Что такое диверсификация. Диверсификация (Diversification) - это

Диверсификация производства - одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производства и услуг, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.

Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития собственного бизнеса, но и для направления их на освоение новых видов продукции, создание новых видов производств и оказание всевозможных услуг .

В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объёма продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.

В условиях перехода страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано со стремлением хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.

В настоящее время большинство зарубежных концернов (JВМ, Сосасоlа и др.) широко диверсифицированные предприятия.

Основная опасность для стратегии диверсификации заключается в распылении сил, поэтому ее могут проводить крупные организации, обладающие большим потенциалом.

Диверсификация производства способствует:

Большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;

Более полному использованию ресурсов предприятия;

Наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами;

Проведению антимонопольной политики.

Многие промышленные предприятия оказались в сложном экономическом положении только из-за того, что своевременно не осуществили диверсификацию производства. Но из этого не следует делать вывод, что диверсификация является панацеей от всех бед .

Непродуманная и экономически не обоснованная диверсификация может ещё в большей мере усугубить финансовое положение любого промышленного предприятия.

Диверсификация производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства. Для наших условий диверсификация производства наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства.

Не существует готовой формулы для определения готовности компании к диверсификации. Вообще считается, что диверсификация назрела если:

    сужаются возможности развития текущего бизнеса;

    диверсификация открывает новые возможности повышения потребительской ценности товаров или упрочнения конкурентного положения;

    можно перенести имеющиеся компетенции и возможности в другие отрасли;

    диверсификации в смежные отрасли позволяет сократить издержки производства;

    у компании есть финансовые и организационные ресурсы для диверсификации.

При разработке стратегии диверсифицированного роста целесообразно использовать три критерия:

    Критерий привлекательности отрасли. Отрасль, избранная для диверсификации, должна быть достаточно привлекательной, т.е. обеспечивать приемлемую прибыль на вложенный капитал.

    Критерий затрат на вхождение в отрасль. Затраты на вхождение в новую отрасль не должны превышать потенциальной прибыли от работы в ней. Чем привлекательнее отрасль, тем выше входные барьеры.

    Критерий дополнительных преимуществ. Диверсификация в новые направления должна повышать эффективность существующих и новых подразделений компании.

Вероятность получения дополнительного дохода возрастает если диверсификация происходит в отрасли с конкурентно значимым совпадением цепочек ценности; это позволяет снизить издержки, обмениваться технологиями и опытом, создавать ценные компетенции и возможности и эффективно использовать имеющиеся ресурсы (например, репутацию брэнда).

На оптимальный результат можно рассчитывать при соответствии всем трем критериям .

Имеются два главных типа диверсификации :

– связанная – представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии);

– несвязанная диверсификация - новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.

Родственными (связанными) считают те компании, у которых существуют конкурентно значимые совпадения видов деятельности, образующих их цепочки ценности.

В эмпирических исследованиях родство отраслей определяется по сходству технологий и рынков. Это сходство делает акцент на родстве на операционном уровне – в производстве, маркетинге и дистрибуции – тех видах деятельности, где экономия от обобществления ресурсов невелика и сопряжена с большими управленческими затратами. А наоборот, один из самых важных источников создания стоимости в диверсифицированной фирме – способность применить общие управленческие возможности, системы стратегического менеджмента и процессы распределения ресурсов между различными бизнесами. Такого рода экономия зависит от наличия стратегических, а не операционных общих свойств различных бизнесов внутри диверсифицированной корпорации.

Родственная диверсификация выгодна в том случае, если между цепочками ценности компаний существует стратегическое соответствие.

Популярность родственной диверсификации неслучайна. Кроме всего прочего она позволяет распределить инвестиционные риски по разным направлениям деятельности. В дальнейшем родственные связи компаний в разных отраслях повышают эффективность управления и позволяют объединить некоторые процессы разных направлений деятельности компании.

Как уже говорилось, родственная диверсификация ведет к сокращению издержек за счет консолидации одного или нескольких звеньев цепочки ценности разных предприятий, обеспечивая эффект межфирменной кооперации. Это явление того е порядка, что и эффект масштаба производства, разница в том, что последний проявляется в снижении издержек производства на единицу продукции вследствие увеличения объемов производства или числа выпускаемых изделий. Эффект межфирменной кооперации означает снижение издержек за счет скоординированной деятельности компаний разных отраслей в одной корпорации. Эффект корпорации – одно из главных достоинств родственной диверсификации. Он возникает в ситуации, когда операции нескольких звеньев цепочки ценности нескольких предприятий выгоднее осуществить централизованно, нежели по отдельности .

Несмотря на преимущества родственной диверсификации, многие компании избирают путь неродственной диверсификации, вкладывая капитал в любую отрасль, которая представляется им прибыльной. В этом случае не требуется подбирать предприятия со стратегическими соответствиями. Достаточно, чтобы избранная отрасль соответствовала критериям привлекательности и затрат на вхождение, а третий критерий (дополнительные преимущества) играет в данном случае второстепенную роль. Нередко возможность приобрести успешную компанию служит достаточным основание для решения о диверсификации в соответствующую отрасль. Другими словами, любая компания с хорошими перспективами прибыльности, которую можно выгодно приобрести, представляет собой новое направление расширения.

Зачастую при диверсификации в неродственные (несвязанные) отрасли компания останавливает выбор на тех предприятиях, которые гарантируют быстрый финансовый рост. Компании, избравшие стратегию неродственной диверсификации, чаще всего выбирают приобретение предприятий, а не создание дочернего с нуля, потому что расширение за счет поглощения обеспечивает рост стоимости акций материнской компании. Стратегия не требует пересмотра до тех пор, пока диверсификации поддерживает стабильный рост прибыли компании, а приобретенные предприятия эффективно работают .

Диверсификация в неродственные отрасли имеет ряд преимуществ:

    предпринимательский риск распределяется по различным отраслям, т.е. компания инвестирует средства в не связанные между собой отрасли с различными технологиями, условиями конкуренции, особенностями рынков, клиентской базой. Это намного безопаснее, чем консолидация инвестиций в одной отрасли при родственной диверсификации.

    максимально эффективное использование финансовых результатов компании обеспечивается их распределением по любым отраслям, перспективным с точки зрения получения прибыли (по сравнению с ограниченным числом отраслей при родственной диверсификации). На практике это означает, что средства, изъятые из предприятий в отраслях с низкими темпами роста и сомнительными перспективами прибыли, направляются на приобретение и укрепление компаний в более успешных отраслях.

    прибыльность компании стабильнее, поскольку спад в одной отрасли в какой-то мере компенсируется подъемом в других – в идеале циклы развития отраслей, в которых работают компании, находятся в противофазе.

    чем успешнее менеджмент компании приобретает новые предприятия по выгодным ценам (при условии, что эти компании обладают существенным потенциалом), тем быстрее растет благосостояние акционеров.

Недостатки неродственной диверсификации:

    чем крупнее производственный конгломерат, тем труднее топ-менеджменту принимать адекватные решения и находить правильную стратегию для целого ряда совершенно несхожих компаний в разных отраслях и конкурентных условиях.

    без стратегического соответствия уровень прибыли всего бизнес-портфеля диверсифицированной компании не превышает суммы прибыли всех подразделений, как если бы они работали по отдельности;

    теоретически считается, что неродственная диверсификация обеспечивает более стабильный потом прибыли, поскольку работает во многих отраслях, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Однако на практике добиться работы разных отраслей в противофазе практически невозможно.

Несмотря на все перечисленные недостатки, в определенных обстоятельствах стратегия неродственной диверсификации весьма привлекательна, например, если компания хочет покинуть ставшую непривлекательной отрасль, однако не имеет такого опыта или возможностей, которые можно было бы перенести в смежную отрасль; или если владельцы по каким-либо причинам предпочитают инвестировать в несколько не связанных между собой отраслей. Обычно выбор неродственной диверсификации диктуется исключительно соображениями прибыли .

При неродственной диверсификации очень важно определить ее масштабы. В связи с этим, менеджмент должен иметь четкое представление о том, сколькими подразделениями он может управлять. Необходимо установить минимальный и максимальный уровень диверсификации: первый определяется необходимыми показателями прибыльности и роста, второй – возможностями эффективного управления. Оптимальный уровень диверсификации находится где-то между двумя этими точками.

Таким образом , диверсификация производства способствует большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка, более полному использованию ресурсов предприятия, наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами, проведению антимонопольной политики, что может помочь предприятию в кризисной ситуации.

Любой бизнес, даже самый успешный, не может функционировать в неизменном виде сколь угодно долго. Однако существует важный прием, увеличивающий устойчивость бизнес модели и значительно уменьшающий риск критических убытков под влиянием изменившихся обстоятельств. Речь идет о диверсификации.

Внешняя среда изменчива, и любая модель неизменно подвергается проверке на прочность, заставляя нас постоянно быть в курсе новых тенденций и корректировать бизнес в соответствии с трендами экономики и изменениями делового климата.

Что такое диверсификация и для чего это необходимо

Если говорить обобщенно, то это понятие, противоположное специализации . А именно – расширение ассортимента продукции и услуг, а также освоение новых рынков сбыта.

Теперь каждый должен задаться элементарным вопросом: зачем это нужно?

Ответ будет столь же тривиальным: ради диверсификации. Если вам не приходилось слышать этого слова, то его можно объяснить так: не складывайте все яйца в одну корзину .

