Что собой представляет путь устойчивого развития человечества. Курсовая работа: Концепция устойчивого развития

Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет

Кафедра философии

Реферат на тему “ Критерии НТП в концепции устойчивого развития

Выполнила студентка гр. 50611\10 Егорова Е.Э.

Проверила преподаватель проф. О.Д. Шипунова

Санкт-Петербург 2012

План: Введение.

    Концепция устойчивого развития в мире и в России (прин­ципы, критерии, аспекты, направления).

    . США и стратегия устойчивого развития. Выводы. Список литературы.

1.УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ - ПРИОРИТЕТ XXI в. (понятия, критерии, принципы, концепции и стратегии) ВВЕДЕНИЕ Сохранение биосферы Земли в условиях растущего антро­погенного воздействия на экосистемы - одна из глобальных проблем современности. В современных условиях обнажились глу­бокие противоречия между экономическим ростом и состояни­ем окружающей среды. Мировой и российский опыт в 1990-е гг. показал, что, с одной стороны, невозможно обеспечить устой­чивое экономическое развитие общества за счет разрушения при­родной среды и истощения природных ресурсов, а с другой сто­роны, без сильной экономики невозможно сохранить необхо­димые для выживания человека параметры качества окружаю­щей среды. В последние годы экологический фактор стал реаль­но лимитировать народное благосостояние: ухудшается здоро­вье населения, сокращается продолжительность жизни, а рас­точительный и бессистемный характер природопользования по­рождает все более острые экологические проблемы. Современные темпы экономического развития, особенно во второй половине ХХ столетия, обострили проблему ограниченности и истощения природных ресурсов, в связи с чем возникла необходимость учета экологических требований к экономике - растут мировые цены на топливно-энергетические ресурсы за счет роста экологических издержек в ценах, увеличиваются платы за загрязнения среды и за использование ресурсов, совершенству­ется экологическое регулирование и нормативно-правовая база в природопользовании. Начиная с 1980-х гг. особый приоритет в будущем приобретает понятие устойчивого развития. Впервые это понятие было введено в лесном хозяйстве. На протяжении 200 лет в этой отрасли стремятся к тому, чтобы вы­рубка деревьев не превышала темпов их естественного прироста. Широко распространенное сегодня понятие устойчивого развития берет свое начало от Brundtland-комиссии. По пору­чению ООН, эта комиссия увязала понятия «развитие» и «эко­логия» в одно целое. Главной задачей мирового сообщества про­возглашена необходимость обеспечения устойчивого развития. В 1987 г. комиссия ООН сформировала суть понятия ус­тойчивого развития как «длительное непрерывное развитие, обеспечивающее потребности живущих сегодня людей без ущер­ба удовлетворению потребностей будущих поколений». Проблема устойчивого развития стала ведущей темой Международной конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992 г.). 179 стран отметили необходимость поддержания условий жизни на Земле и выработали програм­му на XXI в., где экология, экономика и социальная безопас­ность должны слиться в неразделимый монолит. ^ Устойчивое развитие - это развитие, которое сочетает в себе неуклонное улучшение экономических и социальных условий жизни с долговременным сохранением природных основ этой жизни. Устойчивое развитие включает два понятия:

    понятие «потребностей», в частности важнейших потреб­ностей бедных слоев населения мира, которые должны быть предметом первостепенного внимания;

    понятие «ограничений», которые накладывает уровень технологического развития и организации общества на спо­собность окружающей среды удовлетворять нынешние и буду­щие потребности.

Таким образом, устойчивое развитие призвано ориенти­ровать экономическую деятельность на удовлетворение нынешних экономических и социальных потребностей, не ставя под угрозу возможности удовлетворения потребностей в будущем. Идея связи стратегии будущей безопасности России и ее перехода к устойчивому развитию исходит из того, что обеспечение безопасности «неустойчивого развития», модель которого пока реализуется в нашей стране (и в мире в це­лом), в принципе невозможно. Переход к устойчивому раз­витию предполагает обеспечение безопасности во всех отно­шениях, а всеобщая безопасность также реализуется на пути устойчивого развития. 2. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В МИРЕ И В РОССИИ (принципы, критерии, аспекты, направления) Концепция устойчивого развития разработана в 1980-е гг. специальным комитетом ООН во главе с премьер-министром Норвегии госпожой Брундтланд. ^ Устойчивое развитие - такое развитие, при котором спо­собы производства и уровень потребления осуществляются без ущерба для природы и человечества в настоящем и будущем. Основные принципы устойчивого развития определены в Декларации Рио-92:

    Признание человека как высшей ценности и его права на здоровую жизнь в гармонии с природой.

    Осуществление такого развития, которое обеспечивает удовлетворение эколого-социально-экономических потребно­стей нынешнего и будущего поколений.

    Охрана окружающей природной среды как неотъемле­мый элемент развития.

    Уменьшение разрыва в уровнях жизни между богатыми и бедными (на 1 / 5 населения - 3 / 4 мирового дохода).

ООН определила четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу (для мира в целом, и они приме­нимы в России): 1. В потреблении природных ресурсов (земля, лес) должен быть обеспечен режим простого воспроизводства (сохранение лесов, земель, поголовья скота, зверей, птиц).

    Максимально возможное замедление темпов исчерпа­ния невозобновимых природных ресурсов с перспективой за­мены на другие виды ресурсов (замена нефти, газа, угля сол­нечной, ветровой, биоэнергией).

    Возможность минимизации отходов на основе внедре­ния малоотходных, ресурсосберегающих технологий.

    Загрязнение окружающей природной среды в перспек­тиве не должно превышать современный уровень («нулевое заг­рязнение» нереально).

