Потенциал - это в психологии что такое? Определение. Человеческий потенциал РФ: демографический аспект

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».

Человеческий потенциал – это «совокупность физических и духовных сил граждан, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей, как инструментальных, так и экзистенциональных, включая расширение самих потенций человека и возможность его самореализации» (Вишневский А.Г., Васин С.А., Зайончковская Ж.А.)

Составляющие человеческого потенциала :

    Физическая – характеризует физические и психологические возможности человека, зависящие от его здоровья.

    Интеллектуальная – включает в себя уровень знаний и умений, врожденные способности, талант, волевые и лидерские качества человека, накопленный производственный опыт.

    Нравственная – это объединение нравственной системы и возможностей ее реализации в среде. Он является моделью, с помощью которой человек представляет свои намерения в отношении полезности собственной деятельности для потенциала своей среды; основной характеристикой такой модели является способность приносить пользу (наносить вред) среде деятельности.

    Профессиональная – представляет собой совокупную способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве, - с другой.

Качественные характеристики потенциала включают целый ряд параметров:

    уровень жизни,

    грамотность,

    образованность,

    здоровье,

    нравственность,

    творческий потенциал,

    активность.

Феномен человеческого потенциала обладает следующими особенностями :

    Системность: человеческий потенциал обладает системными свойствами, и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей.

    Внешняя обусловленность: для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение, как правило, имеют «внешние» по отношению к нему условия и факторы, характер среды его существования.

    Непрозрачность: для человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые при изменении определенных условий могут проявиться.

    Стратегичность: свойства человеческого потенциала обуславливают возможности человеческого развития как на ближайшую перспективу, так и в более отдаленном будущем.

Из диаграммы известного американского психолога Абрахама Маслоу видно, что самоактуализация для человека важнее других потребностей. Однако чем менее удовлетворены базовые потребности, тем более затруднителен переход к потребностям высшего порядка, к которым и относится самоактуализация.

Потребности воспроизводства рабочей силы отражают условия производственной деятельности человека. К ним относятся: потребности в пище, одежде, жилище, транспорте, сохранении здоровья, повышении профессионального образования, информации и т. п. От того, насколько полно удовлетворяется эта группа потребностей, зависит эффективность труда работника, его настроение.

Другая группа потребностей - потребности развития личности - намного сложнее и многограннее, поскольку отражает все условия жизнедеятельности человека в обществе. Это потребности социально активной личности, они предполагают потребности в физическом и духовном совершенствовании, в творческой деятельности, культурном и эстетическом воспитании и т. д.

2. Субъекты и механизмы обеспечения воспроизводства человеческого потенциала и профессионального потенциала, как его важнейшей составляющей. Особенности профессионального потенциала работников туристской индустрии.

Отличительной особенностью субъекта является то, что им могут выступать только люди (социальные элементы, сотрудники организации). Относительно субъекта менеджмента можно отметить, что только в рамках организации человек (или группа людей) могут быть субъектами менеджмента.

Механизм обеспечения воспроизводства человеческого потенциала состоит из трех фаз:

    на первой фазе в денежной форме происходит создание условий для производства потенциала (за счет бюджетов всех уровней);

    на второй фазе – как результат предоставления образовательных услуг;

    на третьей происходит реализация интеллектуального потенциала, в результате чего происходит создание условий для его производства, таким образом, он принимает свою первоначальную денежную форму.

На предприятии главное – работник, поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей.

Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала; анализ рынка труда; планирование и прогнозирование потребности в персонале и т.п.

Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала; организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала; учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала и т.п.

Подсистема управления трудовыми отношениями проводит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений; анализ и регулирование отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами и т.п.

Подсистема обеспечения оптимальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение соответствия требованиям психофизиологии труда; соблюдение соответствия требованиям технической эстетики, охраны труда и окружающей среды и т.п.

Подсистема управления развитием персонала осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации; введение в должность и адаптацию новых работников; организацию рационализаторской и изобретательской деятельности; реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения и т.п.

Подсистема управления мотивацией поведения персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового коллектива; разработка систем оплаты труда; разработка форм участия персонала в прибылях и капитале; разработка форм морального поощрения персонала и т.п.

В индустрии туризма к сотрудникам предъявляют разнообразные требования, которые можно объединить в две группы.

