Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет
Кафедра философии
Реферат на тему “ Критерии НТП в концепции устойчивого развития ”
Выполнила студентка гр. 50611\10 Егорова Е.Э.
Проверила преподаватель проф. О.Д. Шипунова
Санкт-Петербург 2012
План: Введение.
Концепция устойчивого развития в мире и в России (принципы, критерии, аспекты, направления).
. США и стратегия устойчивого развития. Выводы. Список литературы.
1.УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ - ПРИОРИТЕТ XXI в. (понятия, критерии, принципы, концепции и стратегии) ВВЕДЕНИЕ Сохранение биосферы Земли в условиях растущего антропогенного воздействия на экосистемы - одна из глобальных проблем современности. В современных условиях обнажились глубокие противоречия между экономическим ростом и состоянием окружающей среды. Мировой и российский опыт в 1990-е гг. показал, что, с одной стороны, невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие общества за счет разрушения природной среды и истощения природных ресурсов, а с другой стороны, без сильной экономики невозможно сохранить необходимые для выживания человека параметры качества окружающей среды. В последние годы экологический фактор стал реально лимитировать народное благосостояние: ухудшается здоровье населения, сокращается продолжительность жизни, а расточительный и бессистемный характер природопользования порождает все более острые экологические проблемы. Современные темпы экономического развития, особенно во второй половине ХХ столетия, обострили проблему ограниченности и истощения природных ресурсов, в связи с чем возникла необходимость учета экологических требований к экономике - растут мировые цены на топливно-энергетические ресурсы за счет роста экологических издержек в ценах, увеличиваются платы за загрязнения среды и за использование ресурсов, совершенствуется экологическое регулирование и нормативно-правовая база в природопользовании. Начиная с 1980-х гг. особый приоритет в будущем приобретает понятие устойчивого развития. Впервые это понятие было введено в лесном хозяйстве. На протяжении 200 лет в этой отрасли стремятся к тому, чтобы вырубка деревьев не превышала темпов их естественного прироста. Широко распространенное сегодня понятие устойчивого развития берет свое начало от Brundtland-комиссии. По поручению ООН, эта комиссия увязала понятия «развитие» и «экология» в одно целое. Главной задачей мирового сообщества провозглашена необходимость обеспечения устойчивого развития. В 1987 г. комиссия ООН сформировала суть понятия устойчивого развития как «длительное непрерывное развитие, обеспечивающее потребности живущих сегодня людей без ущерба удовлетворению потребностей будущих поколений». Проблема устойчивого развития стала ведущей темой Международной конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992 г.). 179 стран отметили необходимость поддержания условий жизни на Земле и выработали программу на XXI в., где экология, экономика и социальная безопасность должны слиться в неразделимый монолит. ^ Устойчивое развитие - это развитие, которое сочетает в себе неуклонное улучшение экономических и социальных условий жизни с долговременным сохранением природных основ этой жизни. Устойчивое развитие включает два понятия:
понятие «потребностей», в частности важнейших потребностей бедных слоев населения мира, которые должны быть предметом первостепенного внимания;
понятие «ограничений», которые накладывает уровень технологического развития и организации общества на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.
Таким образом, устойчивое развитие призвано ориентировать экономическую деятельность на удовлетворение нынешних экономических и социальных потребностей, не ставя под угрозу возможности удовлетворения потребностей в будущем. Идея связи стратегии будущей безопасности России и ее перехода к устойчивому развитию исходит из того, что обеспечение безопасности «неустойчивого развития», модель которого пока реализуется в нашей стране (и в мире в целом), в принципе невозможно. Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях, а всеобщая безопасность также реализуется на пути устойчивого развития. 2. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В МИРЕ И В РОССИИ (принципы, критерии, аспекты, направления) Концепция устойчивого развития разработана в 1980-е гг. специальным комитетом ООН во главе с премьер-министром Норвегии госпожой Брундтланд. ^ Устойчивое развитие - такое развитие, при котором способы производства и уровень потребления осуществляются без ущерба для природы и человечества в настоящем и будущем. Основные принципы устойчивого развития определены в Декларации Рио-92:
Признание человека как высшей ценности и его права на здоровую жизнь в гармонии с природой.
Осуществление такого развития, которое обеспечивает удовлетворение эколого-социально-экономических потребностей нынешнего и будущего поколений.
Охрана окружающей природной среды как неотъемлемый элемент развития.
Уменьшение разрыва в уровнях жизни между богатыми и бедными (на 1 / 5 населения - 3 / 4 мирового дохода).
ООН определила четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу (для мира в целом, и они применимы в России): 1. В потреблении природных ресурсов (земля, лес) должен быть обеспечен режим простого воспроизводства (сохранение лесов, земель, поголовья скота, зверей, птиц).
Максимально возможное замедление темпов исчерпания невозобновимых природных ресурсов с перспективой замены на другие виды ресурсов (замена нефти, газа, угля солнечной, ветровой, биоэнергией).
Возможность минимизации отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий.
Загрязнение окружающей природной среды в перспективе не должно превышать современный уровень («нулевое загрязнение» нереально).
Учет этих критериев в разработке концепции устойчивого развития позволит сохранить окружающую природную среду для следующих поколений и не ухудшит экологию. С другой стороны, концепция экологически устойчивого развития предполагает экологизацию всей жизни общества - экологизацию культуры и науки, промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, городского хозяйства, демографической политики и, самое главное, экологизацию нравственности и формирование новой этики природопользования. Всемерная экологизация хозяйственной деятельности должна стать основой перехода регионов и России к устойчивому развитию. В регионах страны ведутся разработки эколого-эко-номических механизмов хозяйственной и природоохранной деятельности («зеленого» ВНП), призванных обеспечить устойчивое развитие. Экономические методы управления природопользованием следует дополнить экологическим менеджментом, обеспечивающим как повышение эффективности производства, так и охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Стратегия экологического оздоровления страны и регионов требует в первую очередь усиления государственного регулирования природопользования, реализации принципов разумной достаточности как по отношению к природе, так и по отношению к человеку. Устойчивое развитие должно опираться на систему достаточно жестких мер государства с одновременным использованием рыночных факторов в системе экологического регулирования. Законами РФ «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе» предусмотрены обязательная оценка воздействия действующих и проектируемых производств на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза, без которой никакие проекты не подлежат реализации. ^ Экологическая структурная политика означает приоритетное развитие чистых производств, абсолютный и относительный рост капитальных и текущих природоохранных затрат на воспроизводство природных ресурсов, опережающий ввод в эксплуатацию очистных и других сооружений, развитие экологической инфраструктуры, непрерывное экологическое образование всего населения. ^ Экономическое стимулирование природоохранной деятельности - важное направление экологизации производства (льготное налогообложение, льготное кредитование выпуска экологически чистой продукции и внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов). Экологизация производства является в перспективе прибыльной. «Зеленый» бизнес в развитых странах всегда выгоден и обществу, и государству. Предприятия приобретают привлекательный имидж в глазах общественности и получают выход на мировой рынок. На повестку дня XXI в. поставлен вопрос о внедрении новой, экологически ориентированной стратегии предпринимательства - экологического менеджмента, главной задачей которого является достижение оптимального соотношения между экономическими и экологическими показателями деятельности предприятий. Для эффективного внедрения в жизнь экологического менеджмента нужны специалисты, обладающие новым, экологическим мышлением, экологической культурой, сознанием и поведением. Приоритетная мера - опережающее экологическое образование и воспитание человека, эффективная реализация программы «Экологическое образование населения России». ^ Основные направления перехода России на модель устойчивого развития Профессор В.И. Данилов-Данильян сформулировал четыре направления перехода России к устойчивому развитию: 1. Сохранение уцелевших естественных экосистем, восстановление части утративших экосистем так, чтобы в конечном счете биота Земли не утратила способность поддерживать экологическое равновесие на планете и обеспечивать приемлемую для человека хозяйственную емкость биосферы
Экологизация производства: переход к экологически безопасным технологиям, минимизирующим экологический риск и негативное воздействие на окружающую среду.
Нормализация потребления, предполагающая постепенное сокращение, а со временем - прекращение бессмысленного потребления, приносящего вред человеку и окружающей среде.
Нормализация демографических процессов на основе планирования семьи при обязательном соблюдении гуманистических принципов: каждый родившийся имеет право на достойную жизнь.
Для России первые два направления являются главными на данный момент (в современный период перехода к новым преобразованиям). Российские технологии производства сегодня зачастую неудовлетворительны не только экологически, но и экономически. Только на обновленной по экологическим параметрам технологической базе возможен устойчивый экономический рост в России. ^ Технико-экологические направления реализации устойчивого развития
Инвентаризация и реальный учет всех природных ресурсов, создание кадастров, банка данных ресурсов в регионах (с учетом количества и качества, их динамики, прогнозных запасов).
Разработка технологических и экологических нормативов на все виды ресурсов на основе лучшего отечественного и зарубежного опыта (США, Германия).
Достижение максимально возможной степени использования ресурсов и комплексной переработки сырья (нефть, руда, древесина и др.).
Широкая переработка и использование отходов как вторичных ресурсов (лом металлов, бумага, стекло, резина, пластмассы и др.).
В сельском хозяйстве - переход на биологическое (органическое) земледелие и внедрение биометодов борьбы с вредителями и болезнями растений
Разработка и использование более совершенных средств защиты окружающей среды от выбросов и сбросов загрязняющих веществ, шумов, излучений и др.
Экономия энергии и постепенная замена невозобно-вимых источников энергии на экологически чистые, нетрадиционные: энергии Солнца, ветра, геотермики, приливов, водорода и др.
Решение экологических проблем авто-, авиатранспорта (разработка безопасного топлива, дожигание топлива - очистка выхлопов, создание новых двигателей, защита от шума).
Переход на новые экономические механизмы в природопользовании, стимулирующие природоохранную деятельность предприятий, развитие рыночных методов (продажа прав, квот и лицензий на загрязнение окружающей среды по опыту США и Евросоюза).
^ Научно-технические резервы экономической эффективности природопользования Стратегия НТП в природопользовании ориентирована на ресурсосбережение, совершенствование экономического механизма, разработку научно обоснованных экологических нормативов и увеличение продукции, выпускаемой по мало- и безотходной технологии к 2005 г. более чем в 2 раза. Для этого необходимо (опираясь на собственный опыт и помощь развитых стран):
осуществить перевод промышленности в основном на качественно новые энерго- и ресурсосберегающие технологические процессы;
принять меры по полному удовлетворению потребности в оборудовании и приборах, обеспечивающих ускорение НТП в природопользовании и охране окружающей среды;
повысить гибкость действующих производств и технологий с целью экологически и экономически эффективной переработки сырьевых ресурсов;
осуществить широкое внедрение мембранных технологических процессов для хозяйственного и питьевого водоснабжения, обезвреживания газовых выбросов, очистки сточных вод с выделением из них ценных веществ.
^ Необходимые новые экономические инструменты для разрешения экологических противоречий
Важной составляющей концепции экологически устойчивого развития является экологическая экспертиза проектов хозяйственного развития и экоаудит действующих предприятий.
Одним из основных экономических инструментов практического осуществления концепции устойчивого экологического развития в России является совершенствование ценовой политики на готовую товарную продукцию, услуги и природные ресурсы. Реальная ценность экологических ресурсов должна находить отражение в ценах. Бесплатных, даровых ресурсов не может быть!
Внедрить рентные платежи во всех отраслях природопользования и в корне изменить существующую в стране налоговую систему, что позволит удвоить бюджеты всех уровней и обеспечить финансирование экологических программ.
Ростовскими учеными-экологами В.Г. Игнатовым, А.В. Кокиным (1997 г.) предложена перспективная модель выхода на устойчивое развитие России и определены критерии устойчивого развития для регионов страны:
Снижение уровня давления на окружающую среду.
Повышение уровня жизни населения.
Улучшение качества окружающей природной среды по основным параметрам показателей чистоты атмосферы, гидросферы, почвы, снижения объемов отходов.
Увеличение средней продолжительности жизни населения.
Сохранение биоты.
В таблице 3.1 представлена схема выхода на модель устойчивого развития в России. Выход из кризиса в стране возможен только при изменении курса государственной политики, направленной на возрождение своего сельского хозяйства, экологизации всей экономики России. Правительство РФ в 2000 г. приняло 10-летнюю программу (до 2010 г.) социально-экономического развития, в которой предусмотрены крупные мероприятия по социальной политике и модернизации экономики с поддержкой ежегодных устойчивых темпов экономического развития в среднем по 5 % в год. ^ Таблица 3.1 Схема выхода на модель устойчивого развития в России Действ. Результат
Мониторинг темпов экономического развити., использова-ни. природных ресурсов, со-сто.ни. окружающей природной среды на всех уровн.х управлени. экономикой |
Мотивированное управление состо.-нием экономики и природопользова-ни. на всех уровн.х власти |
Временна. активизаци. экспорта природных ресурсов |
Накопление оборотного капитала, сокращение давлени. на окружающую природную среду |
Сворачивание «гр.зных» производств |
Уменьшение расхода природных ресурсов, снижение темпов давлени. на окружающую природную среду, оздоровление населени. |
Закупка, создание новых, ресурсосберегающих технологий производства, его модерниза-ци.. Повышение качества вы-полнени. и контрол. экологических стандартов всех уровней. Увеличение использовани. возобновл.емых ресурсов, использование атомной и других нетрадиционных видов энергии |
Выход на средние мировые темпы развити. экономики, улучшение технологии водо-, лесо-, недро- и земле-пользовани. Укрепление экологических фондов за счет улучшени. налоговой политики за использованные ресурсы |
Проблему окружающей природной среды сместить в плоскость устойчивого развити. |
Создание единого Министерства по устойчивому развитию. Ликвидаци. социальных проблем. Переход в ноосферу |
Последние годы для России были благоприятными - объем экспорта возрос до 100-120 млрд долл., а активное сальдо внешней торговли составляет 50-60 млрд долл. За счет экспорта нефти и газа и сложившейся благоприятной для страны конъюнктуры цен, ВВП растет на 4-5 % в год. Это вселяет надежду у населения на то, что усилится внимание правительства и к экологическим проблемам при рассмотрении бюджетов всех уровней и Россия выйдет на модель устойчивого развития. Уменьшение природоемкости и ресурсосбережение - необходимые условия перехода к устойчивому развитию. Основные аспекты устойчивого развития для России определены ведущими экономистами и экологами :
Политико-правовой (народовластие, правовое государство, разумное законодательство и налогообложение, социальная справедливость, свобода и равенство всех людей перед законом, дружба народов, патриотизм и интернационализм).
Экономический (сочетание государственной, общественной и частной собственности, цивилизованные рыночные отношения, удовлетворение основных жизненных потребностей населения).
Экологический (коэволюция общества и природы, не-истощительное природопользование, экологизация производства и быта).
Социальный (искоренение голода и нищеты, забота о детях, пожилых, инвалидах, дошкольное, школьное и высшее образование за счет государства).
Международный (борьба за мир, помощь слаборазвитым странам, повышение роли ООН в охране природы, активное участие России в международном сотрудничестве).
Информационный (обмен информацией, ноу-хау, технологиями между развивающимися и развитыми странами).
В заключение заметим, что все беды и сложившиеся противоречия между экономикой и экологией в России идут от нерационального природопользования, несоблюдения основных принципов - неистощительного использования ресурсов и рациональных, приемлемых для биосферы, отходов производства. На рисунке 3.1 приведена структура рационального природопользования, на которой должен строиться весь хозяйственный механизм управления природопользованием России. [Рациональное природопользование] - Охрана Освоение
Изучение
Преобразование Учет и оценка, прогноз развити., разработка системы управлени. и использовани. Обеспечение качества Поддержание продуктивности (воспроизводство) Эффективность Комплексность и экономичность добычи и переработки Улучшение и оп-тимизаци. Обогащение (количественное и качественное)
^ Различные типы ресурсов окружающей природной среды Рис. 3.1. Структура рационального природопользования
Анализ развития экономической и экологической безопасности страны показывает, что они тесно взаимосвязаны. Приоритет в политике государства всегда отдавался и впредь будет отдан развитию ведущих отраслей, обеспечивающих наполнение бюджетов, удовлетворение потребностей в сырье, энергии. Но в бюджетах всех уровней особое внимание должно придаваться социальным показателям: увеличению расходов на социальные нужды, качеству жизни населения, снижению заболеваемости, оздоровлению окружающей среды. Несмотря на кризис в России, при рациональном ресурсном потреблении и реальном финансировании экологических программ, страна может достичь качества жизни населения на уровне развитых стран. А качество жизни профессор М.М. Гузев определил по следующим показателям :
степень чистоты среды обитания: воды, воздуха, почвы и др.;
экологически чистые продукты питания (в пределах нормативов страны, мира);
личная, экологическая, экономическая и юридическая безопасность;
здоровье населения и гарантии его поддержания;
обеспеченность жильем, личными благами и имуществом;
возможность иметь здоровых детей и дать им образование;
свобода выбора профессии, места работы;
возможность культурного отдыха и лечения;
прямая зависимость личного благополучия от трудовых усилий и др.
Поскольку современное природопользование в России находится в противоречии с требованиями безопасности населения и природы, то нужны срочные антикризисные меры во всех отраслях экономики: в ТЭКе, АПК, промышленности, ЖКХ и др. Главные направления хорошо известны и заключаются в энергосбережении, техническом перевооружении, в осуществлении комплекса экономических, административных, правовых и технологических мер на ближайшие 15-20 лет для достижения Россией уровня экономического развития 1990 г. (до начала «реформ»). 2. США И СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Разработка концепции и стратегии устойчивого развития США напрямую связана с глубокими и чрезвычайно быстрыми сдвигами в системе международных отношений последних десятилетий. Разрыв между развитием индустриальных и развивающихся стран сегодня воспринимается как угроза международной стабильности на всей планете Земля. Высокоразвитые страны стали рассматривать устойчивое развитие как стратегию. Первая долгосрочная цель американской стратегии устойчивого развития заключается в сохранении гарантированного доступа к ресурсному и экологическому потенциалу Земли в условиях растущего дефицита, уязвимости и обостряющейся в мире борьбы за более справедливое распределение прав на использование этих ресурсов. Вторая цель - в подключении внутригосударственного потенциала к укреплению конкурентных позиций США в мировой торговле и использование этого курса на экологизацию сфер производства приоритетов. Третья - в интернационализации американских приоритетов. Четвертая - в сохранении глобальной системы жизнеобеспечения посредством сокращения антропогенной нагрузки на планетарную биосферу и решение этой проблемы с помощью роста населения в развивающихся странах и сведения к минимуму обязательств США по контролю потребления ими ресурсного и экологического потенциала планеты. Одним из исходных принципов концепции является тезис о том, что граждане США имеют возможность получить хорошее образование. Это позволит им понять взаимосвязь между экономическим процветанием, состоянием окружающей среды и социальной справедливостью. Гражданская вовлеченность - одна из важнейших национальных задач в области устойчивого развития. Она формируется как предоставление полноценных возможностей отдельным гражданам, коллективам и деловым кругам для участия в выработке решений, касающихся природных ресурсов, окружающей среды, экономики. Принципы и цели в предлагаемых концепциях позволяют выделить четыре ключевых блока:
Во-первых , обеспечение экономического роста как основы процветания американской нации и поддержания экономических, социальных и экологических условий улучшения качества жизни американцев.
Во-вторых , укрепление позиций США в мировой экономике и повышение конкурентоспособности американских товаров и услуг.
В-третьих , удержание лидирующих позиций по руководству процессами, разработками и осуществление политики устойчивого развития, стандартов поведения, торговли и внешней политики, ответственности государств перед мировым сообществом.
В-четвертых , обоснование правомерности использования двойного стандарта в системе международных отношений, связанных с переходом к устойчивому развитию.
В американской концепции устойчивого развития говорится, что экономический рост базируется на новых технологиях и растущих мировых рынках. Известно, что экономический рост связан с потреблением ресурсного и экологического капитала. А США и другие индустриальные страны вышли за пределы емкости своих ресурсов и потребляют глобальную хозяйственную емкость. Как показали исследования, человечество переступило порог этой емкости и стоит перед лицом экологической катастрофы, предотвратить которую можно лишь при условии его возврата на уровень допустимых антропогенных нагрузок на биосферу. Существует три направления, способные обеспечить такой возврат:
Сократить потребления глобального ресурсного и экологического капитала.
Сократить численности населения планеты.
3. Прекратить расхищать глобальную хозяйственную емкость. Осознавая, что реальная угроза глобальной катастрофы существует и она обусловлена антропогенными нагрузками, США рассчитывают переложить бремя сокращения такой нагрузки на развивающиеся страны. На этом основании в систему национальных целей США введен пункт об уменьшении прироста населения в мире; усилия в области охраны окружающей среды и помощь развивающимся странам в этой области возведены в ранг высшего приоритета. В концепции говорится, что если каждый человек станет использовать меньше ресурсов и создавать меньше отходов, то и воздействие на окружающую среду уменьшится. Американские специалисты указывают на необходимость исправления ситуации, при которой мировой рынок диктует такую технологию - создавать и использовать ресурсы, не считаясь с наносимым экологическим ущербом. США стремятся: во-первых, использовать экологический императив глобальной стратегии устойчивого развития для экологизации производимых товаров и услуг; во-вторых, превратить уровень их экологичности в ключевой критерий доступа к ресурсам. Но менее других разработана идея концепции, которая посвящена обеспечению США лидирующих позиций в мире в области перехода к устойчивому развитию. Авторы концепции считают, что США должны быть лидером в разработке и проведении глобальной политики устойчивого развития. Одним из ключевых аспектов концепции является разработка двойных стандартов в отношении прав и обязанностей США, с одной стороны, и остального мира - с другой, по глобальному переходу к социально-экономико-экологической устойчивости. В концепции не содержится никаких обязательств США перед мировым сообществом, но есть указания на обязательства остальных стран по контролю демографических процессов, уровню загрязнения окружающей среды и принятию мер по сохранению глобальной природной среды. Участие США во всех международных природоохранных договорах и соглашениях - наилучший способ защиты американских экономических и экологических интересов. Международная помощь развивающимся странам с подключением Всемирного банка, Глобального экофонда - это эффективный инструмент американского лидерства в управлении переходом мирового сообщества к устойчивому развитию (УР). Противоречивость американской стратегии УР очевидна: 1) США - самый большой загрязнитель природы на Земле (25-27 %), но не желает сокращать антропогенную нагрузку до среднего уровня стран и платить за загрязнение окружающей среды слаборазвитым странам; 2) позитивная позиция США лично для своей нации заключается в отрыве от международной ситуации, в отстаивании своих интересов, мобилизации человеческого капитала и природных ресурсов развивающихся стран для обеспечения устойчивого развития американского общества. Ключевой тезис доклада по УР США: «Страна, охраняющая свои экосистемы и разумно распоряжающаяся своими природными ресурсами, закладывает более прочную базу для будущего процветания, чем та, которая небрежно транжирит «свое наследие и разрушает природный капитал». Национальная стратегия США по захвату лидирующих позиций в формировании глобальной стратегии УР не находит поддержки в странах третьего мира, что наглядно было выражено на Йоханнесбургском саммите (2002 г.), когда выступления американских политиков освистывались.
Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие - экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому, в ряду глобальных проблем, решение которых плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды планеты, по сути дела - среды обитания людей и всего живого на Земле.
Концепция устойчивого развития формировалась в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих влияние на состояние природной среды. Это - конструктивная реакция общества на наблюдаемые и активно освещаемые в научных публикациях и средствах массовой информации процессы деградации природы под усиленным антропогенным давлением. Идеи о необходимости устойчивого развития не новы, ведь еще в начале XX века наш великий соотечественник В.В. Вернадский, намного опережая свое время, выдвинул концепцию ноосферы (сферы разума), в основе которой лежит идея гармонизации взаимодействия общества и природы. Он говорил, что «человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой, которая определяет новое геологическое эволюционное изменение биосферы» и предупреждал об опасностях, скрытых в формировании ноосферы.
В наше время концепция устойчивого развития явилась логическим итогом научного и социально-экономического развития, бурно начинавшегося в 1970-е гг., когда вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, было посвящено большое количество научных работ.
Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом к экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящен ряд научных работ. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа, а в СССР -- Всесоюзный институт системных исследований.
В формировании концепции устойчивого развития, которое проходило в рамках системы ООН под эгидой ЮНЕСКО, можно обозначить несколько основных вех: первая межправительственная конференция по окружающей человека среде в Стокгольме (1972 г.) и последующие конференции в Рио-де-Жанейро (1982, 1992 гг.) и, наконец, - в Йоханнесбурге (2002 г.).
Началом послужила, выдвинутая в начале 1970-х гг. американскими учеными во главе с Д. Форрестером, Д. Медоузом и др., теория «пределов роста», предполагающая, что при сохранении существующих тенденций роста мирового населения, возрастания послевоенного промышленного производства и, как следствие, экспоненциального увеличения загрязнения окружающей среды и истощения природного потенциала планеты наступит так называемая «глобальная катастрофа».
В 70-е гг. прошлого столетия эта теория еще не имела достаточного количества сторонников в социальных сферах жизни стран мира (общественных организациях, правительствах и т.д.) и часто подвергалась серьезной критике. Так, отмечалось, что «теория «пределов роста» игнорирует способности развития производительных сил и производственных отношений в эпоху научно-технической революции и не учитывает различия социальных систем». Однако с развитием международной интеграции и социально-экономических международных связей все большее количество людей стало понимать и принимать концепцию устойчивого развития общества.
Проведение в 1972 году в Стокгольме Конференции ООН по окружающей человека среде и создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая -- министерства и ведомства по окружающей среде.
Определяющую роль в первичном становлении концепции устойчивого развития сыграла состоявшаяся в июне 1972 г. в Стокгольме (Швеция) Конференция ООН по окружающей среде, решения которой стали историческими для всего человечества. Тогда впервые было заявлено о включении в программы действий на правительственном уровне мер по решению проблем деградации окружающей природной среды, были приняты: программное заявление участников (декларация из 26 принципов), план действий, который включал 109 рекомендаций, и рекомендация для генеральной ассамблеи ООН о создании Программы ООН по окружающей среде.
Был образован добровольный Фонд окружающей среды и установлен Всемирный день окружающей среды 5 июня. Стокгольмская декларация об окружающей человека среде и содержащиеся в ней принципы впервые сформулировали свод «мягких законов» международной природоохранной деятельности. На Стокгольмской конференции было сформулировано право людей жить «в окружающей среде такого качества, которое предполагает жизнь, полную достоинства и благосостояния».
После Стокгольмской конференции 1972 года стало возможным говорить о государственных природоохранных приоритетах и зарождении всемирного природоохранного движения.
В России первым международным документом, в котором содержалось упоминание об устойчивом развитии, была Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП), разработанная под эгидой Международного союза охраны природы (МСОП), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирного фонда дикой природы (ВВФ). Стратегию обсудили на конференции МСОП в Ашхабаде в 1979 г. и затем приняли в качестве программного документа в 1980 г.
В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы, принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. Вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля -- Стратегия устойчивой жизни» и была опубликована в октябре 1991. В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. Для этого необходимо: сохранять системы поддержки жизни (жизнеобеспечения), сохранять биоразнообразие и обеспечить устойчивое использование возобновляемых ресурсов. Появились исследования по экологической безопасности как части национальной и глобальной безопасности.
В 1980-е годы Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) призывала к необходимости перехода к «развитию без разрушения». В 1980 году впервые получила широкую огласку концепция устойчивого развития во Всемирной стратегии сохранения природы, разработанной по инициативе ЮНЕП, Международного союза охраны природы (МСОП) и Всемирного фонда дикой природы. В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах.
Устойчивое развитие (англ. sustainable development) -- процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
Сам термин «устойчивое развитие» («sustainable development») получил широкое распространение с 1987 года, когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», известный как доклад Г.Х. Брундтланд, возглавившей ее работу.
