Что изучает микро. Что собой представляет макро- и микроэкономика

30 ответов на вопросы теста по "Микроэкономика".

1. Какое из следующих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

a. эффективность использования ресурсов

b. неограниченные производственные ресурсы

c. максимальное удовлетворение потребностей

d. редкость блага

Ответ: b

2. Цена земли как территории:

a. определяется соотношением спроса на землю и предложением земли

b. определяется государством

c. зависит от предложения сельскохозяйственных продуктов

d. представляет собой сумму денег, которая будучи помещенной в банк, приносит доход, равный земельной ренте.

Ответ: d

3. Основы теории макроэкономики были заложены:

a. А.Маршаллом

b. школой меркантилизма

c. школой монетаризма

d. Дж.Кейнсом

Ответ: d

4. Микроэкономика изучает:

a. уровень и темпы инфляции

b. экономический рост в масштабах национальной экономики

c. деятельность индивида, отдельной фирмы, функционирование различных товарных рынков

d. распределение доходов в обществе

Ответ: b

5. Научная абстракция - это метод, состоящий в:

a. разложении целого на составные элементы

b. мысленном отвлечении от несущественных сторон явления

c. обобщении данных, добытых анализом

d. движении мысли от частного к общему

Ответ: b

6. Синтез - это метод исследования, заключающийся в:

a. обобщении в единое целое данных анализа

b. мысленном отвлечении от несущественных сторон

c. разложении целого на составные элементы

d. умозаключении от общего к частному

Ответ: a

7. Как называется метод исследования, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами:

a. индукция

b. дедукция

d. системный подход

Ответ: b

8. Студенту предложили распространять газеты в выходной день за 10 тыс. рублей. Вместо этого он посетил выставочный зал и кафе и потратил 7 тыс. рублей. Какова альтернативная стоимость выходного дня?

a. 10 тыс. рублей

b. 7 тыс. рублей

c. 3 тыс. рублей

d. 17 тыс. рублей

Ответ: d

9. Экономические блага:

a. ограничены

b. создаются в процессе производства

c. требуют затрат ресурсов

d. все ответы правильные

Ответ: d

10. Ограниченность ресурсов означает:

a. недостаток денежных средств

b. невозможность удовлетворить все потребности людей

c. проблему, возникающую только в малоразвитых странах

d. дефицит на рынках факторов производства

Ответ: b

11. Эффективность функционирования экономической системы на графике производственных возможностей отражается:

a. точкой, лежащей вне кривой

b. точкой, лежащей внутри кривой

c. любой точкой, лежащей на кривой

d. все ответы неверны

Ответ: c

12. Общий уровень цен и безработицы в экономической теории изучается в разделе:

a. микроэкономики

b. макроэкономики

c. менеджмента

d. мировой экономики

Ответ: b

13. Если однопроцентное сокращение цены на товар приво¬дит к однопроцентному увеличению величины спроса на него, то спрос:

a. неэластичный

b. эластичный

c. единичной эластичности

d. абсолютно неэластичный

Ответ: c

14. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

Рынки факторов производства

b. безработицу

c. инфляцию

d. экономический рост

Ответ:a

15. Что из перечисленного изучает макроэкономика:

a. спрос и предложение на товары

b. издержки предприятия

c. экономический рост

d. рынки факторов производства

Ответ: c

16. Что из перечисленного изучает мировая экономика:

a. спрос и предложение на товары

b. издержки предприятия

c. экономический рост

d. основные формы внешнеэкономических связей

Ответ: d

17. О чем говорит закон возвышения потребностей:

a. потребности уменьшаются

b. потребности не меняются

c. потребности ограничены

d. потребности безграничны и постоянно растут

Ответ: d

18. Что отражает кривая производственных возможностей:

a. потребности безграничны

b. проблему выбора, связанную с ограниченностью ресурсов

c. проблему неравенства доходов

d. проблему инфляции

Ответ: b

19. Спрос на факторы производства зависит от:

a. цены данного фактора производства

b. спроса и цены товара, изготавливаемого с помощью данного фактора производства

c. производительности данного фактора производства

d. все ответы правильные

Ответ: d

20. Какая школа считала, что источником богатства является труд во всех отраслях материального производства:

a. меркантилизм

b. физиократизм

d. кейнсианская

Ответ: c

21. Какая школа считала, что источником прироста богатства является сфера обращения (торговля):

a. меркантилизм

b. физиократизм

c. классическая политическая экономия

d. кейнсианская

Ответ:a

22. Какая школа считала, что источником богатства является труд в сельском хозяйстве:

a. меркантилизм

b. физиократизм

c. классическая политическая экономия

d. кейнсианская

Ответ:b

23. Какая современная экономическая школа 20 века доказывала, что только через государственое регулирование можно решать проблемы инфляции, безработицы, спада в экономике:

a. школа меркантилизма

b. классическая политическая экономия

c. неоклассическая школа

d. кейнсианская школа

Ответ: d

24. Взаимосвязь между всеми возможными вариантами сочетаний факторов производства и объемом выпускаемой продукции выражается при помощи:

a. кривой производственных возможностей

b. производственной функции

c. кривой предложения

d. кривой общих затрат

Ответ:b

25. В долгосрочном периоде все издержки:

a. являются постоянными

b. выступают как явные

c. являются переменными

d. выступают как неявные

Ответ:c

26. От объема производства продукции не зависят:

a. валовые издержки

b. средние постоянные издержки

c. средние валовые издержки

d. постоянные издержки

Ответ:d

27. Какое из следующих утверждений является правильным:

a. экономическая прибыль - бухгалтерская прибыль = явные издержки

b. бухгалтерская прибыль - неявные издержки = экономическая прибыль

c. экономическая прибыль - неявные издержки = бухгалтерская прибыль

d. явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки

Ответ:b

28. Предельные издержки:

a. издержки на единицу продукции

b. прирост издержек в результате производства дополнительной единицы продукции

c. разница между средними и общими издержками

d. издержки, показывающие, прибыльно ли производство при данных издержках

Ответ:b

29. Валовые издержки - это:

a. постоянные издержки за вычетом переменных

b. разница явных и неявных издержек

c. переменные издержки за вычетом постоянных

d. сумма постоянных и переменных издержек

Ответ: d

30. Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию «нормальная прибыль»:

a. все ответы правильные

b. прибыль, которую фирма получила бы при эффективном ведении дел

c. минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма оставалась в пределах направления деятельности

d. прибыль, обеспечивающая предпринимателю комфортный уровень жизни

В настоящее время (а точнее - уже около 30 лет) микроэкономика, как неоклассическая теория фирмы, потребителя и рынков, является в высокой степени разработанной и буквально логически завершенной системой. Те вопросы, которая неоклассическая микроэкономика себе сама поставила, довольно успешно разрешены с помощью тех методов, которые она сама себе выбрала.

Исключением являются некоторый класс задач, для которого методов неоклассической микроэкономики оказалось недостаточно. Одной из таких областей является теория несовершенных рынков. Несовершенная конкуренция в условиях небольшого количества продавцов или покупателей предполагает слишком большое количество неопределенности в системе, прежде всего, относительно действий конкурентов. Естественным путем преодоления этих трудностей было применение аппарата теории игр. За последние десятилетия уже написаны десятки новых монографий и учебников, рассматривающих эти разделы микроэкономики и особенно "дочернее предприятие" микроэкономики - теорию организации промышленности (industrial organization или industrial economics), которая и представляет собой углубленное изучение несовершенной конкуренции с акцентом на анализ источников рыночной власти и выводов для антимонопольного законодательства.

Другое бурно развивающееся направление на границе микроэкономики, социологии и права институциональная экономическая теория представляет собой множество теоретических ручейков, каждый из которых имеет свое происхождение, но все они постепенно сливаются в одну реку с общими принципами анализа. Это и объяснение природы фирмы, и попытка разобраться с проблемами асимметрии информации, попытка учесть влияние законодательства и культуры. Предмет и метод этой теории сформировались путем отказа от многих неоклассических предпосылок: экономисты стали интересоваться содержанием "черных ящиков" (потребитель, семья, фирма), перешли от абсолютной рациональности к ограниченной, перестали предполагать, что потребители и фирмы не зависят от общих правил поведения (законов и культуры).

