Развитие высокотехнологичных отраслей

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО


Во исполнение пункта 2, подпункта "а" Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" Минэкономразвития России направляет исходную информацию для разработки прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Федеральным органам исполнительной власти поручается с учетом анализа сложившейся ситуации в экономике, тенденций ее развития и в соответствии со сценарными условиями прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, принятыми за основу для разработки прогноза долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года на заседании Правительства Российской Федерации 26 апреля 2012 года (протокол N 14, часть II) разработать прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года с учетом возможных вариантов развития.

В качестве организационно-методических материалов считаем целесообразным использовать формы, материалы и показатели к прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (разделы II (основные показатели), IIа (топливно-энергетические балансы (для Минэнерго России), III (подакцизная продукция) и IV (налогооблагаемая продукция). Прогнозные балансы по автомобильному бензину и дизельному топливу могут быть упрощены (исключены показатели, отражающие октановые числа в автомобильном бензине и марочный состав моторного топлива). В таблице по налогооблагаемой базе в части акцизов могут быть исключены показатели по октановым числам. При этом показатели экспорта и импорта в балансе топливно-энергетических ресурсов по Российской Федерации должны включать позиции "Другие нефтепродукты".

Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за разработку и реализацию государственных программ, отразить состав показателей, которые будут использованы в ходе оценки реализации государственных программ и их прогнозные значения на период реализации программ.

Материалы к прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года формируются в составе пояснительной записки, основных показателей, расчетов и обоснований и представляются в Минэкономразвития России на бумажном и электронном носителях.

Прогноз разрабатывается и представляется федеральными органами исполнительной власти в два этапа:

На первом этапе: до 20 июня 2012 года - прогнозы развития отраслей и сфер экономики до 2030 года на основе сценарных условий прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года;

на втором этапе: до 10 сентября 2012 года - с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Просим направить в Минэкономразвития России прогноз социально-экономического развития на период до 2030 года по разделам в пределах компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Разделы прогноза

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

Развитие человеческого капитала и уровень жизни

Демографическая политика

Минздравсоцразвития России
ФМС России
Минобрнауки России

Развитие рынка труда

Минздравсоцразвития России

Динамика доходов населения, изменение структуры расходов и социальной структуры общества

Минздравсоцразвития России

Развитие здравоохранения

Минздравсоцразвития России

Развитие образования

Минобрнауки России

Развитие культуры

Минкультуры России

Развитие жилищного строительства и рынка жилья

Минрегион России

Развитие пенсионной системы

Минздравсоцразвития России

Развитие туризма

Минспорттуризм России

Прогноз развития денежно-кредитной сферы. Платежный баланс

Банк России

Прогноз развития налоговой и бюджетной сферы

Минфин России

Прогноз развития финансовых рынков и банковского сектора

Минфин России
ФСФР России
Банк России

Развитие науки, технологий, инноваций

Минобрануки России

Основные тенденции технологического развития

Минобрануки России

Варианты технологического развития

Минобрануки России

Основные траектории технологического развития России

Минобрануки России

Развитие ресурсного потенциала экономики

Минприроды России

Развитие минерально-сырьевой базы и геологоразведочных работ
Лесные ресурсы
Водные ресурсы
Охрана окружающей среды

Минприроды России

Цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий

ФСТ России
Минэнерго России
Минтранс России

Развитие производственной инфраструктуры

Прогноз развития топливно-энергетического комплекса и энергосбережения

Минэнерго России
Росатом

Транспортный комплекс

Минтранс России

Информационно-коммуникационные технологии

Минкомсвязь России

Развитие отраслей промышленности. Диверсификация и повышение конкурентоспособности производства

Минпромторг России

Развитие высокотехнологичных отраслей

Минпромторг России
Минобрнауки России
Минкомсвязь России
Роскосмос

Развитие агропромышленного комплекса

Минсельхоз России
Росрыболовство

Региональное развитие

Минрегион России

Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

1. Характеристика сценариев долгосрочного развития

В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями :

адаптацией к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;

усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.

С учетом этого, основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов :

степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;

развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;

укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;

интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

интеграцией евразийского экономического пространства.

В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются два качественно отличных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - консервативного (энерго-сырьевого) и инновационного развития.

В качестве целевого варианта прогноза, отвечающего основным задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года (КДР), предлагается инновационный умеренно-оптимистичный вариант прогноза.

I. Инновационный сценарий (вариант Inn) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 5,9% ВВП в 2020 году и до 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование - соответственно до 6,3% и 7,0% ВВП (в 2010 году - 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 3,0% ВВП в 2020-2030 годах, что сопоставимо с параметрами развитых стран. При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоемкость ВВП по отношению к 2010 году снизится в 2020 году на 26%, в 2030 году на 46%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1,6 раза к 2010 году и в 2030 году соответственно в 2,5 раза. Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,4% в 2011-2030 годах, без учета эффекта возможных кризисных шоков в мировой экономике.