Учет этих критериев в разработке концепции устойчивого развития позволит сохранить окружающую природную среду для следующих поколений и не ухудшит экологию. С другой стороны, концепция экологически устойчивого развития предполагает экологизацию всей жизни общества - экологизацию культуры и науки, промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, городского хозяйства, де­мографической политики и, самое главное, экологизацию нрав­ственности и формирование новой этики природопользования. Всемерная экологизация хозяйственной деятельности дол­жна стать основой перехода регионов и России к устойчивому развитию. В регионах страны ведутся разработки эколого-эко-номических механизмов хозяйственной и природоохранной де­ятельности («зеленого» ВНП), призванных обеспечить устой­чивое развитие. Экономические методы управления природо­пользованием следует дополнить экологическим менеджмен­том, обеспечивающим как повышение эффективности произ­водства, так и охрану окружающей среды, рациональное ис­пользование природных ресурсов. Стратегия экологического оздоровления страны и регио­нов требует в первую очередь усиления государственного регу­лирования природопользования, реализации принципов разум­ной достаточности как по отношению к природе, так и по от­ношению к человеку. Устойчивое развитие должно опираться на систему доста­точно жестких мер государства с одновременным использовани­ем рыночных факторов в системе экологического регулирования. Законами РФ «Об охране окружающей среды» и «Об эко­логической экспертизе» предусмотрены обязательная оценка воздействия действующих и проектируемых производств на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза, без ко­торой никакие проекты не подлежат реализации. ^ Экологическая структурная политика означает приоритет­ное развитие чистых производств, абсолютный и относитель­ный рост капитальных и текущих природоохранных затрат на воспроизводство природных ресурсов, опережающий ввод в эксплуатацию очистных и других сооружений, развитие эколо­гической инфраструктуры, непрерывное экологическое обра­зование всего населения. ^ Экономическое стимулирование природоохранной дея­тельности - важное направление экологизации производства (льготное налогообложение, льготное кредитование выпуска экологически чистой продукции и внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов). Экологизация производства является в перспективе при­быльной. «Зеленый» бизнес в развитых странах всегда выгоден и обществу, и государству. Предприятия приобретают привле­кательный имидж в глазах общественности и получают выход на мировой рынок. На повестку дня XXI в. поставлен вопрос о внедрении новой, экологически ориентированной стратегии пред­принимательства - экологического менеджмента, главной зада­чей которого является достижение оптимального соотношения между экономическими и экологическими показателями деятель­ности предприятий. Для эффективного внедрения в жизнь экологического менеджмента нужны специалисты, обладающие новым, эко­логическим мышлением, экологической культурой, созна­нием и поведением. Приоритетная мера - опережающее эко­логическое образование и воспитание человека, эффектив­ная реализация программы «Экологическое образование на­селения России». ^ Основные направления перехода России на модель устойчивого развития Профессор В.И. Данилов-Данильян сформулировал четы­ре направления перехода России к устойчивому развитию: 1. Сохранение уцелевших естественных экосистем, восста­новление части утративших экосистем так, чтобы в конечном счете биота Земли не утратила способность поддерживать экологическое равновесие на планете и обеспечивать приемлемую для человека хозяйственную емкость биосферы

    Экологизация производства: переход к экологически бе­зопасным технологиям, минимизирующим экологический риск и негативное воздействие на окружающую среду.

    Нормализация потребления, предполагающая постепен­ное сокращение, а со временем - прекращение бессмысленного потребления, приносящего вред человеку и окружающей среде.

    Нормализация демографических процессов на основе планирования семьи при обязательном соблюдении гуманис­тических принципов: каждый родившийся имеет право на дос­тойную жизнь.

Для России первые два направления являются главными на данный момент (в современный период перехода к новым преобразованиям). Российские технологии производства сегодня зачастую неудовлетворительны не только экологически, но и экономи­чески. Только на обновленной по экологическим параметрам технологической базе возможен устойчивый экономический рост в России. ^ Технико-экологические направления реализации устойчивого развития

    Инвентаризация и реальный учет всех природных ре­сурсов, создание кадастров, банка данных ресурсов в регио­нах (с учетом количества и качества, их динамики, прогноз­ных запасов).

    Разработка технологических и экологических нормати­вов на все виды ресурсов на основе лучшего отечественного и зарубежного опыта (США, Германия).

    Достижение максимально возможной степени исполь­зования ресурсов и комплексной переработки сырья (нефть, руда, древесина и др.).

    Широкая переработка и использование отходов как вто­ричных ресурсов (лом металлов, бумага, стекло, резина, плас­тмассы и др.).

    В сельском хозяйстве - переход на биологическое (орга­ническое) земледелие и внедрение биометодов борьбы с вре­дителями и болезнями растений

    Разработка и использование более совершенных средств защиты окружающей среды от выбросов и сбросов загрязняю­щих веществ, шумов, излучений и др.

    Экономия энергии и постепенная замена невозобно-вимых источников энергии на экологически чистые, нетра­диционные: энергии Солнца, ветра, геотермики, приливов, водорода и др.

    Решение экологических проблем авто-, авиатранс­порта (разработка безопасного топлива, дожигание топли­ва - очистка выхлопов, создание новых двигателей, защи­та от шума).

    Переход на новые экономические механизмы в приро­допользовании, стимулирующие природоохранную деятельность предприятий, развитие рыночных методов (продажа прав, квот и лицензий на загрязнение окружающей среды по опыту США и Евросоюза).

^ Научно-технические резервы экономической эффективности природопользования Стратегия НТП в природопользовании ориентирована на ресурсосбережение, совершенствование экономического меха­низма, разработку научно обоснованных экологических нор­мативов и увеличение продукции, выпускаемой по мало- и бе­зотходной технологии к 2005 г. более чем в 2 раза. Для этого необходимо (опираясь на собственный опыт и помощь развитых стран):

    осуществить перевод промышленности в основном на качественно новые энерго- и ресурсосберегающие технологи­ческие процессы;

    принять меры по полному удовлетворению потребнос­ти в оборудовании и приборах, обеспечивающих ускорение НТП в природопользовании и охране окружающей среды;

    повысить гибкость действующих производств и техно­логий с целью экологически и экономически эффективной пе­реработки сырьевых ресурсов;

    осуществить широкое внедрение мембранных техноло­гических процессов для хозяйственного и питьевого водоснаб­жения, обезвреживания газовых выбросов, очистки сточных вод с выделением из них ценных веществ.