То есть, на случай временных затруднений или системного снижения рентабельности одного сегмента деятельности должны существовать и функционировать альтернативные потоки, которые поддержат на плаву всю систему либо даже компенсируют убытки в испытывающей спад области.

Диверсификация бизнеса

В первую очередь рассмотрим диверсификацию производства в бизнесе. Речь не идет о расширении модельного ряда, поскольку большинство факторов риска будет с одинаковой степенью действовать на разные модели продукции одного типа.

Ассортимент должен настолько отличаться, насколько это позволяет производственная база с учетом разумного уровня вложений, необходимых для освоения выпуска нового продукта.

Пример диверсификации производства – чешский концерн «Ческа Збройовка», который, помимо профильного выпуска оружия, освоил на своем оборудовании и с использованием собственных инженерных технологий выпуск деталей для автомобильной и авиационной промышленности. Это пример горизонтальной диверсификации .

Стратегия диверсификации полезна не только для крупного бизнеса. К примеру, вы можете выбрать разные инструменты и снизить риски при инвестировании.

Но помните, что любые инвестиции семейного бюджета должны базироваться на с учетом финансовых целей. Диверсификация — лишь один из способов минимизации рисков.

Аналогичному расширению может быть подвержен ассортимент услуг. К примеру, риэлторская контора одновременно начинает оказывать услуги в сфере страхования, не связанного с недвижимостью, поскольку это позволяет ее материально-техническая и кадровая база.

Еще один важный аспект – диверсификация рынков сбыта. Это может потребовать приведения производства и услуг в соответствие с новыми стандартами либо разработки соответствующей правовой базы, получения новых сертификатов и лицензий.

В любом случае цель остается той же: снизить потери от осложнений в одном сегменте бизнеса путем создания и поддержки его альтернативных сегментов.

Большинство инвесторов знакомы с двумя основными классами ценных бумаг – акциями и облигациями.

Однако, помимо этих двух типов, каждый из нас может делать вложения и в более широкий спектр классов имущества , например, в недвижимость, сырье, золото и даже в определенные альтернативные стратегии, такие как валюты и т. д.

В результате каждый инвестор может ориентировать свой инвестиционный портфель на безопасные (облигации) и рискованные финансовые инструменты (акции, сырье, золото).

В разговоре о диверсификации с начинающими инвесторами можно ответить, что большинство понимает этот вопрос ошибочно. Например, распространено мнение, что если средства вкладываются в разные акции компаний одной страны, то это уже диверсификация. Или что если инвестировать в облигации двух соседних стран, то это тоже будет диверсификацией. Тем не менее чаще всего это не так.

Ну и самый неверный пример – это вложение в инвестиционные фонды двух управляющих компаний или банков, пропагандирующих одно и то же направление инвестиций. Да, такое разделение можно назвать диверсификацией между управляющими, однако это не обсуждаемый нами процесс в его истинном понимании.

Говоря о настоящей диверсификации инвестиционного портфеля, следует уделить внимание трем существенным вещам: риску, корреляции и доходности.

Процесс диверсификации – это метод управления рисками, при котором в портфель входит множество различных классов имущества, отличающихся отрицательной или близкой к нулю корреляцией . Лучше всего, если выбранный класс активов в долгосрочной перспективе должен будет достичь положительной доходности, однако при этом в течение короткого периода генерируемый ими финансовый поток не должен коррелировать.

Именно по этой причине предлагается включать в инвестиционный портфель не только стандартные классы имущества – акции и облигации,– но и менее распространенные его разновидности, такие как недвижимость, сырье и драгоценные металлы. Таким образом, основной элемент диверсификации – это незначительная корреляция финансовых инструментов .

Диверсификация рисков

Тем не менее, говоря о диверсифицированном инвестиционном портфеле, нельзя ожидать, чтобы его результаты были слишком впечатляющими.

Основная цель диверсификации инвестиционного портфеля – это уменьшение общего риска не в ущерб прибыльности. В то же время прибыльность инвестиций является лишь второстепенной задачей.

Смысл диверсификации рисков в том, чтобы опасность, угрожающая одной части бизнеса или одному из активов, не затронула другие части. Чем меньше пересекаются наши сегменты в различных зонах риска, тем больше безопасность.

Составление инвестиционного портфеля из активов с некоррелированными результатами уменьшает риск, поскольку в то время, как прибыль на один актив падает, на другой она, скорее всего, растет.

Рассмотрим вариант с ценными бумагами. Можно утверждать, что, вкладывая в акции, мы вносим вклад в рост экономики, однако если экономика переходит в рецессию, цены большинства акций претерпевают корректировку. В такие моменты могут выручить облигации , на которые начисляются постоянные проценты.

Но что делать, если внезапно начинает расти инфляция, происходит девальвация валют, резко подскакивает цена на нефть или в определенной части света происходит военный конфликт? В таких случаях обладание одними лишь акциями и облигациями – не лучшая альтернатива.

Скажем, при росте инфляции реальная прибыльность облигаций чаще всего отрицательная, акции не дают оптимальной страховки от резкого повышения цен, однако если мы выделим определенную часть инвестиционного портфеля на недвижимое имущество, сырье или золото, то можно ожидать более благоприятных результатов.

В качестве другого примера можно взять повышение цен на топливо. Очень часто это отрицательно сказывается на доходности компаний, поскольку увеличиваются транспортные и другие расходы, в результате чего цены на акции этих предприятий также падают. Но если в инвестиционном портфеле присутствуют энергоносители, то их подорожание порождает противовес отрицательному изменению цен на акции транспортных компаний.

Наконец, в тех ситуациях, когда появляются мысли о крахе финансовой системы, обесценивании валюты или подобных катаклизмах на рынках, большинство инвесторов направляет средства в золото с целью диверсификации.

Если у вас уже есть успешный бизнес, то возможно пора переходить в онлайн. Например, можно — аудитория в интернете и в оффлайне разная. Некоторые называют это расширением рынка сбыта, а некоторые диверсификацией, в любом случае стоит попробовать.

Для оценки эффективности бизнеса и работы персонала рекомендуем использовать KPI, про эти показатели можно прочитать .

Если вы интересуетесь финансовой аналитикой, то из статьи по адресу вы узнаете что такое EBITDA и для чего используется этот показатель.

Вывод

Диверсификация бизнеса позволяет относительно безболезненно перенести временные затруднения – перебои со сбытом, кратковременный спад спроса или цен на продукцию – а в случае долгосрочного кризиса альтернативные ответвления деятельности предприятия могут выйти на первый план и стать основой для перепрофилирования фирмы по новой стратегии.

В то же время диверсификация, особенно в случае с производством, как правило, требует дополнительных вложений – в новое оборудование, технологии, персонал. Правильное решение должно основываться на сопоставлении таковых затрат с ценой риска.

Хорошо диверсифицированный инвестиционный портфель никак не поможет избежать краткосрочных убытков , однако ясно одно: располагая портфелем широкого диапазона, т. е. с разбивкой по различным классам активов, можно ожидать приблизительно такой же или несколько большей прибыльности, одновременно уменьшив общий уровень риска . В этом должна заключаться исходная точка каждого начинающего инвестора.

Стратегия, направленная на разные стороны развития деятельности, называется диверсификацией. Если рассмотреть перевод с латыни, то из двух слов - diversus (разный) плюс facere (делать) - получится diversificatio (разнообразие). А диверсификация экономики обозначает развитие одновременно нескольких, абсолютно не связанных видов деятельности. Например, когда фирма сразу развивает и производство, и продажи.

Проникновение и слияние

Иногда этим словом обозначают крупное увеличение количества наименований или видов услуг, продукции, а также диверсификация экономики - это когда распределение средств происходит в различных по всем параметрам активах (чтобы снизить риски) и когда компания проникает в другие отрасли. Иногда диверсификация производства происходит за счёт расширения собственных мощностей или же используется метод покупки фирм, которые уже действуют на интересующих компанию рынках. Цели преследуются такие: открыть новые горизонты для процветания и роста бизнеса, снижение зависимости от единственного рынка, марки, продукта, равновесие в сезонных колебаниях цен.

Диверсификация экономики может быть связанной или несвязанной. Первая представляет собой увеличение разнообразия на новом направлении, которое имеет хотя бы малейшее отношение к первому, существующему направлению. Здесь используются уже достигнутые преимущества, что для развития бизнеса является большим плюсом: рост прибыли и минимизация рисков. Несвязанная диверсификация - это перевод компании в новую область, совсем иную, отличающуюся от существующей во всём. Здесь должны применяться абсолютно новые технологии и особая маркетинговая деятельность. В итоге компания становится многоотраслевой, чьи составные части могут совсем не иметь функциональных связей.

Ресурсы

Диверсификация производства проводится либо с использованием только внутренних ресурсов, либо привлекая сторонние. В первом случае открываются новые производственные участки, налаживаются дополнительные направления сбыта посредством использования посторонних производителей и их продукции. Это внутренняя диверсификация. При внешней - цели диверсификации меняются. Подразделения создаются вне существующего предприятия за счёт кросс-продаж, слияний или приобретения других фирм.

Диверсификация - это настолько широкое понятие, что можно говорить о разных видах деятельности. Различаются помимо производственных диверсификаций продукции и инвестиций, конгломератная и концентрическая, а также горизонтальная. Все виды диверсификации надо было бы рассмотреть более подробно. Во всяком случае, все они одинаково характеризуются переходом от односторонней производственной структуры к многопрофильности.