При указанных предпосылках российская экономика будет развиваться быстрее мировой и ее доля повысится к 2020 году до 3,2-3,5%, а к 2030 году до 3,7% мирового ВВП (3,0% в 2010 году). По размеру экономики Россия переместится с шестого места в 2011 году на пятое место в 2014-2021 году. Экономика России в 2021 году превысит размер экономики Германии. Сценарий предполагает сохранение положительного текущего счета, который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.
________________
Временной рубеж определяется использованием базы оценки ППС - 2014 год по сопоставлению ППС 2008 года, тогда как 2021 год - по сопоставлению ППС 2005 года.


Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния россиян и повысить статус России в мировой экономике. Уровень доходов на душу населения (ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности 2005 года) возрастет с 48% от уровня Еврозоны до 65-70% в 2020 году и 90-95% в 2030 году. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.

Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги, связанные с ростом среднего класса и креативных созидательных слоев общества. Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 году и 48% в 2030 году.
________________
В прогнозе в качестве основного критерия отнесения граждан к среднему классу определен уровень дохода свыше 6 прожиточных минимумов. Исходя из этого в 2010 году представители среднего класса имели среднедушевой доход более 34 тыс. рублей в месяц. В 2020 году уровень дохода, позволяющего относится к этой категории населения, составит около 70 тыс. рублей. Однако доходный критерий не является исчерпывающим. Предполагается, что представители среднего класса должны иметь жилье, сбережения, автомобиль, обладать возможностью регулярного отдыха (в т.ч. зарубежом).

II. Консервативный или энерго-сырьевой сценарий (вариант En) характеризуется умеренными (не более 3,6%) долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 2% ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,0% ВВП. Расходы на здравоохранение к 2030 году вырастут до 6%. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.

Темп роста экономики по данному варианту прогноза на 0,9-1,1 п.п. ниже, чем в инновационном сценарии. Экономика увеличится к 2030 году всего в 2 раза, реальные доходы населения увеличатся в 2 раза, а доля России в мировом ВВП стабилизируется на нынешнем уровне 3,0-3,1 процента.

В основных сценариях (Inn, En) предполагается умеренный рост цен на нефть и другие сырьевые ресурсы (в среднем около 1% в год в реальном выражении). Цена на нефть Urals в 2020 году достигает 122 долларов США за баррель, в 2030 году - 158 долларов США за баррель. Это означает, что в реальном выражении цена на нефть в 2013-2030 годах будет находиться в диапазоне 90-106 долларов за баррель (в ценах 2010 года). Цена газа при экспорте в дальнее зарубежье в реальном выражении в среднем оценивается в 380 долларов за тыс. куб. м, что превышает уровень 2010-2011 годов. Риски снижения цены газа, особенно в среднесрочной перспективе выше, чем риски снижения цен на нефть, что может значительно изменить условия сценариев развития российской экономики.

Различие сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.

Основные преимущества инновационного сценария в динамике экономического роста и доходов населения по сравнению с консервативным проявляются после 2015-2018 годов. В то же время уже в среднесрочной перспективе инновационный сценарий отличается от энерго-сырьевого качественными параметрами экономического и социального развития, особенно в сфере развития человеческого потенциала.

Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики и усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2030 годы

(среднегодовые темпы прироста, %)

Вари-
анты

Валовой внутренний продукт, %

Промышленность, %

Инвестиции в основной капитал, %

Реальная заработная плата, %

Оборот розничной торговли, %

Экспорт - всего (на конец периода), млрд.долл. США

Импорт - всего (на конец периода), млрд.долл. США

Уровень расходов бюджета, необходимый для модернизации экономики в инновационном сценарии, с учетом ожидаемой динамики доходов приведет к сохранению ограниченного, но устойчивого дефицита бюджетной системы. При этом государственный долг к 2030 году не превысит 20-25% ВВП, что обеспечивает достаточный уровень стабильности бюджетной системы.

Базовой бюджетной гипотезой для консервативного сценария является обеспечение бездефицитности федерального бюджета после 2015 года, в том числе за счет ограничения инвестиций в развитие человеческого капитала и транспортной инфраструктуры, а также оборонных расходов.

