Финансовая политика совокупность государственных мероприятий по использованию. Финансовая политика

Управление финансами – это совокупность мероприятий направленных на обеспечение целей финансовой политики.

Вопрос 2.2. Функции финансов

Финансам как экономической категории присущи следующие функции:

§ Формирование доходов – это распределение валового внутреннего продукта на разные денежные фонды.

Валовой внутренний продукт – это рыночная стоимость продукции (работ, услуг), произведённых во всех отраслях народнохозяйственного комплекса и предназначенная для качественного потребления, накопления и экспорта.

В основе распределения валового внутреннего продукта на денежные фонды лежит одностороннее движение стоимости «Товар – Деньги». Это распределение проявляется в форме получения денежной выручки от реализации товаров и распределения её на денежные фонды:

Фонд оплаты труда;

Амортизационный фонд;

Ремонтный фонд;

Фонд потребления (на путёвки, на премии и т.д.);

Фонд накопления (на приобретения оборудования и т.д.);

Резервный фонд;

§ Использование доходов – это конкретное расходование денежных фондов и наличных денег на конкретные цели. Задача этой функции состоит в том, чтобы обеспечить каждого субъекта всеми необходимыми финансовыми ресурсами.

В основе такого расходования лежит двухстороннее движение стоимости, которое выражаются в форме обмена: «Товар – Деньги» и «Деньги – Товар».

Использование финансовых ресурсов, какого либо субъекта для последующего финансированиярасходов, связанных с какой либо целью, происходит главным образом за счёт поступающих денежных средств из различных источников дохода.

Финансирование – это процесс предоставления необходимых финансовых ресурсовдля обеспечения расходов, связанных с какой либо целью.

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных фондов, находящихся в распоряжении субъекта и для направления их в последующем на какие либо цели или мероприятия.

Точки зрения по поводу существования оспариваемых функций денег:

Контрольная функция. По мнению отдельных ученых она заключается в осуществлении контроля за эффективностью осуществления финансовых отношений.

Однако другие ученые не согласны с ней т.к. считают, что контроль могут осуществлять только специальные органы (т.е. субъект, но не как объект)

Вопрос 2.3. Цели и задачи финансовой политики

Государство в зависимости от сферы общественных отношений оказывает воздействие на различные стороны своей деятельности через внутреннюю и внешнюю политику, социальную и культурную, финансовую и техническую.

Финансовая политика – это совокупность мероприятий (как правило, государства или предприятия) по разработке общей концепции основных направлений, целей и главных задач использования финансовых отношений. Государственная финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством своих функций.

К основным формам государственной финансовой политикой относятся:

Фискальная политика, направленная на регулирование конъюн­ктуры экономики с помощью доходов и расходов бюджета;

Бюджетная политика, цель которой - регулирование бюджетных процессов;

Финансовые программы, нацеленные на финансирование социальной, региональной и экологической политики;

Финансовая помощь, направляемая на создание условий успешного развития стран с переходной экономикой.

Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства или предприятия реализует через финансовый механизм, используя финансовые рычаги и методы.

Основной целью финансовой политики является: наиболее полная мобилизация и формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей субъекта (государства или предприятия)

Задачи финансовой политики:

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

Создание эффективной системы управления финансами.

Вопрос 2.4. Методы управления финансами

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость в интересах субъекта.

Методами управления финансами является:

Финансовое планирование – это процесс разработки финансового плана субъекта хозяйствования.

Финансовое прогнозирование – это разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей.

Финансовое регулирование – это организуемая субъектом деятельность по использованию финансов в целях корректировки параметров связанных с затратами, доходами и расходами.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий с применением специфических форм и методов, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых операций и действий государственных органов, муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений и граждан, направленных на получение финансового результата. Он позволяет увидеть разные стороны работы хозяйственной деятельности субъекта. Финансовый контроль возникает потому, что финансовые отношения можно планировать и регулировать, так как имеются: конкретные субъекты финансовых отношений (т.е. хозяйствующие субъекты, граждане, государство), нормы, нормативы, цели использования финансовых ресурсов, объёмы и сроки осуществления финансовых операций, правовые условия установленные в законодательном порядке.

