Методы регулирования цен естественных монополий. Полномочия органов регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Особенности естественных монополий в России

В экономике современных государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразны по причине ее экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых - обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение на конкурентные рынки и в принципе неконкурентные, т.е. такие, где сохранение монополии экономически оправдано. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, - это так называемые естественные и государственные монополии.

Естественная монополия - такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цепы на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д. Согласно Федеральному закону от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», к ним отнесены:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
  • ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Естественная монополия, как и всякая монополия, несет в себе возможность злоупотребления монопольной властью со стороны ее субъектов. Эти злоупотребления возможны при назначении цен и тарифов на товары и услуги отраслей - естественных монополистов при определении объемов производства, распределении продукции между отдельными потребителями и др. Для недопущения злоупотреблений государство должно регулировать деятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режим такого регулирования.

В России применяются следующие методы регулирования естественных монополий:

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
  • установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребности в товаре, производимом субъектом естественной монополии.

Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Наряду с естественными монополиями из сферы рыночной конкуренции могут быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не только в силу ее экономической неэффективности, но и по причине особой роли этих отраслей в формировании обших условий экономического и социального развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой социальной значимости производимых товаров и услуг.

В качестве субъектов государственной монополии в России выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности.

Виды государственной монополии:

  • денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным банком страны;
  • некоторые виды внешнеэкономической деятельности (экспорт и импорт отдельных товаров);
  • часто производство и сбыт алкогольной продукции и др.

Режим государственной монополии имеет исключительный характер, его виды и границы определяются специальными законами.

Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд существенных особенностей.

Во-первых, она формируется в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Неразвитость многих рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливают нагрузку на систему государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо создавать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не создает систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно успешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая ее.

Во-вторых, в России монополистическая деятельность включает не только деятельность хозяйствующих субъектов, но и деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому антимонопольное регулирование в России распространяется и на деятельность всех этих субъектов.

Результативность государственного управления во многом определяется компетентностью государственных чиновников, их способностью предвидеть близкие и отдаленные результаты предпринимаемых действий, а также желательность или нежелательность наступающих последствий. Если государство будет «нажимать на печатный станок» для финансирования социальных расходов, то результатом будет инфляция, которая обесценит денежные доходы населения. Способность правильно понять складывающуюся экономическую ситуацию, выбрать наиболее адекватные меры государственного влияния на экономические процессы, просчитать последствия принимаемых решений, максимизировать выгоды и минимизировать возможные издержки напрямую зависит оттого, насколько правильно и полно при проведении государственной экономической политики используются достижения позитивной и нормативной экономической теории.

Для регулирования естественных монополий могут быть использованы различные инструменты, которые можно условно разбить на три группы.

  • 1. Непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов. Фиксация цен и тарифов на услуги естественных монополистов на практике может основываться на множестве соображений, таких как, например, забота об отдельных категориях потребителей и связанное с ней перекрестное субсидирование, значимость услуги для потребляющих ее отраслей и т. п. Именно такого рода регулирование преобладает в настоящее время.
  • 2. Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности.
  • 3. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии. Как правило, речь идет о конкурсной продаже лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере. Наиболее яркий пример - передача отдельных железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и некоторых других развивающихся странах с целью повышения эффективности их функционирования.

Рассмотрим Рис. 2.1.Естественная монополия, используя свою рыночную власть, может самостоятельно установить выгодное для себя предложение по определённой цене и получать монопольную прибыль, что и является одной из причин регулирования её деятельности.

Рис. 2.1

Однако оптимальный для общества выпуск Q 1 не обеспечивает эффективности производства, так как уровень средних долгосрочных издержек фирмы превышает установленную цену, что приведет к образованию убытков в краткосрочном периоде (в размере площади PP 1 CE 1) и уходу фирмы из отрасли в долгосрочном периоде. Для того чтобы фирма оставалась в отрасли, общество должно либо компенсировать убытки путем субсидирования производства, либо установить «справедливую цену» Р, соответствующую средним долгосрочным издержкам производства LAC. В этом случае монополия, получая нормальную прибыль, будет оставаться в отрасли, а общество, лишая фирму монопольной прибыли, хотя и не добивается максимально возможного объема выпуска, обеспечит его увеличение до Q при более низкой, чем при совершенной конкуренции цене Р.

В реальной хозяйственной практике применение регулирования цен на продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может провоцировать рост Х-неэффективности, так как субсидируемые фирмы, зная, что их расходы будут компенсированы, утрачивают стимулы для снижения издержек. При установлении «справедливых цен», осуществляемого чаще всего по принципу «издержки плюс», фирмы прямо заинтересованы в увеличении издержек, так как это приводит к увеличению совокупной прибыли. Если же в качестве базы установления «справедливой цены» будут взяты ее капитальные активы, то фирма будет стремиться к необоснованному замещению труда капиталом, что приведет к той же Х-неэффективности, только в виде неэффективного распределения ресурсов внутри фирмы. Не следует упускать из виду и тот момент, что установление «потолков цен» чревато возникновением дефицита продукции.

Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом случае проблема состоит в том, что введение налога приведет к росту издержек и монополист сократит выпуск и повысит цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно важно учитывать степень эластичности спроса. Если его эластичность высока, то рост цены окажется меньше размера налога, что приведет к перераспределению части монопольной прибыли в пользу потребителей. Соответственно, при спросе, имеющем низкую эластичность, введение налога на продукцию приведет лишь к дополнительным потерям совокупного благосостояния.

Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль (рис. 2.2), оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли превышающей по своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод налогообложения монопольной прибыли не тождественен налогу с продаж (повышает МС и АС), при котором налоговое бремя распределяется между производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельного уровня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении «потолка цен» .

