируются подобные операции.

Учет валютных операций – правовые аспекты

Согласно п. 2 стат. 12 закона № 402-ФЗ учет имущества организации, а также ее обязательств и всех фактов хоздеятельности выполняется в российских рублях. При этом валютные операции (за исключением ситуаций с привлечением иностранных партнеров) отражаются в соответствии с требованиями, установленными ПБУ 3/2006. В целях конвертации используется официальный курс ЦБ РФ на соответствующую дату (п. 5 ПБУ 3/2006) или перерасчет производится по курсу, определенному законодательством либо в соглашении сторон.

Обратите внимание! Регулирование валютных операций осуществляется с помощью Закона № 173-ФЗ от 10.12.03 г. В соответствии с нормами указанного документа валютный обмен средствами между нерезидентами и резидентами выполняется без ограничений (стат. 6), но запрещен между резидентами РФ (стат. 9). Список разрешенных операций приведен в стат. 9 и 12 № 173-ФЗ.

Бухгалтерский учет операций по валютному счету

Для совершения платежных действий в валюте контрагенты открывают расчетные счета в банках. Бух учет операций по валютному счету выполняется как в инвалюте, так и в рублях. Для корректного перевода средств необходимо руководствоваться нормами раздела II ПБУ 3/2006. В частности, установлены следующие правила перевода финансов из валюты в рубли:

  • На день фактического выполнения операции в соответствующей валюте – порядок пересчета подразумевает конвертацию показателей по утвержденному Центробанком РФ официальному курсу.
  • Если колебания курса несущественны, допускается конвертация однородных операций по среднеарифметическому курсу, рассчитанному за месяц или иной отчетный период.
  • На день выполнения операции конвертируется стоимость оприходованных ТМЦ, вложений в основные фонды, НМА, авансы. При этом при колебаниях валютного курса в дальнейшем значения предоплат уже не пересчитываются.
  • На момент осуществления операции и на отчетную дату (в целях формирования бухотчетности) пересчитываются остатки в кассе компании и на соответствующих счетах. Отдельные операции конвертируются в порядке, обозначенном в Приложении к ПБУ.

Валютные операции в бухгалтерском учете – проводки:

  • Д 52 К 62 – отражено поступление средств в инвалюте от покупателей.
  • Д 52 К 75 (79, 76) – отражено поступление инвалюты от учредителей фирмы, ее подразделений или других контрагентов.
  • Д 57 К 52 – отражен перевод валюты для ее реализации.
  • Д 51 К 52 – отражено зачисление вырученных средств от реализации валюты.
  • Д 91 К 57 либо Д 57 К 91 – отражен убыток от реализации валюты или прибыль.
  • Д 60 К 52 – произведен расчет с поставщиком фирмы валютными средствами.

Действующее российское законодательство не только подробно описывает порядок обращения с иностранными денежными средствами, но и регламентирует учет валютных операций. Для их правильного отражения следует руководствоваться:

  • Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ;
  • Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации в Приказе от 31.10.2000 N 94н.

Учет операций по валютному счету

В настоящее время на территории России осуществляется два вида учета:

  • бухгалтерский;
  • налоговый.

У каждого из них есть свои особенности и исключительные правила ведения.

Минфин России в Плане счетов указал, что счет 52 служит для обобщения сведений о движении иностранных денежных средств на банковских счетах резидента в уполномоченной кредитной организации. Валютные операции в бухгалтерском учете проводятся с использованием вышеуказанного показателя.

Как следует из Инструкции по применению плана счетов, предприятие может открывать субсчета:

  • 52-1 для российских кредитных учреждений;
  • 52-2 в случае наличия счетов в иностранных банках.

Также следует подчеркнуть, что отечественные предприятия вправе уточнить показатели указанных субсчетов, предусмотрев:

  • 52-1-1 для аналитического учета валютных операций по каждому счету;
  • 52-1-2, предназначенный для обобщения информации по транзитным счетам.

Каждому из вышеуказанных показателей корреспондируют счета, указанные Минфином России в Инструкции по применению плана счетов.