Финансовый анализ – это комплексная оценка структуры финансовых ресурсов. При проведении финансового анализа применяются следующие основные методы:

Анализ абсолютных показателей баланса . Данный анализ представляет собой изучение данных предоставленных в бухгалтерской отчетности на конкретную дату. В результате анализа определяется состав имущества, структура финансовых вложений, источники финансирования собственного капитала, размер заемных средств, объем выручки от реализации, размер прибыли и т.д.

Горизонтальный анализ . Данный анализ представляет собой временной анализ, который заключается в сравнении между показателями полученных в базисном (прошлом) и отчетном (текущем) периоде. Он позволяет выявить тенденции изменения статей баланса и определить темпы роста или снижения. Инструментом донного анализа служит построение графика по сравнению показателя во времени.

Трендовый анализ. Данный анализ представляет собой динамический анализ, который заключается в сравнении показателями полученных за ряд лет (3-5 лет). Он позволяет выявить тенденцию динамики показателя без случайных влияний. Тренд (англ. Trend - График) – это закономерность, характеризующая общую долгосрочную тенденцию в изменениях показателей временного ряда. Инструментом донного анализа служит построение графика по динамики изменения показателя во времени.

Сравнительный анализ . Данный анализ представляет собой сопоставление в виде сравнения двух анализируемых показателей. Инструментом донного анализа служит построение графика или таблицы по сравнению показателей в анализируемом периоде.

Он позволяет выявить сравнение показателей, структуры или динамики по одной и той же позиции:

Между плановыми (нормативными) и текущими результатами финансовых показателей анализируемой организации;

Между различными подразделениями компании;

Между различными организациями (конкурентами).

Вертикальный анализ. Данный анализ представляет собой структурный анализ, который проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей. Он позволяет выявить влияние каждой позиции в зависимости от удельного веса в общем итоговом показателе отчетности. Инструментом донного анализа служит построение диаграммы по структуре общего анализируемого показателя.

Анализ финансовых коэффициентов. Данный анализ представляет собой расчет аналитических финансовых коэффициентов (относительных показателей). Он позволяет выявить влияние взаимосвязь в результате соотношения между отдельными показателями по разным позициям. Расчет относительных показателей осуществляется на основе соотношения одного показателя относительно другого. К таким группам относятся:

Показатели имущественного положения

Показатели ликвидности;

Показатели финансовой устойчивости;

Показатели деловой активности;

Показатели рентабельности.

Контрольные вопросы

Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений при выполнении государством своих функций. Финансовая политика – это совокупность государственных и региональных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика – это: 1. Составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития государства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социальноэкономических процессов. 2. Самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений (производственно и распределительно-финансовых). 1

Финансовая политика государства – совокупность методов и направлений воздействия государства на функционирование финансовой системы Выделяют внешнюю и внутреннюю финансовую политику 1. 2. 3. Направления финансовой политики: Аккумуляция финансовых ресурсов и их распределение внутри государства между регионами и отраслями хозяйственной системы Оптимизация структуры доходов и расходов РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований, находящихся на самоуправлении Совершенствование федерального и республиканского (регионального) финансового законодательства 2

Финансовая политика государства реализуется путем: : 1. Выработки концепции развития финансовой системы государства (определение ее основных направлений, целей и главных задач) 2. Составление целевых финансовых программ 3. Определение более эффективных направлений действия финансового механизма в экономической системе государства 3

Финансовая политика государства как искусство управления финансами государства включает в себя стратегию и тактику Финансовая стратегия - определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ Финансовая тактика – совокупность конкретных методов (приемов) достижения поставленной цели в конкретных условиях. Финансовая тактика определяет наиболее оптимальные варианты решений в данной хозяйственной ситуации Т. е. основой финансовой политики государства является: 1. Определение стратегических направлений использования финансовых ресурсов на перспективу 2. Выбор тактических целей и задач для текущего периода 4

