Переход россии к рыночной экономике. Особенности перехода к рыночной экономике в россии


Каждая экономическая система проходит стадии становления и развития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление новой системы. Переходный период - это особый период в эволюции экономики, когда одна система сходит с исторической арены, а одновременно другая, новая, нарождается и утверждается. Поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального экономического развития. Ведь в переходной экономике еще сохраняются и довольно значительное время функционируют старые экономические формы и отношения, при одновременном возникновении и утверждении новых экономических форм и отношений. К тому же ни те, ни другие формы и связи не действуют в полную силу, поскольку одни подрываются и постепенно приходят в упадок, а другие нарождаются и постепенно утверждаются. Причем ситуация все больше усугубляется, ибо соотношение между новым и старым постоянно меняется. Это касается любой переходной экономики.
Переходный период от командной к рыночной экономической системе характеризуется большим своеобразием. Нынешние развитые страны переходили от традиционной, аграрной экономики к рыночной, и этот переход сопровождался промышленным переворотом, нарождением промышленности, и прежде всего производства средств производства, которое стало материальной основой для преобразования производства и общества в целом.
Нынешний переходный период - это переход от особенной, плановой экономики, которая базировалась на своеобразных устоях, и потому для него свойственны свои черты и закономерности. Так, становление индустриальной основы капиталистического общества обусловило интенсивные процессы обобществления производства и труда, рост масштабов частной собственности, развитие таких форм собственности, как акционерная, монополистическая и государственная. Это объективный, естественный процесс. Административно-командная система базировалась на абсолютном господстве государственной собственности, и одними из главных задач переходного периода являются разгосударствление и приватизация государственного имущества.
В свое время развитые страны по мере роста индустриальной базы, концентрации и централизации производства и капитала шли по пути утверждения крупного машинного производства и свойственных для него форм организации (в том числе монополистических объединений и т.п.).
Для административно-командной системы были характерны высокая централизация экономики, невиданный в мире монополизм, государство выступало главным хозяйствующим субъектом, а развитие народного хозяйства определялось единым государственным народнохозяйственным планом. Поэтому при переходе к рыночной экономике объективной закономерностью является перестройка организационно-экономической структуры экономики путем ее демонополизации, деконцентрации производства и децентрализации управления, широкого развития мелкого и среднего предпринимательства. Иначе говоря, многообразие форм собственности должно дополняться многообразием форм хозяйствования.
Преобразование отношений собственности и организационно-эконо-мической структуры экономики означают становление новых производственных отношений.
Становление капиталистических рыночных отношений опиралось на промышленный переворот, который создал для них адекватную материально-техническую базу. Встав на “собственные ноги”, капитализм обеспечил быстрое развитие экономики. Административно-командная экономика имеет достаточно мощную индустриальную базу, но ее структура не совершенна, поскольку значительно преобладают отрасли тяжелой и оборонной промышленности, сырьевые отрасли и недостаточно развит потребительский сектор экономики. Для этой базы свойственна технологическая многоукладность, когда в отраслях оборонной промышленности применялись высокие технологии, в потребительском секторе господствовала технико-технологическая отсталость, а в сельском хозяйстве был очень высок удельный вес ручного труда. И, наконец: как уже указывалось, для структуры экономики командной системы были характерны господство материального производства и недостаточное развитие социальной сферы.
Для перехода к рыночной экономике необходимо перестроить производственно-технологическую структуру экономики, но это не простое изменение соотношения ее различных отраслей и сфер, а техническое перевооружение, переход на качественно новый уровень производительных сил.
Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.
1. Либерализация экономики - это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.
2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.
3. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.
4. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
5. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.
6. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.
Важное значение для хода и результатов реформ в странах с переходной экономикой имеют исходные условия, которые в успехе преобразований играют большую роль (на начало реформ).
К ним относятся:
* длительность существования административно-командной системы;
* доля частного сектора в экономике;
* размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;
* уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (в частности, размеры инфляции, внешнего долга и др.);
* трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;
* открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.
В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.
П е р в а я г р у п п а включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.
В т о р а я г р у п п а включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, Беларусь, другие страны - члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.
Т р е т ь ю г р у п п у составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.

Для того чтобы рыночный механизм функционировал, необ­ходимо создать определенные условия. Одно из важнейших ус­ловий - конкуренция.

Конкуренция - это рыночное соперни­чество товаропроизводителей за более выгодные условия произ­водства и реализации товаров и услуг, получение прибыли.

Значение конкуренции определяется тем, что без нее вообще невозможны рыночные отношения: функционирование рынка обеспечивается через механизм конкуренции.

Межотраслевая конкуренция приводит к переливанию ка­питала и труда из отрасли с низкой нормой прибыли в отрасли с высоким ее уровнем. Этим обеспечивается поддержание дина­мичного рыночного равновесия. Однако перелива капитала из сельского хозяйства не происходит из-за иммобильности (мало­подвижности) ресурсов. Трудовые ресурсы недостаточно мо­бильны, а земля абсолютно неподвижна. Основной и оборотный капитал, «привязанный» к земле, также оказывается малопод­вижным. Поэтому АПК «выпадает» из сферы межотраслевой конкуренции за более доходное вложение капитала. Относи­тельно неизменная природа сельскохозяйственных ресурсов земли, капитала и самих товаропроизводителей способствует сохранению низких цен и доходов.

Внутриотраслевая конкуренция
бывает двух видов: ценовая и неценовая. Ценовая конкуренция основана на возможности продавать товар с прибылью ниже его стоимости. Но из-за не­эластичности спроса по снижение последней не будет пере­крываться ростом продажи товара, и выручка уменьшится. Когда же выручка сравняется с издержками, товаропроизводи­тели перестанут получать прибыль. Поэтому ценовая конкурен­ция используется в отдельных случаях и непродолжительное время. Монопольно высокие цены на рынке сельскохозяйствен­ных товаров невозможны. Остается использовать неценовую конкуренцию. Неценовая конкуренция основана на повышении качества продукции.

Фактор количества товаропроизводителей в АПК про­является также особым образом. В этой отрасли число занятых в производстве сокращается до определенного предела. Но уменьшающемуся количеству рабочих удается производить все большее количество продукции благодаря научно-техническо- му прогрессу. Решающим фактором в этом процессе является не количество товаропроизводителей, а площадь земли в обра­ботке и размер применяемого капитала. Даже при перепроиз­водстве продукции земля остается в сфере производства.

Известно, что налоги всегда ведут к снижению предложе­ния, так как уменьшают прибыль товаропроизводителей. До­тации, наоборот, улучшают финансовое состояние и потому по­ощряют увеличение производства, но только в том случае, когда они имеют целевое назначение. Например, повышение цен на пшеницу может заставить сократить производство и предложение ячменя. Товаропроизводители постоянно следят за изменением цен на фактор производства и продукцию. Этой информации достаточно, чтобы судить об изменении спроса и предложения. Сопоставление двух видов цен и анализ их дина­мики позволяют выбирать, какую продукцию производить. В Беларуси более быстрое повышение цен на зерно, чем на жи­вотноводческую продукцию, привело к сокращению поголовья скота. Следует отметить, что фактор ожидания изменения цены продукта в будущем может повлиять на желание производите­ля поставлять продукт на рынок в настоящее время.