Рис. 2.2

В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом, при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.

Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.

Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

Задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях можно свести к следующим:

обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);

определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

стимулирования предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.;

использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики;

управление развитием экономики в регионах.

Прежде чем говорить о развитии механизмов государственного регулирования, необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности осуществляемых в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений.

Например, производство, как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией. Такие отрасли связи, как междугородная и международная телефонная связь также не должны рассматриваться как естественные монополии, но пока во многих случаях местные телефонные сети при их нынешнем технологическом уровне в Республике Беларусь должны быть причислены к естественным монополиям и подвергаться регулированию. На железнодорожном транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. Теоретически можно рассматривать варианты возникновения внутренней конкуренции между отдельными предприятиями железнодорожного транспорта.

В идеале объективно обусловленные структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка, приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Однако правильно проведенное реструктурирование не только не ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности.

Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности.

Итак, в отраслях естественных монополий необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению описанных выше проблем:

регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшим решением может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактной системы.

регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью и доступностью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции;

потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. При этом следует отметить нецелесообразность и практическую неосуществимость реструктуризации существующих монопольных структур на данном этапе развития социально-экономических отношений в Республике Беларусь. Однако уже в настоящее время должны быть созданы условия для возникновения и развития независимых частных и государственных компаний, которые конкурировали бы с предприятиями-монополистами;

должен быть реконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями, работающими системе естественных монополий. В настоящее время правительство Республики Беларусь владеет контрольными пакетами акций, но зачастую его роль как собственника является номинальной, и администрация осуществляет управление предприятиями без учетов интересов собственника. В рыночных экономиках держатели акций или их представители, совет директоров оказывают решающее влияние на выработку стратегии развития предприятия.

Эффективное корпоративно-акционерное управление предполагает, что собственники предприятий обладают большой заинтересованностью в ориентации управления компании на максимизацию доходности и величины акционерного капитала при существующих условиях регулирования. Конечно, приватизация оказывает определенное влияние на корпоративно-акционерное управление. Однако как после полной приватизации, так и до ее проведения корпоративно акционерное управление может стать более эффективным лишь при условии привлечения стратегических инвесторов посредством продажи или передачи больших пакетов акций тем лицам или организациям, которые будут заинтересованы в жестком контроле над работой менеджеров.

Практика показывает, что механический перенос хозяйственных форм, в том числе и регулирования, из одной социально-экономической среды в другую часто не дает желаемого результата. Это и понятно, ведь они возникают в различных и неповторимых условиях. Залогом успешного заимствования чужого опыта является его критическое переосмысление выражающееся, в частности, в адаптации к специфическим условиям новой среды и задачам экономической политики.

В развитых странах с рыночной экономикой правовые системы регулирования естественных монополий совершенствовались в течение многих лет, поэтому они, конечно, ушли далеко вперед по сравнению с законодательством Республики Беларусь. Можно выделить две основные формы государственного регулирования естественных монополий при сохранении в них преобладания частного капитала:

организация конкурсов за вход на монопольный рынок,

ценовое регулирование деятельности непосредственно на рынке.

Конкуренция на монопольном рынке организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны или на локальном рынке. Конкурс на вход в отрасль естественной монополии был впервые теоретически проанализирован английским экономистом Э. Чедвиком.

Кроме того, эффективную конкуренцию за вход на рынок можно организовать не на всяком монопольном рынке. В частности ее ограничивают высокий размер и невозвратный характер издержек по участию в конкурсе, которые поэтому полностью или частично следует компенсировать государству.

Конкурентная борьба за рынок отраслей естественных монополий существует в 37 странах. Во Франции эта практика насчитывает более чем столетнюю историю. Еще в 1882 г. был заключен контракт с братьями Перрье, которые обязались поставлять воду в Париж в течение 15 лет. Сейчас около 70% населения снабжается водой частным фирмами.

Победитель конкурса получает возможность осуществлять деятельность на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы (сеть и т.п.) либо принадлежат государству (центральным или местным органам власти), либо создаются за его счет, а содержатся и управляются частной компанией. При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сети из собственных или заемных средств. Контракты заключаются на различные сроки, которые, как правило, тем продолжительнее, чем больше средств компания вкладывает в производство. Обычно срок действия концессии достаточен для полной окупаемости вложений, после чего система может быть выкуплена государством (муниципалитетом). Концессии типичны для организации водоснабжения, железнодорожных перевозок, телефонной связи.

Повторные конкурсы обычно не ведут к замене арендаторов. Так, во Франции контракты на водоснабжение постоянно возобновляются с одними и теми же операторами.

В США доминировавшей до недавнего времени практикой регулирования естественной монополии было ограничение нормы прибыли, осуществляемое на основе надбавки на издержки. Компаниям разрешалось получать чистый посленалоговый доход в известных пределах.

При такой системе все аспекты деятельности компаний - тарифы, инвестиции, прибыльность - подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных органов (в США - соответствующей Федеральной комиссии, органов штатов и муниципалитетов). Кроме того, здесь повсеместно проводятся публичные слушанья Советов по коммунальным предприятиям - СКП.

Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать нечестной и несправедливой дискриминации. Отсюда тариф должен устанавливаться по каждому виду продажи или характеру услуги, что обычно требует разбивки по ним еще издержек на основе какого-либо принципа, например, объемов производства и продаж, величине прямых издержек, получаемых прибылей.

Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратится с требованием о его пересмотре, что обычно происходит, в случае если норма прибыли становится недостаточной. Причем предприятия должны получать разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение.

Процедура определения тарифа состоит из трех этапов: выявления текущих издержек, определения инвестиций и задания нормы прибыли на инвестиции.