Сценарий консервативного энерго-сырьевого развития обеспечивает к 2020 году частичное снятие ограничений развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире. Он характеризуется:

реализацией (в том числе в рамках государственно-частного партнерства и иностранного партнерства) крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи (нефть Восточной Сибири, газ Арктического шельфа и другие) и строительством соответствующих трубопроводов; уровень добычи и экспорта углеводородов в консервативном варианте превышает параметры инновационного сценария;

резким повышением эффективности использования месторождений за счет внедрения новых технологий;

диверсификацией направлений экспорта российских углеводородов, в том числе в Китай, и созданием соответствующей инфраструктуры;

развитием транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики, в том числе совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках Евразийского союза и с другими государствами, при сохранении значимых узких мест в дорожной и железнодорожной инфраструктуре до 2025 года;

модернизацией и интенсивным развитием российской энергетики, вводом новых эффективных генерирующих и сетевых мощностей в электроэнергетике с постепенным развитием атомной электроэнергетики, угольной, гидро- и альтернативной энергетики;

Основные характеристики сценариев экономического развития

Консервативный
(энерго-сырьевой)

Инновационный

Конкурентные преимущества

Утрата ценовых преимуществ

Используется потенциал нефтегазового сектора и транзитный

Рост технологической конкурентоспособности и снижение энергоемкости

Изменение структуры экономики

Закрепление доминирования сырьевого сектора

Развитие энергоемких производств

Рост импорта товаров и технологий

Диверсификация экономики и экспорта

Рост доли высокотехнологичных отраслей и экономики знаний

Социальное развитие

Частичная модернизация социальной сферы

Усиление дифференциации по доходам, низкая доступность социальных услуг

Доля среднего класса около трети населения

Рост инвестиций в человека и НИОКР

Снижение дифференциации

Доля среднего класса приближается к половине населения

Региональный аспект

Рост регионального неравенства при формировании новых энергосырьевых кластеров на Урале, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

Сокращение регионального неравенства

Формирование новых центров инновационного развития, в т.ч. в Поволжье, на Урале и в Сибири

Место в мировой экономике

Усиление зависимости от конъюнктуры рынков углеводородов и сырья, а также импорта технологий

Энергетическая сверхдержава

Специализация на рынках сырья с глубоким уровнем переработки и высокотехнологичной продукции

Реализация потенциала многосторонней интеграции и создание сильного евразийского регионального объединения

концентрацией инновационной активности преимущественно в энергетике, топливных и сырьевых отраслях (металлургия, основная химия), сопряженных машиностроительных производствах, обеспечивающей их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности на мировых рынках;

сохранением относительно низкого уровня инновационной активности высокотехнологичных секторов, закреплением их качественного отставания от лидирующих стран и сохранением высоких темпов импорта.

Сценарий инновационного развития опирается на использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и "экономике знаний" и масштабное изменение структуры российского экспорта. Он предусматривает:

создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на отдельных сегментах мировых рынков средне- и высокотехнологичных товаров и услуг;

глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

модернизацию инфраструктурных отраслей экономики - транспорта, включая реализацию проектов высокоскоростных железнодорожных магистралей и новой сетки региональных и местных авиаперевозок, что обеспечит качественно иной уровень мобильности населения, а также электроэнергетики при значительно более высоком, чем в консервативном варианте, повышении эффективности энергосбережения;

создание сети конкурентоспособных инновационных кластеров, новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов;

развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на расширение внешнеэкономических отношений с США, Евросоюзом, Китаем, Индией, и формирование новых более глубоких форм интеграции в рамках Евразийского союза и СНГ;

улучшение диверсификации российской экономики и российского экспорта. Определится специализация России на рынках высокотехнологичной продукции - авиационной и космической техники, судостроительной продукции, ядерных технологий, создания программного обеспечения, космических запусков, услуг космической связи, навигации и геоинформационного обеспечения. Экспорт машиностроительной продукции в долларовом выражении увеличится к 2020 году по отношению к 2010 году в 3,5 раза; ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных рисков и административных барьеров, развитие новых компаний и усиление предпринимательской составляющей российского бизнеса, повышение качества государственных услуг и эффективности государственного управления при усилении его стратегической программной составляющей.

Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации, чем инновационный сценарий. Ресурсы и уровень организации бизнеса и занятых в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энерго-сырьевых (около трети занятых и 10% ВВП). Инновационный социально-ориентированный сценарий предполагает значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Он связан с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человека с параметрами, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы окупаемости. Однако основные барьеры вызваны не проблемами недостаточной доходности, а дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров, как на уровне корпораций, так и государственного управления, неэффективностью механизмов координации усилий.

Переход к инновационному социально-ориентированному развитию предполагает формирование новой элиты в бизнесе, государственном аппарате и обществе, ориентированной на завоевание Россией лидирующих позиций в мире.

В рамках инновационного сценария дополнительно рассмотрен вариант с форсированными темпами роста (сценарий форсированного роста), который характеризуется повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью. Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 4,7 процента.

Сценарий предполагает более интенсивный приток капитала. При этом сальдо счета текущих операций на протяжении всего прогнозного периода будет находиться в отрицательной области, что повышает уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам.