Именно во взаимосвязи счета 52 и корреспондирующих ему показателей следует оформлять проводку той или иной валютной операции.

Примеры учета валютных операций с проводками в 2017 году

В зависимости от вида операции с иностранными денежными средствами соответствующему субъекту следует применять ту или иную проводку.

Например, для оформления поступления валюты на текущий счет следует использовать:

  • Д 52-1-1;
  • К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

По кредиту может указываться иное значение, определяемое в зависимости от источника перечислений.

По-иному выглядит в проводках учет покупки валюты. Названная операция должна оформляться в виде:

  • дебет 57 или 76, а кредит 51 описывает перевод рублей на счет предприятия;
  • счет Д 52-1-1 в корреспонденции с 57 (76) отражает покупку и зачисление иностранных денежных средств;
  • если по результатам операции имеется остаток рублей, то его обратное перечисление проводится по К 57 или 76, Д 51.

Указанные проводки не описывают весь синтетический и аналитический учет валютных операций. Конкретные бухгалтерские действия зависят от оснований зачисления или списания иностранных денежных средств с валютного счета предприятия.

Все возможные варианты корреспондирующих счетов по кредиту и по дебету, перечислены в Инструкции , утвержденной Министерством финансов Российской Федерации в Приказе от 31.10.2000 N 94н.

Проводки по транзитному счету оформляются в виде дебета 52, которому корреспондирует кредит 62 или 76.

Примеры учета наиболее часто используемых операций отражены ниже:

  • перечисление в банк российских рублей на покупку валюты оформляется в виде Д 57, К51;
  • приобретение и зачисление иностранных денежных средств на валютный счет организации: Д 52, К 76;
  • возврат не потраченных денег отражается по Д51, К 57;
  • поступление валюты от контрагента проводится по дебиту 52, кредиту 62;
  • перечисление иностранных средств для обмена проводится по Д 57 в корреспонденции с 52;
  • факт продажи оформляется как дебет 91, кредит 57;
  • курсовые разницы проводятся с использованием счета 91.

В заключение необходимо отметить, что без правильного ведения проводок затруднительно обеспечить безукоризненное осуществления налогового учета валютных операций.

Валютные операции ведутся предприятием на валютных счетах, количество которых не ограничено, однако, открыть их можно только в уполномоченных банках. Порядок открытия валютного счета аналогичен порядку открытия расчетного счета, в том числе обязательным является представление в банк пакета документов. На их основании банк откроет предприятию 2 счета:

текущий валютный счет – для учета валюты, находящейся в распоряжении предприятия;

транзитный валютный счет – для зачисления валюты и проведения ряда валютных операций, например, для зачисления на счет валюты, поступившей от учредителя в качестве вклада в уставный капитал, для оплаты экспортных таможенных пошлин и т.д.

специальный транзитный валютный счет – для учета валюты, купленной на внутреннем валютном рынке.

Обо всех совершаемых операциях банк сообщает предприятию в выписке в двух валютах: в иностранной и в рублевом эквиваленте.

РУБЛЕВЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ это пересчитанная в рубли сумма инвалюты по курсу ЦБ РФ на день совершения операции .

Бухгалтерский учет валютных опера ций регламентируется ПБУ 03/2006 “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” и организуется на счете 52 “Валютные счета” (А), к которому могут быть открыты субсчета:

52-1 “Текущий валютный счет”;

52-2 “Транзитный валютный счет”;

52-3 “Специальный транзитный валютный счет”.

Независимо от вида используемых валют бухгалтерский учет валютных операций ведется в рублях, поэтому активы и обязательства, стоимость которых выражена в инвалюте, необходимо пер е считывать в рубли по официальному курсу.

Когда осуществляется пер е счет Что пересчитывается
1. На дату совершения

операции в инвалюте

а) величина УК (80);

б) стоимость приобретенных ОС и НМА (08), материалов (10), товаров (41);

в) долгосрочные финансовые вложения (вклады в УК, долговые ценные бумаги) (58).