Важным условием перехода к рыночной экономике являет­ся свобода производственной деятельности. Основой эффек­тивности сельского хозяйства являются свободные товаропро­изводители, приумножающие свою собственность, свой доход и тем самым решающие общественные задачи, действующие на свой страх и риск, ориентируясь только на рыночные цены и налоги. Товаропроизводители должны самостоятельно опреде­лить производственную программу, иметь свободу для исполь­зования принадлежащих им производственных ресурсов, выби­рать поставщиков и потребителей, назначать цену на продукцию, распоряжаться своей прибылью. Однако абсолютной свободы вообще нет. Потребительские решения о спросе, обусловливаю­щие прибыльность одних продуктов и убыточность других, ограничивают свободный выбор при решении вопроса о том, что производить. Рыночная система передает желания потребите­лей предприятиям и поставщикам ресурсов и добивается от них надлежащего ответа.

Определяющее значение имеет экономическая ответствен­ность товаропроизводителей за результаты хозяйственной дея­тельности. Эффективной работа будет лишь тогда, когда лич­ный экономический интерес находится в прямой зависимости от собственных результатов хозяйственной деятельности. Одна­ко, как было отмечено выше, сельскохозяйственные товаропро­изводители не могут выжить по причине особого характера про­явления в отрасли законов рыночной экономики. Поэтому они нуждаются в защите от влияния диспаритета цен, трудностей сбыта продукции.

Известно, что поскольку на рынке сельскохозяйственных товаров складываются условия для конкуренции, то и равно­весная цена образуется в соответствии с действием закона спро­са и . Поэтому цены должны отражать стоимость товаров, т.е. заключенное в них рабочее время на уровне, кото­рый признается обществом. Но из практики стран с рыночной экономикой известно, что цены на сельскохозяйственные това­ры, как правило, возрастают медленнее, чем на средства про­изводства. Поэтому формируется диспаритет цен, т.е. регуляр­но возникает нарушение паритета цен. Это негативное явление рыночных отношений должно быть под контролем государства. Государство обязано регулировать цены, но таким образом, что­бы удовлетворить интересы как потребителей, так и производи­телей. За основу государственного регулирования цен должна быть принята концепция паритета. Сбалансированность обме­на достигается надбавками к ценам, бюджетным финансирова­нием, кредитованием.

Предлагаемые экономические методы регулирования экви­валентности обмена в условиях нестабильного переходного пери­ода тормозили инфляция, отсутствие единого рынка, вынужден­ное фиксирование цен на сельскохозяйственную продукцию. АПК, внося значительный вклад в экономическое развитие стра­ны, вынужденно несет непропорциональную долю затрат, свя­занных с развитием страны. К ним добавляются негативные сто­роны рыночной экономики общего характера: поляризация дохо­дов населения, инфляция, безработица и т.д. Негативные сторо­ны рыночных отношений достаточно изучены, и приходится постоянно лавировать между двумя направлениями развития: уравнительным распределением дохода и чисто рыночными от­ношениями. Поэтому в большинстве стран на практике реализу­ется смешанная (многоукладная) экономика.

Первый этап (1985 -1987). В середине 80 -х годов всё больше ощущается кризисное состояние советского общества. В это время начался период «перестройки». на этом этапе ХХVII съезд КПСС в экономической сфере утвердил концепцию «ускорение социально-экономического развития страны». Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс. Но реформы в экономике натолкнулись на инерцию системы. Перевод на двух-, трехсменную работу потребовал изменения графика работы транспорта, магазинов, столовых, детских учреждений и поэтому не был осуществлен в крупных масштабах. Меры по укреплению дисциплины оказались непродуманными. Только ущерб от антиалкогольной кампании составил 40 млрд. руб. в первые два года.

Второй этап (1987-1988 гг.) проходил под лозунгом «больше демократии». В экономике процесс реформирования административно-бюрократической системы был связан с реализацией Закона о государственном предприятии. Он предусматривал: расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов коллектива от эффективности производства. С этой целью составление планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы составляли на основе государственных заказов в прямых договоров с другими предприятиями и торговыми организациями. Все текущие затраты (оплата труда, реконструкция, социальное развитие) покрывались из средств предприятия, вносившего платежи в госбюджет за производственные фонды, землю, воду. Остальные средства оставались в распоряжении заводов и фабрик.

Третий этап (1989-1990 гг.) продолжалось реформирование промышленности и сельского хозяйства. Оно носило половинчатый, непоследовательный характер. Это был не переход к экономическим методам управления, а лишь некоторое ограничение администрирования. В условиях государственной собственности на средства производства и монополии производителей оно привело лишь к росту цен и отказу от производства «невыгодной» продукции.

Правительство решало проблему денежного оборота самым простым путем - путем печатания новых денег. Попытки насытить рынок за счет развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы, вросли в нее.

Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия стали переходить к безденежному товарообороту, отказывались от госзаказа. Все большее развитие стали получать бартерные сделки. Сверхплановую продукцию продавали не внутри страны, а стремились по любой цене отправить за рубеж.

Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях стал ощущаться недостаток продовольствия. Становилось ясно, что надо идти к рыночной экономике, но неизвестно, каким путем и в какие сроки, какими методами реализовывать закон стоимости и создавать рынок.

На состоявшемся в конце октября 1991 г. V Съезде народных депутатов Б. Ельцин заявил, что настал момент для перехода к решительному реформированию экономики. План сводился к либерализации цен, ускоренной приватизации, земельной реформе с введением права купли-продажи земли, реформированию банковской системы. Чтобы несколько смягчить положение населения, которому предстояло выдержать резкое повышение цен, предусматривались некоторые меры социальной защиты.

Вместе с тем рост цен с января 1992 г. превзошел все ожидания. Вместо увеличения их в 3-5 раз в течение одного года цены подскочили в 36 раз! Рост заработной платы и социальных выплат не успевал компенсировать снижение покупательной способности населения.

В тяжелом положении находилось не только производство, но и наука, системы здравоохранения и образования. Закрылись многие НИИ, лаборатории, резко ухудшилось материальное положение ученых и преподавателей, что стало основной причиной их оттока в коммерцию или за границу.

После начала радикальных преобразований в российском обществе произошли резкие подвижки социальной структуры. По данным Российской Академии наук к концу 1993 г. слой богатых в стране составил 3-5 %, среднеобеспеченных - 13-15 %, бедных - 40 %, живших за чертой бедности - 40 %. Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. указ «О свободе торговли», предоставлял права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в сфере торговли. Скрытая безработица, простои предприятий, с одной стороны, примитивная торгово-посредническая деятельность, с другой - вели к резкому расслоению общества и как следствие к росту социальной напряженности.

В 1993-1996 гг. социально-экономическая ситуация в России оставалась сложной и напряженной. Продолжался спад промышленного производства. Высокой была инфляция, сопровождавшаяся быстрым ростом цен. Для большинства россиян, не имевших навыков жизни в условиях экономических и политических свобод, качество жизни почти во всех компонентах ухудшилось. Увеличилась доля людей работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Уровень преступности за это же время вырос в полтора раза. Произошло резкое расслоение населения по уровню достатка.

Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, заинтересовать производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником. Долгие дискуссии о путях приватизации завершились принятием схемы, по которой на руки гражданам выдавались приватизационные чеки. Каждый гражданин через чеки становился как бы совладельцем всего государственного имущества, получал свою долю. Всего было роздано 146 млн. чеков. Гражданам предложили выбирать для себя схему реализации чека: использовать его при закрытой подписке на акции предприятия, участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ), либо продать.