1. Профессиональные требования:

    теоритическая подготовка в профессиональной сфере;

    практические навыки работы в профессиональной сфере;

    знание иностранных языков;

    навыки со специализированными компьютерными программами;

    навыки речевой коммуникации, ведения переговоров;

    навыки управления конфликтами;

    знания и практические навыки в области маркетинга и техники продаж;

    знания и практические навыки в области менеджмента и самоменеджмента;

    знание законодательных актов, касающихся профессиональной сферы деятельности.

2. Личностные характеристики:

    ориентированность на потребности клиента;

    коммуникабельность;

    нацеленность на результат деятельности;

    нацеленность на изменения (гибкость, ситуативность поведения);

    постоянное рационализирство (стремление улучшить бизнес-процессы в компании);

    стремление к саморазвитию, профессиональному росту;

    личная дисциплинированность;

    стрессоустойчивость;

    умение работать в команде.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК. 316.4 (075)

В статье исследуется многозначность определения термина «потенциал» и его толкование в энциклопедических источниках, работах ученых. Определено, что широкая трактовка данного понятия позволяет применять его в разных познавательных направлениях в различных интерпретациях в зависимости от специфики отрасли научного знания, однако общим для всех определений остается понимание «потенциала» как совокупности накопленных содержательных качеств объекта, которые могут быть целенаправленно реализованы в определенных условиях, а также усовершенствованны.

Анализ научных теорий в исследовании социально-экономической сферы и проблем человеческого развития свидетельствует об отсутствии единого подхода к определению феномена «человеческий потенциал». Методология категориального подхода к определению предмета и метода науки человеческого потенциала позволяет применительно к практике рассматривать параметры эволюционного роста общества в контексте развития и повышения эффективности управления воспроизводством человеческого потенциала страны (региона).

Ключевые слова: потенциал, человеческий потенциал, воспроизводство человеческого потенциала, социальное управление регионом, категория, категориальный подход, социальные технологии воспроизводства человеческого потенциала.

Этимология термина «потенциал» исходит как производное от слова «потенция». Согласно словарю иностранных слов «потенция» (лат. рotentia - сила) - это возможность, способность к проявлению1. Аналогично в этимологическом словаре понятию потенциал дается определение заимствованного в латинском языке от potentialis - буквально «сила» или «могущий быть»2.

Многозначность определения данного термина очевидна при исследовании его толкования в энциклопедических источниках.

В основе распространенного понимания дефиниции «потенциал» представляется совокупность средств для реализации возможностей в направлении достижения какой-либо цели.

В.П. БАБИНЦЕВ11 М.П. КУРКИНА1

1) Белгородский государственный национальный исследовательский университет

[email protected]

2) Курский государственный медицинский университет

[email protected]

1 Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г. - М., 2006. - С.314

2 Этимологический словарь русского языка / Ред. Шаинского Н.М.-М.Д994. - С. 678.

Определение потенциала вообще в энциклопедических источниках представлено как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы и использованы для достижения определенной цели» з.

В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается следующее определение потенциала: «...степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность каких-нибудь средств, возможностей...» 4 В экономическом словаре А.Н. Азрилияна под потенциалом предлагается понимать совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области 5. Миско К.М. рассматривает потенциал как предел человеческих познаний внутренних, скрытых возможностях результативного использования изучаемого объекта, которые могут быть количественно оценены и, в конечном счете, реализованы при идеальных условиях практической деятельности 6.

Самая распространенная трактовка потенциала предоставлена определением как "источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области"7.

Заслуживает внимания подход Т.Г. Храмцовой к определению «потенциала». В ее интерпретации: «потенциал - это не только и не просто количество ресурсов, но и заключенная в них возможность развития системы в заданном направлении 8.

Таким образом, понятие потенциала в научной литературе отличается многозначностью в зависимости от отраслевой принадлежности в изучаемой научной области, и отличается дискуссионностью определения, что изначально предопределяет неопределенность и несистематичность, а, следовательно, недостаточность теоретического анализа.

Широкая трактовка понятия позволяет применять его в разных познавательных направлениях в различных интерпретациях в зависимости от специфики отрасли научного знания, однако общим для всех определений остается понимание «потенциала» как совокупности накопленных содержательных качеств объекта, которые могут быть целенаправленно реализованы в определенных условиях, а также усовершенствованны.

По нашему мнению, каждое определение раскрывает сущность категории «потенциал» в дискретном выражении, характеризуя лишь одно его свойство, упуская тот факт, что потенциал любого объекта - динамическое образование, реализующиеся в конкретном пространстве и времени.