В настоящее время еще нельзя сказать, каким будет результат этих революционных изменений на границе микроэкономики и других дисциплин, продукт бурного творчества, которое продолжается уже несколько десятилетий. Но можно предполагать, что основное теоретическое ядро микроэкономики, столь тщательно разработанное в первой половине

XX в. никак не изменится, точно так же, как новейшие разработки в области отдельных областей математики никак не изменят основных разделов арифметики или алгебры.

Макроэкономика

Современная наука о социально регулируемой рыночной экономике создавалась на протяжении более полувека в два этапа.

Сначала (в последней трети XIX в) сформировалась теория, объясняющая поведение рыночного субъекта ("фирмы" и "домохозяйства") в рамках локального рынка. Этим была очерчена сфера частного бизнеса - базовый уровень и массовая социальная основа рыночной экономики.

Возникновение микроэкономики и изучающей ее микроэкономической теории знаменовало качественный скачок в развитии экономической науки, ибо именно микроэкономика свела поведение единичных производителей и потребителей к рациональной рыночной логике действия покупателя и продавца - к стремлению достижения максимальной чистой выгоды. Этим экономическая наука прервала апелляцию к абстрактным добродетелям абстрактного человека и пришла, наконец, к земному человеку с его прозаическим желанием извлечения выгоды.

В то же время возникновение микроэкономической теории, ставшей концепцией рыночного объяснения экономики как совокупности локальных микрорынков, породило и глубокий кризис в экономической науке. Дело в том, что рыночная методология микроэкономической теории не согласовывалась с внерыночной методологией анализа общеэкономических процессов. Принцип системности требовал, чтобы и "экономика в целом" получила рыночную трактовку. Эту задачу решил выдающийся английский экономист Джон М. Кейнс, который в З0-е годы нашего века заложил основы макроэкономической теории, т.е. теории, объясняющей закономерности движения экономики как макрорынка.

Макроэкономическая теория - наиболее сложный и вместе с тем важный раздел экономической науки. Знание макроэкономических моделей и есть в широком смысле экономическая культура, экономическое образование. Вот почему он выделен в особый в рамках учебного курса раздел.

В рамках экономической теории макроэкономика представляется совокупностью укрупненных ("агрегированных") экономических показателей. Но чтобы такая "совокупность" превратилась в "систему", необходимо было обнаружить зависимости между этими показателями. Вот такое обнаружение зависимости между макроэкономическими показателями и составляет предмет макроэкономического анализа.

Конечно, следует признать, что сегодня строгого разграничения на макро - и микроэкономику уже не существует - мы наблюдаем их своеобразную "диффузию". Тем не менее можно перечислить проблемы, которые традиционно относятся к макроэкономическим:

проблема занятости;

величина производимого национального дохода;

динамика делового цикла;

природа инфляции;

мировое хозяйство;

экономический рост.

1) Уровень безработицы;

2) динамику валового внутреннего продукта;

3) совокупные доходы;

4) ценообразование на предприятии.

6. Макроэкономика изучает:

1) спрос и предложение на определённые товары;

2) законы и закономерности развития национальной экономики в целом;

3) экономические издержки и пути их сокращения;

4) систему показателей эффективного использования производственных ресурсов на предприятии.

7. Объективность экономических законов означает, что:

1) они издаются законодательными органами страны;

2) люди бессильны в их познании и использовании;

3) они действуют независимо от воли и сознания людей;

4) они зависят от воли и сознания человека.

8. Подтвердить научные экономические выводы можно:

1) математическим методом;

2) методом индукции и дедукции;

3) методом общественной практики;

4) методом логического мышления.

Какую функцию не выполняет экономическая теория?

1) познавательную;

2) методологическую;

3) прогрессивную;

4) критическую.

Вариант 3. Теоретический вопрос. Рыночная конкуренция и ее виды. Решение задачи.

Учебная цель – изучить конкуренцию, как основной фактор, влияющий на рыночное ценообразование. Исследовать сущность и виды конкуренции, механизм действия, антимонопольное законодательство.

