Централизованные и децентрализованные финансы. Финансовая система: централизованные и децентрализованные финансы

Исторически исходной формой финансовых отношений являются государственные финансы, однако развитие финансовых отношений начинается в сфере предприятий материального производства, поэтому финансы предприятий сферы материального производства являются основным, базисным элементом финансовой системы, а государственные финансы играют ведущую роль в перераспределении финансовых ресурсов с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование. Эти отношения производны от финансовых, так как они всегда связаны с перераспределением уже распределенных при помощи государства и хозяйствующих субъектов конечных доходов всех участников общественного производства.

Состав финансовой системы РФ в настоящее время имеет следующий вид:

1. Государственные финансы:

· государственный бюджет, оформленный как бюджетная система;

· система государственных внебюджетных фондов;

· государственный кредит.

2. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, общественных объединений):

· финансы предприятий материального производства (сфера производства товарно-материальных ценностей);

· финансы предприятий, организаций и учреждений нематериального производства (сфера услуг);

· финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы (социальная сфера);

· финансы общественных объединений и организаций.

3. Страхование:

· самострахование;

· государственное страхование;

· страхование хозяйствующих субъектов от различных страховых случаев.

4. Финансы населения (домашних хозяйств).

Связь между различными элементами финансовой системы осуществляется при помощи различных финансовых потоков. Поэтому налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, оформленные в налоговую систему, страховые взносы и возмещения, ассигнования из госбюджета, финансовый рынок входят в состав финансовой системы. Структура финансовой системы РФ приведена на рисунке 2.

Несмотря на разграничение финансовой системы на отдельные звенья по особенностям формирования, использования денежных фондов, задачам и функциям деятельности каждого звена, финансовая система – единая система. Взаимосвязь и взаимозависимость ее элементов обусловлены единой базой ее финансовых ресурсов – национальным доходом, создаваемым в сфере материального производства.


Рис. 2. Финансовая система России

Государственным финансам принадлежит ведущая роль в организации финансовых отношений в государстве, в обеспечении развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.



Государственные финансы находятся в собственности государства в соответствии с Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, включают в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды и государственный кредит.

Основу государственных финансов составляет государственный бюджет оформленный как бюджетная система страны .

Государственные внебюджетные фонды в разное время могут быть созданы или ликвидированы в составе государственных финансов в зависимости от текущей потребности в дополнительных внебюджетных средств финансирования социально-экономической сферы.

В самостоятельное звено выделяется государственный кредит . По сути своей госкредит не является финансовой категорией, однако он представляет собой особую форму отношений между государством и юридическими и физическими лицами по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства для финансирования дефицита бюджета. Специфика госкредита как элемента финансовой системы заключается в том, что он не решает проблему изыскания необходимых финансовых ресурсов, а лишь отдаляет ее на некоторое время, зачастую усложняя ее и углубляя.

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование, т.к. страховые отношения присутствуют в каждом ее элементе.

Страхование представляет собой финансовые отношения, которые складываются при перераспределении конечных доходов государства, хозяйствующих субъектов и населения с целью формирования страховых и резервных фондов для возмещения возможного ущерба

При внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства на микро- и макроуровне с целью возмещения возможного ущерба и покрытия различных убытков создаются резервные фонды. Такие финансовые отношения называются самострахованием. Финансы страховых компаний попадают в систему "Финансы предприятий и организаций", а государственное страхование, осуществляемое с позиций общественной целесообразности – в систему "Государственные финансы".

Специфичность страхования как экономической категории выражается в:

Случайном характере наступления определенного события (страхового случая) и величины причиненного ущерба от этого случая;

Вероятностной оценке возможного ущерба и расчете страховых тарифов, с помощью которых формируются страховые фонды;

Неравномерной раскладке величины страховых взносов (платежей, премий) между заинтересованными лицами;

Частичном возврате страхователям поступивших в фонд страховщика взносов.

Сущность страхования проявляется в его функциях - рисковой и предупредительной.

