Исторически исходной формой финансовых отношений являются государственные финансы, однако развитие финансовых отношений начинается в сфере предприятий материального производства, поэтому финансы предприятий сферы материального производства являются основным, базисным элементом финансовой системы, а государственные финансы играют ведущую роль в перераспределении финансовых ресурсов с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Особое место в составе финансовой системы занимает страхование. Эти отношения производны от финансовых, так как они всегда связаны с перераспределением уже распределенных при помощи государства и хозяйствующих субъектов конечных доходов всех участников общественного производства.
Состав финансовой системы РФ в настоящее время имеет следующий вид:
1. Государственные финансы:
· государственный бюджет, оформленный как бюджетная система;
· система государственных внебюджетных фондов;
· государственный кредит.
2. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, общественных объединений):
· финансы предприятий материального производства (сфера производства товарно-материальных ценностей);
· финансы предприятий, организаций и учреждений нематериального производства (сфера услуг);
· финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы (социальная сфера);
· финансы общественных объединений и организаций.
3. Страхование:
· самострахование;
· государственное страхование;
· страхование хозяйствующих субъектов от различных страховых случаев.
4. Финансы населения (домашних хозяйств).
Связь между различными элементами финансовой системы осуществляется при помощи различных финансовых потоков. Поэтому налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, оформленные в налоговую систему, страховые взносы и возмещения, ассигнования из госбюджета, финансовый рынок входят в состав финансовой системы. Структура финансовой системы РФ приведена на рисунке 2.
Несмотря на разграничение финансовой системы на отдельные звенья по особенностям формирования, использования денежных фондов, задачам и функциям деятельности каждого звена, финансовая система – единая система. Взаимосвязь и взаимозависимость ее элементов обусловлены единой базой ее финансовых ресурсов – национальным доходом, создаваемым в сфере материального производства.
Рис. 2. Финансовая система России
Государственным финансам принадлежит ведущая роль в организации финансовых отношений в государстве, в обеспечении развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.
Государственные финансы находятся в собственности государства в соответствии с Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, включают в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды и государственный кредит.
Основу государственных финансов составляет государственный бюджет оформленный как бюджетная система страны .
Государственные внебюджетные фонды в разное время могут быть созданы или ликвидированы в составе государственных финансов в зависимости от текущей потребности в дополнительных внебюджетных средств финансирования социально-экономической сферы.
В самостоятельное звено выделяется государственный кредит . По сути своей госкредит не является финансовой категорией, однако он представляет собой особую форму отношений между государством и юридическими и физическими лицами по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства для финансирования дефицита бюджета. Специфика госкредита как элемента финансовой системы заключается в том, что он не решает проблему изыскания необходимых финансовых ресурсов, а лишь отдаляет ее на некоторое время, зачастую усложняя ее и углубляя.
Особое место в составе финансовой системы занимает страхование, т.к. страховые отношения присутствуют в каждом ее элементе.
Страхование представляет собой финансовые отношения, которые складываются при перераспределении конечных доходов государства, хозяйствующих субъектов и населения с целью формирования страховых и резервных фондов для возмещения возможного ущерба
При внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства на микро- и макроуровне с целью возмещения возможного ущерба и покрытия различных убытков создаются резервные фонды. Такие финансовые отношения называются самострахованием. Финансы страховых компаний попадают в систему "Финансы предприятий и организаций", а государственное страхование, осуществляемое с позиций общественной целесообразности – в систему "Государственные финансы".
Специфичность страхования как экономической категории выражается в:
Случайном характере наступления определенного события (страхового случая) и величины причиненного ущерба от этого случая;
Вероятностной оценке возможного ущерба и расчете страховых тарифов, с помощью которых формируются страховые фонды;
Неравномерной раскладке величины страховых взносов (платежей, премий) между заинтересованными лицами;
Частичном возврате страхователям поступивших в фонд страховщика взносов.
Сущность страхования проявляется в его функциях - рисковой и предупредительной.
Страхование внутри финансовой системы принимает следующие формы:
1. Самострахование – финансовые отношения, которые складываются при внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства с целью формирования резервных фондов для возмещения возможного ущерба. Все резервные фонды (предприятий и организаций, бюджетов разных уровней) всегда формируются за счет собственных финансовых ресурсов и поэтому выражают отношения, складывающиеся внутри того или иного элемента финансовой системы .
2. Государственное страхование (некоммерческое) осуществляется с позиции общественной целесообразности и является обязательным в силу закона. В случае обязательного страхования страховые объекты, риски и минимальные размеры страховых сумм регламентированы соответствующим законодательством. Все страховые отношения, в которых государство выступает одним из субъектов страхования, можно отнести к "государственным финансам". Существуют два вида государственных страховых отношений:
· Обязательное общее страхование (государство является страховщиком) распространяется на всех граждан общества с целью обеспечения социальных интересов всего населения страны. К обязательному общему социальному страхованию относится система государственных социальных внебюджетных фондов, которые являются страховыми по сути своей. Работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы во внебюджетные фонды государства, выступают как страхователи, а государство, аккумулируя эти средства, – как страховщик.
· Обязательное государственное профессиональное страхование (государство является страхователем) осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, выделяемых министерством или иным федеральным органом исполнительной власти. Государство выступает в роли страхователя и заключает договор с выбранной или законодательно определенной страховой компанией. Например, обязательное государственное личное страхование военнослужащих производится путем договора Министерства обороны РФ с Военно-страховой компанией. Число видов государственного профессионального страхования в настоящее время приближается к пятидесяти.
3. Коммерческое страхование осуществляется согласно договору между страхователем и страховщиком. Страховые отношения между страховщиком (государственной или негосударственной страховой компанией) и страхователем (физическим или юридическим лицом) – это финансовые отношения подсистемы "финансы хозяйствующих субъектов". Коммерческое страхование обычно является добровольным , но может быть и обязательным . Несмотря на то, что обязательное коммерческое страхование регламентируется соответствующим законодательством, плательщиком премии обычно выступает сам страхователь. В РФ к обязательному страхованию на коммерческой основе относятся следующие виды страхования:
· страхование пассажиров воздушного, железнодорожного водного и др. видов транспорта,
· страхование гражданами принадлежащего им имущества (строений и сельскохозяйственных животных),
· страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств,
· страхование юридическими лицами имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или оперативном управлении и являющегося государственной или муниципальной собственностью.
В отличие от обязательного добровольное страхование всегда носит выборочный охват.
Исходя из объектов страхования различают три отрасли страхования :
· личное страхование, с помощью которого осуществляется страховая защита семейных доходов граждан или укрепление достигнутого ими семейного благосостояния;
· имущественное страхование, в котором объектом страховых отношений выступают имущество различных видов и имущественные интересы;
· страхование ответственности, которое защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация так и третьих лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.
Из отраслей страхования выделяют подотрасли и виды страхования. Вид страхования – это часть отрасли страхования, которая отражает конкретные интересы страхователей, связанные со страховой защитой конкретных объектов. Вид страхования включает отдельные разновидности – страхование однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности.
Виды личного страхования :
· страхование жизни;
· страхование от несчастных случаев и болезни;
· медицинское страхование.
Виды имущественного страхования :
· страхование наземного транспорта;
· страхование воздушного транспорта;
· страхование средств водного транспорта;
· страхование грузов;
· страхование других видов имущества;
· страхование финансовых или предпринимательских рисков.
Виды страхования ответственности :
· страхование ответственности заемщиков за непогашение кредита;
· страхование ответственности владельцев автотранспортных средств;
· страхование гражданской ответственности предприятий;
· страхование профессиональной ответственности;
· страхование иных видов гражданской ответственности.