Методы диверсификации

Когда устанавливаются различающиеся цены на один и тот же товар или на всю товарную группу - это значит, что цены диверсифицируются. А если капитал рассредоточен между разными объектами вложений, экономические риски значительно снижаются, и значит - капитал диверсифицирован.

Если на производстве массированно развиваются маркетинг или технологии (или и то, и другое одновременно) с целью внедрения услуг или товаров, создания новых производств, тесно связанных с уже принадлежащими производству товарами или услугами, то такой процесс называют концентрическим. И наоборот, если внедряемые товары и услуги, создаваемые бизнес и производства никаким образом не связаны с выпускаемой продукцией, - то горизонтальным.

Россия

Диверсификация российской экономики в данный момент - главное условие для выживания страны. Много сейчас происходит в мире того, что является тревожными звоночками, например, Китай вдруг в 2011 году значительно сократил экспорт редкоземельных металлов. Если учесть, что эта страна обеспечивала девяносто процентов всех поставок этого продукта, необходимого для оборудования телекоммуникационного, компьютерного и оборонного.

Так можно поставить на колени многие отрасли мировой промышленности, обеспечивающие безопасность стран. Так же происходило в Ливии, когда Соединённые Штаты Америки нарушили договор и не поставили туда огромные суммы отпечатанных бумажных денег (Ливия сама их никогда не изготавливала). Естественно, золото, которым было за это уплачено, пошло на поддержку гражданской войны против Муаммара Каддафи. Так же точно во многих случаях поступают и с нашей страной (вспомним многострадальные "Мистрали" и постройку трубопроводов). Но самое плохое даже не это.

Мнения

Экономисты близкие к власти не устают повторять, что за нефтедоллары страна может приобрести буквально всё и развитие внутреннего производства - дело абсолютно лишнее, ибо нерентабельное. Они считают ошибкой высокий налог на нефтедобычу, поскольку это противоречит выкладкам экономической науки. Приводятся в пример США, где более всего производится исследований и разработок именно в нефтегазовом секторе, которые замещают даже военную промышленность в этом плане. Также Норвегия имеет большой стабилизационный фонд на случаи падения рынка. Якобы не обойтись без такой диверсификации структуры национальной экономики, которая не станет тратить деньги по-глупому, развивая военно-промышленный комплекс.

Относительно рентабельности вложений авторы таких идей, конечно же, правы. Явно недофинансируется медицина и образование, а это будущее нашей страны. Но нужно понимать, что Россия не находится в безвоздушном пространстве, где нет ни одной милой и дружелюбной страны поблизости, которая бы окружала нас военными базами и устанавливала не только радиолокационные станции по всему периметру границ, но и ракетные установки. К сожалению, дело обстоит не так, у нас есть окружение. И, надо признать, недостаточно милое, чтобы не рассматривать ситуацию с точки зрения государственной политики. Данные предложения направлены на подрыв безопасности страны - и продовольственной, и экономической, и военной. Разумеется, диверсификация отраслей экономики в России идёт полным ходом, и это достаточно болезненный процесс.

Вспомнить

В течение двух десятилетий с начала 90-х годов именно предлагаемый "естественный отбор" и происходил в российской экономике: о российском производителе заботиться перестали, государство его не только не поддерживало, но и не защищало (за исключением, наверное, только "Автоваза"). В итоге продовольственная безопасность была потеряна, и теперь с огромным трудом её тщатся восстановить.

Продовольственный импорт достигал восьмидесяти пяти процентов. Сейчас действует программа импортозамещения, которая, естественно, пока далека от рентабельности. Сталин, обращаясь к съезду, говорил, что авиастроения у нас не было, а теперь есть, автомобилестроения не было, а теперь есть, тракторостроения не было, а теперь есть, энергетики не было, а теперь есть. Что может сказать народу власть 90-х? "Ура, у нас было авиастроение, а теперь его нет..." И далее по всем пунктам. Фактически сейчас мы доедаем остатки ещё советской инфраструктуры.

Выход

Во-первых, нельзя, просто категорически нельзя поручать экономику России торговцам. По аллегории - изгнать из храма. Иначе государство ожидает гибель, поскольку действуют они сугубо ради экономической выгоды, причём - сиюминутной, и для этой цели не побрезгуют ничем, даже ослаблением родного государства. Впрочем, о родственных связях с ними говорить тоже бесполезно. Кабинету Гайдара прибыль - мама. В сложившейся ситуации диверсификация экономики просто необходима, чтобы не оказаться на месте Ливии, Сирии, Ирака и так далее - много примеров.

Необходима защита внутреннего рынка барьерами - и тарифными, и нетарифными, -чтобы начать индустриализацию-2. Цели диверсификации такого плана вполне понятны: предприятия внутри России должны достигнуть не менее восьмидесяти процентов производства промышленных, продовольственных товаров и также средств производства. Необходимо снизить зависимость на товарных рынках от внешней конъюнктуры, чтобы повысился экономический рост страны. Также необходимы ограничения на все капитальные операции с валютой (Бразилия это сделала и оказалась права, Китай так поступал, поступает и наверняка будет поступать). Укрепляется курс национальной валюты, уменьшается внешняя зависимость на рынках спекулятивного капитала.

Модернизация и инновации

Самая актуальная на сегодняшний день задача России - диверсификация производства, это необходимость для всех стран, которые зависят от экспорта недр. Полезно рассмотреть удачно диверсифицированные экономики таких стран, как Чили, Малайзия, Индонезия. Главное, чтобы заявления о стремлениях возрождения самостоятельности страны не остались голословными. Богатые страны первой волны индустриализации, перешедшие в постиндустриальный период, не могут служить нам примером, да и не смогут никогда. Отправные данные разные. А вот реально преуспевшие развивающиеся страны, как вышеперечисленные, примером послужить могут. Их мало, и у них до сих пор достаточно много экономических проблем, но тем они и интересны.

Экономика, которая основывается на экспорте именно минеральных ресурсов, сильно отличаются от экономик-экспортёров других сырьевых товаров. У них достаточно слабые связи с другими секторами производства, высоко концентрированная природная рента, которую с них получают более всего налоговыми поступлениями, и очень-очень мало рабочих мест. Особенно это касается нефтегазоресурсов. И вовсе не так уж очевиден вопрос, что единственно приемлемый вариант развития страны, погрязшей в зависимость от экспорта нефтепродуктов, это диверсификация. Существуют альтернативы: расширение инвестирования экспортных доходов за рубежом, а ещё - то самое регулирование объёмов добычи для управления глобальным рынком, которое началось теперь.

Аргументы "за" и "против"

В пользу диверсификации прежде всего выступает подтверждённые сугубо эмпирическими исследованиями зависимости между перспективой долговременного роста экономики и методами диверсификации. Развивая промышленность, страна активизирует все межотраслевые связи, стимулируется предпринимательство, создаются предпосылки для увеличения торгового оборота и внутри страны, и с другими странами.

Конечно, само понятие "диверсификация экономики" может стать ответом на любой из поставленных вопросов. Но ситуация достигла предела в зависимости России от экспорта ресурсов, проблемы рвутся из этого порочного круга, и уже сейчас выход из этого положения требует несказанной политической воли и огромных продолжительных усилий. Итак, примеры.

Малайзия

Эта страна всегда довольно успешно добывала олово, каучук и лес, где обзавелась к моменту диверсификации экономики довольно хорошо развитой инфраструктурой. Ещё из преимуществ, которые достаточно разнообразны: очень удобное для экспорта географическое положение, хороший климат и огромное количество портов. Когда бюджетную политику удалось сбалансировать, появилась возможность направлять большие объёмы инвестиций в восстановление лесов и развитие земель, а также на поддержку инфрастуктуры: энергоснабжения, связи, транспорта. К середине 70-х правительство перестало ориентироваться на экспорт промышленности, которая была основана на дешевизне рабочей силы.

Труд в Индонезии стоил крайне мало, законодательно минимум заработной платы не был закреплён даже в экспортных областях, а профсоюзы бездействовали, поскольку на их деятельность властью были наложены ограничения. Макроэкономика тоже поддерживала снижение зарплат. Девальвация позволила ещё удешевить производственные траты. Ряд программ, запущенных с целью поддержать экспортные отрасли экономики, значительно повысили конкурентоспособность всех товаров. Программы касались кредитования, налоговых льгот, государственного субсидирования исследований и продвижения товаров. Таким образом, Малайзия значительно упрочилась на мировом рынке, значит, диверсификация экономики регионов удалась.

Индонезия

Этой стране помогла диверсификация экономики, направленная на активнейшее стимулирование сельского хозяйства при невероятно быстром развитии и нефтяной отрасли, значительные части доходов от которой направлялись на конкретные цели. Это и разработка и введение в оборот высокоурожайных сортов риса, и производство удобрений и реализация их на внутреннем рынке с высокими льготами, и развитие инфраструктуры на всех сельскохозяйственных территориях страны.

Сельское хозяйство быстро приспособилось кормить население дёшево и разнообразно, число промышленных работников всё росло, и к 80-м годам Индонезия смогла начать работу по развитию промышленного производства. При всём этом уровень госрасходов жёстко контролировался (да и теперь!), поэтому правительство аккумулировало весьма значительные финансовые резервы. А чтобы поддерживать торговый баланс на положительном полюсе, правительство Индонезии неоднократно не брезговало девальвацией национальной валюты, не нарушая относительно свободный торговый режим.