В дальнейшем при изменении курсов валют пересчет этих статей не производится .

г) стоимость денежных средств.

2. На дату составления

отчетности

Стоимость денежных средств :

наличная валюта и денежные документы (50),

− средства на счетах в банках (52, 55),

− средства в расчетах (60, 62, 71, 73, 75, 76),

− краткосрочные финансовые вложения (58),

заемные средства (66, 67), предоставленные займы (58),

− остатки средств целевого финансирования в инвалюте (86).

3. По мере изменения курсов валют (при необходимости) Наличная валюта и средства на счетах в банках

Официальный курс рубля изменяется во времени. По этой причине в учете могут возникать курсовые разницы (КР): положительные и отрицательные. Если курс валюты вырос , то на акти в ных счетах возникают положительные КР, а на пассивных − отрицательные. Если курс валюты снизился, то наоборот.

Сумма положительной КР включается в состав прочих доходов:

Д 50 (52, 60, 62, 66 . . .) – а) отражена положительная КР

К 91 б) включена в состав прочих доходов сумма положительной КР

Сумма отрицательной КР включается в состав прочих расходов:

Д 91 – отражена отрицательная КР

К 50 (52, 60, 62 . . .)

Исключением в порядке учета КР является учет курсовых разниц, возникающих при расчетах с учредителями, когда вклад учредителя-нерезидента объявлен в иностранной валюте. В этом случае возникающие КР относятся на изменение добавочного капитала. Например,

Д 75 – увеличен добавочный капитал предприятия на сумму положительной КР

Этот семинар предназначен специально для тех, кому необходимо быстро, ёмко и в удобной форме получить максимум информации об особенностях бухгалтерского и налогового учёта ВЭД.

Этот семинар основан только на практическом опыте работы и ориентирован на реально необходимый объем информации при работе с импортом и экспортом товаров. На семинаре разберем конкретные ситуации, предложенные участниками

Программа обучения позволит оценить возможности предприятия при выходе на международный рынок, сформировать полное представление процесса ВЭД, определить необходимые шаги в управлении бизнес-процессами.

Программа семинара помогает на практических примерах ознакомить участников ВЭД с порядком отражения экспортных операций, подготовкой документов для подтверждения права на нулевую ставку НДС, составлением налоговой декларации. Раскрыть основные принципы прохождения налоговых и таможенных проверок, возможные риски и меры предосторожности.

Участники освоят порядок распределения на риск-категорирования участников ВЭД, актуальные изменения законодательства в валютной сфере в 2019 г: практика применения Инструкции ЦБ РФ № 181-И, особенности присвоения уникального номера контракта.

Программа позволяет решить сложные вопросы осуществления валютных операций и налогообложения международных операций. Поможет пройти проверки органами валютного контроля ФТС и ФНС, минимизировать ответственность за нарушения законодательства. В программе семинара слушатели ознакомятся с актуальной арбитражной практикой в сфере валютного законодательства.

Для кого : для руководителей и специалистов подразделений по ВЭД, сотрудников служб сопровождения внешнеторговых сделок, экономистов, главных бухгалтеров и финансовых директоров предприятий и организаций, осуществляющих ВЭД.

Программа:

  1. Налоговый контроль ВЭД в 2019 г. Порядок проведения налоговых проверок экспортно- импортных операций в 2019г.
  • Валютный контроль Органов Валютного Контроля (ФНС и ФТС).
  • Порядок проведения камеральных проверок налоговых деклараций НДС в 2019 году. Особенности камеральных проверок налоговых деклараций по НДС: подтверждение экспорта,срок, в течение которого налоговые органы могут проводить камеральные проверки деклараций.
  • Требования к предоставлению документов при наличии несоответствий и противоречий в налоговой декларации; порядок составления возражений и представление их в налоговые органы.
  • Право налоговых органов на доначисление налога, штрафов и пеней; Основания для приостановления проведения операций на счетах и затребований документов; Основание для осмотра помещения налогоплательщика; Новые возможности в сфере представления документов проверяющим;
  1. Таможенный контроль ВЭД в 2019 г. Нововведения в Таможенном кодексе ЕАЭС и в новом законе «О таможенном регулировании».
  • Уполномоченный экономический оператор: положение, требования, особенности функционирования по новому законодательству.
  • Таможенная стоимость товаров. Что меняют новые Кодекс и Закон «О таможенном регулировании»? Новые решения Евразийской экономической комиссии в отношении таможенной стоимости: что должен знать и уметь участник ВЭД?
  • Таможенный контроль таможенной стоимости по новому законодательству: изменения в процедуре.
  • Законные способы минимизации суммы уплачиваемых таможенных платежей.
  • Валютное регулирование и валютный контроль. Актуальные положения международного права в сфере валютного регулирования.
  1. Банковский контроль ВЭД. Новое в валютном регулировании и валютном контроле-2019. Комментарии к федеральным законам
  • постановка на учет контрактов и присвоение уникального номера контракта в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И;
  • представление документов и информации при зачислении/списании денежных средств от нерезидента/нерезиденту на счет/со счета;
  • представление в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах. Валютный контроль за расчетами с нерезидентами с использованием банковских карт и при аккредитивной форме расчетов.
  1. Административная ответственность за нарушения норм валютного контроля. Статья 15.25 КОАП.
  • статьи 15.25, 16.2 ,4, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ст.193.1и ст.194 УК РФ
  • Требование валютного законодательства о репатриации валюты ст.19 173-ФЗ.
  • Обзор Арбитражной практики за нарушение валютного законодательства.
  1. Вступление в действие с 1 января 2019 года новой редакции ПБУ 3/2006 - что меняется в учете. НДС и налог на прибыль у экспортеров и импортеров 2018-2019.
  • Определение для целей НДС места реализации работ (услуг). Обязанности российской организации как налогового агента по НДС.
  • Ответственность налогового агента за нарушение ст.123 НК РФ. Порядок и условия для вычета НДС, уплаченного налоговым агентом.
  • Алгоритм уплаты и вычета НДС, уплаченного при ввозе со стран ТС ЕАЭС на территорию РФ.
  1. Импортные и Экспортные операции. Подтверждение НДС 0%. Новое в применении НДС в 2019 г.
  • Особенности подтверждения и возмещения ввозного (импортного), косвенного (ввозной НДС при ввозе с Таможенного Союза ЕАЭС) и экспортного НДС.
  • Правила отражения в книге покупок и книге продаж НДС при экспортно - импортных операциях.
  • Комплект документов, предоставляемый в налоговые органы для подтверждения и возмещения НДС; права на ставку 0%.
  • Требования к оформлению сопроводительных документов, счет - фактур, стат - форм в ФТС при ввозе и реализации товаров в страны ТС ЕАЭС. Практика, ситуации, сложные моменты. Декларация по косвенному НДС в налоговую.
  • Порядок представления реестров сведений в целях применения нулевой ставки по НДС налогоплательщиками -экспортерами
  • Особенности в возмещении экспортного и импортного (ввозного) НДС.
  • Налоговая декларация по НДС, что важно учитывать экспортерам и импортерам.
  • Раздельный учет НДС.Особый порядок возмещения экспортного НДС по сырьевым товарам. «сырьевые товары» в соответствии с Постановлением Правительства № 466 от 18.04.2018
  1. Обзор Писем МинФина и ФНС за 2018-2019г.г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа по дисциплине:

«Контроль и ревизия»

Вариант №12.

Выполнила:

Факультет: учетно-статистический,

Специальность: бухгалтерский учет,

анализ и аудит,

№ зачетной книжки:

Проверил: ст. пр. Разумова И. В.

Киров, 2010

Введение.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля).

При этом налагать штрафы, предусмотренные валютным законодательством, за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля (в том числе и по представлению агентов).

Полномочия органов и агентов валютного контроля (статья 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»):

1. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

2. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

3. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля. Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также структурно-организационной формой.