Дополнительно сценарий предполагает более благоприятные демографические тренды. К 2030 году численность населения достигнет 147,7 млн. человек против 142 млн. человек по основному сценарию. Численность трудоспособного населения сократится в меньшей степени.

Экологический вариант инновационного сценария. Инновационный сценарий характеризуется значительным усилением требований к экологичности экономического развития. В соответствии с требованиями Киотского протокола и ожидаемыми параметрами рамочного соглашения по снижению антропогенной эмиссии парниковых газов после 2012 года выбросы парниковых газов в России не должны превысить уровень 1990 года, и к 2050 году возможен ориентир на уменьшение выбросов на 30-50% от уровня 1990 года. Ужесточение экологических требований может значительно видоизменить параметры экономического развития в рамках инновационного сценария.

По предварительной оценке, повышение стоимости оборудования в результате ужесточения требований к объемам выбросов и сдвиг структуры инвестиций в пользу транспорта, топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) могут привести к снижению темпов роста ВВП по сравнению с основным инновационным сценарием на 0,3-0,5 п.п. в год после 2020 года. Согласно экспертным оценкам, объемы выбросов парниковых газов в России приблизятся к уровню 1990 года в пессимистичном сценарии не ранее 2018 года, а при оптимистичном развитии энергосберегающих и низкоуглеродных технологий планка 1990 года может остаться непреодоленной.

При экологическом сценарии развития предполагается изменение структуры используемых топливно-энергетических ресурсов со снижением доли ископаемого топлива, особенно угля и других видов топлива с высоким содержанием серы. Фактором сдерживания эмиссии парниковых газов в электроэнергетике может стать замещение твердого топлива газом. Эффективной мерой будет замещение угольных теплоэлектростанций газовыми, имеющими более низкую стоимость строительства, более низкий уровень выбросов в атмосферу и более высокий КПД. Снизить эмиссию парниковых газов позволит увеличение доли энергии, вырабатываемой на ГЭС и АЭС, и альтернативных видов энергии.

Вместе с тем экологизация производства создает новые "окна возможностей" для развития экономики. Прежде всего, это касается создания современной индустрии переработки отходов, новых возможностей в развитии сельского хозяйства (биотопливо) и углерододепонирующих насаждений ("Лесов Киото").

Инновационный сценарий обеспечивает значительное продвижение к целевым параметрам и качественным приоритетам, обозначенным в Концепции долгосрочного развития. В то же время прогнозируемые темпы роста российской экономики отстают от параметров Концепции, что связано как с потерями из-за кризиса 2008-2009 годов, так и переходом российской экономики в режим более медленного, но более сбалансированного развития, чем предполагалось ранее.

Сравнение основных макроэкономических параметров долгосрочного прогноза с параметрами КДР

Доля России в мировом ВВП, %

ВВП по ППС на душу, тыс. долл.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, долл.

ВВП, % (2007=100)

Инвестиции, % (2007=100)

Отношение производительности труда в России к США, %

Энергоемкость, % (2007=100)

2. Мировая экономика: консервативный рост

Основной вариант прогноза исходит из достаточно позитивного развития мировой экономики и мягкого разрешения долгового кризиса в ключевых странах в среднесрочный период. Динамика мирового ВВП в 2012-2030 годах оценивается на уровне 3,4%, что ниже среднего роста в 2001-2008 годах (около 4%), но примерно соответствует среднему темпу роста в период 1980-2010 годов. В целом в мировой экономике будут сохраняться тенденции глобализации рынков с опережающим ростом мировой торговли и продолжающимся сокращением разрыва в уровне доходов между развивающимися и развитыми странами. В то же время нарастание демографических, природных ограничений , а также повышение требований к финансовой сбалансированности будет препятствовать возвращению мировой экономики на высокие докризисные темпы роста в 4 и более процентов в год.

В долгосрочной перспективе повышается роль демографического барьера роста. Проблема изменения возрастного состава населения в пользу более пожилых возрастов и соответственно роста коэффициента демографической нагрузки будет актуальна для большинства стран, но наиболее остро ситуация сложится в Японии и странах Евросоюза. Это будет сильно сдерживать возможности экономического развития, несмотря на меры по увеличению активного возраста населения, особенно в условиях проведения политики ограничения миграции.

Другим ограничением экономического роста в среднесрочной перспективе будет необходимость консолидации (снижения) бюджетных расходов для преодоления долгового кризиса и сокращения бюджетных дефицитов в развитых экономиках. Ограничение бюджетных расходов, которое может закрутить спираль сжатия совокупного спроса, проходит на фоне сохранения определенных стимулов предпринимательской и промышленной активности для сохранения потенциала экономического роста. Постепенно реализуются структурные реформы для стимулирования потенциального объема производства, в том числе меры поддержки роста занятости и стабилизации рынка труда и меры по подготовке стран к решению проблем, связанных со старением населения.