Чили

Чили не экспортирует по-крупному, как Малайзия и Индонезия, свои промышленные товары, но экономика значительно диверфицировалась посредством экспорта сырья с добавленной стоимостью (и без того не маленькой). Это удалось, поскольку чилийская ресурсная база отличается высоким уровнем развития. Плюс к тому, разработанная правительством Чили экономическая стратегия была нацелена на нивелирование колебаний внутри глобальной конъюнктуры: накапливая значительные резервы в те годы, когда стоимость экспортируемого сырья была высокой, Чили активно расходовала накопленное при падении цен мирового рынка.

Бизнес-климат в стране значительно улучшился: условия для предпринимателей очень хороши, в рейтингах Чили традиционно занимает верхние места в этой области. Также там очень хорошо развито партнёрство между государством и предпринимателем, множество частно-государственных предприятий успешно функционируют, особенно в экспортном разделе экономики. Мелкие производители пользуются как информационной, так и финансовой поддержкой, таким образом государство помогает им выйти на мировой рынок. Развивается практика производственных кластеров, куда привлекается и малый, и средний бизнес.

Стратегия развития экономики России на ближайшее десятилетие до 2010 года с целью удвоения валового национального продукта (ВНП) определена как диверсификация отраслевой промышленности, строительства, транспорта, АПК и сферы производственной и социальной инфраструктуры. Доставшийся в наследство от Советского Союза 70-летний «перекос» в структуре экономики в современной новой России мы должны исправить в ближайшее 20-30 лет.

Стратегической задачей новой экономики России является обеспечение высоких устойчивых темпов ее роста и сокращение разрыва уровня экономического и социального развития с ведущими странами Запада.

В данной статье представлены некоторые теоретические аспекты диверсификации российской экономики на основе анализа научных статей в журналах «Вопросы экономики», «Экономист» и «ЭКО».

Диверсификация – основа структурной модернизации экономики России

Экономика России нуждается в модернизации, иначе говоря, в диверсификации. Диверсификация (лат. Diversification – изменение, разнообразие) – одновременное развитие многих, не связанных друг с другом, видов производства и услуг; государственная политика, направленная на создание современной структуры народнохозяйственного комплекса; комплексное многоотраслевое развитие; расширение ассортимента и модификаций одной и той же продукции.

Диверсификация деятельности корпораций и фирм (предприятий) на рынках товаров (потребительских, производственно-технических и т.д.), производство и реализация которых не связаны с их основной специализацией, является стратегической целью управления маркетингом.

Корпоративная стратегия диверсификации – это программа действий компании на рынке, направленная на развитие всех сторон ее деятельности в целях снижения риска, возможных потерь капитала.

Подобная стратегия позволяет не только снизить финансово- экономические риски за счет их распределения по дифференцированным направлениям сегментации рынка и позиционирования товаров, но и повысить социально-экономическую эффективность предприятия. Следовательно, фирмы, осуществляющие стратегии диверсификации, должны очень внимательно отслеживать взаимосвязь различных направлений производственно-коммерческой деятельности.

Важным условием для диверсификации является рыночное и управленческое соответствие.

Рыночное соответствие возникает тогда, когда отдельные звенья различных производств и торговли используются одними и теми же потребителями, когда их продукция распределяется через общие дилерские и розничные сети. Рыночное соответствие создает условия для передачи опыта по продаже товаров, их продвижения на рынок, рекламе в области диверсификации продукции. Кроме того, оно позволяет фирме экономить на маркетинге, сокращать издержки по продаже и распределению товаров.

Управленческое соответствие возникает тогда, когда различные производственные и торговые звенья имеют схожие проблемы в организации производства, управлении персоналом или в области продвижения и сбыта продукции, что позволяет передать управленческий опыт от одного звена к другому.

Использование фирмой стратегии диверсификации становится ее конкурентным преимуществом при условии высокого уровня взаимодействия руководящего состава компании, ее отделов и подразделений.

мость подъема российской экономики. Основной задачей Правительства РФ является обеспечение высоких устойчивых темпов роста экономики страны и сокращение разрыва уровня экономического развития с ведущими странами Запада.

Актуальность задачи подтверждается анализом важнейших качественных показателей. Так, в структуре ВВП России существенная доля приходится на сырьевые отрасли. В первую очередь, на отрасли топливно- энергетического комплекса и металлургию. Такое положение отражается и на структуре российского экспорта, показатель которого только по товарным операциям, связанным с нефтью, газом, металлами и лесоматериалами, составляет около 60%. В то же время показатели роста самих этих отраслей в последнее время не очень высоки: рост производства нефтяной промышленности в 2004 г., по сравнению с 2002 г., колеблется около 8%, газовой – 4%, черной металлургии – немногим больше 2%. Их динамика близка к своему пределу. Такие отрасли не могут гарантировать в долгосрочном периоде необходи

Отставание России в сфере развития новой экономики возникло в 70-е гг. ХХ в. из-за невнимания к новым тенденциям мирового развития. Попытки в начале 80-х годов изменить ситуацию к лучшему не носили системного характера и не увенчались значительным успехом. В то же время, отставание в распределении и использовании высоких технологий означает не только снижение международной конкурентоспособности частного сектора, но и в отставании в качестве предоставленных услуг для общества и граждан, темпах роста человеческого капитала, экономического роста страны, и, как следствие – угрозу остаться на периферии нового информационного общества и наукоемкой экономики.

Речь идет о формировании нового облика страны под воздействием интенсивных процессов создания и распределения знаний и их проникновения во все сферы жизни общества.

Ключевыми факторами в данном случае являются усиление влияния научной и инновационной деятельности, образования, наукоемких и информационных технологий на экономику, государство и общество и обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования.

Можно перечислить ряд положительных моментов диверсифицированной новой экономики:

Во-первых, создание новых рабочих мест. Новые технологические и экономические изменения позволили создать в 1990-х гг. большое количество рабочих мест, включая приблизительно 1,5 млн. дополнительных в области обслуживания информационных технологий. Развитие новой экономики позволяет остановить и «утечку мозгов».

Во-вторых, рост экспортного капитала. Увеличение доли результатов интеллектуальной деятельности в объеме экспорта является крайне желательным для России.

В-третьих, сокращение производственных издержек. Новая экономика позволяет преодолеть территориальную удаленность и дает гораздо больше информации об участниках рынка; предприятия оказываются гораздо ближе друг к другу и к потребителю. Это позволяет сократить производственные издержки, например, расходы на персонал, складские помещения.

В-четвертых, развитие малого и среднего бизнеса. По статистике, малые предприятия, использующие в своей деятельности Интернет, развиваются на 50% быстрее, чем те, которые не используют его. Подсчеты показали, что введение элементарных форм уплаты налогов в США позволяет сэкономить в сфере малого бизнеса более 1 млрд. долл.

В конечном итоге влияние развития диверсифицированной новой экономики на государство выражается в следующих позитивных переменах: повышении конкурентоспособности экономики; обеспечении нового качества человеческого капитала; создании эффективного государственного управления, отвечающего требованиям граждан; формировании базы для развития гражданского общества.

Таким образом, в настоящее время в России эффективное использование потенциала социально-экономических условий и факторов, связанных с диверсифицированной новой экономикой, выступает одной из необходимых предпосылок достижения устойчивости и качества экономического роста.

Во всех программах средне- (1998-2000 гг.) и долгосрочного (2001-2010 гг.) периодов, разрабатываемых и принимаемых российским правительством в течение всего периода реформ, обращалось внимание на вопросы структурной и инвестиционной политики. Решение их традиционно рассматривалось с позиций двух основных концепций – правительственной (либеральной) и альтернативной – структурно-модернизационной. Согласно первой концепции, исходящей из либерализации цен и приватизации государственной собственности, основное внимание уделялось подавлению инфляции, провоцируемой процессами разукрупнения монополий и «свободной цены», мерами жесткой денежно-кредитной и финансовой политики в условиях режима открытой экономики, минимального государственного вмешательства, использования для решения государственных проблем «валютной группы отраслей» и валютных заимствований.

Вторая концепция в качестве первоочередной ставила задачу обновления технологий, структурной и инновационной перестройки экономики. В ней опора делалась на внутренний и внешний рынок, рост потребительского спроса, расширение экспортного потенциала. Концепция предполагала сохранение достаточно активной роли государства в определении целей и приоритетов развития страны, его задач в формировании крупного национального капитала как стратегического инвестора и гаранта сохранения ключевых систем жизнеобеспечения населения.

В аналитических работах РАН четко указывалось на возможные изъяны и неизбежные негативные последствия реформ по программам либеральной концепции и предлагались разработки в соответствии со второй концепцией.

Вкратце охарактеризуем, к чему привел нас российский вариант развития по рыночной схеме «Вашингтонского консенсуса». Если общая численность населения мира за ХХ столетие возросла почти в 4 раза, имея среднегодовые темпы прироста за 1900-1913 гг. 1,0%, а за 1991-2000 гг. -1,4%, развитые страны – соответственно в 2,4 (1,2 и 0,6%), США – 3,6 (1,9 и 1,2%), то численность населения России возросла всего в 2,1 раза при среднегодовых темпах прироста в начале прошлого века (1900-1913 гг.) 2,0%, которые в годы последнего десятилетия снизились до 0,3% (табл. 1).

