Инструменты денежно-кредитной политики. Основные инструменты денежно-кредитной политики

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов (резервные требования), депонируемых в Банке России;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютное регулирование;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения.
Процентные ставки представляют собой минимальные ставки, по которым ЦБ РФ осуществляет свои операции. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% и не могут быть одновременно изменены более чем на 5 пунктов. Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Под количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование банков.
Банк России на основе ежедневной информации контролирует состояние корреспондентских счетов банков и своими действиями стремится поддерживать оптимальную величину средств на этих счетах, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования.
Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
2) покупать и продавать чеки, векселя со сроками погашения не более шести месяцев;
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продавать иностранную валюту;
5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
7) выдавать гарантии и поручительства;
8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками (форвардные контракты, фьючерсные и опционные сделки);
9) открывать счета в иностранных и российских кредитных организациях на территории России и иностранных государств.
Банк России не имеет права:
1. осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими соответствующей лицензии, и физическими лицами;
2) приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций;
3) осуществлять операции с недвижимостью за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России;
4) заниматься торговой и производственной деятельностью;
5) пролонгировать предоставленные кредиты.
Исключение из этих правил может быть сделано по решению Совета директоров.
В настоящее время Банк России осуществляет полностью не все операции, которые он может совершать по целому ряду причин, среди которых: несовершенство банковского законодательства, отсутствие соответствующей инфраструктуры для проведения некоторых операций, отсутствие опыта и соответствующей квалификации. Например, не налажена система переучета Центральным банком РФ векселей предприятий из-за существующей системы неплатежей между поставщиками и покупателями. Неактивен Банк России и на рынке финансовых инструментов по управлению финансовыми рисками из-за отсутствия опыта и технической базы, а также из-за существования определенных границ (валютного коридора) по росту курса рубля к доллару. В целях изъятия излишней денежной массы у банков Банк России проводит депозитные операции.
В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где наблюдается общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований, в России ЦБ РФ использует политику изменения резервных требований довольно часто. Обязательные резервы устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков посредством изъятия у них части свободных денежных средств, и, таким образом, происходит сокращение ликвидности всей банковской системы. В отличие от операций на открытом рынке и процентных ставок Банка России, воздействующих на денежное предложение косвенно (через изменение ставки ссудного процента и спроса на деньги), исполнение резервных требований строго предписано законом, и их влияние на денежное предложение носит прямой, непосредственный характер. Кроме того, увеличение резервных требований отрицательно сказывается на прибыльности коммерческих банков. Когда рынок ценных бумаг развит слабо и рефинансирование ограничено, Центральный банк РФ может воздействовать на уменьшение денежной массы преимущественно посредством увеличения уровня резервных требований, что и наблюдалось в России. В то же время по мере роста спроса на деньги Банк России будет проводить политику, направленную на снижение норм резервных требований. Частота использования политики изменения резервных требований Банком России объясняется слабой возможностью последнего регулировать денежно-кредитную сферу посредством операций с ценными бумагами (операций на открытом рынке).
Другим важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, что представляет собой кредитование коммерческих банков Банком России. То есть рефинансирование - предоставление Центральным банком РФ кредитов коммерческим банкам на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных финансовых затруднений и на другие цели. Рефинансирование коммерческих банков Центральным банком очень сильно распространено за рубежом. Например, в США коммерческие банки очень часто обращаются в Федеральную резервную систему за кредитами для пополнения собственных средств на корреспондентских счетах, для выполнения резервных требований, для преодоления временных финансовых затруднений и др. Сроки предоставления таких кредитов очень небольшие (от одних суток до нескольких недель). Также в практике рефинансирования встречаются и долгосрочные кредиты. Например, предоставление средне- и долгосрочных кредитов с целью финансового оздоровления тем кредитным организациям, финансовая неустойчивость и неплатежеспособность которых может негативно сказаться на финансовом рынке и экономике страны в целом. В России такими кредитными организациями являются крупные коммерческие банки, испытывающие серьёзные финансовые затруднения. В России рефинансирование коммерческих банков Банком России ранее практиковалось слабо. Основными причинами являлось отсутствие соответствующей базы, неплатежеспособность многих коммерческих банков и ряд других причин. ЦБ РФ, проводя политику рефинансирования, предоставляет кредиты коммерческим банкам по своей учетной ставке. Также Банк России может самостоятельно устанавливать процентную ставку по некоторым видам кредитов.
В последнее время особую популярность набирает такая форма рефинансирования, как предоставление Банком России ломбардных кредитов.
Ломбардный кредит - кредит под залог государственных ценных бумаг. Основной целью ломбардного кредита является поддержание ликвидности, так как максимальный срок его предоставления 30 календарных дней и договор не лонгируется. При предоставлении ломбардных кредитов устанавливается ломбардная ставка. В случае несвоевременного погашения кредита коммерческим банком Банк России имеет право на реализацию заложенных ценных бумаг и использование средств от реализации на погашение суммы основного долга и процентов по ней.
Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами. Во-первых, могут проводиться ломбардные кредитные аукционы, в ходе которых банки получают право на кредит по результатам аукциона. Кредит выдается только после блокирования необходимого количества государственных ценных бумаг на специальном разделе счета депо и подписания договора ломбардного кредитования. При втором способе банки заранее блокируют достаточное количество государственных ценных бумаг и могут получить ломбардный кредит по фиксированной ставке.
Ломбардные кредитные аукционы проводятся двумя способами: американским и голландским. При американском способе проведения аукциона заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках. Все заявки начинают удовлетворяться с максимальной процентной ставки. При голландском способе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке (ставке отсечения). Практически все ломбардные кредитные аукционы проводились голландским способом.
В настоящее время Банк России считает проведение ломбардных кредитных аукционов основной формой рефинансирования банков, посредством которой им выполняется функция кредитора последней инстанции. До выхода положения о ломбардном кредите существовал запрет на проведение залоговых операций с указанными ценными бумагами. Теперь же в отношении Банка России этот запрет снят. В будущем предполагается полная отмена ограничений на залог государственных облигаций по операциям между коммерческими банками. Сейчас это неосуществимо в связи с технической неготовностью депозитариев.
Наряду с ломбардным кредитованием Банк России продолжает практику проведения кредитных аукционов. Но процентная ставка при проведении кредитных аукционов очень высокая и приближается к ставке рефинансирования.
Банк России будет изучать возможность предоставления кредитов банкам, испытывающим временные финансовые трудности, при условии, что выдаваемые кредиты будут обеспечены договорами поручительства органов государственной власти, которые имеют гарантию Министерства финансов России.
Также Банк России приступил с недавнего времени к использованию нового финансового инструмента для России - операции РЕПО, то есть операции купли-продажи государственных ценных бумаг с обратным выкупом. Операции РЕПО - это своего рода одна из форм рефинансирования коммерческих банков. Например, когда коммерческому банку необходимы кредиты, он продает государственные ценные бумаги из своего портфеля Банку России с правом последующего выкупа. При ломбардном кредитовании ценные бумаги остаются в собственности коммерческого банка; при осуществлении операций РЕПО они переходят в собственность Банка России, хотя коммерческому банку предоставляется право выкупа этих бумаг у Банка России.
Рассмотрим, с помощью каких финансовых инструментов Федеральная резервная система США регулирует денежно-кредитный рынок Америки.
Кардинальной задачей ФРС США, как и всех центральных банков других стран, является осуществление эффективной денежно-кредитной политики с целью достижения высокого уровня развития экономики, предотвращения инфляции и решения других стратегически важных задач, поставленных Конгрессом США. Для успешной реализации всех своих задач ФРС использует ряд известных финансовых инструментов: обязательные резервы, процентные ставки и др. Обязательные резервы - часть резервов (финансовых средств) коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений, хранение которых на специальных счетах в центральном банке предписывается законом. Резервы создаются под выданные ссуды (в зависимости от вида ссуд), под принятые депозиты (в зависимости от вида вкладов), под текущие и расчетные счета и т. д. Используя каждый из своих финансовых инструментов, ФРС воздействует на уровень и размер процентных ставок. Например, ФРС увеличивает размер процентных ставок, когда необходимо уменьшить размер кредитных ресурсов в экономике и темпы экономической активности, и, наоборот, уменьшает уровень процентных ставок для увеличения размера кредитных ресурсов, стимулирования развития бизнеса и доступности к потребительскому кредиту. Для эффективного воздействия как и на уровень обязательных резервов, так и на размер процентных ставок ФРС использует в своей деятельности 3 вида основных инструментов регулирования финансового рынка - операции на открытом рынке, учетную ставку процента и обязательные резервы, создаваемые под различные виды пассивов банка (счета, вклады, депозиты и т. д.).