Типы финансовой политики государства По направлениям реализации Политика доходов Политика расходов По длительности действия Текущая Долговременная По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри системы Дефляционная Рефляционная Бюджетная политика Налоговая политика Валютная политика Кредитная политика Учетная (дисконтная) политика Политика по управлению финансами По инструментам воздействия государства на финансовую систему 5

1. Политика доходов направлена на общую максимизацию финансовых поступлений по уже имеющимся источникам, а также на обеспечение постоянного расширения номенклатуры этих источников. 2. Политика расходов направлена на оптимизацию процесса использования ранее мобилизованных финансовых ресурсов в целях наиболее полного и оперативного удовлетворения соответствующих потребностей общества. 6

Текущая финансовая политика – направлена на оперативное регулирование финансового рынка и его звеньев. Ее цель - обеспечить нормальное функционирование финансового механизма, поддерживать сбалансированное равновесие между звеньями финансовой системы Долговременная финансовая политика направлена на решение крупномасштабных экономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Действует продолжительный период и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и финансовом механизме. 7

Дефляционная финансовая политика – система мер регулирования общегосударственных финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления темпов экономического роста Рефляционная финансовая политика - система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста 8

Важнейшие составляющие финансовой политики государства - бюджетная (основывается на Бюджетном кодексе и др. законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих бюджетный процесс) - налоговая (построение налоговой системы) - инвестиционная (привлечение отечественных и иностранных инвестиций) - социальная (обеспечение прав граждан России, установленных в Конституции РФ) - таможенная (ограничение или расширение доступа на внутренний рынок товаров, работ и услуг, поощряя или сдерживая экспорт и импорт товаров работ и услуг) 9

Факторы, учитываемые при формировании финансовой политики: 1. Конкретные исторические условия 2. Специфика каждого этапа развития общества 3. Особенности внутренней и международной обстановки 4. Реальные экономические и финансовые возможности государства 5. Ход рыночных реформ и особенности переходного периода национальной и региональной экономики 10

1. 2. 3. 4. 5. Задачи финансовой политики: Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов. Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов. Регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов на основе финансовых методов. Разработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии. Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. 11

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства социальных групп Приоритеты финансовой политики: 1. Снижение социальной напряженности 2. Оздоровление государственных финансов 3. Восстановление нормального функционирования банковской сферы 4. Достижение сбалансированности товарных и денежных потоков 5. Повышение финансово-экономической самостоятельности и ответственности регионов в рамках единого федерального государства 6. Создание для регионов равных условий в бюджетноналоговой сфере 7. Искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции 12

Типы финансовой политики Классическая финансовая политика (до 20 -х годов ХХ-го века, в основе труды классиков) Основы формирования классической финансовой политики: 1. Невмешательство государства в экономику. 2. Сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. 3. Наличие финансового механизма соответствующего целям данной финансовой политики. 4. Высший орган управления финансовой деятельностью – Министерство финансов (казначейство). 5. Простая и эффективная система налогов с точки зрения взимания, включающая в основном косвенные и имущественные налоги. 13

Регулирующая финансовая политика 1 этап - с конца 20 -х годов ХХв. в основе теория Кейнса и его последователей. Характеристика регулирующей финансовой политики 1 -го этапа: 1. Необходимость вмешательства государства в экономическое развитие. 2. Основными инструментами вмешательства в экономику являются расходы государства, за счет которых формируется дополнительный спрос. 3. Система налогов более сложная, в основе подоходный налог с прогрессивными ставками. 4. Усиление роли государственного кредита. Активное применение долгосрочных и среднесрочных займов и т. п. 5. Реализация политики дефицитного финансирования. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. 6. Обеспечила в 30 -60 гг. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве западных стран 14