За прошедшее столетие изменение такого показателя, как ВВП на душу населения, было следующее: для всего населения мира он возрос в 4,7 раза (с 0,5 до 3,9 тыс. долл.). В России этот показатель возрос всего в 4 раза (с 2,2 до 8,7 тыс. долл. на душу населения, табл.1).

Изменение относительных показателей экономического развития России и стран мира было следующим. Доля России в мировом производстве ВВП сократилась с 5,75% в 1990 г. до 2,6% в 2000 г., доля продукции промышленности – соответственно с 9,46 и 10,0 до 4,47%, сельскохозяйственной продукции – с 4,94 и 2,95 до 2,02%. Эти процессы сопровождались снижением уровня производительности труда за последнее десятилетие более чем в 1,4 раза. Доля товарного экспорта в ВВП России, сохранявшаяся на протяжении всего столетия на уровне 8,6-7,8%, за последнее десятилетие резко возросла более чем в 4,5 раза и к 2000 г. стала равна 35,7% (табл. 2).

Таблица 1

Основные показатели развития стран в ХХ в.

Численность населения, млн. человек

Развитые страны Запада

Германия

ВВеликобритания

Развивающиеся страны

ВВП, млрд. долл. (в ценах по ППС 2000 г.)

Развитые страны Запада

Германия

Великобритания

Темп прироста ВВП,%

Таблица 2

Относительные показатели развития России и стран мира в ХХ в.

Показатели

Россия в мировом производстве (в %):

Продукция промышленности

Сельскохозяйственная продукция

Товарный экспорт в ВВП

Развитые страны мира

Западная Европа

Факторы и пути диверсификации

В течение последних лет в стране складывается благоприятная макроэкономическая ситуация. Одновременно с относительно высокими темпами роста удалось достичь значительного снижения инфляции, повышения доходов населения. Лидерами роста стали не только отрасли, ориентированные на внешний рынок, прежде всего сырьевые, но и подразделения инфраструктуры, пищевая промышленность, торговля и строительство. Все большее значение в экономике приобретают отрасли, производящие услуги, на долю которых приходится 54% ВВП. Вместе с тем, некоторые внешние и внутренние факторы, благоприятно воздействовавшие на экономику (эффект импортозамещения после кризиса 1998 г., ослабление национальной валюты и др.), уже не оказывают положительного прежнего влияния. Часть из них нестабильна и мало связана с усилиями правительства (цены на нефть). Россия существенно зависит от своего сырьевого сектора, при этом в перспективе он не сможет обеспечивать высокие темпы роста.

В настоящее время сократилась доля высокотехнологичных отраслей. Сравнение структуры промышленности 1992 и 2002 гг. показывает, что доля машиностроения снизилась с. 23,8 до 20,9%, легкой промышленности – с. 5,2 до 1,7%, а нефтедобывающей промышленности повысилась с 9,9 до 11,2%, цветной – с 7,3 до 10,9%, черной металлургии – с 6,7 до 8,1%. Однако даже при положительных темпах роста в последние годы ни в одной отрасли промышленности уровень производства не достиг показателей 1990 г. наибольшее падение зафиксировано в промышленности строительных материалов, машиностроении, в легкой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях. Относительно меньший спад производства затронул отрасли ТЭК, первичной переработки и экспорта ресурсов. В них наблюдаются и наибольшие темпы роста производства.

Вместе с тем, ряд проблем может усложнить диверсификацию экономики. Основные инвестиции и финансовые накопления сосредоточены, как правило, в экспортно-ориентированных отраслях. Приток капитала в развитие отраслей, определяющих современную (постиндустриальную) структуру экономики в России, недостаточен. Напротив, все больше закрепляется неэффективная структура экономики, ориентированная на производство продукции с низкой добавленной стоимостью. Недостаточно развита инфраструктура, необходимая для нормального функционирования экономики. В первую очередь это относится к транспортной инфраструктуре, телекоммуникациям. Банковская система России не обеспечивает должных условий для роста сбережений и трансформации их в инвестиции в эффективные сектора. Фондовый рынок недостаточно развит, среди голубых фишек в большинстве случаев присутствуют предприятия топливно-энергетического сектора.

Существует два основных подхода к совершенствованию структуры экономики

Первый (горизонтальные меры) предусматривает создание устойчивых институтов для функционирования экономических агентов, формирования благоприятного инвестиционного климата, сокращение вмешательства государства в экономику, поддержание конкуренции на рынках. Эти меры направлены на улучшение положения всех экономических агентов. Прямое вмешательство государства в отношения экономических агентов допускается только для поддержания и стимулирования конкуренции.

Второй подход (вертикальные меры) предполагает проведение активной государственной политики по изменению структуры экономики, ее совершенствованию на основе стимулирования, в том числе финансового, отдельных отраслей и предприятий. Указанные меры ставят одни группы экономических агентов в более благоприятные условия по сравнению с другими.

В чистом виде ни один из указанных подходов не решает задачу диверсификации структуры экономики. Горизонтальные меры сами по себе не позволяют в среднесрочной перспективе изменить относительные доли секторов в ВВП: они одинаково воздействуют и на несырьевые, и на сырьевые сектора. И только при высоком уровне изъятия природной ренты сырьевые отрасли в долгосрочной перспективе становятся менее привлекательными.

Постановка задачи ускоренной диверсификации требует более активного вмешательства государства. Только адекватное применение механизмов такого вмешательства в рамках рыночной экономики способно, не нарушая конкурентную среду, диверсифицировать экономику путем ускоренного развития не сырьевых секторов. Именно здесь сосредоточено большинство рисков политики активной диверсификации.

Механизмы диверсификации в среднесрочном периоде

В качестве основных механизмов, способных оказать заметное стимулирующее воздействие на развитие несырьевых производств, необходимо назвать прежде всего: совершенствование налоговых и таможенных механизмов изъятия природной ренты; создание системы поддержки экспорта; развитие сельскохозяйственного производства; поддержку малого бизнеса.

Совершенствование налоговых и таможенных механизмов изъятия природной ренты

В настоящее время уровень изъятия абсолютной природной ренты достаточно высок, поэтому прямое повышение налога на добычу природных ресурсов может привести к сокращению производства, выдавливанию с рынка предприятий с худшими условиями добычи. Вместе с тем, необходимость увеличения рентных изъятий у компаний с относительно лучшими условиями добычи очевидна. Это вопрос не только увеличения финансовых поступлений в бюджет, но и выравнивания нормы отдачи на капитал в сырьевых и несырьевых отраслях.

Одновременно может произойти вывод средств в страны с более эффективными условиями ведения хозяйственной деятельности. Грамотное же применение фискальных механизмов, наряду с другими инструментами, стимулирующими инвестиции в высокотехнологические отрасли, будет способствовать не только изменению структуры внешних инвестиций, но и диверсификация активов компаний сырьевых отраслей по видам деятельности.

Механизмы изъятия природной ренты могут включать как налоговые, так и таможенные тарифные механизмы. Возросшие в результате совершенствования налоговых и таможенных механизмов поступления могут частично компенсировать временное сокращение налоговых доходов бюджета, образовавшееся из-за уменьшения общей налоговой нагрузки.

Создание системы поддержки экспорта

О большой зависимости экспортных доходов России от конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары свидетельствует высокая доля энергетических ресурсов в объеме экспорта (54%). Для обеспечения стабильности экспортных доходов при реализации мер по поддержке экспорта необходимо ориентироваться, прежде всего, на повышение доли высокотехнологичной продукции в экспорте.

К первоочередным мерам по поддержке экспорта необходимо отнести следующие:

Во-первых, создание системы страхования экспортных контрактов на поставку продукции перерабатывающей промышленности. Это позволит избавить экспортеров от страховых рисков и будет гарантировать покупателю российской продукции надежные поставки.

Во-вторых, формирование системы гарантирования экспортных кредитов. Предоставление государственных гарантий по кредитам под долгосрочные экспортные контракты благоприятно скажется, прежде всего, на обрабатывающих отраслях. Предприятия же сырьевых отраслей имеют доступ к относительно дешевым мировым кредитным ресурсам ввиду своих размеров и хорошей кредитной истории.

В-третьих, расширение практики предоставления связанных кредитов. Финансовая помощь другим странам может предусматривать поставку экспортерам государства-донора товаров и услуг государству реципиенту. Россия осуществляет довольно масштабную финансовую и техническую помощь странам-реципиентам, в первую очередь странам СНГ. Представляется целесообразным перевести большую часть этой помощи в категорию связанных кредитов.

Развитие сельскохозяйственного производства

Российское сельское хозяйство испытывает острую нужду в инвестиционных ресурсах для обновления и модернизации основных фондов. До сих пор полностью не проведена земельная реформа в той части, которая касается передачи сельскохозяйственных угодий в частную собственность, не решены задачи повышения доступности и безопасности продовольствия для российских граждан, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, используемых в агропромышленности и рыбохозяйственном комплексах, поддержки развития сельской местности.

Сегодня перед правительством стоят задачи создания максимально благоприятных условий для разрешения рыночных отношений в сельскохозяйственном секторе, повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и как следствие – большего импортозамещения и роста экспорта этой продукции. Для решения такой задачи необходимо провести следующие меры.