Денежно-кредитную политику проводит государство через двухуровневую банковскую систему. Первый ярус данной системы представлен центральным банком.:

Центральный банк является: эмиссионным центром страны; банком банков; банкиром правительства, органом регулирования экономики страны денежно-кредитными методами

Цели ЦБ:

1. Стратегические: достижение стабильности цен, полной занятости, рост реального объема производства

2. промежуточные: изменение денежного предложения и темпов его роста.

3. Тактические: изменение ставки процента, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Инструменты денеж.кред.полит.:

1. учетная политика . Учетная ставка (ставка рефинансирования) - ставка процента за кредит, предоставляемый центральным банком коммерческим банкам. Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки, по которой коммерческие банки могут заимствовать средства у центрального банка под определенный залог. если произошел экономический спад, и наступила депрессия, то учетная ставка сокращается. И наоборот, если на гребне подъема ускоряются темпы инфляции, то центральный банк поднимает размер дисконта.

2. регулирование банковских резервов. Обязательные резервы - это минимальная норма вкладов (депозитов) коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов в центральном банке. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. Для того, чтобы увеличить (уменьшить) денежную массу, центральному банку достаточно просто уменьшить (увеличить) норму резервов, а эмиссия становится лишь техническим мероприятием, предназначенным для замены износившихся денежных знаков.

3. операции на открытом рынке . Политика открытого рынка выражается, прежде всего, в выпуске, продаже и погашении центральным банком долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти коммерческим банкам, населению. Иначе говоря, центральный банк в целях регулирования денежной массы ведет куплю-продажу государственного долга. Для увеличения денежного обращения ЦБ покупает ценные бумаги, в целях уменьшения денежного предложения он их продает. Особенность инструмента – высокая мобильность, т.е. возможность ежедневного изменения направления ДКП.