Все виды страхования могут осуществляться как в добровольной, так и в обязательной формах.
Финансы предприятий и организаций составляют основу финансов государства. Они являются составляющей экономического базиса государства, обслуживают процесс создания и распределения ВВП и НД и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь предприятия и организации активно используют финансовые средства бюджета, государственного кредита, страхования.
В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на основах коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют прибыль, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.
Финансы предприятий материального производства включают следующие группы финансовых отношений:
· отношения, связанные с первичным распределением стоимости ВВП, с формированием первичных доходов и образованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения;
· отношения с вышестоящими управленческими структурами в рамках внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов;
· отношения с государством при образовании бюджетных и внебюджетных фондов и их использовании;
· отношения между предприятиями, связанные с перераспределением чистой прибыли (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов и получение в результате этого прибыли, покупка акций и получение дивидендов и пр.);
· отношения со страховыми организациями;
· отношения с организациями непроизводственной сферы (спонсорство, благотворительность, предоставление дополнительных медицинских услуг членам трудового коллектива за счет прибыли, подготовка кадров и повышение их квалификации и пр.).
Специфика финансов предприятий, организаций и учреждений нематериального производства заключается в том, что появление этих отношений связано с процессом перераспределения стоимости, созданной ранее в материальном производстве. Предприятия и организации этой группы (жилищно-коммунальные, бытовые, торгово-сбытовые, финансово-кредитные и пр.) предоставляют услуги на основе коммерческого расчета. Полученный ими доход от продаж услуг распределяется аналогично распределению чистого дохода, созданного в материальном производстве. Однако источником доходов в этой сфере являются финансовые ресурсы, сформированные в процессе перераспределения чистого дохода, созданного в сфере материального производства. Поэтому в условиях рыночной экономики финансы предприятий и организаций и материального, и нематериального производства (всего общественного производства) объединяются в одну группу – финансы коммерческих предприятий и организаций.
Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы появились в связи с необходимостью социального развития общества. Финансы непроизводственной сферы складываются в результате конечного перераспределения национального дохода через систему государственных финансов. Их функционирование происходит за счет общегосударственных средств. В условиях рыночной экономики финансы этой сферы деятельности имеют свою специфику. При дефиците государственных финансовых ресурсов многие учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения оказывают платные услуги населению и, следовательно, зарабатывают собственные доходы согласно законодательству. Однако прибыль, полученная в результате этой деятельности, не является самоцелью и используется на осуществление основной цели и развитие учреждения, организации в строгом соответствии с уставными документами. Особенностью финансов этой сферы является и то, что в структуре затрат на осуществление уставной деятельности велика доля заработной платы, которая и является основным объектом финансовых отношений.
Финансы общественных объединений и организаций изначально создаются за счет вступительных, а функционируют за счет членских взносов. Расходуются на осуществление уставной деятельности, а не на получение доходов отдельными членами объединения. Эти организации объединяют людей по общим целям и интересам (политические партии, профессиональные союзы, научные, творческие или спортивные объединения, садово-огородные товарищества и пр.).
Финансы населения (домашних хозяйств) в условиях развития рыночных отношений и расширения потоков денежных средств выделены в самостоятельное звено финансовой системы, которое относится к сфере децентрализованных финансов. Это обусловлено все возрастающей экономической ролью и социальной значимостью домохозяйств в современном обществе.
Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве.
Финансы домашнего хозяйства в условиях развитых рыночных отношений участвуют в кругообороте капитала и охватывают часть процесса производства. Однако в отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающее значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости ВВП и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.
Возникновение финансов домашнего хозяйства происходит на второй стадии процесса производства - распределения стоимости ВВП и НД, т.е. как и финансов в целом. Члены домашнего хозяйства участвуют в первичном распределении, поскольку, являясь собственником рабочей силы, получают первичные доходы в форме оплаты труда на предприятии или дохода при индивидуальном предпринимательстве. Уплачивая налоги государству, они имеют право на пенсии, пособия, трансфертные платежи и т.п. из бюджета и внебюджетных фондов; таким образом, домохозяйства принимают участие во вторичном распределении (перераспределении) ВВП и НД, т.е. приобретают право на вторичные доходы.
Финансы домашнего хозяйства выступают в денежной форме.
Они выполняют две базовые функции: обеспечения жизненных потребностей семьи и распределительную .
Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение:
фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива - семьи (приобретения продуктов питания, товаров промышленного производства, оплаты различных платных услуг и др.);
фонд сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли.
Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:
1) собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи, - зарплату, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;
2) средства, мобилизованные на рынке в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;
3) средства, поступившие в порядке перераспределения, - пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.
Финансы домохозяйства взаимодействуют с централизованными (бюджетами - федеральным, региональными, местными и внебюджетными социальными фондами) и децентрализованными финансами - предприятиями разных форм собственности, а также с финансовым рынком.
В рыночных условиях состояние финансовой системы отражает социальную, экономическую и политическую стороны жизни государства. Выступая в качестве многоуровневой структуры, она охватывает ресурсы страны в форме денежных фондов, различных по своему назначению. В рамках этой системы различают централизованные и децентрализованные финансы. Рассмотрим далее эти категории более подробно.
Общие сведения
Денежные фонды могут находиться в собственности государства, в лице которого выступают исполнительные и законодательные органы, или граждан и юрлиц. В ходе деятельности используются разные средства. К ним, в частности, относят наличность (казначейские билеты, банкноты), безналичные деньги (на счетах в банках, кредитных учреждений, аккредитивы и сертификаты), ценные бумаги (акции, опционы, векселя, облигации).
Перемещение средств
Находясь в постоянном движении, финансы формируют соответствующие потоки, которые требую четкой организации. Направления перемещения денег связывают элементы всей системы в одно целое. В зависимости от сложности различают много-, одно- и двусторонние потоки. В последних движение денег происходит в одном направлении. К примеру, средства, перечисленные из федерального бюджета, идут для финансирования расходов Пенсионного фонда. При двустороннем потоке деньги перемещаются между двумя элементами или определенным звеном и сектором, не включающим его, прямо и обратно. Например, в бюджет перечисляются налоги от компаний, но при соблюдении ряда условий последние могут получить средства обратно в форме кредитов или субсидий. Многосторонние потоки охватывают одновременно разные части финансовых средств и идут в различных направлениях. В домашнем хозяйстве бюджет образуется из доходов от тех или других источников. Так, глава семьи или иной ее член получает зарплату на предприятии, из бюджета поступают трансфертные платежи. Вместе с этим, субъекты отчисляют налоги во внебюджетные фонды и непосредственно в бюджет.
Централизованные и децентрализованные финансы
С распадом СССР денежная система страны претерпела ряд существенных изменений. До 1991 года в структуру входили финансы общегосударственного значения, непроизводственной и производственной сферы. В госбюджете СССР были объединены непосредственно союзная денежная система, а также государственные республиканские потоки и средства соцстрахования. На первый элемент приходилось 50-52 % совокупного объема денежных ресурсов. 35 % из этих средств были в распоряжении республик, а 15 % входили в местные бюджеты. С 1 января 2000 года в РФ действует отраслевой Кодекс. В соответствии с ним, средства, находящиеся в собственности государства, объединяются в бюджетную систему - централизованные финансы. Этот институт - важнейший элемент всей денежной структуры. Однако в системе выделяют еще одно ключевое звено - децентрализованные финансы и финансы предприятий. Они лежат в основе денежной системы, так как именно в области материального производства концентрируется большая часть средств страны.
Публичные фонды
Сегодня в России действует трехуровневая бюджетная система. В централизованные фонды входят бюджеты:
- Федеральный.