Осуществить разработку пакета документов для реализации земельного законодательства. К сожалению, законодательная работа в этой области идет крайне медленно, хотя нормативные документы должны стать фундаментом построения цивилизованных экономических отношений.

Завершить приватизацию в агропромышленном секторе, сократить в нем количество государственных предприятий и организаций. Решение данной задачи является основополагающим для развития рыночных отношений в сельском хозяйстве, поскольку государственные предприятия в этой отрасли ослабляют конкуренцию.

Снять правовые ограничения на осуществление вертикальной интеграции в аграрном секторе. Эта мера направлена на создание стимулов к укрупнению сельскохозяйственных предприятий, что означает снижение риска функционирования предприятия в отрасли и обеспечивает возможность появления крупных инвесторов.

Содействовать экспорту российской продукции, устранить административные и рыночные барьеры в торговле, осуществить гармонизацию стандартов и разработать систему сертификации продукции на уровне международных требований.

Обеспечить правовое и организационное содействие формированию рыночных институтов и инфраструктуры, в частности, системы складских расписок, бирж, страхования рисков в сельскохозяйственном производстве, созданию саморегулируемых организаций в аграрном секторе.

Улучшить разработку механизма оперативного регулирования основных рынков продукции агропромышленного комплекса, регламентацию механизмов рыночных интервенций, что явится важным шагом к сглаживанию сезонных и циклических колебаний рынка сельскохозяйственной продукции.

Провести работу по совершенствованию единого сельскохозяйственного налога (использование чистого дохода в качестве базы налогообложения и введение добровольности использования налога большинством товаропроизводителей), что позволит снизить налоговую нагрузку на сельскохозяйственных производителей.

Поддержка малого и среднего бизнеса

В диверсификации структуры экономики исключительная роль отводится стимулированию и поддержке частной предпринимательской инициативы. Предприятия малого и среднего бизнеса несут в себе огромный инновационный потенциал. По этой причине получили динамичное развитие контрактные отношения между крупным и малым бизнесом, обеспечивающие достижение синергетического эффекта от совместной деятельности. Причем это актуально не только для высокотехнологичных отраслей. Реализация таких контрактных отношений дает положительный эффект во всех отраслях экономики.

Для решения наиболее острых проблем малого бизнеса в ближайшее время необходимо:

  • Упростить налоговый учет и отчетность. Сложная отчетность приводит к дополнительным издержкам, не оказывая существенного влияния на поступления от налоговых сборов.
  • Разработать и внедрить упрощенную систему налогообложения для среднего бизнеса (по типу упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса, но для предприятий с годовым оборотом до 50 млн. руб. и численностью работающих до 300 человек).
  • Обеспечить доступ малых предприятий к информации о наличии государственных и муниципальных объектов недвижимого имущества, его статусе, состоянии, ценах путем создания и актуализации открытых регистров производственных помещений и площадей, предназначаемых для продажи и передачи в аренду.
  • Упростить процедуры оформления соответствующих прав арендных отношений в государственных и муниципальных органах власти, а также все операции с собственностью, используемой в предпринимательских целях.

Механизмы диверсификации в долгосрочном периоде

Для успешного развития постиндустриальной экономики, основанной на знаниях, необходимо создание условий, обеспечивающих:

  • высокий уровень образования в стране;
  • динамичную инфраструктуру отрасли связи и распространения информации;
  • эффективную инновационную систему, включающую исследовательские центры, университеты и малые фирмы с рисковым капиталом;
  • экономический и институциональный режимы, стимулирующие эффективное создание, распространение и использование знаний.

Стимулирование венчурного финансирования

Активное содействие со стороны государства развитию венчурной индустрии должно быть направлено на ускорение процесса создания и капитализации инноваций в национальной экономике. Это способствует поддержанию устойчивых темпов экономического роста и формированию новых рабочих мест. Однако в развитии российской венчурной индустрии существует ряд проблем, осложняющих данный процесс:

  • Незначительное присутствие российского капитала, который мог бы стать важным фактором привлекательности российской экономики для зарубежных инвесторов.
  • Низкая ликвидность венчурных инвестиций из-за недостаточной развитости фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий.
  • Слабость экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора.
  • Медленное решение вопросов нормативно-правового регулирования формирования фондов и процесса венчурного инвестирования. В венчурной индустрии нет каких-либо специфических проблем, для решения которых потребовалось бы принятие специального закона. Они должны решаться в рамках соответствующих отраслей права и существующих законодательных актов.
  • Явно недостаточные усилия по становлению предпринимательской культуры, популярному освещению и методической поддержке венчурного финансирования как относительно нового для России и перспективного вида инвестиционной деятельности.

Развитие сферы услуг

Доля сферы услуг в ВВП составляет около 54%, что позволяет говорить о возможности ее повышения до уровня развитых стран. В 2004 г. темпы роста рыночных услуг (6,9%) опережали темпы роста промышленного производства. Но в экономике не задействован потенциал сектора услуг, который несет в себе рынок платных образовательных и медицинских услуг, способный дать импульс ускорению роста доли всей этой сферы, прежде всего за счет легализации сложившихся неформальных отношений между врачом и пациентом, преподавателем и студентом. Развитие рынка легальных платных медицинских услуг сдерживается из-за медленного проведения реформы обязательного медицинского страхования. В этом направлении в ближайшее время необходимо обеспечить страховой компании, для чего следует проработать механизм вычета из единого социального налога суммы, затраченной на добровольное медицинское страхование.

Кроме того, легализация и повышение доходов в отрасли услуг будут стимулировать ее развитие, приток новых инвестиций и кадров, повышение качества обслуживания. Это, в свою очередь, в долгосрочной перспективе положительно скажется на качестве человеческого капитала, что создаст предпосылки для развития высокотехнологичных производств.

В целях расширения образовательных услуг необходимо в долгосрочной перспективе осуществить переход от общего бесплатного высшего и среднего профессионального образования к платному профессиональному образованию для большинства студентов (за исключением особо одаренных детей) с обеспечением гарантированной государством возможности получения долгосрочного кредита на данные цели. Реализация этой меры позволит решить проблемы дефицита отдельных профессий на рынке труда, переориентации образовательных учреждений на потребности рынка. В среднесрочной перспективе необходимо развивать систему предоставления кредитов на образование, которая должна предусматривать льготные условия для военнослужащих, проходивших службу по контракту, и для талантливых детей из малообеспеченных семей.

Важно развивать предоставление образовательных услуг, в том числе на основе реализации соответствующих программ технической помощи развивающимся странам и странам третьего мира, заключения межгосударственных договоров о взаимном признании дипломов высшего образования, смягчения визового режима для иностранных студентов.

Развитие производственной инфраструктуры

Для успешного перехода к устойчивому развитию, уменьшению зависимости от внешней конъюнктуры и для ее диверсификации необходимо формирование мощной производственной инфраструктуры. Это позволит участникам рынка снизить свои трансакционные издержки, одновременно повысив инвестиционную привлекательность вложений в российскую экономику, усилит деловую активность.

Инфраструктура российской экономики должна развиваться при минимальном участии государства, роль которого следует ограничить созданием условий для быстрой и рентабельной реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры рыночного сектора, а в случае необходимости – законодательной поддержкой инициатив по ее развитию. С этой целью государство должно осуществить ряд мер, которые позволят ускоренными темпами развивать несырьевой сектор экономики, повышать макроэкономическую стабильность страны. Назовем основные из них:

  • Развитие законодательства в области продажи, аренды и залога земель. Ипотека земельных участков под строительство является эффективной мерой, способной активизировать рынок жилищного и коммерческого строительства.
  • Расширение сектора коммуникаций и информационных технологий, при этом важны либерализация допуска на рынок телекоммуникационных услуг, разработка эффективных механизмов защиты интеллектуальной собственности.
  • Законодательное содействие созданию кредитных бюро.
  • Ускорение реформирования естественных монополий (газовая отрасль, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, ЖКХ); развитие конкурентных рынков приведет к снижению тарифов на продукцию монополий, обеспечит свободный доступ к продукции и услугам монополистов.
  • Принятие закона о концессиях, предусматривающего, в первую очередь, возможность получения концессии на земельные участки для дорожного строительства, объекты инфраструктуры, ЖКХ.

Таким образом можно сделать вывод, что для диверсификации экономики в России практически есть все предпосылки. Во-первых, обеспечена стабильность общеэкономических условий хозяйствования, на основе которых предприятия могут осуществлять долгосрочное планирование и инвестиции в проекты с длительными сроками окупаемости. Во-вторых, те структурные реформы, которые проводятся сегодня, и те, которые запланированы на будущее, создают условия для трансформации экономики.

  1. Диверсификация – процесс долгосрочный. При этом огромную роль играют общеэкономические условия хозяйствования, их стабильность на протяжении длительного периода времени.