Первый и второй инструменты денежно-кредитной политики включают механизмы косвенного воздействия. Используя же третий инструмент, центральный банк уже прямо, непосредственно влияет на денежную массу.

Политика «дешевых денег»: уменьшение учетной ставки, нормы обязательных резервов, скупка ценных бумаг. Политика «дорогих денег»: увеличение учетной ставки, нормы резервов, продажа госценных бумаг.

Дополнительные способы ДК регулирования:

1. Установление экон нормативов для банка

2. Усложнение процедуры лицензирования банковской деятельности.

3. простое увещевание, т.е. «дружеское убеждение» коммерческих банков центральным банком не допускать излишнего увеличения или сокращения банковского кредита для противодействия инфляции или безработице.

Монетарная политика базируется:

1) на возможности центрального банка воздействовать на ставку процента через мультипликативное увеличение или сокращение предложения денег;

2) на связи ставки процента с инвестициями;

3) на мультипликативном воздействии инвестиций на национальный продукт.

В результате складывается некий трансмиссионный механизм, через который монетарная политика воздействует на национальный продукт, занятость и уровень цен. Центральный банк своими действиями увеличивает (в фазе кризиса) или уменьшает (в фазе подъема) денежную массу. Происходит мультипликативное расширение банковских депозитов, увеличение денежного предложения. Рост предложения денег при неизменном спросе на них ведет к удешевлению денег, т.е. к падению процентной ставки. Результатом снижения процентной ставки будет увеличение частных и государственных инвестиций. Рост капиталовложений повлечет за собой повышение доходов, расширение производства и занятости.

Регулирующий потенциал центрального банка ограничен. Рыночное хозяйство устроено так, что центральный банк не полностью контролирует движение денежной массы. Дело в том, что в обращении находятся не только деньги, выпущенные центральным банком, но и деньги, «выработанные» коммерческими банками (прежде всего банковские чеки), т.е. увеличение кол-ва денег за счет мультипликативного расширения банковских депозитов.

Депозитный мультипликатор (m) - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему на одну денежную единицу:

m = 1/R х 100 , где R - обязательная резервная норма;

В общем виде связь предложения денег (Мs) c денежной базой (В) можно представить следующим образом: ΔMs = m ΔB,

В реальной жизни банковский мультипликатор во многом зависит от так называемых «утечек» денег в систему текущего обращения: не все деньги, взятые в банках, возвращаются в кредитную систему в виде депозитов; часть их циркулирует в виде наличных.

Денежный мультипликатор, который является усложненным вариантом депозитного, учитывает поведение как банков, так и населения:

m* = 1 + d / R + d ,

где m* - денежный мультипликатор,

d - отношение наличных денег к депозитам;

R - норма обязательных банковских резервов.

Кейнсианская денежная политика . Ликвидная ловушка.

Государство имеет возможность изменять предложение денег. Но воспользоваться данной возможностью оно может по-разному:

Разумное увеличение предложения денег обеспечивает устойчивое неинфляционное развитие экономики;

Безмерное наращивание денежного предложения порождает ускоряющуюся инфляцию, тормозящую экономический рост.

r MD1 MD2 r1 А В r2 r0 Ms1 Ms2 Ms3 Msn M

Исходное состояние равновесия денежного рынка - в точке А. Пусть государство довело предложение денег от уровня МS1 до Мs2 при неизменном спросе на них. Тогда процентная ставка движется от r1 к r2 вдоль кривой МD1 .

На товарных рынках удешевление кредита отразится на увеличении инвестиций, объема производства и занятости. Результатом станет рост совокупного дохода, что приведет к росту спроса на деньги на денежном рынке (который будет описываться кривой МD2). Вследствие этого вновь повысится процентная ставка до уровня r1, и равновесие будет достигнуто в точке В.

Кейнсианская денежная политика есть систематическое преднамеренное нарушение равновесия денежного рынка с тем, чтобы повлиять на уровень процента, привести инвестиционный спрос в соответствие с предложением сбережений. Главным недостатком кейнскианской политики является увеличение инфляционных процессов.

Расширение денежного предложения сопровождается все менее значительным понижением процентной ставки, а значит, все меньшим приростом инвестиций, производства, занятости и совокупного дохода. Такую ситуацию называют ликвидной ловушкой :

а) на денежном рынке продолжает нарастать предложение денег при стабильно низкой норме процента;

б) на товарных рынках останавливается рост инвестиций, производства и предложения.

Тогда в экономику поступает возрастающая денежная масса при явно недостаточном ее товарном покрытии. Формируется инфляционный «навес».

В открытой здоровой рыночной экономике существует механизм автоматического выхода из ликвидной ловушки, связанный с проявлением эффекта Пигу - прирост дохода складывается из прироста текущего потребления и прироста сбережений, а сбережения увеличиваются быстрее, часть сбережений превратится в дополнительный спрос на деньги, и ставка процента увеличится. Условие – отсутствие инфляционных ожиданий.