- Субъектов РФ (краев, республик, областей, АО, городов фед. значения).
- Муниципальных образований.
Бюджеты представляют собой финансовую основу управления государственных и местных органов власти. Каждый из элементов системы функционирует автономно. Это значит, что нижестоящий бюджет со своими расходами и доходами не входит в вышестоящий. Внутри этих звеньев могут создаваться специальные фонды по целевому назначению или отчислениям от определенных доходов и прочих поступлений. Планирование бюджетных ресурсов осуществляется посредством составления консолидированного бюджета - сводного плана. В нем объединяются финансовые средства всех уровней системы. За счет последних обеспечивается структурное реформирование экономики, развитие техники и науки, повышается эффективность производства, проводятся преобразования в ЖКХ и военной отрасли.
Состав децентрализованных финансов
Этот институт объединяет разные средства. В частности, к децентрализованным финансам относятся денежные потоки некоммерческих и коммерческих компаний, домашних хозяйств. Указанные ресурсы участвуют в формировании денежных фондов в стране. Состояние средств, входящих в сферу децентрализованных финансов, оказывает влияние на платежеспособность государства и, следовательно, реализацию всех запланированных социальных и экономических программ.
Источники формирования
Децентрализованные финансы образуются при распределении стоимости ВВП и прочих резервов. В структуре децентрализованных финансов присутствуют:
1. Собственные средства и приравненные к ним. В первую категорию входит прибыль компаний и прочие накопления. Приравненными средствами считается минимальная задолженность по:
- оплате труда сотрудникам;
- авансам заказчиков по исполнению определенного вида работ;
- налоговым и неналоговым отчислениям.
2. Заемные средства. К ним относят:
![](https://i2.wp.com/businessman.ru/static/img/a/20380/204740/16569.jpg)
3. Привлеченные потоки (средства прочих хозяйственных субъектов) - внешние инвестиции и паевые взносы.
4. Ресурсы, которые получены в порядке перераспределения на страховом и финансовом рынках, из бюджета вышестоящими организациями.
Принципы функционирования института
В рыночных условиях денежные взаимоотношения хозяйствующих субъектов базируются на ряде основополагающих положений. При соблюдении этих принципов использование децентрализованных финансов, функционирование всей системы становятся максимально эффективными. Они обеспечивают стабильность экономики и социального сектора. При этом основным источником социального и производственного развития рабочих коллективов становится доход.
Распределение средств
Большое значение для стабильного функционирования института имеет порядок, в соответствии с которым осуществляется управление децентрализованными финансами. Он предполагает разработку определенных программ, выявление наиболее перспективных направлений распределения средств. Ресурсы могут использоваться для:
![](https://i0.wp.com/businessman.ru/static/img/a/20380/204740/16570.jpg)
Независимость субъектов
В современных условиях действующие на рынке отечественные компании обладают правом самостоятельно направлять децентрализованные финансы. Эта относительная независимость позволяет фирмам:
- Рационально и наиболее выгодно распределять прибыль от сбыта своей продукции.
- Распоряжаться по собственному усмотрению доходами.
- Формировать социальные и производственные фонды.
- Изыскивать необходимые им средства для реализации инвестиционных программ, применяя для этого, кроме прочего, внешние ресурсы (банковские кредиты, депозитные сертификаты, облигации, эмиссию и прочие инструменты).
Децентрализованные финансы организаций обеспечивают необходимыми средствами производственный сектор экономики. Основной целью коммерческих фирм выступает прибыль. Только при непрерывном ее поступлении могут осуществляться обязательные и добровольные платежи, инвестирование, выплата зарплат и прочие необходимые мероприятия, обеспечивающие повышение уровня благосостояния общества.
Некоммерческие структуры
К этой категории относятся разные добровольные фонды, союзы, религиозные и благотворительные организации. При их формировании ставятся определенные цели, в число которых не входит получение прибыли. Их фонды образуются за счет пожертвований и добровольных взносов, бюджетных поступлений, средств учреждений и пр.
Домашние хозяйства
Децентрализованные финансы формируются, кроме прочего, за счет личных средств населения. Денежные ресурсы домашних хозяйств занимают особое место в рассматриваемом институте. Исключительное значение эти потоки имеют при создании НД и ВВП. Децентрализованные финансы участвуют и в процессе регулирования платежеспособного спроса в стране. Определенная доля создаваемого ВВП в форме услуг и товаров проходит через семейные бюджеты. Чем выше будут доходы населения, тем, соответственно, выше спрос на выпускаемые материальные ценности. Это, в свою очередь, обеспечивает стабильное экономическое состояние самих производителей.
Сводный баланс
Вся финансовая система и ее ресурсы отражены в доходной части отчетности. Следует, однако, отметить, что сводный баланс охватывает далеко не все денежные резервы страны. Полностью в него включены только централизованные финансы - средства бюджетов и внебюджетных фондов. Что касается остальных ресурсов, то они представлены только амортизационными отчислениями и прибылью. В сводный баланс не включаются поступления от страховых выплат, заемные средства, сбережения и доходы домохозяйств, привлеченные инвестиции, отчисления от штрафных санкций. В соответствии с ориентировочными данными, на долю централизованных фондов приходится порядка 60 %, а децентрализованных - около 40 % всех финансовых ресурсов. Но если учесть все доходы домохозяйств, принять в расчет более точные величины фондов компаний, то положение может измениться в пользу последних.
Заключение
В рамках финансовой деятельности выполняются разнообразные мероприятия. В их числе планирование, инвестирование, страхование, налогообложение, аудит, инспектирование и так далее. Формирование и распределение централизованных фондов осуществляется государством. Для этих средств нормативными актами жестко определяются источники, направления движения. Что касается децентрализованных финансов, то в отношении них не установлен такой контроль. Хозяйствующие субъекты обладают определенной независимостью, самостоятельностью при решении этих вопросов. Вместе с этим, на них накладывается и ответственность перед государством за соответствие в своей финансовой деятельности установленным в законодательстве требованиям.
Внутрифирменный финансовый контроль
Осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации- бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. -за финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочернихструктур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью ицелесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных,привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовыхрезультатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционныхпроектов, контролируют финансовое состояние предприятия.Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Такназываемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатовна каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности спрогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причиних несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методовфинансового прогнозирования. Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установлениеопределенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемыхэкономических благ между государством в лице верховной власти и остальнымисубъектами воспроизводимых отношений. Собственно, эти отношения иопределялись в прошлом понятием «финансы».Для начала определим понятие финансы (от лат. financia - доход, платеж присделке) - экономические отношения, связанные с формированием, распределениеми использованием централизованных и децентрализованных фондов денежныхсредств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условийрасширенного воспроизводства.По своему составу Финансы - совокупность целевых централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.С глобализационных позиций финансы как экономическая реальность выступают вформе движения частных (децентрализованных) и государственных(централизованных) финансовых ресурсов. А поскольку финансовые ресурсы идоходы совершают свое движение в частноправовой и публично-правовой формах,постольку система финансов включает в себя два больших звена:частнохозяйственные (частные, децентрализованные) финансы и государственные(централизованные, включая муниципальные) финансы.В этой работе более подробно будут изучены централизованные(общегосударственные и муниципальные) финансы. Для централизованных финансовхарактерными признаками являются:1) денежный характер отношений;2) безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующимисубъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также вовнебюджетные фонды;3) принудительная со стороны государственных органов и органовместного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектамии населением (государство и органы местного самоуправления в форме публично-правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействияк указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);4) отношения перераспределения уже распределенного совокупногообщественного продукта, в его денежной форме.Рассмотрим структуру централизованных финансов, а также взаимосвязь отдельныхзвеньев финансовой системы - централизованных и децентрализованных финансов.В качестве примера рассмотрим состав и классификацию финансовой системыРоссии, приведенные на рис. 1 (следует отметить, что возможны и другиепредставления финансовой системы с обособлением тех или иных ее компонентов). Из приведенной схемы видно, что финансовая система (как Российской Федерации,так и других государств) в зависимости от методов формирования доходовэкономических субъектов подразделяется на две сферы финансов:централизованные и децентрализованные финансы.Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, (денежныеотношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм,организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств) поскольку именнов этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансовогоправа в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этомзначительная часть указанных средств направляется в дальнейшем нафинансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в видесубвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальныхтрансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).Централизованные финансы (экономические отношения, связанные с формированиеми использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых вгосударственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах длярешения экономических, социальных и политических задач) состоят изгосударственных и муниципальных финансов. В свою очередь государственные имуниципальные финансы включают в себя бюджет (система бюджетов всех уровней),государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты,финансы иных государственных и муниципальных институтов.