Среди макроэкономических условий проведения диверсификации необходимо выделить:

  • Стабильность и сбалансированность бюджета, доходная часть которого в России во многом зависит от цен на нефть. Поэтому для устойчивого развития экономики необходимо минимизировать влияние мировых нефтяных цен на доходы бюджета путем создания финансового резерва.
  • Невысокий уровень инфляции. Для активизации промышленного роста в отраслях, остро нуждающихся в инвестициях (к ним преимущественно относятся предприятия несырьевого сектора), следует продолжать текущую фискальную политику, направленную на постепенное снижение уровня инфляции.
  • Прозрачную и долгосрочную тарифную политику государства в сфере естественных монополий при их реформировании.
  • Стабильный курс рубля. Для проведения диверсификации важен предсказуемый курс рубля, что позволит уменьшить валютный риск для иностранных институциональных инвесторов. Это будет стимулировать зарубежные инвестиции в национальную экономику.
  • Предсказуемую денежно-кредитную политику, ориентированную на создание стабильных условий, способствующих постепенному и неинфляционному повышению уровня монетизации экономики.
  • Компании, фирмы после диверсификации получают совершенно новое качественное состояние:
    • расширение и развитие сферы деятельности;
    • эавоевание позиций в новых сферах бизнеса или областях, в которых компания еще не работала;
    • продажа отдельных слабых предприятий для улучшения финансовых возможностей и снижения риска;
    • реструктуризации портфеля реальных товаров и услуг;
    • моделирование конкурентных преимуществ за счет гибкого маневрирования стратегиями фирмы.

    Теория и практика государственного регулирования экономики

    3.2. Теория и практика государственного регулирования экономики

    (раздел из книги "Современная экономика России")

    Теории государственного регулирования экономического разви­тия должны определять приоритеты развития (выбор приоритетных отраслей и сфер для инвестиций) и инструменты госрегулирования.

    Сторонники неоклассических теорий считают, что со временем уровни эконо­мического развития стран в условиях свободной конкуренции и открытых экономик выравниваются, и государственное вмешатель­ство в экономику должно быть минимальным. Вместе с тем, они не отрицают необходимость выделения приоритетов в развитии экономики и подчеркивают необходимость использования конкурентных преимуществ страны.

    Сторонники теорий кумулятивного роста исходят из увеличе­ния или сохранения диспропорций в уровнях эко­номического развития стран. Поэтому они предлагают проводить государству ак­тивную экономическую политику. Они считают, что государство должно стимулировать экономическое раз­витие перспективных отраслей и экономики страны в целом.

    На практике основными инструментами государственного регулирования экономики служат реструктуризация и диверсификация экономики. Теория и практика реструктуризации и диверсификации экономики - это механизмы и опыт смены приоритетов развития отраслей страны. А также повышение разнообразия опорных отраслей экономики, определяющих конкурентные преимущества страны. Диверсификация экономики - необходимый и постоянный инструмент развития любой страны.

    Страна с догоняющей экономикой, как правило, начинает с развития легкой промышленности, сельского хозяйства, сырьевых отраслей, экологически «грязных отраслей» (металлургия) и т.д. Т.е. отраслей с низкой добавленной стоимостью, являющихся пройденным этапом развития передовых стран мира. Эти страны «уступают» подобные отрасли развивающимся странам, зачастую сохраняя за ними контроль через капиталовложения (нефть, газ).

    На определенных этапах своего развития страна с догоняющей экономикой с помощью экономических инструментов и госрегулирования перенаправляет потоки инвестиций в машиностроение, автомобильную, электронную промышленность, компьютерные технологии и т.д.

    Остановимся на зарубежном опыте реструктуризации и диверсификации экономики .

    Успешно осуществили реструктуризацию и диверсификацию эко­номики Япония, Финляндия, Ирландия, Китай, Южная Корея и Индия. При этом, Япония решала задачу восстановления и реструктуризации промышленности после войны, Ки­тай, Индия и Южная Корея, будучи аграрными странами, - задачу индустриализации. Финляндия и Ирландия - задачи диверсификации экономики и создания собственных высоких технологий.

    Значительно отличаются методы и инструменты диверсификации в странах с рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой.

    В странах с рыночной экономикой основная задача государства - это точный выбор приоритетных отраслей и сфер экономики, а также инструментов и механизмов стимулирования в них дополнительных потоков инвестиций.

    В бывших соцстранах основная задача на первом этапе - либерализация командной экономики. Т.е. создание самих основ рыночной экономики.

    Во всех странах при диверсификации структуры экономики государством осуществлялся выбор приоритетных отраслей, в которые и направля­лись инвестиции. Приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льго­ты. В Японии вначале приоритетными отраслями были металлургия и угольная промышленность, в конце 1950-х годов - автомобильная промышленность.

    Состав приоритетных отраслей со временем менялся. В Китае на начальном этапе реформ приоритетными отраслями были признаны сельское хозяйство, пище­вая промышленность и другие отрасли, производящие предметы потребления, затем - машиностроение, производство строительных материалов, автомобильная и химическая промышленности. Во второй половине 1990-х годов приоритетными от­раслями стали производство микросхем, персональных компьютеров и периферии, телекоммуникационных систем и разработка новых материалов.

    В Индии в рамках первой пятилетки (1951-1956 гг.) приоритетны­ми отраслями были сельское хозяйство, ирригация, энергетика и транс­порт, то есть создавалась инфраструктура для будущего развития промышленности. В рамках второй пятилетки (1956-1961 гг.) приоритетными стали отрасли тяжелой промышленности. В период 1960-1970 гг. проводилась политика импортозамещения и национализации стратегических отраслей (энергети­ки, банков, страхования). Эти национализация и рост гос. сектора привели к кризисным явлениям в экономике в середине 1980-х годов. Поэтому в 1991 г. правительство приняло программу структурных преоб­разований экономики - либерали­зации внешней торговли и рынков капитала. Приоритетом стало привлечение пря­мых иностранных инвестиций в отрасли производственной инфраструктуры (энер­гетику, связь, порты), в машиностроение всех видов, химическую промышленность и фармацевтику. Стимулировалось развитие отраслей, связанных с сельским хозяйством.

    В Южной Корее приме­нялось централизованное планирование (средне- и долгосрочные планы и целевые программы) с установлением производственных заданий и сроков их выполнения. В рамках пятилетних планов правитель­ство указывало, какие сферы экономики будут открыты, а какие закрыты для крупных предприятий и иностранного капитала.

    В Китае в настоящее время выполняется трехэтапный план на период до середины XXI в. На первом этапе (до 1990 г.) планировалось удвоение валовой продукции промышленно­сти и сельского хозяйства, обеспечение населения страны продовольствием и одеж­дой (перевыполнен). На втором этапе (1991-2000 гг.) планировалось утроение валового национального продукта, что, согласно расчетам, должно создать в стране общество «среднего достат­ка» (ВВП вырос в 6 раз с начала реформ к этому времени). На третьем этапе (до 2050 г.) планируется достижение уровня среднеразвитых стран по величине ВВП на душу населения, заверше­ние комплексной модернизации народного хозяйства, достижение технологического и научного уровня передовых стран мира.

    В Японии и Южной Корее применялась политика консультаций с бизнесом. В Япо­нии были созданы различные консультативные советы, в которые вошли представи­тели деловых кругов. Бизнесу давались рекомендации, которые он учитывал. После азиатского кризиса 1997 года прави­тельство Южной Кореи и крупный бизнес заключили договор о согласованных мерах по оздоровлению финансового положения крупней­ших компаний и по структурной перестройке бизнеса.

    Для иностранных инвестиций в одних странах создавались привлекательные условия (Китай), в других вводились ограничения. В Южной Корее в начале 1970-х годов приток инвестиций был очень велик. Поэтому правительство, опасаясь негативных последствий чрезмерного притока иностран­ного капитала, ввело ограничения. Приоритет был отдан совместному предпринима­тельству, устанавливались достаточно жесткие критерии выбора иностранного инвес­тиционного проекта. Доля иностранного капитала в инвестиционных проектах, как правило, ограничивалась 50%. Однако с 1980 г. правительство создало благоприятные условия для прямых иностранных инвестиций. В частности, было снято ограничение доли иностранного капитала в совместном предприятии.

    В Индии было введено 40% -е ограничение на иностранные инвестиции в проект. Исключения делают­ся для отраслей, являющихся приоритетными с точки зрения привлечения новых технологий.

    В Китае созданы благоприятные условия для иностранных инвесторов. Основные инвестиции поступают в особые экономические зоны. Предприятиям, как правило, предоставляются налоговые кани­кулы, они освобождаются от налогов на импорт сырья и компонентов, от налога на производство (акцизов). В результате в Китай в последние годы поступают ежегодно до 50 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, и он вышел по этому показателю на второе место в мире (после США).

    Во внешней торговле в развивающихся странах применялась политика протекционизма. В том числе высокие пошлины или квотирование импорта потребительских и промышленных товаров, субсидирование экспорта, освобождение от пошлин импортируемых оборудования и технологий. В частности, в Южной Корее па первом этапе государство субсидировало нацио­нальных экспортеров, получавших различные льготы, и жестко контролировало экспорт и импорт. Особое значение придавалось снижению налогового бремени на предпринимателей и росту реальных инвестиций.

    В Южной Корее государство стимулировало создание крупных компаний через слияния. Оно поддерживало формирование чебулей. Государство ограничивало конкуренцию в приоритетных отраслях. Вынуждало фирмы к слиянию или уходу с данного сегмента рынка. Правительство страны нередко шло на прямую компенсацию убытков «из­бранным экспортерам». Естественно, множилась коррупция. Государственные льготы привели к тому, что в первой поло­вине 1980-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабаты­вающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила 1/2. В итоге - задача ускоренной индустриализации страны была решена. Но проблема создания эффективной саморазвивающейся промышленности не была решена. Правительство Южной Кореи вынуждено было осуществить раздел чебулей.