Официальное признание эта точка зрения получила на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, когда по итогам доклада Комиссии ООН по окружающей среде под руководством Премьер-Министра Норвегии Г.Х. Брудтланд был принят новый принцип развития мировых производительных сил, получивший название «Sustainable development», который в русском переводе получил название «Устойчивое развитие». Определение устойчивого развития, предложенное комиссией Брундланд, широко принято как наименее спорное из всех, однако, оно скорее отражает стратегическую цель, чем указывает конкретный путь для практических действий.
Если к 1989 г. насчитывалось более 30 определений УР, то сегодня их число достигает 100. Определения отличаются друг от друга акцентом на определенных проблемах, таких как: сохранение биоразнообразия, несущую способность окружающей природной среды, сохранение природных ресурсов, равновесие между экономической деятельностью и состоянием окружающей среды, устойчивый рост экономики, справедливые отношения между поколениями, межрегиональную справедливость, качество жизни, социальные и культурные ценности.
В 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР). Принятая на этой Конференции декларация отразила эволюцию мирового консенсуса по природоохранным вопросам за два десятилетия, начиная от Стокгольмской декларации. Этот документ был обращен в первую очередь к государствам, хотя ряд его принципов имеет универсальное значение.
Принцип 1 определяет центральное место людей в устойчивом развитии, т.е. его антропоцентрическую направленность.
Принцип 2 определяет, что государство является гарантом обеспечения должного качества окружающей природной среды и несет ответственность за нанесение вреда природной среде других государств за пределами его юрисдикции.
Принципы 3-5 устанавливает необходимость взаимоувязки целей социально-экономического развития, включая борьбу с бедностью, с целями сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
В принципах 7-9, 12, 14 подчеркивается важная роль всех государств и их сотрудничества в области охраны окружающей среды, включая проведение должной политики производства и потребления, демографических процессов, достижения экономического роста, приемлемых торговых отношений, решения трансграничных и глобальных проблем окружающей среды, отказа от перемещения опасной для природы деятельности и веществ в другие страны, а также отмечается особая ответственность развитых стран за состояние окружающей среды.
В соответствии с принципом 10 особое значение придается общественному участию в решении проблем окружающей среды; принцип 11 определяет необходимость развития природоохранного законодательства и нормативов.
Государствам рекомендуется использовать экономические механизмы охраны окружающей среды, платность за загрязнение (принцип 16); использовать оценку воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в качестве национального механизма экологической экспертизы (принцип 17), оповещать другие государства о стихийных и других бедствиях с трансграничными последствиями (принцип 18).
Важный вклад женщин, молодежи, коренных народов и местных общин отмечается в принципах 21-23.
Выделены вопросы взаимосвязи военных действий, мира и состояния окружающей среды, а также мирного разрешения природных конфликтов (принцип 24-26).
Важность партнерства между странами и совершенствования международного природоохранного права определена в принципе 27.
В другом документе, принятом на этой же конференции - «Повестке дня» - каждой стране было рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития на основе экономических, социальных и природоохранных планов, обеспечивая их согласованность. При этом отмечалось, что одной из целей стратегии должно стать обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране окружающей природной среды в интересах будущих поколений.
Всемирный саммит (форум на высшем уровне) по устойчивому развитию (ВСУР), состоявшийся в сентябре 2002 года в г. Йоханнесбурге (ЮАР), подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития. Если на конференции в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) доминировала проблема окружающей среды для достижения целей устойчивого развития, то в Йоханнесбурге этой проблеме уделялось такое же внимание, как обсуждение социальных и экономических вопросов.
Поэтому в двух принятых документах Йоханнесбургского саммита (Политическая декларация - Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию) приоритет отдается решению социальных вопросов для достижения устойчивого развития, прежде всего искоренению бедности, развитию здравоохранения и, особенно, санитарии, включая обеспечение чистой питьевой водой. Вопросы окружающей среды рассматривались, в основном, с позиций охраны природно-ресурсной базы экономического и социального развития и управления ею, включая изменения структуры потребления и производства.
Таким образом, человечество приняло новую парадигму развития. То есть в глобальном масштабе переход к устойчивому развитию императивен: рациональной альтернативы ему нет. Человечество выживет как вид только в том случае, если сумеет установить такое равновесие между собственной жизнедеятельностью и возможностями биосферы, которое не просто сохраняло бы живой мир, но позволяло бы постоянно воспроизводить возобновляемые ресурсы планеты и обеспечить экономное использование невозобновляемых ресурсов как минимум до тех пор, пока широкий выход человека в Мировой океан и космическое пространство не откроют перед ним новые резервы энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов. Но в национальном и региональном масштабах это означает, что принятые первоначально два аспекта устойчивости развития - природоохранный и экономический - недостаточны для претворения концепции устойчивого развития в жизнь: они должны дополняться теперь другими аспектами: социальным, информационным, управленческим и др.
Задачи устойчивого развития и сохранения окружающей среды в несколько скрытом виде можно выявить при анализе последствий тех или иных правительственных мер (например, по структурной перестройке экономики, ресурсосбережению и пр.).
Позиция стратегии в отношении «содействия повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение стратегического маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг» однозначно указывает, что, при росте доли перерабатывающих и обслуживающих отраслей, доля в экономике ресурсных отраслей и секторов (ТЭК, АПК, лесное хозяйство и пр.) должна, соответственно, понизиться. То есть, нагрузка на природу - по крайне мере структурная - в будущем снизится. Налицо попытка движения экономики в направлении устойчивого развития. Достигаться эти цели будут на основе рыночной регуляции, минимизации вмешательства государства, открытости экономики и пр.