При ожидании дальнейшего повышения общего уровня цен у субъектов экономики возрастает, наоборот, предельная склонность к потреблению, что исключает выход из ликвидной ловушки.

Монетаристы же считают, что спрос на деньги в долговременном аспекте стабилен, а его динамика вполне может быть предсказана. С точки зрения монетаристов кейнсианская функция спроса на деньги характеризует только краткосрочные колебания денежного рынка. Если же брать длительную перспективу, то спрос на деньги определяется иначе. В этом пункте монетаристы полагаются на эффект Фишера : . Если государство прибегает к денежной экспансии, то в результате роста денежного предложения произойдет временное сокращение процентных ставок. Однако параллельно с этим усиливается инфляционный процесс. Он воздействует на ожидания субъектов экономической системы, которые, планируя рыночные решения, основываются на последнем инфляционном опыте и рассчитывают на очередное расширение денежной массы и темпа роста цен. Это порождает увеличение спроса на деньги, что через определенное время приводит к повышению процентных ставок. В конечном счете, устанавливается норма процента, уравновешивающая денежный рынок. Теперь для того, чтобы все-таки достичь своей цели (снизить ставки процента), государству надо вызвать денежный шок, резко и неожиданно увеличив денежное предложение. И пока не перестроятся инфляционные ожидания (ориентирующиеся временно на прежний темп роста инфляции), процентные ставки будут снижаться. Но когда в инфляционных ожиданиях будут учтены последняя денежная инъекция и предстоящий скачок инфляции, спрос на деньги снова подскочит, и процентные ставки пойдут вверх опять-таки к уровню равновесия (который определяется, прежде всего, уровнем национального дохода и уровнем ожидаемой инфляции).

Условие долгосрочного равновесия денежного рынка (уравнение Фридмана ):

Δ Ms = Δ Y + Δ Pе, где

ΔMs - предписываемый ежегодный темп прироста денежного предложения;

ΔY - исчисленный за длительный период среднегодовой темп прироста реального ВВП;

Δ Pе - темп ожидаемой инфляции.

Итак, в отличие от кейнсианцев, провозглашающих дискреционную (неавтоматическую) денежно-кредитную политику, монетаристы доказывают преимущества твердого курса в ее осуществлении - поддержания постоянных темпов роста предложения денег.

При осуществлении ДКП монетаристы выдвигают свод правил:

1. отвергаются любые формы использования денежной политики для финансирования бюджетных дефицитов, если они вызывают колебания денежной массы, неадекватные требованиям основного денежного закона;

2. налагается запрет на денежное регулирование процентных ставок (по рекомендациям кейнсианцев);

3. в обязанности государства закладывается устранение любого нерыночного и неденежного влияния на цены, что означает разрешение применять только монетаристские средства антиинфляционного регулирования экономики и т.п.

Сильные стороны:

1) быстрота и гибкость

2) изоляция от политического давления

Слабые стороны:

1) трансмиссионный механизм крайне сложен. Слабость одного звена способен повлечь за собой сбой всего механизма.

2) политика дорогих денег в целом достаточно результативна, А вот политика дешевых денег не всегда способствует экон росту

3) не вполне ясно, увеличивается или сокращается потребление в результате уменьшения процентной ставки.

4) некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном предложению денег


22 . Инфляция, ее причины и виды.

Инфляция - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и, соответственно, рост товарных цен.

Цены в рыночной экономике изменяются постоянно - и в этом состоит одно из преимуществ данного типа экономической системы. Однако далеко не всякий рост цен свидетельствует о наступлении инфляции, а потому среди причин роста общего уровня цен необходимо выделить сугубо инфляционные факторы.

В условиях невысокой инфляции цены на отдельные товары могут и снижаться. Именно поэтому необходимо рассматривать инфляцию как рост именно общего уровня цен, причем рост непрерывный, происходящий в течение значительного промежутка времени.

В противоположность инфляциидефляция - это повышение ценности (покупательной способности) денег. Кроме того, выделяют еще и дезинфляцию - замедление темпа инфляции.

Общиепричины инфляции:

1) Дисбаланс совокупного спроса AD и совокупного предложения AS.

а) увеличение AD при постоянстве AS (или превышение темпов роста первого над вторым). Такой

тип инфляции получил название инфляции спроса, представляющей собой нарушение равновесия между AD и AS со стороны спроса

б) сокращение AS при постоянстве AD (или превышение темпов сокращения первого по сравнению со вторым). Этот тип инфляции называется инфляцией предложения и представляет собой нарушение равновесия между AD и AS со стороны предложения

2) Несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета и государственном долге. из-за разрыва во времени правительство вынуждено оплачивать свои расходы по новым ценам, однако из налоговых поступлений, сформированных на базе цен предыдущего периода. В существовании такой обратной связи «инфляция - бюджетный дефицит» состоит суть эффекта Оливьера-Танзи. Данный эффект проявляется в высокой степени зависимости реальной величины бюджетных поступлений от уровня инфляции и от задержек внесения в бюджет налоговых платежей

3)диспропорциональность военно-промышленного и гражданского секторов экономики в связи с милитаризацией последней.

4)Несовершенная конкуренция, т.е. монополизация (олигополизация) экономики:

а) монополизм государства (эмиссия денег, рост непроизводительных расходов, налогов).