    Южная Корея добилась значительных успехов в экономике и демократизации страны. Однако используемая экономическая политика протекционизма и государственной поддержки неэффективных монополий и олигополий исчерпала себя. И Южная Корея перешла к политике либерализации экономики, где мировым образцом служит США, а в Азии - Сингапур.

    В качестве действенного инструмента поддержки развития перспективных отраслей и производств использовались налоговые льготы. В Индии обеспечивалось 30-процентное снижение налогооблагаемой базы на период до 10 лет по отдельным промышленным проектам. И предоставлялись 5-летние налоговые каникулы. В Китае законодательство допускает налоговые каникулы и льготы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приема и увольнения работников. Дополнительные стимулы для прямых иностранных инвестиций, в том числе специаль­ный налоговый режим и освобождение от пошлин, создаются в особых экономических зонах региональными властями. Налоговые льготы предоставлялись отдельным отрас­лям (в Японии для автомобильной промышленности была установлена специальная ставка амортизации оборудования на первый год работы в размере 50%).

    В качестве иной модели диверсификации (европейской) экономики можно рас­смотреть Ирландия и Финляндия.

    В начале 1980-х годов Ирландия не входила в число промышленно развитых стран Западной Европы, в большей степени развивая отрасли агропромышленного комплекса. Уровень ВВП па душу населения составлял 60% среднего уровня стран ЕС, экспорт - 10.5 млрд. долл. (50% ВВП), инфляция - 11%. В конце 1990-х годов экспорт достиг 81.2 млрд. долл. (79% ВВП), уровень ВВП на душу населения - 90% среднего уровня стран ЕС, снизилась инфляция. Средние темпы роста реального ВВП составляли 8% в течение 1993-2000 гг. На сектор высоких технологий сейчас приходится 1/3 всего экспорта страны.

    Успехи Ирландии связаны с эффективной политикой государства. В 1987 г. были снижены расходы бюджета, одновременно проведена налоговая амнистия, которая существенно расширила налоговую базу и сбор налогов. Экономическая политика в этот период осуществлялась по трем направлениям: фискальная стабилизация; от­крытость торгового и инвестиционного режимов; активная структурная политика.

    Принадлежность Ирландии к Европейскому экономическому сообществу, с одной стороны, сняла торговые и иные барьеры для вхождения на европейские рынки и обеспечила значительные масштабы субсидирования страны из фондов ЕС, с дру­гой - усилила конкуренцию, создав стимулы к повышению эффективности. Положи­тельную роль в проводимых реформах сыграл относительно высокий стартовый уро­вень развития, страна смогла использовать собственные технологии.

    Ирландия предоставила значительные налоговые льготы иностранному биз­несу. В частности, в секторе информационных технологий была установлена пони­женная ставка налогообложения прибыли - 10% при общей ставке 28%.

    Для при­влечения иностранных инвестиций немалое значение имело снятие администра­тивно-правовых барьеров. В стране используется система государственных субсидий на покупку основных средств, развитие инфраструктуры, строительство зданий, наем рабочей силы компаниями, создающими новые рабочие места, повышение уровня квалификации рабочих и управляющих, исследования по созданию новых продуктов, повышение эффективности действующего произ­водства, покупку новых технологий.

    Важное направление проводимой в стране государственной политики в об­ласти информационных технологий - значительные государственные вложения в образование по соответствующим специальностям, а также в создание необходи­мой для информационных компаний инфраструктуры, прежде всего современных систем связи.

    Опыт Ирландии дает яркий пример того, как страна за очень короткий срок принципиально изменила структуру экономики, став экспортером высокотехноло­гичной продукции и услуг.

    Другим интересным примером является диверсификация, про­веденная в Финляндии. За четыре десятилетия страна прошла путь от экономики, осно­ванной на промышленности, связанной с лесными ресурсами, до экономики высоких технологий. Причем важная роль лесной отрасли сохранена.

    Успехи в сфере высоких технологий в большой степени обусловлены развитием науки, образования, созданием и развитием собственных технологий, активной конку­ренцией и общей либерализацией рынков. Высоким внутренним спросом на высокотехнологичную продукцию. Финские потребители и компании активно внедряли технические новинки. Плотность сети мобильной связи в Финляндии - самая высокая в мире. Более 70% населения имеют сотовые телефоны. По количеству пользователей Интернета она занимает первое место в мире. Особый акцент делался и делается на инновациях, установлении нацио­нальных приоритетов при распределении ограниченных научно-технических ресур­сов на конкурентных условиях.

    В послед­ние 10-15 лет объем инвестиций в Финляндии в НИР и ОКР рос быст­рее, чем в других странах ОЭСР. В то же время доля иностранных инвестиций и технологий оставалась довольно низкой. В основе финского экспорта и специализации ее компаний лежат в основном собственные технологии. Она является одной из самых конкурентоспособных стран мира благодаря высокому научному и технологическо­му уровню, высокому уровню образования, общему высокому уровню и качеству человеческого капитала и открытости экономики.

    В Финляндии всегда была велика роль госу­дарства, но не в производстве, а в обеспечении развитой институциональной инфраструктуры, стабильных институциональных отно­шений, в социальной сфере и т.д. В Финляндии 2/3 НИР финансируются частными корпорациями.

    Финляндия смогла создать эффективный венчурный бизнес, который обеспечивает конкурентоспособность ее высокотехнологичной продукции на мировых рынках.

    В результате диверсификации экономика Финляндии стала спе­циализироваться в двух секторах: сырьевой (лесной сектор) и информационные и коммуника­ционные технологии.

    Диверсификация портфеля инвестиций: диверсификация это в переводе с латыни означает «делать разное», то есть не зацикливаться на чем-то, а распределять. В сфере инвестирования данный термин служит для обозначения снижения рисков путем распределения вкладываемых средств между различными проектами.

    Приведем простой пример. Вы имеет суму 100 долларов, и вкладываете ее в проект А. Ваш знакомый разделяет такую же сумму пополам и вкладывает поровну в проект А и Б, имеющие идентичную доходность. В случае наступления банкротства проекта А (а такое вполне реально), вы теряете все вложенные средства, а ваш знакомый – лишь половину. Данный пример ярко демонстрирует правильность известной пословицы: «Не кладите все яйца в одну корзину!».

    Не одно поколение инвесторов-профессионалов доказало на практике необходимость диверсификации инвест-портфеля. А в современном быстротечном мире стоит обратить еще больше внимания этому направлению. Потому можно сделать вывод, что главная цель диверсификации – это уменьшение рисков, которые связаны с возможными потерями финансовых ресурсов.

    Для чего нужна Диверсификация

    В случае временных трудностей или снижения актуальности одного проекта, должны быть и работать многовариантные потоки, которые сыграют нам на руку и оставят
    нас на плаву, либо даже покроют потерю в переживающей трудности компании. И знайте, что Диверсификация это одна из стратегий минимизации рисков.

    Правильное проведение диверсификации инвестиционного портфеля

    Стоит отметить, что для максимальной безопасности инвестиций, их необходимо вкладывать в максимально возможное число инструментов инвестирования. К таковым относятся:

    • Банковские депозиты . Данный инструмент наименее доходный, однако, максимально безопасный.
    • Недвижимость. Очень хорошее вложение капитала, однако, далеко не дешевое, потому доступное не всем.
    • Акции. Данный инструмент характеризуется и резкими падениями, и взлетами. При наличии некоторых знаний и умений, они могут обеспечивать высокую доходность.
    • Драгоценные металлы . Являются достаточно популярным методом вложения, особенно в кризисные периоды в экономике.
    • Валюта. Еще один сверхпопулярный инструмент инвестирования. Подтверждение тому – неплохой заработок многих инвесторов на валютном дилинге.
    • Интернет-инвестиции охватывают огромный список возможных инструментов. Их объединяет небольшой размер стартового капитала, а также возможности виртуального вложения.
    • Предметы искусства. Достаточно дорогой, а также рискованный метод вкладывания средств.

    На первый взгляд все достаточно просто. Однако при таком разнообразии инвестиционных инструментов модно легко запутаться. Кроме того, инвестор может попросту не успевать следить за всеми происходящими изменениями в каждом из инструментов. Потому работа с инвестиционным портфелем должна включать несколько важных элементов:

    • Регулярный мониторинг ситуации и изменений в действующих проектах;
    • Постоянный анализ доходности всего портфеля, а также регулирование вложений;
    • Ведение инвестиционного журнала с отметками обо всех колебаниях. Лучшим вариантом может стать электронный журнал.
    • Не останавливаться в поиске менее рискованных и более доходных проектов.

    Таким образом, соблюдая все вышеописанные условия, и руководствуясь данными правилами, можно достаточно просто преодолевать все непредвиденные обстоятельства. В итоге, повернуть ситуацию на собственную пользу достаточно просто. И прибыль, получаемая от инвестирования, будет максимальной.

    В заключении напишу. Даже отлично диверсифицированный инвестиционный портфел ь никак не поможет от временных убытков , но точно понятно одно: имея портфель объемистого диапазона, т. е. с размещением активов по различным проектам, можно ожидать примерно такой же или более высокой прибыли, совместно уменьшив общую вероятность убытка.

    Не инвестируйте средства больше, чем вы можете себе позволить потерять и не вкладывайте долговые занятые средства!