Экономическое стимулирование природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей среды

В Российской Федерации утвержден и успешно действует экономический механизм направленный на взаимодействие с экономикой государства. В статье рассмотрим, какие методы применяет такая система, и как происходит контроль над уровнем загрязнения естественной окружающей среды.

Связь экономики и охраны природы

С начала 21-го века в России понятие экономического механизма охраны окружающей среды, а также его структура были изменены. Сейчас система включает как ранее введенные нормы материально-техническое обеспечение), так и разработанные современные экономические стимулы (создание фондов, сбор платы за пользование ресурсами, введение экологического страхования).

Структура экономического воздействующего механизма в сфере охраны природы, которую предлагает В. В. Петров, включает элементы, представленные на иллюстрации ниже.

Каждое современное предприятие, которое пользуется природными ресурсами, обязано следовать экологическим требованиям при оценке эффективности хозяйственных решений. Так, в основе охраны природы лежат в основном экологические платежи, а меньшую долю занимают экономические санкции или штрафы за нарушения в сфере экологического законодательства.

Основной задачей экономического механизма в сфере использования естественных ресурсов является создание условий для выполнения целей экологической политики с помощью экономических мер. Для этого вводятся нормативно-правовые и законодательные акты соответствующего направления.

Роль Росприроднадзора

Росприроднадзор - это представитель исполнительной власти, что функционирует на федеральном уровне и выполняет функции надзорного контроля в области пользования природными ресурсами.

Центральный аппарат Росприроднадзора включает восемь Департаментов. Для эффективности контроля и выполнения своих функций в каждом регионе создано Управление Росприроднадзора, которое отвечает за природопользование отдельной территорией.

На федеральном уровне служба выполняет такие функции:

  • Осуществляет
  • Организует государственный надзор за строго охраняемыми природными объектами федерального значения, обеспечивает лесной надзор.
  • Осуществляет контроль над изучениями в сфере геологии, а также охраны и использования недр земли.

Среди обязанностей управления Росприроднадзора можно выделить:

  • Рассмотрение и принятие нормативов и лимитов по отходам.
  • Проведение экологической экспертизы на государственном уровне.
  • Определение нормативов относительно загрязняющих выбросов в атмосферу. Исключением являются радиоактивные компоненты.
  • Выдача лицензий на осуществление сбора, использования, утилизации и размещения отходов классов опасности I-IV.
  • Рассмотрение и выдача разрешений на произведение выбросов, загрязняющих атмосферу. Исключением являются радиоактивные выбросы.
  • Рассмотрение и выдача разрешений на осуществление выбросов веществ и микроорганизмов в объекты водной среды.

Органы контроля природопользования в округах

В каждом федеральном округе создан Департамент природопользования и охраны окружающей среды, подконтрольный Росприроднадзору.

Такие образования отвечают за:

  • охрану окружающей человека среды;
  • расчетливое и бережное использование естественных ресурсов;
  • экологическую безопасность региона;
  • разработку региона;
  • разработку нормативных документов для улучшения природной среды;
  • просвещение региона в части экологии.

Департамент оказывает такие услуги:

  • Выдача разрешения на индивидуальное жилищное строительство.
  • Выдача охранных обязательств или дополнительного соглашения к ним, которые обеспечивают сохранность и бережное использование природной территории, которая охраняется.
  • Аннулирование и выдача охотничьего билета.
  • Выдача разрешений на сброс микроорганизмов или вредных веществ в водную среду или атмосферу.
  • Выдача лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома любых металлов.
  • Проведение экологической экспертизы.
  • Оформление разрешений на пересадку зеленых насаждений.

Методы экономического механизма

Механизм экономического регулирования использования естественных ресурсов прописан Законом РФ "Об охране окружающей среды" номер 7-ФЗ от 10.01.2002 года.

Его методы включают:

  • Разработку прогнозов социального и экономического развития государства согласно экологическим прогнозам.
  • Разработку программ экономического развития, которые применяются на федеральном уровне, а также целевых программ для отдельных субъектов государства.
  • Разработку планов мероприятий и их проведение с целью разъяснения необходимости принятия мер, обеспечивающих охрану природы.
  • Взимание платы за пользование природными ресурсами и нанесенный вред природе.
  • Расчет лимитов на выбросы загрязняющих элементов и размещение производственных отходов.
  • Проведение и выдачу заключения об экономической оценке объектов природы, включая созданных с помощью человека.
  • Проведение оценки воздействия деятельности предприятий на окружающую атмосферу и природную среду.
  • Предоставление льгот, в том числе и налоговых, в случае внедрения предприятием новаторских технологий, альтернативных источников энергии, использования вторсырья, переработки отходов.
  • Поддержку инновационной деятельности предприятий в сфере охраны природы.