Административные реформы последних лет, направленные на переход России к устойчивому развитию, предоставили ряд новых управленческих решений, не позволяющих утвердить подготовленную стратегию в том виде, в котором она была подготовлена. Стало вполне очевидно, что одним из базовых принципов политики России при переходе к устойчивому развитию является сохранение природных систем, поддержание качества окружающей среды, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Административная реформа позволила определить приоритетные практические подходы к проблеме перехода к устойчивому развитию, поэтому эффективный переход к устойчивому природопользованию связан с проводимой в настоящее время ревизией национальной нормативно-правовой базы, созданием правового инструментария перехода к устойчивому развитию.
Уже с 70-х годов 20 века человечество стало осознавать, что в мире с катастрофически ухудшающейся окружающей средой не может существовать Экономика также не в состоянии полноценно развиваться, но так как и остановиться она не может, то ей нужно пойти по иному пути, не разрушая природу.
По проблеме отношения человека со средой, окружающей его, в настоящее время накоплен огромный багаж знаний. Все они свидетельствуют о том, что устойчивое развитие - это первостепенная задача всего Только его обеспечение и понимание всей сложившейся картины в целом поможет спасти нашу цивилизацию.
Но концепция устойчивого развития сможет реализоваться только в случае соблюдения ряда принципиальных требований.
Первое условие - это борьба не с последствиями человеческой деятельности, приносящей вред, а с причинами. Исправление результатов предполагает проведение очистки. Понятно, бесперспективна. А вот борьба с причинами приводит к полному изменению способов жизнедеятельности людей. При этом формируется такая политика, которая исключает негативное воздействие на природу, на окружающую среду и нерациональное использование всех ее ресурсов.
Второе условие, соблюдение которого необходимо для того, чтобы осуществилась концепция устойчивого развития, - отказ от политики не имеющего границ роста потребления и производства. Это происходит во всем мире, но особенно остро ощущается в Проведение такой политики безопасными экологическими мерами не в состоянии обеспечить никакие ресурсы Земли.
Концепция устойчивого развития будет функционировать только при условии прекращения роста населения в мире. Наибольшее превышение наблюдается в развивающихся странах. Уже сейчас количество людей на Земле больше, чем ее природные ресурсы и возможности.
Переход к использованию чистого производства во всех местах - тоже важное условие, без которого не реализуется концепция устойчивого развития. Экология планеты получает огромный ущерб от применения традиционных технологий. Поэтому нужно как можно быстрее и повсеместно вводить новое оборудование, которе в силу своего совершенства образует меньше отходов и потребляет меньше ресурсов (энергетических и материальных).
Пятое условие - это понимание того, что экономические, экологические и материальные проблемы крепко друг с другом связаны. Взаимодействие происходит следующим образом. Экономические характеристики производства влияют на экологические. А вместе взятые они зависят от уровня применяемых в работе технологий.
Шестое условие - это проведение анализа любой деятельности, связанной с изготовлением аппаратов, машин, технологий, приборов и т. п. Дело в том, что для производства нужны энергоносители и ресурсы, то есть, так или иначе, происходит воздействие на экологию. Эксплуатация изделий, сошедших с конвейера, тоже требует определенных затрат. Проблемой является и утилизация техники, вышедшей из строя. Таким образом, инженеры должны найти такие решения, которые привели бы к наименьшим затратам и минимальному влиянию на экологию, начиная с изготовления изделия и заканчивая последним днем его эксплуатации.
Седьмое требование - это формирование и принятие предупредительных мер. Даже в том случае, когда нет уверенности в том, что наступят последствия, угрожающие окружающей среде.
Концепция устойчивого развития никогда не реализуется полностью без соблюдения восьмого условия - формирования у населения экологического мышления.
И последнее, девятое, условие - постоянная борьба за сохранение занесенных в Красную книгу биологических видов.
Однако принципы, перечисленные выше, сами по себе еще проблему не решают. Чтобы они функционировали, руководство всех стран должно разработать на их основе такие практические мероприятия, которые смогли бы обеспечить реализацию всех требований и условий.
Введение
Термин "устойчивое развитие" был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:
1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения):
2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.
Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени. Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления
на биосферу.
Понятие устойчивого развития
Устойчивое развитие– это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Эта формулировка из доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 году, стала сутью новой парадигмы развития человечества. В принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году представителями 179 стран «Повестке на XXI век» концепция устойчивого развития приобрела статус важнейшего принципа существования земной цивилизации.
Особенно активно идеи устойчивого развития распространялись в мире в последние 10–15 лет. Большое количество стран сделало реальные шаги по переходу к устойчивому развитию. В них созданы государственные органы, ответственные за устойчивое развитие (советы, комиссии, комитеты при правительствах или главах государств), разработаны или разрабатываются документы национального уровня, ориентирующие развитие на путь устойчивости (концепции и стратегии устойчивого развития, законы, другие нормативные и методические документы). Все большее распространение получают модели устойчивого производства и потребления. Расширяется участие общественности, ученых, бизнеса в решении проблем устойчивого развития.
Весь мир, и Россия в том числе, стоит на пороге третьей, после агрикультурной и индустриальной, цивилизационной революции, не менее, а может быть, и более фундаментальной, чем две предыдущие. Стратегию устойчивого развития невозможно создать, исходя из традиционных общечеловеческих представлений и ценностей, стереотипов мышления. Она требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов, соответствующих не только современным реалиям, но и предполагаемым перспективам развития в III тысячелетии.
Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития - антропоцентрический и биосфероцентрический.
Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой”. Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.
Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу.
Устойчивое развитие — такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений. Концепция устойчивого развития рассматривается как предпосылка долговременного прогресса человечества, сопровождаемого приумножением капитала и улучшением экологических условий. Концепция устойчивого развития подразумевает развитие региона через самоорганизацию при рамочной внешней поддержке, предупреждающей возможность его перехода в состояние необратимой деградации среды. Для человечества в целом эта концепция подразумевает частичное, целенаправленное, поддерживающее перемещение финансовых ресурсов из богатых регионов в бедные при широком обмене экологическими знаниями и информацией.