На практике приватизационные чеки, оказались втянуты в спекулятивный оборот. Многие граждане продавали свои чеки сомнительным коммерсантам или отдавали их в ЧИФ, рассчитывая на получение в будущем дивидендов. Реальная стоимость чеков быстро падала, а население спешило от них избавиться, так как были установлены довольно жесткие сроки их реализации. В результате приватизационные чеки аккумулировались в руках спекулянтов, в значительной мере у администрации предприятий, чиновников, создавших побочные коммерческие структуры, которые специально занимались сбором приватизационных чеков у населения и работников предприятий.

К 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики. Либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов, таких как фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы - все это казалось серьезной заявкой на последовательные реформы. Однако в стране продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, а перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения. В 1995 г. главным врагом стабилизации и экономического роста была объявлена инфляция, в целях борьбы с которой было принято решение о переходе от эмиссионных способов балансировки государственного бюджета к заимствованиям внутренним и внешним; началось ужесточение денежно-кредитной политики. Экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.

12 июня 1991 г. на всеобщих выборах Президентом РСФСР был избран Б. Н. Ельцин (в апреле 1992 г. официальное название российского государства изменилось: РСФСР была переименована в Российскую Федерацию – Россию при равнозначности обоих названий). Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным взяло курс на дальнейшую либерализацию экономики и углубление рыночной реформы. Политика экономического либерализма означала освобождение товарно-денежных отношений от контроля государства. Первой мерой нового правительства E. Т. Гайдара в январе 1992 г. стало освобождение (либерализация) цен от государственного регулирования. Одновременно правительство приняло меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения, означавшей централизованное распределение сырья и ресурсов, и государственного дотирования убыточных отраслей и регионов.

Одновременно проводимые политика либерализации внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободная конвертация рубля были призваны насытить рынок товарами народного потребления в условиях товарного дефицита. С насыщением рынка либерализованные цены постепенно стабилизировались. В то же время спрос на отечественную продукцию резко упал, приведя к массовому закрытию предприятий многих отраслей промышленности в 1994–1996 гг.

Другим направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации – перевода государственной собственности через ее акционирование в частную, – руководителем которой стал А. Б. Чубайс.

В целом на пути проведения политики экономического либерализма с 1992 по 1995 г. правительству России не удалось преодолеть глубокий экономический кризис, который проявился в общем спаде производства, росте цен и безработице.

Положение России на международной арене радикально изменилось. Отошла в прошлое существовавшая несколько десятилетий система силового противостояния двух лагерей во главе соответственно с СССР и США. Однако на смену ей пришло не мирное равноправное сотрудничество прежних соперников, а стремительное усиление позиций США в политической и военной области. Американское руководство сполна использовало ослабление России, с тем чтобы попытаться стать единственным арбитром в мировой политике. Такой подход вызвал растущее недовольство в мире, в том числе и со стороны союзников США.

После распада СССР не произошло четкого разграничения полномочий между законодательной и исполнительной властью России, т.е. между Съездом народных депутатов и Президентом РФ. Постепенно это вылилось в острейшее противостояние ветвей государственной власти. Под давлением Съезда в декабре 1992 г. правительство E. Т. Гайдара ушло в отставку, и премьер-министром стал В. С. Черномырдин. Однако конфликт между Президентом и Парламентом не прекратился и в итоге привел к политическому кризису осенью 1993 г. Парламент долгое время откладывал принятие новой Конституции РФ, проект которой был предложен Президентом.

В сентябре 1993 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Часть депутатов Съезда отказалась подчиниться такому решению и провозгласила отстранение Президента от власти. Оппозиция организовала в Москве ряд антипрезидентских демонстраций и силой стремилась взять власть, попытавшись штурмовать телецентр в Останкино и здание мэрии. В итоге началось вооруженное столкновение, в котором оппозиция потерпела поражение. Это означало установление единовластия Президента, за которым последовала ликвидация системы Советов всех уровней. Их функции передавались местной администрации и выборным местным органам власти.

12 декабря 1993 г. в ходе всенародного референдума принята Конституция Российской Федерации, которая четко разграничила полномочия разных ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – и объявляла Россию демократическим федеративным государством. Главой государства является избираемый всенародно Президент РФ, а постоянно действующим законодательным органом стало Федеральное собрание из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В июле 1996 г. Президентом РФ был на второй срок переизбран Б. Н. Ельцин.

Новым основным Законом государства стала Конституция 1993 г., утверждавшая президентскую республику и практически неограниченные полномочия главы государства. В области внутренней политики это время отмечено непрерывной сменой премьер-министров – E. Т. Гайдар, В. С. Черномырдин (декабрь 1992 – март 1998 г.), С. В. Кириенко (апрель – август 1998 г.), E. М. Примаков (сентябрь 1998 – май 1999 г.), С. В. Степашин (май – август 1999 г.), В. В. Путин (с августа 1999 г.).

После распада СССР России пришлось заново строить отношения со странами СНГ. На этом пути приходится преодолевать немало серьезных препятствий, обусловленных разделением единого прежде политического и экономического организма на отдельные части, которые имеют теперь самостоятельные цели и приоритеты развития. Резкому ухудшению внутриполитической ситуации в России способствовали две чеченские войны (1994–1996, 1999–2009) с целью восстановить конституционный порядок в Чечне, являющейся субъектом Российской Федерации. В ходе второй чеченской кампании активная фаза боевых действий завершилась в 2000 г. И хотя о завершении контртеррористической операции в Чечне уже не раз объявлялось официально (2000, 2003, 2009), мир пока так и не достигнут. В Чеченской Республике действует пророссийская администрация (вначале во главе с А. Кадыровым, затем А. Алхановым, Р. Кадыровым). Однако террористическая активность сепаратистов в республике и других регионах, включая столицу России, сохраняется до сегодняшнего дня, хотя в борьбе с ней и удалось добиться ряда успехов. Дополнительную угрозу безопасности на Северном Кавказе создали распространившиеся там в последние годы исламистские движения.

Ташкентский договор о коллективной безопасности шести стран – членов СНГ (1992) не привел к конкретным политическим результатам ввиду отсутствия общих экономических интересов в условиях распада единой рублевой зоны. В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья – республик Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. Однако многие военные конфликты, разгоревшиеся в этих государствах, вынудили руководство России оставить на их территории часть миротворческих сил.

С 1996 г. министерство иностранных дел России во главе с E. М. Примаковым начало осуществлять новый курс в отношениях со странами СНГ. Был подписан договор о содружестве и формировании единого экономического и финансового пространства между СССР и Белоруссией (1996). Отношения Украины с Россией, имеющие ряд спорных вопросов о Черноморском флоте, статусе Крыма и др., по-прежнему остаются полностью не урегулированными.

В январе 1993 г. в Москве между Россией и США был подписан договор СНВ-2 о взаимном сокращении ядерных вооружений. По настоянию США Россия единственная из стран СНГ становилась ядерной державой на территории бывшего Союза. В то же время руководство НАТО неуклонно расширяло в последующие годы свою организацию за счет бывших социалистических стран (Польша, Чехия, Венгрия, Болгария, Румыния, Словения, Словакия) и республик бывшего Союза (Литва, Латвия, Эстония). Приближение военно-политического блока под эгидой США к границам России полностью игнорирует российские интересы безопасности. Задачей российского руководства стало недопущение нашей страны в сферу влияния внешней политики США и установление самостоятельных взаимовыгодных отношений с зарубежными странами на новом уровне. Ухудшению отношений России со странами Запада во многом способствовали косовский кризис 1998 г. и последующие боевые действия НАТО в Югославии. Государства Европы и органы Европейского Союза также активно выступали с критикой политики России в Чечне и в целом на Кавказе, делая упор на защиту прав человека. При этом нельзя не отметить, что они неизменно игнорируют, например, ущемление прав русскоязычного населения в странах Балтии (как и расцветшее там прославление ветеранов, воевавших в годы Великой Отечественной войны на стороне фашистской Германии).