Кроме того, в различных определениях потенциала нет противоречивости, так как в них представлены, на наш взгляд, его различные сущностные характеристики, интеграция которых в единый целостный процесс проявляют потенциал как категорию научного знания. Каждой сущностной характеристике соответствует стадия процесса развития, который в научной литературе подразумевает воспроизводственный процесс (табл. 1).

Таблица 1

Сущностные характеристики потенциала Стадии потенциала в процессе развития

Энергия, сила, мощность Формирование, накопление

Способность Проявление, осознание

Средство Реализация

Резерв Совершенствование

Возможность Расширение

3 Большой энциклопедический словарь М.: АСТ, 2009. - С. 569.

4 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2010. - С. 717.

5 Большой экономический словарь / под. ред. А.Н. Азрилияна. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 1997- С. 697.

6 Миско К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования) / К. М. Миско. - М.: Наука, 1991. - С. 15

7 Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 843.

8 Храмцова Т.Г. Методология исследования социально-экономического потенциала потребительской кооперации: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05: Новосибирск, 2002 - С. 74.

Исследование сущностных характеристик потенциала как категории в научном знании о развитии позволяет проследить их кругооборот в динамичных стадиях эволюционного процесса:

Потенциал как сила характеризует определенное динамичное качество объекта или субъекта, сформированное и (или) накопленное в настоящем или в прошлом;

Потенциал как способность - это уже внутренняя сила, энергия готовая к проявлению, проявляющаяся, осознающаяся субъектом через резонанс в окружающей действительности;

Потенциал как средство для реализации своих качеств через проявление способностей;

Потенциал как резервный запас не проявленных, скрытых способностей и средств для дальнейшего развития, совершенствования системных характеристик и качеств;

Потенциал как возможность позволяет объекту или субъекту стремиться к расширению собственной реализации во внешней среде и «рост изнутри», саморазвитие через познание самого себя.

Таким образом, по нашему мнению, потенциал выражает систему свойств и качеств объекта, подлежащих и способных к развитию, а также к практическому воплощению в конкретных результатах развития (материально и нематериально проявленных), что позволяет судить о степени реализации потенциала в конкретных условиях.

Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

Во-первых, отражает прошлое, т.е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность к функционированию и развитию;

Во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей. Это позволяет провести различие между реализованной и нереализованной возможностями;

В-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе проявления способностей, они не только реализуются, но и возможно их обновление, совершенствование, расширение. Представляя собой, единство устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе в качестве "потенции" элементы будущего развития и воспроизводства.

Анализ научных теорий в исследовании социально-экономической сферы и проблем человеческого развития свидетельствует об отсутствии единого подхода и к определению феномена «человеческий потенциал».

Интерес к данной проблематике впервые появился во второй половине XX века в специальной и научной литературе в результате осмысления ценности человеческой жизни, последствий активности человека в природной среде, в результате оценки состояния здоровья человеческого сообщества в процессе развития цивилизации.

Понятие «человеческий потенциал» все чаше используется в современной литературе как более исчерпывающее в смысловой интерпретации, чем такие понятия, как «человеческие ресурсы», поскольку оно позволяет давать комплексную характеристику социально - экономических, социальных, культурных, экологических и других условий жизни человека, а также реализации его возможностей. Вместе с тем существующие подходы к определению конкретного содержания понятия порождают немало проблем.

Так, под человеческим потенциалом понимают «накопленный запас здоровья, общекультурной профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской, гражданской ответственности, реализующийся в сфере деятельности и в сфере потребления на основе рыночных и нерыночных механизмов» 9. Но определение человеческого потенциала как накопленного запаса сужает смысловую нагрузку, характеризуя его статично, по аналогии с материальными ресурсами.

Более близким концепции человеческого развития является, по нашему мнению, определение человеческого потенциала как системы физических и духовных сил челове-

9 Соболева И. В. Воспроизводство человеческого потенциала: теория, методология, приоритетные направления: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.01 / Ин-т экономики РАН -Москва, 2006. - С. 9.

ка, отдельных социальных групп и общества в целом, реализация которых обеспечивает расширенное воспроизводство общественных структур и повышения качества жизни индивида. Представление о совокупности способностей и сил человека, группы и общества в качестве системы, позволяет рассматривать реальные и скрытые потенции человечества в саморазвитии с системных позиций.