    ^ Необходимые новые экономические инструменты для разрешения экологических противоречий

    Важной составляющей концепции экологически устойчи­вого развития является экологическая экспертиза проектов хо­зяйственного развития и экоаудит действующих предприятий.

    Одним из основных экономических инструментов прак­тического осуществления концепции устойчивого экологичес­кого развития в России является совершенствование ценовой политики на готовую товарную продукцию, услуги и природ­ные ресурсы. Реальная ценность экологических ресурсов долж­на находить отражение в ценах. Бесплатных, даровых ресурсов не может быть!

    Внедрить рентные платежи во всех отраслях природо­пользования и в корне изменить существующую в стране нало­говую систему, что позволит удвоить бюджеты всех уровней и обеспечить финансирование экологических программ.

Ростовскими учеными-экологами В.Г. Игнатовым, А.В. Кокиным (1997 г.) предложена перспективная модель вы­хода на устойчивое развитие России и определены критерии устойчивого развития для регионов страны:

    Снижение уровня давления на окружающую среду.

    Повышение уровня жизни населения.

    Улучшение качества окружающей природной среды по основным параметрам показателей чистоты атмосферы, гид­росферы, почвы, снижения объемов отходов.

    Увеличение средней продолжительности жизни населения.

    Сохранение биоты.

В таблице 3.1 представлена схема выхода на модель устой­чивого развития в России. Выход из кризиса в стране возможен только при измене­нии курса государственной политики, направленной на воз­рождение своего сельского хозяйства, экологизации всей эко­номики России. Правительство РФ в 2000 г. приняло 10-летнюю програм­му (до 2010 г.) социально-экономического развития, в ко­торой предусмотрены крупные мероприятия по социальной политике и модернизации экономики с поддержкой ежегод­ных устойчивых темпов экономического развития в среднем по 5 % в год. ^ Таблица 3.1 Схема выхода на модель устойчивого развития в России Действ. Результат

Мониторинг темпов экономи­ческого развити., использова-ни. природных ресурсов, со-сто.ни. окружающей природ­ной среды на всех уровн.х управлени. экономикой

Мотивированное управление состо.-нием экономики и природопользова-ни. на всех уровн.х власти

Временна. активизаци. экс­порта природных ресурсов

Накопление оборотного капитала, сокращение давлени. на окружаю­щую природную среду

Сворачивание «гр.зных» про­изводств

Уменьшение расхода природных ре­сурсов, снижение темпов давлени. на окружающую природную среду, оз­доровление населени.

Закупка, создание новых, ре­сурсосберегающих технологий производства, его модерниза-ци.. Повышение качества вы-полнени. и контрол. экологи­ческих стандартов всех уров­ней. Увеличение использовани. возобновл.емых ресурсов, ис­пользование атомной и других нетрадиционных видов энергии

Выход на средние мировые темпы развити. экономики, улучшение тех­нологии водо-, лесо-, недро- и земле-пользовани. Укрепление экологических фондов за счет улучшени. налоговой политики за использованные ресурсы

Проблему окружающей при­родной среды сместить в плос­кость устойчивого развити.

Создание единого Министерства по устойчивому развитию. Ликвидаци. социальных проблем. Переход в ноо­сферу

Последние годы для России были благоприятными - объем экспорта возрос до 100-120 млрд долл., а активное сальдо внешней торговли составляет 50-60 млрд долл. За счет экспор­та нефти и газа и сложившейся благоприятной для страны конъ­юнктуры цен, ВВП растет на 4-5 % в год. Это вселяет надежду у населения на то, что усилится внимание правительства и к экологическим проблемам при рассмотрении бюджетов всех уровней и Россия выйдет на модель устойчивого развития. Уменьшение природоемкости и ресурсосбережение - необхо­димые условия перехода к устойчивому развитию. Основные аспекты устойчивого развития для России определены веду­щими экономистами и экологами :

    Политико-правовой (народовластие, правовое государ­ство, разумное законодательство и налогообложение, соци­альная справедливость, свобода и равенство всех людей перед законом, дружба народов, патриотизм и интернационализм).

    Экономический (сочетание государственной, обще­ственной и частной собственности, цивилизованные рыноч­ные отношения, удовлетворение основных жизненных по­требностей населения).

    Экологический (коэволюция общества и природы, не-истощительное природопользование, экологизация производ­ства и быта).

    Социальный (искоренение голода и нищеты, забота о детях, пожилых, инвалидах, дошкольное, школьное и высшее образование за счет государства).

    Международный (борьба за мир, помощь слаборазви­тым странам, повышение роли ООН в охране природы, актив­ное участие России в международном сотрудничестве).

    Информационный (обмен информацией, ноу-хау, тех­нологиями между развивающимися и развитыми странами).

В заключение заметим, что все беды и сложившиеся про­тиворечия между экономикой и экологией в России идут от нерационального природопользования, несоблюдения основ­ных принципов - неистощительного использования ресурсов и рациональных, приемлемых для биосферы, отходов произ­водства. На рисунке 3.1 приведена структура рационального при­родопользования, на которой должен строиться весь хозяйствен­ный механизм управления природопользованием России. [Рациональное природопользование] - Охрана Освоение

Изучение

Преобразование Учет и оценка, прогноз развити., разработка систе­мы управлени. и использовани. Обеспечение качества Поддержание продуктивности (воспроизводство) Эффективность Комплексность и экономичность добычи и пере­работки Улучшение и оп-тимизаци. Обогащение (количественное и качественное)

^ Различные типы ресурсов окружающей природной среды Рис. 3.1. Структура рационального природопользования