б) монополизм профсоюзов, активно влияющих на величину заработной платы - через договоры с союзами предпринимателей

в) монополизм фирм, которые в условиях несовершенной конкуренции имеют возможность назначать цены в весьма широких пределах

5) Инфляционные ожидания, увеличивающие скорость обращения денег V и тем самым самоподдерживающие инфляцию.

6) Стратегические просчеты в реализации государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Причем ошибками можно признать как чрезмерное увеличение денежной массы в обращении, так и ее необоснованное урезание.

7) Внешнеэкономические факторы - «внешние ценовые шоки» (удорожание на мировых рынках топлива, сырья и т.п.), порождающие так называемую импортированную инфляцию. К числу внешних, пришедших из-за границы факторов инфляции можно отнести и проникновение в страну более стабильной иностранной валюты (доллара, евро и др.), которая постепенно начинает замещать отечественную валюту в осуществлении функций денег.

Виды инфляции:

С позиции темпа роста цен открытая инфляция подразделяется на:

1) умеренную, «ползучую» инфляцию (до 10% в год). Кейнсианская (но не классическая) теория рассматривает ее как неизбежный спутник экономического развития, а в определенных условиях и как благо - ведь такая инфляция позволяет быстро корректировать цены применительно к изменяющимся условиям спроса и предложения. В условиях «ползучей» инфляции стоимость денег остается почти стабильной.

2) галопирующая инфляция (до 100% в год). : деньги начинаются ускоренно превращаться домохозяйствами в потребительские, а фирмами - в инвестиционные товары. В условиях галопирующей инфляции уже четко выделяются 2 стадии инфляционного процесса: начальная и основная. На начальной стадии масса денег растет быстрее, чем уровень цен. На основной стадии: незначительное увеличение денежной массы вызывает всплеск цен: резкий рост скорости обращения денег обусловлен стремлением хозяйственных субъектов во что бы то ни стало превратить деньги в любые товары. Стремительно расширяется натуральный обмен, процветают бартерные сделки.

3) гиперинфляция (свыше 100% в год). В рамках нее выделяют еще супер- или супергиперинфляцию. Критерием гиперинфляции является прогрессирующая утрата деньгами своих функций. Деньги теряют цену и перестают выполнять функцию меры стоимости. Вместо денег как средства обращения и средства платежа используются талоны, купоны, нормы распределения. Не реализуется и их функция как средства сбережения: держать средства в национальной валюте домохозяйствам бесперспективно. Характерное явление для состояния гиперинфляции: темпы роста цен многократно опережают темпы роста количества денег в обращении.

Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственно­го регулирования экономики.

Высшая цель денежно-кредитной политики государства, как было отмечено ранее, заключается в обеспечении стабиль­ности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются доволь­но медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакци­ей на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим теку­щая денежно-кредитная политика ориентируется на более конк­ретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изме­нение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Рассмотрим теперь сам механизм регулирования денежной массы в обращении, т. е. предложения денег.

Инструменты регулирования денежного обращения.

В мировой практике используются следующие инструменты:

Операции на открытом рынке с государственными ценны­ми бумагами;

Политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. ре­гулирование процента по ссудам коммерческих банков у Цент­рального банка;

Изменение норматива обязательных резервов, устанавли­ваемых Центральным банком для коммерческих банков.

й Операции на открытом рынке

В настоящее время в мировой экономической практике ос­новным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке государствен­ных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изы­мать их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным бан­ком обычно совместно с группой крупных банков и других фи­нансово-кредитных учреждений.

Схема проведения этих операций такова.

1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается из­лишек денежной массы в обращении и Центральный банк ста­вит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам, которые покупают правитель­ственные ценные бумаги через специальных дилеров. Посколь­ку предложение государственных ценных бумаг увеличивает­ся, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что при­водит к сокращению банковских резервов. Сокращение банков­ских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.

2. Предположим теперь, что на денежном рынке недоста­ток денежных средств в обращении. В этом случае Централь­ный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать пра­вительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем са­мым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские цен­ные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Насе­ление и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резер­вов и (с учетом мультипликативного эффекта) к увеличению денежного предложения.

Политика учетной ставки (ставки рефинансирования)

Ставка рефинансирования - это процент, под который Цен­тральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная став­ка - это процент или дисконт, по которому Центральный банк учитывает (покупает) банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. Центральный банк пре­доставляет этот кредит не всем желающим коммерческим бан­кам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку (ставку рефинан­сирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерчес­кие банки стремятся получить кредит. При этом увеличивают­ся резервы коммерческих банков, вызывая мультипликацион­ное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резер­вы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень до­рогими. Сокращение банковских резервов приводит к мульти­пликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ста­вок занимает второе по значению место после политики Цент­рального банка на открытом рынке, а в некоторых странах яв­ляется главным инструментом управления предложением денег. Она проводится обычно в сочетании с деятельностью Цен­трального банка на открытом рынке.

Так, при продаже государственных ценных бумаг на откры­том рынке в целях уменьшения денежного предложения Цент­ральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи ком­мерческими банками правительственных ценных бумаг насе­лению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Цент­ральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерчес­ким банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинте­ресовано в их продаже. Расширительная политика Централь­ного банка становится более эффективной.