В базовом относительно благоприятном сценарии предполагается, что экономика развитых стран будет расти в среднем на 1,5-2% в год. При этом удельный вес стран Еврозоны, США и Японии в общем объеме мировой экономики снизится с 40% в 2010 году до 28% в 2030 году.

Рост экономики США будет оставаться достаточно высоким. В 2012-2030 годах экономика будет расти в среднем на 2% в год (в 1980-2010 годах - 2,7%). При этом в конце первого десятилетия ожидается волна замедления роста численности населения в трудоспособном возрасте по мере выхода на пенсию населения военного бэби-бума. Пик этого замедления придется на середину второго десятилетия, после чего рост населения США в трудоспособном возрасте возобновится, но на уровне ниже 1% в год. Экономический рост будет обеспечиваться ростом инвестиций в исследования и разработки, что будет компенсировать снижение численности экономически активного населения. Рост производительности труда в прогнозный период составит 1,4-1,5% в год. При этом демографические тренды могут ослабить экономический рост в 2020-2030 годах.

Более сильные демографические ограничения, обусловленные тенденциями старения населения Еврозоны, ограничат возможности роста европейской экономики: среднегодовые темпы роста за период 2012-2030 годов не превысят 1,2%, что ниже среднегодовых темпов роста со времени образования Евросоюза в 1991 году, достигавших без учета спада 2009 года почти 2%. Среднегодовой темп роста экономически активного населения существенно сократится с 0,8% в среднем за период 1991-2010 годов до 0,1% за период 2010-2030 годов. Рост экономики будет обеспечен ростом производительности труда в среднем на 1-1,2%, что примерно соответствует среднегодовому росту за период с 1991 по 2010 год.

Рост экономики Китая в прогнозный период до 2030 года понизится и составит в среднем 6% в год по сравнению со средним ежегодным ростом на 10% в 1980-2010 годах. Уникальная демографическая ситуация, являвшаяся преимуществом Китая, будет постепенно превращаться в сдерживающий фактор развития. Темп роста трудовых ресурсов начнет замедляться уже после 2011 года, а с 2018-2020 года в Китае ожидается сокращение экономически активного населения. Значительное сдерживающее влияния будут оказывать энергетические и экологические барьеры. В то же время, учитывая относительно невысокий базовый уровень, среднегодовые темпы роста производительности труда будут существенно выше, чем в развитых странах - на уровне 6% в среднем за год. К 2018 году экономика Китая обгонит США и станет крупнейшей в мире.

Неблагоприятные демографические тренды будут ослаблять экономический рост и в других развивающихся странах, в Индии и Бразилии рост трудовых ресурсов уже в середине второго десятилетия не превысит 1,5 процента.

Экономический рост будет достигнут главным образом за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, на долю которых будет приходиться более трети мирового роста. Суммарно экономики этих двух стран в 2010 году обеспечили около 18% мирового выпуска, в 2020 году их размер превысит 26% от мирового ВВП, а к 2030 году - 32%. Произойдет сдвиг мирового производства в Тихоокеанский и Индоазиатский регионы.

Темпы роста мировой экономики по базовому варианту

США
Доля США в мире*

________________

Еврозона
Доля Еврозоны в мире*

________________
* С учетом паритета покупательной способности 2005 года.

Япония
Доля Японии в мире*

________________
* С учетом паритета покупательной способности 2005 года.

Россия
Доля России в мире*

________________
* С учетом паритета покупательной способности 2005 года.

Китай
Доля Китая в мире*

________________
* С учетом паритета покупательной способности 2005 года.

СНГ без России
Доля СНГ без России в мире*

________________
* С учетом паритета покупательной способности 2005 года.

СНГ с Россией
Доля СНГ с Россией в мире*

________________
* С учетом паритета покупательной способности 2005 года.

БРИК
Доля БРИК в мире*

________________
* С учетом паритета покупательной способности 2005 года.

Экономический рост в странах СНГ в целом будет опережать рост мировой экономики. Страны по-прежнему будут сильно зависеть от экономической динамики России и уровня интеграционных связей единого экономического пространства, а динамика цен на энергоресурсы будет оказывать на рост экономики стран содружества разнонаправленное влияние.

Темпы роста ВВП стран Таможенного Союза и Украины, %

Белоруссия

Украина

Казахстан

Рост цен на нефть будет в большей степени стимулировать экономики России и Казахстана. Развитие интеграционных процессов станет дополнительным фактором роста экономик Казахстана, России и Белоруссии. При этом наибольшее позитивное влияние интеграция может оказать на экономику Белоруссии, при условии достижения устойчивости платежного баланса и бюджетной системы. В условиях отсутствия воздействия внешних и внутренних шоков возможности роста белорусской экономики до 2030 года оцениваются в диапазоне 4-5 процентов.