Разработка мероприятий и эффективное планирование действий по защите окружающей природы производится на основании прогнозов государства по социально-экономическому развитию. Также учитываются федеральные и целевые программы регионов.

Каждый субъект хозяйствования обязан проводить осуществление производственного экологического контроля. Такой комплекс процедур обеспечивает выполнимость требований экологического законодательства, проведение определенных действий, обеспечивающих охрану природы и расчетливо-рациональное использование ее богатств.

Плата за загрязнение и выбросы в окружающую среду

Экономический механизм охраны окружающей среды подразумевает уплату налога за негативное влияние на нее согласно Порядку № 632 от 28.08.1992 г.

Законодательно установлены такие виды отрицательного воздействия на природу:

  • Выбросы в окружающую атмосферу вредных веществ.
  • Сбрасывание веществ и микроорганизмов в водную среду региона.
  • Загрязнение почвы.
  • Размещение, захоронение отходов, как производственных, так и после потребления.
  • Шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее и иное окружающего природного пространства.

Определение размера платежей зависит от объема сбрасываемых загрязняющих веществ и отходов. Для некоторых регионов могут быть установлены коэффициенты в дополнение к базовым ставкам, которые учитывают экологические особенности такой местности.

Оплата за негативное воздействие на природу зачисляется в федеральный бюджет РФ. Предприятия обязаны оплачивать налог один раз в год по месту регистрации источника загрязнения. Если предприятие не уплатило сбор в срок, то к нему применяется штраф за загрязнение окружающей среды. Пеня рассчитывается как 1/300 ключевой ставки банка РФ, которая зафиксирована на день ее уплаты. Пеня начисляется ежедневно за каждый день просрочки уплаты налога.

Неналоговые поступления в бюджет

Федеральный законодательный акт «Об отходах» № 89-Ф3 от 24.06.1987 года определяет порядок обращения с отходами потребления и производства и призван предотвратить их вредное воздействие на население. Экономический механизм регулирования и контроля над предполагает уплату предприятиями экологического сбора. Росприроднадзором определяется форма расчета суммы таких платежей. Процедура подробно описана в Приказе Росприроднадзора № 488 от 22.08.2016 года.

Экономический механизм в сфере размещения отходов потребления и производства предполагает стимулирование деятельности предприятий такими методами:

  • Предоставление льготы по уплате налоговых и неналоговых платежей в случае внедрения современной технологии, которая позволит уменьшить количество отходов.
  • Финансовая поддержка государства.

Поддержка финансовых субъектов

Если предприятие вовремя вносит средства за загрязнение и плату за пользование природными ресурсами, а также стремится минимизировать негативное влияние на природу, то государство обеспечивает поддержку в виде льгот.

Законодательно установлены способы стимулирования хозяйствующего субъекта с целью его экологического воспитания. Так, экономический механизм в сфере охраны природопользования включает такие элементы:

  • Организация планирования природопользования и способов охраны природы.
  • Финансирование сферы охраны природы.
  • Применение платежей за использование ресурсов, загрязнение атмосферы и водных объектов.
  • Создание внебюджетных экологических фондов.
  • Внедрение экологического страхования.
  • Предоставление кредитных либо налоговых льгот, а также иных поощрительных мер в сфере, касающейся охраны природного окружения.
  • Проведение экологического аудита.

Создание специальных фондов и проведение экологического аудита являются новшеством в российском экономическом механизме охраны окружающей среды.

Экологическим страхованием называется правовая мера в сфере охраны природы, которая обеспечивает защиту от экологических рисков, которые могут причинить вред страхователю, застрахованному или третьему лицу по причине сверхнормативного загрязнения природы.

Выделяют такие виды:

Экологический аудит проводится в качестве независимой оценки деятельности субъекта хозяйствования по соблюдению экологического законодательства.

Выделяют такие типы:

  • Обязательный, который проводится в конкретных случаях, установленных законом.
  • Добровольный, который проводится по инициативе предприятия, которое своей деятельностью оказывает влияние на природу.

Фонды, созданные с целью защиты экологии, служат финансовой базой, которая может потребоваться в решении неотложных проблем сохранности природы.

В России существуют такие внебюджетные организации:

  • фонд федерального уровня;
  • фонды субъектов РФ;
  • местные, областные, краевые фонды.