Регулирующая финансовая политика 2 этап – с 70 -х годов - в основе неоклассическая теория, неоконсервативная стратегия Характеристика регулирующей финансовой политики 2 -го этапа 1. Ограничение вмешательства государства в экономику и социальную область. 2. Многоцелевое регулирование экономики. Кроме регулирования экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. 3. Регулирующая финансовая политика этого периода исходит из необходимости: сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему снижение бюджетного дефицита стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования сокращение и уменьшение степени прогрессивности налогообложения 15

Характеристика планово-директивной финансовой политики 1. Применяется в странах с административно-командной системой управления экономикой 2. Прямое директивное руководство государством всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. 3. Цель политики – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с планом. 4. Задача финансового механизма – создать инструменты для изъятия у предприятий, населения и органов власти всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. 5. Политика эффективна в условиях, когда требуется максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (война, восстановление хозяйства и т. п.) 6. Не эффективна в условиях нормального функционирования экономики (снижение эффективности производства, замедление развитие социальной сферы, резкое ухудшение финансового положения государства). 16

Положительные результаты финансовой политики РФ на современном этапе 1. Рост инвестиционной активности государственного сектора экономики в областях финансирования фундаментальной науки, разработок высоких технологий 2. Проведение Правительством РФ среднесрочной бюджетно-налоговой политики 3. Внесение определенности в финансовом обеспечении принятых расходных обязательств на трехлетнюю перспективу 4. Реализация модели бюджетного федерализма, расширяющей полномочия субъектов РФ с соответствующим разграничением предметов ведения и учета реального финансового потенциала Недостатки: Устранение государства от реализации принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния 17 Коммерциализация социальной сферы

Пути улучшения финансовой политики: 1. Сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов 2. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат 3. Совершенствование налоговой системы 4. Стабилизация валютного курса рубля 5. Регулирование процентных ставок 6. Повышение эффективности использования государственной собственности 7. Совершенствование бюджетного федерализма 8. Кассовое исполнение бюджетов через органы Федерального казначейства 9. Развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья 10. Единство денежно-кредитной и финансовой политики и укрепление финансового контроля 18


Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий:
Разработку общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей, главных задач.
Создание адекватного финансового механизма.
Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов.
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм- это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Он может быть директивным и регулирующим.
Директивный финансовый механизм обычно разрабатывается для финансовых отношений в которых непосредственно участвуют государства. В его сферу включается: налоги, бюджетное финансирование, государственный кредит.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила взаимоотношений в конкретном секторе финансов, не затрагивающих на прямую интересов государства.
Типы финансовой политики.
Анализ, применявшийся различными государствами, финансовой политики, позволяет выделить три её основных типа:
Классический.
Регулирующая.
Планово-директивная.
До 20-х гг. 20 века основным типом финансовой политики большинства стран мира являлся классический её вариант. Эта финансовая политика базировалась на трудах классиков политэкономии Адама Смитта и Девида Рекардо и их последователей.
Основные её направления: невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма, как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к сокращению расходов бюджета, сводившихся в основном к военным расходам и расходам по обслуживанию государственного долга.
В конце 20-х гг. 20 века в Западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В её основу в начале были положены труды английского экономиста Дж. Кейнса. Регулирующая экономика базируется на вмешательстве и регулировании государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счёт которых формируется дополнительный спрос, поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличению национального дохода и способствуют ликвидации безработицы (путём финансирования создания новых рабочих мест). Кейсианская регулирующая финансовая политика показала свою эффективность в западных странах в 30-60гг. 20 века. Она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран. В 70-х гг. 20 века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Она не отказывалась от регулирования, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную сферу. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютные курсы, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах использующих административно-командную систему управления экономикой. Плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях- это обеспечение максимальной концентрации ресурсов у государства. Для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов при помощи, которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов.
Современная финансовая политика РФ базируется на признании свободы предпринимательства, ведение разнообразных форм хозяйствования и т.п. На этой основе разрабатывается новый финансовый механизм: государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу.