Таким образом, два подхода (ресурсный и потребительский), получившие развитие в конце 20 века, в рамках научных представлений о сущности человеческого потенциала, иллюстрируют полярные точки зрения в отношении данного феномена.

Первый, сформулированный в русле, так называемой социалистической экономики, исходит из того, что человеческий потенциал - это одна из важных ресурсных экономических составляющих народного хозяйства страны, непосредственно связанных с функционированием производства и ускорением НТП. Данный подход получил название ресурсного и раскрывал значение человеческого потенциала через понятие «рабочей силы». Ценность человека рассматривалась через его производительного труда пользу для государства. В дальнейшем в рамках потребительского подхода в США появилась концепция экономического роста, в основе которой лежало представление о благосостоянии населения достигнутом путем расширенного производства товаров и услуг для максимального удовлетворения потребителей и есть конечная цель развития общества.

Таким образом, в разных социально-политических и экономических системах в течение длительного времени среди концепций прогрессивного развития общества доминировали те, в которых основной акцент делался на «производство ради производства», на экономический рост как конечную цель развития человека и всего общества, основу благосостояния населения. Однако в конечном итоге формула "экономический рост" через "развитие человеческого потенциала" не оправдала себя и выразилась в нарастании деструктивных тенденций (поляризация доходов, загрязнение природной среды, рост социально значимых заболеваний и смертности, снижение рождаемости, кризис доверия в обществе).

Поэтому в конце XX столетия наиболее признанной стала концепция развития человеческого потенциала, разработанная экспертами Программы развития ООН (ПРО-ОН), которая ставит в центр общественного прогресса и рассматривает экономический рост скорее как средство, нежели как конечную цель развития человеческого потенциала. Эта концепция с учетом комплексного подхода постулировала, что основными показателями следует считать не только ВВП, но и параметры, характеризующие здоровье, образование и доступ к информации.

Специалисты ПРООН разработали интегральный показатель для определения достижений в сфере базового развития человека: индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный показатель положен ООН в основу сопоставительных рейтинговых оценок различных стран по развитию человеческого потенциала.

Он рассчитывается на основе трех показателей:

Долголетия, измеряемого при рождении как продолжительность предстоящей

Достигнутого уровня образования, определяемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения;

Уровня жизни, оцениваемого на базе реального ВВП на душу населения (паритет покупательной способности в долларах США).

Обоснованный таким образом комплексный подход к проблеме развития человека и человеческого общества во многих странах был признан настолько конструктивным и перспективным, что, начиная с 1995 года, издаются национальные доклады о человеческом развитии - в том числе во всех государствах Европейского региона ПРООН.

В концепции ИЧРП уже ключевой является не экономическая ценность человека, выражающаяся в способности к производительному труду, но его саморазвитие через расширение возможностей выбора благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода. Комплексный подход сформулировал понимание человеческого развития как цели и критерия общественного прогресса, а не средства для экономического роста. Его основное преимущество - в определении базовых критериев социального развития (здоровье, образование, уровень жизни), пригодных для количественных измерений и сопоставлений.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

Методология управления развитием человеческого потенциала должна строиться на категориальности понятий и явлений действительности. В соответствии с первым признаком категориальности, позволяющим понять фундаментальную основу любого феномена реальности, управление развитием человеческого потенциала рассматривается как результат обобщения исторического развития познания и практики. Осмысление сложившихся на протяжении обозримого исторического прошлого представлений о сущности человеческого потенциала происходит на основе изучения трудов ученых антропологов, философов, социологов, экономистов, их поиска ответов на вопросы в различных отраслях гуманитарного знания: «Что такое человек, и каковы его возможности?», «Какова роль человека в природе?», «Каковы направления и возможности развития человеческого потенциала?».

С учетом сказанного «развитие человеческого потенциала» рассматривается нами в четырех аспектах:

во-первых, как общенаучное понятие, определяющее совокупность условий жизни человека в её социальном, политическом, культурном, духовном, материальном и других аспектах;

во-вторых, как социально-экономическая категория, отражающая уровень потребностей, которые необходимо удовлетворить для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека (как потребителя), и степень их удовлетворения через общественную трудовую деятельность человека (как производителя), а также условия для развития и удовлетворения этих потребностей;

в-третьих, как индикатор эффективности социальной политики, отражающий обеспеченность потребностей (рациональных или минимальных) населения определённого социально-территориального образования;

в-четвертых, как показатель человеческого развития на национальном уровне.