В Казахстане перспективы экономического роста до 2030 года будут определяться достаточно благоприятной конъюнктурой мирового рынка энергоносителей и ростом глобального спроса на металлы, растущим спросом со стороны Китая и других динамично развивающихся стран азиатского региона. Промышленная политика будет сконцентрирована на увеличении производства нефти, развитии транспортного машиностроения и реализации долгосрочных инфраструктурных проектов. В долгосрочной перспективе экономический рост может опираться на усовершенствованную региональную транспортную инфраструктуру, которая способствует развитию ряда отраслей, связанных с экспортным и энергетическим секторами. Среднегодовые темпы роста экономики Казахстана на протяжении всего периода до 2030 года будут составлять около 5,5% с тенденцией к некоторому замедлению к концу периода.

На Украине сохранится сильная зависимость экономической динамики от экспорта. Спрос со стороны основных экспортных рынков (России и ЕС) останется очень важным источником роста, так же как и динамика мировых цен на сталь. Относительно низкая база позволит украинской экономике поддерживать темпы роста, существенно превышающие среднеевропейский уровень. Вероятно расширение дефицита счета текущих операций, связанное с ростом внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, что может привести к периодическим шоковым коррекциям в экономике. В целом долгосрочная траектория роста закрепится в диапазоне 4,5-5,5% с некоторым замедлением к концу периода.

Кроме основного варианта был также рассмотрен дополнительный сценарий мировой нестабильности, предполагающий реализацию негативных рисков мирового развития: финансовых, демографических, торговых дисбалансов и социально-политических конфликтов.

В отличие от благоприятного основного варианта предполагается не ослабление, а сохранение разбалансированности государственных финансов, высоких фискальных дефицитов и продолжающийся рост суверенных долгов в развитых странах. Этот сценарий в целом предполагает более высокие процентные ставки, связанные с ростом премии за риск по государственным долгам. Кроме того, более высокие бюджетные дефициты в развитых странах означают более низкий глобальный уровень сбережений, что также будет определять повышение процентных ставок. Это будет ограничивать рост инвестиций и возможности роста потенциального выпуска. В этом сценарии будут в большей степени сохраняться глобальные дисбалансы в результате меньших государственных сбережений в странах ОЭСР, преимущественно представленных странами с негативными значениями сальдо текущих операций. Другим важным вызовом для развитого мира будет быстрое старение населения. В случае отсутствия существенных реформ на рынке труда, способных обеспечить увеличение активного возраста населения и поддержание предложения на рынке труда, демография может в большей степени замедлить экономический рост. Прежде всего, это касается стран ЕС, Японии, Кореи и Канады. В целом в условиях этого сценария средний рост в США в 2012-2030 годах снижается до 1,4% с 2,2% в основном сценарии. Рост в Еврозоне в среднем не превысит 0,6 процента.

Для стран "догоняющего роста" принципиальным в долгосрочном периоде будет сохранение возможностей трансферта технологий и открытости внутренних рынков для прямых инвестиций, а также возможностей закупки технологического импорта. В случае возобновления трендов на регионализацию глобальных рынков и возрастание тенденций протекционизма разрыв в производительности между развитыми и развивающимися странами может сокращаться более медленно. В этом сценарии средний рост в странах БРИК снижается до 4,5% против 5,5% в основном сценарии. В наибольшей степени торможение роста коснется динамично развивающихся экономик Китая и Индии. Дополнительным барьером мирового развития может стать хроническая нестабильность в нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока.

В целом, глобальный рост в условиях развития негативного сценария может снизиться в 2012-2030 годах в среднем до 2,6% против 3,4% в условиях основного сценария.

3. Мировой спрос на нефть и газ

В базовом прогнозе развития мировой экономики предполагается рост мирового спроса на углеводороды, прежде всего за счет быстрорастущих экономик Китая, Индии и других стран. Факторами, ограничивающими рост рынков традиционного углеводородного топлива, будут развитие энергосбережения и расширение использования сланцевого газа (включая Европу и США) и альтернативных источников энергии. Доля альтернативных источников в энергобалансе будет увеличиваться после 2025 года. Углеводороды до 2030 года останутся основным источником топлива.

Динамика цен на нефть марки Urals по вариантам прогноза и мировой цены на нефть

Цена на нефть марки Urals по варианту С

Цена на нефть марки Urals по основному варианту прогноза

Цена на нефть марки Urals по варианту А

Цена на нефть (средняя за период), долл. за баррель (по прогнозу EIA)

В основном варианте предполагается умеренный рост цен на нефть и другие сырьевые ресурсы (в долгосрочной перспективе в среднем около 2,5-3% в год в номинальном выражении). Цена на нефть Urals в 2020 году достигнет уровня 122 доллара США за баррель, в 2030 году - 158 долларов США за баррель. Это означает, что в реальном выражении цена на нефть в 2013-2030 годах будет находиться в диапазоне 90-106 долларов за баррель (в ценах 2010 года).