В области экономики в 1990-е гг. была предпринята попытка перехода к приоритету частной собственности, упразднению государственного регулирования и открытости в связях с внешним миром. Сделаны определенные шаги к обеспечению свободы предпринимательства. Произошли некоторые сдвиги в сторону рыночной экономики, однако многие начинания так и не были доведены до конца. Финансовый кризис 1998 г., сопровождавшийся троекратной девальвацией рубля и объявлением дефолта (т.е. отказа платить долги государства), привел к сильнейшему спаду в экономике, но, несмотря на это, удалось сравнительно быстро перейти к этапу ее восстановления. Падение курса рубля сделало продукцию отечественных производителей конкурентоспособной по сравнению с импортными товарами, и многие производства, которые до тех пор были в упадке, стали быстро возрождаться.

В области социальной жизни в 1990-е гг. были провозглашены свобода слова, открытость всех источников информации, независимость их от власти. Начавшийся процесс формирования правового общества явился, пожалуй, высшим достижением последних десятилетий.

В новых условиях прекратился открытый идеологический нажим на культуру, была отменена цензура. При этом значительно сократились ассигнования государства на культурные нужды. Во всех областях культуры окончательно утвердилось частное предпринимательство.

В марте 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В. В. Путин, до этого согласно Конституции РФ после отставки Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. исполнявший его обязанности. С самого начала своей деятельности на посту президента В. В. Путин указал, что за прошедшее десятилетие Россия приобрела некоторые черты, свойственные не столько федеративному, сколько конфедеративному, децентрализованному государству. Ослабление центральной власти не позволяло решать внутриполитические задачи, поэтому в мае 2000 г. президент подписал указ о создании семи федеральных округов, которые не становились новыми административными образованиями или субъектами Федерации. Возглавившие их полномочные представители Президента РФ имели полномочия по координации работы местных структур власти на базе федеральных законов. В первую очередь стали устраняться расхождения между региональными правовыми актами и положениями общегосударственных документов. Это позволило восстановить в стране единое правовое пространство, причем особое внимание было обращено на разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Установились новые отношения между парламентом и президентом: в Государственной Думе сложилось постоянное правоцентристское большинство, поддерживающее президента, что дало ему возможность действовать более активно при поддержке думского большинства.

Почти сразу после президентских выборов стала проводиться линия на устранение возможности для получения крупными бизнесменами различных привилегий в результате лоббирования их интересов политиками и коррумпированности чиновников. Было заявлено, что для всех работающих в сфере хозяйственного бизнеса должны существовать одинаковые правила игры, и все они должны быть "равноудаленными" от власти. В дальнейшем предпринимались меры в сферах, традиционно именуемых естественными монополиями (добывающие отрасли, электроэнергетика), для создания конкурентной среды, повышения инвестиционной привлекательности организаций указанного сектора экономики.

В 2000 г. в связи с принятием новых кодексов – Налогового и Таможенного – были понижены ставки налогов, ввозные таможенные пошлины, что привело к улучшению собираемости налогов и пошлин в казну. Налоговая реформа способствовала снижению налоговой нагрузки на предприятия и упрощению налогообложения малого бизнеса. Для населения была введена единая ставка налога, что привело к поступлению в бюджет налогов, которые ранее оставались, как принято говорить, "в тени". Пополнению бюджета, развитию экономики способствовали и введение единого социального, а также транспортного налогов, снижение ставки налога на прибыль организаций. И хотя, как показало время, результаты налоговой реформы нельзя оценивать однозначно позитивно, ее итогом, несомненно, стало создание достаточно работоспособной налоговой системы, которая ранее фактически отсутствовала. В 2000–2001 гг. была проведена судебная реформа: в Российской Федерации введен институт мировых судей; в большинстве регионов заработал суд присяжных; появился институт судебных приставов.

В сентябре 2001 г. в развитие положений Конституции РФ был принят новый Земельный кодекс, определивший условия купли-продажи земли (в 2002 г. сюда были отнесены также земли сельскохозяйственного назначения, которые первоначально купле-продаже не подлежали). В течение нескольких лет устойчиво повышалась доходность государственного бюджета, в связи с чем обозначилась перспектива более стабильного и эффективного развития экономики страны. В эту перспективу вошли планы по реформированию транспортной системы (железные дороги), электроэнергетики (РЛО "ЕЭС России"), жилищно-коммунального хозяйства и др. Значительная часть мероприятий была связана с необходимостью соответствовать критериям членства во Всемирной торговой организации (ВТО).

К середине 2000-х гг. была практически решена проблема погашения внешнего долга Российской Федерации, резко выросшего за первое десятилетие рыночных преобразований. В январе 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, который формировался из поступлений сверхдоходов от высоких цен на нефть ввиду удачной конъюнктуры на нефтяном рынке. Именно эти резервы позволили России после наступления мирового экономического кризиса 2008 г. в основном избежать наиболее тяжелых его последствий.

В марте 2004 г. В. В. Путин был избран Президентом РФ на второй срок. В сентябре того же года террористы захватили школу в Беслане: тогда погибли и пострадали сотни людей, в основном дети. Стало очевидно, что региональная власть практически не способна к энергичным действиям в кризисной ситуации, поэтому вскоре президент предложил новые меры по усилению вертикали власти в стране. В результате был введен новый порядок формирования губернаторского корпуса. Нового руководителя региона стали избирать региональные законодательные собрания по представлению президента, который получил право впоследствии отзывать губернаторов в случае неудовлетворительной работы. Тогда же были созданы Общественная палата РФ и общественные палаты в регионах. Деятельность этих институтов гражданского общества направлена на укрепление связи между российской властью и населением посредством включения в состав палат наиболее авторитетных общественных деятелей страны.

В сентябре 2005 г. было объявлено о сосредоточении действий государства на нескольких направлениях: здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Указанным областям придавался статус приоритетных национальных проектов ("Здоровье", "Качественное образование", "Доступное и комфортное жилье" и "Развитие аграрно-промышленного комплекса"), В частности, в рамках национального проекта "Качественное образование" было решено создать новые федеральные университеты на базе ряда существующих вузов. В 2006 г. федеральные университеты открылись в Сибирском (Красноярск) и Южном (Ростов-на-Дону) федеральных округах. В том же году была подчеркнута важность демографической политики как основы социально-экономической стратегии России. С 2007 г. вступила в действие программа стимулирования рождаемости, которая включает разные направления, такие как увеличение пособий по уходу за ребенком, введение компенсаций за пребывание детей в дошкольных учреждениях и материнского капитала, первоначально в сумме 250 тыс. руб., передаваемого женщинам при рождении второго ребенка, и др.

В связи с углублением сотрудничества России и США в сфере ядерного разоружения в 2002 г. был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), по-прежнему гарантирующий ядерный паритет России и США. После терактов 11 сентября 2001 г. Россия поддержала Соединенные Штаты в деле создания антитеррористической коалиции. Правительство РФ одобрило инициативы США, направленные на уничтожение террористической организации "Аль-Каида" на территории Афганистана, и предоставило самолетам коалиции воздушное пространство России. Вместе с тем активное сотрудничество в антитеррористической деятельности не устранило серьезных противоречий в российско-американских отношениях. Россия выступила против начатой США в 2003 г. войны в Ираке. Так называемые цветные революции в государствах СНГ ("оранжевая революция" на Украине, "революция роз" в Грузии, "революция тюльпанов" в Киргизии) были фактически инспирированы США, а в результате государственных переворотов на Украине и в Грузии у власти оказались откровенно проамериканские правительства.

