Инфляции в переходной экономике

Особенности развития инфляционных процессов в переходной экономике

Инфляция - это дисбаланс спроса и предложения на рынке товаров и денег, проявляющийся в росте цен.

Причины инфляции:

чрезмерный спрос при полной занятости (Дж.М. Кейнс),

рост производственных издержек (неоклассическая школа), т.е. со стороны предложения.

Кроме того, причины инфляции связаны с денежной политикой государства, хроническим дефицитом госбюджета, милитаризацией экономики, монополизацией рынка, влиянием внешнеэкономических факторов.

В процессе инфляции растут цены на потребительские товары, реальная заработная плата снижается. Трудящиеся, профсоюзы добиваются повышения заработной платы, в результате издержки производства (себестоимость) увеличиваются, что приводит к очередному повышению цен. В итоге реальная заработная плата снижается и снова рабочие, профсоюзы добиваются повышения зарплаты, тем самым, увеличивая издержки, и снова растут цены. В экономике возникает инфляционная спираль "зарплата - цены", и имеет место инфляция издержек или инфляция предложения.

Рисунок 1 Классический механизм инфляции предложения

Инфляция спроса характеризуется тем, что рост уровня цен происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса. В таком случае производители получают сигнал о возрастании спроса в тех или иных производствах, что побуждает их осуществлять инвестиции в эти отраслях. В итоге предложение товаров увеличивается и цена на них снижается. Но не всякое производство сможет оперативно среагировать на изменение спроса, и тогда неравновесие между спросом и предложением сохраняется, т.е. происходит инфляционный разрыв.

Рисунок 2 Классическая модель инфляции спроса

инфляция спрос деньги

Вывод: инфляция предложения (издержек) вторична по отношению к инфляции спроса. Рост издержек смещает линию предложения вверх - цена равновесия растет, но главная составляющая ее роста - дефицитный спрос.

Рисунок 3 Совокупный механизм инфляции

Налоговая инфляция возникает, когда государство устанавливает чрезмерно высокие налоговые ставки, подрываются стимулы к инвестициям, увеличивается инфляция. Наряду с этим государство может вызывать инфляцию ценовой накидки. В процессе преобразований в экономике оно посягает на часть прибыли предпринимателей, которые в ответ на это заблаговременно пытаются повысить цены, т.е. ввести ценовую накидку.

По темпам роста различают: ползучую (умеренную), галопирующую и гиперинфляцию. При умеренной инфляции годовой темп роста цен не превышает 10%, при галопирующей - сотни процентов и при гиперинфляции - тысячи процентов.

В мировой экономике исторически инфляция развивалась следующими темпами: 1950-60 гг. - ползучая, 1960-70 гг. - галопирующая, 1980-е гг. - дезинфляция, 1990-е гг. - ползучая.

Кроме того, можно выделить сбалансированную и несбалансированную инфляцию, ожидаемую (предсказуемую) и неожидаемую, импортируемую (связанную с импортом инфляции из одной страны в другую через развитие внешнеэкономических связей), открытую и подавленную.

Подавленная инфляция характеризуется:

временным замораживанием цен и доходов;

установлением предельных цен на продукцию;

тотальным административным контролем над ценами;

хроническим дефицитом товаров и услуг.

Здесь надо иметь в виду, что если открытая инфляция деформирует рынок, то подавленная инфляция разрушает его.

Открытая инфляция характеризуется взаимосвязью между уровнем инфляции и безработицей. Эта взаимосвязь графически представляет кривая Филлипса в краткосрочной динамике.

Рисунок 4 Кривая Филлипса

Где - U - уровень безработицы; - темпы инфляции, U* - естественный уровень безработицы (5-6%).

На графике, где изображена кривая Филлипса, отрезок кривой, расположенный левее точки N, характеризует инфляцию спроса, которая может возникнуть, если государство искусственно старается обеспечить высокую занятость населения. Отрезок кривой, расположенный правее точки N, характеризует падение цен в период кризиса перепроизводства.