1 Организация валютного контроля ЦБ РФ,

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 г. N 394-1 в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет следующие функции: осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России. Центральный Банк Российской Федерации устанавливает условия открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте, устанавливает порядок открытия счетов резидентов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст.15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль. Помимо полномочий указанных в ст. 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», Правительство определяет порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации определяет порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:

Определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

Издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

Устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а такж­е правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

Устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

Устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

Готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

Кроме того. Банк России в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»:

Устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами (п. 2 ст. 2);

Определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (п. 1 ст. 4);

Устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через уполномоченные банки, а также порядок и условия деятельности валютных бирж (п. 2 ст. 4);

Может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи (п. 4 ст. 4)­;

Устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации (п. 2 ст. 5);

Устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте (п. 3 ст. 5);

Устанавливает порядок осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала (п. 2 ст. 6); ­

Устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам (п. 3 ст. 6);

Устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валют­е Российской Федерации (п. 2 ст. 7);

Устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации (п. 2 ст. 8);

Поводит все виды валютных операций (п. 2 «в» ст. 9);

Устанавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 2);

Устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 6);

Выполняет другие функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валютного контроля.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации (п. 2 ст. 3) и порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, устанавливает Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 6). Порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации, а порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации с последующим представлением информации Верховному Совету Российской Федерации (п. 5 ст. 6 Закона).

В конце 1992 года - начале 1993 года в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1992 года № 1306 «О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и изданием на его основании Банком России телеграммы от 3 ноября 1992 года №239-92, Центральный банк Российской Федерации 21 января 1993 года утвердил инструкцию №11 «О порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и письмо №28, регламентирующее порядок выдачи юридическим лицам-резидентам разрешений на право осуществлять указанную деятельность.

При этом Банк России исходил из того, что в силу исторических, экономических и психологических факторов полный запрет на валютную торговлю стал бы преждевременным шагом (что вовсе не исключает запрещения в будущем расчетов в иностранной валюте между резидентами). В 1992-1993г.г. такой запрет, во-первых, вызвал бы закрытие крупнейших торговых предприятий, что отрицательно сказалось бы на общем состоянии внутреннего потребительского рынка. Во-вторых, в условиях товарного дефицита и снятия ограничений на валютнообменные операции уполномоченных банков это привело бы к лишению доступа значительной части экономически активного населения с высокими доходами в рублях к качественным потребительским товарам и услугам, реализуемым в настоящее время преимущественно за иностранную валюту, и, соответственно, к потере стимулирующей функции денежных доходов. В-третьих, внутренний валютный рынок был не настолько развит, чтобы гарантировать минимальные риски курсовых потерь тем его участникам, чьи основные прямые расходы осуществляются в иностранной валюте.

В инструкции содержится запрет на реализацию за свободно конвертируемую валюту товаров, произведенных в Российской Федерации, а также купленных за рубли. Подобная практика имела широкое распространение, когда предприятия-резиденты вместо наращивания своего экспортного потенциала и поисков своей «ниши» на внешнем рынке реализовывали продукцию собственного производства через торговые организации, имеющие разрешение на осуществление розничной торговли за иностранную валюту.

2 Организация валютного контроля в Минфине России.

Говоря о контрольных функциях Минфина России, нужно выделить два принципиальных момента.

Впервые сформулировано положение о том, что Минфин России осуществляет внутренний контроль за использование бюджетных денег. Оно полностью соответствует положению этого министерства в системе федеральных органов исполнительной власти, его задачам и функциям. В нем закреплено осуществление Минфином России государственного финансового контроля в пределах своей компетенции. Такой подход отражает изменившуюся роль финансового ведомства в условиях рыночной экономики по сравнению с монопольным положением, которое оно занимало в денежно-кредитном секторе советской плановой системы.