Успешно развивалось сотрудничество с Китаем, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), созданной в 2001 г. и объединяющей Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Активно развивается взаимодействие ШОС с другими странами и международными организациями. В перспективе ШОС, судя по всему, станет одной из самых влиятельных организаций экономического сотрудничества в Азии.

Главной особенностью культурной жизни России в период 1990–2000-х гг. было стилевое многообразие, наличие самых разных направлений в литературе, искусстве, театре, кинематографе. Выпуск печатной продукции определялся коммерческими соображениями, и она нередко оказывалась недоступной массовому читателю в силу своей цены. Зато широкую популярность приобрели телевидение, радио, которые надолго заполнила зарубежная развлекательная продукция и заимствованные из нее формы общения с аудиторией. Бурно развивалась индустрия досуга, развлечений; одной из самых доходных статей экономики стал шоу-бизнес. Продукция массовой культуры, поступавшая из-за рубежа, породила спрос, который, в свою очередь, вскоре сформировал рынок товаров массовой культуры отечественного производства: глянцевые журналы, литературу развлекательного жанра (детективы, женские романы и т.д.), музыку коммерческого качества и т.п. Вместе с тем появляются новые формы и приемы, которые находят применение, скажем, в кинодокументалистике (жанр исторической реконструкции с использованием игровых эпизодов, компьютерной графики и других новинок последнего времени). Резко расширилась выставочная деятельность: галереи, выставки (нередко частные) привлекают массового зрителя. Среди отечественных театров широкую популярность получили несколько ведущих, в первую очередь Мариинский театр оперы и балета в Санкт-Петербурге.

Огромное значение имело включение России в глобальное информационное пространство. Интернет открыл доступ к всевозможным источникам оперативной информации для самых широких кругов россиян. Явлением повседневной жизни стали электронные средства массовой информации, художественные сайты, часто весьма высокого содержательного и эстетического уровня. Во всемирной сети успешно функционируют проекты, противопоставляющие себя культуре массового спроса, ориентированные на образованного пользователя с развитым и взыскательным вкусом.

Государство постепенно наращивает вложения средств в науку и образование. Хотя реформа образования идет крайне тяжело, в сфере науки обращается внимание на развитие инновационных направлений, соединение науки с производством через создание наукоградов и других центров инновационных разработок.

Россиянам запомнились торжества в честь юбилеев городов России – 300-летия Санкт-Петербурга, 1000-летия Казани и др. Выдающимся достижением российских мастеров стало длившееся десятки лет воссоздание пропавшей в годы Великой Отечественной войны знаменитой Янтарной комнаты в Царскосельском дворце, которая была вновь открыта для посетителей в 2003 г. к юбилею Северной столицы.

По окончании конституционного срока полномочий В. В. Путина (2008) на выборах Президента РФ победил Д. А. Медведев. В мае 2008 г. В. В. Путин был назначен главой российского правительства. В августе того же года Президент Д. А. Медведев обозначил главные идеи внешней политики России. Это первенство основополагающих принципов международного права, неприятие однополярного мира и строительство многополярности, стремление избежать изоляции и конфронтации с другими странами, защита жизни и достоинства российских граждан, где бы они ни находились, защита интересов России в дружественных ей регионах.

Можно говорить о позитивных изменениях во внешней политике. Так, в марте 2009 г. была провозглашена "перезагрузка" в российско-американских отношениях (хотя в конечном итоге она выразилась больше в ожидании перемен, чем в самих переменах в отношениях между Россией и США), в апреле 2010 г. подписан новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Вместе с тем стремление США к размещению элементов ПРО в странах Восточной Европы не учитывает интересов России и осложняет отношения Москвы и Вашингтона. Имеются сдвиги в отношениях со странами Европы. В частности, с 2010 г. делаются реальные шаги к введению безвизового режима между Россией и Евросоюзом. Дальнейшее развитие получили отношения с Китаем. В 2009 г. руководители двух стран подписали крупнейшее в истории российско-китайских отношений соглашение о сотрудничестве в энергетике. Наконец, в 2011 г. завершились переговоры о вступлении России в ВТО, началась процедура принятия нашей страны в состав этой международной организации.

Несмотря на наличие проблем, углубляется сотрудничество России со странами СНГ. В частности, с января 2010 г. на территории России, Казахстана и Белоруссии создано единое таможенное пространство. Летом того же года вступил в действие Таможенный союз этих стран, хотя его первые ощутимые результаты ожидаются не сразу. Укрепляются партнерские отношения России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Президент РФ Д. А. Медведев выдвинул цель модернизации экономического курса страны с упором на несколько основных направлений. Россия должна стать одним из лидеров по эффективности производства, транспортировки и использования энергии, выйти на качественно новый уровень ядерных технологий, совершенствовать информационные технологии и собственную инфраструктуру передачи информации, занять ведущие позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, медикаментов. Поставлена задача реформирования политической системы. В частности идет постоянная ротация губернаторского корпуса, в ходе которой свои посты покинули многие региональные лидеры, занимавшие их еще с 1990-х гг. Например, в 2010 г. ушел со своего поста президент Татарстана М. Шаймиев, был отправлен в отставку с негативной формулировкой мэр Москвы Ю. М. Лужков. В то же время провозглашенная в 2009 г. реформа МВД и силовых структур оказалась исключительно сложной. В 2008 г. утвержден Национальный план противодействия коррупции. Делаются серьезные шаги для смягчения уголовного законодательства относительно экономических преступлений. С 2009 г. практически начата реформа пенитенциарной системы.

Продолжают осуществляться намеченные в предыдущие годы шаги по поддержке развития образования, культуры. В 2009 г. указом Президента РФ решено создать федеральные университеты в Северо-Западном (Архангельск), Приволжском (Казань), Уральском (Екатеринбург) и Дальневосточном (Владивосток) федеральных округах.

В октябре 2011 г. после шестилетней реконструкции открылась главная сцена Большого театра. Первым зарубежным гастролером на исторической сцене в декабре того же года стала труппа балета знаменитого миланского театра Ла Скала в рамках Года Италии в России. Год Италии ознаменовался также демонстрацией в центральных музеях России шедевров итальянской живописи: работ Рафаэля, Джотто, Боттичелли, уникальной по представительности выставки Караваджо и др. В Италии в рамках Года России прошли Петербургский театральный сезон в миланском театре Пикколо, целый ряд выставок. Этот же год стал "перекрестным" Годом Испании в России и Годом России в Испании. В феврале 2011 г. Президент РФ

Д. А. Медведев и король Испании Хуан Карлос I торжественно открыли богатейшую выставку живописных шедевров мадридского музея Прадо в Эрмитаже, а в ноябре в Прадо начала работу выставка "Сокровища Эрмитажа".

Сегодня перед Российской Федерацией стоят важные задачи. Более 70 лет советское общество развивалось по своим собственным законам, исходя не из объективных внутренних потребностей, а из тех целей, которые преследовало руководство правящей коммунистической партии. Нынешнему российскому руководству приходится решать уникальную в мировой истории задачу: вернуть наше общество к объективным законам развития. Причем делать это приходится без расчета на помощь извне, опираясь на созидательные силы народов России. Президент и Правительство РФ ставят своей целью преодолеть экономические трудности, укрепить политическую систему страны, упрочить позиции России на международной арене.