2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция.

3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.

2. Задача. Функция спроса населения на данный товар Q d = 15 – 2P. Функция предложения данного товара Q s = -10 + 3P, где Q d и Q s - соответственно объем спроса и объем предложения в млн. шт. в год, Р – цена в тыс. рублей. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

Тестовые задания:

1. Назовите черту не присущую монополии:

1) однородность или разнородность продукции;

2) единственная фирма-гигант в определённой отрасли;



3) наличие непреодолимых барьеров для входа на рынок;

4) обладание полной информацией.

2.Назовите черту, не присущую олигополии:

1) немногочисленность и крупные размеры фирм;

2) невосприимчивость научно-технических достижений;

3) высокие барьеры (размеры фирмыи сложность технологии);

4) взаимозависимость фирм основана на тайном сговоре в ценах.

Какой из представленных элементов затрат не входит в трансакционные издержки?

1) Затраты на поиск информации;

2) издержки по ведению переговоров;

3) издержки по приобретению материалов;

4) издержки по юридической защите.

Какое из утверждений не относится к недостаткам рыночной системы?

1) Несостоятельность конкуренции (она не является полной);

2) рынок не производит общественные блага;

3) рынку присуща прагматическая адаптация эгоизма людей;

4) механизм рыночной системы регулируют внешние эффекты;

5) безработица, инфляция, неравновесие.

Что из названного не присуще конкуренции как экономическому явлению?

1) Балансировка частных и общественных интересов;

2) стимул к эффективному использованию ресурсов;

3) стимул к получению сверхприбыли;

4) развитие НТП, быстрый экономический рост.

Что из приведенного не относится к неценовой конкуренции?

1) Повышение качества, новизны и технического уровня производимого и продаваемого товара;

2) приближение точек реализации товара к потребителю;

3) уменьшение издержек производства;

4) организация послепродажного технического обслуживания покупателя;

6) организация производства и продажи сопутствующих товаров.

В какой из названных организационных форм монополий её участники, сохраняя производственную самостоятельность, утрачивают коммерческую?

1) Синдикат;

2) картель;

3) трест;

4) концерн.

Какой из представленных ниже методов не относится к методам прямого вмешательства государства в экономику?

1) Принятие законодательных актов;

2) предоставление безвозмездных дотаций, субсидий, субвенций;

3) меры фискальной и кредитно-денежной политики;

4) участие в предпринимательской деятельности в роли собственника предприятия.

Какой из названных методов не относится к политике косвенного государственного регулирования?

1) Бюджетно-налоговая политика;

2) таможенная политика;

3) амортизационная политика;

4) антимонопольное регулирование.

Какое из перечисленных направлений не является направлением государственного регулирования экономики?

1) Стабилизация макроэкономических колебаний;

2) перераспределение ресурсов;

3) борьба с монополизмом;

4) регулирование платёжного баланса;

5) ограничение конкуренции;

6) регулирование занятости.

Вариант 4. Теоретический вопрос . Фирма – основной субъект бизнеса. Формирование и движение капитала фирмы.Решение задачи.

Учебная цель – изучить теории фирмы, историю и источники формирования капитала фирмы, кругооборот и оборот ее капитала, основной и оборотный капитал.

1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы.

2. Основной и оборотный капитал. Амортизация.

Задача. Функция спроса населения на данный товар Q d = 10 – P. Функция предложения данного товара Q s = -5 + 2P, где Q d и Q s - соответственно объем спроса и объем предложения в млн. шт. в год, Р – цена в тыс. рублей. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

Тестовые задания:

1. Постепенное перенесение суммы износа основных средств на изготовленную продукцию – это:

1) издержки предприятий;

2) амортизация;

3) издержки обращения;

4) кругооборот капитала;

5) внешние издержки.

2. Издержки в расчёте на одну единицу изготовленной продукции – это:

1) себестоимость;

2) убытки;

3) издержки;

4) цена;

5) затраты.

3. Источник инвестиционных средств представляет собой:

1) общий доход;

2) резервный фонд;

3) фонд накопления;

4) средний доход;

5) предельный доход.