Вариант рассматривается как наиболее вероятный в условиях, когда ОПЕК сохраняет ведущую роль на нефтяном рынке и обеспечивает комфортную для себя цену.

Также рассматривались дополнительные сценарии динамики цен на нефть. Вариант А учитывает более низкий спрос на нефть со стороны мировой экономики и возможности интенсивного роста предложения за счет полномасштабного выхода на рынок иракской нефти и производства сланцевой нефти. В этом сценарии цены на нефть в реальном выражении на протяжении прогнозного периода находятся на уровне 76-77 долларов за баррель (в ценах 2010 года). В номинальном выражении цены на нефть к 2030 году составляют 113 долларов за баррель.

Вариант С - вариант повышенных цен на нефть и газ - предполагает более сильный рост издержек добычи, а также более слабую конкуренцию с новыми видами топлива и нетрадиционными видами углеводородов. В этом сценарии к 2020 году цена на нефть достигнет 173 долларов США за баррель, в 2030 году - 239 долларов США за баррель (что превышает прогноз EIA на 10-15 долларов США). В ценах 2010 года в 2030 году цена на нефть увеличится до 160 долларов за баррель.

Прогнозы развития мировой энергетики разрабатывались международными агентствами в 2011 году на основе несколько более оптимистичного прогноза развития мировой экономики (средний темп в 2011-2030 годах - 3,6% в год), чем принято в прогнозе.

Мировой рынок нефти

Мировое потребление, млн. тонн в год

Доля России в мировом потреблении, %

Доля России в мировом производстве, %

Представило в правительство очередной вариант макропрогноза. На этот раз речь идет о долгосрочных расчетах до 2035 года.

Тем самым сделана первая официальная попытка описать экономическую модель после завершения в 2024 году четвертого президентского срока Владимира Путина.

Расчеты, предложенные Минэкономразвития в октябре 2017 года, не показывают структурных изменений в экономике. По базовому варианту темпы роста промпроизводства на все прогнозные 18 лет не превышают 2% в год. В поствыборном 2025 году они составят 1,9% роста к 2024 году и сократятся до 1,7% в год в 2035 году, говорится в материалах, с которыми удалось ознакомиться «Газете.Ru». В 2017 году правительство уже согласилось с тем, что промышленность растет на 1,1% к уровню текущего года.

Инвестиции в основной капитал в долгосрочной перспективе немного оживляются и покажут, по мнению Минэкономразвития, рост в 2025 году до 3,2% против 0,8% в 2017 году, но уже к 2035 году динамика инвестиций снизится до 2,5% в год.

Никакой бурной диверсификации сырьевой экономики такая модель явно не предполагает — цены на нефть в ней по-прежнему имеют большое значение. Цена на нефть, кстати, спрогнозирована скромной.

В 2025 году баррель сорта Brent подрастет с 2017 года на $5 — с $40 до $45. На 2035 год запланирована цена нефти в $54,9 за баррель. В результате ВВП в 2025 году растет на 2,2% в год (в 2017-м темпы роста составляют 0,6%), в 2035 году — 1,7% в год. В Минэкономразвития подтвердили, что документы, содержащие такие цифры, направлены в .

По базовому варианту прогноза, все 18 лет уровень жизни населения качественно не меняется. Рост зарплат все годы скромный, наибольший рост — 2,1% — ожидается в 2025 году.

В 2035 году зарплаты будут расти еще медленнее — на уровне 1,6% в год. Впрочем, в номинале с 2017 года среднемесячная зарплата может вырасти вдвое, с 38,4 тыс. руб. до 61,8 тыс. руб. в 2025 году. В 2035 году средняя номинальная зарплата планируется на уровне 101,7 тыс. руб.

Ожидается и снижение инфляции с 4% в 2017 году до 3,9% в 2025 году и до 3,2% в 2035 году.

Курс по базовому сценарию к 2025 году составит 76,9 руб. за доллар, тогда как к 2035 году он подрастет до 78,4 руб. за доллар.

Экономический рост явно уперся в демографические проблемы. К 2025 году экономически активное население сократится с 72,3 млн человек до 69 млн человек, в 2035-м — до 68,1 млн человек.

Ажиотаж прогнозов

«Базовый вариант» в правительстве традиционно считается основным для построения бюджета на предстоящую трехлетку. В реальных деньгах спор Минэкономразвития и Минфина о параметрах прогноза составлял на следующий год более 200 млрд руб. И это превратило теоретические дискуссии в нешуточную борьбу внутри правительства. За сентябрь официально известно о трех вариантах пересмотра прогноза на 2017-2019 годы.