Следующий признак категориальности позволяет рассматривать «развитие человеческого потенциала» как явление или процесс в единстве субъективного и объективного начал, в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей, а также в действии закона возвышения потребностей человека.

Единство формы и содержания (субъективного и объективного начала развития экономических категорий, процессов, явлений) является важным принципом проявления сущности необходимо для сближения теории развитие человеческого потенциала и ее практической реализации, в направлении сохранения общечеловеческих ценностей. В.Соловьев определял человеческую жизнь как способ существования, в котором множественность частей и различие форм данного целого связываются целесообразно известным единством, находящимся в этом целом, а не полагаемым извне.

Таким образом, методология исследования развития человеческого потенциала представляет собой совокупность методов теоретико-практического обобщения сущностных основ исследуемой сферы объективной реальности, выведенных не только из историософского смысла, но и из прикладных и аналитических приемов, устанавливающих взаимодействие ее иерархических составляющих, закономерности их детерминации под воздействием внутренних и внешних факторов. Логическая модель методологии познания развития человеческого потенциала определяет направления научно-практического исследования: от философии и методических оснований до создания концепции качества человеческого развития (рисунок).

Исследование определения социально-экономической категории «развитие человеческого потенциала» в различных источниках показало дискуссионность проблематики, отражающую специфику различных научных направлений.

Как философская категория «развитие человеческого потенциала» отражает идеальное состояние жизнедеятельности на каждый конкретный момент человеческого развития. Научная теория в данном случае формирует функционально-правовые принципы функционирования системы управления развитием человеческого потенциала страны. Функционирование этой системы отражает методы ее взаимодействия с факторами внешней среды и способами управления параметрами развития человеческого потенциала. Механизм реализации этих принципов служит повышению благосостояния общества, устранению социальных противоречий и деструктивных процессов общественного развития.

Философия развития человеческого потенциала

Постулаты абстрактного умозрительного восприятия древнейших законов взаимодействия природы и человека

Методология развития человеческого потенциала: обоснование причинно следственных связей, научных идей, положений, теорий

Формирование социальных параметров развития человеческого потенциала

Методики измерения человеческого потенциала

Разработка социальных технологий управления развитием человеческого потенциала

Рис. Логическая модель познания развития человеческого потенциала

Философия управления развитием человеческого потенциала базируется на этических постулатах и соизмерении, согласовании политических, экономических и общественных интересов.

Как социально-экономическая категория «развитие человеческого потенциала» рассматривается во взаимодействии с экономическими процессами и явлениями, определяя приоритеты государства, сообщества и человека в направлении совершенствования человеческого развития.

Правовая категория (приобретение нормативного статуса как ориентира решений и инициатив социальной политики, общественного развития) формализует систему правовых принципов управления параметрами социального самочувствия общества на основе юридических норм.

Методология категориального подхода к определению предмета и метода науки человеческого потенциала позволяет применительно к практике рассматривать параметры эволюционного роста общества в контексте развития и повышения эффективности управления воспроизводством человеческого потенциала страны (региона).

Осознание системности как одной из важнейших характеристик окружающего мира позволяет рассматривать ее как один из самых универсальных методов познания объективной действительности в целом и сложноорганизованных объектов или систем в частности. Систематика отражает специфику научного поиска глубинного смысла явлений и процессов, имеющих между собой прочные иерархические связи. Научный метод систематики позволяет постичь двойственный смысл явлений, опосредуемых различными экономическими категориями, то есть познать причинно-следственные связи между процессами в борьбе и единстве содержания и формы. Именно этот принцип категори-

альности позволяет в широком аспекте рассмотреть практическое преломление теоретических предпосылок в реальной человеческой деятельности.

Представление о сущности потенциала предопределяет подход к его оценке, измерению и управлению. Действительно, когда потенциал рассматривается как совокупность ресурсов, его оценка заключается в установлении качественных и количественных характеристик значений отдельных видов ресурсов, причем их взаимное влияние не учитывается и не измеряется. Когда речь идет о системе ресурсов, то характеристики ее отдельных составляющих должны дополняться показателями, описывающими систему в целом.