Экологические фонды образованы за счет тех средств, что поступают от граждан, предприятий, организаций и иностранных инвесторов. Все поступления денежных средств таких фондов распределяются согласно схеме:

  • 60 % определяется на реализацию запланированных мероприятий местного значения, например городов или районов;
  • 30 % расходуется на реализацию программ территориального значения, например республиканского или областного;
  • 10 % - на реализацию мероприятий федерального уровня.

Создание фондов в экологическом секторе было призвано решить такие проблемы:

  • восстановить потери природной среды;
  • компенсировать вред, нанесенный здоровью населения;
  • начать возведение очистных сооружений;
  • материально обеспечить проведение акций по охране природы и просветительской работе.

Также Фонды предоставляют возможность для развития природоохранной деятельности с помощью таких инструментов экономического механизма охраны окружающей среды:

  • помощь в формировании начального капитала предприятий, которые создаются с целью производства продукции придоохранного назначения;
  • обеспечение гарантий банкам по кредитам для предприятий по реализации проектов по охране природы.

Разрешения на природопользование

С целью охраны и рационального использования природных ресурсов законодательно определены некоторые рычаги экономического воздействия.

Рассмотри их подробней:

  • Лицензирование действий комплексного природопользования. Такой документ выдается на фиксированный срок (1 год) и определяет права владельца относительно природного ресурса, размещения отходов, произведения сбросов и выбросов.
  • Заключение договора о комплексном природопользовании, который определяет условия и правила использования ресурсов природы предприятием, а также размеры экологических платежей. Обязательно в документе указываются обязанности сторон и их ответственность.
  • Установление лимитов на природопользование, например лимит потребления вод промышленного назначения, лимит по отлову животных. Если предприятие превышает установленные нормы, то с него взимается дополнительная плата.

Выдачу документов осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды региона на основании Закона под номером 7-Ф3.

Концепция экологического развития

После Конференции ООН в 1992 году понятие концепции устойчивого экологического развития вошло в мировой лексикон. Она предполагала достижение гармонии природы и человека и позиционировалась как движение вперед с целью максимального удовлетворения потребностей нынешнего поколения, одновременно не лишая такой возможности будущие поколения.

В рамках Конференции были определены связи экономики и экологии:

  • Зависимость между экологическим и экономическим развитием. При достижении прогресса второго без участия первого планета превратится в пустыню.
  • Если большее внимание уделяется развитию экологии без экономической направленности, то это порождает нищету и несправедливость.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды в России все еще требует доработок и будет изменяться с введением новых правовых норм. Но можно сказать, что основа рационального, расчетливого и бережного использования ресурсов окружающей природы уже заложена, а значит, остается решить сопутствующие эколого-экономические задачи.