Определение текущих издержек не ограничивается чисто технической операцией. Большинство комиссий штатов разработало единую систему счетоводства, обязательную для всех компаний. Комиссии следят за тем, чтобы у компаний не было излишних издержек вследствие покупок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или отказа от поиска поставщиков более дешевых товаров и услуг.

Министерство сельского хозяйства

ФГБОУ ВПО Новосибирский Государственный Аграрный Университет

Факультет Государственное и Муниципальное Управление

Кафедра Экономической теории и мировой экономики

Направление: Государственное и муниципальное управление

Курсовая работа

по экономической теории

"Методы государственного регулирования естественных монополий"

Выполнила: студент 8202 группы

Тиссен Илья

Проверила: Шаравина Е.В.

Введение

1. Сущность естественной монополии

1.1 Понятие и виды естественной монополии

1.2 Необходимость регулирования естественной монополии

2. Государственное регулирование естественной монополии

2.1 Неценовые методы регулирования

2.2 Ценовые методы регулирования

3. Естественные монополии в Российской Федерации

3.1 Особенности естественных монополий в России

3.2 Реформирование естественных монополий в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Существует очень большое число разных рыночных состояний, что разрешает разговаривать о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую основополагающую в виде предпосылки данного несовершенства.

Страна, гарантируя поддержку конкурентной борьбе (ст.8 Конституции), обеспечивает эту гарантию установлением запрета исполнять экономическую деятельность, нацеленную на монополизацию и бесчестную конкурентную борьбу. Таковой запрет согласуется с положением ч.3 ст.17 Конституции про то, что воплощение прав и свобод человека и гражданина не может нарушать права и свободы иных лиц. Определение публично-правовых начал в регулировании, а именно, вопросов конкурентной борьбе, считается требуемым условием создания цивилизованного рынка.

В экономике Российской Федерации на ряде рынках товаров и услуг, связанных, к примеру, с транспортировкой газа по трубопроводам, ж\д перевозками, услугами автотранспортных терминалов, портов, аэропортов, сложилось положение, при котором удовлетворение спроса на данных рынках успешнее в неимение конкурентной борьбы вследствие тех отличительных черт производства. Товары ведь, производимые субъектами этой деятельности, не в состоянии быть заменены в пользовании иными, благодаря чему спрос на них в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров. Поэтому регулирование естественной монополии является актуальным на сегодняшний день. Цель исследования изучить методы государственного регулирования естественных монополий. В соответствие с целью были поставлены задачи:

Рассмотреть сущность естественной монополии

Рассмотреть государственное регулирование естественной монополии

Рассмотреть особенности государственного регулирования естественных монополий в РФ

Объектом исследования является система государственного регулирования деятельности естественной монополии в России

Предметом исследования это экономические отношения, возникающие между предприятиями и организациями в условиях естественной монополии.

1. Сущность естественной монополии

1.1 Понятие и виды естественной монополии

Естественная монополия это такая ситуация на рынке, когда одно предприятие является единственным производителем продукта, у которых нет близких заменителей. Такого типа монополию называют естественной потому, что в это случае входные барьеры зиждятся на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, оно привело бы к росту затрат.

Рассмотрим городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов, могут быть подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Другими примерами естественных монополий являются электрические сети, проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация.

Ситуация естественной монополии представлена на рис. 1. Здесь LAC и LMC это кривые средних и предельных затрат длительного периода, D - кривая спроса, MR - соответствующая ей кривая предельной выручки. Оптимальный выпуск и цена (Q 1, P 1) определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом случае сумму, равную площадь CP 1 AB.

Ситуация естественной монополии

Субъектом естественной монополии согласно Федеральному закону от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О Естественных монополиях" это хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (п.3 ст.3 Закона о монополиях).

У естественной монополии есть характерные черты. Первой и основной чертой является единственный продавец. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; монополист-это отрасль, состоящая из одной фирмы. Следовательно, такая фирма и отрасль - синонимы.

Следующая важнейшая черта это отсутствие заменителей данного продукта. Продукт естественной монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. К таким монополиям относятся газовые и электрические фирмы и компании, предприятия водоснабжения и связи.

Также характерной чертой значительный контроль над ценой, который осуществляется монополистом. Причина очевидна: монополист выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения.

Ещё важной чертой является вхождение в отрасль заблокировано. Барьеры для вступления в отрасль, которые очень значительны в краткосрочном периоде оказываются преодолимыми в долговременном периоде.

И последней не менее важной чертой является невысокая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию либо услуги, производимые субъектами естественной монополии, в наименьшей степени находится в зависимости от изменения стоимости, чем спрос на иные виды продукции (услуг), так как их не возможно заменить иными товарами. Эта продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или же иных отраслей промышленности. К этим товарам относится, к примеру, электроэнергия. Если предложим, увеличение цен на машины заставит почти всех покупателей категорически отказаться от приобретения личной машины, и они станут пользоваться социальным автотранспортом, то в том числе и значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее употребления, так как заменить ее эквивалентным энергоносителем трудно.

Для естественной монополии характерны также высокие первоначальные капитальные вложения, высокие фиксированные издержки. Далеко не каждый предприниматель в состоянии осуществить такие инвестиции и подобные фиксированные платежи. Важно заметить, что одновременно следует отметить, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки.

Естественные монополии могут быть 2-ух видов:

Природные монополии появление этих монополий происходит вследствие барьеров для конкурентной борьбы, установленных самой природой. К примеру, монополистом готов стать фирма, геологи которой нашли месторождение неповторимых полезных ископаемых. Если же она при всем этом покупает земельный участок, где находится месторождение, никто другой уже не сумеет им пользоваться. Закон защищает права собственности, в том числе и когда они ведут к созданию монополии. Впрочем, регулирующее вмешательство государства, в том числе и при данных критериях не исключено.

Технико-экономические монополии. Это относительное название для монополий, происхождение которых обусловлено либо техническими, либо финансовыми причинами, связанными с проявлениями эффекта масштаба. К примеру, маловероятно создание в мегаполисе 2-ух сетей водоснабжения, подвода газа и электроэнергии в дома. Другими словами технически это реально выполнить, но нерационально с технической и финансовой точек зрения.

Также естественные монополии по территориальному пространству: федеральные, региональные, локальные или муниципальные.

Особое внимание стоит обратить на локальные естественные монополии, поскольку они чаще всего встречаемый вид естественной монополии. Она представляет из себя такое состояние локального товарного рынка, при котором удовлетворение спроса осуществляется успешнее одним производителем. Справедливо ограничение конкурентоспособной среды обусловлено научно-техническими отличительными чертами производства либо социально-экономическими критериями административного района, схожего с географическими границами этого локального товарного рынка.

1.2 Необходимость регулирования естественной монополии

Необходимость регулирования ситуации естественной монополии имеет длительную историю. Концепция естественной монополии была заложена Джоном Стюартом Миллем (1848), который акцентировал проблему неоправданного (ведущего к растрате ресурсов) дублирование сетей передач, которое может произойти в общественных секторах. Леон Вальрас развил связь между естественной и регулированием в приложении к строительству и функционированию железных дорог. Предпосылка о том, что регулирование служит цели сохранения эффективного функционирования крупномасштабного производства путём контроля над рынком, была частью так называемой концепции "прогрессивного общественного интереса", которая в полной мере применялась к регулированию общественных секторов XX века.

Традиционное регулирование естественных монополий имеет столетнюю историю. Оно зародилось на рубеже XIX и XX веков, существенно расширилось в 1930-х гг. и до 1960-х гг. применялось достаточно успешно.

Преимущественно в этот период предполагалась, что цель регулирования - обеспечить социально желаемые результаты во всех тех случаях, когда для их достижения нельзя полагаться на конкуренцию. Регулирование путём прямого вмешательства в экономические процессы замещает собой "невидимую руку", действует так называемая "видимая рука".

В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, вследствие этого почти, что не производилось специальное выделение секторов экономики, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил потребность внедрения определенных методов регулирования естественных монополий. Данная необходимость вызвана рядом причин.

В государствах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий подразумевает, что использование государственного регулирования считается оправданным тогда, когда конкретный товар (услуга) изготавливаются единственным экономическим субъектом если соблюдать условие, что конкурентная борьба между подобными предприятиями невозможна по технологическим и либо экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта будет сопровождаемым снижением удельных издержек

Несмотря на наличие технической эффективности сосредоточения производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет много фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или же вздувания прибыли, что сводит на нет общественный эффект от экономии на масштабе вследствие диктата необоснованно больших цен. При всем при этом аналогичные злоупотребления зачастую очень сложно распознать извне в следствие того, что настоящее положение дел монополиста считается, обычно, тщательно укрываемой информацией.

Из-за того, что естественные монополии, обычно, создают продукцию, нужную для обычного функционирования большинства предприятий и основополагающую существенную часть употребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в рамках экономики страны. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и прочих экономических структур, владеющих влиянием на рынке не стесненных в собственной деятельности регулирующим воздействием государства.

Потребность регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не столько отрицательными последствиями монопольного поведения. Присутствует и обратная точка зрения: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий имеет возможность служить сильным инструментом экономической политики страны, позволяющим регулировать хозяйственную активность всевозможных секторов экономики и выравнивать ее сезонные колебания. Иначе говоря, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен считается действенным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

природная естественная монополия российская

2. Государственное регулирование естественной монополии

2.1 Неценовые методы регулирования

На протяжении многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования деятельности естественных монополий, построенные в основном на принципах прямого контролирования с применением устройств ценового и неценового регулирования.

Рассмотрим неценовые методы регулирования. Один из этих методов это инициирование органами власти конкуренции за рынок там, где конкуренция внутри рынка невозможна или обременительна из-за наличия существенной экономии от масштаба. Регулирующие органы проводит аукцион и предоставляет на определенное время право обслуживать (англ. franchise) рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Такой тип конкуренции за рынок иногда называют конкуренцией по Демзетцу, имея в виду американского экономиста, впервые описавший её. В этом случае объём выпуска, вероятно, составит Q 1 при цене P 1 (рис.1), однако часть получаемой прибыли монополистом будет перечислено в бюджет как плата за право обслуживать рынок. При прочих равных условиях чем большим будет число конкурирующих за это право предприятий, тем больше часть прибыли может быть изъята в бюджет. Недостаток такого способа регулирования естественной монополии - "слишком малый" объём продукции.

Примером конкуренции за рынок может, например, стать создание в Санкт-Петербурге альтернативных служб, занимающихся эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда. Первый конкурс за право осуществлять такие услуги, в котором приняли участие 24 фирмы, был проведён в 1996 г. Возникающая угроза замещения будет стимулировать работу муниципальных служб.

Следующий метод это выделение естественно-монопольного сектора в отдельную фирму. Сущность метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в раздельно функционирующую фирму собственным управлением и собственником. В соответствии с этим, у вновь возникшей фирмы возникает самостоятельное финансирование от источников заработка (оказание услуг по перевозке электроэнергии и теплоносителей), также затраты на ремонт и переоснащение ключевых производственных фондов. Иная же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на федеральный рынок и соперничает с иными производителями.

Этот метод регулирования носит в большей степени характер структурных реформ, но не регулирования, хотя в отечественных условиях данная мера становится полноценным неценовым способом регулирования. Подтверждением данного считается создание свежей структуры хозяйственных отношений монополии (в общем, появление из одной фирмы нескольких наиболее маленьких, в частности выделение естественно-монопольного и конкурентоспособного сектора), собственно по степени воздействия присуще исключительно неценовым методам регулирования.

Так, в РФ с 1 апреля 2010 года начал работу новый перевозчик - ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) в виде филиала ОАО "РЖД", отвечающий за сферу пассажирских перевозок. При всем при этом в нем выделены 2 сектора работы - конкурентоспособный и общественный (регулируемый), которые различаются принципами ведения бизнеса.

В общем же этот способ можно считать многообещающим для применения в финансовой практике, хотя в отечественных условиях следует принимать во внимание вероятные отрицательные последствия из-за образовавшейся технической структуры производства, например - в секторе энергоснабжения.

Также есть ещё один неценовой метод это контроль качества товара естественной монополии. Этот вид неценовых методов регулирования естественных монополий основывается на традиционной предпосылке, что все товары и услуги обязаны иметь определенный стандарт качества в производстве и окончательном выпуске. К примеру, выпуск труб для газотранспортной системы обязан отвечать стандартам прочности (действие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и так далее), а несоответствие этим требованиям сможет повлечь отказ потребителей от покупки продукта и утраты покупателя.

Этот метод регулирования считается довольно трудозатратным с технической точки зрения и требует вложения денежных средств со стороны потребителей, государства либо со стороны монополии (например, установка оборудования). Очевидно, решать вопрос о том, кто обязан понести издержки, связанные с установкой оборудования, могут исключительно органы власти, но не сам монополист либо окончательный покупатель. При всем этом при решении этого вопроса нужно будет исходить из сложившихся российских реалий и в частности, учитывать невысокий жизненный уровень большинства населения РФ.

Принято выделять ещё один неценовой метод это обязательное обслуживание определенных групп потребителей.

Содержание метода довольно точное: фирма - естественный монополист обязана оказывать услуги неким группам покупателей в отсутствии учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В конкретную категорию потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, помещения силовых ведомств и т.п.), а еще социально важные объекты жизнедеятельности.

Эффективность при применении этого метода не подвергается сомнению, потому что идет речь о государственной сохранности и о его выполнении в всех вероятных случаях, не взирая на односторонность применения. Выгоду в краткосрочном периоде получает исключительно покупатель, соответственно в долгосрочном периоде - все общество.

Внедрение этого неценового способа регулирования отображает во многом черты переходного состояния экономики, какой в этот момент является экономика России. Очевидно, в государствах с развитой рыночной экономикой, отлаженной системой защищенности отсутствуют проблемы. Длительность применения данного метода регулирования в условиях российской экономики определена следующими условиями: окончание переходного характера российской экономики, усиление ее рыночного характера; улучшение экономического положения бюджетной сферы и благосостояния населения.

2.2 Ценовые методы регулирования

Ценовой метод регулирования естественных монополий - это установление цен или предельных тарифов на продукцию компаний.

Один из ценовых методов регулирования естественной монополии это ценообразование по Рамсею. Дабы не допустить потерь и приблизится к конкурентоспособному эффекту, значение цены, которую назначает правительство на продукт естественного монополиста, ориентируется средними издержками производства.

Эта цена носит название "цена Рамсея" по имени экономиста, предложившего подобный метод ценообразования. Математически можно представить так:

(P i -MC i) /P i = k/e i ,

где P i - цена товара i;

MC i - предельные затраты производства товара i;

e i - эластичность спроса на товар i по его цене;

k - константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности).

Это же правило можно сформулировать иначе, если нам известны оптимальные объёмы выпуска всех продуктов естественной монополии, т. e. объёмы, удовлетворяющие спрос, задаваемые ценами, равными предельным затратам. Эти объёмы служат точкой отсчёта. Правило формулируется так: сокращайте объёмы выпуска всех продуктов в одинаковой пропорции до тех пор, пока общая выручка не сравняется с общими затратами.

Правило Рамсея можно рассматривать как теоритическое основание для установление цен в соответствии с ценностью услуги. За рубежом давно известно практика установления грузовых железнодорожных тарифов в соответствие с этим принципом ценообразования. В России почти, что в соответствие с этим принципом в августе 1995 г. была введена дифференциация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по трём классам грузов.

Следующий метод ценового регулирования естественной монополии это ценообразование при пиковом спросе. Этот метод используется тогда когда некоторые виды продукции, должны потребляться сразу в процессе производства их невозможно хранить и, следовательно, запасать. Вместе с тем спрос на эту продукцию, как правило, существенно колеблется во времени.

Вследствие того, что продукцию невозможно запасать, а спрос на неё колеблется во времени, производственных мощности естественной монополии загружаются неравномерно. Готовность предприятий удовлетворять спрос в периоды его пикового подъёма обеспечиваются ценою содержания производственных мощностей, которые не используются в другое время.

Применения такого ценообразования, при котором относительно более высокие цены на продукцию в периоды пикового спроса (англ. peak-load pricing) чередуются с низкими ценами в прочие периоды, позволяет уменьшить привлекательность потребления во внепиковые, что значительно улучшает использование производственных мощностей во времени.

Возьмём для примера электроэнергетику. Ценообразование при пиковом спросе на электроэнергию в России означало бы, что тарифы на электроэнергию должны быть выше зимой, чем летом, и выше в дневное и вечерние время, чем ночью. Так и обстоит дело во многих странах мира. У нас же тарифы на электроэнергию всё ещё разнятся по сезонам года в обратной зависимости от загрузки мощностей: зимой они ниже, чем летом, и не различаются, как правило, по времени суток. Отечественная практика ценообразования по настоящее время основывается на бухгалтерских, а не на экономических представлениях о затратах.

Ясно, что такое ценообразование стимулирует потребителей к неравномерному потреблению электроэнергии, что вызывает значительные перепады в загрузке производственных мощностей и удорожание электроэнергии.

Ещё одним методом ценового регулирования естественной монополии является установление цен на уровне предельных издержек производства. Такие цены будут низкими в силу особенностей предельных издержек естественной монополии. Низкие цены будут стимулировать производителей, потребляющих электроэнергию, газ, связь, воду и пр. Будет одновременно расти и благосостояние индивидуальных потребителей этой продукции. Более того, цены на уровне предельных издержек означают аллокативную эффективность, что способствует нормальному функционированию экономики в целом и наилучшим образом отвечает потребностям общества.

Не менее важным методом регулирования является контроль над уровнем доходности. Установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту объема продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния.

Считается, что регулирование нормы доходности оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения регулируемой фирмы. Максимизируя прибыль в условиях ограниченной регулируемой государством доходности на капитал фирма стремится заместить капитальными ресурсами другие используемые факторы производства. Наблюдается так называемое избыточное инвестирование. Использование более капиталоемких методов производства по сравнению с теми, которые преобладали бы в отсутствие регулирования, в свою очередь, приводит к повышению средних издержек по сравнению с минимально возможным уровнем. В этом состоит эффект Аверча-Джонсона.

Регулирование нормы доходности приводит к росту общественного благосостояния благодаря росту объема продаж и снижению цены на товар естественной монополии.

Тем не менее, государственное ценообразование на уровне социально справедливой цены привело бы к еще большему росту благосостояния по сравнению с регулированием нормы доходности.

Помимо повышения общественного благосостояния, регулирование доходности естественной монополии приводит к изменению пропорций использования ресурсов: фирма делает выбор в пользу более капиталоемкого метода производства. Фирмы выбирают технологию, не обеспечивающую эффективное размещение ресурсов. Условие равенства предельной нормы технологического замещения труда капиталом относительной цене труда не выполняется.

Интуитивно эффект Аверча-Джонсона объясняется тем, что ограничение нормы доходности повышает заинтересованность фирм в наращивании выпуска преимущественно за счет использования капитальных ресурсов, что позволяет в соответствующих условиях увеличивать общую сумму прибыли существенно быстрее по сравнению с ростом доходности используемого капитала.

Действие эффекта Аверча-Джонсона тем сильнее, чем выше эластичность замещения труда капиталом для данной производственной функции и чем ниже ценовая эластичность спроса на товар фирмы. Высокая эластичность замещения облегчает изменение технологии производства, низкая ценовая эластичность спроса дает возможность перекладывать растущие издержки на единицу продукции на покупателей товара.

Таким образом, негативные последствия монопольной власти заставляют государство предпринимать меры регулирования фирмы, даже если это и отрасль естественной монополии.

3. Естественные монополии в Российской Федерации

3.1 Особенности естественных монополий в России

Естественные монополии в Российской Федерации считаются основным, базисным составляющим для всей экономики страны. С одной стороны, это разъясняется географической удаленностью субъектов производства и пользования внутри хозяйственного комплекса. Если взглянуть под другим углом, в структуре промышленного производства РФ доминирует продукция невысоких степеней переработки, в затратах на создание которой доминируют расходы на услуги естественных монополий.

Особенность российских естественных монополий состоит в том, что они имеют огромные размеры и жизненно важны для функционирования всей экономики России. Сегодня в РФ сложились 3 основных естественных монополии: "Газпром", "РАО ЕС", "РЖД". И их механическое разделение их на части с целью создания в этих отраслях конкуренции принесло бы больше вреда, чем пользы. Задача регулирования этих монополий состоит в том, чтобы найти такую форму их функционирования, в которой элементы монополизма и конкуренции органично сочетались. Пока же необоснованный рост цен и тарифов в последние годы позволяет естественным монополиям увеличивать издержки, не заботясь о повышении эффективности. Не урегулированы платежно-расчетные отношения с потребителями продукции и услуг естественных монополий. В результате эта сфера стала одним из источников неплатежей, а высокие цены на продукцию монополии ограничивают потенциал развития и конкурентоспособности российской промышленности.

Инструменты регулирования естественных монополий в Росси можно условно разделить на три группы: непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов; косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности и использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии.

В российских условиях естественные монополии заслуживают пристального внимания со стороны государства, что обусловлено следующими взаимосвязанными экономическими причинами.

Первой причиной является то что Естественные монополии - более стойко функционирующие секторе экономики. Они составляют основу валового внутреннего продукта страны (ВВП). От того, как эффективно действуют данные сектора экономики, находится в зависимости рост или же снижение этого наиболее главного показателя финансового благосостояния общества. Смещение в худшую сторону производственно-экономических результатов этих секторов экономики может привести к кризису в экономике страны.

Следующей причина это в Российской Федерации естественные монополии - это бюджетообразующие сектора экономики. Доля чистой прибыли ОАО "РЖД" составляет в настоящее время всего 6% от совместной величины перечисляемых в бюджет налогов, вместе с тем, к примеру, в Газпроме данная цифра доходит до 45 %. В условиях недостатка бюджета правительство заинтересовано в создании стимулов для поддержания денежного положения этих отраслей, чтобы иметь возможность получать постоянные доходы в бюджет.

И ещё не менее важной причиной, является несовершенство механизмов регулирования ведет к перераспределению прибыльности в выгоду естественных монополий. Благодаря собственной монопольной власти данные сектора экономики устремляются назначать наиболее высокую цену, нежели сделала бы чисто конкурентная компания с такими же издержками.

И последняя причина это то, что естественные монополии - затратообразующие сектора экономики, вследствие этого уровень цен и тарифов на их продукцию и услуги оказывает воздействие на единый уровень тарифов. Увеличивается инфляционный потенциал экономики: подъем затрат ведет к недостатку инвестиций, необходимых для укрепления воспроизводства. Потребность компенсации данного дефицита способствует росту цен.

Климатическая суровость предопределяет немалую "энергоемкость жизни" в РФ. Роль естественных монополий тут не ограничивается созданием совместных условий производства и формированием основных характеристик финансового роста: они считаются главнейшим фактором жизнеобеспечения, а иногда и выживания. Конкретно данным обусловлены масштабы хозяйственной деятельности страны в данных секторах экономики.

3.2 Реформирование естественных монополий в Российской Федерации

Экономическое развитие России требует реформирования естественных монополий, прежде всего в электроэнергетике, газовой и железнодорожной отраслях. Без этого невозможно решить проблемы привлечения в указанные отрасли инвестиций для компенсации выбывающих мощностей и увеличения предложения услуг в периода возрастающего вследствие экономического роста спроса на них. Реструктуризация естественных монополий является также основой снижения издержек потребителей и их услуг. Необходимо достижение компромисса экономических интересов между укреплением финансово-хозяйственного положения этих отраслей, нужным для надёжного удовлетворения платёжеспособного спроса на их услуги, и сдерживанием соответствующих компонентов затрат российских товаропроизводителей.

Задача государства сбалансировать интересы всех участников процесса, обеспечив при этом сохранение стабильности в экономике и устойчивого роста. Реформы естественных монополий должны стать составной частью общей стратегии социально-экономического развития страны. Пока же складывается обратная ситуация: основными инициаторами реформ и их идейными наполнителями являются сами монополии, борьба заинтересованных сторон вокруг концепций реструктуризации и содержания законов обостряется, а последствия реформ для экономики так никто и не оценил. Необходимо провести комплексный анализ, который даст ответ, в том числе и на вопросы, каким образом динамика цен естественных монополий повлияет на региональную специфику производства, финансовое положение предприятий-потребителей и проходящие в них инвестиционные процессы. Пренебрежение этими вопросами в итоге повлечет за собой замедление экономического роста.

Реформирование должно строиться с учетом особых условий функционирования естественных монополий в России, которые не повторяются ни в одной стране мира. Эти условия связанны с большой протяженностью территории, которая обуславливает, с одной стороны, роль естественных монополий как экономического механизма государственной интеграции, а с другой, - неизбежно высокие транспортные затраты; суровыми климатическими условиями на большей части территории, что обуславливает неизбежно более высокую энергоемкость экономики.

Также стратегическим значением продукции естественных монополий для национальной безопасности, геополитическим влиянием и обеспечением экспортного потенциала страны и историческим размещением предприятий (в том числе - крупных), экономически обусловленным распределением промышленного производства с ориентацией на источники энергии.

Поэтому подход к реформам должен быть строго взвешенным, основанным на точных расчетах. Прямой перенос какой-либо зарубежной модели на российскую почву просто недопустим. Более того, технологические особенности каждой из отраслей естественных монополий требуют особого подхода. Очевидно, что естественно-монопольные и потенциально конкурентные виды деятельности в каждой из них должны быть разделены настолько, насколько это целесообразно в существующих условиях.

Государственная политика в рассматриваемой сфере будет направлена на решение следующих задач: реструктуризация указанных отраслей для чёткого разграничения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов и потенциально конкурентных видов хозяйственных деятельности, усиление государственного контроля в первом случае и стимулирование конкуренции - во втором, повышение прозрачности структуры затрат; полная организационная и финансовая прозрачность деятельности предприятий указанных отраслей; выравнивание условий налогообложения производителей и потребителей разных видов топлива, а также разных транспортных услуг.

Также обеспечение недискриминационного доступа независимых производителей и потребителей к услугам естественных монополий при эффективном антимонопольном регулирование и прекращение перекрёстного субсидирования различных категорий потребителей.

Заключение

Проблема регулирования естественных монополий постоянно имела специальное место. Сохранение равновесия между интересами населения и монополистами - это довольно сложная задача. Чтобы, достичь желаемого результата нужно определять тарифы наиболее действенным и объективным образом, беря во внимание интересы двух сторон. И еще нужно будет стимулировать фирмы естественных монополий к сокращению издержек производства, улучшению свойства обслуживания. Для воплощения этих всех задач созданы органы регулирования естественных монополий. До того как принять какое-либо решение о изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ сектора экономики, принимая во внимание все требуемые аспекты их деятельности.

По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам российские естественные монополии РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное во многом не имеющее аналогов в мире.

Для становления экономики нужно регулирование деятельности естественных монополий, но непосредственно регулирование, но не деление. Естественные монополии имеют все шансы не столько органически вписаться в экономику региона, да и поднять его уровень до необыкновенных высот.

Приоритетной задачей правительства обязано быть регулирование уже имеющихся естественных монополий. Принимая во внимание особую роль для жизни общества секторов экономики, имеющих отношение к естественным монополиям, их государственное регулирование (особо в условиях системного экономического кризиса) обязано быть ориентировано, для начала, на прекращение либо сдерживание подъема цена на продукцию (услуги) естественной монополии на отечественном рынке при одновременном сохранении данных тарифов (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При верной политике страны можно рассчитывать на последующее процветание как монопольных субъектов, но и жителей страны.

Список использованной литературы

1. http://www.gazprom.ru/ - сайт ОАО Газпром.

2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: учеб. пособие. - Петрозаводск: ПетрГу, 2012.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика т.2: учебник - Спб.: "Экономическая школа", 2009.

Горбухов В.А. Коммерческое право. Шпаргалки: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2013.