Можно согласиться с определением Л.Абалкина, что человеческий потенциал обобщенная собирательная характеристика ресурсов, привязанных к конкретному месту и времени, структура которых характеризуется различными компонентами: демографической; образовательной; трудовой; культурной; духовно-нравственной; а также компонентой здоровья. Однако следом за экономическим аспектом в социальном управлении актуализируется социально-технологический аспект, детерминирующий способы и методы формирования или (и) совершенствования специальных социальных практик и социальных технологий воспроизводства.

Определяющими точками для анализа и влияния органов исполнительной власти региона на формирование демографического, трудового, производственного и духовного потенциала общества являются показатели качества жизни, уровня жизни, образа жизни людей как наиболее значимые в оценке воспроизводства человеческого потенциала.

Список литературы

1. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г. - М., 2006. 672 с.

2. Этимологический словарь русского языка / Ред. Шаинского Н.М.-М.: 1994. 1023 с.

3. Большой энциклопедический словарь М.: АСТ, 2009. 1020 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2010. 944 с.

5. Большой экономический словарь / под. ред. А.Н. Азрилияна. - 2-е изд. доп. и пере-раб. - М.: Институт новой экономики, 1997. 864 с.

6. Миско К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования) / К. М. Миско. - М.: Наука, 1991. 94 с.

7. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981. 1058 с.

8. Храмцова Татьяна Георгиевна. Методология исследования социально-экономического потенциала потребительской кооперации: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05: Новосибирск, 2002 410 с.

9. Соболева И. В. Воспроизводство человеческого потенциала: теория, методология, приоритетные направления: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.01 / Инт экономики РАН - Москва, 2006. 46 с.

HUMAN POTENTIAL AS A SCIENTIFIC CATEGORY

This article was written to explore the polysemy of the term "potential" and its definitions that are given in encyclopedic articles and scientists" works. Certainly, wide definition of this notion let us use it in different cognitive directions and interpretations according to the specific character of the scientific field but the common idea of all these definitions is that the "potential" is a total of cumulative and substantial features of an object that can be actualized and modified in specific conditions.

There are a lot of theories in the investigation of the scientific sphere and problems of the human development and it shows that there is no any unique approach to the definition of "human potential". The methodology of the categorical approach to definition of the subject and the scientific research method of the human development let us view in practice a characteristics of the society evolution within the framework of development and control efficiency increase of the human potential reproduction in the region.

Key words: potential, human potential, human potential reproduction, social management of a region, category, categorical approach, social technologies of the human potential reproduction.

V.P. BABINTSEV M.P. KURKINA21

1) Belgorod National Research University

e-mail: @ [email protected]

2) Kursk State Medical University

Сегодня прослеживается как «западный», так и «восточный» взгляд на скрытый потенциал человека – а это возможность и запас как , так и для решения любой задачи и выполнения в какой-то конкретный момент времени.

Западные психологи по-разному объясняют раскрытие потенциала личности:

В. Франкл связывал раскрытие скрытого потенциала с появлением у человека стремления познать смысл жизни .

А. Маслоу – с актулизацией и конкретным действием.

А в книге « » Майкл Роуч объясняет,

что такое скрытый потенциал всех вещей, каждой вещи и личности:

Читая газету Wall Street Journal, Майкл Роуч подметил любопытную деталь. На первой и четвертой полосах каждый раз были статьи о действиях бизнесменов: в первом случае – успешных, во втором – стремительно падающих вниз. Однако из раза в раз то, за что одних превозносили, а других критиковали, было диаметрально противоположным. В одном номере хвалили дерзость и риск, а консерватизм клеймили; в следующий же раз рисковавший бизнесмен, потерпевший неудачу, закидывался камнями, тогда как сделавший что-то удачно консерватор попадал на пьедестал. Получалось, что одни и те же действия, совершаемые разными предпринимателями или компаниями, приводили к разным результатам.

Когда «Андин» значительно разрослась и занимала несколько этажей в разных зданиях, что было крайне неудобно, встал вопрос о переезде: покупать или арендовать. Как известно любому предпринимателю, тут начинают взвешиваться все «за» и «против». Большое здание произведет впечатление на партнеров и клиентов. Однако клиенты могут и начать опасаться, что новое помещение стоило слишком дорого и теперь «Андин» поднимет цены, а поставщики – что они продают товар слишком дешево и поэтому у их покупателя есть лишние средства на такие шикарные здания. И поднимут отпускные цены. Возможно, переезд сделает более сложной доставку сырья от поставщиков; а может быть, сэкономленные на аренде деньги позволят платить поставщикам больше, что привлечет новых дилеров.

