Реконструкция гидроузла «Белоомут» подошла ко второй очереди строительства уникальной плотины. В Московском бассейне введено паводковое положение: чрезвычайных ситуаций нет Гидроузел белоомут

В Луховицком районе Московской области идёт строительство нового гидроузла в Белоомуте, который позволит частично решить проблему судоходства на Оке. Предлагаю Вашему вниманию фоторепортаж о том, как идёт эта масштабная стройка!

+40 фото!

Для улучшения условий судоходства на Оке, которая сравнительно мелководна в среднем течении, ещё в начале прошлого века были построены два гидроузла - Белоомутский и Кузьминский. В 2012 - 2015 годах был построен новый Кузьминский гидроузел, который заменил аварийный старый, теперь настала очередь Белоомута. Но прежде чем мы посмотрим на строительство нового гидроузла, давайте совершим небольшой исторический экскурс!

1. На цветной фотографии, сделанной замечательным фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в 1912 году, запечатлён процесс строительства гидроуза в Белоомуте:

Гидроузел, состоящий из судоходной плотины и судоходного шлюза, начали строить в 1911 году. Судоходный шлюз открыли в 1914 году, а на следующий год во временную эксплуатацию была сдана плотина (в постоянную эксплуатацию только в 1932 году). Целый век гидроузел служил людям, обеспечивая судоходство по Оке между Москвой и Нижним Новгородом.

2. Шлюз в Белоомуте:

3. Плотина в Белоомуте:

4. 4 июля 1975 года сухогруз «Ока-8» испытал плотину на прочность, пройдя в темноте мимо шлюза:

Увы, годы берут своё - в 2015 году состояние гидроузла Белоомут было признано предаварийным. Было принято решение построить новый гидроузел, а старый демонтировать.

Проект реконструкции гидроузла Белоомут разработало ЗАО «Акватик», генеральным подрядчиком строительства стало ООО «РеГиУс Строй», металлоконструкции для нового гидроузла изготовило ПАО «Ярославский судостроительный завод».

В отличиие от Кузьминского гидроузла, который строился на новом месте, плотину и шлюз в Белоомуте предстояло построить в непосредственной близости от уже существующих сооружений, причём до окончания строительства нового гидроузла старый должен был работать в обычном режиме.

5. В конце 2015 года на берегу Оки у Белоомута вновь появились гидростроители:

6. В январе 2016 года началось активное строительство нового гидроузла:

7. 8. Гидротехнические работы в реке велись с помощью плавающего экскаватора и водолазов:

9. Началось возведение временного шпунтового ограждения места строительства плотины:

10. 11. 12. Строительство шпунтового ограждения параллельно существующей плотине:

13. Выше по течению реки строят ещё одну временную шпунтовую стену - будущий котлован постепенно обретает свои очертания:

14. По мере сужения русла течение реки усиливается, что осложняет работу гидростроителей:

15. Август 2016 года - ограждение котлована замкнулось, завершается откачка воды:

16. 17. В конце августа в котловане началось строительство новой плотины:

18. Ещё весной 2016 года началось строительство однокамерного шлюза:

19. Новый шлюз строится на острове между старым шлюзом и руслом реки:

20. Габариты камеры нового шлюза 276×18 метров (у старого шлюза 256×17 метров):

21. Шлюз в марте 2017 года:

22. 23. Строительство правого пала верхнего бьефа, октябрь 2016 года:

24. 25. Пал служит направляющей при подходе судов к шлюзу, а также используется для швартовки судов, ожидающих шлюзования:

28. Строительство плотины в Белоомуте в 1912 году:

29. И в 2016 году - как видим, металл полностью вытеснил дерево:

30. В ноябре на стройку были доставлены металлоконструкции, изготовленные Ярославским ССЗ:

31. Транспортировка частей затвора к месту монтажа, январь 2017 года:

32. Идёт сооружение анкерного ростверка правого пала верхнего бьефа, февраль 2017 года:

31. Строительные работы на объекте идут круглосуточно в любую погоду:

32. Панорама строящегося гидроузла в декабре 2016 года:

33. 34. Панорама строящегося гидроузла в марте 2017 года:

35. Новое административно-бытовое здание гидроузла, справа видно старое здание:

36. Новая трансформаторная подстанция:

37. 38. Строительство водосбросов плотины (всего их будет 4):

Полностью завершить реконструкцию гидроузла Белоомут планируется в декабре 2018 года.