Страхование внутри финансовой системы принимает следующие формы:

1. Самострахование – финансовые отношения, которые складываются при внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства с целью формирования резервных фондов для возмещения возможного ущерба. Все резервные фонды (предприятий и организаций, бюджетов разных уровней) всегда формируются за счет собственных финансовых ресурсов и поэтому выражают отношения, складывающиеся внутри того или иного элемента финансовой системы .

2. Государственное страхование (некоммерческое) осуществляется с позиции общественной целесообразности и является обязательным в силу закона. В случае обязательного страхования страховые объекты, риски и минимальные размеры страховых сумм регламентированы соответствующим законодательством. Все страховые отношения, в которых государство выступает одним из субъектов страхования, можно отнести к "государственным финансам". Существуют два вида государственных страховых отношений:

· Обязательное общее страхование (государство является страховщиком) распространяется на всех граждан общества с целью обеспечения социальных интересов всего населения страны. К обязательному общему социальному страхованию относится система государственных социальных внебюджетных фондов, которые являются страховыми по сути своей. Работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы во внебюджетные фонды государства, выступают как страхователи, а государство, аккумулируя эти средства, – как страховщик.

· Обязательное государственное профессиональное страхование (государство является страхователем) осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, выделяемых министерством или иным федеральным органом исполнительной власти. Государство выступает в роли страхователя и заключает договор с выбранной или законодательно определенной страховой компанией. Например, обязательное государственное личное страхование военнослужащих производится путем договора Министерства обороны РФ с Военно-страховой компанией. Число видов государственного профессионального страхования в настоящее время приближается к пятидесяти.

3. Коммерческое страхование осуществляется согласно договору между страхователем и страховщиком. Страховые отношения между страховщиком (государственной или негосударственной страховой компанией) и страхователем (физическим или юридическим лицом) – это финансовые отношения подсистемы "финансы хозяйствующих субъектов". Коммерческое страхование обычно является добровольным , но может быть и обязательным . Несмотря на то, что обязательное коммерческое страхование регламентируется соответствующим законодательством, плательщиком премии обычно выступает сам страхователь. В РФ к обязательному страхованию на коммерческой основе относятся следующие виды страхования:

· страхование пассажиров воздушного, железнодорожного водного и др. видов транспорта,

· страхование гражданами принадлежащего им имущества (строений и сельскохозяйственных животных),

· страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств,

· страхование юридическими лицами имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или оперативном управлении и являющегося государственной или муниципальной собственностью.

В отличие от обязательного добровольное страхование всегда носит выборочный охват.

Исходя из объектов страхования различают три отрасли страхования :

· личное страхование, с помощью которого осуществляется страховая защита семейных доходов граждан или укрепление достигнутого ими семейного благосостояния;

· имущественное страхование, в котором объектом страховых отношений выступают имущество различных видов и имущественные интересы;

· страхование ответственности, которое защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация так и третьих лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.

Из отраслей страхования выделяют подотрасли и виды страхования. Вид страхования – это часть отрасли страхования, которая отражает конкретные интересы страхователей, связанные со страховой защитой конкретных объектов. Вид страхования включает отдельные разновидности – страхование однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности.

Виды личного страхования :

· страхование жизни;

· страхование от несчастных случаев и болезни;

· медицинское страхование.

Виды имущественного страхования :

· страхование наземного транспорта;

· страхование воздушного транспорта;

· страхование средств водного транспорта;

· страхование грузов;

· страхование других видов имущества;

· страхование финансовых или предпринимательских рисков.

Виды страхования ответственности :

· страхование ответственности заемщиков за непогашение кредита;

· страхование ответственности владельцев автотранспортных средств;

· страхование гражданской ответственности предприятий;

· страхование профессиональной ответственности;

· страхование иных видов гражданской ответственности.

Все виды страхования могут осуществляться как в добровольной, так и в обязательной формах.