  • Совокупность факторов неорганической природы. Дайте характеристику этим факторам. Биотические экологические факторы.
  • Экологические факторы, ограничивающие развитие организма. Закон минимума ю. Либиха и толерантности в. Шелфорда.
  • Место популяции в биоте Земли. Основные статические и динамические показатели популяции.
  • Экологические пирамиды.
  • Пищевые взаимоотношения организмов и трофическая структура экосистемы. Какие трофические системы являются проводниками энергетических потоков в экосистемах.
  • Динамика экосистемы. Виды экологических сукцессий.
  • Биосфера. Основные ее отличия от других оболочек земли. Свойства биосферы. Состав и границы биосферы.
  • Учение в.И.Вернадского о биосфере.
  • Круговороты веществ в природе. Функции живого вещества в биосфере.
  • Роль азота в биосфере. Биогеохимический круговорот азота. Роль углерода в биосфере. Биогеохимический круговорот углерода.
  • Фотосинтез и хемосинтез, их роль в окружающей среде.
  • Что такое ноосфера и почему возникло это понятие?
  • Что понимается под антропогенным воздействием на биосферу?
  • Дайте определение загрязнению окружающей среды. Укажите его виды, объекты и масштабы.
  • Наиболее опасные загрязняющее вещества для человеческой популяции и природных биотических сообществ.
  • Оцените роль различных отраслей хозяйства в загрязнении атмосферы. Приведите примеры пагубного влияния высокотоксичных загрязнителей на живые организмы.
  • Основные загрязнители атмосферного воздуха и их воздействие на окружающую среду.
  • Важнейшие экологические последствия глобального загрязнения атмосферы.
  • Кислотные осадки. Воздействие на окружающую среду. Причины и последствия образования химического и фотохимического смогов.
  • Истощение озонового слоя Земли.
  • Деградация почв, ее причины.
  • Антропогенное воздействие на погоду и климат.
  • Литосфера. Разработка недр и ее негативное воздействие на окружающую среду. Другие антропогенные воздействия на литосферу.
  • Почва. Состав и ее свойства. Основные факторы почвообразования. Строение почв в вертикальном разрезе. Состояние земельных ресурсов в Белгородской области. Виды деградации почвы.
  • Химический состав почвы. Виды эрозии почв. Экологический ущерб от эрозии. Особенности антропогенного воздействия и загрязнения на почвы. Рекультивация почвы.
  • Охарактеризуйте функции леса в биосфере. Гибель лесов и ее влияние на состояние окружающей среды.
  • Экологические последствия антропогенного воздействия на биотические сообщества.
  • Взаимоотношения между организмами. Основные функции различных представителей биоты в экосистеме.
  • Антропогенное воздействие на биосферу. Назовите основные причины вымирания животных, сокращения их числа и утраты ими биологического разнообразия в настоящее время.
  • Состав и строение атмосферы. Виды атмосферного загрязнения. Защита атмосферы от антропогенных воздействий.
  • Состав и строение гидросферы.
  • Санитарно-химические показатели качества воды.
  • Жесткость воды, ее виды. Основные методы умягчения вод.
  • Состав и строение атмосферы. Образование смога. Защита атмосферы от антропогенных воздействий.
  • Типы круговоротов в биосфере.
  • Парниковый эффект и глобальное потепление климата.
  • Атмосфера. Загрязнение атмосферы. Кислотные осадки.
  • Содержание кислорода в воде.
  • Природные воды. Их качество, количество и состав.
  • Основные методы очистки сточных вод.
  • Биохимическая очистка сточных вод. Привести пример на основе городских очистных сооружений.
  • Назовите основные стандарты качества окружающей природной среды.
  • Нормирование качества окружающей среды. Пдв и пдс.
  • Состояние человека как отражение состояния экосистемы. Закономерности роста популяции человека. Основные механизмы преодоления действия лимитирующих факторов.
  • Основные факторы, определяющие состояние здоровья. Критерии качества состояния здоровья в Белгородской области.
  • Экологические правонарушения. Основные виды ответственности за экологические правонарушения.
  • Способы повышения заинтересованности природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.
  • Экономические механизмы защиты окружающей среды.
  • Экологические кризисы и катастрофы. История антропогенных экологических кризисов. Пути выхода из современного экологического кризиса.
  • Сущность экологического мониторинга. Виды мониторинга.
  • Биоиндукция и биотестирование. Растения и животные – индикаторы содержания химических веществ в окружающей среде.
  • Экологические пирамиды. Трофические взаимоотношения в экосистеме. Закономерности трофического оборота в биоценозе.
  • Нормирование. Экологические стандарты.
  • Экологическая экспертиза и сертификация.
  • Экологический риск. Экологический аудит.
  • Международные объекты охраны окружающей природной среды.
  • Основные принципы международного экологического сотрудничества.
  • Экологизация общественного сознания. Формирование нового экологического сознания.
  • Природоохранная деятельность и основные ее виды.
    1. Экономические механизмы защиты окружающей среды.

    включает в себя проведение следующих мероприятий:

    1) планирования и финансирования природоохранительных мероприятий;

    2) установления лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения

    3) установления нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

    4) предоставления предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими мало-

    отходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

    5)возмещения в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Финансирование.

    Прежде всего, экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм.

    Следующая важнейшая функция экономического механизма - стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них.

    Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.

    1. Экологические кризисы и катастрофы. История антропогенных экологических кризисов. Пути выхода из современного экологического кризиса.

    В истории планеты многочисленны примеры экологических кризисов и катастроф различного масштаба. Они неоднократно потрясали биосферу, несли гибель многим видам живого и существенно меняли генотипический состав биоты. Нарастание негативных последствий антропогенного воздействия на биосферу привело к современной кризисной ситуации в ней.

    Кризисы, бедствия и катастрофы - это нарушения природного экологического равновесия, потеря устойчивости биологическими системами. При этом кризисы, не разрушают систему полностью, а приводят ее в состояние неустойчивости, из которого возможен выход к изменению уровня функционирования или управления системой, либо к гибели системы. Таким образом, кризис может быть и обратимым. Катастрофа - комплекс изменений в системе, которые ведут к ее исчезновению. При катастрофе нарушается одновременно большое количество взаимосвязей, прекращает функционировать системообразующий фактор, и система, как таковая, перестает существовать.

    История антропогенных экологических кризисов

    История биосферы богата примерами локальных экологических кризисов. Они случались как до появления человечества, так и во время его существования. В районах, оказавшихся испорченными неумелым хозяйствованием человека, «свет цивилизации» постепенно затухал, зато с новой силой и новым блеском он вспыхивал в других районах земного шаpa.