С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева в СССР наступает период перестройки и смены социально-экономической системы (1985 — 1990-е годы). На первом этапе с марта 1985 г. по август 1991 г. в стране шел процесс пересмотра основ тоталитарного политического строя и планово-распределительной экономической системы.

Возникший в те годы термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в создании парламентаризма, гласности, ослаблении централизованного руководства экономикой, повышении прав и ответственности региональных органов власти. Все эти действия руководства страны имели положительную направленность и в этом несомненная историческая заслуга М.С. Горбачева. По сути дела это означало, что осуществлялся вариант реформирования экономики, когда при регулирующей роли государства должны были происходить постепенное разгосударствление части общественной собственности и внедрение в экономику рыночных отношений.

Эта программа, разработанная и принятая в середине 1987 г., предполагала с целью перехода к регулируемой рыночной экономике социальную переориентацию, преобразование структуры экономики, реформу ценообразования и перестройку финансово-кредитной системы.

Однако вновь интересы народа были принесены в жертву борьбе за власть, а экономика стала заложницей политики — все предлагаемые программы ее стабилизации оказались обреченными. Центральное правительство не смогло улучшить экономическое положение — экономический кризис углублялся, а политическая обстановка в стране вышла из-под контроля.

Развернулась борьба с коммунистической идеологией; особым нападкам подвергались такие понятия, как интернационализм, классовая борьба, пролетарская солидарность, дружба народов. При этом националисты во всех республиках СССР на основе исторических построений и искажений экономических расчетов стремились доказать, что одни нации живут за счет труда других. В условиях такого многонационального государства, как СССР, эта пропаганда носила деструктивный характер, способствовала формированию в обществе сознания необходимости и неизбежности развала государства. Главную роль в этой пропаганде играла националистически настроенная интеллигенция, которая по сути дела была идеологом и рупором националистической партийной элиты и представителей уголовно-теневой экономики. Все они стремились к власти, к достижению своих узкогрупповых интересов и были против крепкой центральной власти, которая мешала им в достижении их целей. Поэтому они разжигали межнациональные конфликты, которые в конце 80 — начале 90-х годов прокатились по стране (в Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане, Киргизии, Молдавии и других республиках). Именно они способствовали развалу государства, и из партийных функционеров и представителей националистической интеллигенции вышли лидеры, впоследствии ставшие главами новых государств, созданных на развалинах СССР.

Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионов в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей по сравнению с прежним периодом доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизованные фонды государства.

Потребовалась разработка методических подходов к решению вопроса о так называемом региональном хозрасчете, когда объем национального дохода, оставляемый в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны. При этом имелась в виду также задача приглушить иждивенческие тенденции в отдельных регионах.

Однако этот вопрос не был и не мог быть решен: 1) шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следовательно, расходов на содержание ВПК. Поэтому у государства не имелось возможности для увеличения доли национального дохода, оставляемой в распоряжении регионов; 2) из-за того, что в стране действовала искаженная система цен (цены на сырьевые ресурсы были необоснованно занижены, а цены на конечную продукцию завышены), объем созданного национального дохода в республиках с преимущественно сырьевым производством не отражал их истинного вклада в экономику государства.

Кроме того, искажали показатели вклада республик в экономику государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов — налог с оборота взимался главным образом с товаров народного потребления, и он имелся в тех республиках, где эти товары производились. В сырьевых республиках в результате проводимой политики специализации и кооперации производства предприятий, производящих товары,было недостаточно, а следовательно, налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения доходами бюджетов этих республик им из союзного бюджета выделялись дотации, что создавало видимость иждивенчества этих республик. В свою очередь это давало повод для националистов-сепаратистов как в регионах, так и в центре к взаимным обвинениям, к разжиганию межнациональных противоречий, к формированию общественного мнения о целесообразности распада СССР.

Это нашло отражение и в борьбе союзного и республиканских парламентов. Пришедшие на гребне волны демократического движения в эти парламенты экономически неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода из кризиса, создания законодательной базы для улучшения экономической обстановки в стране, усиления депутатского контроля за формированием и использованием правительством бюджетных средств занимались деструктивной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов.

Как показал опыт Китая, где реформирование экономики шло в условиях регулирующей роли государства, этот процесс протекал более продуманно, результативно и не форсированными темпами. А в СССР часть партийного руководства и демократическая общественность стали призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в экономике. Таким настроениям способствовали усиление кризисных явлений в экономике и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения, где для подавления волнений были использованы вооруженные силы. Кроме того, с начала 90-х годов по стране прокатились забастовки рабочих, требовавших повышения зарплаты. В этих условиях руководство СССР принимает решение о подготовке нового союзного договора, в котором должно было найти отражение расширения прав союзных республик. Однако в августе 1991 г., накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства государства ввела в стране чрезвычайное положение. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще в Белоруссии президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение, в котором констатировалось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Таким образом на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства.

Они не учитывали тот факт, что в условиях многовекового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое экономическое пространство, произошли смешение этих народов (например, в 1988 г. удельный вес межнациональных браков в общей численности всех браков основных национальностей СССР колебался от 7 до 38%), смена мест проживания десятков миллионов людей (вне России в 1989 г. проживало более 25 млн. русских, а в России — около 8 млн. из других республик СССР).

Последствием такой политики стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные экономические потери в каждой из бывших республик СССР, необходимость перемещения из республики в республику огромного числа лиц (только за период 1992—1995 гг. в Россию официально переехало 3,8 млн. человек, а из России выехало 1,8 млн. человек).

35.2. Реформы в России и переход к рыночной экономике

После распада СССР в России начинается этап радикальных реформ. Сформированное новое правительство России проведение этих реформ основывало на монетаризме и так называемой «шоковой терапии». Это выразилось в ускоренной приватизации государственной собственности, в отказе от государственного регулирования цен и валютного курса рубля, планового руководства экономикой и планового распределения продукции предприятий, бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению, административной привязки производителя продукции к потребителю и др.

Начавшаяся с января 1992 г. либерализация цен привела к их неудержимому росту. Уже в 1992 г. индекс цен вырос в 26 раз, или 31% в месяц, в 1993 г. — в 9,4 раза, или 10% в месяц, в 1995 г. — 2,3 раза, или 7,3%. Вместе с тем рост цен привел к резкому снижению покупательного спроса населения. Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом продовольствия и товаров повседневного спроса из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации потребительского рынка. Однако низкая конкурентоспособность отечественной продукции стала одной из главных причин сокращения сбыта, а потому и производства продукции российских предприятий. Уже в 1992 г. промышленное производство сократилось на 18%, ВВП снизился на 19%, а в 1993 г. ВВП снизился на 12%, а промышленное производство — на 16%.

В 1993—1994 г. ускоренными темпами проводилась приватизация государственной собственности. По замыслу реформаторов приватизация должна была повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать их дотационность, уменьшить расходы бюджета на эти цели, создать рыночную экономику, конкуренцию производителей продукции и услуг, сформировать средний класс в обществе, как социальную опору нового строя.