Источник: EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010
Устойчивое развитие — гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей.
Понятие и определения устойчивого развития
Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» - экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности - приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объёмы финансовых сделок превышают объёмы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний. Удельная энергоемкость хозяйственной деятельности продолжает снижаться, хотя общее энергопотребление пока растет.
Значительное большинство международных организаций системы ООН включило в свою деятельность существенную экологическую составляющую, ориентированную на переход к устойчивому развитию. Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост - или по крайней мере неуменьшение - во времени всех этих активов. Для рационального управления экономикой страны применяется та же логика, что используется для рационального управления личной собственностью.
В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой - инвестиции в людей - один из самых ценных активов любой страны. При переходе на вычисление истинных темпов сбережений (инвестиций) этот недостаток исправляется корректировкой рассчитываемых традиционными методами темпов сбережений: в сторону уменьшения - путем оценки истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды (потеря природного капитала), и в сторону увеличения - путем учёта возрастания человеческого капитала (прежде всего из-за инвестиций в образование и базовое медицинское обслуживание).
На современном этапе перехода к устойчивому развитию страны-члены ООН должны создавать рамочные условия, обеспечивающие возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады – природа, население, хозяйство.
При этом механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты с учетом воздействия реализации этих решений в экологической сфере, наиболее полной оценки затрат, выгод и рисков, а также с соблюдением следующих критериев:
- никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;
- ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут исходя из экономических и социальных факторов.
Источник: И.Алборов, О.Хадарцев, П.Авдеев, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности
Хартия Земли
Преамбула
«Мы вступили в критический момент истории Земли, когда человечество должно выбрать своё будущее. Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким, а будущее таит в себе одновременно и большую опасность, и большую надежду. Чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. В этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями.»
Принципы
Четыре столпа и шестнадцать принципов Хартии Земли:
I. Уважение живого сообщества Земли и забота о нём
- Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.
- Заботиться о живом сообществе, относиться к нему с пониманием, состраданием и любовью.
- Создавать справедливые, открытые для сотрудничества, устойчивые и миролюбивые демократические сообщества.
- Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений.
II. Экологическая целостность
- Защищать и сохранять целостность экосистем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни.
- Использовать в качестве лучшего метода защиты окружающей среды стратегию «предотвращения вреда», а при недостатке информации - стратегию «предосторожности».
- Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ.
- Развивать исследования в области экологической устойчивости и осуществлять открытый обмен информацией и ее повсеместное применение на практике.
III. Социальная и экономическая справедливость
- Рассматривать искоренение нищеты как этический, социальный и экологический императив.
- Следить за тем, чтобы экономическая деятельность и экономические институты на всех уровнях способствовали развитию человека справедливым и устойчивым образом.
- Поддерживать справедливость и равенство в отношениях между полами как предпосылку устойчивого развития и обеспечить всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания.
- Поддерживать права всех без исключения людей на природное и социальное окружение, поддерживающее человеческое достоинство, здоровье и духовное благополучие, уделяя особое внимание правам коренных народов и различных меньшинств.
IV. Демократия, ненасилие и мир
- Укреплять демократические институты на всех уровнях, обеспечивать прозрачность и подотчетность в их управлении, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию.
- Вводить в системы формального и неформального образования знания, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития.
- Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием.
- Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.
Избранная библиография
Монографии и брошюры
РЭЦЦА - Центральная Азия на пути к устойчивому развитию (2002)
ЭСКАТО - Региональная платформа устойчивого развития для стран Азии и Тихоокеанского региона (2001)
ЭСКАТО - Достижение Целей Устойчивого Развития в Северной и Центральной Азии (2017)
Статьи
Абдуллаев И. - Вопросы устойчивого развития в ИУВР (2014)
Абдуназарова Н.Ф., Нигматов А.Н. - Образование для устойчивого развития – эффективный механизм урегулирования региональных экологических проблем в Центральной Азии (2014)
Аймбетов Н.К., Огай О.А. - Концептуальные основы устойчивого развития Республики Каракалпакстан (2002)
Айдаралиев А.А. - Глобальное изменение климата и устойчивое развитие горных районов Кыргызской Республики (2013)
Аннаев Б. - Устойчивое развитие и некоторые вопросы управления водными ресурсами Центральной Азии (2004)
Атаходжаева М.А. – Оценка качества жизни населения Республики Таджикистан в современный период (2011)
Бабина Ю.В., Варфоломеева Э.А. - Концепция устойчивого развития и экологический менеджмент
Ванюшин В.А. - Постановка проблемы устойчивого развития, ее объективное содержание и пути решения
Грибова Е.В. - Экологически устойчивое управление водными ресурсами (2015)
Должиков А.В. - Конституционная концепция устойчивого развития (2015)
Мамедов Н.М. - Становление и сущность концепции устойчивого развития
Мамедов Н.М. - Устойчивое развитие условие выживания человечества
Мадаминов А.А., Усмонов Р. – Теоретические основы устойчивого развития сельского хозяйства (2009)
На пути к устойчивому развитию человечества (2012)
Назыров А.А., Пулатов Я.Э. - Вода - основной фактор устойчивого развития (2003)
Урсул А.Д. - Устойчивое развитие: генезис идей, моделирование, дефиниции
Шпапгенберг Й.Х. - Устойчивое развитие: концепция, основы, вызовы, применения
Эргашев А. - О Конвенции устойчивого развития и её важности для Центральной Азии (2012)
Соглашения на глобальном и региональном уровне
Основные итоговые документы по Всемирного саммита по устойчивому развитию (2003)