Еще по теме Финансовая политика и финансовый механизм.:

  1. Финансовая политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
  2. Финансовая политика. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.
  3. 9.ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
  4. 1.6 Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики
  5. Сущность и значение финансовой политики и финансового механизма в социально-экономических процессах
  6. 2.2. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.
  7. 2.2 Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.
  8. Раскрытие учетной политики и анализ влияния на показатели финансовой отчетности, оценку финансового положения и финансовых результатов организации
  9. 19. Финансовая политика. Управление государственными финансами. Финансовый контроль.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Финансовая политика - это система мер по управлению, распределению и аккумулированию финансовыми ресурсами.

Это совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансовых ресурсов для осуществления функций и задач?

Финансовая политика является составной частью, стержнем экономической политики государства.

В последние годы финансовая политика не была успешной.

Финансовая политика проявляется в системе форм и методов управления финансами. Главная задача финансовой политики - это обеспечение финансовыми ресурсами программы социально-экономического развития государства. Содержание финансовой политики сложное и охватывает широкий комплекс мер:

1) Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее целей и задач;

2) Создание адекватного финансового механизма;

3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основы финансовой политики составляют стратегическое направление, которое определяет долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривает решение глобальных задач. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством: это эффективное использование финансовых ресурсов, регулирование социальных и экономических процессов, стимулирование отдельных отраслей и территорий, передовых направлений развития.

Успех финансовой политики, ее высокая результативность определяют мощь государства, его способность обеспечивать выполнение всех функций, реализовывать национальные интересы, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, социально-экономическую стабильность.

Очень важно для осуществления финансовой политики определение финансового механизма, с помощью которого она осуществляется.

Финансовый механизм - это система, установленных государством форм, методов и видов организаций финансовых отношений. К элементам финансового механизма относят:

формы финансовых ресурсов;

методы формирования финансовых ресурсов;

система законов, норм и нормативов.

Финансовый механизм -это наиболее динамичная часть финансовой политики, так как с изменением тактических задач он должен меняться, быстро реагировать на все изменения в экономике и социальной сфере. Одно и тоже финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Например, отношение между государством и юридическими лицами по формированию бюджета строится на взымании налогов и неналоговых платежей. При этом система налогов может включать разный перечень, каждый налог может иметь свой субъект обложения, ставки и льготы.

Финансовый механизм может быть директивным или регулирующим. Директивный определяет основные правила поведения в конкретном сегменте экономики, не затрагивающем прямо интересы государства. Это наиболее характерно для внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и обязательных платежей, а предприятия самостоятельно разрабатывают формы и виды денежных фондов и направления их использования.

Главными методами финансовой политики являются:

Создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.

Рациональное, с точки зрения государства, использование финансовых ресурсов.

Регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами.

Выработка финансового механизма и обеспечивание его развития.

Создание эффективной системы управления финансами.

Оценка результатов финансовой политики основывается на ее соответствии интересам общества и достигнутых результатов.

Анализ применения, развития финансовой политики показал, что можно выделить три типа:

классическая;

регулирующая;

планово-директивная.

До конца 20-х годов ЧЧ столетия основным типом проводимой финансовой политики была классическая. Ее разработали Смитт и Рикардо. Основным направлением ее было невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных отношений. Это выражалось в ограничении государственных расходов и налогов в обеспечении условий для формирования сбалансированного бюджета.

Основные расходы бюджета были военные расходы, расходы по управлению государством и погашению государственного долга. В данном случае система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Система управления финансами в этом варианте состояла из Минфина (Казначейства).

В период с 30 по 50-е годы наблюдалось бурное развитие производительных сил, развитие техники и технологии. Это развитие сопровождалось и развитием финансов, финансовой системы. Обострение социально-экономической и политической ситуации обусловило необходимость изменения финансовой политики и на смену классическому варианту приходит вариант регулирующей финансовой политики.