![]() |
ТЕМА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ .
Сущность финансов.
Функции финансов.
Роль финансов в решении социально-экономических проблемах России.
Понятие финансовых ресурсов. Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.
Сущность финансов.
Понятие «финансов» нельзя отождествлять с понятием «деньги». Деньги – категория более древняя, они возникли раньше финансов.
Не все денежные отношения являются финансами.
Появление финансов обусловлено возникновением гос-ва. С возникновением гос-ва появилась потребность в централизованных фондах гос-ва для содержания аппарата управления, для охраны границ, введения войн, для постройки общественных зданий и дорог и других объектов общественного назначения.
А, следовательно, возникли налоги. Гос-во стало развивать фин. отношения с плательщиками налогов. Эти факторы обусловили возникновение финансов. Стал формироваться гос-ый бюджет, а позднее возник и государственный кредит.
С усилением товарно-денежных отношений финансы способствуют первоначальному накоплению капитала.
Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных ср-в в целях обеспечения расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач гос-ва.
Главное назначение финансов состоит в том, что чтобы путем создания денежных фондов обеспечить не только потребности гос-ва и организаций денежных средств, но и обеспечить контроль за эффективным использованием этих фондов.
В процессе расширенного воспроизводства у гос-ва возникают фин. отношения с хозяйствующими субъектами (организациями). Отношения по поводу уплаты налогов, формирования бюджетных средств, выплат средств организациям из бюджета.
Отношения с организациями возникают также при заимствовании ср-в у гос.организаций, а также в результате предоставления гос.кредитов организациям. Фин. отношения с организациями возникают также при формировании внебюджетных фондов.
Фин. отношения у гос-ва возникают с населением по поводу уплаты налогов и др. платежей в бюджет, а также при получении населением ср-в из бюджета и внебюджетных фондов.
Фин. отношения у гос-ва возникают с другими гос-вами при осуществлении внешнеэкономических связей, международной торговли, туризма.
Фин. отношения:
всегда денежные;
эти отношения вызваны фактом существования гос-ва и носят регламентированных характер.
Фин. отношения связаны с распределением и перераспределением ВВП и национального дохода.
Фин. отношения хозяйствующих субъектов возникают:
С гос-вом;
С партнерами по бизнему;
С банками;
Со страховыми организациями;
С внебюджетными фондами;
С вышестоящими организациями (корпорациями, фин.промышленными группами);
С персоналом.
У коммерческих организаций возникают фин.отношения с учредителями при формировании уставного капитала, а также при выплате дивидендов.
В понятие «финансы» включается также совокупность ср-в, находящихся в распоряжении гос-ва и предприятий.
К фин. отношениям относятся также отношения, связанные с кредитом, ценообразованием.
Финансы тесно связаны с деньгами, но имеют существенные отличия от денег.
Всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты товаропроизводителей; Выполняют функции: Меры стоимости; Средства накопления; Средства платежа; Мировых денег. 3. Возникли раньше финансов 5. Охватывают широкие экономические отношения. |
Экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода и ВВП. Выполняют совершенно другие функции: Распределения, Регулирования, Контроля. 3. Возникли позднее денег. 5. Охватывают более узкие отношения, связанные с формированием фондов денежных средств. |
Функции финансов
Выделяют 2 функции финансов:
Распределительную;
Контрольную
Субъектами распределения выступают гос-во, юридические и физические лица.
Объектами распределения служат ВВП и национальный доход.
Национальный доход распределяется на фонд накопления, который используется для расширенного воспроизводства, и на фонд потребления.
При этом гос-во использует финансы в качестве орудия распределения с целью эффективного воздействия на результаты хозяйственной деятельности организации.
В дальнейшем осуществляется перераспределение национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями экономики, между регионами страны.
Доходы, создаваемые в результате такого перераспределения должны обеспечить граждан не занятых в сфере материального производства и не трудоспособной части населения.
Подавляющая часть перераспределительных отношений осуществляется через государственный бюджет.
Распределительная функция финансов проявляется и в процессе формирования доходов и расходов организации.
Поступающая выручка от реализации продукции распределяется между гос-вом и организацией. Гос-ву передается НДС и акцизы, поступающие вместе с выручкой. Далее гос-ву выплачивается другие налоги, включаемые в себестоимость продукции.
Из общей суммы доходов вычитаются расходы на производство и реализацию продукции, получается балансовая прибыль. Из этой прибыли выплачивается налог на прибыль, оставшаяся часть в распоряжении гос-ва прибыль распределяется по фондам организации.
В результате распределения прибыли формируются фонды денежных средств для развития производства, для развития социальной инфраструктуры организации, для стимулирования оплаты труда рабочих, для выплаты дивидендов учредителям.
Контрольная функция финансов осуществляется двояко:
Через контроль рублем
Через контроль специальными финансовыми органами.
Контроль рублем осуществляется за:
Использованием денежных фондов;
Соблюдением режима экономии;
Использованием материальных и трудовых ресурсов;
Использованием основных и оборотных фондов;
Перераспределением и использованием прибыли;
Использованием средств по целевому назначению;
Соблюдением расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, с партнерами по бизнесу, с банками, страховыми организациями, покупателями продукции, ..
Контроль финансовыми органами осуществляется за эффективным и целевым использованием средств.
Его осуществляют администрация Президента, Совет Федерации и Гос. Дума, Правительство и ЦБ России.
Для осуществления финансового контроля создаются специальные органы, например, Счетная палата, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и др.
Роль финансов в решении социально-экономических ресурсов.
В условиях рыночной экономики возрастает необходимость в финансах, т.к. рыночные отношения находятся в тесной связи и единстве с денежным обращением и финансами.
В условиях расширенного воспроизводства возрастает потребность гос-ва и хозяйствующих субъектов в денежных средствах. Эту потребность в денежных ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хоз-ого управления, ни в сфере гос-ого управления.
Финансы объективно необходимы, т.к. обусловлены потребностями
общественного развития.
Финансы обеспечивают кругооборот производственных фондов на расширенной основе.
При помощи финансов гос-во регулирует отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулирует развитие производства.
В условиях экономики рыночного типа хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют сферы своей деятельности, источники финансирования, направления вложения своих средств, ... .
При этом гос-во осуществляет регулирование (вмешательство в деятельность организации) при помощи финансов путем:
Взимания налогов;
Финансирования из бюджета;
Применение повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет;
Организации денежного обращения и расчетов;
Установление ставки рефинансирования ЦБ;
Гос-ых займов и кредитов;
Правового финансового регулирования.
Понятие финансовых ресурсов.
Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.
По своему материальному содержанию финансовые ресурсы – это фонды денежных средств.
Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов.
Фин. наука изучает не фин. ресурсы, а экономические отношения, возникающие в результате формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
Финансовые ресурсы – это совокупность всех денежных средств и других фин. активов, которыми располагает гос-во и хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.
К другим фин. активам относятся дебиторская задолженность, средства вложенные в акции, облигации и др. ценные бумаги.
Финансовые ресурсы (денежные ср-ва) подразделяются на:
- централизованные (гос.бюджет, внебюджетные фонды);
- децентрализованные (денежные фонды организаций и предприятий).
Данные об объемах фин. ресурсов необходимы для определения оптимальной структуры производства, сбалансированности фин. ресурсов с капитальными и материальными затратами, для определения объемов инвестирования ср-в.
Основным источником формирования централизованных фин. ресурсов является национальный доход, который создается в основном в сфере материального производства.
На основе распределения и перераспределения нац. дохода гос-воформирует централизованные фонды для решения общегосударственных задач. Эти фонды создаются через формирования бюджета и внебюджетных фондов. Другая часть нац. дохода остается в распоряжении организации.
В наст. время хоз-щие субъекты в основном представлены коммерческими организациями. Следовательно, налоги и другие обязательные платежи, поступающие от коммерческих организаций, являются основным источником формирования гос-ых ресурсов.
Гос-ые фин. ресурсы формируются также за счет:
Внешнеэкономической деятельности гос-ва;
Использования гос-ой собственности;
Приватизации гос-ой имущества и передачи его в аренду;
Части национального богатства вовлекаемого в оборот (продажа золотовалютных запасов страны, а также энергетических ресурсов).
Фин. ресурсы хозяйствующих субъектов формируются за счет собственных, заемных и привлеченных ср-в.
Фин. ресурсы организации формируются в первую очередь за счет собственных источников. В момент учреждения организации поступают взносы в уставной капитал от учредителей. В дальнейшем собственные ср-ва (капитал) формируются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Важным источником формирования собственных ресурсов является амортизационный фонд, который формируется за счет амортизационных отчислений при использовании основных средств (зданий, сооружений, оборудований).
Ежемесячная начисляемая сумма амортизации включается в себестоимость продукции и в цену изделия (товаров, услуг). При реализации продукции эта сумма в составе выручки поступает на расчетный счет организации. Так постепенно формируется амортизационный фонд. Средства этого фонда в основном используются для простого воспроизводства основных фондов (для покупки нового оборудования, машин, капитального строительства).
Внешними источниками увеличения собственных фин. ресурсов являются:
Дополнительные взносы ср-в в уставный капитал учредителей;
Дополнительный выпуск и продажа акций и др. ценных бумаг.
Иногда фирмы получают ср-ва от вышестоящих организаций в порядке перераспределения ср-в.
Гос-ые и муниципальные организации, а иногда и коммерческие организации, выпускающие необходимую гос-ву продукцию или оказывающие населению услуги, могут получать ср-ва из бюджета.
Для хоз-ой деятельности собственных средств у организации бывает, как правило, недостаточно, тогда они привлекают их из заемных источников:
Для и инвестиций берут долгосрочные кредиты в банках;
Для текущих нужд используют краткосрочные кредиты в банках и др. организациях.
Одним из источников заемных ср-в является коммерческий (товарный) кредит. Организации порой испытывают трудности с реализацией продукции, другие организации нуждаются в этой продукции, но не имеют ср-в для оплаты. В этом случае, поставщики предоставляют товар в кредит с оплатой через определенный период времени или после реализации товаров.
Заемным источником фин. ресурсов являются также средства, полученные в результате выпуска и реализации облигаций и др. ценных бумаг.
В наст. время для многих организаций основным источником формирования фин. ресурсов является кредиторская задолженность. Это неоплаченные долги другим организациям за поставленные товары, выполненные работы и оказанными услугами.
ТЕМА: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ.
Финансовая система РФ и ее структура.
Гос.финансы и их роль в системе финансовых отношений.
Финансы хозяйствующих субъектов и их роль в финансовой системе страны.
Финансы населения и их влияние на экономическое развитие страны.
Система гос-ых финансовых органов и их роль в финансовой системе.
Финансовые посредники и финансовый рынок.
Финансовая система РФ и ее структура
В условиях рынка характерно большое разнообразие финансовых отношений. При этом общими чертами всех фин.отношений являются:
1. все фин.отношения осуществляют распределение и перераспределение ВВП и нац.дохода;
2. Все фин.отношения участвуют в формировании фондов денежных средств и в их использовании;
3. Все фин.отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.
В то же время каждая сфера фин.отношений имеет свои особенности, которые выделяют эту сферу из общего количества фин.отношений (налоги, бюджет, кредит, страхование, фондовый рынок и др.).
Все специфические признаки позволяют сгруппировать фин.отношения в определенные сферы и звенья, каждые из которых отличаются особыми формами образования и использования фондов денежных средств и выполняет важную роль в процессе расширения производства и имеет присущие ей функции.
Такие финансовые организации обслуживают материальное производство, они участвуют в создании ВВП и нац. дохода.
Через гос. бюджет мобилизуются фин.ресурсы в ост. централизованный фонд гос-ва и через ……….. происходит перераспределение этих фондов.
Внебюджетные соц.фонды (пенсионный, соц.страхования) имеют строго целевое назначение, через эти фонды мобилизуются фонды денежных ср-в для выплаты пенсий, соц. поддержки населения и обеспечения медицинского обслуживания.
Таким образом, каждое звено фин. системы представляет собой определенную сферу фин.отношений. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер звеньев фин.отношений посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств составляет фин. систему страны.
В общей совокупности фин. отношений, образующих фин. систему можно выделить 2 крупные сферы (подсистемы):
Гос-ые и местные финансы
Финансы хоз. системы (финансы предприятий и организаций).
Основным звеном в подсистеме гос-ых и местных финансов является бюджетная система . При помощи бюджетной системы формируются фин. ресурсы властных структур, которые используются для регулирования экономики и фин. распред. отношений на микро уровне. Это центральное звено финансов, управление которым осуществляет гос-во.
Бюджетная система включает в себя
Гос. бюджет, бюджет субъектов федерации (республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт -П.)
Местные бюджеты (бюджеты городов, районов, поселков).
Использование этих фондов осуществляется по решению органов местного самоуправления (муниципальных органов).
Муниципальные органы согласно конституции РФ не включаются в состав органов гос.власти.
Важнейшая роль в бюджетной системе у Фед.бюджета.
Бюджетные ср-ва – ресурсы фед.власти.
Бюджет – основной финансовый план формир. и использования фондов денежных ср-в.
Фед.бюджет – основной экономический закон гос-ва.
Фед.бюджет как фин.план гос-ва взаимосвязан с фин.организацией и с финансами населения, т.к. доходная часть бюджета в основном формируется за счет взимаемых с хоз.субъектов и населения налогов, кроме того бюджет связан с фин. организациий и населения в связи с выделением бюджетных ср-в организациям и выплатам ср-в населению за счет бюджета. Кроме налогов источником доходов федер-ого бюджета являются таможенные платежи, доходы от приватизации гос.имущества и передачи его в аренду, от продажи нац.богатств и др.
Расходы федер-ого бюджета – затраты, необходимые для функций и задач гос-ва (расходы на гос.управления, нац. Обороны, содержание судов, .. , финансирование экономику).
Бюджеты субъектов федераций – бюджеты регионов России, в составе расходов этих бюджетов преобладают расходы на социальные нужды (на содержание и эксплуатацию объектов жилищно-коммунальных хоз-в, здравоохранения, культуру).
Доходы этих бюджетов формируются за счет региональных налогов, а также трансфертов, поступающих из фед-ого бюджета.