Изменение нормы обязательных резервов

В основе действия этого инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мульти­пликатор, а именно:

а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного пред­ложения;

б) при уменьшении нормы обязательных резервов происхо­дит мультипликативное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее дол­гим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских де­позитов и всей денежной политики.

В современных условиях обязательные резервы выполня­ют обычно функцию страхования банковских депозитов и всей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей под­держания необходимого уровня ликвидности. С помощью ре­зервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанков­ских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рас­сматривать как инструмент наиболее долговременного действия. Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера, норма обязательного резервирования, поскольку действует дол­говременно, используется довольно редко.

Три классических инструмента денежно-кредитной полити­ки дополняются действием других инструментов. Существуют инструменты, связанные с прямой формой государственного регулирования денежного обращения. Это, например, лимиты кредитования, устанавливаемые Центральным банком. Смысл таких ограничений двоякий: воздействие на решения банков с точки зрения поддержания ликвидности; кроме того, норми­рование кредитной экспансии банков сдерживает нежелатель­ный рост денежной массы.

Инструментарий денежно-кредитного регулирования предпо­лагает реализацию не только стратегических целей макроэконо­мики. Конкретно эти цели реализуются через решение промежу­точных задач. Такими промежуточными задачами являются изменение объема и структуры денежной массы, изменение ста­вок процента на отдельных сегментах финансового рынка, воз­действие на обменный курс национальной денежной единицы.

Достижение промежуточных целей есть конкретный подход к реализации коренной макроэкономической цели. Здесь мы ви­дим столкновения кейнсианских и монетаристских подходов. Им­ператив монетаризма - денежно-кредитная конституция. Это по­нятие предполагает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться стихийно, как бы сама, вырабатывая инструмен­ты своей реализации. Поэтому монетаристы считают, что государ­ственное регулирование привносит лишь хаос. Многие монетарис­ты признают, что стихийная денежно-кредитная политика не в состоянии поддержать необходимый параметр экономического ро­ста в течение относительно длительного периода времени. Поэто­му концепция кейнсианцев, направленная на осуществление ак­тивной макроэкономической политики, представляется более жизненной. Следует указать хотя бы на два основных, но постоян­но действующих источника нестабильности - недостаточная гиб­кость рынка труда и недостаточная степень эластичности цен в сторону снижения. Вспомним знаменитый «эффект храповика».

В реальной экономической практике очевидны недостатки и в осуществлении кейнсианской политики. Поэтому отметим, что абсолютно эффективной экономической политики не существу­ет. Она всегда есть синтез различных средств, связывающих сти­хийные и сознательно осуществляемые экономические формы.

Любые меры экономической политики, в том числе в денеж­но-кредитной области наталкиваются на некоторые объектив­ные препятствия. К ним следует отнести фактор времени (вре­менные лаги), несовершенство (асимметрия) экономической информации, изменчивость экономических ожиданий.

Здесь фактор времени следует рассматривать как объектив­ное расхождение между моментом какого-либо экономическо­го действия и моментом принятия соответствующих мер эко­номической политики. Например, если увеличилась инфляция, то для того, чтобы нейтрализовать некоторый рост цен Центро­банк увеличивает ставку рефинансирования. Такое решение Центробанком принимается не сразу. Он реагирует на измене­ние экономической ситуации по прошествии некоторого време­ни. Это есть внутренний лаг. А внешний лаг - это время между моментом принятия меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Действие лага времени осо­бенно ярко проявляется в планировании крупных инвестицион­ных проектов, рассчитанных на долгий срок реализации. Ведь такие проекты сами по себе есть форма изменения совокупного спроса. Изменяя величину процентной ставки или структуру денежной массы, мы изменяем экономические условия реали­зации проекта. В связи с этим мы вынуждены корректировать рентабельность проекта и другие его характеристики.

Огромное воздействие на поведение экономических агентов имеет полнота и точность экономической информации. Если экономическая информация искажена и неполна, то это край­не затрудняет проведение мер стабилизационной политики. Это можно сравнить с действиями врача, который лечит человека. Если приборы (например, тонометр) неверно показывает арте­риальное давление, то в силу этого врач не сможет принять вер­ных решений по лечению больного и вместо пользы принесет вред здоровью пациента.

На оценку макроэкономической ситуации влияют ожидания в экономике. Ожидания складываются как оценка данной ситу­ации потребителем, производителем и инвестором. Оценка адек­ватности ожиданий - дело непростое. Ожидания формируются из той объективной ситуации, которая складывается на рынке.

Но туда примешиваются последствия мер государственной по­литики. Особенно важно учесть уровень ожидания при разработ­ке стратегии антиинфляционной политики.

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий правительства в денежно-кредитной сфере с целью управления экономикой. Она является важной составной частью экономической политики правительства вобще.

Основные цели проведения денежно-кредитной политики таковы:

Ø Устойчивый экономическй рост, опережающий прирост населения;

Ø Достижение умеренной инфляции;

Ø Высокий естественный уровень занятости экономически активного населения;

Ø Регулирование внешнеэкономической деятельности, достижение положительного сальдо платежного баланса с другими странами.

