Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в российской федерации. Правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности

    Понятие и предмет бухгалтерского учёта

    Принципы ведения бухгалтерского учёта

    Система правового регулирования бухгалтерского учёта

    Закон о бухгалтерском учёте

Литература:

    Правовые основы бухгалтерского учёта и аудита в Российской Федерации: учебное пособие / под ред. Е.М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2011. – 232 с.

    Хозяйственное (предпринимательское) право: учебник для вузов / отв. ред. Ю. Е. Булатецкий, Н. А. Машкин. – М.: Норма, 2007. – 752 с.

1. Понятие и предмет бухгалтерского учёта

Вэкономической и юридической литературе встречается множество различных определений бухгалтерского учёта.

Легальное определение бухгалтерского учёта содержится в ст. 1 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтер­ском учёте» (Закон о бухгалтерском учёте), согласно которому:

Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Необходимо указать виды измерителей , которые используются в бухгалтерском учёте.

    Натуральный , устанавливающий физические показатели объектов учёта в соответствующих единицах массы, объёма, длины, площади. Такой учёт даёт возможность количественно и качественно охарактеризовать происходящие процессы. Од­нако неоднородность учитываемых объектов не позволяет по­лучить обобщенное представление о хозяйственной деятель­ности организации, поэтому наряду с этим измерителем применяются и другие.

    Денежный , дающий в денежной оценке обобщенную характе­ристику рассматриваемых объектов учёта. Являясь универсаль­ным измерителем, он позволяет объединить различные затра­ты по производству, оценить все виды средств и фондов, которыми располагают предприятия, и т.д.

    Трудовой , измеряющий трудовые затраты в единицах рабоче­го времени (нормо-часы). С его помощью определяются нор­мы выработки и нагрузки на одного работающего. В сочетании с денежным и натуральным трудовой измеритель позволяет на­числить заработную плату рабочих и служащих, определить производительность труда и т.д.

Предметом бухгалтерского учёта в широком смысле является вся хозяйственная деятельность организаций, для осуществления кото­рой необходимо располагать определенными средствами (активами).

В узком смысле в предмет как цельную совокупность входят сле­дующие элементы или объекты:

    Факты хозяйственной жизни;

  • Обязательства;

    Источники финансирования деятельности экономического субъекта;

  • Иные объекты, если это установлено федеральными стандартами.

Таким образом, предмет бухгалтерского учёта можно представить как совокупность взаимозависимых объектов.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

Первый уровень – законодательство РФ о бухгалтерском учете. ФЗ «О бухгалтерском учете» 2011 года – базовый. Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ.

Второй уровень – положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации". Определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности.

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) - стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности.

Принимаются Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

Перечень действующих ПБУ, принятых Министерством финансов РФ:

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»

ПБУ 5/12 «Учет запасов»

ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»

ПБУ 9/99 «Доходы организации»

ПБУ 10/99 «Расходы организации»

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»

ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»

ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи»

ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов»

Не входят в состав так называемых ПБУ следующие регулирующие документы, имеющие статус положений:

«Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации» (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010))

«Положение по бухгалтерскому учёту долгосрочных инвестиций» (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160)

Принятых Центральным банком РФ :

Положение Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

Положение Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платёжных карт.

Положение Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в Российской Федерации»

Вопрос №68. Общие требования к бухгалтерской отчетности. Состав и порядок предоставления бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Может составляться промежуточная бухгалтерская отчетность, в случаях установленных законом.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 4. Налоговый учет
  • Заключение

Введение

Осуществляя деятельность в условиях действия принципов рыночной экономики, предприятия, в целях избежания поражения в конкурентной борьбе, банкротства и дальнейшей ликвидации, вынуждены использовать имеющиеся у них экономические ресурсы с максимальной рациональностью. При принятии управленческих решений руководящему звену необходимо проводить глубокий анализ целесообразности покупки средств производства, внедрения и выпуска определенного вида продукции, сопоставлять понесенные затраты с полученной прибылью. Основным источником получения данных, необходимых для достижения вышеуказанных целей, является бухгалтерский учет. Он не только отражает результаты хозяйственной деятельности, но и непосредственно воздействует на нее, являясь важнейшим средством постоянного контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, финансовых средств, за правильностью их использования. Важность бухгалтерского учета требует четкого и полного правового регулирования. Вследствие этого рассмотрение правового регулирования бухгалтерского учета достаточно актуально на сегодняшний день.