Для проведения приватизации была разработана и утверждена схема, по которой государственная собственность в производственной сфере была акционирована, пакеты акций разделены между трудовыми коллективами и государством. В целях поддержки приватизации директорами предприятий им разрешили получить 5% акций. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру на человека. Стоимость одного ваучера составляла одну стопятьдесятмиллионную долю стоимости всего государственного имущества Российской Федерации. Владельцы ваучеров могли либо вложить их в виде своих паев в предприятия, специально созданные фонды либо продать.

Однако изначально эта схема приватизации государственной собственности вносила в общество неравенство. Преимущество было отдано членам трудовых коллективов предприятий производственной сферы, получивших пакеты акций приватизированных предприятий. Работники же непроизводственной сферы, учреждений, состоящих на бюджете, практически ничего не получили, так как переданные ими в основном в инвестиционные фонды ваучеры позже пропали вместе с развалившимися фондами. Несправедливость по отношению к этим слоям населения была и в том, что предприятия сферы материального производства были созданы и за счет средств, недополученных десятилетиями учителями, врачами, учеными, военными и другими работниками бюджетных учреждений в виде их низкой заработной платы. Уже этими действиями в обществе была создана почва для разногласий.

Другой негативной стороной было стремление реформаторов искусственно форсировать создание среднего класса в России. С этой целью предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания практически даром перешли в частную собственность. Кроме того, и промышленные предприятия в значительной мере оказались в руках руководителей этих предприятий, сосредоточивших в своих руках крупные пакеты акций.

В целях ускорения создания у предпринимателей первоначального капитала реформаторы пошли на отмену государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции, ибо легче и быстрее всего можно создать капитал, торгуя водкой. При этом бюджетная система не получила примерно четверть бюджетных доходов. Это привело к быстрому имущественному расслоению общества. Разница в уровнях душевого дохода между обеспеченными слоями населения, удельный вес которых не превышал 10% от всего населения страны, и остальным населением превысила 20 раз. Для сравнения: в индустриально развитых странах эта разница не превышает пяти-восьми раз. Естественно, это также отрицательно сказывалось на морально-политическом климате в стране.

К началу 1993 г. были приватизированы почти все предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, треть промышленных предприятий. В негосударственном секторе трудилось около половины занятых в народном хозяйстве. Приватизированные предприятия выпускали примерно 40% промышленной продукции. Быстро развивалась инфраструктура рынка. Создавались товарные биржи, фондовый рынок, финансовые фонды и компании.

Одновременно с этими процессами в стране наблюдалась политическая нестабильность. В политических и экономических кругах не было единой позиции. С одной стороны, сторонники проведения радикальных реформ стремились к ужесточению финансово-кредитной политики, ускоренной приватизации. Другого мнения были представители военно-промышленного и агропромышленного комплексов, отстаивавших позиции усиления государственного регулирования экономики, продолжения бюджетного дотирования предприятий.

1994—1996 гг. Правительству не удалось преодолеть инерцию спада в экономике страны. Все большее количество предприятий переставали производить продукцию, услуги. Несмотря на то что был издан Закон о банкротстве, предприятия, не отвечающие по своим обязательствам, не объявлялись банкротами, работники их не увольнялись, но и не получали зарплаты.

Бюджет лишался доходов в виде налога на прибыль, НДС, подоходного налога с физических лиц. Увеличивался бюджетный дефицит. Если на первых этапах реформ дефицитным был лишь федеральный бюджет, то позже региональные и местные бюджеты стали также дефицитны. Начались постоянные невыплаты зарплаты в бюджетных отраслях и пенсий пенсионерам.

Реформы проводились и в аграрном секторе экономики. Они начались с реорганизации колхозов и совхозов. Трудовые коллективы получили в совместную собственность землю и основные средства, которые были разделены между работающими и пенсионерами на паи. При этом земля делилась поровну, а имущество — по стоимости и в соответствии с трудовым стажем работников. Работникам предоставили возможность использовать три варианта реорганизации колхозов и совхозов: организация фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, сохранение колхоза, совхоза, организация акционерного общества. В основном колхозы и совхозы были преобразованы в акционерные общества и производственные кооперативы.

Однако реформы в сельском хозяйстве шли медленными темпами. Положение в этой отрасли резко ухудшилось. Причиной было общее ухудшение экономической обстановки в стране, резкое сокращение государственных дотаций сельскохозяйственным предприятиям, значительный размер импорта продовольствия, снижение платежеспособного спроса населения.

Создание фермерских хозяйств тормозилось отсутствием у фермеров необходимой материально-технической базы, трудностями получения банковского кредита из-за практического отсутствия у фермеров залоговой стоимости, так как землю они не имели права продавать и закладывать в банках.

Все это привело к тому, что уровень сельскохозяйственного производства в стране стал ежегодно снижаться.

Проведение реформ в экономике способствовало переходу страны на капиталистический путь развития. Серьезных препятствий к такому переходу не было. Обычно, как свидетельствует опыт всемирной истории, сопротивление переходу к новому общественно-экономическому строю оказывали классы и социальные слои населения, теряющие свою собственность и власть. В России к этому времени было создано бесклассовое общество. Практически уже не существовало различия между классом рабочих и классом крестьян. Не было и правящего класса — собственника средств производства, теряющего власть, а правящая партийно-бюрократическая элита не сомневалась, что останется у власти и не противилась переменам.

Что же касается собственности на средства производства, то ее никто не терял, так как она была государственной. Наоборот, в результате перемен представители партийно-бюрократической элиты, руководители предприятий, представители теневой экономики и уголовного мира, имеющие власть и деньги, легко ею завладели. Населению же внушалась мысль о том, что в условиях социализма и государственной собственности невозможно эффективно организовать производство и обеспечить приемлемый уровень жизни людей. В условиях многолетнего постоянного товарного и продовольственного дефицита, низкой зарплаты население было психологически подготовлено к такому положению, которое охарактеризовал К. Маркс: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца» * . Все эти обстоятельства способствовали переходу страны к капитализму, переходу без сопротивления, бескровному, но отнюдь не безболезненному для экономики и населения.

* Маркс. К.Энгелъс. Ф. Соч. Т. 8. - С.115.

Таким образом милитаризация экономики, чрезмерная гонка вооружений, ведение военных действий в других странах, оказание военной и экономической помощи государствам, идущим в форватере идеологической и внешней политики СССР, неэффективное ведение хозяйства и бесхозяйственность привели к истощению государства и расстройству экономики страны, экономическому, а затем и политическому кризису и, наконец, распаду СССР.

Последствием этого стали разрушение единого экономического пространства и хозяйственных связей, потеря экономических преимуществ от межрегиональной интеграции, упадок экономики, снижение жизненного уровня населения, идеологический разброд, неустойчивое внутриполитическое положение, психологический дискомфорт в обществе. С геополитических позиций распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав в мире и гегемонии США.

35.3. Факторы, повлиявшие на углубление кризиса

Начавшиеся после распада СССР реформы привели к углублению экономического кризиса. Во-первых, такие кардинальные изменения, связанные со сменой форм собственности и политических институтов, не могут проходить безболезненно. Во-вторых, реформы проводились поспешно, без тщательной методологической и организационной подготовки. В-третьих, была разрушена централизованная планово-распределительная система управления, а на формирование рыночных отношений необходимо время.

В результате, проведенные реформы себя не оправдали. Вместо усилий по структурной перестройке промышленности, конверсии военно-промышленного комплекса, наращиванию выпуска продукции, необходимой народному хозяйству и в конечном итоге населению страны, главный акцент в реформах делался на проведение монетарной политики, направленной на снижение денежной массы в стране. Практически это свелось лишь к осуществлению мероприятий по снижению темпов роста агрегата Л/2, т. е. показателя денежной массы. Действительно, если в 1996 г. этот показатель за год вырос на 34%, то в 1997 г. — на 30%. Снизились и темпы роста инфляции. В 1996 г. индекс инфляции вырос на 21,8%, а в 1997 г. — на 11%.