Промежуточными целями денежно-кредитной политики являются: позитивное воздействие на объем денежной массы в обращении и уровень процентной ставки.

Денежно-кредитная политика проводится Национальным банком. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе Национальный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором - изменения в названных факторах передаютя в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Инструменты воздействия на обращение денег и кредитных ресурсов можно разделить на общие методы и селективные. Общие инструменты позволяют воздействовать на параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные же инструменты направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д.

К числу основных общих инструментов денежно-кредитной политики относятся: изменение учетной процентной ставки и нормы обязательных резервов, операции на финансовом рынке. Это косвенные методы регулирования. Рассмотрим их применение более подробно.

В основе изменения учетной процентной ставки лежит право Национального банка предоставлять ссуду коммерческим банкам. За предоставление ссуд Национальный банк, естественно, взимает с заемщиков определенный процент. Норма такого процента и называется учетной процентной ставкой . Она, по сути, - «цена» дополнительных резервов, которые Национальный банк предоставляет коммерческим банкам. Национальный банк имеет право изменять учетную процентную ставку, воздействуя тем самым на предложение денег в стране.

Если, например, учетная процентная ставка понижается, тогда увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Взятые у Национального банка ссуды, коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, не направляя их, хотя бы частично, в обязательные резервы. Тем самым в стране увеличивается предложение денег. Рост предложения денег, в свою очередь, приводит к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, под который предоставляются ссуды предпринимателям и др. субъектам хозяйствования. Кредит становится дешевле и тем самым стимулирует развитие производства.

При повышении учетной ставки мы имеем обратную картину. Ссуды Национального банка сокращаются, что замедляет рост предложения денег и повышает ставку ссудного процента. «Дорогой» кредит предприниматели берут уже меньше, поэтому меньше средств они вкладывают и в развитие производства.

До недавнего времени считалось, что обязательные резервы коммерческих банков нужны для того, чтобы гарантировать владчикам выплату денег в случае банкротства. В действительности это не совсем так, поскольку для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое предназначение: с их помощью осуществляется контроль за величиной денежной массы в обращении и за кредитом.

Изменение нормы обязательных резервов позволяет Национальному банку управлять предложением денег, влиять на способность банков создавать дополнительные денежные средства. Как это происходит?

Предположим, что Национальный банк повысил норму обязательных резервов. Что в этом случае произойдет? Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы с тем, чтобы выполнить требования Национального банка. Для этого им понадобятся свободные средства. Где они их возьмаут? Они будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели же ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс приведет к сокращению вкладов на текущих счетах и к снижению способности банков к созданию денег. В ответ на повышение нормы резервов, как правило, банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

В противоположной ситуации понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков по созданию денег путем кредитования. Будем также иметь в виду, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет и величину денежного мультипликатора.

Национальный банк может также совершать операции на фондовом рынке: покупать или продавать ценные бумаги. Для применения этого инструмента, естественно, нужен развитый фондовый рынок.

Покупая или продавая ценные бумаги, Национальный банк воздействует тем самым на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. Если денежную массу нужно, например, увеличить, тогда Национальный банк покупает государственные ценные бумаги. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то Национальный банк увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.

Национальный банк покупку государственных ценных бумаг у населения оплачивает чеками. Как это происходит? Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате Национальному банку. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческого банка. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.

Если же количество денег надо сократить, тогда Национальный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в Национальном банке. Националььный же банк учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.

Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Национальный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящихся на его счетах, а, следовательно, и предложение денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Национального банка на денежно-кредитную сферу.

Наряду с косвенными инструментами, могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль по отдельными видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов состоит в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов, например, ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам. Кроме того, таким методом является установление лимитов по учету векселей для отдельных банков.

Типы денежно-кредитной политики. Различают два типа денежно-кредитной политики: «дорогих» и «дешевых» денег.

Политика «дорогих» денег проводится в условия инфляции. Она направлена на ужесточение условий и ограничений кредитных операций коммерческих банков, т.е. сокращение предложения денег. Национальный банк, проводя такую политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную процентную ставку. Если же такие меры оказываются недостаточно эффективными, то Национальный банк использует и административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих» денег - основной метод антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых» денег. Суть ее состоит в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Национальный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает норму резервов и учетную ставку. Создаются льготные условия для предоставления кредитов субъектам хозяйствования.

Национальный банк выбирает тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При этом надо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время. Во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики государства.

План

Лекция 21. Денежно-кредитная политика государства

1. Основные концепции денежно-кредитной политики: теоретические аспекты.

1. Основные концепции денежно-кредитной политики:

теоретические аспекты.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

В основе ДКП лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и ДКП на состояние экономики в целом. Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли ДКП в условиях рынка. Это обусловлено 2 различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом.

И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием ДКП влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по разному и значение этого влияния, и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос и предложение денег.

Кейнсианский подход . Его сторонники утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему, поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в т.ч. финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и к изменению в уровне национального производства.

Кейнсианцы считают денежно-кредитное регулирование не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

Монетаристский подход . Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: «деньги – главная движущая сила рыночной экономики». Монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с ЦБ.