    Подобными кризисами, вызванными антропогенными воздействиями, принято считать следующие.

    Кризис перепромысла животных (кризис консументов). Это был первый 1 антропогенный экологический кризис, который произошел 10-50 тыс. лет назад в результате интенсивного развития охоты. Выход из кризиса был найден в ходесельскохозяйственной революции, ознаменовавшейся переходом к производящему хозяйству.

    Кризис примитивного поливного земледелия (кризис продуцентов). Он возник около 2 тыс. лет назад в связи с повышением производительности сельского хозяйства и появлением излишков продукции, которые можно было менять или продавать. Кризис был вызван истощением плодородия почв. Решить проблему удалось в результате второй сельскохозяйственной революции, переходом к широкому освоению неполивных земель.

    Кризис перепромысла растительного материала (кризис продуцентов). Этот кризис принято считать вторы м антропогенным кризисом, который произошел 150-350 лет назад. В ходе промышленной революции он заставил человечество начать интенсивное использование минеральных (ископаемых) источников энергии, что совместно с другими процессами вызвало дисбаланс в энергетических процессах биосферы. Кризис физического и химического загрязнения биосферы (кризис редуцентов). Далее, 40-60 лет назад, в связи с развитием научно-технической революции начался и продолжается в настоящее время третий антропогенный или глобальный кризис, который уже не в состоянии справляться с разложением всего постоянно растущего «антропогенного букета загрязнений». Особые проблемы возникают с теми впервые синтезированными человеком веществами, которые не имеют природных аналогов, и, следовательно, для которых в природе нет систем (организмов или абиотических процессов), способных редуцировать эти вещества до исходных химических элементов.

    Каковы же пути преодоления глобального экологического кризиса ? Чтобы справиться с ним, сначала необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека, то есть от нас с вами. Главную роль в решении этой задачи играет экологическое просвещение всех слоев и всех возрастных категорий общества. Следующий шаг - создание эффективного природоохранного законодательства. Помимо национальных законов, регулирующих отношения между предприятиями, государством и его жителями в области ответственности за загрязнение природной среды, важное значение имеют межгосударственные правовые отношения. Действительно, глобальный ЭК касается всей планеты, границы между странами не служат препятствием для перемещения газов, радионуклидов и экотоксикантов. Общая цель национального и международного природоохранного законодательства достаточно ясна: ни отдельному человеку, ни государству в целом не должно быть выгодно, загрязнять планету сверх заранее согласованной международным сообществом меры и каждый случай сверхнормативного загрязнения должен преследоваться законом.

    Ключевым элементом в борьбе с ЭК является поиск грамотных и действенных научно-технических решений. Это означает, что на экологию должны работать многочисленные институты, лаборатории, университеты, фирмы. Природоохранной экспертизе должно подвергаться любое действующее или реконструируемое предприятие, каждый проект нового строительства независимо от его социальной направленности. И наконец, экологический компонент среднего, специального и высшего образования должен стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже гуманитарных наук. Особое значение имеет экологическая подготовка учителей. Экологический кризис является наибольшей опасностью, стоящей сегодня перед человечеством. Анализ показывает, что другие глобальные кризисы - энергетический, сырьевой, демографический - в своей основе сводятся к проблемам охраны природы. У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян

    В состав экономического механизма входят: природные кадастры, меры материально-технического и финансового обеспечения, платность за использование природных ресурсов, платежи за загрязнение окружа­ющей среды, а также льготы по кредитованию, налогообложению и осво­бождение от обложения налогами.

    Это постоянно действующие эконо­мико-правовые институты. Сейчас, при продвижении к рынку, появились новые экономические стимулы. Среди них: экологическое страхование, установление повышенных норм амортизации основных природоохра­нительных производственных фондов, а также введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и, наоборот, снижение цен на экологически неблагоприятную продукцию. Формируется также банк экологических услуг, совершенствуются договорные отношения, где ВИД-

    ное место занимает экономический механизм регулирования - догово­ры на комплексное природопользование, аренды, передачи в постоянное пользование объектов, охрана памятников природы и т.д.

    Кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характе­ризующих количество и качество природного ресурса, состав и катего­рии природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рацио­нального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

    Единого кадастра природных ресурсов не существует. Они пред­ставлены по их видам и в целом образуют единую экономико-право­вую систему.

    Земельный кадастр (ведет Роскомзем РФ).

    Кадастр месторождений полезных ископаемых (ведет Роскомгео- логия).

    Лесной кадастр (ведет Федеральная служба лесного хозяйства РФ).

    Водный кадастр (ведет Роскомгидромет, Роскомвод, Роскомнедр).

    Учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охот­ничьего хозяйства при Минсельхозе РФ.

    Реестр рыбных запасов по внутрихозяйственным водоемам со­ставляет Комитет по рыболовству. Своеобразным кадастром редких животных и растений служит Красная книга Федерации, Красные книги субъектов Федерации.

    Платность природных ресурсов. Платность повышает заинтере­сованность в эффективном использовании ресурсов, в их сохранении и воспроизводстве, а также обеспечивает получение дополнительных средств на природоохранительную работу. Закон предусматривает два вида платы за ресурсы природы: а) за право пользования ресур­сами; б) за загрязнение окружающей природной среды.

    Плата за использование природных ресурсов включает: плату за право пользования ресурсами; за сверхлимитное и нерациональное их использование; плату на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    Так, плата за землю выступает в трех формах: земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. За использование недр установлено три формы платы: за право на поиск и разведку место­рождений полезных ископаемых, их добычу, а также за использова­ние недр для иных целей не связанных с добычей полезного сырья. За пользование водными объектами взимается плата: за право пользо­вания и на восстановление и охрану вод.

    За пользование лесными ресурсами установлены: лесная подать (лесной налог), арендная плата и отчисления в фонды воспроизводства, охраны и защиты леса. Соот­ветствующие платежи установлены также за пользование растительны­ми ресурсами, животным миром.

    Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается за: выбросы, сбросы вредных веществ в пределах лимитов; выбросы, сбро­сы вредных веществ сверх лимитов, либо без разрешения; размещение отходов. Базовые нормативы выплат определяются по каждому виду загрязняющих веществ и иного вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные колебания) с учетом степени их вредности. Разра­ботчик - Минприроды с участием заинтересованных ведомств.

    Конкретные размеры платежей для предприятий-загрязнителей оп­ределяются органами местной администрации с участием природоох­ранительных органов. Платежи зачисляются в местный бюджет для расходования на нужды охраны и воспроизводства природных ре­сурсов.

    Экологические фонды. В соответствии с законом в России формиру­ется система внебюджетных экологических фондов: федеральный фонд, фонды субъектов федерации, местные фонды. Средства в фонды посту­пают от предприятий, учреждений, организаций и граждан, а также из плат за загрязнение среды; из сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; за счет средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и др.

    Средства фондов зачисляются на специальные счета банков и рас­пределяются в следующем порядке: 60 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий местного значения (город, район); 30 процентов - на мероприятия республиканского, краевого, областного значения; 10 процентов - на мероприятия федерального значения.

    Экологическое страхование. Цель страхования - защита иму­щественных интересов лиц, потерпевших ущерб в результате вне­запного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружаю­щей среды. Страхование является добровольным. Страхователями являются предприятия, учреждения, организации, которые заключа­ют договор с государственной страховой компанией. В договоре указываются: страховая оценка договора, страховые платежи, поря­док и условия их выплаты. Страховая оценка - это размер годо­вого оборота предприятия, т.е. выручка от реализации продукции и оказания услуг. Страховые платежи уплачиваются по ставкам, кото­рые устанавливаются в процентах от годового оборота. Потерпев­шие ущерб граждане и юридические лица получают компенсацию за причиненный вред за счет страховой суммы, накопленной предприя­тием (страхователем). Если же страховщик (страховая компания) откажет предприятию в выплате страховой суммы (закон это пре­дусматривает), то потерпевшие в таком случае обращаются в суд. Иск рассматривается в соответствии со ст. 88 Закона РФ об охране окружающей природной среды, которая конкретизирует гражданско- правовую ответственность за причиненный вред источником повы­шенной опасности.

    Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования ориентирован на обеспечение эффективного природоохранного управления. Реализация такого управления достигается с помощью разнообразных экономических рычагов воздействия на природопользователя, включающих формирование ценообразования с учетом природоохранного фактора; разработку стимулирующих принципов финансирования природоохранных мероприятий, а также принятие государственных и региональных природоохранных программ. Среди основных задач, решаемых с помощью экономических механизмов управления природопользованием, следует выделить:

    · планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

    · установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

    · установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия;

    · предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

    · возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

    Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды», пользование природными ресурсами в России является платным. В соответствии с этим положением, экономические механизмы управления природопользованием включают:

    · платежи за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи);

    · компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого оборота или ухудшение их качества (компенсацию ущерба), вызванные деятельностью природопользователя;

    · платежи за загрязнение окружающей природной среды (эмиссионные платежи);

    · штрафы за нарушение природоохранного законодательства;

    · рыночные цены на часть природных ресурсов, поступающих в экономический оборот и являющийся объектом рыночных операций;

    · дифференциацию налогообложения с учетом экологических факторов;

    · финансирование (бюджетное и внебюджетное) природоохранных мероприятий, включая систему экологических фондов воспроизводства природных ресурсов;

    · страхование экологических рисков.