Финансы предприятий и организаций составляют основу финансов государства. Они являются составляющей экономического базиса государства, обслуживают процесс создания и распределения ВВП и НД и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь предприятия и организации активно используют финансовые средства бюджета, государственного кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на основах коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют прибыль, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

Финансы предприятий материального производства включают следующие группы финансовых отношений:

· отношения, связанные с первичным распределением стоимости ВВП, с формированием первичных доходов и образованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения;

· отношения с вышестоящими управленческими структурами в рамках внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов;

· отношения с государством при образовании бюджетных и внебюджетных фондов и их использовании;

· отношения между предприятиями, связанные с перераспределением чистой прибыли (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов и получение в результате этого прибыли, покупка акций и получение дивидендов и пр.);

· отношения со страховыми организациями;

· отношения с организациями непроизводственной сферы (спонсорство, благотворительность, предоставление дополнительных медицинских услуг членам трудового коллектива за счет прибыли, подготовка кадров и повышение их квалификации и пр.).

Специфика финансов предприятий, организаций и учреждений нематериального производства заключается в том, что появление этих отношений связано с процессом перераспределения стоимости, созданной ранее в материальном производстве. Предприятия и организации этой группы (жилищно-коммунальные, бытовые, торгово-сбытовые, финансово-кредитные и пр.) предоставляют услуги на основе коммерческого расчета. Полученный ими доход от продаж услуг распределяется аналогично распределению чистого дохода, созданного в материальном производстве. Однако источником доходов в этой сфере являются финансовые ресурсы, сформированные в процессе перераспределения чистого дохода, созданного в сфере материального производства. Поэтому в условиях рыночной экономики финансы предприятий и организаций и материального, и нематериального производства (всего общественного производства) объединяются в одну группу – финансы коммерческих предприятий и организаций.

Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы появились в связи с необходимостью социального развития общества. Финансы непроизводственной сферы складываются в результате конечного перераспределения национального дохода через систему государственных финансов. Их функционирование происходит за счет общегосударственных средств. В условиях рыночной экономики финансы этой сферы деятельности имеют свою специфику. При дефиците государственных финансовых ресурсов многие учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения оказывают платные услуги населению и, следовательно, зарабатывают собственные доходы согласно законодательству. Однако прибыль, полученная в результате этой деятельности, не является самоцелью и используется на осуществление основной цели и развитие учреждения, организации в строгом соответствии с уставными документами. Особенностью финансов этой сферы является и то, что в структуре затрат на осуществление уставной деятельности велика доля заработной платы, которая и является основным объектом финансовых отношений.

Финансы общественных объединений и организаций изначально создаются за счет вступительных, а функционируют за счет членских взносов. Расходуются на осуществление уставной деятельности, а не на получение доходов отдельными членами объединения. Эти организации объединяют людей по общим целям и интересам (политические партии, профессиональные союзы, научные, творческие или спортивные объединения, садово-огородные товарищества и пр.).

Финансы населения (домашних хозяйств) в условиях развития рыночных отношений и расширения потоков денежных средств выделены в самостоятельное звено финансовой системы, которое относится к сфере децентрализованных финансов. Это обусловлено все возрастающей экономической ролью и социальной значимостью домохозяйств в современном обществе.

Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве.

Финансы домашнего хозяйства в условиях развитых рыночных отношений участвуют в кругообороте капитала и охватывают часть процесса производства. Однако в отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающее значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости ВВП и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Возникновение финансов домашнего хозяйства происходит на второй стадии процесса производства - распределения стоимости ВВП и НД, т.е. как и финансов в целом. Члены домашнего хозяйства участвуют в первичном распределении, поскольку, являясь собственником рабочей силы, получают первичные доходы в форме оплаты труда на предприятии или дохода при индивидуальном предпринимательстве. Уплачивая налоги государству, они имеют право на пенсии, пособия, трансфертные платежи и т.п. из бюджета и внебюджетных фондов; таким образом, домохозяйства принимают участие во вторичном распределении (перераспределении) ВВП и НД, т.е. приобретают право на вторичные доходы.

Финансы домашнего хозяйства выступают в денежной форме.

Они выполняют две базовые функции: обеспечения жизненных потребностей семьи и распределительную .

Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение:

фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива - семьи (приобретения продуктов питания, товаров промышленного производства, оплаты различных платных услуг и др.);

фонд сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли.

Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:

1) собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи, - зарплату, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

2) средства, мобилизованные на рынке в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения, - пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Финансы домохозяйства взаимодействуют с централизованными (бюджетами - федеральным, региональными, местными и внебюджетными социальными фондами) и децентрализованными финансами - предприятиями разных форм собственности, а также с финансовым рынком.

Внутрифирменный финансовый контроль

Осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации- бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. -за финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочернихструктур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью ицеле­сообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных,привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовыхрезультатов с прогнозируемыми, финан­совую оценку результатов инвестиционныхпроектов, контроли­руют финансовое состояние предприятия.Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестиро­вания капитала. Такназываемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатовна каждой стадии произ­водственно-инвестиционной деятельности спрогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причиних несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучше­ния методовфинансового прогнозирования. Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установлениеопределенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемыхэкономических благ между государством в лице верховной власти и остальнымисубъектами воспроизводимых отношений. Собственно, эти отношения иопределялись в прошлом понятием «финансы».Для начала определим понятие финансы (от лат. financia - доход, платеж присделке) - экономические отношения, связанные с формированием, распределениеми использованием централизованных и децентрализованных фондов денежныхсредств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условийрасширенного воспроизводства.По своему составу Финансы - совокупность целевых централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.С глобализационных позиций финансы как экономическая реальность выступают вформе движения частных (децентрализованных) и государственных(централизованных) финансовых ресурсов. А поскольку финансовые ресурсы идоходы совершают свое движение в частноправовой и публично-правовой формах,постольку система финансов включает в себя два больших звена:частнохозяйственные (частные, децентрализованные) финансы и государственные(централизованные, включая муниципальные) финансы.В этой работе более подробно будут изучены централизованные(общегосударственные и муниципальные) финансы. Для централизованных финансовхарактерными признаками являются:1) денежный характер отношений;2) безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующимисубъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также вовнебюджетные фонды;3) принудительная со стороны государственных органов и органовместного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектамии населением (государство и органы местного самоуправления в форме публично-правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействияк указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);4) отношения перераспределения уже распределенного совокупногообщественного продукта, в его денежной форме.Рассмотрим структуру централизованных финансов, а также взаимосвязь отдельныхзвеньев финансовой системы - централизованных и децентрализованных финансов.В качестве примера рассмотрим состав и классификацию финансовой системыРоссии, приведенные на рис. 1 (следует отметить, что возможны и другиепредставления финансовой системы с обособлением тех или иных ее компонентов). Из приведенной схемы видно, что финансовая система (как Российской Федерации,так и других государств) в зависимости от методов формирования доходовэкономических субъектов подразделяется на две сферы финансов:централизованные и децентрализованные финансы.Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, (денежныеотношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм,организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств) поскольку именнов этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансовогоправа в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этомзначительная часть указанных средств направляется в дальнейшем нафинансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в видесубвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальныхтрансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).Централизованные финансы (экономические отношения, связанные с формированиеми использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых вгосударственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах длярешения экономических, социальных и политических задач) состоят изгосударственных и муниципальных финансов. В свою очередь государственные имуниципальные финансы включают в себя бюджет (система бюджетов всех уровней),государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты,финансы иных государственных и муниципальных институтов.


Общегосударственные (централизованные) фонды денежных ресурсов создаютсяпутем распределения и перераспределения национального дохода (национальныйдоход - вновь созданная за год стоимость, которая рассчитывается как частьВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов), созданного вотраслях материального производства. Важная роль, которую выполняетгосударство в области экономического и социального развития, приводит кнеобходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовыхресурсов. Формами их использования как видно из схемы являются бюджетные ивнебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты, обеспечивающиеЦентрализованным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенныхтемпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределениифинансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны,производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности,отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовыхресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.Через финансовую систему государство воздействует на формированиецентрализованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления ипотребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета,государственный кредит.Рассмотрим бюджетное устройство и бюджетную систему РФ.

Понятие и структура финансовой системы РФ

Финансовая система это, с одной стороны, совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), с другой – система финансовых отношений.