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования бухгалтерского учета.

1. Понятие правового регулирования бухгалтерского учета

Правовое регулирование бухгалтерского учета - это процесс воздействия государства на общественные отношения в области бухгалтерского учета с помощью юридических норм (норм права). Правовое регулирование основывается на предмете и методе правового регулирования.
Метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования:
свойственны только государству в лице его органов;
касаются только юридических норм;
обеспечиваются государственным принуждением.
Методы правового регулирования бухгалтерского учета подразделяются на императивные и диспозитивные.
Императивный метод правового регулирования бухгалтерского учета - способ властного воздействия на участника общественных отношений в области бухгалтерского учета, урегулированных нормами права.

Диспозитивный метод правового регулирования бухгалтерского учета - способ регулирования отношений между участниками бухгалтерского учета, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Диспозитивный метод бухгалтерского учета включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер;
предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;
предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.
Предмет правового регулирования - форма общественных отношений в области бухгалтерского учета, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из 129 Федерального закона от 21.11.1996г. "О бухгалтерском учете", устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Важнейшая задача правового регулирования бухгалтерского учета - обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, которая необходима в партнерских отношениях в рыночной экономике.
Эта задача выполняется в двух направлениях, включающих централизованное регулирование и самостоятельность организаций в оперативном осуществлении бухгалтерского учета.
Необходимость установления централизации в ведении бухгалтерского учета достигается тем, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации.
Методология учета, обеспечивающая его единообразие, разрабатывается органами государственного управления, наделенными соответствующей компетенцией. Координация этой деятельности возлагается на Министерство финансов РФ.

2. Виды нормативно-правовых актов в области правового регулирования бухгалтерского учета

На современном этапе система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

Первый уровень - законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии с п. "р" ст.71 Конституции РФ вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации. Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете являются Федеральные законы "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. и "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. К законодательству о бухгалтерском учете относятся также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В настоящее время действуют следующие Положения:

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.

2. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.

3. Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г.;

4. Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N° 2н;

5. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н;

6. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н;

7. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

8. Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98, утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. №65н;

9. Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98, утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 57н;

10. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999г. N° 32н, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.

11. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.

12. Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н, с изменениями от 30 марта 2001 г.;

правовое регулирование бухгалтерский учет

13. Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 27 января 2000 г. №11н;

14. Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н;

15. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N° 91н;

16. Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/2001, утвержденное Приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н.

Необходимость Положений заключается в детализации правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета.

Третий уровень системы - методические указания, рекомендации, инструкции. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49. Один из важнейших документов этого уровня - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. План счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов. На синтетических счетах ведется синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. К счетам могут, в установленных Планом счетов случаях, открываться субсчета, то есть частные слагаемые счетов, позволяющие вести аналитический учет.

Аналитическим называется учет, который ведется на аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. На основании Плана счетов, являющегося нормативным актом, организации разрабатывают рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, и отражающий специфику деятельности. Рабочий план счетов является элементом учетной политики организации.

Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику.

Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и не противоречат стандартам бухгалтерского учета.

3. Порядок и правила правового регулирования бухгалтерского учета

В настоящее время основу правового регулирования бухгалтерского учета определяет Федеральный закон “О бухгалтерском учете”, который вступил в силу 28 ноября 1996 г. Этот Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. На его основе принимаются другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, изданные до вступления в силу этого закона, действуют в части, не противоречащей ему. Частично сохраняет силу Положение о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов №170 в 1994 г.

Бухгалтерский учет по всех организациях, находящихся на территории России, независимо от форм собственности, а также в филиалах и представительствах иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, осуществляется на основании Федерального закона о бухгалтерском учете.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в интересах налогообложения в порядке, установленным налоговым законодательством. Применение правил бухгалтерского учета является обязанностью всех организаций. Уклонение от их выполнения признается нарушением закона.

Неприменение этих правил в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности, должно иметь обоснование, которое включается обязательно в пояснительную записку, входящую в годовую бухгалтерскую отчетность.