    Одним из центральных элементов экономических методов регулирования природоохранной деятельностью является естественнонаучное обоснование предельно допустимых нагрузок на природную окружающую среду, которое основано на количественной оценке значений ассимиляционного потенциала и представлении его в качестве ресурса, с последующим использованием его стоимостной оценки в экономических расчетах. При этом в качестве ориентировочной аппроксимации ассимиляционной емкости различных регионов и территорий часто принимаются расчетные значения лимитов на ПДВ, ПДС и др., последовательные итерации которых в результате могут способствовать более объективной ее оценке. В этом случае ассимиляционный потенциал будет выражаться как система экологических нормативов, которые, с одной стороны, являются количественной характеристикой экологических потребностей, а с другой параметрами, характеризующими издержки по сохранению такого ресурса как качество окружающей природной среды.

    Плата за природные ресурсы(землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

    · за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    · за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    · на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    Плата за природные ресурсы представляет собой расходы природопользователя, связанные с их разведкой, извлечением и использованием, а также на возмещение убытков возникающих из-за экологического ущерба окружающей среде и здоровью людей. При этом она включает в себя две существенно различающиеся между собой составные части.

    Во-первых, это плата за право пользованием природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. В этом виде платы реализуется абсолютная рента, которая ранее изымалась в федеральный бюджет, не заинтересовывая регионы в эксплуатации природных ресурсов. Данный вид платы формируется исходя из затрат на компенсацию потерь региона и не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. Обычно, абсолютная величина платежа определяется по итогам конкурса (тендера) или увязывается с уровнем банковского процента. На практике в эту плату входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая влияет на эффективность их эксплуатации. Например, месторождение более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных компонентов эксплуатируется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что получаемый при этом экономический эффект не зависит от вклада природопользователя и уже только по этой причине может быть изъят. В основе практического применения данного принципа лежит экономическая оценка природных ресурсов, которая может осуществляться по рыночным ценам, замыкающим затратам и другим методическим принципам, которые были рассмотрены выше. Применение перечисленных составляющих платы за право пользования природными ресурсами ориентировано на повышение экономической заинтересованности природопользователей в интенсификации использования природных ресурсов, внедрения новых, более эффективных безотходных и природоохранных технологий.

    Во-вторых, это плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная составляющая платы за природные ресурсы представляет собой оплачиваемые природопользователем расходы специализированных предприятий и организаций на восстановление израсходованной в процессе хозяйственной деятельности части ресурсов. В основе этой платы лежит экономическая оценка тех же ресурсов, но ориентированная на расчет потерь и финансовых ресурсов, необходимых для рекультивации и восстановления ресурсов природной среды, нарушенных в процессе природопользования.

    Следует также иметь в виду, что на ресурсы, непосредственно изымаемые природопользователем, устанавливаются лимиты их использования. Они действительны определенный срок по каждому виду природных ресурсов, которые определяются уровнем развития техники, технологических процессов, изменением потребностей в данном виде ресурса и его состоянием. В соответствии с установленными лимитами природопользователи получают разрешение на использование природных ресурсов.

    В качестве ресурсов часто выступают также отходы производства, вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла и др. Такие ресурсы могут оцениваться по нулевой стоимости, по издержкам на доставку и подготовку к использованию, или по вытесненным затратам за счет замены «первичного» природного ресурса.

    Предполагается, что плата за природные ресурсы должна носить стимулирующий характер и быть ориентированной на повышение экономической ответственности отдельных субъектов хозяйственной деятельности за рациональное природопользование.

    Природные ресурсы могут оцениваться ценой предприятия добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. К таким природным ресурсам относится большинство сырьевых и энергетических ресурсов. С другой стороны, природные ресурсы могут оцениваться издержками на их добычу и облагаться специальными налогами в пользу государственных и муниципальных фондов за каждую единицу используемого ресурса. Сюда относятся изменяемые или используемые земли, вода, лес, и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

    Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством РФ.

    Пользование землей в России является платной. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налоговая форма пользования землей стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв. Плата установлена за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, землей, занятой месторождениями полезных ископаемых и другими категориями земель. При этом ставка земельного налога является единой, независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственности соответствующего налогоплательщика и изымается из его прибыли (дохода). Отсюда, земельный налог носит фискальную направленность. Средства от его взимания поступают в бюджет (от местного до федерального). Земельный налог подразделяется на две основные группы:

    · за земли сельскохозяйственного назначения;

    · за земли несельскохозяйственного назначения.