В основе этой политики лежит экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Суть этой политики в необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с задачами ставит цель использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Государство брало на себя задачу с помощью финансовой деятельности помогать созданию дополнительных рабочих мест, добиваться повышения и стабильного роста экономики. Основными инструментами регулирования становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос на рабочие места. Государственные расходы должны обеспечивать рост предпринимательской деятельности, ликвидацию безработицы, увеличение национального дохода. Меняется система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог с использованием прогрессивной ставки. Он обеспечивал изъятие налогов в виде сбережений. Следствием такой политики обеспечивалась сбалансированность бюджета при высоком уровне расходов.

Большое внимание при этом варианте финансовой политики уделяется системе государственного кредита, с его помощью проводится увеличение государственного дефицита. Государство активно применяет систему долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется и система управления финансами. Она состоит из нескольких самостоятельных звеньев. Эта финансовая политика в 30-60 годы прошлого столетия обеспечила стабильный экономический рост, высокую занятость населения, эффективную систему финансирования социальных нужд.

Финансовая политика меняется с изменением ситуации в мире, в стране. Она является наиболее динамичной частью экономики. В 70-е годы меняются некоторые ее элементы, появляются новые. Это потребовало изменения финансовой политики.

В 70-е годы в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования экономики, но ограничивала вмешательство государства в экономику и государственную сферу.

Регулирование становится многоцелевым, кроме экономического роста экономики и занятости населения, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, структурную перестройку народного хозяйства. Финансовый механизм в этом случае направлен на сокращение объемов, перераспределение национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений, как источника производственного инвестирования. По налогам ставится задача их сокращения и снижения степени их прогрессивности.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Главным стержнем этой экономики являлось доминирование государственной собственности. Она позволяла осуществлять директивное управление всеми сферами экономики, в том числе и финансами. Государственная собственность позволяла концентрировать большую часть финансовых ресурсов у центральных органов власти и распределять их в соответствии с государственными плановыми заданиями. В соответствии с целями и задачами планово-директивной финансовой политики был разработан и финансовый механизм.

Основная его задача - создание инструментов, с помощью которых происходит изъятие всех неиспользуемых ресурсов. Изъятие проводилось у государственных предприятий, местных органов власти и населения.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода. Чистый доход изымался с помощью налога с оборота, затем с помощью индивидуальных отчислений от прибыли. Изымались все излишки прибыли в бюджет, при этом предприятиям определялся размер всех расходов, производимых из прибыли. Таким образом, государство полностью осуществляло регулирование распределительного процесса. С помощью такого двухканального механизма изымалось 80% чистого дохода, а 20% оставалось у предприятия.

Регулирование использования денежных доходов населения проводилось с помощью подоходного налога. Часть денег изымалась с помощью размещения государственных займов. Почти всегда это делалось принудительно (выдавалось как заработная плата), причем люди в основном не доверяли этим займам.

Часть денежных средств населения, помещенная в системе сберегательных касс также направлялась в бюджет в виде безоблигационного займа. Для местных бюджетов осуществлялось ограничение в источниках местных доходов. Местные бюджеты целиком зависели от вышестоящих бюджетов и имели небольшие (10-15%) объемы местных доходов. Расходы местных бюджетов определялись исходя из приоритетов установленных государственными планами. Средства выделялись без учета их отдачи. Значительные ресурсы использовались непроизводительно. Поскольку, как использовались ресурсы, эффективно или неэффективно, такая задача не ставилась. Следствием этого явилось большой объем недостроенного жилья при общем его дефиците. Большие средства расходовались на оборону страны и военные цели.

Управление финансами при планово-директивной политике осуществлялось из единого центра - Минфина.

Такая политика концентрации денежных ресурсов была оправдана при определении необходимости, например, при военных действиях и в период индустриализации, но для того, чтобы экономика развивалась стабильно, производство было эффективным, нужна была другая политика. Поэтому осуществляется переход от административно-командной политики к регулирующей.