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер или звеньев финансовых отношений, которые характеризуются особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три блока;

1) Централизованные финансы:

    государственный бюджет;

    внебюджетные фонды;

    государственный кредит;

    фондовый рынок;

2) Децентрализованные финансы:

    финансы предприятий и организаций;

    финансы финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

3) Финансы домашних хозяйств.

Характеристика централизованных финансов

Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная система РФ состоит из трех самостоятельных звеньев:

    федеральный бюджет РФ;

    бюджеты субъектов федерации (республик, краев, областей, городов Москва, Санкт-Петербург);

    бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Бюджетная система РФ является типичной для стран, имеющих федеративное устройство. Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, поддержку пожилых граждан и т.д.

Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они входят в структуру бюджетной системы РФ. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, их формирование осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

В настоящее время в РФ насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируются огромные средства – свыше 60% доходов государственного бюджета.

Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

К экономическим относятся: Российский фонд технического развития, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Реже государство является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Фондовый рынок это особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов – ценных бумаг. Основная его задача – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода через мобилизацию и эффективное использование временно свободных денежных средств.

Характеристика децентрализованных финансов

Основу децентрализованных финансов составляют финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов) – денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями, персоналом и др.;

Здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги – создается национальный доход, являющийся источником централизованных государственных фондов. Это звено обслуживает материальное прoизвoдcтвo, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.

Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным образом банки и иные кредитные организации . В ряде зарубежных стран и в России существует и развивается коммерческий кредит, предоставляемый одной хозяйственной организацией (поставщиком) другой организации (покупателю).

2 декабря 1990 г. был принят Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней :

первый уровень – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Это – эмиссионный банк. Он не обслуживает предприятия и организации. Его деятельность связана с организацией денежного обращения в стране. Банк осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег, аккумулирует и хранит кассовые резервы денежных знаков, золотовалютные резервы государства. Его клиентами являются кредитные учреждения второго уровня банковской системы.

Коммерческие банки осуществляют посреднические операции, обслуживают расчеты и платежный оборот между предприятиями и организациями, между предприятиями и государственными органами, производят кредитные, фондовые и иные банковские операции.

По уровню специализации различают универсальную и специализированную модель банков. В России преобладают универсальные банки, которые выполняют от нескольких десятков до сотни и более видов банковских операций.

К специализированным относятся банки: ипотечные, инвестиционные, ссудно-сберегательные и др.

Ипотечные банки предоставляют кредиты под залог недвижимости (зданий, сооружений, земли). Основным источником их ресурсов является выпуск собственных ценных бумаг (закладных листов, ипотечных облигаций).

Инвестиционные банки имеют основной функцией размещение на рынке акций, облигаций, выпущенных промышленными и торговыми компаниями, выпуск собственных акций и облигаций.

Ссудно-сберегательные банки аккумулируют доходы и сбережения населения и предоставляют ссуды на потребительские нужды, финансирование жилищного строительства.

Для финансирования государственных программ и задач общественного значения создаются государственные кредитные учреждения. Это главным образом банки реконструкции и развития, сельскохозяйственные банки.

Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные операции и активные; комиссионно-посреднические и доверительные.

Активные операции представляют собой операции по размещению привлеченных и собственных средств в целях получения дохода. К ним относятся кредитование, инвестиции в ценные бумаги и операции с валютными ценностями.

Пассивные операции – операции, посредством которых банк формирует свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков эмиссии собственных ценных бумаг.

Помимо ссудных операций коммерческие банки оказывают клиентам банковские услуги – выполняют операции с валютой, размещение и хранение ценных бумаг, финансовую аренду (лизинг), факторинг и др.

Депозитные операции. Для коммерческих банков вклады – главный вид пассива, а следовательно, важный ресурс для проведения активных кредитных операций. Вклад – это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях.

Страхование это особая социально-экономическая структура, где объектом купли-продажи выступает страховая защищенность. Все хозяйствующие субъекты, каждый человек работает в условиях риска. А формируемые фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Страхование выполняет функции:

    формирование фонда денежных средств, как плата за риски, которые берут на себя страховые компании;

    возмещение ущерба, материальное обеспечение

    предупреждение страховых случаев через меры по недопущению или уменьшению возможных потерь или несчастных случаев;

    формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой денежный фонд страховой компании – временно свободные деньги, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, ценные бумаги, банки и т.д.