    Плата за земли первой группы территорий учитывает состав, качество, площадь и местоположение угодий П з = п х S , где п - нормативная ставка земельного налога; S – площадь сельскохозяйственных угодий.

    Средние нормативные ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам РФ установлены Законом «О плате за землю». Органам законодательной власти предоставлено право, исходя из средних размеров налога и кадастровой оценки угодий, устанавливать ставки налога по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

    Плата за земли несельскохозяйственного назначения, с помощью соответствующих коэффициентов повышения средней ставки земельного налога, классифицируется с учетом:

    · экономической значимости и экологического состояния района РФ;

    · уровня социально-культурного потенциала;

    · уровня исторической ценности территории.

    Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.

    Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога для поселений численностью до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования. Налог на земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

    Кроме земельного налога, в качестве платы за землю используются арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. За нижний предел в данном случае берется размер земельного налога. Реальный расчет размера ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды земли на первичных и вторичных рынках недвижимости.

    Земельный налог и арендная плата используются исключительно на следующие цели:

    · финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под эти мероприятия, и процентов за их использование;

    · инженерное и социальное обустройство территории.

  • 9. Конституционные основы экологического права.
  • 10. Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.
  • 11. Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы (формы, субъекты, объекты, содержание).
  • 12. Право собственности на недра в рф. Право собственности на водные объекты.
  • 12.Право соб-ти на недра в рф. Право соб-ти на водные объекты.
  • 13. Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.
  • 13.Право соб-ти на леса в рф. Право соб-ти на животный мир.
  • 14. Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 14.Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 15. Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав
  • 15.Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав природопользователей.
  • 16. Общая характеристика пользования недрами.
  • 16.Общая характеристика пользования недрами
  • 17. Общая характеристика пользования водными объектами
  • 17.Общая характеристика пользования водными объектами.
  • 18. Общая характеристика пользования лесами
  • 18.Общая характеристика пользования лесами
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 20. Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 20.Правовое регулирование охоты и рыболовства
  • 21.Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)
  • 22.Правовая охрана недр
  • 23.Правовая охрана вод
  • 24.Правовая охрана лесов
  • 25.Правовая охрана животного мира
  • 26.Правовая охрана атмосферного воздуха
  • 27. Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 28. Виды, органы и функции управления.
  • 2. Министерство сельского хозяйства
  • 3. Министерство экономического развития рф
  • 29. Экологический мониторинг.
  • 30. Экологическое нормирование.
  • Глава V фз№7 «об охране окр ср» ст. 19-31
  • 31. Оценка воздействия на окружающую природную среду.
  • 32. Экологическая экспертиза.
  • 33. Экологическое лицензирование.
  • 34. Техническое регулирование, экологическая стандартизация и сертификация.
  • 35. Экологический аудит.
  • 36. Экологический контроль.
  • 37. Учет компонентов и объектов окружающей среды.
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.
  • 39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).
  • 40. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 41. Экологическое страхование.
  • 42. Ответственность за экологические правонарушения (понятие и структура экологического
  • 45. Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
  • 46. Правовая охрана окружающей среды в промышленности.
  • 53. Международно-правовая охрана природной среды.
  • 54 Международные экологические организации
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.

    Экономический механизм - это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Элементы экономического механизма:

    1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий

    2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов.

    3. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов.

    4. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот в случае внедрения ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

    5. Осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды

    6. Ведение кадастра того или иного природного ресурса

    7. Заключение договоров в сфере природопользования

    8. Экологическое страхование

    9. Экологический аудит

    Целью экономического механизма является стимулирование природопользования, которая заключается в создании условий экономической заинтересованности юридических и физических лиц в выполнении адресованных им требований экологического законодательства.

    В экологической сфере экономические меры и административные не являются альтернативой одного другому, а гармонично дополняют друг друга.

    39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).

    Статья 20. Платность использования природных ресурсов.

    1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

    2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

    * за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    * за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    * на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    3. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

    Таким образом, взимание платы за ресурсы предполагает три основания: пользование в пределах лимита; сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная часть проводимого исследования касается проблем разработки и внедрения механизма платы за первое из перечисленных оснований - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов.

    Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

    * земля (налог, средняя плата);

    * лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);

    * водные ресурсы (водный налог);

    * животный мир (плата за пользование объектами животного мира);

    * недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна).

    Приведенный выше перечень видов платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами, и вообще - единой методологии по установлению ресурсных платежей.