В результате для балансировки бюджета прогноз на следующий год был сперва ухудшен по росту ВВП до 0,2% роста ВВП, а спустя несколько дней этот показатель оказался улучшен до 0,6%.

Базовым долгосрочным вариантом до 2035 года Минэкономразвития продолжило модельный ряд, заложенный в бюджет на 2017-2019 годы.

Курс заложен на 2017 год в размере 67,5 руб. за доллар.

Но долгосрочный прогноз не предназначен для бюджетных целей. С 2014 года правительство поддалось давлению части промышленного лобби и согласилось принять закон о стратегическом планировании. Концепция закона разрабатывалась в условиях постоянно растущих нефтегазовых доходов, а расчет лоббистов строился на том, чтобы ограничить правительство в изменении правил игры по программам госфинансирования поддержки отраслей. До лета 2016 года исполнение закона откладывалось из-за наступившего кризиса.

Но в июне этого года Владимир Путин утвердил его смягченный вариант. Теперь формально правительству предстоит до 1 января 2017 года разработать стратегический прогноз, до 1 января 2018 года подготовить «стратегию социально-экономического развития, являющуюся одним из основных целеполагающих документов», говорится на сайте президента. До 1 января 2019 года будут разрабатываться все остальные документы стратегического планирования. В законе их перечислено больше десятка.

Удвоения не ждать

Базовый вариант долгосрочного прогноза до 2035 года, так же как и среднесрочный, сопровождается еще двумя сценариями — «целевым» и «базовым+». В бюджетной практике эти варианты используются факультативно.

Для предвыборных планов целевой выглядит предпочтительнее. По нему экономический рост в 2025 году уже 4,4%. Но и прогноз цены на нефть более благоприятный — $62,9 за баррель. Причем даже этот вариант также описывает модель сырьевой экономики.

Нефть, по этому прогнозу, дорожает каждый год и в 2035 году стоит уже $76,7 за баррель. Экономический рост при этом затухает каждый год до 3,3% годовых в 2035 году.

В Минэкономразвития подтверждают, что никаких вариантов реформ в эти модели заложено не было. В нем не учтены даже варианты изменения налоговой политики после 2018 года.

«При расчете долгосрочного прогноза на период 2017-2019 годов в части налоговой политики учитывались предложения Минфина, официально направленные на согласование в МЭР в составе законопроекта о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. После 2019 года изменение налоговой политики не закладывалось в прогноз», — рассказала «Газете.Ru» представитель Минэкономразвития.

На показатели социального положения оказали влияние предложения а, которые также готовились к текущему бюджетному процессу. Хотя в последнее время Минтруд ничего более, кроме продления пенсионного возраста и заморозки накопительной пенсионной системы, не предлагал. Оценка демографической ситуации сделана, по словам представителя ведомства, исходя из прогноза , по которому миграционный прирост будет составлять 300-400 тыс. человек ежегодно.

За последние десять лет правительство не раз пыталось построить долгосрочные стратегии. Но они оборачивались скорее факультативными упражнениями, а их исполнение всегда приносилось в жертву тактическим задачам текущего бюджета.

Последний раз Минэкономразвития пыталось рассчитать долгосрочный прогноз до 2030 года в 2013 году. Прогноз исходил из того, что по самому пессимистичному варианту в 2016-2020 годах нефть будет стоить $107 за баррель, а к 2030 году Brent подорожает до $158 за баррель.

Уже через год об этом прогнозе забыли после обвала цен на нефть в 2014 году ниже $50 и к середине 2015 года — ниже $30. Прогнозом 2013 года были обоснованы возможности правительства справиться с предвыборными обещаниями по росту зарплат, сделанные в 2012 году и оформленные майскими указами.

Долгосрочные прогнозы делались и в начале 2000-х годов, когда правительство искало материальную базу для выполнения предвыборного обещания Владимира Путина удвоить ВВП за 10 лет. Правительственные экономисты продолжают спорить, считать удвоение состоявшимся (если не учитывать инфляцию) или состоявшимся только на 50%.

Минфином в феврале 2016 года была сделана попытка подготовить бюджетную стратегию до 2030 года. Она также показала стагнацию на долгосрочную перспективу, и официально в Белом доме ее утверждать никто не стал.

Если выбирать сейчас между вариантами Минэкономразвития для долгосрочной стратегии, правительству предстоит решить, как совместить действующий бюджет и долгосрочные планы. Но предложенный сейчас вариант долгосрочного прогноза Минэкономразвития без проведения реформ не позволяет дать избирателям какие-либо обещания ни по зарплатам, ни по росту экономики.