На микроуровне инфляция проявляется в росте цен, некомпенсированном ростом качества, на макроуровне - в обесценивании денежной единицы. В качестве показателей инфляции выступает общий уровень цен, в т.ч. индекс потребительских цен или индекс Ласпейреса и дефлятор ВВП или индекс Пааше. Когда индекс Пааше > 1, имеет место инфляция в данном году по сравнению с предыдущим. Если индекс Пааше = 1, это значит, что цены в текущем году по отношению к предыдущему не изменились. Если индекс Пааше < 1, то это свидетельствует о том, что цены снизились и имеет место дефляция.

Если в начале переходного периода инфляция характеризовалась как несбалансированная и неожидаемая, то сейчас все знают, что за год цены вырастут, т.е. она стала ожидаемой.

Несбалансированная инфляция губит бизнес: нет прогноза, уверенности в том, что цены-лидеры останутся лидерами, нельзя выбрать сферу приложения капитала, рассчитать доходность.

Вывод: Тактика выживания в условиях инфляции - многовариантность и скачкообразность торгово-производственных операций.

Причины инфляции в переходной экономике порождены не самим переходом к рынку, а наследием командно-административной системой:

  • - масштабность военно-промышленного комплекса,
  • - преобладание I подразделения в промышленности,
  • - высокий удельный вес незавершенного строительства,
  • - монополизм, для борьбы с которым была разработана госпрограмма демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ,
  • - завышенный уровень занятости.

Каждая из этих особенностей стартовых условий обрекает переходную экономику на инфляционность.

Особенности инфляции в переходной экономике:

открытая,

несбалансированная,

ожидаемая,

стагфляция,

галопирующая, перерастающая в гиперинфляцию (2680% в 1992г.).

Причины инфляции в первой половине 90-х годов:

дефицит госбюджета, финансируемый за счет денежной и кредитной эмиссии Центрального банка;

увеличение скорости обращения денежной массы;

скупка валюты Центральным банком за счет денежной эмиссии, превышающей установленные бюджетом лимиты.

снижение инфляции в 1992-2001гг. сделало реально положительной учетную ставку, но высокая ставка процента вела к снижению спроса на деньги и снижению инвестиций до 1999г.;

рост мультипликатора на основе снижения избыточных резервов КБ в ЦБ увеличил предложение денег;

несоблюдение требований к норме резервов - либо ниже (до 1998г.), либо выше с 1999г.

Инфляция характерна не только для переходной экономики, в плановой экономике существовала скрытая инфляция, подавленная, о чем свидетельствовали очереди, дефицит, т. е. недопроизводство в конце 80-х гг.

Одна из наиболее радикальных мер борьбы с инфляцией - это рост безработицы. Стабилизация инфляции ценой роста безработицы лежит в основе многих государственных антиинфляционных программ: США, Великобритания, Польша, Венгрия и применима в СНГ и РФ, как следствие жесткой монетарной политики.

В экономической политике существует два варианта борьбы с инфляцией:

Составляющими пассивной антиинфляционной политики выступают:

  • - политика доходов.
  • - контроль цен и окладов,
  • - государственные рекомендации по ценам и заработной платы,
  • - минимизация государственного вмешательства в рынок - налоговые льготы для тех фирм, которые не повышают цены.

Стратегия активной борьбы с инфляцией основана на компромиссной теории инфляции - через увеличение безработицы.

Итак, инфляция присуща современной экономике в силу ее конструктивных особенностей - бумажно-денежного обращения в условиях, когда бумажные деньги потеряли связь с золотом.

Антиинфляционная стратегия включает следующие меры длительного действия в переходной экономике:

  • - развитие рыночных механизмов,
  • - правительственная политика искоренения неуправляемой инфляцией (придерживать цены в рамках, определенных законом о бюджете),
  • - жесткие ограничения прироста денежной массы - только соответствующего приемлемому контролируемому уровню инфляции,
  • - сокращение бюджетного дефицита,
  • - повышение курса валюты (внешний фактор).

Тактические антиинфляционные меры в переходной экономике:

  • - государственная поддержка степени товарности народного хозяйства;
  • - льготное налогообложение предпринимателей, организующих свободную продажу побочных продуктов производства;
  • - повышение нормы сбережений и уменьшение уровня их ликвидности для сокращения текущего спроса;
  • - контроль доходов через налогообложение фонда заработной платы, превышающего нормируемый уровень до 1995г. (3 минимальных зарплаты на среднесписочного работника).

Государственные меры борьбы с инфляцией в тот период и на других временных интервалах повышения инфляции:

  • - выброс на рынок валюты,
  • - повышение процента для роста склонности населения к сбережениям,
  • - сжатие дефицита бюджета и кредитов правительству через секвестирование бюджета.

Но потом опять политика смягчилась: ЦБ выдал правительству кредиты, расширилась денежная эмиссия и темпы инфляции к началу 1994г. выросли.

Таким образом, в первой половине 90-х годов в России установился определенный (выматывающий экономику) инфляционный цикл: достижение положительных результатов (снижение темпов роста инфляции) давление отраслевых лоббистов, политические события (выборы) смягчение денежно-кредитной политики рост темпов инфляции (до гиперинфляции на уровне 30%-й инфляции в месяц) необходимость усиления борьбы с инфляцией.

Таким образом, монетарное регулирование снижает темпы инфляции - от гиперинфляции экономика перешла в стадию глубокой депрессии 1994-98гг. Но замена монетарных методов немонетарными (через ограничение цен на хлеб, 100%-ю продажу валютной выручки, государственно фиксируемый валютный курс через установление валютного коридора), а также свертывание политических и экономических реформ привело к разрушению финансовой системы государства в августе 1998г.

Сочетание мер по усилению государства и его позиций в экономике с созданием благоприятных конкурентных условий для отечественных производителей при проведении жесткого монетарного регулирования позволяло как контролировать инфляцию, так и обеспечить выход экономики России на траекторию экономического роста.

Финансовые аспекты переходной экономике

Фискальная политика - политика в области правительственных расходов и налогов, включает налоговую и бюджетную политики. По механизму действия различаются два ее вида:

  • 1. Автоматическая, осуществляется через встроенные стабилизаторы:
    • - автоматические изменения в налоговых платежах при постоянстве налоговых ставках - падают доходы, автоматически падают налоги. Прогрессивная налоговая шкала и обеспечивает это, являясь встроенным стабилизатором;
    • - совокупность пособий по безработице и социальных выплат - при потере работы - автоматически назначается пособие, при устройстве на работу оно автоматически прекращает выплачиваться. Аналогично действуют программы поддержки бедных.
  • 2. Дискреционная политика - это проведение правительственных программ:

поддержки занятости;

социальных программ;

изменение налоговых ставок.

Виды бюджетной политики:

если неполная занятость вследствие недостаточного совокупного спроса, то он должен повышаться через госрасходы - экспансионистская бюджетная политика;

если полная занятость при стабильных ценах, то госрасходы и доходы должны стабилизировать спрос - нейтральная бюджетная политика;

если повышение уровня цен (инфляция), то должно быть такое соотношение расходов и доходов бюджета, чтобы совокупный спрос снижался - контрактивная бюджетная политика.

Экспансионистская политика осуществляется за счет роста госрасходов, увеличения дефицита госбюджета, для покрытия которого государство берет кредиты, что увеличивает государственный долг. Контрактивная бюджетная политика осуществляется на основе сокращения расходов бюджета или повышения его доходов.

Для эффективной фискальной политики государство должно аккумулировать достаточно высокую долю НД - до 40% в развитых странах.

Налоговое регулирование осуществляется на микро- и макро- уровнях.

Налоги, помимо чисто фискальной функции (аккумуляция средств в госбюджет) выполняют еще распределительную (перераспределительную) функцию, стимулирующую и контролирующую. В силу этого они могут оказывать противоположное воздействие на производство и поэтому являются очень тонким инструментом госрегулирования.


Рисунок 5 Налоговый мультипликатор.

Основные группы налогов в рыночной экономике:

на доходы (на зарплату, на прибыль, подоходный);

на собственность (на имущество, землю, на капитал);

(эти две группы составляют прямые налоги)

на движение имущества (на наследство, на покупку земли, другой недвижимости);

на потребление (акциз, НДС) эти группы - косвенные налоги;

Налоговое регулирование включает:

увеличение, снижение ставок, их дифференциацию,

введение и отмену льгот,

отсрочку платежей по налогам,

изменение базы налогообложения через инвестиционные льготы.

А. Лаффер (советник в администрации Рейгана) показал, что рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, сокращение доходов бюджета.

По Лафферу предел наступает при изъятии в бюджет более 30% доходов.


Рисунок 6 Кривая Лаффера

Общие принципы построения налоговой системы в РФ определяет Налоговый кодекс, в соответствие с которым в РФ выделяются 3 вида налогов: федеральные, региональные и местные налоги.

Главная задача фискальной политики - не столько сбалансированность бюджета, сколько макроэкономическая сбалансированность.


Рисунок 6 Влияние госрасходов на ВВП

Движение госрасходов в переходной экономике осуществляется сложно и противоречиво.

Подобно инвестициям они обладают мультипликационным (множительным) эффектом.

Прежде всего, в условиях перехода от огосударствленной экономики к самостоятельному хозяйствованию экономических субъектов госрасходы сокращаются. Но в условиях инфляции растут государственные доходы, и еще быстрее растут госрасходы. Однако та их часть, которая оказывает мультипликационный эффект на ВВП - закупки товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд и регулирования спроса, снижаются (относительно). Государство отказывается от закупок всего зерна, металла, нефти и т.д.

Финансы - это государственно-организованная система денежных отношений. Организатором денежных отношений может выступать только государство. Эта функция объективно отводит ему роль регулятора рыночной экономики. В узком смысле финансы - совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства, т.е. госбюджет. Финансовая система РФ основывается на Конституции и Бюджетном кодексе. Образование и использование госбюджета - главный инструмент финансового регулирования.

Бюджетная система - это взаимосвязанная совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Источниками госбюджета являются налоги и предпринимательская деятельность государства: доходы госпредприятий, сдача в аренду госимущества, продажа лицензий, концессий, эмиссия государственных ценных бумаг, продажа драгоценных камней.

Особенностью госбюджета в переходной экономике является, прежде всего, то, что бюджетная политика выступает одной из наиболее острых точек политических дискуссий:

частые его корректировки;

наращивание госрасходов, но не закупок, а кредитов, дотаций, субсидий госаппарата;

завышение плановых поступлений в бюджет;

дефицитность бюджета до 2000г.;

недофинансирование плановых расходов (например, заработной платы работников бюджетной сферы), т.е. их секвестирование (пропорциональное снижение) в конце финансового года для обеспечения выполнения бюджета;

перераспределение доходов в пользу ниже стоящих уровней, иногда вопреки законодательству. Особенности формирования доходов бюджета в переходной экономике в основном выяснили при анализе системы налогообложения. Но помимо налогов источниками бюджета являются прибыль ЦБ и продажа драгоценных металлов и камней. Прибыль ЦБ - это форма изъятия в бюджет эмиссионного дохода (сеньоража), т.е. инфляционный налог. Направления бюджетных расходов:

  • 1. Народное хозяйство.
  • 2. Финансовая поддержка АПК.

Инвестиции.

Финансирование северного заказа.

Социальные расходы.

Реформа бюджетных отношений по уровням.

Финансирование дефицита правительственных расходов.

Обслуживание внутреннего долга.

Литература

  • 1. Налоговый кодекс. М., 2000.
  • 2. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. Ростов-на-Дону: Феникс. 2002. Раздел 3. Тема 13. С.278.
  • 3. Где в России жить хорошо. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2005 году. // Российская газета, 2006. №60(4026). 24 марта.
  • 4. Исполнение Федерального бюджета 2006. По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. . www.vipgold.ru.
  • 5. Макроэкономика: теория и российская практика / под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н. М.: КНОРУС, 2006. Раздел 2. Тема8.
  • 6. May В. Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту // Вопросы экономики. 2007. №2.
  • 7. Трансформационная экономика России /под ред. Бузгалина А.В. М.: Финансы и статистика, 2006. Раздел 5. Глава 19. С.450.
  • 8. Швецов Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки? // Вопросы экономики. 2006. №4.
  • 9. Якобсон Л. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам? // Вопросы экономики. 2006. №8.
  • 10. Экономическая теория /Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Московский университет им. М.В. Ломоносова

экономический факультет

Реферат по предмету «Теория переходной экономики»

студентки 206 гр. Казимировой Светланы

«Инфляция в переходной экономике: специфика происхождения и способы

преодоления»

Декабрь 1997 г.

1. Причины инфляции в переходной экономике................................3

2. Природа Российской инфляции в переходной экономике............5

3. Контуры антиинфляционной политики на перспективу..............8

Инфляция в переходной экономике: специфика происхождения и способы

преодоления.

Причины инфляции в переходной экономике.

Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при

наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и

предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной

экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения

субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия

законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к

рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или

либерализация цен.

Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции необходимо

рассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая система,

означающая централизованное установление государственных фиксированных цен

на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью

планового хозяйства. Не без основания считалось, что основной функцией

плановой цены является ее планово-учетная функция. По мере продвижения

продукта от производителя к потребителю в цене производился

последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно

прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативами

затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции

рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Поскольку

цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как

правило, не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть

затратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и

неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором

соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать

производителю динамику потребительских предпочтений. Отсюда следует, что

переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень

цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему

Чтобы лучше понять специфики российской инфляции необходимо кратко

рассмотреть реформу цен в России. Реформа цен являлась одной из задач

правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа не совсем

продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение

производства и цен под контролем государства. Цены производителей были

скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В

среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались

налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций.

Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что

позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г.

розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%.

При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. -

на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие

тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно

возрастал бюджетный дефицит(31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался

огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок.

Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями.

Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от

90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой

необходимости и особо важные материальные ресурсы. Однако, и оставаясь под

контролем государства, эти цены выросли в 3-5раз. Практически на все

остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае

резко(в 6раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами

сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса

рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных

цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые

цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост

цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других

восточноевропейских странах, проводящих реформу(табл.1).

|Страна, год |Рост цен, % |

|Россия(1992) |2501 |

|Болгария(1991) |457 |

|Чехословакия(1991) |54 |

|Венгрия(1991) |33 |

|Польша(1990) |249 |

|Румыния(1991) |252 |

Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной

промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т. к. Она лишила

отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.

В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы у

населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем

самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.

Природа Российской инфляции в переходной экономике.

Однако на пути успешного проведения реформы, на пути перехода к

системе ценовых рыночных индикаторов в переходной экономике встала

длительная и сильная инфляция. Процесс либерализации цен всегда протекает

очень болезненно и для предприятий, и для населения, особенно, если

либерализация проводится резко и быстро, как это было в России. Резко

дестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных

отношений между ними, падает уровень реальных доходов населения,

обостряются социальные противоречия в обществе. Инфляция обесценивает

результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует

долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих

обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая

инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых

ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала,

приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты

иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

Развитие российской экономики сопровождается высокой открытой

инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен четыре года подряд превышали 100%,

что в традиционном понимании существенно выше уровня даже так называемой

галопирующей инфляции.

После либерализации цен в России(а в 1995г. лишь небольшой перечень

цен на топливно-энергетические продукты, транспорт, связь и коммунальные

услуги регулируется по-прежнему государством) стало ясно, что на смену

государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая политика

фирмы. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок, на создание

которого направлены усилия современной экономической теории и экономической

политики. Широкое распространение получили идеи о достаточности

макроэкономической стабилизации и спросовых ограничений для прекращения

инфляции и создания эффективного ценового механизма. С другой стороны

появились попытки понять и объяснить особенности переходной экономики и

специфику формирования рынков в постсоциалистических странах. Для

характеристики особенностей инфляционных процессов стал широко применяться

термин «инфляции издержек», связанный со структурными особенностями

постсоциалистической экономики. Против этой точки зрения стали выступать

сторонники «макроэкономического» направления, пытаясь доказать, что

феномена «инфляции издержек» вообще не существует. Вопрос о причинах и

природе инфляции в переходной экономике стал предметом острых экономических

и политических дискуссий.

Инфляция как таковая - это безусловно денежный феномен, означающий

снижение покупательной способности денег. В условиях свободного рыночного

ценообразования инфляция выражается прежде всего в росте цен, в связи с чем

говорят об инфляционном росте цен. Инфляция может возникать в результате

повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения

государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением

доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышаться и с

увеличением скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной

динамикой производства(например, при инфляционных ожиданиях). Во всех

подобных случаях за счет роста цен восстанавливается нарушившееся рыночное

равновесие между количеством денег и товаров. Инфляция быстро

распространяется на все отрасли экономики, начинаясь в потребительском

секторе, где спрос предъявляется прежде всего. Такой вид инфляции является

традиционным и характеризует состояние денежной системы и динамику цен в

переходной экономике. Это и объясняет постановку проблемы общей

макроэкономической стабилизации.

Однако проблема инфляции в переходной экономике не исчерпывается

лишь названными процессами, получившие название «инфляцией спроса». В

результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях экономики

становится возможным длительное завышение цен на их продукцию. При

использовании такой продукции для производства других товаров повышаются

издержки их производства, что делает невыгодным продолжение производства

при прежнем уровне спроса и цен. В результате производство по всей

технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. Таким

образом перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать

тем самым некоторый простор для повышения цен за счет расширения денежной

массы(повышения доходов потребителей). Это и есть механизм инфляции

издержек. Такая инфляция связана как с организацией рынка, так и с

существующей структурой национального производства, определяющей структуру

и уровни издержек. Она распространяется в экономике более медленно, чем

инфляция спроса, но и бороться с ней значительно труднее.

Проанализируем фактические данные о развитии инфляции в России после

либерализации цен. Этот анализ позволит ответить на вопрос о существовании

инфляции издержек в современной российской переходной экономике. Изучение

динамики российской инфляции за последние три года после либерализации цен

показывает наличие и постоянное воспроизведение значительных «ножниц» в

изменениях цен на потребительские товары и на средства производства. Это

видно из сопоставления общих индексов соответствующих видов цен.

|Индекс |1992 |1993 |1994 |

|потребительских |2680 |1008 |312 |

|оптовых цен |6164 |1124 |335 |

|промышленности | | | |

Как следует из таблицы2, годовые индексы оптовых цен промышленности

постоянно опережают соответствующие индексы потребительских цен. Скорее

всего из сферы производства исходят особые импульсы повышения цен.

Рассмотрим эту сферу более детально, воспользовавшись таблицей3. Видно

Что цены на потребляемые в промышленности ресурсы растут быстрее, чем на

выпускаемые ею товары. За январь-февраль превышение первых над последними

составило 7 процентных пунктов. Следовательно, из глубин промышленности, с

наиболее низких стадий переработки исходит особый инфляционный импульс.

|Месяц |Индекс оптовых цен |Индекс цен ресурсов |

|Декабрь1994 |1.13 |1.15 |

|Январь1995 |1.22 |1.26 |

|Февраль1995 |1.17 |1.18 |

В отраслевом разрезе особенно выделяется в этом отношении топливно-

энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек в российской

экономике.

Корни возникновения инфляции издержек в переходной экономике лежат в

недалеком прошлом, а ее механизм постоянно подпитывается современным типом

экономического развития страны, ее экономической политикой. Следует

вспомнить систему планового ценообразования, а также закрытость,

относительную изолированность российской экономики от мирового рынка. В

системе планового ценообразования(см. 1 стр.) была заложена концепция

дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические

ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая

конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в

этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка.

Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен

начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на

экономический кризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые

ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая

децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс.

Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое

хозяйство и прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых

отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю

экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет

разницы между внутренними и мировыми ценами экспортноориентированные

топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал

повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей

необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует(пока

отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено

подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции.

Запускаемый при этом механизм - инфляция издержек. Пока она продолжается,

отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной

переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки сырья до

конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем

регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых

отраслей(путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин).

Экономическая политика России имеет другую направленность - скорейшей

либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции

базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа

экспортноориентированных отраслей останется основным генератором инфляции

издержек в современной переходной экономике. Наличие в российской

экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляции издержек, а также

довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению, что еще рано

говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной

перспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет

способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно

подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.

Контуры антиинфляционной политики на перспективу.

Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной

стратегии. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного»

уровня(15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и

падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении

эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть

достигнуты поэтапно, в течение длительного периода времени.

В первые пять лет (1996-2000гг.) угроза инфляции остается критически

острой. От степени ее снижения зависят сроки и условия реализации

намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия

«номинальных якорей»(в частности фиксированного валютного курса), усиление

протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно будут

способствовать повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные

ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию

инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей

антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны

Предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше 2-

5% в среднем за месяц;

Создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения

инфляционного потенциала.

В 1998-2000гг. расширение конечного спроса потребует особого

усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории

плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной

политики становится снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту

инвистиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих задач

необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и

регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

1. Следует регулярно устанавливать ориентиры («коридор») инфляции и

денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий,

направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные

ориентиры. Необходимо определить также критический уровень инфляции,

превышение которого автоматически предполагает приостановку действий,

стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.

2. Целесообразно ввести прямые ограничительные меры, направленные против

роста цен в отраслях-монополистах.

3. Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание

государственных инвестиций должно происходить параллельно с

расширением доходной базы бюджета.

4. Необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно

превышающем темп инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с

целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы

проводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через

уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в

спекулятивные операции на денежных рынках.

5. Ужесточение мер против роста просроченной дебиторско-кредиторской

задолженности(стимулирующего инфляционные процессы) помогает

нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и

развития вексельного обращения.

6. Важно ограничение доли доходов посредников в конечных ценах

потребительских товаров.

7. С тем чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального

валютного курса, в первое время целесообразно сохранить «валютный

коридор».

8. Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать

фьючерсную торговлю сезонными товарами.

В заключительный период (2001-2005гг.) целью антиинфляционной политики

должно стать сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2%

в месяц. Решение этой задачи требует радикального сокращения

инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций,

структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского

комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает

возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на

реальный сектор и повышение качества жизни населения.

Список используемой литературы

1. Белоусовы. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления.

«Экономист». 1996г. №4.

2. Илларионов А. Природа российской инфляции. «Вопросы экономики». 1995г.

3. Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления. «Экономист». 1995. №8.

4. Теория переходной экономики под ред. В.В. Герасименко. МГУ. 1997г.

-----------------------

Вопросы экономики. 1995г. №3. С.5.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформируемой экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в нашей стране следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

Следует признать, что ни в России, ни в большинстве других стран, вставших на путь системных экономических реформ, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой - от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил -натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В условиях затяжного инфляционного «заболевания» складывалась ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к России можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.

1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.

2. Ценовые перекосы и диспропорции, усилившиеся в ходе либерализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.

3. На наш взгляд, определяющее влияние на рост цен оказывает сегодня инфляция издержек. Об этом, в частности, говорит тот факт, что оптовые цены росли быстрее, чем розничные, потребительские; особенно это было характерно для 1992-1996 гг.

Наличие кризиса неплатежей свидетельствует о том, что в основе инфляционного роста цен лежит не чрезмерное увеличение денежной массы, а, напротив, нехватка, отсутствие денег, потребных для обслуживания кругооборота товаров. Проводилась политика сдерживания, а не стимулирования совокупного спроса. Доходы населения не росли, а падали.

4. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами.

Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.

Отмеченные здесь и некоторые другие особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это во-первых. Во-вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, в том числе по регулированию курса национальной валюты, по сдерживанию темпов инфляции.

Окончательно преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

Вывод

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействуюших на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако для них она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

В отличие от Запада в России и большинстве других стран, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной массы требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или либерализация цен.

Процесс либерализации цен всегда протекает очень болезненно и для предприятий, и для населения, особенно, если либерализация проводится резко и быстро, как это было в России. Резко дестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных отношений между ними, падает уровень реальных доходов населения, обостряются социальные противоречия в обществе. Инфляция обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

Развитие российской экономики сопровождается высокой открытой инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен четыре года подряд превышали 100%, что в традиционном понимании существенно выше уровня даже так называемой галопирующей инфляции.

После либерализации цен в России стало ясно, что на смену государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая политика фирмы. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок, на создание которого направлены усилия современной экономической теории и экономической политики. Широкое распространение получили идеи о достаточности макроэкономической стабилизации и спросовых ограничений для прекращения инфляции и создания эффективного ценового механизма. С другой стороны появились попытки понять и объяснить особенности переходной экономики и специфику формирования рынков в постсоциалистических странах. Для характеристики особенностей инфляционных процессов стал широко применяться термин «инфляции издержек», связанный со структурными особенностями постсоциалистической экономики. Против этой точки зрения стали выступать сторонники «макроэкономического» направления, пытаясь доказать, что феномена «инфляции издержек» вообще не существует. Вопрос о причинах и природе инфляции в переходной экономике стал предметом острых экономических и политических дискуссий.

Инфляция как таковая - это, безусловно, денежный феномен, означающий снижение покупательной способности денег. В условиях свободного рыночного ценообразования инфляция выражается, прежде всего, в росте цен, в связи с чем говорят об инфляционном росте цен. Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышаться и с увеличением скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной динамикой производства (например, при инфляционных ожиданиях). Во всех подобных случаях за счет роста цен восстанавливается нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров. Инфляция быстро распространяется на все отрасли экономики, начинаясь в потребительском секторе, где спрос предъявляется, прежде всего. Такой вид инфляции является традиционным и характеризует состояние денежной системы и динамику цен в переходной экономике. Это и объясняет постановку проблемы общей макроэкономической стабилизации.

Однако проблема инфляции в переходной экономике не исчерпывается лишь названными процессами, получившие название «инфляция спроса». В результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях экономики становится возможным длительное завышение цен на их продукцию. При использовании такой продукции для производства других товаров повышаются издержки их производства, что делает невыгодным продолжение производства при прежнем уровне спроса и цен. В результате производство по всей технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. Таким образом, перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать тем самым некоторый простор для повышения цен за счет расширения денежной массы (повышения доходов потребителей). Это и есть механизм инфляции издержек. Такая инфляция связана как с организацией рынка, так и с существующей структурой национального производства, определяющей структуру и уровни издержек. Она распространяется в экономике более медленно, чем инфляция спроса, но и бороться с ней значительно труднее.

Проанализируем фактические данные о развитии инфляции в России после либерализации цен. Этот анализ позволит ответить на вопрос о существовании инфляции издержек в современной российской переходной экономике. Изучение динамики российской инфляции за три года после либерализации цен показывает наличие и постоянное воспроизведение значительных «ножниц» в изменениях цен на потребительские товары и на средства производства. Это видно из сопоставления общих индексов соответствующих видов цен.

Табл.1

Индекс

потребительских цен

оптовых цен промышленности

Как следует из табл.1, годовые индексы оптовых цен промышленности постоянно опережают соответствующие индексы потребительских цен. Скорее всего, из сферы производства исходят особые импульсы повышения цен. Рассмотрим эту сферу более детально, воспользовавшись табл.2. Видно, что цены на потребляемые в промышленности ресурсы растут быстрее, чем на выпускаемые ею товары. За январь-февраль превышение первых над последними составило 7 процентных пунктов. Следовательно, из глубин промышленности, с наиболее низких стадий переработки исходит особый инфляционный импульс.

Табл.2

Индекс оптовых цен

Индекс цен ресурсов

Декабрь 1994

Январь 1995

Февраль 1995

В отраслевом разрезе особенно выделяется в этом отношении топливно-энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек в российской экономике.

Корни возникновения инфляции издержек в переходной экономике лежат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянно подпитывается современным типом экономического развития страны, ее экономической политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, а также закрытость, относительную изолированность российской экономики от мирового рынка. В системе планового ценообразования была заложена концепция дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка. Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и, прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и мировыми ценами экспортно-ориентированные топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует (пока отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм - инфляция издержек. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин). Экономическая политика России имеет другую направленность - скорейшей либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных отраслей останется основным генератором инфляции издержек в современной переходной экономике. Наличие в российской экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляции издержек, а также довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению, что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной перспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.