Принципиально и то, что в установленных Кодексом случаях Минфин России осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Такими случаями прежде всего являются случаи получения финансовой помощи из федерального бюджета. Если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме, превышающем 50 % расходов его консолидированного бюджета, проверка такого бюджета проводится в обязательном порядке. Назначается проверка, а исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Тем самым был сделан серьезный шаг к восстановлению жизненно необходимой для нормального функционирования бюджетной системы Российской Федерации финансовой контрольной вертикали, отсутствие которой в стране, где подавляющее большинство субъектов Федерации имеют дотационные бюджеты, сказывалось на финансовой политике государства крайне деструктивно. Правительство, федеральный Минфин, формируя и исполняя федеральный бюджет, выделяя средства государственной поддержки, дотации, субвенции, трансферты республикам, краям, областям, не имели законной возможности проверить, какими средствами располагают сами просители, куда и как они их расходуют.

Права субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части проведения собственной бюджетной политики и осуществления финансового контроля в условиях названных требований Кодекса не ущемляются. Они могут создавать свои органы финансового контроля. Вместе с тем сохранилась и получила необходимую правовую основу наработанная десятилетиями практика взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с контрольно-ревизионным аппаратом Минфина России.

Из выступления заместителя председателя Комитета РФ по финансовому мониторингу С.К. Осипова (Расширенная коллегия Министерства финансов Российской Федерации):

Основные задачи, решавшиеся Департаментом валютного контроля и региональными управлениями валютного контроля в соответствии с их положениями, утвержденными Министром:

Совершенствование нормативно-правовой базы и организационной системы валютного контроля;

Осуществление контроля за соблюдением требований валютного законодательства;
- создание законодательной базы и организационного механизма противодействия легализации преступных доходов.

Значительные усилия были сосредоточены на решении последней задачи, включая подготовку и дальнейшее сопровождение проекта Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”, создание уполномоченного органа и нормативной базы его деятельности. С принятием соответствующего закона и образованием Комитета по финансовому мониторингу создана необходимая основа для развертывания этой работы. Сейчас это направление полностью передано КФМ России, подотчетному Минфину России.

В процессе экспертной доработки многочисленных поправок, внесенных в Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” депутатами Государственной Думы, удалось добиться разумного баланса между отменой ряда экономически не оправданных ограничений и сохранением основ валютного регулирования и контроля.

Одновременно решена проблема законодательного установления статуса Минфина России как органа валютного контроля (в качестве правопреемника ВЭК России) и определен правовой механизм разграничения функций в этой сфере.

Сотрудники Департамента приняли участие в качестве экспертов в работе комиссии Государственной Думы и Администрации Президента РФ по проекту новой редакции КоАП РФ. Принятый в декабре 2001 г. Кодекс устраняет практически все имевшиеся проблемы в части применения ответственности за нарушения валютного законодательства.

Последний вариант проекта новой редакции Закона “О валютном регулировании и валютном контроле” внесен в Правительство РФ с разногласиями, касающимися в основном объема полномочий Правительства и Банка России в сфере текущего валютного регулирования. Тем не менее проект согласован более чем на 95 %. В процессе работы над проектом между разработчиками достигнута концептуальная договоренность о целесообразности последовательной либерализации валютного законодательства в течение 3-5 ближайших лет по мере создания необходимых предпосылок (макроэкономическая стабильность, устойчивость банковской системы, прозрачность финансовых потоков и т.п.).

С учетом уже внесенных изменений принятие новой редакции Закона уже не имеет прежней остроты (необходимо проанализировать все последствия нововведений в изменяющихся условиях).

Остро стоит проблема с новым положением о Минфине России, в котором должны быть подтверждены конкретные функции и полномочия в сфере валютного контроля (согласованный проект внесен в Правительство РФ еще в конце 2000 г.) В отсутствие такого Положения заморожено принятие нормативных актов по реализации Минфином России согласованных с ЦБ РФ функций в сфере валютного контроля (выдача заключений об обоснованности приобретения иностранной валюты для оплаты услуг и др.), а также межведомственных соглашений по взаимодействию и информационному обмену с ЦБ РФ, ГТК России, ФКЦБ России.