Но одновременно с этим в стране стала ощущаться нехватка денег, что стало причиной широкого использования денежных заменителей, например, векселей, бартера, т. е. товарообмена между производителями, и взаимных зачетов между ними, а также между ними и бюджетом.

В свою очередь это привело к ослаблению государственного финансового контроля, расширению возможностей уклонения от налогов и в конечном итоге к значительной несобираемости налогов, необеспеченности бюджетных расходов, многомесячным задержкам выплаты зарплаты в бюджетной сфере.

В целях восполнения выбывающих налогов Правительство стало выпускать государственные краткосрочные обязательства (ГКО). Для их быстрейшей реализации устанавливались высокие ставки доходности. Доходы бюджета от реализации государственных ценных бумаг стали динамичным источником федерального бюджета. В 1998 г. государственный долг составил 500 млрд. долл., в том числе 130 млрд. — внешний долг и 370 млрд. — внутренний долг. Доля расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга составила 27% к общим расходам.

Немаловажным фактором, оказавшим негативное влияние на экономику страны и психологический климат в российском обществе, стала криминализация многих сторон жизни.

За всю многовековую историю России в стране не было такого уровня криминализации общества. С конца 70 — начала 80-х годов преступные группировки, почти ликвидированные во время тоталитаризма, объединенные общими для них экономическими интересами, стали проникать во все сферы экономики страны. В 90-е годы под их контролем оказались не только сфера обращения, но и в значительной степени производственная сфера: промышленность, строительство, транспорт и др. Территории страны, областей, городов разделены на зоны влияния и контроля преступных групп, а предприятия, организации обложены данью в их пользу. Многие предприятия стали собственностью людей, вышедших из среды уголовников. На основе коррупции и угроз преступный мир соединился с частью чиновничества, кредитной системой.

Невероятно большие проценты за кредит, выплаты уголовным элементам тяжелым бременем легли на предприятия и организации, которые включили эти расходы в цены за свою продукцию и услуги. Все это послужило одной из причин роста цен, снижения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке страны, упадка российской экономики.

Огромные суммы денежных средств в стране, по некоторым расчетам, свыше 50%, оказались в теневой экономике, вышли из-под контроля государства и, следовательно, налогообложения.

Укрепление позиций уголовного мира в экономике страны отразилось и на усилении его влияния в общественно-политической жизни общества. Распространенным явлением стало участие уголовных элементов или их ставленников в политической жизни, в работе представительных и исполнительных органов власти. В искусстве, особенно в кино, литературе, популярной музыке, уголовная тематика стала нередко преобладающей.

Влияние ряда негативных факторов нашло отражение в снижении важнейших экономических, демографических и социальных показателей в стране.

За период 1992—1997 гг. в России объем ВВП снизился на 40%, промышленного производства — в два раза, сельскохозяйственной продукции — на 35%. Среднегодовая численность занятых в народном хозяйстве снизилась с 72,1 млн. до 67,1 млн. Реальные доходы населения снизились на 43%, а доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума составила 25% к общей численности. Ввод в действие жилых домов снизился с 29,2 млн. кв. м. до 9,5 млн. кв. м. Если в 1992 г. естественный прирост населения (т. е. разница между числом родившихся и числом умерших на 1000 жителей) был — 1,5 промилль, то в 1995 г. он составил — 5,7 промилль. Несмотря на то, что в страну за эти годы прибыло 3,8 млн. человек, число жителей России снизилось с 148,3 млн. до 147,9 млн.

В условиях увеличивающегося бюджетного дефицита, недостатка финансовых ресурсов, начавшаяся в конце 1994 г. война в Чечне еще больше усугубили экономическую обстановку. Уже на начальном этапе военные действия поглощали примерно 1% ВВП. Несмотря на затраты, гибель военнослужащих, материальные потери и разрушения в Чечне, война привела практически к отделению Чечни.

Во второй половине 90-х годов экономический кризис в России углубился. В основе его были значительный спад производства, несобираемость налогов, отсутствие средств в бюджетной системе страны, возросший бюджетный дефицит. Дефицит федерального бюджета, в который поступала половина всех бюджетных средств государства, покрывался в основном за счет выпуска внутренних и внешних обязательств. С целью привлечения инвесторов, особенно иностранных, Правительство установило высокую доходность этих ценных бумаг, составляющую до 120 — 150%.

Высокие проценты по государственным ценным бумагам стимулировали коммерческие банки вкладывать деньги не в производство, а в приобретение ценных бумаг и к спекуляции ими на фондовом рынке. В то же время с увеличением эмиссии ценных бумаг росла государственная задолженность, на погашение которой направлялась все увеличивающаяся часть собранных в бюджет налогов. Таким образом создался расширяющийся круг; когда деньги, полученные в бюджет от эмиссии ценных бумаг, вместе с собранными налогами все в большем размере направлялись на погашение государственной задолженности, т. е. становились доходами коммерческих банков и, следовательно, не поступали в сферу производства.

К этому следует добавить существенное снижение на мировых рынках с 1997 г. цен на энергоносители. В 1998 г. экспорт из страны снизился на 17%, а импорт вырос на 20%. При такой разнонаправленное™ тенденций для укрепления экономики Правительству необходимо было своевременно провести снижение обменного курса рубля по отношению к доллару и тем самым избежать паники на рынке.

В этих условиях Правительство и Центральный Банк принимают ряд недостаточно обоснованных решений. 17 августа 1998 г. Центральный Банк объявил о расширении коридора обменного курса валюты, т. е. практически о девальвации рубля; о моратории на оплату банками валютных долгов перед иностранными кредиторами; о замораживании выплаты по государственным краткосрочным обязательствам.

Последствиями таких действий стали:

1) уход иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг и потеря бюджетом одного из источников доходов;

2) тяжелое финансовое положение банков, вложивших в государственные ценные бумаги значительные средства своих вкладчиков, что привело к банковскому кризису. В свою очередь банковский кризис парализовал расчеты между предприятиями, а также между ними и бюджетом, что еще более усугубило проблему собираемости налогов в бюджет;

3) скупка банками долларов для восполнения своих сократившихся ликвидных активов, что вызвало повышенный спрос на них и повышение цен на валюту. Центральный Банк прекратил в связи с этим поддержку курса рубля на валютном рыке, перестав продавать доллары. За две недели курс доллара вырос в три раза. С ростом курса доллара цены на потребительском рынке выросли в три—четыре раза.

Все это стало причиной разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса, углубления общего экономического и политического кризиса в стране, выразившегося в смене правительства, руководства Центрального Банка. Страна вновь оказалась в ситуации первого этапа реформ.

Таким образом в третье тысячелетие новой эры Россия входит экономически ослабленной, с тяжелым грузом нерешенных социальных проблем, с огромным потенциалом недовольства населения существующим положением в стране.

Вопросы для повторения

1. Расскажите, как проходила перестройка хозяйственного механизма в 1985—1990 гг.?

2. Назовите экономические и политические причины развала СССР.

3. Охарактеризуйте реформы, проводившиеся в 1991—1996 гг.

4. Какие факторы оказали негативное влияние на состояние экономики России?

5. Объясните причины финансового кризиса 1998 г.