И ещё пара красивых кадров:

В качестве дополнения видеоролик о ходе строительства гидроузла:


В Луховицком районе Московской области идёт строительство нового гидроузла в Белоомуте, который позволит частично решить проблему судоходства на Оке. Предлагаю Вашему вниманию фоторепортаж о том, как идёт эта масштабная стройка!

+40 фото! (кликабельно)

Для улучшения условий судоходства на Оке, которая сравнительно мелководна в среднем течении, ещё в начале прошлого века были построены два гидроузла — Белоомутский и Кузьминский. В 2012 — 2015 годах был построен новый Кузьминский гидроузел, который заменил аварийный старый, теперь настала очередь Белоомута. Но прежде чем мы посмотрим на строительство нового гидроузла, давайте совершим небольшой исторический экскурс!

1. На цветной фотографии, сделанной замечательным фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в 1912 году, запечатлён процесс строительства гидроуза в Белоомуте:

Гидроузел, состоящий из судоходной плотины и судоходного шлюза, начали строить в 1911 году. Судоходный шлюз открыли в 1914 году, а на следующий год во временную эксплуатацию была сдана плотина (в постоянную эксплуатацию только в 1932 году). Целый век гидроузел служил людям, обеспечивая судоходство по Оке между Москвой и Нижним Новгородом.

4. 4 июля 1975 года сухогруз «Ока-8» испытал плотину на прочность, пройдя в темноте мимо шлюза:

Увы, годы берут своё — в 2015 году состояние гидроузла Белоомут было признано предаварийным. Было принято решение построить новый гидроузел, а старый демонтировать.

Проект реконструкции гидроузла Белоомут разработало ЗАО «Акватик», генеральным подрядчиком строительства стало ООО «РеГиУс Строй», металлоконструкции для нового гидроузла изготовило ПАО «Ярославский судостроительный завод».

В отличиие от Кузьминского гидроузла, который строился на новом месте, плотину и шлюз в Белоомуте предстояло построить в непосредственной близости от уже существующих сооружений, причём до окончания строительства нового гидроузла старый должен был работать в обычном режиме.

5. В конце 2015 года на берегу Оки у Белоомута вновь появились гидростроители:

6. В январе 2016 года началось активное строительство нового гидроузла:

7. 8. Гидротехнические работы в реке велись с помощью плавающего экскаватора и водолазов:

9. Началось возведение временного шпунтового ограждения места строительства плотины:

10. 11. 12. Строительство шпунтового ограждения параллельно существующей плотине:

13. Выше по течению реки строят ещё одну временную шпунтовую стену — будущий котлован постепенно обретает свои очертания:

14. По мере сужения русла течение реки усиливается, что осложняет работу гидростроителей:

15. Август 2016 года — ограждение котлована замкнулось, завершается откачка воды:

16. 17. В конце августа в котловане началось строительство новой плотины:

18. Ещё весной 2016 года началось строительство однокамерного шлюза:

19. Новый шлюз строится на острове между старым шлюзом и руслом реки:

20. Габариты камеры нового шлюза 276×18 метров (у старого шлюза 256×17 метров):

22. 23. Строительство правого пала верхнего бьефа, октябрь 2016 года:

24. 25. Пал служит направляющей при подходе судов к шлюзу, а также используется для швартовки судов, ожидающих шлюзования:

28. Строительство плотины в Белоомуте в 1912 году:

29. И в 2016 году — как видим, металл полностью вытеснил дерево:

30. В ноябре на стройку были доставлены металлоконструкции, изготовленные Ярославским ССЗ:

31. Транспортировка частей затвора к месту монтажа, январь 2017 года:

32. Идёт сооружение анкерного ростверка правого пала верхнего бьефа, февраль 2017 года:

31. Строительные работы на объекте идут круглосуточно в любую погоду.