Анализ развития экономической и экологической безо­пасности страны показывает, что они тесно взаимосвязаны. Приоритет в политике государства всегда отдавался и впредь будет отдан развитию ведущих отраслей, обеспечивающих на­полнение бюджетов, удовлетворение потребностей в сырье, энергии. Но в бюджетах всех уровней особое внимание долж­но придаваться социальным показателям: увеличению рас­ходов на социальные нужды, качеству жизни населения, снижению заболеваемости, оздоровлению окружающей сре­ды. Несмотря на кризис в России, при рациональном ресур­сном потреблении и реальном финансировании экологичес­ких программ, страна может достичь качества жизни населе­ния на уровне развитых стран. А качество жизни профессор М.М. Гузев определил по следующим показателям :

    степень чистоты среды обитания: воды, воздуха, по­чвы и др.;

    экологически чистые продукты питания (в пределах нормативов страны, мира);

    личная, экологическая, экономическая и юридичес­кая безопасность;

    здоровье населения и гарантии его поддержания;

    обеспеченность жильем, личными благами и имуществом;

    возможность иметь здоровых детей и дать им образование;

    свобода выбора профессии, места работы;

    возможность культурного отдыха и лечения;

    прямая зависимость личного благополучия от трудовых усилий и др.

Поскольку современное природопользование в России находится в противоречии с требованиями безопасности насе­ления и природы, то нужны срочные антикризисные меры во всех отраслях экономики: в ТЭКе, АПК, промышленности, ЖКХ и др. Главные направления хорошо известны и заключаются в энергосбережении, техническом перевооружении, в осуществ­лении комплекса экономических, административных, право­вых и технологических мер на ближайшие 15-20 лет для дос­тижения Россией уровня экономического развития 1990 г. (до начала «реформ»). 2. США И СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Разработка концепции и стратегии устойчивого развития США напрямую связана с глубокими и чрезвычайно быстры­ми сдвигами в системе международных отношений последних десятилетий. Разрыв между развитием индустриальных и развивающихся стран сегодня воспринимается как угроза международной ста­бильности на всей планете Земля. Высокоразвитые страны ста­ли рассматривать устойчивое развитие как стратегию. Первая долгосрочная цель американской стратегии устой­чивого развития заключается в сохранении гарантированного доступа к ресурсному и экологическому потенциалу Земли в условиях растущего дефицита, уязвимости и обостряющейся в мире борьбы за более справедливое распределение прав на ис­пользование этих ресурсов. Вторая цель - в подключении внутригосударственного потенциала к укреплению конкурентных позиций США в ми­ровой торговле и использование этого курса на экологизацию сфер производства приоритетов. Третья - в интернационализации американских при­оритетов. Четвертая - в сохранении глобальной системы жизнеобес­печения посредством сокращения антропогенной нагрузки на планетарную биосферу и решение этой проблемы с помощью роста населения в развивающихся странах и сведения к мини­муму обязательств США по контролю потребления ими ресур­сного и экологического потенциала планеты. Одним из исходных принципов концепции является те­зис о том, что граждане США имеют возможность получить хорошее образование. Это позволит им понять взаимосвязь между экономическим процветанием, состоянием окружающей сре­ды и социальной справедливостью. Гражданская вовлеченность - одна из важнейших нацио­нальных задач в области устойчивого развития. Она формиру­ется как предоставление полноценных возможностей отдель­ным гражданам, коллективам и деловым кругам для участия в выработке решений, касающихся природных ресурсов, окру­жающей среды, экономики. Принципы и цели в предлагаемых концепциях позволяют выделить четыре ключевых блока:

    Во-первых , обеспечение экономического роста как осно­вы процветания американской нации и поддержания эконо­мических, социальных и экологических условий улучшения ка­чества жизни американцев.

    Во-вторых , укрепление позиций США в мировой эконо­мике и повышение конкурентоспособности американских то­варов и услуг.

    В-третьих , удержание лидирующих позиций по руко­водству процессами, разработками и осуществление политики устойчивого развития, стандартов поведения, торговли и внеш­ней политики, ответственности государств перед мировым со­обществом.

    В-четвертых , обоснование правомерности использова­ния двойного стандарта в системе международных отношений, связанных с переходом к устойчивому развитию.

В американской концепции устойчивого развития гово­рится, что экономический рост базируется на новых техноло­гиях и растущих мировых рынках. Известно, что экономический рост связан с потребле­нием ресурсного и экологического капитала. А США и дру­гие индустриальные страны вышли за пределы емкости своих ресурсов и потребляют глобальную хозяйственную емкость. Как показали исследования, человечество переступило по­рог этой емкости и стоит перед лицом экологической ката­строфы, предотвратить которую можно лишь при условии его возврата на уровень допустимых антропогенных нагру­зок на биосферу. Существует три направления, способные обеспечить та­кой возврат:

    Сократить потребления глобального ресурсного и эко­логического капитала.

    Сократить численности населения планеты.

3. Прекратить расхищать глобальную хозяйственную емкость. Осознавая, что реальная угроза глобальной катастрофы существует и она обусловлена антропогенными нагрузками, США рассчитывают переложить бремя сокращения такой на­грузки на развивающиеся страны. На этом основании в систему национальных целей США введен пункт об уменьшении при­роста населения в мире; усилия в области охраны окружающей среды и помощь развивающимся странам в этой области воз­ведены в ранг высшего приоритета. В концепции говорится, что если каждый человек станет использовать меньше ресурсов и создавать меньше отходов, то и воздействие на окружающую среду уменьшится. Американс­кие специалисты указывают на необходимость исправления си­туации, при которой мировой рынок диктует такую техноло­гию - создавать и использовать ресурсы, не считаясь с нано­симым экологическим ущербом. США стремятся: во-первых, использовать экологический императив глобальной стратегии устойчивого развития для экологизации производимых това­ров и услуг; во-вторых, превратить уровень их экологичности в ключевой критерий доступа к ресурсам. Но менее других разработана идея концепции, которая посвящена обеспечению США лидирующих позиций в мире в области перехода к устойчивому развитию. Авторы концепции считают, что США должны быть лидером в разработке и про­ведении глобальной политики устойчивого развития. Одним из ключевых аспектов концепции является разработ­ка двойных стандартов в отношении прав и обязанностей США, с одной стороны, и остального мира - с другой, по глобальному переходу к социально-экономико-экологической устойчивости. В концепции не содержится никаких обязательств США перед мировым сообществом, но есть указания на обязатель­ства остальных стран по контролю демографических процес­сов, уровню загрязнения окружающей среды и принятию мер по сохранению глобальной природной среды. Участие США во всех международных природоохранных договорах и соглашениях - наилучший способ защиты амери­канских экономических и экологических интересов. Международная помощь развивающимся странам с подклю­чением Всемирного банка, Глобального экофонда - это эффек­тивный инструмент американского лидерства в управлении пере­ходом мирового сообщества к устойчивому развитию (УР). Противоречивость американской стратегии УР очевидна: 1) США - самый большой загрязнитель природы на Зем­ле (25-27 %), но не желает сокращать антропогенную нагрузку до среднего уровня стран и платить за загрязнение окружа­ющей среды слаборазвитым странам; 2) позитивная позиция США лично для своей нации зак­лючается в отрыве от международной ситуации, в отстаивании своих интересов, мобилизации человеческого капитала и при­родных ресурсов развивающихся стран для обеспечения устой­чивого развития американского общества. Ключевой тезис доклада по УР США: «Страна, охраняю­щая свои экосистемы и разумно распоряжающаяся своими при­родными ресурсами, закладывает более прочную базу для бу­дущего процветания, чем та, которая небрежно транжирит «свое наследие и разрушает природный капитал». Национальная стратегия США по захвату лидирующих позиций в формировании глобальной стратегии УР не находит поддержки в странах третьего мира, что наглядно было выра­жено на Йоханнесбургском саммите (2002 г.), когда выступле­ния американских политиков освистывались.

Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие - экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому, в ряду глобальных проблем, решение которых плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды планеты, по сути дела - среды обитания людей и всего живого на Земле.

Концепция устойчивого развития формировалась в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих влияние на состояние природной среды. Это - конструктивная реакция общества на наблюдаемые и активно освещаемые в научных публикациях и средствах массовой информации процессы деградации природы под усиленным антропогенным давлением. Идеи о необходимости устойчивого развития не новы, ведь еще в начале XX века наш великий соотечественник В.В. Вернадский, намного опережая свое время, выдвинул концепцию ноосферы (сферы разума), в основе которой лежит идея гармонизации взаимодействия общества и природы. Он говорил, что «человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой, которая определяет новое геологическое эволюционное изменение биосферы» и предупреждал об опасностях, скрытых в формировании ноосферы.

В наше время концепция устойчивого развития явилась логическим итогом научного и социально-экономического развития, бурно начинавшегося в 1970-е гг., когда вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, было посвящено большое количество научных работ.

Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом к экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящен ряд научных работ. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа, а в СССР -- Всесоюзный институт системных исследований.

В формировании концепции устойчивого развития, которое проходило в рамках системы ООН под эгидой ЮНЕСКО, можно обозначить несколько основных вех: первая межправительственная конференция по окружающей человека среде в Стокгольме (1972 г.) и последующие конференции в Рио-де-Жанейро (1982, 1992 гг.) и, наконец, - в Йоханнесбурге (2002 г.).

Началом послужила, выдвинутая в начале 1970-х гг. американскими учеными во главе с Д. Форрестером, Д. Медоузом и др., теория «пределов роста», предполагающая, что при сохранении существующих тенденций роста мирового населения, возрастания послевоенного промышленного производства и, как следствие, экспоненциального увеличения загрязнения окружающей среды и истощения природного потенциала планеты наступит так называемая «глобальная катастрофа».

В 70-е гг. прошлого столетия эта теория еще не имела достаточного количества сторонников в социальных сферах жизни стран мира (общественных организациях, правительствах и т.д.) и часто подвергалась серьезной критике. Так, отмечалось, что «теория «пределов роста» игнорирует способности развития производительных сил и производственных отношений в эпоху научно-технической революции и не учитывает различия социальных систем». Однако с развитием международной интеграции и социально-экономических международных связей все большее количество людей стало понимать и принимать концепцию устойчивого развития общества.

Проведение в 1972 году в Стокгольме Конференции ООН по окружающей человека среде и создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая -- министерства и ведомства по окружающей среде.

Определяющую роль в первичном становлении концепции устойчивого развития сыграла состоявшаяся в июне 1972 г. в Стокгольме (Швеция) Конференция ООН по окружающей среде, решения которой стали историческими для всего человечества. Тогда впервые было заявлено о включении в программы действий на правительственном уровне мер по решению проблем деградации окружающей природной среды, были приняты: программное заявление участников (декларация из 26 принципов), план действий, который включал 109 рекомендаций, и рекомендация для генеральной ассамблеи ООН о создании Программы ООН по окружающей среде.

Был образован добровольный Фонд окружающей среды и установлен Всемирный день окружающей среды 5 июня. Стокгольмская декларация об окружающей человека среде и содержащиеся в ней принципы впервые сформулировали свод «мягких законов» международной природоохранной деятельности. На Стокгольмской конференции было сформулировано право людей жить «в окружающей среде такого качества, которое предполагает жизнь, полную достоинства и благосостояния».

После Стокгольмской конференции 1972 года стало возможным говорить о государственных природоохранных приоритетах и зарождении всемирного природоохранного движения.

В России первым международным документом, в котором содержалось упоминание об устойчивом развитии, была Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП), разработанная под эгидой Международного союза охраны природы (МСОП), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирного фонда дикой природы (ВВФ). Стратегию обсудили на конференции МСОП в Ашхабаде в 1979 г. и затем приняли в качестве программного документа в 1980 г.

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы, принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. Вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля -- Стратегия устойчивой жизни» и была опубликована в октябре 1991. В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. Для этого необходимо: сохранять системы поддержки жизни (жизнеобеспечения), сохранять биоразнообразие и обеспечить устойчивое использование возобновляемых ресурсов. Появились исследования по экологической безопасности как части национальной и глобальной безопасности.

В 1980-е годы Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) призывала к необходимости перехода к «развитию без разрушения». В 1980 году впервые получила широкую огласку концепция устойчивого развития во Всемирной стратегии сохранения природы, разработанной по инициативе ЮНЕП, Международного союза охраны природы (МСОП) и Всемирного фонда дикой природы. В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах.

Устойчивое развитие (англ. sustainable development) -- процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Сам термин «устойчивое развитие» («sustainable development») получил широкое распространение с 1987 года, когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», известный как доклад Г.Х. Брундтланд, возглавившей ее работу.

Официальное признание эта точка зрения получила на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, когда по итогам доклада Комиссии ООН по окружающей среде под руководством Премьер-Министра Норвегии Г.Х. Брудтланд был принят новый принцип развития мировых производительных сил, получивший название «Sustainable development», который в русском переводе получил название «Устойчивое развитие». Определение устойчивого развития, предложенное комиссией Брундланд, широко принято как наименее спорное из всех, однако, оно скорее отражает стратегическую цель, чем указывает конкретный путь для практических действий.

Если к 1989 г. насчитывалось более 30 определений УР, то сегодня их число достигает 100. Определения отличаются друг от друга акцентом на определенных проблемах, таких как: сохранение биоразнообразия, несущую способность окружающей природной среды, сохранение природных ресурсов, равновесие между экономической деятельностью и состоянием окружающей среды, устойчивый рост экономики, справедливые отношения между поколениями, межрегиональную справедливость, качество жизни, социальные и культурные ценности.

В 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР). Принятая на этой Конференции декларация отразила эволюцию мирового консенсуса по природоохранным вопросам за два десятилетия, начиная от Стокгольмской декларации. Этот документ был обращен в первую очередь к государствам, хотя ряд его принципов имеет универсальное значение.

Принцип 1 определяет центральное место людей в устойчивом развитии, т.е. его антропоцентрическую направленность.

Принцип 2 определяет, что государство является гарантом обеспечения должного качества окружающей природной среды и несет ответственность за нанесение вреда природной среде других государств за пределами его юрисдикции.

Принципы 3-5 устанавливает необходимость взаимоувязки целей социально-экономического развития, включая борьбу с бедностью, с целями сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

В принципах 7-9, 12, 14 подчеркивается важная роль всех государств и их сотрудничества в области охраны окружающей среды, включая проведение должной политики производства и потребления, демографических процессов, достижения экономического роста, приемлемых торговых отношений, решения трансграничных и глобальных проблем окружающей среды, отказа от перемещения опасной для природы деятельности и веществ в другие страны, а также отмечается особая ответственность развитых стран за состояние окружающей среды.

В соответствии с принципом 10 особое значение придается общественному участию в решении проблем окружающей среды; принцип 11 определяет необходимость развития природоохранного законодательства и нормативов.

Государствам рекомендуется использовать экономические механизмы охраны окружающей среды, платность за загрязнение (принцип 16); использовать оценку воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в качестве национального механизма экологической экспертизы (принцип 17), оповещать другие государства о стихийных и других бедствиях с трансграничными последствиями (принцип 18).

Важный вклад женщин, молодежи, коренных народов и местных общин отмечается в принципах 21-23.

Выделены вопросы взаимосвязи военных действий, мира и состояния окружающей среды, а также мирного разрешения природных конфликтов (принцип 24-26).

Важность партнерства между странами и совершенствования международного природоохранного права определена в принципе 27.

В другом документе, принятом на этой же конференции - «Повестке дня» - каждой стране было рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития на основе экономических, социальных и природоохранных планов, обеспечивая их согласованность. При этом отмечалось, что одной из целей стратегии должно стать обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране окружающей природной среды в интересах будущих поколений.

Всемирный саммит (форум на высшем уровне) по устойчивому развитию (ВСУР), состоявшийся в сентябре 2002 года в г. Йоханнесбурге (ЮАР), подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития. Если на конференции в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) доминировала проблема окружающей среды для достижения целей устойчивого развития, то в Йоханнесбурге этой проблеме уделялось такое же внимание, как обсуждение социальных и экономических вопросов.

Поэтому в двух принятых документах Йоханнесбургского саммита (Политическая декларация - Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию) приоритет отдается решению социальных вопросов для достижения устойчивого развития, прежде всего искоренению бедности, развитию здравоохранения и, особенно, санитарии, включая обеспечение чистой питьевой водой. Вопросы окружающей среды рассматривались, в основном, с позиций охраны природно-ресурсной базы экономического и социального развития и управления ею, включая изменения структуры потребления и производства.

Таким образом, человечество приняло новую парадигму развития. То есть в глобальном масштабе переход к устойчивому развитию императивен: рациональной альтернативы ему нет. Человечество выживет как вид только в том случае, если сумеет установить такое равновесие между собственной жизнедеятельностью и возможностями биосферы, которое не просто сохраняло бы живой мир, но позволяло бы постоянно воспроизводить возобновляемые ресурсы планеты и обеспечить экономное использование невозобновляемых ресурсов как минимум до тех пор, пока широкий выход человека в Мировой океан и космическое пространство не откроют перед ним новые резервы энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов. Но в национальном и региональном масштабах это означает, что принятые первоначально два аспекта устойчивости развития - природоохранный и экономический - недостаточны для претворения концепции устойчивого развития в жизнь: они должны дополняться теперь другими аспектами: социальным, информационным, управленческим и др.

Задачи устойчивого развития и сохранения окружающей среды в несколько скрытом виде можно выявить при анализе последствий тех или иных правительственных мер (например, по структурной перестройке экономики, ресурсосбережению и пр.).

Позиция стратегии в отношении «содействия повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение стратегического маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг» однозначно указывает, что, при росте доли перерабатывающих и обслуживающих отраслей, доля в экономике ресурсных отраслей и секторов (ТЭК, АПК, лесное хозяйство и пр.) должна, соответственно, понизиться. То есть, нагрузка на природу - по крайне мере структурная - в будущем снизится. Налицо попытка движения экономики в направлении устойчивого развития. Достигаться эти цели будут на основе рыночной регуляции, минимизации вмешательства государства, открытости экономики и пр.