Местные бюджеты формируются за счет местных налогов (налог на имущество физ.лиц, налог на землю), а также за счет др.поступлений, в том числе поступлений из бюджетов регионов.
Поступления за счет использования собственного имущества, а также прибыли организаций и предприятий, находящихся в ведении этих органов.
В расходах этих бюджетов наибольший удельный вес составляют затраты на социальные нужды (затраты на содержание жилищно-коммунального хоз-ва, на медицину, образование, культуру, на благоустройство районных центров), а также на содержание органов местного управления регионов и муниципалитетов.
Составным звеном фин.системы страны являются государственные внебюджетные фонды.
В основном на ур-не гос-ва создаются внебюджетные социальные органы. Средства этих фондов формируются за счет отчислений предприятий и организаций в виде единого социального налога, к-ый взимается в размере 26% от фонда заработной платы работника. Ср-ва этих фондов носят строго целевое назначение, поэтому они зачисляются не в бюджет гос-ва, а в бюджеты гос-ых внебюджетных фондов.
По размеру бюджета наибольшую долю в этих фондах занимает пенсионный фонд. Размер его бюджета занимает 2 место после федерального бюджета страны. Средства этого фонда используются на выплаты пенсии.
Следующий фонд – фонд социального страхования . Он предназначен для выплаты пособия работникам по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года.
Фонд обязательного медицинского страхования . Ср-ва этого фонда также формируется за счет отчислений работодателей в размере 3,1% от фонда з/п каждого работника. Кроме того, в этот фонд поступают бюджетные ассигнования для оказания мед.услуг неработающему населению.
В состав гос-ых финансов включается также гос-ый кредит , к-ый отражает кредитные отношения по поводу привлечения гос-вом свободных денежных ср-в населения и организаций.
Гос-во выступает в качестве заемщика внутри страны, путем продажи цен.бумаг физическим и юр.лицам, тем самым пополняет доходную часть бюджета.
Кредиты гос-во также берет у др. гос-в, иностранных фирм, корпораций, фирм, банков.
Гос-во может выступать в качестве гаранта при получении иностранных кредитов российскими организациями.
Чаще всего гос-во выступает в качестве заемщика, вместе с тем правительство может предоставлять гос-ые кредиты отдельным отраслям экономики, организациям и регионам.
Например, в наст. время предоставляются льготные кредиты организациям, предприятиям, фермерам и личным крестьянским хозяйствам и с/х кооперативам, занимающихся производством, закупками и переработкой с/х продукции.
Кредиты предоставляются также другим организациям, занимающихся производством продукции необходимой для гос-ва и граждан.
Бюджетные кредиты предоставляются также предприятиям оборонной промышленности, атомной энергетике и др-им.
Финансы хоз. субъектов
Подсистема финансов хозяйствующих субъектов включает в себя:
Финансы коммерческих организаций;
Финансы некоммерческих организаций.
Цель и основная деятельность коммерческих организаций сводится к получению прибыли.
Коммерческие организации функционируют как хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, акционерные общества, а также как частные и индивидуальные предприятия.
Основная часть фин. ресурсов в условиях рынка сконцентрирована в коммерческих организациях. Поэтому от их фин. устойчивости зависит стабильность фин. состояния страны, т.к. большая часть централизованных денежных ср-в гос-ва формируется за счет налогов и отчислений коммерческих организаций.
Финансы коммерческих организаций формируются за счет собственных ср-в и привлеченных заемных ресурсов.
В период формирования коммерческих организаций основным источником фин. ресурсов является уставный фонд, к-ый формируется за счет взносов учредителей.
В условиях рынка коммерческие организации обладают хозяйственной и фин. самостоятельностью, определяют виды деятельности, сами устанавливают цены на продукцию, самостоятельно реализуют товары и услуги, по своему усмотрению используют прибыль, оставшуюся после уплаты налога, самостоятельно формируют фонды денежных ср-в и изыскивают ср-ва для инвестиций.
Хозяйствен. организации выступают в качестве юр. лица. Основными признаками юр. лиц являются:
Прохождение гос-ой регистрации;
Наличие собственности, собственности в хоз-ой ведении или оперативном управлении обособленного имущества;
Самостоятельная ответственность по своим обязательствам, имеющимся в распоряжении имуществом.
Хоз-щие субъекты (юр. лица) являются основой фин. системы, т.к. в этом звене формируются ВВП и национальный доход.
Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, благотворительные организации, добровольные союзы) не ставят своей целью получение прибыли и их основная задача наиболее полное удовлетворение своих участников (членов) этих обществ в товарах и в разнообразных услугах.
Прибыль этим организациям нужна для того, чтобы выжить и оказывать поддержку своим участникам этих организаций.
Наибольшее распространение среди некоммер. организаций получили потребительские общества и кооперативы. Их капитал формируется за счет паевых и вступительных взносов членов этих кооперативов и обществ. Например, в системе потребительской кооперации России членами потребит-их обществ являются почти все сельское население, а также жители районных центров и рабочих поселков.
При вступлении в потребительское общество, они вносят паевой взнос. Размер паевого взноса утверждается собранием потребительского общ-ва. В наст. время он колеблется от 50 до 1000 и более руб. На ср-ва пайщиков кооперативов осуществляется на селе торговое и бытовое обслуживания, оказываются разнообразные социальные услуги сельскому населению, особенно престарелым и малоимущим гражданам.
Финансы населения и их влияние на экономическое развитие страны.
К децентрализованным финансам относятся также финансы домашних хоз-в (населения).
Финансы населения представляют собой экономические денежные отношения по поводу формирования и использования фондов денежных ср-в в целях обеспечения материальных и духовных потребностей, обеспечения социальных условий жизни членов общества и их воспроизводства.
В эк-кой литературе под финансами населения принимаются финансы домашних хоз-в и финансы семьи.
Домашн.хоз-во ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно с имеющими общий бюджет.
Сущность финансов дом. хоз-в находит проявление в ихфункциях :
1.Обеспечение жизненных потребностей семьи .
2.Распределительная функция.
Первая функция создает условия для членов данной семьи. В период натурального ведения хоз-ва домашние хоз-ва удовлетворяли свои потребности самостоятельно без широкого товарного обмена. С развитием товарно-денежных отношений расширились материальные, социальные и культурные потребности семьи. Произошел рост денежных ср-в у населения, возник семейный бюджет для обеспечения материалн. и духовн. Благами.
Распределительная функция финансов населения охватывает первоначальное распределение нац.дохода и формирование бюджета семьи.
Эта функция включает в себя 3 последовательные ступени:
Формирование;
Распределение:
Использование фондов денежных ср-в.
Фин. отношения у населения возникают со всеми звеньями фин.системы (бюджетом, внебюджетными фондами, с организациями, предприятиями).
В результате создаются первичные доходы в виде з/п, пенсий, пособий, стипендий.
Кроме того, фин. отношения возникают при уплате налогов, пошлин и др-их платежей.
Финансовые ресурсы населения – это совокупный фонд денежных ср-в, находящихся в распоряжении семьи. Он создается в результате производ-ой деятельности членов домохозяйств и является частью нац. дохода общ-ва.
В состав фин.ресурсов населения включаются:
Собственные ср-ва зарабатываемые каждым членом семьи (в виде з/п, доход от подсобных хоз-в, прибыль от коммерческой деятельности);
Ср-ва мобилизованные на фин. рынке (покупка акций и т.д.), полученных в форме кредита, дивиденды, % по вкладам;
Ср-ва, поступающие в порядке перераспределения нац. дохода – пенсии, пособия, субсидии и др. выплаты из бюджетов и внебюджетных фондов.