Строительство нового судоходного шлюза в рамках реконструкции гидроузла «Белоомут» на Оке практически завершено. Его уже наполнили водой, а первое опытное шлюзование запланировано на ноябрь этого года. Ожидается, что уже в навигацию следующего года грузовые и пассажирские суда, курсирующие между Москвой и Рязанью, будут пользоваться новым шлюзом одного из старейших в московском регионе гидроузлов.

До начала реконструкции на гидроузле «Белоомут» было старое деревянное сооружение. Теперь его сменил новый шлюз.

Это железобетонная однокамерная конструкция: длина камеры шлюза составляет 276 метров, ширина - 18 метров, а глубина - 6,8 метра. В свою очередь, два сегментных затвора имеют диаметр 11 метров и весят 155 тонн каждый

В октябре 2015 года началась подготовка к реконструкции «Белоомута», а новый шлюз начал создаваться в феврале 2016 года. Строительство было масштабным: днище между лицевыми стенками шпунтовых рядов выполнено из сотни распорных железобетонных балок толщиной метр на метр. Во избежание повреждения камеры находящимися в шлюзе судами, ее стенки защитили спецпокрытием из высокомолекулярного полиэтилена.

Кроме того, в новом шлюзе появилась электронная система управления. Шлюзы старого образца работают на электромеханическом приводе, разработанном в середине 1960-х годов, и редукторе с лебедкой. Чтобы открыть ворота шлюза, лебедку приходится вращать.

Сегментными затворами нового шлюза можно управлять с центрального диспетчерского пульта управления либо с местного пульта, так как новая система полностью автоматизирована.

В конце прошлой недели прошли первые испытания нового шлюза. Камеру затопили и протестировали уплотнительные элементы. Створы шлюза открываются и перекрываются сегментными затворами, позволяя опустошать или наполнять камеру, уплотнительные элементы при этом обеспечивают герметичность соединений и предотвращают поступление воды.

Завершив в ноябре навигацию, мы продолжим строительство оставшихся сооружений нового шлюза - левых пал верхнего и нижнего бьефов, а также системы автоматического управления. С весны 2018 года суда по Оке в Белоомуте будут проходить через современный шлюз

Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы».

Гидроузел «Белоомут» в Луховицком районе - один из старейших в Московской области. «Белоомут» и рязанский гидроузел «Кузьминск» образуют важную судоходную часть Канала имени Москвы. «Белоомут» требует реконструкции, чтобы поднять уровень воды на 76 сантиметров. Это повысит судоходные глубины, увеличив, таким образом, провозную способность. В настоящий момент первый этап реконструкции завершается. Построен судоходный шлюз, а конце августа этого года была сдана первая очередь плотины.

Герман Елянюшкин отмечает, что аналога инфраструктуры Канала имени Москвы в мире не существует.

По поручению и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта «Канал имени Москвы» занимается модернизацией своей инфраструктуры, аналога которой в мире нет. В 2015 году мы выполнили реконструкцию гидроузла «Кузьминск», сегодня работаем в «Белоомуте». Работы ведутся в соответствии с графиком. Гидроузел будет построен в срок - к 2019 году

Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы».

Как подчеркнул руководитель Канала имени Москвы, планируется поэтапное обновление всех основных гидротехнических сооружений Канала имени Москвы.

Ранее сообщалось, что в акватории Москвы-реки будет проведен , позволяющей исследовать дно водоемов с воздуха. Специальное оборудование, не имеющее аналогов в мире, ускорит процесс определения глубин и сделает работы намного дешевле.

11.09.2017 Речной транспорт

«Канал имени Москвы» завершил первый этап строительства плотины на реке Оке в Белоомуте. Это сооружение наряду с недавно запущенной в эксплуатацию плотиной в Кузьминске, станет новым словом в отечественной гидротехнике. Уникальная затапливаемая конструкция герметична, как подводная лодка. Она не боится паводков, полностью автоматизирована и оборудована электроникой, что позволяет исключить тяжелый ручной труд и следить за состоянием гидроузла с диспетчерского пульта.

Первая очередь плотины в Белоомуте была построена за год и четыре месяца. Возведены 60 м ее глухой части, железобетонное дно площадью 1 тыс. кв. м и два водосброса, через которые вскоре будет проходить река Ока, отмечает руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин. Уже наполнен водой котлован стройплощадки плотины. Этот резервуар (14 тыс. куб. м) сравним по объему с пятью бассейнами столичного спорткомплекса «Олимпийский».