Административные реформы последних лет, направленные на переход России к устойчивому развитию, предоставили ряд новых управленческих решений, не позволяющих утвердить подготовленную стратегию в том виде, в котором она была подготовлена. Стало вполне очевидно, что одним из базовых принципов политики России при переходе к устойчивому развитию является сохранение природных систем, поддержание качества окружающей среды, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Административная реформа позволила определить приоритетные практические подходы к проблеме перехода к устойчивому развитию, поэтому эффективный переход к устойчивому природопользованию связан с проводимой в настоящее время ревизией национальной нормативно-правовой базы, созданием правового инструментария перехода к устойчивому развитию.

Уже с 70-х годов 20 века человечество стало осознавать, что в мире с катастрофически ухудшающейся окружающей средой не может существовать Экономика также не в состоянии полноценно развиваться, но так как и остановиться она не может, то ей нужно пойти по иному пути, не разрушая природу.

По проблеме отношения человека со средой, окружающей его, в настоящее время накоплен огромный багаж знаний. Все они свидетельствуют о том, что устойчивое развитие - это первостепенная задача всего Только его обеспечение и понимание всей сложившейся картины в целом поможет спасти нашу цивилизацию.

Но концепция устойчивого развития сможет реализоваться только в случае соблюдения ряда принципиальных требований.

Первое условие - это борьба не с последствиями человеческой деятельности, приносящей вред, а с причинами. Исправление результатов предполагает проведение очистки. Понятно, бесперспективна. А вот борьба с причинами приводит к полному изменению способов жизнедеятельности людей. При этом формируется такая политика, которая исключает негативное воздействие на природу, на окружающую среду и нерациональное использование всех ее ресурсов.

Второе условие, соблюдение которого необходимо для того, чтобы осуществилась концепция устойчивого развития, - отказ от политики не имеющего границ роста потребления и производства. Это происходит во всем мире, но особенно остро ощущается в Проведение такой политики безопасными экологическими мерами не в состоянии обеспечить никакие ресурсы Земли.

Концепция устойчивого развития будет функционировать только при условии прекращения роста населения в мире. Наибольшее превышение наблюдается в развивающихся странах. Уже сейчас количество людей на Земле больше, чем ее природные ресурсы и возможности.

Переход к использованию чистого производства во всех местах - тоже важное условие, без которого не реализуется концепция устойчивого развития. Экология планеты получает огромный ущерб от применения традиционных технологий. Поэтому нужно как можно быстрее и повсеместно вводить новое оборудование, которе в силу своего совершенства образует меньше отходов и потребляет меньше ресурсов (энергетических и материальных).

Пятое условие - это понимание того, что экономические, экологические и материальные проблемы крепко друг с другом связаны. Взаимодействие происходит следующим образом. Экономические характеристики производства влияют на экологические. А вместе взятые они зависят от уровня применяемых в работе технологий.

Шестое условие - это проведение анализа любой деятельности, связанной с изготовлением аппаратов, машин, технологий, приборов и т. п. Дело в том, что для производства нужны энергоносители и ресурсы, то есть, так или иначе, происходит воздействие на экологию. Эксплуатация изделий, сошедших с конвейера, тоже требует определенных затрат. Проблемой является и утилизация техники, вышедшей из строя. Таким образом, инженеры должны найти такие решения, которые привели бы к наименьшим затратам и минимальному влиянию на экологию, начиная с изготовления изделия и заканчивая последним днем его эксплуатации.

Седьмое требование - это формирование и принятие предупредительных мер. Даже в том случае, когда нет уверенности в том, что наступят последствия, угрожающие окружающей среде.

Концепция устойчивого развития никогда не реализуется полностью без соблюдения восьмого условия - формирования у населения экологического мышления.

И последнее, девятое, условие - постоянная борьба за сохранение занесенных в Красную книгу биологических видов.

Однако принципы, перечисленные выше, сами по себе еще проблему не решают. Чтобы они функционировали, руководство всех стран должно разработать на их основе такие практические мероприятия, которые смогли бы обеспечить реализацию всех требований и условий.

Введение

Термин "устойчивое развитие" был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:

1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения):

2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени. Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления

на биосферу.

Понятие устойчивого развития

Устойчивое развитие– это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Эта формулировка из доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 году, стала сутью новой парадигмы развития человечества. В принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году представителями 179 стран «Повестке на XXI век» концепция устойчивого развития приобрела статус важнейшего принципа существования земной цивилизации.

Особенно активно идеи устойчивого развития распространялись в мире в последние 10–15 лет. Большое количество стран сделало реальные шаги по переходу к устойчивому развитию. В них созданы государственные органы, ответственные за устойчивое развитие (советы, комиссии, комитеты при правительствах или главах государств), разработаны или разрабатываются документы национального уровня, ориентирующие развитие на путь устойчивости (концепции и стратегии устойчивого развития, законы, другие нормативные и методические документы). Все большее распространение получают модели устойчивого производства и потребления. Расширяется участие общественности, ученых, бизнеса в решении проблем устойчивого развития.


Весь мир, и Россия в том числе, стоит на пороге третьей, после агрикультурной и индустриальной, цивилизационной революции, не менее, а может быть, и более фундаментальной, чем две предыдущие. Стратегию устойчивого развития невозможно создать, исходя из традиционных общечеловеческих представлений и ценностей, стереотипов мышления. Она требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов, соответствующих не только современным реалиям, но и предполагаемым перспективам развития в III тысячелетии.

Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития - антропоцентрический и биосфероцентрический.

Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой”. Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.

Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу.