4. Приращение общего дохода за счёт дополнительной единицы продукции – это:

1) резервный фонд;

2) фонд потребления;

3) общий доход;

4) фонд накопления;

5) предельный доход.

5. Фонд, создаваемый на случай прекращения деятельности предприятия и покрытия кредитной задолженности:

1) фондоотдача;

2) фонд потребления;

3) предельный доход;

4) резервный фонд;

5) фонд накопления.

6. Доход, полученный в расчёте на одну единицу реализуемой продукции – это:

1) общий доход;

2) амортизация;

3) средний доход;

4) фондоотдача;

5) предельный доход.

7. Денежные средства, предназначенные для финансирования мероприятий по социальному развитию и материального поощрения коллектива, – это:

1) фонд потребления;

2) прибыль;

3) резервный фонд;

4) рентабельность;

5) фонд накопления.

8. Часть производственного капитала, который служит на протяжении нескольких лет и переносит свою стоимость на готовый продукт постепенно, по частям, – это:

1) амортизация;

2) основной капитал;

3) фондоотдача;

4) кругооборот капитала;

5) оборотный капитал.

9. Все денежные выплаты, которые фирма производит поставщикам факторов производства, зафиксированные в бухгалтерских регистрах (документах), – это:

1) издержки обращения;

2) себестоимость;

3) убытки;

4) внешние издержки;

5) издержки предприятий.

10. Показателем эффективности использования текущих затрат является:

1) прибыль;

2) издержки предприятий;

3) себестоимость;

5) рентабельность продукции.

Вариант 5. Теоретический вопрос. Рынок факторов производства. Ценообразование и доходы от факторов производства.Решение задачи.

Учебная цель – разобраться в особенностях спроса и предложения на факторы производства, определить специфику рынков земли, труда, капитала. Изучить особенности ценообразования на рынках факторов производства, собственниками которых являются работник, землевладелец, предприниматель, владелец денежного капитала, получающие в форме дохода заработную плату, земельную ренту, прибыль и ссудный процент.

1. Спрос и предложение на факторы производства.

2. Экономическая природа прибыли.

3. Процент как доход собственника ссудного капитала.

4. Земельная рента как доход с земли.

5. Заработная плата: сущность, уровень, динамика.

Задача. Функция спроса населения на данный товар Q d = 7 – P. Функция предложения данного товара Q s = -5 + 2P, где Q d и Q s - соответственно объем спроса и объем предложения в млн. шт. в год, Р – цена в тыс. рублей. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

Тестовые задания:

1. Цель рационального потребителя состоит в том, чтобы:

1) купить товар по меньшей цене;

2) на определенную сумму денег купить максимально возможное количество товаров;

3) на определенную сумму денег приобрести максимально полезный набор товаров и услуг;

4) такую цель невозможно определить.

2. Согласно правилу полезности потребляемого однородного блага:

1) полезность каждой единицы однородных потребляемых благ не зависит от их количества;

2) полезность каждого последующего потребляемого однородного блага для потребителя уменьшается;

3) полезность каждого последующего потребляемого однородного блага для потребителя возрастает;

4) полезность суммы потребляемых однородных благ для потребителя должна быть неизменной по величине.

3. По теории полезности цена партии однородного товара определяется:

1) средней полезностью;

2) общей полезностью;

3) полезностью последней единицы товара;

4) наибольшей полезностью.

4. Кривая безразличия показывает различные комбинации:

1) двух благ-заменителей с общей равной полезностью для потребителя;

2) двух дополняющих благ, которые можно приобрести за одинаковую сумму денег;

3) двух благ-заменителей, которые можно приобрести на заранее фиксированную сумму денег;

4) товаров и услуг, которые можно приобрести на определенную сумму денег.

5. Располагаемый доход - это:

1) разница между личным доходом и суммой индивидуальных налогов и неналоговых платежей;

2) сумма зарплаты, ренты и процента на капитал;

3) личный доход плюс сумма неналоговых платежей.

6. Эффект замещения вызывается:

1) уменьшением цены одного из товаров;

2) изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе;

3) уменьшением относительной цены товара с ростом дохода;

4) изменением цены товара и соответствующим изменением реального дохода.

7. Если доходы семьи превышают расходы, то ее бюджет:

1) сбалансированный;

2) дефицитный;

3) профицитный;

4) несбалансированный.

8. Правило Энгеля состоит в том, что с ростом доходов семьи:

1) уменьшается удельный вес расходов на питание;

2) доля расходов на одежду и жилищно-коммунальные услуги практически не меняются;

3) растет доля расходов на удовлетворение культурных и других нематериальных потребностей;

4) растет доля сбережений в доходе семьи;

5) такого правила нет.

9. При увеличении объема потребления полезность единицы товара:

1) остается неизменной;

2) уменьшается;

3) увеличивается;

4) трансформируется;

5) дифференцируется.

10. Предельная полезность товара для покупателя определяется:

1) равновесной ценой;

2) ценой спроса;

3) ценой предложения;

4) рыночной ценой;

5) государственной ценой.

Приложение 1

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

Ярославский торгово-экономический колледж

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

специальность 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Студента(ки)

заочного отделения

группы________

Шифр__________

___________________________

Преподаватель: Контуева Н.О.

Оценка:______________

Дата__________

Микроэкономика - это часть экономической теории, у которой имеется свой предмет и методы исследования. Что изучает микроэкономика? Ответ на этот вопрос дается ниже. Микроэкономика изучает стратегии поведения индивидуальных экономических субъектов в различных экономических условиях. Индивидуальный хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий экономические функции - это первооснова хозяйственной системы,

Главные субъекты микроэкономики - это покупатель и производитель. Покупатель - это лицо, которое выступает как который поставляется предприятиями-производителями. Предприятие является производителем товаров и их продавцом.

Предметом исследования микроэкономики являются стратегии поведения экономических субъектов, то есть микроэкономика изучает ещё и процесс выработки, принятия и реализации решения по поводу выбора и использования ресурсов для получения большей прибыли.

По большей части, ограничены, в то время как нужды общества и потребности субъектов микроэкономики практически безграничны. Из-за ограниченности ресурсов перед экономическим субъектом возникает проблема компромиссов, на которые должны идти микроэкономические субъекты, дабы при ограниченных ресурсах удовлетворить как можно большее количество потребителей.

Действуют на рынке, который можно определить как совокупность субъектов, действующих друг с другом с целью или услугами. Сигналами, которые определяют поведение субъектов микроэкономики являются изменяющиеся цены, которые ведут к увеличению или уменьшению потребления либо производства продукта или услуги; в итоге формируется спрос и предложение на рынке. Микроэкономика изучает основные рыночные модели с характерным типом поведения экономических субъектов. Различают две группы совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции.

Первая группа рынков - это некая структура, имеющая относительно небольшую концентрацию покупателей и продавцов, которая регулируется только (спрос, предложение, цена) без какого-либо вмешательства государственных или негосударственных учреждений.

Вторая группа рынков включает в себя чистую монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию. Микроэкономика изучает эти группы.

В экономической практике чистая монополия и совершенная конкуренция, как идеальные не сильно распространены, а чаще всего встречаются олигополия и монополистическая конкуренция, принадлежащие к реальным рыночным структурам.

Методы микроэкономики

У микроэкономики имеются свои методы исследования. Эти методы являются совокупностью общих и специфических способов и приёмов исследования.

К общим методам относят наблюдение, подбор фактов, статистический анализ. Любое изучение начинается с наблюдения и подбора фактов. Важно подобрать основные факты, отображающие изучаемый процесс. Для упорядочения информации применяют статистический анализ, позволяющий показать динамику и тенденции развития изучаемого процесса. К специальным методам микроэкономики относят микроэкономическое моделирование - это упрощенное представление изучаемой микросистемы, характеризующее свойства, существенные стороны структуры, которая исследуется. - это условное изображение экономических процессов, явлений, объектов. По способу выражения модели разделяют на вербальные (основанные на словесном описании), математические (основанные на формулах), графические, а также компьютерные.

Микроэкономика – это раздел экономической науки, который занимается изучением поведения экономических агентов, фирм и домохозяйств в процессе производства, распределения, потребления и обмена благ.