Плотина состоит из глухой и водосбросной частей. А они имеют две и четыре секции соответственно. Первая очередь строительства предполагала возведение глухой части длиной 60 м и двух водосбросных пролетов (56,4 м). Каждый водосброс (по 28,2 м) имеет сегментный затвор (крепится между бетонными устоями и пропускает реку), а также водобойный колодец (гасит поток воды и не допускает размыва дна акватории). В основании плотины лежит железобетонный фундамент, защищающий дно от размыва. Он состоит из флютбета (располагается под сегментными затворами водосброса), рисбермы (на нижнем уровне между новой плотиной, водобойным колодцем и флютбетом старой плотины), понура (на верхнем уровне между флютбетом и каменной наброской), а также каменной наброски из гранитного щебня.

«Мы приняли во временную эксплуатацию понур, одну глухую часть и два водосбросных пролета плотины. Сейчас идет пусконаладка гидромеханического оборудования, которое будет маневрировать сегментными затворами. В ближайшее время начнем пропускать Оку через две новые секции водосброса. После чего приступим к возведению второй очереди плотины. Это 108 м глухой и 56,4 м водосбросной части гидротехнического сооружения. Выйти на его эксплуатацию в проектном режиме планируется в октябре 2018 года», – говорит Герман Елянюшкин.

Недавно построенная в Кузьминске и возводимая в Белоомуте плотины не имеют аналогов в России. Эти затапливаемые и полностью автоматизированные гидротехнические сооружения – отечественное «ноу-хау». Они могут уходить под воду без угрозы для механизмов и их дальнейшей бесперебойной эксплуатации. «Это подводная лодка и компьютер в монолите, который стоит на страже мирного судоходства, – говорит Герман Елянюшкин. – Герметичная бетонная конструкция оборудована приводами и электроникой, что позволяет управлять сложным механизмами и следить за состоянием гидроузла в автономном режиме с диспетчерского пульта».


Расположенный в Луховицком районе Подмосковья гидроузел «Белоомут» – один из старейших гидротехнических комплексов столичного региона. Вместе с рязанским гидроузлом «Кузьминск» они образуют важную судоходную часть Канала имени Москвы. В настоящее время «Белоомут» находится в предаварийном состоянии. Его реконструкция позволит поднять уровень воды на 76 см, что, в свою очередь, повысит судоходные глубины и увеличит провозную способность флота. В Белоомуте завершается также возведение нового шлюза: в 2018 году он примет первые суда.

«По поручению и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта «Канал имени Москвы» занимается модернизацией своей инфраструктуры, аналога которой в мире нет. В 2015 году мы выполнили реконструкцию гидроузла «Кузьминск», сегодня работаем в «Белоомуте». Работы ведутся в соответствии с графиком. Гидроузел будет построен в срок – к 2019 году. На повестке стоит поэтапное обновление всех основных гидротехнических сооружений Канала», – резюмирует Герман Елянюшкин.

Справка:

Гидроузел «Белоомут» был построен на реке Оке одновременно с гидроузлом «Кузьминск» в 1911-1915 годы по проекту инженера Нестора Пузыревского. Состоит из судоходной плотины с фермами Поаре и камеры шлюза размером 16,2 х 266 м.

Контракт на строительство нового гидроузла «Белоомут» стоимостью 5,54 млрд руб. был заключен в октябре 2015 года в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы 2010-2020». Генеральная подрядная организация – ФГУП «Атэкс». Заказчиком проекта является Федеральное агентство морского и речного транспорта, застройщиком – ФГБУ «Канал имени Москвы», генпроектировщиком – АО «Акватик».

В состав гидроузла войдут современный судоходный шлюз с причально-направляющими сооружениями и камерой 18 х 276 м, капитальная несудоходная плотина (состоит из глухой части и четырех водосбросных пролетов шириной по 18 м каждый), автоматизированная система управления, водозаборный узел, а также административно-бытовое и производственные здания.

ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Российской Федерации Центрального региона России. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей.


Теги: