Составляющие устойчивого развития региона. Устойчивое развитие регионов

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Устойчивое развитие регионов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Развитие человеческого потенциала и сохранение биосферы являются основной целью устойчивого развития. Как самостоятельная концепция, устойчивое экономическое развитие регионов, является ответом на вызовы, возникшие перед человечеством в XX веке.

Концепция устойчивого развития регионов

Появление концепции устойчивого развития регионов обусловлено масштабным ростом численности населения в XX веке, ростом городов, развитием промышленности, научно-техническим прогрессом.

В концепцию устойчивого развития входит три составных элемента:

  1. Экономическое развитие.
  2. Сохранение окружающей среды.
  3. Социальный прогресс.

Экономические предпосылки устойчивого развития связаны с сокращением природно-ресурсного потенциала и диспропорциями в экономическом развитии. Экологические предпосылки вызваны повсеместной деградацией окружающей среды. Социальный аспект проявляется в усилении общественного вклада в экономическую деятельность.

Концепция устойчивого развития была впервые сформулирована на Конференции ООН в 1992 году – развитие, удовлетворяющее потребности настоящего и будущего поколений. Содержание термина определяет существование двух фундаментальных факторов:

  • экологическая устойчивость;
  • социально-экономическая устойчивость.

В зависимости от соотношения данных факторов, авторы предлагают различные трактовки данного термина.

Понятие "устойчивое развитие"

Определение понятия "устойчивое развитие"

Моисеев Н.Н.

Устойчивое развитие – развитие общества, приемлемое для сохранения биосферы и создания благоприятных условий для выживания цивилизации, совместная, скоординированная эволюция (коэволюция) человека и биосферы.

Абалкин Л.И.

Устойчивое развитие – безопасность, стабильность, способность и возможность постоянного обновления и совершенствования национальной экономической системы.

Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е.

Устойчивое развитие – переход от экстенсивного экономического развития к развитию на основе энергетических и информационных коммуникаций, объединяющих множество самостоятельных агентов в сетевые структуры.

Коптюг В.А.

Устойчивое развитие – достижение разумной сбалансированности социально-экономического развития человечества и сохранение окружающей среды, а также резкое сокращение экономического диспаритета между развитыми и развивающимися странами путем как технологического процесса, так и рационализации потребления.

Плисецкий Е.Л.

Устойчивое развитие – объективно управляемый процесс экономических и социальных изменений, направленных на повышение рациональности эксплуатации природных ресурсов, и ориентация научно-технического прогресса и инвестиционной деятельности на укрепление будущего потенциала для реализации интересов человечества в целом.

Пчелинцев О.С.

Устойчивое развитие региона – переход от внутрирайонной увязки отдельных производств к системному управлению всей совокупностью экономических, социально-демографических и экологических процессов на данной территории, согласованному решению вопросов, размещению производства и формированию расселения.

Кормановская И.Р., Ренкас Н.Н.

Устойчивое развитие региона – состояние социально-эколого-экономической системы, в котором создаются условия прогрессивного движения вперед на основе поддержания внутреннего и внешнего равновесия для достижения качественно нового состояния экономики.

Концепция устойчивого развития подразумевает особый подход к управлению регионами, при котором использование потенциала, имеющегося у конкретного региона, осуществляется с целью сохранения и расширения возможностей, имеющихся у людей. К потенциалу региона относится состояние окружающей среды, экономическое развитие и социальный прогресс. При этом ни один из трех компонентов не может развиваться в ущерб двум другим.

Факторы устойчивого развития региона

В концепцию устойчивого развития входит 3 фактора: стабильность, сбалансированность и пропорциональность экономического развития на уровне национальной экономики или отдельного региона.

Под стабильностью понимается способность конкретной системы сохранить определенные темпы экономического роста на протяжении заданного периода времени либо сохранять нулевые темпы экономического роста при условии повышения рациональности использования потенциала и социального прогресса.

Сбалансированность предполагает объективное соответствие имеющихся и используемых ресурсов тому объему потребности в них, который подлежит удовлетворению. Необходимо использовать только тот объем ресурсов, который необходим обществу, при этом не допускается использование избыточного объема ресурсов.

Пропорциональность характеризуется установление и поддержание соотношений между отдельными компонентами социально-экономической системы на уровне национальной экономике или конкретного региона. Сюда относится территориальное размещение производительных сил, функционирование региональных рынков, потребление произведенной продукции.

Цель устойчивого развития региона

Для достижения целей концепции устойчивого развития необходимо целенаправленное воздействие субъекта управления на экономические, социальные, научно-технические, технологические, экологические, демографические и иные процессы, связанные с жизнедеятельностью человека и развитием общества, в пределах конкретного региона.

Основной целью устойчивого развития региона является обеспечение условий формирования, накопления, развития, рационального использования и сбережения человеческого потенциала и сохранение биосферы.

В рамках концепции устойчивого развития регион понимается как территориальная целостная социально-экономическая система, в которую входит комплекс институциональных образований, хозяйствующих субъектов, экономических агентов, природных условий и общество, проживающее на данной территории.

Устойчивое развитие предполагает не немедленное прекращение экономического роста в результате отказа от экстенсивного использования природно-ресурсного потенциала, а ликвидацию нерационального использования ресурсов окружающей среды. В значительной степени устойчивое развитие направлено на обеспечение качества жизни людей, равно как и его повышение при существующем уровне использования природных ресурсов.

Европейский опыт устойчивого развития регионов

Мировая практика реализации концепции устойчивого развития регионов свидетельствует о преобладании институционального подхода к воплощению стратегических программ в данной сфере. В странах Евросоюза, которые присоединились к концепции, принятой ОНН, создавались специальные фонды и организовывались программы содействия развитию отсталых регионов. В целом опыт Евросоюза сводится к трем стратегическим направлениям:

  1. Поддержка экономических и социальных реформ в отсталых регионах, направленных на устранение диспропорций в экономике и использовании природных ресурсов;
  2. Адаптация систем образования, обучения, занятости;
  3. Нивелирование доминирующих регионов за счет стимулирования экономического роста отсталых регионов в краткосрочном и среднесрочном периодах.

Основным инструментом такой стратегии стали специальные фонды, Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд и др., а также различные агентства регионального развития, действующие децентрализовано.

Результаты европейских стратегических инициатив имеют противоречивый характер: в ряде случаев специальные фонды и агентства регионального развития стали действенными инструментами трансформации экономики региона, однако преимущественно произошло нарушение процесса распределения ресурсов, в результате ликвидации отраслей промышленности возникли новые структурные проблемы в конкретных регионах.

К успешному опыту следует отнести следующие примеры.

Агентство регионального развития "Senec-Pezinok" в Словакии: значительные успехи достигнуты в плане повышения качества жизни в одноименном регионе за счет улучшения инвестиционного климата, стратегических технико-экономических обоснований, исследований, развития туристической сферы и формирования региональной информационной системы.

Агентство Reengineering Construmat : сформировано правительством Испании, занимается содействием малому и среднему бизнесу, совместным предприятиям, университетам, научно-исследовательским группам, международному сотрудничеству.

Агентство регионального развития Жешув в Польше : создано вскоре после Конференции ООН 1992 года, начиная с 1993 года деятельность ориентировалось на поддержку социально-экономического развития Подкарпатского воеводства, центром которого является г. Жешув (Rzeszów). После вступления Польши в Евросоюз в 2004 году занимается продвижением имиджа воеводства в качестве инновационного и экономически развитого региона. В последние годы выступает в качестве информационного посредника, занимается организацией консультаций бизнеса, семинаров, транзакций технологий, а также осуществляет общественный аудит и сертификацию. С 2015 года входит в проект развития всего южно-восточного региона Польши.

Среди отрицательного опыта реализации в Европейском союзе стратегий устойчивого развития регионов в качестве основных примеров можно привести следующие.

Греция и Испания вступили в Европейский союз в 1981 году и 1986 году позже Италии, которая является его членом с момента основания в 1957 году. Экономики Греции и Италии и природно-ресурсный потенциал этих стран пересекаются в нескольких сферах. В результате политики, проводимой Еврокомиссией, путем введения искусственных ограничений, квот и стандартов в Греции, например, планомерно снижались объемы производства оливок, винограда, цитрусовых, томатов, вместо них увеличивался объем производства хлопка и табака. В настоящее время Греция уступает по большинству социально-экономических показателей другим странам ЕС, а сельское хозяйство является главным получателем субсидий ЕС. В отношении Испании Еврокомиссия проводила схожую политику, в значительной степени защищая отдельные отрасли экономики Италии. В результате, в Испании до сих пор существует проблема экономического неравенства между более индустриально развитыми северными и отсталыми южными регионами, а в целом по стране наблюдается высокая безработица, особенно среди молодежи. При этом попытки сгладить дисбалансы и диспропорции в национальных экономических системах этих стран не достигли успеха, в Италии наблюдается аналогичная проблема: северные регионы намного более экономически развиты, чем южные, которые к тому же являются дотационными. Следовательно, попытки искусственным образом устранить структурные диспропорции в рамках стратегии устойчивого развития регионов не достигли успеха, поскольку не соответствовали концепции устойчивого развития, которая ориентирует на сбалансированность экономического развития, сохранение окружающей среды и социальный прогресс.

Стратегия устойчивого развития регионов в Китае

В рамках концепции устойчивого развития регионов интересен опыт Китая в ходе его экономических преобразований. В период 1949-1978 годов в Китае реализовывалась программа сбалансированного развития, в основу которой было заложено выравнивание социально-экономического положения восточного побережья и центральных районов с другими регионами страны. К концу периода была сформирована индустриальная база, распределена промышленность и повышен уровень развития отдаленных регионов страны, однако выросла ресурсоемкость производства, а уровень жизни населения не улучшился. По сути, в данный период Мао Дзэдуном была предпринята попытка достичь сбалансированности, как одного из факторов устойчивого развития, причем задолго до того, как данная концепция была сформирована в современном понимании.

В период 1979-1990 годов Китай проводил программу несбалансированного развития, которая позволила обеспечить некую стабильность жизни населения и решить наиболее острые социально-экономические проблемы, однако отказ от принципа сбалансированности привел к ускоренному развитию промышленных зон на восточном и юго-восточном побережье Китая в ущерб остальным регионам.

В 1991-1998 годах в Китае проводилась программа гармоничного развития, основной задачей ставилось ликвидация региональных различий в экономическом развитии. Фактически, данная программа была реализована уже под влиянием формирования концепции устойчивого развития. В стремлении достичь некой пропорциональности экономического развития районов Китая Цзян Цзэминь добился быстрых темпов экономического роста западных регионов страны, которые сократили свое отставание от восточных, при этом снизился уровень бедности и повысился уровень жизни населения. Однако, все это было достигнуто в ущерб окружающей среде и социальной сфере. В результате, в 1999 году в Китае начался новый этап всестороннего гармоничного развития, до 2003 года основные изменения касались наиболее отсталых регионов страны и крупных инфраструктурных проектов. В 2003 году Ху Цзинтао официально обозначил новую концепцию: придерживаться гармоничного развития и координировать интересы в процессе преобразований. Впоследствии реализацию данной концепции продолжил Си Цзиньпин. В современных условиях Китай вкладывает в понятие гармоничного развития достижение стабильности и сбалансированности регионов, а также согласование экономических и социальных интересов с состоянием окружающей среды. В стратегию устойчивого развития в Китае входит четыре направления:

  1. Дальнейшая реализация политики открытости;
  2. Реализация программы по значительному развитию восточных регионов;
  3. Реализация программ по возрождению старых промышленных баз на северо-востоке Китая;
  4. Формирование целостной и всесторонней стратегии социально-экономического развития.

Следует отметить, что ключевые цели устойчивого развития в Китае пока еще не достигнуты: хотя в настоящее время Китай является крупнейшей экономикой планеты, наблюдаются огромные проблемы с состоянием окружающей среды, особенно в крупных городах с населением более 7 миллионов, критическая зависимость от импорта энергоносителей и чрезмерная зависимость от внешней торговли. Ко всему прочему добавились проблемы в демографии: несмотря на ликвидацию политики "Одна семья – один ребенок" в Китае рождается всего 7 детей на 1000 населения для сравнения в России – этот показатель равен 13,3.

Концепция устойчивого развития регионов в России

В России концепция устойчивого развития регионов отражает два основных направления:

  1. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию зафиксировано: "Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям" .
  2. Устойчивое развитие территорий – обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений .

В Российской Федерации преобладает институциональный подход к устойчивому развитию регионов, в основу которого закладывается создание на уровне отдельных регионов (федеральных округов, субъектов федерации, отдельных районов и муниципальных образований) институтов развития в следующих формах:

  • корпорации развития;
  • некоммерческие фонды и организации;
  • технологические инкубаторы, бизнес-инкубаторы, технопарки;
  • агентство регионального развития;
  • инвестиционные фонды.

Ключевыми задачами данных институтов развития являются содействие развитию предпринимательства в регионе, информационное обеспечение, консультирование, продвижение продукции региона на национальном и мировом рынке, поиск и привлечение потенциальных инвесторов в регион, повышение инвестиционной привлекательности региона, участие в реализации проектов частно-государственного партнерства.

В отличие от опыта Европейского союза в Российской Федерации реализация концепции устойчивого развития регионов направлена на достижение конкретных целей в рамках информационной, организационной и финансовой поддержки устойчивого развития регионов. При этом не формируются условия для проведения какой-либо занижающей экономическое развитие политики, вместо этого целевым ориентиром является выравнивание уровня социально-экономического развития за счет его повышения в менее экономически развитых регионах. Вместе с тем, учитывая огромные территории Российской Федерации, различия в социально-экономическом положении, природно-ресурсном потенциале различных субъектов федерации, ключевыми ориентирами остаются среднероссийские показатели социально-экономического развития. Вместе с тем, следует отметить и планомерное повышение требований к защите окружающей среды для населения и хозяйствующих субъектов, а также формирование условий для рационального использования и сохранения природно-ресурсного потенциала.

В отличие от опыта Китая в Российской Федерации отсутствуют условия для централизованного проведения аналогичных преобразований, что является объективным фактором, учитывая отсутствие в нашей стране единственной правящей партии, как в Китайской Народной Республике. При этом не наблюдается развития какого-либо из компонентов в ущерб другим.

Вывод

В настоящее время в Российской Федерации преобладает институциональный подход, реализуемый на уровне федеральных округов, субъектов федерации, отдельных районов и муниципальных образований. При этом в значительной степени обеспечивается стабильность, сбалансированность и пропорциональность экономического развития, сохранение окружающей среды и социального прогресса.

Литература

  1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена Указом Президента РФ №440 от 01.04.1996) // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2018.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2018.
  3. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 2004. – № 12. – С. 4–13.
  4. Агентство регионального развития [Электронный ресурс] // Senec-pezinok – Режим доступа: www.rrasenec-pezinok.sk/en/
  5. Агентство регионального развития Rzeszów [Электронный ресурс] // RARR Rzeszów – Режим доступа: http://www.rarr.rzeszow.pl/en
  6. Брокерское мероприятие Reengineering Construmat [Электронный ресурс] // Construmat Brokerage – Режим доступа: http://construmatbrokerageevent2015.talkb2b.net
  7. Вэй Хоукай. Современная региональная экономика в Китае. – Пекин: Экономическое управление Пресс, 2010.
  8. Калабеков И.Г. Россия, Китай и США в цифрах. – М.: КАИГ, 2015.
  9. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3–14 июня 1992 г.; Рио-де-Жанейро). – Новосибирск: СО РАН, 1992.
  10. Кормановская И.Р., Ренкас Н.Н. Оценка эффективности управления устойчивым развитием региона // Вестник НовГУ. – 2006. – №37. – С. 10-13.
  11. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа-общество-человек. – Государственный научный центр РФ ВНИИгеосистем, 2001.
  12. Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие или стратегия переходного периода. – М: "Энергия", 1996.
  13. Плисецкий Е.Л. Региональная экономика. – М.: Юрайт, 2017.
  14. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. – М.: Наука, 2004.
  15. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы V международной научно-практической конференции / под ред. Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов, Н.В. Киреева. – Благовещенск, 2015.
  16. Сюй Яньли Специфика социально-экономических преобразований в Китае. – М.: изд-во МГУ, 2014.
  17. Экономика Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс] / Агентство Синьхуа. – Режим доступа:

Антонова Мария Андреевна
аспирант
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук
[email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические основы категорий «регион» и «устойчивое развитие региона». Представлены и сгруппированы существующие методики оценки устойчивого развития.

Ключевые слова

Регион, устойчивое развитие, методики оценки устойчивого развития регионов

Рекомендуемая ссылка

Антонова Мария Андреевна

Теоретико-методологические основы изучения устойчивого развития регионов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 3604. Дата публикации: 2013-10-27 . Режим доступа: https://сайт/article/3604/

Antonova Mariia Andreevna
postgraduate student
Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences
[email protected]

Abstract

The paper overviews the theoretical basis of such categories, as “region” and “regional sustainable development”. It presents and classifies the existing methods of estimating sustainable development.

Keywords

Region, sustainable development, methods of assessing regional sustainable development

Suggested Citation

Antonova Mariia Andreevna

Theoretical and methodological basis of studying regional sustainable development. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #3604. Date issued: 2013-10-27. Available at: https://сайт/article/3604/


Введение

Актуальной задачей настоящего времени является переход к устойчивому развитию для России в целом и для каждого из ее регионов. Современные научные поиски направлены на углубление теоретико-методологических основ устойчивого развития территориальных социально-экономических систем, а так же на поиск новых факторов, влияющих на развитие регионов. Целью данной статьи является изучение и структурирование теоретико-методологических основ оценки устойчивого развития регионов.

Теоретические подходы к изучению понятия региона

Теоретические поиски оценки устойчивого развития следует начинать с самого понятия региона. Единого определения нет в нашей, и в зарубежной научной литературе, что является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях в России и за рубежом. Слово регион заимствовано в западноевропейских языках. В переводе с латыни «regio» – страна, область. Большинство исследователей не конкретизируют понятие региона однозначными территориальными рамками. Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» определил регион как часть территории Российской Федерации, обладающую общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий .

Понятие региона употребляется в широком круге дисциплин, взгляды представителей научных школ на сущность данной категории разнятся (табл. 1).

Автор Формулировка понятия
У. Изард Регион как открытая экономическая единица в пределах данного государства.
Т.В. Ускова Регион – относительно самостоятельная часть, подсистема народнохозяйственного комплекса страны, которая выделилась в процессе территориального разделения труда.
В.Г. Игнатов, В.И. Бутов Регион как территория в административных границах Российской Федерации, характеризующуюся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления.
А.Г. Гранберг Регион, как определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.
М.В. Степанов Регион как крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производственных сил.
А. Маркузен Регион как «исторически эволюционирующее компактное территориальное сообщество, которое содержит в себе физическое содержание, социально-экономическую, политическую и культурную среду, а также пространственную структуру, отличную от других регионов и территориальных единиц, таких как город или нация»
А.В. Пикулькин Регион, как часть территории Российской Федерации, характеризующаяся общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.
И.В. Арженовский Регион, с позиции выделившейся в процессе общественного (территориального) разделения труда, часть территории страны, которая характеризуется специализацией на производстве тех или иных товаров и услуг, общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса.
С.С. Мишуров, В.Н. Щуков Регион – часть территории, на которой возникает многосторонний, постоянно развивающийся комплекс связей и зависимостей между предприятиями и организациями разных отраслей.
Н.Н. Некрасов Под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.
И.Р. Кормановская, Н.Н. Ренкас Регион является открытой сложной функционирующей социо-эколого-экономической системой, на которую влияют внутренние факторы, обусловленные местным самоуправлением, и внешние, обусловленные государственной экономической и социальной политикой.
В.А. Долятовский Регион – это сложный территориально-экономический комплекс, имеющий ограниченные внутренние ресурсы, свою структуру производства, определенные потребности в связи с внешней средой.
В.С. Бильчак, В.Ф. Захаров Регион – это социально-экономическая целостность, характеризующаяся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика).
Н.В. Розенберг Регион – это наиболее устойчивая историко-географическая единица, обладающая рядом константных признаков (социально-экономический, историко-культурный, географический и др.), которые позволяют раскрыть ее своеобразие по отношению к другим регионам.
В.Н.Лексин, А.И. Ситникова, О.Н. Юнина Регион есть часть экономического, социального, природно-ресурсного, экологического, культурно-исторического, собственно пространственного потенциала государства в границах властно установленных административно-территориальных единиц, имеющих управленческие структуры, призванные обеспечить интересы регионального развития.
Составлено автором по

Многообразие подходов к изучению региона все же позволяет выделить схожие черты, такие как целостность, территориальная обособленность, комплексность, открытость и управляемость. Подходя к изучению устойчивого развития, в качестве объекта предпочтительно исследовать территориальные образования, которым присуще единство экономических, социальных и других процессов, определенный юридический статус, органы власти и управления. Опираясь на законодательство, в этом качестве могут выступать субъекты РФ. В данном исследовании регион рассматривается как относительно самостоятельная часть страны, выделившаяся в процессе территориального разделения труда, отличающаяся от других территорий по ряду признаков, обладающая целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов и имеющая местные органы управления своей территорией.

Теоретические подходы к изучению понятия устойчивого развития регионов

Устойчивое развитие является сложным, многогранным, самостоятельным понятием, которое находится во внимании общетеоретических, методологических и прикладных изысканий множества ученых. Словосочетание «sustainable development», переведенное как «устойчивое развитие» привлекло внимание мирового научного сообщества еще в 1992 году после доклада Комиссии ООН по окружающей среде и развитию в рамках конференции в Рио-де-Жанейро. На конференции было сформулировано определение, которое включает в себя три составляющих: экономическую эффективность, социальное равенство и экологическую устойчивость .

В России идеи устойчивого развития получили официальное закрепление указами Президента РФ №236 от 04.02.1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и №440 от 01.04.1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», согласно которым, переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей .

С ростом интереса исследователей к данной проблеме и более глубоким осмыслением сущности устойчивого развития стали возникать его многочисленные определения, и единого современной наукой пока не выделено. В настоящее время существует два достаточно самостоятельных направления в самой трактовке концепции устойчивого развития. В рамках первого направления основной акцент делается на экологическую составляющую устойчивости в контекст необходимости обеспечения воспроизводимости ограниченных ресурсов. Однако, в последнее время, более о себе заявляет второе направление, в котором на первый план выдвигается не экологические, а социально-экономические и иные аспекты устойчивого развития. Существуют следующие авторские формулировки понятия (табл. 2).

Автор Формулировка понятия
Г.В. Гутман, А.А. Мироедов,
С.В. Федин
Устойчивое развитие региона – такое состояние социо-эколого-экономической системы, при котором существуют необходимые условия и предпосылки для прогрессивного движения вперед, для поддержания внутреннего и внешнего равновесия, для обеспечения постепенного перехода экономики от простых явлений к более сложным, тем самым происходит формирование условий для ее перехода в качественно новое состояние.
В.А. Коптюг, В.М. Матросов,
В.К. Левашов
Под устойчивым развитием общества или всего мирового сообщества понимается стабильное или предсказуемое развитие, без резких потрясений и катастроф.
А.А. Шалмуев Устойчивое региональное развитие предполагает формирование такой модели регионального менеджмента, которая позволит обеспечить достойный уровень благосостояния населения и динамическое равновесие экономической системы с окружающей средой. Применительно к социально-экономической системе устойчивость в самом общем виде может быть определена как способность системы сравнительно быстро возвращаться в исходное состояние либо достигать новой, более высокой точки на траектории своего развития.
Т.В. Ускова Устойчивое развитие – процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технологического развития в гармонии с социальным благополучием и экологическим равновесием повышают ценность текущего и будущего потенциала.
О.Л. Кузнецов,
Б.Е. Большаков
Устойчивое развитие – это непрерывный процесс удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений. Устойчивое развитие включает две группы понятий: во-первых, необходимые для сохранения и развития потребности и возможности, и во-вторых, накладываемые на возможность удовлетворять потребности ограничения, обусловленные состоянием технологий и организацией общества.
Г.С. Розенберг, Г.П. Краснощеков, Ю.М. Крылов Устойчивое развитие – поддерживаемое экономическое развитие, не подвергающее угрозе истощения существующих ресурсов будущих поколений.
А.Р. Ахметишина Устойчивое развитие экономической системы есть непрерывный процесс регулирования экономико-экологических отношений, снижения экономической нагрузки на биосферу, разработки новых ресурсосберегающих и экономически чистых технологий с целью предотвращения глобальных экологических и экономических угроз.
Т.В. Алферова, Е.А. Третьякова Устойчивое развитие – это совокупность процессов позитивных изменений, воплощающих их технологий, направленных на гармонизацию отношений между экономической, экологической и социальной сферами для удовлетворения потребности социально-экономической системы в долгосрочном существовании.
А.А. Пиковский, И.А. Орлова Устойчивое развитие – это форма социального и экономического развития, которая оптимизирует экономические и социальные блага, доступные в настоящее время, без создания угрозы потенциальной возможности иметь эти же блага в будущем.
М.Ю. Калинчиков Устойчивое развитие – это такое развитие экономической, политической, социальной и экологической сфер с присущим им в качестве внутренних характеристик стремлением к равновесию и сокращению диспаритета, которое обеспечивает сбалансированное, поступательное движение региона в целом, следствием чего должно явиться улучшение жизни людей.
В.И. Данилов-Данильян Устойчивое развитие определяется через призму общественного развития, при котором не разрушается его природная основа, создаваемые условия жизни не влекут деградации человека и социально-деструктивные процессы не развиваются до масштабов, угрожающих безопасности общества.
И.И. Сигов Устойчивое развитие это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Составлено автором по

Под устойчивым развитием следует понимать процесс позитивных изменений, направленных на долгосрочное сбалансированное развитие всех сфер жизни общества в целях обеспечения воспроизводимости ресурсов, необходимых для качественной жизни настоящего и будущих поколений.

Методологические основы оценки устойчивого развития регионов

Проведенный анализ выделяемых учеными факторов, влияющих на устойчивое развитие регионов, показал, что большинство из них указывает на первостепенное значение экономической, экологической и социальной составляющих.

1. Ряд исследователей и общественных организаций подходят к устойчивому развитию с позиции сохранения экологического баланса. Так, Всемирный Банк предлагает методику по разработке индекса скорректированных чистых накоплений (СЧН) региона. Под СЧН понимается разность показателей валового накопления основного капитала, инвестиций в основной капитал по добыче полезных ископаемых и других природных ресурсов – с одной стороны, и истощения природных ресурсов, ущерба от загрязнения окружающей среды, а также суммы расходов бюджета на развитие человеческого капитала, затрат на охрану окружающей среды и развитие особо охраняемых природных территорий - с другой. В практическом плане скорректированные чистые накопления показывают необходимость компенсации истощения природного капитала за счет роста инвестиций в человеческий и физический капиталы, радикального роста энергоэффективности, увеличения накоплений в фондах будущих поколений. Данная методика используется учеными МГИМО для построения эколого-экономических индексов и выявления закономерностей развития российских регионов с учетом их экономической направленности . Так же к разработке эколого-экономических индикаторов обращаются исследователи центра экологической политики России С.Н. Бобылев, П.А. Макеенко в монографии «Индикаторы устойчивого развития России» .

2. Другие исследователи используют методики, опирающиеся на оценку экономических, экологических и социальных факторов устойчивого развития. Для определения экономического статуса регионов, их положения по отношению друг к другу, для принятия решений по распределению бюджетных средств, представителем Центра финансового и правового обеспечения Управления делами Президента РФ И.А. Морозовым предлагаются индикаторы устойчивого развития на трех уровнях организации экономики: уровень субъекта РФ, предприятий, семейного хозяйства. Однако при иной группировке показателей всех их можно отнести к экономическим, социальным и экологическим. Каждый предлагаемый показатель должен удовлетворять общепринятым требованиям достоверности сведений и однородности ряда. Каждый уровень может получить синтетическую оценку своего статуса по 7–10 наиболее информативным показателям. Выполненный анализ дает возможность перейти к выделению групп регионов по предпосылкам устойчивого развития на базе ранжирования по всей совокупности ключевых показателей .

В методике коллектива ученых Уральского отделения РАН оцениваются 4 группы показателей, адаптированных к старопромышленному региону с развитым горнодобывающим комплексом, каким является Урал. Состав социальных индикаторов ограничивается измерением доходов населения относительно прожиточного минимума, средней продолжительности жизни к нормативу, а так же рассмотрением демографических процессов в части естественной убыли и прироста населения .

Д.э.н. Т.В. Ускова, в исследовании которой на наш взгляд наиболее полно отражена социальная составляющая, подходит к оценке устойчивости региональной социально-экономической системы, основываясь на следующих группах факторов устойчивости, представленных в таблице 3. Устойчивое развитие определяется как одно из состояний устойчивости региональной системы.

Таблица 3. Перечень индикаторов для расчета интегрального показателя устойчивости региональной социально-экономической системы

Экономические

Социальные

Экологические

  1. Валовой региональный продукт, тыс. руб. на душу населения;
  2. Объем промышленного производства, тыс. руб. на душу населения;
  3. Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб. на душу населения;
  4. Налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, тыс. руб. на душу населения;
  5. Доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированных бюджетах субъекта РФ, %;
  6. Доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, %;
  7. Доля предприятий, занимающихся инновациями, %;
  8. Степень износа основных производственных фондов, %;
  9. Удельный вес убыточных организаций, %;
  10. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП, %.
  1. Соотношение денежных доходов на душу населения и величины прожиточного минимуму, раз;
  2. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %;
  3. Розничный товарооборот, руб. на душу населения;
  4. Уровень зарегистрированной безработицы, %;
  5. Уровень экономической активности населения, %;
  6. Доля занятых имеющих высшее и незаконченное высшее профессиональное образование, в общей численности занятых, %;
  7. Коэффициент депопуляции населения;
  8. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда, %;
  9. Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. населения.
  1. Удельный вес исследованных проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, %;
  2. Удельный вес исследованных проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, %;
  3. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, тонн на 1000 чел. населения;
  4. Площадь зеленых массивов и насаждений в городах по субъектам РФ, кв. м в расчете на одного городского жителя;
  5. Лесовосстановление, га на 1000 чел. нас.
Источник

Оценивать уровень развития региона по каждому показателю, автором предлагается с применением многомерного сравнительного анализа, основанного на методе эвклидовых расстояний, так как он позволяет учитывать не только абсолютные величины показателей каждого региона, но и степень их близости (дальности) к показателю-эталону.

Заключение

Представленные методики, включающие оценку экологических, экономических социологических и иных факторов, являются наиболее востребованными в настоящее время. Так как, устойчивость социально-экономической системы нужно рассматривать как комплексную характеристику, включающую в себя совокупность параметров. Ориентируясь на главную задачу устойчивого развития – удовлетворение человеческих потребностей, следует отметить, что экономическая устойчивость, являясь одной из важнейших составляющих общей устойчивости, в изолированном виде не сможет обеспечить всех необходимых условий стабильного развития системы. Необходимо исследование политических, геополитических, национально-культурных, социокультурных, социальных, теневых факторов влияния на устойчивость региональной системы.

Библиографический список

  1. Алферова Т.В. Концептуальное моделирование определения категории «устойчивое развитие»/ – Журнал экономической теории. – 2012. – №4. –С. 46-52.
  2. Арженовский И.В. Маркетинг регионов. – М.: Юнити, 2011 – 135с.
  3. Ахметишина А.Р. Регулирование экономико-экологических отношений в рамках устойчивого развития экономической системы: автореф. дис. … д-ра экон.наук. – Казань. – 2011. – 47с.
  4. Бильчак В.С. Региональная экономика: монография; под ред. В.С. Бильчака. – Калининград. – 1998. – 316с.
  5. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты). – М.: ЦПРП, 2001.
  6. Видяпин В.И. Региональная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 666 с.
  7. Горбанев В.А. Эколого-экономические индексы регионов России / Портал МГИМО. – Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document229149.phtml
  8. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для ВУЗов - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. – 495с.
  9. Гутман Г.В.Управление региональной экономикой. – М.: Финансы и статистика. – 2001. – 176с.
  10. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие. Теоретико-методологический анализ. – Экономика и математические методы. – 2003. – С. 123-135.
  11. Долятовский В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов – Регионология. – 1994. – № 2-3. – С.149-156.
  12. Игнатов В.И. Регионоведение. – М.: ИКЦ «Март», 2004 – 369с.
  13. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. – М.: Прогресс, 1966. – 659с.
  14. Калинчиков М.Ю. Теоретико-методические основы концепции устойчивого развития региона. – Региональная экономика: теория и практика. – 2005. – №9(24).
  15. Кормановская И.Р. Оценка эффективности управления устойчивым развитием региона. – СПб: 2009.
  16. Кузнецов О.Л. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа-общество-человек. – СПб. : Наука. – 2008. – 240с.
  17. Лексин В.Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. – М.: ВНИИСИ РАН. – 1990. – 135с.
  18. Мишуров С.С. Основы регионалистики. – Изд-во «Иваново-Вознесенск», 2002.
  19. Морозов И.А. Экономические показатели устойчивого развития и оценка ситуации в северо-западных регионах России. – Проблемы современной экономики. – №4 (24). – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1683
  20. Некрасов Н.Н. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. – 2-е изд. – М. – 1978. – 342с.
  21. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. №440 // Российская газета. – Апрель, 1996.
  22. Пиковский А.А. Устойчивое развитие и культура. – СПб. – 2002.
  23. Пикулькин А.В. Система государственного управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2010. – 639с.
  24. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. – М.: Наука. – 2004.
  25. Розенберг, Г.С. Устойчивое развитие: мифы и реальность. – Тольятти, ИЭВБ РАН. – 1998. – 191с.
  26. Розенберг Н.В. Социокультурная составляющая понятия «регион». – Аналитика культурологии. – 2005. – №2(4).
  27. Сигов И.И. Региональная экономика (понятийный аппарат). – СПб. : ИРЭ РАН, 2000. – с.65-66.
  28. Татаркин А.И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территорий. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 276с.
  29. Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996г. № 803 // Российская газета. – Июнь,1996.
  30. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. – 355 с.
  31. Markusen A. Regions: economics and politics of territory. Rowman and Littlefield Publishers, 1987.

References:

  1. Alferova T.V. Conceptual modeling of the category of «sustainable development» . Journal of Economic Theory. 2012. № 4. pp. 46-52.
  2. Arzhenovskii I.V. Marketing of the regions . – Moscow: Unity, 2011 – 135p.
  3. Akhmetishina A.R. Regulation of economic and ecological relations in the framework of sustainable development of economic system : Author. dis. Dr. … economic science. Kazan. 2011. 47 p.
  4. Bilchak V.S. Regional economy : monograph, ed. V.S. Bilchak. Kaliningrad. 1998. 316 p.
  5. Bobylev S.N. Indikatory ustoichivogo razvitiia Rossii (ekologo-ekonomicheskie aspekty)Indicators of sustainable development of Russia (environmental and economic aspects) . Moscow: CPPI, 2001.
  6. Vidiapin V.I. Regional economy . M.: INFRA-M, 2007. 666 p.
  7. Gorbanev V.A. Environmental and economic indices of the Russian regions . Portal MGIMO.–Mode of access: http://www.mgimo.ru/news/experts/document229149.phtml
  8. Granberg A.G. Principles of regional economy : textbook for institutions of higher education – Moscow. HSE publishing house, 2004. 495 p.
  9. Gutman G.V. Management of regional economies . – Moscow: Finance and Statistics. 2001. 176 p.
  10. Danilov-Danilian V.I. Sustainable development. Theoretical and methodological analysis . – Economics and Mathematical Methods. 2003. P. 123-135.
  11. Doliatovskii V.A. Foreign experience of complex development of regions . Regional Studies. 1994. № 2-3. pp.149-156.
  12. Ignatov V.I. Regional studies . Moscow: ICC «Mart», 2004. 369 p.
  13. Izard U. Methods of regional analysis: introduction to the science of regions . – Moscow: Progress Publishers, 1966. 659 p.
  14. Kalinchikov M.Iu. Theoretical and methodological foundations of the concept of sustainable regional development . – Regional Economics: Theory and Practice. 2005. № 9 (24).
  15. Kormanovskaia I.R. Assessment of the efficiency of sustainable development in the region . St. Petersburg: 2009.
  16. Kuznetcov O.L. Sustainable development: scientific basis for designing the system «nature–society–human» . St. Petersburg: Science. 2008. 240p.
  17. Leksin V.N. Regional policy of Russia: concepts, problems, solutions . Moscow: Russian Academy of Sciences VNIISI. 1990. 135 p.
  18. Mishurov S.S. Basics of regional studies . – Publishing House «Ivanovo-Voznesensky», 2002.
  19. Morozov I.A. Economic indicators of sustainable development and assessment of the situation in the North-Western regions of Russia . The problems of the modern economy. № 4 (24). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1683
  20. Nekrasov N.N. Regional economics: theory, problems and methods . 2nd ed. M. 1978. 342 p.
  21. About the Concept of transition of Russian Federation to sustainable development : Presidential Decree of April 1, 1996 number 440. Rossiyskaya Gazeta. April, 1996.
  22. Pikovskii A.A. Sustainable development and culture . – St. Petersburg. – 2002.
  23. Pikulkin A.V. The system of government administration . – Moscow: UNITY-DANA. 2010. 639 p.
  24. Pchelintcev O.S. Regional economy in the system of sustainable development . Moscow: Nauka. 2004.
  25. Rozenberg, G.S. Sustainable development: myths and reality . – Tolyatti, Russian Academy of Sciences IEVB. 1998. 191 p.
  26. Rozenberg N.V. Socio-cultural component of the concept «region» . Analytics of cultural science. – 2005. – № 2 (4).
  27. Sigov I.I. Regional economy (conceptual apparatus) . St. Petersburg. : IRE RAS, 2000. P.65-66.
  28. Tatarkin A.I. Modeling sustainable development as a condition for increasing economic security of the territories . Ekaterinburg: Publishing House of the Ural University, 1999. 276p.
  29. Decree of the President of the Russian Federation «On the main regulations of regional policy in Russian Federation» 3 June 1996. Number 803 . Rossiyskaya Gazeta. June, 1996.
  30. Uskova T.V. Management of sustainable development in the region . Vologda ISEDT RAS, 2009. 355 p.
  31. Markusen A. Regions: the economics and politics of territory. Rowman and Littlefield Publishers, 1987.
1

В статье рассматривается понятие «устойчивое развитие» как гармоничное (сбалансированное) раз-витие общества и окружающей его природной среды. Показана взаимосвязь устойчивого развития и стабильности. Рассмотрена категория устойчивости социально-экономического развития на региональном уровне. Разработан интегральный коэффициент для расчета социально-экономической устойчивости региона с использованием производственной, финансово-инвестиционной, социальной устойчивости. Выявлены основные проблемы обеспечения социально-экономической устойчивости применительно к Республике Дагестан.

устойчивость

устойчивое развитие

концепция

стабильность

устойчивость социально-экономического развития

природная среда

безопасность

государственная экономическая политика

1. Авдонин B.C. Межполитические отношения и регионы // Регионология. - 2006. - № 4 (57). - С. 32-42.

2. Бахлова О.В. Региональная интеграция: федералистские теории и концепции // Регионология. - 2006. - № 4 (57). - С. 4-14.

3. Баранов С., Скуфьина Т. Анализ межрегиональной дифференциации и построение рейтингов субъектов Российской Федерации // Вопросы экономики. - 2005. - № 8. - С. 54-75.

4. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики. Теория и практика. - М., 2005. - 232 с.

Достижение устойчивого развития - одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед всеми странами мира. Цель - обеспечить экономический подъем и одновременно защитить ресурсную базу и окружающую среду с учетом интересов будущих поколений. Устойчивость экономического развития представляет собой такое состояние экономики, при котором поддерживается стабильность выходных (конечных) параметров развития производственных, социальных и экономических показателей.

При этом к пониманию устойчивости экономического развития можно подходить двояко.

  1. Поддержание стабильности заданного уровня каких-либо конечных экономических показателей. В этом случае речь идет о стабилизационной устойчивости.
  2. Поддержание стабильности приростных, предельных показателей экономического роста, например поддержание определенных темпов ежегодного прироста ВВП или поддержание инфляции в заданных пределах. В данном случае речь идет о динамической устойчивости.

Понятие устойчивости социально-экономического развития связывается с удовлетворением конечных результатов воспроизводства - материальных и духовных потребностей населения. В соответствии с этим устойчивость воспроизводства рассматривается как социально-экономическое понятие и определяется в виде системы экономических отношений, обеспечивающей непрерывное поддержание стабильности или экономического роста в условиях оптимальной пропорциональности при минимальных затратах и экологической безопасности, способствующей более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения страны и ее регионов.

Устойчивое развитие экономики в каждой стране и отдельном регионе наряду с общими законами функционирования и развития имеет специфические особенности, определяемые условиями производства, ресурсным потенциалом, менталитетом населения и т.д. В период экономического подъема начинается оживление всех составляющих производства, формируется устойчивый уровень спроса, предопределенный растущим уровнем жизни. При этом следует отметить, что достижение подъема экономики имеет свою цену и определенные негативные последствия. В этой связи искусство достижения устойчивости состоит в выборе оптимальных приоритетов и соответствующей стратегии достижения цели.

Понятие «устойчивость» предпочтительно рассматривать для каждого данного исторического этапа. Развитие теории эволюционной экономики (у истоков которой стоял Н.Д. Кондратьев) основано на том, что в экономике через определенные промежутки времени происходит вытеснение одного доминирующего технологического уклада другим, который, в свою очередь, сам становится доминирующим укладом. Каждый последующий уклад оказывается в некотором смысле более эффективным, чем предыдущие. В учете этих переходов от уклада к укладу, сопровождающихся ростом масштабов производства, производительности труда, усложнением хозяйственных связей и отношений, заключается процесс экономической эволюции на макроуровне. Учет этого и позволяет поддерживать устойчивое развитие экономики.

Устойчивое развитие как ключевое понятие включает два основных признака: во-первых, выживание и неопределенно долгое развитие цивилизации (общества) и, во-вторых, сохранение окружающей природной среды, прежде всего биосферы. Таким образом, устойчивое развитие - это гармоничное (сбалансированное) развитие общества и окружающей его природной среды.

По мнению одних экономистов, под устойчивостью производства обычно понимают способность противостоять отрицательным воздействиям, преимущественно стихийным силам природы, способность предупредить или ослабить спады производства. Устойчиво развивающимся может быть признано только такое производство, которое обеспечивает удовлетворение определенного набора конкретных потребностей с минимальными затратами и в кратчайшие сроки, исходя из наличных ресурсов и реальных возможностей эффективного применения. Устойчивая экономика, по мнению других ученых, предполагает переход от нынешнего использования ресурсов к экономике их системного воспроизводства. Ядром системы устойчивости развития выступает подсистема воспроизводства качественных ресурсов, главным среди которых является человеческий потенциал. Если исходить из общих позиций, то устойчивое развитие следует понимать как развитие, учитывающее равновесие интересов настоящего и будущих поколений. Следовательно, основу формирования концепции устойчивого развития должна составлять идея динамично сбалансированного взаимодействия экономической, социальной и экологической сфер общественного развития. При этом социально-экономическая основа устойчивого развития предопределяет реализацию в глобальном масштабе комплекса мер, направленных на:

  • борьбу с нищетой и бедностью;
  • изменение структуры потребления; регулирование роста населения;
  • сохранение здоровья человека;
  • содействие устойчивому развитию регионов.

С категорией устойчивости тесно связана категория стабильности, которая характеризует неизменность, постоянство какого-либо параметра динамики развития. В экономической теории и практике это весьма важная характеристика экономического показателя. Между тем категория устойчивости социально-экономического развития более емкое и фундаментальное экономическое определение. Она включает понятие стабильности, в частности стабильности основных социально-экономических и экологических показателей хозяйственной системы. Вместе с тем устойчивость экономического развития подразумевает также и комплекс условий, факторов и мер регулирующего воздействия, обеспечивающих за счет экономического равновесия стабильность конечных показателей.

Вычисление общей устойчивости может быть рассчитано как интегральный коэффициент по средней геометрической, включающий в себя все параметры социально-экономической устойчивости региона по формуле:

где К уст.общ

Общий (интегральный) показатель социально-экономической устойчивости региона;

К уст. произ

Коэффициент производственной устойчивости;

К уст. фин-инв

Коэффициент финансово-инвестиционной устойчивости;

К уст. соц

Коэффициент социальной устойчивости.

Основу устойчивости составляет экономическое равновесие, которое выступает важнейшим условием эффективного функционирования и развития любой экономической системы. Достижение, в частности, рыночного равновесия спроса и предложения зависит от множества факторов . Однако в любом случае в системе должен присутствовать механизм выявления спроса и реакции производства на изменение параметров спроса. При возникновении дисбалансов цены размеры заработной платы, кредитные ставки, налоги, как и объемы соответствующих ресурсов, должны изменяться так, чтобы система достаточно быстро возвращалась в устойчивое состояние.

В формировании устойчивости производственной системы исключительно важен внутренний спрос. Речь идет, прежде всего, о платежеспособном спросе, ибо именно он стимулирует или сдерживает рост производства и потребления. Формированию устойчивости спроса способствует наличие емкого рынка.

Во-первых, постоянно растущий спрос при емком рынке позволяет при больших объемах производства экономить на издержках и затратах при сбыте продукции.

Во-вторых, размер рынка наиболее важен для формирования конкурентных преимуществ в отраслях, связанных с использованием НИОКР. Но он по-настоящему становится преимуществом только тогда, когда стимулирует инвестиции, реинвестиции и динамизм производства.

В-третьих, емкий рынок - наличие определенного числа независимых покупателей, а не двух-трех доминирующих, что создает дополнительные стимулы и возможности для инноваций.

В-четвертых, увеличивающийся спрос создает лучшие предпосылки для его более раннего выявления и, соответственно, раннего насыщения теми фирмами, которые оказались оперативнее других.

Важнейшим условием установления и поддержания устойчивости рыночного обращения является образование необходимого товарного запаса, постоянный контроль за его структурой, состоянием, скоростью оборота, издержками по его содержанию. Постоянство и непрерывность расширенного воспроизводства требуют, чтобы средства производства и продукты труда в их движении образовывали запас. Устойчивым может быть признано производство, имеющее незначительные колебания по годам или сезонам, гасящее их за счет оптимальных запасов. В то же время если растущие объемы производства не удовлетворяют разумные потребности, такое производство вряд ли можно признать устойчивым. Устойчивым может считаться производство, при котором сокращение производимой продукции связано с появлением в результате НТП новой, менее энерго- и металлоемкой продукции. Вот почему не следует ставить знак равенства между устойчивостью и стабильностью. Устойчивость развития - не синоним стабильности экономического развития (хотя и связана с ней), это единство социального, экологического и экономического состояний системы общественного развития.

Проблема устойчивости развития тесно связана с национальной безопасностью. Разработка любой программы эколого-экономической безопасности должна строиться, исходя из общей концепции перехода страны и её регионов на путь устойчивого развития. И это предполагает усиление роли государственного регулирования процесса устойчивого социально-экономического развития.

Целью государственной экономической политики выступает достижение внутренней и внешней устойчивости системы. При этом внутренняя устойчивость предполагает такое состояние экономики, которое характеризуется стабильностью производства, цен, занятости и поддержанием определенного уровня жизни. Под внешней устойчивостью системы следует понимать устойчивость платежного баланса, положительное внешнеэкономическое сальдо, стабильное состояние золотого запаса страны. При этом инструменты экономической политики на данном этапе включают такие элементы, как бюджетные, финансовые, налоговые, ценовые, внешнеторговые. Используя и комбинируя их, государство в состоянии достичь поставленных целей.

Таким образом, государственное регулирование экономики становится важнейшим условием устойчивости развития системы, которое обеспечивается в сочетании с рыночным саморегулированием. При этом государственное регулирование включает комплекс методов и рычагов воздействия на экономическую систему как макрорегиона, так и отдельного субъекта РФ.

Важнейшие положения концепции устойчивости социально-экономического развития непосредственно применимы к регионам Северо-Кавказского федерального округа. Исследуемая территория обладает потенциальными возможностями для динамичного продвижения к устойчивому развитию. Это - богатство природных ресурсов, человеческий потенциал, уровень состояния обрабатывающих отраслей промышленности, науки, образования.

Однако потенциальные экономические возможности субъектов округа весьма не одинаковы. Разумеется, проблемы устойчивости социально-экономического развития регионов с различным уровнем экономического потенциала должны решаться с учетом особенностей развития конкретного субъекта.

Анализ социально-экономического положения в конкретных регионах, направленный на выработку активной политики устойчивого развития, показал, что в исследуемом макрорегионе требуется особый подход к решению проблемы устойчивости развития, связанный со структурой экономики округа, его демографическим, национальным и конфессиональным составом, природными условиями, состоянием использования недр и их перспективных возможностей. Проведение такого анализа для Республики Дагестан показало, что для обеспечения устойчивого социально-экономического развития данного региона необходимо соблюдать определенную иерархию целей и приоритетов, связанную с особенностями приграничного и приморского региона.

Первая проблема в обеспечении социально-экономической устойчивости для указанного субъекта заключается в создании условий для функционирования и развития промышленности. Ранее промышленность занимала доминирующее положение во всей экономической структуре региона и обеспечении его экономического и социального потенциала. Это характеризовалось ее превалирующим положением в производстве валового регионального продукта, в структуре основного и оборотного капитала, в удельном весе занятости активных трудовых ресурсов, в обеспечении населения товарами народного потребления, в обеспечении доходной части бюджета региона, а следовательно, возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Сегодня необходимо вернуть ранее утраченные позиции и восстановить ключевую роль в формировании динамично развивающейся экономики региона.

Второй проблемный фактор и условие для достижения устойчивого социально-экономического развития региона - это обеспечение продовольственной безопасности за счет активизации функционирования аграрного комплекса. Этот фактор необходимо учитывать не только потому, что в нем занята значительная часть населения, но также и потому, что он обеспечивает продуктами питания население всего региона и, следовательно, формирует социальный климат в регионе.

Третья проблема - это решение назревших задач в области социальной сферы, обслуживающей население региона. При этом анализ показал, что особое значение приобретает решение задач, связанных с поддержанием мотивации экономически активного населения, обеспечением роста уровня жизни и занятости (проблема сезонной безработицы).

И, наконец, исследование показало, что все проблемы социального и экономического развития региона невозможно решить без финансового обеспечения, имея в виду весь комплекс бюджетного финансирования, кредитно-денежного обращения, ликвидности, а также функционирования рынка ценных бумаг. Для рыночной экономики мобилизация финансовых ресурсов и эффективное их использование приобретают ведущее значение в реализации социальных и экономических программ.

Рецензенты:

  • Петросянц В.З., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской Академии наук, г. Махачкала.
  • Колыванов В.Ю., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление в машиностроении и строительстве», ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала.

Работа получена 14.11.2011

Распределения материальных и финансовых ресурсов, сбалансированного распределения капитала, прибыли, бюджета, налоговой системы, кредитно-денежных ресурсов и целого ряда других условий.

Библиографическая ссылка

Дохолян А.С. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4975 (дата обращения: 01.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Подпругин Максим Олегович , соискатель кафедры экономики, организации и управления производством, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия

| Скачать PDF | Загрузок: 687

Аннотация:

Устойчивое развитие региона обеспечивается, прежде всего, равновесием между факторами социально-экономического и природно-экологического развития. В статье рассматриваются основные подходы к данной концепции в рамках региональной экономики, уточнено понятие устойчивого развития региона, и описаны факторы, оказывающие влияние на процесс его устойчивого развития.

JEL-классификация:

В последнее время большое число специалистов в области региональной науки, а также руководителей краев, областей, республик сходятся в одном – регионами необходимо считать субъекты Российской Федерации. В этой связи, наиболее обоснованным является понятие «регион», которое вводит И.В. Арженовский. Он определяет регион как «выделившуюся в процессе общественного разделения труда часть территории страны, которая характеризуется специализацией на производстве товаров и услуг, общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства, наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач» .

Сходной точки зрения придерживаются также B.C. Бильчак и В.Ф. Захаров, определившие регион как социально-экономическую пространственную целостность, характеризующуюся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющую местные органы управления территорией (область, край, республика) .

Таким образом, регион – это территория в административных границах субъекта федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления.

Понятие «развитие региона»

Под развитием региона понимается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Это изменение может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях содержания развития. Наряду с экономическими характеристиками рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики являются полноправными показателями при оценке степени развития региона.

Основной целью экономического развития регионов является улучшение качества жизни населения. Целями развития региона является увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни и т.д.

Следует отметить, что ряд исследователей обосновывает, что реализация устойчивого развития должна осуществляться в регионах, поскольку они характеризуются комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью; являются исторически наиболее устойчивыми территориальными образованиями, сформировавшими за период существования; обладают наиболее оптимальной структурой для позиционирования на внешнеэкономическом пространстве; имеют значительный опыт совмещения практики стимулирования рыночных преобразований на территориях с политикой регулирования этих процессов .

Понятие «устойчивое развитие региона»

Парадигма устойчивого развития, предполагающая динамический процесс последовательных позитивных изменений, обеспечивающих сбалансированность экономического, социального и экологического аспектов, должна лежать в основе формирования подходов к разрешению проблем территориальных образований. Это особенно актуально сегодня, когда происходит перенос центра тяжести экономических реформ на уровень регионов и усиление их роли в реализации экономической политики государства.

Приоритетным подходом в осуществлении реформ на уровне региона должно быть убеждение, что следует отказаться от отождествления развития территории с ее хозяйственным развитием. Нельзя считать регион устойчиво развивающимся только по признаку повышения экономических показателей. Устойчивое развитие должно быть нацелено на достижение высокого качества жизни населения, при позитивной динамике комплекса показателей.

П.М. Иванов под устойчивостью развития региона понимает жизнеспособность системы. При этом жизнеспособность системы определяется как способность к жизни и развитию, то есть территория, обладающая свойством устойчивости, способна к выживанию и развитию в конкретном окружении . Устойчивость регионального развития определяет способность региона сохранять и развивать значение необходимых параметров качества жизни населения в пределах порога безопасности или выше него при колебаниях внешних и внутренних воздействий (общественно-политического, социально-экономического, техногенного, природно-климатического и другого характера), грозящих падением качества жизни населения.

При классификации регионов в России по уровню и темпам развития обычно выделяют: развивающиеся, проблемные и депрессивные.

Устойчивость развития экономики региона как специфическое качество достигается в результате преодоления множества препятствий и не является данностью на продолжительный период времени. В ситуации кризиса устойчивость – это выживание и достижение в последующем поступательного процесса в основных сферах жизнедеятельности. Так, О.К. Цапиевак основным формам устойчивости региональной системы относит:

− неустойчивое развитие;

− гиперустойчивость;

− глобальная устойчивость;

− приближено устойчивое развитие региональной системы;

− устойчивая система .

Особенности России (масштабность, региональное многообразие, состояние переходной экономики) требуют более активной, по сравнению с обычной мировой практикой, деятельности государства по устранению диспропорций в экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития регионов.

Переход к новой экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, изменение структуры собственности, а также совершенствование федеративной системы, расширение экономических прав регионов .

На рис. представлены основные факторы, влияющие на формирование устойчивого развития региона в современных условиях.

Основные факторы устойчивого развития региона

На рисунке видно, что основные факторы можно разделить на 7 основных блоков:

1) экологические факторы :

− природно-климатические условия;

− техногенные загрязнения. К техногенным загрязнениям следует относить не только загрязнения на территории региона, но и трансграничные загрязнения (воздуха, воды и т.д.), причем это относится не только к другим государствам, но и к другим регионам страны. Например, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат расположен в Иркутской области, однако он загрязняет акваторию озера Байкал, которая относится и к Бурятии;

2) финансово-экономические факторы :

− стабильность бюджета региона, независимость от дотаций, трансфертов из федерального бюджета;

− участие региона в федеральных целевых программах, приоритетных национальных проектах, стратегиях развития макрорегионов;

− деятельность кредитных учреждений, страховых компаний и т.д.;

− влияние экономической нестабильности;

3) промышленно-производственные факторы :

− наличие мощной производственной базы;

− наличие на территории региона минеральных ресурсов;

− зависимость региона от монополий (нефтяных, газовых монополий, предприятий электро- и теплоэнергетики, железной дороги, телекоммуникационных компаний и т.д.);

4) наличие в регионе развитой инфраструктуры :

− наличие и состояние в регионе автодорожной сети, железных дорог, аэродромов, речных и морских портов;

− связь, телекоммуникации, доступность интернета;

− рыночная инфраструктура;

5) продовольственная безопасность региона :

− состояние сельского хозяйства региона;

− состояние торговой сети;

− наличие и развитие перерабатывающих предприятий;

− деятельность вертикально-интегрированных комплексов в АПК;

6) региональный маркетинг :

− узнаваемость региона в федеральных СМИ;

− бренды региона;

− национальные, региональные праздники, торжества;

7) социальная сфера, культура, общественная деятельность :

− развитая социальная сфера;

− научные, образовательные учреждения;

− наличие квалифицированных трудовых ресурсов и рабочих мест;

− учреждения культуры и искусства, мероприятия и др.;

− деятельность общественных организаций (некоммерческих, экологических, студенческих, профсоюзы и т.д.);

− межнациональные, межрелигиозные отношения.