Вследствие того, что административно-командная система управления экономикой позволяло неэффективно безконтрольно использовать ресурсы, это привело к «разбазариванию» средств, и в конце 70-х годов разразился кризис во всех отраслях экономики. Главная причина - доминирование государственной собственности. Глубокий системный кризис в экономике привел к кризису директивной финансовой политики. Кризисные явления проявлялись в огромном дефиците бюджета, нарастающей инфляции, платежном кризисе, росте убыточных предприятий и незавершенного производства, огромном внутреннем и внешнем государственном долге.

Начиная с 1991 года, проводится новая финансовая политика, основанная на рыночных механизмах и системе государственного регулирования. В этих условиях (децентрализации финансовых ресурсов) необходимо рациональное использование финансовых ресурсов. Требовался и новый финансовый механизм. Основа современной финансовой политики - это свобода предпринимательской деятельности, ведения различных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике. Исходя из этого, с другими задачами формируется и другой финансовый механизм.

Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу. Все экономические субъекты получают единые правила распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительные перспективы.

Важнейшей задачей того периода было сокращение расходов бюджета, так как снижение налогового изъятия привело к сокращению доходной, а, следовательно, и расходной части бюджета. Сокращение расходов бюджета сужает круг функций государства. Проблема изменения расходов имеет два аспекта:

Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита. И связи с этим бюджетные ассигнования народного хозяйства финансируются на?. Финансирование в целом составляет 14-16% расходов бюджета (раньше 33-34%). Не финансируются убыточные предприятия, в частности ЖКХ, которое ранее финансировалось из федерального областного и местного бюджетов на 97-99%.

Изменение порядка предоставления бюджетных средств. Все больше применяется нормативный метод планирования расходов, особенно, в непроизводственной сфере. Например, обучение одного студента в ВУЗе стоит порядка 25 тысяч рублей, но нормативы значительно ниже.

Кроме того, используются не только безвозмездные бюджетные ассигнования, но и бюджетные ссуды. Все это приводит к повышению эффективности использования бюджетных средств. Получила новое направление система государственного кредита. Впервые за последние 60 лет государственный кредит стал открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство использует его рыночные формы, т.е. различные формы краткосрочных и среднесрочных займов вместо прямого кредитования расходов бюджетов Центробанком.

Меняется в соответствии с изменяющимися условиями порядок и организация бюджетной системы, она основана на самостоятельности и равноправии бюджетов разных уровней. С 1994 года применяется система трансфертных платежей, которые направлены на поддержку различных регионов, которые не могут существовать без поддержки.

Кроме того меняется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального, осуществляемого с помощью бюджета, развивается горизонтальное перераспределение средств. Это осуществляется с помощью финансового рынка, который позволяет перераспределять финансовые ресурсы между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения. В настоящее время более широкое распространение получило перераспределение ресурсов с помощью негосударственных бюджетных фондов (негосударственный пенсионных фонд, страховые фонды).

Кардинально меняется и система управления финансами. Вместо одного Минфина организована целая система финансовых и контрольных органов (Счетная палата, Служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет). Кроме того, создана независимая служба аудиторского контроля.

Современная финансовая политика предусматривает поддержку процесса структурной перестройки экономики. Проводит государственное ассигнование инвестиционных проектов на конкурсной основе. Государственные инвестиционные ресурсы направляются в первую очередь в промышленность и туда, где привлекаются частные ресурсы. Государство применяет инвестиционно-налоговый кредит (особенно для малых предприятий). Это значит, что малые предприятия получают налоговую отсрочку на 3 года и до 50% не более чем на 5 лет. Эти средства будут направлены на реализацию инвестиционного проекта. Применяется сложная ставка процента, а они значительно увеличивают сумму возвращаемого кредита, и государство создает благоприятные условия для иностранного инвестирования.