С учетом законодательства о бухгалтерском учете регулируются различные правоотношения: а) между юридическими лицами - имущественно самостоятельными организациями; б) между юридическим лицом - организацией и ее должностным лицом - руководителем или главным бухгалтером; в) между юридическими лицами - хозяйствующими субъектами и соответствующими органами государственного контроля, призванными обеспечивать соблюдение законности в области распоряжения имуществом, выполнения обязательств по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В правоотношениях между юридическими лицами, которые основаны на гражданских договорах купли-продажи, подряда, поставки и других, необходимое условие - наличие имущества, являющегося предметом сделки, которая всегда имеет соответствующее денежное выражение и отражается на балансе продавца. Это всегда можно проверить при заключении сделки. Одновременно на расчетном (текущем) счете контрагента должны быть отражены соответствующие денежные средства, служащие средством расчета по заключенной сделке.

Правильная постановка бухгалтерского учета, достоверно отражающего реальное имущественное положение хозяйствующего субъекта, гарантирует предотвращение возникновения убытков для партнеров по обязательствам, возникающим на основе гражданского договора.

В ряде случаев это находит прямое отражение в ГК РФ. Так, по договору продажи предприятия как имущественного комплекса его состав и стоимость определяются на основе полной инвентаризации, проводимой в соответствии с уставными правилами такой инвентаризации. До подписания этого договора должны быть составлены и рассмотрены сторонами: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав имущества предприятия.

В качестве основной задачи бухгалтерского учета закон указывает на необходимость формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении для внутренних пользователей бухгалтерской отчетности - руководителей, учредителей, участников и собственников имущества организации.

Данные бухгалтерского учета используются для принятия управленческих решений руководителями предприятий, акционерами и другими собственниками.

Правоотношения, складывающиеся внутри хозяйственной организации по поводу ответственности за ведение бухгалтерского учета, регулируются нормами трудового и административного законодательства. Эти отношения главным образом связаны с функциями главного бухгалтера.

Главный бухгалтер возглавляет организацию бухгалтерского учета на предприятиях. При отсутствии в штате этой должности такой службой руководит бухгалтер. Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации и ему непосредственно подчиняется. Он несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает законность осуществляемых организацией хозяйственных операций, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Данные бухгалтерского учета и отчетности служат объектами правоотношений между юридическими лицами и органами государственного контроля, а также структурами аудиторской службы. Эти отношения строятся на основании норм административного права и гражданского права.

Организация бухгалтерского учета в отдельных организациях в зависимости от объема учетной работы может быть различна. В крупных организациях бухгалтерская служба создается как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Бухгалтерская отчетность в этих организациях подписывается руководителем организации и главным бухгалтером (бухгалтером).

В небольших организациях либо вводится в штат должность бухгалтера, либо передается на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Руководители этих организаций, а также бухгалтер-специалист подписывают бухгалтерскую отчетность вместе с руководителем организации.

Руководитель организации, обладающий соответствующей квалификацией, может вести бухгалтерский учет лично.

Во всех случаях принятая структура утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Закон устанавливает требование стабильности принятой организацией учетной политики. Изменение учетной политики может производиться только по основаниям, предусмотренным законом. К ним относятся: изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. При этом в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета закреплены законом. Этим достигается требование единообразия ведения бухгалтерского учета, что в свою очередь дает возможность сопоставления необходимых данных.

К таким требованиям закон относит обязательность отражения в бухгалтерском учете и отчетности имущества, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка России на дату совершения операции. Законом установлены основные способы и методы оценки имущества, приобретенного и произведенного самой организацией, а также начисление амортизации основных средств и нематериальных активов независимо от результатов хозяйственной деятельности в отчетном периоде.

Другим требованием, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета, является его непрерывность. Он ведется юридическим лицом с момента его регистрации до реорганизации или ликвидации в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством. Системность бухгалтерского учета обеспечивается установленным законом требованием своевременной и полной регистрации всех хозяйственных операций без каких-либо пропусков и изъятий, что осуществляется двойной записью на корреспондирующихся счетах, включенных в - рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Нарушение этих требований обесценивает необходимую информацию и может быть предпосылкой для корыстных злоупотреблений в ущерб контрагенту или интересам государства.