Сферой интересов микроэкономики является теоретическое обоснование экономических решений на низшем уровне: как люди принимают решение о покупке товаров и услуг, как на выбор людей влияют их доходы и цены, каким образом компании регулируют число сотрудников, как рабочие решают, где именно и сколько работать и т. д.

Предмет микроэкономики

Предметом изучения экономической науки является проблема сочетания ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.

Потребитель располагает ограниченным доходом, поэтому априори не может иметь все необходимые услуги и товары. Компании вынуждены выделять главные направления в своей деятельности, отказываясь от менее важных и прибыльных проектов. Также и государство ограничивает сферу своей социальной политики определенными строгими рамками – если помогать всем, то никакого бюджета не хватит.

Ограниченность ресурсов неразрывно связана с так называемой проблемой экономического выбора. Человек, фирма, общество, государство непрерывно сталкиваются с перечнем вопросов.


Вопросы следующие:

  • Что производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить?

Ответ на первый вопрос предполагает маркетинговое исследование рынка. Какие продукты и услуги будут пользоваться спросом, а какие нет? Ответ на второй вопрос связан с выбором конкретной технологии производства. И, наконец, для ответа на третий вопрос нужно изучить свою аудиторию: определенные товары подходят исключительно для определенного пола, возрастной группы и т. д.

В различных экономических системах ответ на три вышеприведенных вопроса формируется по-разному. К примеру, в традиционной экономике все вопросы решаются на основе сформировавшихся традиций. Основной командной экономики является государственная собственность и ответственность. Именно поэтому ответом на вопросы: что? как? и для кого? занимаются госслужащие.

Соответственно, в рыночной экономике все проблемы решаются на основе экономических законов.

Методология микроэкономического анализа

В микроэкономике используются общие и частные методы. Общие методы – это анализ и синтез, дедукция, индукция, аналогия, абстракция.

Частные методы:

  • Методы статистики – корреляция и регрессия. С помощью корреляции определяют, как одна величина зависит от другой. Регрессия занимается изучением того, как факторы влияют на результат.
  • Моделирование экономических явлений с помощью математики – неравенств, уравнений и т. д.
  • Предельный анализ – дает ответ на вопрос, как одни величины меняются при изменении других.
  • Функциональный анализ (строит функциональные зависимости).
  • Равновесный анализ. Его суть заключается в том, что на рынке существует определенное «равновесное» состояние, различные параметры и показатели всегда к нему стремятся.

Понятия микроэкономики

Основными понятиями микроэкономики являются:

  • экономические потребности;
  • экономические блага;
  • экономический выбор;
  • альтернативные затраты;
  • производственные возможности;
  • кривая производственных возможностей.

Экономическими потребностями называют внутренние мотивы, которые побуждают человека к осуществлению хозяйственной деятельности.

Существуют первичные и вторичные потребности. Первичные – это сон, еда, одежда и т. д. Вторичные – досуг, необходимость в карьерном росте, общественном признании и т. д.

Экономические блага – это средства, которые удовлетворяют потребности.

Блага могут быть:

  • взаимозаменяемыми (называются еще субституты) – кофе или чай, кино или театр, автобус или поезд;
  • взаимодополняемыми (комплиментарными): компьютер – мышка; мобильный телефон – наушники.

Кроме того, блага могут быть настоящими и будущими, прямыми и косвенными, долговременными и недолговременными.

Экономический выбор – это избрание одной из множества альтернатив, при которой человек получает максимум благ при наименьших затратах. Альтернативные затраты – это затраты, которыми нужно пренебречь ради иных затрат.

Производственными возможностями называются возможности всего общества по созданию благ при условии эффективного использования имеющихся ресурсов. Кривая производственных возможностей показывает имеющиеся альтернативы при стопроцентном использовании потенциала компании.

Спрос и предложение – два «кита» экономики

Центральными понятиями экономики являются спрос и предложение. Микроэкономика изучает ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение. К примеру, ожидание увеличения цены сильно увеличивает спрос, а увеличение количества налогов уменьшает предложение. При определенной (равновесной) цене спрос полностью уравновешивает предложение. Такая цена носит название равновесной.