Грязнова А.Г., Н.Н. Думной Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособие - М.: Кнорус, 2010.

Дерипаска О.В. Какими быть естественным монополиям. / "Экономика России: ХХI век". - 2011. - № 11.

Есипова В.Е. Цены и ценообразования: учебник. - Спб.: Питер, 2009

Журавлёва Г.П. Эконмическая теория. Микроэкономика-1,2: учебник - М.: "Дашков и к о ", 2010.

Костенко М.А. Коммерческое право: учеб. пособие. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Левкина Е.В. Микроэкономика: учебник. - М.: Эксмо, 2011

Метелева Ю.А. Правовое регулирование ценообразования в сфере естественных монополий. / Журнал российского права. - 2013. - №10.

Носова С.С. Основы Экономики: учебник. - М.: Кнорус, 2012.

Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник. - М.: Юнити, 2010.

Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

Лекция 4. Правовые вопросы создания конкурентной среды в сфере коммерческой деятельности

4.2. Естественные монополии и методы регулирования их деятельности.

В народном хозяйстве имеются естественные монополии, предоставляющие услуги, а также выпускающие уникальный товар, не имеющий заменителя. К ним относятся:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также газа по магистральным трубопроводам;

Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

Услуги по оперативно-диспечерскому управлению в электроэнергетике;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Услуги электрической и почтовой связи.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. Согласно указанного закона естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Методами регулирования деятельности субъектов естественных монополий являются:

Ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

Определение потребностей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения потребностей в полном объеме.

В содействии развитию товарных рынков и конкуренции большое значение имеет преодоление недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, противоречащие положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам, либо нанести ущерб их деловой репутации. Хозяйствующие субъекты должны принимать определенные меры по соблюдению коммерческой тайны и тщательного анализа внешней информации.

Монополия – это такая рыночная ситуация, когда на нем функционирует единственный производитель продукции, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях. В условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

Особой структурой отраслевого рынка является естественная монополия.Естественная монополия – это отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм. Естественная монополия представляет собой такую структуру отраслевого рынка, которая либо подверглась национализации, либо подвергается государственному регулированию.

Условие возникновения естественной монополии: крупная фирма, опираясь на низкий уровень своих издержек, может посчитать выгодным для себя выжить из отрасли другие фирмы, пойдя для этого на временное снижение цены, а затем останется монополистом и может поднять цену до уровня монопольной, сократив выпуск. После установления в такой отрасли монополии вхождение в нее становится практически невозможным, поскольку претендующая на вхождение фирма должна будет производить сравнительно небольшой объем выпуска, сопряженный, в силу этого, со сравнительно высокими средними издержками.

При естественной монополии:

– удовлетворение спроса эффективнее, чем на рынке конкуренции;

– отсутствие конкуренции из-за технологии производства;

– снижение издержек на единицу продукции по мере увеличение объема производства.

Черты естественной монополии:

– технологические исключительные преимущества на данном рынке;

– FС (постоянные издержки) велики, а VС (переменные) незначительны;

– АС (средние издержки) выше МС (предельных издержек).

Наиболее типичные примеры данного типа монополии – это энергетические сети, железные дороги, трубопроводный транспорт, коммунальные службы, где наблюдается устойчивое снижение средних долгосрочных издержек производства при расширении производственных мощностей. Существуют глобальные (железнодорожные перевозки, связь) и локальные естественные монополии. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является жесткая зависимость между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такие монополии находятся под жестким контролем государства, регулирующего их деятельность. Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение их рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены.

Основные инструменты регулирования естественных монополий:


– налоги;

– контроль за ценами;

– устранение барьеров на вход в отрасль;

– установление общественной собственности (или национализация) для контроля над естественной монополией.

Налоги распадаются на две части. Первая – это налоги на прибыль, относящиеся к прямым налогам. Подобные налоги сокращают сверхприбыли (прибыль после уплаты налогов) и не воздействуют (или слабо воздействуют) на цену и объем производства, которые максимизируют прибыль монополиста.

Также для регулирования естественных монополий применяются налоги на продажи. Они в отличие от предыдущих относятся к косвенным и ведут к росту предельных издержек производства. Объем производства при этом сократится, а цена – возрастет.

Контроль над ценами с целью снижения монопольной прибыли проводится путем установления так называемой максимальной цены. Чтобы эта цена была эффективной, она должна располагаться между ценой, обеспечивающей максимизацию прибыли, и средними издержками, которые соответствуют объему производства, максимизирующему прибыль.

Устранение барьеров на вход в отрасль направлено на то, чтобы в отрасль входили новые фирмы, что, в свою очередь, приведет к тому, что монополия сменится конкурирующей структурой. Однако для регулирования естественной монополии такой способ не является эффективным.

Кроме того, применяются и другие методы регулирования естественных монополий. Среди них следует отметить ценообразование Рамсея и контроль качества.

В ценообразовании Рамсея цена определяется величиной средних издержек P = AC. При этой цене фирма не получает прибыли, но при этом и не несет убытков. Однако из-за того, что потери мертвого груза остаются, такой вариант регулирования носит название "второго наилучшего решения".

В условиях регулируемой цены фирма не имеет стимулов к повышению качества товара. При установленной государством цене фирма может повысить прибыль, снижая издержки производства за счет снижения качества товара. Дополнительная прибыль от продажи товара худшего качества по ценам, соответствующим более высокому качеству, присваивается фирмой, а при отсутствии конкуренции на рынке снижение качества продукции не оказывает существенного влияния на ее положение. Теоретически для контроля уровня качества товаров, выпускаемых регулируемой естественной монополией, государство может использовать два рычага: включение показателей качества в перечень регулируемых нормативов и практику компенсации потерь потребителей за счет фирмы-производителя в случае снижения качества товара ниже допустимого уровня.