Закон дает характеристики содержания отдельных документов и операций, используемых в бухгалтерском учете, определяя исчерпывающим образом их признаки, что служит правовым основанием для оценки их правомерности.

Это относится к содержанию первичных учетных документов, которые служат оправдательными документами при проведении хозяйственных операций. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых отсутствует, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст.9 Закона о бухгалтерском учете. Предусмотрены сроки составления первичных документов, порядок внесения в них исправлений, а также ответственность лиц, проводивших операции и подписавших документы.

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с действующим законодательством. Главный бухгалтер или другое должностное лицо вправе с разрешения и в присутствии органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Также определены правила ведения регистров бухгалтерского учета, которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. В целях контроля установлена обязательность хронологической последовательности отражения хозяйственных операций в регистре бухгалтерского учета, а также их группировка по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистре бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. В обязанности этих лиц закон вменяет обеспечение защиты регистров от несанкционированных исправлений, порядок которых также предусмотрен законом.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, за ее 1 разглашение лица, получившие доступ к этой информации, несут ответственность, установленную Гражданским кодексом в 1 форме возмещения убытков (ст.139 ГК РФ) и Уголовным кодексом (ст.183 УК РФ).

Законодательно закреплены также требования, предъявляемые к инвентаризации имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация выявляет достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. Это определяет значение неукоснительности установленных законом правил о порядке, сроках ее проведения, а также регулирования расхождений между фактическим наличием имущества, определенным в итоге инвентаризации и данными бухгалтерского учета, ответственности виновных лиц в причиненных убытках.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации. Однако в некоторых случаях закон требует ее обязательного проведения: перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственных лиц и в других предусмотренных законом случаях. Уклонение от проведения обязательных инвентаризаций является грубым нарушением законодательства со всеми вытекающими последствиями.

Выявленная в ходе инвентаризации недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли должна относиться на счет виновных лиц. И только в случае, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а в бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).

Порядок уточнения расхождений в суммах расчетов и обязательств, выявленных при инвентаризации, не определен законом. Их регулирование вытекает лишь из толкования соответствующих норм, предусмотренных законодателем.

Бухгалтерская отчетность, которую обязаны составлять все организации, регулируется законодательно по ее составу, срокам и адресам ее представления, а также публичности бухгалтерской отчетности. Формы бухгалтерской отчетности, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ.

Важной гарантией достоверности бухгалтерской отчетности является включение в качестве обязательной ее составной части полного текста аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, подлежащей обязательному аудиту в соответствии с федеральным законодательством.

Каждая организация, обязанная вести бухгалтерский учет, представляет годовую бухгалтерскую отчетность участникам организации, акционерам, иным собственникам ее имущества в соответствии с учредительными документами, а также территориальным органам государственной статистики по месту ее регистрации. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Так, в соответствии с Законом “Об акционерных обществах" утверждение годовой отчетности относится к компетенции общего собрания акционеров.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют свои отчеты органам, управляющим государственным имуществом.

Важным требованием закона, обеспечивающим возможность контроля, является публичность бухгалтерской отчетности, которая обеспечивается обязанностью организаций публиковать в газетах, журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространением среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также ее передачей территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Для различных организаций установлены различные периоды (год или квартал), за которые должна публиковаться бухгалтерская отчетность. Так, Законом “Об акционерных обществах" в ст.92 установлена обязанность открытого общества ежегодно публиковать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

4. Налоговый учет

Налоговым учетом является совокупность всех действий бухгалтера, связанных с налогообложением (составление налоговых деклараций, выписка счетов-фактур по НДС, ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж и т.д.).

По налогу на прибыль ярким примером налогового учета является работа, проводимая бухгалтерами для составления приложения № 4 к Инструкции МНС России от 15.07.2000 № 62 "Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли". В этой справке осуществлялась корректировка бухгалтерской отчетной прибыли для определения налогооблагаемой прибыли. Для составления этой справки организации должны вести отдельный учет расходов и доходов, учитываемых и не учитываемых при налогообложении прибыли, сумм превышения фактических расходов над установленными нормативами и т.п. Только раньше все эти процедуры не назывались налоговым учетом. Поэтому говорить о налоговом учете как о чем-то совершенно новом не приходится. Единственным новшеством является необходимость особого ведения налогового учета в обязательном порядке.

Налоговый учет - это система обобщения информации о доходах и расходах для определения налоговой базы по прибыли на основе данных первичных документов.

Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением руководителя).

Данные налогового учета должны отражать:

порядок формирования сумм доходов и расходов;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

сумму остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

порядок формирования сумм создаваемых резервов;

сумму задолженности по расчету с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются:

первичные учетные документы (в т. ч. справки бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации сгруппированных данных налогового учета за отчетный (налоговый) период без отражения по счетам бухгалтерского учета.

Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерение операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в т. ч. операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах, либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных должен быть организован так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых магнитных носителях.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных разрабатываются организациями самостоятельно и устанавливаются приложениями к приказу (распоряжению) руководителя об учетной политике для целей налогообложения.

Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибок в регистрах налогового учета должны быть обоснованы и подтверждены подписью лица, вносящего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Налоговый учет возможно организовать так:

1. Бухгалтерский учет фактов хозяйственной деятельности осуществляются в обычном порядке работники бухгалтерской службы, а налоговый учет - работники службы, специально созданной для этой цели.

Однако здесь имеет место несколько отрицательных моментов:

Во-первых, создание специальной налоговой службы в большинстве случаев приведет к росту общего числа работников, занимающихся учетом (как бухгалтерским, так и налоговым). Кроме того, не все организации могут позволить себе создание вышеуказанной службы.

Во-вторых, по ряду операций будет дублирование учетных записей в обеих службах, поскольку показатели многих видов доходов и расходов, используемых при расчете налоговой базы, будут формироваться одинаково как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

В-третьих, для руководителей организаций цель бухгалтерского учета значительно снизится, ибо информацию по налогообложению прибыли они будут получать не от бухгалтерии.

2. Налоговый учет ведется без разработки конкретных форм аналитических регистров, которые будут отличаться в разных организациях в зависимости от условий хозяйственной деятельности (организационно-правовой формы, предмета и региона деятельности, видов заключаемых договоров и др.).

Заключение

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Что касается реформирования системы отечественного бухгалтерского учета, то в ее основе должно лежать, прежде всего, принятие нового Федерального закона "О бухгалтерском учете". Действующий закон, принятый в сложный переходный период, в целом свою миссию выполнил, заложив концептуальные основы правового регулирования в данной сфере. Однако, с течением времени, он все же устарел, ярче проявились имеющиеся пробелы и противоречия. Новый закон должен быть призван определить конкретную цель бухгалтерского учета, его основополагающие принципы, разделить сферу компетенции в области ведения бухгалтерского учета между государством, негосударственными структурами и самими организациями. Ведь установление простых и понятных, но вместе с тем четких и однозначных правил в области бухгалтерского учета будет способствовать росту количества инвестиций, что благоприятным образом отразиться на состоянии экономики страны.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

Учебная литература:

2. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета, 6-е изд., доп. и перераб. - М: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д, 2008

3. Белов А.А., Белов А.Н. Бухгалтерский учет. Теория и практика: Учебник. - М.: Изд-во "Эксмо", 2009.

4. Каморджанова Н.А., Карташова И.В., Тимофеева М.В. Бухгалтерский финансовый учет. - СПб: Питер, 2009.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник - М: Инфра - М, 2009

6. Хаханова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. Серия "Учебники Феникса", Ростов н/Д: "Феникс", 2009

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Задачи бухгалтерского учета, роль его правовой регламентации в экономической жизни России. Документы в области правового регулирования бухгалтерского учета. Организация бухгалтерского учета. Первичные учетные документа. Правила проведения инвентаризации.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Предпосылки возникновения и эволюция судебной бухгалтерии, ее понятие и сущность. Теоретические основы бухгалтерского учета. Основы документальной ревизии, аудита и судебно-бухгалтерской экспертизы. Положения правового регулирования бухгалтерского учета.

    лекция , добавлен 12.07.2008

    Основы организации и защитные функции бухгалтерского учета. Методика бухгалтерского учета. Балансовый метод отражения информации в бухгалтерском учете. Бухгалтерские счета и методы записей в них. Значение двойной записи в реализации защитных функций.

    лекция , добавлен 12.07.2008

    Категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства. Финансовая и имущественная поддержка. Упрощенные правила налогообложения и бухгалтерского учета.

    реферат , добавлен 07.03.2009

    курсовая работа , добавлен 06.09.2008

    Правовое регулирование как разновидность социальных отношений. Понятие правового регулирования. Механизм взаимоотношений правового регулирования с религией, обычаями и моралью. Содержание правового регулирование, его основные методы, способы и виды.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Рассмотрение сущности судебно-бухгалтерской экспертизы. Определение понятий правоохранительной деятельности и правосознания. Характеристика видов (административная, уголовная) юридической ответственности бухгалтеров и их нормативного регулирования.

    реферат , добавлен 22.05.2010

    Способы применения специальных бухгалтерских (судебно-бухгалтерских) познаний в юридической практике. Использование возможностей бухгалтерского учета непосредственно правоприменителем. Инвентаризация - универсальный метод применения бухгалтерского учета.

    реферат , добавлен 22.05.2010

    Понятие правовго регулирования. Механизм правового регулирования. Применение права. Правовой режим. Механизм правового регулирования и его предмет. Типы и модели правового регулирования. Модели построения правового материала.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2003

    Понятие и структура предмета административноправового регулирования. Понятие и виды методов административно-правового регулирования. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В данной презентации мы рассмотрим следующие темы: Понятие правового регулирования бухгалтерского учета Виды нормативно-правовых актов в области правового регулирования бухгалтерского учета Порядок и правила правового регулирования бухгалтерского учета Налоговый учет

3 слайд

Описание слайда:

Понятие правового регулирования бухгалтерского учета. Правовое регулирование бухгалтерского учета - это процесс воздействия государства на общественные отношения в области бухгалтерского учета с помощью юридических норм (норм права). Методы правового регулирования: Императивные Диспозитивные - способ властного воздействия на участника общественных отношений в области бухгалтерского учета, урегулированных нормами права. - способ регулирования отношений между участниками бухгалтерского учета, являющимися равноправными сторонами.

4 слайд

Описание слайда:

Виды нормативно-правовых актов в области правового регулирования бухгалтерского учета.

5 слайд

Описание слайда:

Система нормативных актов Главная задача - создание приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде. Первый уровень - законы Российской федерации о бухгалтерском учете, устанавливающие единые правовые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. К ним относятся Гражданский кодекс РФ Федеральный закон "О бухгалтерском учете"; Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы, определяющие правовую основу хозяйствования отдельных экономических субъектов, а также их взаимоотношения.

6 слайд

Описание слайда:

Второй уровень системы составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учёта отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определённому виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчётности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирования с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ министерство ориентируется на международные стандарты финансовой отчётности (МСФО). В настоящее время принято 20 положений по бухгалтерскому учёту.

7 слайд

Описание слайда:

Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учёта, в том числе инструкции, указания и т. п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании). К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

8 слайд

Описание слайда:

Четвертый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационных аспектах. К таким документам по учету финансовых результатов деятельности организации можно отнести: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, регистры бухгалтерского учета по счетам 90, 91, 99 и др.

9 слайд

Описание слайда:

В настоящее время основу правового регулирования бухгалтерского учета определяет Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями). 1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. 2. Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

10 слайд

Описание слайда:

Порядок и правила правового регулирования бухгалтерского учета. Граждане, ведут учет доходов и расходов в интересах налогообложения в порядке, установленным налоговым законодательством. Применение правил бухгалтерского учета является обязанностью всех организаций. Уклонение от их выполнения признается нарушением закона.

11 слайд

Описание слайда:

Основные правила ведения бухучета: а) обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов; б) осуществление бухгалтерского учета обязательно на русском языке; в) в валюте РФ. Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Раздел определяет состав бухгалтерской отчетности, правила расчета статей этой бухгалтерской отчетности, порядок ее предоставления и хранения.

12 слайд

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.
  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1-2-го уровней.
  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1-3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  1. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  2. План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
  3. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.