В дальнейшем финансовая политика предусматривает расширить расходы бюджета на социальные нужды, повышать эффективность использования финансовых ресурсов, продолжится совершенствование бюджетного устройства. Усилится внимание к рынку ценных бумаг, государство постарается регулировать его. Это позволит обеспечить потребности государства в финансовых расходах.

1. Расходная политика граждан - это …
система принципов отношений по защите доходов государства


система принципов отношений по защите и реализации интересов отдельных граждан

2. Доходы граждан как экономическая категория представляют собой …
отношения между экономическими субъектами по поводу образования денежных фондов физических лиц
отношения между экономическими субъектами по поводу образования денежных фондов

денежные средства населения

3. Менеджмент финансов граждан - это …

система управления индивидуальными денежными потоками и фондами
совокупность финансовых мероприятий граждан
система отношений по защите и реализации интересов коллективов граждан

4. Менеджмент расходов граждан - это …
совокупность финансовых мероприятий граждан
система отношений по защите и реализации интересов коллективов граждан
система отношений по защите и реализации интересов отдельных граждан
система управления использованием денежных оттоков

5. Назначение финансов граждан - это …
создание личных денежных накоплений
обеспечение развития личности
финансирование воспроизводства человека
финансирование развития и воспроизводства человека

6. Элемент расходов граждан, который является наибольшим в рыночной экономике
потребительские
инвестиции
подарки
налоги

7. Финансы граждан в качестве экономической категории – это …
отношения между экономическими субъектами по поводу образования и использования денежных фондов физических лиц
денежные средства населения
механизм функционирования денежных ресурсов населения
отношения между экономическими субъектами по поводу образования и использования денежных фондов

8. Объективная функция финансов физических лиц …
контрольная
экономическая
распределительная
стимулирующая

9. Функциональный механизм доходов граждан складывается из формирования…
использования и воспроизводства денежных фондов
и использования денежных фондов
денежных фондов
использования, воспроизводства и взаимодействия денежных фондов

10. Расходы граждан как экономическая категория – это …
денежные затраты населения
механизм функционирования денежных ресурсов населения
отношения между экономическими субъектами по поводу использования денежных фондов
отношения между экономическими субъектами по поводу использования денежных фондов физических лиц

11. К основным проблемам современных финансов граждан в России не относятся проблемы…
справедливости
расходов граждан
доходов граждан
менеджмента финансов граждан

12. Специфический инвестиционный фонд финансов граждан.
основные производственные фонды
оборотные производственные фонды
страховой фонд
фонд рабочей силы

13. Функциональный механизм финансов граждан - это …
формирование и использование денежных фондов
формирование, использование, воспроизводство и взаимодействие денежных фондов
использование денежных средств
формирование, использование и воспроизводство денежных фондов

14. К доходам от предпринимательской деятельности не относятся поступления от …
домашних валютных сбережений
сдачи в аренду
вложений в банк
инвестиций в производственный капитал

15. Элемент доходов граждан, который является наибольшим в рыночной экономике
дивиденды
заработная плата
пенсия
проценты

16. Доходная политика граждан - это …
совокупность финансовых мероприятий граждан
система отношений по защите и реализации интересов коллективов граждан
система отношений по защите и реализации доходов отдельных граждан
система отношений по защите доходов государства

17. Наибольший вид социальных доходов населения
пенсии
пособие по безработице
оплата больничных листов
пособия по беременности и родам

18. Менеджмент доходов граждан - это …
совокупность финансовых мероприятий граждан
система отношений по защите и реализации интересов коллективов граждан
система управления формированием индивидуальных денежных притоков
система отношений по защите и реализации интересов отдельных граждан

19. Финансы физических лиц - это …
абстрактное понятие
субъективный инструмент хозяйствования
экономическая категория
явление рыночной экономики

20. Финансовая политика граждан - это …
система отношений по защите и реализации интересов отдельных граждан
совокупность финансовых мероприятий граждан
система отношений по защите и реализации интересов государства
система отношений по защите и реализации интересов коллективов граждан