М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. « Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении – в пределах 3-5 % в год.(если выше этого – раскручивание инфляции; ниже – темп прироста ВНП будет падать).



2. Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики государства

Высшая цель государственной ДКП заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение: 1) стабильного экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос . Объектом регулирования выступает денежный рынок (спрос и предложение на денежном рынке) и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм). Следовательно субъектами выступают ЦБ и коммерческие банки.

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Различают два вида монетарной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований, 2) снижение учетной ставки процента и 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1) повышение нормы резервных требований, 2) повышение учетной ставки процента и 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

3.Инструменты денежно-кредитной политики .

Проводником ДКП является ЦБ, который располагает набором средств, часто называемые инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки.

Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно использоваться по отдельности. Напротив, обычно используется сразу два инструмента или более, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия такого рода часто называют комплексной политикой.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные).

Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция - предотвратить "перегрев"конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема, или снизить темпы инфляции.

По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на

административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные

инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране, как это было в России в 1998 г.).

Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются:

а) установление обязательной нормы резервирования;

б) регулирование официальной учетной ставки;

в) операции на открытом рынке.

Нормы резервирования означают, что КБ обязаны держать определенную часть привлеченных депозитов в ЦБ. ЦБ играет роль резервного финансового института страны и может использовать накопленные таким образом ресурсы для поддержания стабильности финансовой системы, страхования определенной части вкладов и предоставления кредитов КБ в чрезвычайных обстоятельствах. Изменение норм резервирования - один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впервые нормы обязательных банковских резервов были введены в США в 1863 г. Они выполняют две основные функции: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент жесткого регулирования, и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку ЦБ все большее предпочтение отдают более гибкому инструменту регулирования.

Как правило, нормы резервирования дифференцируются по степени "денежности" различных компонентов денежной массы. В большинстве случаев на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервирования по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и в такой политике могут быть исключения. В ряде стран (Великобритания, Италия, Южная Корея) в последние годы действовали единые нормы резервирования. Нормы резервирования неодинаковы в разных странах. Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В России также достаточно высокая норма резервных требований (в 90-е гг. она колебалась от 22 до 16%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды норма резервных требований на прирост банковских депозитов повышалась до 100%. В Японии, напротив, норма резервирования в последние годы составляла 2,5%. Банк Англии, который практически не использует данный инструмент денежно-кредитной политики, устанавливает норму на уровне 0,45% объема обязательств в КБ1. Политика установления норм резервирования в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы утратила свое значение.

В большинстве стран все большую роль начинает играть такой инструмент, как операция на открытом рынке. В России таким инструментом пока остается ставка рефинансирования (учетная ставка).

Учетная ставка - это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды КБ. Официальная учетная ставка - ориентир для банковских ставок по кредитам. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Именно поэтому политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов. Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. При определенных условиях участники финансового рынка могут скупать иностранную валюту, как это неоднократно наблюдалось в России, особенно в периоды обострения финансового кризиса в 1998 г., что вынуждает ЦБ еще выше поднять ставку рефинансирования. Так, в мае 1998 г. ЦБ России повысил ее с 42 до 150%, но через неделю, когда спрос на валюту резко сократился, понизил до 60%. Понижение учетной ставки удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, уменьшению их предложения, росту рыночного курса.

Таким образом, учетная политика ЦБ представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность КБ посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Операции на открытом рынке представляют собой куплю-продажу ЦБ государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих векселей. Посредством них ЦБ воздействует на ликвидность банковской системы (количество денег в обращении) и процентные ставки. Продажа векселей и облигаций влечет за собой уменьшение денежной массы и падение процентных ставок; покупка имеет противоположный эффект. Операции на открытом рынке - наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, на экономику. Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования. Однако операции на открытом рынке имеют и слабые стороны. Во-первых, когда ЦБ продает ценные бумаги, многое зависит от того, покупают ли их банки и частные лица. Если их покупают банки, то воздействие на их коэффициент ликвидности будет незначительным, поскольку большинство таких ценных бумаг относится к ликвидным активам. Во-вторых, важно, насколько близко к минимально допустимому уровню банки поддерживают свой коэффициент ликвидности. Если коэффициент ликвидности банка близок к минимально допустимому уровню, то ему придется сократить суммарные депозиты или ссуды. Если же разрыв достаточно велик, то, чтобы повлиять на банки, потребуется продать ценные бумаги на огромные суммы. В некоторых странах были времена, когда банки поддерживали очень высокий уровень ликвидных активов именно для того, чтобы помешать правительству использовать вышеописанный метод.

Рассмотренные инструменты не исчерпывают арсенал денежно-кредитного регулирования экономики. В некоторых странах ЦБ прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам КБ, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетания денежно-кредитных инструментов зависит, прежде всего, от задач, которые решает ЦБ на том или ином этапе экономического развития.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой монетарная (кредитно-денежная) политика государства?

2. В чем состоит специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями относительно монетарной политики государства?

3. Что является высшей целью государственной денежно-кредитной политики?

4. Каким образом дифференцируются инструменты денежно-кредитной политики?

5. Какие виды монетарной политики различают?