Соответственно, осложнено выполнение Минфином России координационных функций, предусмотренных постановлением Правительства от 23.08.2000 г. № 624 “Вопросы Минфина России”.

В организации собственно контрольно-проверочной деятельности также происходит смена приоритетов (от фискальной функции к надзорно-аналитической). Для проведения обоснованной валютной политики необходим анализ влияния принимаемых законодательных изменений с учетом конкретной экономической ситуации, в т.ч. на поведение хозяйствующих субъектов.

Общие результаты проведенных проверок свидетельствуют об относительном улучшении положения с соблюдением требований валютного законодательства - если раньше такие нарушения выявлялись в большом количестве на каждом предприятии, то сейчас доля нарушителей не превышает 30 % от проверенных субъектов. Наряду с либерализацией законодательства, это можно расценивать как результат повышения правовой культуры бизнеса, в т.ч. под влиянием стабильности надзора со стороны органов валютного контроля.

Проблемы нормативной базы отражаются на деятельности региональных управлений.

Департамент старался ориентировать их в этой сложной обстановке: проводились семинары для юристов и сотрудников аналитических отделов. На базе Академии бюджета и казначейства организовывалась учеба для руководителей и бухгалтеров.

Благодаря высокому профессионализму и ответственности руководителей большинства региональных управлений система территориальных органов валютного контроля сохранила свою дееспособность.

3 Организация валютного контроля в ГТК России.

С принятием 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса (ТК) Российской Федерации валютное законодательство дополнено нормами, касающимися наделения ГТК РФ статусом органа валютного контроля, а иных таможенных органов - статусом агентов валютного контроля. Статьи 199-201 ТК России определяют компетенцию таможенных органов в области валютного контроля следующим образом.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом применительно к таможенному контролю.

При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом.

В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными органами Российской Федерации, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством Российской Федерации.

Согласно Закону РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I «О федеральных органах налоговой полиции», органы налоговой полиции имеют право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством агентам валютного контроля. Статус налоговой полиции как правоохранительного органа может ввести в заблуждение относительно ее полномочий в сфере валютного контроля. Следует подчеркнуть, что налоговая полиция пользуется правом агента, а не органа валютного контроля, и, следовательно, она не имеет права применять меры ответственности за несоблюдение валютного законодательства. Однако, согласно п.8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», за незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках предприятия подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой службой Российской Федерации (в настоящее время Министерство по налогам и сборам) или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет Российской Федерации.

Заключение.

Органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Так как обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

В Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно- правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые опасны тем, что ответственность слишком высока.

Таким образом, рассмотрев систему валютного регулирования и валютного контроля, можно сделать вывод о том, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны. Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения.

Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

Таким образом, сегодня, когда вся бюджетная система России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы финансового контроля, является одним из наиболее важных.

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации.–М.: Издательство “Ось-89”, 2000.–48с.

7. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный Закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ.

8. Голощапов Н.А. Таможенный контроль. Под редакцией А.И. Ильина – М.: «Экзамен», 2001. – 320с.

22. Валютные операции – М.: Информационно издательский дом «Филинъ»,2001. – 352с.

26. Мерзликина Е.М. Контроль и ревизия: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 80с.

27. Адоменко Ю.П., Люкевич И.Н. Выполнение банками функций агента валютного контроля // Деньги и кредит.-2001.-№3 - с. 37.

28. Иванова Т.М. Паспорт сделки как инструмент валютного контроля // Закон. - 2005.- №4 – с.59-61.

29. Емелин А.В. Основы организации и функционирования системы валютного контроля в РФ //Деньги и кредит. - 2005. - №3 – с.33-37

31. Саркисян А.Г. Либерализация валютных операций: Мировой опыт и Россия //Финансы и кредит. - 2001. - №15(87) – с.10-13.

32. Хандруев А.В. Валютное регулирование //Эксперт.- 2001.- №32–с. 37-39.