Фин. ресурсы населения выступают в виде 2-ух обособленных фондов:
Фонда потребления, предназначенного для удовлетворения личных потребностей семьи.
Фонд сбережений (отложенных потребностей), к-ый будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров, для медицин. обслуживания, достойной жизни в старости, для формирования первоначального капитала коммерческой деятельности.
О состоянии финансов дом.хоз-в зависит платежеспособность населения, его покупательская способность, поступление ср-в в бюджеты всех уровней и банки. Эти факторы во многом определяют темпы экономического развития страны.
За счет доходов населения образуется большая часть сбережений в обществе, в условиях рынка именно денежные сбережения населения становятся источником инвестиций, а гос-ые заимствования у населения – источником покрытия дефицитов бюджета.
1. Финансовый механизм - это:
Способы организации финансовых отношений, применяемых в целях мобилизации финансовых ресурсов и их использования в государстве
Определение целей и задач, а также совокупности государственных мероприятий по мобилизации и использованию финансовых ресурсов
Контроль за использованием денежных потоков внутри страны
Система налогообложения, применяемая в настоящее время в государстве
Совокупность экономических денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
2. По степени участия государства в финансовых отношениях различают:
Финансовую стратегию и тактику
Регулирующий и директивный финансовый механизм
Коммерческий, банковский и государственный кредит
3. Система установленных государством форм, видов, методов организации финансовых отношений называется:
Финансовым механизмом
Финансовой системой
4. Выделите орган финансового контроля, регулирующего деятельность участников фондового рынка:
Министерство финансов РФ
Федеральное казначейство
Центральный Банк РФ
+ Федеральная служба по финансовым рынкам РФ
5. Тип финансовой политики, где государству отводится роль наблюдателя за экономическими процессами в стране, называется:
Регулирующим
Планово-директивным
+ классическим
6. Идеи Дж. М. Кейнса лежат в основе финансовой политики:
+ регулирующего типа
Планово-директивного типа
Классического типа
7. Финансовая политика – это:
Деятельность Государственной Думы в области финансового законодательства
Деятельность государства в области финансовых отношений
Деятельность органов Федерального казначейства
8. Законодательной основой планирования и проведения финансовой политики выступает:
Заявления Правительства РФ
Бюджетное послание Президента РФ
Финансовое законодательство
Административный кодекс РФ
9. Тип финансовой политики, при которой придерживаются принципа невмешательства государства в экономику:
Планово-директивный
Регулирующая
Классическая
Хозяйственный
10. Финансовая политика направлена на:
Мобилизацию финансовых ресурсов
Распределение и перераспределение финансовых ресурсов
Использование финансовых ресурсов
Все перечисленное
11. Фискальная политика представляет собой:
Денежную политику
Налоговую политику
Политику доходов и заработной платы
12. Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу – это:
Финансовая тактика
Финансовый механизм
13. Проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год осуществляют:
+ Счетная палата РФ
Федеральное казначейство
Министерство финансов РФ
Министерство по налогам и сборам РФ
14. В РФ используется следующая система исполнения бюджета:
Банковская
+ казначейская
Смешанная
15. Аудиторский контроль – это:
+ независимый финансовый контроль
Государственный финансовый контроль
16. Вид финансового контроля, осуществляемого в процессе составления отчета об исполнении бюджета:
Предварительный
Текущий
+ последующий
17. Для регулирующего финансового механизма характерно:
Прямое непосредственное участие государства
Государство определяет законодательные границы, в рамках которых действуют все участники
Вся система отношений детально разрабатывается государством
Каждый хозяйствующий субъект сам решает, какие платить налоги
18. Контрольная функция финансов осуществляется:
Только органами государственной власти
Хозяйствующими субъектами
+ и государством, и хозяйствующими субъектами
19. Содержание финансовой политики включает: 1) разработку научно обоснованной концепции развития финансов; 2) принятие адресных программ поддержки населения; 3) принятие законодательных актов в сфере финансового права; 4) определение основных направлений использования финансовых ресурсов; 5) разработку государственной экономической политики; 6) разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в рамках концепции развития финансов:
+ 1, 4, 6
+ разработку оптимальной траектории перемещений грузопотоков
Определение основных направлений использования финансовых ресурсов
Разработку научно обоснованной концепции развития финансов
Нет верного ответа
21. Выделите положение, не имеющее отношение к типам финансовой политики:
Классическая финансовая политика
Планово-директивная финансовая политика
Регулирующая финансовая политика
+ дисконтная финансовая политика
22. Принцип «невидимой руки» А. Смита лежит в основе финансовой политики:
Классического типа
Регулирующего типа
Планово-директивного типа
Стратегического типа
Монетаристического типа
23. Государственные расходы, налоги и государственный кредит выступают инструментами финансовой политики:
Классического типа
Регулирующего типа
Планово-директивного типа
Монетаристического типа
24. Чрезвычайно высокая концентрация финансовых ресурсов в руках государства на основе государственной собственности является характерной чертой финансовой политики:
Классического типа
Регулирующего типа
Планово-директивного типа
Нет верного ответа
Советского типа
25. Выделите несуществующий тип финансовой политики:
Классический
Планово-директивный
Регулирующий
Монетаристический
26. Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления представляют собой:
+ финансовые ресурсы
Финансы
Финансовую систему
27. В основе финансовой политики регулирующего типа лежат идеи:
Дж. М. Кейнса
А. Смита
К. Маркса
В.И. Ленина
З. Фрейда
28. В проверке точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств заключается ___________ функция финансов:
Распределительная
Регулирующая
+ контрольная
Стабилизационная
29. Финансовая политика является составной частью____________ политики государства:
+ экономической
Денежной
Налоговой
Бюджетной
31. Выделите этапы проведения государственной финансовой политики: 1) выработка научно обоснованной концепции развития финансов; 2) приспособление финансовых институтов к меняющимся условиям рынка; 3) определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу; 4) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей:
32. Из данных категорий выделите финансовые рычаги государственного воздействия на экономические процессы: 1) государственный бюджет; 2) государственные цены и тарифы; 3) финансовый механизм; 4) налоги; 5) экспортно-импортные пошлины; 6) ВВП:
Финансовая система»
1. Совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризующихся особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств – это:
Финансовая система
Финансовые ресурсы
Финансовая политика
Финансовые отношения
Финансовый механизм
Финансы
2. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите базовое, являющееся источником финансовых ресурсов:
Государственный бюджет
Фонды страхования
Финансы предприятий
Внебюджетные фонды
3. Основой выделения сфер и звеньев в структуре финансовой системы являются:
Государственные финансы
Различия в источниках ресурсов всех звеньев
Особенности в формировании и использовании фондов денежных средств
4. Звеном финансовой системы НЕ являются:
Внебюджетные фонды
Финансы домашних хозяйств
Внебюджетные фонды и финансы домохозяйств
Структурные подразделения предприятий
5. Из перечисленных бюджетов не являются составной частью государственных финансов: 1) государственный бюджет; 2) местные бюджеты; 3) государственные внебюджетные фонды; 4) бюджеты субъектов федерации; 5) семейные бюджеты; 6) государственный кредит:
6. В понятие «государственные финансы» с фондовой точки зрения входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) фискальная политика; 4) внебюджетные фонды; 5) финансовый механизм; 6) бюджетный дефицит; 7) государственный кредит; 8) консолидированный бюджет:
1, 2, 4, 7 и 8
7. В сферу государственных финансов входит такое звено, как:
Государственный кредит