Финансы домашних хозяйств

Домашнее хозяйство это группа лиц, совместно принимающих экономические решения. В экономике оно играет следующие роли:

    покупатель товаров и услуг, производимых предприятиями;

    предоставление предприятиям факторов производства;

    сбережение части формируемого в экономике совокупного дохода и приобретение реальных, финансовых активов.

Домашнее хозяйство постоянно вступает в финансовые отношения:

    внутри домашнего хозяйства: отношения между участниками по поводу формирования семейных денежных фондов (страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления, резерва для повышения уровня капитальных расходов, фонда для дальнейшего инвестирования);

    внешние финансовые отношения (с другими домохозяйствами, работодателем, банками, государством, страховыми организациями и др.).

Финансы домашних хозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступает домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Это звено в наименьшей степени регламентировано государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решения о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования – государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашнего хозяйства. Но оно может влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство.

Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе РФ

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительные органы субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик (региональный бюджет), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы . Их можно подразделить на две группы:

    государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов РФ, Банка России);

    государственные органы специальной компетенции (Федеральное казначейство, органы финансового контроля, страховой надзор, коммерческие банки).

Здесь главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ. На него приходится основной объем финансовой деятельности государства: координация и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В субъектах Федерации в составе правительств или администрации имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. Федеральному казначейству переданы правоприменительные функции Минфина России по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Государственным органом, заминающимся сбором налогов, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

Государственные финансы (централизованные)

«Финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством для формирования и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей».

Данное определение является наиболее общим, характеризующим финансы как стоимостную категорию.

Таким образом, можно отметить, что все финансовые отношения и связи реализуются через финансовую систему. Следует отметить, что чем более развиты экономические отношения, чем сложнее и многообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают широкую маневренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.

В финансовой системе выделяют две подсистемы:

1. централизованные финансы;

2. децентрализованные финансы.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах.

Однако наряду с государственными (централизованными) финансами важным звеном финансовой системы России являются финансы предприятий (децентрализованные) различных форм собственности (хозяйственных товариществ и обществ, государственных унитарных предприятий, производственных кооперативов, ФПГ и других коммерческих организаций).

Следует отметить, что к децентрализованным финансам также относятся финансы домашних хозяйств (граждан).

Государственные финансы (централизованные)

Государственные финансы находятся на высшем уровне иерархии финансов. Основу их составляет система общегосударственных, региональных и местных бюджетов, внебюджетных и других специальных фондов. Их главная цель – формирование централизованных финансов и распределение их на финансирование различных общественных потребностей.

Государственные финансы формируют сложную структурную часть финансовой системы. Ведущим звеном финансов государства выступает государственный бюджет доходов и расходов. Полнота, структура и наполняемость доходной части бюджета – показатель экономических возможностей и устойчивости государства. Используя бюджет, государство оказывает влияние на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, экономически обеспечивает выполнение целевых комплексных программ НТП и национальных планов экономического роста.

Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по её стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путём выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Доходная часть бюджета формируется за счет:

Налогов, акцизных сборов, таможенных пошлин, гербовых сборов и др.;

Доходов от государственной собственности, государственных предприятий, торговли и др.;

Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы.

Состав финансовой системы РФ представлен на рис. 1.

Рис. 1.

Централизованные (публичные) финансы -- это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

Действующая бюджетная система РФ, как и любого федеративного государства, -- трехуровневая. В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (по Бюджетному кодексу РФ -- муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений).

Бюджеты - финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет -- статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. В настоящее время на центральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда.Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Среди внебюджетных социальных фондов:

  • · Пенсионный фонд, формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.
  • · Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий.
  • · Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

призванный обеспечить охрану здоровья населения.

Децентрализованные финансы - составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций), финансы домашнего хозяйства.

Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.).

Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли.

Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.

Особое место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.