Продолжать можно бесконечно, идея понятна. Как видно, у каждой характеристики переезда есть и плюс, и минус – возможные. Очевидно, что такой перебор возможностей не поможет принять решение. К тому же после того, как вы на что-то решитесь, может оказаться, что вы все же ошиблись (как и случилось у «Андин»: стоило им купить здание, как стоимость недвижимости в Нью-Йорке резко упала).

То есть, оба решения, между которыми стоит выбор, могут стать как положительным, так и отрицательным явлением, причем одновременно. Например:

– если купить здание, а цена недвижимости потом упадет – это плохо для владельцев бизнеса;

– если купить здание ближе к Нью-Джерси, где живет половина сотрудников, – для них это будет хорошо, так как они станут тратить меньше времени на дорогу. Однако для другой половины работников это будет плохо, так как их время на дорогу увеличится.

И так далее. А если убрать «для них» и «для нас»? Можно ли сказать, что покупка здания сама по себе – хорошая или плохая вещь? Нет, так сказать нельзя. Покупка здания сама по себе ни хороша, ни плоха, у этого действия нет врожденного качества «плохо» или «хорошо». Все зависит лишь от того, кто смотрит на эту ситуацию.

А тот коллега или подчиненный, один вид которого вас раздражает? Представьте, что одновременно с вами на него смотрит его жена или муж, дети или родители: все те качества, которые злят вас, для родных коллеги – приятные и прекрасные. То есть ваш коллега сам по себе не плохой и не хороший. Если бы это было так, то все окружающие – и вы, и его семья – оценивали бы его одинаково.

Это и называется скрытым потенциалом и вещей, и людей: то, как каждый из нас их воспринимает.

На нам показывают и объясняют: как же нам самим разблокировать свои любые энергетические центры. Таким образом, высвобождается энергия и человек повышает свою результативность и эффективность, выявляя свой скрытый потенциал.

Цыганенко Ирина Николаевна

Несколько дней назад я опубликовал пост в профильной группе на ФБ о потенциале личности, который вызвал много комментариев и замечаний. Это и неудивительно, все чаще клиенты в своих запросах на поднимают тему раскрытия своего потенциала . Так что же такое потенциал личности.

Потенциал человека, личности , является одним из ключевых в коучинге. Почему? служит инструментом (методом) позволяющим человеку повысить свою результативность . А результативность , как отмечал У. Тимоти Голви («Работа как внутренняя игра»), так и затем М.Дауни («Эффективный коучинг»), зависит от двух составляющих: потенциала и вмешательства.

Словари дают разное определение понятия «Потенциал личности» . Но если обобщить, то получается, что это «возможность, духовный и физический запас сил для эффективного решения какой-либо задачи и достижения конкретной цели».

Многие известные психологи по разному трактуют понятие потенциала личности и его раскрытие. В. Франкл связывает раскрытие потенциала с появлением стремления познать смысл жизни, А. Маслоу - с актулизацией и конкретным действием, К. Роджерс отмечает, что проявление и развитие потенциала связано с наполнение своей жизни смыслом.

Из чего «как бы» состоит человеческий потенциал ? Сложно сказать и «препарировать» его, но это необходимо.. Есть разные точки зрения на «составляющие» потенциала.

Можно составляющие потенциала «разделить» на 2 группы: внутренние и внешние. К первым, внутренним, можно отнести здоровье «всех видов», наличие смысла жизни, интеллектуальные способности и эмоциональные состояния. Внешние показатели «рождаются» на сочетании внутренних и к ним можно отнести: культура человека, внутренняя свобода, независимость, ответственность, навыки, понимание целей и задач, средства их решения и достижения.