Устойчивое развитие — такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений. Концепция устойчивого развития рассматривается как предпосылка долговременного прогресса человечества, сопровождаемого приумножением капитала и улучшением экологических условий. Концепция устойчивого развития подразумевает развитие региона через самоорганизацию при рамочной внешней поддержке, предупреждающей возможность его перехода в состояние необратимой деградации среды. Для человечества в целом эта концепция подразумевает частичное, целенаправленное, поддерживающее перемещение финансовых ресурсов из богатых регионов в бедные при широком обмене экологическими знаниями и информацией.

Источник: EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010

Устойчивое развитие — гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей.

Понятие и определения устойчивого развития

Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» - экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности - приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объёмы финансовых сделок превышают объёмы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний. Удельная энергоемкость хозяйственной деятельности продолжает снижаться, хотя общее энергопотребление пока растет.

Значительное большинство международных организаций системы ООН включило в свою деятельность существенную экологическую составляющую, ориентированную на переход к устойчивому развитию. Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост - или по крайней мере неуменьшение - во времени всех этих активов. Для рационального управления экономикой страны применяется та же логика, что используется для рационального управления личной собственностью.

В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой - инвестиции в людей - один из самых ценных активов любой страны. При переходе на вычисление истинных темпов сбережений (инвестиций) этот недостаток исправляется корректировкой рассчитываемых традиционными методами темпов сбережений: в сторону уменьшения - путем оценки истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды (потеря природного капитала), и в сторону увеличения - путем учёта возрастания человеческого капитала (прежде всего из-за инвестиций в образование и базовое медицинское обслуживание).

На современном этапе перехода к устойчивому развитию страны-члены ООН должны создавать рамочные условия, обеспечивающие возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады – природа, население, хозяйство.

При этом механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты с учетом воздействия реализации этих решений в экологической сфере, наиболее полной оценки затрат, выгод и рисков, а также с соблюдением следующих критериев:

  • никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;
  • ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут исходя из экономических и социальных факторов.

Источник: И.Алборов, О.Хадарцев, П.Авдеев, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности

Хартия Земли

Преамбула

«Мы вступили в критический момент истории Земли, когда человечество должно выбрать своё будущее. Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким, а будущее таит в себе одновременно и большую опасность, и большую надежду. Чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. В этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями.»

Принципы

Четыре столпа и шестнадцать принципов Хартии Земли:

I. Уважение живого сообщества Земли и забота о нём

  1. Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.
  2. Заботиться о живом сообществе, относиться к нему с пониманием, состраданием и любовью.
  3. Создавать справедливые, открытые для сотрудничества, устойчивые и миролюбивые демократические сообщества.
  4. Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений.

II. Экологическая целостность

  1. Защищать и сохранять целостность экосистем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни.
  2. Использовать в качестве лучшего метода защиты окружающей среды стратегию «предотвращения вреда», а при недостатке информации - стратегию «предосторожности».
  3. Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ.
  4. Развивать исследования в области экологической устойчивости и осуществлять открытый обмен информацией и ее повсеместное применение на практике.

III. Социальная и экономическая справедливость

  1. Рассматривать искоренение нищеты как этический, социальный и экологический императив.
  2. Следить за тем, чтобы экономическая деятельность и экономические институты на всех уровнях способствовали развитию человека справедливым и устойчивым образом.
  3. Поддерживать справедливость и равенство в отношениях между полами как предпосылку устойчивого развития и обеспечить всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания.
  4. Поддерживать права всех без исключения людей на природное и социальное окружение, поддерживающее человеческое достоинство, здоровье и духовное благополучие, уделяя особое внимание правам коренных народов и различных меньшинств.

IV. Демократия, ненасилие и мир

  1. Укреплять демократические институты на всех уровнях, обеспечивать прозрачность и подотчетность в их управлении, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию.
  2. Вводить в системы формального и неформального образования знания, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития.
  3. Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием.
  4. Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.

Избранная библиография

Монографии и брошюры

РЭЦЦА - Центральная Азия на пути к устойчивому развитию (2002)

ЭСКАТО - Региональная платформа устойчивого развития для стран Азии и Тихоокеанского региона (2001)

ЭСКАТО - Достижение Целей Устойчивого Развития в Северной и Центральной Азии (2017)

Статьи

Абдуллаев И. - Вопросы устойчивого развития в ИУВР (2014)

Абдуназарова Н.Ф., Нигматов А.Н. - Образование для устойчивого развития – эффективный механизм урегулирования региональных экологических проблем в Центральной Азии (2014)

Аймбетов Н.К., Огай О.А. - Концептуальные основы устойчивого развития Республики Каракалпакстан (2002)

Айдаралиев А.А. - Глобальное изменение климата и устойчивое развитие горных районов Кыргызской Республики (2013)

Аннаев Б. - Устойчивое развитие и некоторые вопросы управления водными ресурсами Центральной Азии (2004)

Атаходжаева М.А. – Оценка качества жизни населения Республики Таджикистан в современный период (2011)

Бабина Ю.В., Варфоломеева Э.А. - Концепция устойчивого развития и экологический менеджмент

Ванюшин В.А. - Постановка проблемы устойчивого развития, ее объективное содержание и пути решения

Грибова Е.В. - Экологически устойчивое управление водными ресурсами (2015)

Должиков А.В. - Конституционная концепция устойчивого развития (2015)

Мамедов Н.М. - Становление и сущность концепции устойчивого развития

Мамедов Н.М. - Устойчивое развитие условие выживания человечества

Мадаминов А.А., Усмонов Р. – Теоретические основы устойчивого развития сельского хозяйства (2009)

На пути к устойчивому развитию человечества (2012)

Назыров А.А., Пулатов Я.Э. - Вода - основной фактор устойчивого развития (2003)

Урсул А.Д. - Устойчивое развитие: генезис идей, моделирование, дефиниции

Шпапгенберг Й.Х. - Устойчивое развитие: концепция, основы, вызовы, применения

Эргашев А. - О Конвенции устойчивого развития и её важности для Центральной Азии (2012)

Соглашения на глобальном и региональном уровне

Основные итоговые документы по Всемирного саммита по устойчивому развитию (2003)