Финансы предприятий
8. В понятие «государственные финансы» с фондовой точки зрения входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) внебюджетные фонды; 4) бюджетный дефицит; 5) государственный кредит:
1, 2, 3, 4 и 5
9. Термин бюджетное регулирование относится к:
Перераспределению ресурсов между уровнями бюджетной системы
Управлению бюджетом
Бюджетному управлению сферами и субъектами экономики
Управлению государственным долгом
10. Централизованные фонды денежных средств формируются:
+ на государственном уровне
На уровне субъектов хозяйствования
На всех уровнях
11.Основой единства всех звеньев финансовой системы является:
Государственный бюджет
Финансовая политика, проводимая государством
Единый источник ресурсов для всех звеньев – национальный доход
Действие рыночных механизмов хозяйствования
12. Финансы страхования относятся к:
И к централизованной, и к децентрализованной сфере
13. Финансы населения относятся к:
Сфере централизованных финансов
+ сфере децентрализованных финансов
И к централизованной, и к децентрализованной сфере финансовых отношений
14. К государственным финансам относят:
+ сферу централизованных финансов
Сферу децентрализованных финансов
Централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений
15. Ранее в структуре финансовой системы не выделяли звено:
Государственный бюджет
Государственный кредит
Внебюджетные фонды
+ финансы населения
16. Через звенья финансовой системы перераспределяется:
+ национальный доход
Только прибыль предприятий
17. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите звенья, относящиеся к сфере централизованных финансов: 1) государственный бюджет; 2) государственный кредит; 3) финансы государственных предприятий; 4) финансы страхования; 5) внебюджетные фонды:
+ 1, 2 и 5
18. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите звенья, относящиеся к сфере децентрализованных финансов: 1) бюджет государства; 2) финансы населения; 3) государственный кредит; 4) финансы предприятий; 5) финансы страхования; 6) внебюджетные фонды:
+ 2, 4 и 5
19. В структуре финансовой системы выделяют:
Централизованные и децентрализованные государственные финансы
+ централизованные и децентрализованные фонды денежных средств
Централизованные и децентрализованные предприятия
20. Государственный кредит с точки зрения совокупности присущих финансовых отношений:
+ выделяют в отдельное звено финансовой системы
Включают в состав внебюджетной системы
21. Финансы населения:
Не включают в состав финансовой системы
+ выделяют в качестве звена финансовой системы
Выделяют в составе централизованных фондов денежных средств
22. Пенсионный фонд РФ:
Относится к централизованным финансам
Относится к децентрализованным финансам
Не относится ни к централизованным, ни к децентрализованным финансам
23. Финансы негосударственных пенсионных фондов:
Относятся к сфере децентрализованных финансов
Относятся к сфере централизованных финансов
Относятся к внебюджетным фондам
Не относятся ни к сфере централизованных, ни к сфере децентрализованных финансов
24. Финансы государственных предприятий относятся к:
Централизованным финансам
+ децентрализованным финансам
Государственной бюджетной системе
25. В сферу государственных финансов входит такое звено, как:
Банковские кредиты, выдаваемые банками с государственным участием
Государственный кредит
Денежные фонды государственных предприятий
26. Различные группы финансовых отношений объединены в финансовую систему государства вследствие:
+ взаимосвязи ее отдельных звеньев
Подчиненности звеньев единому центру
Отсутствия взаимосвязи в отдельных звеньях
Наличие единого начала в лице государственной власти
27. К сфере децентрализованных финансов не относят такое звено, как:
Финансы предприятий
Финансы страхования
+ государственный кредит
28. К децентрализованным финансам не относят такое звено, как:
Финансы населения
Финансы предприятий
+ финансы муниципальных органов власти
29. К централизованной сфере финансовой системы государства не относят такое звено, как:
Государственный бюджет
Внебюджетные фонды
30. Из перечисленных звеньев к децентрализованным финансам не относят: 1) финансы государственных предприятий; 2) бюджет государства; 3) финансы коммерческих предприятий; 4) финансы коммерческих банков с государственным участием; 5) финансы местных органов власти; 6) бюджет субъекта федерации:
+ 2, 5, 6
31. Из перечисленных звеньев к централизованным финансам относят: 1) бюджет государства; 2) финансы государственных предприятий; 3) финансы коммерческих предприятий; 4) финансы коммерческих банков с государственным участием; 5) финансы местных органов власти; 6) финансы домашних хозяйств, членами которого являются государственные служащие; 7) государственные внебюджетные фонды:
+ 1, 5, 7
32. Финансы страхования:
+ являются самостоятельным звеном финансовой системы
Подчинены государственным финансам
Включаются в состав государственных внебюджетных фондов
33. Выделите звено, в котором создается национальный доход государства:
Государственный бюджет
Внебюджетные фонды
+ финансы предприятий
Финансы населения
34. К какому из звеньев финансовой системы можно отнести фонды обязательного медицинского страхования:
Государственный бюджет
Финансы предприятий
Финансы страхования
+ внебюджетные фонды
35. Компенсация ущерба, вызванного реализацией рисков, осуществляется в таком звене финансовой системы, как:
Бюджет государства
Внебюджетные фонды
Финансы предприятий
+ финансы страхования
36. Выплата заработной платы позволяет формировать фонды денежных средств в звене:
Государственный кредит
+ финансы населения
Финансы предприятий
37. На децентрализованном уровне формируются:
+ фонды предприятий
Фонды государства
Внебюджетные фонды
38. На централизованном уровне формируются:
Фонды предприятий
Фонды страхования
+ внебюджетные фонды
39. Формирование финансовой системы связано с функционированием:
+ финансовых отношений
Кредитных отношений
40. Особенности в организации финансовых отношений приводят к формированию:
+ сфер и звеньев финансовой системы
Институтов финансовой системы
Финансового контроля
41. Не является звеном финансовой системы:
Бюджет государства
Государственный кредит
+ банковский кредит
42. Выделите звено финансовой системы:
+ бюджет государства
Государственный банк
43. Выделите правильное утверждение о структуре финансовой системы:
Децентрализованные финансы носят подчиненный характер по отношению к централизованным финансам
Централизованные финансы носят подчиненный характер по отношению к децентрализованным финансам
В структуре финансовой системы выделяют две равнозначные сферы финансовых отношений: централизованную и децентрализованную
44. Выберите верное утверждение:
+ финансы страхования относятся к децентрализованным финансам финансовой системы
Финансы страхования входят в состав внебюджетных фондов
Финансы страхования не имеют отношения к финансовой системе государства
45. Выделите неверное утверждение:
В составе финансов предприятий выделяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий
+ внебюджетные фонды входят в состав бюджета государства
Государственный кредит входит в состав государственных финансов
46. Финансы муниципальных образований:
+ относятся к такой сфере финансовой системы, как централизованные финансы
Относятсяк такой сфере финансовой системы, как децентрализованные финансы
47. Выделите верное утверждение:
+ все звенья финансовой системы характеризуются различной ролью в общественном воспроизводстве
Звенья финансовой системы не связаны с общественным воспроизводством
С общественным воспроизводством связаны только финансы предприятий
48. Фондом денежных средств не является:
Бюджет государства
Фонд заработной платы
49. В настоящее время страховой фонд страховщика создается:
В централизованном порядке
+ в децентрализованном порядке
И в централизованном, и в децентрализованном порядках
50. В широком смысле страховой фонд – это:
+ часть ВВП, используемая для возмещения потерь, причиненных неблагоприятными событиями
Страховой фонд самострахования
Только государственный централизованный страховой фонд
51. Финансы муниципальных учреждений образования:
Относятся к такой сфере финансовой системы, как централизованные финансы
+ относятся к такой сфере финансовой системы, как децентрализованные финансы
Находятся на стыке двух сфер: централизованных и децентрализованных финансов
Имеют непосредственное отношение к государственным финансам