Итак, потенциал это возможности конкретного человека в конкретный момент времени.
В «западном» подходе в основу трактовки потенциала больше ложиться социальное («голова» и частично «сердце», эмоции). В том, что приведено выше, «как бы» в тени, «сквозь пальцы» уходить то, что человек это существо биосоциальное. А биологическое в человеке напрямую связано с телом, с инстинктами. «Восточный» подход, по-моему, исходит из трактовки единства и важности всех составляющих потенциала человека: все что связано с «головой», с разумом человека, его эмоциями и эмоциональными составляющими, телом и его инстинктами. И древние восточные учения и практики пошли дальше: от физического тела к энергетическому телу. И они считают, что состояние физического тела человека полностью зависит от состояния его энергетического тела. Считается, что в энергетическом теле есть области, где энергии проявляются особенно активно: энергетические центры или чакры. И если заблокирован какой либо энергетический центр, то это блокирует тот или иной «раздел» потенциала человека . Сейчас даже есть направление в официальной медицине - энергоинформационная, которая также работает и по этому направлению. О чем это говорит? Что потенциал человека и его использование по максимуму связаны также с «биологическим в человеке», с его телом и инстинктами. Если человек «разблокирует» в теле те или иные энергетические центры, то он намного увеличит свой потенциал, в том числе интеллектуальный и эмоциональный, «снимет» различные виды вмешательств. А одними из важнейших жизненных центров, центрами энергии жизни, является центры расположенные в тазовой области человека. К сожалению, у многих современных западных людей эти центры находятся в мышечных и энергетических зажимах.

Мы, коучи и консультанты, работаем с человеком, «существом» многогранным и многоуровневым, а для этого целесообразно иметь о нем как можно большее представление, смотреть на это с разных ракурсов.

Э. Стак (психосоциолог, ведущий европейский специалист по развитию людей, команд и организаций, объединившей в своей деятельности как западный, так и восточный подход), отмечает, чтобы быть успешным, эффективным и довольным своей жизнью, нужно знать себя, знать свое тело.

Периодически бывают от клиентов запросы не на достижение чего то (пока), а на осознание своих ресурсов, возможностей, эдакая инвентаризация, диагностика. Такой вот «коучинг возможностей и ресурсов» . И вот для этого нужно для самого себя, как для коуча, в своем мировозрении, иметь в своей картине Мира, как «западной», так и «восточной» взгляд на потенциал человека.

Встречаются очень разные о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал », «трудовой потенциал», «кадровый потенциал » и так далее. Человеческий потенциал (в общем значении) - способность человека (индивида) либо человечества (совокупность индивидов) проявить теоретические возможности на практике... (SW). В литературе встречаются другие названия - Человеческий фактор , Человеческий капитал .

Экономическое выражение [ | ]

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом . Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений . И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и так далее - не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция , отсутствует устойчивая причинно-следственная связь . То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», - следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал».

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса - для общества.

Оценка ситуации в России [ | ]

Современные исследования (А. Сен, М. Уль-Хак и др.) [ | ]

Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития» (Human Development), получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике () Амартии Сена . В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» (capability approach ) и обосновал положение о том, что процесс развития - это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными».

Доход , согласно концепции человеческого развития - это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на всю его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни.

Согласно выводам А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения , но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу (а не в вооружение! ), а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике .

Концептуальная схема человеческого развития [ | ]

Концептуальные разработки А. Сена получили продолжение в ежегодных докладах международной организации «Программа развития ООН» (ПРООН) «Отчёт о развитии человечества », первый из которых был подготовлен в группой исследователей под руководством друга А. Сена, выдающегося пакистанского экономиста. Разрабатываемая в докладах ПРООН концепция человеческого развития исходит, в первую очередь, из необходимости поиска баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью .

Государственная политика, ориентированная на рост и эффективность, не всегда учитывает жизненно важные потребности той части общества, которая неспособна самостоятельно решить проблему их удовлетворения. Но, с другой стороны, переложение ответственности за удовлетворение потребностей членов общества на государство способно порождать иждивенческие настроения, что неизбежно снижает индивидуальную экономическую активность. Поэтому предлагается исходить из того, что государство обеспечивает не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей , прежде всего в сфере образования, здравоохранения, безопасности, политических и гражданских прав.

Концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая «Программой развития ООН», строится на следующих основных принципах:

Российский вклад [ | ]

В России тематика человеческого развития, оставаясь вполне прагматической и увязанной с социально-экономическими задачами, приобрела новое качество и вызвала к жизни теоретические разработки концепций «человеческого потенциала», в частности, активированные (до ) и . Разработки российских исследователей существенно обогатили концепцию человеческого развития в теоретико-методологическом (применением, концепции социального проектирования , и пр.) и прикладном плане (в области гуманитарной экспертизы). Сегодня и в нашей стране, и за рубежом, появляется все больше сторонников понимания экономического развития как, прежде всего, человеческого развития, расширения функций и потенций человека, накопления человеческого потенциала и его использования в расширенном общественном воспроизводстве в интересах каждого члена общества.