Приоритетным направлением нового этапа экономических изменений является инновационная модернизация экономики регионов России. В достижении этой цели важную роль призваны сыграть региональные органы власти, в связи с этим должны измениться приоритеты их деятельности . На предшествующем этапе их главная задача состояла в создании условий для развития предпринимательской деятельности с целью привлечения инвестиций. Условия меняются, и на первый план сегодня выходят проблемы ориентации на создание условий устойчивого развития региона, активизации инновационной деятельности, совершенствование структуры экономики региона, повышение конкурентоспособности продукции и услуг.

Вывод

Таким образом, устойчивое развитие региона – это комплексный процесс, ведущий к решению проблем населения на региональном уровне, к повышению условий жизни жителей региона путем достижения сбалансированности социально-экономического и экологического развития, осуществляемого на основе рационального использования всего ресурсного потенциала региона, включая географические особенности региона, а также особенности экономики, инфраструктуры, промышленности и потенциальных возможностей отдельных городов, относящихся к данному региону. 3. Голубецкая Н.П. Индикативные подходы определения приоритетности инвестиций в предпринимательской деятельности Северо-Западного региона России / Н.П. Голубецкая, О.Н. Макаров, В.И. Бовкун // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2005. – № 4 (26). – С. 53−65.
4. Майбуров И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. – 2004. – № 4. – C. 124−143.
5. Пчелинцев О.С. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основа региональной политики / О.С. Пчелинцев, В.Я. Любовный, А.Б. Воякина // Проблемы прогнозирования. – 2000. – № 5. – С. 62−68.
6. Татаркин А.И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории / А.И. Татаркин, Д.С. Львов, А.А. Куклин и др. – Екатеринбург: изд-во Урал. университета, 1999. – 276 с.
7. Ускова Т.В. Устойчивое развитие региона: от концептуальных основ – к практическим результатам. / Т.В. Ускова, С.С. Копасова. // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. –2008. – Вып. 43. – С. 21−31.
8. Иванов П.М. Алгебраическое моделирование сложных систем. – М.: Наука, 1996. – 185 с.
9. Цапиева О.К. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 2 (34). – С. 46−49.
10. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. – М.: Высшая школа экономики, 2007. – 495 с.
11. Сысоева В.Н. Устойчивое развитие региона на базе формирования инновационных кластеров. – Автореф… канд. экон. наук. – Тамбов, 2007. – 24 с.


Ушакова О.А. Опубликовано в сборнике:
«Регионы России: проблемы и перспективы экономического развития» – 2010

Другие статьи по этой тематике:




Аннотация:

Экономика России переживает непростой период восстановления послекризисной ситуации, когда формирование новых механизмов модернизируемой экономики должно происходить на фоне стабилизации экономического развития всей социально-экономической структуры регионов. Остроту проблеме устойчивого развития РФ придает формирование многих дестабилизирующих факторов развития, неустойчивость стала характерной чертой функционирования экономических систем всех уровней, усиливается дезинтеграция и поляризация регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития. При этом отсутствует адекватная этим процессам институционально-правовая среда, способствующая обеспечению экономической безопасности, эффективному управлению устойчивым развитием подсистем национальной экономики. При всей разработанности проблем устойчивости остается много спорных, нерешенных вопросов, что обусловлено не только динамичностью и многогранностью данной проблемы, но и достижением критического уровня во взаимодействии человеческой цивилизации с окружающей средой.

В связи с этим особый интерес приобретает понятие «устойчивого развития». Широкое распространение концепция устойчивого развития получила от Brundtland-комиссии, которая увязала понятия «развития» и «экологии» в единое целое. В публикации «Наше общее будущее», известный как отчет комиссии Брунтланд, устойчивое развитие определено как «развитие, которое обеспечивает нужды современного поколения, не подвергая угрозе жизненные потребности будущих поколений». В мировом сообществе начинают формироваться теоретические основы этой концепции, которые нашли свое отражение в материалах конференции в Рио-де-Жанейро. Этот термин начинает воспринимается как универсальное понятие, как новая модель развития цивилизации.

На современном этапе концепция «устойчивого развития» в нашей стране является актуальной, т.к. в современной экономике роль регионов как субъектов экономической деятельности постоянно возрастает из-за их нелинейного, ассиметричного, волнового и цикличного характера. Изменения в экономике, которые сопровождались сокращением объемов промышленного производства, падением жизненного уровня значительной части населения, критическим снижением эффективности национальной экономики повлияли на всем экономическом пространстве на хозяйственные системы регионов, в которых были подорваны основы расширенного воспроизводства, сформировались многочисленные дестабилизирующие факторы развития. Неустойчивость стала характерной чертой их состояния.

Осмысление проблем регионального развития началось после приобретения региональными системами экономической самостоя­тельности в условиях рынка. Несмотря на многочисленность работ по устойчивому развитию многие аспекты исследования этой проблемы в России остаются недостаточно разработанными. Дискуссионной является трактовка понятия «устойчивое развитие», которое рассматривается или слишком узко - внимание акцентируется преимущественно на экологической составляющей, или слишком широко - анализируется в контексте политических, экономико-социальных, экологических, культурологических, морально-этических и прочих параметров, что выводит проводимые исследования за пределы экономических проблем региона, размывая его границы.

Следовательно, понятие «устойчивое развитие» весьма динамично, а основны­ми формами устойчивого развития региона могут быть:

Абсолютно устойчивое развитие, которое достигается при отсутст­вии каких-либо отклонений от заданных параметров;

Потенциально - непосредственное связанное с развитием социаль­но-экономической системы региона, предопределяющее меру ее адаптивности к воздействию изменяющихся экзогенных условий в стране;

Фактическое развитие - это то, которое достигнуто в истекшем пе­риоде под воздействием реальных факторов на данном уровне использова­ния имеющегося производственно-экономического потенциала в регионе.

Исходя из этого зафиксировать общее представление об устойчивом развитии региона можно только на концептуальном уровне. Сам же процесс пере­хода на модель такого развития будет в определенном смысле перманент­ным, и, по сути, должен осуществляться непрерывный переход от одной версии модели к другой. При этом развитие общества по каждой из этих версий будет представлять собой процесс устойчивого развития, удовле­творяющий требованиям текущего периода и возможности развития в бу­дущем.

Очевидно, что единого, обязательного для всех регионов форм устойчивого развития быть не может. Можно лишь говорить о разработке мероприятий, помогающих обеспечить достижение определенных промежуточных целей, которые могут уточняться и видоизменяться в процессе модернизации экономики всей страны и общества в целом.

Разработка подобных моделей, а самое главное - вне­дрение их в жизнь, является насущной необходимостью. Проведенные исследования пока­зывают, что в целом ситуация для устойчивого развития изменилась в худшую сторону. Среди основных негативных тенденций, препятствующих дос­тижению целей устойчивого развития в регионах за прошедшие годы можно выделить:

Увеличивались тенденции дешевого импорта продуктов питания в центральные регионы, на фоне усиления использования сырьевых ресурсов северных регионов и экспорта за рубеж продукции первого передела;

Возросла проблема обеспечения продовольстви­ем, которая может быть решена только за счет внешней торговли инновационной продукцией с высокой долей НДС;

Нарастающие процессы минимизации промышленного производства в центральных регионах и падение жизненного уровня на всей территории страны;

Возрастало социальное неравенство как между населением внутри региона, так и внутри страны;

Снижение финансирования охраны среды, уменьшение финансирование экологического образования всего населения зна­чительно отстают от необходимого уровня в 2-3 % ВВП, требуемого для достижения существенного прогресса;

За последние годы увеличились не только негативные тенденции загрязнения среды (токсичные, радиоактивные вещества, отходы, кислые дожди), но и продолжалось разрушение уязвимых экосистем, снижение всего биологического равновесия.

В сложившихся условиях модель устойчивого развития должна подразумевать достижение взаимосвязанных целей социальной, экономической и экологической устой­чивости в регионе, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Как отметил немецкий философ В. Хесле: «Поскольку… человече­ская жизнь, без которой не может быть и речи о каких-либо иных благах, должна расцениваться в качестве основного блага, то и жизнь последую­щих поколений оказывается более существенным благом в сравнении с со­циально-экономическим благополучием поколений нынешних».

Источники:
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение/ Изд.2. Синергетика: от прошлого к будущему – М.: КомКнига, 2005.
3. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2005.
4. Рудык Н.Б. Конгломератные слияния и поглощения: Книга о пользе и вреде непрофильных активов: Учебное пособие. М.: Дело, 2005.
5. Рудык Н.Б. Методы защиты от враждебного поглощения: Учебное пособие. М.: Дело, 2006.